автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала
- Автор научной работы
- Голощумова, Галина Семеновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала"
I з ФВ
ймистерство образования Российской Федерасда Уральский государственный педагогический университет
На правах рукописи
Голоиумова Танина Семеновна
ЮСПИТАНИЕ ГУ!т«ЛМЧШЖ ПРВДТШШЙ швдшх ЕКОЛЫМЮВ НА МАТЕРИАЛЕ даРАТИБНО-ШИЛАДШ) ИСКУССТВА УРАЛА
13.00.01 - теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
дассертации 1а соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург 1995
Работа выполнена в Уральском государственном педагогическом университете .
Научный руководитель -• заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор А.С.Белкин
Социальные оппоненты - действительный член Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор В.И.Загвязинский
- кандидат «{илософских наук, профессор Ю.П.Петров
Ве,иудее учреждение ..- Уральский профессионально-педагогический университет
Защита диссертации состоится У/" сГ/е^лА 1995 г. в Ж- час. на заседании диссертационного совета К'. 113.42.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете по адресу: 620040, Екатеринбург, пр.Ксс-монавтоз, 26.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Уральского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан Ж
г-г—
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук ____Г.А.Карпова
■ доцент
ШУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В условиях гуманизации образования, ставшей одной кз ведуне« тенденций в развитии школы, важнейшая рать в нравственном становлении личности учащихся отводится воспитанию гуманистических представлений. В работе дачного направления учителю важно найти конкретный материал, на основе которого он смоякт добиться наиболее высоких результатов в приобщении детей к общечеловеческим ценностям. Особую роль здесь играет региональное декоративно- прикладное искусство.
Аккумулируя в себе огромный исторический, духовный и эстетический опыт, оно является выражением глубиннейших представлений народа, о мире и человеке, позволяя увидеть действительность глазами другого человека, осознать человеческое в себе. Помогая этому открытию своей сопричастности к общечеловеческому, оно выступает как мощный гуманизирующий фактор в нравственно-эстетическом воспитании и самовоспитании. Использование такого потенциала в настоящей работе мы предлагаем на материале декоративно-прикладного искусства уральского региона.
Влияние различных культур на развитие декоратишо-прикладного искусства Урала, связанное с сощлально-историческиш особенностями региона, определило многообразие его содержания, видов и форм (камнерезное искусство, художественная обработка металла, бурачный промысел, искусство домовой росписи, подносный промысел и т.д.), впитавших и отразивших в себе все своеобразие края, способствующих глубокому пониманию человеком собственных корней, осмыслению им своего места и предназначения в окружающем мире, развития гуманистического чувства национального самосознания.
Разработке вопросов, связанных с использованием декоративно-прикладного искусства в различных аспектах учебно-воспитательного процесса, посещено немало исследований: Н.Н.Волков, И.П.Глинская, Н.А.Горяева, Б.М.Неменский, А.С.Хво-ростов, Т.Я.Шпикалова, Б.Ю.КЬов. Однако реально в практике школ далеко не всегда реализуется педагогический потенциал данного искусства.
Анализ опыта работы учителей уральского региона свидетельствует о том, что изучение декоративно-прикладного искусства своего края носит лишь иллюстративно-эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных склонностей и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов. Следует сказать'в этой связи и о том, что музеи Урала с их богатейшими экспозициями и фондами не могут на сегодняшний день в полной мере реализовать себя в нравственно-эстетическом воспитании учащихся. Недостаточна и профессиональная квалификация тех, кто по существу выполняет функцию музейного педагога , статус которого четко не определен. Отсутствие в музеях специальных методических разработок и пособий, соответствующей
материально-технической базы, специальных помещений и оборудования для занятий с детьми не дает возможностей ддя практического воплощения основ идеи "музейной педагогики",о необходимости разработки которой говорили еще в 20-30-х годах отечественные педагоги А.В.Бакушинский, А.У.Зеленко, Ф.И.Шмит.
Таким образом, шявшось основное противоречие мегаду необходимостью целенаправленного использования декоративно-приклдцного искусства в воспитании г^манистичесдк представлений учащтеся и отсутствием научно-обоснованных педагогических подходов к введению нравственно и эстетически ценного материала в содержание образования школы. Обозначенное противоречие определязт актуаль -ность проблемы эффективного использования декоративнсмтрикладюго искусства в воспитании гуманистических представлений.
Педагогическая теория и школьная практика показы заюг, что глубинная преемственность культурных традиций возникает лишь тогда, когда ребенок начинает их осваивать с первых даей пребывания в школе. Младший школьный возраст, в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатле -нкя, является наиболее сензитивным в воспитании гуманистической направленности личности.
Все вьшеизложенное определило тец^ нашего исследования: "Воспитание гуманистических представлений млада« школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала".
Цель исследования - определить содержание и пути аффективного использования уральского декоративно-прикладного искусства в воспитании гуманистических представлений младших школьников.
Объект исследования - гуманистические представления младших школьников.
Преует исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания гуманистических представлений младаих школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала.
Генеральная гипотеза - воспитание гуманистических представлений младших школьников будет наиболее эффективно, если использовать педагогический потенциал регионального декоративно-при-сладаого искусства.
Рабочая гипотеза - педагогический потенциал регионального декоративно-прикладного искусства может Сыть наиболее полно раскрыт в воспитании гуманистических представлений младаих школьников при реализации следующих условий:
- обеспечении системно-целостного поэтапного подхода в изучении декоратав-но-прикладного искусства (информационно-познавательный, поисково-исследовательский, предметно-нзозидательный этапы) с учетом возрастных возможностей восприятия младаих школьников;
- создании в коллективе эмоционально-нравственного климата, стимулирующе-
го в процессе нравственно-эстетической деятельности и общения проявление у детей доверительных отношений, взаимопомощи, творения добра и радости другому человеку, что способствовало бы закреплению у учащихся основных представлений о гуманистических ориентирах, о нормах человеческих взаимоотношений и проявлении этих нор/ в поступках;
- организации художественно-практической деятельности младших школьников по творческой реализации накопленного опыта, гуманистического по содержанию, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия.
Задачи исследования:
1) выявить сущностные характеристики понятия "гуманистические представления";
2) изучить особенности развития гуманистических представлений у детей младшего школьного возраста;
3) выявить педагогический потенциал регионального декоративно-прикладного искусства;
4) обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность процесса госпитания гуманистических представлений на материале регионального искусства;
5) разработать рекомендации и учебно-воспитательную программу по изучению декоративно-прикладного искусства Урала с целью воспитания гуманистических представлений младших школьников.
Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические положения о познании и творчестве (В.С.Выготский, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев), о гуманизации учебно-воспитательного процесса (В.А.Сухом-линский, К.Д.Ушинский), об искусстве как феномене культуры (М.М.Бахтин, Ю.Б. Борев,' П.А.Кропоткин). Исследование базировалось на теоретических положениях чуственного познания (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, П.М.Якобсон), а также на этико-педагогических положениях развития нравственных качеств личности в процессе эстетической творческой деятельности (К.В. Гаврштовец, МД.Вейт, Б.М.Йеменский).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; изучение и анализ опыта учителей начальных классов по использованию педагогического потенциала регионального декоративно-прикладного искусства в решении педагогических проблем; педагогическое проектирование, программирование к моделирование; огьггно-экстериментальше методы исследования : наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, анализ результатов творческой
деятельности детей, экспертные заключения.
Исследования проводилось в три этапа:
ПЕРЙЙ ЭТАП (1989-1990 гг.) - поисково-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; определение проблемы, цели, гипотезы и задач исслеДубания; подготовка к опьпно-экспершентальной работе.
ИРКЙ ЭТАП (1990-1993 гг.) - разработка программы опытно-экспериментального исследования и программы курса. "Нравственно-эстетические оснош декоративно-прикладного искусства Урала", первичная апробация содержания программы, проведение констатирущего и формирующего экспериментов.
ТРЕТИ? ЭТАП (1993-1994 гг.) - теоретическое осмысление полученных в исследовании данных, обойцение и корректировка материала; внедрение в практику работы общеобразовательных школ разработанной технологии курса; составление методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию педагогического потенциала уральского декоративно-прикладного ига^усства в воспитании гуманистических представлений младших школьников.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г.Н.Тагила {№№ 44,90,18), г.Н.1Уры 15). В ходе исследования на различных этапах приняли участие 225 детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования состоит в следуидем:
1) дана характеристика и определена сущность гуманистических представлений, в соответствии с которьш разработаны уровни их воспитанности, возможные для детей вдадаего школьного возраста (эгоцентрический, группоцентрический, общечеловеческий);
2) выявлен педагогический потенциал регионального декоративно-прикладного искусства! заклочаяцийся: в соответствии специфике предметно-действенного характера детского восприятия; в богатстве гуманистического содержания, создаицего наиболее благоприятные предпосылки для воспитания гуманистических представлений; в многообразии видов и форм данного искусства, его многофункциональности, предоставляющих широкие возможности для многогранного проявления педагогической деятельности;
3) обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эф|ектив-ности воспитания гуманистических представлений младаих школьников в процессе изучения регионального декоратишо-приклащюго искусства: системно-целостный поэтапный подход с учетом возрастных возможностей восприятия младаих школьников; создание в детском коллективе эмоционально-нравственного климата; организация художественно-практической деятельности детей по реализации накопленного гуманистического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная
*
программа и методические рекомендации по изучению уральского декоративно-прикладного искусства могут Сыть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Результаты исследования могут быть включены в специальные курсы - и семинары на факультете начальных классов в педагогических ВУЗах.
.Достоверность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса взаи-жг.рсзерлодах методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; проведенным экспериментом и личным опитом работы исследователя -в качестве педагога-экспериментатора.
Апробация и внедрение результатов исследования Содержате исследования отражено в шести публикацижавтора. Основные теоретические и методические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в городе Екатеринбурге (1992-1994 гг,), на научно-методических конференциях в Нижнетагильском педагогическом институте (1991-1994 гг.). Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседании кафеда факультета начальных классов Н'П'ПИ (1992-1994 гг.)
Результаты исследования используются учителя® школ г.Н.Тагила и Свердловской области, а также нзаши отражение в работе со студентам НТГГМ на спецсе-данарах и в период педагогической практики.
На защиту выносятся следуклие положения:
1) [>:.знистическке представления рассматриваются как вид нравственных представлений, который базируясь на обобщении восприятий и сопроволдакщих их нравственных чувств, содержит в себе индивидуальное оценочно-действенное отношение личности к человеку (другому и самок/ себе), к содержанию его жизнедеятельности как нравственной ценности, проявляющееся по общечеловеческим критериям добра и реализующееся в поступках.
2) В кладем школьном возрасте гуманистические представления могут проявляться в трех уровнж воспитанности: эгоцентрическом, гругпоцектрическом, общечеловеческом.
3) Воспитание гуманистических представлений младших школьников особенно эффективно при включении в данный процесс регионального декоративно-прикладного искусства, педагогический потенциал которого заключается в соответствии специфике'детского восприятия, в богатстве гуманистического содержания, в многообразии видов и форм данного искусства, его многофункциональности , предоставляющих широкие возможности для многогранного проявления педагогической деятельности.
4) Реализация комплекса педагогических условий, включащих системно-целостный поэтапный подход с учетом возрастных возможностей восприятия детей, создание в коллективе эмоционально-нравственного климата, организацию художественно-практической деятельности детей, обеспечивает успешность воспитания гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного ио-
кусства.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, ■ цель, фэрмруется гипотеза и основные задачи, описываются этапы и метода исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе "Воспитание гуманистических представлений младших школьников как педагогическая проблема" дается характеристика состояния проблемы в философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературе, определяются основные научные понятия, теоретические основы воспитания гуманистических представлений младших школьников, раскрывается педагогический потенциал регионального декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе "Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий, необходимых для воспитания гуманистических представлений младаих школьников (на материале декоративно-прикладного искусства Урала") описывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, ее содержание; экспериментально проверяются и уточняются педагогические условия эф|штивного воспитания гуманистических представлений на основе программы "Нравственно-зсте-тические основы декоративно-прикладного искусства Урала".
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются вывода, определяются дальнейшие пути разработки проблемы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИСОЩОВАШЯ
Анализ духовных исканий великих мыслителей (Сократ, Аристотель, И.Кант, Г. Гегель, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.Мень и др.) в сфере вечных проблем предназначения человека, цели жизни, возможностей разума, нравственности позволяет говорить о приоритете и особой значимости таких общечеловеческих ценностей, как творение добра, любовь к людям, отзывчивость, сострадание, милосердие и т.д.
Психолого-педагогические исследования (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, В.С.Выготский, В.В.Даввдов, Ю.А.Полуянов) дают возможность выявить значительную роль представлений в процессе нравственно-гуманистического познания как переходной ступени от ощущений и восприятия к мыдлению. Представление рассматривается как "чувственная основа" практически всей психической деятельности. Оно служит не только обязательным звеном в переходе от опущения к мысли, будучи как бы последней ступенькой чувственного познания, но и оказывается необходимым компонентом самого процесса мышления.
Представление как чувственный об риз предметов и явлений действительности выступает в роли 1-увственной опоры при формировании понятий. Развитие представлений и усвоение понятий составляют- две стороны единого процесса познанда и
их взаимосаязь есть непременное условие умственного развития, особенно на ранних этапах обучения, что дает основу для решения теоретических и практических задач, обеспечивает ребенку ориентировку-'в реальных ситуациях. .
Молко утверждать, что представления взаимосвязаны, практически со всеми психическими процессами, входя в них как их компонент,, .как код, как средство, как фор.а и как способ их осуществления. Полнота и адекватность представлений необходимы для полноценного процесса восприятия. Кроме того, они могут контролировать и регулировать деятельность человека и его поведение в целом, быть связанными с эмоционально-волевыми проявлениями личности.
Возникшие в процессе какой-либо из основных форм деятельности (игры, учения , труда), представления затем включаются во внутреннш структуру самой деятельности, дополняют ее первоначальный характер, способствуют формированию готовности к какой-либо новой деятельности и'творчеству (Б.Г.Ананьев, С.К.Сиволапов).
Специфика гуманистических представлений связана с нравственной деятельностью ребенка, в центре которой человек и отношение к нему, деятельностью, осу-ществлявдейся на основе освоения им нравственных знаний, опыта, эмоционального переживания нравственных отношений мезду лодьми. Поэтому развитие гуманистичео-ких представлений, с которыми дети соотносят свои нравственные действия, является одним из важнейших условий формирования нравственно полноценной личности.
Достаточно четкого определения гуманистических представлений в научной литературе мы не встретили. В нашей работе гуманистические представления рассматриваются как вид нравственных представлений, который базируясь на обобщении восприятий и сопрововдащих их нравственных чувств', содержит в себе, индивидуальное оценочно-действенное отношение личности к человек/ (другому и самому себе), к содержанию его жизнедеятельности как нравственной ценности, проявляющееся по общечеловеческим критериям добра и реализующееся в поступках. ■
Известно, что предметы эстетического цикла потенциально обладают большими возможностями эмоционально-нравственного влияния на детей младшего школьного возраста. В произведениях искусства исторически закреплены образцы нравственно-эстетического отношения к действительности, нравственного сознания, представления о добре и эле. В системе нравственного воспитания декоратишо-прикладному искусству как искусству вещи, как искусству, фэрмируюцему и преобразующему по^ вседневную предаетно-пространствекную среду человека, принадлежит валная роль, недооцененная и нереализукщаяся учителями начальньк классов в учебно-воспита -тельном процессе школы. ". ..
Однако детей целесообразно знакомить не с декоративно-прикладньм- искусством "вообгде", а с наиболее близким и доступньм ребенку конкретным региональным
его проявлением, аквдулирунцим в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края. Все это впитывается ребенком на подсознательном уровне и входит как компонент в социально-психологическую ситуацию его развития (Л.С.Выготский).
Выявляя педагогический потенциал регионального декоративно-прикладного искусства, в нашей работе мы раскрываем следующие его составляющие:
1. Соответствие специфике: детского восприятия. Психолого-педагогические положения о возрастных особенностях младших' школьников подчеркивают предаетно-действенную направленность их восприятия, что требует материализации воспринимаемых объектов. Являясь материализацией духовных ценностей народа, представляя материзлизированный характер региональной культуры, произведения декоративно -прикладного искусства позволяют более глубоко воздействовать на ребенка, обеспечивая слияние эмоциональных и рациональных компонентов.
2. Богатство гуманистического содержания, раскрыващееся через образный знаково-символический язык. Понимание декоративно-прикладного искусства невозможно без знания специфики его знаково-символического языка. Язык искусства неотделим от таких понятий как материал , изобразительно-выразительные способы передачи художественного содержания, художественная форма. Это не только система приемов и правил организации материала, но и средство материализации нравственно-эстетических идей, будучи материально закрепленными в языке, гуманистическое содержание может восприниматься многими поколениями. Благодаря своей преемственности знаково-символический язык становится доступен чувственному восприятию и начинает выполнять социаш^о-коммушкативную функцию. Исследо -Еания вьдаицюсся психологов (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Н.Г.Салмина) доказывают 'чрезвычайно значимую роль усвоения знаков и символов в культурно-историческом развитии детского сознания, что позволяет говорить о том, что знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства не только доступен детскому восприятию, но и создает наиболее благоприятные предпосылки для воспитания гуманистических представлений и раскрытия нравственно-эстетических возможностей , содержаэдхся в декоративно-прикладаом искусстве.
3. №югообразие видов и форм данного регионального искусства, его многофункциональность, предоставлящих широкие возможности для многогранного проявления педагогической деятельности. Через свои основные функции (эстетическую, коммуникативную, утилитарную, познавательную, трудовую и т.д.) декоративно-прикладное искусство в полной мере отражает своеобразие региона. Художественная выразительность и эстетическая значимость произведений данного искусства настолько ярко шражены, что интерес к ним у детей не ослабевает в течение длительного времени, способствуя обострению у учащихся внимания к духовной культуре своего нарда, интереса и уважения к его прошлому, развивая гуманистическое чувство
национального самосознания гак проявление общечеловеческих нравственных качеств. Использование такого материала открывает большие возможности для разработок оригинальных педагогических подходов в воспитательной работе с детьш младого школьного возраста.
. 3 нашей работе данный педагогический потенциал мы рассматриваем относительно декоративно-прикладного искусства уральского региона.
Анализ трудов исследователей, занимавшихся вопросами семантем аскетов (В. М.Василенко, В.А.Барэдулин, В.С.Воронов, Б.А.Маков) приводит к выводу о гуманистическом содержании образов уральского декоративно-прикладного искусства, которые fie ¡тресте укралвли изделия, но несли собою функцию оберега: знаки солнца, дающего жизнь; образы сказочных птиц, символизирукщих счастье; "древо жизни", несущее благополучие; символическое звучание цветовой гаммы уральской росписи и т.д.
Передавая природное, многообразие, народом мастер не просто слепо копировал окружающий мир, а старался передать свои чувства, мысли и мечты о »дани и человеке. Причем украшения изделий являются не хаотичной суммой отдельных знаков. Это целая логически выстроенная система, в которой мир представлен в единстве и согласованности. Поэтому каждое изделие можно рассмотреть как "мир в целом", как выражение глубиннейших представлений человека о смысле жизни.
Познание знаково-символического языка уральского декоративночтрикладного искусства дает. возможность нового видения и нравственного осмысления мира, что подчеркивает необходимость введения педагогически ценного материала в содержание образования начальной школы.
Многообразие видов уральского декоративно-прикладного искусства, вызванного этнографическими и совдзльно-историческими региональными особенностями , сложной системой взаимовлияний и скрещивания культурных потоков Севера .Поволжья, Украины, Башкирии и т.д., способствует необычайно широкому выбору различных направлений в воспитательной работе с детьми, создает благоприятные предпосылки для использования разнообразных средств, форм и методов в решении педагогических задач на данном материале.
Мевду тем, знакомство с практикой школьных учителей уральского региона позволяет говорить о том, что в работе с детьми младаего школьного возраста . используют не региональное уральское, а лишь общерусское декоративно-прикладное искусство и искусство других регионов: хохломскую роспись, гжель, дымковскую игрушку и т.д. Изучение же отдельных ввдов уральского декоративно-прикладного ис_ кусства носит эпизодический, а не планомерный характер. Нередко на уроках изобразительного искусства и труда умению и навыкам овладения техникой росписи или
изготовлению какого-либо изделия придается доминирующее значение в ущерб вос-питательнж задачам. Таким образом, средство занимает место целей, и огромный нравственно-эстетический потенциал декоративно-прикладного искусства Урала в учебно-воспитательном процессе не реализуется.
Многие школы данный пробел пытаются решить путем посещения музеев и выставок. Последние социологические исследования показали, что большинство опрошенных музейных работников недостаточно знакомы со своей аудиторией и ее.возрасти*! составом. Анализ данных свидетельствует о том, что детская аудитория занимает достаточно значительное место среда посетителей современного музея и, прежде всего, историко-краеведческого профиля (не менее 50Й. Но показатели посещаемости ни в коей мере не свидетельствуют об эффективности и качестве му-зейно-педатогичёской работы. Систематичность и разнообразие форм работы с детьми младаего школьного возраста во многом зависит от того, имеются ли в музее сотрудники, специализирувдеся в этом воспитательном направлении. Проблема специалиста (его наличие в кузее, статус, профессиональная.квалификация), проблема материально-технического и информащонно-методаческого обеспечения,, недостаточное знание детской аудитор® и неприемлемые метода и формы работы с ней делает невозможным на сегодняшний день разрешение задач детского направления м/зейной деятельности.
Поэтому именно школа должна рационально использовать свои учебно-воспитательные и организационные возможности в процессе изучения детьми регионального искусства. Очень важно, чтобы учитель начальных классов сам сумел направить богатейший нравственно-эстетический материал для решения педагогических -задач . еффектидаость же музейного воздействия в значительной степени будет зависеть от предварительной подготовки ребенка к встрече с музеем, а также от умения закрепить усвоенный и прочувствованный материал. Это может найти отражение в практических творческих работах учащихся (рисунок, поделка, сочинение), которьв, с одной стороны, переедаются подученными гуманистически® представлениями, а с другой, расширяет к утуубляют их, давая стимулы для нравственно-эстетического творчества.
Цель опьггно-экстриментальной работы состояла.в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, то есть наполнить конкретны* содержанием кавдэе педагогическое условие, определить его место в комплексе условий и подтвердить необходимость их реализации в целях повышения эффективности процесса воспитания гуманистических представлений школьников.
Ведущим методом опытно-экспериментальной работы избран психолого-педагогический эксперимент, поскольку он позволяет установить саше существенные закономерности определенного педагогического явления или процесса, а также
внести коррективы в существунцую практику.
Б опытнсьэкспериментальной работе приняли участие учащиеся и учителя школы К5 44 г.Н.Тагила (1а - экспериментальный класс,, 16 - контрольный). Для сопоставления и проверки результатов экспериментальной работы по отдельным этапам мы избрали школу № 90 г.Н.Тагила и школу № 15 г.Н.1Уры. Эпизодические наблюдения и обследования по интересующим нас вопросам велись в школе № 18 г.Н. Тагила.
Наличие экспериментального и контрольного классов позволяло отрабатывать методику исследования, а также проверять эф|ективность осуществляемых фэрл деятельности в разных средах. Экспериментальный и контрольный классы находились в равных условиях.
При описании констатирующей части эксперимента приводятся данные о критериальных показателях, о содержании, характере и уровне развития гуманистических представлений младших школьников.
В соответствии с обобщенным нами кругом гуманистических представлений их критерии характеризуются осознанностью, содержательностью и мотивированностью, характером омоиионально-нраветвенных отношений, устойчивостью гуманных поступков.
На-основании совокупности всех критериев были определены три уровня воспитанности гуманистических представлений младамх школьников. К типу детей с низким - эгоцентрическим, примитивным - давнем мы относим детей, которые свои гуманистические представления определяли через несовместимые понятия или же вообще не могли их определить. Данный уровень характеризует детей с несортированными представлениями о гуманизме. Зги дети доброжелательны только для своих близких, далеко не всегда справедливы. Положительные поступки вызываются у них исключительно субъективными симпатиями к другому человеку. Для детей этого уровня характерно стремление только к собственному интересу и выгоде. Преобладает 'отношение к себе как к самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское и зависит от того, помогает другой личному успеху или нет. Если помогает, то он оценивается как удобный, хороший, если не помогает, преаятствует, затрудняет, то - как плохой, враг.
Средний уровень гуманистических представлений - группоцентрический, функ-циональньй. К нему №1 относим детей, которые определяли гуманистические представления с помощью одного понятия, не отождествляя его с другими понятиями, не подбирая к нему синонимов, описывая конкретного человека, конкретную ситуацию. Эти дети имеют верные представления о гуманизме, они справедливы, добры, внимательны, уважительно относятся к окружагацим, но помогают им только в том случае, если их об этом попросят. Неудачи других понимают, но глубоко не пере-
живаюг. Активную действенную помощь они проявляет только по отношению к своим близким, друзьям. Ребенок, стоящий на этом урозне, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим лвдям зависит от того, входят ли эти другие в его группу. Груша при этом может быть не только маленькой, тесной, как сеМъЯ, но достаточно большой, например, цели на;дш, народ. Если другой входит в такую групцу, то он обладает свойством самоценности (точнее "группоценности"), ибо ценен не сам по себе, а своей принадлежностью, родством'к^группе, достоин жалости, сострадания._ уважения, снисхождения, прощения:, любви. Если же другой в эту групцу не входит, то эти чувства на него могут не распрос граняться.
К типологической груше детей с высоким уровнем воспитанности гуманистических представлений - общечеловеческим, категориально-описательным -мы относим детей, которые опредзляли гуманистические представления с помоиью нескольких синонимилеекдх понятий. Для детей этого уровня характерны осознанность и мотивированность своих представлений о гуманности, проявления действенного активного утвервдешя своих нравственных вдеалов во взаимоотношении с окружаюциш лвдьми и в отношении к миру. Систематические гуманистические поступки проявляются в их поведении осознанно и более того - как внутреиия нравственная потребность. Ода непримиримы ко.всякому злу, способны в любую млнуту прийти на помощь сверстникам, переживают неудачи других как свои собственные. Дяя них отношение к другоцу уже не определяется лишь тем, принадлежит ли он -к определенной группе или нет. За кавдм человеком, пусть даже далеким, не входящим в,его группу, подразумевается самоценность.
Таклл' образом, мы получили типологический ключ для исследования динамики воспитанности гуманистических представлений и для соответствующего сопоставления результатов показателей контрольного и экспзрименгального классов:
Тип Уровень осмысленности Уровень социально-гуманистичзской
активности
Ечсокий категориа1Ьно-описателън!>1й общзчеловзческий
Средний функциональный группоцентрический
Низкий прип/мтишый эгоцентричзский
При описании содержания констатируюцей ча?ти эксперимента приводятся данные об исходном уровне воспитанности гуманистических представлений у детей
экспериментального и контрольного классов. Количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что преобладающим является средний уровень (1а - 68?», 16 - 68?»); доля учащихся высокого уровня в контрольном классе на 4%. вьше, чем в экспериментальном (1а - 12$, 16,- 16%); 20?° детей экспериментального класса имеют низкий уровень, что на 4%.больше, чем в контрольном.
На этапе констатирущего эксперимента нагл также потребовалось выявить . отношение детей к уральскому декоративно-прикладному искусству по разным параметрам: уровень знания о видах уральского искусства, интерес к определенным его видам, потребность в изучении декоративно-прикладного искусства, выяснялся также источник получения знаний в этом направлении. Обработка результатов показала, что 92?» детей не имеет знаний по прикладным видам искусства своего края. Ни в детском саду, ни дома такая работа не ведется не только целенаправленно, но даже и чисто информативно- В школу ребенок приходит с минимальным уровнем знаний об искусстве своего региона.
Форжрулдай эксперимент проводился по программе "Нравственно-эстетические основы декоративно-приклздного искусства Урала", в которой заложена разработанная нами целостная методическая система по развитию гуманистических представлений младаих школьников, где бьша использована предложенная В.С.Безруковой концепция технологически госледовательньк действий. .Панная программа дает возможность практической' реализации разработанных нами и описанных в первой главе педагогических условий, выполнение которых обеспечивает более эффективное воспитание гуманистических представлений на материале уральского декоративно-прикладного искусства.
В основу программы были положены, следующие пришиты: преемственности, связи чувственного и логического, сочетания различных.видов деятельности, гуманистической организации творчееко-практической деятельности.
Истоки прикладного искусства, его знаково-символический язык, гуманистическое содержание, ориентируя на нравственный идеал, подаются в программе так, чтобы выйти на действенно-активную результативность: пробудить в ребенке интерес не только к художественному творчеству, но и творчеству нравственно^: превра -тить развитие, стимулируемое педагогом, в саморазвитие.
Изучение материала программы строилось в определенной системе через закономерно сменяяцие друг друга • этапы приобщения к искусству:
На иьфэрлационно-познавательном этапе через обогащение чувственного опыта детей по восприятию произведений уральского искусства, через усвоение специфики знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства происходило знакомство с произведениями народных промыслов Урала. На этом этапе использовались тфрмациоино-рецептивные и репродуктивные метода работы с детьми, стимулирующе познавательный интерес младшх школьников к уральскому декора-
тивно-приюшдному искусству.
На поисково-исследовательском этапе через использование таких форм; как диалог, приемы театрализации, ролевые игры, метода проблемного изложения материала стимулировалась поисюво-исследовательская деятельность детей, вызьвая отношение к познанию как к нравственной значимости, способствующей чувственному отклику в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей как субъективного открытия, направленного на утверждение самим ребенком смысла и содержания гуманистических представлений.
Предаетно-<х)звдат&льный этап был направлен на организацию художественно -практической деятельности учащихся по творческой реализации накопленного нравственно-гуманистического опыта, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия. Умение оперировать гуманистическими представлениями в создании новых нравственных образов воплощалось в творческих работах, в мотивировке поступка.
Успех воспитательной работа на всех ее трех этапах во многом зависел от эмоционально-нравственного климата в детском коллективе, где особо значимая роль принадлежала комцуникативно-интериоризационной функции педагога. Именно учитель выступал в роли организатора, интерпретатора и коммуникатора в процессе изучения данного материала. От него во многом зависело, раскроет ли данное произведение свои коммуникативные возможности для передачи детям не только познавательной информации, но и юфзрмации нравственной. На занятиях педагог создавал своеобразное эмоциональное поле, где своим оценочно-действенным отношением, восхищением, одобрением способствовал проявлению у детей доброжелательности, взаимопомощи , отзывчивости, чуткости и заботы друг о друге.
Основной акцент в организации художественно-практической деятельности детей бьи направлен не на приобретение младоми школьниками профессиональных умений и навыков по уральскому декоративно-прикладок/ искусству, а на самовыражение нравственно-эстетических ч/вств и представлений. Главный смысл детских творческих работ - гуманный поступок: подарок, творение добра и радости другому.
Используя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, многоотраслевой критерий сформировакности гуманистических представлений у детей, мы установили прямую зависимость эффективности процесса воспитания гуманистических представлений от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий. На основании результатов четырех срезов, проводившихся в ходе опытно-экспериментального исследования, в диссертации представлены графики и таблицы, наглядно отражающие динамику воспитзнности гуманистических представлений младших школьников.
В экспериментальном классе высокий уровень становится преобладающим . и
увеличивается на 40%, достигая от общего числа учащихся группы доля учащихся, отнесенных к низкому уровню, сокращается с 2№ до 4%,
В контрольном классе количество учалдася с высоким уровнем увеличивается лишь на 4%; доля учащихся, имепцих низкий уровень, снижается всего лишь на 4%. Преобладающий в контрольной группе до кошд экспериментальной работы остается средний уровень - 68?°.
Такое различие в процентном отношении уровней воспитанности гуманистических представлений в контрольном и экспериментальном классах объясняется тем, что дети экспериментального класса систематически в течение трех лет занимались по предложенной нами программе. В школе были созданы и выполнялись разработанные педагогические условия' для эффективного влияния .данного материала на развитие гуманистических представлений.
К концу первого года занятий по программе дети значительно больше обращали внимание на мотивы поступков, характер взаимоотношений, давали более адекватную и дифференцированную оценку моральным.ситуациям. Представления о качестве человека дети связывали с представлениями о его поступках и поведении. У некоторых первоклассников появилось умение посмотреть на поступок с разных точек зрения, с позиций рази>к ладей.
Материалы, связанные, с особенностям развития гуманистических представлений к концу второго года обучения, позволяли сделать следующие заключения: у большинства детей наблюдалось стремление исправить недостатки в собственном поведении, им хотелось обладать положительны® нравственньш качествами: добротой, отзывчивостью, заботой о других лодях. Наблюдались такие черты поведения, которые свидетельствовали о позитивной направленности учащихся на других лкщей: умение учитывать их интересы, точки зрения, стремление к общению; к утверждению добрых отношений в коллективе...
Обследование в конце третьего года обучения в экспериментальном классе позволило вьщелить следующие особенности гуманистических представлений учащихся: умение детей выделять нравственную сторону взаимоотношений лвдей, чуткость учашихся к проявлениям лодей друг к другу, к их переживаниям, мотивам их поступков, наличие у учаадася достаточно развитого представления об ответственности за поступок. Итога третьего года экспериментальной работы показали воз-растзклую роль гуманистических представлений, с которыми дети соотносят свои реальные нравственные действия.
Теоретическое изучение проблемы и педагогический эксперимент подтвердили правильность выдвинутых каш гипотез и позволили сделать следующие вывода:
1) воспитание гуманистических представлений, с которыми дети соотносят свои нравственные действия, является одной из важнейших задач в формировании нравственно полноценной личности ребенка в учебно-воспитательном процессе об-'
щеобразовательной шкоды;
2) психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста требуют особого подбора содержания материала с учетом условий региональной специфики;
3) педагогический потенциал регионального декоративно-прикладного искусства позволяет использовать его как эффективнейшее средство в воспитании гуманистических представлений; '
4) успешность воспитания гуманистических представлений младших школьников . на материале регионального декоративно-прикладного искусства обеспечивается сочетанием сяедащих педагогических условий: системно-целостный поэтапный подход с учетом возрастных возможностей восприятия млада« школьников; создание в коллективе эмоционально-нравственного климата; организация художественно-практической деятельности учащихся по творческой реализации гуманистического опыта, ■ представлений детей о акшх ценностях человеческого бытия;
5) использование в учебном процессе содержания разработанной программы привело к значительному изменению уровней воспитанности гуманистических представлений младших школьников, что нашло выражение в активном проявлении у детей нравственно-эстетических действий и в потребности к обогащен» ими своего нравственного опыта на основе собственных гуманистических представлений.
Данная работа не претендует на исчерпывающую полноту характеристики исследуемой проблемы, многоаспектность которой открывает перспективу дальнейшей работы по ее изучению. Проведенные исследования создают предпосылки для изучения вопросов, связанных с многофункциональностью декоративно-прикладного искусства, обеспечением в этом процессе преемственности как с дошкольным воспитанием, так и со старшими звеньями общеобразовательной школы, указывает на целесообразность при подготовке учителей начальных классов в ВУЗе введения дополнительной специализации, решающей проблеьу. методического овладения будущими педагогами воспитательными возможностями регионального декоративно-прикладного искусства.
Основное содержание диссертации отражено в следующих цубликациях автора:
1. Активизация эстетической деятельности младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства (в соавт.):Метод.рекомендации.Н.Тагил, 1992. 11 с. .. .
2. Искусствоведческое краеведение в эстетическом образовании студентов// Новые подходы к организации подготовки педагогических кадров в условиях не -прерывного образования: Тез.докл.региональной научно-практической конференции преподавателей педагогических К/Зов России. Свердловск. 1992. С.50-52.
3. Возможности воспитания младаих школьников на музейном материале// Условия и средства развития творческих способностей студентов и учащихся:Тез. докл.П городской научно-практической конференции УНПК.Н.Тагил.1993. С.121-123.
-4. Интегративные подхода иcпoльзoвaíмя прикладного искусства Урала в нравственно-эстетическом воспитании младоего школьника// Интеграционные основы педагогического образования: Тез.докл. УШ сессии Международной школы-семинара. Екатеринбург, 1994. С.55'.
5. Нраьственно-остетические основы декоративно-прикладного искусства Урала: Программа для учителей начальных классов.Н.Тагил, 1994 . 32 с.
6. Народное прикладное искусство Урала: познавательные и методические возможности в развитии нравственно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов// Проблемы профессиональной педагогической культуры: Тез.докл. научно-практической конференции. Н.Тагил, 1994. С.31.