автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание культуры межнационального общения
- Автор научной работы
- Гасанов, Зайнулабид Тухтарханович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Гасанов, Зайнулабид Тухтарханович, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ . 3
ЧАСТЬ I
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. 8
Глава 1. УСЛОВИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.!. 8
Глава 2. ОТНОШЕНИЯ НАРОДОВ МИРА, ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА, СНГ И ВОСПИТАНИЕ ЙУЛЬ-ТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. 24
2.1. Отношения народов мира и воспитание культуры межнационального общения. 24
2.2. Отношения народов Европейского сообщества и воспитание культуры межнационального общения. 31
2.3. Отношения народов Содружества Независимых Государств и воспитание культуры межнационального общения. 41
Глава 3. ЭТНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. 59
3.1. Этносоциальные условия государств, образованных иммигрантами, и воспитание культуры межнационального общения. 59
3.2. Отношения народов федеративного государства и воспитание культуры межнационального воспитания. 67
Глава 4. ЭТНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. 90
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ, ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП, ДИАСПОР, ИММИГРАНТОВ, БЕЖЕНЦЕВ. 111
ЧАСТЬ II
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. 137
Глава 6. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 137
6.1. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения . 137
6.2. Принципы воспитания культуры межнационального общения.,.,.„,. 142
6.3/Социально-этнические условия реализации цели, задач и принципов воспитания . 146
Глава 7. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ
КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ . 155
7.1. Отражение в содержании образования национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей. 155
7.2. Трактовка содержания понятия «национальная школа.:.;. 162
7.3. Этноязыковые процессы и место русского и родных языков в системе образования . 173
7.4. Этноязыковые знания в системах образования зарубежных стран.:.183
Глава 8. ОПЫТ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОИСК ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОЙ ИДЕИ 190
8.1. Зарубежный опыт воспитания людей разных наций в духе взаимопонимания.190
8.2. Отечественный опыт интернационально-патриотического воспитания .,,.,.196
8.3. Поиск общероссийской объединительной идеи.204
Глава 9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 0СИОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. 211
9.1. Основные понятия воспитания культуры межнационального общения . 211
9.2. Формирование национальных и общенациональных (российских) чувств .230
9.3. Формирование национального и общенационального (российского) сознания и самосознания . 237
9.4. Формирование общечеловеческих чувств и сознания . 245
9.5. Формирование опыта межнационального общения. 253
часть т.
ПРАВОВЫЕ, МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ .-.,.,.,.,. 271
Глава 10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ . 274
10.1. Международные правовые нормы и воспитание культуры межнационального общения. 276
10.2. Правовые нормы федеративного государства и вое- . питание культуры межнационального общения. 285
Глава 11. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ . 303
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание культуры межнационального общения"
Федеративному государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального, многоконфесснонального общества. В Концепции государственной национально»! пол»ггики Российской Федерации и других нормативных законодательных актах, касающихся межнациональных отношений, большое внимание уделяется воспитанию культуры межнационального общения (российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости).?
Происшедшие в1 России изменения, связанные с переходом общества из одного состояния в другое, серьезно затрудняют реализацию целей воспитания. Социально-экономические трудности переходного периода, поляризация и расслоение населения отрицательно влияют на отношения народов страны, осложняют связи Д1едей разных наций и конфессий. В условиях нестабильности и отсутствия новых идеологических установок становится непонятным, какого гражданина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать» Попытки же противопоставить отечественному духовному наследию систему общечеловеческих ценностей привели к отказу от традиционно сложившегося воспитательного опыта, отрицательному отношению к востгганню вообще, снятию общественного и административного контроля за решением задач воспитания.!
В результате распада СССР и образования на его территории независимых государств распался и полиэтнический советский социум. Дестабилизировалась жизнь населения всего постсоветского пространства, серьезные осложнения претерпели межличностные и межнациональные отношения во всех бывших союзных республиках. В особо сложной и противоречивой обстановке происходят отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирование у них нового российского патриотизма.
I Все :нч1 требует новых подходов к воспитанию у граждан1 российского нлгриопгша. дружбы народо» и веротерпимости. Это тем более важно, что основным препятствием на пут пмпопкчтя учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ социального заказа федеративного государства по формированию культуры межнационального общения является отсутствие теории, разработанной с учетом перемен, происшедших в последние годы в России, бывшем Союзе, мире.
Восполнению этого пробела посвящена данная работа]
В ней в педагогическом переложении интегрированы знания по ряду наук (философии, социологии, этнологии, языкознанию, социальной и общей психологии) о формировании личности, межнациональных и межличностных отношениях, этнической и межэтнической социализации, культуре межнационального общения, формировании национальных, гражданско-п^рис^дечес^их, и общечеловеческих чувствах и сознании. Педагогическая интеграция знании этих наук, анализ отечественного и,, зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволили разработать теоретические основы педагогики межнационального общения, представляющие собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знайий. '
Характерной особенностью работы можно считать оснащенность ее содержания психологическим знанием. Сущность самого процесса воспитания культуры межнационального общения по преимуществу составляет психологическое знание (формирование Чувств, сознания, самосознания и культуры общения; имперское мышление й этнические стереотипы и т.д.). В силу этого она МО существу является не только педагогикой, но и исихологиеи межнационального общения.
Первая часть книги посвящена педагогическому анализу национальных отношений, под воздействием которых происходит этническая и межэтническая социализация детей, молодежи, всего населения. В ней определены пути и средства педагогического регулирования процесса межэтнически^ социализации. Показано, как общая цель воспитания культуры межнационального общения, обусловленная потребностями и интересами многонационального общества, детализируется в конкретных задачах, вытекающих из условий и особенностей развития национальных отношений на различных уровнях: а) отношений народов и стран мира в целом; б) отношений народов и стран в рамках Европейского Союза и
Содружества Независимых Государств; в) отношений народов федеративных государств, образованных иммигрантами; г) отношений народов обычных многонациональных государств; д) отношений народов многонациональных субъектов федеративных государств; е) специфики и условий жизни малочисленных народов, этнических групп, национальных меньшинств, диаспоры и беженцев.
Во второй части разработаны психолого-педагогические основы процесса воспитания культуры межнационального общения. Определены цели, задачи и принципы воспитания граждан многонационального государства в соответствии с интересами этнокон-фессионального состава населения и характером взаимоотношений народов, входящих в федерацию. Дано теоретическое обоснование необходимости обеспечения взаимосвязи местного, нацно пального, оощеііаііиЬнального (федеративного) и общечеловеческого компонентов содержания ишольної о и вузовского.образования. Раскрыта роль "национальной, школы" в обеспечении взаимопонимания и уважения между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными ' группами: Показана несостоятельность изоляционистской политики в области образования, что объективно ведет к противопоставлению школ различных республик, областей, национальных округов. Осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессии в духе взаимопонимания. Определены пути дифференцированного подхода к использованию этого опыта с учетом тех изменений, которые произошли в России и странах СНГ. Обоснована необходимость воплощения общероссийской обьединительной идеи через воспитание у граждан российского (государственного) патриотизма и дружбы народов страны.
Раскрыто теоретическое и практическое значение содержа ния процесса воспитания культуры межнационального общения, который включает в себя: а) сообщение индивиду или группе определенного круга знаний; б) организацию эмоциональною переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и -'.личные убеждения (формирование национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания); в) организацию позитивного оныга культуры общения с людьми разных наций, рас и конфессий, воспитание умения преодолевать лично-стно-психологические барьеры в межнациональном общении; г) формирование положительной мотивации поступков и поведения в процессе общения с людьми разных национальностей. В освещении процесса воспитания важную роль играет разработка понятийно-терминологического аппарата, который отражает изменения, происшедшие в общественном сознании.
В третьей части исследования рассмотрены правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания культуры межнационального общения. Из нормативных систем, регулирующих отношения людей и социальных общностей, основополо-гающей является система правового регулирования взаимоотношений граждан, народов, стран многонациональных государств. Нормы международного права приоритетны по отношению к национальной системе права. Правовое регулирование отношений людей и народов федеративного государства характеризуется обязательностью выполнения его правил всеми гражданами и субъектами страны. Ведущей функцией правовой системы является поддержка и защита прав народов, составляющих федерацию, прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии. Деятельность учреждений образования и культуры нацелена на повышение у граждан правовой культуры, формирование у них чувства патриотизма и дружбы народов.
В числе нормативных систем, регулирующих поведение людей в обществе, важное место занимают морально-этические нормы. Моральное воспитание - это освоение индивидом нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам и правилам морали. Оно призвано формировать у людей умения и навыки преодоления национальных, религиозных и культурных барьеров, научить их находить равновесие между личным и общественным. Такое сочетание личного и общественного особо важно в условиях безумной погони за деньгами, роскошью, властью. К нормативной системе, регулирующей отношения людей разных конфессий и наций, относится и система религиозных норм. Поэтому при организации воспитания детей и молодежи в духе мира между народами-'И -веротерпимости следует учитывать и разумно использовать влияние религии на различные сферы общественной жизни, государства, права, культуры, образования, национальных и семейно-бытовых отношений.
Автор выражает глубокую благодарность академику РАО Борисенкову В.П., члену-корр. РАН Гамзатову Г.Г., академику МАНПО Исмаилову Ш.И., академику РАО Филонову Г.Н, за их конструктивные замечания и доброжелательные советы.