Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание культуры поведения подростков в семье на взаимовлияющих традициях узбекского и татарского народов

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание культуры поведения подростков в семье на взаимовлияющих традициях узбекского и татарского народов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Камалова, Кадрия Федоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Воспитание культуры поведения подростков в семье на взаимовлияющих традициях узбекского и татарского народов"

- — о г!

(„ дашентсей ордена дршн народов государспзншя i 3 0й1 ¡щагогдчесш гасгигп нн.нйза«?.

На Ерззад р7зспасг ш 370.174.372.

ша1сза кадрин с£д©овна

воспитание 57лыурн поведения подростков в сенье на взаиковли щ)щэх традициях 73ее2ского н татарского народсз

33.C0.0I - Тзэрая в аетсрвя гогзея

АВТОРЕ ЭЕР А?

давеертацаа Еа сонаапвз учёвоз етесэшз жхцядата падагогзтеегзх вгуг

Тапияз - В95

Рабога выполнена... Еа кафедра.педагогики а .психологии НаиаЕганского государственного университета

Еаучанй руководитель - .гасдуЕещшй райогвак народного -. - образования Республики Узбекис-.

тан,, доктор педагогических наук, • профессор ЫУНАЕВАРОВ А.К.

Сйяцаадьше ошюнедты: I. Заслуженный деятель наука

. '.. Республика Узбекистан, доктор.. , ^психологических наук, . щюфессор

■ ■/";-;" - щяшзин м.г. ; _ </:-

.:. \ • . \2. Кандидат педагогичеоких науЕ,

. ' ■ ;■ доцент ШЛШйОВ У.

Ведущее .учреждение - .Авд£анский государственный . университет. ' .

Задшта состоятся " ." №¿¿£/¿3 1935 е. часов.' на-заседании Спзцвшшзированяого.,,Совета -Д 113.18:21 в.' Ташкентском ордена .Дружбы .народов государственного пе-дагогичаского инсгягута т.Шзет по адресу: 700100, Ташкент, У£.Гдиеке, 3">> ' 1 '

С диооартЕцавй-моано^ознакодаться'в библиотеке ордена' Дружбы народов Ташкентского государственного,.' Педагогического института вмени "Низами.:- ' ^

Автореферат =ра_80слая п3 " у..

.Ученый-секретарь .. - - , Специализированного совета, (у^/^ у^Г

доктор филологических наук СУррЛ'.'У^ ' ' Ь.ТТХМЕВ

; Э

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Коренные социально-экономичес« кие преобразования в республике, противоречия в эконсмшсе, на» циональных отношениях^усложнили процесс воспитания подрастающего поколения. В Законе "Об образовании" "Концепций вне» классной ¿Г внешкольной воспитательной работа" ^ четко определены основные направления политики нашего-государства - ориентированные на общечеловеческие ценности, исторический опыт, национальную культуру и многолетние традиции в сфере науки и образования. В этих документах подчёркивается такае, что воспитание подрастающего поколения должно осуществляться с учетом традиций народной педагогики, национальных ценностей, ибо в них аккумулирован многовековой опыт людей труда, накопивиий немало ценного, прогрессивного, взаимовлияюйэго и полезного с точки зрения современных задач воспитания детей в семье, и не раз проверенный в практике воспитательной работы.

За долгие годы совместного проживания в республике завязались и укрепились всесторонние связи между населявшим ее народами. Задачи дальнейшего укрепления дружбы народов и развитая этих связей, совершенствование национальных отношений предполо-» гает максимальный вклад яаддой нации в их обеспечение, учет, использование общечеловеческих традиций, всего культурного по-> тенциала каждого народа.

й связи о этим, исследование взаимовлияния народной педагогики и выделение в ней обиечеловечезких ценностей, способных влиять на дальнейшее укрепление и развитие многонационального государства и взаимодействие культур становится актуальной задачей педагогической науки. Поэтому, обращение к прогрессивным традициям в формировании культуры поведения, выработанной чело» вечеством, присуще всем народам, независимо от богатства их собственной самобытной культуры. Чем продуманнее и целенаправ»

•I. Закон Республики Узбекистан об образовании-// Учитель Узбекистана. - 1992.-29 июля,

2. Концепция внеклассной и внеакольной воспитательной таботы // Учитель Узбекистана.- 1993.-3-9 марта.

леннее'будет это приобщение к общечеловеческой сокровищнице, тем быстрее происходит развитие национальных традиций. В связи с зтим исследование формирования культуры поведения на 'взаимовлияниях традициях « выявление в них того общечеловеческого, прогрессивного, что способно участвовать в дальнейшем укреплении к развитии многонационального государства и взаимовлияние их культур, такие является важнейшей задачей историко-педагоги-ческой науки.

Определяющее значение для разработки указанной проблема икевт работы выдавщихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлин-ского. Проблеме внутрисемейных отношений, раскрытию закономерностей педагогики и психологии семьи посвящены работы Ю.П. Азарова, Т.Н.Афанасьева, З.К.васильева,И.й.Титаренко, М.Хода-кова, С.Е.Шевцова и др.

Принадлежность ребёнка определенному относу определяет его образ мышления, культуру чувств, характер взаимоотношений в семье и стиль поведения в социуме. Е в это» плане этнспедаго-гике принадлежит довольно существенная роль. Эта сторона воспитательного процесса в различных аспектах его организации рассмотрена в работах А.Ахмедова, Г.К.Ьолкова, Ш.Залиляева, 3-Г. Расулова, Е.Б.Саматоза, Г.М.Хамвдовой, Я.И.Ханбикова, С.Х. Фейзуликой и др.

В работах А.К.Алиева, А.Г.Волкова, И.А.Давлиева, З.М.Ма-гомедова, С.1.2аманоариевоЯ, Т.У.Серсенбаева, К.Сейсембаева, С.Темуровой, А.Е.М'усурманова, 0.3.Кутлигильдина раскрывается проблема влияния народнкх традиций на воспитание детей, на' сложные вопросы формирования народных и современных общечеловеческих ценностей, на диалектику национального, общечеловеческого и социального в'формировании личности, на роль и значение различных условий зтни в Формировании нового человека.

Выявлении педагогических условий, повышению эффективности воспитания детей в узбекских семьях посвящен фундаментальный труд А.К.Мунавварова. В работе Т.Хасансва рассмотрены теоретические и методические основы воспитания дисциплинированности и культуры поведения младших школьников в целостном педагогическом процессе.

Общим вопросам нравственного воспитания посвящены иссяе-дованкя-М.А.Амснаивили, И.АрабоЕа, О.С.Богдановой, К.Г.Дзхора-

баева, Н.Ливанова, М.О.Очилова, К.X.Устимова, В.И .Щеголя и др.

На наше исследование оказали влияние труды С.Агороняна, Т.В.Волкова, Д.Ю.Гордина, У.Махкамсшэ, А.Мусурманозой, А.Х.Сат-тарова, О.Т.ТураезоЙ, З.Хамидова, А.Г.Харчеза, Д.Д.ШаркпозоЯ, где рассмотрены вопросы совместной деятельности школы и семьи, роли педагогической культуры родителей в повышении зффехтизноста семейного воспитания. Изучение трудов Х.Я-Зилеза, Г.Исхаки, Д.'!. Исхакова, Б.Кадырова, М.И.Пахмутова, Ш.Миралимова, М.Н.Нисанова, К.Пирлиева, А.А.Султзнгалиева, А.Х.Халиноза и др., посзязднных культуре и быту узбекского и татарского народоз сыграли больпуя роль з исследовании избранной нами проблемы.

Теоретическим источником автору послужили работа, посвященные проблеме развит«« культуры народов, их взаимодействие и взаимовлияние. В них обстоятельно, анализируется процессы становления личности, развития ез духовных потребностей. Таковы труды Г.Гачева, З.З.Богуманова, А.валиева, Г.Ширматова. • .

Существенное значение для разработки психологических апек-тов избранной нами темы имело обращение к концепции психологии личностного совершенствования учащихся, как одного из ваяиейаих объектов исследования психологов ( Л.Й.Божович, А.А.Еодалев, М.Г.Давлетаин, С.А.РубинатеЙи, С.Г.Якобсон и др.)

Однако, несмотря на обращение многих исследователей к данной проблеме, она остается еще нереаеняой. Воспитание культуры поведения на взаимовлияваих традициях процесс трудный и многоаспектный. Вынеперечисленные исследователи разрабатывая различные аспекты культура поведения, до настоящего времени оставляли без внимания процесс воспитания культура поведения.на взаимовлияниях традициях...

Сегодня становится все более очевидным существующее противоречие между возраставшими требованиями к культуре поведения членов налего общества и реальным уровнен культуры поведения молодежи, и особенно подростков. ,

Объектом нашего исследования является воспитание культуры поведения подростков в семье»

Преднетом исследования выступает процесс воспитания культуры поведения подростков в семье на основе ззаимовлияюиих традиция узбекского и татарского народов.

Дель исследования; выявив каковы тенденция и социально-

б

педагогические условия повышения эффективности воспитания культуры поведения подростков в семье.

' "Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность вое-питания культуры поведения подростков на основе взаимовлияниях традиций в школе и семье будет существенно повышена если:

»этот процесс будет непрерывным и систематическим, который увязывается с историческими и национальными традициями го с питания подрастающего поколения; •■•

« воспитательный процесс обеспечивается и стимулируется соблюдением организационно-педагогических условий, как важнейшего компонента взаимосвязанной деятельности воспитателей -и воспитанников; '

в содержании и методах формирования нравственных качеств культуры поведения подростков интегрируются идеи народной педагогики, Этические традиции опирающиеся на воздействие семьи, школы и общественности......

" " " Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

-раскрыть характерные особенности воспитания культуры поведения подростков в семье на взаимовяиявщих традициях узбекского и татарского народов, охарактеризовать в этой связи условия и пути повышения эффективности воспитания данного качества;

- определить психолого-педагогические особенности воспитания культуры поведения-подростков в семье;

9 выявить возможности взаимовлияния традиций в воспитании культуры поведения подростков в совместной деятельности семьи и школв:

Для реиения поставленных задач и проверки гипотезы был попользован комплекс взаимодополняющих'методов исследования : теоретический анализ литературы; изучение опыта лучших семей; учителей школ и других учебно-воспитательных учреждений; обобщение педагогического опыта; экспертная оценка и самооценка; обобщение независимых характеристик; изучение и использование архивных материалов; анкетирование, массовые и индивидуальные опросы узбекских и татарских семей, педагогов, работников внешкольных воспитательных учреждений, посещение фольклорных кружков, с целью определения места и потенциальных возможностей взаимовлияния традиций двух народов в формировании навыков и привычек культуры поведения; педагогический эксперимент.

Методическую основу исследования составляй'? пзредолпе-концептуально-»теоретические разработки и идея представителей современной пауки, в том числе узбекских я татарских ученых о значении национальных и общечеловеческих ценностях, сгкейно-бытоЕнх традиций и обычаев в формировании дичностК закономерностях формированиями раззития личности, с демократизации и гуманизации воспитательного процесса на основе приоритета об-человеческих ценностей. •

' Опытная работа проводилась на базе средних икол 49, 52, 53, 58, 59 г.Намангана, К 38 с.Ззркента Намакганской области, сш. 5 1{2 г.Ташкента, в семьях йамаиганокой й'Ташсентокой областей.

'""-На.первом этапа ( 1950-1992 гг.) изучалась этнографическая, философскс-еоциологическая, пскхояогс-педзгогическзя литература по исследуемой проблеме, на основе ее теоретического анализа были определены цель, основные-задачи я гипотеза-ко® следования; анализировался и обобщался опыт работа якол с подростками и их родителями по воспитанна куяьтурн поведения на взаимовлиявщих традициях, разрабатывались подходы к системе взаимодействия лколы.и семья, велись наблюдения за конкретики семьями, э ходе которого был проведен-кинстатируяииК зкепери» мент.

' 'На втором этапе С1592*-1994 гг.) была осуществлена опа^ но-педагогическая работа, изучались возможности семьи к воспитании и применении взаимовлияящих традиций, выявлялся уроаэка культуры поведения подростков, проводился отбор содержания к методов работа с родителями учащихся, изучение семей.

' На третьем огапе (1994-1995 гг.) отрабатывались полученные з' ходе опытной работы данные и оформлялись результата исследования, разрабатывались методические рекомендации для родителей и учителей по воспятанив культуры поведения у подростков на взакмовлиявщих традициях з семье.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования представляет собой взаимосвязанную совокупность ведущих идей, определявшее.построение и функционирование процесса воспитания культура поведения подростков в семье. Впервые проведен сраз-нительно-исторический и педагогический анализ взаимосвязей и современного состояния традиций узбекского и татарского народов по воспитанию культуры поведения подростков в семье; опре-

делены и экспериментально обоснованы тенденции и социально-педагогические условия, обеспечивагдае аффективное воспитание культуры поведения подростков в н.овой социокультурной ситуации. Выявлены условия и обоснована пути повышения роли личного примера родителей, организаций деятельности подростков в семье, направленные на воспитание у них культурного поведения на основе взаимовлиявцих традиций.

Практическая значимость исследования заклинается в^разра-оотке научно обоснованных рекомендаций для родителей и учителей, в которых раскрыты содержание, формы и методы работы по воспитании культуры поведения подростков, которые могут быть положены в основу исследования и практики использования взаимовлияния традиций народной педагогики узбекского и татарского народов в нравственном воспитании, .а также в высших учебных заведениях, как в республике Узбекистан, так и в Татарстане, при разработке спецкурсов по теории и методике воспитания, в организации педагогического всеобуча населения. Результаты исследования могут быть-использованы историками, философами, этнографами, краеведами в изучении проблем, связанных с особенностями быта, традиций, нравов, воззрений и психического склада узбекского и татарского народов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: четкость» исходных методологических позиций при анализе процесса формирования культуры поведения, освещенных в народной п-едагогике при изучении роли семейных традиций в' нравственном воспитании человека; использованием комплекса взаимо» влияющих методов, адекватных цели и задачам исследования; объективностью исследовательских данных; репрезентативностью полученных данных; результатами опытной работы, свидетельствующими о повышении навыков и привычек культуры у детей среднего школьного возраста и активизации воспитательной деятельности родителей, возможностью репродукции'полученных данных в адекватных условиях.

На задиту выносятся следующие основные положения:

- в процессе воспитания культуры поведения подростков на взакмовлияхщих традициях узбекского и татарского народов необходима интеграция мировоззренческих, развивающих личность начал в практической деятельности подростков;

- воспитание культуры поведения подростков в семье, как одна из подсистем целостного педагогического процесса и объект

совместной деятельности родителей, учителей, общественности, представляет собой систему объект-субъектного преобразования личности на основе приобщения.ее к ценностям и культуре узбекского и татарского народов; |

- системаобразуюиими факторами в процессе воспитания куль, туры поведения подростков на традициях узбекского и татарского 'народов являются систематичность и непрерывность в формировании единства сознания и поведения подростков с учетом специфики социокультурной, этнографической ситуации конкретного региона.;

: Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась пу¥ем публикаций статей з научных сборниках, выступлений на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава в р.Намангане ( 19921994 гг.), Андижане 5 1994г.У)""Самарканде (1994 г.), Термезе С 1995 г.) на педагогических советах, родительских собраниях базовых школ. Основные положения диссертации наяли свое отражение в 6 публикациях.

Внедрение в практику результатов исследования. Результаты -исследован'*? внедрены в практику работы икол № 38, 52, 58, 59 Наманганскообласти, сш. И 182 г.Тапкента.

: Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, с приложением, списка использование»'; литературы.

- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования: характеризу»тся методологические основы; раскрываются его научная новизна и практическая значимость, достоверность, способы апробации.

д пер-вой глат№ - "Воспитание культуры поведзния подростков на взаимовлиящих традициях узбекского и татарского народов как педагогическая проблема" - раскрывается педагогический аспект развития и влияния прогрессивных традиций в воспитании культуры поведения подростков з семье, анализируется социальная значимость проблемы, прослеживается ее развитие в психолого-педагогическом, этнографическом понимании, определяется, содержание . культуры. Исхода из современных требований напего общества,

исследуется состояние проблемы воспитания культуры поведения в деятельности семей и дается характеристика культур« поведения детей подросткового возраста- Анализируются различные подходы к определению понятия традиций, культуры поведения.

Использование прогрессивных традиций в воспитании культуры поведения подрастающего поколения - это, в свою очередь, древняя и плодотворная традиция. Она важна и в современных условиях, когда социальные потрясения, состояние тревоги, растерянности, вызывают потребность в прочных, веками проверенных в народной педагогике традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями, ' В определении культура поведения мы руководствовались мнением исследователей о том, что культура поведения представляет собой совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представления о добре и зле. Изучение различных научных источников и специальных психолого-педагогических исследований дало нам возможность сформулировать понятие "культура поведения" соответственно избранному предмету исследования.

Культура поведения «» ото совокупность выработанных и проверенных опытом нравственных ценностей, в повседневной жизни и общения, закрепившийся в практике и сознании людей.

- В обыденном сознании культура поведения служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, как образованность, вежливость, аккуратность, самообладание, которые точнее было бы назвать культурностью.

Исследуя проблему взаимовлияния традиций двух народов, и ее влияния на процесс формирования культуры поведения анализируя в частности, образцы народного творчества, мы имеем дело с устойчивыми представлениями людей об окружающем мире, об оценке "человеческих поступков и др. В них мы обнаруживаем проверенные в повседневной практике, в обществе случаев свободного от идеологических влияний взгляды на воспитание культуры поведения: о том, что наиболее ценимо должно быть в людях, и что является кепрееклемым, что вызывает осуждение, а также о ?ом, как надо воспитывать и чему учить детей.

Одним из важнейших этапов в формировании культуры поведения является средний школьный возраст. В этот период подросток испытывает большие изменения как в физиологическом, так и в духовном

отношении, значительно возрастает и принимает более направленный и осознанный характер его деятельности, происходит формирование его нравственных устоез, основ м провоз эре нет, испытание сил и возможностей. Изменяется и. положение подростков в семье, они сами вступают в роли создателей н носителей преемственности. Эта рель их инпенирует, способствует их желаниям и интересам. На первых порах может быть так, что возникли традиция, некоторым подросткам как бы "навязшэается" вояед взрослых. Но и з этом случае подросток не остается без участни.1, он постоянно "втяги« воется" в совместную деятельность, привыкает к. ней, а затем проникается духом сложившихся традиций, становится ее носителем»___

Через деятельность и общение осуществляется езязь подростка с социальной общностью, семьи, в недрах которой рождаются и действуют семейные традиции, как. один из инструментов воспитания культуры личности и становления-нравственности, этических и интеллектуальных чувств. ' ' - .

Нормирование у подростков навыков и привычек культурного поведения в семье осуществляется как педагогически целесообразной организацией' их жизни с помощью школы, так н целенаправлен-' ной деятельностью родителей.

В диссертации рассмотрена путл передачи подрастзвцта поколениям социального опыта. Это осуществлялось благодаря примеру стараих, через совместный труд детей и взрос лих, наставничество членов семьи по отношению к младяим, участие всех членов семьи, состоящей из трех-четырех поколения, в воспитания культуры поведения.

Изучение и анализ процесса воспитания культуры поведения в узбекских и татарских семьях позволил определить, что в наибольшей мере уровень развития у подростков культуры поведения зависит от влияния личного примера родителей, организации жизнедеятельности семьи, уровня педагогической культуры родителей л сотрудничества педагогических коллективов школ с семьями. С в»» делением этих компонентов, анализов'специфических воспитательных возможностей, которым каждый из них обладает в отдельности и вместе, связана выработка педагогически рациональной стратегии взаимовлиявдих традиций, направленной на активизации формирования культуры у подростков в семье.

И начале исследования был определен фактический уровень сформированном« культуры у подростков. Для этой цели с помощью

анкетирования, бесед, вопросов и ответов, также проблемных ситуаций выявлялся уровень их знаний о культуре поведения. Полученные результаты сравнивались с результатами-наблюдений за действительным поведением подростков в реальной ситуации. ■

Последовательное изучение подростков позволило нам подразделить :их на 3 группы по уровни воспитанности культуры поведения. В первую группу воили учащиеся, у которых имелись необходимые знания в области норм и правил культуры поведения и их »ведение соответствовало им в сильной степени, до-вторую группу включили подростков, знания которых были недостаточно полными, а поступки не всегда отвечали правилам, над которыми иы намечали работу. Учащиеся третьей группы имели неверные представления о правилах поведения и не испытывали внутренней потребности изменить свое поведение в соответствии с существующими правилами» .

Для подростков, отнесенных к группе с1 высоким уровнем сформированности культурных привычек (уз беки- подростки /32,3$/, тр.тари-подростки /31,2%/) характерны аккуратность, прилежность, проявление активной жизненной позиции, интерес к участив в семейных и общественных традициях, соблюдение правил приличия и хорошие манеры,, такт при встрече с людьми на празднествах, в общественных местах и др. Для подростков данной группы характерны также подлинно человеческие отношения между людьми. Им чужда показная'лицемерная вежливость с ее внешним лоском, под которой скрывается грубость »^пренебрежение к окружающим. 2ти подростки живо интересуются традициями другого народа, их отличают хорошие взаимоотношения с родителями и другими членами семьи, отношения между собой строят на взаимном уважении, доверии и лабви. Родители этой группы подростков являются авторитетом для детей, служат ориентираяи для воспитания на традициях предшествующих поколений, используя в воспитании общечеловеческие традиции.

В группе подростков со средним уровнем культуры поведения (узбеки-подростки /36,5?/, татары-подростки '/32,5$/) данное качество имеет устойчивый характер. Представители, стой группы проявляют навыки и привычки культур! поведения периодически. Многие из них понимают, что значит быть культурным, но не Есегда могут правильно представлять цель своего действия, не всегда осознают пути и средства достижения этой цели, правила приличия и хорошие манеры к окружающему, для данных подростков еще не превратились в устойчивые навыки и привычки, и они проявляются в зави-

с тоста от обстоятельств. В одном-случае оти подростки вежливы по отношению к ближнему и грубы по отношение к постороннему человеку.

. Группа подростков с низким уровнем культуры поведения ( узбеки-подростки /31,2.%/, татары-подростки /'}S,3%ñ характеризуется низкими знаниями о сущности нравственности, морали, обычаях и традициях. Эти подростки не умеет четко планировать свои действия, отличаются непостоянством, в выполнении предъявляемых требований, часто нарушают требования и правила поведения. Такие понятия как "манера хорошего тока", "этикет", "правила приличия" вызывают нередко на лице таких подростков ироническую улыбку. Поведение этих подростков характеризуется ситуативностью, неорганизованностью, а сами подростки способны к негативным асоциальным поступкам.

Исследование процесса воспитания культуры поведения на вза-имовлияющих традициях узбекского и татарского народов позволило определить основные причины низкой культуры поведения у подростков в семье. Ими являются:

- отсутствие постановки цели воспитания культуры поведения, в деятельности родителей;

- отсутствие необходимых педагогических знаний у родителей по воспитанию данного качества;

- бессистемность, бесплановость, неорганизованность в деятельности подростков в семье;

- отсутствие в семье положительного примера, накопления традиций положительных поступков, примера культурного поведения взрослых, наличие отрицательных традиций, влияющих на формирование нравственного мира подростков.

В процессе опытно-педагогической работы выделены несколько организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования системы воспитания культуры поведения у подростков:

1. Усвоение знаний и правил культуры поведения;

2. Осознание подростками и родителями общественной значимости своего поведения;

3. .Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростка в воспи?йпии культуры поведения;

4. Выработка убеждений, норм и правил поведения подростка;

5.Совершенствование сбиепе^агогического руководства мето-

дической вооруженностью родителей", учителей в привитии подросту-кам навыков культурного поведения;

6. Систематическая диагностика уровня культуры поведения;.

7. Преемственность в передаче знаний, умений, традиций в воспитании культуры поведения.

до второй главе - "Пути и средства повышения эффективности формирования культуры поведения подростков на взаимовлияющих традициях, узбекского и татарского народов"- рассматриваются содержание, формы и методы работы по рациональному использований вза-имовлияющих традиций двух народов з процессе организации жизни и деятельности учащихся в семье, совместной дэятельнсти шкоды и_ семьи по повышению эффективности воспитания культуры поведения.

В данном разделе исследования раскрыто влияние зткопедаго-гики, этических традиций на воспитание культуры поведения подростков.

Результаты исследования показали, что в содержании знаний подростков об этических традиций, устном народном творчестве есть существенные пробелы и недостатки.

Из общего числа ответивших на анкеты только 20^ подростков -узбеков знают относительно достаточное количество пословиц, поговорок; подростки-татары не смогли написать ни одной пословицы на родном языке, не зна»я истории своего народа и национальные традиции. ■■

Результаты анкетирования и беседы с руководителями школ, педагогами, родителями показали, что большинство из них недостаточно осведомлены и плохо ориентируются в национальных традициях другого народа, в их роли и характере влияния на детей. . Недостаточная осведомленность и ориентированность подростков в национальных традициях другого народа объясняется: во-первых, ограниченными знаниями в'этой области самих педагогов и.родителей; во-вторых, слабой постановкой в семье и школе по приобщению детей к этическим традициям; в-третьих, общение родителей с детьми не на родном языке,.

В результате исследования выделены следующие основнке пут^ передачи молодому поколении ценного опита народа:

- приобщение подростков к изучению родной культуры,истории, языка, народного творчества;

- осуществление преемственности между старшими и младшими поколениями в воспитании культуры поведения ( воздействия путем

убеждения и примера, стимулированию их позитивного поведения и

- организация разнообразной деятельности подростков, обеспечивающий выработку соответствующих навыков и привычек нравственного поведенвдг

В ходе исследования установлено, что успех воспитания культуры поведения у подростков обеспечивается при условии:

- детализации знаний о сущности формируемых привычек и способов их закрепления в соответствии« с возрастными особенностями подростков;

- взаимного влияния подростков разных национальностей с разным уровнем культуры поведения;

- самоанализа, осуществляемого в младииХ' подростковых классах в виде игра, а в старших - в процессе' самовоспитания;

- тесной взаимосвязи воспитания и самовоспитания;

- нормативно-регулятивной функции -устного народного творчества.

8 процессе опытно-педагогической работы учителя с подростками в различных формах неоднакратно обсуждали вопросы об этических традициях С уважения к учителя, старшим, о гостеприимстве, заботе о младших, взаимопомощи (хаиаре), о вежливости, аккуратности, о честности и др.), оказавших благоприятное влияние на подростков и способствовали укреплении навыков и привычек культуры поведения.

В ходе опытно-педагогической работы, мы отметили, что знание узбекского языка подростками-татарами способствует укреплении и развитию у них процессов взаимовлияния традиций, создает объективные возможности использования этических традиций в воспитании культуры поведения подростков.

Работа по ознакомлению гкольникоз с народными традициями узбекского и татарского народов, устным народным творчеством проводилась по следуют™ направлениям:

- организация активной 'деятельности подростков по изучен!® фольклора в ходе специально организованной внеклассной работы;

- использование з жизни подростков народных традиций ( взаимопомощи, гуманизма, трудолюбия, уважения к старшим, народных видов искусства, народных праздников);

- поисково-краеведческая работа подростков по изучению истории своего народа, национальных и общечеловеческих традиций.

В процессе опытно-педагогической работы было выявлено, что наиболее результативны для взаимообогащения, взаимовлияния и. повышение уровня культуры, организованные нами внеклассные и внешкольные мероприятия ( проведение праздников "Яйруз", "Праздника цветов, "Праздника урожая", "Праздника женщин","Праздника независимости", "Рамазан". "Древние народные игры", народные гуляния, хашары и др.). Исходя из наших наблюдений в процесса иссле- ..-дования,. можно в числе групповых мероприятий особо ¡отметить участие подростков в научных кружках, кружках "Фольклор", "Народное национальное искусство", "Народные ремесла'ЧНемаловажное значение имеют телепередачи "Бизнинг мэрас" на'татарском языке,. "Кадрият", радиопередачи из серии "Одобнома", .фольклор-• ные концерты, внешкольные мероприятия "Мост дружбы;", "Литературный салон", игра "Узнай себя". -

Исследование показало, что использование этических бесед двух народов позволяет подросткам ориентироваться не только в" установившихся нормах культуры поведения, но и во;вновь формируемых, прежде не встречающихся ч жизни-народа, оно помогает анализировать нестандартные ситуации определять собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми. /

В ходе исследования была реализована задачаприобщения подростков к традициям другого народа посредством их участия в конкретных делах совместно со взрослыми (родителями, учителям?, родственниками) в естественно-бытовой'обстановке.

Личный примег(особенно родителей) - это самый радикальный,, самый действенный метод народного воспитания у узбекского и та--тарского народа. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношение в семье, отношение к окружающим людям, ■ к вещам—.все это служит примером для подростков и . оказывает существенное влияние на формирование их личности.

; Нами была поставлена задача выявить основные пути и условия использования взаимовлияющих традиций двух народов в оовместной деятельности семьи и школы. С этой целью была проделана следув» .

Ршая работа: изучены документации по воспитательной работе классных руководителей, планы методических объединений учителей » предметников, изучались общешкольные планы работы с родителями,, планы родительских лекториев, изучены были планы внешкольных и внеклассных мероприятий.*

Установлено, что реализация данной проблемы з воспитательном

процессе носит эпизодический характер. Причем такие важные с точки зрения психолого-педагогического воздействия на развивающую личность как гостеприимство, внимательность и уважительное отношение к старшим, ровный дружеский тон, взаимная поддержка в сложных жизненных ситуациях и другие моменты почти не упоминаются з воспитательных планах и не используются как объект воспитания в практике работы школ.

Исследование показало, что координация деятельности воспитательных сил должна быть направлена прежде всего па работу с родителями. Бзаимодейстгие пколн, родителей и общественности в воспитании навыков и привычек культуры поведения на ззаимовлияю-здх традициях является одейм из важнейших эффективных условий в современной практике воспитания.

Воспитательная работа' родителей в семье осуществлялась на основе их соответствующей педагогической .подготовки в помощью учителей. Эта подготовка проводилась в соответствии с разработанной "Программой сотрудничества школы и семьи".по воспитанию культуры поведения, которая предусматривала как коллективные, так и индивидуальные формы работы с родителями,-

Сущность этой работы состояла в дальнейшем совершенствовании у отцов и матерей знаний, умений и невыков воспитания. На коллективных занятиях изучались такие вопросы, как нравственное воспитание подростков, их возрастные особенности, содержание, формы и методы воспитания культура поведения у подростков, способы организации деятельности подростков, направленной на выработку культуры поведения, возможности использования взаимовлияя-щих традиций двух.народов в условиях семьи для достижения поставленной цели. Родители детей с высоким уровнем культуры поведения привлекались к проведению различных форм занятий, делились своим опытом воспитания, давали необходимые рекомендации, участвовали в индивидуальной рчботе с семьями со средним и низким уровнями культуры.

В работе с родителями подростков со средни,м уровнем культуры поведения большое внимание уделялось повышению к,-, педагогической культуры, углублении знаний об этических традициях другого народа, подчеркивалось значение общечеловеческих ценностей в воспитании нагыков и умений культуры поведения, определенное место занимали вопросы педагогически целесообразной организации межнационального общения, раскрывались особенности организации

общественной деятельности подростков.

Наибольшую трудность в педагогической работе представляли родители подростков с низким уровнем культуры поведения. Данная группа родителей характеризовалась слабыми педагогическими знаниями, незаинтересованность» в воспитании своих детей, наличием отрицательных традиций,- которые объяснялись недостаточной педагогической просвещенностью родителей, в этих семьях отсутствует . единство- и согласованность воспитательных усилий, нет тесной связи с педагогическими коллективами, детям подаются примеры бескуль-тури?.

В работе с этими родителями мы опирались на разработанную____

методику сотрудничества школы с семьями, которая представляла собой поэтапную реализацию педагогической работы с родителями. В результате родители стали использовать этические традиции другого народа в воспитании культуры поведения подростков, сама семья стала постепенно избавляться от отрицательных традиций, стали больше происходить повседневный обмен положительным'" опытом воспитания, обычаями, традициями, они стали повышать культуру и этику межнационального общения, создавать интернациональный микроклимат, углубляя при этом духовно-психолргическув связь мекду народами.

В результате исследования был разработан механизм усвоения навыков и умений культуры поведения подростков. * .

Система воспитания культуры поведения подростков может бить эффективной лишь тогда, когда ока основывается'на знания внутренних механизмов их усвоения /интериоризации/, на понимание того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление всего того, что они воспринимают в ходе учебного процесса. "Движетелем" данного-механизма являются накопившиеся в процессе воспитательной работы противоречия между выдвигаемыми познавательными и практическими .задачами, направленными на усвоение подростками умений и навыков культуры поведения и наличием уровнем знаний, умений и навыков подростков, а также уровнем их умственного развития'. Основное условие превращения этих противоречий в движущую силу воспитательного процесса - их соразмерность с познавательными возможностями учащихся, т.е. их соответствие наличным знаниям культуры поведения "наработанным" умением и навыками в реализации этических норм, а также уровню и степени развития умственных сил учащихся.

Результаты опытно-педагогической работы с родителями пока-

зали, что воспитание культуры поведения при создании для 'них соответствующих организационно-педагогических условий возможно в каждой семье, где есть желание и заинтересованность родителей в приобщении своих детей к национальным и общечеловеческим ценностям ка ззаимовлияющих традициях, что э конечном итоге способствует поднятии духовкой культуры к в выработке адекватных форм культуры поведения подраставшего поколения, что весьма актуально в современной нестабильной социокультурной обстановке.

Результаты опытно-педагогической работы и последующий анализ проведенного исследования позволили сделать выводы, суг-ность которых заключается в следующем:

- основным средством приучения подростков к выполнению правил культурного поведения становится такая организация их жизни и общения, при которых возможны постоянные упражнения в совершении соответствувщих поступков;

- рациональное использование взаимовлияющих традиций узбекского и татарского народов позволяет подросткам ориентироваться не только в условиях апробированных обществом норм поведения, но и во вновь формирующихся, прежде не встречающихся в жизни народа традициях возникающих в новой социокультурной ситуации;

* эффективность воспитания норм и правил культуры поведения обеспечивается-творческим подходом к этому важному вопросу, постоянным совершенствованием путей и средств в реализации поставленных педагогических задач;

- в процессе общественной деятельности происходит приобщение подростков к национальным и общечеловеческим ценностям, осуществляется преемственность норм культурного поведения накап* ливаемый и передаваемый от поколения к поколению;

- эффективность воспитания культуры поведения на ззаимо-влияющих традициях двух народов можно значительно повысить за счет усиления связи форм и методов педагогического всеобуча родителей с положительным опытом народной педагогики;

-целеустремленность и действенность воспитания культуры поведения подростков на взаимовлияпщих традициях узбекского и татарского народов в большей степени зависит от широкой их пропаганды среди учащихся, родителей, педагогов;

- при организации и систематическом изучении и внедрении материалов устного народного творчества, этических традиций другого народа создаются предпосылки для дальнейшего духовного

роста как взрослых членов семьи, педагогов школ,, но и их потомков.

Основные положения диссертационной работа раскрыты в следующих публикациях автора:

1. оволвция и социальное изменение народной традиции. Сборник научно-методических статей .-Наманган, 1932 г. с.160-165.

2. Воспитание культуры поведения подростков во взаимовлияю-ашх прогрессивных традициях узбекского и татарского народов. //Тезисы докладов к научно-теоретической конференции молодых ученых .-Наманган, 1992, с.86-88. ~ ......

3. Воспитание вежливости в традициях народов Узбекистана.. Сборник научно-методических статей молодых ученых.- Наманган,

1993, с.132-134.

4. Значение народной педагогики в воспитательной работе. Сборник.ааучно-методических статей. -Наманган, 199.4, с.89-91.

5. Основы воспитания навыков и привычек культурного поведения в семье. Сборник научно-методических статей. -Наманган,

1994, с.67-70.

6. Устное народное творчество как средство воспитания в татарской семье. //Тезисы докладов в Республиканской научно-практической конференции, Самарканд,' 1994, 0,1 п.л.

7. Прогрессивные традиция народной педагогики в современном воспитании.// Тезисы докладов республиканской научно-практичёской конференции.- Андижан, 1994, 0,1 п.л.

8. Роль народной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя-словесника .//Тезисы докладов всемирном симпозиуме, -Термез, 1995, 0,1 п.л. ;

9. Проблема воспитания культуры поведения девочек в сеиеяиои воспитании.Сборник научно-методических статей. - Наманган, 1995, 2,5 п.л.

Качалова ладрця ^ддооэзка 13.00.01 - Педагогика назаряявв es тара:я

Оялавд усхзрлэрнляг хуц иадаявягяна тгрбзяяаэяа узбек ss гатар хажушрнаяг 5зр-5арзга узаро га зол р курза^улпл ая^зягдзрйгк ро "далеки:

IÇTCKA4A БАЁН

¿рзярга язгамоал-мадаяаз грлггда маълзв;:'1 гараляшлг .'.гугугм Луяалязларадон dopa хал:-; пвдагогаксая/шаг аяьангясрз, «плх:.« вз упумансоняй чадраятларап дэсобга олган дэлда усяб йздаётган а л эдил яг хулч мздаязяхзяй гарбиялаэзар. Ояладагя 553er харза, уйдаг"' шьнавйгЬяозьдлогшс íjy^ar, оллага zoo б?лгзи лчкз муяосабатлар бо-лалар тгрбаяса даразасага капа,, куиаяча хал зддувча таьсар курса-тада.

■ Тадаано® узбек ва гатар халкларя узаро бар-баряга гаьсар курсатувчз аньаналардан усмарларяанг хулц дадаштв аднадиалэра ва одагларгнз тарЗлялазда camps ла йойаглзапз аглконяятлара ва зарура-зярз баглзлаятак, даоевргздая карал акка '.боб, хулоса ва фойдалапдя-ган адаблзхлар рулхамдан ябораг.

Вз?авчз Дэз ДшзвзарЕз'яг зул?, иаданаягана узбек ва гагар хглзларлшшл бяр-барага узаро гаьсар ^рсагуачз аязаааДара асослда гарбзялая" - пэдагогяк иуаглмэ, деб ноилаяган. Ун за ус-'лз.рларялнг оа-ладагя хулл; ;.;аданллтанл варбаялаз бу"-зча узбек sa гагар халк аньааа-лэранаат гараадаёяа ва бвр-бгряга узаро саьсяранаат 5арзха;Ивдзго-гзк ля^глара -ёрлгчдгай.

"Узбек за газмр. яадцязргнзнг бйр^барага узаро гаьсзр кур-смувча аЕъаналарз асосада ускардапЕаш? хулк; кадаиаягана азкл-лзнггразпаат сакарадорлагкиз озасиз ;«улдзра ва вослталара" деб нои-л-:';гзн бпбдэ услубл очзб бералгая, блр'-бзрига

узаро таьс::д г/рсагувча альзнчласдг-я сшарала 'Гоадалгнзз sabara олд слнов-аал-.слба а^л^лл-лки1 тахлллл о'ерллгая: /сидрлэр гарбпясагг ;лллллЛ двдэгогакокаиг, аллода'; аньа.чаларнааг sabcapa,оила,!«и;5аЗ га •¿¿•лззгчзлз.-кизш' узгро acoca да хулзд кздйвалиш гврбл.г~

лапагл лдэлааллрлкла? 5.':га ; a'-.v:;;:/": иулляу ; '

саа03_13Грзза ;;злзрл ва улавплнг за^лалэ укуьашгарал-г;.;., О^й-ондддр 22 ухлуувчлллр .учун у саб квлзЗтгаа авлод зул^ шда-H.t<ï2i3 гсрбглс« дзра-зслдл язо оираз .'шкойаяа бврувчз алкал-ус-луб::-! газсаллгр аалаб ча^члтса.

Тад^акрг лага .гадирз ^ддпдЗтггя гарба» уолубавмаг

са;,:асадорл.;р;п1л ^асда^ла.^',

Kanalovs Kadriya Fedorovna Upbringing of culture of behaviour of teen-agers in fasily on the mutually-influencing traditions of tha Uzbek and. Tatar peoples ...

13.00.01-Thaory and h±3tory of pedagogics S a X 11 A R Y

In modern dynar.ic sociocultural situation upbringing Of culture of behaviour becomes the main direction in work with, tha rising generation taking into consideration the traditional 98 3cle%s pedagogics, national and cosa on huaan values. The way

fcosily life,its moral and psychological environment and fatally .-s latx-ras influence greatly, often decisively, on the level of children's uabringins.

ro3SM:h is devotad to the problem of use of mutually-•isiluencia? traditions of Uzbeks and Tatars while teaching teenagers skills and habita of behaviour. It is stressed in the thesis that both Uzbek and Tatar peoples have the identical way of life and cultivate the similar forms of family and every-day relations. During decodes there appeared common traditions and visv/a on the problem of upbringing and teaching the rising generation.

The first chapter entitled "Upbringing of .".'.culturar of behaviour of teenagers on the mutually-influencing traditions.-of tha Uzbek and Tatar .peoples as t pedagogical problem" deals with historical and pedagogical aspects of development of these traditions and their influence on behaviour of teen-agers in family.Organizational and pedagogical conditions of influencing these traditions on the formation of educated teenagers are also determined in the chapter.

The second chapter is entitled"ííaya and means of improving . the effedtlveness the formation of culture of behaviour of teenagers on the mutually-influencing traditions of Uzbeks.and Tatars". In tha chapter tha methodology of the research is expounded, the analysis of the results of functioning of the system of rational use of the traditions is given, their influence of childrenS upbringing is shown. The author has elaborated scientific and practical recommendations for perenta and teachers th&t will.help to raise the level of education anrf nn.w»Hncing of teen-agers.

HAMAHrAH ycEOn t. 1.00 3.>184-S5r.<