автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования
- Автор научной работы
- Телышева, Наталья Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Телышева, Наталья Николаевна, 2006 год
Введение.
I Глава. Теоретические основы воспитания личности старшеклассника.
1.1. Методологические подходы к воспитанию личности старшеклассника.
1.2. Возрастные особенности старшего школьника; структура его потребностей.
1.3. Роль и место современной музыкальной культуры в воспитании личности старшеклассника.
1.4. Исторические предпосылки возникновения электронного инструментария, его социокультурное и педагогическое значение.
II Глава. Экспериментальная проверка эффективности воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора.
11.1. Педагогический потенциал клавишного синтезатора и пути его практической реализации.
11.2. Исследование уровня музыкальной компетентности старших школьников (констатирующий эксперимент).
11.3. Содержание и методы воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования (формирующий эксперимент).
11.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию личности старшеклассника (контрольный эксперимент).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования"
Актуальность исследования.
Воспитание личности школьника - актуальная проблема, привлекающая внимание исследователей в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Главная задача воспитания - формирование личности в соответствии с культурой, её общечеловеческими ценностями и духовным содержанием, нравственными основами общественной жизни. Важнейшая роль в этом направлении принадлежит искусству и, в частности, музыке. Ещё со времён Пифагора и Платона именно музыка считалась главным средством гармонизации повседневной жизни человека, его связи с космосом, рассматривалась как символ порядка и цивилизации, незаменимое средство воспитания человека. Наряду с таким широким подходом педагогические функции музыки в истории образования нередко сводились к обучению конкретным знаниям и действиям, а весь педагогический процесс базировался на их отшлифовке и закреплении.
Новые задачи общего музыкального образования, выдвинутые в начале XX в. Б.В.Асафьевым и направленные главным образом на выработку творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса и восприятия, остаются по-прежнему нереализованными. В связи с этим воспитание личности школьника на основе формирования его духовной культуры, творческого потенциала, ценностных художественно-эстетических ориентаций является актуальной педагогической проблемой.
Научные подходы к решению проблемы воспитания личности школьника нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов: Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонского, Е.В.Бондаревской, Н.А.Горловой, Б.Т.Лихачёва, А.Н.Моисеева, В.И.Петрушина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Г.Н. Филонова и др.; психологов: А.А.Бодалёва, Л.И.Божович, Л.Л.Бочкарёва, Л.С.Выготского, И.С.Кона А.Н.Леонтьева, В.А.Петровского, В.А.Сластёнина, Б.Т.Теплова, Д.Б.Эльконина и др., где главные акценты в воспитании ставились на необходимости создания условий для формирования и развития духовного мира школьника как основы личности, культуры приобщения к нравственным ценностям общества.
На протяжении последних десятилетий эта проблема находится в центре внимания отечественных педагогов - музыкантов: Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), Е.А. Бодиной (реализация воспитательной функции музыки в её направленности на личность), А.Г. Болгарского (развитие интереса учащихся к народной музыке), Д. Б. Кабалевского (формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры), Н.В. Карташева (музыкальное воспитание детей в семье), И.Г. Димовой, JI.M. Кузнецовой, С.В. Поповой (формирование музыкального кругозора учащихся), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Г.М.Цыпина (психология музыкальной деятельности), JI.B. Школяр (развивающее музыкальное образование) и др.
Особенно важным и малоразработанным является вопрос воспитания средствами музыки личности старшеклассника (15-17 лет), для которого искусство, и музыка в первую очередь, становится жизненной потребностью, действенным фактором социализации. Потребность в музыке обусловлена не только возросшим стремлением старшеклассника к постижению собственного духовного мира, самовыражению, но и сложившейся социокультурной ситуацией, в которой музыкальная компетентность молодого человека является одним из главных показателей его социометрического статуса. Максимализм, свойственный молодёжи, диктует необходимость быстрого и динамичного освоения всего нового, передового, в том числе, в музыке. Сегодня нельзя не разбираться в современных музыкальных направлениях, не знать названий групп и имён исполнителей, занимающих ведущие строчки еженедельных хитпарадов, не иметь хотя бы элементарных навыков игры на каком-либо музыкальном инструменте, - одним словом, быть вне музыки - самой востребованной сферы личностной активности молодежи.
О тенденции повышения интереса к музыке свидетельствуют труды по эстетическому воспитанию (Ю.Б. Борев, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, Б.Т.
Лихачёв и др.), социологические исследования последнего десятилетия (К.З. Акопян, Ю.У. Фохт-Бабушкин).
Интенсивное развитие индустрии развлечений, важнейшим компонентом которой является музыка, возросшее число клубных организаций, имеющих целью привлечение к себе внимания молодёжной аудитории, помещает старшеклассника в звуковой хаос. Это создаёт в его сознании иллюзию личностной самодостаточности и свободы выбора в музыкальных пристрастиях. В результате самодвижение молодого человека к истинным ценностям затрудняется, что неизбежно отражается на его личностных характеристиках.
Однако именно в тот момент, когда старшеклассник более всего нуждается в помощи, грамотном руководстве и организации своей жизнедеятельности, в общении со знающим, в том числе, компетентным в музыке человеком, он этой возможности лишен, поскольку в старших классах школы музыка не преподается.
Таким образом, возникают противоречия: между потребностью старшеклассников в компетентном наставнике и реальным отсутствием такового в старшей школе; между ориентацией молодежи на современную музыку, компьютерные технологии и сложившейся профессиональной подготовкой учителей музыки с ориентацией на классическое наследие и традиционные методы обучения. Но главное - между стремлением старшеклассников: к самопознанию и самореализации и недостаточным владением средствами их осуществления; к практическому освоению музыкального искусства и невозможностью быстрого получения оптимального результата; к активной социализации, общественно-значимой практической деятельности и личностной незрелостью, несостоятельностью.
Разрешение указанных противоречий видится в разработке новых направлений в работе с данной возрастной категорией учащихся, учитывающих возросший интерес к современным видам и формам музыкальной деятельности, новым информационным технологиям, электронному инструментарию, а также возможности творческой самореализации в том или ином её виде.
Создание условий для решения подобных задач может успешно осуществляться в системе дополнительного образования. Оно способно компенсировать дефицит творческой самореализации учащегося старшей школы и помочь ему сориентироваться в музыкальной культуре таким образом, чтобы способ деятельности отвечал не только уровню музыкальных способностей, но и актуальным духовным потребностям личности.
Одним из шагов в этом направлении может быть освоение старшеклассниками электронного клавишного синтезатора, выполняющего в настоящее время роль ведущего инструмента массового любительского музицирования и занимающего всё более устойчивые позиции в системе дополнительного образования. Мы понимаем освоение как теоретическое и практическое овладение инструментом, умение творчески и разносторонне его использовать. Это, в частности, требует, помимо игровых навыков, знания технических характеристик, функциональных возможностей инструмента, степени их применимости и сочетаемости в решении той или иной творческой задачи.
Сегодня молодые люди видят в синтезаторе интересный, а главное -доступный способ творческой реализации личности, поскольку разнообразные возможности инструмента сочетаются с относительно несложной техникой его освоения. Синтезатор, как ни один другой инструмент, обеспечивает психологическую комфортность обучения, поскольку позволяет быстро достичь качественного результата. А категория старшеклассников, имевшая ранее опыт обучения в музыкальных школах и школах искусств, находит в этом инструменте способ восстановить забытые навыки и умения, а также приобрести новые.
Более того, в процессе занятий пересматриваются сложившиеся музыкальные пристрастия, отношение к музыке, а, следовательно, меняются ценностные ориентации в музыкальной культуре в целом.
Несмотря на то, что синтезатор уже получил достаточно широкое распространение, сама проблема его освоения начала привлекать к себе внимание в отечественной педагогике искусства лишь в последнее десятилетие. Появился ряд специальных учебно-методических пособий (В Белунцов, С.Важов, И.Шавкунов и др.), а также научных трудов, среди которых особого внимания заслуживают работы И.М.Красильникова - ему принадлежит идея массового внедрения синтезатора в практику музыкального образования школьников.
Однако это направление пока реализуется преимущественно в дополнительном образовании, имеющем профессиональную направленность (детские музыкальные школы, детские школы искусств). В сфере же так называемого развивающего дополнительного образования общеобразовательных школах, кружках, студиях) обучение ведётся стихийно, без учёта актуальных потребностей школьника и возможностей их творческой реализации. Хотя именно система развивающего дополнительного образования наиболее перспективна с точки зрения комплексного воспитания учащегося, поскольку обеспечивает индивидуализацию и вариативность учебно-воспитательного процесса в его направленности на личность.
Практика свидетельствует, что назрела необходимость активнее использовать синтезатор не только с образовательной, но и с воспитательной целью. Эта проблема нуждается в более глубоком исследовании. Именно она определила выбор темы исследования: «Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования».
Объект исследования - воспитание личности старшеклассника.
Предмет исследования - воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Воспитание личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
- приобретаемые теоретические знания и практические навыки будут направлены на освоение широкого спектра музыкальной культуры и формирование компетентных общих и специальных (личностно-значимых и художественно-эстетических) ориентаций;
- музыкальная компетентность учащегося будет пониматься как объективная и необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога, что способствует их творческому взаимодействию и взаимообогащению. В этом случае формирование специальных умений старшеклассника приобретёт личностную значимость, обеспечит его авторитет в среде сверстников и лидерство в референтно значимой группе;
- содержание и характер занятий будут отвечать потребностям личности старшего школьника и соответствовать уровню его музыкальной подготовки; при этом главным принципом построения содержания обучения будет постепенный переход от массовой развлекательной - к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Оптимальные условия для этого создаёт система развивающего дополнительного образования.
В соответствии объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить методологические подходы к воспитанию личности старшеклассника в современных социокультурных условиях.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старшего школьника, структуру его потребностей.
3. Раскрыть исторические предпосылки возникновения электронного синтезатора, его педагогический потенциал в воспитании личности старшеклассника.
4. Исследовать уровень музыкальной компетентности старших школьников с точки зрения практического освоения ими современной музыкальной культуры.
5. Разработать и экспериментально проверить содержание, методы и формы воспитания личности старшеклассника в процессе освоения синтезатора в системе дополнительного образования. Выявить динамику личностного развития старшеклассников; обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились идеи единства сознания и деятельности, воспитания и развития личности в образовательном процессе, его детерминированности социальными условиями, содержанием, характером деятельности и общения; личностно - ориентированный, деятельностный, и культурологический подходы к организации образовательного процесса, способствующие комплексному решению задач обучения и воспитания; концепция педагогики сотрудничества; современные теории обучения и воспитания школьников в системе дополнительного образования; концепция развивающего музыкального образования; идея внедрения электронного музицирования в массовое музыкальное воспитание; положение о художественно-творческой деятельности как одном из действенных способов познания и самореализации личности школьника.
Методы исследования: изучение философско - эстетической, педагогической, психологической, культурологической и музыковедческой литературы по теме исследования; анализ педагогических возможностей электронного инструментария; осмысление передового педагогического опыта в обозначенной области, а также собственного опыта работы со старшеклассниками; анализ результатов их творческой деятельности и разнообразной сопутствующей продукции (фонограммы, аранжировки, композиции, коллажи и проч.); педагогическое наблюдение; опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование; опытно-экспериментальная работа, обобщение ее итогов.
Научная новизна исследования заключается:
- в осмыслении особенностей воспитания личности старшеклассника в процессе освоения электронного синтезатора в системе развивающего дополнительного образования;
- в определении подходов к воспитанию личности старшеклассника с учётом онтологической структуры его потребностей (самовыражение - самопознание -самоутверждение), обусловливающих включение в референтно значимую деятельность; во введении в научный оборот и разработке содержания понятия музыкальной компетентности старшеклассника как личностно значимой и представляющей собой взаимосвязь компонентов музыкальной культуры и медиаграмотности;
- в понимании музыкальной компетентности учащегося как объективной и необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога, способствующей их взаимной референтности, творческому взаимодействию и взаимообогащению;
- в определении динамики развития личности старшеклассника как результата его воспитания, что нашло отражение в таких личностных новообразованиях, как: углубление эрудиции, корректировка художественных предпочтений, формирование дифференцированного и практико-ориентированного отношения к искусству, способствущих повышению уровня общей культуры молодого поколения, его способности в будущем эффективно реализовать себя в любой профессиональной сфере.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обосновании педагогического потенциала современного электронного инструментария в воспитании старшеклассников; рассмотрении закономерностей его появления и функционирования в музыкальной культуре и педагогике;
- в разработке разноуровневого содержания, методов и форм обучения на синтезаторе с учётом музыкальной подготовки учащихся;
- в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий эффективности этого процесса, а именно:
• освоение широкого спектра современной музыкальной культуры при постепенном введении в содержание обучения, наряду с массовой развлекательной, лучших образцов народной, классической и современной музыки;
• овладение современными формами практической музыкальной деятельности как жизненно и референтно значимой;
• формирование специальных знаний, умений, навыков (исполнительская аранжировка, запись фонограмм и др.), имеющих для старшеклассника личностную значимость, обеспечивающих его авторитет в среде сверстников и лидерство в референтной группе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных научных данных разработан учебно-методический комплект «Электронный клавишный синтезатор» (программа, методическое пособие для преподавателей и нотная хрестоматия) для учреждений дополнительного образования, который может быть использован в школах разных типов (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии), в музыкальных кружках, студиях эстетического воспитания. Разработанная методика обучения на синтезаторе может применяться также в детских музыкальных школах, школах искусств, в обучении любителей музыки, вышедших из школьного возраста, поскольку в ней предусмотрены различные подходы к решению конкретных задач с учётом возрастных особенностей, музыкальных данных и общей музыкальной подготовки обучаемых.
Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов педвузов, а также в курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей музыки.
Этапы исследования:
Первый этап исследования (1989-1998 г.г.) - изучение научно-педагогической литературы по теме исследования. Разработка его концепции, понятийного аппарата, исходных теоретических положений.
Второй этап исследования - проведение констатирующего (1998 - 2000 г.г.) и формирующего (2000 - 2003 г.г.) этапов опытно-экспериментальной работы, а также ведение педагогического дневника, фиксирующего изменения личностных характеристик учащихся и уровня практического освоения ими современной музыкальной культуры в процессе занятий на синтезаторе в системе дополнительного образования.
Третий этап (2003 - 2005 г.г.) включал анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследования, оформление текста диссертации.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на фундаментальные методологические и теоретические положения; использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачам; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; комплексным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на ежегодных конференциях Тульского областного методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусства (1995-1998 г.г.), на кафедре русской словесности и музейной педагогики Московского института открытого образования, международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского (2004 г.), на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета. Разработанные методические рекомендации нашли применение в работе сектора педпрактики учащихся Тульского музыкального училища им. А.С.Даргомыжского, преподавателей общеобразовательных школ г. Москвы (№№ 175, 282, 760, 1927, 1413), Детского юношеского центра «Войковский», Детской хоровой школы «Радость»; в педагогической практике студентов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.И.Шолохова (2004 - 2005 г.г.), Московского городского педагогического университета (2005 - 2006 г.г.).
Материалы исследования внедрены в систему подготовки и переподготовки работников образования в Московском институте открытого образования, на музыкально-педагогическом факультете Московского городского педагогического университета и факультете культуры и музыкального искусства Московского педагогического открытого университета им. М.И.Шолохова, где диссертант читает курсы «Электронный клавишный синтезатор» и «Методика преподавания электронного клавишного синтезатора».
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (№№ 1, 2, 4, 8) и детских школ искусств Тульской области (Киреевской ДШИ, Болоховской ДШИ, Товарковской ДШИ); музыкальной студии Дворца творчества юных г. Богородицка); общеобразовательных школ г. Москвы (№№ 175, 179, 282). В опытно - экспериментальной работе участвовало 240 учащихся 9-11 классов, 57 учащихся 1-2 курсов ПТУ № 30, Техникума электронных приборов, а также Сельскохозяйственного техникума г.Богородицка Тульской области. Основные положения, выносимые на защиту:
1. В процессе воспитания личности старшеклассника определяющую роль играет творческая деятельность, являющаяся для него личностно и референтно значимой и позволяющая установить соответствие между потребностями, способностями и условиями их реализации.
2. Этим потребностям в полной мере отвечает музыкальная деятельность, интерес к которой возрастает не только в связи со стремлением соответствовать динамично развивающейся современной медиакультуре, где доминирующая роль принадлежит музыке, но и в силу актуализации потребностей в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно это делает музыкальную деятельность личностно и референтно значимой, обусловливает престиж компетентности в этой области. В условиях отсутствия в старших классах предмета «Музыка», воспитательное влияние на старшеклассника оказывает референтное для него лицо - педагог дополнительного образования, музыкальная компетентность которого качественно превосходит компетентность учащегося. При этом музыкальная компетентность последнего понимается как объективная и необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога, что способствует их продуктивному педагогическому взаимодействию.
Важным педагогическим условием воспитательного воздействия на личность старшеклассника становится освоение электронного клавишного синтезатора и компьютерных технологий, обладающих богатым спектром педагогических возможностей и отвечающих актуальным потребностям и притязаниям старшеклассника.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по II главе
1. Значение электронного клавишного синтезатора в процессе воспитания личности старшеклассника обусловлено тем, что этот инструмент способствует вхождению молодого человека в современную культуру, обеспечивает участие в коллективной художественно - творческой деятельности, даёт возможность в доступной форме реализовать свой личностно-творческий потенциал, освоить новые информационные технологии и в итоге утвердить свой статус в группе сверстников.
2. Введение в процесс обучения помимо массовой развлекательной, образцов классической, современной и народной музыки, позволяет старшекласснику осознать и выстроить иерархию эстетических ценностей музыки, привести их в соответствие с личностно значимыми. Происходит корректировка художественных предпочтений, формируется дифференцированное и практико-ориентированное отношение к искусству.
3. В результате целенаправленного воспитания развиваются такие социально значимые качества, как сдержанность, терпимость, доброжелательность, преодолеваются коммуникативные барьеры, зажатость, стеснительность. Необходимость преодоления технических трудностей для получения положительных результатов деятельности способствует воспитанию трудолюбия, целеустремлённости, настойчивости, бережного и уважительного отношения к рабочему времени.
4. Обучение на синтезаторе даёт возможность сочетать музыку и зрительный ряд, т.е. музыку, предназначенную для кино и телевидения (музыкальный фон, комментарий, звуковая иллюстрация). В результате к концу учебного курса старшеклассник может самостоятельно озвучить школьный спектакль, утренник. Это расширяет спектр его творческих проявлений, способствует повышению авторитета у сверстников и учителей, а, следовательно, и повышению уровня самооценки.
5. Включение синтезатора в учебный процесс, обеспечивающий творческую самореализацию учащихся с разными способностями и базовым уровнем музыкального образования, требует создания специальных педагогических условий. В этой связи наиболее эффективной является система дополнительного образования, в рамках которой возможна индивидуализация обучения, реализация разноуровневых обучающих программ, методов и форм воспитания старшеклассника.
138
Заключение
Проведённое исследование подтвердило важность электронного клавишного синтезатора как действенного средства в воспитании личности старшеклассника. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Задачи воспитания личности старшеклассника определяет следующая онтологическая структура его потребностей: самовыражение самопознание - самоутверждение. В связи с глобальным распространением экранных медиа, где доминирующая роль принадлежит музыке, эти потребности побуждают молодых людей включаться в музыкальную деятельность, являющуюся для них личностно значимой. Именно это обеспечивает её актуальность и действенность в процессе воспитания.
2. Практическая музыкальная деятельность становится для старшеклассника не только личностно, но и референтно значимой. Она побуждает его к поиску референтной группы и стремлению к высокому статусу среди сверстников. Основой самоутверждения становится музыкальная компетентность старшеклассника, представляющая собой взаимосвязь компонентов музыкальной культуры (музыкальный опыт, грамотность, музыкально-творческое развитие) и медиаграмотности (электронный инструментарий, компьютерные музыкальные программы, Интернет-технологии и пр).
3. В условиях стремления к личностно и референтно значимой музыкальной деятельности особое значение приобретает педагогическое руководство, основанное на признании музыкальной компетентности учащегося как объективной и необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога, способствующей их творческому взаимодействию и взаимообогащению. В итоге формируется их взаимная референтность, обеспечивающая обоюдное углубление эрудиции, корректировку художественных предпочтений, формирование дифференцированного и практико-ориентированного отношения к искусству.
4. Одним из действенных средств воспитания личности старшеклассника, реализации его самовыражения, самопознания и самоутверждения является освоение электронного клавишного синтезатора. Этот инструмент способствует активизации творческих проявлений личности, освоению широкого спектра современной культуры, во многом определяет специфику молодёжной музыкальной среды, обеспечивает участие в коллективном музицировании, даёт возможность освоить новые информационные технологии в доступной и приемлемой для старшеклассника художественной форме, что в итоге повышает его авторитет в референтной группе сверстников.
5. Воспитание личности в процессе освоения синтезатора обеспечивают следующие педагогические условия: использование разноуровневых обучающих программ, постепенный переход от популярной - к лучшим образцам народной, классической и современной музыки; методов: «слышу - играю - пишу - читаю», словесных характеристик, взаимного обучения. Именно эти условия эффективно реализуются в системе развивающего дополнительного образования и обеспечивают динамику личностного развития старшеклассников. Они позволяют воспитать такие качества личности как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, бережное и уважительное отношение к рабочему времени. Совместная творческая деятельность помогает преодолеть коммуникативные барьеры, зажатость, стеснительность, а также воспитать такие качества, как способность к сопереживанию и взаимопомощи, необходимые для социальной адаптации личности и её нравственного роста.
Содержание диссертации не исчерпывает в полной мере решение проблемы воспитания личности старшеклассника средствами электронного синтезатора.
Возможные направления дальнейшего исследования могут быть связаны с развитием импровизационно-творческих умений старшеклассников, овладением разнообразным программным обеспечением процесса электронного музицирования и т.д.
141
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Телышева, Наталья Николаевна, Москва
1. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Пер. А.М.Ловягина. - СПб., 1906. - 488 с.
2. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.- 1998. № 1. - С. 72-75.
3. Акопян К.З. Музыка как предмет потребления. // Массовая культура: Учебное пособие / К.З.Акопян, А.В.Захаров. С.Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФА-М. - 2004. - 304 с. - С. 142-188.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
5. Алфеевская Г.С. Теория и методика музыкального воспитания. Вопросы музыкознания в профессиональной деятельности учителя. М.: Изд-во МГОПУ, 1998.-87 с.
6. Амонашвили Ш.А. Современный подросток в психологическом исследовании. / Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.-240 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2005.-432 с.
8. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 128 с.
9. Апрелева В.А. Философия творчества в процессе музыкального образования. // Инновации и образование. Сб. м-лов конф. Серия «Symposium», вып.29. СПб., 2003. - С. 28-31.
10. Ю.Архейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: «Прометей». 1994.-352 с.
11. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. - 151 с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидакт. аспект). -М.: Педагогика, 1982. 190 с.
14. Н.Балицкая Н.З. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя // Педагогическое образование. М., 1992. -Вып. №5. -С. 101-102.
15. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Д.: «Музыка», 1969. 286 с.
16. Баталина-Корнева Е.В. Подготовка педагога к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. - с.20.
17. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: ВЛАДОС, 2003. -248 с.
18. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. - 221с.
19. Белунцов В.О. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М.: «ТехБук», 2003. - 500 с.
20. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 4.1 - 1996. -318 с.
21. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства — М.: Изд-во «Русский мир» 1997. 432 с.
22. Бехтерева Н.П. Мотивы рока. // Известия. — 1987. — 24 декабря.
23. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1992, - 32 с.
24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
25. Болгарский А.Г. Формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982.
26. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
27. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
28. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 109 с.
29. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Смоленск: Русич. - 2002. - 448 с.
30. Бэкон Ф. Новая Атлантида. М., 1962. - 360 с.
31. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360с.
32. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А.А. Бодалева.-М.: Просвещение, 1981,- 128 с.
33. Володин А.А. Электромузыкальные инструменты. -М.: Музыка, 1979.
34. Воронина Т.П., Кашицин В.П. Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатик, 1995. - 220 с.
35. Воспитание и обучение глазами молодых и их наставников: Сб. науч. ст. в обл. восп. и обр. преподавателей и студентов МГПУ по м-лам пед. конф. 1999 г. М.; МГПУ, 2000. - 128 С.
36. Воспоминания об А.Ф.Иоффе.- Л.: Изд-во «Наука», Ленингр. отд., 1972. -252 с.
37. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 328 е.,
38. Гладышева 0.0. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М. 2004. - 22 с.
39. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: «Алетейя». 1995. -336 с.
40. Герцман Е.В. Тайны истории древней музыки. СПб.: «Азбука -классика», «Нота МИ», 2004. - 576 с.
41. Гореликова М.В. Творчество и решение задач духовного развития личности в образовании. // Инновации и образование. Сб. м-лов. Вып. 29. -СПб, 2003.-С.46-53.
42. Горлова Н.А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. М.: МГПУ, 2004. -240 с.
43. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Б.Н., 1993. - 190 с.
44. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994. 178 с.
45. Джемс У. Дж. Личность. // Мир философии. II ч. М.: Политиздат. 1991. -624 с.-С.262-271.
46. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступит, ст. А.Ф.Лосева. М.: Мысль, 1979. - 620 с.
47. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.
48. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. - 204 с.
49. Евдокимова Ю.К. История полифонии. В 7-ми вып. Вып.1. Многоголосие средневековья. X-XIV века. М.: Музыка, 1983. - 454 с.51 .Евдокимова Ю.К. История полифонии. В 7-ми вып. Вып.2 А. Музыка эпохи Возрождения:ХУ век. М.: Музыка, 1989.-414 с.
50. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1982.-252 с.
51. Еременко К.А. Музыка от ледникового периода до века Электроники (в 2-х кн.). М.: Советский композитор, 1991. - 320 с.
52. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. -2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2003.-376 с.
53. Искусство и школа: Кн.для учителя / Сост. А.К. Василевский. М: Просвещение, 1981. -288 с.
54. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя. / Сост. И.В. Пигарева. Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004. - 192 с.
55. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 190 с.
56. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
57. Казначеева Н.Н. Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 20 с.
58. Карташев Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1997. -34с.
59. Киященко Н.И. Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста / И.С.Кон,
60. Д.И.Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студ.: Сост. Л.М.Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 266 с.)
61. Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. -М., 1999. 186 с.
62. Командышко Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. - 28 с.
63. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. - 367 с.
64. Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста / И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. М: МПСИ, 1996. - С.239 - 248.
65. Конов В. Нидерландские композиторы XV XVI веков. - Л.: Музыка, 1984.- 96 с.
66. Косарецкая С.В. Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодёжи. -М.: ВЛАДОС, 2004. 159 с.
67. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1977. -48 с.
68. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. -2000. № 4
69. Красильников И.М. Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы взаимодействия // Искусство и образование.- 1999.- № 4
70. Красильников И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах). Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997. -22 с.
71. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М., Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 8, 2002. - 96 с.
72. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки учителя. // Советская педагогика. 1982, № 3. - С.63-66
73. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Уч. пособ., 4-е изд. М.: УРАО, 1998.- 176 с.
74. Куракин А.Т. О системном подходе в теории и воспитании // Проблемы теории воспитания. М., 1974. - 4.1. - С. 223 - 236.
75. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. -М.: Педагогика, 1983. 317с.
76. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. - 47 с.
77. Ливанова Т.Н. Музыка. Эпоха Возрождения.// История Европейского искусствознания. От античности до XVIII века. М., 1963. - 122 с.
78. Лихачёв Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
79. Лихачёв Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
80. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс: Уч. пособ. для студентов вузов. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
81. Личность: развитие и реализация в творчестве: Сб. науч. трудов / ред. колл.: П.Ф. Кравчук и др. Курск: Б.н., 1996. - 170 с.
82. Локк Дж. Соч. в Зт. М.: Мысль, 1985-1988. - Т.Т.1-3
83. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. - 704 с.
84. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: МГСУ «Союз», 1999. -127 с.
85. Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996. 18 с.
86. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. - № 8. - С. 82-88.
87. Мархасёв JI.C. В Лёгком жанре: Очерк и заметки. Л.: Сов. композитор, 1986. 2-е изд., уточн. и доп. - 296 с.
88. Массовая культура: Учебное пособие / К.З.Акопян, А.В.Захаров. С.Я.Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФА-М, 2004. - 304 с.
89. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988.-88 с.
90. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманит. лит. РОН, 2002. - 48 с.
91. Медников В. Основы компьютерной музыки. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.- 336 с.
92. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М 42 М.: Композитор, 1993. - 262 с.
93. Медушевский В.В. Концепция. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства (для общеобразовательных учебных заведений). -М.: Московская Гос. Консерватория, 2001. 56 с.
94. Мельникас Л. Экология музыкальной культуры. М.: Композитор, 2000. -328 с.
95. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие (И.В.Кузьмина и др.) Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 172 с.
96. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Сб. ст. М.: Советский композитор, 1983. - 266 с.
97. Модернизация современного образования: теория и практика. Сб. науч. тр. / Под ред. И.М. Осмоловской. М.: ИТ и ИП РАО, 2004. - 524 с.
98. Моисеев А.Н. К проблеме оптимизации воспитательной функции обучения // Проблемы оптимизации обучения и воспитания учащихся. -М., 1984.-С. 17-27.
99. Монтень М. Опыты. М.: Правда, 1991. - 656 с.
100. Мосейко Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной учебной деятельности // Психолого-педагог, аспекты интенсификации учебной деятельности. М., 1983. - С. 15-24.
101. Москаленко М.С. Ещё раз о фортепиано. М.: «Аслан», 1997, - 48 с.
102. Музыкальное образование в школе. / Л.В.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В.Школяр М.: «Академия», 2001. - 232 с.
103. Мун Л.Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2000.-16 с.
104. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. уч. зав. 3-е изд. Кн. 3.- М.: ВЛАДОС. 632 с.
105. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Роспедагенство, 1996. - 374 с.
106. Обуховский К. Психология влечений человека. / Пер. с польск. В.И. Могилева. Под ред. И с послесл. Б.М. Сегала. М.: Изд-во «Прогресс», 1972.-247 с.
107. Обучение и развитие. / Под ред. Занкова Л.В. М.: Педагогика, 1975.-440 с.
108. Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека: Уч. пособ. М.: Б.Н., 1992. - 92 с.
109. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. 22-е изд. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. язык, 1990. - 921 с.
110. Орлова И.В. На волне научно-технического прогресса. М., 1989.
111. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.- СПб.: «Питер», 2000. 288 с.
112. Педагогика: Учебник для студентов вузов. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
113. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
114. Петров К.В. Организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. - 15 с.
115. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 15—26.
116. Петровский В.А. Присутствие группы как фактор индивидуальной деятельности // Социально-психол. аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975. - С. 91-98. Сб. науч. тр. Яросл., Костром, пед. ин-т; Вып. 39.
117. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. -384 с.
118. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. М.:МИРОС, 1992. - 40 с.
119. Пищулин Н.П. Общество и образование: вчера, сегодня, завтра. -М.: ИПЦ «Жизнь и мысль», 2004. 80 с.
120. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986 -252 с.
121. Пономарёв Я.А., Алексеев Н.Г. Семёнов И.Н. Психологические исследования творчества. // Психологический журнал. М., 1982, Т.З. - № 3.-С.153 - 160.
122. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1998.- 17 с.
123. Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. науч. трудов. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 1997.-258 с.
124. Программы дополнительного образования. М.: Просвещение, 2005 г.
125. Психология и педагогика. Учебное пособие. / Под ред. К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Совершенство, 1998. - 320 с.
126. Психология исследования творческой деятельности (отв. ред. O.K. Тихомиров). М: Наука, 1975. - 253 с.
127. Пушкин А.С. Возрождение. //Сочинения. В 3-х т. T.I. М., 1974. -536c.-C.lll.
128. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. - 40 с.
129. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
130. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985.-360 с.
131. Симоненко Т.И. Традиции и инновации в образовании как онтологическая проблема. / Инновации и образование. Сб. м-лов конф. Серия «Symposium», вып. 29. СПб., 2003. - С. 182-187
132. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2004. - 480 с.
133. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В.Лёхина, Ф.Н.Петрова, 5-е изд., М.: Гос изд-во иностр. и национ. словарей, 1955. 856 с.
134. Современные концепции эстетического воспитания: М., 1998. -313 с.
135. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
136. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.
137. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идей Вселенной к философии музыки. - К.: «Факт», 2000. - 176 с.
138. Темирканов Ю.Х. Послесловие // Еременко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники (в 2 кн.). М., 1991. - С. 267 -273.
139. Тестирование детей / Автор составитель В.Богомолов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 352 с.
140. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ./ Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред и вст. ст. М.А. Кисселя М.: Прогресс, 1990. -717 с.
141. Усачёва В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2002.-34 с.
142. Учитель. Толерантность. Нетерпимость. М-лы «круглого стола» науч.-практ. конф. «Толерантность и нетерпимость в современной России» 1 дек. 2004 г. Ростов н/Д - Азов, 2005. - 60 с.
143. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.; - Л.: Изд-во АПН РСФСР 1950.-Т.6.
144. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно -полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
145. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.: Педагогика, 1987
146. Фортепиано и его предшественники в фондах ГЦММК им. М.И.Глинки. М., 1980. - 20 с.
147. Фохт Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений: Достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2005. - 320 с.
148. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: «Питер», 2004. 477с.
149. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии (пер. В.В. Бибихина) //Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990. -398 с. - С.94-142
150. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. - 456 с.
151. Хвостов К.А. Межличностные отношения в условиях группового обучения // Активизация учебной деятельности. М., 1982. - Вып.2. - С. 144- 153.
152. Хелемендрик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.: Мысль, 1977.- 187 с.
153. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М: Музыка, 1972. - 208 с.
154. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособ. для учащихся муз. отд. педвузов и коне. М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.
155. Чечель И.Д. Некоторая ревизия инноваций в российской школе. //Лицейское и гимназическое образование. М., 1998 - №1. - 104с. - С. 37.
156. Шавкунов И.Г. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб.: Изд-во «Композитор», 2001. - 27 с.
157. Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов. // Высшее образование в России. М., 2004, - №8. С. 46-48
158. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. РСИ. Т.1. Рождённое Временем. М.: «Евразия +», 2001. - 320 с.
159. Шевцова Т.В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2005. - 20 с.
160. Шестаков В.П. Музыкальная Эстетика России XI-XVIII веков. М., «Музыка», 1973. 245 с.
161. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975. - 270 с.
162. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. М.: Флинта, 1999,- 88 с.
163. Школяр JI.B. Диагностика развития музыкальной культуры школьников. // Музыкальное образование в школе / Под общ. ред. Л.В.Школяр.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.- С. 217-231
164. Энштейн А. О радио. // Собр. науч. трудов: в 4 т. М.: «Наука», 1967.-Т.4.- 600 с.
165. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
166. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сб. науч. трудов. М.: ИХО РАО, ВГПУ, 2003.-206 с.
167. Якобсон П.Н. Почему надо воспитывать чувства детей. М.: Просвещение, 1964. - 75 с.