Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Коробейникова, Елена Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств"

На правах рукописи

И^

КОРОБЕЙНИКОВА Елена Юрьевна

Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

12 дпр жг

Москва —2012

005018444

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

Глазырина Елена Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Бутов Александр Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент Телышева Наталья Николаевна

Ведущая организация: ГАОУ ВПО города Москвы

«Московский институт открытого образования»

Защита состоится «24» апреля 2012 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корп.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

Автореферат разослан «22» марта 2012 года

Ученый секретарь '

диссертационного совета, У1 /

кандидат педагогических наук [ Е.В. Боякова

Актуальность исследования. Одним из главных направлений модернизации системы отечественного образования является внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс. В качестве основного средства достижения целей образования выступают принципиально новые конструкты - компетентности.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указано, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Особую значимость приобретает способность личности применять средства информационных технологий в различных видах деятельности (В.А. Адольф, М.Б. Лебедева, A.B. Хуторской, О.Н. Шилова).

Исследователи указывают, что способность обучающихся работать с информацией, представленной в электронном виде, свидетельствует о наличии информационной компетентности, необходимой школьникам при освоении содержания всех образовательных профилей в основной школе (A.B. Козырева, C.B. Тришина, A.B. Худякова, Р.Ю. Хурум).

Одной из задач, указанных в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, является оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ. Внедрение специально оснащенных музыкальных компьютеров и электронных музыкальных инструментов в образовательный процесс детских школ искусств подтверждает актуальность проблемы воспитания информационной компетентности школьников.

Популярным музыкальным инструментом нового формата в сфере художественного образования за последние десять лет становится клавишный синтезатор. Наиболее активной группой его пользователей являются учащиеся подросткового возраста. Это связано с тем, что освоение электронного музыкального инструмента, с одной стороны, способствует самоутверждению и самовыражению подростка как личности, способной к творчеству и самостоятельной продуктивной деятельности. С другой стороны, школьников привлекают разнообразные функциональные возможности синтезатора.

Технические характеристики модельного ряда цифровых музыкальных инструментов постоянно совершенствуются фирмами-производителями.

Конфигурация любой модели электронного инструмента со временем утрачивает свою актуальность. В этой связи для подростка, осваивающего игру на синтезаторе, чрезвычайно важно овладение информационной компетентностью, позволяющей эффективно управлять звуковыми ресурсами различных моделей электронных инструментов и создавать с их помощью оригинальные музыкальные композиции.

Многоаспектный анализ проблемы электронного музыкального творчества учащихся представлен в трудах И.М. Красильникова; особенности освоения музыкально-компьютерных технологий учащимися подросткового возраста изучены в работах H.JI. Селиванова, И.Р. Черешнюк. В исследованиях H.H. Телышевой рассматривается процесс освоения клавишного синтезатора учащимися старшего подросткового возраста. Вместе с тем, проблема воспитания информационной компетентности учащихся в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе до сих пор не рассматривалась.

Таким образом, при разработанности некоторых вопросов, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий в музыкальном обучении, следует отметить отсутствие исследований, связанных с воспитанием информационной компетентности учащихся в детской школе искусств, в частности, в классе клавишного синтезатора.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение педагогического опыта позволили выявить противоречия между:

- современными требованиями к формированию информационной компетентности учащихся в основной школе, с одной стороны, и неразработанностью теории и практики воспитания этой компетентности в детской школе искусств, с другой стороны;

- отмечаемой учеными-исследователями и педагогами-практиками потребностью современного подростка к приобщению к музыкальному искусству на основе информационных технологий и новым способам работы со звуком, с одной стороны, и недостаточным педагогическим сопровождением этого процесса в классе клавишного синтезатора, с другой стороны;

- актуальностью и значимостью владения подростками информационной компетентностью для освоения модельного ряда клавишных синтезаторов различных фирм-производителей, как способа реализации этой компетентности с одной стороны, и отсутствием разработанных теоретических моделей и

педагогических технологий воспитания информационной компетентности в условиях детской школы искусств, с другой стороны.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении теоретических и методических основ воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора; разработке и экспериментальной апробации структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности.

Объект исследования: процесс обучения в детской школе искусств по классу клавишного синтезатора.

Предмет исследования: воспитание информационной компетентности младших подростков при обучении игре на клавишном синтезаторе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора в детской школе искусств.

Гипотеза исследования: воспитание информационной компетентности младших подростков окажется эффективным, если:

- выполнение всех видов музыкально-творческой деятельности в классе клавишного синтезатора, включающих подбор по слуху, чтение с листа, сочинение и импровизацию, игру в ансамбле, создание аранжировки исполняемого произведения, опирается на функциональные возможности цифрового музыкального инструмента, позволяющие значительно обогатить создаваемые учащимися творческие работы;

- осуществляется опора на разработанный и теоретико-методически обоснованный покомпонентный состав информационной компетентности (музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность), как основу для освоения и применения программного обеспечения электронного музыкального инструмента;

- в учебный процесс внедрена структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности, разработанная с учетом специфики обучения в детской школе искусств и особенностями музыкально-творческой деятельности учащихся младшего подросткового возраста на основе клавишного синтезатора.

Задачи исследования:

1. Осуществить системный анализ психолого-педагогической, методической литературы, периодических изданий и нормативных документов по проблеме исследования; раскрыть и обосновать понятие информационной компетентности в контексте электронного музыкального творчества.

2. Выявить и раскрыть компонентный состав информационной компетентности школьников, обучающихся по классу клавишного синтезатора;

3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель воспитания информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации и внедрению модели воспитания информационной компетентности в учебном процессе детской школы искусств, и иа основе разработанного диагностического инструментария проверить ее эффективность.

Методологической базой исследования послужили:

- положения компетентностного подхода в образовании (А.Л. Андреев,

B.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской);

- подходы к формированию информационной компетентности в учебных заведениях различных типов и уровней (А.П. Базаева, A.B. Вишнякова, A.M. Витт, А.П. Мещеркин, A.B. Прилепина, М.В. Романова, Н.П. Табачук);

- теория периодизации возрастных этапов развития личности (A.C. Белкин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Кле, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков);

- положения музыкальной психологии об особенностях психических процессов в осуществлении различных видов музыкальной деятельности (Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкииский, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин);

- концептуальные подходы к музыкальному обучению и воспитанию (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр);

- исследования в области применения компьютерных технологий в музыкальном образовании (И.А. Большакова, Е.Ю.Глазырина, И.Б. Горбунова,

C.П. Полозов, И.Р. Черешнюк, Д.М. Юланова);

- современные технологии и методики музыкального обучения с применением клавишных синтезаторов в учреждениях дополнительного

образования детей (С.С. Бажов, П.Л. Живайкин, И.М. Красильников, И.А Крюкова, В.Г. Пешняк, H.H. Телышева, И.Г. Шавкунов).

Методы исследования. Теоретические: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ документов по вопросам общего и дополнительного образования, действующих программ учреждений дополнительного образования детей, учебных пособий, методических материалов; анализ понятийного поля проблемы, специализированной литературы и обобщение педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические: включенное наблюдение, анкетный опрос, тестирование, анализ творческих работ школьников, математическая обработка экспериментальных данных.

База исследования: детская школа искусств № 4, детская музыкальная школа № 1 г. Екатеринбурга, отделение музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Научная новизна исследования. Впервые обосновано понятие информационной компетентности школьника, обучающегося по классу клавишного синтезатора, как готовность и способность к оперированию, сохранению и представлению информации, содержащейся в программном обеспечении электронного музыкального инструмента для выполнения различных видов музыкально-творческой деятельности.

Выявлен и раскрыт комплекс компонентов, входящих в структуру информационной компетентности учащегося по классу клавишного синтезатора: музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность.

Разработана структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора в детской школе искусств. Представленная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой (цель, задачи, подходы, принципы, необходимые для проектирования процесса обучения); организационно-содержательный (формы организации занятий: индивидуальный урок, работа в малых группах, самостоятельная работа; методы обучения: авторской интроспекции, проблемный, творческих заданий; средства обучения: программа «Клавишный синтезатор»; комплекс практических заданий; нотная литература; аудио и видео материалы); результативно-оценочный (критерии

оценки - мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный. Созданы диагностические методики, позволяющие анализировать исследуемую компетентность по выделенным критериям и в соответствии с ее покомпонентным составом.

Теоретическая значимость исследования. Определены и раскрыты принципы воспитания информационной компетентности младших подростков в классе клавишного синтезатора: принцип интерактивности музыкально-творческой деятельности, заключающийся во взаимодействии с предлагаемой компьютерной программой синтезатора и возможностью проектирования траектории действий в зависимости от уровня владения функциональным потенциалом электронного музыкального инструмента; принцип интеграции всех видов музыкальной деятельности - исполнительской, композиторской, звукорежиссерской, звукового синтеза; принцип индивидуализации обучения, состоящий в выборе способов, приемов и темпа обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Разработано и теоретически обосновано содержание понятия музыкально-информационная деятельность, в содержании которого, с одной стороны, интегрируются традиционные виды музыкальной деятельности: чтение с листа, подбор по слуху, исполнение и сочинение музыки, игра в ансамбле, а с другой стороны, инновационные для отечественной системы музыкального образования виды деятельности: выбор, обработка, сохранение и воспроизведение информации, представленной в программном обеспечении электронного музыкального инструмента.

Раскрыты критерии для определения эффективности воспитания информационной компетентности младших подростков: мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный. В соответствии с выделенными критериями выявлены показатели эффективности воспитания информационной компетентности: позитивное отношение к обучению на электронном музыкальном инструменте; наличие музыкально-теоретических знаний и владение музыкально-компьютерной терминологией; способность к выбору, сохранению, переработке информации и освоение специфической исполнительской техники; готовность к осуществлению самостоятельной деятельности, создание собственного творческого продукта; адекватная самооценка деятельности.

Практическая значимость. Разработанная в исследовании структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности открывает широкие перспективы реализации компетентностного подхода в общем и художественном образовании, обогащает педагогическую теорию и практику развития электронного музыкального творчества младших подростков.

Программа дисциплины «Клавишный синтезатор» для пятых-шестых классов детских школ искусств, диагностические методики и практические задания, разработанные в исследовании, могут применяться преподавателями по классу синтезатора в системе среднего специального и высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованным подходом к исследуемой проблеме; опорой на фундаментальные труды в области психологии, педагогики электронного музыкального творчества и художественного образования; реализацией совокупности методов исследования, адекватных сущности исследуемого объекта; многолетним личным педагогическим опытом диссертанта в качестве преподавателя по классу клавишного синтезатора и руководителя методической секции музыкально-компьютерных технологий методического объединения преподавателей и концертмейстеров художественного образования детей при Управлении культуры Администрации г. Екатеринбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора, является необходимым условием для осуществления действий по выбору, обработке, сохранению и воспроизведению звуковой информации, направленных на создание оригинального музыкально-творческого продукта.

2. Разработанный в исследовании комплекс компонентов информационной компетентности (музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность) обеспечивает успешность воспитания информационной компетентности в совокупности знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых младшему подростку для освоения и грамотного применения программного

обеспечения клавишного синтезатора в процессе электронного музыкального творчества.

3. Реализация структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств основывается на компетентностном, индивидуальном, личностно-ориеитированном подходах, и базируется на принципах интерактивности музыкально-творческой деятельности; интеграции всех составляющих музыкальной деятельности, индивидуализации обучения.

4. Критериями эффективности воспитания информационной компетентности младших подростков в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе являются: мотивационный, когнитивный, деятельностно-творческий, рефлексивный. Мотивационный критерий позволяет выявить отношение учащегося к обучению в классе клавишного синтезатора. Когнитивный критерий определяет объем знаний, связанных со спецификой синтезатора как музыкального инструмента и специализированного компьютера. Технологический критерий выявляет развитие специальных умений и навыков, связанных с осуществлением музыкально-информационной деятельности. Деятельностно-творческий критерий определяет эффективность реализации информационной компетентности при осуществлении различных видов' музыкально-творческой деятельности. Рефлексивный критерий отражает глубину осознания и анализа результатов деятельности.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2011 гг. в четыре этапа.

Первый этап (2001-2005 гг.) - подготовительный - формирование научно-методической и диагностической базы исследования.

Второй этап (2005-2007 гг.) - констатирующий - определение исходного уровня информационной компетентности испытуемых учащихся с помощью созданных диагностических методик.

Третий этап (2007-2010 гг.) - формирующий - реализация комплекса мер, направленных на воспитание информационной компетентности в процессе освоение клавишного синтезатора в учебной и внеучебной деятельности и самостоятельной работе учащихся.

Четвертый этап (2010-2011 гг.) - контрольный - сбор и обработка экспериментальных данных, анализ и систематизация результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию в выступлениях и публикациях на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Инновации в современном музыкально-художественном образовании» (Екатеринбург 2007, 2008), «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2009), «Модернизация России: наука, образование, высокие технологии» (Москва, 2010), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2011); в выступлениях диссертанта на проектных семинарах и совещаниях Екатеринбургского методического совета преподавателей и концертмейстеров художественного образования, заседаниях кафедры музыкалыю-компыотерпых технологий ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Практические разработки исследователя нашли отражение в организации и проведении соискателем впервые в г. Екатеринбурге конкурсов электронного музыкального творчества учащихся детских школ искусств и студентов ВУЗов: «Музыка в цифровом формате» (2010), «Клавишная электроника» (2011); педагогической деятельности диссертанта в качестве преподавателя дисциплины «Клавишный синтезатор» в детской школе искусств № 4; дисциплин «Электромузыкальные инструменты» и «Методика обучения игре на электромузыкальных инструментах» на кафедре музыкально-компьютерных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы (200 наименований), приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, этапы и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе исследования «Теоретические аспекты воспитания информационной компетентности учащихся в детской школе искусств» рассмотрены различные подходы к трактовке основных понятий. Если ранее в отечественной педагогике главными категориями, в которых выражались

учебные достижения учащихся, являлись знания, умения навыки, то при компетентностном подходе таковыми становятся «компетенция» и «компетентность» (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов). Анализ терминологии, используемой в научной литературе, позволил выявить, что па сегодняшний день нет единого подхода к их определению.

Компетентность трактуется исследователями как многомерное понятие, отражающее некий итог саморазвития индивида, завершившего образование определенной ступени. Под «компетентностью» понимают сложную систему действий, иитегрирующую в себе компоненты когнитивного, практического и личностного опыта человека (Э.Ф. Зеер, Ю.Г. Татур, Г.А. Цукерман).

Наличие информационной компетентности исследователи связывают с эффективностью работы с информацией на базе информационно-коммуникационных технологий (В.А. Адольф, О.Б. Зайцева, М.Б. Лебедева, A.B. Хуторской, О.Н. Шилова). Основой содержания этой компетентности в изученных исследованиях является готовность и способность индивида участвовать в информационных процессах, успешно решать нестандартные задачи в различных сферах деятельности с привлечением компьютера, Интернета и т.д. (В.Ф. Бурмакина, ИТ. Захарова, И.Н. Фалина).

Интенсивное развитие инновационных технологий позволяет использовать эти технологии и созданные на их основе средства обучения в образовательных учреждениях различных типов и уровней. В педагогике музыкального образования возникает новая задача, связанная с воспитанием музыкантов-пользователей, способных применять то или иное программное обеспечение для создания художественного продукта (И.М. Красильников).

Применению информационных технологий в профессиональном образовании музыкантов посвящены исследования И.Б. Горбуновой, Е.В. Орловой, С.П. Полозова; в учреждениях дополнительного образования детей - работы И.В. Заболотской, И.М. Красильникова, H.H. Телышевой, М.Ю. Черной.

Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят детские школы искусств и детские музыкальные школы (далее по тексту - ДШИ и ДМШ). Эти учреждения выполняют две наиважнейшие функции: являются первой ступенью профессионального образования в сфере искусств и культуры;

представляют собой особый вид образовательных учреждений, деятельность которых направлена на развитие творческих способностей, общей духовной культуры личности.

В последнее десятилетие особую популярность в образовательном пространстве ДШИ и ДМШ приобрел клавишный синтезатор - музыкальный инструмент нового поколения, совмещающий функции музыкального инструмента и компьютера. Функциональные возможности современных цифровых музыкальных инструментов постоянно обновляются за счет совершенствования производителями имеющихся технических характеристик.

Для школьника, осваивающего игру на музыкальном инструменте нового поколения, чрезвычайно важно владение соответствующей компетентностью. Под информационной компетентностью учащегося по классу клавишного синтезатора мы понимаем его готовность и способность к оперированию, сохранению и представлению информации, содержащейся в программном обеспечении электронного музыкального инструмента для выполнения различных видов музыкально-творческой деятельности.

Обучение игре на синтезаторе в ДШИ и ДМШ особенно востребовано среди учащихся младшего подросткового возраста. Психологические особенности подростка являются наиболее благоприятными для освоения и использования компьютерных технологий в учебном процессе (Н.Л. Селиванов).

В младшем подростковом возрасте происходит интенсификация основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, при этом во всех этих процессах происходят качественные и количественные изменения, которые позволяют подросткам решать различные интеллектуальные и художественно-творческие задачи быстрее и эффективнее, чем младшему школьнику. У подростка складываются новые уровни саморегуляции: умение переходить от одного этапа учебной работы к другому; умение использовать результаты одной работы как средство выполнения другой (А.К. Маркова).

Результаты проведенного исследования показали, что возрастные особенности и уровень развития психических процессов младших подростков позволяют выполнять как традиционные виды музыкальной деятельности, так и специфические, связанные с особенностями электронного музыкального инструмента (создание электронной аранжировки музыкального произведения, работа над звукорежиссерскими составляющими, синтез звука). С другой

стороны, активное и творческое освоение функциональной палитры клавишного синтезатора оказывает стимулирующие и позитивное воздействие на развитие всех психических процессов младшего подростка.

Во второй главе «Содержание и результаты опытно-эксперименгальной работы по воспитанию информационной компетентности младших подростков в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе» обосновывается структурно-функциональная модель воспитания исследуемой компетентности; определен комплекс компонентов, входящих в ее структуру; излагается содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации данной модели в ДШИ.

Специфика образовательного процесса в ДШИ заключается в индивидуализации обучения и воспитания, вариативности выбора учащимися образовательной траектории, атмосфере психологического комфорта. В процессе работы было установлено, что для воспитания информационной компетентности наиболее эффективным является комплексное использование компетентностного, личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

Основные направления реализации компетентностного подхода в классе клавишного синтезатора связаны, с одной стороны, с приобретением учащимися специальных знаний, умений, навыков работы со звуковой информацией. С другой стороны, с готовностью и способностью подростков применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Применение индивидуального подхода обусловлено особенностями образовательного процесса в ДМШ и ДШИ, в которых индивидуальная форма работы с учащимися при обучении игре на музыкальном инструменте является основной. Проектирование педагогической деятельиости при этом подходе осуществляется в опоре на индивидуальные качества ребенка (интересы, потребности, способности и т.д.).

Личностно-ориеитированиый подход базируется на раскрытии и использовании в процессе обучения индивидуального опыта каждого ученика. При этом подростку предоставляется возможность реализовать свои способности и интересы в самостоятельной музыкально-творческой деятельности (создание электронной аранжировки, сочинение музыки и т.д.).

Построение стратегии воспитания информационной компетентности подростков в ДШИ должно основываться на принципах: интерактивности

музыкально-творческой деятельности; интеграции всех видов музыкальной деятельности: композиторской, исполнительской, звукорежиссерской, звукового синтеза; индивидуализации обучения. Выделенные принципы обусловлены, с одной стороны, спецификой учебно-воспитательного процесса в ДШИ, и особенностями синтезатора как музыкального инструмента нового формата, с другой стороны.

С учетом специфики обучения в классе клавишного синтезатора определены следующие компоненты, входящие в структуру информационной компетентности учащихся: музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность.

1. Музыкалыю-компыотериая грамотность в контексте обучения игре на цифровом инструменте проявляется в том, что клавишный синтезатор является музыкальным инструментом, и, одновременно, специализированным компьютером. Для осуществления деятельности с разнообразной информацией, запрограммированной в устройство электронного музыкального инструмента, учащимся необходимо, с одной стороны, понимать компьютерную терминологию, отображающуюся на дисплее; знать назначение и названия кнопок, расположенных на панели инструмента; специальные обозначения, принятые в потной литературе для клавишного синтезатора. С другой стороны, владеть музыкально-теоретическими знаниями, включающими нотную грамотность, знание общих основ музыкального анализа.

2. Под информационной деятельностью исследователями понимается деятельность, связанная с процессом поиска, обработки, хранения, передачи информации, представленной в различной форме с использованием современных информационных технологий (И.В. Роберт, М.В. Романова). В музыкально-информационной деятельности учащихся интегрируются традиционные виды деятельности - чтение с листа, подбор по слуху, импровизация и сочинение, игра в ансамбле, то есть те виды деятельности, которые учащиеся осваивают в процессе обучения игре на традиционных музыкальных инструментах. В то же время, «компьютерная» специфика синтезатора позволяет учащимся выполнять действия со звуковым материалом, которые не доступны на традиционных инструментах - выбор, обработка, сохранение, воспроизведение необходимой информации из арсенала электронного инструмента. Указанные действия являются важнейшей частью работы над

музыкальным произведением в процессе обучения на синтезаторе, а также составляющими информационной деятельности.

3. Творческая инициативность включает в себя способность к самостоятельному выбору траектории действий в процессе аранжировки исполняемой музыки; направленность имеющихся знаний, умений и навыков на эффективное решение поставленных задач; стремление к нестандартному воплощению творческого замысла и самостоятельному поиску звуковых средств.

Представленная совокупность компонентов представляется актуальной, необходимой и достаточной, именно для воспитания информационной компетентности учащихся в классе клавишного синтезатора. Содержание каждого компонента может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей подростка, его интересов и уровня информационной компетентности.

Для оценки исследуемой компетентности выделены следующие критерии: мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный. Диагностические процедуры, направленные на выявление уровня сформированности информационной компетентности по выделенным критериям и в соответствии с ее покомпонентным составом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностика информационной компетентности

Критерии Методики Компоненты информационной компетентности

Мотивационный «Учебная мотивация»

Когнитивный «Проверь свою грамотность» Музыкально-компьютерная грамотность

Технологический «Управление звучанием синтезатора» Музыкально- информационная деятельность

Деятельностно-творческий «Электронная аранжировка и сочинение» Творческая инициативность

Рефлексивный «Самооценка творческой деятельности»

В экспериментальной работе по воспитанию информационной компетентности приняли участие около 200 человек: школьники, обучающихся по классу клавишного синтезатора, преподаватели ДМШ и ДШИ, студенты.

Учебный процесс в ЭГ был организован в соответствии с целью, задачами, подходами, принципами, методами и средствами обучения, содержащимися в структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности. Занятия проводились по авторской программе «Клавишный синтезатор». Занятия в КГ проводились на основе традиционных методик обучения игре на музыкальном инструменте (фортепиано). При этом функциональный потенциал клавишного синтезатора использовался по усмотрению преподавателя и без какой-либо определенной системы.

Критерии и показатели информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу синтезатора, отражены в таблице 2.

Таблица 2

Критерии н показатели формирования информационной компетентности младшего подростка

Критерии Показатели

Мотивициоипый Позитивное отношение к обучению на электронном инструменте; потребность в различных видах музыкальной деятельности; инициативность в решении творческих задач

КогшгпшныП Наличие музыкально-теоретических знаний (музыкальная грамотность, основы музыкального анализа); музыкально-компьютерных знаний (принципы группировки тембров, стилей, эффектов, комбинации режимов игры, музыкально-компьютерная терминология и обозначения в нотной литературе для клавишного синтезатора)

Технологический Владение способами получения и переработки информации (выбор и сохранение соответствующих настроек, использование различных эффектов); освоение специфической исполнительской техники; умение действовать по образцу

Дсятелыюстпо-тиорческнй Создание собственного творческого продукта; способность к осуществлению самостоятельной деятельности (синтез звука, аранжировка музыкального произведения, сочинение и аранжировка собственных композиций, работа с секвенсером); способность вносить коррективы в звуковой материал

Рефлексивный Потребность в анализе процесса и результатов своей деятельности, адекватная самооценка собственной деятельности; готовность к изменению траектории действий для эффективного выполнения поставленной задачи

Структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности младшего подростка представлена на схеме 1.

Цель: воспитание информационной компетентности

Задачи: формирование знаний, умений и навыков музыкально-информационной деятельности в практическом освоении функциональных возможностей клавишного синтезатора; совершенствование опыта самостоятельной творческой деятельности; расширение музыкального кругозора посредством различной жанрово-стилнстической направленности учебного репертуара

Л

Подходы: компетемтностный, индивидуальный, личностно-ориентированный

Принципы: интерактивности музыкалы-ю-творческой деятельности; интеграции всех видов музыкальной деятельности; индивидуализации обучения

Организационно-содержательный блок

Формы организации занятий:

индивидуальный урок; работа в малых группах; самостоятельная работа

Методы:

авторской интроспекции, проблемный, творческих заданий

Средства: программа «Клавишный синтезатор»; комплекс практических заданий; нотная литература; аудио и видео материалы

£

Результативпо-оцеиочпый блок

/ - . -. — Деятельностно-

творческий V

к ■■■

V >

Музыкально-компьютерная грамотность

Музыкально-информационная деятельность

Творческая инициативность

J

Результат: информационная компстситиосп

Схема 1. Структурно-функциональная модель воспитания информационной

компетентности

В экспериментальной работе по воспитанию информационной компетентности приняли участие школьники, обучающихся по классу клавишного синтезатора в ДМШ и ДШИ (по 25 человек в экспериментальной группе - ЭГ и контрольной группе - КГ). Учебный процесс в ЭГ был организован в соответствии с целью, задачами, подходами, принципами, методами и средствами обучения, содержащимися в разработанной нами структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности. Занятия проводились по авторской программе «Клавишный синтезатор». Занятия в КГ проводились на основе традиционных методик обучения игре на музыкальном инструменте (фортепиано). При этом функциональный потенциал клавишного синтезатора использовался по усмотрению преподавателя и без какой-либо определенной системы.

На констатирующем этапе эксперимента наиболее высокие показатели учащиеся обеих групп обнаружили по мотивационному критерию - 56 % в ЭГ и 52% в КГ. Результаты измерений по когнитивному критерию оказались одинаковыми (12%), по остальным критериям в обеих группах результаты отличались незначительно.

Измерения, отражающие уровень сформированное™ основ информационной компетентности на контрольном этапе экспериментальной работы были выполнены с помощью тех же диагностических методик, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента. К ним относятся: опросник «Учебная мотивация»; тест «Проверь свою грамотность»; специальные задания «Управление звучанием синтезатора» и «Электронная аранжировка и сочинение»; опросник «Самооценка творческой деятельности».

Анализ данных, полученных на завершающем этапе эксперимента, позволил зафиксировать положительную динамику формирования информационной компетентности в ЭГ по мотивационному, когнитивному, технологическому, деятельностно-творческому и рефлексивному критериям. Анализ уровневых показателей сформированное™ компонентов информационной компетентности в контрольной группе показал, что в целом, доминируют средние и низкие показатели, в отличие от результатов, полученных в экспериментальной группе. По компонентному составу уровень исследуемой компетентности значительно возрос в ЭГ (таблица 3).

Таблица 3

Крнтериально-уровневые показатели информационной компетентности

Контрольный этап

Критерии Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во % Кол-во %

Мотивационный В 19 76 12 48

С б 24 12 48

Н 0 0 1 4

Когнитивный В 16 64 5 20

С 7 28 12 48

Н 2 8 8 32

Технологический В 18 72 5 20

С 7 28 13 52

Н 0 0 7 28

Деятельностно- В 17 68 5 20

творческий С 9 36 10 40

Н 1 4 10 40

Рефлексивный В 15 60 12 48

С 10 40 10 40

Н 0 0 3 12

Динамика формирования информационной компетентности (на констатирующем и контрольном этапах) в ЭГ в ее покомпонентном составе представлена на рисунке 1.

Экспериментальная группа

Констатирующий этап

%

□ высокий В средний □ низкий

музыкялыю-компыотсриая грамотность

информационная деятельность

творческая инициативность

%

Контрольный этап

музыкально- музыкально- творческая

компьютерная информационная инициативность

грамотность деятельность

Рис. 1. Формирование информационной компетентности в экспериментальной группе

На заключительном этапе эксперимента в соответствии с выделенными критериям, зафиксирована положительная динамика формирования информационной компетентности в ЭГ по всем ее компонентам: музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность (в отличие от результатов, полученных в контрольной группе). Это свидетельствует об эффективности разработанной модели воспитания информационной компетентности, направленной на формирование всего комплекса компонентов исследуемой компетентности в процессе обучения школьников игре на клавишном синтезаторе.

В заключении по результатам диссертационного исследования сформулированы основные выводы:

1. Формирование информационной компетентности в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств обеспечивает преемственность стратегии и тактики внедрения компетентностного подхода в среднем (полном) общем и дополнительном образовании.

2. Необходимость воспитания информационной компетентности младших подростков в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе обусловлена продвижением в образовательный процесс детских школ искусств современных моделей электронных инструментов и интенсивным развитием на этой основе электронного музыкального творчества среди детей и юношества. Клавишный

синтезатор является компьютеризированным музыкальным инструментом, что требует воспитания у младших подростков информационной компетентности для эффективного осуществления различных видов деятельности (музыкально-творческая деятельность: подбор по слуху, чтение с листа, сочинение и импровизация, игра в ансамбле, создание аранжировки исполняемого музыкального произведения; информационная деятельность: выбор, обработка, сохранение и воспроизведение звуковой информации).

3. Информационная компетентность младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора, заключается в готовности и способности к оперированию, сохранению и представлению информации, содержащейся в программном обеспечении электромузыкального инструмента для выполнения различных видов музыкально-творческой деятельности. Основу информационной компетентности составляют компоненты: музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность, в своей совокупности обеспечивающие реализацию информационной компетентности в процессе обучения.

4. Структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования эффективна на основе комплексного применения компетентностного, индивидуального, личностно-ориентированного подходов, стимулирующих школьников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности; базируется на принципах интерактивности музыкально-творческой деятельности, интеграции всех составляющих музыкальной деятельности, индивидуализации обучения.

5. Представление об уровне сформированности информационной компетентности школьников в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе, выявление их готовности и способности к осуществлению музыкально-творческой деятельности определяется с помощью комплексного анализа информационной компетентности по мотивационному, когнитивному, технологическому, деятельностно-творческому и рефлексивному критериям.

6. Апробация авторских диагностических методик и методических материалов в ходе опытно-экспериментальной работы показала их эффективность для осуществления целостного анализа уровня сформированности информационной компетентности младших подростков и

возможность использования данного диагностического пакета в практической работе преподавателей.

Дальнейшие перспективы разработки обозначенной проблематики видятся в изучении условий и специфики формирования информационной компетентности в классе клавишного синтезатора у школьников старших возрастных групп (старшие подростки, юношеский возраст); комплексном изучении взаимосвязи функциональных возможностей клавишного синтезатора и развития основных психических процессов взрослеющей личности обучающегося.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1. Коробешшкова, Е.Ю. Структура информационной компетенции учащегося-музыканта // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2011. - № 3 URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/ nomer-3-2011/korobeinikova/10_09_2011.pdf 0,5 п.л.

2. Коробешшкова, Е.Ю. Развитие младших подростков в классе клавишного синтезатора // Ежемесячный научный журнал ^Дискуссия» -2011. - № 8 (16). - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». - С. 84-89. - 0,8 пл.

3. Коробешшкова, Е.Ю. Диагностика информационной компетенции школьников, обучающихся по классу клавишного синтезатора // Известия Уральского государственного университета». - 2011. - Серия 1. - № 4 (95). - Екатеринбург: Изд-во УрФУ.- С. 148-156. - 0,8 н.л.

4. Семендяева, Е.Ю. (Коробешшкова Е.Ю.) Жанровый подход к электронной аранжировке // Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции и межрегионального научно-практического семинара «Музыкально-компьютерные технологии в системе многоуровнего непрерывного образования». -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007.-С. 192-194.-0,3 п.л.

5. Семендяева, Е.Ю. (Коробегшикова Е.Ю.) Синтезатор в классе общего фортепиано // Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции и межрегионального научно-практического семинара «Музыкально-компьютерные технологии в системе многоуровнего непрерывного образования». - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - С. 194-195. - 0,2 п.л.

6. Семендяева, Е.Ю. (Коробейникова Е.Ю.) Информационная компетентность учащихся в контексте обучения на синтезаторе // Актуальные проблемы образования и воспитания в современной России: Межвузовский сборник студенческих и аспирантских работ. - Вып. 13. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - С. 38-41. - 0,4 п.л.

7. Семендяева, Е.Ю. (Коробейникова Е.Ю.) Возможности клавишного синтезатора в обучающем процессе школы искусств // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - С. 51-52. - 0,3 п.л.

8. Коробейникова, Е.Ю. Формирование информационной компетенции учащихся в процессе обучения на синтезаторе // Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008.-С. 190-191.-0,3 п.л.

9. Коробейникова, Е.Ю. Программы и методические пособия для клавишного синтезатора И Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - С. 53-55. - 0,3 п.л.

10. Коробейникова, Е.Ю. Актуальность освоения клавишного синтезатора для преподавателей фортепиано в детской школе искусств // Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - С. 300-301. - 0,3 п.л.

\\. Коробейникова, Е.Ю. Клавишный синтезатор в системе дополнительного образования детей // Основные направления гуманитарного знания: материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей. - Пенза: ПГУАС, 2009. - С. 142-143. - 0,2 пл.

12.Коробейникова, Е.Ю. Создание электронной аранжировки в классе клавишного синтезатора // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы Международной научно-практической конференции. - СПб: Политехи, ун-т, 2009. - С. 70-72. - 0,3 п.л.

13. Коробейникова, Е.Ю. Клавишный синтезатор в детской школе искусств // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. - С. 105-107. - 0,4 п.л.

14. Коробейникова, Е.Ю. Формирование информационной компетенции школьников в классе клавишного синтезатора // Модернизация России: наука, образование, высокие технологии: тезисы выступлений участников и Всероссийской конференции по науковедению. - М: МГЛУ, 2010. - С. 552-554. - 0,3 пл.

15. Коробейникова, Е.Ю. Информационная деятельность учащихся в классе клавишного синтезатора // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы VII Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т, 2011. - С. 115-119. - 0,4 п.л.

Подписано в печать 06.03.2012. Формат 60x84/16 Тираж 120 экз. Заказ Отпечатано в Центре оперативной полиграфии «Копирус» г. Екатеринбург, пер. Банковский, 8.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коробейникова, Елена Юрьевна, Москва

61 12-13/898

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КОРОБЕЙНИКОВА Елена Юрьевна

Воспитание информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)

На правах рукописи

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Е.Ю. Глазырина доктор педагогических наук,

профессор

Москва — 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ...................................................14

1.1. Содержание понятия «информационная компетентность»

14

в современном научном знании.........................................................

1.2. «Клавишный синтезатор» как учебная дисциплина

в учреждениях дополнительного образования детей...............................31

1.3. Развитие психических процессов младших подростков

при освоении клавишного синтезатора................................................49

70

Выводы по первой главе...............................................................ш

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ......................................72

2.1. Модель воспитания информационной компетентности учащихся-музыкантов в детской школе искусств..................................72

2.2. Этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию информационной компетентности

95

младших подростков .....................................................................^

2.3 Анализ и интерпретация результатов

опытно-экспериментальной работы..................................................114

1

Выводы по второй главе..............................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................135

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

.137

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................155

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из главных направлений модернизации системы отечественного образования является внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс. В качестве основного средства достижения целей образования выступают принципиально новые конструкты - компетентности.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указано, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Особую значимость приобретает способность личности применять средства информационных технологий в различных видах деятельности (В.А. Адольф, М.Б. Лебедева, A.B. Хуторской, О.Н. Шилова).

Исследователи указывают, что способность обучающихся работать с информацией, представленной в электронном виде, свидетельствует о наличии информационной компетентности, необходимой школьникам при освоении содержания всех образовательных профилей в основной школе (A.B. Козырева, C.B. Тришина, A.B. Худякова, Р.Ю. Хурум).

Одной из задач, указанных в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, является оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ. Внедрение специально оснащенных музыкальных компьютеров и электронных музыкальных инструментов в образовательный процесс детских школ искусств подтверждает актуальность проблемы воспитания информационной

компетентности школьников.

Популярным музыкальным инструментом нового формата в сфере художественного образования за последние десять лет становится

клавишный синтезатор. Наиболее активной группой его пользователей являются учащиеся подросткового возраста. Это связано с тем, что освоение электронного музыкального инструмента, с одной стороны, способствует самоутверждению и самовыражению подростка как личности, способной к творчеству и самостоятельной продуктивной деятельности. С другой стороны, школьников привлекают разнообразные функциональные

возможности синтезатора.

Технические характеристики модельного ряда цифровых музыкальных инструментов постоянно совершенствуются фирмами-производителями. Конфигурация любой модели электронного инструмента со временем утрачивает свою актуальность. В этой связи для подростка, осваивающего игру на синтезаторе, чрезвычайно важно овладение информационной компетентностью, позволяющей эффективно управлять звуковыми ресурсами различных моделей электронных инструментов и создавать с их помощью оригинальные музыкальные композиции.

Многоаспектный анализ проблемы электронного музыкального творчества учащихся представлен в трудах И.М. Красильникова; особенности освоения музыкально-компьютерных технологий учащимися подросткового возраста изучены в работах H.JI. Селиванова, И.Р. Черешнюк. В исследованиях H.H. Телышевой рассматривается процесс освоения клавишного синтезатора учащимися старшего подросткового возраста. Вместе с тем, проблема воспитания информационной компетентности учащихся в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе до сих пор не рассматривалась.

Таким образом, при разработанности некоторых вопросов, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий в музыкальном обучении, следует отметить отсутствие исследований, связанных с воспитанием информационной компетентности учащихся в детской школе искусств, в частности, в классе клавишного синтезатора.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение педагогического опыта позволили выявить противоречия между:

- современными требованиями к формированию информационной компетентности учащихся в основной школе, с одной стороны, и неразработанностью теории и практики воспитания этой компетентности в детской школе искусств, с другой стороны;

- отмечаемой учеными-исследователями и педагогами-практиками потребностью современного подростка к приобщению к музыкальному искусству на основе информационных технологий и новым способам работы со звуком, с одной стороны, и недостаточным педагогическим сопровождением этого процесса в классе клавишного синтезатора, с другой стороны;

актуальностью и значимостью владения подростками информационной компетентностью для освоения модельного ряда клавишных синтезаторов различных фирм-производителей, как способа реализации этой компетентности с одной стороны, и отсутствием разработанных теоретических моделей и педагогических технологий воспитания информационной компетентности в условиях детской школы искусств, с другой стороны.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении теоретических и методических основ воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора; разработке и экспериментальной апробации структурно-функциональной модели воспитания информационной компетентности.

Объект исследования: процесс обучения в детской школе искусств по классу клавишного синтезатора.

Предмет исследования: воспитание информационной компетентности младших подростков при обучении игре на клавишном синтезаторе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по классу клавишного синтезатора в детской школе искусств.

Гипотеза исследования: воспитание информационной компетентности младших подростков окажется эффективным, если:

- выполнение всех видов музыкально-творческой деятельности в классе клавишного синтезатора, включающих подбор по слуху, чтение с листа, сочинение и импровизацию, игру в ансамбле, создание аранжировки исполняемого произведения, опирается на функциональные возможности цифрового музыкального инструмента, позволяющие значительно обогатить создаваемые учащимися творческие работы;

- осуществляется опора на разработанный и теоретико-методически обоснованный покомпонентный состав информационной компетентности (музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность), как основу для освоения и применения программного обеспечения электронного музыкального инструмента;

- в учебный процесс внедрена структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности, разработанная с учетом специфики обучения в детской школе искусств и особенностями музыкально-творческой деятельности учащихся младшего подросткового возраста на основе клавишного синтезатора.

Задачи исследования:

1. Осуществить системный анализ психолого-педагогической, методической литературы, периодических изданий и нормативных документов по проблеме исследования; раскрыть и обосновать понятие информационной компетентности в контексте электронного музыкального творчества.

2. Выявить и раскрыть компонентный состав информационной компетентности школьников, обучающихся по классу клавишного синтезатора;

3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель воспитания информационной компетентности младших подростков в детской школе искусств.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации и внедрению модели воспитания информационной компетентности в учебном процессе детской школы искусств, и на основе разработанного диагностического инструментария проверить ее эффективность.

Методологической базой исследования послужили:

- положения компетентностного подхода в образовании (A.JI. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской);

- подходы к формированию информационной компетентности в учебных заведениях различных типов и уровней (А.П. Базаева, A.B. Вишнякова, А.М. Витт, А.П. Мещеркин, A.B. Прилепина, М.В. Романова, Н.П. Табачук);

- теория периодизации возрастных этапов развития личности (A.C. Белкин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Кле, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков);

- положения музыкальной психологии об особенностях психических процессов в осуществлении различных видов музыкальной деятельности (Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин);

- концептуальные подходы к музыкальному обучению и воспитанию (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр);

- исследования в области применения компьютерных технологий в музыкальном образовании (И.А. Большакова, Е.Ю.Глазырина, И.Б. Горбунова, С .П. Полозов, И.Р. Черешнюк, Д.М. Юланова);

- современные технологии и методики музыкального обучения с применением клавишных синтезаторов в учреждениях дополнительного образования детей (С.С. Бажов, П.Л. Живайкин, И.М. Красильников, И.А Крюкова, В.Г. Пешняк, H.H. Телышева, И.Г. Шавкунов).

Методы исследования. Теоретические: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ документов по вопросам общего и дополнительного образования, действующих программ учреждений дополнительного образования детей, учебных пособий, методических материалов; анализ понятийного поля проблемы, специализированной литературы и обобщение педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические: включенное наблюдение, анкетный опрос, тестирование, анализ творческих работ школьников, математическая обработка экспериментальных данных.

База исследования: детская школа искусств № 4, детская музыкальная школа № 1 г. Екатеринбурга, отделение музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Научная новизна исследования. Впервые обосновано понятие информационной компетентности школьника, обучающегося по классу клавишного синтезатора, как готовность и способность к оперированию, сохранению и представлению информации, содержащейся в программном обеспечении электронного музыкального инструмента для выполнения различных видов музыкально-творческой деятельности.

Выявлен и раскрыт комплекс компонентов, входящих в структуру информационной компетентности учащегося по классу клавишного синтезатора: музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность.

Разработана структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности младших подростков, обучающихся по

классу клавишного синтезатора в детской школе искусств. Представленная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой (цель, задачи, подходы, принципы, необходимые для проектирования процесса обучения); организационно-содержательный (формы организации занятий: индивидуальный урок, работа в малых группах, самостоятельная работа; методы обучения: авторской интроспекции, проблемный, творческих заданий; средства обучения: программа «Клавишный синтезатор»; комплекс практических заданий; нотная литература; аудио и видео материалы); результативно-оценочный (критерии оценки - мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный). Созданы диагностические методики, позволяющие анализировать исследуемую компетентность по выделенным критериям и в соответствии с ее покомпонентным составом.

Теоретическая значимость исследования. Определены и раскрыты принципы воспитания информационной компетентности младших подростков в классе клавишного синтезатора: принцип интерактивности музыкально-творческой деятельности, заключающийся во взаимодействии с предлагаемой компьютерной программой синтезатора и возможностью проектирования траектории действий в зависимости от уровня владения функциональным потенциалом электронного музыкального инструмента; принцип интеграции всех видов музыкальной деятельности - исполнительской, композиторской, звукорежиссерской, звукового синтеза; принцип индивидуализации обучения, состоящий в выборе способов, приемов и темпа обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Разработано и теоретически обосновано содержание понятия музыкально-информационная деятельность, в содержании которого, с одной стороны, интегрируются традиционные виды музыкальной деятельности: чтение с листа, подбор по слуху, исполнение и сочинение музыки, игра в ансамбле, а с другой стороны, инновационные для отечественной системы

музыкального образования виды деятельности: выбор, обработка, сохранение и воспроизведение информации, представленной в программном обеспечении электронного музыкального инструмента.

Раскрыты критерии для определения эффективности воспитания информационной компетентности младших подростков: мотивационный, когнитивный, технологический, деятельностно-творческий, рефлексивный. В соответствии с выделенными критериями выявлены показатели эффективности воспитания информационной компетентности: позитивное отношение к обучению на электронном музыкальном инструменте; наличие музыкально-теоретических знаний и владение музыкально-компьютерной терминологией; способность к выбору, сохранению, переработке информации и освоение специфической исполнительской техники; готовность к осуществлению самостоятельной деятельности, создание собственного творческого продукта; адекватная самооценка деятельности.

Практическая значимость. Разработанная в исследовании структурно-функциональная модель воспитания информационной компетентности открывает широкие перспективы реализации компетентностного подхода в общем и художественном образовании, обогащает педагогическую теорию и практику развития электронного музыкального творчества младших подростков.

Программа дисциплины «Клавишный синтезатор» для пятых-шестых классов детских школ искусств, диагностические методики и практические задания, разработанные в исследовании, могут применяться преподавателями по классу синтезатора в системе среднего специального и высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованным подходом к исследуемой проблеме; опорой на фундаментальные труды в области психологии, педагогики электронного

музыкального творчества и художественного образования; реализацией совокупности методов исследования, адекватных сущности исследуемого объекта; многолетним личным педагогическим опыто