Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кюнкрикова, Ирина Валериевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Элиста
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кюнкрикова, Ирина Валериевна, 2003 год

Введение.3

Глава I. Совершенствование регионального компонента как этнопедагогическая проблема образования в Калмыкии.9

§ 1. Соотношение федерального и регионального компонентов образования в контексте решения задач воспитания на основе народных традиций.

§ 2. Этнопедагогические особенности содержания регионального компонента образования.

Глава II. Воспитание на народных традициях калмыков в процессе реализации регионального компонента.59

§ 1. Обоснование целей воспитания в этнопедагогике калмыков.

§ 2. Обеспечение единства воспитания и обучения школьников в процессе реализации регионального компонента.

4ч § 3. Условия эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования"

Актуальность исследования

В эпоху перемен, когда разрушаются многие моральные и этнические нормы, единственным, что может объединить общество, остаются культура и образование, сохраняющие духовные ценности народа, дающие ему надежду на будущее. Реальные процессы усиления этнической мобилизации, этнической самоидентификации, которые нарастают во всем мире начиная с 60-х гг. XX века, сопутствуют нарастающей унификации духовной и материальной культуры, процессам глобализации. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. О том, что глубина, многоаспектность, исключительная социокультурная значимость проблемы этнического до сих пор не осознана в нашей стране, свидетельствует хотя бы то, что до сих пор межэтнические, межнациональные конфликты решаются исключительно ситуативно, в основном политическими, экономическими или военными путями. При этом не признается фундаментальный, хотя и безусловно отсроченный по результатам, характер образовательного, образовательно-гуманитарного решения проблемы, связанный с целенаправленным формированием современного этнокультурного сознания [112, с. 13].

Социально-экономическое развитие России в современных условиях делает насущной разработку проблем образования не только на уровне и в масштабах страны, но и на уровне каждого региона. Предпринимаемые в последние годы меры по возрождению этнокультурных ценностей не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, традиций этнопедагогики. Это в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени. Появление регионального компонента в федеральном стандарте общего образования рассматривается как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности. Современная система образования стремится продуктивно использовать возможности регионального компонента в целостном воспитательно-образовательном процессе. Изучение образовательного процесса в школах Республики Калмыкия позволяет отметить, что проблемы этнически ориентированного воспитания молодежи отличается теоретической неразработанностью, процесс не обобщен и не конкретизирован, недостаточна подготовка учителей в области этнопеда-гогики. Сложность определяется, главным образом, отсутствием учебно-методической литературы по проблеме этнического воспитания в процессе реализации регионального компонента. Развитие инновационных процессов в поликультурном образовании значительно актуализирует данную проблему.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали темой исследования: «Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования» (на материале Республики Калмыкия).

Объект исследования - система учебно-воспитательной работы в школах Республики Калмыкия.

Предмет исследования - воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования.

Цель исследования - выявление условий эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.

Гипотеза исследования - воспитание в процессе реализации регионального компонента образования эффективно, если:

• учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования органически насыщен этническими традициями;

• учащийся включен в сферу национальной культуры как активный субъект, постигающий ее ценности в выборе жизненной позиции;

• учитывается своеобразие этнокультуры в общем культурном развитии учащегося как одного из важнейших элементов системы развивающего знания о мире.

Задачи исследования:

• Определить этнопедагогические особенности содержания регионального компонента как фактора воспитания.

• Обосновать цели воспитания в этнопедагогике калмыков.

• Выявить условия эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

• принципы культуросообразности (Я.А.Коменского), народности (К.Д.Ушинского);

• исследования Г.Н.Волкова и учеников его научной школы: В.Ф.Афанасьева, А.А.Григорьевой, К.Ж.Кожахметовой, О.Д.Мукаевой, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова, З.Б.Цаллаговой и др., в которых они дают методологическое обоснование этнопедагогики как науки, а также раскрывают ее сущность, значение и сферу влияния;

• философские, этносоциологические, психолого-педагогические работы Ю.К.Бабанского, Л.И.Божович, Ю.В.Бромлея, Г.С.Виноградова, Л.С.Выготского, В.И.Ильина, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, Д.С.Лихачева, Н.Д.Никандрова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова, В.К.Шаповалова;

• концепции личностно ориентированного подхода в обучении (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин);

• исследования проблем регионализации образования в организационно-структурном и содержательном плане Э.Д.Днепрова, Е.Л.Жиркова, В.И.Журавлева, В.Г.Кинелева, А.Б.Панькина, А.В.Салихова, В.В.Судакова;

• работы по этнопедагогике, истории, фольклору, культуре и религии калмыцкого народа Э.П.Бакаевой, Н.Ц.Биткеева, И.А.Житецкого, А.Б.Имкеновой, А.Ш.Кичикова, В.Л.Котвича, Б.Б.Оконова, Н.Н.Пальмова, А.Б.Панькина, Э.Хара-Давана, У.Э.Эрдниева, К.Э.Эрендженова;

• исследования по истории русской народной культуры А.К.Байбурина, А.И.Мазаева, В.Я.Проппа, И.В.Суханова.

Историческую базу исследования составили теоретические труды отечественных и зарубежных исследователей; монографии, диссертационные исследования по проблемам истории культуры, этнографии, психологии, педагогики; материалы из фондов Российского и Калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской государственной библиотеки, Государст-ф) венной педагогической библиотеки имени К.Д.Ушинского, Калмыцкой национальной библиотеки имени А.М.Амур-Санана, Калмыцкого института гуманитарных прикладных исследований Российской академии наук.

Методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической, культурологической литературы;

• социологический (анкетирование, интервьюирование школьников, родителей, педагогов);

• педагогический (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, устные и письменные опросы учащихся);

• опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования (констатирующий срез и преобразующий эксперимент по формированию национального самосознания и культуры школьников).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:

• разработке целей и задач воспитания на основе народных традиций калмыков в образовательном региональном компоненте;

• обосновании этнической специфики целей воспитания (воспитание трудолюбия, забота о сохранении самобытных сторон трудовой деятельности; воспитание патриотизма, любви к родной земле, народу, языку; формирование

V I отношения к своему здоровью - нравственному и физическому; сохранение, укрепление и развитие народных традиций и обычаев);

• обосновании педагогической технологии, повышающей эффективность воспитания в структуре регионального образовательного компонента (использование активных методов обучения и воспитания: творческо-поисковая деятельность, групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся, диспуты, семинары, ролевые игры).

Практическая значимость заключается в том, что предложенная этнопе-дагогическая модель воспитания в региональном компоненте учебно-воспитательного процесса может быть использована при составлении программ, учебников, учебных пособий, факультативных курсов для учащихся общеобразовательных школ Республики Калмыкия, а также в организации процесса воспитания.

Экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования были Прудовская и Ча-гортинская средние школы Целинного района Республики Калмыкия.

Этапы исследования

I этап (1997-1998 гг.) был посвящен изучению и анализу научной литературы по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования; изучались нормативные документы и литература по региональному образованию. Итогом работы на этом этапе явились построение гипотезы, формулировка проблемы и темы исследования.

II этап (1998-2001 гг.) - организация и проведение опытно-экспериментальной работы исследования, в ходе которой проверялась гипотеза, уточнялись исходные теоретические положения концепции, осуществлялось исследование содержания регионального компонента образования, выявлялись наиболее эффективные методы его включения в содержание образования средней общеобразовательной школы.

III этап (2001-2003 гг.) был посвящен обобщению результатов исследования, уточнению теоретических и методических выводов, работе над содержанием диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования были представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 2000 г.), «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе образования и воспитания» (Элиста, 2000 г.); на VII и VIII годичных собраниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона» (2000 г., 2001 г.).

Результаты исследования были апробированы и внедрены в ходе формирующего педагогического эксперимента в Прудовской и Чагортинской средних общеобразовательных школах Целинного района Республики Калмыкия. Экспериментальной работой было охвачено 200 учащихся данных школ.

Достоверность результатов исследования

Обеспечена обоснованностью исходных теоретических позиций, соответствием общим положениям дидактики, педагогической психологии и задачам исследования; обобщающие выводы сделаны на основе анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

• Использование этнопедагогических традиций в региональном компоненте образования способствует формированию личности, соответствующей этническому идеалу совершенного человека.

• Этнопедагогические цели воспитания определяют содержание и механизмы реализации регионального образовательного компонента.

• Результативность учебно-воспитательного процесса в этнокультурном развитии учащихся повышается за счет органического включения материальной и духовной, художественной и мировоззренческой этнической культуры в содержание образования.

• Воспитание на народных традициях является определяющим механизмом этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, способствующим гармонизации межпоколенных отношений.

Структура диссертации:

Введение, 2 главы, заключение, приложения, библиография.

Во введении обосновывается актуальность, формируются цель и гипотеза исследуемой темы; определяются объект, предмет, задачи и методы; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; представляются этапы исследования и апробация его результатов.

В первой главе рассматривается процесс регионализации образования в различных субъектах РФ, анализируются этапы становления региональной системы образования в Республике Калмыкия, дается этнопедагогическое обоснование регионального компонента образования.

Во второй главе рассматриваются цели и специфика воспитания в этно-педагогике калмыков, особенности формирования национального самосознания школьников в процессе реализации регионального компонента образования. Анализируются активные методы воспитания и образования в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Дается описание организации и результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования, определяется роль регионального компонента образования в процессе воспитания школьников.

В приложениях представлены методические и опытно-экспериментальные материалы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы к главе II

Анализ особенностей этнопедагогики калмыков как основного фактора воспитания подрастающего поколения позволяет сделать следующие выводы:

• Разнообразные условия жизнедеятельности, включающие в себя природно-климатические, социально-экономические, исторические и другие факторы являются «родником», обогащающим содержание этнического воспитания калмыков.

• Народные традиции обычаи калмыков охватывают все стороны жизни народа. Приобщение молодого поколения к традиционному укладу через народную педагогику способствует формированию основ национального самосознания.

• В традициях и обычаях калмыков заключен нравственный идеал совершенного человека, способствующий духовному воспитанию молодежи.

• Совокупность народных традиций калмыков как средство воспитания составляет социальную и психологическую систему, которая органически взаимосвязана с национальной культурой, национальным самосознанием и общей культурой человечества.

Важной отличительной особенностью воспитания калмыков является преемственность, актуальность которой возрастает в условиях национального

Злоплм/ пат.тил

В своем исследовании мы выделяем: физическую преемственность, духовную преемственность, преемственность в сфере трудовых интересов и искусства, преемственность общесемейного плана.

Благодаря именно таким особенностям этнического воспитания как преемственность, изменчивость и инертность возможна передача основных ценностей в воспитании от одного поколения к другому.

Воспитание на основе народных традиций — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у молодежи формируется национальное самосознание, адекватное отношению к себе как субъекту этноса. Национальное самосознание школьника рассматривается не только как результат процесса воспитания, но и как интегративное качество личности; выявлено три компонента, составляющих его сущность: познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий.

Учитывая результаты исследования, мы выделяем следующие направления совершенствования воспитания школьников в процессе реализации регионального компонента:

- Насыщение содержания предметного обучения этнокультурным компонентом, региональными специфическими фактами, материалами, явлениями, наиболее знакомыми и близкими учащимся, отражающими особенности региона (Калмыкии), обеспечивая их интегративными связями.

- Соотношение содержания и процесса обучения с гуманистическими ценностями человечества, как непреходящими критериями.

- Воспитательные задачи урока реализуются прежде всего через содержание изучаемого материала. Особо важная задача состоит в том, чтобы в содержании любой темы вычленить мировоззренческую идею, нравственное, эстетическое положение.

Заключение

В данном исследовании мы рассмотрели проблемы воспитания школьников не народных традициях в процессе реализации регионального компонента. Появление регионального компонента в федеральном стандарте общего образования рассматривается как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности. Современная система образования стремится продуктивно использовать возможности регионального компонента в целостном воспитательно-образовательном процессе.

Изучение традиционной культуры дает основание утверждать, что этнопедагогика калмыков является духовной основой для возрождения и становления национальной культуры, языка, традиций, обычаев.

Особенностью современной этнокультурной и образовательной ситуации в республике является потеря практической значимости калмыцкого языка и отсутствие достаточных стимулов к его изучению, и вследствие этого — значительная утрата интереса к национальной культуре. Поэтому только традиционные методы и средства народного воспитания не являются достаточно эффективными. В этих условиях одно из ведущих мест в системе народной педагогики может занять история ойрат-калмыков, что позволяет из широкого пласта истории и этнической культуры выделить проблемы, обращение к которым непосредственно воздействует на душу ребенка. Обращение к истории и этнической культуре - это путь, который позволяет решать проблемы наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая школьника в процесс взаимодействия с различными историческими ценностями, идеалами, образцами. Проведение опытно-экспериментальной работы показало, что интерес учащихся к изучению истории, культуры своего народа формируется и сохраняется только в том случае, если подросток непосредственно участвует в каком-либо деле, творчески используя или приобретая знания и навыки в процессе самостоятельной работы.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

• Использование регионального компонента образования существенно повышает эффективность формирования личности, соответствующей этническому идеалу совершенного человека.

• Воспитание в процессе реализации регионального компонента направлено на приобщение личности к материальным и духовным ценностям народа, формирование художественной нравственной, этнической культуры.

• Воспитание на народных традициях является основой этнопедаго-гизации целостного учебно-воспитательного процесса, формирующего уважение к обычаям своего народа и вместе с тем воспитывающего культуру межпоколенных отношений.

• Широкое использование активных методов преподавания, предполагающих диалоговые, поисковые, проблемное (индивидуальные и коллективные, формы работ, вводит школьника в ситуацию диалога с культурой, способствует формированию личностного отношения к духовным этническим ценностям.

В ходе исследования было установлено, что воспитательные ценности, заложенные в народных традициях, не потеряли своей значимости в современных условиях. X

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кюнкрикова, Ирина Валериевна, Элиста

1. Агафонова Н.Н. К вопросу о содержании этнокультурного компонента образования в высшей школе // Реальность этноса. - СПб., 2001. - С.24—26.

2. Айтматов Ч.Т. Предисловие к собр.соч. Д.Н.Кугультинова, т.1. М.,1988.-С.З-29.

3. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг». Проблемы его изучения. Л., 1967. - 241 с.

4. Алексеева П. Цаган-Сар весенний праздник // Хальмг-Унн, № 30 от 21 февраля 1998 г.

5. Апинян Т.А. Нация: миф или реальность? СПб., 2001. - 35 с.

6. Арабов И.А. Научно-педагогические функционирования регионально этнической культуры в учебно-воспитательных системах. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Крачаевск: КЧГПУ, 1997. - 160 с.

7. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. (В связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999.

8. Аттаева Л.И. Развитие региональной образовательной системы Кабардино-Балкарской Республики РФ: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1999.

9. Атутов П.Р., М.М.Будаева. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. - № 2. - С.25-32.

10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. -560 с.

11. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. - 208 с.

12. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л.,1989.-570 с.

13. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994. - 136 с.

14. Барков А.С. О научном краеведении. Вопросы методики истории и географии. М., 1961. - 277 с.

15. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995. - 72 с.

16. Батырева С.Г. Изобразительное искусство в традиционной культуре калмыков // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - С.79-81.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 424 с.

18. Бгажноков Б.Х., Шогенов А.А. Кризис национальных языков России // Языки народов России: перспективы развития. Элиста, 1999. -С.101-108.

19. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1989. - 309 с.

20. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. - 244 с.

21. Бим-Бад Б.Н. Педагогическая антропология. — М., 1998. 576 с.

22. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. -№ 4. - С.33-36.

23. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. -М., 1982.-380 с.

24. Борликов Г.М. Университет в системе непрерывного образования и проблемы формирования личности специалиста // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С.49-51.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

26. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (Об обрядах старых и новых) // Красная новь. № 1. - 1926. - С. 159-162.

27. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: Автореф. дис. д-ра социол. наук. М., 2002. - С.3-4.

28. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV—VIII классов сельской национальной школы. М.: Изд-во НИИ нац. школ МП РСФСР, 1986.- 105 с.

29. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.- 260 с,

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, пединститут, 1965. - Вып. 22. - 124 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. - 160 с.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 441 с.

34. Габуншина Э.Б. Тропой верблюжонка. Элиста, 2001. - 31 с.

35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 445 с.

36. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.-М, 1995.-447 с.

37. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе. Черкесск, 1996. - 152 с.

38. Гоголь Н.В. Волжские калмыки в Астраханской губернии // Теегин Герл. -№ 2. 1963. - С.85-88.

39. Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.6. - М., 1954.

40. Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. - 329 с.

41. Гумилев J1.H. О термине «Этнос» (Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР). JL, 1967. - Вып.З. - 318 с.

42. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966. - 379 с.

43. Далай-Лама XIV. Буддизм в Тибете // Буддизм в Тибете. Нартанг, 1991. - С.83-84.

44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. -М, 1994.-Т.З.

45. Дамбинова В.Д., Коростелев А.Д. Этноязыковые процессы у калмыков. Калмыки // Перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития. -М., 1993. С.84-118.

46. Дарваев П.А. Тексты письменных памятников как источники этно-педагогики (На материалах «Сокровенного сказания монголов») // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - С.45-47.

47. Дашдамиров А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности: Дис. д-ра филос. наук. Баку, 1976. - 401 с.

48. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // Русский язык в школе. 1993. - № 5 - С.4-11.

49. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Элиста, 1989. - 580 с.

50. Дробижева J1.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. —№ 3. - С.3-15.

51. Дуганов Р.В. Предисловие к сб. соч. В.Хлебникова «Утес из будущего». Элиста, 1988. - С.5-36.

52. Дякиева Р.Б. Традиции народа как элемент социокультурной стабильности // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Элиста, 2000. - С. 119-121.

53. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. — Педагогика. 1993. -№ 6. - С.39-45.

54. Евтушенко С.В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2002.

55. Есбергенова С.Х. О роли в воспитании каракалпаков обрядностей и обычаев // Современное образование: проблемы и подходы. М., 1999. -С.90-93.

56. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханских калмыков. М., 1998.381 с.

57. Жуковская H.JI. XX век // Культурология: Энциклопедия. Т.2. -СПб., 1998.-С.404.

58. Журавлев И.К. О структуре учебников по учебным предметам, формирующим опыт эмоционально-ценностных отношений. Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. - 44 с.

59. Закирова И.А. Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школе. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Казань, 1988.

60. Закон РФ «Об образовании». М.: Ось-89, 2002. - 48 с.

61. Записки калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.4. - Элиста, 1964. - 110 с.

62. Известия русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. СПб., 1910. - март. - 48 с.

63. Ильин B.C. Единство обучения и воспитания // Комплексный подход к воспитанию школьников. М., 1982. — С.60—69.

64. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. -№ 1. - С.3-9.

65. Илюмжинов В.Н. Буддистская Калмыкия составной сегмент российской цивилизации // Известия Калмыкии. - № 196 от 27 сентября 2000.

66. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999. - 156 с.

67. История педагогики. В 2-х частях / Под ред. А.И.Пискунова. — М., 1998.-260 с.

68. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебн. пособ., Л.: ЛГУ, 1991.396 с.

69. Калмыки в Отечественной войне 1812 г.: Сб. документов. № 56. — Элиста, 1964.

70. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.704 с.

71. Каптерев П.Ф. О назначении учебника при обучении // Избр. пед. соч. М., 1982. - С.66-71.

72. Каримов М.Х. О понятии «Национальное самосознание» // Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР: Сб. ст. АН СССР, Даг. филиал. Махачкала, 1973. - С. 177-184.

73. Кинелев В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Регионология. 1993. - № 3 - С.47-49.

74. Кичиков А.Ш. Предисловие к книге Котвича В.Л. «Калмыцкие загадки и пословицы». Элиста, 1963. - С.5-11.

75. Кичиков А.Ш. Принципы устно-речевого возрождения калмыцкого языка // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. — Элиста, 1997. — С. 102—104.

76. Кичиков МЛ. О калмыцком герое Мазан-батыре. Калмыцкие сказки.-Элиста, 1962.- 151 с.

77. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. - № 5. - С.52-58.

78. Кожахметова К.Ж. Цель воспитания в казахской этнопедагогике // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста. 2001. - С.55-59.

79. Козлов В.И. Динамика численности народов: Методологические исследования и основные факторы. М.: Наука, 1969.

80. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., 1990. - 223 с.

81. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива)-М., 1988.-268 с.

82. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск, 1999. - 16 с.

83. Костюк А.П. Организационно-педагогические условия разработки регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1999.

84. Костюкова Т.А. Аксиологические основания буддийской педагогики // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С.95—98.

85. Котвич B.JI. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста, 1963. - 60 с.

86. Куликова Т.А. Семейная педагогики и домашнее воспитание. М.,2000. 232 с.

87. Культурология. История мировой культуры: Учебн. пособ. для ВУЗов / Под ред. проф. Макаровой А.Н. М., 1995. - 230 с.

88. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. Кывырялга А.А. Саратов: СГУ, 1982. - 273 с.

89. Лабзенко Н.П. Этнокультурологические основания национально-регионального компонента общего образования // Реальность этноса. — СПб.,2001. С. 17-19.

90. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т.2. - М., 1983. - 317 с.

91. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. — М., 1982. 191 с.

92. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995 - 281 с.

93. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983 - 256 с.

94. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства // Литературная газета. 1982. - 15 декабря.

95. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников. -1993.-ХоЗ.-С. 33-37.

96. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.: ЛГУ, 1947.

97. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М., 1978.-276 с.

98. Малеванный Ю.И., Рымаренко В.Е. Об интегральном уроке в школе // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2. - М., 1990. - С.51-54.

99. Мамонтов С.П. Основы культурологии. 2-е изд., доп., М., 1996.272 с.

100. Мацаков И.М. К вопросу о калмыцких йорелях // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып. 2.-Элиста, 1962.-С. 103-108.

101. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1947. - 288 с.

102. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986.-200 с.

103. Мукаева Л.Н. На пути возрождения // Сургуль 1997. - № 1. -С.10-13.

104. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста, 1995.- 147 с.

105. Мукаева О.Д. Нравственно-этические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания // Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993. - С. 147-149.

106. Мукаева О.Д. Педагогика буддизма // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ставрополь, 2001. - С.74—76.

107. Мукаева О.Д. Проблемы возрождения калмыцкого языка // Материалы «круглого стола». Элиста, 1989. - С.24-26.

108. Мукаева О.Д. Репрессированные народы: история и современность // Тезисы докладов и сообщений Российской научно-практической конференции 28-29 мая 1992. Элиста, 1993. - С.72-73.

109. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. — Ч. 1. Элиста, 1999. - 256 с.

110. Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII веков. М., 1984. - 485 с.

111. Мушаев В.Н. Калмыцкий язык на рубеже веков // Известия Калмыкии. 2001 г. - № 86 от 27 апреля.

112. Набок И.Л. Этнос: образовательное пространство культурной преемственности // Реальность этноса. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. — С. 13-15.

113. Народы и культуры. Русские. М., 1999. - 573 с.

114. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. -СПб., 1895.- 190 с.

115. Немгирова И.С. К вопросу о национально-культурном содержании обучения русскому языку в старших классах калмыцкой школы // Гегярлт. -2000.-№ 1-2. С.67-68.

116. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. - 228 с.

117. Новицкая М.Ю. Общекультурное основание этнокультурологиче-ского образования в полиэтнической России // Материалы региональной научно-практической конференции. Киров, 1998. - С.92-94.

118. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1988. - 607 с.

119. Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. — Элиста, 1980. 245 с.

120. О наградах, полученных калмыками за отличия в военных действиях 1807-1814 гг. // ЦТ А КАССР № 614 (1911). 1911. - С.16-20.

121. Очерки истории Калмыцкой АССР. М.: Наука, 1967. - 220 с.

122. Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Элиста, 1992. - 208 с.

123. Панькин А.Б. Концепция развития калмыцкой национально-региональной системы образования, возрождающей, сохраняющей и развивающей родной язык основу национальной культуры и самосознания // Образование для калмыков. - Элиста. 1997. — С. 126-151.

124. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997. - 220 с.

125. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград, 2001. - 446 с.

126. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. - 254 с.

127. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV-XVI вв. Чебоксары, 1996. - 207 с.

128. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М., 1994. - С.5-14.

129. Письма и бумаги императора Петра Великого. — Т.8. Вып.2. - М., 1951. - С.755-786.

130. Поздеев В.А. Сказки родного края. Энциклопедия земли Вятской. -Т.8.-Киров, 1998.-430 с.

131. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. Книга для учителя. М., 1990. - 254 с.

132. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. - 327 с.

133. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 332 с.

134. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. - 328 с.

135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М., 1946. - 704 с.

136. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной педагогики. -М., 1979. 187 с.

137. Салихов А.В. Педагогические основы разработки и введения национально-регионального компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 296 с.

138. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1993.

139. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика. Элиста, 1998. - 152 с.

140. Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999. - 272 с.

141. Сластенин В.А. Этнопедагогическая культура учителя: (содерж. пед. образования) // Magister. 2000. - № 3. - С.20-34.

142. Слепцова Е.П. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании детей дошкольного возраста Севера // Реальность этноса. -СПб, 2001.-С. 183-184.

143. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. Оренбург, 2000. - 123 с.

144. Соколова В.К. Весенне-летний календарь: обряды русских, украинцев и белорусов. М, 1979. - 480 с.

145. Соловьев А.А, Яшаева В.А, Ефремова Л.И. Развитие концепции национально ориентированной эстетической среды школы в системе непрерывного образования. Гегярлт. - 2000. - № 1-2. - С.47—49.

146. Степное Уложение Основной Закон Республики Калмыкия. -Элиста, 1994.

147. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М, 1964. - 287 с.

148. Судаков В.В. Теоретические основы разработки и введение национально-регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук, М, 1999.

149. Супрунова JT.JI, Белогуров А.Ю. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Майкоп, 2000. - С.41^13.

150. Супрунова Jl.Jl. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика 2001. — № 5. -С.36-38.

151. Суржок А.И. Пушкин и калмыки. Элиста, 1975. - 119 с.

152. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М, 1976.-216 с.

153. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., 1978. - 175 с.

154. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1981. - 382 с.

155. Сян Белгин X. Поэт и степь // Белый берег. Элиста, 1970. - С.143.

156. Тезисы докладов сотрудников Института языкознания на объединенной сессии Института этнографии, Института истории материальной культуры, Института истории и Института языкознания АН СССР. М., 1951. — С. 19-23.

157. Трушкова И.Ю. Этнографическая работа в школе. Киров, 2000. - 56 с

158. Тургель В.А. Трудности использования наследия русской традиционной культуры в работе учителя начальных классов // Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции. -СПб., 2001. С.79-80.

159. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994. - 42 с.

160. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 томах. -М., 1988.-Т.1.

161. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 томах. -М., 1988.-Т. 2.

162. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 томах. -М, 1988.-Т. 3.

163. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. - М.-Л, 1948-1950. - 656 с.

164. Фетисова О.С. Нестеров А.Н. Семья как микрофактор социализации ребенка // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. Ставрополь, 2001. - С.45-47.

165. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 814 с.

166. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М., 1985.-224 с.

167. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Л.: Знание, 1989. - 20 с.

168. Хадиков Х.Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Единство национального интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1972. - С. 176-193.

169. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып.2. - Казань, 1976. - С. 183-190.

170. Хаара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. Элиста, 1991.-220 с.

171. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: Дис. . д-ра пед. наук. Казань, 1999.

172. Цаллагова З.Б. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса на Северном Кавказе как фактор стабилизации межнациональных отношений // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 139-141.

173. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. - 220 с.

174. Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. Минск, 1989.143 с.

175. Чуриков И.А. Марийская народная педагогика: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. Йошкар-Ола, 1999. - 158 с.

176. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 152 с.

177. Шаповалов В.К. Школа как основа дружбы // Народное образование. 1997. -№ 8. - С. 107-110.

178. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 320 с.

179. Шолохов М.А. Собр.соч. в 9 томах. Т.8. - М., 1969. - 520 с.

180. Шоров И.А. Адыгская (Черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1999. - 467 с.

181. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1996. - 568 с.

182. Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: Дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1995.

183. Эрдниев У.Э. Идейно-историческая проблематика «Джангара» // Сб. тезисов Всесоюзной научной конференции. Элиста, 1980. - С.57-61.

184. Эрдниев У.Э. Историческая судьба ойратов. Элиста, 1993. - 80 с.

185. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985. - 218 с.

186. Эрдниев У.Э Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики. Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста, 1980. - 209 с.

187. Эрендженов К.Э. Золотой родник. Элиста, 1985. - 102 с.

188. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.

189. Яхонтова Н.С. Ойратский перевод монгольского сочинения «Ключ разума». Тюркские и монгольские письменные памятники. М., 1992. - 138 с.

190. King R. Education. Longmans, green and C°, Ltd, 1969. - 92 p.