Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Зангиева, Марина Жураповна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа"

00460

303

На правах рукописи

ЗАНГИЕВА МАРИНА ЖУРАПОВНА

ВОСПИТАНИЕ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 3 МАЙ 2010

Владикавказ 2010

004601803

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Северо - Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Хатаев Еристау Елканович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Узденова Соня Баймурзаевна,

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет»;

кандидат педагогических наук, доцент Гогидаева Ольга Урузбековна, ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им К.Л.Хетагурова»

Ведущая организация: Северо-Осетинский республиканский

институт повышения квалификации работников образования

Защита диссертации состоится «¿0» ЛЛ-С1& 2010 г. в /V часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ГОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова» по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова

Автореферат разослан « » СС-Пр&иЛ._2010 г.

Ученый секретарь п О-х/Ги—

диссертационного совета, __¿Р УА' I I

кандидат педагогических наук, дрцбйт <0 г I Нм. Мкртычева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сегодня, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, остро встал вопрос об отношении к родному языку и культуре. Однако предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению национального языка и культуры немыслимы без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, главной целью которых являются развитие этнического самосознания, формирование личности на народных идеалах человека. Это в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применимое к реалиям сегодняшнего времени, ибо воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое (К.Д. Ушинский). И именно идеал совершенного человека выражает самую общую задачу всего процесса воспитания личности (Г.Н.Волков) и потому его необходимо рассматривать и как основополагающую идею этнической педагогики, и как феномен истории и культуры народа. Перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из современной системы образования оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности. В общий стандарт включаются аксиологические аспекты регионально-этнических культур, которые вошли в мировую культуру. И тогда система общечеловеческих ценностей, сформировавшаяся исторически в недрах регионально-этнических культур, станет, на наш взгляд, интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Национально-региональный компонент в программе обучения и воспитания потребует и адекватных ему воспитательных средств, какими и станут различные аспекты народных традиционных культур, следовательно, и программы будут инвариантными.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими в настоящее время перед национальным образованием, необходимостью возрождения родного языка, традиционной культуры воспитания, исторической памяти народа. В контексте возрождения общекавказской культуры, языка, традиций этнопедагогики существует необходимость реализации этого процесса.

Значение данного исследования также связано с задачей этнопсихологического и этнопедагогического сопровождения становления и раз-

пития национальной школы. Это тем более необходимо, что в проблеме идеала совершенного человека проявляется то общечеловеческое, которое объединяет различные народы. Это положение еще более актуализирует избранную тему, когда наряду с возрождением национальной культуры обществу необходимы объединяющие, интеграционные подходы в регулировании межэтнических отношений. И потому проблемам феномена идеала посвящено много научных изысканий, в основном философского характера.

Состояние и степень разработанности проблемы. Первоначально идея совершенного человека формировалась на мифах и ее основу составляли легенды о полубогах и героях. Так, в учении Конфуция воплощение этой идеи есть «совершенный муж», Ибн-Араби - «совершенный человек», получивший признание общества, у неоплатоников - «проточе-ловек», у Лукиана - деспот в своих собственных глазах, по мысли Августина - Иисус Христос. Поиск идеала предпринимали такие мыслители, как Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных - в Пророке; идеалом И.В.Гете был Гений, Ф.Ницше - Идея и вершина биологической революции, К.Маркса - Человек коммунистического общества.

Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась и апологетами мировой педагогической науки - A.M. Дистервегом, А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Русская педагогика важнейшим элементом совершенной личности считала нравственное начало, духовность (И.В.Киреевский, Н.И.Новиков, П.Г.Редкий, К.Д.Ушинский и др.). Их идеи были продолжены и развиты в трудах И.В. Бестужева, В.И. Водорезова, Г.С. Виноградова, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петровой и др. Все эти авторы затрагивают вопрос о методах и средствах воспитания личности на основе этических ценностей общества.

Из научных разработок, в которых воплощен педагогический подход к проблеме формирования совершенной личности, являющейся отражением этносоциальных проблем, связанных с духовностью, нравственной культурой, выделяются исследования Р.Г. Абдулатипова, М.Ю. Алексеева, Э.Ю. Баграмова, Б.Н. Бессонова, Ю.В. Бромлей, Э.М. Виноградовой, JI.H. Гумилева, JI.M. Дробижевой, А.Х. Здравомыслова, В.П. Зинченко, JI.B. Карасева, И.С. Кона, В.Г. Крысько, Д.С.Лихачева, М.К. Мамардашвили, Г.В. Осипова, Ю.В. Семенова, Г.Г. Шпета и мн.др.

Различные аспекты феномена идеала человека на примерах фольклора, обрядов, эпических произведений, народного искусства освещались в работах Е.А. Бодиной, A.JI. Бугаевой, Д.М. Бурхинова, Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, Т.К. Искакова, A.M. Леонова, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, З.М. Тамбиевой, Е.Е. Хатаева, Б.М. Ховратови-ча, З.Б. Цаллаговой и др.

Методологические и психолого-педагогические основы всестороннего воспитания подрастающего поколения в современных условиях рассматривались в трудах Б.С.Гершунского, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, A.B. Мудрика, B.C. Мухиной, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова и др.

Этносоциальным, национально-психологическим факторам становления и развития личности уделяли внимание педагоги П.И. Гнатенко, А.И. Горячева, А.Ф. Дашдамиров, A.A. Иванова, В.И. Козлов, И.С. Кон, Г.У. Кцоева, П.И. Кушнер, Н.Г. Панкова, В.В. Мавродин, Г.В. Старовойтова и др.

Этнопедагогической проблематикой активно занимаются и современные кавказские ученые: И.А. Арабов, З.Т. Гасанов, А.Г. Голев, М.Б. Гуртуева, В.К.Кочисов, Ю.С. Кимов, О.Д. Мукаев, Т.Г. Саидов, Б.А.Тахохов, Е.Е. Хатаев, С.Б. Узденова, С.Р. Чеджемов и др. В диссертационных исследованиях И.И. Бираговой, И.А. Дадова, В.М. Джаша-куева, З.Т. Джелиевой, Р.Б. Карабашевой, П.К. Кечеруковой, А.Ю. Слано вой, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова и др. рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Тем не менее имеющиеся на сегодня научные и публицистические издания, касающиеся исследования проблем идеала совершенного человека и его формирования с педагогических позиций, не дают однозначного объяснения этого сложного социокультурного феномена, не выявляют полноту его сущности и структуры; в них феномен народного идеала не рассматривался специально применительно к историческому наследию народа. Между тем история этноса есть не просто цепь исторических событий и явлений, но это и судьбы людей, их идеалы, образ жизни. История народа, во-первых, отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном этносе, раскрывает представление нации об идеале совершенного человека; во-вторых, историческое бытие само оказывает воспитательное воздействие на личность посредством исторической памяти народа, выраженной в фольклорном творчестве.

Применение принципа историзма в изучении проблемы позволило затронуть некоторые неизученные или малоизученные аспекты данной темы; например, в современной этнопедагогической науке существует необходимость изучения феномена народного идеала человека о его развитии (генезис, эволюция понятия), что даёт более полное представление о современном состоянии этических ценностей и возможности их педагогической реализации. Недостаточно разработаны также вопросы преемственности народно-педагогических представлений кавказских народов об идеале человека, рассматриваемых на историческом материале. Это и обусловило выбор темы диссертационной работы, проблема которой сформулирована так: каковы условия и факторы возникновения и развития различных концепций совершенной личности, анализ общих и специфических условий формирования идеала и его роли и возможности во всестороннем развитии подрастающих поколений. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - педагогические идеи и воспитательный опыт северокавказских народов.

Предмет исследования - совершенная личность как цель воспитания в этнопедагогике народов Северного Кавказа.

Гипотеза исследования: идеи народной педагогики об идеале и формировании совершенного человека могут эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения национально-культурного и общечеловеческого содержания идеала и обеспечения взаимодействия учителей и родителей в формировании у школьников национального менталитета.

Достижение поставленной цели потребовало решения нижеследующих задач, отражающих логику исследования:

1. Раскрыть сущность идеи совершенного человека в её развитии, рассматривая феномен народного идеала человека в конкретных социальных условиях.

2. Выявить установившиеся в северокавказской народной педагогике сущностную характеристику идеала и основные требования воспитания совершенной личности.

3. На основе анализа и научно-сопоставительного обобщения историко-педагогического процесса определить роль различных факто-

ров и методов педагогического воздействия на детей в целях воспитания совершенной личности.

4. Предложить научно-практические рекомендации по использованию материалов народной педагогики о воспитании цельной личности в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Теоретико-методологическая основа исследования сложилась из психологических теорий самосознания личности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, A.M. Леонтьев, B.C. Мухина и др.), социально-философских определений понятий «идеал» и «совершенная личность» (Г.Г. Гегель, И.И. Кант, В.Ф. Красс, Э.В. Ильенков, Э.Ф. Фромм. Г.Г. Шпет и др.); этносоциологических и социально-педагогических теорий этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, В.П. Левкович, Н.Г. Панкова и др.); концепций этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, А.Л. Бугаева, З.Б. Цаллагова, М.Г. Харитонова, Е.Е. Ха-таев и др.).

В работе использованы комплексные методы исследования:

- изучение научно-педагогической, социально-философской, психолого-педагогической и другой литературы по теме диссертации;

- анализ и обобщение педагогического опыта западных, российских и кавказских ученых по изучаемой проблеме;

- проведение экспериментальной работы по исследуемой проблеме;

- беседы и стандартизированные интервью с учителями и учащимися старших классов;

- сравнительный анализ статистических данных.

Источниковую основу исследования составляют:

- памятники народного творчества горцев Кавказа: сказки, пословицы, поговорки, предания и легенды, притчи, историко-героические песни, трудовые и колыбельные песни;

- труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли горских и других народов России;

- историко-архивные документы и материалы.

Базу исследования составили средние учебные заведения Республики Северная Осетия-Алания: МОУ СОШ №5 г (г. Алагир), МОУ СОШ с. Бирагзанг.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось н три этапа:

I этап - 2003 — 2004 годы - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, теоретико-методологических подходов, анализ теоретических, историко-этнографических и этнопедагогических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы; изучение опыта образовательных учреждений по использованию традиционной культуры в учебно-воспитательном процессе;

II этап - 2004 - 2005 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, анализ состояния изученности, выявление актуальности, определение методологии, методов работы, её научного аппарата;

III этап - 2006 - 2009 годы - составление курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», систематизация и обобщение материалов, их апробация и внедрение в практику, проведение опытно-экспериментальной работы обучения и воспитания с учетом идей кавказской народной педагогики о совершенстве личности, литературное оформление диссертационного исследования, издание тезисов докладов и статей в научных сборниках, методических разработок по результатам исследования.

Научная новизна исследования:

- поставлены и решены актуальные историко-этнопедагогические и этнопсихологические проблемы формирования представлений северокавказских народов об идеале совершенной человеческой личности;

- охарактеризована сущность исторической преемственности воспитательного опыта и идей народов Северного Кавказа об этом идеале;

- показан процесс традиционного семейного и общественного воспитания и формирования совершенной личности;

- выявлены факторы и методы воспитания совершенной человеческой личности у горцев;

- представлена технология, организационно- и психолого-педагогические условия воспитания школьников на народном идеале личности в современной полиэтнокультурной среде.

Теоретическая значимость исследования:

- раскрыта сущность философских и психолого-педагогических аспектов понятия «совершенная личность» в системе воспитательного опыта и идей этносов Северного Кавказа;

- научно-теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения северокавказских народов на идеал воспитания наполнены гуманистическим и патриотическим содержанием, отражают специфику уклада своей жизни и собственной национальной почвы и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую направленность;

- определены роль и соотношение взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон воспитания совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений, выводов и научно-методических рекомендаций автора о совершенствовании приёмов и методов воспитания совершенной личности в условиях современной полиэтнокультурной и образовательной среды.

Представленные в работе теоретико-эмпирические материалы послужат основой для школьного спецкурса «Идеал, традиции и культура народов Северного Кавказа», учебно-развивающих курсов по истории, культуре, этнопсихологии и этнопедагогике, основной целью которых является воспитание детей на народном идеале совершенной личности.

Достоверность результатов исследования и его обоснованность достигнута анализом, сопоставлением, сравнением и научным обобщением большого объема литературы, шедевров фольклора народов Северного Кавказа; целенаправленным изучением педагогической практики; взаимодополняемостью использованных методов исследования, их адекватностью задачам исследования; количественным и качественным анализом результатов экспериментального исследования; доказательностью и логикой непротиворечивости выводов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Представления северокавказских народов об идеале совершенной личности являются результатом длительного исторического развития их культуры и воспитательного опыта, накопленного тысячелетиями.

2. В этнопедагогике народов Северного Кавказа идеальный человек это то, что соответствует характеру народа, его представлениям и психологии, определяется условиями его жизни;

- народная педагогика считала основной целью воспитания подготовку всесторонне развитых людей, способных переносить в жизни лю-

бые невзгоды, наделённых умом, физической силой и нравственными добродетелями.

3. Система воспитания северокавказских народов представляет собой сложный конгломерат социальных институтов - семьи, аталыче-ства, гостеприимства, куначества, побратимства, усыновления.

4. Воспитание всесторонней и развитой личности в духе народного идеала может быть осуществлено в процессе всесторонней воспитательной деятельности семьи, школы и общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные этапы и результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях педагогических советов школ РСО-Алания, в которых проходил эксперимент (МОУ СОШ № 5 г. Алагир, МОУ СОШ с. Бирагзанг). Материалы исследования были изложены в докладах на Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве (2006), в г. Тамбове (2006 и 2007), в г. Пензе (2007), на итоговых научных конференциях в СевероОсетинском государственном университете им. К.Хетагурова в 20052009 гг. Разработанный спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» с 2006 года читается на факультете социологии и психологии СОГУ. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных публикациях и тезисах докладов, научно-методических рекомендациях. Ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики СОГУ.

Структура диссертации определяется логикой исследования в соответствии с поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (173 наименования).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении аргументируется постановка проблемы, обоснование её актуальности, определены объект, предмет, задачи и методы исследования, проанализирована степень разработанности темы, показаны научная новизна, практическая значимость работы, её источниковедческая база, сформулированы положения диссертации, выносимые на защиту, дан обзор литературы.

В первой главе «Возникновение и развитие идеи совершенной личности как составляющая системы народного воспитания у северокавказских народов» представлено понятие идеала совершенной

личности в контексте социализации общественного развития горских народов и раскрывается специфика воспитания этнического характера совершенного человека.

В ней определено, что идеал как общее динамическое понятие (образ или представление), формируется на основе реально существующей действительности, её понимания, но никогда не совпадает с её наличным состоянием. Формирование идеала происходит в рамках той или иной формы общественного сознания.

Идея гармоничного развития личности была изначально заложена в самой человеческой природе и характере его деятельности. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

Вопросы феномена идеальной личности пытались проанализировать просветители всех эпох. Древние философы вкладывали в гуманистическое и педагогическое содержание идеалов и ценностей наиболее значимые этические ценности общества.

Попытки создать обобщенный нормативный образец личности мы находим в Библии, Коране, других литературных памятниках, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных нравственных качеств. Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними (во Франции, США, России и так далее), так или иначе провозглашали моральные нормы и общечеловеческие ценности, включая многое из освященных веками.

Понимание идеала как целостного и комплексного явления дает возможность раскрыть и его составные части, определить взаимоотношение между ними как диалектику общего, особенного и единичного. Что касается кавказского общества, то в нем представления об идеале наряду с вышеперечисленными имели и свои особенности. И потому, претендуя на полноту рядорасположения механизмов идеального развития личности в традиционном кавказском обществе, всю совокупность этих механизмов условно мы сгруппировали в следующие самостоятельные институты.

1. Институт отношений, обуславливающий характер этикета общения и поведения, взаимные обязанности и права, межличностное ста-

гусное положение члена общества со следующими подразделами семейных отношений: кровнородственными, сельскими, межпоколенными и общечеловеческими отношениями.

2. Институт половозрастной дифференциации по следующим вицам ролевых функций: трудовой деятельности; по этикету поведения; по принадлежности к полу; по статусному положению; по возрастному принципу.

3. Институт военно-физического воспитания.

4. Институт трудового воспитания.

5. Институт управления обществом, его жизнедеятельностью и др.

Для органической взаимосвязи перечисленных институтов и для

придания им единого целенаправления и упорядоченности они объединяются в общее, единое педагогическое пространство нормами общекавказского морального кодекса. Последний обозначает совокупность норм поведения, волевые качества, эмоции и чувства, связанные с соблюдением благопристойности в поступках и в отношениях между людьми, освященные обычаями, народным правом и традициями.

Идеал у горцев соответствовал «общему духу порядка», который являлся основой их жизни и деятельности. Согласно «общему духу порядка», существующему на Кавказе, главным персонажем горского общества являлся мужчина. Именно к нему, прежде всего, предъявлялись повышенные требования, граничащие с идеалом совершенной личности. Это объяснялось тем, что он - основной кормилец и защитник семьи, главный источник нравственности для каждого его члена.

Однако мужчина даже при самых невероятных усилиях не мог достичь благополучия и изобилия в доме, только женщине, и только ей, самой природой дано добиться изобилия, благополучия, чистоты и порядка, поэтому говорят: «В домашнем хозяйстве все завязано на женщину»; «Изобилие исходит из женских рук». Если в доме нет изобилия и порядка, но есть женщина, считается, что она есть лишь номинально. Глава такой семьи достоин сочувствия, а жена - презрения. Для детей в традиционном быте роль матери и ближе, и роднее: «Материнское сердце для ребенка - солнце, отцовское - луна» (чеч.); «Нет матери - сирота, нет отца - полусирота» (каб.). И потому у горцев существовали свои представления о женском идеале, который представлен в многочисленных пословицах и поговорках, олицетворяющих собой своеобразный «кодекс женщины».

Идея совершенства человеческой личности являлась образцом для подражания, которое базировалось на воспитании. Воспитание в общем виде понималось народной педагогикой как подготовка к жизни в обществе. В более обширном понимании оно мыслилось как процесс передачи подрастающему поколению того, что уже накоплено обществом, т.е. знаний, трудовых умений, норм и опыта поведения в обществе; выработке определенной системы миропонимания. Благодаря воспитанию происходило (и происходит) постоянное приобретение и обогащение личного опыта в различных областях познания, труда, общения.

Народная педагогика целью идеального развития ставила, прежде всего, воспитание этнического характера совершенного человека, которое сводилось к эмоционально-личностным связям, построенным на основе возрастной иерархии, и было представлена такими социальными институтами, как семья, советы старейшин, народные собрания и др. Эта самобытная система воспитания совершенного человека складывалась в процессе многовековой деятельности кавказского народа. Она сыграла огромную роль в становлении и развитии системы национальной педагогики, и она же заложила основы зарождения образования в дальнейшем и появления просветительства в регионе.

Глава вторая «Народная педагогика Северного Кавказа о факторах, средствах, методах и приемах формирования совершенной личности» рассматривает факторы, формы, средства, методы, приёмы воспитания и развития совершенной личности, применяемые в этнопедаго-гике; в ней анализируется применение идей кавказской народной педагогики об идеале совершенной личности в работе современной школы.

Исследователи выделяют ряд факторов гармоничного воспитания молодого поколения, среди которых наибольшее значение придается природосообразности воспитания, игровой деятельности и традиционной культуре, каждый из которых способствует гармоничному воспитанию. И потому рассмотрим их в совокупности.

Главной особенностью этнопедагогики являлась её лриродосообраз-ность, которая возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Однако природосообразность у народных педагогов сочеталась с культурой, представленной народными традициями и обычаями, которые являлись наиболее действенным инструментом воспитания цельной (идеальной) личности. К наиболее традиционным обычаям, имеющим сокральную ценность для горцев, относились семейные обычаи, избегание, гостеприимство, куначество, аталычество. Они также способствовали развитию у ребенка верного представления о жизни и социуме, умении управлять своим поведением.

Следующими действенными факторами воспитания совершенной личности являлись игры и игровая деятельность. Чтобы игра развивала детей, формировала их личность, народные педагоги изобрели «орудие»: игры-игрушки, т.е. специально сделанные предметы, облегчающие знакомство с реальным миром и в то же время дающие возможность забавляться, развлекаться. И потому народные педагоги поощряли в детях стремление к игровой деятельности, в которой отражался образ и условия жизни горцев. Однако в суровых условиях своего существования, по словам К.Хетагурова, «детские игры были здесь сокращены до минимума».

Наиболее распространёнными методами воспитания цельного человека в кавказской народной педагогике являлись пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение и наказание, испытание.

Немаловажную роль в воспитании гармоничной личности играл народный фольклор, и, прежде всего сказки, сказания, пословицы, поговорки, песенное творчество, через которое горцы отображали своё видение мира и свою роль в этом мире. Воспитательная ценность народного фольклора состояла в том, что он применялся сразу же после рождения ребенка и потому являлся наиболее действенным и удобным компонентом его воспитания. Народные воспитатели знали, что простота, искренность, непосредственность народной фольклористики соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяют достичь гармонического сочетания развития. Но, пожалуй, самым действенным гарантом воспитания совершенной личности был и до сих пор остается кавказский героический эпос, в котором поистине запечатлен образ идеального человека. Ибо эпос представлял, по выражению известного кавказоведа В.И.Абаева, «и литературу, и историю, и школу житейской мудрости». Педагогические идеалы разбросаны по

всему эпосу. Они особенно ярко прослеживаются в оказаниях, сюжетной линией которых является установление наиболее достойного члена общества, противоборство или исполнение поручения, требующее моральных и физических испытаний, что, кстати говоря, и является основной фабулой нартского эпоса.

Утрата исторических и духовных ценностей, созданных горцами, разобщенность и отчужденность поколений привели сегодня к бездуховности и дисгармонии, обострили воспитательные проблемы и усилили негативные явления в школьной среде. Данный факт подтолкнул нас к переосмыслению педагогического опыта и этнических традиций нашего народа.

Однако эффективное использование родной литературы, родного слова в воспитании детей на народных идеалах человека во многом зависит от состояния национальной системы образования, деятельности государственных и общественных организаций и кавказской интеллигенции. Именно национальная школа способна наиболее полно осуществлять идею воспитания личности на народном идеале человека. В первую очередь, это связано с тем, что в национальных учебных заведениях происходит целенаправленное воздействие на учащихся различных факторов народного воспитания: родного языка, религии, обрядов, искусства.

Это тем более необходимо, что в современный период, в условиях недостаточно развитой системы национального образования, во всех кавказских республиках идет процесс апробации различных типов национальных, инновационных учебно-воспитательных учреждений. Данные учебные заведения в той или иной степени в своей работе применяют элементы формирования личности на народном идеале человека. В то же время воспитание детей на народном идеале человека не является стержневым направлением их педагогической деятельности. Вследствие этого в кавказских республиках на сегодняшний день отсутствуют достаточная системность и научная обоснованность в решении названной проблемы. На Северном Кавказе задача развития личности на народном идеале человека (это касается в первую очередь не инновационных, а общеобразовательных учреждений) пока решается в целом с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс различных предметов и спецкурсов, отражающих национально-региональную

специфику каждой из республик. Но и в этом случае данные предметы ставят перед собой скорее познавательные цели, чем воспитательные и развивающие. И потому в 2006 году автором настоящей диссертации был разработан учебно-развиваюший курс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», который преподавался в рамках предмета «Традиции и культура осетинского народа», изучаемого в 8-9-х классах средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания.

Основной целью данного спецкурса является развитие национального менталитета на народных представлениях о воспитании идеального человека.

Данный спецкурс (18часов) читается в 9 классе во втором полугодии и состоит из двух разделов. В первом разделе (6 часов) «Сущность идеала совершенной личности в народной педагогике Кавказа» дается понятие идеала в его социально-историческом развитии, демонстрируются представления горцев об идеале и его этническая характеристика, рассматриваются методы и приемы воспитания совершенного человека в горской педагогике. Во втором разделе (12 часов) «Система воспитания совершенного человека в горской народной педагогике» раскрываются все стороны воспитательной системы кавказских народов. В нее входит подготовка совершенной личности, способной переносить в жизни трудности и невзгоды, наделенной умом, физической силой и нравственными добродетелями. Особое место в нем уделяется поэтике народного фольклора. Методологические установки курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» включали различные формы и средства обучения и воспитания подростков: участие в театрализованном фольклорно-поэтическом вечере, экскурсии, беседы с интересными людьми, разнообразные игры, викторины, просмотр исторического видеофильма с последующим обсуждением.

Определяя содержание диагностики сформированное™ у старшеклассников заинтересованного отношения к воспитанию у себя качеств, необходимых совершенной личности, мы придерживались следующих критериев: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический. По избранным критериям и их показателям были определены уровни усвоения этнокультурных ценностей учащихся старших классов: высокий, средний и низкий. Каждый уровень характеризуется

суммой баллов или идеальным баллом уровня: высокий - 25 баллов, достаточный - 20, средний - 15, недостаточный - 10, низкий - 5. Наряду с идеальным баллом необходимо пользоваться таким понятием, как «реальный балл уровня», значения которого изменяются в промежутке «от... до». Это связано с тем, что выявленные показатели воспитанности у ребенка бережного отношения к национальному наследию предков, в зависимости от их сформированности, могут быть оценены баллами от 1 до 5.

□ ур о в ни этни че с ко й воспитанности

Рис. 1. Показатели этнической воспитанности подростков в результате констатирующего эксперимента

В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты: высоким уровнем этнической воспитанности обладает 5% обследуемых учащихся; достаточным - 15%; средним - 25%; недостаточным - 30%; низким - 25% (Рис. 1).

Следующим этапом работы было выявление побудительных мотивов, по которым наши испытуемые придерживаются тех или иных норм поведения. 54% испытуемых придерживаются национального этикета, потому что уверены в его необходимости, 31% по привычке и только 15% потому, что боятся осуждения со стороны окружающих. Это свидетельствует о том, что к 15-16 годам у большинства детей уже формиру-

ется определенное отношение ко всему, что их окружает, в том числе и к тгнотгикетным нормам поведения (Рис. 2).

54%

ПЗуверены в

необходимоети

§3 п о привычке

31%

□ боя тс я осуждения

15% -

Рис. 2. Сформированность побудительных мотивов традиционных норм поведения у старшеклассников РСО-А

Из результатов анализа опроса среди старшеклассников, объективного наблюдения за ними и из бесед с учителями можно сделать выводы, что в структуре нравственного сознания старшеклассников традиционные нормы поведения не являются доминирующими, а находятся на одном уровне с социальными нововведениями. Этикет не оказывает какого-либо значительного влияния на выбор профессии и на осознание себя во взрослой жизни. Причинами этого, с нашей точки зрения, являются невысокий уровень преподавания учебного предмета «Традиционная культура осетин»; недостаточная подготовленность учителей к формированию у школьников положительного отношения к народной педагогике, традиционной культуре; отсутствие учебно-методических материалов, отвечающих современным требованиям; неподготовленность родителей, их неосведомленность и недооценка роли народной педагогики в воспитании детей; влияние средств массовой информации, телевидения, формирующих космополитическое сознание и поведение молодежи.

После того, как нами был внедрен и апробирован спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» в МОУ СОШ №5 г. Алагир, МОУ СОШ с. Бирагзанг, мы повторно произвели опрос старшеклассников.

кг эг

Рис. 3. Уровни знаний и применения национальной педагогики по воспитанию совершенной личности у подростков

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о значительном повышении интереса учащихся и учителей к цели воспитания народной педагогики. Так, высокий уровень по избранной нами методике показали 32% учащихся, средний - 48,5% и низкий - 21%. Сравнительный анализ результатов проведенного эксперимента по двум группам: контрольной и экспериментальной представлен на рис. 3.

Абсолютное большинство учителей также (93 %) повысили свои знания в области национальной педагогики, 97% учителей в своей практической работе стали уделять внимание педагогическим нормам традиционного воспитания, осознали значение горской педагогики для формирования умственной, физической, трудовой и нравственной культуры учащихся.

В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования, представлены общие выводы:

1. Прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении. Так возник идеал - продукт мыслительного возвышения реального совершенства на еще более высокую ступень совершенства, в результате чего нечто невозможное становится возможным. В идеале показывается конечная

цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

2. В национальном идеале : находит свое отражение своеобразие условий жизни народа. И потому представления кавказских горцев об идеальной личности имели свою специфику, которая была построена на нравственной основе: идеал мужского воспитания представлял собой конгломерат мужества, нравственности, патриотизма, трудолюбия; а идеал женского воспитания являл собой ум, трудолюбие, терпение и самоотверженность, обаяние, женственность, покорность, уживчивость, покладистость, нежность, доброту, но красота оказывается далеко не на первом месте, что отмечается во всех архивных источниках.

3. Народная педагогика определила систему гуманных методов и приёмов воспитания совершенной личности. Наиболее распространёнными были такие методы, как пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, наказание и испытание. Народные педагоги особое значение придавали использованию словесных средств, запечатленных в фольклоре. К ним относились сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни. Педагогические функции устного народного творчества были для них тем бездонным колодцем, из которого они черпали великие, моральные, нравственные и духовные силы, несметные богатства образов, идей, разнообразие форм. Но, пожалуй, самым действенным гарантом воспитания совершенной личности был и до сих пор остается кавказский героический эпос, в котором поистине запечатлен образ идеального человека.

4. В ходе исследования было выявлено, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленным в ходе исторического развития этноса, - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку всё это обогащает их педагогическую и общую культуру. Проведённое исследование позволило разработать в помощь учителю монографию «Воспитание совершенной личности в этнопедагогике горских народов (исторический ракурс)» и спецкурс «Развитие национального

характера на народном идеале воспитания», который органично вошел в школьный предмет «Традиционная культура осетин».

Представленные диссертационные материалы и результаты исследования не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы, дальнейшее исследование может быть посвящено решению данной проблемы в условиях, например, начальной школы или дошкольных образовательных учреждений.

Основные идеи и положения диссертации нашли своё отражение в следующих публикациях автора:

1. Зангиева М.Ж. Роль системы семейного воспитания, запёчатлённого в народной педагогике Северного Кавказа для гармоничного развития личности. //Проблемы федеральной, региональной политики в науке и образовании: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 1 ноября 2006 г. - Тамбов, 2006,- С.132 -133.

2. Зангиева М.Ж. Идеи народной педагогики об идеале совершенной личности в развитии современного национального образования. // Психология и педагогика современного образования в России: II Международная научно-практическая конференция. Апрель. Пенза.2007,- С. 333 - 335.

3. Зангиева М.Ж. Система умственного воспитания и обучения детей в северокавказской педагогике.//Академия педагогики и социальной работы. XII Державинские чтения: Материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. Февраль. Тамбов. 2007.-С.118-120.

4. Зангиева М.Ж. Вопросы внутрисемейных отношений в дореволюционной горской семье //Вестник Северо-Осетинского университета им. К.Л.Хетагурова №4.Научный журнал. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008,- С.78-83.

5. Зангиева М.Ж. Праздничный обряд как форма воспитания личности. //Воспитание школьников. - М., 2008. -№ 5.- С. 59-62.

6. Зангиева М.Ж. Идеал совершенной личности в представлении кавказских народов//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.- 2009.-№ З.С.30-34.

7. Зангиева М.Ж. Воспитание совершенной личности в этнопеда-гогике горских народов (исторический ракурс): Монография. Влади-

кавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. И. Гассиева, 2009,-170 с.

8. Зангиева М.Ж., Блейх Н.О. Методическое пособие для 9 класса средних общеобразовательных школ по учебно-развивающего курсу «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» (поурочное планирование) Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2009.290 с. (авторский вклад 70%).

9. Зангиева М.Ж. Воспитание этнического характера совершенного человека (сквозь призму истории).//Аспирант и соискатель. М.,2009.-№4(52).С. 47-48.

10. Зангиева М.Ж. Средства воспитания совершенной личности у кавказских народов//Вопросы гуманитарных наук. - М., 2009.№5(43).-С. 176-179.

11. Зангиева М.Ж. Этничность кавказского воспитания в свете идей современного образования (сквозь призму истории) //Актуальные проблемы науки в трудах молодых учёных. Вып. II. Владикавказ, ИПО СОИГСИ, 2009.-С. 125- 127.

Подписано в печать 07.04.2010. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № . Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зангиева, Марина Жураповна, 2010 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ У СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ

1.1. Идеал совершенной личности в контексте социализации общественного развития горских народов.

1.2. Представления горцев об идеале совершенной личности.

1.3. Совершенный человек как цель народного воспитания.

1.4. Специфика воспитания этнического характера совершенного человек.

Выводы.

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА О ФАКТОРАХ, СРЕДСТВАХ, МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Факторы воспитания совершенной личности в горской народной педагогике

2.2. Праздничная обрядность как форма воспитания и развития совершенного человека

2.3. Методы и приемы воспитания совершенного человека в кавказской па-родной педагогике

2.4. Средства воспитания совершенной личности.

2.5. Отражение идеи совершенной личности в Нартовском эпосе.

2.6. Применение идей кавказской народной педагогики об идеале совершенной личности в работе современной школы.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа"

Актуальность исследования. В современном социуме, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, остро встал вопрос об отношении к родному языку и культуре. Но те усилия, которые предпринимаются в последние годы по возрождению национального языка и культуры, немыслимы без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, где главной целью являются развитие этнического самосознания, формирование личности на народных идеалах человека. Подобный процесс предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применимо к реалиям сегодняшнего времени, ибо «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» (К-Д. Ушинский), «идеал совершенного человека выражает самую общую задачу всего процесса воспитания личности» (Г.Н.Волков). Потому его необходимо рассматривать и как основополагающую идею этнической педагогики, и как феномен истории и культуры народа. Перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из современной системы образования оптимальный объем знаний, скоординировать их, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности, включить в образовательные стандарты аксиологические аспекты регионально-этнических культур. Подобный подход позволит системе общечеловеческих ценностей, сформировавшейся исторически в недрах регионально-этнических культур, стать интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Использование национально-регионального компонента в программе обучения и воспитания потребует адекватных ему воспитательных средств, какими и станут различные аспекты народных традиционных культур, следовательно, и программы будут инвариантными.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, которые стоят сегодня перед национальным образованием, необходимостью возрождения традиционной культуры воспитания, родного языка, исторической памяти народа. В контексте возрождения общекавказской культуры, языка, традиций этнопедагогики существует необходимость реализации этого процесса.

Значение данного исследования связано с задачей этнопсихологического и этнопедагогического сопровождения становления и развития национальной школы. Поставленные исследованием задачи актуализируют избранную тему, когда наряду с возрождением национальной культуры общество нуждается в интеграционных подходах регулировании межэтнических отношений.

Состояние и степень разработанности проблемы. Первоначально идея совершенного человека формировалась на мифах, легендах о полубогах и героях. Поиском идеала занимались Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных - в Пророке; идеалом И.В.Гете был Гений, Ф.Ницше - Идея и вершина биологической революции, К.Маркса - Человек коммунистического общества.

Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась и апологетами мировой педагогической науки -A.M. Дистервегом, А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Русская педагогика важнейшим элементом совершенной личности считала нравственное начало, духовность (И.В. Бестужева, В.И. Водорезова, Г.С. Виноградова, А.Э.Измайлова, И.В.Киреевский, Н.И.Новиков, Т.Н. Петровой, П.Г.Редкий, К.Д.Ушинский и др.), рассматривала вопросы о методах и средствах воспитания личности на основе этических ценностей общества.

Из научных разработок, в которых воплощен педагогический подход к проблеме формирования совершенной личности, выделяются исследования Р.Г. Абдулатипова, М.Ю. Алексеева, Э.Ю. Баграмова, Б.Н. Бессонова, Ю.В. Бромлей, Э.М. Виноградовой, JI.H. Гумилева, J1.M. Дробижевой, А.Х. Здравомыслова, В.П. Зинченко, Л.В. Карасева, И.С. Кона, В.Г. Крысько, Д.С.Лихачева, М.К. Мамардашвили, Г.В. Осипова, Ю.В. Семенова, Г.Г. Шпета и мн.др.

Различные аспекты феномена идеала человека на примерах фольклора, обрядов, эпических произведений, народного искусства освещались в работах Е.А. Бодиной, А.Л. Бугаевой, Д.М. Бурхинова, Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, Т.К. Искакова, A.M. Леонова, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, З.М. Тамбиевой, Е.Е. Хатаева, Б.М. Ховратовича, З.Б. Цаллаговой и др.

Методологические и психолого-педагогические основы всестороннего воспитания подрастающего поколения в современных условиях представлены в трудах Б.С.Гершунского, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, A.B. Мудрика, B.C. Мухиной, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова и др.

Этносоциальным, национально-психологическим факторам становления и развития личности уделяли внимание педагоги П.И. Гнатенко, А.И. Горячева, А.Ф. Дашдамиров, A.A. Иванова, В.И. Козлов, И.С. Кон, Г.У. Кцоева, П.И. Кушнер, Н.Г. Панкова, В.В. Мавродин, Г.В. Старовойтова и др.

Наряду с российскими учёными данной проблеме уделяют внимание кавказские ученые: И.А. Арабов, З.Т. Гасанов, А.Г. Голев, М.Б. Гуртуева, В.К.Кочисов, Ю.С. Кимов, О.Д. Мукаев, Т.Г. Саидов, Б.А.Тахохов, Е.Е. Хатаев, С.Б. Узденова, С.Р.Чеджемов и др. В диссертационных исследованиях И.И. Бираговой, А.Т. Битаровой, И.А. Дадова, В.М. Джашакуева, З.Т. Джелиевой, Р.Б. Карабашевой, П.К. Кечеруковой, А.Ю. Слановой, Б.Д. Увижевой, И.А. Шорова и др. рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Тем не менее, имеющиеся на сегодня научные и публицистические издания, касающиеся исследования проблем идеала совершенного человека и его формирования с педагогических позиций, не дают однозначного объяснения этого сложного социокультурного феномена, не выявляют полноту его сущности и структуры; т.к. в них феномен народного идеала не рассматривался специально применительно к историческому наследию народа. Между тем история этноса есть не просто цепь исторических событий и явлений, это судьбы людей, их идеалы, образ жизни. Она отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном этносе, раскрывает представление нации об идеале совершенного человека. При этом историческое бытие само оказывает воспитательное воздействие на личность посредством исторической памяти народа, выраженной в фольклорном творчестве.

Применение принципа историзма в изучении проблемы позволило затронуть некоторые неизученные или малоизученные аспекты данной темы: феномен народного идеала человека в его развитии (генезис, эволюция понятия), преемственность народно-педагогических представлений кавказских народов об идеале человека, рассматриваемых на историческом материале. Подобный подход даёт более полное представление о современном состоянии этических ценностей и возможности их педагогической реализации. Всё это обусловило выбор темы диссертационной работы «Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа».

Проблема исследования: каковы условия и факторы возникновения и развития различных концепций совершенной личности, что представляют собой общие и специфические условия формирования идеала, каковы его роль и возможности во всестороннем развитии подрастающих поколений. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Достижение поставленной цели потребовало решения нижеследующих задач, отражающих логику исследования:

1. Раскрыть сущность идеи совершенного человека в её развитии, рассматривая феномен народного идеала в конкретных социальных условиях.

2. Выявить установившиеся в северокавказской народной педагогике сущностную характеристику идеала, сформулировать основные требования воспитания совершенной личности;

3. На основе анализа и научно-сопоставительного обобщения историко-педагогического процесса определить роль различных факторов и методов педагогического воздействия на детей в целях воспитания совершенной личности;

4. Предложить научно-практические рекомендации по использованию материалов народной педагогики о воспитании цельной личности в учебно-воспитательном процессе современной школы .

Объект исследования - педагогические идеи и воспитательный опыт северокавказских народов.

Пред1мет исследования совершенная личность как цель воспитания в этнопедагогике народов Северного Кавказа.

В работе использованы следующие методы исследования.

- анализ, сопоставление, сравнение и научное обобщение большого объема литературы, шедевров фольклора народов Северного Кавказа;

- сравнительный анализ статистических данных;

- проведение экспериментальной работы по теме исследования;

-беседы и стандартизированные интервью с учителями и учащимися старших классов;

- сравнительный анализ статистических данных.

Теоретико^методологическая основа исследования сложилась из психологических теорий самосознания личности (А.Г. Асмолов, A.A.

Бодалев, JI.С. Выготский, A.M. Леонтьев, B.C. Мухина и др.), социально-философских определений понятий «идеал» и «совершенная личность» (Г.Г. Гегель, И.И. Кант, В.Ф. Красе, Э.В. Ильенков, Э.Ф. Фромм, Г.Г. Шпет и др.); этносоциологических и социально-педагогических теорий этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, В.П. Левкович, Н.Г. Панкова и др.); концепций этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, А.Л. Бугаева, З.Б. Цаллагова, М.Г. Харитонова, Е.Е. Хатаев и др.). Источниковую основу исследования составили:

- труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли горских и других народов России;

- памятники народного творчества горцев Кавказа: сказки, пословицы и поговорки, предания и легенды, притчи, историки героические песни, трудовые и колыбельные песни; историко-философская, психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, относящаяся к исследуемой проблеме; •

Базой исследования и его организация: исследование проходило на базе МОУ СОШ № 5(г.Алагир), МОУ СОШ(с. Бираегьзаенг) и включало три взаимосвязанных этапа:

I - 2003 - 2004 годы - предварительное ознакомление с проблемой исследования, определение основных направлений научного поиска, теоретико-методологических подходов, анализ теоретических, историко-этнографических и этнопедагогических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы; изучение опыта образовательных учреждений по использованию традиционной культуры в учебно-воспитательном процессе;

II - 2004 - 2005 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, анализ состояния изученности, выявление актуальности, определение методологии, методов работы, научного аппарата;

III - 2006 - 2009 годы - составление курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», систематизация и обобщение материалов, апробация и внедрение его в практику, проведение опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию школьников с учетом идей кавказской народной педагогики о совершенстве личности, литературное оформление диссертационного исследования, издание тезисов, докладов и статей в научных сборниках, методических разработок по результатам исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: поставлены и решены актуальные историко-этнопедагогические и этнопсихологические проблемы формирования представлений северокавказских народов об идеале совершенной человеческой личности; охарактеризована сущность исторической преемственности воспитательного опыта и идей народов Северного Кавказа об этом идеале; показан процесс традиционного семейного и общественного воспитания, формирования совершенной личности; выявлены факторы и методы воспитания совершенной человеческой личности у горцев;

- представлена технология, организационно и психолого-педагогические условия воспитания школьников на народном идеале личности в современной полиэтнокультурной среде;

Гипотеза исследования: идеи народной педагогики об идеале и формировании совершенного человека могут эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения национально-культурного и общечеловеческого содержания идеала, обеспечения взаимодействия учителей и родителей в формировании у школьников национального менталитета.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыта сущность философских и психолого-педагогических аспектов понятия «совершенная личность» в системе воспитательного опыта и идей этносов Северного Кавказа;

- научно-теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения северокавказских народов на идеал воспитания совершенной личности наполнены гуманистическим и патриотическим содержанием, отражают специфику уклада своей жизни и собственной национальной почвы, имея при этом ярко выраженную общечеловеческую направленность;

- определены роль, соотношение взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон воспитания совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений, выводов и научно-методических рекомендаций автора о совершенствовании приёмов и методов воспитания совершенной личности в условиях современной полиэтнокультурной и образовательной среды.

Представленные в работе теоретико-эмпирические материалы послужат основой для школьного спецкурса «Идеал, традиции и культура народов Северного Кавказа», в рамках предмета «Традиционная культура осетин», учебно-развивающих курсов по истории, культуре, этнопсихологии и эгнопедагогике, основной целью которых является воспитание детей на народном идеале совершенной личности. Разработанные педагогические технологии по воспитанию совершенной личности в условиях современной общеобразовательной школы могут быть полезны учителям, студентам педагогических вузов, аспирантам. Использоваться в теории и практике подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. представления северокавказских народов об идеале совершенной личности являются результатом длительного исторического развития их культуры и воспитательного опыта, накопленного тысячелетиями;

2. В этнопедагогике народов Северного Кавказа идеальный человек — это тот, кто соответствует характеру народа, его представлениям и психологии, определяется условиями его жизни;

- народная педагогика считала основной целью воспитания подготовку всесторонне развитых людей, способных переносить в жизни любые невзгоды, наделённых умом, физической силой и нравственными добродетелями;

3. Система воспитания северокавказских народов представляет собой сложный конгломерат социальных институтов - семьи, аталычества, гостеприимства, куначества, побратимства, усыновления;

4. Воспитание всесторонней и развитой личности в духе народного идеала может быть осуществлено в процессе всесторонней воспитательной деятельности семьи, школы и общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные этапы и . результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях педагогических, советов МОУ СОШ №5(г.Алагир), МОУ СОШ (с. БирЕегъззгнг). 1Материалы исследования были изложены в докладах на Всероссийских научно-практических конференциях (г. Москва, 2006г.); Тамбове 2006-2007гг; Пензе, 2007г.), на итоговых научных конференциях в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (2005-2009 гг.), докладывались и получили одобрение на заседании кафедры психологии ГОУ ВПО «СОГУ» Разработанный спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» с 2006 года читается на факультете психологии и социологии СОГУ. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных публикациях и методических рекомендациях.

Структура диссертации определяется логикой исследования в соответствии с поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (173 наименования).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

1. В проведенном исследовании мы выделили ряд факторов гармоничного развития молодого поколения: природосообразность воспитания, игровую деятельность и традиционную культуру. Они ориентируют изучаемый процесс на идеалы гармонии человека и окружающего его мира, формируют представление о гармонически развитой личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире, во взаимоотношениях с людьми, социальной средой, природой, космосом, позволяющие рассматривать ребенка как микрокосм, активную саморазвивающуюся часть природы.

2. Воспитание совершенного человека наиболее ярко и действенно происходило на празднествах, которые воплощали в себе множество незабываемых событий. Главной составляющей всех праздников были песни, танцы, демонстрация физического мастерства. Поэтому праздник являлся своеобразным актом коллективного самовыражения, проявлением постоянно обновляющейся жизненной силы народа. Дети естественно воспринимали праздничную ритуализацию, основанную на соревновательных действиях и таким образом в дальнейшей своей жизни применяли наиболее разумные обрядовые элементы, сами являясь носителями культуры родного этноса, развивали ее дальше, органично вплетая в общечеловеческую культуру. 3. Народная педагогика определила систему гуманных методов и приёмов нравственного воспитания, способствующих выработке у подрастающих поколений нравственных взглядов, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам и требованиям общечеловеческой морали. Наиболее распространёнными были такие методы, как пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, наказание и испытание. Кроме этого народ применял большое количество приёмов нравственного воспитания: благопожелание, благословение, клятва и другие. В них отображались различные стороны жизненного уклада горцев, сказывались национальное своеобразие, педагогический опыт и талант народных педагогов.

4. При воспитании гармонически развитой личности кавказская народная педагогика также важное значение придавала использованию словесных средств, запечатленных в фольклоре. К ним относились сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни. Педагогические функции устного народного творчества были для них тем бездонным колодцем, из которого они черпали великие, моральные, нравственные и духовные силы, несметные богатства образов, идей, разнообразие форм. Но, пожалуй, самым действенным гарантом воспитания совершенной личности был и до сих пор остается кавказский героический эпос, в котором поистине запечатлен образ идеального человека.

5. В Мартовском эпосе воспеваются подвиги народных героев. В нем ярко выражаются все необходимые стороны воспитания: любовь и защита родины, выручка друзей, воинская доблесть, сила, смелость, находчивость, отвага, соблюдение воинской чести. Однако не смотря на то, что в нартовском эпосе трудно проследить цельную систему воспитания, красной нитью в нем проходят представления горских народов о цельной, а следовательно, об идеальной личности. Это говорит о необходимости дальнейшей разработки обсуждаемой проблемы.

6. В ходе исследования было выявлено, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленным в ходе исторического развития этноса, - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку всё это обогащает их педагогическую и общую культуру. Проведённое исследование позволило разработать в помощь учителю спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», который органично вошел в школьный предмет «Традиционная культура осетин».

Однако данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. На наш взгляд, для современной практики учебно-воспитательной работы представляет интерес дальнейшее углублённое и расширенное изучение средств и методов всестороннего развития личности, основанных на идеях общекавказской народной педагогики. Поэтому многие вопросы богатого духовного педагогического наследия горских народов могут и должны стать предметом новых этнопедагогических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что вся система воспитания кавказских народов была подчинена развитию совершенного человека, стремлению к идеалу. Идеал мыслился как возвышенный конечный образ совершенного человека, представление о высших целях его стремлений и деятельности. Идеал воспитания, как потребность совершенствования человека и общества, выступал ценностной ориентацией и движущей силой развития личности. Вековые гуманистические традиции кавказских народов, отношения в семье, основанные на подлинной человечности, религиозные взгляды выработали народный идеал личности: человек должен быть свободным в удовлетворении своих потребностей, равным в правах с окружающими его людьми, посвящать свои дела, жизнь благополучию и счастью других. Представление народа о цельной личности связано с реализацией мудрой четвериады: ум - нравственность - трудолюбие -физическое совершенство. Каждая семья, исходя из конкретных жизненных условий и возможностей, на основе народного идеала определяла собственную программу воспитания. Общим в определении воспитательной цели являлось формирование совершенного человека, которая не является этнической принадлежностью человека, а носит общечеловеческий характер.

Эта цель, конкретизировавшаяся в отдельно взятой семье, в целом отражала обобщенный коллективный опыт воспитания подрастающего поколения, где основными чертами совершенного человека считались физическое развитие, духовность, патриотизм, трудолюбие, гуманизм, правдивость, мужество, обладание положительными чертами национального характера. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества горцев, и, прежде всего Нартовский эпос.

Данный эпос является самым крупным памятником духовной культуры кавказских народов. Он представляет собой совокупность древнейших сказаний, былин, песен, легенд о богатырях. Анализ сюжетов и образов этого эпоса свидетельствует о духовном родстве всех народов Кавказа. Образ нарта - собирательный, включает в себя конкретные реальные требования к человеку. Черты идеального нарта складываются на основе поведения отдельных богатырей эпоса.

Народная педагогика Кавказа также выработала свой идеал личности женщины, который вбирает в себя такие качества, как ум, доброта, честность, справедливость, остроумие, находчивость, целомудренность, верность и т.д. При этом особенно распространен культ матери, утверждающий непререкаемый ее авторитет, основанный на ее исключительной роли в рождении и воспитании ребенка. Мысль о том, что мать незаменима, ее любовь и забота о детях безграничны (не смотря на обычаях избегания), содержится во многих нравоучительных повествованиях.

Отношения родителей к детям основывались на материнской любви и авторитете отца. Вместе с тем отношения детей к родителям обуславливались и тем, как относились друг к другу родители. Поэтому подготовка совершенного человека осуществлялась преимущественно в условиях семьи и ограничивалась рамками общины или селения. Составными частями, задачами семейного воспитания являлись физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Идеи физического совершенства ярко отразились в фольклорном творчестве: это доблестные, храбрые, четные нарты, которые состязаются в силе и ловкости. Под влиянием этих примеров у детей вырабатывались такие волевые качества, как стойкость, выносливость, закалка. При этом особое внимание уделялось здоровью. Однако идеал физически развитого здорового человека в народной педагогике горцев неотделим от подготовки к труду, причем, специфической ее формой являлся дифференцированный подход к трудовому воспитанию мальчиков и девочек. Но в любом случае подготовка к труду была направлена на развитие семьи в экономическом, нравственном, воспитательном и других отношениях.

Содержанием нравственного идеала в народной педагогике кавказских народов являлась в основном, общечеловеческая мораль. Вместе с тем она дополнялась нормами и требованиями национального менталитета, эти нормы также включали дифференцированные правила поведения для мужчин и женщин. Нравственный идеал ярко и глубоко отражен в произведениях устного народного творчества. Можно сказать, что в них по сути дела в художественной форме отражен моральный кодекс, выработанный народами на протяжении многих тысячелетий. В своем историческом развитии Моральный кодекс горцев отразил общность мировоззренческих принципов и спроектировал такую модель поведения, которая указывает человеку путь к совершенствованию добродетели, способствует установлению между людьми гармоничных отношений. Нравственные законы Морального кодекса основаны на этнопсихологическом развитии человека и определяют национальные особенности этикета, например, почитание древности, институт старшинства, ? мужчина, женщина, честь, добро и зло, земля, культ красоты и гармонии, военное дело, верность Родине и т.д.

Однако успешное проведение нравственного воспитания было немыслимо без одновременного развития ума, который народ считал необходимым атрибутом совершенной личности. Основное направление умственного воспитания подрастающего поколения было связано с овладением научными знаниями о природе, обществе, человеке, в конечном итоге - с развитием познавательных способностей. Сущность идеала умственного воспитания в народной педагогике горцев раскрывается на уровне достижений прогрессивной гуманной педагогической мысли своего времени.

Вместе с тем в народной педагогике сложился и эстетический идеал, определяющий основное содержание эстетического воспитания новой смены. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие прекрасного, т.е. отображающий жизнь в её непрерывном развитии, что находило свое непосредственное воплощение в семейной и общественной жизни, культуре, труде. В идеал прекрасного народ включал также физическую красоту человека как единство формы и содержания. Весьма обширной сферой проявления прекрасного являлись различные виды и жанры самобытного горского искусства. Таким образом, в народной педагогике процесс развития у подрастающего поколения способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности является элементом духовного развития личности.

При формировании совершенной личности народные педагоги применяли средства народного воспитания. Под ними горцы понимали виды деятельности и средства информации, к методам относились пути и способы воздействия на рассудок, волю и чувство детей, т.е. уход за ребенком, пример родителей, убеждение, упражнение, поощрение, похвала, строгость, клятва и т.д. Направленные на формирование у детей самовоспитания они имели свои особенности по отношению к социальному статусу родителей, но определялись спецификой возраста детей. Однако общение с родителями и родственниками являлось в воспитании определяющим фактором, здесь опыт общения накапливался по принципу: целесообразность - красота -нравственность. Также средствами социализации являлись традиции и обычаи, в которых молодежь принимала активное участие.

Технология гармоничного воспитания личности воплощена также во всех произведениях горского фольклора: притчах, пословицах, поговорках, сказках, легендах, песнях, рассказах и т.д., которые являются методическими ориентирами в современной теории и методике воспитания.

В ходе исследования было выявлено, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленным в ходе исторического развития этноса, - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку всё это обогащает их педагогическую и общую культуру. Проведённое исследование позволило разработать в помощь учителю спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», который органически вошел в школьный предмет «Традиционная культура осетин».

Таким образом, раскрытие сущности и характера воспитания совершенного человека у горцев, его определяющих факторов и положительных сторон имеет важное научно-практическое значение для школы и педагогики всего Кавказа, делает актуальным изучение богатейшего воспитательного опыта народов этого региона, заключенного в традициях, формировавшегося на протяжении тысячелетий, для использования его рациональных элементов в работе современной школы и всестороннего формирования подрастающей смены. Поэтому многие вопросы богатого духовного педагогического наследия горских народов могут и должны стать предметом новых этнопедагогических исследований.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зангиева, Марина Жураповна, Владикавказ

1. Абаев В.И. Нартовский эпос //Известия Северо-Осетинского научно исследовательского института. Т. X. - Дзауджикау, 1945. - 321 с.

2. Абаев В.И. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948. - 567 с.

3. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. -Орджоникидзе, 1977. 657 с.

4. Абаев В.И. Нартовский (нартский) эпос. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968. - 786 с.

5. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали: Госиздат Юго-Осет., 1962.-452 с.

6. Абдуллаев М.Г. О характере и формах проявления некоторых этнических предрассудков в быту (на материалах Северного Кавказа) //Уч. зап. Ставропольского пед. инс-та. Ставрополь, 1971. - С. 230.

7. Авеев С.Б. Ногайские народные праздники. М., 1967. - 234 с.

8. Аветисян P.P. Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа в период феодализма. Владикавказ, 2003. - 167 с.

9. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998. -453 с.

10. Агеев Р. Ритуальная обрядность у осетин и ее социально-педагогические аспекты //Народная педагогика. 2007. - № 5. - С. 2228.

11. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII -XIX вв. Нальчик, 1974. - 643 с.

12. Адыгэ псалъэжьхэр. Налшык, 1994. - 432 с.

13. Айдарова М.И. Идеал дагестанской женщины и ее роль в народном воспитании //Дагестан. 2004. - № 12. - С. 33-37.

14. Алироев И.Ю. Кувшин мудростей. Чеченские пословицы и поговорки. Грозный: Чеч.-инг. издат. «Книга», 1990. - 45 с.15.