Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Андронова, Татьяна Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ростов-на-Дону
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андронова, Татьяна Васильевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ВОПРОС ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ НАЦИИ, ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1 Л. Национальный характер как феномен фююсофии и педагогики 14 12. Характерология национального характера в исследованиях русских философов и педагогов 19-20 веков 39 1.3. Проблема национального образования на современном этапе развития отечественной педагогики и школы

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 11. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2Л. Русский национальный характер в содержании литературного образова

22. Система уроков по творчеству И. А Гончарова как модель воспитания шпереса учащихся к проблемам руоскогонациотльного характера

2.3. Ценности русского национального характера в восприятии учащихся

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы"

Актуальность исследования. Смена приоритетов в сфере социальных ценностей привела к возникновению потребности в личностно-ориентированном образовании. В условиях же изменения типа образования, привнесения в него черт личностного подхода усиливаются возможности в области нравственного воспитания учащихся.

Преподавание литературы как части педагогического образовательного процесса всегда связывалось с воспитательными функциями, а литературная среда рассматривалась как воспитательная сфера в силу того, что главный предмет познания литературы - человек, его внутренний мир, его отношения к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще. А.В. Луначарский писал: «Литература . диктует определенные идеалы и мысли, диктует определенные чувства, дает определенные критерии, которые в конце концов отражаются на поведении людей» (1:105, 478). Восприятие литературы как учебника жизни сейчас пересматривается, но воспитательная традиция закрепилась в преподавании литературы, так как в России «поэт всегда больше, чем поэт».

В связи со стремлением освободиться от идеологического диктата, социологи-зации, укрепившихся в советский период, возникла тенденция преподавать литературу в отрыве от социальных проблем, как чистого искусства, с позиций только эстетики. Однако большинство учителей-словесников стоят на позициях всеобъемлющего показа как эстетического, так и социального, общественного в литературном творчестве и, понимая, какой большой воспитательный потенциал заложен в литературе, по-прежнему стремятся приблизить литературу к личности учащихся, использовать художественные и идейные ценности для их воспитательной и духовной поддержки, особенно необходимой в настоящее время, когда произошел духовный разлом общества. Ю. Трифонов в выступлении на страницах журнала «Иностранная литература» определил познавательно-воспитательную специфику литературы: «.Познание душой. История человечества в общем-то написана. Если собрать все книги мира, описывающие события в разных странах, можно составить такую историю. Но только очень немного событий, всего несколько страниц из этой миллионностраничной эпопеи человечества познано душой» (1:141, 218). И педагоги-словесники (Е.Н. Ильин, JI.C. Айзерман, Г.И. Беленький и др.) считают литературу незаменимым и главным источником нравственного воспитания школьников.

Вместе с тем в настоящее время учителя испытывают значительные трудности в преподавании литературы, связанные с общей атмосферой бездуховности, распространившейся в обществе, с влиянием низкопробной массовой культуры, распространением малохудожественных произведений: детективов, женских, любовных и т.д. романов, видеопродукции и т.п. В этих условиях возникает необходимость специального исследования, поиска путей приобщения учащихся к классической литературе, воспитания у них ценностного к ней отношения и понимания ее ценностей. Уместно привести слова М. Горького, ярко высказавшегося об отечественной литературе: «Наша литература - наша гордость» лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты - умы и сердца истинных художников. И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его! В нашем храме чаще и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое, - значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотою и силою» (1:78, 5).

Нам представляется, что некоторые подходы к ответам на обозначенные выше вопросы дает теория и практика личностно-ориентированного образования, особенности которого, по мнению Е.В. Бондаревской, состоят в том, чтобы помочь учащимся обрести личностные смыслы, способствовать их саморазвитию в мире культуры и поддержать индивидуальность каждой личности. В связи с этим проблему исследования мы видим в поиске путей-технологий реализации личностного подхода в процессе преподавания литературы, в «литературном воспитании». Личностный подход мы реализуем через воспитание характера, используя влияние литературы на такое важное личностное образование как характер. При этом мы исходим из того, что школа не должна быть равнодушна не только к самому процессу воспитания характера, но и к тому, насколько характер связывает ребенка со средой, в которой он живет и развивается, с обществом, школой, семьей, способствует укоренению его в свою национальную культуру. Строительство русской национальной школы как школы русской культуры предполагает анализ и реализацию ее возможностей в воспитании у детей черт русского национального характера. Мы полагаем, что в решении этой общепедагогической задачи родной литературе и русскому языку как учебным предметам равно как и русской истории принадлежат первые места.

С учетом этого мы определяем тему исследования «Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы». Объект исследования - деятельность учителя литературы по воспитанию у учащихся лучших черт русского национального характера. Предмет исследования - разработка личностно-ориентированного содержания и технологий литературного образования, направленных на понимание и воспитание у учащихся лучших черт русского национального характера. Цель исследования - научно-педагогическое обоснование системы работы учителя по воспитанию у учащихся лучших черт русского национального характера. Гипотеза заключалась в том, что воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы станет успешным при выполнении следующих условий:

• воспитание черт русского национального характера рассматривается как специальная педагогическая цель в процессе изучения литературы;

• эта цель реализуется в системе уроков по теме, содержание которой наполняется ценностями (смыслами) русского национального характера, запечатленными в изучаемых произведениях русской литературы;

• разработка системы уроков осуществляется на основе модульного подхода, позволяющего придать теме личностно-значимый смысл путем использования триады «образ, анализ, действие» (В. Шоган);

• в качестве основной технологии обучения используется организация смысло-поисковой деятельности учащихся в формах их диалогичного взаимодействия с культурой, литературой, писателем, героями его художественных произведений как носителями ценностей русского национального характера;

• воспитание у учащихся черт русского национального характера осуществляется в благоприятной культурной среде школы, способствующей приобщению учащихся к национальным ценностям и их культурной идентификации.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ философских и научно-педагогических подходов к определению сущности национального характера.

2. Рассмотреть русский национальный характер как воспитательную проблему современной школы.

3. Выявить и опытным путем проверить возможности литературного образования в воспитании у учащихся черт русского национального характера, теоретически обосновать систему работы учителя литературы в этом направлении.

4. Разработать и реализовать образовательный проект воспитания черт русского национального характера на материале учебной темы.

Методологической основой исследования являются:

• положения гуманистической русской философии (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, В. Соловьев и др.);

• основы теории целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.);

• идеи личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

• концепция «сверхнационального» (С.И. Гессен);

• положения теории национального образования и принципы русской школы (В.Ю. Троицкий, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, А.М. Рябченко и др.).

Поставленные задачи исследования и выдвинутая гипотеза определили методы и логику исследования.

В процессе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использованы следующие методы:

• теоретический анализ научной литературы по теме исследования (эмпирическое обобщение, синтез знаний о русском национальном характере, национальном образовании, русской школе); моделирование (построение модели воспитания интереса учащихся к проблемам русского национального характера);

• диагностические методы (анкетирование, опросы, ранжирование, тестирование и др.); обсервационные методы (наблюдение, фиксирование результатов обучения, развития и воспитания с последующим анализом продуктов деятельности учащихся и др.);

• диалог, педагогическая беседа, обобщение педагогического опыта (анализ сочинений, описание дискуссий, педагогическая характеристика культурной среды и личностных смыслов учащихся);

• методы организации опытно-педагогической работы.

Базой исследования были средняя школа №83 г. Ростова - на - Дону, филологический и физико-математический факультеты Pi II У, где автор преподает русский язык и литературу. В исследовании приняли участие 125 учащихся 10-х классов, 85 учащихся 6-7-х классов, 51 студент физико-математического факультета (отделение «информатика и английский язык»), 150 студентов филологического факультета в ходе педагогической практики, в процессе работы над квалификационными и курсовыми междисциплинарными проектами, в творческой мастерской будущих учителей русской словесности.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе ( 1994-1995 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования, изучался опыт учителей г. Ростова -на - Дону. Применялись теоретический анализ и синтез, методы анкетирования, беседы, интервьюирования. Определялись цели и задачи исследования. Для построения исходной гипотезы была организована поисковая опытно-педагогическая работа. Разрабатывался понятийный аппарат исследования.

На втором (1995-1996 гг.) уточнялась тема, задачи, гипотеза исследования, разрабатывались методики проведения опытно-педагогической работы, диагностические материалы по проблеме исследования, проводилась диагностика уровней сформированности интереса к проблемам русского характера, осмысления понятия «национальный характер» учащимися.

На третьем этапе (1996-1998 гг.) проводилась опытно-педагогическая работа на базе муниципальной средней школы №83 г. Ростова - на - Дону в условиях естественного учебно-воспитательного процесса (10 классы) при изучении литературы, обрабатывались полученные результаты, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что русский национальный характер рассматривается в педагогическом аспекте как воспитательная, развивающая и образовательная категория, неразрывно связанная с процессами культурной самоидентификации, личностно-ориентированного образования и воспитания «человека культуры». Определена сущность понятия «воспитание черт русского национального характера» как формирование эмоционально-ценностного восприятия, личностного интереса и адекватного отношения к лучшим проявлениям национального характера русского народа.

Выделены внешние и внутренние этапы-блоки пробуждения и развития у учащихся интереса к проблеме изучения и формирования черт национального характера. Возможности воспитания черт русского национального характера рассмотрены как в перспективном развитии (5-11 классы) литературного образования в гуманитарной парадигме, так и на примере модели, модуля-блока изучения одной учебной темы («Жизнь и творчество И.А. Гончарова»), мшкуразра-ботанной в педагогической и методической науке, но содержащей большой воспитательный потенциал.

Произведены научный анализ и систематизация существующих теорий национального характера с привлечением таких сфер, как философия, педагогика, частично, психология; осуществлен анализ современной ситуации, проблем и существующих концепций и подходов к «русской школе» и «национальному образованию» в контексте идеи о национальном своеобразии русского народа.

Теоретически обосновано положение о том, что воспитание черт русского национального характера необходимо для развития эмоциональной, креативной, нравственной и когнитивной сфер личности учащихся, тем самым обозначено одно из направлений в решении проблемы поиска и выбора средств формирования характера ребенка на основе личностного подхода. Обоснована система педагогических личностно-ориентированных технологий развития интереса к проблемам русского национального характера через модель-систему уроков и модуль-блок изучения учебной темы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке задач и направлений работы учителя литературы по воспитанию черт русского национального характера. В диссертации осуществлен анализ содержания литературного образования, выделены его компоненты, которые могут бьггь использованы учителями для воспитания национального самосознания и черт русского национального характера у учащихся.

Представлена личностнсюриентированная технология обучения литературе, основанная на диалоге, включении учащихся в исследовательский поиск, их индивидуальной поддержке, разработаны личностно-ориентированные средства, технологические приемы и формы обучения, которые могут быть использованы в практической работе массовой школы. Материалы анализа теорий о национальном характере, об особенностях русского национального характера могут быть использованы в работе преподавателей вузов. Практическую ценность имеет рабочий дидактический материал к урокам и подробное тематическое планирование, ориентированное на личность учащегося и учителя.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемы и использованием комплекса научных методов, адекватных объекту и задачам исследования, репрезентативностью данных, полученных в итоге опытно-педагогической работы, объективным анализом опытного материала, личным участием автора в опытной работе; внедрением методических рекомендаций исследования в работу педагогов-практиков, и положительной их оценкой со стороны методистов, преподавателей вузов, повторяемостью положительных результатов опытной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема русского национального характера имеет философский, психологический и педагогический аспекты. Последний состоит в воспитании у учащихся черт характера, отражающих исторически сложившиеся духовные особенности русского народа как нации.

Направленность на воспитание у учащихся лучших черт русского характера является одной из сущностных особенностей истинного национального образования.

2. Изучение русской литературы позволяет целенаправленно, последовательно и ненавязчиво ввести учащихся в проблему и обеспечить эмоционально-ценностное восприятие, личностный интерес и положительное отношение к лучшим проявлениям национального характера. Чтобы образование выполняло функцию культурной идентификации, оно должно иметь культуросообразное содержание. Это означает, что предметом изучения становятся отраженные в художественных произведениях образцы русской жизни, русского характера, предметом усвоения - национальные ценности, предметом воспитания - национальное самосознание человека русской культуры.

3. Процесс воспитания у учащихся позитивных черт русского национального характера основывается на личностном подходе и имеет несколько этапов: когнитивный, ассоциативный, диалога с русской культурой, культурной самоидентификации, соединения культур «самости» и «социумности». Последовательность этих этапов представлена в разработанной образовательной модели-системе уроков по теме «Жизнь и творчество И.А. Гончарова».

4. Соответственно выделенным этапам включается система дидактических и методических средств, оснащающая процесс воспитания черт русского национального характера и обеспечивающая направленность культурной самоидентификации на собственные черты характера, на свое коммуникативное «я» и креативное начало.

5. Направленность образовательного процесса на воспитание черт русского национального характера обеспечивается модульным подходом, личностно-ориентированными педагогическими технологиями, сущность которых состоит в организации смысло-поисковой деятельности учащихся и использовании многообразных организационно-методических форм, направленных на проявление их субъективности: организация рефлексивной деятельности воспитуемых, применение различных форм диалогового (полемика, дискуссия, беседа и др.) и организационного (индивидуальная, групповая, коллективная и др. формы) взаимодействия.

Критерием определения уровня сформированности черт характера служит ценностно-смысловое наполнение переживаний, отношений и мыслей, проявляющееся в учебно-когнитивной ситуации, ситуациях выбора, проекций дейст-вования, рефлексии и саморефлексии личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступление на научно-педагогической конференции по проблеме «Русская школа - школа русской культуры» в г. Ростове - на - Дону (1997 г.). Основные положения исследования и выводы по результатам опытно-педагогической работы обсуждались на методических семинарах в МСШ №83 г. Ростова - на - Дону, на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы в ИПК и ПРО, на районных августовских конференциях (19971998 гг.), в студенческой аудитории филологического и физико-математического факультетов РГПУ, на кафедрах педагогики и литературы Pi НУ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Подводя итоги рассмотренному во 2 главе материалу, необходимо отметить следующее:

1. Литературное образование как часть гуманитарной парадигмы педагогиче ского процесса сочетает в себе не только в состоянии баланса возможности обра зования и воспитания учащихся в определенном социокультуроемком простран стве, но и в интеграции возможностей этих процессов на основе ценностного и личностного подхода. Это происходит в силу того, что школа, будучи ценностью, с одной стороны, и вырабатьгаая собственные внутренние ценности, с другой стороны, является центром гуманитарной культуры, открытым личностно ориентированным общеобразовательно-воспитательным комплексом.2. Возможности литературного образования в воспитании у учащихся черт русского национального характера просматриваются на всех ступенях школьного образования (младшее (хотя оно и не рассматривалось), среднее и старшее зве НЫ1). Это обеспечиваетх5я широким спеюром художеетвенных и фольклорных произведений отечественной словесности через цивилизационный подход и культурологический метод конструирования личностноюриентированного со держания гуманитарного образования с учетом ?qpoнoлoгии и возрастных осо бенностей по классам. Вьщеляя три внешних этапа литературного образования в единстве образовательного и воспитательного пространств: 1 - знакомство - по знание - «адаптация» к русскому характеру через цельное восприятие учебного материала и пошаговое вхождение учащихся в мир национальной литературы по мере ее развития; 2 - разноуровневая интеграция учебных знаний различных об ластей, эмоциональных переживаний и креативной саморефлексии в процессе погружения в понятие «человек мира» с целью осознания и освоения культуры.«Воспитание творит культуру личности ребенка» (1:14, 4); 3 - национальное самосознание учащимся самого себя как «гражданина России - человека культу ры». Данная модель поэтапного погружения в национально-культурную идею является одним из многочисленных подходов к воспитанию черт русского на ционального характера в педагогическом процессе. Представленный подход - это попытка соединения образовательного и воспитательного процессов в нацио нальное осмысление и решение сверхнациональной культурной задачи. (См.также 1 главу)

3. Структура поэтапного «литературного воспитания» включает внутреннюю логику освоения каждой учебной темы: 1 - этап знакомства с русской культурой в учебной теме; 2 - «ассоциативный» этап; 3 - этап диалога с русской культурой в учебной теме; 4 - этап культурной самоидентификации - поиск путей соавторст^ ва; 5 - этап соединения культуры «социумности» и культуры «самости», состоя щий в потребности познать новое, помогать ближнему, делать добро». Такая внутренн51я логика учебной темы, с одной стороны, и ее модульное построение, с другой - в процессе воспитания черт русского национального характера и позво ляют говорить о личностно-ориентированной технолюгии, т.е. пошаговом движе нии вперед, достигающим поставленных общепедагогических целей и задач.4. Рассмотренные на примере учебной темы 10 класса «Жизнь и творчество И.А. Гончарова» личностно-ориентированные содержание и технологии в виде модуля-блока, системы-модели состоят в организации смысло-поисковой и ху дожественно-образной деятельности школьников, направленной на осмысление, понимание и выбор ценностей и осуществляемой в формах диалогичного взаи модействия с писателем, героями, с собой, учениками, педагогом, и обеспечива ют динамику развития интереса учащихся к национальному русскому характеру при условии, что ценности русского национального характера являются предме том переживаний, отношений, творчества в процессе изучения литературы в адекватной культурной среде школы. Воспитание же черт русского национально го характера происходит как формирование эмоционально-ценностного отноше ния к лучшим проявлениям национального характера русского народа. В основу системы уроков легли принципы русской школы, наполненные ценностными культурными и личностными смыслами.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ внутренних мотивов, потребностей деятельности (на социальном

уровне) и жизнедеятельности (на органическом уровне) современных школьни ков показывает дисгармонию их личностных смыслов и интересов с устоявши мися схемами предметов, методами и формами воспитания и обучения. Ценно сти, на которые ориентировано воспитание, не могут соответственно определять ся той или иной государственной системой или общественным укладом, так как последние могут изменяться. Цели же должны бьпъ вечными и независимыми от политических катаклизмов, должны гармонировать и соответствовать самой глубине человеческой природы. Как пишет А. Лихачев, «сегодня к нам пришло глубокое понимание того, что человек есть нечто большее, чем придаток госу дарственного механизма» (JUIOO, 2). Такая гуманистическая позиция требует осознания и признания ребенка главной ценностью в педагогическом процессе, осознания и признания его способности и права на саморазвитие (как в интел лектуальном, так и духовном планах), признание субъект-субъектных отношений определяющими в педагогическом процессе. Именно в свете позиций гумани стической педагогики воспитание является целенаправленным процессом куль турного |>азвития и саморазвития человека в определенных социально экономических условиях. Этому процессу способствуют, по нашему мнению, три фактора: культура общества, культура личности, способность к саморазвитию.Первый определяет характер, цели и содержание воспитания (и образования в

целом). «Воспитание как элемент культуры имеет все основные признаки нацио нальной культуры, его содержание детерминировано культурой конкретного на рода и общества» (1:14, 4). Второй фактор создает насыщенную социокультур ную среду, которая и питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации. Третий фактор детерминирован непосредственно потребностями И мотивами личности. Именно этот момент дает выход на пристальное вни мание педагогов нравственной стороне применения полученных в процессе обу чения знаний, умений, навыков. Еще И.А. Ильин говорил, что «образование од ной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное беспринципным, придавая ему черты самомнения и изворотливости» (1:100, 3). Поэтому мы и говорим о литературном воспитании. Это нашло отра жение и в рассмотренной модели воспитания на конкретном учебном материале (т. е. в процессе обучения).Исследование показало следующее.Общая цель современного образования, формулируемая как воспитание чело века культуры, может быть значительно приближена к личности учащегося через воспитание лучших черт русского национального характера.Изучение философского и педагогического наследия позволило представить культурно-воспитательный идеал русского национального характера, основными чертами которого являются духовность, патриотизм, цельность, искренность, ум, сердечное видение и другие.Проблема развития интереса к национальному культурно-воспитательному идеалу и воспитанию черт национального характера является частью актуальной проблемы воспитания учащихся в духе национальных ценностей и создания концепции национального воспитания.Изучение русской литературы позволяет непосредственно представить уча щимся русский национальный характер как ценность и раскрыть его личностные культурные смыслы.Решение этой проблемы в кокггексте русской и мировой литературы требует специальной работы учителя по разработке личностноч)риентированного содер жания и технологий литературного образования.Личностно-ориентированное содержание литературного образования отлича ется представленностью в нем ценностей русского национального характера в их соотнесенности с образами русских писателей и их героев, насыщенностью со держания знаниями о русском человеке и его характере, включенностью в со держание способов деятельности, адекватных изучаемому предмету (текстовой анализ, творческие работы, сочинения и т.д.), методов самопознания, самоанали за, рефлексии собственных взглядов, жизненных позиций, смыслов.Разработка личностно-ориентированной технологии предполагает включение учащихся в диалог, смыслотворческую деятельность (поиск смыслов), развитие литературных, исследовательских способностей и педагогическую поддержку их личностных позиций, особенно, не совпадающих с авторитетными высказыва ниями критиков, учителя.Наиболее продуктивной формой организации обучения, направленного на воспитание учащихся, является модульная организация процесса обучения. Об разовательный модуль позволяет поэтапно ввести учащихся в мир писателя, его творчества, произведений, героев и на этом материале осмысливать собственную жизненную позицию.Необходимым условием модульного обучения является отслеживание резуль татов обучения и воспитания по показателям их влияния на развитие интереса к проблемам русского характера, умение выделять его ценностные аспекты, при менять их для анализа характеров литературных героев, осуществлять перенос знаний о национальном характере в современную ситуацию, осуществляя рефлексию по поводу соответствия или несоответствия черт собственного характера национальному культурно-воспитательному идеалу, давать оценку проявлениям тех или иных черт своего характера и других людей.Результаты исследования, выразившиеся в росте у учащихся интереса к рус скому национальному характеру, к русской литературе, запечатлевшей его черты в художественных образах и образцах русской культурной жизни, а также в ак тивном самопознании и проектировании путей совершенствования собственной личности в направлении ее приближения к идеалу, подтверждают идею исследо вания о том, что воспитание черт русского национального характера может быть одним из важных направлений педагогической работы, усиливающим образова тельно-воспитательный потенциал литературы.Перспективы дальнейшей разработки проблемы национального воспитания нам видятся в изучении специфики содержания различных учебных предметов в свете их гуманитаризации на основе национальных ценностей и личностно смысловой ориентации.«Учитель дол>(№Н выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилия ми, и это потому, что только так смояют он возвысить своих учеников и возвы ситься сам. Цели, которые превыше, его самого сделают оптимистом, и он смо жет тогда сотворить невозможное» (1:100, 3). Именно вера в силу добра в чело веческой душе и определяет во многом действенность наших усилий, нашего об ращения к личности ученика.ПРИМЕЧАНИЯ. /. «Аффектация (от лат. affectus - душевное волнение) - возбуждение, вызван ное воздействием извне изменением состояния; также склонность, расположе ние»-(1:90, 34)

2. В логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта - то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция). (1:90, 26)

3. И далее: «Так же, как и для детерминизма личность человека по необходи мости распадается в простой «пучок воспоминаний» (1:37, 341).4. Если следовать националистической точки зрения, то необходимо признать, что «помогать всем и служить всем это значит - никому не помогать. Всякая борьба и всякое действие должны исходить из конкретных задач, прилагаться к определенным людям» (1:37,341).5. «Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи». И далее автор продолжает: «Только преумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих уси лиях и достижениях. Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляется чудо сохранения прошлого» (1:37,

6. Далее Гессен рассуждает: «Понятые как предметы нашего действия, как восстановленный пред нами дом нашего существования, человечество и нация не только не исключают, но взаимно проникают друг в друга» (1:37, 344).7. Революционный космополитизм и консервативный национализм хорошо охарактеризован Отто Бауэром, хотя и не объяснены им в единстве всех предпо сылок. Им же даны характеристики нации в средние века и в новое время.8. В книге проф. Радбруха «Культура и социализм» встречаются совпадающие формулировки: «О нации можно сказать то же, что было сказано о личности, да же самое пылкое старание достичь ее к ней непосредственно не приводит. Она только дар и благодать. Нарочитые «отечественное искусство» и «отечественная поэзия» остаются всегда в художественном смысле творениями 11 сорта, великое человеческое искусство напротив, того не желая, есть вместе с тем подлинное национальное искусство: Корнель куда «национальнее», но сколь более немец Гете!.. Было часто замечено, что националисты по ту и по сю стороны границы походят друг на друга, как две капли воды» (1:131, 18-19, 29, 33). Эти же мысли в классической форме еще раньше высказал Вл. Соловьев в «Национальном во просе», особенно в «Открытом письме к И.С. Аксакову» (1884) (1:140,42,46).Р. Отсюда вытекает подосод Гессена к национальному характеру: «Нация сози дается творческими усилиями отдельных лиц и народа в целом, направленными на объективные задачи культуры как таковой. В результате этих объективных по целям своим действий «по неволе», «сам собою» раскрьюается национальный ха рактер в своем «естественном», а не умьшшенном своеобразии. Это значит, что нацию нельзя не только избрать по своему произвол^,., но и нельзя приобрести ее путем нарочитой; умьппленной выучки» Q.-37, 346).10. Фихте говорил о средстве возрождения, в частности германского народа./ / . Особенно 9-я и 10-я речи. Об отношении Фгосге к Песталоцци - у Бергмана а:37,246).72. Это демократическое понятие «национальное образование» было вьщви нуто с особенной силой деятелями Великой Французской революции (исторически оно было оправдано).IS. Гессен указывает: «Никакого нового принципа, особого по сравнению с принципами последнего и их дополняющего, оно не выдвигает... Правильно по ставленное правовое образование и создает нацию и разрушает наивный рево люционный космополитизм пассивных элементов народа» (1:37, 349).14. И далее: «Нация есть не цель культуры, а ее естественный стиль и форма, достигаемые тогда, когда нация, как таковая, не полагается в качестве особой це ли достижения» (1:37, 354).15. «Приобщение к мировой культуре отдельных ветвей русского народа го раздо легче, конечно, будет осуществляться через посредство общерусской куль туры, охватывающей областные разветвления и ими питаемой, чем при самодов леющем существовании областных национальностей в их неприступной и враж дебной целому обособленности» (1:37, 356).16. Гессен ссылается на высказывания Отто Бауэра и Риккерта. Отто Бауэр в книге «Национальный вопрос и социал-демократия» (1907) утверждает, что «нация не обладает уже исторической индивидуальностью только потому, что она «лъ нечто просто своеобразное, отличающее ее от других. Для того, чтобы стать индивидуальностью, она должна обладать ценностным своеобразием». По мнению Гессена, это совершенно верно: «Это означает, что индивидуальное уко ренено в сверхиндивидуальном, национальное - в сверхнациональном, т. е. в об щечеловеческом» (1:37, 409-410). Риккерт в сущности утверждает то же самое, подчеркивая ценностный характер индивидуального. Простая своеобразная еди ничность не есть еще индивидуальность. Данный вопрос Гессен подробно рас сматривает в книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» в 9 главе $2-3.17. Имеются в виду слова Ф.М. Достоевского: «Если национальная идея рус ская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, зна чит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры... стать поскорее русскими и национальными. Все спасение наше лишь в том, чтоб не спорить за ранее о том, как осуществится эта идея и в какой форме, в вашей или в нашей, а в том, чтоб из кабинета всем вместе перейти прямо к делу» Ц:51 - Т. 25, 20).18. Русскую религиозную философию в связи с проблемами русского нацио нального характера, в том числе и взгляд Соловьева, оценивали как философию национализма. Но разве можно назвать прославлением национализма следую щие слова: «Я говорю о новом идолослужении, об эпидемическом безумии на ционализма, толкающем народы на поклонение своему собственному образу вместо высшего и вселенского Божества» (1:140, 198). «Каковы бы ни были внутренне присущие русскому народу качества, они не могут проявляться нор мальным образом, пока его совесть и его мысль остается парализованными пра вящим насилием и обскуратизмом. Прежде всего необходимо дать свободный доступ чистому воздуху и свету, снять искусственные преграды, удерживающие религиозный дух нашей нации в обособлении и бездеятельности, надо открыть ему пр51Мой путь к полной и живой истине. Но истины бояться, потому что она кафолична, т.е. вселенская. Во что бы то ни стало хотят иметь свою особую рели гию, русскую веру, императорс1сую Церковь. Она не является ценной сама по се бе, за нее держатся как за атрибут и санкцию исключительного национализма.Но не желающие пожертвовать своим национальным эгоизмом вселенской исти не не могут и не должны называться христианами» (1:140, 197). Вот сущность явления, название которому дал Н. Бердяев - «церковный национализм».19. Далее И. Гончаров пишет: «...В победах над, казалось бы, непобедимыми врагами; в поисках мистического идеала и раскрьггия такой глубины религиозно го сознания, которая неизвестна европейцам; в особой культуре живописи...».20. Речь идет о «софийности» как государственном идеале Ярослава Мудрого.«Святая Русь» - так назьшали Россию в 14 и 15 вв..21. По мнению А.С. Пушкина, нравственное достоинство нации составляет основу патриотизма русского народа. В связи с этим он писал в письме к П.Я. Чаадаеву (19 октября 1836 г.): «...Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бы ее дал» (1:132, 51).22. В противовес мнению, что «на характере русского народа отрицательно сказалось крепостное право, отмененное сравнительно с другими странами Ев ропы довольно поздно» (1:59,279).23. Об этом Д.С. Лихачев пишет так: «Стремление русских к воле надо на правлять по пути всяческого развития духовной множественности, духовной свободы, предоставления юношеству разнообразных творческих возможностей...Стремление русских во всем достигать последнего предела надо такяж развивать по преимуществу в духовной области... Пусть безотчетное стремление отдавать всего себя какому-либо святому делу, что так отличало русских во все времена, снова займет свое достойное место и отвлечет русского человека от коверкающих его схем единомыслия, единодействия и единоподчинения» (1:59,280).24. «Не направленные никак или направленные по неправильному пути, они (черты русского характера) дают в первый момент большой эффект, а потом ста новятся взрьгаоопасными» (1:59,280).25. И как следствие «все большее число людей начинают исходить из того, что обеспеченность и устроенность в жизни не имеют ничего общего с диплома ми образовательных учреждений.26. Далее Ямбург пишет: «Признавая универсальный, всеобщий характер нравственных начал, мы получаем надежный комплекс ценностей, столь необхо димый в эпоху национальных, социальных и прочих катаклизмов».27. Ямбург замечает, что критическое мышление требует параллельного вос питания еще двух вещей - «признание безусловной ценностью разномыслия (или, ....плюрализма); толерантности (отзывчивости, доброжелательности, тер пимости ) - качества, которое позволяет сохраняя свое, принимать чужое стрем ление к истине». (1:176, 177-178)

28. Эта проблема волновала еще Пушкина, который считал, что русские Рос сии не знают. Невольно возникает мысль, что незнание самих себя - есть нацио нальная черта русских.29. В русской культуре подобный подход был реализован в индивидуальном творчестве многими известными людьми, в частности, Хомяковым, который был богословом, философом, лингвистом, историком, поэтом и драматургом, изобре тателем.30. Вырастает на основе философии Н. Федорова, метафизики всеединства В. Соловьева, лучшего человечества Э. Циолковского, поисков солнечного смыс ла истории А. Чижевского, сферы разума (ноосфера) В. Вернадского, сферы духа

(пневматосфера) П. Флоренского, розы мира Д. Андреева.31. Белозерцев пишет: «Народная педагогика, этнопедагогика, родительская педагогика - разные названия одного явления, содержание, формы и методы ко торого определялись целесообразностью организации хозяйствования людей, их быта, непосредственным повседневным общением... Народная педагогика есть...система воспитательных взглядов народа, которые формируются на основе его миросозерцания, миропонимания, национального самосознания».32. О ней говорили еще митрополит Илларион в «Слове о законе и благода ти» и Сергей Радонежский. В 6-7 вв. в России для совета и принятия решения по важнейшиим государственным делам проводилось собрание светских и духовных деятелей - Соборы: Земский, Вселенский, Поместный.33. По мнению Белозерцева, «безнациональное образование увядает: в луч шем случае передают сумму знаний и неспособное сформировать систему зна ний мировоззрения, духовный мир, а потому порождают мрак, хаос».34. в данной модели мы отталкиваемся от концепции личностно ориентированного воспитания (1:117, 20).35. Концепция человека русских философов НА. Бердяева, Н.О. Лосского, П.Ф. Флоренского. Этой концепции придерживаются и некоторые современные теории в педагогике.36. Материалы журналов «Педагогика», «Народное образование», «Мир обра зования», «Литература в школе», «Русская речь», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературь»>, «Воспитание школьников» и др. и газет: «Учительская газета», «Педагогический калейдоскоп», «Литературная газе та», «Первое сентября» с приложениями «Литература», «Русский языю>, «История» и др..37. Статья «О русском воззрении» впервые опубликована в журнале «Русская беседа» за 1857 г., т. 1, кн. 5 (с. 1-39).38. Журнал славянофильского направления выходил в Москве в 1856 - 1860-х

39. «Как славянофильство и западничество, так и народное направление не раскрыло массовых идеалов народа, а ограничилось лишь тем, что предположи ло в нем те самые, которые были свойственны образованному обществу, раз вившему их в себе путем европейского просвещения» (1:31,282).40. И далее: «Истинно народные идеальные представления должны были за нять в них первенствующее место, изменив и переродив в заимствованиях все по этой мерке народных представлений и отразившись с полной силой в том, что обязано своим происхождением действительно и безусловно самобытной, само стоятельной духовной деятельности народа» (1:31,284).41. Далее Введенский пишет: «Вдумываясь в характеристичную, оригиналь ную личность русского богатыря, невольно поражаешься сходством его в крупнейших чертах с историческою, так сказать, личностью русского народа» (1:31,

42. Имеется в виду косвенные указания на приверженность к установившимся порядкам жизни.43. Примечательно мнение Введенского по поводу личности: «Личность, с индивидуальными порывами и стремлениями, почти отсутствует..» (1:31,287).44. Причем «уважение это везде связывается с нравственным удовлетворени ем». Как доказательство, приводится обычай одеваться на работу по празднич ному. По мнению Введенского, «эта черта народного характера постоянно и ярко оттеняет одну из сторон народных идеальных представлений» (1:31,289).45. Имеется в виду школа «переверзианства». Проповедовала ограниченность писателя бьггаем своего класса, за пределы которого он якобы бессилен выйти.46. Например, журнал «Литература в школе» -1996, №1,4, 5 и др.47. Сж>во «семинар» в переводе с лат. означает «рассаднию>. Древние фило софы окружали себя учениками, чтобы подготовить смену, «рассаду», которая в будущем принесет свои плоды. Сегодня это слово упогребляегся в 2-х значениях: вузовский семинар (похож на латинский) и школьный. (1:6,115)

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андронова, Татьяна Васильевна, Ростов-на-Дону

1. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. - М., 1990. -160 с.

2. Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. - М.: Просвещение, 1991.-191 с.

3. Айзерман Л.С. От монолога к диалогу // Детская литература, 1993, №8-9.

4. Айзерман Л.С. Русская классика накануне XXI века: Утопии и антиутопии в снах героев русской литературы // Литература в школе, 1994, №3,4,6; 1996, №6; 1997, №1-2.

5. Айзерман Л.С. Труд постижения // Народное образование, 1993, №4.

6. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Р.И. Альбеткова, Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.

7. Аксаков К.С. О русском воззрении. - В кн.: Русская идея. - М., 1992. - 496 с.

8. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996. - 256 с.

9. Арутюнян СМ. Нация и ее психический склад. - Краснодар, 1966. Ю.Асмолов А. Образование в России: от культуры полезности - к культуре достоинства // Воспитание школьников, 1995, №5. 11 .Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1963.

10. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов н/Д., 1970.

11. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». - М.: Наука, 1973. И.Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель, 1998, №2.

12. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. 1907.

13. В.Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. -М.:1990.

14. Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) // Вопросы философии, 1993, №5.

15. Бодина Е. Развитие как «наращивание жизненности» // Воспитание школьников, 1995, №6.

16. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в измененных социальных условиях). - Ростов н/Д: РГПИ, 1993.

17. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997, Х«4. 18. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Ростов н/Д, 1997. - 28 с.

19. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, №4.

20. Бонецкая Н.К. М.М. Бахган и традиции русской философии // Вопросы философии, 1993, №1. 2б.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе, 1996, №5.

21. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. - М.: Учпедгиз, 1964.

22. Бязарти К. Национальный характер в искусстве и действительности // Дружба народов, 1966, №7.

23. Василенко Н.П. Модель диагностической деятельности педагога. - Ростов н/Д.: Изд-во ИПК и ПРО, 1997. -15 с. ЗО.Васильев Б. Запись беседы с Б. Васильевым. «Национальную идею в пробирке не вырастить» // Лит. газета, 1997, №14.

24. Введенский Арс.И. Литературные характеристики. - СПб, 1908.

25. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912.

26. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. 1913 (на рус. яз.).

27. Гельвеций К.А О человеке. - Соч.: В 2-х т. - М.: Мысль, 1974, Т.2. ЗЗ.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. Зб.Гессен СИ. Идеи нации. - Сб.: Вопросы мировой войны. - Птгр., 1916.

28. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

29. Гнатенко П.И. Национальный характер: миф и реальность. - Киев: Вища школа, 1984.

30. Голубев Л.К. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса. - Л., 1986.

31. Гончаров И.Ф. Будущее России зависит от учителя // Воспитание школьников, 1995, №6.

32. Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе? // Воспитание школьников, 1993, №5

33. Гончаров И.Ф. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников, 1997, №1, №2.

34. Гончарова Т.Н., Гончаров И.Ф. Когда учитель - властитель дум: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. -174 с.

35. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко СМ. Когда книга учит. - 2-е изд., доп.-М., 1991.-256 с.

36. Данилов СВ., Казакова Е.И. Концепция эффективного воспитания // Классный руководитель, 1998, №2.

37. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. - Алма - Ата: Казахстан, 1971.

38. Дидактика современной школы. Под ред. В.А. Онищука. - Киев, 1987.

39. Дик Н.Ф., Бехгаль И.Г. Психолого-педагогическая диагностика. - Ростов н/Д, 1993.

40. Добролюбов Н.А. Избранные философские произведения. В 2-х тт. - М.: Гос- политиздат, 1948, Т.1 (Что такое обломовщина?).

41. Добролюбов Н.А Собрание сочинений. В 9-ти тт. - М. - Л., 1962, Т. 4; В 3-х тг.М.,1987,Т.2.

42. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти тт. - Л, 1984. Т. 18, Т. 25 (Дневник писателя), Т.26.

43. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе. - Киев, 1988.

44. Евстафьев П.В. Новая русская литература (от Петра Великого до настоящего времени). Учебник для мужских и женских институтов, гимназий и учительских семинарий. Изд. 7. - СПб, 1886.

45. Евстафьев П.В. Новая русская литература в отдельных очерках замечательнейших писателей. Учебник для мужских и женских институтов, гимназий и педагогических курсов. 2 вып. Гончаров. - СПб, 1886.

46. Иванов В.Н. Огни в тумане. - М., 1991. - 315 с.

47. Ильин Е.Н. Минувших дней итоги. - М., 1991.

48. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

49. Ильин И.А. Наши задачи: В 2-х тт. - Париж, 1956, Т.2

50. Ильин И.А. О России. Три речи.1926 -1933. - София: изд. «За Россию», 1934, 1991.

51. Ильин И.А. О христианском национализме // Вече, 1991, №43. бб.Ильин И.А. Россия есть живой организм. - В кн.: Русская идея. - М., 1992. -496 с. бТ.Ильин И.А. Русская идея. - В кн.: Русская идея. - М., 1992. - 496 с.

52. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. - Новосибирск: Русский архив, 1991.

53. История новейшей русской литературы. 1848 - 1892 гг. А.М. Скабичевский. - 3-е изд., испр. и дополн. - СПб, 1897.

54. Кадол Ф. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников, 1998, №2.

55. Кант Э. Антропология. - СПб, 1900.

56. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии, 1993, №4. ТЗ.Кантор В.К. Меняется ли российская ментальность? // Лит. газета, 1998, №15, 15 апреля.

57. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников, 1993, №2,4.

58. Карсалова Е.В. Некоторые вопросы технологии урока // Литература в школе, 1997, №7.

59. Катасонов В.Н. Интервью с ректором университета В.Н. Катасоновым // Педагогика, 1994, №4.

60. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1988. -175 с.

61. Качурии М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учеб. для 10 кл. сред. шк./ Под ред. Н.Н. Скатова. 19-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

62. Кива А. С «русской идеей» как с панацеей? // Лит. газета, 1993, №32.

63. Кирилюк Л.Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростка. - М., 1986.

64. Кленицкая И.Я. Когда слово диктует чувства...: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. - 29 с.

65. Кожинов В. Заветы классики: О народно-национальной природе русской литературы // Литературы в школе, 1991, №3.

66. Козлов В.И., Шелепов Г.Б. «Национальный характер» и проблемы его исследования // Сов. этнография, 1973, №2.

67. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.

68. КОН И.С. К проблеме национального характера. - В кн.: История и психология. - М.: Наука, 1971. 8б.Кон И.С. Национальный характер - миф или реальность? // Иностранная литература, 1968, №9.

69. Концепция центра гуманитарной культуры при экспериментальной средней школе №83. - Ростов н/Д., 1996. -14 с.

70. Концепция экспериментальной площадки «Открытый личностно- ориентированный общеобразовательно-воспитательный комплекс. - Ростов н/Д, 1996.-18 с. 71. Костанян Н.Н. К целостному видению культуры // Литература в школе, 1989, №4.

72. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа - «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.

73. Кряклина Т.Ф. К вопросу о «национальном характере» нации, личности как ее составной части. - В кн.: Социальные вопросы воспитания и образования. -Томск, 1979.

74. Кузнецова Л. Воспитание и развитие личности // Воспитание школьников, 1995, №5.

75. Кузякин А. О вере, культуре и образовании // Воспитание школьников, 1993, №6.

76. Лазарева В.А. Принципы и технология литературного образования школьников // Литература в школе, 1996, №1-3.

77. Лазаренко Г.П. Приемы активизации и обратной связи на уроке литературы // Литература в школе, 1996, №1.

78. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1896.

79. Левчук Л. Региональная модель образования и национальные интересы России // Народное образование, 1997, №2.

80. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Полное собрание сочинений. Т. 26.

81. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

82. Лихачев А. С верой в силу добра // Воспитание школьников, 1997, №6. 101 .Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир, 1980, №3.

83. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х тт. - Л., 1987; 2-е изд., доп. - М., 1989.

84. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях// Воспитание школьников, 1993, №3.

85. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991.- 368 с.

86. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.

87. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая з^еность // Вопросы философии, 1993, №5.

88. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М.: Просвеш1ение, 1990. - 223 с.

89. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994, 4.1.-288 с: ил,

90. Мещерякова Н.Я. Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения // Литература в школе, 1989, №4.

91. Монтескье Ш.Л. Размышления о причинах величия и падения римлян (1734 г.); О духе законов (1809 -1914).

92. Мягченко К педагогике духовности // Воспитание школьников, 1995, №5.

93. Пантин И.К. Россия в мире: историческое самоузнавание // Вопросы философии, 1993, №1.

94. Першуткин Б. О новых подходах к понятию «воспитание» // Воспитание школьников, 1994, №6.

95. Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии, 1993, №6.

96. Письмо <Ю преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях» // Литература в школе, 1994, №6.

97. Попова Е.В. Ценностный подход в изучении литературы // Литература в школе, 1997, №7.

98. Приступа Г.Н. Литература - средство воспитания и развития учащихся // Специалист, 1994, №4.

99. Проект «Развитие национальной школы» - «Национальная школа России в условиях модернизации: задачи и возможности». Директора проекта: О.А. Глебов, СИ. Каспэ, Т.В. Леонтьева, К. Муханова, Л.И. Петраковский, АЛ. Побединский. - М., 1996.

100. Пруцкова А. Русская школа: проблемы, поиски, находки // Воспитание школьников, 1997, №5.

101. Психология. Словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под общей ред. А.В. Петровского и М.П. Ярошевского. - М, 1990.

102. Пьецух В. Беседа с В. Пьецухом. «Русский - это не только национальность, но прежде всего настроение» // Лит. газета, 1997, №15.

103. Радбрух. Культура и социализм. 1922. (G. Radbruch, Kulturlehre des Sozialis- mus, b. 1922).

104. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. - М.: Республика, 1992.-496 с.

105. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

106. Рябченко А.М., Кульпина Т.И. Прогностическая модель «народной школы» (к программе развития средней школы №77 г. Ростова - на- Дону). - Ростов н/Д., 1995.-26 с.

107. Салтыкова М.Н. Изучение творчества И.А. Гончарова в 9 классе. В помощь учителю. - Л.: Учпедгиз, Лен. отд., 1958.

108. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать... Книга для преподавателей и воспитателей. - М.: Academa, 1996. - 384 с.

109. Степанов О.В. Ценность образования и образование как ценность: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: РГПУ, 1993. - 80 с.

110. Тарасов Б. «Дело идет об истине... о России»: Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов // Литература в школе, 1998, №1.

111. Толстой Л.Н. О народном образовании. - В кн.: Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. 1986.

112. Троицкий В.Ю. О гуманитарной концепции общего среднего образования // Литература в школе, 1991, №3.

113. Троицкий В.Ю. Школа и возрождение национального самосознания // Воспитание школьников, 1997, №3.

114. Тупицын А. Проектирование в образовании: миф или путь развития // Учитель, 1998, №1 151 .Урок в советской школе. - М., 1951.

115. Уроки нравственной чистоты: К итогам рождественскик педагогических чтений // Воспитание школьников, 1997, Ns3.

116. Уфлянд В. Пусть хоть с серпом и молотом на лбу... (Лишь бы народ был добрый и работящей) // Лит. газета, 1996, №42.

117. Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д., 1997.-268 с.

118. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово. - Избранные педагогические сочинения. - М., 1945, Т. 1,2.

119. Федунова СВ. Организация литературного образования. - В кн.: Школа самоопределения. Шаг второй. / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. - М., 1994.

120. Философская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1960, Т.1.

121. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. Изд.5-е. - М., 1987. - 528 с.

122. Фихге И.Г. Речи к немецкой нации, произнесенные в Берлинском университете в 1807 г. - Полное собрание сочинений. 1846, Т. Y11.

123. Франк Л. Религиозно-исторический смысл русской революции. - В кн.: Русская идея. - М., 1992.

124. Цирульников А.М. Из тайных архивов русской школы. - М.: Педагогика- Пресс, 1992. -128 с.

125. Чернышевский Н.Г. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. - Избранные философские сочинения: В 3-х тт. - М.: Гос-политиздат, 1950, Т. 2.

126. Чернышевский Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории. - Избранные философские сочинения: В 3-х тт. - М.: Госполи-здат, 1951, Т.З.

127. Шакирова Т.М. Усвоение учащимися понятий о нравственности на уроках литературы // Вопросы психологии, 1990, №1.

128. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы // Литература в школе, 1996, №5.

129. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. - М., 1982.

130. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1990.

131. Шоган В.В. Методика урока истории (модульный подход): Учебное пособие для учителей и студентов. - Ростов н/Д: РГПУ, 1997. - 320 с.

132. Шоган В.В. Модульный подход в обучении. Автореферат. - Ростов н/Д, 1998.-23 с. ПО.Щуркова Н.Б. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -Краснодар, 1993.

133. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школь- ников,1993, №6; 1994, №1-6; 1995, №3.

134. Щуркова Н.Б. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель, 1998, №1.

135. Юм Д. О национальных характерах. - Сочинения: В 2-х тт. - М.: Мысль, 1966, Т.2.

136. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.

137. Азбукин В. И.А. Гончаров в русской критике. 1847-1912. - Орел: Электрическая типография М.Л. Миркина, 1916. - 293 с.

138. Алексеев А.Д. Гончаров в портретах, иллюстрациях, документах. - Л., 1960.

139. Алексеев А.Д. Летопись жизни и творчества И.А. Гончарова. - М.-Л.: АН СССР, 1960.-376 с.

140. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти тт. - М.: 1979, Т. 4 (Русские народные сказки; Письмо В.П. Боткину от 17 марта 1847 г.; Взгляд на русскую литературу 1847 г.)

141. Битюгов И.А. Роман Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского. - В кн.: Достоевский. Материалы и исследования. Т.2, - Л., 1976.

142. Бобырь А.В. «Единственный и лучший путь - любовь к детям»: К 175-летию со дня рождения И.А. Гончарова // Советская педагогика, 1987, №8.

143. Гейро Л.С. История создания и публикации романа «Обломов». - В кн.: И.А. Гончаров. Обломов. - Л., 1987.

144. И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. - Л.: Худ. литература, 1969.

145. Десницкий В.А. Трилогия Гончарова. - В кн.: Десницкий В.А. Избранные статьи по русской литературе XY111 - XIX вв. - М. - Л., 1958.

146. Домбровский Р.Я. Сатира Гончарова («Обломов»). - В кн.: Материалы юбилейной Гончаровской конференции. - Ульяновск, 1963.

147. Евгеньев-Максимов В.Е. И.А. Гончаров. Жизнь, личность, творчество. - М.: газ, 1925.-167 с.

148. Ефремов А.Ф. Язык и стиль IX главы романа И.А. Гончарова «Обломов» // РЯШ, 1962, №5. 16.3ахаркин А.Ф. Роман И.А. Гончарова «Обломов». -М.: Учпедгиз, 1963. -152 с. П.Злобин В.И. Гончаров и Пушкин // Звезда, 1937, №6.

149. Кантор В.К. Долгий навык к сну // Вопросы литературы, 1989, №1.

150. Киреева А.Ф. Идейно-художественная роль экскурса в прошлое в романе И.А. Гончарова «Обломов». - В кн.: Материалы юбилейной Гончаровской конференции. - Ульяновск, 1963.

151. Котельников В.А. И.А. Гончаров: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1991. -191 с.

152. Краснощекова В.А. «Обломов» И.А. Гончарова. - М.: Художественная литература, 1970.-95 с.

153. Лапушкина Е.И. Идиллические мотивы в русской лирике начала XIX в. и роман И.А. Гончарова «Обломов». - В кн.: От Пушкина до Белого: проблемы поэтики русского реализма XIX - нач. XX вв. - СПб, 1992.

154. Лебедев Ю.В. Литература. Учеб. пособие для учащихся 10 кл. сред. шк. В 2 ч. - М.: Просвещение, 1992. - 224 с.

155. Левшх)в Н. Обломовщина и ее пережитки (О воспитательном значении романа Гончарова «Обломов») // Семья и школа. 1962, №6.

156. Лотман Л.М. И.А. Гончаров. - В кн.: История русской литературы. Т.З. - Л., 1982.

157. ЛОЩИЦ Ю.М. И.А. Гончаров. (ЖЗЛ).- М.: Молодая гвардия, 1977. - 351 с; 2-е изд. испр. и доп. -1986. - 365 с.

158. Ляцкий Е. Гончаров. Жизнь, личность, творчество. Критико-биографические очерки. Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПБ: Кн-во Огни, 1912. - 324 с.

159. Ляцкий Е. И.А. Гончаров. Критические очерки. - СПб: Изд. тов-во «Литература и наука», 1904. - 269 с.

160. Мазон А.А. Материалы для биографии и характеристики И.А. Гончарова // Русская старина, 1911, март, №10,11; 1912, №3.

161. Майков Б.А. И.А. Гончаров. Подробный разбор его главных произведений. - СП - Варшава: Книгоизд. тов-во «Орос», 1914. -173 с.

162. Материалы Международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск, 1994.

163. Материалы юбилейной Гончаровской конференции. - Ульяновск, 1963. ЗЗ.Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов»: К вопросу о соотношении «социального» и «нравственного» в романе // Русская литература, 1982, №3.

164. Мережковский Д.С. Вечные спутники. - М., 1995.

165. Мерлин В. Как живете. Обломов? // Простор, 1988, №5. Зб.Мизинов П. И.А. Гончаров в его главных произведениях. - Ярославль: Типография губернского управления, 1890. - 54 с.

166. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров - романист и художник. - М.: Изд. МГУ, 1992.

167. Недзвецкий В.А. «Капитальнейшая вещь»: Роман И.А. Гончарова «Обломов» // Литература в школе, 1997, №7. 39.0рнатская Т.Н. «Обломою> ли Илья Ильич Обломов? // Русская литература, 1991, Хо4. 168. Острогорский В. 20 биографий образцовых русских писателей. Гончаров. - СПб: Типогарфия Ю.Н. Эрлиха, 1902.

169. Острогорский В. Этюды о русских писателях. 1. И.А. Гончаров. - М.: Тип. Ле- венсона, 1888.-187 с. 42.0традин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. - СПб, 1994.

170. Первая Международная конференция памяти И.А. Гончарову // Русская литература, 1992, №1.

171. Пиксанов Н.К. Гончаров. - В кн.: История русской литературы. - Л.: АН СССР, 1956, Т.Y111.4.1.

172. Пиксанов Н.К. <Юбломов» Гончарова // Ученые записки Московского университета, 1948, вып. 127.

173. Пиксанов Н.К. Обломовщина. - В кн.: И.А. Гончаров. Обломов. - М.: Гослитиздат, 1935.

174. Подвицкий Н.Б. Обломов и обломовщина //Ульяновская правда, 1962, 7 июня

175. Подвищанй П.Б. Портретная характеристика в романе И.А. Гончарова <Юбломов». - В кн.: Материалы юбилейной Гончаровской конференции. -Ульяновск, 1963.

176. Прокопенко З.Т. М.Е. Салгыков-Щедрин и И.А. Гончаров в литературном процессе XIX века. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1989.- 222 с.

177. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова - романиста. - М. - Л.: АН СССР, 1962. - 230 с.

178. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. статей / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Отрадин М.В. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 304 с.

179. Рошаль А.А. Обличитель обломовщины // Литературный Азербайджан, 1962. №6.

180. Русские писатели после Гоголя: Чтения, речи и статьи Ореста Миллера. Т.11. И.А. Гончаров. - А.Ф. Писемский. - М.Е. Салтыков-Щедрин. - Л.Н. Толстой. 5-е изд.-М., 1910.

181. Рыбасов А.П. И.А. Гончаров (ЖЗЛ) - М.: Изд-во Молодая гвардия, 1957. - 374 с; 2-е изд. - М.: Гослитиздат, 1962. - 243 с.

182. Сарков Б. Об одной шумной дискуссии и «устаревшем писателе» И.А. Гончарове // Юность, 1962, №6. Зб.Сердюкова О. И.А. Гончаров - романист. - Самара, 1994.

183. Синюхаев Г. После Гоголя. Пособие и ?д)естоматия. 4.1. Вып.2. Гончаров, Островский. Изд. 2-е, испр. и знач. доп. СПб: Типография имперского училища глухонемых, 1912. - 296 с.

184. Соловьев А. И А Гончаров. Биография и разбор его главнейших произведений для учащихся. - СПб, 1910.-131 с.

185. Тихомиров В.Н. И.А Гончаров: Литературный портрет. - Киев: Лыбедь, 1991.

186. УтевскиЙ Л.С. Жизнь Гончарова. - М.: Федерация, 1931.

187. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. - М.: АН СССР, 1950. - 491 с.

188. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988. -416 с.

189. Энциклопедия для детей. Т.9 «Русская литература». 4.1.: От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. м.Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. - 672 с, ил; И.А. Гончаров - с. 566 - 575.