Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание в нанайской семье середины XIX - начала XX вв.

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шабурова, Ольга Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание в нанайской семье середины XIX - начала XX вв.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шабурова, Ольга Алексеевна, 2000 год

введение.:.С.З

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБРАЗА ЖИЗНИ НАНАЙСКОЙ СЕМЬИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧ. XX ВВ. КАК ОБЪЕКТА СИСТЕМНОГО ОБОСНОВАНИЯ. С.

1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения процесса воспитания в этнической семье.С.

1.2. Региональные особенности становления традиционной нанайской семьи середины XIX века.С.

1.3. Образ жизни нанайской семьи в середине XIX - начале XX вв. в историко-педагогической теории и практике.С.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В НАНАЙСКОЙ СЕМЬЕ СЕРЕДИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВВ.С.

2.1. Влияние национальной культуры и обрядов на становление личности ребенка.С.

2.2. Особенности воспитания девочек в нанайской семье.С.

2.3. Сущность воспитания нанайских мальчиков в подготовке их к самостоятельной жизни.С.

2.4. Спецкурс "Семейная педагогика приамурских этносов середины XIX - начала XX вв." - важная форма приобщения студентов вуза к историческому опыту национального семейного воспитания.С.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание в нанайской семье середины XIX - начала XX вв."

Актуальность исследования. Переживая болезненный период духовного брожения, самопознания и самоопределения, переосмысливая свое прошлое, Россия ищет себя, ищет идеи, которые могли бы стать фундаментом ее новой государственности. Безусловно, нынешний период в общественном развитии нашей Родины - переломный. Поэтому, на наш взгляд, особую значимость приобретают прежде всего те идеи, которые обращены к Отечеству, связаны с этнонациональным воспитанием.

Будущее общества в социально-историческом и культурно-нравственном плане определяется сохранение национальных и исторических корней. В этой связи необходимо изучать духовные ценности народа, среди которых одно из центральных мест занимает народная педагогика. Она является неотъемлемой частью той культуры, которая была выработана тысячелетним опытом самых различных этнических общностей.

Своеобразие культуры как уникального социально-личностного явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.п. результаты труда и мысли многих поколений. Поэтому культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью. В свою очередь, совершенно очевидно, что преемственность, - в том числе и преемственность , поколений - в любой форме обеспечивается воспитанием. А это делает культуру воспитания, педагогическую культуру главенствующим компонентом всякой культуры вообще.

Актуальность исследования усиливается и новым этапом в педагогической науке, объективно-исторической переоценкой взглядов, сложившихся в истории педагогики на проблемы воспитания.

Еще в XIX веке К.Д. Ушинский подчеркивал, что ".воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями"1.

Именно в России первоначально были сформулированы устойчивые теоретические этнопсихологические взгляды и впервые в мире проведены прикладные исследования национально-психологических особенностей представителей ее народов. В результате к концу XIX века был накоплен значительный банк этнографических и этнопсихологических характеристик народов России, которые в 20-30 годах XX века были широко использованы в психологических и педагогических изданиях.

Осуществляя историко-педагогический подход к исследованию указанной проблемы, мы опирались на работы видных отечественных ученых Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, E.H. Медынского, Э.И. Моносзона, З.И. Равкина, М.Ф. Шабаевой, Д.А. Данилова по проблемам национального и этнонационального. При этом были приняты во внимание выводы философа Э.В. Ильенкова о необходимости изучения прошлого и его иллюзий «не только со стороны его плюсов, но и со стороны неразрывно связанных с ними минусов», исследовать прошлое, не идеализируя его2.

Обращение к опыту народного воспитания не является новым в педагогических исследованиях и имеет важное место в системе педагогической науки благодаря исследованиям Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе и других ученых. Значительный интерес в этом контексте представляют исследования В.Ф. Афанасьева, Х.Х. Батчаевой, Д.Б. Бешимова, A.JI. Бугаевой, Д.А. Данилова, А.З. Измайлова, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, В.И. Сявавко, М.И. Стельмаховича и др.

В различных аспектах исследованы этнопедагогические традиции разных народов: русских (Г.С. Виноградов, Б.А. Александров), чувашей (Г.Н.

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1990. - Т.5. - С. 6.

2 Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968. - С. 57.

Волков), татар (Я.И. Ханбиков), украинцев (М.И. Стельмахович, В.И. Сявявко), белорусов (А.П. Орлов), якутов (В.А. Афанасьев, А.Н. Данилов, И.С. Портнягин), калмыков (О. Мукаева), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (В.А. Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш. Гашимов), адыгов (А.И. Шоров), дагестанцев (Ш.А. Мирзоев), узбеков (Б.А. Кадыров) и др.

Семейная народная педагогика, располагающая ценным арсеналом методов, приемов и средств воспитания человека, рассматривается в работах JI.A. Алиевой, И. Арабова, Р.И. Бойчоровой, H.H. Булановой, З.П. Васильцовой, JI.K. Гостиевой, И.А .Давлиева, А.Э. Измайлова, Н.И. Мелякова, С.С. Щекиной и др.

Вместе с тем, среди такого рода исследований не получили должного освещения вопросы семейной педагогики малых народностей, хотя именно в национальной семье закладываются основы осознания бытия нации в ее настоящем, прошлом и будущем, обеспечивается биологическое, физическое и духовное сохранение нации, преемственность поколений и регулируются внутри и межнациональное общение и поведение человека.

По данным ряда исследований (А.Г. Харчев, В.Г. Бочаров, Б.П .Битинас, Б.Н. Попов, И.С. Кон, И.В. Бестужев-Лада, И.А. Давлиев и др.) семья, как воспитательный фактор, занимает более высокое ранговое место, чем школа и другие социальные институты. В то же время снижение роли семьи в формировании личности будущего члена общества - факт, не вызывающий сомнений. Проблема заключается в том, что семьей утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания. Это объясняется тем, что на протяжении многих лет в нашем обществе существовало мнение, будто воспитанием детей должны заниматься общественные институты, а от семьи требовалось лишь оказание им помощи в решении данной задачи. Превалирующее в обществе отношение к женщине, прежде всего как к труженице, отлучение от родителей от детей (особенно в регионах Северо-Востока России и, в частности, на территории Хабаровского края), необоснованное уменьшение школ с преподаванием на родном языке, стремление к унификации культуры семейных отношений, не могло не привести к снижению роли семьи в воспитании детей, игнорированию национально-специфического в жизни этносов России.

В настоящее время представляется актуальным и перспективным использование в воспитательной работе с детьми национального своеобразия семьи, подчеркивающего самобытность национального семейного опыта. В культуре малочисленных этносов национальная специфика семьи приобретает особую значимость и становится своего рода формой сохранения и концентрации национальных ценностей.

Одним из таких малоисследованных этнических образований являются нанайцы, проживающие на территории Хабаровского края Дальнего Востока России.

Историографическое исследование показывает, что к 60-м годам XIX в. нанайцы занимали огромную территорию по Амуру: от устья реки Сунгари до устья реки Горина, по Уссури: от устья до притоков Даубчхэр, р. Туда, Ваку и вокруг озера Ханки. В целом, тогда же закончился процесс распространения вширь, вызванный ассимиляцией тунгусов, влившихся в состав нанайцев.

Именно в этот период получила основное развитие культура нанайского этноса, в том числе и педагогическая культура семейного воспитания.

Исследование показывает, что с середины XIX века начинается активное освоение русскими Дальнего Востока, когда в 1858 г. по Айгуньскому договору и в 1860 году по Пекинскому договору Нижний Амур, Уссурийский край и Приамурье были включены в состав России. Это вызвало усиленное внимание и изучение природных богатств и населения этих регионов, которые нашли отражение в разнообразных трудах как отечественных, так й зарубежных исследователей.

Природно-климатические условия, относительная автономность, особенности исторического развития данной этнической группы позволили им сохранить специфическую материальную и духовную культуру, своеобразный фольклор, традиции воспитания, сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение в нанайской семье.

Анализ изученной этнографической, социологической, психолого-педагогической литературы показывает, что особенности социально-экономического, исторического и этнического развития нанайцев раскрыты исследователями достаточно глубоко и широко. Традиционная культура воспитания приамурских этносов, в частности нанайцев, рассматривалась в исследованиях В.К. Арсеньева, В.Ф. Афанасьева, В.Ч .Бельды, Е.А. Гаер, П.Я. Гонтмахера, Н.Б. Киле, Н.В. Липской-Вальронд, И.А. Лопатина, В.В. Подмаскина, В.И. Прокопенко, А.П. Самара, Ю.А. Сема, A.B. Смоляк, H.A. Соболевской, А.Я. Чадаевой, П.П. Шимкевича, Л.И. Шренка, Л .Я. Штернберга и др.

Вместе с тем вопросам специфики семейного воспитания уделено недостаточное внимание. Именно семья досоветского периода в дальнейшей истории нанайской семьи - коренного народа Приамурья составляет основу для сохранения и развития её же национально-специфических особенностей. Традиции воспитания в нанайской семье были непосредственно вплетены в процесс реальной жизни, а воспитательная деятельность протекала в контексте реальной трудовой деятельности и сложившихся семейно-бытовых отношений. В обыденном сознании нанайцев широко и полно отражалась зависимость между действиями молодого поколения и теми чертами его духовного, физического облика, которые этими действиями формировались. Этот процесс был подчинён не только материально производственным, но и воспитательным целям.

Как правило, в семейной народной педагогике не выделялись отдельные содержательные стороны воспитания: трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое и т.п. Они реализовались в своеобразном синтезе, сплаве всех компонентов, поэтому отправной точкой исследования должна быть не отдельно взятая морально-психологическая черта, или ценность, или конкретный педагогический приём, а целостный образ жизни, в рамках которого формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая система воспитания.

Принимая во внимание недостаточную разработанность проблемы образа жизни нанайской семьи середины XIX - начала XX вв. в сфере национального самосознания, национального менталитета, национального духа, приведшую к недооценке древнейшей идеи воспитания, и ее забвению или неполному использованию в педагогической теории и практике воспитания гражданина своего Отечества, считаем, что для выработки единого подхода к понятию "воспитание в национальной семье" необходимо выявить закономерности и тенденции, этнопедагогические особенности и содержание процесса воспитания в традиционной нанайской семье.

Таким образом, отсутствие в историко-педагогической литературе специального исследования особенностей семейного воспитания в традиционной нанайской семье середины XIX - начала XX вв. позволяет утверждать, что созданы известные теоретические предпосылки для изучения объективно существовавшего позитивного уникального опыта этнической системы воспитания в традиционной нанайской семье и налицо целесообразность его учета в современной практйке воспитания, что определяет актуальность избранной нами темы: "Воспитание в нанайской семье середины XIX-началаXXвв.".

Этнические рамки диссертации ограничиваются особой этнической группой Приамурья - нанайцами (устаревший этноним - гольды). Это самый многочисленный приамурский этнос настоящего времени (около 12 тыс. человек), сохранивший свою культуру и своеобразие.

Хронологические рамки диссертации позволяют выявить закономерности и тенденции, этнопедагогические особенности и содержание процесса воспитания в традиционной нанайской семье до смены формационных и цивилизационных парадигм форм сознания, образа жизни.

Территориальные рамки исследованияохватывают территории исторического и современного проживания нанайцев - Хабаровский, Амурский, Комсомольский, Нанайский районы Хабаровского края Дальнего Востока России.

Объект исследования - процесс воспитания в нанайской семье середины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования: содержание и методы воспитания в традиционной нанайской семье.

Цель исследования: историко-педагогическое изучение опыта воспитания в нанайской семье середины XIX - начала XX вв., осмысление целей, содержания, методов и средств, применявшихся в этот период.

В соответствии с поставленной целью и прогнозируемым результатом определены следующие задачи исследования:

1) изучить специфику национального образа жизни нанайцев как воспитательной среды;

2) выявить сущность и этнопедагогические особенности семейного воспитания нанайцев и содержание процесса воспитания в нанайской семье;

3) изучить влияние национальной культуры, традиций и обрядов на становление личности ребенка;

4) разработать спецкурс по этнопедагогике "Семейная педагогика приамурских этносов середины XIX - начала XX вв." для студентов гуманитарного факультета Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Воспитание в нанайской семье определялось своеобразной экономической и историко-культурной ситуацией, сложившейся в середине XIX - начале XX вв. Оно было обусловлено объективными экономическими, социальными, географическими, климатическими и другими условиями среды. Выступало, как результат исторической адаптации данной этнической общности к окружающей среде.

2. Образ жизни нанайской семьи был образовательным и воспитательным пространством, микросредой, в которой влияние национальных традиций и обычаев способствовали как стихийному, так и целенаправленному формированию личности ребёнка.

3. Ведущим принципом воспитания являлся принцип половозрастной дифференциации, который способствовал выделению в границах каждой возрастной группы ведущих целей, идей, методов и средств воспитания.

Методологической и теоретической основой исследования является признание философского и гносеологического плюрализма, реализация принципов диалектического развития, историзма, связи исторического с современностью; фундаментальные философско-психологические положения культурно-исторической теории формирования и развития личности, теория деятельности Л.С. Выготского; учение о социальных функциях воспитания и рассмотрение педагогических явлений согласно их социально-исторической детерминированности; общественно-государственные требования, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деяте^ьный подход в процессе формирования общественно и личностно значимых качеств, на необходимость развития и обогащения национальной культуры, традиций и языка каждого народа и формирования на этой основе национального самосознания; о целостности изучения образа жизни как социального и педагогического явления; о понимании народной педагогики как компонента социальной и этнической педагогической культуры.

При изучении проблемы мы базировались на историческом, культурном, системно-структурном и комплексном подходах изучения историко-педагогических явлений и фактов.

Цели и задачи диссертационной работы, методологические принципы исследования определили следующие подходы к выбору источников:

- изучение трудов представителей различных направлений и течений общественно-педагогической мысли России, в которых идея национального воспитания в семье нашла свое наиболее яркое отражение;

- труды этнопсихологов, этнопедагогов по особенностям воспитания в национальной семье;

- широкое использование материалов и выводов об истории развития проблемы семейного воспитания, полученных другими исследователями;

- труды этнографов, историков, философов, культурологов по теории формирования этносов вообще, нанайского в частности;

- привлечение материалов по истории педагогики и воспитательной практики, опубликованных в художественной литературе, периодической печати, сведений респондентов, материалов научного архива Хабаровского края, музейных коллекций Хабаровского, Комсомольского-на-Амуре краеведческих музеев, музея изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре, этнографического музея с. Троицкое Нанайского района Хабаровского края; при проведении исследования активно использовались историографические обзоры систематизированных библиографических указателей, составленных Е.А. Гаер, П.Я. Гонтмахером, В.И. Прокопенко, Г.Т. Титоревой, Т.А. Кубановой. ■

Научная новизна исследования:

1. Впервые дан историко-педагогический анализ образа жизни семьи нанайцев, в рамках которой формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая конкретно-историческим условиям система семейного народного воспитания;

2. Обобщен позитивный опыт уникальных традиций и обрядов семейной педагогической культуры нанайцев;

3. Выявлены этнопедагогические особенности семейного воспитания в нанайской семье с учетом половозрастной дифференциации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации: выявляют более ёмко и полно исторические, социально-экономические и культурные основы воспитания в нанайской семье, его своеобразные черты, закономерности, тенденции;

- способствуют более глубокой разработке теоретических основ дисциплин психолого-педагогического цикла в высших и средних специальных учебных заведениях с учётом регионального компонента содержания образования;

- служат основой проведения спецкурсов и спецсеминаров, для подготовки учебных пособий историко-педагогического и психологического характера, написания курсовых и дипломных работ; позволяют использовать опыт нанайской этнопедагогики в современной практике национального семейного воспитания.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись путем их публикации в печати, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока, Чебоксар, Москвы на методических советах Комсомольского-на-Амуре высшего педагогического училища (колледжа), кафедре педагогики и методики дошкольного образования Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, кафедре социальной работы Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, при написании курсовых и дипломных работ студентами.

В 1996 году автором был разработан и апробирован спецпрактикум «Нанайские народные игры» на отделениях учителей начальных классов и учителей физической культуры Комсомольского-на-Амуре высшего педагогического колледжа, в 1998 году спецкурс «Семейная педагогика приамурских этносов середины XIX - начала XX вв.» - на гуманитарном факультете Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета в группах специальности «Социальная работа».

Цель и задачи исследования, его логика определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

1. Исторические традиции являются одной из важнейших движущих сил воспитания. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, ценности, идеи, нормы поведения, обычаи, обряды и т.д. Обычаи и обряды - наиболее стереотипные разновидности традиций. Поле функционирования традиций широко.

2. Традиционная национальная культура воспитания - это та сфера материальной и духовной жизни народа, которая тесно связана с воспитанием детей и складывающаяся из предметов ухода за детьми, чувств, умений, знаний и навыков.

3. Обращение к истокам традиций воспитания в нанайской семье особенно значимо, потому что забота о детях здесь — не благой призыв, в живая жизнь, притом в тяжелейших условиях. Любая крупица сохраняющегося опыта воспитания у нанайцев поистине бесценна. Педагогические знания находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с метеорологическими, астрономическими и другими наблюдениями за окружающей природой. Это значит, что повседневная жизнь нанайцев определяла характер многих воспитательных традиций. Трудовая деятельность и воспитание детей являются основными проявлениями вековой борьбы человека за существование и продолжение своего рода, поэтому они тесно связаны и выступают в единстве. Весь педагогический опыт, воспитательные приемы находятся в определенном отношении к этим видам деятельности людей. Они — часть совокупности знаний о природе и обществе, общего комплекса сведений о жизни и окружающей действительности. До возникновения письменности педагогические знания выступали в виде различных обычаев, обрядов, ритуалов, запретов, наставлений, пожеланий молодым.

4. В семейном воспитании нанайцев нет однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками, с другой; не единичны случаи, когда дети приобретают умения, минуя знания. В условиях натурального хозяйства физическая и трудовая подготовка детей была необходимым условием подготовки к дальнейшей жизни. Особой трудовой выучке способствовали и суровые природные условия. Уже с малолетства нанайским детям поручались ответственные трудовые задания, выполнение которых требовало проявления физической силы, самостоятельности, находчивости, сообразительности, эстетических способностей, умению ориентироваться на местности и т.п. Такое включение детей в систему будничных трудовых обязанностей способствовало раннему становлению личности ребенка.

5. Красной нитью через все традиции воспитания проходит единение человека с природой, обусловленное конкретными экологическими особенностями данного региона и влияющее на формирование национальных черт характера. У нанайцев четко прослеживаются философские толкования аналогий природы и человеческой жизни, связи окружающей природы с духовной жизнью людей.

6. Воспитание детей в национальной нанайской семье строго соответствовало полу и возрасту ребенка. Девочек готовили к будущей роли женщины - хозяйки дома, воспитательницы детей, во всем подчиняющейся мужу, а мальчиков - к роли главного добытчика в семье, умелого охотника-промысловика и рыболова. Такая подготовка обычно заканчивалась к двенадцати-тринадцати годам у девочек, когда традиционно происходило замужество девочек, и четырнадцати-пятнадцати годам у мальчиков, когда родители мальчика, чтобы женить сына, .вместе с юношей начинали собирать специальный выкуп тори за невесту.

7. Обращает внимание своей дальновидностью сложившаяся практика формирования благополучной эмоциональной среды для ребенка, проявляющаяся в любви и заботе о ребенке, способах и приемах общения с ребенком, художественном оформлении его ближайшего окружения, системе поощрений и наказаний, традиционном этикете взаимоотношений в семье, обычае почитания и уважения старших, моральных заповедях и наставлениях молодым.

8. Учитывая региональный аспект профессионального обучения, представляется полезным проведение спецкурсов, освещающих национальные особенности истории, культуры, быта и семейного воспитания приамурских этносов. Приведенная программа спецкурса "Семейная педагогика приамурских этносов середины XIX- начала XX вв." интегрирует знания по истории, культурологии, педагогики, психологии, экологии, социальной этнографии и демографии, семьеведению, феминологии. Назначение этого курса - помочь будущему специалисту в области социальной работы выработать ориентиры и логику действий, направленных на максимально возможное и полное оказание помощи нуждающимся взрослым и детям, учитывая особенности их культуры, среды обитания, семейного быта, своеобразия национального характера и народной педагогики.

162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая сложившийся опыт воспитания в нанайской семье середины XIX — начала XX вв., следует заметить, что нанайцы (прежнее название гольды) - наиболее численный приамурский этнос (по материалам переписей 1897 г. - около 5000 человек, 1989 года - 12 тысяч). Природная среда территории его обитания - Нижнее Приамурье - с разнообразием флоры и фауны, наличием климатической муссонной зоны предопределили своеобразие исторического пути развития коренного населения, особенности его образа жизни и жизнеобеспечения, быта и культуры. Истоки возникновения и содержание системы традиционного семейного воспитания нанайских детей сегодня привлекают внимание исследователей, так как в них заложен секрет "выживания" коренных этносов, оказание помощи в сохранении которых объявлено одной из целей деятельности ООН, объявившей 10-летие коренных народов мира. Нанайцы, как и другие коренные этносы Приамурья, не составляли этнического единства, а состояли из "конгломерата родов".

К началу освоения русскими Приамурья в середине XIX в. нанайцы вели натуральное хозяйство, занимались охотничьим и рыболовным промыслом, сбором дикоросов, занимая огромное полупустое пространство. У них отсутствовала письменность, бытовали анимистические верования. Традиционно сохранялись "большие семьи" с пережитками патриархального строя. Главой семьи являлся мужчина, главный добытчик и распорядитель в доме. Кроме этого, стремление жить совместно в неразделенных семьях было связано с живучестью старых семейных традиций жизни и работы в большом коллективе, заботы о родителях, особенно престарелых. Неразделенные семьи были более устойчивы к неожиданным трудностям и, могли гарантировать более устойчивое жизнеобеспечение и выживание данного этноса.

Бытовало четкое разделение работ на мужские и женские. По обычаям женщина считалась ниже мужчины по статусу, она много и постоянно работала по дому, могла выполнять и часть мужских работ. Мужчина трудился с полной отдачей сил периодически, лишь во время традиционных охоты и рыбалки во время нереста рыбы.

Таким образом, воспитание детей в традиционной нанайской семье не отделялось от ее повседневного образа жизни. Своеобразие жизненного уклада семьи, условий ее быта, многообразие ситуаций, в которых разворачивалась жизнь семьи и складывался ее социальный опыт влияли на характер семейного воспитания, на его целенаправленность, содержание, методы, средства и результаты. Принцип половозрастной дифференциации способствовал выделению в каждой возрастной группе целей, методов и средств воспитания. В воспитании ребенка велика роль матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, теток и дядей по линии матери. Главной целью являлась передача устоявшихся норм поведения, навыков труда, знания природы, общества, экологических законов через устоявшиеся педагогические традиции. С самого первого дня жизни, этот процесс сопровождался разнообразными обрядами, установленными церемониями, которые помогали ребенку освоиться в родовом обществе.

Образ жизни нанайцев заложил основу их психического склада, который в результате естественного отбора привел к закреплению необходимых свойств и черт личности: физическая выносливость, живой ум, интеллектуальная гибкость, свобода в действиях, самостоятельность, внимательность, честность, сдержанность в выражении чувств, немногословие и понятие своей особости. Уровень сформированности и развитости особых черт характера нанайцев непосредственно влиял на процесс воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику его основных свойств характера (положительные качества личности, психический тип личности), то есть на воспитательные идеалы, семейные отношения, нравственные ценности, на воспитание трудолюбия и многое другое.

Морально-психологическая атмосфера нанайской семьи и традиции, характер взаимоотношения родителей и детей имели первостепенное значение для формирования личности ребенка. Подражая поведению окружающих, ребенок воспроизводил, копировал их поступки, действия, взаимоотношения в своем поведении. Родители и близкие люди, с которыми дети общались, становились для них образцом. Именно под влиянием семьи у ребенка складывались первые моральные представления, привычки, формировалось отношение к людям.

Отмечается высокий авторитет традиций, обычаев, обрядов. Включенный в систему семейных традиций, обычаев, обрядов ребенок с раннего детства незаметно для себя, как бы автоматически, усваивал содержащиеся в них требования, нормы общения и поведения и подчинялся им. Уважение к старшим, гостеприимство, взаимная помощь, нравственная чистота, сдержанность - все это сплачивало членов нанайской семьи, укрепляло ее авторитет, ориентировало молодых людей на устойчивый брак.

Вместе с тем, воспитание детей в национальной нанайской семье строго соответствовало полу и возрасту ребенка Родители отдавали предпочтение трудовому воспитанию детей, с малых лет прививали любовь и уважение к труду. Кроме труда детей постоянно учили правилам поведения в семье, в обществе, к будущим функциям отца и матери. Такая подготовка обычно заканчивалась к двенадцати-тринадцати годам у девочек и тринадцати-четырнадцати годам у мальчиков. Следовательно, выявлено раннее взросление детей и высокая степень их готовности к самостоятельной жизни.

Таким образом, образ жизни нанайской семьи - это образовательное и воспитательное пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались обычаи и традиции. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл.

В соответствии с поставленными в исследовании задачами была разработана и апробирована в учебном процессе программа спецкурса "Семейная народная педагогика приамурских этносов в середине XIX -начала XX вв.". Программа предусматривала овладение студентами системой знаний по краеведению, истории его освоения, знакомство с национальной культурой приамурских этносов, основными направлениями развития этнопедагогики и в частности своеобразием воспитания в нанайской семье.

Проведенное нами исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы воспитания в традиционной нанайской семье ввиду ее сложности и многогранности. Мы постарались сфокусировать внимание на общих идеях, традициях, обычаях воспитания, идущих из глубины веков и разбросанных в различных источниках: этнографических, этнологических, культурологических, этнопсихологических, этнопедагогических. Накопленный материал возможно использовать в дальнейшей работе по изучению вопроса взаимосвязи, проникновения культур нанайского этноса с коренными этносами, проживающими на Дальнем Востоке и Севере России, на территории США и Канады.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шабурова, Ольга Алексеевна, Якутск

1. Аврорин В.А. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л.: Наука, 1986.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Просвещение, 1982.

3. Алигаджиева З.М. Семья как субъект общественной жизнедеятельности: Дис.канд. филос. наук-М., 1986.

4. Алиева Л.А. Национальные особенности межличностного воспитания в семейно-бытовой сфере: Дис. .канд. псих, наук М., 1987.

5. Андерсон Т. Этнография народов Восточной Сибири и Дальнего Востока: Лит., опубл. в 1944-1975гг. Сост. Т.В.Андерсон. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. -97 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.

7. Андреева Н.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи //Вопросы философии. 1980. - № 1.

8. Арабов И. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа: Дис.канд. пед. наук. М., 1991.

9. Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. Хабаровск-Владивосток, 1928.

10. Ю.Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции //Сов. этнография. 1981. -№ 2.

11. П.Арутюнов С.А. Культурологические исследованиями глобальная экология //Вестник АН СССР. 1979. - № 12.

12. Арутюнов С.А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие. М., 1989.

13. Арутюнов С.А. Фантом безэтничности //Расы и народы. М.: Наука. Вып. 19., 1989.-С. 22-24.

14. Н.Арутюнян Ю.В. Вопросы национальной психологии. Чебоксары, 1972.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1998.

16. Арцимович Я. Современная семья и её воспитательная функция: Дис.канд. филос. наук. М., 1990.

17. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопросы психологии. 1986. - № 11.-С. 28-48.

18. Афанасьев В.Г. О целостных системах //Вопросы философии. 1980. - № 6,- С.65

19. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.

20. Ачугба Т.А. Семья и семейный быт Аджарии: Дис. .канд. ист. наук. -Тбилиси, 1983.

21. Байбурин А.Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура //Советская этнография. — 1985. № 2. -С. 36-45.

22. Байчорова Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на материале Карачаево-Черкесии): Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 17 с.

23. Балагушкин Е.Г. Социальная сущность семьи. — М.: Знание, 1969.

24. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис.канд. пед. наук. -Казань, 1992.

25. Бгажноков Б.Х. Культура общения и этнос: Дис. д-ра ист. наук. -Нальчик, 1984.

26. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.

27. Белик A.A. Психологическая антропология поиски синтеза в науках о человеке //Сов.этнография. - 1990. - № 6.

28. Белобородова К.П. Приамурские узоры. Ленинград, 1975.

29. Бельденников С. Гольды-охотники //Охотник и рыбак Сибири. -Новосибирск. 1950. - №12.

30. Бельды В.Ч. Нанайские игры. Хабаровск, 1989.

31. Бердяев H.A. О назначении человека. -М., 1993.

32. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

33. Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования: Семья: вчера, сегодня, завтра. -М., 1986.

34. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории «образ жизни» //Общественные науки. 1981. - № 2.

35. Бешимов Д.Б. Народные традиции в нравственном воспитании школьников. М., 1974.

36. Битиева Н.Б. Прогрессивные традиции: Автореферат дис. канд. пед. наук. Грозный, 1983.

37. Блонский П.П. Педология. М., 1934;

38. Богораз Тан В.В. Об изучении и охране окраинных народов //Жизнь национальностей. - 1923. - № 3-4. - С. 168-177.

39. Бойко В.И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. — Новосибирск: Наука, 1977. 279 с.

40. Большая Российская Энциклопедия М., 1998 .

41. Борисов Т. Среди нанайцев //Советский Север. М., 1935. - №3-4.

42. Бороноев А.Ю., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Санкт-Петербургскиий университет, 1994.

43. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. Очерки теории этноса. -М, 1983.

44. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука, 1973.

45. Бромлей Ю.В., Крюков М.В. Этнография: место в системе наук, школы, методы //Советская этнография. 1987. - № 3.

46. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Культура народов мира глазами этнографов //Глазами этнографов. М., 1982.

47. Бугаева А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. -М., 1986.

48. Бугаева А.Л., Садовский М.А. Традиционная педагогика в современном образовании республики Коми. Сыктывкар, 1994.

49. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

50. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник. СПб, 1890.

51. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлич, 1993.

52. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и, статистика, 1981.

53. Васильева Э.К. Семья и функции. М.: Статистика, 1975.

54. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.

55. Введение в этнонимику /Отв. ред. Ф.П.Филин. Л.: Наука, 1973. - 70 с.

56. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. -Иркутск, 1925.

57. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

58. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. М., 1982.

59. Воднева А.К. Влияние образа жизни семьи на формирование личности старшеклассника: Дис.канд. филос. наук. Минск, 1988.

60. Волков А.Г. Семья объект демографии. - М.: Мысль, 1986.

61. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика. 1989. - № 7.

62. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

63. Волков Г.Н. Вечность воспитания //Народное образование. 1994. - № 4. -С. 68-71.

64. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании //Советская педагогика. 1971. - № 10.

65. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993.

66. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.

67. Волков Г.Н. У народа^есть все // Учительская газета. 1992. - № 15. - С. 21

68. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1956.

69. Вопросы географии Дальнего Востока. Сб. 9, 1971.

70. Вульфов Б.З., Иванов С.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях и первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.

71. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 т. М., 1982.

72. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

73. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск: Кн.изд-во, 1991.

74. Ганцкая O.A. Семья: структура, функции, типы //Советская этнография. -1984. №6.-С. 16-19.

75. Ганцкая O.A. Этнос и семья в СССР. // //Советская этнография. 1979.-№3, -С. 20-29.

76. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.

77. Гейкер В.И. Акашины берега: Повесть, легенды, сказка. Хабаровск, 1990.

78. Генезис и эволюция этнических культур Сибири: Сб. научных трудов. /Институт истории, филологии и философии СО АН СССР. -Новосибирск, 1986.

79. Герасимова И. А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976.

80. Гонтмахер П.Я. Нанайцы. Этюды о духовной культуре. Хабаровск: Изд-воХГПУ, 1996.- 113 с.

81. Гонтмахер П.Я., Карабанова С.Ф. Из истории эстетического воспитания у народностей Дальнего Востока в дооктябрьский период //История культуры Дальнего Востока ХУП XX вв. Дооктябрьский период: Сб. ст. -Владивосток, 1989. - С. 139-179.

82. Гончарова H.H. Мнение об идеальном числе детей в нанайской семье. //Современный детерменизм и социальное предвидение. — Новосибирск, 1974.-С. 147-158.

83. Гостиева J1.K. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье в конце XIX начале XX веков: Дис.канд. ист. наук, 1981.

84. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX — начале XX вв. Пятигорск, 1996.

85. Гребенников И.В. Семья: воспитание возможностей. М.: Знание, 1985.

86. Григоров В.М. Педагогика народной игры //Мир детства и традиционная культура. М., 1980.

87. Грушко В. У гольдов //Безбожник. М., 1930. - №12.

88. Гумилев J1.H. Психологическое несходство этносов. — /Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия /Сост. Ю.В. Чернявская. -Минск, 1998. С. 62-71.91 .Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL, 1989.

89. Гурьян В.А. Социально-психологические факторы семейного воспитания. Автореф. дис.канд. филос. наук. -М., 1986.

90. Давлиев И. А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания подростков на семейных традициях: Дис.канд. пед. наук. -Казань, 1986.

91. Дальний В. Гольды //Дальневосточная деревня. 1927. - 26 октября.

92. Дальний Восток за 40 лет советской власти. Комсомольск-на-Амуре, 1958.

93. Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании //Народное образование Якутии. - 1993. - № 1. - С. 32-33.

94. Данилов Д.А., Макаров Е.Д. Формирование экологической культуры в сельской школе. Якутск.: Бичик, 1996.

95. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем //Советская этнография. 1983. - № 2. - С. 6274.

96. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности //Советская этнография. 1977. - № 3. - С. 3-13.

97. Демидова Е.Г. Некоторые проблемы духовной культуры дальневосточных этносов (по материалам И.А. Лопатина) //История культуры Дальнего Востока ХУП XX вв. Дооктябрьский период: Сб. ст. -Владивосток, 1989. - С. 180-187.

98. Демографический энциклопедический словарь. -М., 1985.

99. Доржиева И.Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. — Новосибирск, 1980.

100. Дробижева Л.М. Влияние этно-контактной среды на межнациональные отношения //Социальная психология и общественная практика. М., 1985. -С. 153-162.

101. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. 1985. - № 5.-С. 3-16.

102. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика //Советская этнография. 1991. - № 1. -С. 3-13.

103. Дробижева Л.М., Кузнецов И.М., Кцоева Г.У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований //Психологический журнал. — 1988. -№ 3.-С. 23-34.

104. Дуткин Х.И. О воспитании детей в семье эвенов //Народное образование Якутии. 1992. - № 2. - С. 25-26.

105. Жеребина Т.В. К вопросу о реконструкции жизни современных нанайцев: (По материалам экспедиции музея истории в Хабаровский крайв 1989 г) //Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. -СПб, 1991.-С.169-179.

106. Золотарев A.M. Из истории народов Амура. //Исторический журнал. -1937.-№7.

107. Зуев В.Ф. Утро древнего стойбища. Хабаровск: Хабар. Книжное изд-во, 1990.-160 с.

108. Иванов C.B. Представления нанайцев о человеке и его жизненном цикле //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976.

109. Измайлов Э.А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.

110. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

111. Инфантьев П. В амурской тайге. Рассказы из жизни тунгусов. СПБ.: Изд-во книжн. магазина П.В. Луковникова, 1912. 36 с. (серия «Жизнь народов России»).

112. История, археология и этнография Дальнего Востока Сборник статей. Отв. ред. канд. ист. наук Ю.А. Сем., Владивосток: Дальнев. Кн. Изд-во, 1967.-207 с.

113. История, археология и этнография народов Дальнего Востока. Научн. Докл. VIII Дальневосточной конференции по проблемам исторической науки. Под общ. Ред. чл.-кор. АН СССР А.И.Крушанова. Вып. 1. -Владивосток, 1973.

114. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1974.

115. Кадыров Б. Формирование узбекской народной педагогики. Ташкент, 1992.

116. Казначеев В.П. Малочисленные народы Севера: проблемы эволюции биосферы и человечества //Экология человека. — 1995. № 2. - С.38-46.

117. Карабанова С.Ф. Звонкие ритмы Амура. Владивосток: Изд-во Дальнев. Ун-та, 1986. - 98 с.

118. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1979. - 141 с.

119. Киле В.Н. Религиозные воззрения нанайцев //Культура религия -церковь: Всерос.науч.конф. 1-4 апреля 1992 г - Новосибирск, 1992. - 4.1. -С. 38-43.

120. Киле Н.Б. Образные слова нанайского языка. Л., 1973.

121. Киле Н.Б. Традиционное воспитание молодого охотника у нанайцев //Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. -Владивосток, 1984. С.127-133.

122. Киле Н.Б. Традиционный этикет взаимоотношений между членами семьи у нанайцев //Семья и семейный быт в восточных регионах России. -Владивосток, 1997. С. 46-52.

123. Киле Н.Б. Фольклорная лексика нанайского языка //Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. Владивосток. - 1981. -С.132-136.

124. Киле Н.Б. Фольклорное наследие нанайцев //Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока. Владивосток, 1983.

125. Киле П.К. Нанайская национальная игра //Мир детства в традиционной культуре народов СССР: Сборник научных трудов /Гос.музей этнографии народов СССР.-4.2. Р.2. Л., 1991. - С.75-82.

126. Киле П.К. Творческое наследие. Комсомольск-на-Амуре, 1993.

127. Козлов В.И. О некоторых методологических проблемах этнической психологии //Советская этнография. 1983. - № 2. - С. 74-79.

128. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии //Этнографическое обозрение. 1983. - № 1.

129. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса //Советская этнография. 1974. - № 2. - С. 79-92.

130. Козлов В.И., Шелепов Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования: Психологический аспект //Советская этнография. 1973. -№ 2.-С. 70-73.

131. Колесников Б.П. Очерк растительности Дальнего Востока. -Хабаровск, 1955.

132. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке //Социологические исследования. 1978. - № 3.

133. Кон И.С. Этнография детства. М., 1983.

134. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. - 333 с.

135. Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология /Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. - С. 122158.

136. Кон И.С. Нужна помощь психологов //Советская этнография. 1983. -№3,-С. 75-78.

137. Кон И.С. Проблема детства в современной американской этнопсихологии //Советская этнография. 1977- № 5. - С. 148-158.

138. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука. 1988.

139. Косарев В. Д. Рациональное и иррациональное в традиционном природопользовании у малых народов Приамурья и Сахалина //Этнографические исследования Сахалинского областного краеведческого музея: Сб. ст. Вып.5. Южно-Сахалинск, 1987. - С. 35-44.

140. Кочешков Н.В. Чудесный мир нанайской сказки //Дальний Восток. -1970. №1. - С. 144-145.

141. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего северо-востока СССР (ХУШ XX вв.) - Л., 1989

142. Крапоткин Д. От устья Тунгуски до сопки Каутырь //Зап. О-ва изучения Амур. края. Фил. отд-ние Приамур. отд-ния императ. Рус. геогр. о-ва.- Владивосток, 1896. Т.5, вып. 1.

143. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. -М., 1996.

144. Куренцов А.И. Животный мир Приамурья и Приморья — Хабаровск, 1959.

145. Кучеренко С.П. Рыбы у себя дома. Хабаровск, 1988.

146. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., 1999.

147. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической психологии. -М., 1995.

148. Левкин Г. Речные леопарды. Хабаровск, 1991.

149. Левкович В.Н., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье //Психологический журнал. —1992. № 6. - С. 36-42.

150. Левкович В.Н., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания //Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М.: Наука, 1985. -С. 138-153.

151. Легенды и мифы Севера. М.,1989.

152. Леонов Л.М. Морально-этические традиции: общее и национально-региональное //Педагогика. 1994. - № 4.

153. Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997.

154. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека// Вопросы философии. 1960. - № 6. - С. 23-39.

155. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе к изучению психики человека// Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т.1. - С. 22.

156. Ливеровский В.А., Колесников Б.П. Природа южной половины советского Дальнего Востока. Физико-географическая характеристика. -М., 1949

157. Липская Н.В. Нанайцы // Народы Сибири: этнографические очерки,- М. -Л., 1956.-С. 791-792.

158. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни //В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. -М.: Изд-во Московского университета, 1981.

159. Логиновский К.Д. О положении инородцев Амурского края и об улучшении их быта. Владивосток, 1906. - 24 с.

160. Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования. Владивосток, 1922. - 370 с.

161. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М. : Политиздат, 1991.166. .Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. -М., 1974

162. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997.

163. Магомедов З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980.

164. Малярова Н.В. К определению понятия «образ жизни семьи» //Семья и социальная структура социалистического общества. М., 1980.

165. Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос: опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). Ереван, 1983.

166. Маркарян Э.С. Локальные исторические особенности культуры и процессы экологической адаптации //Вестник АН СССР. 1981. - №1.

167. Мацковский М.С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР //Молодожены. М.: Мысль, 1985.

168. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М.: Наука, 1989.

169. Медико-географическая характеристика Нижнего Приамурья. -Хабаровск, 1972. 299 с.

170. Меляков H.H. Традиционное воспитание детей у малочисленных народов Севера. М., 1993.

171. Месштыб H.A. Традиционные средства сохранения здоровья у нанайцев и ульчей //Российский этнограф. 1993. - Вып.12. - С. 126-132.

172. Мид Маргарет. Культура и мир детства: Избр. Произведения /Сост., автор предисл. и послесл. Отв.ред И.С.Кон. М., 1988.

173. Миноваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания: Автореферат дис.д-ра пед. наук. Ташкент, 1989.

174. Миноваров А.К. Развитие семейного воспитания в Узбекистане. -Ташкент, 1984.

175. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.

176. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера //Психологический журнал. 1988. - № 4. - С. 44-53.

177. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. 1994. - № 3. - С. 42-49.

178. Нанайские и ульчские игры /Сост. П.Я. Гонтмахер, Ю.А. Самар -Хабаровск, 1994.

179. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

180. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период //Этническая психология и общество /Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. - С. 76-88.

181. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии //Социальная психология и общая практика. — М., 1985.-С. 127-138.

182. Никифоровский M .Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Собрал в Витебской области Белоруссии M .Я. Никифоровский. Витебск, 1897

183. Николаева О.П. Исследование этнопсихологических морально-правовых суждений //Психологический журнал. 1995. - № 4. - С. 79-88.

184. Никонов В.Д. Этнонимы Дальнего Востока СССР //Этническая ономастика. -М., 1984

185. Общественный строй у народов Северной Сибири 17 нач.20 в. - М.: Наука, 1970

186. Ограм С. Разорвавшая путы (женщины) //Тихоокеанская звезда. 1926. - 7 ноября.

187. Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.

188. Окладников А.П. Открытие Сибири. М., 1981

189. Онинка (нанай). Материал по работе среди женщин у нанайцев Хабаровского округа. //Тайга и тундра (сборник № 2). Л., 1930. - С. 97104.

190. Онинка (нанай). Положение нанай (гольдов) Хабаровского округа // Тайга и тундра (сборник № 2). Л., 1930. - С. 22-28.

191. Орнаментальное искусство народов Дальнего Востока. Комсомольск-на-Амуре, 1995.

192. Островский А.Б. Миф, экология мышления: "Дом горных жителей" в представлениях нивхов //Этнографическое обозрение. 1992. - № 3. - С. 96-108.

193. Отаина Г.А. Аборигены Дальнего Востока: 1993 год год коренных народов мира: история малочисленных народов Дальнего Востока с ХУП в до настоящего времени. //Россия и АТР. - 1993. -№ 2.-С.18-34.

194. Павленко В.Н. Введение в этническую психологию. Харьков, 1993.

195. Павленко В.Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий //Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-С. 53-60.

196. Павленко В.Н., Таглин С.А. Теория поэтапного формирования умственных действий: проблема этнопсихогенеза //Актуальные проблемы современной психологии. Харьков, 1993. — С. 85-88.

197. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, ХГУ, 1993.

198. Павлинская JI.P. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. JL, 1988.

199. Пассар А. Современный охотник Мэргэн //Дальний Восток. - 1965. -№5 - С. 150-151.

200. Патканов С. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения в 1897 году и других источников. Часть П. Прочие тунгусские племена. - СПб, 1906.

201. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс //Народы Азии и Африки. 1981. - № 4.

202. Першиц А.И., Трайде Б. Социально-экономические отношения, и соционормативная культура //Свод этнографических понятий и терминов. -М., 1986.

203. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983.

204. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. -Ашхабад, 1980.

205. Пирлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: Уч. пос. для студ. вузов и педучилищ. Ашхабад, 1977.

206. Платонов Ю.П. Проблема этнической социальной психологии //Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 6. — 1993. №1. -С.57-64.

207. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. -СПб: Изд-во СПб ун-та, 1993.

208. Подмаскин В.В. Рождение, воспитание и социализация детей и подростков у народов Нижнего Амура и Сахалина в конце XIX начале

209. XX вв. //Семья и семейный быт в восточных регионах России. — Владивосток, 1997. С. 82-93.

210. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно — русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). 2-ое изд., испр. и доп. -М., 1885.

211. Попов А.И. Названия народов СССР //Введение в этнонимику. Отв. ред. Ф.П.Филин. Л.: Наука, 1973. - 70 с.

212. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск, 1993.

213. Попов Б.Н. Человек в детстве о традиционной системе воспитания детей Севера. //Айсберг. 1991. - № 2. - С. 72-79.

214. Попов Стойко. Сознание и социальная среда. М., 1979.

215. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа "кут-сюр". -Якутск, 1994.

216. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979 (1966).

217. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности //Введение в этническую психологию /Под ред. Ю.В. Платонова. СПб: Изд-во СПБ ун-та, 1995.-С. 66-83.

218. Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: Игры и состязания /Науч. ред. Волков Г.Н. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 112 с.

219. Психология личности и деятельности школьника. /Под ред. A.B. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1965.

220. Путинцева А.П. К вопросу о некоторых жанрах устного народного творчества нанай. Ученые записки ЛГПИ им. А.П. Герцена, кафедра народов Крайнего Севера. - 1960. - С. 321-334.

221. Разрушим устои вековых обычаев и традиций по стойбищам и кочевьям Дальнего Востока. //Набат молодежи. 1929. - 9 декабря.

222. Региональные особенности межнациональных отношений: Материалы межвуз. науч. конфер., посвящ. году коренных народов (Якутск, 24 декабря 1993 г.). Якутск, 1994.

223. Росугбу Б.М. Малые народности Приамурья в 1959-1965 гг. -Хабаровск: Хабар.кн. изд-во, 1967. 222 с.

224. Рудман В. Туземцы Дальневосточного края научно-популярный очерк. //Амурская правда. 1926. - 30 сентября, 1, 2 октября.

225. Савин В.Н. Производственная группа и семья как основные социальные ячейки общества: Дис.канд. филос. наук. Свердловск, 1981.

226. Саидов Т.Г. Прогрессивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни (на материале Дагестанской АССР): Автореф. Дис. Канд. пед. наук. -М., 1991.

227. Самар Ю.А. Тотемизм и его ритуалы в образе жизни нанайцев и ульчев. Хабаровск, 1995.

228. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании //Советская педагогика. 1984. - № 9. - С. 28-30.

229. Селиванов В.И. Семья как коллектив //Коллектив и личность. М., 1975. - С. 105-115.

230. Сем Ю.А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. - С.121-139.

231. Сем Ю.А. Мифологические представления нанайцев о природе и человеке //Генезис и эволюция этнических культур Сибири (Сборникнаучных трудов) /Отв. редактор к.и.н. JI.H. Гемуев, к.и.н. A.M. Сагалаев. — Новосибирск, 1986. С. 30-44.

232. Сем Ю.А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX-сер. XX в.). Этнографические очерки. Владивосток, 1973.-314 с.

233. Сем Ю.А. Пережитки материнского рода у нанайцев //Труды Дальневосточного филиала Сиб. отд-ния АН СССР. Сер.История. Вып. 2. Владивосток, 1961. - С. 203-220

234. Сем Ю.А. Фольклор народностей Приамурья и приморья СССР как историко-этнографический источник //Фольклор народов Севера СССР. -Л., 1980.-С. 3-19.

235. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения /Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. Отв. ред. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1980.-240 с.

236. Семенова Л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций //Советская этнография. 1981. - № 1.

237. Семья в изменяющемся мире: Всерос. науч-практ. конф. 9-10 июня 1994 г.: Тез. докл. /Отв. ред. В.В. Ногаев Сыктывкар, 1994. - 168 с.

238. Семья в системе нравственного воспитания: актуал. проблемыевоспитания подростков: По материалам Всес. науч.-практ. конфер. В Баку 25-27 апреля 1979 г. /сост. М.А. Иволгин, И.Ф. Дементьева. М., 1979. -230 с.

239. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978.

240. Семья и семейный быт в восточных регионах России: Сб. науч. тр. -Владивосток: Дальнаука, 1997. 180 с.

241. Семья и социальная структура социалистического общества: Сб. ст. /Отв. ред. А.Г. Харчев, М.Г. Пенкратова М., 1980 ;

242. Семья и социальная структура социалистического общества: сб.ст. /отв. ред А.Г. Харчев, М.Г. Панкратова М.:ИСИ, 1980. - 190 с.

243. Семья и социальная структура: сб. ст. /отв. ред. М.С. Мацковский -М.:ИСИ, 1987,- 179 с.

244. Семья и формирование личности: сб. науч. тр. /Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИОП, 1981. - 96 с.

245. Семья как объект философского и социологического исследования сб. ст. /отв. ред. А.Г. Харчев. Л.: Наука, 1974. - 150 с.

246. Семья у народов Северо-Востока СССР: сб. науч. тр. /Отв. ред М.К. Панкратова Якутск, 1988. - 105 с.

247. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб, 1896.ндреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

248. Сявавко Е.И. Украинская этнопедагогика в ее историческом развитии. -Киев, 1974.

249. Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы //Сб. материалов республиканского симпозиума с международным участием. Уфа, 1994.

250. Смоляк A.B. Личные имена нанайцев //Личные имена в прошлом, настоящем, будущем: Проблемы антропонимики.- М.: Наука, 1970.- С. 166-172.

251. Смоляк A.B. Нанайцы //Народы России: энциклопедия /гл. ред В.А.Тишков. М., 1994. - С.239-242.

252. Смоляк A.B. О некоторых элементах сходства в культурах коренных жителей Нижнего Амура, тюркоязычных и монголоидных народов //Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск, 1987. - С. 72-79.

253. Смоляк A.B. Общие сведения о регионе. Народы Севера и Дальнего Востока //Семья: Традиции и современность /АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии. Отв. ред. Ганцкая O.A., Гришаев H.A. М., 1990. - С. 279285; 307-341.

254. Смоляк A.B. Пережитки древних традиций в семье у народов Нижнего Амура (нивхи, нанайцы, ульчи) //Семья: Традиции и современность /АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии. Отв. ред. Ганцкая O.A., Гришаев H.A. -М., 1990. -С. 110-124.

255. Смоляк A.B. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина: этногенетический аспект. М.: Наука, 1984.-246 с.

256. Смоляк A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). /АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо- Маклая; отв. ред. Ю.В. Симченко, З.П. Соколова. М.: Наука, 1991.- 280 с.

257. Смоляк A.B. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIХ-нач. ХХвв. -М.: Наука, 1975.-232 с.

258. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) //Советская этнография. 1992. - № 1. - С. 80-88.

259. Соболев А. Детские игры и песни. Владимир, 1915.

260. Соболевская H.A. Игрушка народностей Приамурья как этнокультурный памятник. Хабаровск, 1992.

261. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. М., 1988. - С. 111-125.

262. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.

263. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия //Соловьев B.C. Сочинение. В 2-х т. - М.: Правда, 1989. - Т. 1. (Приложение к журналу «Вопросы философии»).

264. Соловьев B.C. Собрание сочинений. Т. ® 1. - СПб., 1903.

265. Соловьев Н.Я. Семья в советском обществе: структура и функции //Культура семейных отношений. М.: Знание, 1985.

266. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.: Пер. с англ.. М., 1992.

267. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М., 1998.

268. СССР в цифрах в 1989 году М., 1990.

269. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе.-Л., 1987.

270. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогикиукраинского народа: Дис.докт. пед. наук. Киев, 1989.

271. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.

272. Степанов A.A. Хабаровский край. Очерки. Хабаровск, 1957.

273. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН, "Академический проект", 1999.

274. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Еникополов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. — М.: МГУ, 1993.

275. Строкач Ю.Б. Народные традиции в подготовке современных промыслово-сельскохозяйственных народов. Таежные и тундровые районы Сибири. Новосибирск, 1956.

276. Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса //Расы и народы. М., 1990. - Вып. 20. - С. 5-36.

277. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.

278. Сысоев В.П. Охота в Хабаровском крае. Хабаровск, 1953.

279. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974.

280. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.

281. Тимохин В.А. Традиционное в обиходе нанайцев и ульчей сегодня //Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». -Новосибирск, 1969. Вып. 1. С. 183-206.

282. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -352 с.

283. Тихвинский С. Записки миссионера: Воспоминания о жизни гольдов, гиляков, самогирцев, аинцев и др. инородцев, обитающих по р. Амуру и его притокам: Гиляки //Благовещ. Епарх. Вед. 1913. - №9-10. - С. 146152; № 11.- С. 179-186.

284. Токарев С.А. Тунгусоязычные народы Нижнего Амура и Сахалина //Этнография народов СССР. -М., 1958. С.505-511.

285. Томская Р.Г. Сравнительные исследования восприятия слов, изображения и мелодики у якутов и русских //Психологический журнал. -1995.-Т.16.-№1.-С.159-163;

286. Томская Р.Г. Этническая психология и деятельность: Сб. материалов вторых международных научных Ломовских чтений. М., 1994. — Т. 2. — С.102-104;

287. Туземные племена Амурского края //Вестник Дальневосточной республики. 1922. - № 2, С. 66-68; 1922. - № 4, С.7-13; 1922. - № 5б. - С. 48-55.

288. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6.- М., 1990.

289. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова- 6-ое изд., перераб. и доп.-Москва, 1991.

290. Хабарова. Охрана материнства и младенчества у нанай. // Тайга и тундра (сборник № 2). Л., 1930.-С. 124-127.

291. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1967.

292. Харчев А.Г. Быт и семья как категории исторического материализма //Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970.

293. Харчев А.П. Исследование семьи: на пороге нового этапа //Социологические исследования. 1986. - № 3.

294. Харчев А.П. Нравственность и семья. М., 1981.

295. Харчев А.П. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.

296. Харчев А.П. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы //Социально-демографическое исследование. М.: Статистика, 1978.

297. Харчев А.П. О диалектике процесса воспитания //Философские науки. -1986. -№ 1.

298. Харчев А.П. Социология воспитания: (о некоторых актуальных проблемах воспитания личности). М., 1990.

299. Харчев А.П. Трудный путь к зрелости //Проблемы нравственного воспитания в эпоху научно-технической революции. М.: Знание, 1973.

300. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. -Тбилиси, 1963.

301. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. Ростов-на-Дону, 1975.

302. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в Хакасской народной педагогике. Новосибирск, 1972.

303. Ходжер Г.Г. Амур широкий. Трилогия. Хабаровск, 19

304. Ходжер Г.Г. Сердце матери. Иркутск: Вост.-Сиб.кн. изд-во, 1988.

305. Ходжер Г.Г. Эморон-озеро: Повесть. -М.: Сов.Россия, 1974.

306. Хоруженко K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов-на-Дону, 1997.

307. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. унта, 1996. - 76 с.

308. Чадаева А. Я. Древний свет: сказки, легенды, предания народов Хабаровского края. Очерки о фольклоре. Хабаровск, 1990.

309. Чадаева А. Я. К югу от северного сияния. Хабаровск, 1982.

310. Чадаева А.Я. Национальная игрушка: Очерки о древних предках детской игрушки народностей Чукотки и Приамурья. Хабаровск, 1986.

311. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых// Советская этнография. 1967. - № 4. - С. 94-110.

312. Чебоксаров H.H., Арутюнов С.А. Передача информации как механизм существования этнносоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы. М., 1972. - С. 19-23.

313. Чернев И. Съезд туземной молодежи (открытие 1-го Дальневосточного съезда туземной молодежи) //Тихоокеанская звезда. 1926. - 17 мая.

314. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры// Советская этнография. 1972. - № 3. - С. 73-85.

315. Шаныиина В.В. Нанайская культура в дореволюционной литературе //Первая дальневосточная конференция молодых историков: Тез.докл. /Отв.ред. Крадин H.H. Владивосток, 1991. - С. 39-41.

316. Шафаревич И. Теория "малого народа" /Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия /Сост. Ю.В. Чернявская. Минск, 1998.- С. 380-457.

317. Шешунова Г.В. Семья в структуре социалистического образа жизни: Дис. канд. филос. наук. М., 1978.

318. Шимкевич П.П. Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с ними суеверия //Этнографическое обозрение, 1897. № 3.

319. Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии //Этническая психология. М., 1997. - С. 11-17.

320. Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношенийI

321. Психологический журнал. 1992. Т. 13. - № 1. - С. 15-23.

322. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, Адыгское отделение, 1989.

323. Шпет Г.Г. Введение в этнографическую психологию. СПб, 1996.

324. Шпет Г.Г., Поржезинский В., Челпанов Г. Докладная записка об учреждении кабинета этнической и социальной психологии// Вопросы психологии. 1990. - № 4, - С. 159-160.

325. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т.З. СПб, 1903.

326. Штернберг Л .Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. -"Хабаровск, 1933.

327. Штернберг JI.Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. С приложением статьи Ф.Энгельса «Вновь открытый случай группового брака. Под ред. и предисл. Я.П. Алькора (Кошкина) Л., 1933. - 186 с.

328. Шульгина Г.С. Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина (конец XIX- нач. XX вв.). Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1989. - 179 с.

329. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье в XVIII-XIX вв.: Дис. канд. пед. наук. Архангельск, 1995.

330. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

331. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

332. Энциклопедический словарь. T.IX, издатели: Ф.А.Брокгаузъ, И.А.Ефронъ СПб, 1893.-С.138. .

333. Этническая история народов Севера: Сб. /отв. ред. и автор предисл. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1982. - 269 с.

334. Этногенез народов Севера /отв. ред. и автор предисл. И.С.Гурвич. М.: Наука, 1987.-277 с.

335. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера (АН СССР. Инт этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1985. - 206 с.

336. Якупов 3. Региональный компонент в содержании курса педагогики

337. Янкова 3., Панкратова М. Функции современной семьи //Семья сегодня. -М., 1979. С. 18-27.

338. Янкова З.А. Городская семья. М., 1979.

339. Kardiner А. Психологические границы общества; Kardiner A., Lipton R. The Individual and His Society. New York, 1945.

340. Lowie R.H.// Boas F. (ed.) General Anthropology. Boston, 1938.

341. Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Anthropology. P.6.