автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков
- Автор научной работы
- Щекина, Светлана Станиславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Петрозаводск
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков"
Ой
и
На правах рукописи
щекина
Светлана Станиславовна
ВОСПИТАНИЕ В ПОМОРСКОЙ СЕМЬЕ Х7Ш-Х1Х ВЕКОВ
13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Петрозаводск 1995
Еабова выполнена на кафедре педагогики. Поморского междунаро ного педагогического универсияета имени MiB.Ломоносова
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор г.О.БУГОРИНА
Официальные оапонваты: доктор педагогических, наук,
профессор Н.Ф.ГАДЙОНОВА
кандидат педагогических наук, профессор А„Н, ЕРИТВИХИН
Ведущая организация - Универсизет педагогического мастерст»
/г.Санмг-Пегербург/
Зацива- состойся " 1995 года в часс
на заседании Диссертационного совета К 113.65.01 во зацкхе диссертаций на соискание учеаой es а пени кандидата наук » Карельской государсхвениом педагогическом институте /185 680, г;Петрозаводс! ул»Пушкинская, 17. Ауд.231/.
С диссергацжей можно ознакомиться. » бибдиохеке Карельского государственного педагогического, институт
Автореферат разослан * s г п ^^-^^уЛк^Ь г»
Ученый секретарь Диссертационного совета
А.М»Федоров
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....... .....
Актуальность исследования. Будущее общества в социально-историческом и культурно-нравственном плане определяется сохранением национальных и исторических корней. В этой связи необходимо изучать духовные ценности народа, среди которых одно из центральных мест занимает народная педагогика. .. Она.является., неотъемлемой частью той педагогической культуры, которая была выработана тысячелетним опытом самых разных этнических общностей. Как показывает анализ диссертационных исследований в области народной педагогики, особое внимание уделяется изучению педагогического опыта народов Средней Азии, Северного Кавказа, народностей Сибири и Дальнего Востока. Значительно отстает изучение сущности русской народной педагогики, которое ведется преимущественно в хронологических рамках Древней Руси (Б. Александров, Э.Д.Днепров, О.Е.Коше-лева, А.М.Мусатова, И.А.Печерникова, Н.Л.Пушкарева, Ю.А.Рудь, П. А.Храпаль). Не получили должного освещения в педагогической науке и вопросы русской семейной педагогики , особенно на ее субзт-ническом уровне.
Одним из таких малоисследованных субэтнических образований являются поморы, населявшие побережье Белого и Баренцева морей. Относительная автономность, особенности исторического развития, социально-экономического и географического положения• позволили поморам в чистом виде сохранить истинно русское национальное своеобразие, свойственное России на рубеже ХУН-ХУШ веков. _По этим же причинам в'жизни данной этнографической группы сохранились специфическая материальная и духовная культуры, своеобразный фольклор, традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение, в поморской семье.
. Важность .изучения проблемы семейного народного воспитания " с учетом регионально-этнических особенностей жизнедеятельности субэтнических образований, русского, народа, .неразработанность этого вопроса в педагогических исследованиях определили выбор темы исследования." "Воспитание в поморской семье ХУМ1-Х1Х веков".
Объект исследования: традиционный образ жизни поморской семьи ХУШ-Х1Х веков, рассматриваемый в качестве воспитательной среды. .-...-.... ~
Предмет исследования - процесс воспитания в поморской семье XVII1-ХIX веков.
Цель исследования: историко-педагогическое изучение опыта воспитания в поморской семье Х\'Ш-Х1Х веков, осмысление целей, методов и средств, регламентировавших этот процесс.
Задачи исследования:
1) Исследовать конкретно-исторические условия формирования социокультурной и экономической среды Поморья как предпосылки специфики образа жизни поморской семьи.
•2) Охарактеризовать образ жизни поморской семьи XVIIЬХ1Х веков как воспитательную среду.
3) Изучить содержание процесса воспитания (задачи, средства, методы) в поморской семье XVII1-Х1Х веков в структуре половозрастного подхода к воспитанию.
Методологическую баау исследования составили идеи:
- о взаимодействии экологического окружения, истории, культурной среды, взрослой личности и проективных систем (религия, магия, ритуалы, искусство, отдых, игры);
- о понимании народной педагогики как компонента социальной и этнической педагогической культуры;
- о целостности изучения образа жизни семьи как социального и педагогического явления. '
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) выявлены особенности социокультурной и экономической среды Поморского Севера XVII 1-ХIX веков;
2) впервые дан историко-педагогический анализ образа жизни поморской семьи, в рамках которой формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая конкретно-историческим .условиям система семейного народного воспитания;
■ 3) впервые рассмотрены особенности воспитания в поморской семье XVIН-Х1Х веков с позиции половозрастного подхода;•
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации позволяют более глубоко рассмотреть социально-экономические и культурные основы процесса воспитания в поморской семье ХУ1П-Х1Х веков, его своеобразные черты. Для этого были привлечены не использовавшиеся ранее в истори-ко-педагогических исследованиях источники.
Теоретические выводы и практический материал исследования способствуют более глубокой разработке педагогических курсов в вузе, служат основой для проведения спецкурса и спецсеминара, для подготовки учебных пособий историко-педагогического и психолого-педагогического характера, написания курсовых и дипломных работ. Педагогическая интерпретация имевших место в истории этнопе-
дагогических норм Поморья XV Ш-Х1Х веков позволяет выбрать то, —1 что практически полезно совершенствованию семейного воспитания в современных, условиях. Научные результаты данной работы могут найти применение при рассмотрении проблем организации воспитания и обучения, решения вопросов о цели воспитания и образования.
Этапы исследования:
1 этап носил поисково-эмпирический характер, в ходе которого определились теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная . литература;.....обобщался стыт-использования'элементов народной педагогики в семье и школе.
На 2 этапе изучалась история поморского края, его этносоциальное и этнокультурное развитие, особенности семейной народной педагогики, психологии, культуры, быта; анализировались семейные обычаи и традиций у соседних народов, определялись истоки их возникновения; разрабатывался спецкурс "Семейная народная педагогика поморов ХУШ-Х1Х веков". _ .
3 этап посвящен проверке и обобщению результатов исследования, теоретическим выводам и практическим рекомендациям, апробации спецкурса "Семейная народная педагогика поморов XVII1-ХГХ веков".
Апробация и внедрение в практику результатов исследования
осуществлялись на всех этапах исследовательской работы. Результаты ее докладывались на Международных Ломоносовских чтениях в 1992-1995 гг., на Пятом Соловецком форуме."Духовное возрождение--Русского Севера" (г.Архангельск, 1993); на областной научно-практической конференции "Семья на Севере: проблемы и перспективы развития" (г.Архангельск,, 1994); на заседаниях проблемной лаборатории и кафедры педагогики ПМПУ им, М.В.Ломоносова; на заседаниях Ломоносовского педагогического и историко-культурного исследовательского центра, перед учителями школ'И 10, 95, 28 г.Архангельска (1992-1994гг.) и в Областной школе Народных Ремесел (г.Архангельск, 1995), на курсах повышения квалификации АО ИППК.' С: 1993 по 1995 гг. автором был апробирован спецкурс "Семейная народная педагогика поморов-XVIII-XIX веков" на факультетах русского языка и литературы, историческом, в Педагогической мастерской 1М1У им. М.В.Ломоносова.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения и библиографии. В Приложение к диссертации внесены табличные материалы, характеризующие структуру и половозрастной состав поморской семьи, а также программа спецкурса "Семейная народная педагогика поморов XVIП-Х1Х веков".
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрываются логика построения научного поиска, научная новизна и практическая значимость исследования, конкретизируются методы и этапы исследования. -
В первой главе - "Образ жизни как фактор воспитания в поморской семье" рассмотрены методологические и общетеоретические аспекты проблемы образа жизни как фактора воспитания.
,1.1. В первом параграфе дан источниковедческий анализ проб* лемы исследования.
Первую группу источников составили работы обществоведов в области семьи и семейного воспитания._ Разносторонность и широта ' тематики этих работ дают основание выделить несколько направлений в изучении семьи. Прежде всего выделяются - работы по общей социологии брака и семьи (Э.К.Васильева, В.Б.Голофаст, С.И.Голод, И.С.Мацковский, А.Г.Харчев, Н.Г.Юркевич, З.Я.Янкова); - исследование' семьи как экономической ячейки, как ячейки потребления и организации совместного быта людей (Л.Н.Новикова, О.Н.Панкратова, З.Я.Янкова); - этнография семьи, исследования этнических процессов с точки зрения их преломления в формировании и развитии семей (Т.А.Ачугба, Т.И.Березина, Б.Х.Бгажноков, В.В.Бойко, Г.А.Богатюк, А.И.Воденичарова, Е.А.Гаер, Э.М.Гучинова, И.А.Докучаева, В.А.Зверев, Н.А.Кисляков, Ч.А.Мансимов, Р.Н.Мусина, П.А.Слепцов, В.В.Соловьев); - семья как основная ячейка воспроизводства населения (В.А.Белова, Г.А.Бондарская, Д.И.Валентен); - семья как институт социализации (Я.Арцимович, Н.С.Верещагина, А.Н.Зайцев, С.И.Исламов, Д.В.Луцык, Х.Рахимов, Л.Н.Тимошенко, Г.В.Шешукова). Источниковедческий анализ данных работ позволил выявить, что определение семьи как_ социального института, группы, основной ячейки (З.И.Алигоджиева, Е.Г. Балагушкин, Р.И.Бедалова, И.В.Бестужев-Лада, Г.А.Богатюк, А.К.Воднева, Б.Голофаст, И.А.Докучаева, Э.Коша, .Е.Т.Ларионова, В.Л.Ружже, В.Н.Савин, Н.Я.Соловьев, О.Тюрина, А.Г.Харчев, Г.В.Шешукова, Я.Щепаньский, Н.Г;Юркевич, З.Янкова) характеризует ее в качестве субъекта жизнедеятельности, сам же процесс жизнедеятельности характеризует понятие "образ жизни• семьи" (Э.К.Васильева, М.С.Мацковский, Г.В.Шешукова). Анализ литературы по проблеме образа жизни семьи позволил определить следующие принципиальные положения: .
_____- исследование - образа^ жизни- семьи означает выяснение'" всей™
совокупности ее конкретных видов деятельности, соответствующих им отношений,, а также взаимосвязь между ними. .Такой-подход: предпола-'-гает также анализ состава, структуры, и условий жизни семьи;
- состав семьи следует . ограничить, такими характеристиками как численность семьи (количество ее членов), характер родства, количество поколений в семье;
- под структурой семьи подразумеваются' отношения между ее членами, включаяпомимо отношений родства, ' систему духовных, нравственных отношений,' в том числе отношений власти, авторитета;
- под условиями жизни семьи следует понимать совокупность факторов макросреды (общие социальные условия) и микросреды (ближайшее социальное окружение).• Значимой для исследования является теоретическая концепция Дж. и Б.Уайтингов, в которой раскрывается взаимодействие экологического окружения (климат, флора, фауна), истории, субстанциальных систем, детского. обучающего окружения (культурная среда), взрослой личности и проективных систем (религия, магия, ритуалы, искусство, отдых, игры). Они приходят к выводу, что природное окружение в первую очередь воздействует на поддерживающие системы, экономику, образ жизни и социальную структуру, которые детерминируют разделение труда, статус и роль взрослых.
Вторую группу источников составили работы русских, советских и зарубежных педагогов о демейном воспитании, о.народности воспитания (В.Г.Белинский, П.П.Блонский, Я.А.Коменскш, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухом-линский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский,.С.Т.Шацкий).• Идея безусловной важности и необходимости изучения семьи и семейного воспитания в этногенезе четко выделяется в работах Г.Н.Волкова, А.Ю. Гордина, А.К.Миноварова, Ш.А.Мирзоева, М.А.Муратовой, 'А.П.Орловой, Я.И.Ханбикова, М.Ф.Шабаевой.
Важными.для понимания сущности исследуемой проблемы для нас явились диссертационные работы И.Арабова, Н.Г.Давлиева, Р.А.Васи-ляускас, Х.Рахимова, Р.К.Санабасовой, И.К.Халилова. В этих работах изучалась в той или иной степени традиционная семейно-бытовая культура определенного этноса, выявлялись специфические особенности его семейного народного воспитания. Общей чертой исследований является то, что родительская педагогика в них рассматривается как составная часть• жизни и общей культуры народа.
Анализ данной группы источников показал, что под "семейным воспитанием (или воспитанием в семье) следует понимать органичес-
кое сочетание систематического целенаправленного влияния (воздействия) взрослых членов семьи на ребенка, желающих сформировать его по определенной модели и повседневного, непреднамеренного влияния на детей и.подростков образа жизни семьи, примера старших, их . социального опыта (М.С.Стельмахович, И.В.Суханов, П.А.Храпаль).
Третья группа источников - этнографическая и историческая литература о Русском Севере, изучение которой позволил дать характеристику социокультурной и экономической среды Поморья XVI-II-XIX веков.
Анализу были подвергнуты: .
- комплексные описания истории, природы, хозяйства и населения края (М.М.Богословский, Д.Зеленин, А.Иванов, Н.Козлов, А.Михайлов, К.Молчанов, В.В.Никольский, Е.К.Огородников, В.В.Переплетчиков, А.Пошман, Б.Шергин, А.Энгельгардт, П.Яниш);
- исторические труды (В.Верещагин, А.И.Вештомов, В.В.Крести-нин, И.И.Лепехин, М.Н.Мясников, Н.Я.Озерецкий, А.Фомин, П.И.Чели-Щев);
- статьи и публикации о посещении Русского Севера (В.Майнов, С.В.Максимов, , В.И.Маноцков, Е.К.Огородников, М.Сидоров, В.П.Суслов;
- отчеты Архангельского статистического комитета;
- труды современных исследователей истории северного региона (Е.Н.Бакланова, И.В.Власова, Л,В.Данилова, А.В.Камкин, П.А.Колесников, А.И.Копанев, О.В.Кох, А.Л.Шапиро).
Анализ данной группы источников показал, что особенности социально-экономического, исторического и этнического развития региона-раскрыты достаточно глубоко и широко. Однако вопросам влия-- ния этих особенностей на специфику воспитательной среды Поморья ХУ1П-Х1Х веков не уделялось внимания практически ни в одном исследовании.
В данном параграфе уточнено содержание таких понятий, как "Русский'Север", "Поморье", "поморы", что позволило в дальнейшем более четко и дифференцировано подойти к отбору сведений, содержащихся в литературе. Сформировалось представление о том, что поморы выделяются в среде севернорусского населения по территориально-хозяйственному признаку: неземледельческое население сугубо беломорского побережья, основой хозяйства которого являются различные морские-промыслы (Г.С.Маслов, Н.Н.Чебоксаров). Такое опре-'* деление, существовавшее уже к началу XVIII века, отражало по существу завершение процесса формирования поморской группы северно-
- русского населения в приморской зоне и ее главного отличительного экономического признака - промысловой морской системы хозяйства.
Поэтому поморы рассматриваются нами как население адаптированное к природно-географическим и социально-экономическим условиям Русского Севера и,сформировавшее на этой основе специфичный народно-педагогический опыт.
Четвертую группу составили источники, содержащие обращение к.„ . проблеме образа жизни поморской крестьянской семьи.
.- Наиболее ценные для нашего исследования-источники можно разделить на две группы. Одна из них представлена работами, в которых содержатся разнообразные сведения по семейному быту и внутрисемейному укладу. Большой материал об этом имеется в "Известиях Архангельского Общества Изучения Русского Севера", журналах- "Этнографическое обозрение", "Живая старина", "Север" (М.С.Богданов, Г.Вертепов, И. И.Дуров, Д. А.Золотарев, И.Калинин,' A.A.Каменев, А.А.Чарушин). Однако вопросы семейного.' воспитания, .раскрываются . недостаточно полно и систематизированно. Авторы касаются их лишь при разработке различных проблем этнографии. Довольно подробно рассмотрены условия и обстановка родов (С.Зобков, Н.Н.Харузин, А.А.Чарушин), поморские игры, игрушки, праздники CA.Г.Иванов, М.Л.Ломберг, Л.Унин, Г.Цейтлин), положение детей в доме и обществе, их взаимоотношения со взрослыми (М.С.Богданков, И.Калинин, А.Каменев, П.Мокеев, В.И.Симаков, А.А.Чарушин, Д.Чирцов).
Для анализа состава поморской семьи нами были, привлечены ар- -хивные материалы, хранящиеся в Государственном Архиве Архангельской области (ГААО): экономико-географические и статистические описания, ревизские сказки 1782, 1795 г, картографические материалы подворной переписи 1785г..
Семейные традиции, этносознание, общественный и домашний быт поморов в современной литературе частично исследованы А.В.Бугано-вым, Т.С.Буториной, М.В.Битовым, И.В.Власовой, К.П.Гемп, М.М.Громыко, С.И.Дмитриевой, А.П.Лощук. Богатый по содержанию материал о поморской семье содержится в исследованиях Т.А.Бернштам. В них семейная жизнь поморов рассматривается в контексте их хозяйственной специфики и социальной организации.
Ко второй группе относятся работы,' рассматривающие народные юридические нормы, бытовавшие в сфере семейных отношений (А.Я.Ефименко, П.С.Ефименко, С.В.Максимов, С.В.Пахман).
Анализ источниковедческой базы позволил нам определить теоретический и исследовательский подходы к изучению воспитания в поморской семье, а также уточнить понятийный аппарат исследова-
ния.
1.2. Во втором параграфе рассмотрена социокультурная и экономическая среда Поморья как предпосылка специфики образа жизни семьи, оказывающая определенное влияние на характер семейного воспитания. Анализ литературы позволил выявить особенности социокультурной и экономической среды Поморья XVIII-XIX веков и факторы, влияющие на них:
- отсутствие татарского ига и постоянной угрозы внешней опасности. Это обеспечивало большую свободу духа и сохранность своеобразия воспитательных традиций;
- Север не знал дворянского землевладения, а, следовательно, и самых жестких форм крепостничества. На Севере существовала монастырская форма феодального землевладения, которая создала благоприятные условия для жизни крестьянского Севера. Все это способствовало более полному раскрытию художественных сил народа;
- хозяйственные и. культурные традиции поморов складывались в процессе тесного взаимодействия с традициями участвовавших в этом процессе инозтнических групп, а также в результате длительных этнокультурных контактов с соседями по региону;
- хозяйственная специфика жизни поморов обусловлена географическим фактором: необходимостью приспособления в новом для восточных славян (русских) регионе и развитием жизненно важной системы хозяйства - морской, промысловой;
- воздействие старообрядчества на общественный, семейный быт и культуру было значительным;
- морская деятельность вызвала к жизни потребность в грамотных людях, постоянные контакты поморов с официальными представителями власти и с иностранцами способствовали развитию грамотности и высокой книжной культуры среди поморского населения;
- предприимчивый, беспокойный, бунтарский дух русских переселенцев заложил основу определенного психического склада, который в результате естественного отбора привел к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувства собственного достоинства, свободы действий, независимости, живого ума, сдержанности и понятия своей особости.
1.3. В третьем параграфе дана характеристика особенностей образа жизни поморской семьи как воспитательной среды, проанализированы структура, состав, условия жизни (материальное окружение).
Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась "большая" семья -
- это неразделенная-семья, состоявшая-из "нескольких семей женатых-------
братьев, живших с родителями и их холостыми детьми под одной крышей. ........ . ' ..-.--. -------- ------- ■
Широкое распространение большой семьи в Поморье было обусловлено как сохранением.пережиточных .. патриархально-родовых форм общежития 'русского сельского населения, так и спецификой северного промыслового хозяйства, которое несравнимо удобнее было.вести большим, -спаянным сознанием своего единства коллективом. Это обеспечивало-сравнительно высокий уровень производительности труда, достигаемый за счет централизации средств производства и многочисленности людей.
Большая семья в Поморье носила в целом традиционно патриархальный характер,, т.е. она может быть представлена в виде "родственно-хозяйственного союза, так как с одной стороны, в ее основе лежало начало кровного родства, а с другой - члены ее были тесно связаны общностью хозяйственных интересов, .оказывающих огромное. . влияние на весь внутренний строй семьи и взаимоотношения ее членов".
Анализ литературы позволил установить, что
- "Род" в крестьянском быту поморов составляла, как и везде на Руси, лишь кровная родня в ее нисходящем потомстве. Поморы различали родство кровное и родство не по крови. К последнему они отнбсили "сватовство", родство по усыновлению, по "братанию" и духовное. . , . .....,........ .............................. . - •
- Кроме распространенных по всей территории России специальной "семейно-родственной терминологии" у поморов существовали и свои специальные названия "близких" родственников. - ..... - -
- Для поморской семьи, было характерно сохранение хороших связей с близкими и дальними родственниками, поощрялись добрые
' действия по отношению к ним, стремление прийти на помощь.
- "Большая семья" представляла основную, исходную хозяйственную - производительную и потребительскую - ячейку сельской"
. общины во всех речных и во многих морских рыбных промыслах, а в некоторых случаях - в морском зверобойном промысле, солеварении и сельском хозяйстве.
- Большая поморская семья состояла из нескольких поколений, находившихся в разных отношениях между собой в зависимости от со-, циального и поло-возрастного состава. Жизнь, обычаи и обряды, а также поведение членов большой семьи регламентировались нормами всего общинного коллектива и присущей ему культурной традицией. В целом эти нормы соответствовали общерусскимч представлениям, а
коррективы были обусловлены особенностями хозяйственного уклада и некоторыми историко-культурными различиями по берегам.
- Центральной фигурой' в составе поморской семьи являлся отец. В основе родительской власти отца лежали два совершенно разных начала. С одной стороны, эта власть основывалась на его нравственном авторитете, как родоначальника, поскольку этот авторитет создавался чувством привязанности, любви, уважения и почтения или поддерживался в , силу привычки, С другой стороны, эта власть находила себе сильную материальную.опору в положении отца, как домохозяина, не .только полновластно распоряжающегося общим семейным имуществом, но и владеющего личной собственностью, распределяемой им между детьми по своему усмотрению. Первое начало находит себе большее применение, пока дети еще не "пришли в возраст", постепенно утрачивая свое значение к периоду полной их возмужалости.
- Промысловый характер занятий местных жителей, участие девушек и женщин в ряде промыслов наряду с мужчинами на паях, а-иногда и самостоятельно, замещение женщинами ряда мужских должностей в сельской администрации (старост, десятских, почтальонов, гребцов и т.д.) во время отхода мужчин на дальние рыбные и звериные^ прмыслы, особая роль старообрядок-наставниц - все это создавало условия для относительного равноправия обоих полов или во всяком случае для более уважительного, чем в земледельческих районах, отношения к женщине.
- Поморская семья держалась властью не только одного отца -известная доля родительской власти и родительских прав принадлежала также и матери. Такой тип главенства (лидерства), позволял предотвращать семейные конфликты, поскольку одной из их " причин является борьба за лидерство в принятии определенных решений, касающихся жизнедеятельности семьи. По З.А.Янковой, наиболее предпочтителен тип двойного лидерства - наличие двух глав семьи (организаторов различных сфер внутрисемейной жизни), что и было характерно для поморской семьи.
- Поморская семья, сама по себе нуждавшаяся в поддержании определенного режима взаимных связей и отношений, была одновременно школой этикета. В правилах взаимного обхождения, действующих в кругу семьи, был представлен в миниатюре весь народный этикет.
На основе анализа литературы в работе воссоздан стереотип будничного и праздничного поведения поморов (взрослых), в первую очередь, в пределах семьи: описаны дом, одежда-и распорядок дня,
пища, традиционные народные верования:о доме, - семье, семейном очаге; рассмотрены элементы поморской народной культуры общения и этикета в контексте семейного быта, семейных традиций, обычаев и обрядов.
Таким образом, образ жизни поморской семьи был тем образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции/ обычаи. - Эта микросреда способствовала как стихийному, так и целенаправленному формированию личности помора. ■ Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Этот реальный педагогический процесс охватывал всю жизнь поморов - от рождения до глубокой старости - и проходил через ряд-этапов, соответствующих возрастным ступеням развития человека.
Во второй главе - "Особенности воспитания в поморской семье Х'/Ш-Х1Х веков""рассмотрены цели, содержание, -методы и средства воспитания в поморской семье в структуре половозрастного подхода. В исследовании мы опирались на следующие принципиальные положения:
- Система обычаев и традиций каждого народа была результатом накопленного воспитательного опыта в течение многих веков. Через эту систему каждый народ-воспроизводил себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг,друга-по--колений. Таким образом, традиции выступали этнопедагогическим механизмом передачи воспитательного опыта от поколения к поколению.
- Забота о сохранении, укреплении и развитии народных - обша- -ев й традиций, забота о передаче подрастающим поколениям производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими"поколениями, являлась во все времена у всех народов основной целью семейного воспитания.
2.1..В первом параграфе .. рассмотрена социальная значимость народных традиций, место народных традиций в семейном воспитании; охарактеризован дифференцированный по полу и возрасту подход к воспитанию в поморской семье, проанализирован образ совершенного человека (этикетные качества личности, которыми в идеале должен обладать истинный помор). . ..
В России вопросам традиций уделялось внимание в работах известных историков, .правоведов, социологов, философов (И.Е.Забелин, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев, Н.М.Коркунов, Н.И;Костомаров, В.И.Сергеевич, М.А.Рейснер, В.М.Хвостов и др.)
Особенно интенсивно велась работа по изучению традиций в этнографии (В.Г.Богораз, И.Е.Мандельштам, И.П.Сахаров, К.Соловьев, Н.Н.Харузин).
Педагогический аспект народных традиций отражен в исследованиях Б.Апышева, Д.Бешимова, Э.Х.Гале'ева, М.А.Дибирова, Ж.Доржие-ва, А.А.Исаева, Э.Х.Магомедова, А.Х.Мухамбаева, З.Г.Расулова, Х.Рахимова, Е.И.Сявавко, в которых рассматривается педагогическая практика народа на основе традиций и обычаев воспитания.
Анализируя сущность понятия- "традиция", мы пришли к следующему выводу: традиции имеют место во всех сферах общественной жизни, в труде, в быту, в духовной жизни. Они выступают как социально-психологические явления самой жизни, как факты действительности, как целостная жизненная ситуация, а не ее отвлеченная идеальная модель, схема.
Многие традиции и своеобразные черты поморского семейного воспитания могут быть поняты только с учетом той роли, которую сыграл в их выработке принцип половозрастной дифференциации.
Дифференцированный по полу и возрасту подход к-целям, методам, приемам, способам и формам воспитания свидетельствует о том, что подобная система воспитания могла сложиться на основе сознательного в педагогического творчества народа.
Ребенок становился подростком, подросток - взрослым и каждая смена возрастных этапов меняла субординационное положение члена семьи в системе "воспитатель - воспитуемый", а, значит, и его со-циалъно-нравственный статус. В исследовании нас интересовал"возраст не столько биологический (свойства организма и его. отдельных систем).„сколько возраст социальный. Под социальным возрастом мы понимаем набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда, места и роли ребенка в семейном коллективе, от его пола, от степени подверженности личности ребенка семейному воспитанию, т.е. целенаправленному воздействию со стороны членов семьи и стихийному влиянию ее образа жизни.
В диссертации рассмотрено обособление' возрастных групп на различных уровнях:
терминологическом - для них существовали особые обозначения; на бытовом - наличие специфического костюма; на социальном - степень участия данной группы в общественной и семейной жизни.
Для поморской семейной народной педагогики было характерно деление возрастного слоя под условным названием "дети" на три -возрастных периода: ' •• „
__________Период раннего детства - (от рождения до 7-8 лет). По народным^
представлениям младенцам и детям еще не полагались названия, образованные от., понятий времени и природно-биологического роста.' До 7-8 лет мальчики и девочки росли и воспитывались вместе. Помимо исполнения некоторых семейных обязанностей ("дестованье"-младших сестер и братьев, посильной помощи в домашнем хозяйстве) и общих развлечений, существовали мальчишечьи и девчоночьи занятия и игры, соответствующие склонностям и природе полов.
Подростковый период- (с-8-9 до 15-16 лет)' можно охарактеризовать как подготовительный к жизненным ролям, дифференцированный для мужского и женского пола. Характерной особенностью подростковой терминологии были названия, производные от природных и временных понятий и явлений, а также обилие социально-хозяйственных терминов, свидетельствующих об активном приобщении подростков к • трудовым функциям, а в собирательных наименованиях появляется разделение на мужские и женские подростковые „термины...
Следующую возрастную группу, "взрослых детей", мы называем собирательным термином "молодежь", подразумевая под ним возраст от совершеннолетия до вступления в брак. Исключительное значение, которое придавалось молодежи в традиционной семье, отразилось в особом положении данного возраста в семейном коллективе, его специфических функциях и поведении в хозяйственной, бытовой и ритуальной сферах образа жизни семьи, а также в развитой системе возрастного символизма.. .........- ......... —
Терминология, которой обозначалась "молодежь", указывала на совершеннолетие и готовность к вступлению в брак, свидетельствовала о переходе молодежи во взрослое. состояние, а-также-подчерки- -вала некоторое право голоса в решении семейных проблем.
Анализ коммуникативного поведения поморов позеолил выделить следующие этикетные качества: почитание старших, почитание женщины, гостеприимство и щедрость, честность и коллективизм, доброжелательность- и уважение между члена«! семьи и другими людьми. Создание образа совершенного человека свидетельствует о том, что поморы глубоко понимали важность воспитания, умели выделять" ведущие" и соподчиненные цели воспитания и черты личности.
2.2. Во втором параграфе рассмотрены цель и особенности воспитания в поморской семье детей раннего возраста.
Повышенное внимание- к маленькому ребенку - в этом характерная особенность поморской народной педагогики. Причем оно сводит-" ся не только к заботе о физическом состоянии - младенца, но и предполагает осознанную заботу о его духовном развитии. Это объясня-
ется эмпирически познанной закономерностью - наиболее эффективно воспитание, начатое в раннем детстве.
Рождение ребенка представляло собой важное событие, в-жизни помора. Дифференциация по полу проявлялась уже в самом отношении к появлению на свет мальчика и девочки. По мнению Т.А.Бернштам, рождение девочки в поморской семье воспринималось неодобрительно, главным образом со стороны мужской половины семьи. Подобное отношение • характерно для русской (и не только русской) крестьянской среды в целом и потому не является чем-то специфичным. Наиболее реальной причиной для недовольства родителей было экономическое состояние данной семьи: в маломощных семьях дочери воспринимались как "убыточно животно" в силу того, что за каждой из них надо было дать■приличное приданое. Это могла сделать не каждая семья.
Делью воспитания ребенка в раннем детстве, на наш.взгляд, являлась-забота о его физическом и душевном здоровье. Ребенок в этом возрасте был окружен - изобилием воспитательных средств. В работе рассмотрены лишь те средства воспитательного влияния на личность ребенка, которые, по нашему мнению, ярче других отражали специфику поморского семейного воспитания детей в раннем возрасте. К ним относятся - средства физического воспитания и ухода, "материнская поэзия", игры, игрушки, средства поощрения и наказания, религию..
Своеобразными были средства физического воспитания и ухода в первое время после рождения ребенка. К ним мы относим заботу о содержании тела в чистоте, правильное пеленание, заботу о кормлении, обучение ходьбе и др. До года ребенок не мог участвовать в физическом самовоспитании, и главная роль в этом случае принадлежала матери, которая знала, согласно поморской пословице, что "Дети - что цветы, уход любят". Уход за ребенком был неотделим от общей культуры и условий материальной жизни, поэтому нами проанализировано в системе поморского семейного воспитания материальное окружение ребенка: колыбель, средства ухода, пиша и одежда.
До двух-лет в поморской семье доминировал индивидуальный способ воспитательного влияния на ребенка, в которой ¡ведущее место принадлежало "материнской поэзии".
Теоретическую базу, позволяющую выделить воспитательную сущность "материнской поэзии", составили исследования В.П.Аникина, А.Н.Афанасьева, П.А.Бессонова, Г.С.Виноградова, О.И.Капицы, М.Н.Мельникова, Е.А.Покровского, П.В.Шейна. К "материнской поэзии" они относили следующие жанры устного народного творчества: колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки, сказки. Наиболее
яркий и самобытный характер среди _этих средств воспитательного — влияния на личность ребенка в поморской семье имели колыбельные песни. Колыбельные песни поморы называли "байками", а исполнение их - "байканьем". На основе анализа воспитательной и дидактической сущности колыбельных песен в параграфе дана их классификация:
1". Песни с пожеланиями сна, здоровья, хорошей жизни.'
2. Песни, содержащие обращения к ребенку.
3. Песни с обращениями к Дрёмё, Сну, Покою, Угомону - персонифицированным. носителям сна: ,
4. Песни,' где главными героями являются сказочные, иногда страшные существа - Бука, Бабай.
5. Песни, содержащие обращения к птицам и животным.
6. Песни, в которых главное' место занимают мотивы социальные - заботы и тяготы крестьянской семьи, трудовое будущее ребенка.
7. Песни, содержащие пожелания смерти ребенку.
8. Песни, отражающие мечты матери о будущем богатстве ребен- ; ка..............
9. Песни, в которых взрослые высказывают свои мысли и переживания, не рассчитывая на понимание ребенка.
Нелегкая судьба роженицы, трудности ухода за малолетними детьми, важная роль материнской школы в формировании подрастающего поколения, доминирующий до двух лет индивидуальный способ воспитательного влияния на ребенка предопределили особенную роль матери в семейном воспитании.
Первенствующая роль матери в воспитании детей, ее доминирующая роль подчеркивается в поморских пословицах. Роль отца в поморской народной педагогике также ценилась. высоко. Однако, его воспитательная деятельность в произведениях фольклора и этнографических материалах раскрывается слабо. Педагогическая роль отца рассматривалась скорее в плане авторитета, нежели в плане его практической деятельности по воспитанию. Отец в воспитании детей представлял •собой скорее фактор моральный'(защищал, требовал) и материальный (содержал семью), нежели непосредственно педагоги-ческийч Это обстоятельство еще более подчеркивает исключительное положение матери в воспитании подрастающего поколения.
Анализ игр и игрушек как-средства воспитания позволил '' выявить, что:
- Для семейной педагогики поморов характерно отсутствие половой дифференциация детей в возрасте до 8 лет в основной для детей игровой деятельности, --что закрепляло одинаковое, внеполовое обращение к мальчикам и девочкам.
- 13 - . .
- Через коллективную игру ребенок вступал в жизнь, общество, и все это определялось единым источником- - семьей. Источник один, а результаты разные в зависимости от материального, социального, нравственного ее положения/. Таким образом, поморский ребенок играл в полном соответствии с хозяйственными, социальными, природными условиями жизни своих родителей.
- Детские игры в поморской семье носили опережающий характер, т.к. дети наблюдали и проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Так, девочки играли в игры, имитирующие реальные собы- ~ тия, - свадьбу, вечеринки, семейную жизнь и т.п.; мальчики проводили время на море (реке).
- Игры и игрушки являлись первым средством воспитания, определяющим дальнейшее развитие характера, ума, рода занятий. С их помощью дети легко и естественно постигали житейскую мудрость, нравственно-практическую философию этноса.
2.3. В третьем параграфе рассмотрена специфика традиционного трудового воспитания подростков через раскрытие ведущих форм трудовой деятельности этноса с момента складывания его хозяйственно-культурного типа, при этом учитывалось половозрастное разделение труда, а также роль и место семьи в этом процессе.
Для этого были проанализированы общетеоретические аспекты проблемы трудового воспитания: трудовые традиции, их преемственность, традиционная система трудового обучения и воспитания, при' общение детей к традиционным видам труда, представления крестьянства о труде и их роль в трудовой подготовке детей (В.Ф.Афанасьев, Г.Д.Баубекова, Т.И.Березина, Н.Б.Битиева, Р.А.Василяускас, " Г.Н.Волков, Л.К.Гостиева, Ж.Д.Доржиева, В.А.Зверев, А.Э.Измайлов, Т.И.Мацейкив, Р.М.Пашаева,. Р.Рахимов).
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что в формировании, совершенствовании и закреплении специфических форм и методов трудового обучения и воспитания играют определенную роль природно-географические и социально-экономические условия жизни.
Освоение приморской северной зоны и развитие различного рода морских занятий потребовали совершенно новых форм организации хозяйственной деятельности общины, в которую входила мужская половина большой семьи. В мужской общине подростки и молодежь проходили неизбежные промысловые стадии - от зуйков до кормщика, набирались практического морского и житейского опыта, обучались промысловому языку, обрядам, обычаям. В мужскую общину мальчики вступали в возрасте 8-9 лет - в качестве зуйков, юнг, прибрежных ловцов, получая определенный пай, т.е. внося долю в бюджет и хо- •
зяйство семьи_____________________________________- ------------- ----------- —
Девичьи трудовые названия - нянька, пестунья, казачиха - говорят, о широко развитых в Поморье семейных обязанностях . старших сестер 4-5 лет и- институте наемного труда девочек 8-12 лет для домашних, полевых и иных работ. Девочек постепенно подключали ко всем женским видам труда. В этот период происходило формирование и обучение будущей невесты-жены-матери.
Анализ ' традиционных видов трудовой деятельности поморов позволил сделать" вывод о том, что ознакомление'с трудом'взрослых и совместная с ними деятельность нацеливали подростков на освоение основных видов традиционных трудовых занятий* Они передавались и усваивались в процессе непосредственного общения взрослого и ребенка, путем подражания наглядному образцу. Вот почему пример и образец трудового поведения окружающих ребенка людей являются первостепенным для усвоения норм трудового поведения. В работах Н.Ф.Прокиной и С.Г.Якобсона была показана роль наглядного образца как опоры при овладении соответствующими формами поведения. Проведенные ими исследования показали, что после овладения формами поведения потребность ориентироваться на конкретные образцы исчезает, а привычка соблюдать их остается как прочно освоенная норма поведения. Именно поэтому поморские дети умели делать то, что могли взрослые. Приобщение детей к традиционным видам труда в поморской крестьянской семье можно условно разделить на три возрастные ступени: _. _________ _______ ______ _____
- - ознакомительную (с 2-3 лет до 6-7) - время игры, начало морально-психологической подготовки к труду, приобщение к наиболее ранним видам "детского труда";- - .. - . _ .. .......
- формирующую (с 6-7 лет до 11-12) - период включения во вспомогательные работы в промысловом и домашнем хозяйстве, формирование трудовых умений и навыков. С этого времени трудовая подготовка ребенка зависит от его половой принадлежности, при этом поморы строго соблюдали принцип'посильности и постепенности;
- основную (с 11-12 лет до 14-16) - включение в производительный труд. ■ ...... - •-- - - - -
Главными действенными средствами воздействия на сознание и чувства подростков, средствами убеждения и наставления при воспитании уважительного отношения к труду были в поморской семье пословицы, поговорки, предания, игрушки, общественное мнение, раз-• личные виды взаимопомощи. "
- Таким образом, целью поморского семейного воспитания подростков была психологическая подготовка их к трудовой .деятельное-
ти.
2.4. В четвертом параграфе подвергнуты анализу образ жизни молодежи до вступления в брак, мотивы поведения, формы и способы демонстрации межполовых отношений данной половозрастной группы; семейные обычаи, касающиеся порядка и условий, а также возрастных границ при заключении брака; рассмотрен порядок отыскания невест и процедура сватовства.
В воспитании, молодежи ведущей целью была подготовка к семейной .жизни на основе народных семейных традиций, обычаев и обрядов. Анализ предбрачной обрядности позволяет выделить следующие особенности подготовки молодежи к семейной жизни:
- Особую роль в контексте семейной обрядности играло целенаправленное привлечение обществом внимания детских и молодежных возрастных групп к межполовым проблемам. В повседневной практике такая установка реализовывалась через возможность участия подобных групп в молодежных "сборищах" (посиделках), которые происходили в избах. Посиделочная изба становилась таким образом символической "семейной" избой в деревне, где парни ("мужья") встречались с девушками ("женами"). Имитация семейной жизни на посиделке способствовала развитию и формированию у молодежи определенного взгляда на семейные отношения, на распределение семейных ролей. Однако, права, роль и поведение девушек в посиделочной "семье" были исключительными, как бы равными таковым же мужским в реальной семье. Взрослые женщины такими правами в реальной жизни не обладали.
-• - Большинство молодежных сборищ и гуляний являлись подготовкой к будущей семейной жизни и отношение к ним определялось в первую очередь этим событием, поэтому "вечеринки", "беседы", "игрища", "хороводы" представляли собой по существу публичные смотры -девушек и невест.
- Конечной целью таких молодежных "собраний", было определение степени готовности к браку предполагаемых пар, ознакомление их с • нормами полового поведения, выявление отношения к данному браку сельского общества.
- В этот возрастной период положение девушек-невест было особенным.. Так, в поморской семье девушка-невеста получала определенные преимущества перед своими сестрами (особенно если она была старшей), в первую очередь - в свободе поведения и нарядах. Менялось отношение к ней семьи, ее старались славить, т.е. создать и упрочить за ней лестную и похвальную репутацию. Несмотря на относительную свободу поведения молодежи, многочисленные доб-
рачные_связи и договоры молодых людей о женитьбе, в Поморье все же практически повсеместно существовал институт насильственного брака. ..Молодежь по-своему сопротивлялась.браку- по принуждению: девушки отдавали тайком залоги, после чего родители вынуждены были соглашаться на брак; устраивали свадьбы "убегом", "уходом" и., т.д. Вечеринка в целом (в первую очередь святочная, так как она обычно была последней в девичьей жизни перед свадьбой) являлась в сознании девушек и общины как' бы олицетворением всего периода' добрачной.обрядности, .из-которого девушка переходила-в другой период - свадебный (брачный).
- Основными мотивами заключения брака были следующие: побуждения экономического характера, случайность, привычка, любовь, осознание необходимости воспроизводства жизни.
Изучение процесса подготовки молодежи к семейной жизни позволяет сделать вывод о том, что в основе как коллективных, так и индивидуальных норм поведения, касающихся взаимоотношений юношей и девушек, лежал взгляд на семью как на важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина. Вся система поведения молодежи в добрачный период была ориентирована на развитие тех отношений, которые должны завершиться вступлением в брак.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
1. Воспитание в поморской семье... определялось . своеобразной . _ экономической и историко-культурной ситуацией, сложившейся в Поморье к ХУШ-Х1Х векам. Оно было обусловлено объективными экономическими, социальными, географическими, климатическими, другими. -. условиями среды и во многом выступало как результат исторической адаптации данной этнической общности к окружающей среде.
2. Особенности социокультурной и экономической среды Поморья XVIII-XIX веков оказали воздействие на процесс формирования, закрепления и передачи последующим поколениям традиционных привычек, установок, ценностных ориентаций, морально-психологических и волевых черт, и особенностей. Они опосредованно влияли на образ жизни поморской семьи через мотивы и установки ее взрослых членов в различных сферах жизнедеятельности. В результате у поморских жителей проявились особые черты характера, своеобразный психический склад личности. Уровень развитости черт характера непосредственно влиял на процесс семейного воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику основных свойств характера, т.е. на воспитательные идеалы, семейные
- 22 - ■
отношения, нравственные ценности, на воспитание трудолюбия и мно-. roe другое.
3. Воспитание в поморской семье мы рассматриваем с позиции . анализа ее традиционного образа жизни как воспитательной среды и
целенаправленного воздействия взрослых членов семьи на ребенка, желающих сформировать его по определенной модели. Своеобразие жизненного уклада семьи, условий ее бытия, многообразие ситуаций,, -в которых разворачивалась жизнь семьи и складывался ее социальный опыт, влияли на характер семейного воспитания, на его направленность, содержание, методы, средства и результаты. То есть, образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным прост. ранством, микросредой, в которой влияние морально-этических традиций и норм поведения способствовали как стихийному, так и целенаправленному формированию личности ребенка.
4. Ведущим принципом воспитания в поморской семье являлся ^ принцип половозрастной дифференциации, который способствовал вы, . делению в границах каждой возрастной группы ведущих целей, идей,
методов и средств воспитания.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
1. Характеристика особенностей воспитательной среды Поморья XVIII века. Тезисы. V Соловецкий форум.// Архангельск в современном мире. Часть 1.- Архангельск, 1993, с.58-60.
2. Программа ."Семья".// Национально-региональный компонент в образовании.- Архангельск, 1993.
. 4...Поморская семья как школа этикета и общения.// VI Ломоносовские чтения. Программа и тезисы научной конференции 16-19 ноября 1994 г.- Архангельск, 1994, с.42-44.