Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Восточные воспитательные традиции как средство формирования нравственных качеств у учащихся (На основе опыта работы с учащимися IX—XI классов на материале фольклора и письменных памятников)

Автореферат по педагогике на тему «Восточные воспитательные традиции как средство формирования нравственных качеств у учащихся (На основе опыта работы с учащимися IX—XI классов на материале фольклора и письменных памятников)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Казиева, Хумар Асим кызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Восточные воспитательные традиции как средство формирования нравственных качеств у учащихся (На основе опыта работы с учащимися IX—XI классов на материале фольклора и письменных памятников)"

МЙЯ1М(|:Г^^рХВ^-:][1АР0Д110Г0 ОБРАЗОВАНИЯ У1 А|Ё I? БЛ ЙдЩнС К О Й РЕСПУБ Л И КИ

ГО С^т^УвЙ ГГ 11'ьш- ПЁД Л ГО Г И Ч ЕС к и и

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи 37.01(100—11) (091)+373.1.034

КАЗНЕВЛ ХУМАР ЛСИМ КЫЗЫ

ВОСТОЧНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ

(На основе опыта работы с учащимися IX—XI классов на материале фольклора и письменных памятников)

13.00.01—Теория и история педагогики

АВТОРЕ Ф ЕР А Г

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Г.ЛКУ — ПК)!

Работа выполнена в Азербайджанском научно-исследовательском институте педагогических наук.

Научный руководитель:

—кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник А. Н. Аббасов.

Официальные оппоненты:

—доктор педагогических наук, профессор А. Ш. Гашимов, —доктор педагогических наук, профессор Р. Ш. Мустафаева.

Ведущее учреждение—Гянджинскии государственный педагогический институт им. Г. Зардаби.

Зашита состоится . * 'ЬЛ____1991'г.

в . /77 '" часов на заседании Специализированного совета К-054.01.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Азербайджанском государственном педагогическом университете.

Адрес: 370000 г. Баку, ул. Уз. Гаджпбекова, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке АПУ.

Автореферат разослан _^ г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент

И. Н. ИСАЕВ

(ВДДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальное??, йзаененяя, происходив ь страна,огра-

»автся гааке а ссо^емо сбразий&гжа, В пераод, когда широкое раопро-сграьзняо получача кдйя суверзнивга образования в республике £ и дазвоа с$ерз ярозедегод сзргде.ш-:ягя работе. В точение длительного зрза>зиа «с^рв^яшето cáp&3 casas?. а Азербайджанской рво-

аублкхг гоедггдевггя рйззгзкззгк сфгрз «гродасго образования, пвда-гегячзск'з'л *зг;к£сггк&»*» е&воягаазеогы» а дряхлая категоркямн яас-э.-тенля.

Бс ъеж oKOívíax сбуазсзйавя скола играет роль переходного ме-хэвгзма. Духояза еядошдо, евдзаязае о сгнотзеяпш гевиямл, сэд-тавеззга Д9обходо>г:я дня ссхранзага и райватия, а »ахаю обагачвло-

б0ч9скяз д^л пэшвходяг из походачяя d локолзште. На bu3i'b2sa сомнения то, что едшоз лг-я псо.х ссдернаняе обучения и воогыгааля ляпает возможности вагдаэ конкретно» кацшэ сформировать своч национальное самосознание, Икола, общественно з воспитанно должна опираться на воспитательное трацжии, дугсовине ценности, котогко используются в семейном воспитании детей. Естественно,что осуцествлетт в сеиье воспитания ребенка на восточных воспитательных ¡традициях, а в школа - на западных сказнваатся на aro доведении, обращении с окрукахдаю, взглядах я пр.

Концепция непрерывного образования в Азербайджанской раолуб-лике предполагает использование в педагогической процесса восточник восшлатальних традиций, ^градаций национального воспитания. Этим и оградаляагод один из актуальности избранной теми.

Помимо этого, внедрение концепции: непрерывного образования а республике, естественно, заявит необходимость в развития национальной педагогики я национальной психология. Прячем при разработка соответствующих учебных пособий, несомненно, опора будет делаться

на традиции восточного воспитан:«, на исследования, построенные о учитом национальных ъоспитателъних аде,:.

Следовательно, исследуемая проблема могег считаться акту ал пой к с этой позиции.

В-?раты;х, как е процесса обучения, так и при проведении е, классных цзроориятьй педагогические коллективы недостаточно ввк; вид уделявг такому важному вопросу,как аосшианЕв обучающихся в шеобразовательных ¿иколах,в гш число учащихся 1Х-Х1 классов на < кове йооточних пссиятательных традкцш!.Поэтому проводимая в акта в этой аспекте работа не является научно обоснованной,но носит < ккзеванного харакгзра.Додускаеымз в даняой сфера недостатки объ< явтея рядои причин.Учителя,организаторы внеклассной а внапхолш работы,представители общественных организаций,библиотекари,руко! ДЕ26ЛС ккс^ к классов в доланоП мере не знают методику проводите с учащимися работы,у них отсутствует интерес к ней,кратка недоев точно также необходимой паучяо-методичесной литература и лр.

Таким образок, третий аспект, определявший актуальность про лены .связан с необходимостью разработка для с'бае образовательной яколы соответствующей научно-педагогическол и методической .литер яуры.рекомендаций.

Ксслвдуеиая проблема до настоящего времени на долзшок урова яе разработана как в со-оэиш масштабе, тан и а масштабе ресдублл Правда,рассматриваемая проблема,га ели ише ее стороны в опреД,л ной мере затрагивалась такими учеными,как В.¿.Афанасьев, Н.Б.Еш бЕа, Л.П.Буеьа» Г.Н.Волков, А.К.Алаев, Ф.Г.Кочарля, З.Т.Раоуяса, В.К.Ханбиков и др., которые в своих исследованиях освашагот лриро, народных и советских обычаев и традиций, закономерности из раза» тпя г, роль в формировании личности, причины иву чести обычаев и трчдящм прошлого.

Большое внимание яамк било уделано анализу исследовании леда-гов и психологов. Некоторые лз них (А.Г.Алиев, А. Асе льде ров, Л.Лосанова, А.С.Мамядов и Г.А.Г.улло?) раесматрдвалл ляиь школь-э традиции ; другие учение 0.1.1/1. Агаев, К. З.Магоиедоза, НЛ.Марзо-, К.А.Муратова, З.Г.Нигаатов) иссладоаалк национальные и общеет-нные традиции.

Кандидатские диссертации С.Ф.Ригзенова, Г.Н.Скратнева, С.СЛа— ева & др. посвящена социал^ст;:чеак;:;,'. обычаям традициям. 3 дан-х исследованиях характеризуются национальное традиции той или ой национальной республлки, отмечается целесообразность ислсль-ьанил в семье я шкале црогрессглзлих традл^й в духовно« гоепкта-и детвЛ. Так, А.К.Ахяеза останавливается на кслользсгаяш нрсг-сслвных народи нх обычаев и традиций в посплгателькнх целях в семьи школах Северного Кавказа, Б.Апгаев и А.А.Мухаибазва - казахов, А.Асельдеров и З.М.Глагокедова - дагестанцев, Ы.А,Муратова - уз-ков, Л.А.Досанова - киргизов, З.Г.1кг;/.атоБа - татар.

Однако специальное доследование, посЕяшэшюе проблеме форми-вания нравственных качеств учачиисся с использованием восточных ^питательных тр^даццй, как ухе отмечаюсь,- отсутствуе™.

Осиовзваясъ на вншедзлсгсенном, дет исследования била избрана едугаая тема: "Восточные воспитательное гращящи как средство ркирования нравственных качеств у учащихся" (на основе ог.ыта разы с учашшкзя 1Х-Х1 классов на материале фольклора и письменных мятнлков).

Объект ассделовавия - процесс ффииронания нравственных ка-ств личности.

Предмет исследования - формирование иравстпэацух качеств у уча-хся 1Х-Х1 классов .использованием восточных: воспитательных традя-й в процессе обучеяш и во внеурочных «еродряягаях.

Цедь дсоледозаадд —определение рахуюгшиих форы-'а путей ор-

Г£1Ш5ации ргостч по формированию .у учашихся 1£-Х1 классов нравственных качеств на основе восточных восп£тательних традиций, созда вне системы этой раоота.

достижение доставленных целей потребовало решений следуюлих 'задач :

- изучить сущность проолеиа ¿ вопросы асторки проявленгч ¡1 р, вития восточных воспитательных традиций";ааязить воемсчностд нрав ечняого восдатаная в $олькдсре л письмеан'ых ланяодисах;

- .лроаналазкрсаать состояние' исследуемо:; гроблены в .чаучьо-пчдагогическс;: и шюдичесхо!* литературе", а :гк*е в даягелгюсгя с^иеойразогагвлынлс шссл республйкк';'

— - определять с точки зрения проблей, возмсзяости и пути при: тгл уч&иимся ьрагсгвевних качеств 'г- "процессе обучения ;

- вияви?ь рапионачьнуе $орцы ч дути сбормировавия у учащихся нравственных качеств во нреия айенласоних мероприятий.

3 ходе исследования с учет-. поет-гзлсннжс целей к задач была выдвинута сле;ушая рабочая гипотеза^ прстшсс $оркирсваиЕЯ у учащихся IX-XI классов нрЕВСТбейиах -каагсмз с оасроЕ на восточные во< питательные традяцяш' а с ледользоеамсц -.чёкотосы:. сопяагъно-ппдап г».ческях условий будет аЗД-ектгвдде 'в 'тог случае, если:

- каадн« члэнон-'водагогйческсго%сл.'>к,гкгг йудут утягиваться ьогжс-каосха лрквяшз" бацксаал^ибго- сгаосо-'юпгя» а так>-е национал к>гй ¿осдитдоедьнии потенцкал ;

- е процессе ."срапсдазашхя одзыдоде даст*:ггсн, в тс« члсле л; тгратурн'и эздкя я психологии семахаой тазни ¿уду? использована в< хочзше ьссш'.т&.хелмшз традиции;''"

- внеклассзаяг.рзгога о учазядася Суде; оргднлчйохи увязывать-ел с ррсточншш всоплгатйльыш градация»«, икольники будут возшс-;икиься я;: доносе эггх 'храд^ид,-, ъ ю «е аре..;я им иудут соойшш

необходимее сведения об этих традициях, что создает оптимальные условия дли проявления и формирования у молодого поколения нравственных качеств.

Методологическую сопору исследования составляет диалектический метод. При изучении состояния проблемы были рассмотрены восточные (¡.•ольклорниа образцу и письменные памятники, постановления л решения о школе и народном образовании, концепция непрерывного образования и ресцгёлкко, труди педагогоЕ-кдассикод, передовой

шюлънил опыт.

Б дкссертацлк попользованы иласоладувиго тодч последопляпп: метод изучения и анализа устных и письменных восточных памятников, научно-педагогической и католической литературы; наблюдение, беседа, анкетный опрос, педагогически:; эксперимент.

G позиции проблемы проводились наблюдения на занятиях, пноклас-оных воспитательных мероприятиях по курсам литературы и этики и психологии семенной низгл. Одновременно наблюдения велись за деятельностью школьников, учителей, руководителей. школ и классов, представителей общественности, проводился опрос учащихся и родителей.

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, обучающий, контрольный. Экспериментом оыли охвачены иколи J» 18,31,44,1X1,172 г.Баку, ДО 1.2,2,5,12,16 г.Гп.дан, jfji I и 3 г.^анлара, Ж I и 2 г.Даакесана, ¿Xú 2 и 4 г.Казаха.

Научная нсиизна исследовании состоит и том, что впервые создана система работы по крнвич-кю учаишцея IX-XI классов нразетаашшх качеств на основе восточных воспитательных традиций, рациональные •{ерма н пути лрох?едс:ш этоX декЗоти, опт;:г.:а7ы:::с ззардавя!; ;г< сссер-¡венеэтюваепл с везиапи лройтсхи вияххони гездэзпоптл процесса обучй-

яяя 7, Bin-Jwaccai'x aepoi:pi4ü''iíí;

.r¡p¡ty.Tgtoc-.s:-:i! заг.ч."'юо?ь "иекпкт.-.пик. Отрг.генная г ди^сорт^п;. система patíos», кпгоилрэд«.! cíaiv, р^льтат:; кос;:сдс~

ша.ы позволяет правильно оргашзррпть доятся ыюетх, псдйгогичзски по молодо"! ^'Д^лс;':« п^здси с!^;-"

' :.'.ст:;'х 0.ль г.;:;. .гскь;;]: г

п'-дш'огичсска:: "гу&хл, до?У1Сдов ьа

',:хг поо:-^::..:.-,:; ::•: '^дсдда: , и псоуго .у-х'С'--

мико. педагогика" к оо^члопдх;:.:-:;. ^чеС;:"/. ^ос.^йгл .

- .Ьсетод^е тгдд>-;.д:, бо.:;:л1.прггк-Ц^дыгул гозг^г^исг^к'Н ;

зл'лым-тс-з Б «фракрсванна .чраэстлеиши дадоотг; у ;

- воячау с а учаб:ш ароцзсос, и го счеурочиж кероиргатиях слодуст .-^аодг.оогагь 1.ССХ0ЧНИ6 ¿оигшгагелш;^ традиция как с-дпо я ва:.;*кд;,средств с дргв;:?;и: учсжг'.с.» слоокгс кор&пкшх качеств.

"¿со '»удег сеохгзгствовать к кэщзшрш непрарзввого образовав в р>эс;:.,'&;;исе.

Знтх?":-. г.са?лугз'''0'" {юл'еяонпвгд.Шцзжзгссмоа система г-иЗо "* ' шоддена ~ часхлчяо яля вшюотж в рядо «код дт'«!^:;;/, гДязкоозпд,..Хс».'!;1

Казака.

Сод?ртаалз дкосоргацик. 01 раг^гио и ?. Vплодам статьях, кв'годичсскс« вособап. и одно».?

с'.'г'/кттгц ьсслет-аигя.Еасссогагип соотогу из зг-рдспел, двух глав, выводов к рекомендаций, <5ибдяогра^ж.

Во пведеики сСоойовивготся аи'ельвеси. пс&годоввшш,обт-вкг, яркднот.цедь и задачи, научная новизна, опредсдяетоя практическая значимость, рабочач гипотеза, выдвигаемые на заюкгу яодоження.

В £ г-попв раосизтраьаохся врояакшние и волрос?! истории, развитая восточнах восипгазельнах традиций, выявляются ^озмояскости, пр; доставляемое для ирпствеаяого тгсскатангя ^одьтаоро« я пссздвшюад ядчягнйкаг-.д :;ж,'ссгва. Зд>зоь выявляется сусноохь тосмогравкт«: н гасоодтзд«, а гсгдс. гкзт связалки с аробдс«оГ. огдильнах сопвт.

а тем числе "градация", "яоепитагелыше ¡градации", "зротегзашнв ачества" и др.). Отмечается, что традиции являются прошлым, наемщик а будущим каждого народа. Традиции формировались на протяжении еков. Народ отражал их в повседневной кизни, камонных памятниках, ольклоре. Восточные мыслители воспевали эти традиции, и, отражая своом творчестве, передавали из проллего в настоящее и в будущее, В кизаи калдого общества традиции пгратот ваетую роль. Традиции редстасляют. собой совокупность ооеестсепасго опиха юиряиго поколо-пя. Сш являются за\агаь средство;: сохранения и передача опита иово-у поколеяя». В срашшпги о другой средствами воспитания традиции олзе зиачикн, '.мне кик они охгас-и'гаэт сирокко аасси л обладал ис-лотителышм оыоцяоналышм зоядс~сталск.

Проявлении традиций - естественный исторический процесс. В то е преет люди могут осознанно закреплять ту лли иную традицию, а акке содействовать устранении другой традиции, причем жизненность эп или иной тррциции в значительной мере зависит от уровня обаест-зниого сознания народа, класса и определяется им.

■По нашему мнению, под воспитательными традициями следует пони-ать утвержденные исторически общественное форму связи, которые, вреходя из поколения в поколение, преобразовались в нэзыкк. Бос-ктателыше .трсдиц;щ также подчиняются диалектическим законам, то оть они не вечин и могут в разлпчльх исторических условиях подвер-атьел тем или пныи изменениям. Воспитательные традиции ¡.'сизиесто;:-сти благодаря навнкс.4, людям, общественному ¡«ценна. Ьдесх создавай я поддермважей созданное силой является оех народ. Банную оль .¡грает ого «аровоззршш, образ «язна, эстетический вкус, от-эшеаяе к наследи», оравохвеяивд нормам,

Праяепой того, что обычаи и градами сохраняйся на л*дат.тьгак.1 ^скольких псколглин, лвляс^ся л?: содержат ель;; ост:, и

характер, благодаря которым они глубоко дускаэт корни б чувства, овущзнкя и сознание лздеп, возбуздаэз эстетический вкус. Евзиев-ность воспитательных традиций объясняется неразрывной связью народа с ни:/.;;, обращение« его к она традшцшы и повседневной апзни, воспитании детей и 2.д.

В исследовании раскраизогся такке вопросы привития учащимся нравственных качеств. По мнению автора диссертации, Нравственные качества представляют собой наиболее благородны человеческий о'щу-вошш, которые' внутренне ярисуша человоку, дустали корни л его нравственности, духовном мире. Эти ощущения должны помогать человеку быть чутким в повседневной штп, стимулировать к хорошим поступкам.

3 данной диссертации рассматривается также роль ¿фольклора в нравствен«.ом воспитании. Вез фольклорные образца облццаэт шгаоки-Ш1 возможностями для использования их в нравственном воспитании. ' В фольклоре воспеваются обычаи и традиции народа, лыбевь и ненависть, радость и горе, етлакип и мечты, Фольклор тесно связан с жизнью народа.

При рассмотрении в исследовании возможностей фольклора в фор— шровашш нравственных качеств пкольникои анаглзирсоалиоь его отдельные жанры. Следует отметить, что в народе всегда существовал интерес к различным жанрам фольклора - пословицам, погопорка;.!, ба-яхы, сказкам, дасгаяач, колыбельным и др. Образцы устного народного творчеству использовались в повседневной кизни, в обаонш: поспит алии детей к т.д.

Азербайджанские пословицы воспитывают у подраставшего поколения гакио благородные чувства, как доброжелательность ("Долаи добр?, не делай одолжения"), ("За доброту добротою отплатят"), скромность (^Дерево, когда приносит плода, клонится книзу"), му-

sqgído, твердость ("Лучше стоя погибнуть, там киь на коленях"), друзбу к товарищество ("Друг познается, когда беда стрясогся").

3 .исследовании перечислятся условия, обеспечивающие, эй^озшга-ность нравственного воспитания с использование« пословиц. Боепитанию детей, бесконтрольность этого процесса рано или поздно прздосит свод горькие плоды. Если у ребенка есть какие-либо нодостатки,следует объяснить ему,. кал от акх язбазлтьея, убодать его сделать ото. В лроггазиом случае следует использовать рагднчаыв форки праву наказания. ■

В соответствии с восточиигш восянтателышмц традициями, особое 'внимание в семье уделяется воспитанно девочки. Это находит свое отражение и в пословицах. Ошибочный поступок девушки, ее легкий харак-тар бросает тень па честное имя соиьи. Es будущее счастье во многом зависит от того, как она воспитала в семье. Только в доме у мужа проявляются способности девушки. Учитывая это, в народе говорят: "lopcaia ты в девицах,, какова-то будешь з иивестах?"

Вышеуказанные пословица, возникшие на основе восточных обычаев и традиций, естественно, виявляат лицо каждого народа.

Как и в' других видах фольклора, в 'баяты основное место занимают такие понятия, как товарищество, дружба, верность, од ае с rao, храб~. рость, патриотизм, гуманизм, честность st порядочность, увааеиие к родителям и пр.

Восточные воспитательные традиции в той или иной мере находят сооа отражение и а сказках, основным мотивом которых является борьба добра и зла. Восточные сказки, возникающие в устной форме, со-взршенствующиеоя в сознании многих поколений, и являются зеркалом, отражающим щедрый характер, дакалюбиз, трудолюбие, гуманизм, высокий даховво-нревсгвенша облик народа. . .

; В диссертации о позиции.рассматриваемо!": проблем проачелигшро«-

ван ряд восточных сказок. Воспитахальиоа ьоздействиа сказок азвр-байдаанскогс, 'арабского, узбекского, афганского, татарского, таджикского •/. др. народов исключительно велико и виз зависимости от возраста форикруат благсродииа качества личности. Например, в азербайджанских огузках "Шахзадз и Малека"„ "Шах Аббас к три састры" говорится о таких качествах, как смелость, доброжелательность, щедрость, привязанность к труда, скромность, бесстрашие ; в- афганских сказках "Адедм:аи п Дурханк", "Кутуб-хан и Низо" говорится о чистоте, высокой ляши, товарищасивв к дружбе между юношами и девушками ; в узбекской сказке "Щэдрый и Скупой" - о муяостве и бесстращня; в арабской сказке "Адкбаба к сорок разбойников" - о шадрости, заботливости, уме и других качествах,

В исследовании рассматриваются такие письменные памятники искусства, гк« "Ал а ста", "Китаби-Додз Коркуд"в "Кабуснаыо", "Калила и Дщша", "Ахлагкамо", "Насихатнаме" ; "Лзслага-Е:.сяри" Н.Туск, "На- ■ сихагиама" А.Бакихаиоаа, "Насдхеанаме" М.М.Напваба, "Крылатые ело- • ва" М.Т.Сядгя и др., с позиции проблемы характеризуются труды выдающихся мыслителей Востока.

Б данных произведениях ярко отражены какие' восточные воспитательные традиции, как особенности свыейаого воспитания, воспитанна мальчиков и давушак, трудовые традощи, сыновний долг, уважение к старшим, родителям, иншине, честная и праведная кизнь, умение идти на уступки я пр. Каждое из указанных выаз произведений содержит богатый ыатеркад для привитии таких высоких нравственных качеств, как товарищество, друЕба, гуманизм, справедливость, патриотизм, привязанность к родной зоиле и 'забою: & о. о о лрецаегалди, трудолибяе, заботливость, мужество, верность и т.д»

В. диссертации упор делается также на произведения Гудаки, На-сир Хосрова, Гетран Табризи, Тасаа ибн Али Хадже Низамульыулзак, 1а-

хана Ширвани, Дехлави, Махтымгулу Фарам и др., их материала этих произведений отобраны и сгрудшфоэалы воспитательные традиции, кнели о воспитании.

В данной главе анализируется таучно-педгзгогическап и четодйчес-кая литература, а такие состояние вопроса в общеобразовательных школах республики. Изучались такие аспекты проблемы, как отноиенка родителей (п том числе на основа восточных воспитательных традиций) к воспитательной работа, отношение учителей к работе, проводимой в этом направлен::;; семье, связь родителей с педагогическими коллективами. В результате било установлено, что ракоторие педагогические коллективы в ряде случаев не хотят выходить за рамка учебных программных требований, объясняя это там, что в противнем случае сталкиваются с замечаниями инспекторов л ыотодястон отделов народного образования, руководителей ыкол.

В ходе исследования баю так-де ниявлево, что ь 1Х-Х£ классах в должной море но организуется работа ло ознакомлению учащихся о восточными воспитательными традициями, образцами устного народного творчества, мыслями о воспитания яз Корана. Внимание пкольникоа не сосредотачивается на воспитательных традициях, выработанных человечеством и нашедших отраженно а работах корифеев педагогической мусли. Культура чтения учащихся находится на весьма низком уровне. В особенности недостаточно занимаются чтением мальчики, в результата чего а соответствующе]! ситуации они не могут употребить пословицу или поговорку, имеют девархшепша сведения о сказках народов Азербайджана я.Востока. Не в состоянии они такке красочно, интересно и' увлекательно рассказать сказки,, которое прочитали или услышали; в ряде случаев они ке ЫОХ75 понять основную пдэв, выдвигаемую в дан- -иои.яанрэ устного народного творчеств я- поэтому ке стремятся воспитывать в себе ссотватствующм- ¿^честна. Из личных наблюдений, бе-

сад с членами педагогических коллективов, школьниками, родителями, представ ете.шш: ебцесгвеняых организаций, руководителями базовых организаций, дошкольных воспитательных учреждений становится ясно, что несмотря на то, что у каогих учащихся и сформированы такие качества, как заботливость, патриотизм, деловитость, трудолюбие, гуманизм, вежливость, тактичность, "уибняо идти на усгудки, увояздиэ к старавд, .правдивость, совестливость, товарищество и друаба к др. у ряда школьников данвьа качества развиты на очень низком уровне. У одной части учащихся проявляются гакио отрицательные г<ачества,ка1 кестокость, безрадостность, грубость, безразличие, лень, пеажурат-ность, несправедливость, лживость, новклоляенко своего обецашш, ш уаааадие к груду, лукавство, воровство.

В результате опроса школьников бил сдслан вывод о том, что npi чиной всех этих недостатков наряду с другими факторами является soî факт, что учителя и родитола почти аз знаков о восточный! воспита1 тельнккн традициями, о восшиагеяыщми мыслями из произведений восточных маслите л ей. • . •

Во II глава рассматривается рациональные формы и пути использования восточных воспитательных традиций s привитии нравственных качеств школьникам. В scia: целях анализируются возможности процесса • обучения (курсов литературы и эхикп и психологии семейной тани) и внеклассных мороприягий., . .'

Привлеченный к. эксперименту учителя s процессе преподавания отдельных материалов курса литературы помимо традиционных методов обучения, применяли ¡такие способа и приемы, как . л а кадии баседа, выразительное чтение, шкцредмазшая с^язь, сравнение,. технические ере, стаа обучения, проблемная, ситуация, самостоятельная работа над текстом и др. В результате школьники правильно,воспринимали конкретный вопрос, а также факты и явления/ оказывающие воздействие

' 1а.

:за нравственность личноегл.

Б диссертации основное вникание было уделено таким произведении из курса лат ораторы 1Х-Х1 мае сов, как "Хосров л Шран" К.Гян-1*еви, "Лейла и Ксдкиуи" М.-^изули", отрывок "Крата Гаизой Гирата" :з дастапа "Корогды", "Гора ¿ахрадяана" Я.Бнзарова, "Алааь" Д-г.Дхаб-5арлы, "Странный человек" Н.Хакмета.

В ходе исследования выявлялась такие роль тадад те;,; лз курса 'Этика а психология семейной хазка",как ''Нравственные основы ззаамо-лдошаная мальчиков а девочек", "Товарищество д дру:гба", "Всспита-ше датей в семье", в приватна учапамся нравственных качеств. При грохо'кдешш отдельных той определялась рациональнее сута использования восточных воспитательных традиций,

В названной главе описываютсятакке рациональные формы формк-зованкя нравственных качеств у школьников з процессе проведения вне-слассных мероприятий. Пра это« отмечается,. что на современном этапе »неклассная работа монет считаться эффективной в том случаэ, еела >на содержательна, с точка зрения образования и воспитания, а основ-ша ео направления' соответствуют воспитательным задачам, поставлец-шм аеред общеобразовательной школой' концепцией непрерывного обра— юваная а Азербайджанской республике. ■ •

В диссертация конкретно определяются основные цели и задачи ¡неклассной работы, по пришило школьникам нравственных качеств на >сково восточных воспитательных традиций, подчеркивается, что лре-юдаиая работа, о одной сторона, долкна содействовать углублению шаняй, сообщаемых на уроке (в класса) по отдельный предмета;.;, в :ом числе курсам латзратурн а' этики к психологии семейной чазни, (альнейиэыу расширению лрпвяваеиих навиков, с другой стороны -- раздевать знания,..умение л навыки с учетом задач, стоящих а наохоядао |рекя перед школой. .

В исследовании с уцеяок, ах значимости для привития учащимся нравственных качеств нкаеследующие форма внвкяаоо

ной работа: беседы, диспуты, читательские конференции, просмотры кинофильмов и спектаклей, обсуждения и др.

В данной главе говорится также, об организации, методике, проведения и результатах эксперимента. На парном этапе эксперимента у школьников наблюдался низкий уровень овладения нравственными качества/ж на основа восточных воспитательных традиций.

С учителями к родителями учащихся IX-XI классов была проведена беседа. Родители были привлечены к занятиям родительского университета. Здесь наряду с другими вопросами они ознакамливались с восточными воспитательными традициями, воспитательными мыслями, наставлениями, выдвинутыми в работах восточных мыслителей, письмен ных к устных памятниках искусства. Повышение педагогической культу ры родителей, овладение ими более широкими.представлениями о восточных воспитмелышх традициях дали возможность еще более усовершенствовать оемейноа воспитание. Следовательно, восточные воспитательные традиции передавались учащимся непосредственно родителями, в процессе бесед, ври помощи наставлений или других форм воспита-.тельного воздействия.

В ходе эксперимента члена! педагогического коллектива били дат определенные задания, рекомендации. Они приобрели ясные и четки! представления о постановке процесса обучения и внеклассной деятел кооти на основе восточной воспитательно«; системы.

3 третьем случаа о .восточна* воспитательных традициях речь иш непосредственно в клубе, в процесса обучения, отмечались воспитан •вне ¿¿ислд, родителям такяо tiuaz показаны пути дальнейшего воспитания дет ей. .'■'.:', ''

• На втором эт.апэ зксперимзата'tí результате целенаправленной, ^opranusoBoapñ^.'sanfl^EpoBaíiBOü. деятельности а -уровне - аосшиакнос-

'я учащихся 1Х-0Я классов произовши существенные изменения. Об этом яадзтвльстзует и нияослздугазя таблица.

Таблица I.

Знакомство с восточными поспитаголышшт традициями, лшсдями о воспитании

-1---1---

Источник !• До экспзркм.| Посла зкспоркм.

____|аиста<■ •; оавяя{ ¡срадгГГ^"

цшсомссво с воспитательными чслямя

в фольклорных обраьцах 12,2 • 29,0 46,8 52,4 37,1 10,5 гшсьношшх памятниках

искусства 19,7 32,3 . 53,0 50,7 36,9 12,4

в работах мыслителей Востока 21,2 36,7 42,1 49,9 33,2 16,9

Примечание: уровень воспитанности проверялся до и после окс-■ргашна в трзх'одинакова* массах. Общее количество учеияхел

0 чоловак (указатели по). • •

Итоги второго этапа эксперимента позволили перейти к треть-у этапу. На этом этапе урозень воспитанности учащихся 1Х-Х1 клас-в, состояние овладения ими нравственными уачесгвами подвергались сверка различными способшн и методами исследования.

Уровень воспитанности проверялся путем организации различных р. Например, "Кто знает, больше пословиц?" ■занимает особое иесто здя других лгр. Додобвдю жгру целесообразнее проводить з млад: классах, однако учитывая то, что она способствует вилвлепив ¡пени знакомства учащихся 1Х-Х1 классов о фольклорными образца- ■

1 огщ такке привлекались к игре. Игра проводилась в двух варлаи-

I вир,такт. Одйн из школьников выбирается ведущим, остальные Д| те делятся да два отряда. Ведущий объявляет та;,¡у пословиц, которые учашися следует вспомнить. За хавдуи пословицу на данную тему дается один балл, набравший наибольшее количество баллов, отряд становится победителем.

• Для игры могут быть отобрали такие теш, как "правдивость и парность", "заботливость", "уважение к родителям", "ваюшзость", "патриотизм", "трудолюбие", "героизм" и др.

П. вариант. Учащиеся делятся на два отряда. Снопа один из них выбирается ведущим. Обращаясь к отрядам, он говорит отделышо слов; Отряди дро себя вспоминают пословицы, в которых употреблены эти № ва. Предположим, ведущий объявляет слово "отец". Учащиеся приводят в качестве примера нижеследующие пословицы: "Отцом не стал, отца Н' ценит", "Отца-мать почитать - горя не знать", и т.д.

Или, например, ведущий произносит слово "сестра". Отряды начинают вспоминать пословицы о сестра: "Раз у сестры - своя семья, на, ней не власть твоя семья" и др.

Для изучения уровня воспитанности учащихся 1Х-И классов знания ими образцов народного творчества широкое место было отведено 'проведению игры "Заверши пословицу '(или баяты)".

На третьем этапе эксперимента проведенные наблвдения, беседы, опрос, анкетирование, изучение и анализ сочинений школьников,творческих раЯот, школьной документации дозволили выявить нижеследующи сдвиги (см. табл.чй Z)l). - ••,."'•'

Как видно' из таблицы, на третьем этапа эксперимента уровень привития , а) качеств правдивости к верности бил следующим: у ыаль чикое - 54,2% .- высокий, 32,2% - средний, 12,5? - низкий ; у девочек соответственно 56,1$ - высокий, 30,6? - средний, 14,35? - низкий ; б) векливосгл: у' маг&чщюв 50,5? - высокий, 30,0? - средний, 19,5? -¡низкий, удевочек 52,7&- высокий, 36,2? - средний .и 11,1?

к.

[экий.

Таблица 2

Уровень сформированное!!: нравственных качесав

(Результату опроса, проведенного родителями учаоихся экспериментальных классов)

!...................................-.......г ! Благородные ! У р о л н и

! качества Т высо; >

I Т 1 ! ТГГП 1 тх ! Л» | а'/." ! 1 д'.- 1 1/1 • 1 Л*

Правдивость д верность 9 00,1 32,2 30,0 12,6 14,3

Любовь к родителям, оабоха 0 них ''-5 5 60,1 40,1 31,1 11,3 8,6

Способность прислуживаться к словам старкой состри и старшего брата 4.1,1 *^ 2} о оо п Чо % » 34,7 16,8 13,3

Способность заботиться о младивй сестре и брате, помогать им 41,6 53,4 О О .' -< 1 с) 31,1 26,5 18,5

Вежливость 50,5 52,7 30,0 36,2 19,5 11,1

Простота л скромность 46,0 55,4 37,5 35,3 16,5 19,3

Терпение и выдержка 43,9 53,2 33,0 20,2 20,1 17,0

Трудолюбие 50,3 51,4 31,6 36,3 18,1 13,3

Примечание: х) М. - мальчики; Д. - девочки. В опроса участвовали родители учаяяхея 11~Л. классов.

Таблица Я 3.

Уровень сбэрмированкосгд нравственных качеств

(Результату опроса, проведенного членами педагогического коллектива)

(а процентах)

Р'Г ~ | У^р о и н и ^

; Благородны а ; высокий ■ средний ; низкий,

Еа_ _! Энсп. Гкоптр!* ЭгсспТ!Контр! ДкогОконт

2 Г~5 ! 1 ' ! ГГс.

I ' ' 1 ' 2 3 4 6 6 7 8

I.Патриотизм 51,1 46,4 32,6 30,6 16,3 23,0

2,Дружба к товарищество 49,0 33,9 30,4 32,0 21,6 34,1

3.Чслои еколюбнс 50,8 41,6 £0,1 31,2 16,1 27,2

• 4.Уважение к родителям и забота о них 60,6 43,3 28,9 32,7 10,5 24,0

5. Уэакйшю к женпиие, оказание помощи в трудную минуту " 53,2 ОГ) л 1 ^ 33, Ъ 40 Д 13,3 30,^

6. Справедливость - 47,4 Г^О Г 2 38,3 10,4 22,5

7. Бетлетость 51,5 26,? , 13,0 ¿¿7, V

8. Тактичность 50,3 37,2 34,2 ОС т чи } 1 15,5 КФО » ^

3. Чувство ответственности 45,9 35,1 37,6 -'1,6 16,3 23,3

10,Умение сдерживать свое слово 43,0 35,3 42,0 44,5 15,0 20,0

II. мужество 51,2 40,0 31,5 33,6 18,3 26,4

12. Доброжелательность 53,8 39,3 32,1 32,1 14,1 27,2

13. Скромность 42,1 30,6 38,5 47,1 13,4 22,3

14.Заботливость 45,0 35,1 45,3 39,8 9,7 25,1

15. Дружелюбие 46,7 42,0 41,2 33,3 12,1 19,7

16. Умение идти на уступки 42,2 40,3 39,2 43,6 16,0 16,1

17.Объективность 44,3 32,9 41,4 46,1 14,3 21,0

18.У.чеш1е признавать свои ОШИбКЛ 30,0 35,5 43,0 49,2 17,0 20,0

19.Умение разделить радость другого 49,2 41,1 42,4 31,6 18,4 27,3

20 .Верность-... 47,2 36,2 35,5 45,8 17,3 16,0

21.Трудолюбие 51,1 42,7 34,0 30,2 14,9 27,1

Примечание: В спросе принимали участ не 154 члена ледаг ■огпчос-

кого' колдах1

'test aunr.o "b зт третьи» тпмае зкспчриквнта члскы лв-

_г-}тотп!1йахто Г'л!г^н:-. полгаеи;:« ypr-;;;.i овладей;:;'

r-v.-ccca впскс;;:.«! ü ран с с i; .н r/n качества'/,::, -■то, иссжн'гзно, ягллз:ся якгляднш овкдетедьстаок лгаряссшюго -рула )Ч:гть.\!и\, оогясгу'ант.'х т.е. орга-

к cr'c'j'pf.'üo;: ;:;,чосгл ко рапстj:<= п• íy i'oon,'y:j'¡;io v'.íai!.¡::;cH ло коочо^ккх т.ос;:г,тигельных тр'здитгпх.

Гг< исего следует, что по r;>; к.;:лао~

исг грпкл г;ороирк,'1ТИя ггг~лх «озг/.'бплкув роль в ¿ршия: 1.-.;/.гя правстхсшшх качеств. Ярк эхе« зозез ле обязательно, пгсСм сЧсодн, диспуту, об'зуудешыt jipccwo?pu' ia.no а зоагродмиж аосхаиодас госьл» цсдахсь востсчш;« воспататедьки« грэда^ик:« достаточно уиссясгхь в лроцессо проведения вшкласених мероиркятяК о тех характерна ьос-точнчх возпятйтельта градкчкях, которые оказали бы вездеЬсгзио па икопьшшов. Воспитатель {учитель), организуя своя дслт?льйсо:ь, т«к-ко долхеи строить свои зэюзгоогясвевкя с учениками в аспскто, пре-íxycí<cvp«3iw4f. в иесгочк1«: роепкаогелыгах трэлтяях.

В результате проведенного исслодозамкя били оделшга следующие впвед'«:

I. Уогвго п aaotutana лддягяккя обладают бс№гю.»д гозуожноо-тя'лх до нр-тзотвоааого воспитания яшьюяов, газе как в пи получили шрота отратеняз аосгочниз восяитателмнз уралрхцяя, Ц«№ >;«с-ли о воспитании, обитай к традиции лааего народа исторически оказк-палл больжоо злаяюю на развитие л?дай, а том'числе прегстляитолеа педагогической «ксла.

Устиво я письмог.в«2 петятникн Востока в. на сочрвйеннс« атаг.в зааг.о:.шт людей о ссободгоохяш тех яли иных обита схвеяаых лгл-зпл'.;, £орш;руят умопио нзсколькл«н словами виракжть глубоки сгс.та, создам условия дея разодхяя чувств, raajicimn, представлений, лришг-

вая школьникам высокие нравственные качества.

В то ке время, правильно используя взятие из жизненного ош га народа наставления, воспитательные кисли, можно получить наоб: дикие результаты. Поэтому воспитать молодое поколение достойными ¿Hiiiuin и дочзрьмн своой ?одинн, необходимо внимательно изучить bi точные национальные традиции и прикопить имеющиеся воз:.'.окностк з uiKo.fibnoii практ кие.

'Процесс обучения играет важную роль и ознахоилсиш: учащихся восточны«;: иоспигателышии традициями. Ups эхо;,: главная задача сс тоит в определении возможностей хаздого конкретного предмета и дельных тем,' а также рациональном использовании воспитательных в; мощностей урока. Нельзя такко забывать, что помимо учета воснптш ютего характера обучения большое влияние на уввоонмо учащимися нравственных качеств оказывает личность учителя, его авторитет, з рактер, общения педагога со школьниками и т.д.

3. Внзкласспые мероприятия предоставляв! широкие возможном] для воспитания учащихся на основа восточных воспитательных традиций. В ходе проведения отдельных мероприятий они ознакаг/лкиаотся с устным»: к письменными памятниками Востока, знакомятся с имеющимися в них воспитательными мыслями, усваивают их мудрость, постигает национальные обычаи и традиции, осознают, какие требования предъявляются к позедешю девочек и мальчиков. В результате пропс денной целгкаяравлошюй, организованной и системной работы у учащихся были сформированы такие качества, как уважение к отарщик, у нне быть добросовестны;.! и беспорочным, серьезно подходить г. любш браку л семье, челоэёксяябио, чистота, приюти ски&я одкосхиомь, aUTpXO'.TS«, трудолюбие, чуткость, 3aÖ0Xt. о родителях и т.д.

фзркн содклазояо»; деятельное. Г:и, как диспут, обоу;: . ч^гал^льо;-;ан по^ренда и др., прозально орггшизув'/ся и

рд этом четко определятся цели ях проведения, то педг?гогичеср:лЯ '¿¡екг агсьч'л яысоаям, школьники активно участвуют в этих

«ролриятт: « с-бстаааются благодаря им.

4. '„;зим из ъояаах результатов асследовапяя является то, что ила в^яанма необходимость подготовки учебника, учебного пособия, иигх йс .••^циональной педагогике современного периода, а таккз вое-«.-•хякгатяло.чой теория. Проведенное исследование дает оснсаание выдвинуть следующие я ж'/я ¡аа^па:

[, &сЗха1ОД> разработать специальные лригрпгая» по кацдонаяь-шу и гостсчнеыу Есслитангч.

2. Лелесосбсазно да основе эт;я програда разработать учебника а -ивчыа гссебяя "Агарблад^айская национальная педагогика", "Восточная ^дагсгкка", "Теория азгрбайдглвского лачаокалъяого воспитания".

3. Гекскевдуегся предусматривать в педагогических лчетитутах гт&ьлу с народной лодагогихе, восточной теории гсспятаяия.

Автором опубликсчагы следующие работа, охгатчвашив содержание ^ссбртаглнг:

■ 1. "'йоркисоЕание у учачшхея нравственно-психологических поня-- *ур. "Ала сазу", 1990, 'Л 2. - 0,4 п.л.

2. "Формирование у учащихся нравственных качеств на основе еос-го18ет зсипятательннх традиций" (методические рекомендации). Издало ипялсгерст'Еп япродасго образования Азер<5айдаанскоа республики, лгЬ - 2 гг.л.

3. "Уроки литературы как средство привития учащимся нравственна качеств". - яур. '".на сезу", 1091, Й 5. - 0,4 п.л.

4. 'Ъссточныв воспитательные традиция как средство <$орйлров;шия

оавстпвннпе качеств у учапяхея". - Тезке« дояладов ХЙ рвепубликеа-

гой наут;ой кон^ерениик аегчтртгтов пулов Азопбайджана. -Гп'ку: 1^01.