Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России

Автореферат по педагогике на тему «Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Зуйкова, Елена Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России"

> На правах рукописи

I ц фЕВ В37

ЗУЙКОВА Елена Николаевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ В ИСТОРИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ (конец 19-20 веков)

13. 00.01 - Общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва -1996

На правах рукописи

ЗУЙКОВА Елена Николаевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ В ИСТОРИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ (конец 19 - 20 веков)

13. 00.01 - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ЬЬсква - 1996

Работа выполнена в Исследовательском Центре эстетического воспитания Российской Академии образования.

Научный руководитель

- кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Л Г. Савенкова

Официальные оппоненты

- доктор философских наук, фессор Е. М. Торшилова

про-

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Л. В. Пантелеева

Ведущая организация

Московский институт повышения квалификации работников образования

Защита состоится ".

часов

на заседании Диссертационного совета К 018.12. 01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Исследовательском Центре эстетического воспитания РАО по адресу:

119034, г. Москва, К-34, Кропоткинская наб. , д. 15

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ксследова-тельского Центра эстетического воспитания.

—^

Автореферат разослан

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук

М. С. КрасильникоЕа

L '.лнс:': ::г залк^ллп: бзлзг-:; zzz-.zzv¿ zï-iz ccspîushhâ!'. criirctec:.:, ял-лч-зсзз гсспггажк sk-злян:::. C::*ícf .vízt; s р=г2::г:п: л;:лк:с-

z:: гсгсасс" с zzr-zttz.z.nz? císsr

рагллз:» рзТзкка, 5 лзсл-злнзг вр;нз зс-з бзлзз зчзвллнкы era-кззезлззтзтз-лз злз>а:2:л;:л:я: лрзлзтзглзнл:: о с-:л:: л

г zzzzz::;: Р7ззк;;: лзлкзл^нзл лзлагсг;-:;-:;: :: лзгзкел гг-г-и-

ззкнзгз лззллгзнлз ;; газзпглл л~тзЛ лслк:лл;н::го зезраслз, Еглллзз глзлзл:7лзл.злл лзг-ззгнзгз л?цзг:г:: ;: гчзнкз ;А, В, Г, 3. ^тнекзл. I-I Б. ^лйнлзла, A. I;.

злч, А, Г, Срззягхж, Г. II н. Эдаая, С. г.

Шзлллл л лр, ; п лг;пс:лс-г:: СЕ. Т. Ананьев. П. Е Елгнгхлп, Л.:. г&г;гзк:-:й, А. г. êsr-op Н. Н. Лглз-лксз, Г. Л 77блнл::зЛ;-;.

'-!. Т-зплзэ, I. Е. Эл^ксклн лр. ;. Z'in бклл раскрыли л збззнс-2SHK ф:р:гг; :: лглзбл^нлл рз£?нкз лслк:л;н~г: 2;?рг2тэ

к лзятзлькзлтл.

Esse-::- :з-?гс 5 ;г5к:2Лт:-::::: :: рагзпгпл ллзл л^лэ^сгзгн-н:г: лзгзл глплслгнсгс- ьсграсга г ?■::;;::; ггн:п.:а?г

лзрл:л ззрзллкн - 19 2íks. Не пр:Сл^;:ы лглл-

зззллтзнлл ЛтХ^й з дзлсглл ззлал кзсллс, глаькьл: сбрз^ллрлчззклп лзрзктзр л Н7:*лзл:ль 5 лалгкзЛлзй рзз-раб3TKÍ.

C:iütKhc- ллсл:гллрнл лрзбл^ма езнзенлл ûîtïk:: рзгны:; ;:;-Kv"c-X£ раграбалыгэла::; з iC-Sc ггзы нзпзгз ггкз. К.л-нн: з гт:л лзрпзл бнлк сф:р:.5'л::рсл=нь; с-бпл? ладагзгпчеокл? г ала-:;: з лблагг;: л-злзггглкл на лрлзлзчзнлз

2л:л:-к:;л, Л. А, Езллзлзз, v. IL Izszz, К, Е Езлглк. Л. •:. 2кг:г-оллй. С, С, iL А. гьйнлксга. 2. А. Глзрлнг, 2. Н, 2злкал,

рснк;:2 леллол к лрлбладггм л7ло^ззг29нлсгл гззллтакпя. кстг-psa ларзкг^рлэуалол еззгблзлпз:.: лзкуззгэ :: cpc-Js глкзнал!ни.« педхзлеи к злзллтеклю лзл~;":, кзтзркл н-рзлкл

встречается в педагогической практике и по сей день.

В последнее десятилетия болызую рель в разработке проблемы художественного воспитания сыграли теоретические исследования п практические работы деятелей культуры и искусства: Д. Б. Кабалевского, Е. В. Нзятковского, Б. Т. Лихачева, Е. Ы. йеменского, Г. П. Шевченко, Е. П. Юсова, е которых важное значение придается проблеме взаимодействия искусств. Эта же идея прослеживается в программах эстетического воспитания детей дожолького возраста Е А. Еетлугиной, И. Л. Дзержинской, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Д. Е. и Г. Е Пантелеевых и др.

Переход к рассмотрению педагогического аспекта взаимодействия различных видов искусств в условиях дошкольного учреждения является новой ступенью в разработке проблем художественного воспитания. Поиск оптимальных условий организации процесса приобщения ребенка к различны},-1 видам искусства является актуальной задачей дошкольной педагогики.

В свете современной концепции дошкольного эстетического воспитания зта задача, по мнению ученых, может быть решена только с позиций комплексного подхода к воспитанию и развитию ребенка в условиях взаимодействия искусств. Комплексный подход предполагает организацию художественного воспитания в единстве с умственным, нравственным, трудовым и физическим развитием детской личности (Б. П. Юсов) и рассматривается как система, исключавшая сочетание каких-либо видов искусства. Ока должна быть подчинена внутренней художественной логике, .гармонии, основанной на единстве сходного и различного в вы-разг'ф&^.у"*.-иаг,гураят14'- "кьп^^-оредт'^.оу и веякаЯ ЦеЛОСТНаЯ

система, комплекс искусств преобразует каждый вступашпи 50~ взаимодействие с другим еидом искусств и образует качественно новый синтетический художественный образ, оказывающий на личность комплексное педагогическое воздействие, способствующее ее полифоническому рззектию.

Эти положения, основывавшееся на "изначальной полихудо-жес-твеннссти ребенка", его способности воспринимать разные виды художественной деятельности, были разработаны сотрудниками лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЗБ РАО под руководством Б. П. КЬова и отражены в программах поли-худоаас-твенного развития разных направлений (Ермолинская Е. А. "Изобразительное развитие школьников 1-11 классов". М. ,1982;

Кабковз Е. П. "Музыкальное развитие (1-11 классы;". М . 1953; Пекл Г. Г. "Кзсмое театра (1-11 классы)" 11 . 1993; Савенкова Л. Г. "Изобразительное искусство и среда (прпрода-архитектура-пространства; 1-11 классы". Ы. . 1993: Каткова Е. П. , Пеня Т. Г. , Савенкова Л. Г. , Сухова Т. И. . Есов Б. П. "»кой мир искусства" М . 1993).

Проблема влияния различных видев искусств на развитие детей дошкольного возраста изучалась учения:: II И. Березовской, Е }£. Зубаревой, А. 5. Еампанпезой, Л. 3. Ковальской, С. П. Козыревой, Г. Е :: Л. Б. Пантелеевыми, К. В. Тарасовой, Е. Л. Трусс-всй. Л. С. Бурминой и др.

Еаотс-яшее исследование является одним из немногих в теории дошкольной педагогики., где сд&лака попытка обобизгть проблему взаимодействия искусств в теории и практике художественного Боепитания детей довольного возраста в истории русской дошкольной педагогики и разработать современные требования к прсблеме организации взаимодействия искусств в дошкольных учреждениях. Б своей работе мы опирались ка исследования лаборатсрип комплексного взаимсдействил искусств Исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии Образования и разработанные острудьпгкамп лаборатории направления пслихудонеотвенксгс развития школьников.

ЦЕЛЬ исследования: Определить основные научные концептуальные подходы и педагогические тенденции в области взаимодействия искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста в русской дошкольной педагогике кенца 19 -20 веков.

ОБЪЕКТ исследования: Теория и практика художественного воспитания детей дошкольного возрасте! в отечественной педагогике конца 19-ЕО века.

ПРЕЛ1ЕТ исследования: Идеи взаимодействия видов искусства в довольной педагогике России кокиа 19 - 20 веков.

ЗАДАЧИ ис сле дования:

1. Проанализировать методологические, теоретические и методические подходы к проблеме взаимодействия искусств в истории детской дошкольной педагогики в России 19-ЕО веков.

2. Изучить и сообщить опыт современных научных исследований и теоретических положений по проблеме взаимодействия искусств.

3. Обосновать возможность конструктивного использования опыта прошлого для развития и обогащения современной тесрик художественного развития детей и дать рекомендации по организация системы взаимодействия и интеграции искусств для детей дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА исследования: Опираясь на исследования педагогов и психологов конца в области художественного развития и Боепитания детей дошкольного возраста в истории педагогию: конца 19 - 20 веков и современные исследования мы считаем, что комплексный "полихудожестЕенный" подход к воспитании детей в условиях взаимодействия разных видов искусств наиболее продуктивен и способствует их сенсорному развитие и эффективному освоению разных видов художественной деятельности з процессе занятий детей искусством.

1. Развивающий подход к художественному воспитании детей дошкольного возраста.

2. Художественная организация предметно-пространственней среды.

2. Активное участие детей з живом формообразовании художественного события.

4. Опора на историю культуры, природу и региональные особенности края.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются груды отечественных и зарубежных педагогов, психологсе, философов, искусствоведов об особенностях художественного отражения о природе и взаимодействии различных еидое искусств, О чнгт'тятрКЗК СОЦИаЛЬНОго явления, позволяющие раскрыть закономерностистановления" общественного дошкольного воспитания, воззрения ученых на науку и искусство, на методологию и структуру науки художественной педагогики.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: историко-теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, эстетике; изучение архивных материалов, историко-педагогических документов, связанных с проблемой исследования; обобщение опыта практической работы дошкольных учреждений по эстетическому воспитанию детей; наблюдение занятий с детьми в детских садах; беседы с воспитателями к методистами дошкольных учреждений.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что автором на материалах дошкольной педагогики России 19 - 20 веков проведен историко-педагогический анализ проблемы взаимодействия искусств; выявлены актуальные идеи и направления в области использования разных видов искусств в педагогической практике дошкольных учреэдений и научных исследованиях России 19 - 20 веков; диссертантом определены актуальные для современной теории и практики требования к, организации работы по взаимодействию искусств с детьми 3-5 лет в дошкольных учреждениях.

1. ПслихудожестЕекный подход к воспитанию детей в условиях взаимодействия видов искусств.

2. Сенсорное развитие и освоение разных видов художественной деятельности.

3. Непосредственное общение детей с искусством.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что

что содержание и выводы исследования по взаимодействию искусств в истории дошкольного воспитании России могут быть использованы в лекциях, семинарских занятиях со студентами дошкольных факультетов педагогических институтов, а также в работе с детьми дошкольного возраста в различных типах дошкольных учреждений.

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обусловлена использованием методологических подходов, отражающих фундаментальные поло-ложения теорий об искусстве и особенностях художественного отражения действительности, о природе и взаимодействии различных видов искусства, с воспитательной функции искусства как социального явления; анализом искусствоведческих, философских и педагогических работ по проблеме исследования; совокупностью исследовательских методов, адекватных предмету, объекту и цели исследования.

АПРОБАЦИЯ. Выводы и положения диссертационного исследот вания представлены и одобрены на заседаниях лаборатории комплексного взаимодействия искусств РАО, в ходе выступлений автора на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Арзамасского государственного пединститута, а также посредством публикаций автором основных положений и выводов, полученных в ходе исследования.

ВНЕДРЕНИЕ Б ПРАКТИКУ результатов диссертационного исследования осуществлялось в процессе исследовательской работы в виде прочтения спецкурсов по теме исследования, лекций по курсу "Дошкольная педагогика" на факультете дошкольного воспитания Арзамасского государственного пединститута.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования, формулируется гипотеза, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

Б первой главе "Взаимодействие искусств в истории дошкольного художественного воспитания в России" дан анализ основных методологических, теоретических и методических подходов к проблеме взаимодействия искусств в истории дошкольной педагогики России, Еыявлен и обощен опыт современных научных исследований в области художественного воспитания дошкольников.

Основные концептуальные идеи художественного воспитания в России конца 19 Еека во многом опирались на взгляды Ф. Фре-беля и его последователей (Е. Буссе, Г. Паппенгейм) на воспитание детей дошкольного Еозраста в детских садах. Также

------------ ------- -усских педагогов были идеи Ж. Ж. Руссо, Л. Е

екая, Л П. Зинченко, а. н. ауиарева, а. ы. палмыкиаа, л. д. .муиекьщ, Л. Г. Оршанский, Л. О. Петцель, Е. Е. Соловьева, А. С. Симонович, Ы. Станиловская, Е. И. Тихеега) в своей практической работе в народных детских садах Еажное место уделяли художественному воспитанию детей. Занятия художественного цикла, такие как игры с пением, разучивание песенок, стихотоврений, рассказывание детьми сказок, рассказов, рисование, экскурсии в природу играли далеко не последнюю роль в воспитании детей в детских садах.

На основе изучения и обобщения историко-педагогических источников можно выделить наиболее интересные направления в

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Толстого, С. ¿иллат—и Русские педагог

худслественном зс-сгп—ан:::: дсюкольнгг: возраста в Всо-

си:: ксниа 1ь века:

- раззпопе сознания через разные вицы худсхественнсй деятельности (Г, Паппенгейм, A. Q. Симонович. ï. "ребель) :

- развитие 1антазпп •;£. Sycce, В. И. Иорданская) ;,

- развитие сенсорики ( А. С. Дараган, M П. Зпнченкс. Ел бубенец, LL Мснтеооори) :

- влияние бессознательного (Э. Срейд, К. Юнг);

- синкретичное?; детского творчества ; Л, Г. Оршанский, л.

Необхозаю отметить, что практическая работа с детьми депкольного возраста в области художественного воспитания показала педагогам необходимости взаимосвязи зилов искусств. Так, еце С. Фребель предлагал сочетать "ритмическое движение и гармоническое пение, игру и разговор..." Эти сочетания он обосновывает тем, что они тесно связаны с различными проявлениями >о*зни у детей (качание матери положительно влияет на ребенка, так как нахолится в связи о биением пульса, деятельностью сердца и т.д.). Не потеряли своего значения идеи Е. Еуссе с взаимосвязи видов искусств и видов деятельности ребенка. Она предлагала сочетать чтение, особенно живой рассказ с рисование:.:. По ее мнению, весь скружанднй ребенка мир, все картины природы, все те образы, которые ребенок воспринял созерцательно или на слух :н дсл'«?н воспроизводить из глины, песка, других материалов или в рисовали:. Интересны мысли Е. И. Иорданской с важном значении обддгх С коллективных) работ в художественном воспитании гебекка-дохкольнпка. Используя их в своей практической деятельности, она подчеркивала сохранение индивидуальности, развитие способностей и творчества ребенка в процессе совместной художественной деятельности.

Важное место в исследованиях проблематики взаимодействия искусств занимают методические разработки Г. Паппенгейм, которые можно охарактеризовать как прообразы популярных ныне з дкгкольных учреждениях комплексных занятий, сочетающих разные виды художественной деятельности. Ею была разработана тематика и содержание занятий для детского сала по временам года. Е своих занятиях она сочетала наблюдения природы, рассказы, стихи, песни, игры, рисование и конструирование.

Методика Г. Паппенгейм находила широкое пришнекпе ь практике работы народных детских садов.

Несмотря ка то, что изучение проблемы художественного воспитания детей довольного возраста в период середины-кониа 19 века косило, глазным образом. эмпирический характер и нуждалось в дальнейшей разработке и практическом применении, этот временный отрезок является важной вехой в становлении и развитии идей художественного воспитания детей дошкольного возраста в России,

В становлении системы общественного дошкольного воспитания в России п художественного воспитания как одного из его разделов особое место занимает послереволюционный период. По мнению Е. В. Кулаева. "Эстетическое воспитание было сердцевиной гультурь: первой четверти 20 века".

В »тот период наиболее остро стоял вопрос творческого развития ребенка. Виднейшие философы, педагоги и психологи России В. В. Асафьев, А. В. Вакушлнскнй, П. П. Влснский, К. Я. Врю-сова, Л. С. Выготский, А. К. Гастез, С. С. Моложавый, В. Т. Руднева, М. А. Рыбникова, К. ;£. Сац, А. В. Чичерин. С. Т. 1Еапкий, Б. Е Чацкая, Ф. И. НЬдйт и др. развивая: своп идеи в етой области, опираясь на новейшие исследования в разных областях наук:: '(педагогики, психологии, £клсосфпи, генетики, физиологии}. Они прелагали новые пути художественного воспитания детей, ориентируясь прежде всего на развитие художественного творчества,

они, художественное творчество детей дошкольного возраста настолько ярко, сильно, выразительно, необычно. Главная

забота педагога - сохранить свободу детского творчества, отзолить самое важное место живому и самостоятельному творчеству са:;их детей. 5ти идеи русских педагогов 23-х годов особенно актуальны в наотояшее время и находят свое подтверждение в практике художественного воспитания детей дошкольников.

Для данной работы особенно важно отметить мысли ученых о синкретизме детского творчества, как качестве, присущем каждому ребенку ка определенней ступени развития, ученые рекомендовал:: использовать в практической работе с детый вза-

твдейзтвхк нескольких злдзз искусства, егягывал их с игрой, трудсы и сводобным творчеством ребенка.

Так, И П. Влонский рекомендовал начинать эстетическое воспитание о делания и украшения предметов, переходя гатем к синтезу пластических искусств (рисования, живописи, скульптуры, архитектуры, моделирования). А. 5. Еакушинокнй подчеркивал необходимость взаимодействия двигательного и зрительного воображения, которое вызовет "поток образов и потребностей в их реализации". 0. Т. 1Еацкий указывал, что ребенок выражает своп внутренние переживания с помощью самых разнообразных средств: движения, звука, ритма, танца, музыки, слова. Особое значение он придавал ритму и символизации. Все перечисленные элементы, по его мнению, естественны),'! образом связаны между собой и находят свое выражение как в художественной, так и в игровой и трудовой деятельности ребенка-. Необходимым и естественным считала взаимодействие искусств в работе с детьми и Н. Я. Брюсова. Так как дети-дошкольники не разделяет различные виды искусства и собственное творчество на различные виды творчества она соединяла музыку., слово., движение, изобразительную деятельность в единый творческий процесс, соответствующий, на ее взгляд, природе ребенка.

Также некоторые программы по художественному воспитанна (1921, 1925.) указывают на необходимость осуществления взаимодействия искусств в практической работе с детьми.

Некоторые ученые выделяют как важный фактор эстетического развития окружают;,гю ребенка среду (природную, социальную, бытовую). Таковы взгляды А. А. Богданова, Л С. Еыготского, 0. С. Моложавого, С. Т. Чацкого, 3. И. Шмита и др. Они указывали на прямую зависимость влияния среды на эстетическое развитие ребенка и настоятельно рекомендовали эстетизировать как окружающую среду и быт, так и социальные отношения. Причем, среда понималась педагогами широко: это и город и деревня, и семья, и школа, фабрика, завод, личная и общественная жизнь. Именно отсюда, по их мнению, дети черпают огромное количество впечатлении, которые- потом они отражают в игре, в художественном творчестве. '

Не потеряли своего значения идеи ученых об опоре на возрастные особенности детей дошкольного возраста, которым свойственен творческий характер деятельности, непосредствен-

кость восприятия и выражения (А. В. Еакушинский). Он рекомендует опираться на "характерные особенности Еозрастов": способы восприятия мира ребенком, художественную концепцию, свойственную возрасту, и те формы, в которых она. выражается. По мнению Л С. Выготского любая программа развития дошкольников должна быть программой самого ребенка. Он считает, что ребенка ке нужно нагружать излишке детализированными знаниями. Основная задача педагога должна заключаться в том, чтсбы открыть перед ребенком шр восбсе: научить воспринимать его окружающий шр более строке и разнообразно.

Большое место в исследованиях ученых Ю-20-х годов 20 века занимает проблема игры как основного вида детского творчества. 3 атом плане интересны идеи Л С. Выготского, 0. ?! Петровой, А. В. Чичерина и др. Они подчеркивают синтетический характер игрового творчества ребенка, из которого выделяются все отдельные еиды детского искусства.

Особенно близко -нашему взгляду на проблему художественного воспитания ребенка исследование Е Я. Брюссвой. Она считала, что с самого раннего возраста нужно учить ребенка умению видеть и слышать, ощущать мир и себя в мире. Эти знания должны приходить к детям е живом виде, так как зто происходит в жизни. Подобные шелк высказывали JL С. Еыготский, Г. В. Лабукская и др.

Ряд ученых (Ю. IÍ. Еонди, А. Ы. Калмыкова, Н. Е. Румянцев, Ф. И. Смит и др.) подчеркивали важность развития воображения, мышления, эмоциональной сферы ребенка. Подчеркивая богатство тр.'ин ",'Г1 н^чу 7пгта-""*Т"> ■ свободу и до-

верчивость, склонность к сочинительству слов, песенЖ, нэг&-док они рекомендовал!-: составлять вместе с детьми коллективные дневник:, летописи; изобретать игры к представления, которые связаны с импровизацией.

Несмотря ка большой интерес ученых к проблеме художественного воспитания детей не было создано систем: художественного Боепитания для детей дошкольного возраста. Также не были исследованы а полной мере возрастные предпочтения детей к разным видам художественного творчества и особенности их освоения детьми.

К сожалению, многие ценные рекомендации ученых, отраженные в исследованиях 20-20-х годов не нашли широкого

применения в практической работе с детьми дошкольного еоз-раота.

20-40-е годы характеризуются, главным образом, утилитарным, ф:,т-:кцг:сналь:-1ым подходом к художественному воспитанию ребенка. Процесс сощ'ально-ек^номических изменений общества выразился в излишней политизации всей сторон жизни, и е первую очередь искусства. Эти факторы сыграли известную роль в дальнейшем и г развитии системы общественного дошкольного воспитания. Разработанная в 40-е^ годы под руководством А. П. Усовой теория обучения детей в детском саду, по мнению некоторых ученых (Е А. Ветлз,тиной, Е Л. Дгержнсксй, 5. А. Ветлути-нсй, 11 Л Дзержинской, В. А. Егикеевсй, И. 0. Карпинской, Т. Г. Казаковой, Е П. Оакулпнсй}, сводилась, в основном, к разработке содержания и методики художественного обучения, задачи же художественного развития детей не находили должного вншаная исследователей. Содержание занятий художественного цикла определялось обгемом знаний и умений, предусмотренных программой и обязательных для усвоения всеми детьми. Недостаточно полно осуществлялись ка занятиях и задачи индивидуального развития ребенка.

Тем не менее, анализируя направления развития дошкольной педагогики в России в 20-5С-е годы можно проследить и прогрессивные линии, и известные достижения в толковании проблемы художественного воспитания детей дошкольного возраста.

5 частности, профессор Е. А. Аркин в своем труде "Дошкольный возраст" затрагивает проблему развития восприятия ребенка, развития чувства прекрасного. Он отмечал, что восприятие дошкольника еще не совершенно и настоятельно рекомендовал расширять сферу прекрасного, увеличивать стимулы, возбуждающие чувство красоты.

Представляет интерес и концепция умственного развития ребенка-дошкольника Е Е Псддьякова, в которой зтс-т процесс рассматривается с точки зрения "сложения и совершенствования средств и способов познавательней деятельности.

Рассуждая о проблеме взаимодействия искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста нельзя не упомянуть исследования сотрудников лаборатории эстетического воспитания Н/Ш дошкольного воспитания (Т. С. Вабалжан, ЕС.

Карпинской, А. Кенеман, Е П. Сакуликсй и др. ), которые еще з 40-е годы рекомендовали воспитателям для солее полного и глубокого восприятия детьми художественного образа использовать на занятиях художественного цикла различные виды искусств. Так, А. Кенеман предлагала музыкальные занятия с детьми сочетать с игровыми моментами. Т. С. Бабаддан приходит к выводу, что лишь гармоническая взаимосвязь художественного воспитания с различными сторонами всей жизни детского сада и является правильным путем решения эстетических задач. И. Л Дзержинская практиковала сочетание художественного слова и наглядных изображений.

Положительная роль комплексного воздействия различных видов художественного творчества на детей дошкольного еоз-раста подтверждена фундаментальными исследованиями сотрудников лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного Боепитания е 60-е годы:

Т. С. Комаровой, Б. Б. Кесминской, Н. А. Курочкиной, Г. Е Пантелеевым, Е Е Сакулиной, Б. А. Флерикой, Е Б. лалезовой. Это позволило начать разработку системы комплексных занятий в детском саду (Е А. Еетлугина. В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, С. Чемор-тан).

Б 70-е годы были качать; исследования проблем комплексности в области художественного творчества. Впервые были поставлены вопросы взаимодействия и синтеза видов искусства на искусствоведческой основе (Б. Б. Банслов, Б. Е Зинченко,

ций е современном искусстве: тяготение к синтезу и в то же время сохранение суверенности каждого вида искусства. Их диалектическая взаимосвязь приведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогашению.

Таким образом, взаимодействие и синтез искусств проявляются в соединении различных видов искусства, в переводе "одного художественного ряда в другой", в использовании отдельны},® искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств. Бее зто приводит к выводу о том, что осуществление взаимосвязи искусств дает право говорить о возникновении новых возможностей и путей художественного освоения действительности.

в исследованиях по дсексльной педагогике также можно обнаружить активные поиски взаимосвязи искусств, различных видов художественной деятельности дзекольниксе в целях наиболее эффективного художественного развития детей (ЕА. Бет-лугпнг, Т. Г. Казакона и др.).

Е А. Ветлутпна продолжала развивать идею комплексных занятий, которые лают возможность осуществлять "межпредметные ■связи"., помогают установить взаимосвязи рисования, ыугыки, художественного слова с цель» яахсщвния белее выразительных средств лля изображений жизненных явлений. Принципы построения комплексных занятий определялись темой, отбором ведущие художественных средств, которые обьединянт все виды искусства (например, ритм, композиция, форма). Ска считала необходимым лля развития детского художественного творчества обогащение жизненных впечатлений ребенка, его художественного опыта в разнообразных видах практической деятельности, независимо от его художественных склонностей.

В конце '70-х годов начинает активно разрабатываться проблема взаимосвязи видов пзодеяхельности в работе с детьми ¿онкольного возраста. Исследованием проблемы занимались многие известные педагоги-дошкольника Т. Г. Казакова. Т. С. Комарова, Т. II Лазарь, Е А. Курочкина, Т. Е. Пантюхина, Г. Е Пантелеев, Л. Б. Пантелеева, Е. С. Рогалева, Е Е. Халезсва и лр. В каждом исследовании в зависимости от предмета изучения выдвигалась и доказывалась своя точка зрения. Причем каждый исследователь, в зависимости от цели проблемы, выделяет олин вид изодеятельнооти как стержневой, другие же служат для повышения уровня детских работ в данном виде изобразительной деятельности.

Между тем в области других искусств в рассматриваемый период некоторые исследования были посвящены изучению характера взаимосвязей между музыкальным воспитанием и развитием ребенка. Различным аспекта).', этой проблемы были посвящены исследования Е А. Еетлугиной, А. Е Вапчене, И. Л. Дзержинской, А. Е £имикой, ?. Т. Епкпч, А. Л Катинене, Л Е Комиссаровой, Э. Е Костиной, М. А. Медвдевой, 21Ю. Нильсон, М. .1 Палавандишвили, й. Б. Тарасовой и др.

Педагогов и психологое интересовала и проблема детского музыкального творчества. Б. ЕТеплов (а вслед за ним Е А. Вет-

лугина, Л. Л. Лзержинокан, Т. Г. Казакова, Т. 0. Комарова, К, В. Тарасова к др.) подчеркивал, что естетическое воспитание в раннем детстве не может быть пслкецекым если оке ограничивается лишь восприятием и исполнительством. Пс своей природе детское творчество синкретично, считает он, часто косит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальны:': проявления;-: ребенка.

Таким образом, проблема взаимодействия искусств в педагогике :: психологии художественного развития детей 5-5 лет оставалась нерешенной, между тем актуальность ее обшепризна-на ведущими педагогами, психолога;.«, философами, искусствоведами.

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ "Проблема взаимодействия искусств в практической работе с детьми дошкольного возраста" выявлены особенности внедрения в практику детских дошкольных учреждений разных видов искусства (в период с 135'Г пс 1990-е годы;, изложены разработанные нами современные требования к проблеме взаимодействия искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста.

В 50-е годы ученые продолжали активно разрабатывать проблематику допкельного возраста. Многих психологов и педагогов интересовала проблема зстетическогс воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях (Л. А. Венгер, H.A. Бетлугина, П. Л, Дзержинская, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Т.О. Комарова, Н. Н. Поддьяков, Л. Б. Пантелеева. К. Е. Тарасова, Л.

внедрению етоп системы з практику.

Работа по ессегическому воспитанию детей получила свое отражение в "Прсгра»сле воспитания и обучения в детском езду" (разработана Институтом дошксльнсгс воспитания и утверждена Ипкистерством просвещения Р02С? в 1937 году). В "Программе" сформулированы основные задачи развития встетичеоксго отношения к окружающему, интересов, способностей детей. Указан обьем знаний, представлений, навыков и умений, которые должен усвоить ребенок с учетом его возрастных особенностей.

Активнее изучение в конце 70-х годов философами, педагогам!, психологами проблемы взаимодействия искусств оказало заметное влияние на поиски педагогов в области художественного воспитания детей.

Важным шагом в зтом направлении было создание Д. Б. Кабалевским новой комплексной программы по музыке для общеобразовательной школы. Сна предусматривала взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности между собой и взаимосвязь внутри каждого вида искусства. На занятиях с детьми,направленных на формирование у них интереса к искусству, использовались сравнения и сопоставления, выходящие за пределы музыки или рисования. Такая форма обучения помогала уподобить (по выражению Д. Е. Кабалевского) музыкальные тембры различными краскам! з палитре художника: "Мажор сопоставить с токами более светлыми, яркими, минор - с тонами менее яркими... развитие музыки можно соизмерять с развитием текста (стихов) в песне, с развитием в программном сочинении."

Улогие исследователи младшего школьного возраста использовали взаимосвязь различны:-: видов искусств как один из приемов, помогают: раскрыть изучаемую ими проблему (Л. Г. Арчажни-коез, 3. Е Еальчитис, Л.А. Гарбер, Е. Я Гембицкая, Г. П. Шевченко).

Несколько позднее, в конце 80-х - начале 90-х годов, лабораторией комплексного взаимодействия искусств Центра Эстетического воспитания РАО под руководством Б. П. Юсова были разработаны программы полихудожествекного развития школьников: "Живой мир искусства". Эта полихудожественная программа занятий искусством в начальной школе впервые выдвигала "... задачу соединения разных видов художественной деятельности -музыки, изобразительной деятельности, родного языка, литературы, художественного движения, театра - в едином содержательном и увлекательном для детей процессе.

Учеными были разработаны основные направления развития детей для каждого класса начальной школы, которые реализуются в содержании программы.

Мы, в своем исследовании и предложенной ниже интегрированной программе по искусству для детей 3-5 лет во многом опираемся на исследования лаборатории комплексного взаимодействия искусств и разработанные ими (Е. А. Ермолинской, Е. П.

НаЭковой, Т. Г. Пеня, Л. Г. Савенковой, Т. И. Суховой, 50. А. Таым, Б. П. Юсовым) общие направления.

Но нельзя сказать, что в последнее время ученые-дошкольники не уделяют внимания вопросам эстетического развития детей. Наоборот,в исследованиях ученых (В. Н. Андросовой, Я И. Березовской, Е. Брыкиной, Т. Владимировой, Е М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, А. В. Кампанцевой, С. Е Козыревой, Т. С. Комаровой, Е. М. ТоршшюЕОй, Е. Л. Трусовой, Р. Чумичевой и др. все чаще прослеживается идея о взаимодействии видов искусств как наиболее оптимальном условии эстетического развития детей дошкольного Еозраста.

Данные исследования, безусловно, сыграли определенную роль в опыте дошкольного художественного воспитания. В различных комбинациях они представляют' взаимосвязь рисунка, музыки, художественного слова, театра. В осноге этих исследований, главным образом, лежит углубление образа одного вида искусства средствами другого, что способствует более глубокому и эмоциональному восприятию художественных произведений ребенком-дошкольником. Но исследователи не ставили перед собой цели комплексного подхода к художественному Боепитанию детей дошкольного возраста, который предполагал бы взаимосвязь и взаимодействие разных видов искусства и способствовал бы целостному восприятию окружающего мира, гармоничному развитию личности ребенка.

Представляют интерес исследования ученых под руководствам е. М. Торанловой по определению уровня эстетического развития детей дошкольного возраста:------

Результаты исследования проблемы взаимодействия искусств е дошкольной педагогике убедили ученых в необходимости использования взаимодействия искусств в практике дошкольных учреждений. Рекомендации ученых не остались без внимания. Многие их положения активно используются в воспитательной работе отдельных детских садов, где часто практикуются занятия, в которых используются различные сочетания, взаимовлияние видов детской деятельности.

'Так, некоторые детские сады г. Арзамаса (Ы 30, 33, 45, 52) уделяют особое внимание именно эстетическому воспитанию и развитию детей-дошкольников. Интерес в этом плане представляет опыт музыкального руководителя-методиста Р. В. Цвет-

ков дй С car 5С- г. Арзамаса;. воспитателя Е. Е Кувне-

повои (детский сад !! 4с г. Арзамаса), Л. 2. 'йкаровсй (детский оал :« 52 г. Арзамаса:, Л. Б, Муравьевой :: К. А, Шалаевой (г. Москва) , Сусловой ;: Н. гаскной (дошкольный Гуманитарный центр "Театр" г. Екатеринбурга).

Как показывает анализ практики, зесетпко-искусствоЕед-чеокая подготовленность вс.питателен, сб:д=к художественно-вооетичеекая информированность и зрудииия находятся на недостаточно высоком уровне. »оногие воспитатели не могут выделять и обобщать художественно-эстетические особенности произведений искусства, не знакомы с принципами и типами их объединения, испытывают затруднения в организации комплекс-•ны:-: занятий, с педагогическом использовании комплекса искусств.

Из наших бесед с воспитателями детских садов г. Арзамаса мы выяснили, что в практической работе с детьми дошкольниками, комплекс искусств используется ими лоеольно редко. Между тем, все педагоги признавали .эффективность таких занятий, но отмечали особую трудность их составления и проведения.

Нами было опрошено 40 воспитателей из 6 детских садоЕ г. Арзамаса (детские оадь: II £0, 54, 3Í, 45. 4°', 5S). Беседы проходили в методических кабинетах дошкольных учреждений, иногда в группах, после просмотра занятий. Были заданы следующие вопросы:

- Каковы причины имеющихся трудностей е использовании

- По какому принципу составляются Бами занятия с использованием взаимодействия искусств?

На наш вопрос о причинах затруднений в использовании комплекса иокусстз были получены ответы., которые можно разделить на три группы.

К первой группе ответов отнесены ответы воспитателей, основные трудности которых связаны со слабым владением методикой организаций занятий с использованием комплекса ис-

Ко второй группе ответов нами отнесены ответы, связанные о выделением трудности непосредственного подбора произведений различных висов искусства, предназначенных для использования в работе с дошкольниками.

Третья грунта ответов показывает затруднения воспитателей самостоятельно использовать комплекс искусств в работе с дошкольниками.

Как видно из ответов, имеющиеся трудности воспитатели СЕЯзывакт такке со сложностью объединения произведений искусства в комплекс, объясняя это незнанием принципов и:-: объединения. Это, по мнению педагогов приводят к неудачам в методическом осуществлении занятий с использованием комплекса искусств. Вместе с тем, творчески работающие воспитатели., опираются в подборе произведений на их художественно-образную основу, объединяя по этому принципу в одном занятии несколько видов искусства. Как показывает практика, эта группа воспитателей чаше всего затрудняется з установлении взаимозависимостей ме?ау задачами искусствоведческого и методического характера.

Е беседе с воспитателями, практикующими комплекс искусств в работе с детьми-дошкольниками нас интересовал принцип составления занятий с использованием нескольких видов искусства.

1&; пришли к выводу, что большинство воспитателей механически, формально объединяют произведения в комплекс, чаше по тематическое/ приклипу, иногда исходя из имеющихся материалов, реже - по образно-эмоциональному характеру. Чаще Есего занятия составляются спонтанно, обоснование целей, задач, методов дается формально. Б большинстве случаев комплекс искусств используется для расширения представления детей, -мало внимании отводптол ■омспиоаалъкой отг:глнд-

Наиболее удачно составляются занятия с использованием народного искусства. Его синкретичность, прсстота, доступность восприятия, на наш взгляд, помогают воспитателям осуществлять как подбор произведений для комплексного занятия , так и методически правильно строить его, исходя из поставленной пели.

Таким образом анализ практической работы дошкольных учреждений по вопросу комплексного использования искусств в работе с детьми показал противоречивый характер сушествующей практики. С одной стороны - активное использование взаимодействия искусств, с другой - формальный, несистематичный характер проведения комплексных занятий. Это говорит о необхс-

лпмоотп лальнеилей разработки методических аспектов применения комплексного,взаимодействия искусств для практического использования в работе с летьми долкольного возраста.

Из опыта истории дсхкольксй педагогики России исследуемого периода (конца 19 - 2С веков; нами были езяты наиболее интересные направления художественного воспитания:

ПЕЕВЫП период (конец 19 - начало 50 веков):

- развитие сознания через разные виды художественной деятельности (Г. Паппенгейм, А. С. Симонович, гребель);

- развитие фантазии (Е. Буссе, Е. Е Иорданская);

- развитие сенсорики (А. С. Лараган, II П. Ёинчекко, Е Д. Лубеней, II !,1онтессори);

- влияние бессознательного (3.1рейд, К. Инг;;

- оинекретпчкость детского творчества (.1 Г. Оршанский, К. Риччи).

ЬТСРСЛ период (с 151? по 1520-е голы):

- значение среды (в сирскем понятии) (А. А. Богданов. Л. С. Выготский, С. С. }.Ьложавый, С. Т. Шацкий, -I. И. Шмит);

- развитие образного мыплекил (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Е Б. Румянцев);

- игра как основной вид детского творчества (С. Е Петрова, А. Б. Чичерин, С. Т. Шацкий);

- активность ребенка в творческой деятельности (Б.В. .Асафьев, А. В. Еакуликокпй, 10. II Еонди, ЕЕВентпель, ?. В. Лабун-ская):

- опора на возрастные особенности (А. Б. Еакуглюккии, Л С, Выготский);

- ритмическое воспитание (С. Т. Шацкий и др. ).

ТРЕТЕ! период (с 1540 по 1У?0-е годы):

- обогащение жизненных впечатлений ребенка (ЕА. Ветлу-гиез, Е Е Сакулина, Е. А. Злерпна):

- взаимосвязь художественного воспитания с разными сторонами всей детской жизни (Е А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. Б. Пантелеева);

- связь видов искусства, в основе которой лежит художественный образ (И. Л. Дзержинская, В, А. Бзикеева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Е Чемортан и др.);

- внимание к расширению сферы прекрасного (Е. А. Аркнн и

ДР. )■

ЧИББРТЫл период - 15 ¿0-е гель:;:

- современные непразлекия творческого интегратпнного развития детей С исследования лаборатории комплексного взаимодействия искусств).

Эффективность художественно-творческого развития детей дошкольного возраста во многом определяется использованием интеграции искусств на занятиях эстетического диклз.

Пс выражению Б. П. ?>ова, ребенок пс своей природе поли-худсжественен, то есть в равной степени предрасположен к восприятию разно::: видов искусства. Походя из этого в центре осей педагогической работы по художественному воспитанию детей нужно опираться на эту особенность возраста, привлекая детей к разнообразным взаимосвязанным видам художеотвенно-гворческой деятельности.

5 педагогическом процессе желательно выполнять следующие необходимые условия:

1 - творческая, квалифицированная работа педагогов; й - опираться на современные направления творческого интегративного развития детей;

с _ возрастных особенностей развития детей; 4 - активизация воображения, мысли, чувств, эмоций детей;

5 - создание эстетической среды.

Б диссертационно:-: исследовании нами предложена развивающая полихудежеотвекная программ для детей 5-Е летнего

венного развития лаборатории комплексного взаимодействия искусств Пентрг -Эстетического воспитания РАО пед руководством доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО Б. П. Нссва.

Прикгдхигадьно взтаым положением прстрзммъ: является развивающий подход к художественно-творческому воспитанию, соновызаю:дхйсл исключительно на возможностях естеотвеннсго возрастного развития детей. Нами выделены возрастные особенности освоения искусства, детьми детьми 3-х, 4-х, 5-ти лет по

следующим направлениям: эстетическое отношение к окружающему, художественно-речевая деятельность, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность и определены предполагаемые направления развития.по каждому виду деятельности.

Движение основных направлений полихудожественного развития детей на разных возрастных этапах (от 3-х до 5-ти лет) мы определили следующим образом:

3 года Мир в окружении ребенка

Знакомство детей с окружающим миром, его красотой и гармоничностью, развитие эмоциональной отзывчивости на волшебство и "чудеса" в природе и окружающей жизни, желание делать маленькое "чудо" своими руками.

Основные направления развития:

1. Разнообразие цвета в природе (деревья, цветы, листья, камни и др.) и окружающей жизни (предметы, игрушки, ...),

2. Знакомство со свойствами разнообразных материалов, обогащение сенсорного опыта ребенка.

3. Выражение разнообразных чувств, настроения через цвет, форму, звук, движение.

4. Улавливание ритма в жизни (сон, прогулка, игра и т.д.), природе (смена дня, ночи: солнце, луна и др.), искусстве (ритм пятен, линий, форм, движений, звуков, слов, ...).

5. Активное участие в творческом процессе, создание художественного образа в разных видах деятельности.

4 года

Красота в жизни и в искусстве

Освоение разнообразия форм в природе, предметах быта, отношениях людей. Красота в произведениях искусства (музыке, литературе, танце, изобразительном искусстве). Раскрытие личности ребенка через приобщение к произведениям искусства и собственное творчество.

Основные направления развития:

1. Развитие чувства Форш через разнообразие форм в природе, окружающую предметно-бытовую среду;желание украсить свое жилье.

2. Выражение собственного отношения к окружающему, героям художественных произведений, другим людям.

- 24 -

3. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности: цвет, форму (в живописи, окружающих предметах, архитектуре), ритм, настроение (в музыке, архитектуре, литературе, орнаменте), жест, интонацию, мимику (театр).

4. Развитие ощущения пространства, свободной ориентировке в "близком" (небольшом) и "широком" пространстве.

5. Приобщение к художественной деятельности - желание создавать прекрасное, радуя себя и других.

5 лет

Образы искусства и художественное творчество ребенка

Восприятие художественных произведений разных видов искусства и передача собственных впечатлений о них с помощью разных видов творческой деятельности. Создание собственных образов в разных видах художественной деятельности. Коллективное "творение" произведений (литературных, музыкальных, художественных, драматических). Доброжелательное общение в процессе работы.

Основные направления развития:

1. Сопоставление явлений природы, окружающей жизни, быта с их изображением в искусстве.

2. Умение переносить свои впечатления об окружающем в творческие игры, художественную деятельность.

3. Развитие ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкальных, художественных, литературных произведений.

4. Желание выполнять коллективные работы, используя .разные виды художественной деятельности.

Основное содержание и результаты иссжедевания—птряжоци в следующих публикациях:

1. Некоторые особенности художественно-творческого развития детей 3-5 лет в дошкольных учреждениях // Актуальные проблемы развития личности: теория и практика: Тезисы третьей научно-практической конференции молодых ученых 3-9 июня 1995 года Москва - М., 1995. - с. 31-33.

2. Взаимодействие искусств в художественном развитии детей дошкольного возраста // Международная конференция Стандарты в образовании: проблемы и перспектива. - М. , 1995. - с. 169-171.