автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь познавательной и художественно-изоборазительной деятельности младших подростков в учебном процессе
- Автор научной работы
- Люц, Ирина Федоровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь познавательной и художественно-изоборазительной деятельности младших подростков в учебном процессе"
РОСС;£!СКИл ОРДЕНА ТР/Д030Г0 КРАСНОГО ЗНАГ,ЕШ ГОСУДАРСТЗЦШЕЙ ПЕДАГОГШЕСКи УН^РСЯШ' ¡■ШЫ А.Л.ИИЩНА
На правах рукописи УДК 371.383
Л. ю ц
Ирина Садоровна ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО.'! И ХУДОЗСТЗЕШЮ-
изобразишъной деятельности г.шадще подростков
В УЧЕБНОМ ПРОЦЗССЗ
АВТ0Р23ВРАТ диссертации
на соиоканиэ ученой Степана кандидата педагогических наук
13.00.01 Теория и история педагогики
Ленинград 1991
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А,И.Герцена
Научный руководитель - член-корр. АПН СССР, доктор
педагогических наук, профессор' Щукина Г.И.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,.
профессор Валицкая А.П.,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Ивгчова Е.В.
Ведущая организация - Псковский государственный ордена Знак Почета педагогический институт имени С.М.Кирова, кафедра педагогики
Защита состоится " " 1991.г. в . часов
на заседании специализированного Совета'Д.П3.05.03 по защите диосертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена .(191186, Ленинград," наб. реки Мойки, 48, корпус II, ауд. 32).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета
Автореферат разослан " " 1991
Ученый секретарь специализированного I ¡-¡—л
Совета, кандидат педагогических наук Е.И.Казакова
0Б1ДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью гуманизации школьного образования.новым подходом к педагогическому процессу, основанному на интеграция учебно-познавательной и художественной деятельности.
В настоящее время слабо реализуется развпващий я воспитательный потенциал художественно-познавательной деятельности школьников в результате целого комплвкса причин. Многие из них обусловлены материальным состоянием школы, слабой технической оснащенностью всего педагогического процесса и особенно лрэд-мотов художественного цикла. Другие - связаны с методической организацией деятельности, с формальным использованием средств искусства на уроках. И,наконец, учителем, школой не используются в полной мэра содержательные возмокности как познавательной, так и художественной деятельности, нет их достаточно полного, глубокого обоснования в педагогической науке.
Это приводит к формированию "технократического шшлзнш" у учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии, как основ творчества, что, в свою очередь, отражается я на общем развитии личности, сникает ее познавательную и художественно-творческую активность, сказывается на мировоззрении школьников.
Разработка концепции целостного учебно-воспитательного процесса, предполагающего единство образования /воспитания,обучения я развития/, требует рассмотрения интеграции познавательной л худошственной деятельности школьников на целевом,содержательном и организационно-методическом уровне. Содержательная сторона предполагает учитывать связь развития человека с вопросам культуры, которая способствует формированию мировоззрения школьников, воспитанию эстетического отношения к кизни.
В реальной практике современной школы недооцениваются и целевые аспекты всего педагогического процесса. В сганоачекгм социально полезной познавательной, эстетической гативацил -особая роль принадлежат худокественно-познавательной деятельности. Эта роль обеспечивается тем эмоционально-ценностным отношением ■ о
человека,которое содержит в себе искусство и ^нормируется в обща ЯШ1 с величайшими его произведениями в худовественяом восприятии и творчестве детей.
Учитывая потребности практики, а также недостаточную теоретическую и ме то диче скую разработанность вопроса,ми избрали тему исследования: "Взаимосвязь познавательной и худокесгвенно-изобразительной деятельности младших подростков в учебном процессе". (На штериале уроков изобразительного изкусства,литературы и истории).
Объект исследования: Взаимосвязь познавательной и худоке-сгвенноД деятельности младошх подростков в учебном процесса.
Предмет исследования: Формирование личности школьника (младаего подростка) в педагогическом процессе,на основе взаимосвязи познавательной и художественной деятельности.
Цель исследования; Совершенствование учебного процесса, усиление его'развивающего, воспитывающего влияния на личность . младаего подростка в художественно-познавательной деятельности.
В процессе исследования выдвинута гипотеза: В результате организации взаимосвязи деятельностей повышается эффективность педагогического процесса, усиливается его влияние на познавательную и художественно - творческую активность младших подростков, что способствует формированию особого эстетического .отношения к «сизяк, если:
' - взаимосвязь познавательной и .художественной деятельности осуществляется на целевом, содержательном и организационно-процессуальном уровне;
- взаимосвязь обеспечивает социально-полезную мотивацию, а такке способы деятельности, в которых рэализуглся познавательные и худокественно^творческие возмозсности подростков на основа богатства жизненного содержания и индивидуального опыта.
Задачи исследования:
1. Тассмотрзть георегические основы взаимосвязи познавательной и художественной деятельности в учебной процессе и . изучить опыт организации деятельности в практике современного учебного процесса.
2. В ходе экспериментально-опытной работы определить , способы и ¿ор.мы организации худрзественно-познавзтелъной дея-
гадьяосгд.за разыьаощи." .образовэге льяо-гос.'cmiT9 лышЗ потенвдал ir условия его реализации.
3. Рассмотреть возмогшие пути, ведущие к многоаспектному исюльзрваншо взаимосвязи познавательной и художественной деятельности младоих шдроотков в учебном процессе.
Методологической основой исследования является дналектшсо-магериалнстическое понямааяз сущности деятельности: взаимосвязи, взаимообусловленности, развития личности и характера деятельности; обязя внепнзго и внутреннего в развитии человека.
Методы исслэдовашп: теоретический анализ философской,яэда-гогической и психологической литературы., ю проблеме; массовый письменный опрос учащихся 4-6 классов, учителей, студентов.роди-гзлзй с последующа.-,i анализом полученной информации; ясяхолого-пэдагогическил эксперимент, вклшаэщиИ методы целенаправленного наблюдения,интервью, беседы,анкетирование, организации худогв-отввяно-познавательноЛ деятельности младаих подростков в гадаго-гдчес.-сом- процессе на уроках изобразительного ¿жзкусства (4-5классы) и во вне учебное время.
Базо& дал проведения массового onpoqa явились средние школы Ленинграда и Ленинградской области (700 чел.). 3 опросе участвовали учителя истории, литературы,изобразительного искусства. (¿5 чел.), пколышки 4-6 классов (650 чел.).
Отгтно-эдоперимэнтальяаа работа проводилась в 4-5 классах 67 школы Ленинграда на уроках изобразительного искусства с I98S да 1990 года. Исолэдовашк вклочало как выделение теоретических иде.:3, гак и разработку программ и методик исследования; диагностику проблем взаимосвязи худо явственно Л и познавательной деятельности младоих подростков з педагогическом прспзссз, фрмирущый эксперимент, анализ а обобщение получанных данных.
Результат исследова'дй получили апробацию на заседаниях научных лабораторий кафедры яедагогики ЛГ1Ш им.А.Л.Герцена,на аспирантских семинарах кафедры, в организации лэкшй для студентов, родителей и учителей, в деятельности млздшх подростки в ■ на уроках изобразительного искусства л во вне учебное время - (67 акола). Материалы исследования использовались при проведении недггогичзс практики,лабораторных и практических занятдп со студентами ЛПМ и;л.А.И.Герцена.
а
Научна! новизна: исследованы теоретические основы взаимосвязи художественной и познавательной деятельности младыих иод. ростков,выделены и нроаначизирэваны аспекты взаиь»сшзи:целевои, содержательнын.оргашяацщнко-процессуальнын и результативией, выявлен образовате льный,развнва:адпп и вое питательный потенциал художественно-познавательной делтельностл.оиределены условия, при которых она реализуется, разработаны конкретные способы взаимосвязи художественной и познавательной деятельности на основе различных форм художественного творчества младших подростков (театрального, изобразительного «литературного).
Практическая значимость: 3 исследовании представлено описание различных форм организации художественно-познавательной деятельности применительно к предметам худогествендого и гуманитарного цикла, даны методочес.ше рекомендации до организации многоплановой,комплексной деятельности на уроках изобразительного искусства; намечены возшашке пути в организации деятельности, которые могут быть использованы в практике работы учителей литературы, истории и изобразительного искусства. Рекомендации могут быть применимы в падагогичес*«)« практике студентов,при проведении практических и лабораторных занятий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Преодолению односторонности в организации учебного процесса и усилению его влияния на учащихся (младиях подростков) способствует организация взаимосвязи художественно-познавательной деятельности.
2. Целенаправленное взаимодействие всех обогащающих элвдан-тов предполагает конструирование многоплановой комплексной дея- ' тельности,через слияние познавательного содержания с художественной спецификой способов организации деятельности. При этом предоставляются реальные возможности для развития познавательной,ху-доаественно-творческой активности учащихся и становления эмоционально-ценностных отношений к геизни.
3. Взаимосвязь деятельностей,реализуя формирование познавательных,эстетических,художественных интересов школьников .обеспечивает единство эмоционального и рационального начала в учебном процессе,способствует формированию эстетического отношения к дейстБжП'ельности.что яатяется условием гармоничного развития личности.
Структура диссертации: Работа состоит из введения ,3 глав, заключении,библиографии и приложения.
основной содармша; диссерх'ашм
В первой глава; "Теоретические основы взаимосвязи познавательной и художественной деятельности" представши анализ проблемы взаимодействии данных видов деятельности в учебном процессе,как отражение основных процессов познания (науки II искусства),существующих в обществе.
3 поисках психологического я педагогического подхода к воспитания и развитивз школьников определены совдально-обуслоате шше цели фор?мровання личности подростка и задача,стоящие пзрэд процессом обучения.
Теоретическое рассмотрение проблем основано на анализе . и выводах исследований последнего времени о том,что реальное развитие личности обуславливается системой актуальных видов деятельности и общения (Б.З.Ломов, А.А.Бодалев и др.).
В соответствии с этим шано утверждать,что реальный процесс обучения обеспечивается ш доминированием одного вида деятельности,а педагогически обоснованным включением в него комплекса взаимосвязанных видов деятельности,кавдый из которых шкет стать личностно-образущии. (Б.Г. Ананьев, А.В.Пегровский).
Взаимосвязь рассматриваемых видов деятельности (худоаасгвен-но-изобразительнои, познавательной) и педагогическом процессе, являясь частью системы более общего по рядка, отражает в известной степени новые особенности, отношения и свэзи.
При рассмотрении учебной деятельности за основу берется взаимосвязь познавательной я художественно-творческой активности школьников.
Теоретическая концепция опирается на предположение о том,что взаимодействие рассматриваемых нами видов деятельности является актуально значимым в такой период формирования личности,как возраст подростка. Это вреда активного становления многих процессов и свойств личности; интеллзктуачьных.эмоциональных, регулятивных. Худокесгвенно-лознавательная деятельность в этот (Ерпод оущэстиен-но влияет на ¿оркарование потребностно-мотивационной сгары и обусловлена развитием самого чзловека.
В психолого-лэдагогическом исследовании проблема взаимосвязи художественной и познавательной деятельности обеспечивается объективными и субъективными.основаниями общего феномена деятельноети. (С.Л.Рубинштейн,Б.Т.Ананьзв.А.Н.Леоятье в, Б.д.Ломов, М.С.Каган, Г.И.Щукина).
Человек,природа,общество-ведущие первоосновы содержания,на которых строится взаимодействие всей художественно-познавательной деятельности,как в казни общества,так и в педагогическом процессе школы,где сохраняется возрастная специфика.Проявление этой взаимосвязи науки и искусства через взаимодействие данных видов деятельности в школе, осуществляется на другом уровне и имеет свои особенности и различия как по форме,так и по содер-ганип, сохраняя при этом свою специфическую природу как научного, так и художественного творчества.
Исследование начинается с педагогически важного аешкта: выявления слояшой мотивации деятельности учащихся и нахождения путей формирования социально-значимых мотивов.
Реакция школьника на окружающую жизнь,как следствие эмоционального восприятия им искусства в младшем подростковом возрасте,оказывается наиболее зависимой от содержания и характера художесгвснно-познавагельной деятельности. Взаимосвязь художественной и познавательной деятельности обогащает мотивацию школьнииэв,мотивы одной деятельности усиливавт, влияют на мотивацию другой. Так,познавательные мотивы личности.возникающие в этой взаидюсвази становятся личностно-значимыми,осознанными, доминируя подчас над другими мотивами,соединяются с эстетическими.
Отличительной особенностью художественной изобразительной деятельности (о^ познавательной) является то, что она имеет видимый материализировашшй результат (выраженный в рисунке,поделке),что влияет на условия оценки деятельности школьников,их наглядно видимого качественного движения не только в приобретаемых умениях и навыках,но и в содержании деятельности, в глубине осмысления и обобщения магериала,творческой оригинальности его гюнлощенш,я главное, в становлении отношения самого субъекта к . процессу деятельности и ее результатам.
Воображение и эмоции,сопровождающие художественную деятельность .обогаща.эт познание школьников,оообдая вМ7 новы!! эмоциональный заряд,превращая в процесса позкан;л в образах,в звуках,
?
в цвэге,обостряя тем самым ощущения и восприятие.
Расширение интеллектуального кругозора, как результат познавательной деятельности протекает совместно с процессом художественно-изобразительной деятельности,с его применением на практике. Тем самым повшается и Еизненная значимость процесса учеши для самих учеников и для учителя. Познавательная активность школьников в соединении'с их худомественно-творческой активность», становится более избирательной и более результативдой. Познавательная и эстетическая'направленность мотивация, приобретая устойчивость, влияет на отношение учащихся к учетному процессу в целом.
В ооущэстачешш взаимосвязи деятельностей обогащается их операциональная сторона. Способы (художественной и познавательной) • деятельности при их взаимосвязи влияет друг на друга,способствуя совершенствованию результата учебного процесса.
Обогащение педагогического процесса через взаимосвязь деятельностей'проявляется в том, что взаимосвязь способствует:
- целостности восприятия действительности школьниками в единстве научно-познавательного и художественного ("георатического" и "духовно-практического"- К.!Даркс) освоения деятельности: эмоционального и рационального;
- познавательной л худонественно-творческой активности школьникоз;
- формирование эстетического отношения к казни.
Эстетическое отношение,о одной стороны, представляет собой
содэрмгзльнуи основу художественного творчества.-С другой -оно захватывает мотявационную сферу личности, влияя на форлдро-вадиэ внутренней потребности по-особогду дознавать мир-r в пере кивании, в сопричастии с ним и выракааь пэрзкитое в образе,усили-B23S потребность в художественно-творческой деятельности. Подобное отношение является предпосылкой ■ к действительно человеческой функции и способам дознания д преобразования мира.
Б тагам пути вся дознавай льная деятельность субъекта опирается на целостное формирование личности; в единстве эмоционального и рационального/интеллектуального/ начата в обучении. Осмысление возможностей и путай (формирования эстетического отношения к кизни в худоаествзнно-шзнавательной деятельности право дат к необходимости его обоснования применительно к учебному процессу
через познавательную и художественно-творческую активность школьников.
Анализ проблемы взаимосвязи позволил сделать ряд ванных для исследования выю до а:
1. Формируя эстетическое и творческое отношен® к кизня, одной из особенностей которого является "самовырааение "личности в образах в худояесгвенно-творческой деятельности,педагогический процесс дрибликаегся к решению комплекса задач ¡обучения, развития, : воспитания.
2. Полноценное познание .полнокровная познавательная деятельность школьников сопряжена со становиением нового универсального по своему значении отношения к миру.
3. Зслн творческая активность школьников становится продуктом эстетического отношения,базируется на его основе,го любая кязне деятельность учащихся приобретает .созидательный общечеловеческий смысл, сочет'я лично с тно-значлмо е и переживаемое с ' общественно-необходимым л полезным да блага других ладей. ■
Во второй главе: "Взаишсвязь познавательной и художественной ' деятельности младшие подростков в практике раЗоты современной > школы" представлено исследование опыта организации художественно- ; познавательной деятельности в процессе обучения и ее анализ о психо лого-педагогических позиций. ;
Полученные результаты подвели к выводу о том,что худо ка- ; отвенная деятельность на уроках изобразительного искусства в ряде школ,с одной стороны - недостаточно осознается учащимися как особая эстетическая деятельность, г.е.о необходимым эмоциональным акцентом и установкой на самовыражение,гребущая творческого воплощения результатов образного характера. С другой стороны, многие учащиеся не видят в ней познавательного потенциала.
Исследование проводилось в 4 и ^классах у школьников, «обучающихся по разным программам. Анализ свыше 650 рисунков учитывает основные параметры изобразительных возмогшосгей подростков: Техническую сторону (навыки изображения простых га о ш греческих форм,предметов я пространства с помощью цэ репе кг ивы, передача объэма,тоновых и цветовых отношений). Ведущий акцент делается на исследование творческой стороны (умение - образно,выразительно выполнять рисунки, передавать настроение и характер
изображаемого с помощью простейших яивояисннх,графических,объемно- • пластических средств.
При этом устаношюно: композиционное построение рисунков игольников во многом зависит от познавательных аспектов деятельности. По_нашим наблюдениям, чем насыщеннее познавательный матз-рнал.раокрываемый учителем на уроке в эмоциональной увлзкатэль-шй форме,тем интереснее, богаче,ярче и разнообразнее композиции и разностороннее их со дз ржание у учащихся. По теме: "Пейзан", мы проследили многообразна в композиционном построении рисунков дзтей,создающих образы живой природы по литературным,историческим сыжэтам(налримзр: изображение .первобытных пещер,остроЕа посреди океана, на котором жал Робинзон Крузо пли местз путешествий Гу-ливера.морских разбойников и пиратоз^шалуиш,скачущего на 1Сонь-ке-Горбушсэ, легендарных былиншх героев-богатырей из русского эшоа и др.). Познавательное и художественное (доторнхо-литера-турное) содержание органично соединяется в образном изобразительном решении композиций в рисункахйодросгков.
Полученные данные показам (табл.1) сравнительно высокий уровень познавательной активности учащихся 4-5 классов, сопровождаемый низким уровнем художественно-творческой активности млада их подростков,этот разрыв увеличивается к 6 классу, когда часть школьников почти совсем парзстает заниматься самостоятельно рисованием л др.формами художественной деятельности. Художественным творчеством вне урока заняты лиль 1% опрощенных 6-класснддов, при этом из них учатся в спец.худоаествешшх школах.
Таблица I
Показатели уровней развития позкаватзлькрн и худо!эственяа-гворческой /изобразительной/ активности младших подростков (860 чел.)
Уровня Познавательная активность Художестве кно-творчеспаэ изобразитель«.активность,в %
4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 ¡сл.
ВЫСОКИЙ Средний НИЗКИЙ §8/25% 163/49^ 86/2 6>1. ЭЭ/31%, 100/50% 61/13;» 71/21; ¡5 149/44» 105/31,^ • 60/19;?. 1ЩЩ 137/43;?
Итого: 340/100$ 3*0/1002
Анализ художественно-творческого развития младших подростков по результатам всей их учебной деятельности позволяет судить о недостаточной творческой активности подростков,которая даже у
художественно одаренных уче наш в но находит применения в педагогическом процессе. Незначительна доля участия художественной деятельности дете^ в процесса дознания,хотя познавательная активность^ младлдх подростков в отдельных школах с хорошо слоившейся системой икгегрзтишого подхода к обучении сравнительно высока. При выяснении уровни развития художественно-творческой активности учащихся учитывались показатели посещаемости подросткам» дуззез, библиотек,театров,крушзв; участи школьников в различных формах изобразительной,театральной,художественной деятельности в уЧебноо и вцеучебное время, отношение учащихся к урокам изобразительного искусства, литература и др., а таккэ с № пень с.^ормировашюсш изобразительных умений и навыков учащихся. Познавательная и изобразительно-творческая активность определялась в йиколах (19 классов) у школьников 4-5 класса, обучающихся со.разным программам в области изобразительной деятельности (Б.М.Неыэнекого и З.С.Кузина). ¿ри отом разница результатов оссбокво ощутима в четвертых классах. Обобщение результатов дозволило сделать выводы о том,что очень многое в процессе обучении зависит и от учителя,его мзгодическэп подготовки и от характера отношеы.й его о учащимися.
Недостаток, а иногда л полное отсутствие общественной яаправ-лекности художественной деятельности выражается в том,что результаты ее (продукты творчества) почти не ислользуютоя в вовсе давно:! лшзяи плоха. Нэт массовости л в охвата акодьшдав - подростков разнообразиями дориама худоаесг^йннол оакодвятсдыюога шз урока. В то ¿¡г.,я, как познавательна-: активность у больней ■ эоти подростков цара^ивает теме:, ;удоь;ественно-гворчзская начинает неуклонно падать и остается у некоторых одаренных детей, с явно выра-кеш'т/-,и худогазсгвашкии склонностями.
В реально« практика современной аниль, гознпкавдаз познавательная активность яодрэогков из подкрепляется худокеог-венны;.. творчеством, что сопровоаясйтсз ойёыиш* интереса л нему и к овладение способам дгяголькоегк. По эгсЛ причине и познавательна« деятельность учащихся шогоз теряет в оюзё эмоцшнальноЛ лрльяекаггиыюсги, образно/, взда^агельяоеги, правдивости и убеда-тедыюсти.А-.эго, в сбов очередь, обедняет д худоавогвенауи деятельность шольипков (в кру.и:ах и вне ахощ), что является тормозом разыхпл ¿.х способностей.сказывается на погребяоетяо-могива-цаонцо» С^гботсь эстетически характер и социальная
направленность мотивация.
Таким образом,молно утверждать, что условия проявить себя младшим подросткам в худоввсгавнной деятельности на уроках,во вкэклассной работе не создана. С1ормлрозшшь£ потенциал худо-аественко-творческой активности детей обречен на угасание в пода-гогичэс:юм процессе современной школы.
В Ш главе: "Организация худогественно-позназате лькой деятельности в эксперимента>1ььо-ояытной работе" дан краткий анализ психолого-пздагогических условий реализации учебнохчэ процесса, в котором осуществляется взаимосвязь данных бидон деятельности.
Основные аспекты проблемы состоят в образовательном назначения интеграции деятельности, выражающемся в овладении учащимися знаниями, умениями я навыкам в единстве с эмоционаллно-ценпост-ншл отношениями, и в творческом использовании школьниками способов художественно-познавательной деятельности. Развивайте значение интегративных процессов проявляется прежде всего а формировании образного мышления, сенсорной,перцептивной культура,специальных и творческих способностей (чеку иосвнщены некоторые маге риалы приложения). Воспитательные возможности взаимосвязи дэя-тельяостей рассматривается нами в связи с акцентом на эмоциональную сферу, чувств и отношений, возникающих на базе пережиганий искусства и дашдк толчок в формировании эстетического отношения к кизни.
В этой свази нами выделены те направления работа, которые ориентируют учителя на формирование эмоционально-ценностных отношений учащихся в единстве познавательного и художественного отражения действительности.
В экспериментально-опытной работе в иколе было вшвлено, как являясь результатом худоЕестаеныо-шзнаватеяьнол деятельности, эшцкон'1'льно-ценностные отношения псбуадаат школьников к творческой активности, что непосредственно отражается на эф\яктив-ностл педагогического процесса, на результатах труда учителя. Как еысшзя форма эмоционально-ценностных отношений к действительности эстетическое отношение у части подростков вклззчщю в себя различные аспекты: осмысление гармоничности содержания деятельности, становление гуманного отношения ко Есему «сивому (окрг/гаащим людям,природе). Воспитательные возмонносги взаимосвязи деятельно-стей проявились в содеркачяи. эмоционально-ценностных отношений,
основанных на сопереживании,сопричастии д сотворчестве учащихся и учителя. Это^таким образом, обеспечивало нравственно-гуманистическое и эстетическое начало в раотуир.ч человеке,т.е.ноше фораы огношешй, вырагаоддхся в меиличдасгнсш общении, в учебной и лдЗоЬ другой шзледбягальности школьников. Область воображения, восприятия, образного мышления и чувств млащдих подростков , их развитие и нормирование легли в основу теоретического и практического научного поиска.
Работа над технологией педагогического процесса в школа раскрыла содержа те льну» сторону взаимосвязи даятельностэй, которая отражается на развитии по театральных возможностей младших подростков,'/!! попытках первых еыеодов и обобщений, основанных не только на логиче сяо;.;' шстроеяии, а на уладили создавать творческие аналоги и обобщать по единичная признакам, ярко отразившихся в худосесгленном сознании детей/. Перенос эмодюнаньюй окрааш ns события .явления раного рода /природные,соц^ьные др./еще не в полной мере дается подростам, ко ytx ощущается понимание ими общей природы некоторых яалзаи/., внутренней связи мекду нимн, что способствует ах 0с/.21сдеша,ксх целого.
Так,воспринимали некоторые учащиеся 5 класса стихийное бед-отвйе .отраженное в картинах К.Бра'хдовц'ЧЬс/юднмД день Домпея" и Л.А.Айвазовского "£ев*гы2 вал". Глубина социального осмисле-ния картин им еще не вполне доступна. Ко различные состояния, факты,отношения ладей.к <$едотвшо,огражащаеоа в борьбе со стихией,могут глубоко перерваться младаиш подросткам:-, что направ-лзет их на кз ко тс рве выводы и обобщения эстетико-нравсгвенного плана,си>собствуег познанию сущности. ' .
Конечно,к осозяаним таких аспектов необходимо было подвести подростков,чему способствовала ин.^ормацгЯ учителя,шлэчение материала познавательного характера, литературные сassты,(описание человека в экстремальных ситуациях в рассказах Б.дигкова, ¿.Берна.Д.Де^о).
Поз наша становится потребность» души ребенка, когда ученики, в течение ряда уроке б, создавая Еивояис.чые и объемные цельные образы природных явлений выражают в них человеческие отно-шгнпя:изготовление паяно ("Первобытные времена") .масок зварзй ("Маугли") дли бумажных конструкций - макетов ("Вавилонские сада',' "ai;.;?чны^ цветок","Сязшая королева").Подросгш.ш выявляется внут-
ранний смысл образов,часто не вскрытый п первичном общении с историей, литературой .
Изготовление декорация и эскизов костямов.афна к "Щелкунчику", иллюстрирование сказки ":.!аугм" помогло обобшть,сопоставить и глубгв гонять характеристики персонажей :глвотных,первооснову литературного произведении - сказки,ео противоречил,что ярко отражалось з рисунках детей. Так деятельность учащихся лривлекаласо к осг.'-Ысленл:о жизни и самих себя через яаглядже образы изобразительного творчества ( 2 :еанре портрета я карикатуры).
• Стремление лучше понять содержание и характер героев,отразить это наиболее полно я выразительно в изобразительной деятельности было,доступно подросткам высокого уровня худокесгвенко-творческой активности. Так, конструируя макеты Садов Завллона, подростки отшчага в грандиозности и громадных размерах дрвЕней архитектуры, стремление к увековечивания и величественности владельцев царских покоев, а в образности украшений замков старались передать их смысловую окраску (воинственность,агрессивность я иные свойства и символы,отранаащле эпоху,их назначение в ней, которое ям придавал человек). Архитектура,декор,хгявопнсь,таким образом,несли детям не просто худокествеиные знания, отразила не только познавателыше аспекты,но и черты тех или иных отношений прошлого. Правда,сущность их во всей полноте не всогда сознавалась млаетимд подростками. Но сага факты контрастного сопоставления образов,емких и собирательных,несущих как художественное, гак я познавательное начало,делали этот процесс разносторонним, а изобразительная деятельность являлась не простой иллюстрацией к познавательной учебной деятельности,а имела характер комплексного включения. Такой подход предъявляет особые требования субъектам деятельности, требует огнях особых знаний, паре киваний. Но именно так знание приобретается в единстве с личностными,аизнея-1шм смыслом явления. Поэтому столь страстным был Еыбор учащимися самого задания я материалов к нему,постановка задачи,"защита", отстаивание своях интересов, суздоний,предпочтений,идей некоторыми школьниками,отразая тем самым высокий уровень их активности.
В процессе эксдеряментной работы с младшими подростками мы приближались к току,чтобы соединять элементы художественного анализа и переживаний, вызывая этим особое эмоционально-ценностное отношение к герою,к произведению и к самой кязни. Оно носило познавательную напраатенность и стремление учащихся к худокествен-кому отражению.
В осново художественно-познавательной деятельности лежат пз- \ ревоплощэние предметов,явлений действительности,в котором субъект 1 деятельности уподобляет себя предмету деятельности.
Серия уроков была проведена по "Натюрморту" <£Вещи, человека и человек"програм\!а Б.М.Нзкзнского/, где предмет выступает выразителем характерного литературного персонажа, исторического лица, Композиция из прэдмотов составляется не учителем, а под руководством всего класса 2-3 учащимися, которые по ходу имитируют характер, повадки героя, того или иного персонажа, импровизируют сценку
• • данными предметами. Это вызывает галлу чувств и отношения со стороны учащихся.
Контрастные сопоставления,одновременный показ муляжей а сравнение предметов разной формы, две та, дают возможность школьника} пофантазировать об их принадлежности разным героям о противополоя- , ними качествами. Это приводит подростков к обобщению и творческим аналогиям, горе до сам омоцио аатьпоЧ окраски на сходные предметы или ' явления.
Контрастные характеристики героев легко продставимн в изобразительном решении композиций. Контраст, сопоставление явятся той первой попыткой обобщения, в которой лзгчэ усваивазгся и Еыра-кается идея. В этой форма незнания возникновение еда и едрт неотрывно с ее вошюцзшшм в материале.
В такой встречз с литературам персонажем, историческим лидом возник^:.' интерес- к вяеингй £орме предмета, которая выступает для учащихся б смей особенности как цветового звучания,так и линейного; пластического, конструктивного, Интерос к фор:.;э приюдит к попытке первичного осмысления ее в единстве о внутренним содзрка- I шем, кроющемся в человеческих отношениях, в эпохе и среде, по-особому создающей ату форму. В такой работе возрастает для учащихся значимость самого предмета, смеющего свою собственную не утилитарную пеннос1ь. Так возникает эмоционашю-цзнносгяое от- . ношение, носящее пека неустойчивый характер-первичной установки на познание художественной сущности явления,предмета.
Выявление идеи художественного произведения /ешвопыси, график и, скульптуры/ не всегда доступно младаим подросткам. Но первые пони тки обобщения, анализа и синтеза позволяют и>л прочувствовать и понять общий характер произведения и отдельных ярких образов. Именно в этой аналитической работе не обойтись без эстетических эмоций. Что же позволяет сохранить единство га рок ив алия д мысли-сбобщгаяя,приводящего к эстетическому,глубоко личностному оскыс-
ленив художественного целого?
, . В экспериментальной работо в школе учитель-словесник предлагает учащимся в 4-м классе после прочтения повести 3.Короленко "Дета подззм9лья",ид картин русских художников Д.Саврасова, В.Поленова,О.Васильева/. После трудных моментов общения, основанных на пэреянзашш, произведения Короленко подростки выбирал г картины /репродукции/, отражалцке сходные чувства,настроение,мысли общему содержанию прочитанного. Грусть и страдапяс, печаль и одиночество, страх,бедность,грозность и отчаяние,взра и топлота человеческих отношений становятся понятными подросткам поело такого сравнения в картинах русской природы. При этом внимание учащихся направляется не на внешнее сопоставлений детатей в картинах, а на пх внешний настрой. Аналогично зтому после чтения б шиш и знакомства с.русским эпосом школьника-.! предложены полотна И.Шишкина,В.Васнецова и др.русских маетеров.Величие.могущество.загадочность и таинственность, сала и красота суровой русской природы были "схвачены яятгаслассниксми,кото|ые сравнили образы былинных богатырей с огромными дюгучимя лесяшя прообразами,породившими стойкий русски."' дух. Таким образом был выявлен общий пафос Шишкинскю полз гея, хотя л нз сформулирована ело ваг/л конкретная мысль и абстрактная идея картин.
Группа учащихся к концу 5 гласса, началу 6-гд показала высокий уровень активиости, в последовательном двякении подростки смогли едэлать скачок в своем худоЕэствснном и интеллектуальном развития.
Таблица 2
Уровни развития худокественно-творческой активности подростков по результатам эксперикен-тальпо-опытной работы (19В7-1990г.г.СИ й 67 Ленинграда)
Уровни В начете 4 кл/А/ окспэрзмзнта 5тг./Б/ В конце эксперимента /А/ / Б У
Высокий б/ш 4/10% 11/25% 8/17%
Средний • 19/462 17/43% 22/53% ' 19/462
Низкий 16/39,'? 18/46% л8/19£ 12/30д
Итого: 41/100% 39/100$ 41/1002 39/1002
Экспериментально-опытная работа позволила на только определить количественно уровни актишости школьников,но и дала возша-ность подробнее раскрыть их с качественной стороны. Так,
высокий уровень активности учащихся характеризуется ассоциативное стью мышления,развитием творческого и воосоздающего воображения, наличием многосторонних и стержневых интересов,новыми возможностями и достижениями образного мышления.
Различные формы отношений школьников раскрываются в оценке младшими подростками произведений изобразительного искусства. В одном случае, это эмоционально-ценностное отношение,основанное на сопереживании при освоении художественного содержания,в другом -отношение носит характер рассудочно-оценочного,когда учащиеся могут адекватно оценивать .выратлть в понятиях суть,идея Произведения,но без соответствующего эмоционального переживания. Различное соотношение этих форм отношений ,их качественное содер-' жание показывает динамику эмоционального,художественного развит-тия подростков.При этом характер отношения зависит от интенсивности эмоциональных реакций.от познавательных процессов личности.
Так,в конце эксперементально-опытной работы из 70 сочинений по картине у 5-классников /голотна В.Васнецова,И.Айвазовского, пейзажи И.Шишкина.А.Куинджл^ а 49;#3йбй]5осткгми выявлялось настроение,характер произведения и свое отношение к нему.В 125? из них была попытка определить идею через эмоциональные высказывания, 3?% -дают внешнее описание картины частр без выражения отношения к ней, 14,1 -рассматривают картину подетально,описывая лишь то, что привлекло внимание,употребляя общепринятые обороты-штампы. При этом восприятие жанровых картин дается подросткам легче,чем пейзаяей. /Из высказываний учашихсяглунная ночь с фосфорическим светом", 'ажурный блеск воды светит ярко,как огонь фонаря","ослепительный свет луны завораживает',''"волшебная картина,как сказка с чудесами" -о картине А.Куинджи..."Огненный ком воды давит на людей,и кажется затянет всех волной',' "люди окажутся сильнее воды и в последний момент победят","природа слабее человека',' "йоре сильное,но доброе,людей спасут","матросы спасутся сямиГ'красквий закат страшен и зловещ" -о картинах И.Айвазовского/Как видим, аналитическая оценка у ребят высокого уровня активности не преобладает над образно-выразительной,эмоциональной,что подтверждают и рисунки учащихся,где настроение ихарактер представлены особенно ярко.
Следует отметить наиболее удачные фор:,а работы и виды деятельности, которые сочетали в себе в той Или иной степени познавательной и художественно-творческое качало: коллективная и
и индивидуальная |ор;/а изобразительной деятельности ¡игровая театрализованная '¿ормы учебных занятий и предметных кружков; творческие,литературные /исторические конкурсы,вечера.
При помощи самовыражения в общении с искусством учащиеся подводятся к ценностному освоению мира,к глубокому,всестороннему изучению его законов и таинств в учебно-познавательной деятельности.Эмоциональные отклики- подростков на произведения искусства способствуют более полному восприятии жизни,осознанию и осмыслению различных ее сторон в их единстве и многообразии. Через эмоции и чувства к разуму и золе -таков в самом общем виде путь к человеку, этим руководствовалось исследование данной проблемы.
Приемы и способы,такие как ролевые игры,подражание с элементами одушевления природы, уже в подростковый период перерастают в более сложные формы одухотворения,олицетворения,связанные с художественным творчеством,в которпферевоплодение в образ отвечает новому этапу интеллектуального развития подростков.
Полученные в экспериментально-опытной работе факты подтверждают гипотезу исследования .
В заключении диссертации излагаются выводы,сформулированные на основе теоретического анализа и :: экспериментальной работы.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях :
1. Художественное воспитание детей в семье.//Наука и искусство семейного воспитания ¡Методические рекомендации. Ред. Сенькп В.Г.,Минск,1969,с.50-56.
2. Влияние художественной культуры на поведение и развитие нравственных чувств школьников.//Воспитание культуры поведения у школьников совместными усилиями школы и семьи. Минск,1950,с.17-21.
3.Боепитание культуры поведения в процессе работы над Правилами для учащихся .//Воспитание кульгуры поведения у школьников совместными усилиями школы и семьи. Ред.Сенько В.Г., Минск,1990 г.,с.21-28.