автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь познавательной и художественно-изобразительной деятельности младших подростков в учебном процессе
- Автор научной работы
- Люц, Ирина Федоровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь познавательной и художественно-изобразительной деятельности младших подростков в учебном процессе"
р0сс1йскил ордсна трудового красного значыш1 ГОСУДАРитаСШЕЬ! педагопявш1л УН^РСШКТ ШЕЮ а.и.ГКЩЕЕМ
На правах рукописи удк 371.363
Л ю ц Ирина Оэдоровна
ВЗАИМОСВЯЗЬ ¡ЮЗНАВАТШБНОП И У.УД0Д2СШШЮ-
13образ;гшъноЛ даятшгьностл г.угадцпс: подростков
в учебном процзссз
АВТОРЕ 5ЕРАТ диссертации
яа соиоканиа ученой степени кандидата педагогических наук
13.00.01 Теория и история педагогики
Ленинград 1991
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А,И.Герцена
Научный руководитель - член-корр. АПН СССР, доктор
педагогических наук, профессор' Щукина Г.И.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Валицкая А.П.,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Ивгчова Е.В.
Ведущая организация - Псковский государственный ордена Знак Почета педагогический институт имени С.М.Кирова, кафедра педагогики
Залдота состоится " " 1991.г. в . часов
на заседании специализированного Совета Д. 113.05.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российской ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена .(191186, Ленинград," наб. реки Мойки, 48, корпус II, ауд. 32).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке универоитета
Автореферат разослан " " 1991
Ученый секретарь специализированного Ц^и-М
Совета, кандидат педагогических наук Е.И.Казакова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью гуманизации школьного образования,новым подходом к педагогическому процессу, основанному на интеграции учебно-познавательной л художественной деятельности.
В настоящее время слабо реализуется развлващий и воспитательный потенциал художественно-познавательной деятельности школьников в результате целого комплекса .причин. Многие из них обусловлены материальным состоянием школы, слабой технической оснащенностью всего педагогического процесса и особенно предметов худоаэственного цикла. Другие - связаны с методической организацией деятельности, с формальны« использованием средстн искусства на уроках. И,наконец, учителем, школой не используются в полной мера содержательные возможности как познавательной, так и художественной деятельности, нет их достаточно полного, глубокого обоснования в педагогической науке.
Это приводит к формированию "технократического мышления" у учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии, как основ творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, сникает ее познавательную и художественно-творческую активность, сказывается на мировоззрении школьников.
Разработка концепции целостного учебно-воспитательного процесса, предполагающего единство образования /воепитания,обучения я развития/, требует рассмотрения интеграции познавательной л художественной деятельности школьников на целевом.содер-яательном и организационно-методическом уровне. Содержательная сторона предполагает учитывать связь развития человека с вопросами культуры, которая способствует формярованлю мировоззрения школьников, воспитанию эстетического отношения к кизня.
В реальной практике современной школы недооцениваются я целевые аспекты всего педагогического процесса. В становление социально полезной познавательной, эстетической мотивации -особая роль принадлежат худокестпенно-познавательной деятельности. Эта роль обеспечивается тем 'эмоционально-ценностным отношением • о '
человека .которое содержит в себе искусство и '¿армируется в ос5— щэшш с величайшими его произведениями в ХУДОиественнолг1 восприятий и творчества детей.
Учитывая потребности практики, а такае недостаточную теоретическую и методическую разработанность вопроса,мы избрали тему исследования: "Взаимосвязь познавательной и худокественно-изобразите лыюй деятельности младших подростков в учебном процессе". (На материале уроков изобразительного искусства,литературы и истории).
, Объект исследования; Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности младших подростков в учебном процесса.
Предмет исследования; Формирование личности школьника (ыладаего подростка) в педагогическом процессе,на основа взаимосвязи познавательной и художественной деятельности.
Цель исследования; Совершенствование учебного процесса, усиление его' развивающего, воспитывающего влияния наличность . младою го подростка в художественно-познавательной деятельности..
В процессе исследования выдвинута гияотеза: В результате организации взаимосвязи деятельностей повышается эффективность педагогического процесса, усиливается его влияние на познавательную и художественно - творческую активность младших подростков, что способствует формировании особого эстетического .отношения к аизни, если:
' - взаимосвязь познавательной и художественной деятельности осуществляется на целевом,содержательной и организационно-процессуальном уровне;
- взаимосвязь обеспечивает социально-полезную мотиЕациэ, а такие способы деятельности, в которых реализуются познавательные и худокесгвеняое-гворческие возкоашости подростков на основе богатства кизненного содержания и .индивидуального опыта.
Задачи исследования:
1. Тассмотрзть теоретическою основы взаимосвязи познавательной и художественно!! деятельности в учебноя процессе и . изучить опыт организации деятельности в практике современного учебного процесса.
2. В ходэ экспериментально-опытной работы определить способы и ¿ор.мы организации ху.цоаественно-познавательной дея-
гельностя.ее развивашцй.образовагельяо-юсштатзльный потенциал и- ¡¡головая его реализации.
3. Рассмотрагь возмоишз пути, ведущие к многоаспектному яоподьзрваяшо взаимосвязи познавательной и худо ¡¿а ст ванной деятельности млада их шдростков в учебном процессе.
Методологической основой исследования является диалектшсо-{¿атариалястическое лоняманяэ сущности деятельности: взаимосвязи, взадглообуслозленностя, развитая личности и характера деятельности; овчзй внешнего и внутреннего в развития человека.
, Методы исследования: теоретический анализ философской,педагогической и псяхологической литературы; ю проблеме; массовый письшннш опрос учащихся 4-6 классов, учятелзй, студентов,родите лей с последующим анализом полученной информация; ясяходого-яэдагогяческяй эксперимент, вклычащи2 методы цаланапраалзшого наблюдения,интервью, беседа,анкетирование, организации худо сгвэнно-яознаватальноа деягзльности младаях шдростков з пздаго-гнчас.том процесса на уроках изобразительного искусства (4-5классы) и ео внаучабное время.
Базой для проведения массового опроса явялиоь средние школы Ленинграда я ЯенинградокоЯ области (700 чал.). 3 опроса участвовала учителя истории, литературы,изобразительного искусства. (¿5 чал.), школьники 4-6 классов (660 чел.).
Огшгно-экопэоименгальная работа проводилась в 4-5 классах 67 школы Ленинграда на уроках изобразительного искусства с 1985 по 1990 годы. Исслэдованяе вклочало как выдаланиз теоретических идаЛ, так я разработку программ я методик исследования; диагностику проблем взаимосвязи худоезсгзенкои и познавательной деятельности младаях подростков в педагогическом процесса, формярущш! эксперимент, анализ и обобщенна получанных данных.
Результат исследования получили алробацяа на заседаниях научных лабораторий кафедры дэдагогякя ЛГ11И ям.А.Л.Герцена,на аспирантских семинарах кафедры, в организация лекций дли студентов, родиталай я учителей, в деятельности младших подростков-на уролих язобразигального искусства я во вязучзбное время - (67 школа). Материалы исследования использовались при проведения пвдггоглчзс^ практики,лабораторных я практических занятия со студентами ЛГДЛ я;.:.А.й.Герцзна.
Научнач новизна: исследованы теоретические основы взаимосвязи художественно»» и познавательной деятельности младшее под. ростков,выделены и проанализированы аспекты взаимосвязи:целевой, содераательныи.организационно-процассуашзы;! я результативна^, выявлен образовательный,развиваащы и воспитательный потенциал худокественно-познавателышй деятельности,определены условия, при которых она реализуется, разработаны конкретные способы взаимосвязи художественной и познавательной деятельности на основа различных форм художественного творчества младаих подростков (театрального, изобразительного .литературного).
Практическая значимость: 3 исследовании арадотавлано описание различных форм организации худоаасгвенна-иоэнавагальной деятельности применительно к предмета.! худо »с гв энного и гуманитарного цикла, дшш мегоднчес.<ш рекомендации до организации многоплановой, комплексной деятельности на уроках изобразительного искусства; намечены возможные дуги в организации деятельности, которые могут быть использованы в практике работы учителей литературы, истории и изобразительного искусства. Рехсомондация могут быть применимы в педагогической практике студентов,при проведении практических и лабораторных занятий.
На защиту выносятся следующие иоложонш:
I. Преодолению односторонности в организации учебного процесса и усилении его тщтия на учащихся (младаих подростков) способствует организация взаимосвязи художественно-познавательной деятельности.
'¿. Целенаправленное взаимодействие всех обогащающих элементов предполагает конструирование многоплановой комплексной дая- ' тельности,через слияние познавательного содержания с художественной спецификой способов организации деятельности. При этом предоставляются реальные возможности для развития газнавательной.ху-доаествешю-творческой активности учащихся и становления эмоционально-ценностных отношений к геизни.
3. Взаимосвязь деятельносгей,|еализуя формирование познавательных, эстетических,художественных интересов школьников,обеспечивает единство эмоционального и рационального начала в учебном процессе.способствует формированию эстетического отношения к действ.и'елыюстн.что яаднется условием гармоничного развития личности.
Структура диссертации: Работа состоит из введения,3 глав, заключения,библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ ООДЁРМНКЫ ДИССЕРТАЩМ
В первой главе ¡"Теоретические основы взаимосвязи познавательной и художественной деятельности" представлен анализ проблемы взаимодействия данных видов деятельности в учебном процессе,как отражение основных процессов познания (науки и искусства),существующих в обществе.
В поисках психологического и педагогического подхода к воспитанна и развитию школьников определены социально-обусловленные цели формирования личности подростка и задачи .стоящие перед процессом обучзшя.
Теоретическое рассмотрение проблемы основано на анализе и выводах исследований последнего времени о том,что реальное развитие личности обуславливается системой актуальных видов деятельности и общения (Б.О.Ломов, А.А.Бодадев и др.).
В соответствии с этим моано утверздагь.что реальный процесс обучения обеспечивается не доминированием одного вдда деятельности,а педагогически обоснованным включением в наго комплекса взаимосвязанных видов деятельности,каадкй из которых люнет стать лкчностно-образующим. (Б.Г.Авайьев, А.В.Петровский).
Взаимосвязь рассматриваемых видов деятельности (художественно-изобразительной, познавательной) в педагогическом процессе, являясь частью системы более общего дародка,отражает в известной степени новые особенности, отношения и свэзи.
При рассмотрении учебной деятельности за основу берется взаимосвязь познавательной я художественно-творческой активности школьников.
Теоретическая концепция опирается на предположение о том,что взаимодействие рассматриваемых нами видов деятельности является актуально звзчимш в такой период формирования личности,как возраст подростка. Это Еремя активного становления'многих процессов л свойств личности; инте ллектуальных, эмоциональных, регулятивных. Художественно-познавательная деятельность в этот шрпод существенно вл^шет на ¿ормированиа потребностно-мотивационной срры и обусловлена развитием самого человека.
В психолого-пздагогическом исследовании проблема взаимосвязи художественной и познавательной деятельности обеспечивается объективными и субъективными основаниями общего феномена деятельности. (С. Л. Рубинштейн .Б.Г.Ананьев, Д. Н. Леонтьев, Б. à. Ломов, U.C.Каган, Г.И.Щукина).
Человек,природа,общество-ведущие первоосновы содержания,на которых строится взаимодействие всей худокесгвенно-познавательной деятельности,как в кизни общества,так и в педагогическом процессе школы,где сохраняется возрастная специфика.Проявление этой взаимосвязи науки и искусства через взаимодействие данных видов деятельности в школе, осуиествлается на другом уровне и имеет свэи особенности и различия как по (¿орме.так л по содер-ганию, сохраняя при этом свою специфическую природа как научного, так и художественного творчества.
Исследование начинается с педагогически важного асшкта: выявления сложной мотивации деятельности учащихся и~нахоздания путей формирования социально-значимых мотивов.
Реакция школьника на окружающую кизнь.как следствие эмоционального восприятия им искусства в младшем подростковом возрасте,оказывается наиболее зависимой от содержания и характера худоа;ествснно-познавательной деятельности. Взаимосвязь художественной и познавательной деятельности обогащает мотивацию школьник)в,мотивы одной деятельности усиливают,влияют на мотивацию другой. Та:;,познавательные мотивы личности,возникающие в этой взаимосвязи становятся личностно-значимыми,осознанными, доминируя подчас над друг шли мотивами.соединяются с эстетическими.
Отличительной особенностью худокественной изобразительной деятельности (от познавательной) является то, что она жив г видимый магэриализировашшй результат (выраженный в рисунке,поделке),что влияет на условия оценки деятельности школьников,их наглядно видимого качественного двикенш не только в приобретаемых умениях и навыках,но и в содержании деятельности, в глубине осмысления и обобщения материала,творческой оригинальности его доплощенш,и главное, в станоачешм отношения самого субъекта к процессу деятельности и ео результатам.
Воображение и эмоции,сопровождающие художественную деятельность .обогащает познание школьников,оэобщая еод нзвый эмоциональный заряд, превращая в процессе познаши в образах,в звуках,
?
в цвета .обостряя тем самым ощущения и восприятие.
Расширение интеллектуального кругозора, как результат познавательной деятельности протекает совместно с процессом художественно-изобразительной деятельности,с его применением на практике. Тем самым повидается я кязввнная значимость процесса учения для самих учеников и для учителя. Познавательная активность школьников в соединении'с их худояесгвенно-гворчаской активностью, становится более избирательной я более результативной. ¡Ьзяава-тельная и эстетическая'направленность мотивации, приобретая устойчивость, влияет на отношение учащихся к учетному процессу в целом.
В осущзстачешы взаимосвязи деятельностей обогащается их опзращи/гальная сторона. Способы (художественной я познавательной) ■ деятельности при их взаимосвязи влияют друг на друга, способствуя соЕзршзнствованио результата учебного процесса.
Обогащэниз педагогического процесса через взаимосвязь длительностей проявляется в том, что взаимосвязь способствует:
- целостности восприятия действительности школьниками в единстве научно-познавательного и худоиествеяного ("георагического" и "духовно-практического"- К.Парко) освоения деятельности: эмоционального и рационального;
- познавательной я худокественно-творческой активности школьников;
~ формирование эстетического отношения к ызня.
Эстетическое отношение, о одной сторона, представляет собой содержатедьнуэ основу художественного творчества.-С другой -оно захватывает мотивационнуа сферу личности, влияя на форьдро-ваяиз внутренней потребности по-особому познавать мир-» в дэрэки-пишги, з содрячастди с ишл и виракагь яэрзкитое в образе,усиливает потребность в художественно-творческой деятельности, шдоб-ноо отношение является дрэддасылкой к действительно человеческой функции и способам познания л преобразования мира.
Б таком пути вся познавательная деятельность субъекта опирается на целостное формирована личности; в единстве эмоционального и равдональнога/янголлэкгуаяьяого/начата в обучении. Осмысление возмоккостей и путей (формирования эстетического отдаления к кизни в худокественно-познавательной деятельности приводит к необходимости его обоснования применительно к учебному процессу
через познавательную и ху дохественио-творческую активность школьников.
Анализ проблемы взаимосвязи позволил сделать ряд ванных для исследования выводов;
1. Формируя эстетическое и творческое отношен® к яагзня, одной из особенностей которого является "самовыражение "личности в образах в худояественно-творческо« деятельности,педагогический процесс приближается к решению комплекса задач:обучеши, развития, воспитания.
2. Полноценное познание,полнокровная познавательная деятельность школьников сопряжена со становлением нового универсального по свэеодг значении отношения к миру.
3. Если творческая активность школьников становится продуктом эстетического отношения,базируется на его основе,то любая Еизнедэятельносгь учащихся приобретает созидательный общечеловеческий смысл, сочетая личносгно-значямое ч перзкиваемое о общественно-необходимым и полезным для блага других ладей.
Во второй главе: "Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности младаих подростков в практике работы современной школы" представлено исследование опыта организации художественно-познавательной деятельности в процессе обучения и ее анализ с психолого-педагогических позиций.
Полученные результаты подвели к выводу о том,что зудоже-сгвенная деятельность на уроках изобразительного искусства в ряде школ,с одной стороны - недостаточно осознается учащимися как особая эстегическач деятельность, г.е.о необходимым эмоциональным акцентом и установкой на самовыражение,гребущая творческого воплощения результатов образного характера. С другой стороны, многие учапдоеся не аидят в ней юзнавагельного потенциала.
Мсследованле проводилось в 4 и 5%лассах у шкодышов, а обучающихся по ра зным программам. Анализ свыше 650 рисунков учитывает основные параметр! изобразительных возмогшостеД подростков: Техническую сторону (навыки изображения простых гооьигреческих форм,предметов и пространства с помоцьо шрспективы,передача объели,тоновых и цветовых отношений). Ведущий акцент делается на иссяздовашга творческой стороны (умение - образно,выразительно выполнять рисунки, передавать настроение и характер
изображаемого о помощья простейших аиволисных,графических,объемно- • пластических средств.
При этом установлено: композиционное построение рисунков школьников во многом зависит от познавательных аспектов деятельности. По нашим наблюдениям,чем насыщеннее познавательный материал, раскрываемый учителем на уроке в эмоциональной увлекательной форме,тем ннтереснео, богаче,ярче и разнообразнее композиции и разностороннее их содзрнание у учащихся. По теме: "Пейзаз", мы проследили многообразие в композиционном построении рисунков детей,соэдащих образы еяеой природы яо литературным,историческим стэтшл(надришр: изображение,первобытных пзщзр,острова посреди океана,'на котором ш Роб.шзон Крузо иди места путешествий Гу-ливера,морских разбойников и пират оз.лвануипш,скачущего на Конь-кз-Горбунка, легендарных былинных героев-богатырей из русского эдооа и др.). Познавательное и худоизствекше (иоторпко-литера-турное) содержание органично соединяется в образном изобразительном решении композиций в риоуяхаэйодросгков.
Полученные данные показшш (табл.1) сравнительно высокий уровень иэзиаватальной активности учащихся 4-5 классов,сопро-воздаемый низким уровнем худо;иственно-творческоЛ активности младлих подростков.этот разрыв увеличивается к 6 классу, когда часть школьников почти совсем перестает заниматься самостоятельно рисованием и др.формами худоезсгвекной деятельности, лудожесгвен-ным творчеством вне урока заняты лишь 7;' опрошнянх &-классннков, при этом 3% из них учатся а споц.худокесгвешшх школах,
ТаЗлнвд I
Показатели уровней развипга познавательней и художественна-творческой /изобразительной/ актикяости младаих подростков (SSO чел.)
Уровни Познавательная активность 1удонественно-творчесяая изобра-эятельн.активность.в %
4 кл. 5 кл. 4 кл. 5 к л.
Зыоокий Средний Низкий Итого: 88/26% 166/42^ 86/26/.. 340/100,1 99/311, 160/50Я 61/19/ 340/100% 7I/2I;i5 149/44» 105/3 Ь' ■ ш>. 137/43;»
Анализ худокесггенно-гворческого развития младших подростков по результатам всей ях учебной деятельности позволяет судить о недостаточной творческой активности подростков,которая дазе у
художественно одаренных учеников но находит применения в педаготе-чес.чом процессе. Незначительна доля участия худокественной деятельности детей в процесса но знания, хотя познавательная активность^ младлдх подростков в отдельных школах с хорошо слоасившейся системой интегрзтиваого подхода к обучению сравнительно высока. При вменена;! уровной развлгля худраесгвешо-гворческой активнссти учаацхся учитывались показатели посещаемости подростками гузэев, библиотек,театров,кругов; участи школьнш-ав в различных формах изобразительной,театральной,худо11ественной деятельности в учебное и визучзбное время, отношение учащихся к урокам изобразительного искусства,литературы и др., а такна степень с1»р.мированлос1'и иго- • бразительных умений л навыков учащихся. Познавательная и изобразительно-творческая активность опрздзлллась в бшколах (19 классов) у школьников 4-5 класса, обучающиеся по разным программам в области изобразительной деятельное;1 л (Б.М.Кемвнского и 2.С.Кузина). При этом разница результатов особенно оао'тима в четвертых классах». Обобщение результатов позволило сделать выводы о том,что очень многое в процессе обучения зависит и от учителя,его методической подготовки п от характера отношений его с учащимися.
иедостаток, а иногда и полное отсутствие общественной направленности худоаасшшкой деягэльаоми выражается в том,что разудь-таты ее (продукты творчества) почти ко используются в вовсе давней £изка £.<олы. Нет массою оти и в охвате вкольшюв - юдроогков разнообра.? ::;. -.ц ¿opu&sa худоаесгазяиой самодеятельности вне урока. Б то как познавательная активность у большей • зстн подрост-
ков пара^нвг-лг гелии, худо^асгвеано-гворчзскаа начинает неуклонно падать и остается лпль у некоторых одэргш-ых детей, с явно выра-ксш'а»их худоае огвоыагми ехзюнаос т.и «.
В реально« практике современной агллы, воз никакая познавательная йкгивноогь младаах ¡¡одроогкоа не подкрепляется зудоаеог-5мкнк.к. творчеством, что сопровождается сн^еш;ем интереса к шму и к овладению способами деятельности. По згой причина л познавательная деятельность учащихся шогоэ теряет в сьовИ зиоцдошяьдой привлекательности, образной выразительности, правдивости д убедительности.А-.это, в свои очереди, обедняет я художественную деятельность тальников (в кругах иене акол»), что яагяется тормозом развития ;.х способностей,сказывается на потребностю-мотива-цпонизй с^арз. Сш&&дтоп эстетический! хар^кгар и социальны
1Г
направленность мотивации.
Таким 0сЗраз041,.м0;гШ0 утверждать, что уело сет проявить себя младшим подросткам в худонественной деятельности на уроках,во внзкласской работе нз созданы. Сформированный дотаяциая худо-нественно-творческоЛ активности детей обречен на угасание в по;;.а-гоглчэсглк процессе современной школы.
В Ш главе: "Организация худокествзяло-познавате дькой деятельности в эксперимента«.ьо-ошляой работе" дан крапай анализ псяхолого-яздагогяческкх условий реализации учебного процесса, в котором осуществляется взаимосвязь данных видов деятельности.
Основные аспекты проблемы состояв в образовательном назначения интеграции деягельностя.Еырака.'ощемся в овладении учащимися знаниями, уме нашли я навыкали в единстве с эмоционально-ценностными отношениями, и в творческом использования школьниками способов худо»есгвенно-познаватэ1ьной деятеллноотя. Развиваве значение янтегратявных процессов проявляется правда всего а аормя-рованяя образного имцлвяяя, сенсорной, пзрцзяглвной культура,специальных и творческих способностей (чему яоевищзны некоторые материал ирилогешя). Воспитательные воздгагшостл вз&лаюсеязя дея-тельносгей рассматривается вами в связя с акцентом на эмоциональную с^ару, чувств я отношений, возникающих на базе ларе ,-ляваний искусства я дааднх толчок а (¿ор.ияровании эстегячзского отношения
к еизни.
В згой связи наш выделаны те направзкяя работы, которые ориентируют учителя на формирование элоцнояадьно-цзняоетккх отношений учащихся'в единстве познавательного я худоаесгзенного от-ра*еняя действительности.
В экеяерямангально-одыгной работе в школэ было выявлено, как явлаясь результатом худонеогвешо-шэнаватальнол деятельности, эмоционально-ценностные отношения побуидаат школьников к творческой активности, что нзпосрздствешо отражается на эффективности педагогического прзцзсса, на результатах труда учителя. Как высшая форма эмоционально-ценностных отношений к действительности эстетическое отношение у частя подростков включало в себя различные аспекты: осмысление гармоничноетя содерканля деятельности, становление гуманного отношения ко всему гязому (округаэщяк людям,природе). Воспитательные возможности взаимосвязи деятельно-стей проявились в содержания. эмоционально-ценностных отношении,
основании на содерекиЕашы.сопрзчастш: л сотворчестве учащихся и учителя. Это тахлд образен, обеспечивало иравственво-гумани-стическое и гстетичес.сое начало в растущем человеке, т.е. но вые •¿ярма отношений. шраааадлхся в межличностном общении, в учебной и ллк>а другой ¿шзнедеятидьности школьников. Область вообрааз-шз, восприятия, образного мышления и чувств млаздих подростков , их развитие и формирование легли в основу теоретического и практического научного поиска.
Работа над технологией педагогического процесса в школа раскрыла содер^лтельнув сторону взаимосвязи деятельностзй, которая отражается да развитии потенциальных возможностей младаих подростков,/в попытках первых выводов и обобщений, основанных не только на логическое, построена, а на ума ты создавать творческие аналоги и обобщать да едаюташ признакам, ярко отразяваяхея в худокестленяом сознании детей/. Перенос эмоциональной окраска па события .явления ракого рода /природные, социальные и др./еще не в полной мере дается подростка:/;, но уле ощущается пониманий имя общей природы некоторых яалзлдй, внутренней связи мекду ними, что способствует ж осмыслениз.как целого.
Та1{,воспринимала некоторые учащиеся 5 класса стихийное бедствие .отраженное в картинах К.Ер&таоЕу"Пос.'1здшй день Помпея" и л.Л.Айвазовского "Дев-.тый вал". Глубина социального осмысления картин им еще не вполне доступна. Ко различные состояния, факты,отношения людей.к бедствию,отражавшиеся з борьбе со стихией, могут глубоко парашваться младдимд тдро ежам.., что дадрав-дает их на некоторые выеоды и обобщения эстетико-яравственного плана,способствует дознании сущности. ' .
Конечно,к осознанию таких еслекгов необходимо было подвести подростков,чему способствовала информация учителя .валвчэнаэ материала познавательного характера, литературные еюзэтц,(описание человека в э.-хтремальяых ситуациях в рассказах Е.ддткова, ¿..Верна.Д.Дефо).
Познание становится потребностью дуаи рабе а:а, когда ученики,в течение ряда уроков,создавая еивописяыз и объемные цельные образы природных явлений выракаат в них человеческие отно-¡азния:изготовление панно ("Первобытные времена") .масок зверей ("!.!аугла") для бумажных конструкций - макетов ("Еавилояские сада',' "Х^'ле'ил^ цветок","Снзгшая королева") .Подростками выявляется внут-
ранний смысл образов,часто яе вскрытый в первичном общении с историей, литературой .
Изготовление декораций и эскизов костю.здв.а^иш к "щелкунчику", иллюстрирование сказки "Маугли" помогло обобщить,сопоставить и глубже понять характеристики персонажей животных,первооснову литературного произведения - сказки,ее противоречия,что ярко отражалось в рисунках детей. Так деятельность учащихся привлекалась к осмыслению жизни и самих себя через наглядные образы изобразительного творчества ( в жанре портрета и карикатуры).
■ Стремление лучше понять содержание и характер героев,отразить это наиболее полно и выразительно в изобразительной деятельности было,доступно подросткам высокого уровня худокественко-творческой активности. Так, конструируя макеты Садов Вавилона, подростки отмечали в грандиозности и громадных размерах древней архитектуры, стремление к увековечиванию и величественности владельцев царских покоев, а в образности украшений замков старались передать их смысловуа окраску (воинственность,агрессивность и инке свойства и символы,отраадюзде эпоху,их назначение в ней, которое им придавал человек). Архитектура,декор,кивопись,таким образом,несли детям т просто художественные знания,огразсали яе только познавательные аспекты,но я черты тех или иных отношений прошлого. Правда,сущность их во Есей полноте не всегда сознавалась младшими подростками. Но сачя факты контрастного сопоставления образов,емких и собирательных,несущих как художественное., гак я познавательное начало,делали этот процесс разносторонним, а изобразительная деятельность являлась не простой иллюстрацией к познавательной учебной деятельности,а имела характер комплексного вклачеш«. Такой подход предъявляет особые требования субъектам Деятельности,требует огнях особых знаний, горе киваний. Но именно гак знание приобретается в единстве о личносгнымя,жизненным смыслом яв-'вшл. Поэтому столь страстным был выбор учащимися самого задания и материалов к нему,постановка задачи,"защита", отстаивание своих интересов, суждений,предпочтений,идей некоторыми школьниками,отраяая тем самым высокий уровень их активности.
В процессе экспврименгной рг-боты с младшими подростками мы приближались к том?,чтобы соединить элементы худоаественного анализа и переживаний,вызывая эта.! особое эмоционачьно-пэнносгное отношение к герою,к произведению я к самой низ ни. Оно носило познавательную напрааченносгь и стремление учащихся к художественному отражению.
В основе художественно-познавательной деятельности лежит ne- \ ре воплощение предметов,явлений действительности,в котором субъект деятельности уподобляет себя предовту деятельности.
Серия уроков была провздена по "Натюрморту" ¿Вещи, человека и чоловек"програчма Б.М.Йеменского/, где предмет выступает выразителем характерного литературного персонака, исторического лица, Композиция из предметов составляется не учителем, а под руководством всего класса 2-3 учащимися, которые по ходу имитируют характер, повадал героя, того или иного персонажа, импровизируют оценку с..'.' ■■ данными предметами. Это вызывает гамму чувств и отношений со стороны учащихся.
Контрастные содостанланда .одновременный показ мулзкей к сравнение предметов разной формы, ЦЕ0та,да»т воз/.*озносгь школьники пофантазировать об их принадлежности разным героям о противополок- , ними качествами. Это пришдит подростков к обобщения и творческим аналогиям, га ре носам' эмоциональной окраски fia сходные предметы плз явления.
Контрастные характеристики героев легко продставимы в изобразительном решении композиций. Контраст,сопоставление явятся той первой попыткой обобщена, в которой лзгча усваивазтся и выра-каегся идея. В этой форме познания возяякковзаиа вдэи дат неотрывно с ее вошющзкйзм в материале,
В такой встреча с лвтерагуршл персонажем, историческим лицом воаняксет интерес к внесшей фор?,и предком, которая выступает дет учащихг. з своей особенности как цветового звучания ,жак и ля~ нзйного.пластического, конструктивного. Интерес к £оршз привэдит ! к попытке горвичного оскыслэкяя ее в единстве о внутренним содержа- ! наем, крошимся в человеческих отношениях, в эпохл и сродз, ш-особоьу создавай эту форму. В такой работа возрастает дта учащихся значимость самого прздьэта, ямзещего свои собственную на утилитарную ценность. Так возникает эаоциональпо-цённосгное отношение, носящее пока неустойчивый характер-первично Й усталовкк на позканиз художественной сущностл явления, предка га.
Выявление идеи худокесгвзнного произведения /аивошиа,гра••¿ока, скульптуры/ но всегда доступно мласлим подросткам. Но пзрвыо попытки обобззния, анализа,я синтеза позволяет км прочувствовать я понять обуй характер произведения и отдельных ярких образов. Иьюниа в этой аналитической работе не обойтись без эстетических эмоций. Что sa позволяет сохранять единство переживания я кысли-сбобщаняя, приводящего к э о те т яче ска д:у} глубоко личностному оеишс-
леяию художествеиного целого?
, ■ В экспериментальной работе в школе учитель-словесник прэд-лагает учащимся в 4-м классе после прочтения повести В.Короленко "Дети подземелья".ряд картин русски худогкяиков /А.Саврасова, В.Поленова,Ф.Васюгьева/. После трудных моментов общения, основанных на перенивании, произведения Короленко подростки выбирают картины /рэпродукции/, отргкащие сходные чувства,настроение,мысли общему содержанию прочитанного. Грусть я страдание,печаль и одиночество, страх,бедность,грозность и отчаяние.вера и теплота человеческих отношений станокчтся понятными подростка.! после такого cpaвfIзшlя в картинах русской природы. При этом ачпмачие учащихся направляется не нз внешнее сопоставление детатей в картинах, а на их внешний настрой. Аналогично этому после чтения былин и знакомства с русским эпосом школьникам продлокены полотна И.Шиики-на.В.Васнецова и др.русских мастеров.Величие,могущество,загадочность и таинстьен.чость, сила и красота суровей русской природы были "схвачены";', пятиклассниками,которые сравнили образы былинных богатырей с огромными могучими леслы.ш прообразами,породившими стойкий русский дух. Таким образом был вкявдзн общий пафос Шишкинскю полэтен, хотя и из сформирована словами конкретная мысль и абстрактная идея картин.
Групгп учащихся к концу 5 класса, -начату 5-п} показала высокий урозань активности, в последовательном двикении подростки смогла сделать скачок в своем художественном и интеллектуальном развитии.
Таблица 2
Гооши развития художественно-творческой активности подростков по результатам элсперимен-тальяо-опнтноа работы (19В7-1990г.г.С1Д 67 Ленинграда)
——г-- Уровни В начата, 4 кл/А/ эксгорилента 5м./ь/ В конца эксперимента /А/ / Б/
Висошй 6/Ш . 4/10# П/261 3/171
Средний • 19/46$ 17/431 22/53% ' 19/46,1
Низкий 16/392 18/46,1 л8/19£ 12/302
Итого: 41/100/? 39/100/1 41/100$ 39/1001
Экспериментально-опытная работа позволила не только определить количественно уровни активности школьников,но и дала возможность подрабнее раскрыть их с качественной стороны. Так,
высокий уровень активности учащихся характеризуется ассоциативное стью мышления,развитием творческого и воосоздаюшего воображения, наличием многосторонних и стержневых интересов,новыми возможностями и достижениями образного мышления.
Различные формы отношений школьников раскрываются в оценке младшими подростками произведений изобразительного искусства. В одном случае, это эмоционально-ценностное отношение,основанное на сопереживании при освоении художественного содержания,в другом -отношение носит характер рассудочно-оценочного,когда учащиеся могут адекватно оценивать .выражать в понятиях суть,идею Нрокзведения.но без соответствующего эмоционального переживания. Различное соотношение этих форм отношений ,их качественное содер-' жание показывает динамику эмоционального,художественного развития подростков.При этом характер отношения зависит от интенсивности эмоциональных реакций,от познавательных процессов личности. '
Так,в конце эксперементально-опытной работы из 70 сочено-. ний по картине у 5-класснкков /полотна В.Васнецова,Я.Айвазовского,, пейзажи И.Шшшша.А.Куиндаи^ в 49$3йб2?осткгми выявлялось настроение, характер произведения и свое отношение к нему.В 12% из них была попытка определить идею через эмоциональные высказывания, 37$ -дают внешнее описание картины частр без выражения отношения к ней, Ы% -рассматривают картину подетально,описывая лишь то, что привлекло внимание,употребляя общепринятые обороты-штампы. При этом восприятие жанровых кариш дается подростка?.; легче,чем пейзажей. /Из высказываний учащихся:лунная ночь с фосфорическим светом", 'ажурный блеск боды светит ярко,как огонь фонаря","ослепительный свет луны завораживаетУ'валшебная картина,как сказка с чудесами" -о картине А.Куиндаи..."Огненный ком воды давит на людей,и кажется затянет всех волной',' "люди окажутся сильное воды и в последний момент победят","природа слабее человека',' "йоре сильное,но доброе,людей спасут","матросы спасутся самиГ'красиЕЫй закат страшен и зловещ" -о картинах И.Айвазовского/Как видим, аналитическая оценка у ребят высокого уровня активности не преобладает над образно-выразительной,эмоциональной,что подтверждают и рисунки учащихся,где настроение кхарактер представлены особенно ярко.
Следует отметить наиболее удачные формы работы и виды деятельности, которые сочетали в себе в той или иной степени познавательной и художественно-творческое начало; коллективная и
и индивидуальная форма изобразительной деятельности ¡игровая театрализованная формы учебных занятий и предметных кружков; творческие,литературные.исторические конкурсы,вечера.
. При помощи самовыражения в общении с искусством учащиеся подводятся к ценностному освоению мира,к глубокому,всестороннему изучению его законов и таинств в учебно-познавательной деятельности.Эмоциональные отклики, подростков на произведения искусства способствуют более полному восприятию жизни,осознанию и осмыслению различных ее сторон в их единстве и многообразии. Через эмоции и чувства к разуму и воле -таков в самом общем виде путь к человеку, этим руководствовалось исследование данной проблемы.
Приемы и способы,такие как ролевые игры,подражание с элементами одупевления природы, уже в подростковый период перерастают в более сложные формы одухотворения,олицетворения,связанные с художественным творчеством,в котораферевоплашение в образ отвечает новому этапу интеллектуального развития подростков.
Полученные в экспериментально-опытной работе факты подтверждают гипотезу исследования .
В заключении диссертации излагаются вывода,сформулированные на основе теоретического анализа и экспериментальной работы.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях :
1. Художественное воспитание детей в cet,ае.//Наука и искусство семейного воспитания ¡Методические рекомендации. Ред. Сенько В.Г..Минск,1969,с.50-56.
2. Влияние художественной культуры на поведение и развитие нравственных чувств школьников.//Воспитание культуры поведения у школьников совместными усилиями школы и семьи. Минск,I9S0,с.17-21.
3.Воспитание культуры поведения в процессе работы над Правилами для учащихся .//Воспитание кульгуры поведения у школьников совместными усилиями школы и семьи. Ред.Сенько В.Г., Минск,1990 г.,с.21-28.