Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Базикова, Анна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Базикова, Анна Александровна, 2002 год

Введение.3

Гл. I Психолого-педагогические аспекты саморегуляции.12

1.1. К истории вопроса.12

1.2. Современные подходы к повышению качества учебной (музыкально-исполнительской) деятельности.20

1.3. Психологическая саморегуляция в теоретической и практической деятельности выдающихся музыкантов-педагогов и исполнителей.35

Гл. II Технология саморегуляции как средство формирования в учебном процессе аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта.44

2.1. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя.44

2.2. Технология психологической саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности.58

2.3. Психолого-педагогическая организация учебной деятельности учащихся музыкально-исполнительских классов.68

Гл. III Опытно-экспериментальное исследование процессов формирования аутопсихологической компетентности учащихся-муз ы канто в.106

3.1. Педагогические наблюдения.108

3.2. Педагогические собеседования и анкетирование.121

3.3. Обучающий (формирующий) эксперимент.147

Выводы.155

Введение диссертации по педагогике, на тему "Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях"

Современное общество идет по пути быстрого научно-технического прогресса. Открываются новые горизонты знаний и технических достижений. Однако при всем том формы эмоционально-психической жизни человека остаются практически неизменными. Большинство людей с трудом приспосабливается к новой ситуации, созданной самим же человеком - к увеличению объёма и сложности воспринимаемой и перерабатываемой информации, к скорости протекания интеллектуальной деятельности.

На этом фоне всё острее встает вопрос о совершенствовании психологической адаптации человека к быстро меняющимся условиям бытия. Создаются специальные психологические технологии, облегчающие приспособление личности к сложным формам деятельности, указывающие пути её рационализации.

Сказанное в полной мере относится и к профессиональному образованию, важнейшей задачей которого является психологическая подготовка будущего специалиста, приобретение им комплекса знаний и умений, позволяющих преодолевать возникающие по ходу профессиональной деятельности трудности объективного и субъектиЬного характера. Наличие подобного комплекса стало обязательным требованием, предъявляемым сегодня к квалифицированному специалисту и прочно вошло в структуру профессиональной компетентности.

Не остаётся в стороне от этих тенденций и система профессионального музыкального образования. В числе её приоритетов - совершенствование всех компонентов подготовки учащихся к музыкально-исполнительской деятельности

В специальных музыкальных учебных заведениях страны (училищах, колледжах, вузах) вводятся лекционные курсы, посвященные различным аспектам музыкально-исполнительской деятельности. Отмечается необходимость обучения будущих профессиональных музыкантов приёмам и способам преодоления так называемого сценического волнения, сопутствующего в подавляющем большинстве случаев публичным выступлениям пианистов, скрипачей, дирижёров и др. Возрастает интерес к психологически целесообразной организации самостоятельной работы учащихся-музыкантов, повышению «коэффициента полезного действия» этой работы.

Вместе с тем, теоретическая (педагогическая) разработка проблемы оптимального творческого самочувствия учащегося-музыканта в процессе публичного выступления находится, по признанию многих специалистов, в неудовлетворительном состоянии. Отдельные педагогические наблюдения и соображения, касающиеся этой принципиально важной для музыкантов проблематики, не поднимаются пока что над уровнем разрозненных, не связанных друг с другом рекомендаций.

В этой связи ведущими российскими педагогами-музыкантами подчеркивается насущная необходимость создания комплексной системы психолого-педагогической подготовки учащегося-музыканта, аналоги которой имеются в других отраслях профессиональной деятельности - в театральном искусстве, в спорте и т.д. Решение данной задачи предполагает внедрение современных психолого-педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, разработку специальной методики преподавания музыки. Сказанным определяется АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования.

Его ЦЕЛЬ - оптимизация процессов формирования механизмов психологической саморегуляции учащихся-музыкантов в ходе занятий профессиональной деятельностью, связанной, в частности, с публичными выступлениями; выявление основных теоретических и методических аспектов реализации указанных механизмов в учебной практике.

ОБЪЕКТ исследования - учебно-воспитательный процесс в профессиональных музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена.

ПРЕДМЕТ исследования - подготовка учащихся-музыкантов (пианистов. скрипачей, дирижёров и др.) к дальнейшей профессиональной деятельности, к той её «составляющей», которая связана с публичными выступлениями перед аудиторией.

ЗАДАЧИ исследования:

- раскрыть содержание аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта;

- определить основные компоненты, этапы и стадии процесса регуляции и контроля учащихся за собственными состояниями, побуждениями и практическими действиями в ходе занятий музыкой (музыкально-исполнительской деятельностью);

- разработать с научно-теоретических позиций педагогические технологии, направленные на совершенствование механизмов психологической саморегуляции учащихся в процессе профессиональной деятельности (публичное исполнение музыки);

- охарактеризовать основные факторы, детерминирующие эффективность освоения учащимися приёмов и способов саморегуляции в ходе индивидуальных музыкальных занятий; проанализировать педагогические условия, позитивно либо негативно влияющие на этот процесс;

- предложить и обосновать систему методических рекомендаций, нацеленных на повышение аутопсихологической компетентности учащихся-музыкантов; уточнить в ходе соответствующих педагогических экспериментов меру и степень эффективности этих рекомендаций.

В качестве ГИПОТЕЗЫ исследования выдвигаются следующие положения:

1. Произвольное, осознанное управление собственными психическими и психофизиологическими состояниями и поведением может способствовать повышению эффективности деятельности учащегося-музыканта.

2. Одним из важнейших направлений работы педагога-музыканта является специальная психологическая подготовка учащегося. Она должна быть нацелена на повышение природного уровня психической саморегуляции молодого музыканта, формирование у него аутопсихологической компетентности, овладение соответствующими приёмами и способами самокоррекции и, что принципиально важно, должна учитывать возрастные и индивидуально-типологические особенности учащегося.

3.Учёт психологических факторов важен как в аспекте публичных выступлений учащегося-музыканта (экзамены, концерты, академические вечера и т.д.), так и в контексте всего процесса его учебной деятельности - от первых стадий разучивания тех или иных музыкальных произведений и вплоть до завершения работы над ними. Из этого следует, что оптимизация внутренних (психических) состояний учащегося должна осуществляться на всех этапах и стадиях его деятельности, постоянно находиться в поле зрения педагога.

4. Помимо тактических целей, связанных с повышением коэффициента успешности учебных действий, психологическая подготовка учащегося реализует также цели стратегические, направленные на развитие личности, формирование индивидуального стиля деятельности (что, в свою очередь, также сказывается на конкретных результатах учебной практики).

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ соответствуют комплексному характеру проблемы и включают в себя: а) основные положения отечественных дидактов, касающиеся оптимизации процесса обучения, его содержания и целей (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), а также внедрения интенсивных педагогических технологий в профессиональное образование (A.M. Столяренко, А.П. Беляева и др.); б) теоретические исследования, связанные с проблемами самовоспитания, саморазвития и повышения творческой активности учащихся (В.А. Кан-Калик, В.А. Сластёнин и др.); в) основные положения отечественных и зарубежных авторов, разрабатывающих вопросы личностного развития и психологии творческой деятельности (Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); г) методологические принципы общей и прикладной психологии, фигурирующие в русле современных исследований проблемы саморегуляции и закономерностей использования её приёмов в различных отраслях профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин и др.); д) психолого-педагогические механизмы саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности, теоретические положения, занимающие приоритетные позиции в современной музыкальной педагогике (Л.Г. Арчажникова, Л.А. Ра-пацкая, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Теоретический уровень: а) анализ научной литературы по проблемам дидактики, общей и прикладной психологии, музыкознания и методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин; б) изучение научно-исследовательских подходов к проблеме саморегуляции в педагогике и педагогической психологии; в) обобщение передового педагогического опыта в области преподавания музыкально-исполнительских дисциплин; г) обобщение личного педагогического и музыкально-исполнительского опыта автора исследования.

2. Эмпирический уровень: целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом профессионального обучения учащихся-музыкантов различных специальностей (фортепиано, струнные и духовые инструменты); педагогические беседы, анкетирование, интервьюирование, обучающий (формирующий) эксперимент.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ отражены в таких результатах исследования как:

- Введение ранее не фигурировавшего в методической литературе понятия аутопсихологическая компетентность; раскрытие и \точнение его содержания применительно к практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин

- Постановка проблемы совершенствования аутопсихологической компетентности учащихся-музыкантов (в контексте предстоящей им профессиональной деятельности).

- Рассмотрение содержания и технологии психологической саморегуляции учащегося-музыканта; трактовка саморегуляции как комплексной системы самовоспитания учащегося, затрагивающей все личностные уровни - от регуляции общего эмоционального фона профессиональной деятельности до коррекции ценностно-мировоззренческой и мотивацион-но-потребностной сфер.

- Определение состава структурных элементов, образующих в своей совокупности процесс саморегуляции, самокоррекции внутренних состояний учащегося-музыканта; рассмотрение технологии саморегуляции как в информационно-содержательном (сущностном), так и в координационном, операционно-деятельностном аспектах. Анализ всего комплекса вопросов, возникающих в данной связи, в педагогическом ракурсе.

- Выявление и описание основных направлений внедрения указанной технологии в учебно-воспитательный процесс; уточнение педагогических условий, способствующих наиболее эффективному освоению её учащимися, а также разработка конкретных методических рекомендаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ.

Предложенная автором система педагогических мер и способов учебной деятельности, экспериментально проверенная в ходе исследования, позволяет: а) существенно оптимизировать музыкально-исполнительскую деятельность учащихся, полнее реализовать их творческий потенциал, повысить качественный уровень обучения; б) осуществлять на практических занятиях в музыкальных учебных заведениях моделирование личностно-ориентированного творческого процесса (со всеми присущими ему индивидуально-характерологическими особенностями и свойствами).

Результаты настоящего исследования могут быть использованы на индивидуальных занятиях в музыкально-исполнительских классах музыкальных училищ, колледжей, вузов; в лекционных курсах и семинарах по методике обучения музыке; в рамках специальных факультативных курсов, посвященных психологической подготовке музыкантов к будущей профессиональной деятельности.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена применением системного подхода, обусловившего всестороннее и комплексное рассмотрение исследуемых явлений; опорой на фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, принадлежащих различным отраслям знания (педагогика, психология, музыкознание и др.); соответствием методов исследования его задачам и специфике рассматриваемых явлений; подтверждением правомерности выводов диссертанта теми данными, которые были получены в экспериментальной части работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Одним из принципиально важных факторов профессионализации учащихся-музыкантов является фактор психологической готовности к предстоящей деятельности, связанной во многих случаях с публичными выступлениями перед слушательской аудиторией. Отсюда следует, что психолого-педагогическая подготовка должна быть выделена в особое, самостоятельное направление учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях (училищах, колледжах, вузах).

2. К числу первоочередных задач, стоящих перед педагогом, следует отнести формирование аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта, которая на практике предстает в виде комплекса умений и навыков управления (регуляции) личностью собственными психическими процессами в специфических условиях музыкально-исполнительской деятельности.

3. Формирование аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта требует специальной системы подготовки, базирующейся на особой технологии психологической саморегуляции музыкальноисполнительской деятельности. Сущность последней раскрывается через взаимодействие четырёх компонентов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных: информационного, психотехнического, содержательно-смыслового и функционального. Координационная структура технологии, её внутренняя логика обеспечиваются временной последовательностью действий и операций, среди которых основополагающими являются самодиагностика, самокоррекция и саморазвитие. Данное строение и последовательность операций включают основные уровни психической саморегуляции учащегося и отражают специфику музыкально-исполнительской деятельности.

4. Внедрение указанной технологии в учебно-воспитательный процесс осуществляется посредством специально разработанной методики, учитывающей возрастные и индивидуально-типологические особенности учащихся. Организацию процесса освоения данной технологии учащимися-музыкантами целесообразно возложить на преподавателя; при этом принципиально важную роль приобретают два основных направления в его деятельности: а) обеспечение учащегося необходимой информацией о приёмах и способах психологической самокоррекции; б) создание на занятиях музыкой (уроках в индивидуальных классах, репетициях и др.) осознанных учащимися моделей целесообразного поведения, выработка адекватных мыслительных установок с целью последующего самостоятельного применения учащимися закрепленных в сознании (и подсознании) положительных стереотипов.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась в процессе рассмотрения материалов диссертации на заседании кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С В. Рахманинова; в докладе на межвузовской научно-практической конференции (Тамбов, 2002 г.); в ходе выступлений автора с методическими сообщениями и лекциями для преподавателей детских музыкальных школ г. Тамбова; посредством публикации материалов диссертации, а также в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-исполнительских отделениях ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.

По теме диссертации опубликованы следующие материалы:

1. Базикова А.А. К вопросу о саморегуляции музыканта-исполнителя (психолого-педагогический и профессионально-исполнительский аспекты) // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: Межвуз. сб. науч. тр. Серия: Теория обучения музыкальному искусству / Ред. - сост. П.А. Хазанов. - М.: МГИМ, 2000. Вып.2. - С.95-105 (0, 68 п.л.)

2. Базикова А. А. К проблеме психической саморегуляции в процессе работы учащегося над музыкальным произведением // Музыкальное произведение: вопросы анализа и исполнительской интерпретации. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Тамбов: ТГМПИ, 2002. -С.28-29 (0,15 п.л.)

3. Базикова А.А. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя: Методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. - Тамбов: ТГМПИ, 2002. - 15 с. (0,80 п.л.)

4. Базикова А.А. К проблеме психологической саморегуляции в теории и практике музыкально-исполнительской деятельности /педагогический аспект/: Теоретико-методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. -Тамбов: ТГМПИ, 2002. - 17 с. (0,93 п.л.)

12

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ

1. Формирование аутопсихологической компетентности, предполагающей теоретическое и практическое овладение учащимся-музыкантом комплексом соответствующих знаний, умений и навыков, является одной из главных, принципиально важных задач преподавателя. Сказанное может быть отнесено к представителям различных музыкальных специальностей, но в первую очередь к тем, которые связаны с публичным исполнением музыкальных произведений в процессе учебной деятельности.

2. Аутопсихологическую компетентность следует трактовать как достаточно полную и всестороннюю осведомлённость учащегося-музыканта об основных «механизмах» психологической саморегуляции и самокоррекции профессиональных (музыкально-исполнительских) действий; осведомлённость, сочетающуюся с профессионально грамотным и эффективным владением этими «механизмами» в практической деятельности.

3. Автором исследования доказано, что позитивное воздействие аутопсихологической компетентности обнаруживает себя на различных ступенях и стадиях работы над музыкальным произведением - от первоначального этапа ознакомления с новым музыкальным материалом вплоть до завершающего этапа, т.е. публичного исполнения данного произведения на экзамене, зачёте, концертном выступлении и проч. При этом проведённое исследование подтвердило, что вопреки распространённому мнению готовность и умение корректировать по мере необходимости свои внутренние (психические) состояния, создавать оптимальный эмоционально-волевой фон для занятий музыкой необходимы не только в условиях открытого, публичного выступления учащегося-музыканта, но и в процессе его самостоятельной, закрытой для сторонних наблюдателей домашней работы.

4. В результате проведённого исследования подтверждено, что структура саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности учащегося, представляющая собой основанную на динамическом соподчинении иерархию внутренних взаимосвязей и отношений, складывается из 4-х основных компонентов: а) психотехнического (связанного с воздействием мозговых импульсов на двигательно-моторную сферу исполнителя); б) содержательно-смыслового (детерминирующего систему личностных ценностей, мотивов, аксиологических ориентиров и прочих факторов, опосредованно влияющих на качество учебной деятельности); в) психофизиологического (определяющего внутренние эмоционально-волевые процессы, а также явления релаксации, тонизации, аутосуггестии и др., сказывающиеся на общем характере и тонусе музыкально-исполнительской деятельности); г) информационного (обеспечивающего знание учащимся «технологии» саморегуляции, её внутренних «механизмов», способов применения и проч.). Каждый из перечисленных компонентов, как видно из вышесказанного, обладает своими специфическими функциями, обеспечивающими в совокупности успешность учебной деятельности учащегося-музыканта.

При этом обеспечение учащегося необходимой информацией, тренировка и выработка соответствующих умений (приёмов, способов, связанных с использованием методов саморегуляции в рамках учебной деятельности) является прерогативой педагога, который лишь постепенно, поэтапно, по мере возрастания аутопсихологической компетентности учащегося передаёт ему (учащемуся) свои функции.

5. В исследовании доказано, что владение техникой саморегуляции, аутопсихологическая компетентность учащегося как таковая не только оптимизирует учебный процесс, улучшает качество музыкально-исполнительских действий. Способность музыканта (как и любого представителя художественно-творческого труда) в той или иной мере управлять своей внутренней жизнью, тонизировать её, регулировать эмоционально-волевые и художественно-творческие процессы - всё это создаёт благоприятные условия для формирования собственного, индивидуально-характерного стиля профессиональной деятельности будущего специалиста.

6. Качества и свойства учащегося, входящие в феномен аутопсихо-логической компетентности и детерминируемые им, выявляют себя на разных уровнях - от собственно исполнительского уровня, сопряжённого с технической (двигательно-моторной) реализацией художественного замысла, до уровня персонально-личностного, на котором обнаруживают себя явления характерологического и социокультурного порядка. Иными словами, и мотивационная сфера, и жизненные позиции учащегося, его связи и отношения, потребности и интересы, ценностно-аксиологические и мировоззренческие ориентиры - весь этот многослойный комплекс, определяемый обычно термином «ментальность», также отнюдь не нейтрален по отношению к самовоздействиям со стороны индивидуума, к самовоспитанию в широком смысле этого слова. Я - Концепция учащегося в такой же мере субъект, как и объект саморегуляции и самокоррекции, что должно учитываться педагогом-музыкантом, определяя и стратегию, и тактику его действий.

158

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Базикова, Анна Александровна, Тамбов

1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. - 262 с.

2. Аболин JI.M. Эмоциональная устойчивость и пути её повышения // Вопр. психол. 1989. - № 4. - С. 141 - 149

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 300 с.

5. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Сов. Россия, 1977. - 224 с.

6. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. 4.1-2. М.: Музыка, 1988.-414 с.

7. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.-288 с.

8. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М.: Молодая гвардия, 1990.-223 с.

9. Альманах музыкальной психологии. Сб. 34. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2001. - 228 с.

10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

12. Андрианкин А.Б. К вопросу об устойчивости мотивации в работе над музыкальным произведением // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. - С.90 -101.

13. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды. М.: Наука, 1978. - 400 с.

14. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990. - 52 с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

16. Арчажникова JI.Г. Формирование обобщенных приёмов и действий в музыкально-исполнительской подготовке учителя // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: СГПИ им. К.А. Федина, 1985. С.62-69.

17. Арюткин В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1998. - 264 с.

18. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 478 с.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

20. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.

21. Базикова А.А. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя: Методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. -Тамбов: ТГМПИ, 2002. 15 с.

22. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

23. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов. композитор, 1979. - 352 с.

24. Бехтерев В.М. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. - 528 с.

25. Бочкарёв Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных, вып.19. М.: ГМПИ, 1975. - С. 43-58

26. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.

27. Бурно М.Е. Самовнушение и аутогенная тренировка // Учебное телевидение. М.: Институт усовершенствования врачей, 1975. - 20 с.

28. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. - 304 с.

29. Великие мысли великих людей: В 3-х томах. Т.1. Древний мир / Сост. А.П. Кондратов. М.: Рипол классик, 1998. - 512 с.

30. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М.С. Старчеус. М.: Моск. коне., 1992. - С. 186-203

31. Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1984. Вып.5. - 134 с.

32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-534 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

34. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Общ. ред. С.М. Хентовой. М. - Л.: Музыка, 1966. - 316 с.

35. Габдреева Г.Ш. Формирование способности самоуправления психическим состоянием // Прикладная психология в высшей школе / Научн. ред. Н.М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. - С.222-253.

36. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.

37. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможности использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей // Психорегуляция: Сб. статей. Алма-Ата, 1973

38. Глебовский В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах. СПб., 1903

39. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. - Т.1.-491 е., Т.2.- 370 с.

40. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. JL: Музыка, 1985. - 143 с.

41. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. - 193 с.

42. Готсдинер A.JI. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3 / Ред.- сост. А. Лагутин. М.: Музыка, 1991. - С.182-193

43. Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре: Пер. с англ. - М.: Музгиз, 1961,- 224 с.

44. Грибенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дис. . канд. психол. наук. М., 1995. - 154 с.

45. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., Магнитогорск: Моск. гос. коне., Магнитог. гос. коне., 1998. - 156 с.

46. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. - 319 с.

47. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда студентов театральных вузов. М.: ГИТИС, 1982. - 111 с.

48. Деркач А.А., Ситников А.П. Развитие аутопсихологической компетентности руководителей: прикладные психотехнологии. М., 1994

49. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Музична Украина. 1987. - 111 с.

50. Елисеева Н.Ю. Формирование саморегуляции поведения старшеклассников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Н.Новгород, 1997. - 20 с.

51. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

52. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб: Деан - Ферт, 1993. - 264 с.

53. Забелова Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис. . канд. психол. наук. М., 1997. - 166 с.

54. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. - 172 с.

55. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований -М.: Педагогика, 1982. 160 с.

56. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - 418 с.

57. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. - 140 с.

58. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.-384 с.

59. Игнатенко Л.Н. Индивидуальные особенности саморегуляции неблагоприятных психических состояний спортсменов: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1992.-156 с.

60. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

61. Казачков С. А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 343 с.

62. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

63. Карасёва М.В. Сольфеджио психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха. Вып.4. / Сб. научн. тр. Моск. гос. коне. - Сб. 26 / Сост. Л.Н. Логинова. - М.: Моск. коне., 1999. - 136 с. - С.67-85

64. Клецина И.С. Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности студентов: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1992. - 223 с.

65. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. - 201 с.

66. Коган Г.М. У врат мастерства. М., Сов. композитор, 1961. - 115 с.

67. Козин А.П. Умей владеть собой. Киев: Здоров'я, 1987. - 118 с.

68. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогических дошкольных учреждений. -М., 1995. 160 с.

69. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Рос. пед. агентство, 1998. - 105 с.

70. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. М.: МГК им. Чайковского, 1986. - 153 с.

71. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. - 256 с.

72. Константинов Н.А., Медынский Е.К., Шабаева М.Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1974. 447 с.

73. Королюк Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУЗов: Дис. . канд. пси-хол. наук. М., 1994. -175 с.

74. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 264 с.

75. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. - 120 с.

76. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. -.М.: Музыка, 1984. 89 с.

77. Курт Эрнст. Музыкальная психология (Области и границы музыкальной психологии) // Homo musikus, 1995: Альманах музыкальной психологии / Ред.-сост. М.С. Старчеус. М.: МГК им. Чайковского, 1994. - С.7-27.

78. Куэ Э. Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. Н. Новгород, 1929

79. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.

80. Леванова Е.А. Формирование готовности к субъекту взаимодействия // Проблемы педагогического образования: Сб. научн. статей. М., 2000

81. Леванова Е.А. Формирование практической готовности педагога к взаимодействию с учащимися // Проблемы педагогического образования: Сб. научн. статей. М., 1998

82. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. - 208 с.

83. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избр. труды. М.: Воронеж: Ин-т практ. психол.; НПО «Модек», 1997. - 448 с.

84. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.1. -391 е., Т.2. -318 с.

85. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.

86. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. - 96 с.

87. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М: Фигаро-центр, б/г. - 138 с.

88. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1980 - 135 с.

89. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., 1986

90. Мазченко Ю.Н. О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа училище - вуз). - Новосибирск, 1984. - С.119-125

91. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., Музыка, 1967 - 144 с.

92. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд-во «Феникс», 1999. - 256 с.

93. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звуко-творческой воли: Пер. с нем. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

94. Мартынов О.В. Формы работы по активизации самообразовательной деятельности в процессе фортепианного обучения // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К.А. Федина, 1985. - С.23-30.

95. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

96. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

97. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963.-96 с.

98. Метнер П.К. Воспоминания, статьи, материалы. М.: Сов. композитор, 1981.-352 с.

99. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. - 262 с.

100. Минутко B.JI. Справочник психотерапевта. М.: Консалтбанкир, 1999. - 360 с.

101. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. - № 3. - С.48-52

102. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Дис. . докт. психол. наук. М., 1995. - 362 с.

103. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. М.: Музыка, 1991.-238 с.

104. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - 54 с.

105. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-384 с.

106. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный- труд студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. - 148 с.

107. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. М.: Музыка, 1982. - 300 с.

108. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Вла-дос, 2001. - 688 с. Кн.2: Психология образования. - М.: Владос, 2000. - 608 с. Кн.З: Психодиагностика. - М.: Владос, 1998. - 632 с.

109. Оборин Л.Н.: Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1977. - 223 с.

110. Орентлихерман А. Подготовка ученика к открытому выступлению // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981. - С. 145-160

111. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.-216 с.

112. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.

113. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез. докл. науч. конф. Казань, 1982. - С.5-8.

114. Петрушин В.И. Артистизм это и тренировка // Сов. музыка. -1971. - № 12.

115. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. - 384 с.

116. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 255 с.

117. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с. - Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с.

118. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

119. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1979. - 271 с.

120. Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. М.: Музыка, 1974. - 336 с.

121. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А.П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования, 1995. -227 с.

122. Профилактика психических расстройств: Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Медицина», № 5. М.: Знание, 1985. - 64 с.

123. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции: Учеб. пособие. Казань: Казан, пед. ин-т, 1990. - 108 с.

124. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психол. журн. 1991. - Т. 12. - № 1. - С.47-54.

125. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психол. 1991. - № 5. - С. 156-161.

126. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 319 с.

127. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

128. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.

129. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие по курсу «История русской музыки». М.: МГОПУ, 1996. - 146 с.

130. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998. - 608 с.

131. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991

132. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности // Психологическая служба в вузе: Сб. статей. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. - С.90-105.

133. Рейнуотер Д. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом. -М.: Прогресс-Универс, 1993. 240 с.

134. Родин В.А. Содержание методов педагогического воздействия при индивидуальной форме обучения // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Ml ИИ им. В.И. Ленина, 1982. - С.30-46.

135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

136. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. - 143 с.

137. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. - 271 с.

138. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.

139. Селиванов В.И., Гаврилина С.А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности // Психол. журн. 1991. - Т. 12. - № 5. - С.44-50

140. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

141. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.

142. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

143. Сластёнин В.А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика. -1981. № 4. - С.76-84.

144. Слуцкая JI.E. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей. (Из опыта работы фортепианного факультета МГК им. П.И. Чайковского): Дис. канд. искусствоведения. М., 2000. - 180 с.

145. Смирнов Г.В. Аутогенная тренировка. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1988. - 38 с.

146. Смирнов М.А. Воспитание музыканта-исполнителя / Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М.: Моск. коне., 1978. - С.18-34

147. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1985. - 479 с.

148. Старчеус М.С. Формирование личности как проблема музыкального образования // Музыкальное образование личность - культура: Сб. науч. тр. -М.: Моск. коне. - 1989. - С.42-61.

149. Степанский В.И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект): Автореф. дис. . докт. психол. наук. М., 1991. - 46 с.

150. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2001. - 423 с.

151. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

152. Сытин Г.Н. Божественные настрои: Помоги себе сам. М.: Животворящая сила, 1995. - 284 с.

153. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма И Генезис сенсорных способностей. М., 1976.

154. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

155. Тарасова К.В., Гребельник С.Г. К вопросу о психологической природе абсолютного слуха // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: Сб.науч.тр. М., 1984.

156. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом БАХРАХ, 1996. - 480 с.

157. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Писку-нова, Г.В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

158. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

159. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. Изд. 2-е. -М.: Сов. композитор, 1989. - 144 с.

160. Уваров Е.А. Регуляция неблагоприятных психоэмоциональных состояний: Учеб. пособие для студентов вузов. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 69 с.

161. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 17 с.

162. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. - Т.1. - 584 е., Т.2. - 438 с.

163. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Сов. композитор, 1973. - 158 с.

164. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. - 598 с.

165. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

166. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка. Киев, 1979

167. Xазанов П.А. Оптимизация самостоятельных домашних занятий учащихся-музыкантов: (На материале работы класса общего фортепиано).: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 25 с.

168. Цагарелли Ю.А. Процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции в музыкальной деятельности // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез. докл. науч. конф. Казань, 1982. - с. 11-13.

169. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дис. докт. психол. наук. Л., 1989. - T.I. - 425 с. - Т. II (прилож.) -155 с.

170. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.

171. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алегейя, 2001. 320 с.

172. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. 384 с.

173. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

174. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

175. Чайников В.И. О самообразовании студентов будущих учителей музыки // Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки: Сб. науч. тр. - Ярославль: ЯГПИ, 1982. - С.58-66

176. Чехов М. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство, 1986. - Т.1: Воспоминания, письма. - 457 с. - Т.2: Об искусстве актёра. - 557 с.

177. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты. М.: Прогресс-Универс, 1993. 268 с.

178. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов: Пер. с нем. М.: Музгиз, 1959.-40 с.

179. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

180. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.: Белорус, акад. Музыки, 1993. - 147 с.

181. Alt М. Didaktik der Musik. Dusseldorf, 1966

182. Antholz H. Zur Aktualitatsproblematik in der Musikpedagogik. Munchen, Doblinger, 1979

183. Fuhr C. The German Education system since 1945: outlines and problems. -Bonn: Inter Nationes, 1997

184. Green Barry, Gallwey W. Timothy. Der Mozart in uns / The Inner Game of Music, oder eine Anleitung zum Musizieren / Deutsch von Gerhard Hamann. -Frauenfeld: Verlaglm Waldgut, 1993

185. Maslow A. Motivation and Personality. New-York, 1954

186. Nineteenth-Century Piano Music: Essays in Performance and Analysis. New-York - London: Garland Publishing, 1997

187. Schultz I. Ubungsheft fur das Autogene Training (Konzentrative Selbstentspan-nung). Stuttgart.: Georg Thieme Verlag, 1969