автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственнное совершенствование личности музыканта в идейной концепции Т. Манна и Г. Гессе
- Автор научной работы
- Насыпная, Галина Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственнное совершенствование личности музыканта в идейной концепции Т. Манна и Г. Гессе"
РГ6 од
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА
Специализированный Совет Д 053.01.13
На правах рукописи
НАСЫПНАЯ Галича Анатольевна
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА В ИДЕЙНОЙ КОНЦЕПЦИИ Т. МАННА II Г. ГЕССЕ
Специальность 13.00.02—методика преподавания музыки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на сопскаппс ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1993
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент НИКОЛАЕВА А. И.
Официальные оппоненты:
доктор философских паук, профессор КУЗНЕЦОВА Т. Ф.
кандидат педагогических паук КИМЕКЛИС Г. Ф.
Ведущая организация: Самарский государственный педагогический институт.
Защита состоится «. ...........Х-/................1993 г. в............
час. на заседании Специализированного Совета Д 053.01.13 по присуждению ученой степени кандидата педагогических паук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина но адресу: 109172 Москва, Ново-опасспий- пер,, д,-3,-корп.-3.__
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.
Автореферат разослан « ......X...................................1993 г.
Учепый секретарь Специализированного Совета _кандидат педагогических наук ЯКУБОВСКАЯ Т. Л.
-
I. ОЫДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В наше сложное время кризисных явлений в области культуры обращение к проблеме духовно-нравственного совершенствования личности имеет особое значение. "Никакие, даже экономические законы не смогут действовать в стране, если нравственная культура будет находиться на низком уровне", - справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев."^
Среди отечественных педагогов, уделявших большое внимание вопросам нравственного воспитания личности, следует назвать имена А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, а также О.С. Богдановой, З.И.Васильевой, Л.Ю.Гордина, В.М.Коротова, И.О. 1,1арь-енко, В.И.Петрова и др.
Ведущее место в процессе нравственного совершенствования занимает искусство и, в частности, музыкальное, огромные воспитательные, возможности которого во все времена били предметом внимания философов, педагогов, деятелей культуры, о чем свидетельствуют труды, исторические факты.
В отечественной литературе к проблеме взаимосвязи музыки и нравственности, находящейся на "огаке" нескольких научных дисциплин, обращались специалисты разных областей знания: эстетики и этики (В.В.Ванслов, М.С.Каган, В.В.Селиванов, А.Н.Сохор, A.A. Фарбштейн), педагоги и психологи (0..А.Апраксина, Д.Б.Кабалев-сккй, В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский,, Б.М. Теплов), музыковеда и педагоги-исполнители (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назай-кинский, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Л.В.Николаев).
Нет сомнения в том, что для реализации воспитательного потенциала искусства нужна, соответственно, высокая нравственная культура самих деятелей искусства. Однако, несмотря на остроту проблемы, вопросам профессиональной этики как формы спецификации общих принципов нравственности до сих пор уделяется недостаточное внимание. Между тем, их разработка чрезвычайно актуальна сегодня в различных сферах деятельности и, в частности, в музыкальной педагогике.
Проблемы духовно-нравственные, связанные со сложным процессом внутренней жизни человека и требуюцие разностороннего анализа в аспектах философском, эстетическом, психологическом, рассматриваются во многих произведениях' художественной литературы.
I) Лихачев Эк^омя^ха ^е^овеческого // Советская куль-
Особый интерес представляют те из них, в которых показано становление творческой личности. Таковы романы выдающихся немецких писателей XX века Т.Манна и Г.Гессе "Доктор Фаустус" и "Игра в бисер".
Современники, хорошо знавшие друг друга, свидетели глубочайших социальных катаклизмов, пережившие периоды двух мировых войн, свидетели успешного демократического развития нации в послевоенные годы, когда духовность стала символом и одним из важнейших путей ее возрождения, наконец, необычайно родственные друг другу писатели, Т.Манн и Г.Гессе близки в размышлениях о проблемах культуры, о путях ее выхода из кризисного состояния, о формировании личности художника. '
Исследуя сферу культуры, названные авторы доказывают определяющее значение именно духовно-нравственных аспектов в ней. Чтобы создавать музыку и обучать ей, нужно самому быть достойным ее, утверждают писатели в своем творчестве. Средствами литературно-художественного произведения показывается живой, целостный педагогический процесс со всеми его сложностями и противоречиями, но при втом всегда через призму этических оценок. Перед нами "лаборатория" педагогического творчества, перед нами сложные трагедийные образы личностей в процессе напряженных духовно-нравственных поисков.
Связанные с музыкой аспекты творчества писателей основательно проанализированы в плане общефилософском, общеэстетическом, музыковедческом (Л.А.Бе$дюгина, Ю.Н.Давыдов, В.Д.Днепров, Д.В. Житомирский, А.А.Федоров);_среди зарубежных авторов можно назвать имена В.Дюрра, Э.Каро, К.Хайма, У.Юнга и др. Однако музыкально-педагогические идеи Т.Манна и Г.Гессе, представляющие, на наи взгляд, большую практическую ценность, не получили должного освещения. Отдельные аспекты музыкально-педагогической проблематики названных ромзнов затрагиваются лишь в некоторых работах зарубежных исследователей. Сказанное подтверздает актуальность темы данной диссертации.
Объектом работы являются этические л педагогические воззрения Т.Манна и Г.Гессе в контексте их литературного творчества. •
Предает - анализ связи духовно-нравственного коипонента со всеми основными звеньями музыкально-педагогического процесса, представленного Т.Манном в романе "Доктор Фаустус" и Г.Гессв - в "Игре в бисер".
Пель работы составляет изучение важнейших особенностей
духовно-нравственного воспитания личности в процессе занятий музыкой, описания которых даны в названных романах.
Общая кондегахдя забота.
В произведениях Т.Шина и Г.Гессе духовно-нравственное совершенствование осуществляется в творческом музыкально-педагогическом процессе, направленном на гармонизацию личности, имеющем ярко выраженную гуманистическую ориентацию. Решающую роль в этом процессе играет постижение духовной сущности самого музыкального искусства с использованием "одухотворенного" слова о музыке и элементов "безмолвного" учения (включая ее медитативное освоение), которые могут быть широко использованы в процессе воспитания педагога-музыканта .
Вышеизложенное определило задачи настоящего исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы духовно-нравственного воспитания средствами музыкального искусства.
2. В процессе изучения названных романов, некоторых других произведений Т.Манна и Г.Гессе, а также специальной литературы, посвященной их творчеству, рассмотреть основные признаки, характеризующие духовно-нравственную ориентацию личности.
3. На основе анализа педагогической проблематики творчества писателей определить роль духовно-нравственного компонента в педагогическом общении их персонажей; показать возможность практического применения идей Т.Манна и Г.Гессе а) на начальном этапе общения, б) в развивающемся педагогическом процессе.
4. На материале исследования указанных романов а) проанализировать основные музыкально-педагогические идеи, сопоставить их с важнейшими положениями отечественной педагогики; б) изучить особенности словесных интерпретаций музыки Т.Манна; в) раскрыть сущность "безмолвного" педагогического воздействия, медитативного освоения музыки в концепции Г.Гесса; г) показать перспективность дальнейшего развития педагогических идей писателей в музыкальной педагогике.
Научная новизна работы заключается прежде всего в обогащения методологии анализа проблемы, формирования личности музыхапта на основе использования литературно-художественных произведений в качестве источника этической информации.
Научная новизна диссертация определяется также тем, что в ней впервые а) анализируется педагогическая проблематика романов "Доктор Фаустус" и "Игра в бисер"; б) духовно-нравственная ориен-
тация исследуется как профессионально необходимая особенность личности музыканта; в) творческое музицирование рассматривается в качества компонента духовно-нравственного развития; г) особенности образного слова о музыке анализируются, в аспекте духовно-_ нравственном; д) медитативное освоение музыки раскрывается как средство духовно-нравственного воспитания; е) показываются возможности использования идей Т.Манна и Г.Гессе в современной музыкальной педагогике.
Методологической основой работа является формирующаяся теория духовно-нравственного воспитания, основанная на взаимосвязи философских, эстетических, этических воззрений личности; положения восточной философии (даосских и дзэн-будцийских мыслителей) о "безмолвном" воздействии. Б процессе исследования автор диссертации опирался также на разработки педагогической психологии о воспитании гармоничной личности (Л.И.Бояович, Б.И.Додонов), о педагогическом общении (А.А.Леонтьев, В.А.Кан-Калик), на положения теоретического музыкознания о целостном анализе,музыки, о языке ее образных характеристик (Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман, Е.В. Назайкинский), на важнейшие принципы отечественной музыкально-педагогической школы (Г.Т.Найгауз, Л.А.Баренбойм, Г.М.Дыпнн). Анализ литературных первоисточников проводился на основе их литературно-философских, культурологических интерпретаций (Л.А.Бор-дигина, Ю.Н.Давыдов, Р.Г.Каралашвиди, Н.С.Павлова).
В процессе исследования использовались следувдне методы;
1. Комплексная анализ педагогической проблематики центральных романов писателей в аспектах философском, музыкально-эстетическом, этическом, психологическом, собственно музыкально-педагогическом.
2. Сравнительный анализ а) воззрений Т.Манка и Г.Гессе, б) их идей о основными положениями современной отечественной педагогики.
3. Анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также опыта собственной работы педагога-пианиста.
На задштт выносятся следующие положения:
I. Изучение произведений Т.Манна н Г*Гессе дает возможность рассмотреть особенности духовно-нравственного начала личности в • контексте проблем музыкальной педагогики. Духовно-нравственное почало в творчестве втих писателей является той основой, без которой невозможна плодотворная деятельность личности художника и которая определяет все другое ее проявления. Особенно велико
значение духовно-нравственного начала в облике музыканта-педагога. . .
2. Анализ словесных интерпретаций музыки в творчества Т.Манна позволяет увидать их связь с концепцией духовности писателя. Изучение особенностей "одухотворенного" слова о музыкальном произведении имеет практическую ценность в процессе подготовки музыканта-педагога различного профиля.
3. Медитация является средством духовно-нравственного воспитания в концепции Г.Гассе. Осуществляемая вне'инструмента, медитация в педагогической практике может быть использована в качестве общего способа работы над произведением дня всех музыкально-исполнительских специальностей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлен анализ важнейших этических и музыкально-педагогических идей Т.Манна и Г.Гессе, которые могут быть творчески', развиты и использованы для решения актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Настоящее исследование развивает методологию анализа проблемы формирования личности музыканта. Результаты его представляется возможным использовать в лекциях по методике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, по эстетике, по этике, в учебно-воспитательной работе музыкально-педагогических заведений различного профиля.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям: I) через опубликование статей по материалам .диссертации; 2) в ходе выступлений нэ научной аспирантской конференции, посвященной проблеме воспитания средствами искусства (ВНИИ искусствознания, 1984), на научно-теоретической конференции, посвященной методам исследования в искусствознании и музыкознании (Горький, 1986), на Апрельских чтениях (МПГУ им. В.Й.Ленина, 1993), на Всероссийской конференции, посвященной проблемам педагогики ненасилия (Москва, 1993); 3) в процессе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов МПГУ.
/Результаты исследования использовались в работе на музыкальном факультете МПГУ, в музыкальном училище им. Гнеоиных, в ДШ№ 48
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии (239 наименований).
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе - "Духовно-нравственный облик личности. Общетеоретические аспекты" - анализируется современное состояние теории'и практики нравственного воспитания, а также некоторые особенности духовно-нравственного облика личности в 'Освещении Т.Манна и Г.Гессе.
В первом разделе (1.1) дается краткий обзор основных этапов истории развития проблемы воспитания средствами музыки. Подробно рассматриваются особенности ее разработки' в современных отечественных музыкально-педагогических трудах. Анализируются некоторые, основные тенденции развития теории и практики нравственного совершенствования: комплексный подход к рассмотрению сложных явлений морали, расширение источников этической информации за счет обращения к сфере литературы и искусства, возросший интерес к практическому воплощению положений нравственного воспитания, внимание к вопросам профессиональной этики, глубокое изучение особенностей категории "духовность".
Очевидно: проблема духовного воспитания всегда волновала прогрессивно мыслящих соотечественников. Влесте с тем, в диссертации подчеркивается отсутствие фундаментального философского осмысления названной категории в современной литературе. До сих пор не имевшая определенного терминологического статуса "духовность" как философское понятие в настоящий момент обсуждается и уточняется. Но основе анализа лйтературы по данной проблеме (философ-ско-энциклопедические.источники, .труда .М.М.Бахтина,. В.Г.Федотовой, В.В.Медушавского) выделяются некоторые основные признаки понятия "духовность": а) с одной стороны, многообразие (несводимость ни к "психическому", ни к "интеллектуальному", не только "комплекс мыслей", но и "строй чувств"), с другой, - стремление к целостности, к единству; б) связь с культурой, в) связь с нравственностью.
Во втором разделе первой главы (1.2) анализируется родственность идейно-художественных позиций писателей, рассматриваются черты сходства в их отношении к музыке, а именно: постоянный . и глубокий интерес, восприятие музыки как "самого духовного из искусств", понимание значительности ее роли в воспитании. Отмечается близость теш и идей этапных романов, их широкий интеллектуальный горизонт, связь с важнейшими течениями философско-эстетаческой мысли XX века (позитивизмом, иррационализмом). Через
призму отмеченной общности выделяются основные, концептуально значимые моменты романов, необходимые, для дальнейшего исследования их педагогического аспекта.
При рассмотрении особенностей манновской концепции духовности называются некоторые ее источники, в частности, осмысление писателем основных'тенденций современной западной философия, постижение музыкального искусства, характеризующегося, по ого мнению, двойственностью ("точнейше расчисленный порядок-и хаос иррациональной первозданности в одно и то же время")?^ В процессе анализа интерпретация понятия "духовность" в творчестве Г.Гессе такжа отмечается связь последней с осмыслением двуединства музыки, влияние идей как западных, .так и древневосточных философских учений.
Определяя нравственность художника, Т.Манн выделяет два основных момента: творческое саморазвитие личности ("воля к созиданию") и обращенность к миру ("отдача себя без остатка"). Г.Гессе такав рассматривает в качестве определяющих идеи необходимости постоянного самосовершенствования и, вместе с тем, "служения".
В результате анализа подчеркивается, что писатели в целом близхи в понимании основных особенностей духовно-нравственного облика личности. Вмделягатся некоторые признаки, характеризующие понятие "духовность": двойственность, основанная на взаимопроникновении противоположных начал (интеллектуального и эмоционального, деятельного и созерцательного), наличие этического компонент. Понятие "нравственность" художника обличает высокая созидающая активность, направленность, с одной стороны, на формирование себя, с другой, - на "самоотдачу", воплощение всего лучшего в себе в поступках и творчестве.
Вторая глава - "Т.Манн и Г.Гессе о духовно-нравственном компоненте в педагогическом общении" - посвящена анализу облика па-г дагога и ученика, их взаимодействия в романах писателей.
В первом раздам (2.1) рассматриваются музыкально-эстетические 'воззрения, профессиональные достоинства, индавидуально-лич-носгные особенности педагога в освещении писателей.
Разносторонне одаренный музыкант, защищающий в первую очередь художественные принципы мастеров доромангической эпохи, педагог Кречмар показан в романе Т.Манна как личность самобытно мыслящая
I) Манн Т. "Германия и немцы*//Собр.соч.-В 10-ти г.-.ТЛО, Гослитиздат, 1961. - С.309
- М.:
и глубоко чувствующая, обладающая значительными творческими возможностями, ориентированная за пределы собственного "я", о чем свидетельствуют отмеченные в диссертации детали его характерно-: тик.Анализируется сущность педагогического кредо Кречмара, направленность его на развитие творческой устремленности ученика. Подчеркивается, что Т.Манн (также, как и Г.Гессв) включает творчество в анализ явлений развития.
Музыкально-эстетические пристрастия героя романа Г.Гессв Магистра музыки связаны с эпохой доромантического времени. Знаток и страстный почитатель музыки 16-18 веков,' Магистр предстает как личность огромного духовно-нравственного потенциала. Это выражается преада всего в необыкновенней внутренней гармоничности педагога, в стремлении к постоянному совершенствованию, в его направленности вовне, за пределы собственной личности, Особое внимание уделяется анализу педагогического кредо Магистра, суть которого в следующем: "талант без нравственной основы" не имеет подлинной ценности. ' . _
С целью показа своеобразия воззрений писателей в анализируемом аспекте автор диссертации обращается к проблема личности педагога в современной педагогической литературе (труда Ю.К.Бабан-ского, В.А.Крутецкого, Ф.Н.Гоноболина, В.И.ЭДуцмахера). На конк-. . ретных примерах показывается разнообразие подходов к.ее исследованию. В процессе анализа подчеркивается1, отличительной особенностью педагогических воззрений писателей является' осмысление ду- ' ховно-нравственного начаЛа как определяющего в личности педагога-музыканта. ■':■
Во втором разделе (2.2) аналязируотся индивадуально-двчвоат- . ныв особенности учеников-героев романов. Характеризуется облик Леверкюна как будущего музыканта-аналитика. Отмечаются гармоничность, цельность, пытливость юного Кнехта. На основе литературного материала рассматривается проблема профессионального интереса / в педагогическом общении. Раскрывается содержанке начального этапа общения (пробуждение творческих сил путем развития наиболее ярко выраженных особенностей личности ученика), определиввее его , успешность. .■■■•'"'' .'
Лается сопоставление педагогических идей писателе! с отдель- / ват положениями современной педагогики, в психологии, раскриваю-щими проблему индивидуального подхода (А.Г. Ковалев, А.Д.Алексеев).
В третьем разделе (2.3) затрагивается круг вопросов, связав*
них с дальнейшим, во многом противоречивым развитием*взаимоот-" ношений героев романов.. Анализ дается в свете положений современной педагогической психологии.
. Один из ее важнейших тезисов - необходимость развития, прежде всего наиболее ярко выраженных особенностей личности (Л.И. Божовпч, Б.И.Додонов) - соотноси^, как было показано выше, с ситуацией в романе "Доктор Фаустус". При этом в диссертаций особо подчеркнуто, что выявление наиболее ярких сторон личности ученика (в данном случав интеллектуальных способностей, рационального . начала), имеющее столь важное значение на начальном этапе общения, должно быть дополнено в развивающемся педагогическом процес-■ се заботой о гармонии "противоположностей". ."Подтягивание" все'й ; личности к высокому уровню развития отдельных ее сторон - зада-, ча, требующая постоянного внимания, на что указывают приведенные факты романа.
Современная психология утверждает: ' превышение уровнем притязаний имеющихся возможностей приводит к формированию дисгармоничной личности. Этот йроцесс сопровождается ее завышенной . самооценкой, направленностью "на себя", неуверенностью в области бессознательных психических процессов (Л.И.Божович).:\ . ' .
Рассматриваются некоторые, признаки'названного явлёния в романе» Отмечается слоаяоств, невыполнимость перспективной задачи, ставящейся перед учеником (осуществить "прорый" в искусстве, вывести его аз кризиса). Подчеркивается, Что педагогическая одно-, сторонностьв недальновидность Кречмара заключается в недооценке внутренней дисгармонии ученика, роли этического компоненте в структуре его личности.
В процессе анализа ситуаций в романе "Игра в бисер" в аспекте пснхолого-падагогическоы также отмечается наличие, значи- , тельного разрыва мезду возможностями ученика а уровнем его притязаний (начшавдий Кнехт, стремящийся к постижению высот Игры). Однако по сравнению с романом Т.Иа'нна.даннаЯ ситуация заключает в себе другой тип противоречия/ называемый в соответствии о терминологией психологов "дщцфции", .приводящим не к конфликту, а к до«шитт цели. К конфликту (н к разрыву героя о Касталией) приводят другое противоречие - между Кнехтом и прекрасной, но изолированной от реальности "республикой даха". Это противоречие обнаруживается также в в общении учётов с педагогом, который, с одной сторона, воплощает в себе наиболее щэивлекатель-
ные черты Касталии, с другой, - принципиально поддерживает ее
обособленность.
Основой третьей главы - "Некоторые пути духовно-нравственного совершенствования личности музыканта в освещении Т.Манна и Г.Гессе" является анализ роди духовно-нравственного компонента собственно на занятиях музыкой, представленных писателями в названных романах.
В первом разделе (3,1) характеризуются основные музыкально-педагогические' идеи Т.Манна и Г.Гессе с точки зрения их общности, во втором (3.2) и. третьем (3.3) - освещаются различия педагогических позиций писателей.
"Обучение игре на рояле не должно или лишь во вторую очередь должно стать обучением специфическому исполнительству, но црезде всего обучением самой музыке",*' - в этих словах Кречма-ра заключена генеральная идея его педагогики. Факта романа Г. Гегсе также, свидетельствуют о главенстве музыки, ее "смысла" в 'занятиях Магистра с Кнехтом.
Практическая реализация названной,основополагающей идеи осуществляется через творческое музицирование. Речь идет о творческом музицировании как и об основном принципе, освещающем все звенья педагогического процесса, так и о разделе работы, предполагающем приобретение навыков импровизации, сочинения (в диссертации рассматриваются факты "слухового" развития героев).
Принцип совершенствования личности непосредственно музыкой связан с идеями главенствующей ролп содержательного компонента и подчиненности технического, воспитания на высокохудожественных музыкальных произведениях.
Приводятся примеры интеллектуализации процесса обучения, накопления как общехудожественных, так к специально музыкальных впечатлений (в частности, в процессе аналитического слушания музыки). Проводится сопоставление идей писателей с важнейшим положениями музыкальной педагогики, подчеркивается связь с принципами развивающего- обучения. ' •
Рассматривается значение фортепиано в духовно-нравственном воспитании личности, как инструмента, до мнению Т.Манна, наиболее соответствующего "духовной природе" музыки. Показываются особенности экзаменационного урока, представленного Г.Гессе, воспитательное значение совместного музицирования. ;
I) Манн Т. "Доктор Фаустус" Собр.соч;В 10-ти т.-Т.5, - М.; Гослитиздат, 1960. - С.83.
Во втором разделе третьей главы (3.2) раскрнваЬтся сущность "безмолвного" педагогического воздействия в творчестве Г.Гессэ.
Идея "безмолвного учения" (Р.Г.Каралашвили) рассматривается в русле интереса писателя к психологии личности в целом, к проблемам душевной жизни, к тем филорофским трудам, которые их освещают, в частности, к идеям даосских и дзэн-буддийских мыслителей.
Отказ от самоуверенного назидания, поучение без слов, жестом, внешним обликом, признание необходимости постоянного само-, сове'риенствования миро чувствия личности, большей значимости не-, посредственно переживания знаний по сравнению с их формальным _ заучиванием, а также связанная с данной идеей концепция медита- ' ции - все это находит отражение в педагогических воззрениях Г.Гессе.
Анализ приведенных в диссертации высказываний героев писателя позволяет обобщить: Г.Гессе - за ограниченное использование слова, за олово, как источник конкретной информации; субъективная сфера познания - вне педагогического процесса. "Благоговей - , перед "смыслом", но на воображай, будто его можно преподать"^,. -говорит учитель Кнехту. • ' . •
В диссертации дается характеристика медитации а) 'как философского понятия - логически-интуитивное погружение индивида в , себя или в какую-либо сферу, в данном случае в музыкальное произведение; б).как компонента Игры в романе, противостоящей .поверхностному рассудочно-одностороннему освоению явлений, необходимого коррелята рациональному, виртуозно-техническому началу; в) как метода постижения духовной сущности музыки я, следовательно, средства духовно-нравственного воспитания в концепции писателя.
Рассматривая особенности медитации в аспекте музыкально-педагогическом, автор диссертации выделяет следующее:
1._Медитация направлена на гармонизацию "ума и сердца", активизирует творческие силы'личности (воображение, обрезно-эмо-циональное шшлениа),. связана* о. этическим моментом.
2. Медитация, способствующая глубокому постижению духовной первоосновы музыкального произведения предполагает и развивает в) способность внутрпслухового представления в переживания
I) Гессе Г. Игра в бисер. М.: Художественная литература, 1969. - СЛ35. .
музыки, поскольку осуществляется без инструмента; б) умение концентрировать внимание на деталях текста, осознавая и пережи-■ вая значение кавдого знака; в) способность синтезировать детали •"в единое целое, перерабатывая, преобразуя воспринятое.
3. Медитативное освоение музыки предполагает подчинение виртуозно-технического начала (связываемого писателем с проявлениями Гпустой динамики") содержательному и. направлено ка это. Вместе с тем, необходимо отметить неуниверсальность медитации: очевидно, что в учебном процессе она является необходимым дополнением к работе за инструментом, в работе над преодолением, технологических задач, без которых также невозможно целостное постижение произведения.
4,.Медитация, исключающая внутреннее насилие, неизменно сопровождается психологическим комфортом, положительными эмоциями, что оказывает-влияние на отношение ученика к процессу заня-
- ТИЙ-. .
Опираясь на положения отечественной педагогики, автор диссертации проводит сравнение медитации о известным методом "умозрительной" работы над произведением. Отмечаются общие моменты • и различия. * ".■'.'.
В третьем Разделе (3.3) рассматривается значение словесного воздействия в педагогике героев Т.Манна.
При изучен™ "музыкальных страниц" писателя с точки зрения •методологии исследования отмечаются черт содержательного, целостного анализа. Музыкальное явление рассматривается им, как правило; в системе культурных ценностей соответствующего исторического периода, в рамках определенного стиля, мировоззрения, психологии композитора. Изучение "структурного уровня" естественно входит в общий комплекс содержательного анализа. Наряду с этим, выявляя эмоционально-образные особенности произведения, писатель избегает общих, программно-иллюстративных описаний.
Важно отметить конкретную информативность и эмоциональность словесных пояснений Т.Манна. Так, в процессе анализа он обращается к компонентам, объективно информативным (мелодическое движение, ритмические особенности и т.д.), выявляя среди них основные, определяющие.На основе семантики этих компонентов, реальных прообразов выразительности дается их эмоционально окрашен-.ная характеристика, отражающая•отношение писателя к данным "событиям"- произведения. Перед читателем выстраивается ряд как бы
"локальных" ассоциаций - характеристик, сочетающих в*себе образность с объективной достоверностью. Деликатный и осторожный в субъективных оценках, писатель дает возможность читателю (ученику) синтезировать "локальные" ассоциации, на основе него построить целостный художественный образ. Это в свою очередь активизирует творческое начало, работу мысли я чувств.
На примере отрывка из лекции Кречмара о сонате Бетховена (ор.Ш ч. II) рассматривается еще одна особенность .- сочетание относительной доступности образных аналогий со сложностью понятийного аппарата. . : - '
Манновскае характеристики воспроизводят как процессуаль- . •* ность музыки, так и ее сжатый, симультанный-обраА-, в силу обо<$-ценности в большей мере позволяющий интерпретатору выразить субъективное отношение к произведению.
Слове сше интерпретации писателя проникнуты авторской заинтересованностью, сопереживанием, интонацией любви. В этой Важнейшей особенности образного слова выражается нравственное начало. . ' .
В процессе анализа автор диссертации обращается к проблеме образных характеристик музыки в современном'музыковедении,, в музыкальной педагогике (труды Л.А.Мазеля, В.А.Цуккормана", Вт В Л 1а-зайкипского, В.В.Мадушевского, Г.М.Цшшна, К.А.Цатуряяа, Г.Ф. . Кимеклиса, С.Б.Новоселовой, Л.Н.Мещаяовой). Подчеркивается, что манновскяе словесные интерпретации музыки могут быть рассмотрены ' в сфере исторически сложившегося, традиционного языка ее описа-нпй, поскольку отдельно взятые элементы образных характеристик, в целом,известны и используемы. Принципиальное значение имеет проанализированная целостная система названных элементов, обнаруживающая в свою очередь взаимосвязь с концепцией духовности . писателя.
В четвертом разделе третьей главы'(3.4) - "Использование вдей Т.Манна п Г.Гессе в современной педагогике" - раскрывается .практическая значимость диссертационной работы. Показывается, что исследование воззрений Т ."Маяна и Г.Гессе дает возможность по-новому взглянуть на воспитательный аспект музыкально-педагогического процесса, понять определяющее значение-духовной основы личности музыканта. Комплексный анализ идей, писателей позволяет увидеть их в определенной системе, реализация которой поможет подняться от узкопояймаемого профессионализма к воспитании
подлинной духовности. Представленные в диссертации основные педагогические идеи Т.Манна и.Г.Гессе рассматриваются с точки зрения их практического применения, в частности, в условиях педву-"за. Дается рад методических рекомендаций. В заключении высказывается мысль о перспективности дальнейшего исследования словесно-медитативного подхода к работе над музыкальным произведением, объединяющего в себе возможности "одухотворенного" слова, и эле- -менты медитации.
Вывода
1. Изучение творчества Т.Манна и Г.Гессе позволило а) увидеть сходство позиций писателей в понимании определяющего значения духовно-нравственной основы личности художника, включающей в себя синтез противоположных начал (прежде всего интеллектуального и эмоционального), творческий и этический компоненты, б) .рассмотреть отмеченные признаки в аспекте музыкально-педагогическом.
2. Анализ педагогической проблематики названных романов показал: глубокое, всестороннее изучение'индивидуальности воспитанника, выявление самых ярких его особенностей, активизация творческих сил путем развития этих особенностей - таковы важнейшие предпосылки пробуждения заинтересованности ученика, успешности установления творческого контакта с педагогом. Преодоление неко-
. торга: негативных сторон личности возможно в процессе постоянного духовно-нравственного совершенствования, направленного на гармонизацию в различных аспектах,-а иманно: в-плане соотноиения человеческого и профессионального, изначально присущих личности противоположных начал, с точки зрения соответствия притязаний и возможностей, в аспекте взаимосвязи личности с реальной жизнью. Отмеченные положения имеют ¡фактическую значимость соответственно а) на начальном этапе общения педагога и ученика, б) в развивающемся педагогическом процессе. Их реализация особенно эффективна в условиях индивидуального обучения.
3. Основополагающая идея педагогики Т.Манна и Г.Гессе заключается в следующем: музыка, будучи средоточием духовности, сама по себе есть средство духовно-нравственного воспитания. Творческое музицирование, как необходимое условие постижения духовных высот музыки, объединяет все элементы педагогического процесса и является компонентом духовно-нравственного совершенство-
вания личности в концепции писателей.
4. Изучение романов позволило увидеть в них некоторые педагогические принципы (воспитания непосредственно музыкой, воспитания на высокохудожественных образцах музыкального искусства, главенствующей роли содержательного компонента и подчиненности технического, интеллектуализации.процесса обучения, творческого развития личности), методы ("безмолвного" и словесного во'здей-. ствия), определяемые Ими элементы педагогического процесса "(импровизация и сочинение, подбор репертуара, всестороннее гумани- . тарно-эстетическоо образование, аналитическое слушание.музыки, совместное музицирование), непосредственно связанные 'с генеральной идеей педагогических воззрений писателей. ' '.'*"•
5. Слово о музыке в творчестве Т.Манна, показывающее ее симультанный и сукцессивный образы, характеризующееся яркой мета- , форичностью и объективной достоверностью, доступностью художественных аналогий и сложностью понятийного аппарата, отражает взаимосвязь субъективного и объективного, эмоционального и рационального, активизирует творческие силы читателя (ученика), включает в себя этический компонент, основанный на интонации авторской заинтересованности. Названные особенности связаны с концепцией духовности писателя, приближают к постижению духовной, сущности музыкального явления, оказывающего в свою очередь воспитательное воздействие. Практические рекомендации, сформулированные на основе анализа словесных характеристик музыки в произведениях Т.Манна, могут быть использованы в процессе обучения-речевому мастерству музыканта-педагога.
С. Важнейший метод в педагогике Г.Гессе - метод "безмолвного" учения - характеризуется подчеркнутым вниманием к личностным знаковым системам (интонации, мимике, жесту, атрибутам, йвяг занным с внешним обликом), ограниченным использованием слова (источника конкретной информации), опирается на медитацию (сродство духовно-нравственного воспитания,личности в концепции писателя). Медитативный способ освоения музыки представлен'писателем как акт размышления о ней, как процесс осознания-переживания, .что в свою очередь направлено на гармонизацию противоположных начал личности, фи этой особо выделяется момент переживания, который связан прежде всего с "глубокой душевной самоотдачей", следовательно, по Г.Гессе, с этическим компонентом. Включающая • в себя переработку воспринятого материала; медитация активизи-
рует творческое начало ученика. Элементы медитации могут быть использованы-в процессе работы над произведением в инструментальном, вокальном, вокально-хоровом классах.
7. Музыкально-педагогические идеи Т.Манна и Г.Гессе во многом близки основам отечественной педагогики, что доказывает их практическую ценность. Своеобразием воззрений писателей является примат духовности, активный поиск путей духовно-нравственного воспитания с использованием достижений западной и восточной культур. ...
. 2. Духовность личности как устремленность к высшей гармонии 'в себе (отображение р творчестве Германа Гесое). Тезисы докладов конференции "Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия". М., 1992, с. 24-25. - '
3. К проблеме нравственного воспитания музыканта. Моск.пед. гос.ун-т. М., Деп. в НИИ ВО, 14с. 08.12.92, # 370-92.
4. Слово о музыке в педагогическом процессе. Моск.пед.гос. ун-т., М., Деп. в НШ BQ, 18с. 08.12.92, # 371-92.
5. Т.Манн и Г.Геосе о духовно-нравственном совершенствовании музыканта. Тезисы докладов пятой конференции "Дцеи ненасилия в литературном и педагогическом наследии Д.Н.Толстого". М., 1993, с. 46-48.
Ш. ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
I. Томас Манн о музыкальной педагогике. - В сб.: Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М., 1981, с.129-
139.