Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Целковников, Борис Михайлович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Краснодар
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Целковников, Борис Михайлович, 1999 год

Введение

Часть первая. Методологические основания исследования проблемы становления мировоззренческих убеждений учителя музыки

Глава первая. Философский контекст исследования проблемы

Глава, вторая. Общенаучный и художественный контекст исследования проблемы

Глава третья. Общепедагогический контекст исследования проблемы

Часть вторая. Научно-теоретические представления о мировоззренческих убеждениях учителя музыки

Глава первая. Сущность мировоззренческих убеждений педагога-музыканта

Глава вторая. Архитектоника и функции мировоззренческих убеждений педагога музыканта.

Часть третья. Опытно-экспериментальное исследование процесса становления мировоззренческих убеждений учителя музыки.

Глава первая. Теоретико-методические основания организации процесса становления мировоззренческих убеждений педагога-музыканта.

Глава вторая. Содержание поискового этапа опытно-экспериментального исследования

Глава третья. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки"

Актуальность проблемы. Происходящие во всех областях культуры, образования поиски духовного обновления жизни личности и общества в целом так или иначе связаны с обретением новой идейно-мировоззренческой парадигмы.

При осмыслении её методологических основ современная философская, научная и художественная мысль решительно отказываются от «самоуверенного антропоцентризма», от абсолютизации рационально логических путей познания мира в пользу субъективно-личностного способа его постижения, свидетельствующего не о «власти человека над миром», а о причастности к нему, об ответственности за все происходящее в нем.

Именно поэтому все большее число исследователей в разработке такой парадигмы прибегают к ее «человеческому измерению», означающему преодоление во всех областях человеческой деятельности технократического подхода за счет усиления в них гуманистической ориентации, переход к такому мировоззрению, «которое бы объединило мир, сочетая научность - с гуманностью, поиск - с ответственностью, знание - с мудростью» (В. И. Самохвал ова).

Особое значение в связи с этим приобретает проблема взаимоотношения личности с искусством, в том числе с музыкой. Бесспорен тот факт, что музыка оказывает огромное воздействие на духовно-мировоззренческий облик человека. В особой мере значение музыки проявляется в процессе становления мировоззрения учителя музыки.

Музыкальное искусство становится важнейшим инструментом, определяющим художественно-творческую и духовно-ценностную направленность всех сторон его личности, его мировоззрения.

Проблема становления мировоззрения личности приобретает особую остроту в силу тех противоречий, которые наблюдаются в социокультурной и духовной общественной практике сегодня. Одно из них связано с тем, что лозунг деидеологизации, провозглашенный в нашем обществе, был понят так, как будто можно жить без идей, смысла, философских и нравственных ориентиров. Образовавшийся в результате этого идейно - мировоззренческий вакуум тут же дал о себе знать проявившимися у многих людей (в том числе у молодежи) серьезными «духовными болезнями»: прагматизмом в понимании ценности жизни, угасанием интереса к познанию мира, ослаблением духовно-творческих связей с ним, друг с другом.

Все это может привести (и уже приводит) к различным негативным последствиям и прежде всего - в духовно-нравственной сфере личности и общества. Преодоление этого, мы полагаем, прежде всего требует воссоздания для всех областей культуры действительно гуманистической по направленности, открытой по характеру идейно-мировоззренческой парадигмы, объявляющей человеческую личность и ее связи с миром высшей ценностью на Земле.

Следует признать, что за время своего существования отечественная общая и музыкальная профессиональная педагогика, как и образование в целом, прилагала немалые усилия в решении задачи становления и развития мировоззрения у специалистов. Однако стратегия и тактика ее решения главным образом исходили из «официально санкционированных» философских и общенаучных доктрин, что влекло за собой формирование у будущих специалистов так называемого единого («научного», «диалектико-материали-стического») мировоззрения, адекватных ему принципов и способов взаимодействия с окружающим миром.

Критическое осмысление такого наследия прошлого, выявление соответствующих современным социокультурным и духовным потребностям нашего общества методологических ориентиров становления мировоззрения у будущих специалистов (в данном случае - у педагогов-музыкантов) в период их профессиональной подготовки в вузе является именно той приоритетной задачей, от своевременного и успешного выполнения которой, как мы полагаем, будет в немалой степени зависеть будущее музыкально-педагогической теории и практики в целом.

Основанием для высказанного утверждения, помимо уже обозначенных выше причин, может служить еще то обстоятельство, что мировоззрение как феномен личности и профессиональной деятельности педагога-музыканта к настоящему времени еще не стало предметом специального многостороннего и целостного научного осмысления. В музыкальной педагогике высшей школы такую попытку предприняла Е. Е. Реброва, которая в своем исследовании подчеркнула важное значение мировоззренческой подготовки будущих учителей музыки, раскрыла особенности и возможности формирования мировоззренческих ориентаций. Отдельные его стороны рассматривались педагогами-музыкантами (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. А. Ахмешев, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Ражников, Л. А. Ра-пацкая, М. И. Ройтерштейн, Г. С. Тарасов, Г. М. Цыпин и др.), как правило, в широком общетеоретическом плане или в контексте конкретных областей вузовской подготовки учителя-музыканта (методолого-методической, музыковедческой, музыкально-исполнительской и т. д.), что само по себе выступает как положительный факт, но еще явно недостаточный для реализации столь важной и необходимой задачи, какой является становление мировоззрения учителя данной специальности.

Учитывая многоаспектность данного феномена, мы в своем исследовании сосредоточили усилия на разработке научно-педагогических, концептуальных основ становления у будущих учителей музыки мировоззренческих убеждений. При этом мы придерживались мнения о том, что именно мировоззренческие убеждения (в сопоставлении со взглядами, идеалами и другими, входящими в архитектонику данного феномена, компонентами) выступают в качестве наиболее высокой ступени осознанности окружающего мира, являются ядром, своеобразным индикатором мировоззрения личности (в том числе личности педагога-музыканта), ценностно-смысловым эталоном и критерием его реализации.

Об этом свидетельствуют представители современной музыкальной педагогики (Л. Г. Арчажникова, А. В. Малинковская, И. А. Перфильева и др.), считая наличие у педагога-музыканта различных убеждений, прежде всего художественного типа, принципиально важным показателем уровня его духовно-личностной и профессиональной культуры.

Наличие противоречия между актуальностью, социальной и профессиональной значимостью задачи становления мировоззренческих убеждений учителя музыки в системе высшего профессионального образования и отсутствием теоретически и методически обоснованных условий и путей ее выполнения позволило определить тему и логико-содержательную направленность исследования.

Цель исследования - разработка методологических, теоретических и методических основ становления мировоззренческих убеждений учителя музыки в системе высшего музыкально-педагогического образования.

Объект исследования - целостный процесс профессионально ориентированной подготовки будущего учителя музыки в вузе.

Предмет исследования - научно-педагогические основы организации процесса становления профессионально направленных мировоззренческих убеждений у будущего учителя музыки в методолого-методическом аспекте высшего музыкально-педагогического образования.

Концептуальная идея реализации проблемы исследования складывается из предположений (гипотезы) о том, что:

- выполнение требований, предъявляемых новой парадигмой социокультурного и духовного преображения нашего общества, потребностями общей и музыкальной педагогики высшей школы по отношению к личностным и профессиональным качествам учителя музыки в своей основе обеспечивается наличием у него мировоззренческих убеждений, характеризующихся гуманистической, художественно-творческой направленностью и позволяющих ему создавать и реализовывать собственную духовно-личностную концепцию (модель) взаимодействия с окружающей действительностью (в первую очередь - с музыкой, с ребенком, с конкретной музыкально-педагогической практикой), устанавливать с ней диалогические отношения в координатах высших человеческих ценностей;

- процесс становления у будущих учителей музыки мировоззренческих убеждений может стать успешным и результативным при условии того, что методологические и теоретико-методические его основания находятся в логико-содержательной взаимосвязи между собой и способствуют вовлечению будущих специалистов в творческий акт самообогащения исследуемых убеждений, их включению в форме «убеждения-мысли», «убеждения-чувства», «убеждения-поступка» в реальную музыкально-педагогическую и социокультурную практику;

- организация исследуемого процесса основывается на специфической методолого-мировоззренческой аксиоматике, утверждающей духовно-ценностную, художественно-творческую природу мировоззренческих убеждений учителя-музыканта и предусматривающую: а) осознание будущими учителями музыки личностной и профессиональной значимости собственных мировоззренческих убеждений, уверенности в необходимости систематического и самостоятельного их обогащения в соприкосновении с жизненными и профессиональными ценностями (на первом плане среди которых - музыка и ребенок) с глубинными основаниями своей личности, своей души; б) накопление будущим учителем-музыкантом в этом процессе духовно-личностного и профессионального опыта, обусловливающего специфику его мировоззренческих убеждений (прежде всего их духовно-энергийный, художественно-эстетический характер) и эффективную реализацию на их основе самых разнообразных по направленности и сложности (в том числе концептуальных) собственных целей, деяний, поступков; в) овладение будущими учителями музыки способом мировоззренческой ориентировки, который позволяет им актуализировать и реализовы-вать личностные ценности (в числе которых ведущее место занимают и сами мировоззренческие убеждения) при вазимодействии с ребенком, с музыкой, с музыкально-педагогической действительностью;

На основе выделенной проблемы, цели, объекта и предмета исследования были определены следующие его основные задачи:

- разработать и научно обосновать, учитывая специфику и актуальные потребности общей и музыкальной педагогики высшей школы, методологические и методические основы становления мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе их профессионального образования в вузе, в том числе: а) раскрыть сущность, функции и архитектонику мировоззренческих убеждений педагога-музыканта; б) определить принципы, особенности содержания и условия организации процесса становления мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в методолого-методическом аспекте их вузовской подготовки;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанного в данном исследовании научно-педагогического подхода к становлению мировоззренческих убеждений у будущих специалистов в системе высшего музыкально-педагогического образования.

Методологическими основами реализации концептуальной идеи и задач исследования явились: системно-целостный подход к логико-содержательной организации исследования, в частности, к анализу и синтезу изучаемых в нем категорий (И. В. Блауберг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.); теоретические идеи и выводы о духовно-ценностном значении и характере жизнедеятельности личности и ее ведущего атрибута - мировоззрения, представленные в философии, эстетике (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Н. И. Киящен-ко, М. К. Мамардашвили, П. А. Флоренский и др.), в философии образования (Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, JI. А. Микешина, В. Н. Розин и др.), в различных областях искусства и художественного творчества (Б. В. Асафьев, Ф. М. Достовский, В. В. Медушевский, Г. Г. Нейгауз, К. С. Станиславский, JI. Н. Толстой, Ф. И. Шаляпин и др.), в общей и музыкальной (художественной) психологии и педагогике (Ш. А. Амонашвили, О. А. Апраксина, JI. А. Барен-бойм, JI. С. Выготский, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, С. JI. Рубинштейн, Б. А. Сосновский, Г. М. Цыпин и др.).

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- метод концентрического анализа и синтеза научных, художественных и других категорий и явлений, предусматривающий не одностороннее, «линейное», а гетерофоническое (по П. А. Флоренскому, «круглое») их изучение;

- теоретическое моделирование структурно-логических и содержательных оснований исследуемого процесса;

- педагогическое наблюдение, анализ и обобщение передового и массового опыта профессиональной подготовки учителя музыки в вузе с позиции задач исследования;

- анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы со студентами, учителями музыки, преподавателями;

- опытно-экспериментальное исследование.

Теоретическая и опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы исследования осуществлялась автором на протяжении ряда лет на базе двух вузов - Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКиИ) и Московского педагогического государственного университета (MiИ У) и носила стадиальный характер: на первой стадии (пробной) в период с 1994 по 1997 годы разрабатывались методологические и теоретико-методические основания (научно-педагогическая модель) процесса становления мировоззренческих убеждений будущего учителя музыки, опытно-экспериментальным путем выявлялась эффективность их использования в реальной музыкально-педагогической практике (КГУКиИ); на второй стадии (контрольной) в период с 1997 по 1999 годы разработанная в исследовании теоретико-методическая модель подлежала опытно-экспериментальной проверке в новых условиях (МПГУ) и необходимому совершенствованию по всем своим содержательным и процессуальным параметрам.

Научная новизна исследования состоит в том, что в области высшего музыкально-педагогического образования впервые выдвинута и реализована теоретико-методическая концепция (модель) становления и развития мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки, основными ценностными результатами которой в научном плане явились:

- обоснование методологического подхода к изучению проблемы исследования;

- получение новых знаний концептуального характера и представлений о сущности архитектоники и функциях исследуемых убеждений;

- разработка целесообразных и эффективных педагогических средств организации процесса становления у будущих учителей музыки личностных, профессионально направленных мировоззренческих убеждений.

Теоретическая значимость исследования обеспечивается: широким обращением автора к фундаментальным идеям, взглядам и подходам (в том числе к таким, которые лишь недавно стали доступными для изучения и включения в исследовательскую практику) отечественных и зарубежных специалистов, представляющих различные отрасли знания; опорой в исследовании на концептуальное изучение научных и художественных категорий и явлений с последующей их художественно-педагогической интерпретацией; установлением в исследовании логического единства между методологическими, теоретическими и методическими его аспектами.

Практическая значимость исследования связана с получением теоретических выводов и методических рекомендаций, обеспечивающих эффективную организацию процесса становления мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки. Внедрение результатов исследования в методоло-го-методический аспект высшего музыкально-педагогического образования способствовало более интенсивному духовно-личностному становлению будущих специалистов, утверждению в их целостном мировоззренческом опыте важнейших социокультурных, профессиональных (прежде всего духовно-нравственных) приоритетов и ценностей. Представленные в теоретико-методической модели исследуемого процесса принципы и методы его организации, как показала опытно-экспериментальная их апробация, существенно дополнили саму методолого-методическую подготовку, а главное - обогатили душу и дух будущего учителя музыки истинно гуманистическим содержанием, основанном на таких чувствах-состояниях, как вера, любовь и совесть.

На защиту выносятся положения, в своей совокупности отражающие логико-содержательную основу авторской концепции (теоретико-методической модели) понимания сущностных сторон мировоззренческих убеждений педагога-музыканта и процесса их становления в условиях высшего музыкально-педагогического образования:

1. Ценностно —смысловое значение мировоззренческого убеждения учителя музыки в своем высшем по качеству проявлении заключается в том, что оно выступает особым духовно-личностным актом, изоморфным по своему значению и направленности специфической природе художественно-творческого процесса. Это позволяет рассматривать ценностный смысл исследуемого убеждения двояко: как своеобразное «произведение» одухотворенной души учителя-музыканта и одновременно с этим (в случае социализации, то есть реального вхождения того или иного мировоззренческого убеждения в жизненную и профессиональную практику учителя музыканта) и как специфический феномен духовно-энергийного пространства, в котором он обретает свою жизнь в форме убеждения-мысли, убеждения-чувства., убеждения-поступка.

2. В логико-содержательном плане мировоззренческое убеждение учителя музыканта представляет собой специфическую - духовно-ценностную, диалогическую по характеру форму суждения (или суждений), выражающего на эмоционально-чувственном, художественно-логическом и духовно-практическом уровнях отношение-позицию учителя-музыканта к различным субъектам своего жизненного и профессионального бытия, в первую очередь, к важнейшим из них - к музыке и к ребенку.

Мировоззренческое убеждение располагает не только определенным предметно-смысловым содержанием (в виде «образа-концепта» о ребенке, о «лирическом герое» музыки и других аспектах духовно-мировоззренческой рефлексии), но и соответствующей этому содержанию своей особой, по сути всегда живой и динамичной архитектоникой. Она представляет собой специфический сплав личностного, душевно-духовного опыта учителя-музыканта и в своей логико-содержательной организации заключает две взаимосвязанные между собой триады. В первую из них включены эмоциональный, художественно-мыслительный и волевой компоненты, а во вторую - особые феномены индивидуально-личностной психики учителя-музыканта, такие доминанты его духовности как любовь, вера и совесть. Этот своеобразный ансамбль духовно-психических качеств личности учителя-музыканта, единая энергий-но-творческая сила его души составляют в нашем понимании живые «дух» и плоть» содержательной архитектоники такого духовно-мировоззренческого творческого акта, каким является мировоззренческое убеждение.

3. Функциональное значение мировоззренческого убеждения состоит в том, что оно позволяет учителю-музыканту обнаружить (путем «распредмечивания») и утвердить (воссоздать в своем сознании и душе) определенное ценностно-смысловое отношение, в первую очередь к явлениям музыкального искусства, к личности ребенка, к различным аспектам музыкально-педагогической теории и практики.

К ведущим функциям исследуемых убеждений относятся: ориента-цинно-акси°Логическая, связанная с поиском и утверждением в том или ином мироовоззренческом убеждении личностной, ценностно-смысловой позиции; художественно-познавательная, проявляющаяся в особом воздействии мировоззренческих убеждений на духовно-познавательные стороны личности учителя-музыканта и прежде всего - на его художественно-творческое мышление; деятельно-практическая функция, обусловливающая особую роль мировоззренческих убеждений в осуществлении учителем-музыкантом тех или иных жизненных и профессиональных целей, деяний, поступков.

4. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в условиях профессионально ориентированной методолого-методической подготовки в вузе осуществляется в условиях специально организованного педагогического процесса, логико-содержательная специфика которого выражается прежде всего в его направленности на ценностное духовно-личностное (персонализированное) творческое саморазвитие будущих учителей музыки, на формирование у них готовности вступать в свободный, доверительный и заинтересованный диалог с ребенком, «с лирическим героем» музыки, друг с другом, с различными явлениями окружающей (в том числе профессиональной) действительности.

Музыка, во всех ее формах и проявлениях оказывает, решающее воздействие на. весь процесс становления мировоззренческих убеждениях педагога-музыканта. - на их художественно-эстетическую и. нравственно-этическую направленность.

В содержательный компонент, данного процесса включены различные по характеру и направленности знания, отражающие многообразный опыт духовно-мировоззренческой (философской, научной, художественной, религиозной и т. д.) рефлексии в различные периоды развития отечественной и мировой культуры, а также знания о сущностных сторонах мировоззренческих убеждений.

В соответствии со специфическими задачами и содержанием исследуемого процесса в нем в качестве ведущего формоорганизующего принципа выделяется диалог, в его не только профессионально-педагогическом, но и широком духовно-культурном значении. Диалогическая ситуация, в которой пребывают участники исследуемого процесса (студенты, преподаватель), позволяет им реализовать свой духовно-творческий потенциал («самоосуществиться») в координатах свободы и гуманности, обрести по отношению к друг другу, к Другому (к ребенку, к явлениям музыкального искусства, к своей профессиональной действительности и к окружающему миру в целом) чувство личностной сопричастности и ответственности.

5. Важнейшим механизм ом становления личностных профессионально направленных мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки выступает способ мировоззренческой ориентировки, овладение которым входит в число смыслообразующих задач исследуемого процесса. По своей сущности характеризуемый способ представляет собой совокупность обобщенных приемов духовно-практической деятельности учителя-музыканта (отражающей в единстве эмоциональные, художественно-интеллектуальные и волевые его усилия), посредством которых достигается реализация собственных (прежде всего духовнонравственных) ценностей при взаимодействии с различными аспектами жизненного и профессионального бытия.

Способ мировоззренческой ориентировки включает в себя мотиваци-онный, содержательный и операциональный компоненты и в практической своей реализации может проявляться на разных по сути и значимости уровнях - ситуативном и концептуальном. Личностно-ценностное отношение к ним со стороны будущих учителей музыки служит оценочным критерием качества осуществляемого процесса создания собственных профессионально направленных мировоззренческих убеждений.

Апробация диссертационного исследования осуществлялась:

- посредством проведения автором (в русле разработанного концептуального подхода) различных форм учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций и т. п.) со студентами, аспирантами музыкально-педагогических факультетов КГУКиИ и МПГУ;

- в ходе выступлений автора с докладами на IV международной научно-практической конференции «Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее» (Москва, МПГУ, 1998 г.); всероссийской научной конференции «Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики» (Краснодар КГУКиИ, 1997 г.); региональной научной конференции «Музыка как явление культуры: Вдохновение культур» (Краснодар, КГУКиИ, 1998);

- путем обсуждения диссертации на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ;

- в публикациях автора диссертации.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концептуальная идея исследования, связанная с разработкой и реализацией методологических и теоретико-методических основ становления мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в условиях высшего профессионального образования во всей своей полноте отвечает современным задачам социокультурного и духовного обновления жизни нашего общества, ведущим тенденциям и потребностям общей и музыкальной вузовской педагогики.

Проведенное исследование позволило подойти к решению одной из самых животрепещущих и сложных задач высшего музыкально-педагогического образования - к определению такого педагогического подхода, который способствует становлению их мировоззренческих убеждений, в которых реализуются принципы и способы гуманистического - доброжелательного, бескорыстного и совестливого отношения к Другому - к ребенку, % к различным явлениям в сфере музыкального, художественного и педагогического творчества, к многообразным аспектам бытия.

В ходе реализации концептуальной идеи и связанных с нею задач исследования были выявлены и обоснованы с позиции новых социокультурных и образовательных требований методологические основания (философской, общенаучной, художественной и музыкально-педагогической направленно-сти)изучения сущностных сторон мировоззренческих убеждений учителя-музыканта и организации процесса их становления в условиях профессионально ориентированной методолого-методической подготовки в вузе.

В опоре на исходную для данного научно-педагогического поиска систему методологических ориентиров и исследовательских методов-системно-целостный подход, метод концентрического анализа и синтеза научных, ху-Ш дожественных и других, связанных с изучаемой проблемой категорий и явлений, педагогический эксперимент и т. д. - реализовывались цель, задачи исследования и были сформулированы следующие основные выводы:

В жизненном и профессиональном опыте учителя-музыканта мировоззренческие убеждения выступают в качестве важнейшей атрибутивной характеристики его личности, служат основой создания и реализации им собственной духовно-личностной концепции (модели) взаимодействия с ребенком, с музыкой, с различными явлениями музыкально-педагогической теории и практики.

Мировоззренческие убеждения учителя музыки воплощают в себе диалектику внешнего и внутреннего планов его личности, то есть способствуют установлению целесообразных и гармоничных связей между социокультурными («общее»), профессиональными («особенное») и личностными («конкретное») ценностями.

В силу своей специфической природы мировоззренческие убеждения учителя-музыканта характеризуются различной ценностно-смысловой глубиной и динамичностью, что обусловливает, с одной стороны, возможность и необходимость целенаправленного их обогащения (как в логико-содержательном, так и в духовно-практическом плане), а с другой - позволяет отнести их к числу важнейших показателей (критериев) целостной, духов-но-энергийной, индивидуально-творческой самореализации учителя музыки в период его профессиональной подготовки в вузе.

В качестве научно-педагогической основы становления личностных профессионально направленных мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в условиях их методолого-методической подготовки в вузе может выступать разработанная в исследовании модель - теоретико-методический аналог исследуемого процесса.

Сущностные стороны этой модели - принципы, логико-содержательная направленность, методы и формы организации учебно-педагогического процесса - основываются на учете специфики мировоззренческих убеждений как феномена, воплощающего в себе важнейшие духовно-психические, включая нравственно-энергийные, проявления личности учителя-музыканта, его души и духа, их направленность, глубину и силу при осуществлении (или планировании) тех или иных жизненных и профессиональных целей, деяний, поступков.

Важнейшей и определяющей особенностью процесса становления мировоззренческих убеждений учителя музыки является то, что все его аспект ы пронизан ы духовным содержанием самой музыки. Благодаря этому данный процесс приобретает не только художественно-эстетическую, но нравственно-этическую направленность.

Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта, оплодотворенные в этом процессе духом музыки, обладают особой энергийно-душевной силой воздействия на ребенка, на его личность.

Эффективность исследуемого процесса обеспечивается опорой на личностно-ценностный подход к организации всех форм занятий, путем установления в них открытых доверительных, диалогических по характеру отношений между всеми участниками.

Ведущим основанием становления мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки служит способ мировоззренческой ориентировки, при осуществлении которого достигается актуализация собственных духовных ценностей, устанавливаются личностно-ценностные отношения с различными жизненными и профессиональными явлениями, проблемами.

Характер осуществления способа мировоззренческой ориентировки служит критерием качества процесса становления будущими учителями профессионально направленных мировоззренческих убеждений. Он же и обусловливает логико-смысловую доминанту этого процесса - движение от «ситуативного» к «концептуальному» уровню, обеспечивающему активность и глубину личностно-ценностного отношения к самому широкому кругу жизненных и профессиональный явлений, проблем, позволяющих осознавать и выстраивать свои взаимоотношения с ними не только в контексте профессиональной, но социокультурной практики.

Опытно-экспериментальная проверка и внедрение теоретико-методических основ (модели) исследуемого процесса в вузовскую музыкально-педагогическую практику подтвердили их эффективность и возможность творческого применения.

Обобщение полученных с помощью различных научных и практических форм (конференции, учебные занятия, беседы) результатов позволяет заключить, что реализованный в исследовании концептуальный подход противостоит какой бы то ни было жесткой регламентации и во всех своих аспектах связан с возможностью дальнейшего своего развития, в частности, предполагающего, а) обогащение содержания исследуемого процесса за счет включения в него новых, ценностно-значимых для современного учителя-музыканта идей, взглядов, подходов самого различного по направленности характера (философского, научного, художественного и т. д.); б) разработку новых приоритетных задач и средств их педагогической реализации в плане целостного, духовно-мировоззренческого становления будущих специалистов; в) включение теоретических и практических аспектов разработанного в исследовании концептуального подхода в различные сферы высшего музыкально-педагогического образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Целковников, Борис Михайлович, Краснодар

1. Абдуллазаде Г.А. Философская сущность музыкального искусства. - Баку, 1985.- 282 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.,1990. - 186 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 302 с.

4. Августин. О граде Божием. / Соч. В 4-х т. T. IV. М., 1994. - С.404.

5. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. — М., 1996.- 480 е., или.

6. Азроянц Э.А. Архитектура внутреннего мира человека // Полигнозис. -М., 1998. — №1. С.59-72 .

7. Азроянц Э.А. Новая мировоззренческая парадигма, ориентиры будущего // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. — М., 1997 .-С. 4-30.

8. Алексеев М.Н. Что такое мировоззрение // Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания. Материалы симпозиума 10-12 дек. 1970. — М., 1971,- С. 4 -16.

9. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков. Авто-реф. дисс. докт. пед. наук. - M ., 1987. - 32 с.

10. Ю.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — 351 с.

11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса — М.,1990-560 с.

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. -496 с.

13. Апокрифы древних христиан (Сборник). — СПб., 1994 70 1. с.

14. Н.Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательнойшколе. М Л., 1948. - 148 с.

15. Апраксина O.A. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы

16. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. — М., 1986. С.5 - 15.

17. Апресян Г.З. Эстетическое созерцание // Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. — М., 1986 С. 60 - 79.

18. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе / Процессы музыкального творчества. Сб. тр. — М., 1994. С.56 - 77.

19. Арсеньев A.C. Кого же называть личностью? // Искусство в школе. № 1, 1996.-С.58-63.

20. Арцышевский P.A. Мировоззрение, сущность, специфика, развитие. -Львов., 1986-196 с.

21. Арчажникова JI.Г. Профессия — учитель музыки. — М., 1984.- 111с.21 .Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971.- 376 с.

22. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. — Л., 1972 376 с.

23. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров , психолог; педагог; психоисторик. Воронеж., 1996 - 767 с.

24. Асмолов А.Г. Психология, искусство, образование // Искусство в школе. № 6,1993. С.З- 4.

25. Асмус В.Ф. Мировоззрение и эстетика Л.Н. Толстого / Вопросы теории и истории эстетики. —М., 1968.- С.434-531.

26. Бакулин Б.С. Бессмертие души с точки зрения опытной психологии. Психофизическая проблема // Путь православия, № 1, 1993.- С. 236 253.

27. Балашов Л.Е. Мир глазами философа. Категориальная картина мира. — М., 1997.-293 с.

28. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.- 334 с.

29. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс, Творческий портрет артиста. — М., 1990- 264 с., илл.

30. Басин Е.Я. Двуликий Янус (о природе творческой личности). — М., 1996.-172 с.

31. Батищев Г.С. Не деянием одним жив человек / Деятельность, теории, методология, проблемы.— М., 1990- С. 317-329.

32. Батищев Г.С. Целостность культуры и бесконечное мировоззренческоестановление человека // Мировоззрение, опыт теоретического анализа. — М., 1984. С.65 - 72.

33. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. - 318 с.

34. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники, Ежегожник, 1984-1985. М.,1986. - С.80 - 160.

35. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. №2, 1986.-С.156-169.

36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. - М., 1986.-445с.

37. Бекхерст Д. Философия деятельности // Вопросы философии. № 5, 1996.-С.72-79.

38. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Сост., предисл. А.В.Вадимова. — М., 1991.- 446 с.

39. Бернандт И.Г. Черты личности // Сов. Музыка. № 8, 1977- С.52 54.

40. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.,, 1986 420с.

41. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность, Философские размышления о жизненных проблемах. — М., 1990. 62 с.

42. Библия. Бытие. Гл. 6,7. Откровения святого Иоанна Богослова.

43. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. № 5, 1996. С. 3 - 9.

44. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. — М., Фонд духовного и нравственного образования, 1996 141 с.

45. Блонский П. П. Очерк научной психологии. М., 1921, 96 с.

46. Бом Д. Наука и духовность, необходимость изменений в культуре // Человек. № 1, 1993.-С.10- 15.

47. Бонфельд М.Ш. Музыка, Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. — М., 1991. 125 с.

48. Бохеньский Ю. Советы старого философа // Путь. № 3, 1993 С. 192 - 194.

49. Бродский И. Скорбь и разум. Из книги эссе. Пер. с англ. Е.Касаткиной, //

50. Иностранная литература, 1997, №10. С. 167 - 202.

51. Буасье А. Уроки Листа. — Л., 1964. 67с.

52. Бубер М. Два образа веры. — М., 1995 462 с.

53. Бубер М. Я и Ты. Пер. с немецкого, послесловие Ф.С.Гуревича. — М., 1993.- 173 с. (2 е.).

54. Булатова Д.С. Мировоззренческий аспект музыковедческих дисциплин: На опыте Моск. гос. консерватории / Сб. научн. трудов. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. — М., 1986.-С. 19-33.

55. Булез П. Идея. Реализация. Ремесло II Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. — М., 1994 С. 91-136.

56. Валери П. Об искусстве. Сборник. Пер. с франц. 2-е изд. — М., 1993. -507 с. ( 8 ) с илл.

57. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. № 3, 1997- С.15 19.

58. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества / Самосознание европейской культуры XX века, Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М., 1991- С.268 290.

59. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2-х т. Т.1. Этика творческой личности. М., 1911.- 388 с.

60. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.1. Пространство и время в живой и неживой природе. — М., 1975. 173 с. илл., портр.

61. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. — М., 1982. 174 с.61 .Волошин М. Лики творчества. Изд. 2-е. — Л., 1989. 848 с. (7 л.) илл.• 62.Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.,1968 576 с.

62. Гаврюшин H.K. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиоз-♦ ной антропологии // Вопросы философии. № 5, 1996. 162с.

63. Газман О. Педагогика свободы, путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. — М., 1996- С. 10 12.

64. Галенко С.П. На пути к новой идеологии образования // Гуманизация образования — императив XXI века. Вып. 1. — Набережные'Уелны, 1996-С. 81-93.

65. Гальперин C.B. Мое мировидение. Курс лекций. — М., 1992. 208 с.

66. Гарпушкин В.Е., Неведомская JI.E. Звучащий дух бытия. Очерки по философии музыки. — М.,1997. 130 с.

67. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. — М., 1980 143 с.

68. Гегель. Философия духа / Энциклопедия философских наук. Т. 3. — М., 1977-470 с.

69. Герцен A.A. Общая физиология души. — СПб.,1890 . 223 с.

70. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-^ тико-ориентированных образовательных концепций). — М., 1997. 447 с.

71. Гессе Г. Неотправленные письма // Музыкальная жизнь № 3, 1989-С.24 -26.

72. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.-447 с.

73. Гете И. Избранные произведения. — Минск, 1977.- 478 с.

74. Гинзбург Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы /Сост. М. Яковлев — М.,1984. 288с. илл., 2 л. ил.

75. Главева Д. Учение Хакуина о "внутреннем взгляде" // Вопросы философии. № 10, 1997. С. 99-113.

76. Головина М.Ф. Урок музыки — урок мировоззренческий // Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства.

77. Сост. И.Л.Любинский. Под ред. Э.И. Моносзона. М.,1985. -С. 157 - 164.

78. Горюнова Л.В. Актуальные проблемы теории и методики музыкальноговоспитания в школе. М.,1991- 327 с.

79. Гриб С.А. О цельности в мировоззрении П.А.Флоренского // П.А.Флоренский, философия, наука, техника. Препринт № 4. — Л., 1989. -С.28 -29.

80. Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви. Т.1.1. М., 1990,-С.231 -238.

81. Гудова М.Ю. М.М.Бахтин и проблема художественной интонации как поступка // М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы докл. 111 Саранских междунар. Бахтинских чтений, В 2-х ч. Ч. 2. — Саранск, 1995. С.35 - 36.

82. Делез Ж. Логика смысла. — М., 1995 298 с.

83. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986- 205 с.

84. Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. № 7, 1985.

85. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 28. Кн. 1. Письма. 1832 -1859.1. Л., 1985. С.54—61.

86. Достоевский Ф.М. Полн. собр, соч. в 30 т. Т.24. Л.,1982. - 518 с.

87. Дунаевский И.О. Избранные письма / Сост. и примеч. Д.Персона. Вступ. ст. и общая ред. М.Янковского. Л., 1971. - 264 с.

88. Житомирский Д. Роберт Шуман. — М., 1964 $80 с.

89. Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям / Знание, Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». — М., 1980. 96 с.

90. Загадки человеческого понимания./ Под общ. ред. А.А.Яковлева.

91. Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика // Вопросы философии. №2, 1974.-С. 42-46.

92. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. № 2, 1990. -С. 69-75.

93. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост. , предисл. и примеч. В.И. Белова. — М., 1993.- 348 с.

94. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Изд. 3-е , испр.— М., 1980.-191 с.

95. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления, Избр. статьи и доклады. — М„ 1986.-192 с.

96. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. № 9, 1997. -С.36-45.

97. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.- 416 с.

98. Казютинский В.В. Космология. Картина мира и мировоззрение // Астрономия. Методология. Мировоззрение. — М., 1979-С.21-35.

99. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.-140 с.

100. Кант И. Соч. в 6 т. Т.З. — М.,1964.- 799 с.

101. Касьян A.A. Мировоззрение и методология в контексте образования // Высшее педагогическое образование, проблемы и решения. Под общ. ред. И.Е.Курова. — Н.Новгород,, 1994.-С.60- $9.

102. Килларк Т. Духовно-практический смысл первоначального употребления термина «мировоззрение» // Уч. Записки Тартусского ун-та. XXII. — Тарту., 1981.-С. 238-244.

103. Киященко Л.П. Парадигмальная установка сознания // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. Сб. ст./ Отв. ред. Азроянц Э.А., Самохвалова В.И. — М., 1997. С. 140 -153.

104. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание учащихся в эпоху обостренной борьбы двух идеологий // Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства./ Сост. И.Л.Любинский. /Под ред .Э.И. Моносзона. — М., 1985 С. 107 - 117.

105. Киященко Н.И. Мировоззрение педагога-музыканта, общее и особенное // Мировоззрение учителя музыки, взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Межд. научно-практ. конф. / Отв. Ред. Э.Б.Абдуллин, Б.М.Целковников — М., 1998.- С. 13 16.

106. Ключевский В.О. Соч., В9т. Т.1. — М., 1987. 430 с.

107. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1984. - 526 с.

108. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки — М., 1983.-282 с. силл.

109. Книга по эстетике для музыкантов./ Ред., К.Ангелов и И.Константинов — Москва- София ., 1983.- 272 с.

110. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 3. — М., 1985. 46 с.

111. Коган Л.А. Валериан Муравьев как мыслитель // Философские исследования. №1, 1994- C.U2-fS?.

112. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984. 252 с.

113. Колышева Т А. Подготовка учителя музыки к профессиональноличностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. / Под. ред. Э.Б. Абдуллина — М., 1997.-175 с.

114. Коменский Я.А. Лабиринт мира и рай сердца / Избр. пед. соч /.Под ред. с библ. очерком А.А.Краснова — М., 1955.-521 с.

115. Копнин П.В. Логические основы науки. — Киев., 1969. 283 с.

116. Кошмина И.В. Духовная музыка, мир красоты и гармонии // Искусство в школе. №2, 1991. С. 52 - 56.

117. Краевский В.В. Методология педагогического исследования — Самара, 1994.-165 с.

118. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. 576 с.

119. Кушаев H.A. Очерки по основам эстетической деятельности // Искусство и образование. — М., 1996. С.85 - 98.

120. Левицкий С.А. Трагедия свободы. — М.,1984. 350 с.

121. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. № 11, 1997. С.46 -54.

122. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Личность, Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост Ю.Н.Кулуткин , Г.С.Сухобская. — СПб., 1996. С.94 - 102.

123. Леонтьев А. Н. От поступка к личности.// Вопросы психологии № bt 1969

124. Лернер И .Я. Философия дидактики и дидактика как философия. — М.,1995.- 49 с.

125. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения, Из записных книжек разных лет. — Л., 1989,- 608 с.

126. Лобок А. Вероятностное образование // Народное образование. № 3,1996. С.13 - 21.

127. Лосев А.Ф. В поисках смысла / Жизнь, Повести. Рассказы. Письма. — СПб.,1993. С.21-35.

128. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Сов. Музыка. №11, 1990 С.65 - 74; №12,1990 - С.66 - 69.

129. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. — М., 1990.-320 с.

130. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (Мыслители XX века)1. М., 1991-526 с.

131. Лосский Н.О. Мир как органическое целое /Н.О.Лосский. Избранное. Вступ. ст. ,сост., примеч. В.П.Филатова. — М., 1991- С.338 480.

132. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144с.

133. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. — Киев, 1988. -213 с.

134. Малинковская A.B. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема. Автореф. дисс.докт. педагог. наук М., 1995. - 46 с.

135. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1992 416 с.

136. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. — М., 1997320 с.

137. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. № 5, 1997.-С.106-117.

138. Марков Б.В. Разум и сердце, История и теория менталитета. — СПб., 1993.-229(2) с.

139. Медушевский В.В. Грядущее искушение педагогики // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы 1 научн.-практ. конф. 31 марта- 2 апреля 1997 года Ч. II. — М., 1997 С.73 - 80.

140. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. — М., 1993,- 262 с.

141. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. № 8 , 1987. 73 - 80.

142. Медушевский В.В. Музыковедение', проблема духовности // Сов. Музыка, №5, 1988.-С. 6-15.

143. Медушевский В.В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания.Сб. ст. — М., 1987 231 е., нот.

144. Межелайтис Э. Контрапункт. Лирическая проза. — М., 1972.- 448 с.

145. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. —М.,1981.-96 с.

146. Мезенцева С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории педагогики первой трети XX века. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Владимир.,1993. -16с.

147. Менчинская H.A. Психологические условия формирования научного мировоззрения // Формирование научного мировоззрения учащихся. — М., 1985 СИ5-32.,

148. Мень А. В. История религии, В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т.1. История религии. — М.,1991.- С. 32 112.

149. Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межресп. научн.- практ. конф. /Отв. ред. Э.Б.Абдуллин — М. , 1991125 с.

150. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. № 6, 1996.- С.52 58.

151. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. Сб. научн. ст. — М., 1996- С.37 53.

152. Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. — М., 1975 471 с. с илл.,нот.

153. Мир глазами музыканта. Статьи. Беседы. Публикации. — М., 1993. -131 с.

154. Мировоззрение: Понятие, структура, функции. — Воронеж, 1980. С. 7-43.

155. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Межд. научн.-практ. конф. /Отв. ред Э.Б.Абдуллин, Б.М.Целковников — М., 1998 127 с.

156. Митрополит Антоний. О вере, образовании, творчестве // Искусство вшколе. №4, 1993,-С.24-28.

157. Муха А.И. Процесс композиторского творчества (проблемы и пути исследования). — Киев, 1979. 271 с.

158. Мышление учителя, Личностный механизм и понятийный аппарат./ Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской — М., 1990. 104 с.

159. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М., 1988. 254 е., нот.

160. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982170. Назайкинский Е.В. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? // Сов.музыка. № 8, 1989. С.48 - 54.

161. Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии, № 10, 1997- С.58 76.

162. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М., 1989.-287 с.

163. Наторп П. Философия как основа педагогики./Пер. с нем., предисл. Г.Г.Шпетта. — М., 1910.- 106с.

164. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5-е, испр. и доп. — М., 1988.-240 с.

165. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. № 3, 1996.-С.19-24.

166. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. № 3,1997.-С.З-9.

167. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант // Образование, традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Григория Глейзера, Младена Вилокиевича . М., 1997 . - С. 109 - 116.

168. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. № 9, 1997. 96 - 117.

169. Никифоров A.JI. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность, теории, методология , проблемы. М., 1990. - С.52-69.

170. Никифоров A.JI. Деятельность и свобода./ Деятельность, теории, методология, проблемы. — М.,1990 С.330 - 343.

171. Николаев JI.B. Статьи и воспоминания современников. Письма./Сост. Л.Баренбойм и Н.Фишман. — Л., 1979 328 с. с илл.

172. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины ХУ11 столетия. Исследование. М.,1998. -136 с.

173. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. В 2 т. Т. 1. Статьи по теории литературы; Гоголь; Пушкин; Тургенев; Чехов./ Сост. подг. текста, примеч. И.Михайловой. — М., 1989. 542 с.

174. Онеггер А. Я — композитор. — Л., 1963. 207 с.

175. Орлов Г.А. Древо музыки. — Вашингтон-Ленинград., 1992. 408 с.

176. Ортега и - Гассет, Эстетика. Философия культуры. — М., 1991. -586 с.

177. Ортега -и Гассет. Что такое философия? - М., 1991 - 403 с.

178. Паскаль Б. Мысли /.Пер. с франц., послесл. и коммент. И.Бабанова. — СПб.,1995.- 572(2) с.

179. Паскаль Б. Рассуждения о любовной страсти / Философия любви. — Т. 2, —М., 1990,- С.Э1-99.

180. Пастернак Б.Л. Мой взгляд на искусство. — Саратов., 1990 286 с.

181. Педагогика наших дней / Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. Сост. В.П. Бадерханова. — Краснодар., 1989.^16 е., илл.

182. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия./ Сост. Б.М. Целковников. — М.,1998 126 с.

183. Перфильева И.А. Музыка в системе мироздания (Эстетический подход к проблеме) // Первый Российский философский конгресс. Т.6. —1. СПб.,1997.-С. 44-54.

184. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1994 -304 с.

185. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. — М., 1992. ^4с.

186. Платонов Г.В. Картина мира, мировоззрение и идеология. — М., 1972-47с.

187. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-е изд. перераб. и доп. — М., 1984. 174с.

188. Полани М. Личностное знание, На пути к посткритической философии. — М., 1985.-344с.

189. Померанц Г.С. Открытость бездне, Встречи с Достоевским. — М., 1990.-344с.

190. Померанц Г.С. Собирание себя. Курс лекций; — М., 1993. 244с.

191. Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика. № 1, 1996.- С.40 43.

192. Пришвин М.М. Дневники. 1918-1919. Кн. 2.Подг. текста Л.А.Рязановой, Я.З.Гришиной. — М., 1994.-383с.

193. Пришвин М.М. Дневники. 1914-1917 /Предисл. В.Д.Пришвиной, подг. текста Л.А.Рязановой , Я.З.Гришиной. М., 1991. - 432с.

194. Пришвина В.Д. Круг жизни. Очерки о М.М.Пришвине. — М.,1981-239 с.

195. Проблемы формирования творческой личности в музыкальном вузе. Мировоззренческая подготовка в специальном классе. Сб.научн. трудов. Моск. гос. консерватории. М., 1983. - 136 с.

196. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников./Под ред. Н,А.Менчинской. — М., 1968. 240 с.

197. Психология. Словарь /Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. М., 1990. - 494 с.

198. Пятигорский A.M. Философия одного переулка. — М., 1992.-160с.

199. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. — М.,1993.- 90 с.

200. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1989.-141 с.

201. Рапацкая Л.А. Музыкальная педагогика, иллюзия науки или научная реальность? // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки, взгляд в XXI век. Материалы Ш межд. научн.-практ. конф./Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. — М., 1996.С.42-43.

202. Раппопорт С. X. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. Избранное, Сб.ст./Сост. И.А.Константинов, С.Х.Раппопорт. — М., 1980.- С.63 102.

203. Реброва Е.Е. Формирование мировоззренческой ориентации студентов музыкально-педагогических факультетов в условиях профессиональной подготовки. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1990- 150 с.

204. Резников A.M. О роли мировоззрения в творчестве композитора. — Л., 1975. С.34 — 49.

205. Роднов Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. — Философия. № 3, 1996 С.16-28.

206. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. — СПб., 1994-528с.

207. Розанов В.В. Цель человеческой жизни /Смысл жизни. Антология. Вып.11. -М., С. 19-64.

208. Ройтерштейн М.И.О двух критериях оценки мировоззрения педагога-музыканта // Мировоззрение учителя музыки, взгляд в настоящее и будущее. Материалы 1У научн.-практ. конф. /Отв.ред. Э.Б.Абдуллин, Б.М.Целковников М., 1998. - С.21-22.

209. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, О месте психического во всеобщейвзаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957. 328 с.

210. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. — М.,1946.-С.5М02.

211. Самохвалова В.И. Путями познания // Полигнозис. №1.1998. С.5 -15.

212. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире// Эстетическая культура. — М., 1996. С.32 -65.

213. Симонов П.В. Что такое эмоция? — М., 1966 93 с.

214. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. № 3, 1995. С.52-58.

215. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы.//Сб. ст. / Отв.ред. Азроянц Э.А., Самохвалова В.И. — М., 1997.-172 с.

216. Соколов A.C.О типологии методов художественного мышления //Соколов A.C. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчества. — М., 1992.- С.26^41.

217. Соловьев В. С. Смысл любви. Избранные произведения. — М., 1998.-С.426-508.

218. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. — М., 1994. 197с.

219. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - 303с.

220. Станиславский К.С. Из записных книжек. В 2-х т. — М., 1986. Т.1. 608 е.; Т.П.-446 с.

221. Старченко A.A. Анализ категории «Убеждение»//Философские науки, 1979, №5. С. 11-22.

222. Степин B.C. Российская философия сегодня, проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. № 5, 1997. С. 3 -14.

223. Столович Л.Н. Красота — Добро — Истина, очерк истории эстетической аксиологии. — М., 1994. 494с.

224. Стоянович Н.Б. Диалогическая природа морали // М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тез. докл. Саранск. Междунар. Бахтинских чт. В 2 ч. Ч. 2. — Саранск., 1995. С.204-206.

225. Стравинский И.Ф. Диалоги, Воспоминания. Размышления. Комментарии.—Л., 1971-414с.

226. Суровегина H.A. Русское православие, сознание, религия, философия.1. Тверь., 1993- 83с.

227. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Пер. с укр.Н.Дангуловой.1. М., 1979.-335с.

228. Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения //В.А.Сухомлинский Избр. произв. В 5 т. Т. 2. — Киев., 1979.-С.7-115.

229. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности //Вопросы психологии № 4, 1990. С. 131 -134.

230. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности, На материале музыкального восприятия. — М., 1979. 190 с.

231. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности / на материале классического музыкального искусства / Дисс.докт. наук в форме научн. доклада. -М.,1991.-47 с.

232. Теория и практика личностно ориентированного образования. Материалы круглого стола // Педагогика. № 5, 1996 С.72 - 80.

233. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т. 1. — М., 1985. 328 с.

234. Тиллих П. Динамика веры // П.Тиллих. Избранное. Теология культуры.1. М., 1995. -С. 12- 76.

235. Тоддес Е. Поэтическая идеология //Лит. Обозрение .№3, 1991. С.30 -43.

236. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т.18. — М.,1951- С. 82 -112.

237. Тонких A.C. Научное мировоззрение, Понятие, структура, функции. -Воронеж., 1980. 148 с.

238. Торопова A.B. Проблема бессознательного в музыкальной педагоги-ке./Э.Б. Абдуллин. Вместо предисловия. — М.,1997. 104 с.

239. Трубецкий E.H. Смысл жизни / Смысл жизни. Антология. Вып. 2. — М., 1994.-С.243-448.

240. Уайтхед А.Н. Избр. работы по философии. — М.,1990. 716.

241. Ухтомский А. Интуиция совести, Письма. Записные книжки. Заметки на полях. — СПб., 1996. 528с.

242. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1975. 110с.

243. Фейнберг С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь. /Ред.-сост .И.Лихачева. — М., 1984. 232с.

244. Философия и мировоззрение — М., 1990. 302 с.

245. Философия и музыка. Диалог противоположностей?/Под общ. Ред. М.С.Уварова. — СПб.- Тирасполь., 1993. 300с.

246. Философия образования для XXI века. — М.,1996. 207с.

247. Философское сознание: драматизм обновления /Над чем работают, о чем спорят философы ./Отв. ред.Н.И.Лапин. — М., 1991- 413 с.

248. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1. Ч. 1./ Сост. Э.Б.Абдуллин, Б.М.Целковников. — М.,1991.-110с.

249. Флоренский П.А. Детям моим. — М., 1992.- С. 86 160.

250. Флоренский П.А. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия /У водоразделов мысли. Часть вторая. Т.2. — Париж., 1992.-С. 536-539.

251. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины.Ч.1. — М., 1990. -345 с.

252. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм.// Богословские труды. Сб. 24.-М., 1993.-С.230-241.

253. Фокт Б. Философия музыки А.Н.Скрябина. Рукопись. Музей А.Н.Скрябина. № 333.

254. Франк С.Л. Духовные основы общества / Мыслители XX века. — М., 1992.-511 с.

255. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. 2-е изд. Париж., 1964 - 328 с.

256. Франк C.JI. Русское мировоззрение. — СПб., 1996. 736 с.

257. Фромм Э. Искусство любви. — Минск., 1990- С.12-76.

258. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. — СПб., 1994405 с.

259. Фуко М. Герменевтика субъекта /Социо-логос. Общество и сферы смысла. Вып. 1./Сост. и общая ред.В.В .Винокурова и А.Ф.Филиппова. — М.,1991. С.284 -312.

260. Хайдеггер М. «Что такое философия?» // Вопросы философии. № 8, 1993. С.113 - 124.

261. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. № 11, 1995. С.119 - 139.

262. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. № 4, 1993. С. 106 - 114.

263. Целковников Б.М. Философская рефлексия в профессионально-творческой деятельности педагога-музыканта // Информационная культура личности, прошлое, настоящее, будущее Краснодар, 1996.- С.311-313.

264. Целковников Б.М. Музыкальная педагогика сегодня,проблема духовности //Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики, Материалы всероссийск. научн. конф./Отв. ред. Н.Н.Гаврюшенко. -Краснодар., 1997. С.45 -48.

265. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта в контекстенауки и искусства // Музыка как явление культуры: Вдохновение эпох. Щегловские чтения. Региональная научная конф. Краснодар., 1998. -С.78-89.

266. Целковников Б.М, Мировоззрение учителя музыки как проблема высшего профессионального образования //Научн. тр. Моск. пед. гос. ун-та. Серия гуманит. науки. М.,1998. - С.441 - 443.

267. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой , с искусством и с самим собой). -М., 1998.- 156с.

268. Целковников Б.М. Поиск методологических основ исследования проблемы мировоззрения учителя музыки// Методология музыкального образования, проблемы, направления, концепции. /Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. -М., 1999. С. 15-27.

269. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. — М., 1988.-382с.

270. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности; проблемы, суждения, мнения. — М., 1994.-374.

271. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма./Сост. ,вступ. Ст. и примеч. В.Ю.Проскуриной. М., 1991. - 560с.

272. Чиворепла Л. Образы сущего (О многослойности мира и предназначении разума). Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1996. 391 с.

273. Шадриков В.Д. Духовные способности. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., 1996.- 103с.

274. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни; Маска и душа. — М. , 1990-462с.

275. Шаповалов. В. О специфике гуманитарного знания //Обществ, науки, и современность. 1994,№1. С.89 - 92.

276. Шахназарова Н.Г. О взаимосвязи музыки и философии // Творческий процесс и художественное восприятие. — Л., 1978. С.257 - 262.

277. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4-х т.т. Т. 1. М., 1993-С.36-52.

278. Швейцер А. Культура и этика./Пер. с немецк. Н.А.Захарченко и Г.В.Калшанского /Общ. ред. и предисл. В.А.Карпушина. — М., 1973.-342с.

279. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. — М., 1984.-123 с.

280. Швырев B.C. Философия и стратегия образования // Вопросы философии. № И, 1995.-С.4-6.

281. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т.1. — М., 1981.-C.73-9S.

282. Шеллинг Ф.В. И. Философские письма о догматизме и критицизме //Ф.В.И.Шеллинг. Соч. в 2-х т.т. Т.1. -М.,1987. 637 с.

283. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности, Опыт адогматического мышления.—Л., 1991.-С.21-49.

284. Шинкарук В.И. Духовная культура — человек — искусство // Искусство в мире духовной культуры. — Киев, 1985.- С. +2 SM.

285. Шрайдер Ю.А. Загадочная притягательность философии (субъективные заметки) // Вопросы философии. № 7, 1996 С.164 - 180.

286. Штракс Г.М., Штракс М.Г. Диалектика формирования научных убеждений. — М., 1985. 168с.

287. Шубинский B.C. Философское образование в средней школе, Диалек-тико-материалистический подход. -М., 1991 -168с.

288. Шуртаков B.C. Мировоззрение и методы его формирования, Концептуально-философский анализ. — Казань , 1989. 212с.

289. Щедровицкий П. Пространство свободы // Народное образование. № 1, 1997. -С.46- 51.

290. Щербакова А. И. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании, концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей/*/ Методология музыкального образования, проблемы, направления, концепции. /Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. М., 1999. - С. 38 - 45.

291. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Meдушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М., 1998. - 336 с.

292. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. Т.1 М., 1993. -669 с.

293. Энергия понимания, размышления о высшей школе. Альманах./ Под ред. К.С. Пигрова. — Д., 1990. 239 с.

294. Эйзенштейн С.М. Чет -Нечет // Восток-Задад. Вып.З. М., 1988. - С. 234 - 278.

295. Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии, педагогическая стратегия «Философия для детей» // Вопросы философии. № 10, 1998. С. 32 -45.

296. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.// Собр. соч. Т. 15. — М., 1992.-С.13-212.

297. Янок В.Ф. Философия гармонии. — СПб., 1993. 96с.

298. Adorno Th. Ästhetische Theorie. Fr. а. M., 1970.- P. 30 -43.

299. Dahlhaus С. Musikästhetik. — Köln., 1976. 83p.

300. Kaplan M. Foundations and Frontiers of Music Education. — N.Y., 1966,- 92p.

301. Leonhard С., House R. Foundations and Principles of Music Educations. — 2-ed. N.Y., 1972.-148p.

302. Минчева П. Методика на музикалнато възпитание в ЕСПУ. — София, 1985.-85 с.

303. Reimar В. Philosophy of Music Education. New Jersey, 1970rB 34-49.

304. Reimar B. Should be there be a universal Philosophi of Music Education? / Music Education, № 29, 1997.-R 96 117.

305. Swanwick K. Music, Maind and Education. — London New - York, 1988.— 90 p.