Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа

Автореферат по педагогике на тему «Формирование профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Малявкина, Марина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Елец
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа"

На правах рукописи

МАЛЯВКИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА (на примере православно-педагогической традиции)

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

3 о ЯНЗ 2014

Елец-2014

005544676

005544676

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Кошелева Алла Олеговна

Официальные оппоненты: Беляева Валентина Александровна

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А.' Есенина», профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании

Трушина Евгения Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Курский государственный

университет»

Защита состоится 21 февраля 2014 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина по адресу: 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, 28, ауд. № 301.

С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина по адресу: 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. № 300.

Автореферат разослан «/У » января 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные направления развития среднего профессионального образования, кардинальные изменения в содержании учебных программ и методах обучения, обусловленные модернизацией отечественного образования, требуют новых подходов к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в процессе обучения в музыкальном колледже. Музыкальные колледжи страны, выпускающие специалистов по специальностям 073101 "Инструментальное исполнительство" (по видам), 073502 "Хоровое дирижирование", 073214 "Музыкальное искусство эстрады" (по видам), 073002 "Теория музыки", 073403 "Сольное и хоровое народное пение", 073401 "Вокальное искусство", нацелены на выполнение задач в соответствии с ФГОС и Федеральным.законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".

Важнейшей задачей среднего профессионального образования на современном этапе его развития становится подготовка специалистов, обладающих не только определенными компетенциями, но и ведущих здоровый образ жизни, обладающих активной жизненной позицией, умеющих применять лидерские качества, обладающих гибким критическим мышлением, патриотически настроенных граждан, имеющих свою нравственную позицию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) указывает на приобщение обучающихся к национальным ценностям, раскрывающимся в истории и культуре государства. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (2012 г.) предусматривает организацию деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных м духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе. В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" заявлено, что основная цель в работе с молодежью - возрождение духовности... .

Вместе с тем современная практика музыкального образования, переживающего в течение последних десятилетий системный кризис, показывает, что подготовка музыкантов-педагогов в учреждениях среднего профессионального образования нередко сводится к передаче специальных знаний.

Сформированность профессионально-нравственной позиции . (ПНП) будущих музыкантов-педагогов предопределяет основные векторы педагогической деятельности преподавательского состава музыкальных колледжей. Это объясняется, с одной стороны, тем, что учитель в России всегда являлся проводником нравственности, а с другой стороны, музыкант-педагог в истории отечественного музыкального образования, зародившегося в контексте православной педагогической мысли, был ориентирован на воплощение в своей профессиональной деятельности духовных ценностей государства (З.М. Гусейнова, Е.В. Николаева, Е.А. Пономаренко, И.П. Шаклеина и др.).

Следует отметить, что проблема формирования ПНП личности в условиях профессионального музыкального образования не нова и в определенной степени исследуется в учебных заведениях страны, однако современные условия раз-

вития российского общества, характеризующиеся наличием духовно-идеологического кризиса, требуют пристального внимания к ней. Научить личность определять истинные нравственные и духовные ориентиры и основываться на них в своем миропонимании - центральная задача воспитания будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования и, в частности, подготовки музыкантов-педагогов.

Степень разработанности проблемы. Несомненно, фундаментом изучения рассматриваемой проблемы являются философские, исторические и психолого-педагогические источники, раскрывающие основы формирования личности обучающихся в учебных заведениях России (A.C. Асмолов, H.A. Бердяев, И.А. Ильин и др.).

В рамках профессиональной педагогики отдельные аспекты формирования ПНП будущих специалистов нашли свое отражение в работах Т.В. Андрияно-вой, О.Л. Жигалевой, Е.В. Корчак, А.О. Кошелевой, О.Н. Кудиной, Н.В. Поярковой, A.B. Резниченко, A.B. Репринцева, Е.И. Хачикян, Г.М. Цыпина, Д.В. Ше-петько, Г.В. Якушкиной и др.

Усовершенствование процесса профессиональной подготовки музыкантов-педагогов с точки зрения повышения уровня их личностного и духовно-нравственного развития рассмотрено В.А. Карташевым, Е.Ю. Куприной, Н.Б. Никулиной, Е.Р. Сизовой, A.B. Тороповой, Л.И. Уколовой. Необходимость сохранения преемственности в системе отечественного профессионального музыкального образования отмечена в работах И.В, Кошминой, Е.А. Пономаренко, С.А. Фадеевой, И.П. Шаклеиной и др.

Особенности отечественного музыкального искусства и образования, связанные с влиянием на них православной традиции, отражены в работах О .В. Абажди, Г.А. Аванесовой, Б.В. Асафьева, М.В. Бражникова, Ю.В. Келдыша, А.Н. Комаровой, В.И. Мартынова, В.В. Медушевского, Е.В. Николаевой, Н.В. Цукановой и др. Исторический аспект формирования духовно-нравственных ориентиров личности в процессе получения образования освещен в трудах Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, П.И. Малицкого, а также в современных учебных пособиях Д.И. Латышиной, А.И. Пискунова, В.Д. Пурина, В.Г. Торосяна и др.

О синтезе науки и духовной культуры в формировании профессионально-нравственной позиции будущих специалистов говорят труды выдающихся русских педагогов, исследователей, общественных деятелей В.В. Зеньковского, Н.В. Маслова, Н.Е. Пестова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, а также современных ученых-педагогов В.А. Беляевой, Ф.Н. Козырева, И.В. Метлика, Н.Д. Никандрова, А.Г. Пашкова, Л.В. Суровой, A.B. Усачева, Е.В. Шестуна и др.

Исследования, проведенные в России за последние десять лет, позволили проанализировать основные тенденции, характерные для осуществления духовно-нравственного направления в воспитательной работе со студентами высших и средних учебных заведений (А.Н. Агеев, М.А. Зуб, А.П. Лиферов, А.Г. Пашков, В.Д. Пурин, С.Ю. Татарова, Г.Н. Филонов и др.).

Главным выводом по результатам анализа научной литературы является то, что объективная реальность свидетельствует о необходимости научного обосно-

5 ..... ...

вания формирования' ПНП будущих музыкантов-педагогов в образователы о:-процессе колледжа и педагогической разработки программ и спецкурсов, обеспечивающих достижение этой цели.

Проведенный анализ позволил выявить в процессе образования будущих музыкантов-педагогов ряд существенных противоречий между:

- возросшим уровнем требований к подготовке будущих музыкантов-педагогов в современных условиях и традиционной системой методов профессиональной подготовки, не всегда учитывающей произошедшие изменения а системе среднего профессионального образования;

- потребностью общества в музыкантах-педагогах со сформированной ПНП и неготовностью выпускников музыкального колледжа к проявлению этой позиции на практике;

- повышающимися требованиями общества к сформированной ПНП будущих музыкантов-педагогов и отсутствием специальных педагогических программ, разработанных на основе православно-педагогической традиции.

Наличие перечисленных выше противоречий обусловливает необходимость теоретико-методологического и практического решения проблемы формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже.

Цель исследования сформулирована следующим образом: выявить и определить педагогические условия и методический инструментарий эффективного формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов.

Объект исследования - профессиональное образование будущих музыкантов-педагогов в колледже.

Предмет исследования — педагогические условия формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа будет протекать успешно, если:

- выявлена сущность и структура ПНП будущего музыканта-педагога, которая будет рассматриваться как интегративная характеристика, основанная на принятии личностью в качестве профессионально-нравственных ориентиров духовно-нравственных и профессиональных ценностей, обусловливающих мировоззрение и самоопределение будущего специалиста;

- содержание работы с будущими музыкантами-педагогами будет опираться на православно-педагогическую традицию, что будет учтено при выявлении компонентов, критериев, показателей и уровней сформированности профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов;

- в учебный процесс музыкального колледжа будет внедрена педагогическая модель, разработанная на основе личностно-деятельностного, аксиологического и компетентностного подходов.

Задачи исследования:

1. На основе анализа социально-философской, историко-педагогической и психологической литературы определить сущность и структуру профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов.

2. Эмпирически выявить компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности профессионально-нравственной позиции у будущих музыкантов-педагогов.

3. На основе выделенных педагогических условий спроектировать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа, включающую целевую комплексную программу, созданную на основе православно-педагогической традиции.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— философско-педагогические идеи о формировании личности обучающихся в учебных заведениях России (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, A.B. Усачев и др.);

— основные дидактические положения педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Г.М. Цыпин, Е.Р. Сизова, Л.И. Уколова и др.);

— концептуальные положения православной педагогики о духовно-нравственном развитии личности (архимандрит Зиновий (Корзинкин), святой Иоанн (Кронштадтский), схиархимандрит Иоанн (Маслов), игумен Георгий (Шестун), И.В. Метлик, Н.Е. Пестов, Т.И. Петракова, JI.B. Сурова и др.);

- исходные положения компетентиостного подхода в формировании ПНП личности педагога (А.Г. Пашков, A.B. Тутолмин, Д.В. Шепетько, Н.П. Шитяко-ва, Ф.И. Фельдштейн);

- идеи личностно-деятельностного подхода в подготовке специалистов (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мезинов, В.Н. Сагатовский и др.);

— идеи аксиологического воспитания личности (Г.В. Гребеньков, Н.Д. Ни-кандров, Т.И. Петракова, Л.В. Ведерникова, H.H. Ключникова, Т.А. Кондратюк, Н.Д. Никавдров и др.);

— теория духовно-нравственного воспитания в российском образовании (A.M. Кондаков, A.A. Корзинкин, О.Н. Кудина, B.C. Леднев, О.Л. Янушкявичене и др.);

- идеи построения и реализации педагогического эксперимента (A.C. Вершков, Н.Г. Герасимов, A.A. Деркач, А.О. Кошелева, В.В. Краевский и

дрО;

- идеи реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе учебного заведения (Е.А. Пономаренко, A.A. Столица, Л.В. Сурова, С.Ю. Татарова, В.Е. Трухов, И.А. Хотенцева);

- концептуальные основы системы подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию обучающихся (Т.Г. Человенко, Н.Л. Шеховская, Л.Л. Шевченко, Н.П. Шитякова, О.Л. Янушкявичене и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (сравнительный анализ науч-

ной литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение, педагогическое моделирование, социальное проектирование); практические (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, контент-анализ, качественный и количественный анализ), а также методы математической обработки данных, полученных в результате исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе БОУ ОО СПО "Орловский музыкальный колледж" (297 человек, из них 266 студентов и 31 преподаватель), а также экспериментальной площадки БОУ ОО ДОД "Центр развития творчества учащейся молодежи учреждений профессионального образования", включающей 28 учебных заведений начального и среднего профессионального образования Орловской области.

Этапы исследования:

I этап - поисково-теоретический (2005 - 2006 гг.) - изучение научных основ и анализ формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в процессе обучения в колледже; анализ принципов формирования ПНП обучающихся в контексте развития отечественного профессионального музыкального образования; разработка целевой комплексной программы формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов; определение научного аппарата исследования.

II этап - опытно-экспериментальный (2007 — 2011 гт.) - проведение формирующего и контрольного экспериментов; обработка результатов опытно-экспериментальной работы; уточнение основных положений.

III этап - обобщающе-аналитический (2012 — 2013 гт.) - подведение итогов проведенного исследования; обобщение и систематизация полученных результатов; оформление текста диссертации; внедрение методических рекомендаций в практику музыкального колледжа.

Научная новизна исследования заключается в:

- обосновании понятия "профессионально-нравственная позиция будущего музыканта-педагога" и анализе методологических подходов (компетентностного, личностно-деятелыюстного, аксиологического), используемых в формировании такой позиции;

- выявлении компонентов, критериев, показателей и уровней сформированное™ профессионально-нравственной позиции музыкантов-педагогов;

- разработке авторской педагогической модели формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже (на примере православно-педагогической традиции);

Теоретическая значимость исследования.

Дано научное обоснование сущности и содержания формирования ПНП будущего музыканта-педагога в образовательном процессе колледжа. Выявлены педагогические закономерности влияния духовно-нравственного развития личности будущего музыканта-педагога на формирование его ПНП. Конкретизированы методологические подходы к процессу формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже. Выполненное исследование обогащает теорию среднего профессионального образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

- разработана и внедрена целевая комплексная программа формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов, включающая спецкурс "Профессионально-нравственные основы личности музыканта-педагога"; студенческий социальный проект "Россия нашего времени"; исследовательскую экспедицию "Святыни и музыка России"; программы производственной практики: "Концерты - родному городу", "Учиться музыке с любовью", "Музыкальная помощь провинции";

— обобщен и распространен педагогический опыт, нацеленный на формирование ПНП будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования в рамках областной познавательной экспедиции по изучению национальной культуры "Святыни России" (2007-2013 гг.).

Проведенное исследование обогащает практику подготовки будущих специалистов в условиях среднего профессионального музыкального образования; предоставляет возможность педагогам использовать как теоретическую часть исследования для проведения бесед и индивидуальной работы, так и практическую его часть (разработанные автором программы, анкеты, рекомендации).

Достоверность полученных результатов обеспечена их соответствием исходным теоретическим позициям, включающим обращение к смежным отраслям знаний (философии, религиоведению, психологии, культурологии и др.); использованием методов, адекватных целям, предмету, гипотезе и задачам исследования; проверкой результатов путем опьггао-экспериментальной работы; личным участием автора в констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента; а также опытом подготовки (в течение 18 лет) будущих музыкантов-педагогов в БОУ 00 СПО "Орловский музыкальный колледж".

На защиту выносятся следующие положения: 1. Профессионально-нравственная позиция будущего музыканта-педагога - это интегративная характеристика, основанная на принятии личностью в качестве профессионально-нравственных ориентиров духовно-нравственных и профессиональных ценностей, обусловливающих мировоззрение и самоопределение будущего специалиста. Профессионально-нравственная позиция характеризуется отношением личности к сложившимся традициям и морали, что оказывает влияние на ее поступки и профессиональное поведение.

2. Критерий сформированности ПНП будущего музыканта-педагога: моти-вационный - понимание целей и смысла жизни в контексте отечественной культурно-религиозной традиции; эмоциональный — направленность личности на овладение комплексом знаний о способах духовно-нравственного и профессионального развития; рефлексивный - направленность личности на самовоспитание в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей; когнитивный - наличие комплекса знаний о духовно-нравственной культуре и традициях музыкального искусства России.

3. Педагогическая модель формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов обеспечивает взаимодействие комплекса структурных элементов: задач подготовки специалистов в системе среднего профессионального образова-

ния; цели; компонентов; критериев формирования и уровней ПНП; педагогических условий, реализуемых посредством специально организованной педагогической деятельности в процессе учебной, внеучебной и самосто'яТйшюй работы в образовательном процессе колледжа. Эффективность деятёльностй по формированию ПНП будущих музыкантов-педагогов достигается путем Использования в образовательном процессе колледжа православно-педагогической традиции.

Апробация результатов исследования проходила в процессе личного участия автора исследования в формировании ПНП студентов БОУ ОО СПО "Орловский музыкальный колледж" (2005-2013 гг.); путем участия в работе научно-практических конференций в Орловском государственном институте искусств и культуры (г. Орел, 2008; 2012; 2013 гг.), Орловском государственном университете (г. Орел, 2008; 2011 гг.); заседаний Областного института усовершенствования учителей (г. Орел, 2009 г.), Центра развития творчества учащейся молодежи (г. Орел, 2007 - 2013 гг.). Материалы исследования докладывались в Российской академии музыки им. Гнесиных (г. Москва, 2008 г.), на Образовательных чтениях Центрального Федерального округа (г. Сергиев-Посад, 200? г.). Авторские программы профессионально-нравственного развития студентов музыкального колледжа представлялись на IV Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов "Свой мир мы строим сами" (2008 г.), на областном конкурсе "Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи "Вифлеемская звезда" (2011 г.), на всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя" (2009; 2012 гг.). В рамках исследования автором были организованы посещения студентами филармоний, оперных театров, музеев и архитектурных памятников (гг. Волхов, Валдай, Елец, Задонск, Москва, Мценск, Орел, Санкт-Петербург, Переславль-Залесский, Петергоф, Пушкин, Ростов Великий, Сергиев Посад, Фатеж, Ярославль); инициированы и проведены концерты в рамках производственной практики студентов колледжа.

На всех этапах исследования апробация результатов осуществлялась путем публикации статей и тезисов (всего - 12, в том числе 3 - в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ).

Диссертационная работа соответствует паспорту специальности 13.00.08 -"Теория и методика профессионального образования", призванной исследовать наличие задач, связанных с профессиональной подготовкой специалистов в высших и средних учебных заведениях.

Структура диссертации: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список из 256 источников, 56 страниц приложений. В работе приведены 13 таблиц, 2 схемы, 3 диаграммы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, степень ее научной разработанности, определены предмет и объект исследования, сформулированы цель и задачи, выдвинута гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены положения, выносимые

на защиту, представлены способы апробации и внедрения результатов исследования, их достоверность и обоснованность.

В первой главе "Теоретические основы формирования профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа" на основе сравнительного анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы рассматривается сущность, выделяются компоненты ПНП будущего музыканта-педагога; в контексте развития специального музыкального образования России и православно-педагогической традиции описываются факторы и условия, оказывающие влияние на данный процесс; выявляются особенности, методы, формы и средства подготовки будущих специалистов в отечественной музыкально-педагогической школе; определяются методологические подходы в формировании ПНП студентов музыкального колледжа.

Различные аспекты подготовки будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже, рассматриваются в исследованиях H.A. Батчаевой, Н. Конд-ратовой, Е.Ю. Куприной, Н.Б. Никулиной, И.А. Хотенцевой и др. Несмотря на многогранность вопросов, решаемых современными учеными, проблема эффективного формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов остается неизученной. В работах В.А. Карташева, Е.Р. Сизовой, A.B. Тороповой, Л.И. Уколовой и др. высказывается мнение о том, что образование музыкантов на современном этапе направлено на овладение специальными знаниями, умениями и навыками и практически не ориенгаровано на духовно-нравственное совершенствование личности обучающихся.

Анализ литературы по проблеме профессионально-нравственного развития личности будущих специалистов, обучающихся в условиях профессионального образования (М.А. Зуб, Н.В. Пояркова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Т.Н. Сливинская, Е.И. Хачикян и др.), показал интерес ученых к ее разработке, позволил выявить многообразие аспектов ее рассмотрения. По мнению педагогов и психологов, профессионально-нравственное развитие будущих специалистов происходит на фоне личной потребности обучающихся к такому развитию, результатом чего становится приобретение самой личностью социально-ценностных мотивов, системы ценностей профессии, профессионально-личностных качеств, нравственных отношений и нравственного поведения.

Понятие "профессионально-нравственная позиция" в педагогике изучена мало, в связи с чем существует ее терминологическая неопределенность. Установление сути данного понятия исходит из синтеза близких по смыслу к изучаемому явлению трактовок категорий: "позиция личности", "профессиональная позиция педагога", "нравственная позиция", "личностная профессиональная позиция педагога-музыканта".

Анализ работ Э.Б. Абдуллина, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытько, И.А. Зимней, М.А. Зуб, Е.Б. Качалиной, В .В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.И. Хачикян, Г.М. Цыпина и др. позволил установить, что ПНП является частью профессиональной компетентности и профессиональной культуры специалиста, а интегрирующим компонентом вышеперечисленных категорий выступают ценности личности, формирующие эту

позицию в виде устойчивого образования, что дает основание рассматривать категорию 11Н11 будущих музыкантов-педагогов с тех же позиций.

Таким образом, профессионально-нравственная позиция будущего музыканта-педагога — это интегративная характеристика, основанная на принятии личностью в качестве профессионально-нравственных ориентиров духовно-нравственных и профессиональных ценностей, обусловливающих мировоззрение и самоопределение будущего специалиста. ПНП характеризуется отношением личности к сложившимся традициям и морали, что оказывает влияние на ее поступки и профессиональное поведение.

В результате анализа теоретической и методической литературы по проблеме исследования было выявлено, что структура ПНП будущих музыкантов-педагогов представлена единством четырех компонентов: мировоззрения личности, базирующегося на отечественных культурно-религиозных ценностях (мировоззренческий); психологической потребности в процессе профессионально-нравственного развития (эмоционально-психологический); наличия комплекса знаний о культурно-религиозной традиции российского государства (знание-вый); саморазвития и самоанализа в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей (профессионально-рефлексивный).

Сущность ПНП студентов музыкального колледжа определялась нами в контексте будущей профессиональной деятельности музыканта-педагога, предполагающей исполнительскую и педагогическую готовность специалиста. Поскольку личность музыканта-педагога характеризуется совмещением художественно-творческих и духовно-нравственных составляющих, то для них необходимы: с одной стороны, наличие у личности артистизма, музыкальности, эмпа-тии, образного мышления; с другой — таких качеств, как ответственность, самооценка, самоконтроль и т.д.

Это отражает квалификационная характеристика выпускников учреждений музыкального образования (ФГОС СПО по специальностям 073101 "ИнструментальнЬе исполнительство" (по видам), 073502 "Хоровое дирижирование", 073214 "Музыкальное искусство эстрады" (по видам), 073002 "Теория музыки", 073403 "Сольное и хоровое народное пение", 073401 "Вокальное искусство"), где к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы отнесено овладение будущими музыкантами-педагогами как "профессиональными", так и "общими" компетенциями, . включающими "понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса", "умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием" и.т.д. (ФГОС СПО). Другими словами, в требованиях ФГОС СПО обозначены задачи реализации мировоззренческих принципов в обучении и воспитании музыкантов-педагогов, которые решаются в образовательном процессе колледжа.

Современные ученые Э.Б. Абдуллин, А.О. Кошелева, B.C. Леднев, В.В. Медушевский, Н.Д. Никандров, В.В. Чуприн, H.JI. Шеховская и др. видят необходимость формирования мировоззрения обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей одной из наиболее значимых задач в системе профессионального образования. Однако определение системы духовно-нравственных

ценностей на современном этапе развития научно-педагогического знания встречает существенное препятствие, поскольку значения понятий "духовность" и "нравственность"; "духовные ценности" и "нравственные ценности" в различных исследованиях трактуются по-разному (О. Л. Янушкявичене).

Рассмотрение вышеперечисленных категорий позволило нам вслед за учеными Т.А. Берсеневой, Т.И. Петраковой, Е.В. Шестуном, О.Л. Янушкявичене и др., определить духовно-нравственные ценности будущих музыкантов-педагогов как интегрированную систему ценностей личности, определяющую мировоззрение и поведение человека, в основе которой лежат высшие ценности, проявляющиеся во внутреннем движении личности к высшим идеалам и альтруизме (или потребности жить и действовать ради других), а также в отношениях человека с внешним миром (социумом) с позиций ответственности, доброты, честности, патриотизма и т.д. Вместе с тем, как указывают современные педагоги И.В. Метлик, Е.В. Шестун и др., способы отношения личности к миру, влияющие на мировоззрение человека, у разных людей не одинаковы и зависят от понимания ими "духовности".

Анализ научной литературы показал, что в современной педагогике существуют различные подходы к пониманию смысла духовности и духовно-нравственного воспитания будущих специалистов, обучающихся в учебных заведениях страны: философско-эстетический (H.A. Батчаева, О.Л. Жигалева, К.Л. Казанина, H.A. Некрасова, А.В, Резниченко, A3. Репринцев, С.Ю. Татарова, Е.И. Хачикян, Л.Л. Шевченко и др.) и культурно-религиозный (В.А. Беляева, Т.А. Берсенева, Ф.Н. Козырев, И.В. Кошмина, О.Н. Кудина, И.В. Метлик, И.А. Соловцова, В.Е. Трухов, Е.В. Шестун, О.Л. Янушкявичене и др.).

Философско-эстетический подход предполагает усвоение личностью этических и эстетических общественных норм на основе формирования системы общечеловеческих ценностей. Духовно-нравственное развитие личности в рамках культурно-религиозного подхода понимается как участие в мировоззренческом становлении личности на основе высших ценностей духовной культуры своего народа, обусловливающих отношение человека к миру и самому себе.

В исследованиях, Т.А. Берсеневой, A.A. Еромасовой, И.В. Метлика, Н.Д. Никандрова, В.Е. Трухова, В.В. Чуприна, Е.В. Шестуна, О.Л. Янушкявичене базовые отечественные духовные ценности России определены как заимствованные из православной (религиозной) культуры, что отличает их от ценностей других мировых культур. Это обусловлено историческими особенностями развития российской государственности.

Исследование генезиса профессиональной музыкальной культуры России, подделанное современными учеными З.М. Гусейновой, В .И. Мартыновым, Е В. Николаевой, Н.В. Цукановой и др., выявило связанное с вышеизложенными положениями об особенностях российской культуры синкретическое единство отечественного музыкального искусства с православным мышлением русского народа, выраженное как в мелодике, так и в духовных идеях соборности, святости и добра, а также позволило определить смыслообразующие константы музыкального образования России, которые исходят из принципов его зарождения и формирования в контексте православной педагогической мысли.

Данные факты указывают на то, что музыкальное искусство и музыкально-педагогическое образование в России предыдущих столетий носили отпечаток религиозности и духовности русского народа, которые в разные времена были воплощены талантом и гением русских композиторов: М. Березовского, А. Бородина, Д. Бортнянского, М. Глинки, С. Дегтярева, Викт. Калинникова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, П. Чайковского и др. Творчество этих выдающихся музыкантов и музыкантов-педагогов было высоко оценено исследователями музыкального искусства как в России,' так и за рубежом. Система подготовки музыкантов XX века поддерживала статус одной из лучших в мире. Главным доказательством этого служат имена Г. Свиридова, Д. Кабалевского, Е. Крылатова, М. Таривердиева и др., прошедших все ступени обучения и сохранивших в своем творчестве предшествующие музыкальные традиции, призванные одухотворять музыку высшими смыслами. К началу XXI века стал прослеживаться заметный спад в качестве подготовки выпускников музыкальных учебных заведений, а также снижение интереса к профессии музыканта у молодежи (H.A. Терентьва, В.А. Карташев, Д.К. Кирнарская и др.). В настоящее время специалисты отмечают наступление кризиса всей системы специального музыкального образования и осуществляют поиск различных способов выхода из данной ситуации.

В последнее десятилетие в системе профессионального музыкального образования обозначилась устойчивая тенденция, связанная с обращением современных деятелей музыкального искусства и образования к отечественным музыкально-педагогическим традициям. Ведущие музыкальные вузы страны стали организовывать научные форумы по данной теме: ежегодные (начиная с 2003 г.) международные научно-практические конференции "Современное музыкальное образование" в Санкт-Петербурге (РГПУ им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова), в ходе работы которых была обозначена "духовная парадигма в истории музыкального образования" (H.A. Терентьева); научно-практическая конференция "Роль православных духовных ценностей в развитии русской культуры. История и современность" (2012 г.) в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений "Просвещение и нравственнбсть: забота Церкви, общества и государства" и конференция "Традиционные культурные ценности и современная культура" (2013 г.) при участии Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского) и т.д.

Проблема обретения духовных ценностей современной системой музыкального образования на сегодняшний день приобрела общероссийской характер. В 2012 году Общественная палата РФ провела слушания "Творческое развитие личности в музыкальной науке, искусстве и образовании: пути взаимного содействия". На форуме была обозначена острая значимость музыкального искусства и образования в жизни современной России, перед которыми сегодня ставится задача сохранения духовной культуры общества. Использование духовных традиций музыкального искусства и образования в наши дни, по мнению современных ученых (Л.М. Масленковой, H.A. Терентьевой, Г.М. Цыпина), должно способствовать обретению существующей сегодня системой профес-

сионального музыкального образования духовно-нравственной, культуросозида-тельной направленности. Данный подход, по мнению ученых, призван способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в современных условиях высшего и среднего профессионального образования.

Однако анализ научных работ позволяет сделать вывод о том, что проблема обретения духовно-нравственных качеств личностью будущего музыканта-педагога в рамках существующих учебных программ системы среднего профессионального музыкального образования решается с позиции философско-зстетического, а не культурно-религиозного подхода, что затрудняет усвоение студентами духовных ценностей русского музыкального искусства, несущего в себе смысловые основы Православия. Вместе с тем современные исследователи музыкального образования (И.В. Кошмина, В.В. Медушевский, Е.А. Понома-ренко, Э.А. Чурсина и др.) указывают на высокий воспитательный потенциал православной культуры, поскольку душа творческой личности стремится к высоким духовным ценностям.

Принимая во внимание нацеленность научной и музыкальной общественности России на использование в образовательном процессе музыкальных колледжей культурных и педагогических традиций православной культуры, автор исследования считает важным формирование толерантного отношения к иным культурно-религиозным традициям народов мира. Толерантность, понимаемая как терпимость к праву каждого человека иметь свое мнение по любому вопросу, есть естественное и необходимое явление общественной жизни.

На основе анализа научной психолого-педагогической литературы автором исследования были выделены факторы, влияющие на формирование ПНП будущих музыкантов-педагогов, к которым относятся: формирование и развитие российского общества (конкретно-исторические и социально-культурные); освоение личностью духовно-культурного наследия, комплекса знаний о культурно-религиозной традиции российского государства, памятниках культуры и произведениях музыкального (и других видов) искусства; формирование мировоззренческого сознания личности, основанного на духовно-нравственных ценностях отечественной культуры и православной педагогической традиции.

Достижение положительного результата в формировании ПНП будущих музыкантов-педагогов становится возможным при условиях: планирования образовательного и воспитательного процесса как единого и нераздельного; использования в качестве ценностной основы профессионально-нравственного оивития духовно-нравственных ценностей православной культуры; создания специальной образовательной среды, способствующей формированию ПНП обучающихся и охватывающей учебную, внеучебную и самостоятельную деятельность студентов в музыкальном колледже.

В результате анализа теоретической и методической литературы по проблеме исследования было выявлено, что структура ПНП будущих музыкантов-педагогов представлена единством четырех компонентов: мировоззрения личности, базирующегося на отечественных культурно-религиозных ценностях (мо-тивационный); психологической потребности в процессе профессионально-нравственного развития (эмоциональный); комплексом знаний о культурно-

религиозной традиции российского государства (когнитивный); саморазвития и самоанализа в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей (рефлексивный).

Понимание важности сохранения преемственности поколений в музыкально-педагогическом образовании, а также стремление выявить новые формы и методы работы с молодежью определили необходимость поиска методологических подходов к формированию ПНП будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже. Положительный результат в определении методологических подходов к исследуемой проблеме был обеспечен тождественным пониманием психологии юношеского возраста как в современном научном знании (И.С. Кон, А.О. Кошелева, К.В. Васильченко, Г.Н. Николаева и др.), так и в отечественной православно-педагогической традиции (С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, Н.Е. Пестов и др.), в которых юношеский возраст определяется как возраст самоанализа и самооценок личности и характеризуется активным развитием чувств незрелой личности, становлением характера, преобразованием мотивации и овладением комплексом социальных ролей взрослого человека, в том числе проф ессиональной.

Анализ научной литературы указал на правомерность использования в формировании ПНП будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования современных методологических подходов: компетентноегного, личностно-деятельностного и аксиологического на основе православно-педагогической традиции. На взгляд автора исследования, опора на вышеизложенные методологические подходы позволит сохранить преемственность в отечественном музыкально-педагогическом образовании, имеющем православные "корни" и выступит надежной ценностно-смысловой основой реализации личностно-ориентированной парадигмы в современном учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по формированию ПНП будущих музыкантов-педагогов в образовательном процессе колледжа (на примере православно-педагогической традиции)" выделяются компоненты, критерии, показатели и уровни ПНП будущих музыкантов-педагогов, описывается педагогическая модель эффективного протекания данного процесса, а также рассматриваются основные принципы проектирования и реализации целевой комплексной программы формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов в рамках опытно-экспериментальной работы. С целью осмысления содержания формирования ПНП у будущих музыкантов-педагогов на основе данных, полученных в первой главе исследования, нами была определена структура ПНП, состоящая из четырех компонентов и соответствующих им критериев: мотиваци-онного, эмоционального, когнитивного и рефлексивного.

Мотивационному критерию ПНП соответствует понимание целей и смысла жизни в контексте отечественной культурно-религиозной традиции. Эмоциональный критерий предполагает направленность личности на овладение комплексом знаний о способах духовно-нравственного и профессионального развития. Наличие комплекса знаний о духовно-нравственной культуре и традициях музыкального искусства России составляет сущность когнитивного критерия. Направленность личности на самовоспитание в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей определяет рефлексивный критерий ПНП. Вместе

с тем теоретический анализ проблемы позволил разработать критериальное оценивание сформированости ПНП обучающихся (Табл. 1).

Таблица!.

Компоненты Критерии Показатели

Первый (мировоззренческий) - мировоззрение, основанное на отечественных духовных (культурно-религиозных) ценностях. Мотивационный понимвние целей и смысла жизни в контексте отечественной культурно- религиозной традиции. Поиск смысла жизни на основе духовно-нравственных ценностей. Определение в качестве руководства в жизни призывов совести. Стремление к нравственному образу жизни. Приоритет духовного начала над материальным. Понимание личной ответственности за свою частную и профессиональную деятельность. Патриотизм (любовь к Родине). Понимание смысла и значимости профессии, а также необходимости профессионального саморазвития; наличие профессионального ориентира. Понимание смысла и необходимости духовно-нравственного саморазвития; наличие духовно-нравственного ориентира. Наличие мотива к нравственному самосовершенствованию

Второй (эмоционально-психологпческий) психологическая потребность в процессе профессионально-нравственного развития. Эмоциональный направленность личности на овладение комплексом знаний о способах духовно-нравственного и профессионального развития. Стремление к профессиональному росту. Потребность общения с музыкой. Стремление к духовно-иравственному росту. Потребность действовать в интересах других людей.

Третий (знанневый) владение комплексом знаний о культурно-религиозной традиции российского государства. Когнитивный наличие комплекса знаний о духовно-нравственной культуре и традициях музыкального искусства России. Знание основ и традиций православной культуры. Знание традиций русского музыкального искусства.

Четвёртый (профессионально- рефлексивный) саморазвитие и самоанализ в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей. Рефлексивный направленность личности на самовоспитание в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей. Активная жизненная позиция. Умения: Видеть жизненные перспективы; Ставить перед собой реальные цели жизни, самообразования и самовоспитания; Планировать свою жизнедеятельность; Находить практическое применение своим способностям; Общаться; Анализировать свою деятельность,

Опытно-экспериментальная работа в рамках исследования была организована с 266 студентами, обучающимися в Орловском музыкальном колледже (2007-2012 гг.). На этапе констатирующего эксперимента использовались данные, полученные в результате анкетирования студентов-выпускников музыкального колледжа, что позволило сделать необходимые выводы по проектированию процесса формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов.

Так, оценивание уровней сформированное™ ПНП студентов 3-4 курсов (по 50 чел. от курса) позволило сделать следующие выводы:

1. ПНП у большей части студентов была сформирована на "среднем" (3 балла) и "ниже среднего" (2 балла) уровнях, процент таких учащихся в сумме составил от 80 % (на 3 курсе) до 86 % (на 4 курсе). "Средний" уровень ПНП

(3 балла) соответствовал примерно половине опрошенных, что не может являться достаточным. Уровень "выше среднего" соответствовал одной четверти студентов - от 26 % (3 курс) до 32 % (4 курс). "Высокий" уровень ПИП был представлен в самом минимальном объеме - от 2 % до 4 % опрошенных. Важным является и тот факт, что уровень сформированности ПНП у студентов от третьего до четвертого курса фактически не изменялся, его рост в среднем составил 2 % - 6 % по уровням "выше среднего" и "высокому" (Табл. 2).

Таблица 2.

Анализ сформированности уровней ПНП у студентов в %

Уровень сформированности ПНП 3 курс 4 курс

Уровень высокий 2,0 4,0

Уровень выше среднего 26,0 32,0

Уровень средний 54,0 56,0

Уровень ниже среднего 16,0 8,0

Уровень низкий (нулевой) 2,0 0

2. Студенты музыкального колледжа нацелены на получение избранной специальности, но практически не связывают этот процесс с необходимостью формирования ПНП, развития способности осознавать сущность и социальную значимость профессиональной деятельности, а также с требованием к сохранению отечественных духовно-нравственных ценностей. Широкий кругозор для будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже, является более ценным, чем способность к осознанию своего места в мире и стремлению к духовно-нравственному росту. Социальная активность для студентов - бблыпая необходимость, чем серьезное отношение к ведению здорового образа жизни. В связи с этим было установлено, что обучающиеся не осознают степень важности рассмотрения своей будущей профессии с позиции сохранения отечественных духовно-нравственных ценностей и духовных ценностей русской классической музыки, а значит, развития музыкального искусства и музыкального образования России в контексте отличительных особенностей музыкально-педагогической школы России.

3. Студенты музыкального колледжа недостаточно понимают смысл будущей профессиональной деятельности и важность развития у себя (как у будущего музыканта-педагога) комплекса профессионально-нравственных качеств, поскольку минимальное число опрошенных студентов (4,3 %) учитывает значимость сохранения преемственности поколений в профессиональной деятельности музыканта-педагога; менее половины обучающихся понимают значимость образования (41,5 %) и воспитания (39,0%) в профессиональном развитии; минимум студентов (около 3,0 %) считают чувство ответственности значимым в профессиональной деятельности, а также не видят необходимости в том, чтобы любить свою профессию, заботиться о развитии своего общества, знать свою национальную культуру. Никто из участников эксперимента не указал на важность в профессиональной деятельности музыканта-педагога таких профессионально-нравственных качеств, как способность осознавать свое место в мире, сущность и значимость профессиональной деятельности; способность к самоанализу; стремление к духовно-нравственному росту. Примерно половина (48,1 %) студентов указали на важность для музыканта-педагога любить свою Родину, но при этом понимание необходимости сохранять отечественные культурные ценности присуще только десятой части опрошенных. В свою очередь данные выводы потребовали разработки специальной педагогической модели формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов (Рис. 1.).

_18_

Задачи подготовки будущих музыкантов-педагогов в системе среднего профессионального образования (ГОС)

Цель: формирование ПНП будущих музыкантов-педагогов

| Задачи

Компоненты ПНП

1.- Развитие мировоззрения, основанного на отечественных духовных (культурно- религиозных) ценностях 2. - Обеспечение эмоционально-психологической потребности в процессе профессионально-нравственного развития 3. - Определение :мысообразую-щих констант профессии музыканта-педагога на основе комплекса знаний з культурно-религиозной традиции России 4. - Выработка саморегуляции поведения на основе самоанализа личности в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей

' мировоззренческий эмоционально-психологический знаниевый 1рофессионально-эефлексивный

1- 1 1 1

мотивационныи эмоциональный когниЪшвный рефлексивный

Понимание целей и смысла жизни в контексте отечественной культурно- религиозной традиции Направленность личности на овладение комплексом знаний о способах духовно-нравственного и профессионального развития Наличие комплекса знаний о духовно- нравственной культуре и традициях музыкального искусства России Направленность личности на самовоспитание в системе духовно-нравственных и профессиональных ценностей

пичностно-ориентированная парадигма

Направления деятельности

Целевая комплексная программа формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов

учебная внеучебная самостоятельная

• спецкурс "Профессионально-нравственные основы личности музыканта-педагога" • студенческий социальный проект "Россия нашего времени", экспедиция "Святыни и музыка России" • программы производственной практики: "Концерты - родному городу", "Музыкальная помощь провинции™, "Учиться музыке с любовью"

I

средства формирования ПНП

Технологии проблемного, развивающего обучения. Методы: социальное проектирование, передача знаний, поиск, перспектива, приобщение к духовным ценностям, экспедиционное исследование отечественной культуры, эмоциональное впечатление личности. Формы работы: учебные и практически занятия, лекции, диспуты, конференции, концерты, творческие встречи, просмотр видеоматериалов и др._

1 Л Результат -► Сформированность ПНП будущих музыкантов-педагогов

! 1 Уровни ПНП Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий (нулевой)

Рис. 1. Модель формирования ПНП будуших музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже

Предлагаемая модель опирается в своей основе на парадигму личностно-ориентированного образования, смысл которой заключается в том, что студент в процессе обучения воспринимается как носитель индивидуального, личного опыта, личность, стремящаяся раскрыть собственный творческий потенциал.

Эффективность педагогической деятельности в рамках модели обеспечивалась применением авторских методов: экспедиционного исследования отечественной культуры, способствующего проникновению студентов в сущность духовной и музыкальной культуры России, и эмоционального впечатления личности, оказывающего влияние на развитие мотивационной сферы будущих специалистов к саморазвитию в профессиональной и духовно-нравственной сферах, поскольку личное эмоциональное переживание высоких чувств от соприкосновения с духовными святынями и шедеврами музыкального искусства побуждают молодого человека следовать (другими словами - нравственно и профессионально соответствовать) увиденному и прочувствованному образцу отечественной культуры.

В процессе опытно-экспериментальной работы, разделив студентов 1 курса на две группы, контрольную (КГ - 32 чел.) и экспериментальную (ЭГ -34 чел.), приблизительно с равной численностью в них студентов и почти равным средним баллом успеваемости по основным профилирующим предметам (специальность, сольфеджио, музыкальная литература), автор исследования приступил к реализации формирующего этапа экспериментальной работы, который включил в себя создание и апробацию целевой комплексной программы формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов, разработанной на основе представленной педагог ической модели и рассчитанной на весь четырехлетний период обучения будущих специалистов в музыкальном колледже.

План реализации целевой комплексной программы формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов включал следующие этапы работы:

1. Усвоение студентами теоретических знаний в процессе учебной деятельности в рамках спецкурса "Профессионально-нравственные основы личности музыканта-педагога".

2. Формирование у студентов в процессе внеучебной деятельности в рамках реализации студенческого социального проекта "Россия нашего времени" и программы исследовательской экспедиции "Святыни и музыка России" системы духовно-нравственных ценностей.

3. Организацию самостоятельной деятельности обучающихся в рамках программ производственной практики: "Концерты - родному городу", "Музыкальная помощь провинции", "Учиться музыке с любовью".

В исследовании ПНП студентов музыкального колледжа на протяжении опытно-экспериментальной работы были использованы следующие тестовые методики: "Методика распределения времени" (СЛ. Рубинштейн); " Изучение мотивационной сферы личности" (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов); опросник побуждений и интересов личности (Е.Т. Соколова); "Ценностные ориентации личности" (М. Рокич); "Нравственные ценности личности" (А.О. Кошелева); тест

на педагогическую направленность (Т.В. Корнилова), "Мировоззренческие ориентации личности" (авторская анкета).

В рамках формирующего эксперимента проводилась оценка эффективности предложенной нами целевой комплексной программы .формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов путем сравнения начальных показателей с результатами, полученными на контрольном этапе.

Итогом реализации целевой комплексной программы стало понимание студентами экспериментальной группы цели и смысла будущей профессиональной деятельности, что отразилось в повышении зафиксированного на констатирующем этапе исследования уровне их ПНП (Табл. 3).

Таблица 3.

Сравнительные результаты сформированности уровня ПНП

КГ-32 чел. ЭГ- 34 чел.

Уровни ПНП начало итог начало итог

Уровень высокий 0 0 0 38,2

Уровень выше среднего 34,4 46,9 35,3 61,8

Уровень средний 59,4 53,1 47,0 0

Уровень ниже среднего 6,2 0 11,8 0

Уровень низкий (нулевой) 0 0 5,9 0

Для статистической обработки результатов эксперимента мы провели сравнение уровня сформированное™ ПНП у студентов в экспериментальной и контрольной группах с помощью критерия %2 (Пирсона), эмпирическое значение которого вычисляется по формуле

у м > м ",+Щ

где N и М- число членов экспериментальной и контрольной групп; п„ т,- число членов экспериментальной и контрольной групп, продемонстрировавших ь тый уровень знаний; Ь - число выделенных уровней. Критерий позволяет проверить нулевую гипотезу о достоверности совпадения сформированности ПНП в экспериментальной и контрольной группах. Достоверность различий уровня сформированности ПНП студентов в экспериментальной и контрольной группах после окончания эксперимента составляет 95%. Более высокий уровень в экспериментальной группе не случаен, а является результатом реализуемой методики обучения.

По результатам анализа уровней сформированности ПНП студентов музыкального колледжа на констатирующем и контрольном этапах исследования были сделаны следующие выводы:

1. В экспериментальной группе студентов музыкального колледжа зафиксировано повышение уровней сформированности ПНП у 38,2 % участников экспериментальной группы сформйрованность ПНП достигла "высокого уровня" (по сравнению с 0 % в начале работы), а у 61,8 % - "выше среднего" (по сравнению с 35,3 % - в начале). Таким образом, на период подведения итогов работы студенты экспериментальной группы достигли "высокого" и "выше среднего" уровней сформированности ПНП. Уровень сформированности ПНП участников

а повышение результата ■ понижение результата □ стабильный результат

контрольной группы за период эксперимента фактически не изменился, несмотря на то, что был зафиксирован незначительный рост (12,5 %).

2. За период опытно-экспериментальной работы уровень успеваемости в экспериментальной группе повысился, а в контрольной группе существенно был снижен, что свидетельствует о положительной динамике профессионального развития обучающихся на основе формирования их ПНП в процессе реализации экспериментальной программы. Так, по результатам аттестации (выборка из 3-х наиболее важных в профессиональной деятельности музыканта-педагога учебных дисциплин: специальность, сольфеджио и музыкальная литература) в экспериментальной группе успеваемость повысилась у 47,0 % студентов, осталась на прежнем уровне у 41,2 %, а была снижена только у 11,8 % обучающихся. В контрольной группе эти позиции оказались представлены следующими цифрами: 12,5 % студентов повысили успеваемость, 53,1 % - остались на прежнем уровне, 34,4 % студентов понизили уровень успеваемости (Рис. 2.)

Рис. 2. Динамика успеваемости студентов в контрольной и экспериментальной группах по трем профилирующим дисциплинам (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)

кг-за чел. эг - за чел. на период окончания

эксперимента

3. Исследование мировоззренческих ориентаций участников эксперимента показало, что студенты и преподаватели экспериментальных групп за период работы изменили свои представления о духовных и профессиональных ценностях, утвердившись в мировоззренческих принципах (Табл. 4).

Статистическая обработка данных производилась с использованием пакета прикладных программ StatPlus 2009 Professional и Microsoft Exsel. Для оценки достоверности различий между исследуемыми группами использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Достоверными считались результаты при р<0,05. Анализ достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни между студентами контрольной и экспериментальной групп на конец эксперимента выявил различие. Так, у студентов экспериментальной группы, подвергшихся предлагаемой методике, имели место более высокие оценки мировоззренческих ориентаций, чем у студентов контрольной группы. Достоверность различий в оценке мировоззренческих ориентаций до эксперимента и после окончания эксперимента составляет 95% и 99%. Более высокие показатели каждого из параметров оценки после эксперимента не случайны, а являются результатом реализуемой методики. Полученные в результате формирующего этапа эксперимента данные (контрольный срез) позволили сделать вывод об эффективности опытно-экспериментальной работы в рамках целевой комплексной программы формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в колледже.

Таблица 4.

Сравнительные результаты исследования мировоззренческих ориентации _студентов и преподавателей _

Мировоззренческие ориентации личности Студенты Преподаватели

КГ-32 чел. ЭГ-34 чел. КГ-32 чел. ЭГ-34чел.

| Начало Итог Начало и 1 Начало Итог | Начало и 1

Значение профессии музыканта-педагога заключается в том, чтобы на профессиональном уровне передавать красоту мирозданья через музыкальные звуки, сохраняя духовную культуру общества, а не только в том, чтобы просто качественно транслировать слушателям музыкальный текст. 5,1 7,2 4,7 10,0 8,3 8,0 7,9 9,4

Музыкант-педагог должен обладать следующими личностными качествами: милосердием, любовью к своей Родине и своему народу, уважительным отношением к культуре своей страны, а не только вежливостью, умением общаться, педагогическим тактом. 6,2 6,9 6,2 9,8 7,2 7,3 6,5 9,1

Музыканту-педагогу необходимо нести ответственность перед обществом за качество своей учебной и профессиональной деятельности, а не только хорошо учиться и работать. 5,5 5,8 5,0 10,0 6,9 7,3 7,5 9,8

Музыканту-педагогу необходимо уметь анализировать свою учебную деятельность и заниматься самообразованием, а не только успешно осваивать учебный план в рамках расписания занятий. 4,8 7,2 4,9 10,0 9,4 8,3 9,1 9,9

Главная ценность музыканта-педагога -служение людям, а не только самосовершенствование. 4,0 4,4 3,8 9,4 5,8 5,5 6,9 9,1

Музыкант-педагог должен руководствоваться в жизни призывами совести, а не соображениями личной выгоды. 4,7 4,7 5,0 10,0 6,4 6,6 6,9 9,7

Таким образом, проведенное исследование подтвердило положения выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы.

1. Сущность ПНП студентов музыкального колледжа определяют ее структурные компоненты: мировоззрение личности, базирующееся на отечественных культурно-религиозных ценностях (мировоззренческий); психологическая потребность в процессе профессионально-нравственного развития (эмоционально-психологический); наличие комплекса знаний о культурно-религиозной традиции российского государства (знаниевый); саморазвитие и самоанализ в системе

духовно-нравственных и профессиональных ценностей (профессионально-рефлексивный).

2. Процесс формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов базируется на личностно-ориентированной парадигме, раскрывающей возможности применения в образовательном процессе музыкального колледжа компетентностно-го, личностно-деятелыюстного, аксиологического подходов.

3. Факторами, оказывающими влияние на формирование ПНП будущих музыкантов-педагогов, обучающихся в музыкальном колледже являются: формирование и развитие российского общества (конкретно-исторические и социально-культурные); освоение личностью духовно-культурного наследия, комплекса знаний о культурно-религиозной традиции российского государства, памятниках культуры и произведениях музыкального (и других видов) искусства; формирование мировоззренческого сознания личности, основанного на духовно-нравственных ценностях отечественной культуры и православно-педагогической традиции.

4. Формирование профессионально-нравственной позиции обучающихся в условиях среднего профессионального образования должно начинаться с формирования у студентов определенного мировоззрения, позволяющего определять смыслы человеческой жизни и профессиональной деятельности, где главные ориентиры: пропаганда духовных ценностей музыкального искусства, исполнение нравственных законов и профессиональное служение обществу. Важнейшей задачей образования и воспитания будущих музыкантов-педагогов в этом смысле является раскрытие обучающимся целей жизни и профессиональной деятельности, путей формирования ПНП.

5. Понимая ПНП будущего музыканта-педагога как интегративную характеристику, основанную на принятии личностью в качестве профессионально-нравственных ориентиров духовно-нравственных и профессиональных ценностей, обусловливающих мировоззрение и самоопределение будущего специалиста, необходимо уделять особое внимание созданию педагогических условий в колледже.

6. Достижение положительного результата в формировании ПНП будущих музыкантов-педагогов становится возможным при педагогических условиях: планирования образовательного и воспитательного процесса как единого и нераздельного; использования в качестве ценностной основы профессионально-нравственного развития духовно-нравственных ориентиров православной культуры; создания специальной образовательной среды, способствующей формированию ПНП обучающихся и охватывающей учебную, внеучебную и самостоятельную деятельность студентов. Практическим воплощением данных положений является разработанная на основе православно-педагогической традиции целевая комплексная программа формирования ПНП будущих музыкантов-педагогов, осуществляемая посредством реализации в образовательном процессе колледжа спецкурса "Профессионально-нравственные основы личности музыканта-педагога" (учебная деятельность); развития студенческой деятельности посредством реализации студенческого проекта "Россия нашего времени", программы "Святыни и музыка России" (внеучебная деятельность); саморазвития

обучающихся в процессе прохождения производственной практики в рамках программ: "Концерты - родному городу", "Музыкальная помощь провинции", "Учиться музыке с любовью" (самостоятельная работа).

В заключении сформулированы основные выводы исследования, определены перспективы дальнейшей работы, одним из направлений которой является мониторинг влияния сформированное™ ПНП на процесс становления начинающих музыкантов-педагогов в условиях педагогической деятельности.

В приложении представлены диагностические методики, приведена целевая комплексная программа формирования ПНП будущих музыкантов педагогов, обучающихся в колледже.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях автора:

Статьи из перечня ведущих научных журналов и изданий ВАК Ми-нобрнауки РФ:

1. Малявкина, М.В. Перспективы профессионального образования в России на основе национальной традиции православной культуры [Текст] / М.В. Малявкина // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал № 2. Серия "Гуманитарные и социальные науки" / Орловский государственный университет; 2011. - С. 248-252.

2. Малявкина, М.В. Духовно-нравственная основа профессиональной подготовки студентов в учреждениях специального музыкального образования [Текст] / М.В. Малявкина // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал № 6. Серия "Гуманитарные и социальные науки" / Орловский государственный университет, 2011. - С. 431-435.

3. Малявкина, М.В. Методологические подходы к формированию профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов в современных условиях среднего профессионального образования [Текст] / М.В. Малявкина // Вестник Тамбовского университета. Научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля № 9. Серия "Гуманитарные науки" / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 179-183.

Статьи, тезисы докладов на научных конференциях и семинарах:

4.Малявкина, М.В. Нравственные ориентиры нового поколения россиян как фактор стабильности гражданского общества России [Текст] / М.В. Малявкина // Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи: материалы всерос. научно-практ. конф. (г. Орел, 27-28 марта 2008 г.) в 2 т. Том I / ред. коллегия: Г .Г. Гольцов, A.C. Деденева, Н.С. Мартынова, В.П. Якунина; гл. ред. H.A. Пар-шиков. - г. Орел: Орловский гос. институт искусств и культуры, ООО ПФ "Оперативная полиграфия", 2008. - С. 30-34.

5.Малявкина, М.В. Воспитание духовности - основа национальной системы профессионального образования [Текст] / М.В. Малявкина // Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания: материалы Всерос. научно-практич. конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей, Орел, 5-6 февраля 2009 г. / науч. Ред. И.А. Ивашова; [ред. кол: О.О. Борисова, В.П. Поляков, Э.А. Финогеева, В.П. Якунина, Р.В. Комраков, Г.В.

Якушкина] — Орел; Орловский гос. институт искусств и культуры. - г. Орел, ПФ "Оперативная полиграфия", 2009. - С. 48-54.

6. Малявкина, М.В. Русская хоровая музыка как источник духовной культуры нации [Текст] / М.В. Малявкина // Педагогика искусства: история, теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, 15-16 апреля 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2009. - 56-63.

7.Малявкина, М.В. Воспитание личности будущего специалиста сферы культуры на основе православных традиций [Текст] / М.В. Малявкина // Современные проблемы исследования социокультурной сферы: сб. материалов Все-рос. науч.-пракг. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей , Орел, 25-26 февраля 2010 г. / науч. ред. H.A. Паршиков; [ред. кол.: В.П. Полянов, Э.А. Фино-геева, НЛ. Чупахина, Г.В. Якушкина]. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ООО "Горизонт", 2010. - С. 251-256.

8. Малявкина, М.В. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи: из опыта познавательной экспедиции "Святыни России - Орловский край" [Текст] / Н.В. Булгакова, М.В. Малявкина // Социальное учение Церкви и современность. Материалы Международной научно-практической конф. "Социальное учение Церкви и современность" (12-13 мая 2011г.). - Орел: Издатель Александр Воробьев, - 2011. - С. 334-336 (авторская доля 80 %).

9. Малявкина, М.В. Формирование мировоззренческих ориентаций на культурно-религиозной основе у студентов ссузов [Текст] / М.В. Малявкина // Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве: материалы Всерос. научно-практич. конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей (Орел, 1-5 марта 2012 г.) / Орловский гос. институт искусств и культуры; науч. ред. A.A. Лабейкин; [ред. кол.: В.П. Поляков, А.Ю. Домбровская, Н.Л. Чупахина, Г.В. Якушкина (отв. за выпуск), БА. Леонова]. - Орел: Горизонт, 2012. - С.139-144.

10. Малявкина, М.В. Формирование профессионально-нравственной позиции будущих музыкантов-педагогов как педагогическая задача [Текст] / М.В. Малявкина II Культура и искусство: традиции и современность: материалы Международной очно-заочной научно-практической конференции / Отв. редактор Л.Г. Григорьева. - Чебоксары: ЧГИКИ, 2013. - С. 38-41.

11. Малявкина, М.В. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества [Текст] / М.В. Малявкина, О.В. Волосунова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей, Орёл, 12-13 февраля 2013 г. / науч. ред. H.A. Паршиков, 2013. - С. 47- 49 (авторская доля 50 %).

12. Малявкина, М.В. К вопросу о формировании духовно-нравственных ценностей у будущих музыкантов в контексте развития и модернизации отечественного профессионального музыкального образования [Текст] / М.В. Малявкина // Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции, 3 апреля 2013 г. / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. - Елец, 2013.-С. 42-47.

Лицензия на издательскую деятельность ИД № 06146. Дата выдачи. Формат 60- х 84 /16. Гарнитура Times. Печать трафаретная. Усл.-печ.л. 1,0 Уч.-изд.л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ 158

Отпечатано с готового оригинал-макета на участке оперативной полиграфии Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, 28