автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области
- Автор научной работы
- Бизина-Аккерман, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области"
л л На правах рукописи
БИЗИНА-АККЕ РМАН Елена Владимировна
Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области
Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения музыке
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург 1998г.
Работа выполнена на кафедре теории и истории музыки и музыкальных инструментов
Уральского государственного педагогического университета
Научный руководитель: ДОктор педагогических наук,
профессор И.Н.Немыкина
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Л.Г.Арчажникова
кандидат педагогических наук, доцент
М.Ю.Самакаева
Ведущее учреждение: Челябинское высшее музыкальное
училище им. П.Чайковского (ВУЗ)
Зашита состоится "£" ¿/£>сСс<->~/С~У 1998г. В /^часов
на заседании диссертационного совета К 113.42.10 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения музыке в Уральском государственном педагогическом университете (620219, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26) ,
С диссертацией можно-ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан
Ученый секретарь /__.
диссертационного совета, 4 ¿/?~>~> *—?_
кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Карпова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Демократические процессы в общественно-политической жизни страны выявили проблему сохранения и развития национальной культуры народов, проживающих в России. Особенно остро этот вопрос, связанный со всплеском немецкого этнического самосознания, стоит в западно-сибирском регионе. Долгое время немцы России оставались репрессированным народом и были малоподходящим объектом для научного изучения. В последние годы интерес к истории и культуре российских немцев значительно вырос, но в центре внимания исследователей находятся прежде всего проблемл политической и социально-экономической истории. Нам представляется, что обращение к вопросам традиционной духовной и музыкальной культуры российских немцев является одним из перспективных направлений исследования, позволит создать научную базу для дальнейшего развития немецкой диаспоры России.
Первым этапом на пути возроядения национальных устоев была организация немецких национальных районов, в которых немцы имели бы возможность реализовать свое национальное самосознание. Результатом законодательной деятельности стало образование в 1991 году в Омской области Азовского немецкого национального района, на базе которого к 1997 году после принятия закона ' 'О национально-культурной автономии' ' была создана национально-культурная автономия немцев Омской области.
Однако, в процессе реализации прав этнической общности необходимо сформировать основу, фундамент для создания вторичной культуры немецкой диаспоры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную культурно-просветительскую и педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е. прежде всего в сфере культуры и образования.
С 1917 года культура немецкого этноса претерпела значительные изменения, в следствие закрытия немецких школ, репрессий, направленных на педагогов, запрета на богослужения, которые являлись неотъемлемой частью духовной культур«; была нарушена естественная связь поколений, необходимая для сохранения традиций. Изменения в культуре диаспоры были обусловлены также следующими факторами: культурной изоляцией, инонациональным окружением, и как следствие этого, смешанными браками, которые постепенно нивелировали национальную принадлежность.
Музыкальная культура и воспитание как часть общей немецкой культуры также понесла большие потери. Богатейшие традиции немецкой педагогики и музыкального образования были утеряны в силу ряда причин:
- музыкальное воспитание, являясь неотъемлемой частью музыкальной культуры, развиваясь только вместе с ней, не могло осуществляться в условиях иноэтнического окружения;
- процесс нивелировки национальных культур привел к утрате традиционных форм самодеятельного музыкального творчества;
- отсутствие связи общего и профессионального музыкального образования сказалось на развитии фольклорного искусства и на уровне фольклорной педагогики.
На сегодняшний день в России традиционные формы немецкого музыкального воспитания практически не используются, а возрождение их требует глубокого научного исследования национальных корней и традиций; специфической среды, обстановки, свойственной немецкому этносу, в которой происходило воспитание детей.
На данном этапе этнопедагогические условия образовательного и воспитательного процессов необходимо рассматривать и изучать на основе изменившейся и трансформировавшейся культуры немецкой общности. Для этого необходима всесторонне исследовать все возможности сохранения национальных корней в рамках взаимопроникновения культур и иноэтнического окружения.
В системе культурно-образовательных ценностей музыкальное искусство занимает ведущее место и имеет ряд специфических функций, поэтому оно может выступать как основа и интегративное ядро сохранения национальной культуры. Традиционно сложившееся отношение немцев к музыкальному воспитанию, а именно, признание музыки воспитывать людей, способствовать их нравственному совершенствованию, позволяет нам говорить о том, что именно музыкальное воспитание сыграет решакшую роль в сохранении и возрождении немецкой национальной культуры в различных регионах России. Возрождение национальных устоев невозможно без создания системы образования и воспитания, основывающейся на педагогических традициях, которые возникали и развивались в Германии на протяжении столетий, а затем оторванные от материнской культуры развивались в немецких колониях на Русской земле по своим законам в географической и культурной изоляции. Изучение их позволит определить наиболее оптимальные этнопедагогические условия для музыкального воспитания детей в системе " вторичной " культуры немецкой диаспоры.
Исследованиями музыкальной культуры немецких колоний в России занимались такие видные ученые как И.Эрбес, П.Зиннер, Г-Шенеман, И.Виндхольц, В.Жирмунский, Г.Дингес, С.Максимов, О.Гальфус, З.Ойстерайх, В.Клайн. Все публикации относятся к довоенное периоду и многие года это наследие оставалось практически неизвестным широким кругам музыкальной общественности. В настоящее время имеется ряд научных работ, посвященных немецким народным календарным обрядам, обычаям, танцам и песням Е.М.Шишкиной-Фишер, Е.Ю.Смирновой, С.А.Рублевской, Кристины и Зреда Мантай, Эрнста Штекля. Однако отсутствие каких-либо работ, посвященных проблеме музыкального воспитания и образования в национально-культурной автономии немцев России, усиливает актуальность и практическую значимость избранной темд.
Цель исследования - изучение эффективности использования этнопедагогических условий в музыкальном воспитании в национально-культурной автономии немцев.
Объектом исследования является традиционный процесс музыкального воспитания в национально-культурной автономии в историко-педагогическом и теоретико-методическом аспектах.
Предмет исследования - этнопедагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания детей в национально-культурной автономии.
В основу исследования положена следующая гипотеза: эффективность музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии будет достигнута, если в основу реконструкции существующей системы музыкального воспитания будут положены следующие этнопедагогические условия:
-опора на историческое культурно-этническое наследие;
-единство языковой и музыкальной деятельности;
-использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов в организации музыкального воспитания.
Названные цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили задачи работы:
- рассмотреть состояние музыкального воспитания и образования на современном этапе в немецкой национально-культурной автономии;
- выявить направления и общие тенденции взаимодействия культур и определить степень их влияния на формирование этнопедагогических условий музыкального воспитания;
- определить этнопедагогические условия и на их основе обосновать и разработать экспериментальную методику музыкального воспитания;
- проверить и практически подтвердить эффективность использования этнопедагогических условий в системе музыкального воспитания в национально-культурной автономии.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, научной объективности, социальной обусловленности, многосторонности и опосредованности, интеграции, взаимопроникновения и комплексного изучения.
В представленном исследовании использовались следующие мэтоды: теоретический анализ исторической, историко-педагогической, музыковедческой и методической литературы; отбор местных архивных материалов и опубликованных работ; изучение фактов, педагогических идей и практического опыта различных учреждений, занимающихся музыкальным воспитанием в рамках национально-культурной автономии немцев Омской области; систематизация факторов, влияющих на процесс формирования этнопедагогических условий музыкального воспитания детей, с учетом этнических особенностей, в национально-культурной автономии.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в следующем:
- выявлены и адаптированы к современной социокультурной ситуации традиционные этнопедагогические условия музыкального воспитания немцев: опора на историческое культурно-этническое наследие, единство языковой и музыкальной деятельности, использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов в организации музыкального воспитания.
- на их основе осуществлена реконструкция организации, форм и методов музыкального воспитания в рамках национально-культурной автономии Омской области;
- впервые введены в научно-педагогический оборот этноисторические материалы, ранее не известные и неопубликованные на русском языке.
Практическая значимость исследования состоит:
-в выявлении этнопедагогических условий, определяющих эффективность музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии;
-в разработке и апробации экспериментальной методики музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии "Введение в музыку. 66 учебных шагов";
-результаты исследования использованы в проведении областных немецких семинаров для руководителей самодеятельных немецких коллективов;
-в разработке учебно-методического материала для проведения учебных и внеучебных занятий в общеобразовательных школах немецкой национально-культурной автономии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнопедагогические условия музыкального воспитания детей (опора на историческое культурно-этническое наследие, единство языковой и музыкальной деятельности, использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов в организации музыкального воспитания) являются основой для реконструкции существующей система музыкального воспитания и образования в немецкой национально-культурной автономии.
2. Экспериментальная методика "Введение в музыку. 66 учебных шагов", разработанная на основе этнопедагогических условий, является эффективным средством осуществления музыкального воспитания в современной системе образования в немецкой национально-культурной автономии.
Диссертация опирается на широкий круг источников, большая часть которых вводится в научный оборот впервые. Основную группу составили документы и материалы из архива областного Историко-Краеведческого музея города Омска, Омского государственного университета и результаты полевых экспедиций, проведенных ими в Омской области. Помимо архивных и других источников, относящихся непосредственно к данному региону, была изучена литература по
6
истории немгцкой педагогики, школы, культуры, музыкального искусства, музыкального образования и воспитания, труды известных немецких музыкантов-просветителей и педагогов, а также работы по современным проблемам музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования. В связи с национальной спецификой настоящего исследования и тем, что долгие годы в России не издавалась литература по данному вопросу, труды по истории культуры немецких колоний были изучены автором на немецком языке.
Настоящая работа основывается на исторических материалах Омской области: Азовский немецкий национальный район, 45 сельских администраций Марьяновского, Любинского, Черлакского, Исилькульского, Щербакульского, Горьковского, Таврического, Омского, Одесского, Москаленского, Полтавского, Называевского районов компактного проживания немцев; культурные проекты, мероприятия, образовательная деятельность областных немецких центров "Возрождение", "Надежда", "Согласие", общества им. Штумпфа, "Союза немцев Сибири".
Этапы исследования:
1994-95 гг. - поиск и постановка проблемы.
1996-97 гг. - разработка проблемы, выступления на научных конференциях, внедрение результатов исследования в конкретную музыкально-педагогическую деятельность.
1997-98 гг. - анализ, обобщение и оформление проведенного исследования
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях, авторском семинаре для руководителей немецких самодеятельных хоровых коллективов по теме: "Проблемы репертуара и повышение исполнительского уровня певцов в самодеятельных немецких хоровых коллективах", гастрольных поездках по Омской области и Германии.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется проблема исследования, определяется его цель, объект, предмет, формулируется гипотеза, ставятся задачи, выделяются основные этапы исследования, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Историко-педагогический аспект развития музыкального воспитания в национально -территориальных образованиях России" раскрываются исторические и социально-экономические предпосылки возникновения национально-территориальных образований в России, начиная с 16 века; история и особенности развития в них системы музыкального воспитания и образования; определяются этнопедагогические традиции музыкального воспитания немцев.
Исследуя историю переселения немцев на восточные окраины
Российской империи мы отметили следующие существенные моменты:
1. Практически одновременно с завоеванием или присоедане:нием новых территорий отмэчается появление там лиц немецкого происхождения.
2. Немецкие переселенцы представляли собой заключительный этап пресловутого "Дранг нах Остен" - процесса, начавшегося в 12 веке и растянувшегося почти на восемь столетий.
3. В Сибири, затем в Степном крае и, наконец, Туркестане образуются немецкие общины, преимущественно в городах.
4. Профессиональный состав и конфессиональная принадлежность были строго регламентированы.
5. Для немцев России была характерна внутренняя миграция, а основанием для переселения являлись в основном причины экономического порядка.
История развития музыкального воспитания и образования немцев в России - это история церковного и светского музыкального искусства и образования.
Немецкая церковь являлась центром культуры, музыкального образования и воспитания, а также центром развития вокальной и инструментальной музыки. В немецких церковных школах, на основе разработанного в 1717 г. церковного и школьного регламента, велось обучение пению, инструментальной музыке, игре на органе и фортепиано, музыкальной литературе, теории музыки, сольфеджио. В школах господствующее место занимало духовное пение, но наряду с этим проводились занятия по фортепиано и танцу, обязательными были занятия пения по нотам.
Существовала система квалифицированного музыкального образования для педагогов и священников, которая осуществлялась через специальные курсы для подготовки профессиональных музыкантов по различным специальностям и Немецкую Католическую семинарию, и была призвана поднять церковную музыкальную культуру, а соответственно и общую духовную культуру российских немцев на высокий профессиональный уровень.
В период с XVI-XIX века было издано множество песенных сборников и разнообразных музыкальных учебных пособий, которые послужили базой для улучшения качества музыкального образования и воспитания.
Активно развивалось традиционное музицирование. Создавались различные музыкальные, хоровые, певческие, оркестровые, симфонические общества, куда входило большое количество как профессиональных музыкантов, так и любителей. Это "Лидертафель" и "Певческая Академия", "Музыкальный клуб", "Новое музыкальное общество", "Музыкальное объединение", "Квартетное общество" и Симфоническое общество". Эти объединения являлись важным фактором музыкальной культуры российских немцев, помогали сохранять родной язык и национальную идентификацию.
Характерной особенностью евангелической лютеранской церкви являлась духовная песня, которая служила защитой от русификации и
способствовала этническому объединению российских немцев. Благодаря ей дети впервые знакомились с родным языком и музыкальной культурой. Из Германии колонисты привезли в Россию не только свою преданность и любовь к духовной песне, но и способ цифровой нотации мелодий, которая стала очень популярной в музыкальной практике российских немцев и использовалась при нотировании мелодий и обучении пению детей в школе.
Благодаря Русскому Музыкальному Обществу и основанию консерваторий в Петербурге и Москве произошла институализация высшего музыкального образования в России, однако частное музыкальное образование играло в дальнейшем значительную роль.
Этнопэдагоютеские традиции, которые использовались в системе немецкого музыкального воспитания и образования сформировались еще ■на.Германских землях, среди них:
- равно серьёзное отношение к воспитанию музыкантов-любителей и профессионалов, и соответственно, к подготовке педагогов для тех и других;
- стремление к теснейшей взаимосвязи музыкального воспитания с музыкальной культурой;
- связь между общим и профессиональным музыкальным образованием;
- систематичность и непрерывность музыкального воспитания и образования;
- значительная роль домгашнего музицирования в сфере музыкального воспитания;
- сохранение и культивирование фольклора, как основы культуры
нации;
- музыкальное воспитание в церкви является неотъемлемой частью немэцкого музыкального воспитания, а также для него характерны семейственность, наследственность и разносторонность.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что к концу XIX века сложилась устойчивая системш церковной и светской музыкальной культуры, музыкального воспитания и образования российских немцев, основанной на этнопедагогических традициях.
Во второй главе "Организационно-методические основы, содержание и особенности музыкально-воспитательного процесса в национально-культурной автономии немцев Окской области" немецкий фольклор рассматривается как основа и интегративное ядро сохранения традиционных форм музыкального воспитания немцев, его роль и влияние на формирование музыкальной культуры детей, изучается постановка и организация практики музыкального воспитания и образования в немецких национальных школах, определяется основная тенденция педагогического процесса на современном этопе с точки зрения данной научной работы, а также дается характеристика экспериментальной методики "Введение в музыку. 66 учебных шагов", эффективность ее влияния на уровень
музыкального воспитания и образования детей на основе адаптированных этнопедагогических условий.
, Фольклор по своей специфики и генезису - самое массовое явление в сфере художественного творчества. В его развитии принимали и принимают участие целые поколения людей. На протяжении веков совершенствовались жанры, формировались характерные произведения. Традиция устной передачи способствовала многокрасочности последних, сотрудничеству людей разных возрастов и поколений, возникновению у них общих целей. Традиционность, коллективность, массовость и принцип устной передачи отличают народное творчество, давая ему неисчерпаемее возможности быть современным и вечным, высокоэстетичным и этическим, доступным и понятным. Идейно-эстетическая функция фольклора не ограничивается только словесными или музыкальными, бытовыми или обрядовыми сферами.
В крестьянских колониях, которые возникли в последней трети XVIII века и первой половине XIX века на Волге, в Южной России, в Крыму, на Кавказе, в Сибири в условиях вынужденной от Германии изоляции и слабо развитой системы образования, богатейшие традиции немецкой крестьянской культуры стали основным сосредоточием духовной жизни народа. К жанрам и формам немецкого фольклора можно отнести календарные и семейные праздники, обычаи и обряды, хоралы, духовные песни и легенды, народные песни, инструментальную музыку и музыкальные инструменты, пословицы и поговорки, загадки и шванки, изречения, народные приметы, способы лечения, гадания, игры и многое, многое другое. Особое место в музыкальном творчестве занимала народная песня.
В начале XX столетия в Поволжье начинается активное изучение диалектов немецких поселений, запись и публикация народных песен, произведений других жанров народного творчества. После создания Республики немцев Поволжья, особенно в 1926-29 годы, в фольклорно-этнографических экспедициях принимали активное участие многие известные ученые: Георг и Эмма Дингес, Готфрид Шмидер, Андреас Закс, И.Виндгольц, Г.Жёнеман, А.Штрём, Э.Иогансон, Л.Зиндер,В.Жирмунский и другие. Благодаря им мы знаем как и что пели в немецких колониях на рубеже веков. Общеизвестные в селе песни записывались ими многократно / от трех до четырех раз / от разных исполнителей для того, чтобы зафиксировать характерные для каждой устной традиции варианты текстов и мелодий- Проводится сравнительный анализ взглядов различных ученых на манеру пения , исполнительские функции, мелизматическое пение, гармонию, метроритмическую структуру и украшения в немецких народных песнях. Исследуются песенные и научные сборники В.Жирмунского, Г.Дингеса, С.Шксимова, И.Эрбеса, П.Зиннера, Г.Шёнемана, И.Виндхольца, В.Клейна, О.Гальфуса, З.Ойстерайха. Во второй половине XX века их труды стали фундаментом возрсадения традиционных видов к/зыкальной деятельности и народного пения у российских немцев.
В современных условиях народное музицирование продолжает иметь свою первичную непосредственную и органическую связь с трудовой жизнью и бытом, т.е. специфическое для фольклора единство духовных и материально-практических фуньщий присутствует там, где хотя бы частично сохраняется соответствующий уклад. Только там фольклор продолжает существовать как "внутрижизненное", "внутриситуативное" искусство, принципиально отличное от специализированного, профессионального или самодеятельного художественного творчества и исполнительства. Он продолжает существовать на основе преемственности бытовых традиций, а также традиций народной культуры и психологии; важно, однако, что эти традиции поддерживаются в данном случае чертами самого жизненного уклада, стихийно и без каких либо профессиональных организационных мер.
Некоторые наблюдатели отмечают.большую сохранность внеобрядовых форм фольклора за счет календарных и семейных ритуальных жанров. Все же обрядовый фольклор с его устойчивыми песенным! структурами, "форельными" напевам! и четко отшлифованным! ритуалами является одной из наиболее важных основ переосмысленного продолжения фольклорной традиции. В свою очередь внеобрядовый, бытовой фольклор - лирические песни, баллады, городской романс и т.д., - хотя и сравнительно распространен, весьма часто приобретает условные, в частности концертные черты исполнения, и следовательно, его широкое бытование осуществляется не в аутентичном виде, а главным образом в форме фольклорного наследия.
Аутентичные формы являются наименьшей областью бытования фольклора в современную эпоху, однако естественное, подлинно фольклорное развитие традиций, происходящее в среде аутентичного народного искусства, обеспечивает ему непрерывность культурной памяти, надежность художественных мзделей, а тем самлм и способность к необычно большой вместительности эмоционально-образной информации.
Редкие для современности аутентичные проявления фольклора вне привычной жизненной среды невольно теряют в своей подлинности. Поэтся^ достаточно, чтобы фольклорные группы участвовали в культурной жизни собственного района или встречались для фольклорного диалога, соревнования с подобными группами соседних областей. Такие группы являются самыми ценными объектами наблюдений фольклористов и этнографов. Что же касается общественно-культурного статуса, то они заслуживают самого бережного отношения, ибо выступают как бы хранителями генетического кода дальнейшего развития традиционного народного искусства.
Процесс потери огромной частью традиционного фольклора исконных функций и превращение его таким образом из самостоятельной конкретно-исторической форкы художественной культуры в культурное наследие заметно усилился уже в конце 19 столетия. Многое иэ него было записано уже в начале 20 века и частично возвращалось из
фольклорных сборников и обработок в былую среду, приобретая статус вторичного существования. Многое продолжает простое, инерционное бытование без исконной функции и жизнеспособности и может быть записано еще сегодня именно как наследие. Большинство народных песен живут в наши дни вне забытых обрядов, игр, верований, традиционных хозяйственных дел, воспринимаются просто как эстетические факты наравне с любой другой музыкой, разве только дополненные престижем народно-национального.
При этом, освобождаясь от своего конкретного жизненного назначения, обряда или другой материально-практической функции народная песня действительно часто приобретает вторую жизнь и более широкое бытование, чем раньше. В зависимости от эстетических достоинств исполнение некоторых песен не только переходит рамки определенного обряда, времени года, географической границы своей этнографической области, но и становится достоянием даже других народов.
Издавна народный фольклор очень активно вводится в различные мэтодики обучения музыке из-за высокой эмоциональности, эффективности и информационной насыщенности. Традиционно немцы придавали большое значение ему в сохранении культуры нации.
В начале века процесс ассимиляции немцев в России был замедлен и благодаря автономии немвцкой школы, которой предоставлялась полная свобода в организации учебного процесса. Немецкие школы создавались не только в немецких колониях, но и в крупных городах России. С созданием центральных школ, готовящих учителей и других специалистов, в том числе и музыкантов, была создана определенная структура национального образования на основе двуязычия (изучение русского языка было обязательным для всех школ) .
В первые годы советской власти, особенно в связи с созданием в 1918 г. Республики немцев Поволжья, немецкоязычное образование переживало период бурного подъема. В России в 1920-х гг. существовало более 400 немецких школ, на территории Республики немцев Поволжья насчитывалось 5 вузов, 11 техникумов. Для того, чтобы иметь собственных профессиональных музыкантов Волжская республика создала музыкальное училище в Энгельсе с немецким и русским отделениями и 6-летней программой обучения, которое выпустило в 1935 году своих первых выпускников. Для того чтобы поступить в музыкальное училище, нужно было закончить сначала музыкальную школу в Бальцере или Марксштадте. Юные одаренные волжские немцы имели, к тому- же, возможность посещать Саратовскую консерваторию. В 20-е годы удалось решить многие вопросы культурно-просветительного характера с учетом особенностей немецкого населения, не только на территории автономной немецкой республики, но и в других местах компактного проживания немцев. Немецкие колонисты воспользовались предоставленными правами и создавали культурно-образовательные центры: немэцкие школы, клубы, библиотеки, избы-читальни, красные уголки и т.д. Благодаря этому
они поддерживали связь между собой, сохраняли родной язык, традиции и национальный уклад жизни.Национальные школы создавались в местах компактного проживания колонистов при получении просьб от жителей вести обучение на родном языке. Например, по инициативе немецкого населения и при его активном участии, в г.Томске осенью 1921 года была восстановлена немецкая школа с 9 летним курсом обучения.
' Создавались школы смешанного типа, в которых учились дети различных национальностей: немцы, русские, евреи и др. Преподавание в таких школах шло на немецком и русском языках. Национальная школа, кроме образовательной и воспитательной работы, занималась и культурно-просветительной. При школах создавались различные кружки естественных наук: драматические, музыкальные, рисования и др. Силами учеников при участии педагогов устраивались вечера по поводу революционных праздников на антирелигиозные и научные темы. Проводились музыкальные и благотворительные вечера, средства от которых шли на помощь голодающим, в поддержку школы и преподавателей. На этих вечерах декламировались стихи на русском и немецком языках, исполнялись музыкальные произведения, ставились небольшие спектакли. В качестве гостей приглашались родители учеников школы, что создавало атмосферу единства и общности.
В первые годы Советской власти школьное дело в немецких колониях Сибири было запущено, число школ и учащихся в них постоянно уменьшалось, учреждения просвещения влачили жалкое существование. Сокращение школьной сети приняло катастрофический характер. В 1924 г. в 118 немецких поселках Славгородского уезда Омской губернии работало лишь 24 школы и только 20% учащихся было обеспечено учебниками. К 1924-25 учебному году усилиями немецких крестьян удалось сохранить 58 школ 1 ступени из 160, имевшихся в 1920-21 учебном году.
Сокращение школ в 2,1 раза было связано не только с трудностям! экономического порядка, но и с отношением органов образования и местной власти в целом к национальным школам. Попытка 1 Сибирского краевого совещания по работе среди национальных меньшинств (1927 г.) повернуть СибОНО лицом к нуждам национальных школ, в том числе и немецких, не увенчалась успехом. В 1928 г. национальные меньшинства по своему удельному весу составляли 18,5% населения Сибирского края, в том числе 1,1% - немцы. Несмотря на высокий удельный вес нерусских народов лишь 6% из сметы органов народного образования выделялось на нужды национальных школ.
В 1926-28 гг. развитие сети немецких школ было связано со строительством силами крестьян новых школ и открытием старых, ранее не функционирующих из-за отсутствия учителей и недостаточного выделения средств на их содержание. Вместе с тем в 1928-29 уч.г. значительно сократилось число школ с обучением на немецком языке, что бьшо вызвано отсутствием учителей, владеющих этим языком.
В конце 1934 - начале 1935 гг. в ходе этнической чистки,
которая проводилась как с помощью судебно-карательной системы, так и простым увольнением работников, в том числе и педагогов, начался процесс ликвидации национальных школ, выразившийся в насильственном внедрении русского языка, в замене репрессированных немэцких учителей русскими, большинство из которых не владело немецким языком. Ликвидация Немецкого района и национальных сельских Советов завершили процесс закрытия национальных школ. В 1938 г. немецкий язык в бывших национальных школах получил статус иностранного.
Социально-политические изменения последних лет способствовали росту национального самосознания, породили надежду на возможность реализации прав национального меньшинства. Постепенно возрождаются традиции почти утраченного немецкого образования. Благодаря созданию немецких национальных районов Азово в Омской области и Гальбштадта в Алтайском крае появилась возможность организации системы немецкого дошкольного воспитания и создания немецких школ. Не в полной мере, но реализуется идея непрерывного немецкоязычного образования от детского сада до высшей школы.
В связи с образованием в 1991 году Немецкого Национального Азовского района в Омской области началась планомерная и долговременная работа по возрождению традиций немецкой культуры, в частности - музыкального воспитания. Общеобразовательные школы, школа исскуств в Азовском немецком национальном районе, частная немецкая школа "Возрождение" являются основными типами учебных заведений, занимающихся музыкальным образованием. Поскольку школы действуют в рамках системы государственного образования России, обучение ведется на основе базисного учебного плана, сохранить этнические особенности позволяют предметы в вариативной части плана. Главной задачей вышеперечисленных учебных заведений является глубокое постижение детьми культуры собственного, народа, что обуславливает различные формы и методы музыкального воспитания. Ребята приобщаются к истокам и традициям музыкального искусства посредством языка. Основная форма проведения таких занятий - бинарный урок. Особенность урока в том, что проводят его два педагога: учитель немецкого языка, который обеспечивает знание немецких текстов и правильное произношение, и учитель музыки, который отрабатывает с детьми музыкальные навыки. На бинарных уроках используется активный метод изучения немецкой культуры, когда музыкальная речь способствует освоению родного языка, а язык способствует освоению музыкального искусства. Разнообразие форм и методов обучения в рамках вариативной части базисного учебного плана позволяет осуществлять всестороннее музыкальное воспитание детей с учетом этнопедагогических традиций.
Межкультурное взаимодействие является основной тенденцией педагогического процесса на современном этапе. Теоретическое видение межкультурных взаимодействий, представленное в настоящей работе, основано на понимании культуры как конфетного способа существования системл общественных отношений. Конкретным результатом межкультурных
взаимодействий становится нозое содержание культуры. Особенность межкультурных взаимодействий заключается не в конкурентном, а в стимулирующем развитии, т.е. взаимодействии сотрудничества.
В процессе межкультурных взаимодействий формируются так называемые группы-трансляторы культуры, непосредственная сфера формирования и развития которых - межэтнические отношения. Такие группы в основном представлены в сфере управления, образования, здравоохранения и искусства. Данные группы-трансляторы культуры обслуживают затем всю полноту мкжкультурных взаимодействий в целом. Постепенно возникают институты, которые направлены на производство индивидов, способных к деятельности в группах-трансляторах культуры в процессах межкультурных взаимодействий. В содержании деятельности групп-трансляторов культуры в сфере общественного сознания существенно значимым для развития межэтнических взаимодействий как стороны мгжкультурных взаимодействий оказывается их воздействие на формирование этнического сознания и регулирование межъязыкового воздействия различных этнических общностей.
В ходе межкультурных взаимодействий формируется общий объект деятельности. Содержание такого объекта формируется на основе различных обменов между взаимодействующими обществами. В данном случае таким объектом является эстетическая сущность духовного наследия - это та ценностная категория, в которой достоверней и убедительней всего отражается наиболее тонкая, чувственная область отношений народов, психология их сближения и единения, присущая им от роду тенденция взаимопознания, взаимопонимания и взаимоуважения. Межэтнические и межнациональные связи выступают как органическая и извечная составная часть фольклорного процесса, предстают в многообразных и устоявшихся проявлениях. В песнях, преданиях, легендах, народных драмах - во всей совокупности жанров народного творчества запечетлена борьба добра со злом, которая оставалась генеральным лейтмотивом, пронизывающим фольклор любого народа. Отсюда - издревле присущие фольклору объединительные тенденции и выраженные в них чувства уважительного отношения одного народа к другому. Фольклорная классика осознается как вековая ценность и достойное творение предков, как воплощение художественного дара народов и предмет их славы, как один из факторов их взаимного уважения, тяготения и обогащения.
Музыка, художественное слово, традиционный образ и изобразительный прием, свойственные языку и эстетическому мышлению любого народа, отличаясь неповторимым национально-этническим своеобразием, одновременно содержат общечеловеческий гуманистический заряд, делающий духовный опыт данного народа органически доступным, понятным для другого народа. Происходит восприятие художественного открытия одной национальной культуры духовным сознанием другой. Таковы диалектика интеллектуального взаимюдействия народов, логика возникновения своего рода межэтнического, межнационального поля
духовной и эстетической взаимности людей, их культурного взаимэобогащения и сотрудничества.
Разрабатывая проблем, обозначенную в диссертации ьы выделили ряд факторов, на наш взгляд определяющих или влияющих на процесс формирования этнопедагогических условий музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области :
1. Создание национально-культурной автономии.
2. Глубокое знание национальных традиций и обычаев.
3. Существование в условиях инонационального окружения и взаимопроникновения культур.
4. Педагогическая деятельность общественных центров, музыкально-просветительских, общеобразовательных и конфессиональных учреждений, осуществляющих музыкальное воспитание детей на основе национальных традиций.
На основе выделенных этнопедагогических условий автором разработана экспериментальная методика "Введение в музыку. 66 учебных шагов".
Непрерывный педагогический эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы »73 г.Омска с углубленным изучением немецкого языка в период 1996-98гг. Экспериментальное исследование осуществлялось в естественных условиях на музыкальных занятиях ансамбля немецкой песни "Лорелея". Ежегодно к участию в эксперименте привлекались две группы учащихся, по 11 человек в каждой. Возрастной ценз 1 труппы - 8-11 лет, 2 группы - 12-15 лет.
В качестве методов получения информации использовались: письменные и устные упражнения, слуховой анализ, исполнение произведения, а также творческие виды работ - сочинение, импровизация, музицирование. Заранее была определена шкала оценивания каждого ответа и каждого вида письменных и творческих заданий. Контрольные срезы проводились регулярно в течение всего периода экспериментального обучения по каждому виду заданий.
Констатирующий этап эксперимента включал проверку знаний учащихся по двум параметрам: языковые знания; творческие и практические музыкальные навыки. По первому параметру обучаемым был предложен ряд тестов, по второму - ряд творческих заданий (исполнение, слуховой анализ, импровизация, сочинение) . Результаты оказались следующими: в первой группе средний балл по первому параметру составил 3,2, по второму - 4,9; во второй группе соответственно 5,6 и 3,8(по десятибалльной системе) . Комплексная обработка данных констатирующего этапа показала пониженный интерес учащихся к изучению иностранного языка, низкий уровень практических ьузыкаяьных навыков и отсутствие стремления к творческой деятельности.
Задачей обучающего этапа эксперимента являлось комплексное развитие личности ребенка путем введения в учебно-воспитательный процесс методики "Введение в музыку. 66 учебных шагов", направленной
на развитие воображения, языковых способностей, умения танцевать, рисовать, слушать и понимать музыку, сочинять и исполнять простейшие музыкальные формы на элементарных музыкальных инструментах. Мгтодика основывается на этнопедагогических условиях, принципе билингвизма (двуязычия) и сочетании языковой и музыкальной деятельности.
В ходе эксперимента был разработан комплекс учебных заданий, направленных на развитие музыкальных творческих навыков учащихся в процессе самостоятельной музыкально-языковой деятельности, включающий: игры-инсценировки, ритмические упражнения и подвижные игры; сочинение музыкальных сказок, рисование, изготовление элементарных музыкальных инструментов. Статистическая обработка заданий, выполненных учащимися дала следующий результат: в первой группе средний балл по первому параметру вырос на 1,0, по второму на 1,9; во второй группе соответственно на 1,8 и 3,4. Полученные данные позволили сделать вывод, что дети в основном усвоили почти весь языковой и музыкально-теоретический материал, научились слушать, анализировать и исполнять произведения, использовать свои знания о ритме, гармонии и форме при импровизации и сочинении, развили свое воображение и языковые способности.
Результаты контрольного этапа эксперимента, содержащего в усложненном виде все языковые и музыкальные задания констатирующего этапа, также зафиксировали значительно более высокие показатели: в первой группе по первому параметру средний балл составил 5,4, по второму - 8,1; во второй группе соответственно - 8,6 и 7,9.
В педагогике и психологии признается эффективной такая методика, в результате которой намечается стабильная тенденция увеличения показателей теоретических, практических и творческих навыков учащихся по всем установленным параметрам. Таким образом, экспериментальное исследование доказало эффективность выбранной методики обучения.
Научно-практическме результаты исследования отражены в следующих выводах:
1. Рассмотрено состояние музыкального воспитания и образования на современном этапе, выявлены направления и общие тенденции взаимодействия русской и немецкой культур, определена степень их влияния на формирование этнопедагогических условий музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии.
2.Определены этнопедагогические условия традиционного немецкого музыкального воспитания, включающие в себя: опору на историческое культурно-этническое наследие; единство языковой и музыкальной деятельности; использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов в организации музыкального воспитания.
З.На их основе разработана и апробирована экспериментальная методика "Введение в музыку. 66 учебных шагов", основополагающим принципом которой является билингвизм.
4.Использование разработанной методики в существующей системе музыкального воспитания в немецкой национально-культурной автономии повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря тому, что обеспечивает интеграцию теоретических знаний и практических навыков детей в самостоятельной музыкально-языковой деятельности (язык-ь^зыка-пение), позволяет наглядно представить учебный материал (включает звуковую, текстовую, графическую информацию); реализует творческую направленность музыкального обучения; способствует сохранению и закреплению традиций музыкального воспитания и образования российских немцев.
В перспективе представляются возможными разработки следукщих направлений исследования исторического прошлого немецкого музыкального воспитания в регионе : влияние русской музыкальной культуры на развитие в Омской области фольклора и музыкального образования; развитие детской музыкальной самодеятельности в условиях иноэтнического окружения; сибирская периодическая печать о проблемах немецкого музыкального воспитания.
Основные положения диссертации изложены в публикациях автора:
1. Предпосылки сохранения и возрождения музыкальной культуры немцев Западной Сибири. // Проблемы культуры городов России. Материалы второго всероссийского научно-практического семинара. Омск; 1996, 4.2. С.40-42;
2. Распевание в любительском хоре - проблемы и основные направления формирования элементов вокальной культуры певцов: Методические рекомендации для руководителей любительских немецких хоров. Азово, 1997. 35 с.
3. Этнопедагогические основы музыкального воспитания в национально-территориальных районах Омской области. // Профессиональная направленность подготовки учителя музыки: Сб. науч. тр. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург,1997.С.106-112. ( Деп в ИТОП РАО »53-97) ;
4. Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Смской области: Результаты НИР (промежуточн.)//Педагогика и образование: Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1998. Вып.1. 1с.
Подписано в печать 18.11.98. Формат 60x84/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ £25.зБесплатно. Уральский государственный педагогический университет
Отдел множительной техники 620219 Екатеринбург, ГСП-135, пр.Космонавтов,26.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бизина-Аккерман, Елена Владимировна, 1998 год
Введение.
Глава I. Историко-педагогический аспект развития музыкального воспитания в национально-территориальных образованиях России.
1.1 Социально-экономические предпосылки возникновения национально-территориальных образований в России.
1.2 Особенности развития системы музыкального воспитания и образования в национально-территориальных щ образованиях России.
1.3 История развития и этнопедагогические традиции музыкального воспитания немцев.
Глава II. Организационно-методические основы, содержание и особенности музыкально-воспитательного процесса в национально-культурной автономии немцев Омской области.
J 2.1 Немецкий фольклор как основа и интегративное ядро сохранения традиционных форм немецкого музыкального воспитания.
2.2 Постановка и организация практики музыкального
• воспитания и образования в национальных школах в условиях немецкой национально-культурной автономии ( век).
2.3 Межкультурное взаимодействие как основная тенденция педагогического процесса на современном этапе.
2.4 Тенденции и динамика развития музыкального воспитания с учетом этнопедагогических условий.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области"
Демократические процессы в общественно-политической жизни страны выявили проблему сохранения и развития национальной культуры народов, проживающих в России. Особенно остро этот вопрос, связанный со всплеском немецкого этнического самосознания, стоит в западно-сибирском регионе. Долгое время немцы России оставались репрессированным народом и были малоподходящим объектом для научного изучения. В последние годы интерес к истории и культуре российских немцев значительно вырос, но в центре внимания исследователей находятся прежде всего проблемы политической и социально-экономической истории. Нам представляется, что обращение к вопросам традиционной духовной и музыкальной культуры российских немцев является одним из перспективных направлений исследования, который позволит создать научную базу для дальнейшего развитая немецкой диаспоры России.
Первым этапом на пути возрождения национальных устоев была организация немецких национальных районов, в которых немцы имели бы возможность реализовать свое национальное самосознание. Результатом законодательной деятельности стало образование в 1991 году в Омской области Азовского немецкого национального района, на базе которого к 1997 году после принятия закона "О национально-культурной автономии" была создана национально-культурная автономия немцев Омской области.
Однако, в процессе реализации прав этнической общности необходимо сформировать основу, фундамент для создания вторичной культуры немецкой диаспоры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную культурно-просветительскую и педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е. прежде всего в сфере культуры и образования.
С 1917 года культура немецкого этноса претерпела значительные изменения в следствии закрытия немецких школ, репрессий направленных на педагогов; запрета на богослужения, которые являлись неотъемлемой частью духовной культуры; была нарушена естественная связь поколений, необходимая для сохранения традиций. Изменения в культуре диаспоры были обусловлены также следующими факторами : культурной изоляцией, инонациональным окружением, и как следствие этого, смешанными браками, которые постепенно нивелировали национальную принадлежность.
Музыкальная культура и воспитание, как часть общей немецкой культуры, также понесла большие потери. Богатейшие традиции немецкой педагогики и музыкального образования были утеряны в силу ряда причин:
-музыкальное воспитание, являясь неотъемлемой частью музыкальной культуры, развиваясь только вместе с ней, не могло осуществляться в условиях иноэтнического окружения;
-процесс нивелировки национальных кулыур привел к утрате традиционных форм самодеятельного музыкального творчества;
-отсутствие связи общего и профессионального музыкального образования сказалось на развитии фольклорного искусства и на уровне фольклорной педагогики.
На сегодняшний день в России традиционные формы немецкого музыкального воспитания практически не используются, а возрождение их требует глубокого научного исследования национальных корней и традиций; специфической среды, обстановки, свойственной немецкому этносу, в которой происходило воспитание детей.
На данном этапе этнопедагогические условия образовательного и воспитательного процессов необходимо рассматривать и изучать на основе изменившейся и трансформировавшейся культуры немецкой общности. Для этого необходимо всесторонне исследовать все возможности сохранения национальных корней в рамках взаимопроникновения культур и иноэтнического окружения.
В системе культурно-образовательных ценностей музыкальное искусство занимает ведущее место и имеет ряд специфических функций, поэтому оно может выступать как основа и интегративное ядро сохранения национальной культуры. Традиционно сложившееся отношение немцев к музыкальному воспитанию - признание музыки воспитывать людей, способствовать их нравственному совершенствованию, позволяет нам говорить о том, что именно музыкальное воспитание сыграет решающую роль в сохранении и возрождении немецкой национальной культуры в различных регионах России. Возрождение национальных устоев невозможно без создания системы образования и воспитания, основывающейся на педагогических традициях, которые возникали и развивались в Германии на протяжении столетий, а затем оторванные от материнской культуры развивались в немецких колониях на Русской земле по своим законам в географической и культурной изоляции. Изучение их позволит определить наиболее оптимальные этнопедагогические условия для музыкального воспитания детей в системе вторичной культуры немецкой диаспоры.
Исследованиями музыкальной культуры немецких колоний в России занимались такие видные ученые как И.Эрбес, П.Зиннер, Г.Шенеман, И.Виндхольц, В.Жирмунский, Г.Дингес, С.Максимов, О.Гальфус, З.Ойстерайх, В.Клайн. Все публикации относятся к довоенному периоду, и многие годы это наследие оставалось практически неизвестным широким кругам музыкальной общественности. В настоящее время имеется ряд научных работ, посвященных немецким народным календарным обрядам, обычаям, танцам и песням Е.М.Шишкиной-Фишер, Е.Ю.Смирновой, С АРублевской, Кристины и Фреда Мантай, Эрнста Штекля. Однако отсутствие каких-либо работ посвященных проблеме музыкального воспитания и образования в национально-культурной автономии немцев России, усиливает актуальность и практическую значимость избранной темы.
Цель исследования - изучение эффективности использования этнопедагогических условий в музыкальном воспитании в национально-культурной автономии немцев.
Объектом исследования является традиционный процесс музыкального воспитания в национально-культурной автономии в историко-педагогическом и теоретико-методическом аспектах.
Предмет исследования - этнопедагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания детей в национально-культурной автономии.
В основу исследования положена следующая гипотеза: эффективность музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии будет достигнута, если в основу реконструкции существующей системы музыкального воспитания будут положены следующие этнопедагогические условия:
-опора на историческое культурно-этническое наследие; -единство языковой и музыкальной деятельности; -использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов организации музыкального воспитания.
Названные цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили задачи работы: рассмотреть состояние музыкального воспитания и образования на современном этапе в немецкой национально-культурной автономии;
- выявить направления и общие тенденции взаимодействия культур и определить степень их влияния на формирование этнопедагогических условий музыкального воспитания;
- определить этнопедагогические условия и на их основе обосновать и разработать экспериментальную методику музыкального воспитания;
- проверить и практически подтвердить эффективность использования этнопедагогических условий в системе музыкального воспитания в национально-культурной автономии.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, научной объективности, социальной обусловленности, многосторонности и опосредованности, интеграции, взаимопроникновения и комплексного изучения.
В представленном исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ исторической, историко-педагогической, музыковедческой и методической литературы; отбор местных архивных материалов и опубликованных работ; изучение фактов, педагогических идей и практического опыта различных учреждений, занимающихся музыкальным воспитанием в рамках национально-культурной автономии немцев Омской области; систематизация факторов, влияющих на процесс формирования этнопедагогических условий музыкального воспитания детей с учетом этнических особенностей в национально-культурной автономии.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в следующем:
- впервые выявлены и адаптированы к современной социокультурной ситуации традиционные этнопедагогические условия музыкального воспитания немцев: опора на историческое культурно-этническое наследие; единство языковой и музыкальной деятельности; использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов организации музыкального воспитания;
- на их основе осуществлена реконструкция форм и методов музыкального воспитания в рамках национально-культурной автономии Омской области; впервые введены в научно-педагогический оборот этноисторические материалы, ранее неизвестные и неопубликованные на русском языке.
Практическая значимость исследования состоит:
- в выявлении этнопедагогических условий, определяющих эффективность музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии;
- в разработке и апробации экспериментальной методики музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии «Введение в музыку. 66 учебных шагов»;
- результаты исследования использованы в проведении областных немецких семинаров для руководителей самодеятельных немецких коллективов;
- в разработке учебно-методического материала для проведения учебных и внеучебных занятий в общеобразовательных школах немецкой национально-культурной автономии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнопедагогические условия музыкального воспитания детей (опора на историческое культурно-этническое наследие; единство языковой и музыкальной деятельности; использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов организации музыкального воспитания) являются основой для реконструкции существующей системы музыкального воспитания и образования в немецкой национально-культурной автономии.
2. Экспериментальная методика «Ведение в музыку. 66 учебных шагов», разработанная на основе этнопедагогичсеких условий, является эффективным средством осуществления музыкального воспитания в современной системе образования в немецкой национально-культурной автономии.
Диссертация опирается на широкий круг источников, большая часть которых вводится в научный оборот впервые. Основную группу составили документы и материалы из архива областного Историко-Краеведческого музея города Омска, Омского государственного университета и результаты полевых экспедиций, проведенных ими в Омской области. Помимо архивных и других источников, относящихся непосредственно к данному региону, была изучена литература по истории немецкой педагогики, школы, культуры, музыкального искусства, музыкального образования и воспитания, труды известных немецких музыкантов-просветателей и педагогов, а также работы по современным проблемам музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования. В связи с национальной спецификой настоящего исследования и тем, что долгие годы в России не издавалась литература по данному вопросу, труды по истории культуры немецких колоний были изучены автором на немецком языке.
Настоящая работа основывается на этноисторических материалах Омской области: Азовского немецкого национального района, 45 сельских администраций Марьяновского, Любинского, Черлакского, Исилькульского, Щербакульского, Горьковского, Таврического, Омского, Одесского, Москаленского, Полтавского, Называевского районов компактного проживания немцев; культурных проектах, мероприятиях, образовательной деятельности областных немецких центров " Возрождение Надежда " Согласие общества им. Штумпфа, "Союза немцев Сибири".
Этапы исследования:
1994-95 гг. - поиск и постановка проблемы.
1996-97 гг. - разработка проблемы, выступления на научных конференциях, внедрение результатов исследования в конкретную музыкально-педагогическую деятельность.
1997-98 гг. - анализ, обобщение и оформление проведенного исследования
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях, авторском семинаре для руководителей немецких самодеятельных хоровых коллективов по теме: "Проблемы репертуара и повышение исполнительского уровня певцов в самодеятельных немецких хоровых коллективах", гастрольных поездках по Омской области и Германии. и
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особую роль в преодолении тенденции разрушения немецкой национальной культуры может сыграть национально-культурная автономия немцев Омской области, которая дополнит национально-территориальную государственность российских немцев. Используя многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии, немцы могут сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла, образовывать общественные дошкольные и образовательные учреждения с воспитанием и обучением на немецком языке; организовывать подготовку и переподготовку педагогических кадров, издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на немецком языке; а также создавать театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы. Для того чтобы реализовать права этнической общности необходимо сформировать фундамент для создания «вторичной» культуры немецкой диаспоры, что предполагает возрождение национальных устоев, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Несмотря на создание Азовского немецкого национального района и национально-культурной автономии немцев Омской области идет дальнейший процесс эмиграции и ассимиляции российских немцев. Это влияет на снижение активности немецкой диаспоры в национальном движении, а также на развитие и уровень национальной культуры. Поэтому именно сейчас важно изучение немецкой истории и культуры, истоков и традиций, которые обеспечат рост национального самосознания, сохранение и развитие родной культуры.
Благодаря научному исследованию национальных корней и традиций; специфической среды, обстановки, свойственной немецкому этносу, в которой происходило воспитание детей мы смогли определить и адаптировать к современной социокулыурной ситуации этнопедагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания, и на их основе разработать экспериментальную методику «Введение в музыку. 66 учебных шагов». Результаты педагогического эксперимента, проводившегося на базе общеобразовательной школы с углубленным изучением немецкого языка, доказали эффективность использования этнопедагогических условий в музыкальном воспитании детей, которые стали основой для реконструкции существующей системы музыкального воспитания и образования в национально-культурной автономии. Постепенно, на их основе, мы сможем создать систему непрерывного национального музыкального воспитания; восстановить связь между общим и профессиональным музыкальным образованием; развить национальную культуру немецкой диаспоры.
Все результаты теоретических и практических исследований были использованы в разработке учебно-методического материала для проведения занятий в общеобразовательных школах немецкой национально-культурной автономии, областных немецких семинаров, научно-практических конференций. Введение в научно-педагогический оборот новых, ранее неизвестных и неопубликованных на русском языке этноисторических материалов позволило создать научную базу для дальнейшего поступательного развития системы музыкального воспитания и образования детей в немецкой национально-культурной автономии.
Разрабатывая проблему, обозначенную в диссертации, мы выделили ряд факторов, на наш взгляд определяющих или влияющих на процесс формирования этнопедагогических условий музыкального воспитания в национально-культурной автономии немцев Омской области: создание национально-культурной автономии, глубокое знание национальных традиций и обычаев, существование в условиях инонационального окружения и взаимопроникновения культур, педагогическая деятельность общественных центров, музыкально-просветительских, общеобразовательных и конфессиональных учреждений, осуществляющих музыкальное воспитание детей на основе национальных традиций.
Научно-практические результаты исследования отражены в следующих выводах:
1. Рассмотрено состояние музыкального воспитания и образования на современном этапе, выявлены направления и общие тенденции взаимодействия русской и немецкой культур, определена степень их влияния на формирование этнопедагогических условий музыкального воспитания детей в немецкой национально-культурной автономии. Определена значимость процесса взаимодействия между национальными педагогическими системами для дальнейшего видоизменения, совершенствования и поступательного развития педагогической мысли.
2.0пределены этнопедагогические условия традиционного немецкого музыкального воспитания, включающие в себя: опору на историческое культурно-этническое наследие; единство языковой и музыкальной деятельности; использование традиционных для немецкой культуры форм, методов и принципов в организации музыкального воспитания, являющиеся основой для реконструкции существующей системы музыкального воспитания и образования в немецкой национально-культурной автономии.
З.На их основе разработана и апробирована экспериментальная методика "Введение в музыку. 66 учебных шагов", основополагающим принципом которой является билингвизм. Педагогический эксперимент доказал эффективность использования этнопедагогических условий в системе музыкального воспитания в немецкой национально-культурной автономии.
4.Использование разработанной методики в существующей системе музыкального воспитания в немецкой национально-культурной автономии повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря тому, что обеспечивает интеграцию теоретических знаний и практических навыков детей в самостоятельной музыкально-языковой деятельности (язык-музыка-пение), позволяет наглядно представить учебный материал (включает звуковую, текстовую, графическую информацию); реализует творческую направленность музыкального обучения; способствует сохранению и закреплению традиций музыкального воспитания и образования российских немцев.
В перспективе представляются возможными разработки следующих направлений исследования исторического прошлого немецкого музыкального воспитания в регионе: влияние русской музыкальной культуры на развитие в Омской области фольклора и музыкального образования; развитие детской музыкальной самодеятельности в условиях иноэтаического окружения; сибйрская перйодическая печать о проблемах немецкого музыкального воспитания.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бизина-Аккерман, Елена Владимировна, Екатеринбург
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики. // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. - Свердловск, 1991. -С. 106-112.
2. Бабанский Ю.К. Избранные ^педагогические сочинения. М., 1988. - 96 с.
3. Барбашина Э Р. Национальная идентификация и будущее российских немцев в Сибири. // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 1995. - С. 65-68.
4. Бах Д. Судьбы российских немцев: несколько дней знакомства с Омским опытом. // Литературная газета, 31.08.94.
5. Белковец Л.П. Немецкая национальная школа в Сибири в 19201930 годы. // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири. Сб. науч. тр. Новосиб. гос. пед. ун-та. -Новосибирск, СОРАН, НИЦОИГГМ, 1997. С. 20-32.
6. Бетхер А.Р. Этноязыковая ситуация и задачи этнографического изучения языка у немцев Западной Сибири.// Немцы Сибири: история и культура. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 1993. - С. 20-24.
7. Богомолов В.Б. Компоненты городской культуры в декоративно-прикладном искусстве немцев Сибири. // Проблемы культуры городов России. Материалы второго Всероссийского научно-практического семинара. Омск, 1996. - С. 42-45.
8. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Немцы в Сибири в XVI начале XVIII вв. // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. - Омск, 1995. - С. 12-16.
9. Бруль В.И. Немцы в Сибири: прошлое и настоящее. // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 1995. - С. 37-40.
10. Васильев Е. Гутен Таг, Сосновка! // Призыв, 6.01.1990.
11. И. Васильева И. "Возрождение": Первые шаги. // Омская правда, 17.06.89.
12. Ветошкин А.П., Кербер Э.Г., Пономарев Н.Н. Национально-специфическое в структуре немецкого вопроса. // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 1995. - С. 33-37.
13. Вибе П.П. Политика государственного регулирования переселения немцев-колонистов в Сибирь в конце XIX начале XX вв. // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. - Омск, 1995. - С. 75-79.
14. Виндемай К. "Помоги нам остаться". // Родина, 1991, № 8
15. Вишневская Г.М. Билингвизм и его аспект. // Просодические аспекты билингвизма. Иваново, 1992. - С. 72-78.
16. Вормсбехер А. В сибирской глубинке. - Омск, 1993. - 82 с.
17. Вормсберех Г. Немцы в СССР: к вопросу восстановления автономии немцев Поволжья. // Знамя, 1988, -№11.
18. Воронин С. История одной переписки: проблемы восстановления государственности советских немцев. // Дружба народов, 1990. № 10.
19. Галаган А. Знала бы Екатерина Вторая: вернутся ли на свою Родину немцы Поволжья? // Смена, 1991. № 1.
20. Гербер О.А. К проблеме формирования материальной базы школьного образования немцев Сибири (1920-1935). // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 1995. - С. 9-12.
21. Германия, Россия, Украина. Музыкальные связи: история и современность. // Материалы международного симпозиума 27сентября -1 октября 1994г. С:-П., 1996. - С. 63-69.
22. Гетгенгер В.Я. Сохранить самих себя. // Вечерний Омск, 4.04.89.
23. Гнатенко Э. Гауф принимает гостей: Дни немецкой литературы и искусства. // Омская правда, 11.06.89.
24. Голышева Л. Организация национальных отделов при Советах на территории Сибири (1920-21 гг.). Омск, 1965. - 38 с.
25. Гончаров В. Уважая себя, уважай других. // Омская правда, 16.12.90.
26. Григорьев Л. Платек Я. Коллегиум музикум. // Музыкальная энциклопедия. -М.: Наука, 1974. С. 11-13.
27. Грубер Р. Всеобщая история музыки. М.: Литература, 1965. - 95 с.
28. Грубер Р. История музыкальной культуры. М.: Литература, 1941.-87 с.
29. Гуревич Е. Историко-культурные предпосылки и современное состояние музыкального воспитания и образования в ГДР. // -М.: Московская консерватория, 1989. Деп. в НИО Информкультура ГОС. о-к и СССР и м. В. И. Ленина на 31.01.90; №2212.-93 с.
30. Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию. М.: Музыка, 1991. -81 с.
31. Гуревич Е. Музыкальное воспитание школьников и подготовка учителя музыки в ГДР: историко-культурные предпосылки и современное состояние. // Музыкальное образование Личность - Культура: Сб. науч. тр. - М.: Московская консерватория, 1989. -С. 17-53.
32. Гуревич Е. Опыт друзей. // Советская музыка. 1987. № 2.
33. Гуревич Е. Профессиональное музыкальное образование в ГДР. // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Об. науч. тр. М.: Московская консерватория, 1986. С. 16-23.
34. Гуревич Е. Фестиваль "Дни музыки в ГДР". // Музыкальная жизнь. 1986. № 21.
35. Дмитриева Л., Черноиваненко И. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 12 с.
36. Дьячков М.В. Проблемы двуязычия и образования: пособие для учителей средних школ и преподавателей педагогических училищ и педагогических институтов. М., 1992. - 84 с.
37. Егизарян A.M. Какой же билингвизм нам нужен? // Русский язык в СНГ. М., 1992, - № 4-6. - С. 36-42.
38. Епачинцев Ю. Азово-Хошмат. // Вечерний Омск, 25.12.91.
39. Епачинцев Ю. Немецкая автономия: Омский вариант. // Вечерний Омск, 25.09.91.
40. Жиндерова Л. Быть или не быть немцам в СССР?: Об автономии народов, дипломатии и чемоданном настроении. // Омская правда, 24.08.90.
41. Жиндерова Л. Здесь говорят не только ауф дойч. // Омская правда, 05.04.94.
42. Жиндерова Л. Кто поедет в поезде? О третьем съезде немцев бывшего СССР и приоритетах национальной политики. // Омская правда, 18.03 .93.
43. Жиндерова Л. Немецкий вопрос: август-91. // Комсомольская правда, 06.08.91.
44. Жиндерова Л., Рейтер Б. Немецкий район: есть ли у него будущее? // Омская правда, 17.01.92.
45. Жиндерова Л. Утопия или реальность. О создании немецкого района. // Омская правда, 04.09.91.
46. Жиндерова JI. Что же они хотят, эти немцы? // Омская правда, 12.11.89.
47. Жиндерова Л. Что предлагают радикалы. // Омская правда, 19.02.91.
48. Задорожный М.И. Двуязычие и его типы. (Характеристика и моделирование). // Функциональные аспекты изучения русского слова на разных уровнях языка. Орехово-Зуево, 1993. - С. 4752.
49. Кичихин А. Анатомия шовинизма. // Омская правда, 17.06.90.
50. Кмотер Н., Кпюгер X. Какое будущее у российских немцев ? // Сибирская газета, 1992, № 36.
51. Клютер X., Крекина Н. Советские немцы везде нежеланны? // Известия, 1992. - № 3.
52. Колесников А. О национальном составе населения Омской области. // Материалы к Ш научному совещанию географов Сибири и Дальнего Востока. Омск, 1966. - С. 32-39.
53. Колесникова В. Российские немцы. // Заря. 03.05.89.
54. Копчевский Н. И.С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах. // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1979. - С. 42-89.
55. Лапский В. Тяжкий путь российских немцев на историческую Родину. // Омский вестник, 01.12.93.
56. Лебедка В.Н., Рублевская С.А. Традиционные черты рождественской обрядности сибирских немцев (на примере Омской области). // Немцы Сибири: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. -Омск, 1995.-С. 54-58.
57. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. -112 с.58