Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Филологический анализ пейзажного поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы как средство развития речи

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Маркина, Елена Евгеньевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ульяновск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Филологический анализ пейзажного поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы как средство развития речи», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Маркина, Елена Евгеньевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА ТЕКСТА

1. История становления герменевтики как отрасли современной философии

2. Вклад выдающихся философов разных стран в разработку основных категорий герменевтики. Характеристика категорий: КОНГЕНИАЛЬНОСТЬ, ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ, ПОНИМАНИЕ, АБСТРАКТНАЯ СИТУАЦИЯ ДИАЛОГА МЕЖДУ ЧИТАТЕЛЕМ И ИНТЕРПРЕТИРУЕМЫМ ТЕКСТОМ, "СЧАСТЬЕ ВТОРОГО ПРОЧТЕНИЯ", ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

3. Понимание важнейшей категории "герменевтический круг" и других категорий в экспериментальной методике.

4. Выводы

ГЛАВА II. . ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА КАК ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. Краткая история становления лингвистической поэтики как отрасли современной российской филологии

2. Вклад русских филологов в разработку основных категорий лингвистической поэтики. Характеристика категорий: ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА, ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЕДИНСТВО И ТЕСНОТА СТИХОВОГО РЯДА, РИТМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА, ЗВУКОСМЫСЛ

3. Поэты о специфике и назначении поэзии

4. Осмысление основной категории лингвистической поэтики "единство и теснота стихового ряда" и других категорий в экспериментальной методике

5. Выводы

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В МЕТОДИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПРОШЛОГО И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Объяснительное чтение как прообраз интегрированного урока в наследии крупнейших русских методистов-филологов Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В. И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Шереметевского

2. Метод объяснительного чтения в интерпретации А.Д. Алферова

3. Методика обучения выразительному чтению стихотворного текста

В.И. Чернышева

4. Методика литературного чтения в наследии М.А. Рыбниковой

5. Идея лингвистического анализа художественного текста JI.B. Щербы и ее практическое воплощение в преподавательской деятельности автора

6. Обзор современных подходов к проблеме интегрированного урока русского языка и литературы

7. Выводы

ГЛАВА IY. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО АНАЛИЗУ ПЕЙЗАЖНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. Задачи, цели и основные структурно-смысловые компоненты интегрированного урока в экспериментальной методике

2. Конспекты интегрированных уроков по изучению пейзажного поэтического текста:

Б.Л. Пастернак "Снег идет"

М.Ю. Лермонтов "На севере диком стоит одиноко."

Ф.И. Тютчев "Весенние воды"

A.A. Фет "Я пришел к тебе с приветом.".

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной."

3. Описание эксперимента

Введение диссертации по педагогике, на тему "Филологический анализ пейзажного поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы как средство развития речи"

До сегодняшнего дня остается современной мысль Николая Гумилева о необходимости специальной подготовки читателя поэзии: "Неисчислимы руководства для поэтов, но руководств для читателей не существует. Поэзия развивается, направления в ней сменяются направлениями, а читатель остается все тем же, и никто не пытается фонарем познания осветить закоулки его темной читательской души" (Гумилев, 422).

Об этом писали многие другие поэты, в том числе A.A. Ахматова, М.И. Цветаева, А. Белый, С Я. Маршак.

Практическое решение этой проблемы - воспитание читателя поэзии, воспринимающего язык в его эстетической функции, - одна из актуальных проблем сегодняшней методики русского языка и литературы.

Пейзажные лирические стихотворения традиционно занимают особое место в школьном обучении. Именно они в значительном количестве включались и включаются в хрестоматии по чтению и по литературе для учеников разных возрастов и в дореволюционной России, и в советскую эпоху, и в настоящее время по разным действующим программам. Это позволяет рассматривать их в качестве чрезвычайно благодатного и значимого в эстетическом плане материала.

Одним из оптимальных и приемлемых путей изучения пейзажных поэтических текстов со школьниками (хотя, вероятно, не единственным) является интегрированный урок русского языка и литературы.

Общепризнанно, что подготовка и проведение таких уроков, целиком построенных на филологическом анализе художественного, а особенно поэтического текста, - задача очень трудная. Успешное ее решение предполагает соответствующую теоретическую подготовку, художественный вкус, педагогическое мастерство учителя-словесника.

Удачно проведенные интегрированные уроки становятся настоящим праздником для тех, кто учит, и для тех, кто учится: в удивительной лирической атмосфере каждый участник диалога испытывает "счастье второго прочтения", когда давно знакомые поэтические строки начинают звучать и восприниматься по-другому - глубже, полнее, многограннее. Так происходит настоящая встреча младшего школьника с ПОЭТОМ. Такие уроки учат детей по-настоящему ценить и любить русскую поэзию и эффективно развивают их устную и письменную речь, то есть формируют умение слушать, говорить, читать, понимать прочитанное и создавать высказывания в устной и в письменной форме.

Главная составляющая успеха в организации и проведении таких интегрированных уроков - теоретическая подготовка учителя-словесника. Она включает в себя три основные части: философское обоснование анализа текста, которое формирует герменевтика, филологическое его объяснение, которое определяет лингвистическая поэтика, и всестороннюю аргументацию модели интегрированного урока, которую дают психология, педагогика, методика.

Суть концепции заключается в следующем: научно обоснованная современными философскими, лингвистическими, литературоведческими и методическими идеями ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО АНАЛИЗУ ПЕЙЗАЖНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА СОЗДАЕТ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

СТИХОТВОРЕНИЯ. Вслед за французским философом П. Рикером мы понимаем интерпретацию как "сложную работу мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом". В ходе такой работы обогащается и уточняется словарный запас учащихся, развивается воображение, осознаются эстетические функции изучаемых грамматических категорий, СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ ВСЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: слушание, чтение, говорение и письмо. Обучение интерпретации поэтического текста является важной составной частью процесса воспитания эстетически развитого читателя.

Цели диссертационного исследования:

- разработать теоретические основы филологического анализа поэтического текста в процессе его интерпретации;

- определить специфику современного интегрированного урока русского языка и литературы по анализу пейзажного поэтического текста;

- построить и теоретически аргументировать методическую модель интегрированного урока русского языка и литературы по изучению пейзажного поэтического текста;

- реализовать методическую модель обучения в системе уроков и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования - художественно-эстетическая и речевая деятельность учащихся на интегрированном уроке русского языка и литературы в процессе интерпретации пейзажного поэтического текста.

Предмет исследования - филологический анализ поэтического текста как система вопросов и заданий на интегрированном уроке по интерпретации поэтического текста.

Гипотеза исследования.

В результате обучения детей интерпретации пейзажного поэтического текста в процессе филологического анализа его по разработанной нами методике у учащихся складывается более объемное представление о поэтическом языке, они избавляются от схематизма, упрощенной трактовки языковых фактов. Предложенная методика приобщает учащихся к научному поиску в области русского языка, способствует достижению ими собственного результата познания, воспитывает внимание к поэтическому слову, к его эмоциональной окраске, развивает языковое чутье.

Приобретенные детьми умения будут способствовать воспитанию эстетически развитого читателя, углублять понимание прочитанных стихотворений, прививать любовь к поэзии, развивать воображение и речь школьников, если спроектировать обучение интерпретации поэтического текста:

- на философских категориях: герменевтический круг, конгениальность, предпонимание, абстрактная ситуация диалога между автором и интерпретатором, "счастье второго прочтения", понимание, интерпретация;

- на категориях лингвистической поэтики: параллелизм, внутренняя форма слова, единство и теснота стихового ряда, ритмическая метафора, звукосмысл;

- и рассмотреть в качестве прообразов современного интегрированного урока русского языка и литературы метод объяснительндго чтения в творческом наследии крупнейших педагогов 19 века, методистов-классиков: Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, В.П. Шереметевского, А.Д. Алферова;

- методику обучения выразительному чтению В.И. Чернышева;

- методику литературного чтения М.А. Рыбниковой и

- идею лингвистического анализа художественного текста Л.В. Щербы, ее конкретное практическое воплощение.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи.

1. Разработать теоретические основы обучения интерпретации поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы.

2. Выявить специфику интегрированного урока по изучению пейзажного поэтического текста - описать его источники, обратившись к истории методики русского языка и литературы; затем определить его задачи и цели.

3. Обосновать суть основных структурно-смысловых компонентов интегрированного урока и их наиболее результативную (но не жесткую) последовательность.

4. Разработать систему вопросов, упражнений и заданий по формированию навыков интерпретации поэтического текста.

5. Экспериментально проверить и охарактеризовать наиболее эффективные приемы организации творческой деятельности школьников по интерпретации поэтического текста.

6. Построить методическую модель обучения интерпретации поэтического текста и экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.

Методологической основой исследования являются труды философов А. Августина, Ф. Иллирийского, Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета, В.Ф. Асмуса, П. Рикера; филологов A.A. Потебни, А.Н. Веселовского, Г.О. Винокура, P.O. Якобсона, В.М. Жирмунского, Б. Эйхенбаума, Ю.Н. Тынянова, J1.B. Щербы, Н.М. Эп-штейна; идеи и отдельные высказывания поэтов Н.С. Гумилева, A.A. Белого, М.И. Цветаевой, A.A. Блока, О.Э. Мандельштама, В.В. Маяковского; концепции методистрд Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.П. Шереметевского, А.Д. Алферова, М.А. Рыбниковой, В.И. Чернышева, С.И. Львовой, относящиеся к сфере эстетической и речевой деятельности, поэтического творчества. Они и определили принципы подхода к обозначенной проблеме.

Методы исследования:

-теоретический анализ философской, лингвистической, литературоведческой, психолого-педагогической литературы по теме диссертации;

- педагогический эксперимент;

- анализ работ учащихся.

На первом этапе 1995 - 1996 гг. изучалась литература по проблемам, связанным с темой исследования;

- определялись основные исходные положения работы; подбирались виды заданий, вопросы и упражнения, вошедшие впоследствии в экспериментальное обучение;

- проводились констатирующие срезовые работы и анкетирование учителей.

Практическая часть исследования проведена в 3 и 33 гимназиях, в Гуманитарном лицее г. Ульяновска в 1996 - 1997 и в 1997 - 1998 учебных годах.

На втором этапе 1996 - 1997 гг. создавалась методика обучения интерпретации поэтического текста и проводился формирующий эксперимент, уточнялась гипотеза, вырабатывались критерии обученности умениям, специфическим для интерпретации поэтического текста, систематизировались и обобщались полученные данные.

На третьем этапе 1997 - 1998 гг. проверялись полученные выводы, уточнялась методика обучения интерпретации поэтического текста; результаты исследования внедрялись в практику работы учителей начальных классов и словесников школ г. Ульяновска.

Научная новизна исследования:

- выявлена сущность понятия интерпретации поэтического текста на интегрированном уроке русского языка и литературы и теоретически обосновано его определение;

- раскрыта специфика интегрированного урока русского языка и литературы по изучению пейзажного поэтического текста;

- разработаны критерии обученности умениям, специфическим для интерпретации поэтического текста;

- исследованы методические пути и средства, позволяющие с наибольшей полнотой реализовать возможности интегрированного урока русского языка и литературы.

Практическая значимость исследования.

Разработана система уроков, позволяющая обучать интерпретации пейзажного поэтического текста.

Это поможет учителю-практику развивать воображение, речь детей, совершенствовать их эстетический вкус, воспитывать грамотного читателя поэзии.

Предлагаемые учителю теоретические подходы к решению проблемы и разработки конкретных уроков (при условии их внедрения в практику работы школ) помогут сформировать у школьников опыт творческого самостоятельного общения с произведениями искусства.

Разработанные нами теоретические положения и методические рекомендации могут быть учтены в школьных учебниках по русскому языку, по развитию связной речи и по литературе, а также в вузовских учебных пособиях по курсу «Филологический анализ художественного текста», в спецкурсах и спецсеминарах, и использованы в печатных изданиях Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ульяновской области.

Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается их теоретическим обоснованием, подтверждением основных положений работы, проведенным экспериментом и качественным анализом результатов на каждом этапе исследования, проведением значительного числа уроков в девяти школах г. Ульяновска.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследовательской работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова в 1995, 1996, 1997, 1998 годах.

Основные методические выводы исследования изложены в докладах, кото* рые были прочитаны учителям-словесникам школ №3, №2, №6, №33, №27, №45, №48, №82 г. Ульяновска. Нами проведено девяносто четыре открытых урока по разработанной методике в названных школах города, из них двенадцать показаны завучам школ, учителям, методистам районов, города и области на городских и районных семинарах по развитию речи учащихся. Методические рекомендации внедрены в практику работы учителей названных школ г. Ульяновска.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Система творческих вопросов, упражнений и заданий, реализующих взаимосвязь художественно-эстетической деятельности с речевой, является эффективным способом обучения интерпретации поэтического текста.

2. Эффективность обучения интерпретации повышается при опоре на теоретико-литературные понятия об изобразительно-выразительных средствах языка и их художественных функциях, а также на логику усвоения опыта творческой деятельности.

3. Использование разработанной методики на интегрированных уроках русского языка и литературы по изучению пейзажного поэтического текста способствует более глубокому пониманию прочитанного, развитию воображения и речи учеников, формирует опыт творческого общения с произведением искусства при воспитании эстетически развитого читателя.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание разделов отражает логику исследования: сначала мы рассматриваем теоретические основы обучения интерпретации поэтического текста, затем, исходя из них, разрабатываем методику и, наконец, осуществляем экспериментальное исследование процесса обучения интерпретации поэтического текста по разработанной нами методике, анализируем результаты.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы о развитии письменной речи по классу в целом.

1. Среднее количество слов в одном предложении имеет тенденцию к росту с 9,25 в первой работе до 12,61 в четвертой работе и 11,24 в пятой работе.

2. Кривая процентного соотношения сложных предложений к общему количеству предложений имеет зигзагообразную форму с явной тенденцией к росту.

Кривая простых предложений имеет тенденцию к понижению.

Если в первой работе процент простых предложений превышает процент сложных на 6 процентов, то в двух последних работах процент сложных предложений значительно превышает процент простых предложений: в четвертой работе на 58 процентов, в пятой работе на 34 процента.

3. Соотношение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений показывает, что дети больше употребляют в письменной речи сложноподчиненную связь и в начале, и в конце эксперимента. Но в первой работе сложноподчиненных предложений больше на 14 процентов, во второй - на 48 процентов, в третьей - на 28 процентов, в четвертой - на 60 процентов, в пятой - на 25 процентов. Таким образом, прослеживается явная тенденция к увеличению употребления сложноподчиненной связи.

4. Процент бессоюзных сложных предложений немного, но тоже повышается с 4 - 6 процентов в первой - второй работе до 8 - 9 процентов в четвертой -пятой работах.

158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты опытного обучения подтвердили выдвинутую гипотезу.

1. Предложенная методика филологического анализа пейзажного поэтического текста, обучающая интерпретации стихотворения на основе философских категорий: герменевтический круг, конгениальность, предпонимание, абстрактная ситуация диалога между автором и интерпретатором, "счастье второго прочтения", понимание, интерпретация; на основе важнейших категорий лингвис тйческой поэтики: единство и теснота стихового ряда, параллелизм, внутренняя i форма слова, ритмическая метафора, звукосмысл, - способствует воспитанию эстетически развитого читателя.

2. Методика совершенствует умения детей интерпретировать стихотворение, то есть понимать поэтическое слово, его эмоциональную и стилистическую окраску, умение работать с многозначным словом, чувствовать семное значение слов, умение анализировать фонетический и словообразовательный состав лексической единицы.

3. Умения младших школьников интерпретировать стихотворение способствуют развитию их устной и письменной речи.

ИТАК, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕЙЗАЖНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ МЕТОДИКЕ НА

ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ТРЕТЬИХ - ПЯТЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ СОЗДАЕТ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИХ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маркина, Елена Евгеньевна, Ульяновск

1. Августин Августин А. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. - Киев, 1835.

2. Аксаков Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. // Школьная роман-газета. - 1996. -№ 11.

3. Алферов Алферов А.Д. Родной язык в средней школе: (Опыт методики). - М., 1916. , Аристотель - Аристотель. Об искусстве поэзии. - М., 1957.

4. Басовская Басовская E.H. Личность - общество - мироздание в русской словесности. - М., 1994. Бахтин - Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Л., 1929.

5. Беляева Беляева Л.И. Психологический анализ чтения и понимания ритмически организованного текста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1959.

6. Бухштаб, 1957 Бухштаб Б.Я. Ф.И. Тютчев. // Ф.И. Тютчев. Полн. собр. стихотворений. - Л., 1957. Бухштаб, 1966 - Бухштаб Б.Я. Библиографические разыскания по русской литературе 19 века. - М., 1966.

7. Быстрова Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник. // Русская словесность. - 1995. - № 6.

8. Вайгла Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка, проблемы ее перевода.

9. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1988.

10. Веселовский Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - JL, 1940.

11. Видгоф Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания как предмет философского исследования. - Автореф. дисс. док. философ, наук. - Екатеринбург, 1993.

12. Винарская Винарская E.H. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). - М.,1989.t

13. Винокур, 1925а Винокур Г.О. Рец. Шпет Г. Эстетические фрагменты Пб., 1922-23. (Вып.) 1-3. // Чет и нечет: Альманах поэзии и критики. - М., 1925.

14. Винокур, 19256- Винокур Г.О. Культура языка: Очерки лингвистической технологии. М., 1925. Винокур, 1990а - Винокур Г.О. Чем должна быть научная поэтика. // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М., 1990. - С. 8-14.

15. Винокур, 19906 Винокур Г.О. Поэтика. Лингвистика. Социология (методологическая справка). // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.,1990. - С. 22-31.

16. Власенков Власенков А.И.Интегрированный курс русского языка и литературы (1-11 кл.). - М.,1996.

17. Власенков, Рыбченкова Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности. // Русская словесность. 1994. - № 1-6; 1995. - № 1.i

18. Водовозов Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. - СПб., 1868. Гадамер - Gadamer H.G. Wahrheit und Methode. - Tubingen, 1960.

19. Гайденко Гайденко П.П. Герменевтика и кризис буржуазной культурно-исторической традиции. // Вопросы литературы. - 1977. - № 5.

20. Гаспаров, 1974 Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М., 1974.

21. Гаспаров, 1989 Гаспаров М.Л. Очерки истории европейского стиха. - М., 1989.

22. Гаспаров, 1997 Гаспаров М.Л. Избранные труды. - Т. 2: О стихах. Языки русской культуры. - М.,1997.

23. Гей Гей Н.К. Художественность литературы. - М., 1975. j Гиржева - Гиржева Г.Н. Стихотворение Б. Пастернака "Единственные дни". // Русский язык в школе.1. 1989.-№4.1

24. Гиршман Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. - М., 1991. Голубков - Голубков В.В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. - М.-Л., 1946.

25. Горбушин Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке: ("Парус" М.Ю. Лермонтова). // Русский язык в школе. - 1991. - № 3.

26. Гореликова и др. Гореликова М.И. и др. Интерпретация художественного текста. - М., 1984. Граник и др. - Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1991.

27. Григорьев Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. - М., 1979. Григорьева - Григорьева А.Д. Слово в поэтическом тексте. - Изв. АН СССР. Сер лит и яз. - 1976.3.

28. Грязиова Грязнова А.Т. Фоновые значения слов в поэзии М.Ю. Лермонтова. // Русский язык в школе. - 1996.-№2.

29. Гумилев Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. / Вступ. статья Вяч. Иванова. Сост., научн. подгот. текста, послесловие Н. Богомолова. - М., 1990.

30. Гюббнет Гюббнет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. - М„ 1991.

31. Дильтей , 1987 Дильтей В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.

32. Дильтей , 1988 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. И Вопросы философии. -1988,-№4.

33. Домашнев и др. Домашнев А.Н., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. - М., 1989.

34. Жижина Жижина А.Д. Лиризм лермонтовского стихотворения: Стихотворение Лермонтова "Горные вершины". // Русская речь. - 1981. - № 4.

35. Жинкин, 1982 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

36. Жинкин, 1985 Жинкин Н.И. Психолингвистические основы развития мышления и речи. // Русский язык в школе. - 1985. - № 1.

37. Жирмунский, 1921а Жирмунский В. М. Рец. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия: набросок первый. - 1921. // Начала. (Прага). - 1921. - № 1.

38. Жирмунский, 19216 Жирмунский В.М. Задачи поэтики. // Начала. (Прага). - 1921. - № 1. Жирмунский, 1975 - Жирмунский В.М. Композиция лирического стихотворения. // Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975.

39. Зельцер Зельцер Л.З. Выразительность литературного произведения. Автореф. дисс. . док. филол.наук. Екатеринбург, 1994

40. Иванов Иванов В.И. К проблеме звукообраза у A.C. Пушкина. // Московский пушкинист. - Кн. 2.1. М„ 1930.

41. Калачева Калачева C.B. Выразительные возможности русского стиха. - М., 1977. Каракозов - Каракозов P.P. Условия формирования смыслообразующей функции художественной литературы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М. 1988.

42. Каркле Каркле P.A. О некоторых видах свободных сочинений, стимулирующих развитие творческой активности, эмоций и художественного воображения учащихся 4-8 классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Рига, 1975.

43. Киселева Киселева Л.А. Проблема исследования русского языка как средства воздействия. Автореф. дисс. док. филол. наук. - Л., 1970.

44. Кожинов, 1974 Кожинов B.B. Об изучении художественной речи. // Контекст - 1974. - М., 1975. Кожинов, 1990 - Кожинов В.В. О тайнах происхождения Афанасия Фета. // Литературная Россия. -1990.- 30 ноября.

45. Кожинов, 1996 Самый красивый из русских поэтов: (Интервью П. Горелова с Вадимом Кожино-вым). // Русская словесность. - 1996. - №4.

46. Колесникова Колесникова В.П. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина". // Русский язык в школен -1991. - № з.

47. Корсунский Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей у школьников. Автореф. дисс. док. психол. наук. - М., 1993.

48. Кошанский Кошанский Н. Общая риторика. - Спб., 1836.

49. Кравчук Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Автореф. дисс. док. философ, наук. - М., 1992.

50. Крупник Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность. // Психологический журнал. - 1988. - Т. 4. - №4.

51. Крымская Крымская Л.Р. Развитие восприятия лирического стихотворения при обучению выразительному чтению (практикум по выразительному чтению в пед. институте). Дисс. канд. пед. наук. -М, 1978.

52. Кузнецов Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991. Культура - Культура языка: Очерки лингвистической технологии. - М., 1925.

53. Лапатухин Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. / Сост. М.С. Лапатухин. - М., 1960.

54. Лермонтов Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. - М., 1996. Лихачев Б. - Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1998.

55. Лихачев Д., 1983 Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. - М., 1983.

56. Лихачев Д., 1991 Лихачев Д.С. Раздумья. / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. - М„ 1991.

57. Логинова Логинова Т.И. Сочинение-миниатюра "Декабрь. Святки". // Русский язык в школе. - 1994.- № 6.

58. Лотман Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972.

59. Львов, 1983 Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка: Учебное пособие. - М., 1983.

60. Львов, 1984 Львова М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1984.i Львова, 1993 Львова С.И. Уроки словесности в 7-9-х классах: Программа, планирование, материалы ! к урокам. - М., 1993.

61. Львова, 1995 Львова С.И. Риторика: Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. - М., 1995.

62. Львова, 1996 Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М, 1996.

63. Маймин, 1976 Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, A.C. Пушкин, Ф.И.1. Тютчев. М., 1976.j Маймин, 1989 Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. Биография писателя: Книга для учащихся. -М., 1989.

64. Максимов Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы. // Русский язык в национальной школе. - 1967. - № 1.

65. Маркина, 1997 Маркина Е.Е. Интегрированный урок русского языка и литературы по стихотворению Б. Пастернака "Снег идет". // Русский язык (приложение к газ. "Первое сентября"). - 1997.36.

66. Маркина, 1998 а Маркина Е.Е. Ф.И. Тютчев "Весенние воды". // Русский язык (приложение к газ. "Первое сентября"). - 1998. - № 26.

67. Маркина, 19986 Маркина Е.Е. "А снег идет.". // Учительские страницы (приложение к газ. "Ульяновская правда"). - 1998. - 13 января.

68. Маяковский Маяковский В.В. Полн. собр. соч. - Т. 12. - М., 1959. Меринский - Меринский A.M. Материалы к биографии М.Ю. Лермонтова. // Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. - М., 1996.

69. Никитин Никитин Г.Г. Дар жизни: (Об одном стихотворении Афанасия Фета). // Русская словес'; йость. - 1995. - № 6

70. Никитина, 1993 Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. 5-7 кл. - 3-ое изд., пере' раб. и дополн. - М., 1993. Никитина, 1994 - Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся. VI класс.1. Ульяновск, 1994.

71. Никитина, 1995 Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. 5-7 кл., 4-ое изд. - М., 1995.

72. Никитина, 1997 Никитина Е.И. Учебное пособие по развитию связной речи 8-9 кл. - 3-е изд. - М., ; 1997.I

73. Никифоров Никифоров Проблема интерпретации письменного текста. Дисс. . док. филол. наук. -1993.

74. Пахнова Пахнова Т.М. Русская словесность (10 -11 классы). - М., 1995. Пигарев - Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. - М., 1962.

75. Рыбникова Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. - М., 1985.

76. Саводник Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. - М., 1911. Седова - Седова В.Г. Творческий пересказ и словесное рисование как средства эстетического воспитания учащихся. Дисс. канд. пед. наук.

77. Семченко, Фролов Семченко А.Д., Фролов П.А. Мгновения и вечность: К истокам творчества М.Ю. Лермонтова. - Саратов, 1982.

78. Сипеневы Сипенев Ю.А., Сипенева И.А. Русская культура и словесность. - СПб, 1993.

79. Служевская Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. - СПб.,1994.

80. Смелкова Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Книга для учителя и учащихся. - М., 1997. Современная - Современная философия: Словарь и хрестоматия. / Отв. редактор Кохановский В.П. -Ростов-на- Дону, 1990.

81. Соловьев Б. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. - М., 1968.

82. Соловьев В. Соловьев. В. О лирической поэзии. // Фет А. Воздушный город. - М., 1996. Стоюнин - Стоюнин В.Я. Отзыв на "Русскую грамматику" В. Классовского. // Русский педагогический вестник. - 1857. - Т.1, ч.2.

83. Сузи Сузи В.Н. Богородичные мотивы в пейзажной лирике Тютчева. / Евангельский текст в русской литературе 18 - 20 веков: Сборник научных трудов. - Петрозаводск, 1994.

84. Танкевич Танкевич Г.Н. О природе художественного восприятия. Автореф. дисс. . канд. философ, наук. - М., 1969.

85. Тарасов, 1973 Тарасов Л.Ф. "Весенняя гроза" Ф.И. Тютчева: (Лингвистический анализ) // Русский язык в школе. - 1973. - № 4.

86. Тарасов, 1976 Тарасов Л.Ф. "Утес" Лермонтова: (Лингвистический анализ). // Русская речь. - 1976. -№4.

87. Федоренко Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Учебное пособие. - М., 1984. Фрид Э. М. Книга для тебя. - М., 1994.

88. Холшевников Холшевников В.Е. Вступительная статья. // Анализ одного стихотворения. / Под ред. В.Е. Холшевникова. - Л., 1985.

89. Чернышев Чернышев В.И. Азбука выразительного чтения. - П., 1915.

90. Щанский, 1983 Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста. // Русский язык в школе. - 1983. - № 3.

91. Шанский, 1987а Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Кн. для1 ; 1

92. Внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. средней школы. М., 1987.

93. Шанский, 19876 Шанский Н.М. "Зимнее утро" A.C. Пушкина. //Русский язык в школе. - 1987. - № 1. Шанский, 1994 - Шанский Н.М. О курсе "Русская словесность" на продвинутом этапе обучения (1011 классы). // Русский язык в школе. - 1994. - № 5.

94. Щереметевский Шереметевский В.П. Слово в защиту "живого слова" в связи с вопросом об объяс1. »)

95. Нительном чтении. М., 1897.t

96. Шкловский Шкловский В. "Евгений Онегин": (Пушкин и Стерн). // Шкловский В. Очерки по поэтике Пушкина. - Берлин, 1923.

97. Шлет, 1918 Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. (1918). // Цит. по: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991.

98. Шпет, 1923 Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. - Вып. 2. - Пб., 1923.

99. Штайн Штайн К.Э. Гармоническая организация поэтического текста. Автореф. дисс. док. филол. j на^к. - СПб., 1994.

100. Щерба, 1923 Щерба JI.B. Опыты лингвистического толкования стихотворений: 1. "Воспоминание" Пушкина. // Русская речь. - 1923. - Вып. 1.

101. Эпштейн Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. - М., 1990. J Якобсон П.М. - Якобсон П.М. Психология художественного текста. - М., 1968.Г

102. Якобсон P.O. Якобсон P.O. Работы по поэтике. - М., 1987.