Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гурова, Валерия Яковлевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гурова, Валерия Яковлевна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Уроки словесности в школе и их значение для языкового и эстетического развития учащихся.

§ 1. Учебный предмет «Словесность»: история становления и современное состояние.

§2. Формирование и развитие языковой личности как цель преподавания словесности в современной школе.

2.1. Личность и ее деятельностный аспект.

2.2. Речевая деятельность личности.

2.3. Концепция языковой личности. Модель языковой личности.

§ 3. Анализ констатирующего эксперимента.

3.1. Методика и условия проведения констатирующего эксперимента.

3.2. Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента (анкетирование учащихся 5, 9, 10-х классов).

3.3. Анализ результатов второго этапа констатирующего эксперимента (лингвоэстетический анализ поэтического текста учащимися 5, 9, 10-х классов).

Выводы.

Глава 2. Система работы по лингвоэстетическому анализу поэтического текста на уроках словесности в школе.

§ 1. Лингвоэстетический анализ художественного текста как средство формирования и развития языковой личности на уроках словесности в школе.

1.1. Предметно-дидактические основы лингвоэстетического анализа поэтического текста.

1.2. Принципы и методы лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности.

§2. Психолого-педагогические предпосылки методики лингвоэстетического анализа художественного текста на уроках словесности.

§3. Модель лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности.

§.4. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 5, 9 и 10 классах. Методические рекомендации.

4.1. Методика и условия проведения обучающего эксперимента.

4.2. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 5 классе.

4.3. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 9 классе.

4.4. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в классе.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности"

Современные тенденции в развитии российского образования обусловлены процессом гуманитаризации и демократизации нашего общества, повышением внимания к проблемам духовного, нравственного, этического, эстетического развития личности. Важнейшим средством пробуждения самосознания ребенка, стимулом его духовного развития, согласно отечественной дидактической традиции, является обучение родному языку, составляющему основу национально-культурной самоидентификации личности.

Формирование и развитие языковой личности представляется координирующей целью современного филологического образования в школе. Овладение языком, постижение результатов словесного искусства (художественных текстов), обучение творческому употреблению родного языка становится главным в содержании уроков словесности. Проблема целостного анализа художественного текста на уроках словесности получила глубокое теоретическое развитие и практическое воплощение в трудах классиков отечественной филологической науки, а также исследованиях ученых-методистов XIX и XX века. Однако дидактико-методические поиски значительно отставали от теоретических. В школьной практике не нашли достаточной реализации достижения отечественной филологии в области изучения структуры художественного текста, природы словесного образа, специфики художественно-образного речетворчества (Ф.И. Буслаев, JI.B. Щерба, К.Д. Ушинский, A.M. Пешковский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Ю.М. Лотман, Б.А. Ларин, Д.И. Шмелев).

Не увидели должного отражения в учебной практике продуктивная теория A.A. Потебни о внутренней форме слова, идеи о символизме языка, концепция целостного лингвоэстетического анализа художественного текста профессора Б.А. Ларина, его мысль о приведении к сознанию читателя языковой структуры текста как единораздельной цельности, подчиненной задачам художественного постижения и образного воплощения действительности. Обладая большой объяснительной силой, данные идеи позволяют более строго определить методологическую базу словесности в школе, а также поставить вопрос о разработке соответствующей методической стратегии и тактики, обеспечивающей решение задачи обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста в современной школе.

Методика лингвоэстетического анализа художественного текста на уроках словесности базируется не только на трудах ученых-лингвистов (И.Р. Гальперин, И.В. Арнольд, З.Я. Тураева, Г.В. Колшанский). Она опирается на работы в области психологии (А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, А.И. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя), исследующие механизмы порождения, восприятия и закономерности формирования речи, процессы взаимодействия читателя и художественного текста, особенности влияния работы с текстом на формирование и развитие языковой личности, ее творческих способностей.

В психолого-педагогическом и лингводидактическом плане модель обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста на уроках словесности ориентирована на функционально-семантический подход в изучении родного языка, на законы восприятия личностью произведения словесности, реализуемые в учебно-практической деятельности. Такой тип занятий позволяет осуществить переход от традиционной репродуктивной деятельности к исследовательской и творческой, от коллективной и фронтальной - к индивидуальной и личностно мотивированной, внедрить особую форму урока-диалога, урока-коммуникации, сотворцом которого становится ученик.

Как показывает практика проведения уроков словесности в школе, наибольшую трудность для учителя и учащихся в качестве объекта изучения представляет поэтический текст, обладающий сложной идейно-тематической, структурной и ритмической организацией, «концентрированной» образностью, многозначностью мира лирического субъекта и форм его выражения, «словесной сгущенностью» и языковой «символичностью». В этой связи разработка проблемы лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности приобретает особую актуальность. Сегодня действует несколько концепций и программ словесности для средней и старшей школы (С.И. Львовой, Р.И. Альбетковой, А.И. Власенкова, Н.М. Шанского, А.И. Горшкова). Современные концепции по словесности существуют в рамках сформировавшихся общих лингвометодических концепций: лингвоцентрической, логоцентрической и антропоцентрической. На наш взгляд, именно антропоцентрическая концепция является наиболее адекватной целям и задачам преподавания словесности, поскольку центром в ней выступает языковая личность, ее «речевые и мыслительные способности порождать и воспринимать речевые высказывания» (В .И. Кодухов), а единицей обучения становится текст.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

1) сложностью психофизиологической природы и структуры языковой личности, недостаточной определенностью путей ее формирования;

2) ключевой ролью преподавания словесности в духовном, интеллектуальном, эстетическом и творческом развитии учащихся;

3) недостаточной разработанностью методики целостного анализа художественного (поэтического) текста в существующих концепциях и программах курса словесности.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5, 9 и 10-х классов лингвоэстетическому анализу художественного (поэтического) текста.

Предметом исследования выступают:

1) условия и факторы формирования и развития языковой личности на уроках словесности;

2) Психофизиологические аспекты восприятия, понимания и интерпретации художественного текста учащимися;

3) эффективность методики лингвоэстетического анализа поэтического текста (методы, приемы, система заданий и упражнений) для формирования и развития языковой личности учащихся.

Цель исследования - разработка научно обоснованной методики лингвоэстетического анализа поэтического текста (с учетом его лингвопоэтических, дидактических, коммуникативных свойств) на уроках словесности.

Реализация поставленной цели потребовала в процессе исследования решения следующих задач:

1) уточнить предмет русской словесности на основе рассмотрения дореволюционной и современной практики преподавания данного учебного курса;

2) проанализировать и обобщить концепции развития личности, представленные в современной лингвистике, психологии, дидактике и методике, а также ключевые научные положения лингвистики текста, лингвистической поэтики, филологической герменевтики для определения теоретических основ методики лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности;

3) определить содержание основных элементов лингвоэстетического анализа поэтического текста в школе в свете отечественной филологической традиции и современной концепции филологического образования с учетом существующих стратегий и программ по словесности;

4) проанализировать наличие и содержание знаний, умений и навыков школьников, проявляющихся в анализе художественного текста (констатирующий эксперимент);

5) осуществить дидактическую конкретизацию модели языковой личности, определить ее количественные и качественные показатели, исследовать характер сформированности и уровень развития языковой личности учащихся 5, 9,10 классов;

6) разработать программу экспериментального обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста и систему уроков словесности, обеспечивающих формирование и развитие языковой личности школьника;

7) проверить эффективность и целесообразность экспериментальной методики в школе, сделать выводы.

На основе объекта, предмета и цели исследования была определена его гипотеза: использование в школьной практике преподавания русской словесности методики лингвоэстетического анализа поэтического текста, опирающейся на дидактическую конкретизацию и синтез филологических традиций и достижений лингвистической науки, предполагающий ориентацию на «разумно жизненные» (А.Ф. Лосев) постижения смысла произведения как единораздельной цельности, учет суггестивности и символичности художественного слова, позволит активизировать и оптимизировать процесс формирования и развития языковой личности школьника, скоординировать его речевую деятельность и реализовать творческий потенциал ученика, будет содействовать накоплению знаний, умений и навыков, необходимых для эмоционально-интуитивного, рационально-логического и художественно-творческого постижения произведения художественной словесности.

Методологической основой диссертационного исследования является динамический системный подход к изучению реальной действительности, основанный на принципе внутреннего единства бытия и сознания, предполагающего непосредственное проникновение, переживание, внерациональную рефлексию этого единства в качестве основания мышления. Данный подход базируется на синтетических концепциях интуитивного познания, созданных Н.О. Лосским и С.Л. Франком, и учении имяславия, разработанном А.Ф. Лосевым в контексте диалектической методологии. В качестве методологической основы исследования рассматривались также педагогические, дидактические и филологические положения о гуманитаризации образовательного процесса в современной школе, о необходимости филологического сближения школьных курсов русского языка и литературы и внедрении в учебную практику курса словесности, о формирование личностно-ориентированной образовательной парадигмы, о путях развития языковой личности и ее духовном становлении в результате овладения умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через его языковую ткань.

В соответствии с характером гипотезы, цели и задач были использованы следующие методы исследования:

1) историко-теоретический (анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме диссертационного исследования);

2) статистический (анализ устных ответов учащихся, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за процессом обучения, анализ результатов деятельности учащихся 5, 9 и 10-х классов, двухэтапный констатирующий мониторинг, промежуточный, контрольный, постэкспериментальный срез, сравнительно-сопоставительный анализ итогов исследования учебной деятельности школьников);

3) контрольный (выявление эффективности разработанной методики лингвоэстетического анализа поэтического текста).

Ведущим методом исследования в работе явился индуктивно-дедуктивный, т.к. он основан на наблюдении, анализе, классификации и последующем синтезе исследуемых явлений.

На защиту выносятся следующие положения:

1) применение методики лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности отвечает задачам личностно ориентированного обучения в современной школе, обеспечивает формирование прагматико-мотивационной, ценностной сферы сознания учащихся, является одним из наиболее эффективных путей развития языковой способности учащихся, включающей наряду со способностью к говорению и способность к пониманию;

2) лингвоэстетический анализ поэтического текста предполагает отказ как от «атомарного», поуровневого расчленения текста, разрушающего его художественную системность и целостность, так и от исследовательского импрессионизма, не учитывающего объективной образно-речевой природы художественного текста, представляющего собой наиболее полную реализацию креативных возможностей языка;

3) условием эффективности и результативности использования методики лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности является учет психофизиологических особенностей восприятия, понимания и интерпретации текста учащимися, опоры на общие принципы анализа художественного текста - принципы системности, дополнительности, восхождения (Б.Г. Бобылев), применение методов и приемов анализа текста — лингвистического комментирования, метода «филологического круга», метода межтекстового анализа и лингвистического эксперимента;

4) учебно-практическая деятельность на уроке словесности, посвященном анализу текста, должна носить системный, последовательный, поэтапный характер, включая в себя подготовку к восприятию, первичное восприятие, проверку качества первичного восприятия, анализ текста с использованием заданий синтетического характера, творческие виды работы с текстом (сочинения-комплексный анализ поэтического произведения). Этот вид занятий содержит и такие инвариантные компоненты как информационно-теоретический, лингворечевой и творческий (чтение и обучение выразительному чтению, лингвоэстетический анализ и работа с художественно-изобразительными средствами, творческие задания к тексту).

Данное исследование носит теоретико-экспериментальный характер и проводилось в течение 6 лет (с 1996 по 2002 год) в три этапа. В нем приняло участие 1230 учащихся и более 100 преподавателей г. Орла и Орловской области. Ученики, обучающиеся по экспериментальной программе, регулярно являлись победителями областного конкурса «Любители русской словесности», занимали первые места в областных олимпиадах по русскому языку и литературе в 1998-2000 году, стали победителями Всероссийской олимпиады по русскому языку (2001 год, 3 место, 11 класс) и литературе (2001 год, 3 место, 10 класс), лауреатами Всероссийской олимпиады по литературе в номинации «Анализ художественного текста» (2000 год, 1 место, 11 класс).

На первом этапе (1996-1997 г.г.) была определена область исследования, проводилась теоретическая подготовка эксперимента (анализ научной и учебно-методической литературы), наблюдение за учебным процессом и работой с художественным текстом по традиционной методике в школах г. Орла и Орловской области, формулирование гипотезы, выбор вида эксперимента и его планирование, подбор и подготовка испытуемых (контрольные и экспериментальные классы) и экспериментаторов, проведение констатирующего среза. Констатирующий эксперимент проводился на базе 5, 9 и 10-х классов школ г. Орла и Орловской области. Выбор этих классов был обусловлен рядом факторов. Значительную часть программ по литературе для 5, 9, 10 классов составляет лирика второй половины XIX века, вопросы анализа которой недостаточно разработаны в теоретической науке и методике (по сравнению, например, с «золотым» веком русской поэзии). Между тем, именно в данный период формируется жанр лирического фрагмента, представляющий особую трудность для восприятия школьников из-за необыкновенности разрастания поэтического подтекста. Кроме того, обучение детей данного возраста (первая и последняя ступень среднего звена и начало старшего) лингвоэстетическому анализу художественного текста позволяет найти эффективные методы, реализовать общедидактические принципы развивающего обучения, преемственности, системности, накопления знаний, умений и навыков, а также частные принципы лингвоэстетического анализа (принцип системности, дополнительности и восхождения).

На втором этапе (1997-2001 г.г.) были намечены конкретные методические пути экспериментальной проверки разработанной программы опытного обучения на уроках словесности в 5, 9, 10-х классах школ г. Орла и Орловской области, проходил сам процесс обучения и проводились серии текущих (промежуточных) срезов, разрабатывались способы объективной оценки результатов предлагаемой методики.

На третьем этапе (2001-2002 г.г.) завершилась опытно-экспериментальная работа, проводились итоговые и постэкспериментальные срезы, сопоставлялись результаты обучающего эксперимента и формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что 1) осуществлена методическая конкретизация теоретических и методологических исследований в области филологии, теории текста, языка художественной литературы, эстетики, теории речевой деятельности применительно к потребностям и условиям средней школы; 2) раскрыто дидактико-методическое и интегрирующее содержание понятия «лингвоэстетический анализ художественного текста» и обоснована необходимость его включения в школьную систему филологического образования; 3) разработана научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая модель лингвоэстетического анализа поэтического текста для курса словесности; 4) создана система уроков словесности для 5, 9, 10-х классов, посвященная лингвоэстетическому анализу поэтического текста; 5) практически освоены идеи целостного лингвоэстетического анализа художественного текста и последующего синтеза как условия адекватного восприятия и понимания произведений словесного искусства школьниками.

Теоретическая значимость состоит 1) в определении взаимосвязи степени языкового (речевого) развития ребенка со степенью его готовности и уровнем сформированности умений воспринимать, понимать и создавать текст;

2) в разработке прагматико-мотивационной модели языковой личности с учетом современной образовательной ситуации в школе; 3) в актуализации прагматико-мотивационной модели языковой личности с учетом путей ее формирования и развития в школе; 3) в разработке диагностических заданий, определяющих уровень развития языковой личности учащихся 5, 9, 10-х классов и раскрывающих характер восприятия, анализа, понимания и интерпретации поэтического произведения школьниками; 4) в исследовании и систематизации психолого-педагогических предпосылок методики экспериментального обучения; 5) в создании программы и модели экспериментального обучения, разработке системы уроков словесности, методов и приемов обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста, типологии заданий, упражнений, вопросов в русле исследуемой методики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что 1) разработанная методика позволяет качественно изменить уровень и характер восприятия, понимания и интерпретации поэтического текста учащимися 5, 9 и 10 класса, влияет на формирование и развитие языковой личности школьников; 2) предложенная методика внедрена в практику учителей-словесников г. Орла и Орловской области; 3) научно-практические выводы могут быть учтены при создании программ по словесности, литературе, русскому языку, учебных пособий, дидактических материалов для учителей и учащихся, 4) предложенная система уроков анализа поэтического текста может быть использована в качестве исходной модели для дальнейших методических разработок.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования, его результатов и выводов обеспечивается опорой на достижения современной лингвистической, психолого-педагогической и методической наук, совокупностью используемых методов, достаточным количеством испытуемых, а также положительными результатами экспериментального обучения.

Результаты исследования апробированы на научно-практических конференциях областного, российского и межгосударственного уровня, в работе творческой лаборатории «Текстовое пространство», областной экспериментальной площадки «Школа-лаборатория гуманитарного образования», на занятиях в ООИУУ, в руководстве курсовыми работами студентов факультета начального обучения, в деятельности школы для одаренных детей «Интеллект», в методической работе с учителями города и области, на педагогических чтениях, педсоветах и заседаниях методических объединений преподавателей русского языка и литературы.

Апробация. Материалы исследования использованы для выступления на региональных конференциях в г. Орле (1997, 1998, 2000), Всероссийской конференции (Орел, 2001), Межгосударственной научно-практической конференции (Иваново, 2001), районных, городских и областных методических объединениях учителей русского языка и литературы г. Орла и Орловской области, на курсах в Орловском областном институте повышения квалификации учителей в 1996-2002 г.г. Основные идеи, положения и результаты проведенного диссертационного исследования содержатся в 6 публикациях (общий объем - 8,19 п.л.).

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой и упоминаемой литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

1. В результате анализа философской, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы нами было установлено, что методика лингвоэстетического анализа поэтического текста базируется на теоретических основах системного подхода к языку как общественному, духовному и эстетическому явлению, с учетом данных лингвистики по теории текста, психолого-педагогических аспектов восприятия языка и специфики овладения речевой деятельностью. Процесс познания, интеллектуальное развитие личности школьника в ходе чтения и анализа художественного текста сочетается с нравственным совершенствованием, формированием коммуникативных способностей и потребностей, ростом самосознания и национальной самоидентефикацией. В триаде «язык-литература-действительность» язык становится для ребенка основой формирования его мировидения, носителем и выразителем этико-эстетических взглядов личности. Художественные произведения отечественной словесности открывают учащемуся многовековой человеческий опыт, культурные традиции народа, творческие потенциал родного языка и талант словесного искусства литераторов. Язык рассматривается нами как материал словесности и источник >. всестороннего развития человека, позволяющий выразить собственные мысли, чувства и переживания.

Проведенное исследование показало, что лингвоэстетический подход к поэзии позволяет раскрыть мир художественного текста, познакомиться с особенностями его построения и существования, с эстетическими свойствами стихотворной речи. Работа по обучению восприятию, осмыслению, интерпретации, анализу и последующему синтезу в русле взаимодействия с текстом приучает школьников «читать художественные произведения филологически вооруженным глазом» (Н.М. Шанский). Лингвоэстетический анализ поэтического текста является дидактической, психологической и педагогической базой для формирования и развития языковой личности чрг ребенка. Такой вид учебной деятельности предполагает использование особой технологии обучения: развивающей и личностно-ориентированной, с преобладанием стимулятивно-мотивационных методов, форм и приемов. Анализ текста осуществляется в рамках функционально-семантического подхода к языку. Констатирующий и обучающий эксперимент доказал существование взаимосвязи уровней языкового (речевого) развития ребенка с уровнями сформированности его готовности воспринимать, понимать, интерпретировать и создавать текст.

2. Эффективность обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста исходит из возможных путей реализации взаимосвязей между содержанием, методами и средствами обучения в средней школе. Она зависит от правильного выбора методической стратегии и тактики, проявляющихся в определенной системе заданий и упражнений, профессионализме педагога, и строится на основе научных принципов филологического подхода к тексту, а также общедидактических и специфических, отражающих особенности восприятия его учащимися 5, 9 и 10-х классов. В наибольшей степени задачам формирования, развития и воспитания языковой личности учащихся соответствует такая методика организации урока, которая основана на М- системном лингвоэстетическом анализе текста. Данная система исходит из важнейшего филологического принципа сближения преподавания русского языка и литературы, который получает адекватное воплощение в курсе словесности. Внедрение уроков словесности в школьную практику стало насущной потребностью современного образовательного процесса. Предметом их изучения становятся законы употребления языка, художественное произведение в единстве идейно-художественного содержания и словесной формы выражения. На таких занятиях ученики овладевают умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации - к образу, сюжету, композиции, идее, учатся воспринимать произведение как целостное явление у искусства слова. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка. Разработанная методика проведения урока словесности включает в такой вид занятия три инвариантных компонента: информационно-теоретический, лингворечевой и творческий. Предлагаемая методика позволяет внедрить в практику преподавания словесности целостный (комплексный) анализ художественного (поэтического) текста.

3. Теоретические положения и результативность рекомендуемой системы обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста в школе проверены экспериментально. Результаты эксперимента подтвердили, что реализация связей между содержанием, методами и средствами обучения, предлагаемыми традиционной методикой, а также связи между формируемыми знаниями, умениями и навыками в процессе освоения экспериментальной программы способствуют повышению учебно-творческой деятельности школьников, развивают навыки исследовательской работы и воздействуют на формирование и воспитание языковой личности ребенка. Школьники, обучавшиеся по экспериментальной программе, не только овладели методами и приемами работы с текстом, приобщились к культуре диалога с произведением словесности, углубили филологические знания, но и получили значительный стимул для самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

4. Разработанная методика предполагает понимание художественного текста в русле решения лингвоэстетических задач в соответствии с теми этапами его освоения (подготовка к восприятию, первичный синтез, проверка качества первичного восприятия, анализ текста на основе заданий и упражнений аспектного и проблемно-содержательного характера, обобщающе-синтезирующие итоговые задания по тексту). Работа по освоению содержательной, структурной и языковой сторон художественного текста, согласно предложенной методике, организуется в единстве и требует опоры на лингвистические, литературоведческие, культурологические и другие гуманитарные знания, получаемые школьниками на уроках русского языка и литературы.