автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования
- Автор научной работы
- Шилова, Наталья Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования"
На правах рукописи
Шилова Наталья Евгеньевна
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования
Специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания
(музыка)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 8 НОЯ 2013
00554Т"-«
Москва 2013
005541421
Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор,
заслуженный деятель искусств РФ Савостьянов Александр Иванович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор,
доцент кафедры вокала и хорового дирижирования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Грибкова Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой художественного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Кузнецова Вероника Вадимовна
Ведущая организация: ФГНУ «Институт художественного
образования» Российской академии образования
Защита состоится 18 декабря 2013 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4, кор.2, ауд.2310
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4 Автореферат разослан « 14 » ноября 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат искусствоведения, доцент _ Г.В. Заднепровская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную культуру. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающему поколению прививаются бездуховность, безверие, агрессивность.
В связи с этим задача формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.
В современной науке проблема формирования духовно-нравсвенной культуры раскрывается в различных аспектах. Феномен культуры как принципиальный фактор в становлении человеческого общества исследовался в трудах А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова и др. Проблема культуры личности исследовалась Б.Г. Ананьевым, Г.И. Железовской и др. Психологический аспект понятия «духовность» освещен в работах И.М. Ильичевой, В.Д. Шадрикова и др. Проблема духовности человека нашла отражение в произведениях античных философов: Платона, Демокрита, Аристотеля и др.; православных философов: H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др., а также в современных исследованиях Т.И. Петраковой, Н.М. Романенко и др. Значение нравственности в формировании личности обосновывалось С.К. Бондыревой, A.A. Гусейновым, Б.Т. Лихачевым и др. Общетеоретические аспекты формирования духовной культуры личности отражены в трудах П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, B.C. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Научно-методическая, составляющая духовно-нравственного воспитания; содержится в работах A.B. Бородиной, Л.Л. Шевченко и др. Проблема формирования духовной культуры средствами музыкального искусства обозначалась в исследованиях Н.М. Романенко, С.Г. Додоновой, О.Г. Яковлевой и др. Сущность духовно-нравственного воспитания, его содержание и формы разработаны Я.А. Коменским, В.А. Сухомлинским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др., а также В.И. Андреевым, В.Д. Ивановым, Б.Т. Лихачевьм и др. Влияние христианского учения на педагогические традиции исследовали В.В. Зеньковский, Н.В. Маслов, Е.В. Шестун и др. Важными для исследования темы являются работы теологического содержания, представленные трудами современных авторов прот. В. Дорофеева, Н.В. Маслова и др. Значимы исследования в области хоровой музыки Т.Ф. Владышевской, Ю.В. Келдыша, В.И. Мартынова, А.И. Рогова; истории духовной музыки И.А. Гарднера, И.В. Кошминой, В.В. Медушевского и др.; специфики музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского и др.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в центре внимания исследователей, в основном вопросы духовного и нравственного
воспитания учащихся общеобразовательных школ, а вопрос организации этого процесса в организациях дополнительного образования (воскресных школах) все еще остаются малоизученными.
Также несмотря на возникший в последнее десятилетие интерес к феномену духовной музыки, ее влияние на формирование духовно-нравственной культуры во взаимосвязи всех ее компонентов исследовано не в полной мере.
В этой связи существует ряд проблем, и одна из актуальных - отсутствие в организациях дополнительного образования (воскресных школах) научно обоснованных программ по предмету «церковно-хоровое пение» для разного возрастного уровня, методических пособий, нотного материала для детей, аудиозаписей наследия духовной музыки.
Применительно к решению этих проблем в современных условиях значительными становятся педагогические идеи, проникнутые формированием духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Источниками формирования этих качеств является вся многогранная культура народа, традиции, включающие базовые человеческие моральные нормы поведения в условиях исторического развития общества.
Анализ педагогической литературы и изучение практической деятельности преподавателей в организациях дополнительного образования (воскресных школах г. Москвы, Красногорска, Ростова-на-Дону, Костромы, Перми) позволяют констатировать ряд объективно сложившихся противоречий между:
- социальной значимостью духовно-нравственной культуры личности и недостаточным научно-теоретическим обоснованием путей ее формирования;
- значительным нравственно-эстетическим потенциалом духовной музыки и неэффективным ее использованием в качестве педагогического средства;
- необходимостью формирования у учащихся духовно-нравственной культуры и недостаточностью содержательно-технологических средств обеспечивающих ее решение.
Указанные противоречия позволили выявить следующую проблему исследования: каковы особенности и содержание формирования духовно-нравственной культуры у учащихся в организациях дополнительного образования?
Важность научно-теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования».
Объект исследования: духовно-нравственная культура учащихся.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования (воскресных школах) с опорой на духовные ценности православной культуры.
Цель исследования: разработка модели и обоснование педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования.
Гипотеза: формирование духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах) будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- опора на национальную музыкальную культуру, включая церковные и внецерковные традиции (авторская образовательная программа «Церковно-хоровое пение» в дополнении с авторским учебником «Сольфеджио для регентских и воскресных школ»);
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;
- формирование соборной педагогической общности основанной на взаимосвязи педагогов, учащихся и родителей;
- организация школьного пространства.
Задачи исследования:
1. определить понятие «духовно-нравственная культура учащихся» через раскрытие его составных компонентов в философской, психолого-педагогической литературе;
2. выявить потенциал духовной и народной музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся;
3. разработать модель и педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах);
4. определить показатели и критерии сформированности духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
научные подходы: системный (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский и др.), ценностный (Б.А. Ахмешев, Е.С. Ванина, А.Н. Малюков, О.В. Плотникова, и др.), культурологический (М.С. Каган, Н.Е. Щуркова и др.), аксиологический (H.A. Асташова, В.А. Сластенин и др.); средовой (М.С. Каган, В.И. Слободчиков и др.); философская концепция развития духовности как высшей ценности человека (Б.Т. Лихачев, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков и др.); философская трактовка сущности духовного воспитания (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и др.); теория культуры (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, A.C. Кармин и др.); теория ценностей (A.A. Гусейнов, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова и др.); концепции формирования культуры личности (Б.А. Ахмешев, С.В.Титова, Л.Л.Шевченко); работы, в которых отражается вопросы философии, аксиологии, культурологии образования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.); работы, отражающие теоретические основы музыкального образования (Л.А. Мазель, В.Н. Шацкая, Н.П. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.); работы православных педагогов (В.В. Зеньковский, Б.В. Ничипоров);
исследования, посвященные русской духовной музыке (И.А. Гарднер, В.В. Медушевский, Е.В. Николаева и др.) и народной песенной культуре (Т.В. Челышева, В.М. Щуров и др.); труды, посвященные вопросам церковного пения (И.И. Вознесенский, А.И. Гарднер, В.И. Мартынов, В.М. Металлов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические-. анализ научно-педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение передового практического, в том числе, собственного опыта преподавания в учебных заведениях в системе дополнительного образования.
Эмпирические: педагогические наблюдения в процессе обучения, анализ и обобщение педагогического опыта; опросно-диагностические методы (тестирование, письменный опрос, беседа), оценивание; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.
База исследования: Основная работа по апробации результатов исследования проходила в одной из организаций дополнительного образования - воскресной школе при храме Преображения Господня г. Москвы. Общее количество испытуемых 138 человек. Исследование проводилось с 2008 по 2013 г. и прошло несколько взаимосвязанных этапов:
I этап (2008-2009 гг.) - изучение философской, психологической и педагогической литературы, определение цели, задач, гипотезы, обоснование методологии и методов научного исследования; изучение практической деятельности преподавателей нескольких воскресных школ (Москвы, Ростова-на-Дону, Костромы, Перми).
II этап (2009-2012 гг.) - разработка модели и педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах); проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап (2012-2013 гг.) - анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. определен формирующий потенциал духовно-нравственной культуры в содержательно-терминологическом аспекте;
2. выявлен потенциал духовной и народной музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся, что обосновывает правомерность использования их в качестве педагогического средства;
3. разработана и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования, что способствует повышению эффективности образовательного процесса;
4. разработаны и обоснованы педагогические условия, что обеспечивает эффективное функционирование модели формирования духовно-нравственной
культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования;
5. определены показатели и критерии сформированности духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. Внесен определенный вклад в специальность 13.00.02 (Теория и методика обучения и воспитания):
- уточнено понятие «духовно-нравственная культура учащихся» являющейся неотъемлемой часть их личной культуры состоящая из целостной, системы элементов, включающую: духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру;
- определено научное осмысление педагогического потенциала духовной и народной музыки как средства формирования духовно-нравственной культуры в образовательном процессе способствующее расширению комплекса средств воспитания;
- развита и дополнена идея о взаимосвязи и органическом единстве церковной и народной музыки на основе интонационных, ладовых, ритмических особенностей, интонационно-мелодического мышления и принципов формообразования, которая легла в основу создания авторской образовательной программы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении авторской образовательной программы «Церковно-хоровое пение» в дополнении с авторским учебником «Сольфеджио для регентских и воскресных школ» в учебный процесс организаций дополнительного образования (воскресных школ).
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций работы; репрезентативностью исследовательских данных; результатами опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими об успешности процесса формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки; их непротиворечивостью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялялась на базе воскресной школы Преображения Господня г. Москвы. Основные положения и выводы диссертации были отражены в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях; в публикациях автора, в том числе, в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России; в процессе собственной педагогической деятельности; в ходе проведения опытно-экспериментальной работы; в процессе обсуждения на заседаниях кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эффективным средством формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах) является духовная музыка во взаимосвязи с народной музыкой, что обосновывает правомерность их использования в качестве педагогического средства.
2. Модель формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки включает в себя: цель, задачи, методологические подходы (системный, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный, средовой), принципы (соборности; народности; образования, развития и воспитания; культуросообразности; комплексности; сознательности и активности; наглядности; воспитание в коллективе и через коллектив; оптимизации процесса обучения), содержательный компонент (мотивационно-познавательный, когнитивный, эмоционально-психологический, деятельностно-результативный), технологический компонент (формы организации педагогического процесса: урок, хоровые репетиции, концертные выступления, клиросная практика, музыкальные вечера, экскурсии, индивидуальные занятия и др., средства, материализующие духовную музыку, произведения народного песенного творчества, методы организации взаимодействия педагога и учащихся (организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: (словестные, наглядные, практические, репродуктивный, проблемно-поисковый); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля), компоненты сформированности духовно-нравственной культуры учащихся (духовный, нравственный, поведенческий), критерии (учебный, субъективно-смысловой, субъективно-культурного развития), показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры (высокий, средний, низкий).
3. Педагогическими условиями формирования духовно-нравственной культуры учащихся являются: опора на национальную музыкальную культуру, включая церковные и внецерковные традиции (авторская образовательная программа «Церковно-хоровое пение» в дополнении с авторским учебником «Сольфеджио для регентских и воскресных школ»); привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе; формирование соборной педагогической общности основанной на взаимосвязи педагогов, учащихся и родителей; организация школьного пространства.
4. Повышению уровня духовно-нравственной культуры учащихся способствует внедрение в образовательный процесс организаций дополнительного образования (воскресных школ) Авторской образовательной Программы «Церковно-хоровое пение», целью которой является приобщение детей к основам отечественной музыкальной и духовной культуры, организация певческой деятельности на основе православных традиций, развитие музыкально-эстетического вкуса, формирование у учащихся вокально-исполнительских умений и навыков. Программа имеет духовную направленность. Наряду с музыкально-хоровым обучением она предполагает
воспитание детей через духовные произведения, а также произведения народного песенного творчества с опорой на духовные ценности русской культуры.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 258 наименований и 17 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены объект и предмет, цель и задачи, теоретико-методологическая основа и методы исследования, сформулирована гипотеза; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Теоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования» приведены результаты анализа базовых, проблемных для современного образования понятий «духовность», «нравственность», «культура» на основе работ психолого-педагогического и философского содержания, выделено составное понятие «духовно-нравственная культура учащихся»; раскрыты особенности формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах); обоснована роль музыки как средства формирования духовно-нравственной культуры учащихся; обозначены особенности музыкального воспитания в организациях дополнительного образования (воскресных школах); раскрыто нравственное и эстетическое значение русской духовной музыки, ее особенности; определена важная роль народной музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся; развита и дополнена идея о взаимосвязи церковной и народной музыки; вокально-хоровое исполнительство как духовная и эстетическая потребность, раскрыт педагогический потенциал хорового пения.
Общетеоретические положения исследования опирались на идеи H.A. Бердяева, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Лихачева, B.C. Соловьева, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, A.C. Хомякова и др.
Понятие «духовность» было рассмотрено нами через следующие аспекты: философский, культурологический, психологический, педагогический, лингвистический и богословский. В результате мы пришли к выводу, что «духовность» - это внутренний мир человека, гармонически сочетающий в себе интеллектуальные и эмоциональные начала сознания, это потребность познания мира, себя, смысла жизни, что тесно связано с нравственностью.
Сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность. Отсюда - выделение «пары»: духовность - нравственность, между которыми существует не только семантическая, но и онтологическая
связь, где внешняя сфера бытия личности связана с понятием нравственность, а внутренняя - с понятием духовность. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - сфера ее «горизонтальных» устремлений; отношений с людьми и обществом.
Проанализировав содержание понятия «нравственность», мы пришли к выводу, что «нравственность» - совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживаются силой общественного мнения, традициями, системой воспитания, личными убеждениями.
«Нравственность» - продукт духовного развития личности. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким принципам гуманности, делают человека духовным существом.
Исследование термина «культура» происходило через раскрытие понятий «духовная культура», «материальная культура», «эстетическая культура», «культурные ценности», «искусство», «музыкальная культура».
Проведенный анализ составных компонентов термина «духовно-нравственная культура» учащихся позволил разработать обобщенную формулировку понятия:
«Духовно-нравственную культуру учащегося» мы определяем как неотъемлемую часть личной культуры учащегося, состоящую из целостной системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру.
Воскресная школа являясь организацией дополнительного образования, осуществляя определенные культурно-образовательные услуги, является мощным фактором формирования у детей духовно-нравственной культуры.
Целостное духовно - нравственное и социальное формирование личности ребенка происходит путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.
Одним из средств, способствующих формированию у учащихся духовно-нравственной культуры, является музыкальное искусство. Оно является одним из важных элементов современного культурного пространства, способным к гармонизации отношений человека с окружающей действительностью. В музыке аккумулируются духовные ценности человечества, тем самым она является средством духовного, нравственного и эстетического воспитания. Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие. Воздействуя на эмоциональную сферу учащегося она формирует его моральный облик. Также она является эффективным средством эмоциональной коррекции.
В рамках современной воскресной школы развитие музыкальной культуры детей как части их духовно-нравственной культуры является первостепенной задачей. Основная задача музыкального образования и воспитания в воскресной школе - облагородить сердца воспитанников, развить
у них стремление к совершенству. Этому способствует использование духовной музыки в образовательном процессе школы.
Духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Приобщение к духовной музыке способно дать человеку знание истории и истоков культуры своей страны; помочь обратиться к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине; способствовать развитию чувства любви и сострадания к людям; внимательному и бережному отношению к природе; воспитывать чувство красоты, гармонии; пополнить слуховое восприятие новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки; помочь соприкоснутся с вечными нравственными истинами.
Музыка Русской Православной Церкви является не только величайшим сокровищем отечественной, но и важнейшим пластом всей мировой культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы, церковная музыка рассматривается как действенное средство воспитания подрастающего поколения. Ее изначальная обращенность к человеческой душе, отражение в церковной музыке высоты религиозных заповедей, красоты таинств и обрядов - все эти особенности музыки как части христианской культуры обладают огромной созидательной силой. Духовная музыка соединяет душу человека со всем мирозданием. Она призывает к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине; к гармонии с самим собой и окружающим миром.
Важная роль в формировании и обогащении духовно-нравственной культуры подрастающего поколения отводится народной музыке, способствующей духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности, воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур, закреплению и утверждению народного духа в душе личности, формированию возвышенной и приподнятой гордости за свой народ и родную музыку, воспитанию и развитию качеств, присущих своему народу.
Народное песенное творчество оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры учащихся. Изучая традиционную песенную культуру, учащиеся смогут соприкоснуться с подлинной историей своего народа, их сознание постепенно будет трансформироваться под влиянием нравственно-эстетического опыта предыдущих поколений, отображенного в народных песнях.
Изучив интонационные, ладовые, ритмические особенности древнего стиля пения, особенности интонационно-мелодического мышления и принципы формообразования в их общем и особенном значении стало очевидным, что народная и церковная музыка являются генетически родственными. Истоки их единства заключены не только в общности русского музыкального языка, лежащего в основе и народной, и церковной музыки, но и в характере восприятия и в самой системе мировоззрения.
Музыкально-хоровое воспитание имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка. Хоровое пение способствует развитию певческой культуры учащихся, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.
Хоровая музыка, рожденная народом и интерпретированная композиторами, помогает изнутри высветить русскую культуру, ее эмоционально-ценностные основы. Именно хоровое пение, основанное на духовных традициях создает вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способное преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает детей в общеобразовательной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования» описывается разработанная нами модель, педагогические условия, а также критерии, показатели и уровни духовно-нравственной культуры учащихся; проведен анализ сформированности уровня духовно-нравственной культуры учащихся, а также описаны ход и результаты педагогического эксперимента.
Модель формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования включает в себя: цель, направленную на формирование духовно-нравственной культуры учащихся и задачи, обеспечивающие ее достижение: разработка содержания, методов и форм, структуры урока и видов действий для осуществления формирования духовно-нравственной культуры учащихся; создание условий на уроке для формирования духовно-нравственной культуры учащихся; расширение музыкально-хорового материала для повышения уровня заинтересованности предметом; овладение учащимися знаниями в области духовной и народной музыки, а также навыками вокально-хоровой деятельности; экспериментальная проверка уровня духовно-нравственной культуры учащихся.
Научное обеспечение процессу формирования духовно-нравственной культуры учащихся создают методологические подходы: системный, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный, средовой.
Из подходов вытекают принципы определяющие организацию педагогического процесса: соборности, народности, единство образования, развития и воспитания, культуросообразности, комплексности, сознательности и активности, наглядности, воспитание в коллективе и через коллектив, оптимизации процесса обучения.
Практический блок модели реализовался через содержательный и технологический компоненты.
В содержательном компоненте в качестве основополагающих характеристик в формировании духовно-нравственной культуры средствами музыки мы рассматриваем следующие взаимосвязанные психолого-педагогические компоненты:
- мотивационно-потребностный, обеспечивающий интерес и внутреннее стремление к знаниям из области духовной и народной музыки;
- когнитивный, обеспечивающий формирование знаний из области духовной музыки и народного песенного творчества, развитие музыкальных предпочтений;
- эмоционально-психологический, обеспечивающий обогащение эмоционально-чувственного опыта;
- деятельностный, обеспечивающий обучение вокально-хоровой деятельности как способу развития духовно-нравственной культуры учащихся;
- мотивационно-ценностный компонент отражает поступки учащихся, соответствующие моральным нормам поведения, сформированным на основе базовых человеческих ценностей с учетом ценностей духовно-нравственной культуры.
Технологический компонент включает в себя:
- формы организации педагогического процесса (урок, хоровые репетиции, концертные выступления, клиросная практика, музыкальные вечера, экскурсии, индивидуальные занятия и др.);
- средства, материализующие духовную музыку, произведения народного песенного творчества;
- методы организации взаимодействия педагога и учащихся.
Компонентами сформированное™ духовно-нравственной культуры учащихся являются: духовный, нравственный, поведенческий.
Критериями сформированности духовно-нравственной культуры учащихся и показателями выступают:
- учебный (теоретические знания в области духовной музыки и народного песенного творчества, умения и навыки исполнения духовных произведений, а также песенных образцов народного творчества);
- субъективно-смысловой (воспитанность, положительная динамика развития личности, положительные изменения поведения);
- субъективно-культурного развития (компоненты базовой культуры личности (духовность, нравственность, эстетическая культура).
Уровнями сформированности духовно-нравственной культуры являются: высокий, средний, низкий.
Результат - личность учащегося, обладающая высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Для эффективного функционирования описанной модели определены педагогические условия по формированию духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования, под которыми понимаются специально организуемые преподавателем обстоятельства, помогающие формированию духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки:
1) опора на национальную музыкальную культуру, включая церковные и внецерковные традиции, способствующая формированию духовно-
нравственной культуры учащихся, привитию детям любви к православной и народной музыкальной культуре, пробуждению генетической памяти ребенка к своим историко-культурным корням, овладению традицией духовных песнопений, их видами и жанрами, а также жанрами и видами народного песенного творчества;
2) привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе, способствующему развитию мотивации учащихся, формированию правильного поведения, развитию духовно-нравственных качеств;
3) формирование соборной педагогической общности основанной на взаимосвязи педагогов, учащихся и родителей способствующей созданию духовно-культурной среды, благотворно влияющей на укрепление семьи; постижению духа богослужебного пения; постижению духа любви, созерцания, живого творческого общения; развитию духовного совершенствования; развитию коллективизма и взаимопомощи; приобретению возможности духовного делания, сокрытую в каждом человеке;
4) организация школьного пространства, способствующая раскрытию внутренней свободы учащихся, сосредоточенности на уроке, проявлению состояния доверия, эффективности процесса обучения, повышению его качества, развитию эстетического чувства, возрастанию интереса к учебе.
Для выявления сформированости духовно-нравственной культуры учащихся была разработана система критериев. Исходя из структуры духовно-нравственной культуры учащихся, нами были выделены три критерия:
1. Учебный критерий;
2. Субъективно-смысловой критерий;
3. Критерий субъективно-культурного развития.
Показателями учебного критерия являются:
- теоретические знания:
а) в области русской духовной музыки: история развития русской духовной музыки (основные музыкально-исторические этапы и их характерные особенности: церковное пение 5-8 вв.; певческое искусство Киевской Руси; многоголосие 15-18 вв.; духовные песнопения русских композиторов 19-20 вв.; основные богослужебные циклы: Всенощное бдение, Божественная Литургия, их строение, смысл песнопений);
б) в области народного песенного творчества (народная песня: виды, жанры; бардовская песня, детская песня)
- умения и навыки исполнения:
а) духовных произведений. Знание специфики исполнения духовных произведений (сдержанность, осмысленность каждого слова, внимание к деталям, сосредоточенность, одухотворенность, бесстрастность, проникновенность, безыскусственность, размеренность);
б) песенных образцов народного творчества (выразительность, эмоциональность, плотность и объемность звука, «пение на опоре», правильная артикуляция).
Показателями субъективно-смыслового критерия являются: воспитанность; положительная динамика развития личности; положительные изменения поведения.
Таблица 1
Показатели критерия субъективно-культурного развития учащихся
Компоненты духовно-нравственной культуры учащегося
Духовный Нравственный Поведенческий
Красота Гармония эстетическая культура
Любовь Верность культура чувств
Смирение Толерантность коммуникативная культура
Истина стремление к познанию когнитивная культура
Милосердие сострадание,уважен ие коммуникативная культура
Трудолюбие Устремленность деятельная культура
Познание Заинтересованность культура самоактуализации
Самоуважен ие Достоинство культура поведения
Совесть Правдивость рефлексивная культура
Великодушие Терпимость коммуникативная культура
Благородство Доброта культура жизненного самоопределения
Самоуважение Достоинство культура поведения
Благочестие Честность коммуникативная культура
Уровни характеризуются через духовно-нравственное знание сущности основных духовно-нравственных категорий (сознание, самосознание), нравственное отношение (к знанию, нравственное чувство, мотивация поведения), нравственное поведение, ориентированное на устойчивые духовные идеалы; воплощение духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизнедеятельности, (осознанность поведения); способность к самоконтролю и самооценке, значимости совершаемых поступков в форме эмоциональных переживаний (проявление совести).
Нами были выделены три уровня сформированное™ духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки: высокий, средний, низкий, являющиеся показателями успешности приобщения учащихся к ценностному показателю (Таблица 2).
Таблица 2
Уровни сформированности духовно-нравственной культуры учащихся
Уровни
Показатели
« к
И О О
РЭ
высокое развитие духовных, нравственных и эстетических качеств; четкое осознание значений понятий базовых человеческих ценностей; потребность в духовно-нравственном самовоспитании; развитые эстетические чувства, эмоциональное восприятие прекрасного и негативное отношение к безобразному; наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляции и самоорганизации, проявление активной общественной позиции; устойчивый познавательный мотив, наличие глубоких знаний в области духовной музыки и достаточных знаний в области народного песенного творчества; высокое развитие музыкальных навыков, навыков исполнения духовных хоровых произведений, а также песенных образцов народного творчества.
>к я и
э
о, о
неполное развитие духовных, нравственных и эстетических качеств; устойчивые положительные идеалы личности, смутные, противоречивые, запутанные представления о понятиях базовых человеческих ценностей; самовоспроизводящее воплощение духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни, самоконтроль, но заниженная самооценка совершаемых поступков; недостаточно развитые эстетические чувства, проявляющиеся в основном на подсознательном уровне, будучи во многом обусловленными настроением на данный момент; устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется; недостаточно выраженный познавательный мотив, недостаточные знания в области духовной музыки и народного песенного творчества; неполное развитие музыкальных навыков, навыков исполнения духовных хоровых произведений, а также песенных образцов народного творчества.
«
К Ы ■
очень слабое развитие духовных, нравственных и эстетических качеств; отсутствие умений различия добра и зла; несформированность понятий базовых человеческих ценностей (ребенок не понимает, о чем идет речь), неразвитость эстетических интересов и соответственно эстетических способностей и чувств; слабое проявление положительного, еще неустойчивого опыта поведения, саморегуляция и самоорганизация ситуативны; отрицательная мотивация, отсутствие знаний в области духовной музыки и народного песенного творчества; очень слабое развитие музыкальных навыков, навыков исполнения духовных произведений, а также песенных образцов народного творчества.
Экспериментальная работа проводилась на базе воскресной школы при храме Преображения Господня г. Москвы. В констатирующей диагностике приняло участие 138 человек: из них - 30 поступивших на первый год обучения, 67 учащихся в настоящее время (конец первого и конец второго учебного года) и 41 уже закончивших обучение.
На констатирующем этапе ставились следующие задачи: определение исходного уровня сформированности духовно-нравственной культуры у
поступивших на первый год обучения, учащихся в настоящий момент и уже закончивших воскресную школу согласно разработанным критериям и показателям; формирование экспериментальной и контрольной групп со сходными характеристиками.
Для диагностики оценки сформированности духовно-нравственной культуры был использован комплекс следующих диагностических методик: «Знания в области русской духовной музыки» (авторская методика), «Знания в области народного песенного творчества» (авторская методика), «Определение уровня воспитанности ученика» (по М.И. Шиловой), «Диагностика этики поведения «Незаконченные предложения»», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», Методика «Определение уровня сформированности нравственных понятий у учащихся», Методика «Оценка и самооценка нравственных качеств личности учащимися» (по З.И. Васильевой), «Диагностика нравственной мотивации», Экспертная оценка «Состояние духовно-нравственных качеств личности ученика», экспертная оценка умений и навыков исполнения духовных произведений и песенных образцов народного творчества.
По результатам проведенной диагностики у поступивших на первый год обучения, учащихся в настоящий момент и у закончивших обучение в воскресной школе преобладал средний уровень духовно-нравственной культуры. Результаты показателей у опрошенных позволили сделать выводы о необходимости работы по формированию духовно-нравственной культуры респондентов.
На основании результатов констатирующей диагностики были сформированы контрольная и экспериментальная группы, равные по количественному составу - по 15 человек и соотносимые по уровню сформированности компонентов духовно-нравственной культуры.
Как показало исследование, у большинства диагностируемых, по учебному критерию у 54 % (8 чел.) участников экспериментальной и 54 % (8 чел.) участников контрольной группы наблюдалась отрицательная мотивации, отсутствие знаний в области духовной музыки и народного песенного творчества; очень слабое развитие музыкальных навыков, навыков исполнения духовных произведений, а также песенных образцов народного творчества. У 40% (6 чел.) участников эксперименальной группы и 47 % (7 чел.) участников контрольной группы преобладал средний показатель по субъективно-смысловому критерию, выражающийся в устойчивом положительном поведении, наличии регуляции и саморегуляции. По критерию субъективно-культурного развития 47 % (7 чел.) участников экспериментальной группы и 40 % (6 чел.) участников контрольной группы имели неполное развитие духовных, нравственных и эстетических качеств; устойчивые положительные идеалы личности, смутные, противоречивые, запутанные представления о понятиях базовых человеческих ценностей; самовоспроизводящее воплощение духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни, заниженная самооценка совершаемых поступков; недостаточно развитые эстетические чувства.
Целью формирующего эксперимента явилась проверка эффективности спроектированной модели формирования духовно-нравственной культуры учащихся и педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
Формирующий эксперимент осуществлялся в рамках хоровых занятий с использованием авторской образовательной программы «Церковно-хоровое пение» в дополнении с авторским учебником «Сольфеджио для регентских и воскресных школ». Отличительной особенностью настоящей программы от аналогичных по профилю является введение в программу произведений народного песенного творчества, способствующих целостному формированию духовно-нравственной культуры учащихся. Образовательная программа опирается на закономерности, лежащие в основе православного календаря, а также календаря государственных праздников и праздников России.
Программа состоит из следующих структурных блоков:
- теоретический блок (прохождение тем из области духовной и народной музыки);
- репертуарный блок (песнопения разных распевов, напевов, песнопения на церковные гласы, духовные песнопения на разных языках, духовные произведения русских композиторов; духовные песни; русские народные песни; детские песни; песни к праздникам; бардовские песни);
- аудио и видео образовательный блок (записи изучаемого обихода и осмогласия, «золотого фонда» образцов духовной музыки, а также произведений народно-песенного творчества).
Совместно с образовательной программой применялся авторский «Учебник сольфеджио для регентских и воскресных школ». Цель создания учебника: изучение сольфеджио на основе духовных произведений.
Структурные блоки учебника:
- информационный блок (краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков, песнопения православной церкви (наименование и объяснение церковных песнопений), статьи известных знатоков церковного пения);
- системно-практический блок состоящий из двух частей (Первая часть представляет собой одноголосные песнопения, выстроенные в порядке изучения интервалов, длительностей, ритмов, размеров, тональностей до двух ключевых знаков. Во второй части представлены двухголосные песнопения (двухголосное пение терциями, секстами и всеми пройденными интервалами).
Применительно к хоровым занятиям данный учебник использовался для разучивания нотного хорового материала. Учащиеся осваивали и запоминали большое количество песнопений и одновременно овладевали знаниями из области сольфеджио.
На формирующем этапе нами была использована следующая система методов способствующих развитию духовно-нравственной культуры учащихся на хоровых занятиях: 1. организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные методы, наглядные, практические, репродуктивный метод, проблемно-поисковый.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: метод стимулирования и мотивации интереса к учению, метод стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: наблюдение, анкетирование, анализирование концертного выступления.
Формирующий этап включал непосредственное проведение специально разработанных занятий (комплексных уроков) состоящих из разнообразных видов действий (пение произведения по руке; чтение с листа хорового произведения; анализирование произведения; разучивание; слушание в записи разучиваемого хорового произведения; пение с использованием фортепианного дублирования голосов партитуры; пение голосов по отдельности, а также в сочетании двух, трех или четырех голосов; исполнение текста молитвы на разученный глас; исполнение произведения на разных языках; транспонирование хорового произведения).
Занятия по программе проходили 2 раза в неделю по 2 академических часа (из которых 3 часа - объяснение темы, прохождение духовно-хорового материала, его разучивание, доработка и повторение пройденного, и 1 час -разучивание произведений народного песенного творчества с объяснением материала и прослушиванием записей). Соответственно были разработаны две структуры комплексного урока, которые чередовались между собою.
Для успешного усвоения хорового материала, правильного понимания, осмысления и исполнения нами были разработаны и использованы определенные методы применяемые на хоровых занятиях (приучение к специфике тембра и звукоизвлечения, мелодического и ритмического интонирования; воспроизведение молитвенного текста на разных языках; комплексного подхода основанного на одновременном изучении сольфеджио и церковных песнопений; развития традиционных навыков артикуляции в процессе хорового пения; дифференцированного освоения гласов и характерного их исполнения).
Методика проведения занятий на всех этапах обучения состояла из: овладения теоретическим материалом; развития навыков правильного понимания, осмысления и исполнения изучаемого материала; работа над певческими навыками; развитие умений и навыков сольного и ансамблевого исполнения; развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения.
При контрольной диагностике обработка результатов показала, что в экспериментальной группе преобладает высокий показатель по трем имеющимся критериям. По учебному критерию 54% (8 чел.) показали наличие глубоких знаний в области духовной музыки и достаточных знаний в области народного песенного творчества; устойчивый познавательный мотив; высокое развитие музыкальных навыков, навыков исполнения духовных хоровых произведений, а также песенных образцов народного творчества, 40% (6 чел.) -недостаточно выраженный познавательный мотив, недостаточные знания в
области духовной музыки и народного песенного творчества; неполное развитие музыкальных навыков, навыков исполнения духовных хоровых произведений, а также песенных образцов народного творчества, и лишь 7 % (1 чел.) имел низкий показатель по критерию. По субъективно-смысловому критерию 47 % (7 чел.) имели устойчивый, положительный опыт нравственного поведения, наличие саморегуляции и самоорганизации, проявление активной общественной позиции; 40 % (6 чел.) - устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции и лишь 14 % (2 чел.) - слабое проявление положительного, еще неустойчивого опыта поведения, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. При анализе критерия субъективно-культурного развития 54 % (8 чел.) имели высокое развитие духовных, нравственных и эстетических качеств; четкое осознание значений понятий базовых человеческих ценностей; потребность в духовно-нравственном самовоспитании; развитые эстетические чувства, эмоциональное восприятие прекрасного и негативное отношение к безобразному; 40 % (6 чел.) - неполное развитие духовных, нравственных и эстетических качеств; устойчивые положительные идеалы личности, смутные, противоречивые, запутанные представления о понятиях базовых человеческих ценностей; самовоспроизводящее воплощение духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни, самоконтроль, но заниженная самооценка совершаемых поступков; недостаточно развитые эстетические чувства, проявляющиеся в основном на подсознательном уровне, будучи во многом обусловленными настроением на данный момент; и лишь 7 % (1 чел.) имел низкий показатель по критерию, выражающийся в очень слабом развитии духовных, нравственных и эстетических качеств; отсутствии умений различия добра и зла; несформированность понятий базовых человеческих ценностей (ребенок не понимает, о чем идет речь), неразвитость эстетических интересов и соответственно эстетических способностей и чувств. По данным анализа, в контрольной группе, в отличие от экспериментальной группы, преобладал средний показатель по трем приведенным критериям.
В конце формирующего эксперимента уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся экспериментальной группы оказался выше уровня сформированности духовно-нравственной культуры учащихся контрольной группы.
Таблица 3
Сравнительная таблица уровней сформированности духовно-нравственной культуры учащихся двух групп на начальном и конечном этапе эксперимента
Уровни Высокий Средний Низкий
Нач. % Кон. % Изм. % Нач. % Кон. % Изм. % Нач. % Кон. % Изм. %
ЭГ 29 52 +23 35 40 +5 36 10 -26
КГ 27 29 +2 41 49 +8 34 23 -11
Таблица 4
Динамика уровней сформированности духовно-нравственной культуры учащихся двух групп на начальном и конечном этапе эксперимента
ЭГ (нач.) ЭГ (конец) КГ (нач.) КГ (конец)
По результатам эксперимента мы пришли к выводу, что в течение трех лет обучения в организации дополнительного образования (воскресной школе) у учащихся расширились и углубились знания в области духовной музыки, а также в области народного песенного творчества. Развились музыкальные навыки, навыки исполнения духовных произведений и образцов народного песенного творчества. Развились духовные, нравственные, этические качества. Стали ярко проявляться такие качества, как принципиальность, ответственность, честность, совестливость, доброта, милосердие, отзывчивость, толерантность, патриотизм, развился эстетический вкус, потребность в творчестве, менялось их поведение, постепенно учащиеся встали на путь самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.
Из полученных данных следует, что в экспериментальной группе произошел более значимый переход учащихся на высокие показатели, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе стало намного меньше учащихся с низким уровнем сформированности духовно-нравственной культуры. У контрольной группы эти показатели остались невысокими. Эффективность статистической значимости исследуемого признака по критерию «X2» « 2,4, что подтверждает высокий уровень надежности разработанной системы диагностики.
Полученные результаты подтверждают, что в ходе занятий по авторской образовательной программе «Церковно-хоровое пение» происходило не только приобретение знаний в области духовной и народной музыки, исполнительских умений и навыков, но и развитие духовных, нравственных качеств, эстетических чувств, а также менялось поведение учащихся.
Таким образом, эксперимент подтвердил, что внедряемая авторская образовательная программа способствует повышению уровня духовно-нравственной культуры учащихся.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала эффективность разработанной модели формирования духовно-нравственной
культуры учащихся и педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
В заключении диссертации сформулированы обобщающие выводы, а также определены перспективы дальнейшего исследования:
1. Духовно-нравственная культура учащихся, является неотъемлемой частью личной культуры учащегося, состоящая из целостной системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культур.
2. Духовная музыка наряду с народной обладают высоким потенциалом в формировании духовно-нравственной культуры учащихся, что обосновывает правомерность использования их в качестве педагогического средства.
3. Эффективность формирования духовно-нравственной культуры учащихся обеспечивает целенаправленная организация образовательного процесса на основе разработанной модели и педагогических условий.
4. Результаты проведённого педагогического эксперимента подтвердили выдвинутые положения гипотезы и позволили убедиться в эффективности формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организации дополнительного образования, что доказывает значительное изменение уровня духовно-нравственной культуры учащихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Дальнейшие перспективы мы видим в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся образовательных организаций различных типов.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Шилова, Н.Е. (Дмитриенко Н.Е.) Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка [Текст] / Н.Е. Шилова // Педагогическое образование в России. - 2013. — № 1. - С. 112-115 (0,3 п.л.).
2. Шилова, Н.Е. (Дмитриенко Н.Е.) Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования [Текст] / Н.Е. Шилова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 184-187 (0,3 п.л.).
3. Шилова, Н.Е. (Дмитриенко Н.Е.) Образовательная программа «Церковно-хоровое пение» [Текст] / Н.Е. Шилова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013. - № 5 (55). - С. 326-330 (0,4 и .л.).
4. Дмитриенко, Н.Е. Нравственное и эстетическое значение русской духовной музыки [Текст] / Н.Е.Дмитриенко // Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции / Ред. колл.: Е.А. Бодина, Е.Г. Артемова. - М. : МГПУ, 2011. - С. 44-48 (0,3 пл.).
5. Дмитриенко, Н.Е. Синтез музыки и живописи [Текст] / Н.Е.Дмитриенко // Диалог языков и культур в современном мире: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Электросталь, Новый гуманитарный институт, 22 марта 2012 г. / ред. М.Н. Николаева. - М. : Новый гуманитарный институт, 2012. - С. 135-138 (0,2 пл.).
6. Дмитриенко, Н.Е. Вокально-хоровое исполнительство как духовная и эстетическая потребность [Текст] / Н.Е. Дмитриенко // Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2012 г. / отв. ред. А. Н. Садриева. — Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. — С. 53-57 (0,3 п.л.).
7. Дмитриенко, Н.Е. Особенности музыкального воспитания в дополнительных учебных заведениях [Текст] / Н.Е. Дмитриенко // Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2012 г. / отв. ред. А. Н. Садриева. - Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. -С. 57-61 (0,3 п.л.).
8. Дмитриенко, Н.Е. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся музыкальных и воскресных школ на примере духовных произведений [Текст] / Н.Е. Дмитриенко // Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2012 г. / отв. ред. А.Н. Садриева. -Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. - С. 61-63 (0,3 п.л.).
9. Дмитриенко, Н.Е. Приобщение детей к музыкальной культуре посредством совершенствования двигательных навыков [Текст] / Н.Е. Дмитриенко // Современные методы и технологии музыкального образования: материалы Международной научно-практической конференции / Ред. колл.: Е.А. Бодина, Е.Г. Артемова. - М.: МГЛУ, 2012. - С. 123-127 (0,2 п.л.).
Подписано в печать 14 ноября 2013 г. Объем 1,0 усл. п. л. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Реглет». Заказ № 260 119526 г. Москва, пр-т Вернадского, д. 39 www. reglet. Ru, тел. +7 495 363 78 90
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шилова, Наталья Евгеньевна, Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТЕТ»
На правах рукописи
04201565795
ШИЛОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ Савостьянов А.И.
Москва-2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................... 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования.................................. 15
1.1. Сущность и содержание понятия «духовно-нравственная культура учащихся». Особенности формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования... 15
1.2. Музыка как средство формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Особенности музыкального воспитания
в организациях дополнительного образования...............................54
1.3. Значение русской духовной и народной музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования................................................... 65
1.4. Взаимосвязь народной и церковной музыки................................. 80
1.5. Вокально-хоровое исполнительство как духовная и эстетическая
потребность. Педагогический потенциал хорового пения................. 93
Выводы по первой главе.......................................................... 100
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования.................................. 104
2.1. Модель формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования.... 104
2.2. Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования... 115
2.3. Критерии, показатели и уровни духовно-нравственной
культуры учащихся................................................................. 122
2.4. Содержание педагогического эксперимента.................................. 126
2.5. Анализ качества сформированное™ духовно-нравственной
культуры учащихся................................................................. 159
Выводы по второй главе........................................................... 165
Заключение..................................................................................168
Литература.................................................................................. 170
Приложения................................................................................. 191
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Мы живём в очень интересное и трудное время. Мир не стоит на месте. На наших глазах жизнь на земле принимает новый облик. Но наряду с этим теряются духовно-нравственные ценности, развилось и усиливается пренебрежение к миру духовному - рост знания при потере мудрости.
Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В настоящий момент совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.
В последние десятилетия в России в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается либеральный стандарт, суть которого заключается в приоритете низменных интересов над нравственными, религиозными ценностями и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:
❖ христианские добродетели - псевдочеловеческими ценностями либерализма;
* педагогика уважения старших и совместного труда - развитием эгоистической личности;
♦> целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
♦♦♦ любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения, основанной на индивидуализме и жажде наживы;
❖ интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, акцентирует приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте западных либеральных ценностей. Эти «ценности» оказывают существенное негативное воздействие на систему нравственных эталонов подрастающего поколения.
Опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе данных либеральных ценностей не приводят к успеху. Таким образом, «гуманистические плоды», явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей, тем более воспитать в правильном направлении детей. Разрыв между духовным (возвышенными идеями) и земным (их материальным воплощением) в массовом масштабе настолько велик, что обесценивает гуманистическое понимание роли искусства и культуры, в то время как культура позволяет «держать удар» жизненных стихий. Без неё человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний. В этих условиях с особой остротой встает вопрос о формировании у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры, которую человечество выносило, сформулировало, объективировало (опредметило в произведениях искусства) в качестве «механизма» своего выживания как человечества.
Степень разработанности проблемы. В современной науке проблема формирования духовно-нравсвенной культуры раскрывается в различных аспектах.
Феномен культуры как принципиальный фактор в становлении человеческого общества исследовался в трудах А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, A.C. Кармина и др.
Проблема культуры личности исследовалась Б.Г. Ананьевым, Г.И. Железовской и др.
Психологический аспект понятия «духовность» освещен в работах И.М. Ильичевой, В.Д. Шадрикова и др.
Проблема духовности человека нашла отражение в произведениях античных философов: Платона, Демокрита, Аристотеля и др.; православных философов: H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др., а также в современных исследованиях Т.И. Петраковой, Н.М. Романенко и др.
Значение нравственности в формировании личности обосновывалось С.К. Бондыревой, A.A. Гусейновым, Б.Т. Лихачевым и др.
Общетеоретические аспекты формирования духовной культуры личности отражены в трудах П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, B.C. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Научно-методическая, составляющая духовно-нравственного воспитания; содержится в работах A.B. Бородиной, Л.Л. Шевченко и др.
Проблема формирования духовной культуры средствами музыкального искусства обозначалась в исследованиях Н.М. Романенко, С.Г. Додоновой, О.Г. Яковлевой и др.
Сущность духовно-нравственного воспитания, его содержание и формы разработаны Я.А. Коменским, В.А. Сухомлинским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др., а также В.И. Андреевым, В.Д. Ивановым, Б.Т. Лихачевым, Н.Е. Щурковой и др.
Влияние христианского учения на педагогические традиции исследовали В.В. Зеньковский, Н.В. Маслов, Е.В. Шестун и др. Важными для исследования темы являются работы теологического содержания, представленные трудами современных авторов прот. В. Дорофеева, Н.В. Маслова и др.
Значимы исследования в области хоровой музыки Т.Ф. Владышевской, Ю.В. Келдыша, В.И. Мартынова, А.И. Рогова; истории духовной музыки И.А. Гарднера, И.В. Кошминой, В.В. Медушевского и др.; специфики музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского и др.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в центре внимания исследователей, в основном вопросы духовного и нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, а вопрос организации этого процесса в организациях дополнительного образования (воскресных школах) все еще остаются малоизученными.
Также несмотря на возникший в последнее десятилетие интерес к феномену духовной музыки, ее влияние на формирование духовно-нравственной культуры во взаимосвязи всех ее компонентов исследовано не в полной мере.
В этой связи существует ряд проблем, и одна из актуальных - отсутствие в организациях дополнительного образования (воскресных школах) научно обоснованных программ по предмету «церковно-хоровое пение» для разного возрастного уровня, методических пособий, нотного материала для детей, аудиозаписей наследия духовной музыки.
Применительно к решению этих проблем в современных условиях значительными становятся педагогические идеи, проникнутые формированием духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Источниками формирования этих качеств является вся многогранная культура народа, традиции, включающие базовые человеческие моральные нормы поведения в условиях исторического развития общества.
Анализ педагогической литературы и изучение практической деятельности преподавателей в организациях дополнительного образования (воскресных школах г. Москвы, Красногорска, Ростова-на-Дону, Костромы, Перми) позволяют констатировать ряд объективно сложившихся противоречий между:
■ социальной значимостью духовно-нравственной культуры личности и недостаточным научно-теоретическим обоснованием путей ее формирования;
■ значительным нравственно-эстетическим потенциалом духовной музыки и неэффективным ее использованием в качестве педагогического средства;
■ необходимостью формирования у учащихся духовно-нравственной культуры и недостаточностью содержательно-технологических средств обеспечивающих ее решение.
Указанные противоречия позволили выявить следующую проблему
исследования:
> каковы особенности и содержание формирования духовно-нравственной культуры у учащихся в организациях дополнительного образования?
Важность научно-теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования».
Объект исследования: духовно-нравственная культура учащихся.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования (воскресных школах) с опорой на духовные ценности православной культуры.
Цель исследования: разработка модели и обоснование педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования.
Гипотеза: формирование духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах) будет эффективным при следующих педагогических условиях:
1. опора на национальную музыкальную культуру, включая церковные и внецерковные традиции (авторская образовательная программа «Церковно-хоровое пение» в дополнении с авторским учебником «Сольфеджио для регентских и воскресных школ»);
2. привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;
3. формирование соборной педагогической общности основанной на взаимосвязи педагогов, учащихся и родителей;
4. организация школьного пространства. Задачи исследования:
1. определить понятие «духовно-нравственная культура учащихся» через раскрытие его составных компонентов в философской, психолого-педагогической литературе;
2. выявить потенциал духовной и народной музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся;
3. разработать модель и педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах);
4. определить показатели и критерии сформированности духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
■ научные подходы: системный (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский и др.); ценностный (Б.А. Ахмешев, Е.С. Ванина, А.Н. Малюков, О.В. Плотникова, и др.); культурологический (М.С. Каган, Н.Е. Щуркова и др.); аксиологический (H.A. Асташова, В.А. Сластенин и др.); средовой (М.С. Каган, В.И. Слободчиков и др.);
■ философская концепция развития духовности как высшей ценности человека (Б.Т. Лихачев, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков и др.);
■ философская трактовка сущности духовного воспитания (H.A. Бердяев,
B.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и др.);
■ теория ценностей (A.A. Гусейнов, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова и
др-);
■ теория культуры (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, A.C. Кармин и др.);
■ концепции формирования культуры личности (Б.А. Ахмешев,
C.В.Титова, Л.Л.Шевченко);
■ работы, в которых отражается вопросы философии, аксиологии, культурологии образования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.);
■ работы, отражающие теоретические основы музыкального образования (Л.А. Мазель, В.Н. Шацкая, Н.П. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.);
■ работы православных педагогов (В.В. Зеньковский, Б.В. Ничипоров);
■ исследования, посвященные русской духовной музыке (И.А. Гарднер, В.В. Медушевский, Е.В. Николаева и др.) и народной песенной культуре (Т.В. Челышева, В.М. Щуров и др.);
■ труды, посвященные вопросам церковного пения (И.И. Вознесенский, А.И. Гарднер, В.И. Мартынов, В.М. Металлов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ научно-педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение передового практического, в том числе, собственного опыта преподавания в учебных заведениях в системе дополнительного образования.
Эмпирические: педагогические наблюдения в процессе обучения, анализ и обобщение педагогического опыта; опросно-диагностические методы (тестирование, письменный опрос, беседа), оценивание; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.
База исследования: Основная работа по апробации результатов исследования проходила в одной из организаций дополнительного образования -Воскресной школе при храме Преображения Господня г. Москвы. Общее количество испытуемых 138 человек. Исследование проводилось с 2008 по 2013 г. и прошло несколько взаимосвязанных этапов:
I этап (2008-2009 гг.) - изучение философской, психологической и педагогической литературы, определение цели, задач, гипотезы, обоснование методологии и методов научного исследования; изучение практической
деятельности преподавателей нескольких воскресных школ (Москвы, Ростова-на-Дону, Костромы, Перми).
II этап (2009-2012 гг.) - разработка модели и педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры учащихся в организациях дополнительного образования (воскресных школах);
III этап (2012-2013 гг.) - анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• определен формирующий потенциал духовно-нравственной культуры в содержательно-терминологическом аспекте;
® выявлен потенциал духовной и народной музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся, что обосновывает правомерность использования их в качестве педагогического средства;
• разработана и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки, что способствует повышению эффективности образовательного процесса;
• разработаны и обоснованы педагогические условия, что обеспечивает эффективное функционирование модели формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки;
• определены показатели и критерии сформированности духовно-нравственной культуры учащихся в орга