Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Осин, Илья Олегович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Осин, Илья Олегович, 2000 год

Введение.1

Глава I. Теоретические и методические основы формирования эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем.10

1.1. Пленэрная практика, как художественно-педагогический процесс.10

1.2. Из истории становления пленэрной живописи в

Российской художественной школе.20

1.3. Методологические основы художественноэстетического отношения человека к среде.38

1.4. Психолого-педагогические аспекты формирования эстетического отношения к городской среде. 48

Глава II. Содержание и методы формирования эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем.59

11.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента.59

11.2. Методика формирующего эксперимента.75

И.З. Контрольный эксперимент и его результаты.113

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем"

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает поиск путей усовершенствования и развития методов обучения с целью повышения уровня профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

В условиях социокультурных изменений в обществе возрастают требования к уробню специальной подготовки педагогических кадров на художественно-графических факультетах. Преподавателю изобразительного искусства необходимо активно проникать в суть явлений, эстетически познавать окружающую его среду, достоинства и специфику произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Повышение уровня подготовки художников-педагогов важно для дальнейшего развития художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Большая результативность преподавания изобразительного искусства и воспитания эстетического отношения к среде, в значительной степени, зависит от разработки более современной и гибкой методики, основанной на достижениях педагогики, эстетики, психологии, философии и физиологии зрительного восприятия.

Окружающая среда и ее архитектурный облик существуют объективно, и человек постоянно соприкасается с ней, тем самым вырабатывая в себе определенное эстетическое отношение к тому или иному ее проявлению, будь то широкие проспекты или кривые переулки, заснеженные крыши особняков или упершиеся в небо трубы заводов, поросшие мхом, опоры старого моста или монстры типового домостроения.

Значительная роль в процессе воспитания и выработки эстетического отношения к архитектурной городской среде принадлежит изобразительному искусству, оно, как один из видов искусства, помогает человеку понять себя как личность и одновременно как часть огромного мира.

В своем исследовании мы изучаем проблему взаимодействия человека и городской среды глазами художника и педагога, предложив вариант ее решения. Данная ситуация предъявляет особые требования к преподавателю изобразительного искусства, который учит детей видеть и диффиринцированно воспринимать многообразие среды.

Успешное решение поставленной выше задачи может быть осуществлено путем' повышения уровня преподавания специальных дисциплин таких, как рисунок, живопись, композиция, история искусств, история мировой культуры и упрочения предметных связей в системе подготовки преподавателей изобразительного искусства.

Формирование эстетического отношения к среде, а в нашем случае к городской среде, при обучении пленэрной живописи невозможно без глубокого изучения этой проблемы в теоретическом и методическом аспектах разработки форм, методов и отдельных педагогических приемов для их практического использования в процессе обучения живописи в условиях пленэра.

Работающий на пленэре студент, эстетически относящийся к окружающему, к среде, приобретает навыки специфического восприятия городских мотивов, объектов архитектуры, находящихся в различных условиях освещения и в разные времена года.

Ознакомление с современным состоянием обучения живописи и, в частности, пейзажной живописи в условиях пленэра на художественно-графических факультетах, анализ программ, студенческих работ, наконец, собственный педагогический опыт убедили нас в необходимости формирования эстетического отношения к среде в процессе обучения живописи в условиях городского пленэра, так как это способствует созданию художественного образа в работе над пейзажем.

Работающий над этюдом на открытом воздухе в городской черте, где основным изобразительным сюжетом, как правило, является архитектурный мотив, способен правдиво воссоздать средствами живописи колористическое и пластическое богатство среды в ее зависимости от состояния природы, климата и солнечной насыщенности атмосферы, стилистических особенностей архитектуры. В создании полноценного в живописном и эстетическом отношении этюда городского пейзажа большое значение для студента имеет не только правильно выбранное место и точка зрения, откуда наиболее полно и разносторонне раскрывается характер объекта или группы объектов, композиция изображаемых элементов, цвето-тоновое состояние натуры, но и знание того, что место для работы выбрано не случайно. Для этого преподаватель должен заблаговременно знакомить группу с целями и задачами, стоящими перед ней, при этом не раз совместно обсуждать характер и колорит местности, ее историю.

Формирование эстетического отношения к среде складывается из множества аспектов. При изучении данного вопроса мы опирались на исследования педагогов, психологов, философов, искусствоведов.

Для нашего исследования при изучении психологических особенностей процесса творчества и профессионального становления особое значение имели работы Ананьева Б.Г., Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Гальперина П.Я., Григорьева Э.П., Якунина В.А., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Лейтиса Н.С.

Основополагающим в теории эстетического воспитания и художественного образования, теории и методики обучения изобразительному искусству являются труды известных ученых, таких как: Н.Н.Ростовцев,

B.С.Кузин, А.Д.Алехин, Е.В.Шорохов, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведев, А.С.Пучков, Т.С.Комарова, Н.М.Сокольникова, А.С.Хворостов, Н.К.Шабанов, А.В.Триселев, А.Е.Терентьева, А.П.Яшухин, Т.Я.Шпикалова, В.П.Зинченко, А.А.Унковский, Н.Я.Маслов, М.М.Стариков, С.Е.Игнатьев и др.

Исследованию вопросов обучения живописи в условиях пленэра посвящены работы А.А.Васильева, А.С.Рындина, А.А.Унковского,

C.Е.Токарева, в которых есть некоторые упоминания о пленэрной практике в городских условиях. Отдельные авторы касаются в своих исследованиях проблемы межпредметных связей, что представляет определенный интерес. В тоже время еще нет основательных теоретических и методических исследований по вопросу взаимосвязи эстетических, культурологических, искусствоведческих аспектов с вопросами обучения изобразительному искусству и, в частности, пленэрной живописи.

В действующих программах по живописной практике "пленэр", которые состоят из перечня натурных заданий, почти полностью отсутствует связь с такими необходимыми в данной ситуации предметами, как история искусств, история, культурология.

Формирование эстетического отношения к среде, а в нашем случае к городской среде, при обучении пленэрной живописи требует глубокого изучения этой проблемы не только в теоретическом плане, но и разработки форм, методов и отдельных педагогических приемов для их практического использования в процессе обучения живописи в условиях пленэра.

Неразработанность многих вопросов межпредметных связей в обучении живописи, в том числе пленэрной живописи, обусловило актуальность взятой для разработки проблемы и выбор темы диссертационного исследования «Формирование эстетического отношения к среде у студентов Ш-1У курсов художественно-графических факультетов в процессе работы над городским пейзажем».

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и средств формирования эстетического отношения к городской среде в условиях пленэрной практики.

Объект исследования: эстетическое воспитание студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического отношения к городской среде у студентов художественно-графических факультетов в условиях пленэрной практики.

Гипотеза исследования: пути формирования эстетического отношения студентов к городской среде в условиях работы на пленэре будут более эффективными, если:

1) применить традиционные методы и новые педагогические приемы при проведении пленэра, опираясь на систему методических мероприятий, основанных на опыте художественно-графических факультетов;

2) использовать межпредметные связи с другими дисциплинами как практическими, так и теоретическими (рисунок, композиция, история и теория искусства, история, культурология, эстетика);

3) при индивидуальном подходе опираться на принцип вариативности заданий в использовании изобразительных средств и техники выполнения в определенном материале;

4) объединить теоретические знания и практические навыки при работе с различными художественными материалами;

5) вырабатывать в процессе пленэрной практики навыки эстетической оценки объектов архитектурной среды.

Задачи исследования:

- охарактеризовать на основе исторического анализа возникновение, становление и совершенствование пленэрной практики в России в области художественного и художественно-педагогического образования;

- раскрыть значимость такого вида работы на пейзажем, как городской пленэр в изобразительном искусстве и художественно-педагогической деятельности; раскрыть проблемы работы на натуре, выявив возможные пути формирования эстетического отношения у студентов художественно-графических факультетов к городской среде, изложив в связи с этим содержание и методы эффективного использования практической работы на пленэре; разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методов и отдельных педагогических приемов, основаннных на единстве художественной и педагогической подготовки.

Методологическую основу исследования составили труды по философии, психологии, физиологии, теории и методике обучения изобразительному искусству, эстетике, искусствоведению, архитектуре.

Методы исследования:

1) изучение и анализ литературы по методике преподавания изобразительного искусства, существующих программ и методических пособий, трудов по психологии и физиологии восприятия;

2) разработка специальных вопросов и других форм контроля по выявлению эстетического отношения студентов к городской среде и уровня знаний в области архитектуры Москвы;

3) анализ произведений мастеров живописи, изображающих городской пейзаж;

4) изучение литературы по формированию и планированию городской среды, по истории архитектуры, краеведению;

5) метод наблюдения за работой студентов в процессе проведения пленэрной практики;

6) опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

7) статистическая обработка результатов экспериментов и их анализ;

8) изучение и обобщение педагогического опыта в проведении пленэрной практики преподавателями живописи художественно-графических факультетов педвузов;

9) анализ живописных, графических и композиционных работ студентов, выполненных во время пленэрной практики.

Научная новизна исследования заключается в разработке, научном обосновании, содержании эффективных методов и отдельных педагогических приемов формирования эстетического отношения к городской среде при изображении пейзажа, основанных на единстве художественной и педагогической подготовки. Разработаны критерии сформированности эстетического отношения студентов к городской среде при работе над пейзажным этюдом.

В исследовании мы соединили узкопрофессиональные художественные задачи" с задачами эстетического и гуманитарного плана с тем, чтобы способствовать формированию эстетического отношения к среде, необходимого для практической работы при изображении городского пейзажа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты используются в практической подготовке специалистов на художественно-графическом факультете МГОПУ. Разработаны принципы интенсификации учебного процесса и повышения качества получаемого результата, рекомендации и направления по решению поставленных задач. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе составления учебных программ и подготовке учебных пособий по пленэру. Осуществление предлагаемой методики преподавателями и студентами в значительной мере способно повысить качество педагогической деятельности будущих учителей изобразительного искусства.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (1996-1997 гг.) включал в себя изучение истории вопроса, оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее учеными, анализ учебных программ, методических пособий и изучение опыта преподавателей в проведении практики «пленэр». В этот период определялись рабочая гипотеза, предмет и задачи исследования.

Второй этап (1997-1999 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе, в начале которой определялись педагогические условия, методы, формы и специальные задания, которые могли бы быть использованы в процессе проведения эксперимента с задачей на формирование эстетического отношения студентов к среде при работе над городским пейзажем.

Третий этап (1999-2000 гг.), в этот период проводилось обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной части работы. Уточнялись и оформлялись данные исследования, формулировались выводы.

В эксперименте в разное время приняло участие около 150 человек.

Апробация исследования. Подготовительный материал и впоследствии само исследование, его опытно-экспериментальная часть периодически обсуждались на кафедре живописи и содержались в докладах на научно-методических конференциях Московского Государственного Открытого Педагогического Университета. Результаты исследования были одобрены и нашли практическое применение на художественно-графическом факультете МГОПУ.

На защиту выносится:

Разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная методика формирования эстетического и профессионального отношения к городской среде у студентов художественно-графических факультетов, которая включает в себя:

- содержание обучения живописи на пленэре, в том числе основные задания в разных техниках (живопись, графика) и специально разработанная нами система практических и теоретических форм обучения, направленных на поэтапное формирование художественного восприятия находящейся в городской среде архитектуры, ее углубленного анализа, основанного на эстетическом отношении к действительности и ее отражении средствами живописи;

- формы и методы обучения, методические приемы в пленэрной живописи, связанные с задачей формирования эстетического отношения к городской среде;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов обучения (ТСО, наглядные пособия и т.п.).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, изложенных в заключении, библиографии и приложения, состоящего из иллюстративного материала и таблиц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

Получив результаты контрольного эксперимента, подсчитав их и представив в виде таблиц, мы имеем возможность их сравнить.

Рост высокого уровня в экспериментальных группах А и Б составил 22 %, поднявшись с 14 % до 36 % в I теоретической части, 23 %, поднявшись с 17 % до 40 %, в практической части.

В контрольных группах В и Г рост составил 3 %, поднявшись с 14% до 17% в теоретической части, 46%, поднявшись с 17 % до 23 %, в практической части.

Колебания среднего уровня в констатирующем и контрольном экспериментах не носили крупномасштабного характера, но определенную закономерность все-таки выделить можно.

В экспериментальных группах А и Б рост количества студентов составил 3%, поднявшись с 52% до 55 % в теоретической части. А в практической части количество студентов уменьшилось на 11% - с 55% до 44%.

В контрольных группах В и Г в I теоретической части рост составил 9% - с 52% до 61%, а количество студентов во II практической части уменьшилось на 2% - с 55% до 53%.

Динамика количественных изменений по низкому уровню носит ярко выраженный положительный характер. В экспериментальных группах количество студентов уменьшилось на 25% - с 34% до 9% в I теоретической части и на 12% - с 28%до 16% во II практической части.

В контрольных группах В и Г количество студентов уменьшилось в I теоретической части на 12% - с 34% до 22% и во II практической части на 4 % -с 28% до 24%. Обобщенные результаты контрольного эксперимента представлены наглядно в приложении на стр. 192, 193.

Подведя итоги проведенного исследования, установили:

1) У студентов средних, старших курсов ХГФ - невысокий уровень знаний по истории искусств, истории, культорологии, не развиты межпредметные связи, следствием чего является слоборазвитый мотивационный компонент, в итоге - низкий практический результат и отсутствие почвы для формирования эстетического отношения к городской архитектурно-исторической среде;

2) Навыки живописи и рисунка у студентов изучаемых групп, проявляющиеся в живописных и графических этюдах городского пейзажа в условиях пленэра, характеризуются следующими особенностями: слабое владение основными живописными и графическими материалами и средствами, применяемыми в работе; недостаточные знания в области композиции, перспективы, построения пропорций, передачи общего тона и цветового колорита, как следствие неумение применить их в работе над пейзажем. Также было выявлено отсутствие методической последовательности при выполнении этюда с мотива любой сложности и продолжительности, отсутствие творческого отношения, проявляющееся в неосознанности действий, механическом срисовывании натуры.

3) Состав группы неоднороден как по сформированности практических навыков и умении, так и по знаниям в области теоретических сопредельных дисциплин, таких как история и история искусств, являющихся основой общей развитости и интеллекта. Констатируя существенную разницу уровней внутри групп' одного курса, как следствие этого, мы не можем не заметить практическое отсутствие разницы в подготовке студентов средних и старших курсов (III, IV) в целом. Корни этого явления мы отмечали на страницах констатирующего эксперимента, анализируя качественный состав его участников. Здесь нам очень помог индивидуальный личностный подход, применяемый на практике, когда в расчет берется не только возраст и степень подготовки студента, но и склад характера, система приоритетов, его взгляды и отношение к увиденному и изображаемому;

4) В системе педагогической работы на пленэре возможно формирование эстетического отношения к городской среде, стоящего в основе мотивационного принципа, который сводится к следующему - чем больше человек знает об объекте, тем больше и лучше хочет его изображать, ловя еле заметные черты, передавая внутренний образ, лежащий за пределами визуального и, наоборот, чем больше человек работает над изображением объекта - его формой, тем больше хочет знать о нем, его историю, характер, складывавшийся десятилетиями. На основе нашей твердой убежденности в вышесказанном был проведен эксперимент и получены соответствующие результаты.

Имея возможность сравнивать не только результаты контрольного эксперимента с констатирующим и контрольные результаты экспериментальной и контрольной групп, но и возможность наблюдать обе группы на разных стадиях формирующего эксперимента, мы отметили коренные различия в поведении групп и методах ведения работы. Студенты экспериментальной группы проявляли в несколько раз большую активность с первых же дней практической работы на пленэре. У них отсутствует растерянность перед натурой, они целеустремленно приступали к работе, этап глобального поиска для них остался позади, в то время как контрольная группа только пыталась решать эти вопросы. Визуальная информация и огромный эмоционально-психологический заряд, полученные во время лекции, беседы и экскурсии по Бульварному кольцу, сыграли свою решающую роль. Все это пробудило большой интерес к работе и заставило требовательно относиться к себе, к своему потенциалу. Молодые художники хотели выплеснуть на холст и передать языком цвета и красок все то, что они узнали об историческом центре города, о его архитектуре и свое отношение от этого. Лекция и экскурсия, на первый взгляд, напрямую мало связаны с живописью. Безусловно, они дают впечатления общекультурного и гуманитарного характера и могут представлять интерес для людей разных сфер профессиональной деятельности. Но в конкретной ситуации предложенные нами мероприятия пришлись на аудиторию молодых художников, и педагогов и возымели ярко выраженное каталитическое действие. Информационно-эмоциональный поток подвигает их на активную творческую работу. Процесс становится осмысленным. Человек, узнающий что-то новое в доступной, не традиционной форме, быстро входит в процесс познания и закрепления освоенного материала, закладывая крепкую базу для следующей, качественно новой ступени своего развития как профессионального, так и духовного.

Метод при экспериментальной апробации продемонстрировал свою универсальность. Это выразилось в его действенности на очень широкий слой студентов, отличавшихся друг от друга по множеству параметров, таких как: степень профессиональной подготовки, общее развитие, склад характера, возраст, социальная прослойка. Находили общий язык и начинали общаться между собой совершенно разные люди и целые подгруппы. Помимо обучающего и развивающего действия эксперимент имел еще и действие воспитательное.

Констатируя рост не только экспериментальной, но и контрольной группы, мы предполагаем большой потенциал пленэра вообще как формы педагогической работы. Бывая раз или два в год, в зависимости от программы и формы обучения, пленэр на сравнительно короткое время помещает студента в новую, более не формальную обстановку, давая возможность по-другому взглянуть на процесс обучения и реализовать себя в творческой работе.

В формирующем и констатирующем экспериментах мы применяли такую форму работы, когда один и тот же объект архитектуры фигурировал по нескольким классификациям и мог служить ответом на вопросы разных заданий. Так же это сооружение, имея характерные черты того или иного стиля, привлекало наше внимание и становилось хорошей натурой для живописи и графики студентов. Таким образом, повторенная и закрепленная несколько раз информация прочно и надолго входила в память студентов.

Отмечая прекрасные возможности пленэра в качестве стартовой площадки для внедрения новых прогрессивных методов, с тревогой нельзя не заметить набирающий обороты процесс девальвации общей культуры и гуманитарных знаний. Развитому и культурному человеку, вовсе не обязательно гуманитарию по образованию и роду деятельности, многое из материала, преподносимого студентам и обсуждаемого с ними, может показаться элементарным и слишком простым для будущих художников и педагогов - людей, чей статус подразумевает высокий интеллект и элементарную информированность. Но как показывает практика, последнее время все большее количество знаний из общедоступных и как бы само собой разумеющихся становится достоянием узкой группы людей, использующих их непосредственно в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации можно сделать следующие выводы:

- для успешного освоения будущими преподавателями изобразительного искусства задач пленэрной живописи с учетом художественной и педагогической подготовки необходимо в процессе практической работы студентов на пленэре, наряду с приобретением профессиональных навыков, формировать эстетическое отношение к окружающей среде. Это позволит полнее реализовать потенциальные возможности пленэра, как важного компонента всего художественно-педагогического процесса; приобретая знания и практические навыки в использовании изобразительных средств живописи, студенты при эстетическом отношении к среде способны использовать эти средства для художественно-образной характеристики того или иного мотива городского пейзажа;

- эффективное овладение материалом живописи возможно лишь при организованной активной самостоятельной деятельности студентов, когда эта деятельность направляется педагогом с учетом уровня индивидуальных особенностей и возможностей студента в освоении изобразительных средств пейзажной живописи;

- при последовательном методическом построении процесса прохождения пленэрной практики у студентов формируется художественное видение, эстетическое восприятие окружающей городской среды, вырабатываются навыки эстетической оценки объектов архитектуры.

Рассмотрение учебного процесса в условиях городского пленэра по отдельным аспектам необходимо для лучшего понимания природы художественно-эстетического восприятия среды, позволяющего лучше вникнуть в закономерности этого вида живописи.

Проведенное исследование показало, что предложенная форма обучения на пленэре и ее эффективность позволили студентам экспериментальных групп развить эстетическое отношение к среде, художественное восприятие, пространственное и композиционное мышление при наблюдении и изображении городского пейзажа, на основе чего можно рекомендовать осуществлять педагогическую работу по формированию эстетического отношения к городской среде у студентов Ш-1У курсов художественно-графических факультетов педвузов по таким направлениям, как:

- обогащение эмоционально-чувственного и художественного опыта, совершенствование восприятия;

- развитие профессионального (композиционного, пространственного, колористического) видения, как основы для формирования профессиональных изобразительных, живописных и графических навыков;

- овладение в доступной форме элементами техники рисунка, живописи и приемами использования закономерностей композиции и перспективы;

- формирование способностей, позволяющих вести самостоятельную творческую работу в условиях пленэра.

При использовании результатов проведенного исследования пленэрная практика по предложенной схеме может проводиться на художественно-графических факультетах во многих городах России.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Осин, Илья Олегович, Москва

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи: Диссертация к.п.н. - М.: МГПУ, 1996. - 203 с.

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Сов.художник, 1986.- 253 с.

3. Алексеев С.С. О колорите М.: Изобразительное искусство, 1974.- 170 е.: ил.

4. Алпатов М.В. Композиция в живописи, Исторический очерк.- М.-Л.: Исскуство, 1940,- 129 е.: ил.

5. Ананьев Б.Г. Пространственное различение.- Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1955.- 188 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: Изд-во АПК РСФСР, i960.- 486 с.

7. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. / Под ред. А.В.Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982.- 336 с.

8. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 249 с.

9. Ю.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.255 с.

10. П.Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981.- 193 с.

11. Арнхей И.Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974,- 392 с.

12. Архип Иванович Куинджи и его школа. Л.: Художник РСФСР, 1978.-215 е.: ил.

13. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М.: Искусство, 1968.- 654 с.

14. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы.- Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1972.- 124 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. -560 с.

17. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления.- М.: Искусство, 1990.- 413 с.: ил.

18. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства.- М.: Просвещение, 1977. 188 е.: 8л. ил.

19. Бергер Э. История развития техники масляной живописи.- М.: Акад.Художеств СССР, 1961.- 511 с.

20. Блок A.A. Об искусстве.- М.: Искусство, 1980.- 503 с.

21. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике.- М.: Искусство, 1975.- 176 с.

22. Валентин Серов в переписке, интервью и документах. Л.: Художник РСФСР, 1985.- 448 с.

23. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. - 622 е.: дл.ил.

24. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.

25. Ванслов В.В. Изобретательное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1985.-448 с.

26. Ван Гог В. Письма Л, - М.: Искусство, 1966. - 602 е.: 24 л. ил.

27. Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994. - 240 с.

28. Виннер A.B. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.

29. О.Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-506 с.

30. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 218 е.: ил.

31. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 260 с.

32. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. Пособие для вузов / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова и др. М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.

33. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева H.H. М.: МГПИ 1964. - 274 с.

34. Вопросы художественного образования: Темат.сб.научных трудов Акад. Художеств СССР. JL: Ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 1981.-77 с.

35. Выгодский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

36. Выгодский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.

37. Гальперин П.Я. Управляемое формирование психических процессов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1974. - 198 с.

38. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырева, В.Я.Роменова. -М.: Изд-во МГУ, 1976. -295 с.

39. Гайеслер Х.Г. Обзор достижений в современной психофизике (стратегии в психофизических анализах). // Психофизика сенсорных систем. Сб.ст. АН СССР, отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1979. - 199 е.: ил.

40. Гегель Г.В. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1968. Т1. - 312 с.

41. Герасимов C.B. Об искусстве. М.: Молодая гвардия, 1973. - 159 с.

42. Гинсбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л. - М.: Искусство, 1940. - 203 е.: ил.

43. Гольденвейзер А.Б. В близи Толстого.- М.: 1959.- с.161.

44. Гольденштрих С.С. О природе эстетического творчества. 2-е изд. - М.:1. Изд. МГУ, 1977.-248 с.

45. Гонолобин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 259 с.

46. Гонолобин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. -160 с.

47. Гончаров А.Д., Котляров A.C. Теория композиции: Учеб. пособие для спец. 2220 «Графика». М.: 1978. - 59 с.

48. Гончаров А.Д. О композиции // Художник. 1981. - №6. - с. 34-37.

49. Горский Д.П. Вопросы абстракций и образование понятий. -М.: Изд-во АН СССР, 1961.-351 с.

50. Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

51. Горький М. Собр. соч. в 3-х тт., т.2.- М., 1949-1956 гг.

52. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. -181 с.

53. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 42 с.

54. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII в.в.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.-399 с.

55. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство. Ленинград, отд., 1990. -221 е.: ил.

56. Дерябин A.C. Педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: 1975. - 231 с.

57. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.224 с.

58. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.- 374 е.: ил.: 1 л. портр.

59. Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.:1. Искусство, 1951. 167 с.

60. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. 1 Дневники. Письма. JI.-M.: Искусство, 1957. - 227 е.: // ил.

61. Евсеева Афонская книга образцов 15 в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М.: Изд-во «ИНДРИК», 1998. - 384 с.

62. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. -- М.: Искусство, 1982. 277 с.

63. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -125 е.: ил.

64. Живопись. Практическое руководство для начинающих художников. -М.: Искусство, 1964. 400 е.: 28 л. ил.

65. Живопись. Учебные постановки. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1960. -20 е.:ил.

66. Живопись. Учебные постановки. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1963. -20 е.: ил.

67. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977.-168 с.69.3авадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Искусство, 1975. 439 е.: 16 л. илл. Иностранная литература. - 1969. -№ 12.

68. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. — Алма-Ата, 1978.-64-67 с.

69. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.

70. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.:

71. Изд-во Моск. ун-та, 1969. 106 е.: черт.

72. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: Дисс. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1996. - 327 с.

73. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. - 246 е.: черт, и карт.

74. Иванов С.В. Типы и структура уроков в школе. М.: Учпедгиз, 1952. -152 с.

75. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологического исследования формирования образа. М.: Просвещение, 1954.224 с.

76. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Просвещение, 1961. 222 с.

77. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописи (в условиях кружковой работы): Дисс. канд. пед. наук. М.: Ml И У, 1982. - 246 с.

78. Из воспоминаний В.К.Бялыницкого-Бируля В кн.: Школа изобразительного искусства. - Вып.У; М., 1962.-с.138.

79. Из творческого опыта. Вып.З В.В. Мешков, Т.Н. Яблонская, М.П. Бобы-шов, Ф.Ф. Федоровский. М.: Сов. художник, 1957. - 171 е.: ил.

80. Илиади А.Н. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1965.535 с.

81. Ильенков Э.В. Идеальное // Ф.Э. Т.2. - М.: Сов. Энциклопедия, 1962. -с.244.

82. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. - 348 с.

83. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1968. - 198 с.

84. Импрессионизм, их современники и соратники. Сб. статей. Под ред. Чегодаева А.Д. М.: Искусство, 1976. - 319 е.: 56 л. ил.

85. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР., 1952.-213 с.5

86. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развитие обучения.- М.: Знание, 1981.-96 с.

87. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы. // Искусство в школе, 1992, N1, с.11-19.

88. Каган М.С., Холостова T.B. Эстетическое и этическое в системе ценностей.- Л., изд-во Ленинградского ун-та, 1971.- с.202.

89. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 215 с.

90. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1960. - 340 е.: ил.

91. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М.: Акад.художеств СССР, 1959. -151 е.: 24 л. ил.

92. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак.пед.институтов. Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

93. Кириенко В.М. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: Изд-во Акад.наук РСФСР, 1959. 304 с.

94. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. - 31 с.

95. Ковалев A.A. Методика анализа категории художественного образа в изобразительном искусстве.// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей Вып.2. М.: Прометей, 1998.-226 с.

96. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т, т.1. - М.: Педагогика, 1982. - с. 242-476.

97. Кончаловский П.П. Художественное наследие. М.: Искусство, 1964 -302 е.: ил.

98. Кончаловский П.П.- М., 1964. с.27.

99. Копнин В.П. Формы мышления и их взаимосвязь. // Вопросы философии. -1956. N3 - с.44-58.

100. Копнин П.В. Идея, как форма мышления. Киев.: Изд-во Киевского ун-та, 1963.- 108 с.

101. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Политиздат, 1973.- 103 с.

102. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. - 606 е.: ил. : лл. порт.

103. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.

104. Котова. Глаз и законы красоты // Искусство;'- 1966. №12. - с. 8-14.

105. Крымов Н.П. Художник и педагог.Статьи, воспоминания. М. Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 264 е.: 25 л. ил.

106. Крупская Н.К. Педсоч в 11 томах.-М.: 1959. т.З, с.313-317.

107. Кузин B.C. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. // Рисунок. / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. - с. 81-93.

108. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256 е.: ил.

109. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дисс. д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 1994. - 410 с.

110. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956.331 е.: ил.

111. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. //Полн. собр. соч. т. 18.-е. 133-146.

112. Ленин В.И. Философские тетради. // Полн. собр. соч. т. 29. - с. 149-157.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:.Политиздат, 1975.304 с.

114. Леонтьев А.Н. Формирование способностей.// Вопросы психологии.- 1960 Nl.-c.7-17

115. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. // Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М., 1983.- т 2 с.232-240.

116. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо живописца и скульптора флорентийского. - М.: Изогиз, 1934. - 383 с.

117. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-47 с.

118. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.

119. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -M.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 270 е.: ил.

120. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. // Психологический журнал. 1980. - № 5. - с. 26-42.

121. Ломов Б.Ф. Методические основы обучения. М.: Педагогика, 1981,123. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

122. Лурия А.Р. Язык и сознание М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319 с.

123. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во МГУ, 1989. -77с.

124. Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич // Саврасов. Л.: Художник РСФСР, 1984.-192 е.: ил.

125. Манизер М.Г. Подготовка и воспитание молодых художников в художественных вузах. // Вопросы изобразительного искусства. Вып. 5. Сб. статей. -М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1961.-207 с.

126. Маркс К. Глава о деньгах // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т.4. -с.5-253.

127. Маркс К. Коммунизм. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - т. 42. -с. 113127.

128. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1970. - Т.7. - 654 е.: 47л.ил.

129. Маслов Н.Я. Пленер. Практика по изобразительному искусству. -М.гПросвещение, 1984. 112 е.: ил.

130. Масленников А.И. Система упражнений по усвоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1974. - 146 с.

131. Масляев В. Где сегодняшние России? «Известия», 20 ноября 1986г.

132. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 215 с.

133. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

134. Матисс А. Сб. Статей о творчестве. М.: Изд-во иностранной литера туры, 1958.-124 е.: ил.

135. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

136. Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. -300 с.: ил.

137. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа А. Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX-XX в. в. М.: Искусство, 1958.-116 с.

138. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. - 375 е.: ил.

139. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и его место в психологии.// Вопросы психологии, 1957.- N5 с. 142-155.

140. Мясищев В.Н. Психология отношений. / под ред. А.А.Бодалева.- М., Ин-т практической психологии. Воронеж: НПОМОДЕК, 1995.- с.356.

141. Мясищев В.Н. Психологическая наука в СССР.// Сб.ст., ред.коллегия Б.Г.Аванесов и др. Т. 1-2.- М.: АПН РСФСР, I960.- 658 с.

142. Недошивин Г.Н. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1972.

143. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 156 е.: ил.

144. Никифоров Б.М. От замысла к картине. Л.: художник РСФСР, 1964. -64 е.: ил.

145. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. М.: Советский художник, 1965. -70с.

146. Павлов И.П. Полное собр. трудов, в 5 т. М. - Л.: 1949. - т. 3. - 607 с.:ил.: 8 л. ил.

147. Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство формирования образного мышления студентов 1-2 курсов ХГФ педвузов: Дисс. канд. пед. наук. M.: МПГУ, 1988. - 201 с.

148. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования ВУЗа на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М.:МПГУ,1998.- 24 с.

149. Пейзаж. Страницы истории. / Авт. сост. Богемская К.Г. M.: Галактика, 1992.-336 с.

150. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении: Теор. экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980.-240 с.

151. Пиралишвили. Теоретические проблемы изобразительного искусства. Критерии завершенности в искусстве и теория завершенности в искусстве и теория NON FINITO. - Тбилиси: Изд-во Хеловнеба, 1973. - 191 е.: ил.

152. Пособие по рисованию / Под общ. ред. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова. М.-Л.: Госстройиздат, 1938. - 162 е.: ил.: прил.

153. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 е.: ил.: 1 л. портр.

154. Пойя Д. Как решать задачу? Львов: журнал «Квантор», 1991. - 214 с.

155. Программа педагогических институтов. M.: Просвещение, 1983. - Сб. 1661 с.

156. Психология / Под ред. Ковалева А.Г. и др. М.: Просвещение, 1966. -451 с.

157. Психологические исследования творческой деятельности. / Под ред. Тихомирова O.K. М.: Наука, 1975. - 251 с.

158. Психология процессов художественного творчества. Сб. статей, Отв. ред. Б.С. Мейлах. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

159. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 160 е.: ил.

160. Радченко A.M. Моделирование основных механизмов мозга. JL: Наука, Ленинград, отд-ние, 1968. -2 ИС.: черт.

161. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1978.-120 с.

162. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.: Межвуз. Сб. трудов / Под ред. Ростовцева H.H. М.: МГПИ им. Ленина В.И., 1983.- 173 с.

163. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Изд-во Мысль, 1969. 190 с.

164. Раппорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник. -1978.235 с.

165. Репин И.Е. Далекое близкое. -Л.: Художник РСФСР, 1982. - 518 с.

166. Рей Р.К.Моне.-М.: Слово, 1995.- 95 с.

167. Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989.382 с.

168. Ростовцев H.H. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз. Ленинград, отд., 1962.78 с.

169. Ростовцев H.H. Проблема формы в учебном рисунке. // Рисунок / Под ред. Серова A.M. M.: Просвещение, 1975. - с. 93-105.

170. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.

171. Ростовцев H.H. Академический рисунок. М.: Просвещение. 1984. - 240 е.: ил.

172. Ростовцев H.H. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985. - 256 е.: ил.

173. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Ак. СССР, 1958. - 147 с.

174. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Глава 5. Внимание. // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, A.A. Пузырева, В .Я. Роменова. M.: Изд-во МГУ, 1976. - 295 с.

175. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория 177 мышления.// Основы общей психологии. T.I М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

176. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. / для преподавателей ВУЗов' и аспирантов/. М., Педагогика, 1976. - с.416.

177. Рылов H.A. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 287 е.: ил.

178. Сапожников А.П. Курс рисования I и П тетрадь. Сб. 1875 1878, тетрадь I - 23с., тетрадь П - 107 с.

179. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.302 е.: ил.

180. Свидерский В.И., Зобов P.A. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. -Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1970.

181. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М. - Л.: Искусство, 1972.-367с.: 37 л. ил.

182. Серова Г.Г., В.Е. Савинский Художник и педагог. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 143 е.: ил.

183. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: ГосПолитиздат, 1947. 647 е.: схем.

184. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, - T.I -1952.-772 с.

185. Скаткин М.Н. Формализм в знаниях учащихся и пути его преодоления. М.: Учпедгаз, 1947. - 240 с.

186. Смирнов Г.Б. Соловьев А.М. Начинающему художнику о рисовании с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 108 е.: ил.

187. Смирнов Г.Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975. - 142с.: 48 л. ил.

188. Смирнов С.Д. Психология образа; проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 231 е.: ил.

189. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Александров Е.С. Учебный рисунок. -М.: Искусство, 1953. -238 с.

190. Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов ХГФ педвузов на занятиях живописью: Дисс. канд. пед. наук. М.: 1993.-207 с.

191. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964. -87с.

192. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобразительное искусство, 1984. - 479 е.: ил.

193. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-313 с.

194. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

195. Тарабукин Н.М. Проблема пространства в живописи // Декоративное искусство СССР 1989. - №10. -с.29.

196. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

197. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дисс. канд. пед. наук. М.: МПГИ, 1977, 254 с.

198. Технология, исследование и хранение произведений станковой живописи. Под ред. Гренберга. М.: Изобразительное искусство, 1987. - 346 е.: ил.

199. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966. -478 с.

200. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. T.I. М.: Советский писатель, 1958.-608 с.

201. Тюхтин B.C. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963. - 123 с.

202. Угаров Б.С. О картине//Огонек. 1985. - №4.-с. 16-17.

203. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: - Изд-во АН. Груз. ССР, 1961. - 210 с.

204. Унковский A.A. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983. - 63 с.

205. Унковский A.A., Смирнов Г.Б. Пленэр (практика по изобразительному искусству) М.: Просвещение, 1981. - 36 е.: ил.

206. Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968. - 287 с.

207. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 е.: ил.

208. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVII нач. XX века. - М.: Советский художник, 1986. - 304 е.: ил.

209. Фейенберг Л.Е. Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. -М.: Изобразительное искусство, 1989. 317.: ил.

210. Флоренский П.А. У водоразделов мысли: ч. 1. [Историогр. ст. Игумена Андроника (A.C. Трубачева), Прим. С.С. Аверинцева и др.] М.: Изд-во «Правда», 1990. -446 е.: 1 л. порт.

211. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968.-135 с.

212. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. Ляудис В.Я. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.

213. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1992. - 187 с.

214. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, Ленинград, отд., 1987. -254с.

215. Художественно-графический факультет. 50 лет. / 1941-1991 / Юбилейный сборник. / Под ред. Макаровой М.Н. М.: Прометей, МПГУ, 1992. -268 с.

216. Чернышевский В.Г. Эстетика. М., Гослитиздат, 1958. - 375 с.

217. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка 1883-1888 гг. Воспоминания. -Л. -М.: Искусство, 1939. 326 е.: ил.

218. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. (1832 -1919). -М.: Искусство, 1953. 591 с.

219. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Дисс. доктора пед. наук. М: МПГУ, 1995. - 338 с.

220. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 е.: ил.

221. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 е.: 8л. илл.

222. Шишкин И.И. Переписка. Дневники. Современники о художнике. -JL: Искусство Ленинград, отд., 1978. 643с.: 25л. ил.

223. Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Вып.-6. -М.: Акад. Художеств СССР, 1963. 142с.

224. Школа, учитель, искусство. Альбом репродукций. / Сост. A.M. Лавров; Под. ред. Ростовцева H.H. -М.: Просвещение, 1981. 191 е.: ил.

225. Шорохов Е.В. Теоретические работы Е.А. Кибрика о композиции в изобразительном искусстве. // Искусство. -1974. №7. - с.40-47.

226. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: ил.

227. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

228. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1988. - 461 с.

229. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1. Сб. статей. М.: Прометей, 1996. - 172 с.

230. Шорохов Е.В. Метод работы над композицией // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Вып. 2. М.: Прометей, 1998. - 226 с.

231. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. - 584 е.: ил.

232. Щербаков А.И. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

233. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1986.-144 с.

234. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

235. Эсаулов А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 221 с.

236. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. - т. 1. - 248 с.

237. Яворская Н.В. О французском искусстве XIX XX в.в. - М.: Советский художник, 1987. - 253с.: 64 л. ил.

238. Якиманская И.С. Основные направления исследования образного мышления // Вопросы психологии. 1985. -№ 5. - с.З -29.

239. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. - 95 е.: ил.

240. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

241. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики М.: Знание, 1986.-62 е.: ил.

242. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 е.: ил.

243. Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1985. 287с.: 8 л. ил.

244. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебное пособие для студентов худож.-графич. фак-тов педвузов. М.: АГАР, 1999.