Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа

Автореферат по педагогике на тему «Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Грошев, Иван Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа"

п 1 '

004601129

На правах рукописи

ГРОШЕВ Иван Петрович

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ ПЕЙЗАЖА

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 2 ДПР 20

Москва-2010

004601129

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» на кафедре живописи художественно-графического факультета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Шорохов Евгений Васильевич

Официальные оппоненты:

Игнатьев Сергей Евгеньевич

доктор педагогических наук, профессор

Унковский Андрей Алексеевич

кандидат педагогических наук, профессор

Ведущая организация - Орловский государственный университет

Защита состоится «"/■?» мая 2010 г. в «"/2» часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. №551)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан « апреля 2010г.

Ученый секретарь диссертационного совета

МАКАРОВА К.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. Изобразительное искусство является эффективным средством эстетического, культурно-просветительного и нравственного воспитания. Чтобы овладеть основами этой издревле неотъемлемой сферы человеческой жизнедеятельности, развить задатки к ней, заложенные в человеке от природы, учителю изобразительного искусства необходимо получить серьезную профессиональную подготовку. Не нова мысль, что творчество, в какой бы области социальной жизни оно ни реализовывалось, обусловлено не столько объемом знаний (многознание, как известно, уму не научает), сколько способностью оперировать ими и принимать нестандартные решения. Следовательно, если в процессе специальной подготовки будущий педагог освоит систему научных достижений и профессиональных умений на достаточно высоком уровне, это обеспечит ему свободное, уверенное, результативное преподавание своего предмета.

Применительно к поставленной диссертантом теме, овладение в полной мере живописным мастерством (как видом изобразительного искусства) невозможно без постижения такого выразительно-эмоционального средства, каким является колорит. Поскольку явления жизни не одноцветны, многокрасочны, богаты, живопись (будучи художественным отражением объективного мира) несет в себе то сложное сочетание колористических оттенков, которые являются атрибутом различных предметов в отдельности и в их совокупности.

Способность художника верно передавать колорит в картине, в частности при изображении пейзажа, предстает результатом интенсивной, упорной, целенаправленной подготовки, которая подразумевает качественное усвоение базисных положений не только в области живописи, но и в области близких к ней дисциплин. То есть студент должен получить достаточно широкий спектр определенных знаний и умений и, овладев ими, преподнести их школьникам и будущим студентам в процессе обучения. Даже небольшой пробел в подготовке педагога может отрицательно сказаться на его творческом развитии.

В контексте исследуемой темы, связанной с развитием чувства колорита, студенту прежде всего необходимо усвоить такие понятия, как светлота, насыщенность, цветовой тон, т. е. основные свойства цвета; научиться грамотно использовать живописные средства, освоить умение организовывать учебный процесс вообще и в условиях пленэра в частности. Последнее подразумевает основательное изучение натуры в плане пространства и освещения, многообразия цветовых тонов, которые в своем единстве образуют цветовую гармонию. Высшим проявлением последней является, конечно, колорит. Колорит проявляется там, где соотношения цветов расположены в определенном ритме, передают определенный замысел, идею, формируют художественный образ как отражение красочного многообразия мира.

Развитие чувства колорита у студентов, умение решать художественные задачи в живописных работах посредством цвета должны проводиться на природе, в мастерских, на образцах выдающихся мастеров кисти -

отечественных и зарубежных. А это означает, что для достижения цели, поставленной в диссертационном исследовании, нужен глубокий, аналитический, многоплановый подход.

Анализ существующей на сегодняшний день практики обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) показывает, что вопрос развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа разработан недостаточно; что необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, способствующих более конкретным установкам обучения и воспитания, понимания колорита как сложного взаимодействия красок по законам гармонии, дополнений и контраста.

Результаты предварительного исследования показывают, что выпускник художественно-графического факультета, у которого недостаточно развито чувство колорита, не способен активизировать в полной мере это качество у других, что, в свою очередь, негативно сказывается на подготовке школьников и будущих учителей изобразительного искусства.

Одним из наиболее эффективных методов, в контексте сказанного, является пленэрная практика, в ходе которой основное внимание концентрируется на передаче состояния освещенности и сочетании цветовых пятен, не акцентируя внимание студентов на мелких деталях и сложностях рисунка (к примеру в портрете или натюрморте). Занятия живописью пейзажа на пленэре имеют одну важную особенность - они помогают решению целого комплекса научно-педагогических задач, а именно: практическое овладение основами теоретической подготовки, строгая последовательность в реализации методов и приемов живописи, непосредственно анализ опыта отечественных и зарубежных специалистов в области психологии, эстетики, истории искусств, цветоведения.

Теоретические основы рассматриваемой диссертантом темы получили свое обоснование в творческой и педагогической деятельности таких выдающихся художников и художников-педагогов, как: Леонардо да Винчи, П.Чистяков, Д.Кардовский, К.Коровин, Г.Савицкий.

Вопросы теории и методики изобразительного искусства разрабатывались в работах ряда авторов и более позднего времени: Н.Крымова, Г.Щегаля, Н.Волкова, Н.Ростовцева, Г.Беды, А.Унковского, Е.Шорохова, С.Ломова.

В данном исследовании нашли свое отражение фундаментальные труды в области психологии Л.Выготского, С.Рубинштейна, Б.Теплова, В.Кузина, Е.Игнатьева.

Вопрос цветовой гармонии достаточно подробно проанализирован в работах А.Зайцева, С.Кравкова, Л.Мироновой.

Проблема развития чувства колорита непосредственно на занятиях живописью пейзажа разрабатывалась в диссертационных работах В.Басманова, А.Рындина, А.Васильева, Н.Грибакина, Е.Ворониной, С.Никитина.

К настоящему моменту в кругу вопросов, связанных с понятием колорита в пейзаже, накоплен значительный материал, как в практическом, так и теоретическом плане.

Важным средством в решении проблемы данного исследования является разработка методической системы, направленной на эффективное развитие чувства колорита, с учетом взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого. Первый - заключается в изучении цветовых закономерностей, зрительного восприятия цвета и света; второй - предполагает творческое направление обучения.

Развитие чувства колорита подразумевает постепенное формирование у студентов прочных умений и навыков, достижение чего возможно лишь в результате многократного выполнения однотипных упражнений. Однако выполнение таких упражнений в процессе плановых занятий с педагогом затруднительно, поскольку сводит результаты ограниченной по времени пленэрной практики к решению узкого круга задач и снижает интерес студентов к занятиям живописью, диктуя тем самым необходимость создания методической системы развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа, гармонично сочетающей в себе четкую последовательность плановых и самостоятельных занятий по живописи.

Актуальность исследования заключается в том, что педагогическая наука, как и прочие отрасли знаний, не стоит на месте, следовательно, должна постоянно совершенствоваться как в целом, так и применительно к конкретно-поставленной цели диссертации.

Цель исследования: дальнейшее решение проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Объект исследования: система специальной подготовки художника-педагога; процесс обучения рисунку, живописи и композиции.

Предмет исследования: научно-теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию чувства колорита, формированию знаний, умений и навыков.

Гипотеза исследования. Если разработать и применить в учебном процессе по дисциплине «Живопись» специальную методическую систему, направленную на развитие чувства колорита у студентов ХГФ, включающую:

а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Живопись»;

б) дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательных и развивающих процессов;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий живописью в условиях пленэра,

то все это в значительной степени оптимизирует ход обучения студентов. Данная методическая система, по мнению диссертанта, должна обладать следующими ценностными атрибутами:

- научными данными передового художественно-педагогического опыта в области обучения изобразительной грамоте и в частности - развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

- единством подачи теоретических знаний с практическим воплощением умений и навыков живописного изображения пейзажа, использованием живописных средств;

- системой специально разработанных заданий и упражнений, постепенно подводящей студентов к решению различных колористических задач при изображении пейзажа;

- курсом занятий по пленэру, в которых осуществляется взаимосвязь плановых занятий с четко определенным комплексом самостоятельных заданий и упражнений, способствующих укреплению наиболее важных умений и навыков;

- рациональным использованием основных дидактических принципов, педагогических методов и приемов, используемых в ходе подготовки художников-педагогов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в данной диссертации решались следующие задачи:

1. Уточнить и более подробно проанализировать понятие колорит на основе специализированной и научной литературы.

2. Изучить традиции и методы выдающихся мастеров кисти и теоретиков живописи с целью выявления наиболее эффективных принципов построения колорита в их работах.

3. Провести сравнительный анализ существующих методик обучения живописи отечественной художественной школы.

4. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет развитости у них чувства колорита.

5. Определить уровень развития колористических способностей у студентов и выработать обоснованную теоретически концепцию обучения.

6. Создать модель методической системы развития чувства колорита, практически и экспериментально ее проверить.

7. Провести педагогический эксперимент.

8. Апробировать методику обучения.

Методологической основой исследования служат:

- теоретические и методические работы художников-педагогов в области развития чувства колорита;

- творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников;

-закономерности психологии восприятия цвета, мышления, памяти и

цветоведения.

Методами научно-педагогического исследования являются:

- изучение и анализ литературы по методике, цветоведению, психологии, педагогике, эстетике;

- анализ действующей системы обучения;

- анкетирование, беседы;

- проведение естественного педагогического эксперимента;

- анализ произведений пейзажной живописи мастеров и практических работ студентов;

- критический анализ выводов собственной педагогической и творческой деятельности диссертанта.

Базой для исследования явились художественно-графические факультеты Московского педагогического государственного университета (МГГГУ), Орловского государственного университета (ОГУ), а также факультет изящных и визуальных искусств Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова.

Организация и этапы исследования. На первом этапе исследования (2006 - 2007 гг.) шло изучение научно-теоретических материалов, аналитически обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; велась работа над теоретической частью диссертации; определялись параметры анализа работ студентов; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2007 - 2008 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов с целью развития у них чувства колорита; проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы (,поисковый эксперимент).

На третьем этапе исследования (2008 - 2009 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты; шла доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- изучен и проанализирован опыт выдающихся художников педагогов; произведен сравнительный анализ ряда методик обучения живописи, в результате чего выявлены эффективные методы и средства воздействия, способствующие эффективному развитию чувства колорита у студентов художественно-графического факультета на занятиях живописью пейзажа;

- произведена классификация видов колорита; исходя из этого, раскрыты факторы, влияющие на формирование колорита при реалистическом изображении пейзажа;

- разработаны критерии оценки уровня развития чувства колорита у студентов;

- произведен сравнительный анализ экспериментальной методической системы и действующих на художественно-графических факультетах МПГУ, ОГУ, на факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова методических систем, используемых при проведении пленэрных практик;

- разработана и экспериментально проверенна методическая система, направленная на развитие чувства колорита у студентов педагогических вузов художественно - графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором его внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства; сделан шаг в решении значительной научно-педагогической задачи развития чувства колорита у студентов на занятиях

живописью пейзажа; систематизирован материал по данной тематике. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвященных проблемам подготовки художников-педагогов и развития творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в непосредственной работе педагогов при проведении пленэрных занятий, в процессе совершенствования учебных программ, создания учебных пособий. Разработан курс по проведению пленэрной практики у студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов, специально нацеленный на развитие чувства колорита.

Достоверность научных результатов обеспечена многократной экспериментальной и практической проверкой методической системы ее основных положений, объективным анализом, соблюдением требований к ведению научного исследования, опорой на многолетний опыт теоретиков и практиков в области психолого-педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2006 - 2009 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графических факультетах Mill У, ОГУ, на факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Непосредственно материалы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа, включающая:

- цели, задачи и содержание процесса развития чувства колорита у студентов (авторская экспериментальная учебная программа по живописи пейзажа);

- группу дидактических принципов, форм, методов и методических приемов, способствующих успешному решению задач, определяющих процесс развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

- критерии оценки развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Помимо этого в нее вошли схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, живописные работы самого диссертанта.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, выбраны объект и предмет исследования, определена гипотеза, сформулированы цель и задачи, указаны методы исследования, обоснована его научная новизна, представлена практическая значимость.

В первой главе «Научно-теоретическое обоснование проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа» рассматриваются научно-теоретические вопросы исследования по теории колорита, уточняется смысловое значение данного понятия, определяется его роль в изобразительной деятельности и создании художественного образа; представлен анализ особенностей зрительного восприятия цвета, его физиологических и психолого-эстетических сторон, его роли в творческих процессах.

В § 1.1 на основе анализа научной и специальной литературы уточняется определение колорита. Потребность в решении данной задачи связанна с тем, что в посвященной вопросам колорита литературе исследуемое понятие раскрывается с разных сторон, вследствие чего рождается различное понимание теории колорита, в частности у значительной массы художников-педагогов, возникает необходимость определенного обобщения накопленного учеными материала. В первую очередь ставилась задача выявить основной критерий оценки живописной картины на предмет наличия в ней колорита.

Проанализировав ряд произведений и сопоставив мнения выдающихся теоретиков живописи, диссертант приходит к выводу о том, что в тех картинах, где образная выразительность основана на цветовой гармонии, можно уверенно говорить о колорите. Далее изучались основные этапы развития данного понятия в истории искусства, анализировались различия колористических систем выдающихся отечественных и зарубежных художников. Рассмотрены особенности формирования колорита в декоративном искусстве и архитектуре, на основе чего ниже представлен вариант разносторонней классификации видов колорита, выявлен ряд качеств, свойственных колориту всех направлений и стилей художественного творчества, прежде всего -целостность восприятия произведения, создание определенного эмоционального фона, образное воплощение замысла художника. Каждый из этих факторов был проанализирован автором с точки зрения реалистической пейзажной живописи и опорой на опыт выдающихся мастеров кисти. Данный анализ помог диссертанту выделить комплекс основных задач обучения, который лег в основу гипотетической модели его методической системы.

В § 1.2 в основном рассматриваются вопросы психологии восприятия цвета и его роль в творческих процессах. Основным средством колорита, как известно, является цвет, поэтому в исследовании перед автором стояла задача разобрать различные его свойства с целью выявления причин эстетических и эмоциональных реакций при восприятии цветовых сочетаний. Первоначально анализировались закономерности возникновения цветовых ощущений у человека как такового. Особый интерес здесь представляли законы оптического

и пространственного смешивания, а также такие зрительные эффекты, как контрасты. Поскольку данные явления лежат в основе формирования любых цветовых систем, следует учитывать их не только в процессе живописной практики, но и при подготовке практических заданий педагогом.

Далее автором рассматривались вопросы цветового символизма, поскольку противоречия между цветовыми пятнами не ограничиваются ощущениями трех основных свойств цвета. Свойства цвета вызывать ощущения тяжести, легкости, звонкости и т.д. активно проявляются при восприятии видимых в натуре цветов. Чтобы разобраться в причинах наделения цветов несобственными их качествами, в данном исследовании анализировались цветовые символы разных народов, изучались цветовые системы В.Гете, Б.Телезио, И.Цана, В.Кандинского. Практические методы обогащения цвета несобственными качествами в реалистической живописи излагаются ниже.

В § 1.3 рассматриваются вопросы восприятия цвета в процессе изобразительной деятельности, которое подразумевает целенаправленную концентрацию внимания на интересующих творца качествах предмета. Для опытного художника свойственно умение определять и воспроизводить видимые цвета натуры, обусловленные влиянием на окраску предмета солнечного освещения, оттенков вторичных излучателей света, его места в пространстве.

Работы неопытных живописцев, как правило, неубедительны, поскольку начинающие художники пока не способны контролировать природные механизмы восприятия цвета. Опираясь на достижения педагогической мысли, в диссертации делается вывод о том, что лучшим средством формирования художественного восприятия является постановка глаза на целостное видение, что приводит к умению оперировать системой цветовых отношений, а это, в свою очередь, становится основой развития чувства колорита при обучении живописи.

Исходя из вышесказанного, автор приходит к следующему определению понятия колорит: колорит - это система гармоничных цветовых сочетаний, в которой цветовые пятна, расположенные с определенной целью, в определенном ритме, формируют целостное впечатление от изображения и активно способствуют созданию художественного образа.

Во второй главе «Обоснование и разработка методов решения проблемы исследования» представлен анализ опыта наиболее выдающихся художников-педагогов, а также сравнение ряда методических разработок, связанных с проблемой развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа. На основе проведенного анализа автором разработана модель методической системы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

В § 2.1 дан исторический обзор этапов развития понятий о колорите в отечественной художественной школе XIX - XX веков. С достижениями художников-передвижников роль цвета в создании художественных образов значительно возрастает. В отличие от обусловленности локальных цветов

светлотными изменениями светотени, что было свойственно более молодой Российской Академии художеств, передвижники, вобрав лучшие достижения импрессионистов, основывали построение колорита на правдивой передаче состояния освещения и пространства. Изменение взглядов на изобразительное искусство отразилось и на методике преподавания. В этой связи автором исследования дан анализ методов обучения живописи в работах выдающихся художников-педагогов (благодаря которым, отечественная художественная школа достигла высокого уровня развития). Ряд диссертационных исследований, посвященных непосредственно данному вопросу, также подтверждает точку зрения автора на то, что процесс развития чувства колорита у студентов должен опираться на:

- законы зрительного восприятия цвета;

- изучение закономерностей природы;

- выработку цветового обобщения, целостного видения и умения работать отношениями.

В § 2.2, по изучении ряда исследований в области дидактики и сущности образовательного процесса, диссертант приходит к убеждению, что предлагаемая им модель методической системы должна строиться на единстве содержательного (цели, задачи, содержание), операционно-деятельностного (принципы, методы, формы) и контрольно-оценочного компонентов обучения. При разработке ее должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень довузовской подготовки студентов, общее нх развитие.

Любой предшествующий компонент модели в методической системе должен иметь самое непосредственное отношение ко всем последующим: задачи определяют содержание обучения, содержание - методы и средства обучения, методы - выбор форм организации обучения и т.д. Помимо этого, автором подробно описана общая логика содержания обучения, а также характер применения каждого из указанных элементов системы.

В третьей главе «Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа» описан процесс педагогического эксперимента, проведенного автором.

Здесь для исследователя главный интерес представляет тот период обучения живописи на художественно-графических факультетах, где основным техническим средством являются масляные краски. В эксперименте на данном этапе участвовали студенты 2-4 курсов; работа проводилась в основном в период летней пленэрной практики на 3 - 4 курсах, где были выделены контрольные и экспериментальные группы. Эксперимент включает три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий.

В § 3.1 представлен констатирующий этап педагогического эксперимента, который преследовал следующие цели:

1. Установить реальный уровень теоретических знаний и практических умений в области живописи пейзажа.

2. Определить степень развитости чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа до проведения пленэрной практики на 3-4 курсах.

3. Определить контрольные и экспериментальные группы.

Исследование осуществлялось по следующим направлениям:

- предварительный просмотр и анализ студенческих этюдов;

- анкетирование, письменные и устные опросы;

- беседы со студентами и преподавателями ХГФ;

- выполнение студентами специальных заданий в условиях пленэрной практики (4 этюда пейзажа при различных состояниях природы).

Для определения уровня развитости чувства колорита студентов автором выработаны и подробно описаны следующие критерии оценки:

- уровень теоретических знаний;

- качество рисунка;

- композиционное решение;

- работа отношениями;

- умение лепить форму цветом;

- передача состояния природы;

- передача пространства;

- умение подчинять цвет образной задаче.

Условно было выделено пять уровней подготовленности студентов -высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. С учетом указанных уровней оценивался каждый конкретный критерий подготовки, затем оценки всех критериев суммировались и определялся общий уровень развития чувства колорита. В результате у студентов были выявлены качественные характеристики каждого из пяти уровней развитости чувства колорита. В дальнейшем по данному принципу проводился анализ подготовленности студентов.

В констатирующем эксперименте приняло участие 134 человека. По итогам его были получены следующие данные:

1. Для студентов художественно-графических факультетов МПГУ, ОГУ, факультета изящных и визуальных искусств МГТУ им. М.А.Шолохова в целом характерен недостаточный уровень развития чувства колорита;

- в МПГУ (54 чел.): высокий уровень - 3.7%, уровень выше среднего -20.3, средний уровень - 38.8, уровень ниже среднего - 29.6, низкий уровень -7.4%;

- в МГТУ (38 чел.): высокий уровень - 0%, уровень выше среднего - 23.6, средний уровень - 42.1, уровень ниже среднего - 26.3, низкий уровень - 5.2%;

- в ОГУ (42 чел.): высокий уровень - 4.7%, уровень выше среднего - 21.4, средний уровень - 40.4, уровень ниже среднего - 28.5, низкий уровень - 4.7%.

Для большей наглядности представленные в процентном соотношении уровни, путем арифметических расчетов, были переведены в средний (по пятибалльной системе) уровень. Таким образом средний для каждого факультета балл развитости чувства колорита у студентов выглядел так:

- художественно-графический факультет МПГУ - 2.78 балла;

- художественно-графический факультет ОГУ - 2.85 балла;

- факультет изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова -2.88 балла.

2. Теоретическая база студентов художественно-графических факультетов недостаточно сильна, о чем свидетельствуют результаты бесед, данные письменных опросов и анкетирования.

3. В своих учебных и творческих работах студенты, как правило, не соблюдают грамотно этапы выполнения живописного этюда пейзажа, а многие даже не ставят перед собой целей, характерных для реалистической живописи. В ходе наблюдения природы студенты зачастую пассивны и неспособны целенаправленно отбирать в натуре наиболее образно выразительные черты. Анализируя живописные этюды, выполненные студентами, автор приходит к выводу о том, что для каждого из трех участвовавших в эксперименте факультетов характерны свои сильные и слабые стороны. На факультете изящных и визуальных искусств МГГУ такой параметр, как общий светлотный тон живописного этюда, в целом имел более высокий уровень по сравнению с двумя другими факультетами, на художественно-графическом факультете ОГУ качественней передавались направление и цвет общего освещения, однако хуже решались вопросы пространства, чем на художественно-графическом факультете МПГУ. На всех трех факультетах наиболее низким оказался уровень умения студентов работать отношениями, что проявлялось как в виде частичной константности изображения цвета, так и в неумении выделять в натуре доминирующие тональные массы.

В конце констатирующего эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы, по 20 человек каждая, с которыми предполагалось работать в поисковом и формирующем эксперименте. Целью работы с экспериментальными группами были совершенствование и проверка эффективности разрабатываемой автором методической системы. Целью работы с контрольными группами было сравнение результатов использования традиционной и экспериментальной методик.

В § 3.2 дается описание поискового этапа педагогического эксперимента. Здесь основная поисковая работа шла на художественно-графическом факультете МПГУ со студентами 3-4 курсов (2007 - 2008 г.). Студентов других курсов активно подключали к экспериментальным занятиям с целью проверки отдельных упражнений и методических наработок. Пробные занятия проводились в течение всего учебного года в факультативной форме со студентами интересующимися живописью, а также с дипломниками. В МГГУ им. М.А.Шолохова и в ОГУ шла частичная поисковая работа. Таким образом, в целях практической проверки отдельных положений и создания рациональной системы занятий, автор старался охватить экспериментальным обучением как можно большее количество студентов в течение продолжительного промежутка времени.

В поисковом эксперименте ставились следующие задачи:

1. Проверить эффективность ряда экспериментальных заданий для развития чувства колорита.

2. Провести на практике проверку эффективности отдельных заданий и упражнений предлагаемой методической системы.

3. Выявить трудности, с которыми чаще всего встречаются студенты при выполнении заданий на пленэре.

4. Найти наиболее приемлемое сочетание педагогического руководства, программных целевых установок и самостоятельной работы студентов.

5. Внести необходимые изменения в разработку методической системы в целях устранения обнаруженных в результате практической проверки недоработок.

В течение поискового эксперимента диссертантом велась активная работа по изучению традиций, изучался опыт преподавателей художественно-графических факультетов МПГУ, ОГУ, факультета изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А.Шолохова, входящих в базу данного исследования, проводились беседы с ведущими специалистами в области преподавания пленэрной живописи. Были законспектированы и изучены их методические системы, что положительно отразилось на разработке экспериментальной программы диссертанта.

Проанализировав положительный и отрицательный опыт своей педагогической деятельности на пленэре в 2007 году, автор внес ряд изменений в дальнейшую экспериментальную работу, выстроив задания, упражнения и подачу теоретических знаний в определенную последовательность. Наблюдения за учебным процессом, контрольные срезы работ и результаты просмотров показали более заметные положительные сдвиги в экспериментальной группе по сравнению с контрольными во время пленэрной практики в 2008 году. В результате автор решил использовать предлагаемую им методическую систему в формирующем эксперименте, где будет окончательно выверена ее эффективность.

В § 3.3 представлены формирующий этап (обучающий) и сравнительный срез педагогического эксперимента, которые проходили в течение пленэрной практики 2009 года. В формирующем эксперименте приняли участие студенты 3-4 курсов. Контрольные группы были выделены на 3 курсах художественно-графических факультетах МПГУ, ОГУ, факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А.Шолохова. Экспериментальную группу составили студенты 3 курса художественно-графического факультета МПГУ. В каждой группе имелось одинаковое число студентов - 20. Всего в формирующем эксперименте приняло участие 80 человек. В контрольных группах занятия продолжали проводиться по традиционной методике, в экспериментальных -по разработанной диссертантом методической системе.

В ходе проведения формирующего эксперимента ставились следующие задачи:

- экспериментальная проверка и дальнейшее совершенствование разработанной автором методической системы развития чувства колорита у

студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа;

- сравнение уровней развития чувства колорита у студентов контрольных и экспериментальных групп; оценка эффективности экспериментальной методики.

В процессе формирующего (обучающего) этапа использовалась усовершенствованная, с учетом выводов поискового эксперимента, методическая система развития чувства колорита, основанная на поэтапном обучении студентов живописному восприятию и изображению натуры. Данная система имеет свою особенность: комплекс практических и теоретических занятий, включающий три основные раздела.

1. Обучение студентов основам пейзажной живописи на пленэре:

а) организация рабочего места и методы работы с живописными материалами;

б) соблюдение этапов живописного изображения пейзажа;

в) формирование умения работать отношениями.

2. Формирование умения объединять предметные цвета в единую цветовую систему:

а) передача пространства;

б) передача характера освещения, общего светлотного и цветового тона;

в) передача характера воздействия общих и частных рефлексов.

3. Решение образных задач в пейзаже:

а) выделгние главного средствами цвета;

б) использование пространства согласно образной задаче;

в) использование цвета согласно образной задаче.

Данный блок занятий направлен на поэтапное формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешного развития колористических способностей, а именно на:

- систему выстроенных определенным образом практических заданий, в состав которой входит ряд разработанных диссертантом в целях обучения авторских упражнений. Данная система основана на поэтапном изучении студентами характерных особенностей наиболее различных состояний природы и закономерностей построения различных вариантов освещения в пейзаже, чему целиком посвящен ряд начальных упражнений. На первом и втором этапах обучения упражнения в основном строились по принципу явных различий (кратковременные этюды пейзажа против света, резкая смена условий освещения при работе на пленэре, постепенный переход от глубокого пространства с явно разделяющимися планами к плавно переходящим планам и неглубокому пространству, создание цветового единства в изображении городского пейзажа со значительно разделяющимися локальными цветами и т. д.), на третьем - занятия проводились в целях решения композиционных задач средствами цвета (пейзаж с акцентом на небе воде, массе деревьев и т. д., цветовые решения при различных соотношениях пространства и объекта в пейзаже, пейзаж с акцентом на состоянии природы);

- блок самостоятельных заданий, эффективно сочетающихся с тремя разделами рассматриваемой системы занятий и нацеленных на углубление важных для пейзажной живописи умений и навыков, прежде всего таких, как аконстантное восприятие цвета, умение работать отношениями, изображать характерные особенности различных состояний природы;

- определенную группу принципов, методов, форм организации процесса обучения, в частности акцент на воспитывающем характере обучения, научности, систематичности и последовательности, а также принципе наглядности (активное применение метода практической демонстрации);

- применение во время практических занятий на пленэре комплекса легких физических, разминочных упражнений в целях повышения настроения и работоспособности студентов.

По завершении формирующего этапа автором исследования проведен сравнительный срез, результаты которого были определены с учетом представленных выше критериев. В процессе сравнительного эксперимента проводились - просмотр студенческих этюдов, письменное анкетирование, устные опросы студентов контрольных и экспериментальных групп. В качестве контрольного, для получения более точных данных, нами было применено итоговое задание - пейзаж с акцентом на особенностях состояния природы изображаемого мотива и выражением личного отношения к изображаемому. Данное задание, по мнению автора, способно наиболее объективно выявить уровень способностей студентов в решении полноценных колористических задач. По завершении пленэрной практики контрольным группам, как и экспериментальной, также было предложено выполнить данное задание, результаты которого были проанализированы совместно с другими педагогами по параметрам, представленным в констатирующем эксперименте. Анализ показал более высокий уровень выполнения этого задания студентами экспериментальных групп по сравнению с контрольными.

Процентные соотношения по уровням каждого критерия, путем арифметических расчетов, были переведены в средний, по пятибалльной системе, уровень. Затем путем сложения 8-ми полученных баллов был определен среднеарифметический балл, показывающий степень развитости чувства колорита у студентов. В итоге формирующего эксперимента были получены следующие результаты:

- экспериментальная группа - 3.87 балла;

- контрольная группа художественно-графического факультета МПГУ - 3.12 баллов;

- контрольная группа художественно-графического факультета ОГУ - 3.28 балла;

- контрольная группа факультета изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова -3.11 балла.

По итогам сравнительного эксперимента был сделан вывод о том что: по сравнению со студентами контрольных групп студенты экспериментальной группы отличались более высоким уровнем теоретических знаний;

- научившись грамотнее соблюдать этапы живописного изображения, студенты экспериментальной группы допускали меньшее число ошибок в композиционном, графическом и цветовом решениях этюда;

- студенты экспериментальных групп грамотнее решали такие задачи, как: передача общего освещения, общего пространства, общего светлотного и цветового тона, что напрямую сказывалось на умении создавать более целостное изображение пейзажа;

- научившись изображать характерные особенности различных состояний природы, студенты экспериментальной группы создавали этюды, имеющие большую эмоциональную содержательность и образную выразительность.

Полученные в результате формирующего и сравнительного этапов экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной диссертантом методической системы развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.

В заключении диссертации формулируются выводы исследования, из которых очевидно, что поисково-формирующий эксперимент подтвердил верность выдвинутой автором гипотезы, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Полноценная подготовка учителей изобразительного искусства является сложной и многогранной задачей и основываться она должна на достижениях таких наук, как: педагогика, психология, физиология, цветоведение, история искусств, теория живописи, композиции и т. д. В результате такой подготовки студент будет обладать более высоким уровнем творческих способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, богатым теоретическим багажом, развитым художественным вкусом. Наряду с этим не следует упускать из виду формирование здоровой личности, правильные жизненные идеалы, развитое чувство патриотизма.

Данное исследование явилось попыткой решения одной из ключевых проблем методики обучения живописи. Всесторонний анализ литературы по смежной тематике и данные экспериментов указывают на необходимость комплексного подхода к развитию чувства колорита, предполагающего целенаправленное педагогическое воздействие, формирование теоретического багажа и этико-эстетических позиций, приобретение изобразительных умений и навыков, умение использовать выразительные возможности живописной техники для создания убедительного и целостного изображения.

В результате исследовательской работы достигнута поставленная автором цель: сделан реальный шаг в дальнейшем решении проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально

проверены наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов, способствующие развитию чувства колорита.

В процессе педагогического исследования решены следующие задачи:

1. На основе глубокого анализа научной и специальной литературы уточнено понятие «колорит». Проведена классификация разновидностей данного понятия, определены факторы, влияющие на формирование колорита в изображении реалистического пейзажа.

2. Изучены традиции и методы работы выдающихся мастеров-живописцев. Выявлены основные принципы и средства построения колорита в их произведениях.

3. Проведен сравнительный анализ существующих методик обучения живописи отечественной художественной школы. Изучена и критически проанализирована педагогическая и методическая литература, затрагивающая вопросы развития чувства колорита. Выявлены факторы, особо влияющие на развитие чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.

4. На основе анализа специальной литературы и опыта педагогов разработаны критерии оценки работ студентов на предмет развитости у них чувства колорита. Данные критерии соответствуют требованиям знаний, умений и навыков, наличие которых необходимо для решения колористических задач в живописном изображении пейзажа. Степень сформированное™ их определяет уровень колористических задач, которые способны решать студенты художественно-графических факультетов, следовательно, дает возможность оценить степень развития чувства колорита.

5. В результате констатирующего эксперимента определен уровень развития колористических способностей студентов художественно-графических факультетов Mill У, ОГУ, факультета изящных и визуальных искусств МГТУ им. М.А.Шолохова. На основе этого выработана концепция обучения.

6. В итоге практической и экспериментальной проверки разработана методическая система развития чувства колорита, основанная на поэтапном обучении студентов живописному восприятию и изображению натуры.

7. В течение трех лет проведены констатирующий, поисковый, формирующий этапы педагогического эксперимента, что помогло внести необходимые изменения в гипотетическую модель методической системы, способствующие созданию более оптимальной системы обучения. Итоги формирующего этапа, сравнение результатов работы задействованных в эксперименте студентов показали, что среднеарифметический балл уровня развития чувства колорита экспериментальной группы выше по сравнению с контрольной группой:

- художественно-графического факультета Mill У - на 0.75 балла;

- художественно-графического факультета ОГУ - на 0.59 балла;

- факультета изящных и визуальных искусств МГТУ им. М.А, Шолохова -на 0.76 балла.

Полученные в результате формирующего и сравнительного этапов экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной диссертантом методической системы развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.

8. В процессе педагогического эксперимента активно велась апробация данной методической системы. Результаты обучения студентов с использованием материалов данного диссертационного исследования обсуждались на заседаниях методических комиссий и кафедрах живописи ХГФ и получили одобрение преподавателей. Теоретические его положения были внедрены в практику обучения живописи пейзажа на художественно-графических факультетах Ml 11 У, ОГУ, факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А.Шолохова.

Включение в процесс педагогического эксперимента трех различных художественно-графических факультетов позволило получить более объективные экспериментальные данные. Помимо этого отмечен ряд существенных наблюдений. Сравнительный срез контрольных групп, в частности, показал, что результаты обучения в процессе летней пленэрной практики студентов художественно-графических факультетов Mill У, ОГУ и МГГУ немного различаются по уровню, что подвигнуло автора разобраться в причинно-следственных связях.

На факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А.Шолохова, например, имеет место наименее продолжительный курс летней пленэрной практики, что, по мнению диссертанта, напрямую сказывается на уровне подготовки студентов в области пейзажной живописи. В этой связи контрольная группа, выделенная в МГГУ, несмотря на высоко профессиональный педагогический коллектив и хорошую организацию процесса обучения, имела более низкий результат.

Примерно одинаковый временной промежуток отводится летней пленэрной практике на художественно-графическом факультете МПГУ и ОГУ, однако результаты обучения студентов ОГУ были несколько выше, чем Mill У. Здесь, как видно, сказалась более высокая интенсивность творческой работы студентов ОГУ и более качественное обеспечение процесса их обучения. К тому же с недавних пор на художественно-графическом факультете ОГУ была введена специальность «Живопись». Каждую летнюю пленэрную практику на два месяца студенты этой специальности выезжают с преподавателем на академическую дачу, где в хорошей творческой среде, не отвлекаясь, плодотворно работают. Студенты специальности «Живопись» активно общаются со студентами «ИЗО» художественно-графического факультета ОГУ, что положительно сказывается на процессе их обучения и способствует более интенсивному их обучению. Данные наблюдения подтверждают мнение автора

о том,. что одним из основных факторов эффективного процесса обучения студентов является интенсивная, увлеченная творческая работа студентов.

В результате экспериментальной работы и положительной динамики развития чувства колорита у обучаемых можно говорить, что поставленные в исследовании задачи диссертантом решены, выдвинутая им гипотеза подтверждена, а экспериментально проверенная система заданий и упражнений может быть использована для более эффективных занятий на пленэре, дальнейшего становления методов преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов, колледжей и училищ.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Грошев И.П. Содержательный компонент методической системы развития чувства колорита у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа. // Ж. Преподаватель XXI век, М. - 2009, №3, - С. 104-107,0.5 п. л.

2. Грошев И.П. Изображение пейзажа против света как основное средство формирования умения студентов работать отношениями на начальном этапе обучения живописи пейзажа. // Ж. Наука и школа, М. -2010, №1, С. 102-103 0.2 п. л.

3. Грошев И.П. Принцип наглядности в процессе обучения студентов ХГФ живописи пейзажа. // Ж. Вопросы гуманитарных наук, М. - 2010, №1, С. 176177, 0.1 п. л.

4. Грошев И.П. Применение метода демонстрации в рамках занятий живописью пейзажа со студентами ХГФ в условиях пленэра. // Ж. Вопросы гуманитарных наук, М. - 2010, №1, С. 174-175, 0.2 п. л.

5. Грошев И.П. Кратковременный комплекс физических упражнений как метод повышения эффективности занятий студентов живописью на пленэре. // Ж. Вопросы гуманитарных наук, М. - 2010, №1, С. 173,0.1 п. л.

Участие в художественных выставках:

1. Рождественская выставка. Плановая выставка товарищества живописцев «Московский Союз Художников», янв. 2008,1-я Тверская-Ямская, д. 20.

2. Выставка к 75-летию МСХ. План. т.ж. МСХ, янв. 2008, ЦДХ.

3. Русская провинция. План. т.ж. МСХ, фев. 2008, 1-я Тверская-Ямская, д.

20.

4. Выставка Московское гостеприимство. Орг. мэрией Москвы. Ноябрь 2008, Б. Манеж.

5. Рождественская выставка. План. т.ж. МСХ, янв. 2009, 1-я Тверская-Ямская, д. 20.

6. Русская провинция. План. т.ж. МСХ, янв, 2009, Кузнецкий мост, д. 20.

7. Выставка к 8 марта. План. т.ж. МСХ, фев.-март 2009, 1-я Тверская-Ямская, д. 20.

8. Выставка работ преподавателей ХГФ МПГУ. 2009.

9. Выставка «Счастье зрить». Групповая выставка членов т.ж. МСХ И.П.Грошева, Д.Г.Попова, М.В.Корды. Май-июнь, Проспект Мира, д.41, стр. 1.

10. Выставка «Цветы - пленэр». План. т.ж. МСХ, июль-август 2009, 1-я Тверская-Ямская, д. 20.

11. Выставка ко дню Города. План. т.ж. МСХ, авг.-сент. 2009, 1-я Тверская-Ямская, д. 20.

12. Выставка «Пленэр». План. т.ж. МСХ, янв. 2010, Кузнецкий мост, д. 20.

Подп. к печ. 01.04.2010 Объем 1,25 п.л. Заказ № 54 Тир 100 экз.

Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Грошев, Иван Петрович, 2009 год

Введение.

Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

1.1 Теоретические основы понятия колорит. Роль колорита при создании художественного образа.

1.1.1. Классификация колорита.

1.1.2. Факторы, влияющие на формирование колорита при изображении реалистического пейзажа.

1.1.3. Методы организации цветовой системы картины.

1.2 Психологические основы восприятия цвета и его роль в творческих процессах.

1.2.1. Цветовые ощущения. Собственные качества цвета.

1.2.2. Цветовой символизм и причины его возникновения.

1.2.3. Несобственные качества цвета.

1.2.4. Физиология и природа восприятия цвета.

1.3 Восприятие цвета в процессе изобразительной деятельности.

1.3.1. Константность восприятия цвета.

1.3.2. Локальный и обусловленный цвет.

1.3.3. Профессиональное восприятие цвета художником.

Выводы по первой главе.

Глава II. Обоснование и разработка методов решения проблемы исследования.

2.1 Педагогическая и методическая база развития чувства колорита у студентов в процессе освоения ими живописи пейзажа в условиях пленэра.

2.2 Разработка модели методической системы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Выводы по второй главе.;.

3 Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа.

3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента.

3.2 Поисковый этап педагогического эксперимента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа"

Проблема исследования и ее актуальность. Изобразительное искусство является эффективным средством эстетического, культурно-просветительного и нравственного воспитания. Чтобы овладеть основами этой издревле неотъемлемой сферы человеческой жизнедеятельности, развить задатки к ней, заложенные в человеке от природы, учителю изобразительного искусства необходимо получить серьезную профессиональную подготовку. Не нова мысль, что творчество, в какой бы области социальной жизни оно ни реализовывалось, обусловлено не столько объемом знаний (многознание, как известно, уму не научает), сколько способностью оперировать ими и принимать нестандартные решения. Следовательно, если в процессе специальной подготовки будущий педагог освоит систему научных достижений и профессиональных умений на достаточно высоком уровне, это обеспечит ему свободное, уверенное, результативное преподавание своего предмета.

Применительно к поставленной диссертантом теме, овладение в полной мере живописным мастерством (как видом изобразительного искусства) невозможно без постижения такого выразительно-эмоционального средства, каким является колорит. Поскольку явления жизни не одноцветны, многокрасочны, богаты, живопись (будучи художественным отражением объективного мира) несет в себе то сложное сочетание колористических оттенков, которые являются атрибутом различных предметов в отдельности и в их совокупности.

Способность художника верно передавать колорит в картине, в частности при изображении пейзажа, предстает результатом интенсивной, упорной, целенаправленной подготовки, которая подразумевает качественное усвоение базисных положений не только в области живописи, но и в области близких к ней дисциплин. То есть студент должен получить достаточно широкий спектр определенных знаний и умений и, овладев ими, преподнести их школьникам и будущим студентам в процессе обучения. Даже небольшой пробел в подготовке педагога может отрицательно сказаться на его творческом развитии.

В контексте исследуемой темы, связанной с развитием чувства колорита, студенту прежде всего необходимо усвоить такие понятия, как светлота, насыщенность, цветовой тон, т. е. основные свойства цвета; научиться грамотно использовать живописные средства, освоить умение организовывать учебный процесс вообще и в условиях пленэра в частности. Последнее подразумевает основательное изучение натуры в плане пространства и освещения, многообразия цветовых тонов, которые в своем единстве образуют цветовую гармонию. Высшим проявлением последней является, конечно, колорит. Колорит проявляется там, где соотношения цветов расположены в определенном ритме, передают определенный замысел, идею, формируют художественный образ как отражение красочного многообразия мира.

Развитие чувства колорита у студентов, умение решать художественные задачи в живописных работах посредством цвета должны проводиться на природе, в мастерских, на образцах выдающихся мастеров кисти — отечественных и зарубежных. А это означает, что для достижения цели, поставленной в диссертационном исследовании, нужен глубокий, аналитический, многоплановый подход.

Анализ существующей на сегодняшний день практики обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) показывает, что вопрос развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа разработан недостаточно; что необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, способствующих более конкретным установкам обучения и воспитания, понимания колорита как сложного взаимодействия красок по законам гармонии, дополнений и контраста.

Результаты предварительного исследования показывают, что выпускник художественно-графического факультета, у которого недостаточно развито чувство колорита, не способен активизировать в полной мере это качество у других, что, в свою очередь, негативно сказывается на подготовке школьников и будущих учителей изобразительного искусства.

Одним из наиболее эффективных методов, в контексте сказанного, является пленэрная практика, в ходе которой основное внимание концентрируется на передаче состояния освещенности и сочетании цветовых пятен, не акцентируя внимание студентов на мелких деталях и сложностях рисунка (к примеру в портрете или натюрморте). Занятия живописью пейзажа на пленэре имеют одну важную особенность — они помогают решению целого комплекса научно-педагогических задач, а именно: практическое овладение основами теоретической подготовки, строгая последовательность в реализации методов и приемов живописи, непосредственно анализ опыта отечественных и зарубежных специалистов в области психологии, эстетики, истории искусств, цветоведения.

Теоретические основы рассматриваемой диссертантом темы получили свое обоснование в творческой и педагогической деятельности таких выдающихся художников и художников-педагогов, как: Леонардо да Винчи, П.Чистяков, Д.Кардовский, К.Коровин, Г.Савицкий.

Вопросы теории и методики изобразительного искусства разрабатывались в работах ряда авторов и более позднего времени: Н.Крымова, Г.Шегаля, Н.Волкова, Н.Ростовцева, Г.Беды, А.Унковского, Н.Маслова, Е.Шорохова, С.Ломова.

В данном исследовании нашли свое отражение фундаментальные труды в области психологии Л.Выготского, С.Рубинштейна, Б.Теплова, В.Кузина, Е.Игнатьева.

Вопрос цветовой гармонии достаточно подробно проанализирован в работах А.Зайцева, С.Кравкова, Л.Мироновой.

Проблема развития чувства колорита непосредственно на занятиях живописью пейзажа разрабатывалась в диссертационных работах В.Басманова, А.Рындина, А.Васильева, Н.Грибакина, Е.Ворониной, С.Никитина.

К настоящему моменту в кругу вопросов, связанных с понятием колорита в пейзаже, накоплен значительный материал, как в практическом, так и теоретическом плане.

Важным средством в решении проблемы данного исследования является разработка методической системы, направленной на эффективное развитие чувства колорита, с учетом взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого. Первый - заключается в изучении цветовых закономерностей, зрительного восприятия цвета и света; второй - предполагает творческое направление обучения.

Развитие чувства колорита подразумевает постепенное формирование у студентов прочных умений и навыков, достижение чего возможно лишь в результате многократного выполнения однотипных упражнений. Однако выполнение таких упражнений в процессе плановых занятий с педагогом затруднительно, поскольку сводит результаты ограниченной по времени пленэрной практики к решению узкого круга задач и снижает интерес студентов к занятиям живописью, диктуя тем самым необходимость создания методической системы развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа, гармонично сочетающей в себе четкую последовательность плановых и самостоятельных занятий по живописи.

Актуальность исследования заключается в том, что педагогическая наука, как и прочие отрасли знаний, не стоит на месте, следовательно, должна постоянно совершенствоваться как в целом, так и применительно к конкретно-поставленной цели диссертации.

Цель исследования: дальнейшее решение проблемы развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Объект исследования: система специальной подготовки художника-педагога; процесс обучения рисунку, живописи и композиции.

Предмет исследования', научно-теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию чувства колорита, формированию знаний, умений и навыков.

Гипотеза исследования. Если разработать и применить в учебном процессе по дисциплине «Живопись» специальную методическую систему, направленную на развитие чувства колорита у студентов ХГФ, включающую: а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Живопись»; б) дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательных и развивающих процессов; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий живописью в условиях пленэра, то все это в значительной степени оптимизирует ход обучения студентов. Данная методическая система, по мнению диссертанта, должна обладать следующими ценностными атрибутами:

- научными данными передового художественно-педагогического опыта в области обучения изобразительной грамоте и в частности - развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

- единством подачи теоретических знаний с практическим воплощением умений и навыков живописного изображения пейзажа, использованием живописных средств;

- системой специально разработанных заданий и упражнений, постепенно подводящей студентов к решению различных колористических задач при изображении пейзажа;

- курсом занятий по пленэру, в которых осуществляется взаимосвязь плановых занятий с четко определенным комплексом самостоятельных заданий и упражнений, способствующих укреплению наиболее важных умений и навыков;

- рациональным использованием основных дидактических принципов, педагогических методов и приемов, используемых в ходе подготовки художников-педагогов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в данной диссертации решались следующие задачи:

1. Уточнить и более подробно проанализировать понятие колорит на основе специализированной и научной литературы.

2. Изучить традиции и методы выдающихся мастеров кисти и теоретиков живописи с целью выявления наиболее эффективных принципов построения колорита в их работах.

3. Провести сравнительный анализ существующих методик обучения живописи отечественной художественной школы.

4. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет развитости у них чувства колорита.

5. Определить уровень развития колористических способностей у студентов и выработать обоснованную теоретически концепцию обучения.

6. Создать модель методической системы развития чувства колорита, практически и экспериментально ее проверить.

7. Провести педагогический эксперимент.

8. Апробировать методику обучения.

Методологической основой исследования служат:

- теоретические и методические работы художников-педагогов в области развития чувства колорита;

- творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников;

-закономерности психологии восприятия цвета, мышления, памяти и цветоведения.

Методами научно-педагогического исследования являются:

- изучение и анализ литературы по методике, цветоведению, психологии, педагогике, эстетике;

- анализ действующей системы обучения;

- анкетирование, беседы;

- проведение естественного педагогического эксперимента;

- анализ произведений пейзажной живописи мастеров и практических работ студентов;

- критический анализ выводов собственной педагогической и творческой деятельности диссертанта.

Базой для исследования явились художественно-графические факультеты Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Орловского государственного университета (ОГУ), а также факультет изящных и визуальных искусств Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова.

Организаиия и этапы исследования. На первом этапе исследования (2006 — 2007 гг.) шло изучение научно-теоретических материалов, аналитически обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; велась работа над теоретической частью диссертации; определялись параметры анализа работ студентов; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2007 - 2008 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов с целью развития у них чувства колорита; проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы {поисковый эксперимент).

На третьем этапе исследования (2008 - 2009 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты; шла доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- изучен и проанализирован опыт выдающихся художников педагогов; произведен сравнительный анализ ряда методик обучения живописи, в результате чего выявлены эффективные методы и средства воздействия, способствующие эффективному развитию чувства колорита у студентов художественно-графического факультета на занятиях живописью пейзажа;

- произведена классификация видов колорита; исходя из этого, раскрыты факторы, влияющие на формирование колорита при реалистическом изображении пейзажа;

- разработаны критерии оценки уровня развития чувства колорита у студентов;

- произведен сравнительный анализ экспериментальной методической системы и действующих на художественно-графических факультетах МПГУ, ОГУ, на факультете изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова методических систем, используемых при проведении пленэрных практик;

- разработана и экспериментально проверенна методическая система, направленная на развитие чувства колорита у студентов педагогических вузов художественно - графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором его внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства; сделан шаг в решении значительной научно-педагогической задачи развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа; систематизирован материал по данной тематике. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвященных проблемам подготовки художников-педагогов и развития творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в непосредственной работе педагогов при проведении пленэрных занятий, в процессе совершенствования учебных программ, создания учебных пособий. Разработан курс по проведению пленэрной практики у студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов, специально нацеленный на развитие чувства колорита.

Достоверность научных результатов обеспечена многократной экспериментальной и практической проверкой методической системы ее основных положений, объективным анализом, соблюдением требований к ведению научного исследования, опорой на многолетний опыт теоретиков и практиков в области психолого-педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2006 -2009 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графических факультетах МПГУ, ОГУ, на факультете изящных и визуальных искусств МГТУ им. М.А. Шолохова.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Непосредственно материалы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа, включающая:

- цели, задачи и содержание процесса развития чувства колорита у студентов (авторская экспериментальная учебная программа по живописи пейзажа);

- группу дидактических принципов, форм, методов и методических приемов, способствующих успешному решению задач, определяющих процесс развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

- критерии оценки развития чувства колорита на занятиях живописью пейзажа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Помимо этого в нее вошли схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, живописные работы самого диссертанта.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по третьей главе.

1. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень развития чувства колорита у студентов ХГФ. Кроме того, комплекс констатирующих исследований позволил нам выявить причины имеющихся недостатков. В конце констатирующего эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы.

2. Анализ специальной литературы и опыта педагогов позволил нам выделить ряд параметров оценки работ студентов на предмет развитости у них чувства колорита. Среди них уровень теоретических знаний, качество рисунка, композиционное решение, работа отношениями, умение лепить форму цветом, передача состояния природы, передача пространства, умение подчинять цвет образной задаче.

3. В результате поискового эксперимента были определены пути и методы преодоления имеющихся недостатков в подготовке студентов ХГФ. Была уточнена предполагаемая методическая система развития чувства колорита у студентов ХГФ, которую предстояло экспериментально проверить в формирующем и сравнительном экспериментах.

4. Авторская методическая система скоординирована с программами обучения живописи в условиях пленэра на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

5. Разработанная нами методическая система развития чувства колорита решает 3 основных задачи: обучает студентов основам работы на пленэре, учит с помощью цвета создавать целостное изображение пейзажа, учит решать образные задачи в пейзаже.

6. Для успешного решения трех основных задач, разработанная методическая система должна эффективно сочетать практические и теоретические занятия. С этой целью был разработан курс лекций, позволяющий последовательно дать студентам широкое представление об основных вопросах колорита. Теоретический материал, касающийся непосредственно процесса восприятия и изображения натуры, необходимо передавать студентам порционно, непосредственно на практических занятиях, и подкреплять практическим показом педагога.

7. Интенсивное применение метода практического показа педагога и передача студентам на начальном этапе обучения конкретных методических рекомендаций в разы повышает эффективность практических занятий в условиях пленэра.

8. Выполнение в начале практических занятий упражнений нацеленных на изучение характерных особенностей наиболее различных состояний природы, сделало значительно эффективней дальнейший процесс обучения и способствовало решению непосредственно колористических задач в пейзаже.

9. Применение во время практических занятий на пленэре комплекса легких физических упражнений значительно повышает настроение и работоспособность студентов и позволяет им эффективно выполнять больший объем практических заданий.

10. Результаты проведенных в ходе сравнительного этапа педагогического эксперимента исследований позволяют говорить об эффективности разработанной нами методической системы развития чувства колорита у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа.

Заключение.

Полноценная подготовка учителей изобразительного искусства является сложной и многогранной задачей и основываться она должна на достижениях таких наук, как: педагогика, психология, физиология, цветоведение, история искусств, теория живописи, композиции и т. д. В результате такой подготовки студент будет обладать более высоким уровнем творческих способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, богатым теоретическим багажом, развитым художественным вкусом. Наряду с этим не следует упускать из виду формирование здоровой личности, правильные жизненные идеалы, развитое чувство патриотизма.

Данное исследование явилось попыткой решения одной из ключевых проблем методики обучения живописи. Всесторонний анализ литературы по смежной тематике и данные экспериментов указали на необходимость комплексного подхода к развитию чувства колорита, предполагающего целенаправленное педагогическое воздействие, затрагивающее формирование теоретического багажа, этико-эстетических позиций, эстетических эмоций, а также изобразительных умений и навыков, умения использовать выразительные возможности живописной техники для создания убедительного и целостного изображения.

В результате исследовательской работы была достигнута поставленная цель: решена проблема развития чувства колорита у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа. Были выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, способствующие развитию чувства колорита. В процессе педагогического исследования были решены следующие задачи:

1. На основе глубокого анализа научной и специальной литературы всестороннее рассмотрено и уточнено понятие «колорит». Проведена классификация данного понятия, а так же определены четкие факторы, влияющие на формирование колорита в реалистическом пейзаже.

2. Изучены традиции и методы работы выдающихся мастеров-живописцев. Выявлены основные принципы и средства построения колорита в их произведениях.

3. Проведен сравнительный анализ существующих методик обучения живописи отечественной художественной школы. Изучена и критически проанализирована педагогическая и методическая литература, затрагивающая вопросы развития чувства колорита. На основе этого выявлены важные факторы, влияющие на развитие чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.

4. На основе анализа специальной литературы и опыта педагогов разработаны критерии оценки работ студентов на предмет развитости у них чувства колорита. Данные критерии соответствуют требованиям знаний, умений и навыков, наличие которых необходимо для решения колористических задач в живописном изображении пейзажа. Степень сформированности их определяет уровень колористических задач, которые способны решать студенты художественно-графических факультетов, следовательно, дает возможность оценить степень развития чувства колорита.

5. В результате констатирующего эксперимента нами был определен уровень развития колористических способностей студентов художественно-графических факультетов МПГУ, ОГУ, МГТУ им. М.А.Шолохова. На основе этого нами была выработана концепция обучения.

6. В итоге практической и экспериментальной апробации нами была разработана методическая система развития чувства колорита, основанная на поэтапном обучении студентов живописному восприятию и изображению натуры. Данная методическая система имеет свои специфические особенности:

- комплекс практических и теоретических занятий, включающий три основные раздела:

1. Обучение студентов основам пейзажной живописи на пленэре: а) организация рабочего места и методы работы с живописными материалами; б) соблюдение этапов живописного изображения пейзажа; в) формирование умения работать отношениями.

2. Формирование умения объединять предметные цвета в единую цветовую систему: а) передача пространства; б) передача характера освещения, общего светлотного и цветового тона; в) передача характера воздействия общих и частных рефлексов.

3. Решение образных задач в пейзаже: а) выделение главного средствами цвета; б) использование пространства согласно образной задаче; в) использование цвета согласно образной задаче.

Данный блок занятий направлен на поэтапное формирование у студентов ХГФ комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешного развития их колористических способностей;

- систему выстроенных определенным образом практических заданий, в состав которой входит ряд разработанных нами, с целью решения необходимых задач обучения, авторских упражнений. На первом и втором этапе обучения данные упражнения в основном построены по принципу явных различий (кратковременные этюды пейзажа против света, резкая смена условий освещения при работе на пленэре, постепенный переход от глубокого пространства с явно разделяющимися планами к плавно переходящим планам и неглубокому пространству, создание цветового единства при изображении городского пейзажа со значительно разделяющимися локальными цветами и т. д.), на третьем - с целью решения композиционных задач средствами цвета (пейзаж с акцентом на небе воде, массе деревьев и т. д., цветовые решения при различных соотношениях пространства и объекта в пейзаже, пейзаж с акцентом на состоянии природы);

- блок самостоятельных заданий, эффективно сочетающихся с тремя разделами нашей системы занятий и нацеленных на углубление важных для реалистической пейзажной живописи умений и навыков, прежде всего, таких как аконстантное восприятие цвета, умение работать отношениями и изображать характерные особенности различных состояний природы;

- определенную группу принципов, методов, форм организации процесса обучения, в частности акцент на принципах воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, а так же принципе наглядности (активное применение метода практической демонстрации);

- применение во время практических занятий на пленэре комплекса легких физических разминочных упражнений в качестве средства повышения настроения и работоспособности студентов.

7. В течение трех лет проведены констатирующий, поисковый, формирующий этапы педагогического эксперимента, что помогло внести необходимые изменения в гипотетическую модель методической системы, способствующие созданию более оптимальной системы обучения. Итоги формирующего этапа, сравнение результатов работы задействованных в эксперименте студентов показали, что среднеарифметический балл уровня развития чувства колорита экспериментальной группы выше по сравнению с контрольной группой:

- художественно-графического факультета МИГУ — на 0.75 балла;

- художественно-графического факультета ОГУ — на 0.59 балла;

- факультета изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова - на 0.76 балла.

Полученные в результате формирующего и сравнительного этапов экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной диссертантом методической системы развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.

8. В процессе педагогического эксперимента, активно велась апробация нашей методической системы. Результаты обучения студентов с использованием материалов нашего диссертационного исследования обсуждались на заседаниях методических комиссий и кафедрах живописи ХГФ и получили одобрение преподавателей. Теоретические положения нашего научного исследования были внедрены в практику обучения живописи пейзажа на художественно-графических факультетах Mill У, ОГУ, МГТУ имени М.А.Шолохова.

Формирующий этап педагогического эксперимента подтвердил гипотезу о том, что если разработать и применить в учебном процессе по дисциплине «Живопись» специальную методическую систему, направленную на развитие чувства колорита у студентов ХГФ, включающую: а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Живопись»; б) дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательных и развивающих процессов; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий живописью в условиях пленэра, то все это в значительной степени оптимизирует ход обучения студентов, потому что, данная методическая система обладает следующими ценностными атрибутами:

- научными данными передового художественно-педагогического опыта в области обучения изобразительной грамоте и в частности - развития чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов;

- единством подачи теоретических знаний с практическим воплощением умений и навыков живописного изображения пейзажа, использованием живописных средств;

- системой специально разработанных заданий и упражнений, постепенно подводящей студентов к решению различных колористических задач при изображении пейзажа;

- курсом занятий по пленэру, в которых осуществляется взаимосвязь плановых занятий с четко определенным комплексом самостоятельных заданий и упражнений, способствующих укреплению наиболее важных умений и навыков;

- рациональным использованием основных дидактических принципов, педагогических методов и приемов, используемых в ходе подготовки художников-педагогов.

Включение в процесс педагогического эксперимента трех различных художественно-графических факультетов позволило получить более объективные экспериментальные данные. Помимо этого отмечен ряд существенных наблюдений. Сравнительный срез контрольных групп, в частности, показал, что результаты обучения в процессе летней пленэрной практики студентов художественно-графических факультетов МПГУ, ОГУ и МГТУ немного различаются по уровню, что подвигло автора разобраться в причинно-следственных связях.

На факультете изящных и визуальных искусств МГТУ им. М.А.Шолохова, например, имеет место наименее продолжительный курс летней пленэрной практики, что, по мнению диссертанта, напрямую сказывается на уровне подготовки студентов в области пейзажной живописи. В этой связи контрольная группа, выделенная в МГТУ, несмотря на высоко профессиональный педагогический коллектив и хорошую организацию процесса обучения, имела более низкий результат.

Примерно одинаковый временной промежуток отводится летней пленэрной практике на художественно-графическом факультете МПГУ и ОГУ, однако результаты обучения студентов ОГУ были несколько выше, чем МПГУ. Здесь, как видно, сказалась более высокая интенсивность творческой работы студентов ОГУ и более качественное обеспечение процесса их обучения. К тому же с недавних пор на художественно-графическом факультете ОГУ была введена специальность «Живопись». Каждую летнюю пленэрную практику на два месяца студенты этой специальности выезжают с преподавателем на академическую дачу, где в хорошей творческой среде, не отвлекаясь, плодотворно работают. Студенты специальности «Живопись» активно занимаются творчеством совместно со студентами «ИЗО» художественно-графического факультета ОГУ, что положительно сказывается на процессе их обучения и способствует более интенсивному развитию их специальных и профессиональных качеств. Данные наблюдения подтверждают мнение автора о том, что одним из основных факторов эффективного процесса обучения студентов является интенсивная, увлеченная творческая работа студентов.

В результате экспериментальной работы и положительной динамики развития чувства колорита у обучаемых можно говорить, что поставленные в исследовании задачи диссертантом решены, выдвинутая им гипотеза подтверждена, а экспериментально проверенная система заданий и упражнений может быть использована для более эффективных занятий на пленэре, дальнейшего становления методов преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов, колледжей и училищ.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Грошев, Иван Петрович, Москва

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов

2. ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи: Дисс. канд. пед. наук. М.: Mill У, 1996 -203 с.

3. Академия художеств СССР. 11-я и 12-я. М.: Изд-во АХ СССР, 1959. -182с.

4. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 170 е.:ил.

5. Алексеев С.С. О цвете и красках. М., Изобразительное искусство, 1962. 60с.

6. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //

7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология»: в 3-х т. / Под ред. В.Я. Ляудис, И.И. Ильясова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 13-21.

8. Ананьев Б.Г. / Психология чувственного познания. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1960.-486с.

9. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитиечеловека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968. - 334 с.

10. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. —255 с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. 392с.

12. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы.- Ростов,: Изд-во Ростовскогоун-та, 1972.- 124с.

13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.:1. Просвещение, 1982.-192с.

14. Базанова M.Д. Пленэр: Учебная летняя практика в художественномучилище- М.: Изобразительное искусство, 1994.- 157 е.: ил.

15. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М., Знание, 198564 с.

16. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использованияв обучении живописи.: Дис. канд. пед. наук.- М., 1979.-196 с.

17. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение,1977.- 188 е.: 8 л. ил.

18. Беда Г.В. Живопись: учебник для студентов пед. институтов поспециальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». — М., Просвещение, 1986 192 с.

19. Беда Г.В. Основа изобразительной грамоты. М.: Просвещение. 1981.-240е.: ил.

20. Беда Г.В. Живопись как учебный предмет. : Дис. док. наук М., 1972 - 402с.

21. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентовв процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов.: Дис. канд. Наук. М., 1974.- 185 с.

22. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., Советская Россия,1961.-232 е.: ил.

23. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Акад.художеств СССР, 1961. 511 с.

24. Васильев A.A. Теоретические и методические обоснования начальнойстадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога.: Дис. канд. пед наук.- Краснодар. 1982. 174 с.

25. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. — М., Прогресс,1970-496 с.24.