Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Никитин, Сергей Борисович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления"

На правах рукописи

НИКИТИН Сергей Борисович ООЗОБ4 1ьэ

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ ПЕЙЗАЖА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Специальность 13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2 ИЮЛ 2007

Москва-2007

003064169

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» на кафедре живописи художественно-графического факультета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

ШОРОХОВ Евгений Васильевич Официальные оппоненты:

члн-корр Российской академии художеств доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Борис Георгиевич

кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ Андрей Алексеевич

Ведущая организация - Московский государственный областной университет

Защита диссертации состоится «17» сентября 2007 г в 15 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 154 03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д 88, ауд № 551)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119992, Москва, Малая Пироговская, д 1

Автореферат разослан «_» июля 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета

ИГНАТЬЕВ С Е

Общая характеристика работы.

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема исследования: заключена в недостаточной развитости художественной наблюдательности и образного мышления у студентов художественно-графических факультетов.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении рисунку, живописи, композиции, формировании тонального и цветового видения, обучении мастерству преподавания — это само собой разумеющееся. Главное - для чего? Изображение, выполненное в материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях 01фужающей действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, находить художественно-значимый образ и переводить его на язык живописи, является продуктом прежде всего художественно-образного мышления. Образно мыслящий учитель изобразительного искусства способен не только сам в своем творчестве создавать образы, но и развивать образное мышление у своих учеников

Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых проблем имеют научные труды учёных, таких как Н Н Волков, JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.С Кузин, АС. Пучков, RH. Ростовцев, A.A. Унковский, Е.В Шорохов.

- Специальная художественная подготовка будущих учителей изобразительного искусства ещё далека до совершенства и в методике. В системе преподавания специальных дисциплин имеются слабые стороны, в частности, не полноценно решаются вопросы развития образного мышления

-Изучение как изобразительной деятельности студентов, так и ее продуктов, убеждает нас в необходимости развития образного мышления, начиная непосредственно с восприятия действительности, в структуре которого основным средством развития выступает развитие способности -художественной наблюдательности.

- Следует сказать, что художественная наблюдательность среди основных художественно-Творческих способностей является одной из ведущих, т к наличие ее у художника в значительной степени положительно влияет на свойства и качество материалов зрительной памяти, а также способствует формированию образного мышления и творческого воображения

Развитая художественная наблюдательность делает обучающегося способным в обычных явлениях и событиях действительности подмечать, видеть характерное, индивидуальное, общее, типическое, т.е. те частные составляющие явлений, событий, через которые можно передать существенно значимое - то, что ляжет в основу художественного образа. Приглядываясь к людям на автобусной остановке, по одежде, манере поведения и другим моментам достаточно нетрудно определить род их

занятий: военного по выправке, бизнесмена и госслужащего по строгому костюму и т.д, сложнее определить душевное состояние человека, его характер.

Необходимым качеством настоящего художника, а тем более художника-педагога должна являться способность создания композиций, в которых имели бы место хотя бы основы художественного образа Можно великолепно владеть живописью и рисунком, но образно не мыслить, а значит, никогда не создать произведение искусства Что же касается художника-педагога, то умение образно мыслить в значительной мере помогает при решении задачи развития у студентов одной из основных ведущих творческих способностей - образного мышления

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, путей развития творческих способностей у студентов ХГФ внесли российские художники-педагоги: ПЛ. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, КФ. Юон, Г.В Беда, А.И. Масленников, А.С Пучков, Н Н. Ростовцев, Г Б. Смирнов, A.A. Унковский, Е В. Шорохов, А Ц Яшухин и др. Ряд вопросов обучения живописи, некоторые проблемы развития творческих способностей в преподавании живописи исследовались в диссертационных работах Г.В Беды, ЭН. Беды, A.B. Данилова, ЕИ. Саяпиной, Н В Грибакина, О.Е Колоколовой, И.А. Павлюка, В.Н Есипова и ДР

Обозначенная связь образного мышления с такой ведущей творческой способностью как художественная наблюдательность, являющаяся основой для развития образного мышления у студентов ХГФ как проблема, при ее решении должна в значительной мере положительно повлиять на всю систему художественно - педагогического образования Выпускник художественно-графического факультета, у которого не развито образное мышление, не способен развивать его у своих учеников - школьников Это указывает на то, что подготовка учителей изобразительного искусства является неполноценной. Из этого можно сделать вывод о том, что от нерешенности этой проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства, в том числе по таким дисциплинам как живопись и композиция. В этом видна актуальность данной проблемы

Актуальность проблемы определяется тем, что от ее нерешённости, в частности, на занятиях живописью пейзажа, в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.

Цель исследования выявить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов ХГФ, способствующие развитию у них художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов 1-5 курсов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие развитию художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления в изобразительной деятельности студентов.

Гипотеза исследования : если разработать методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя:

а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа);

б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности,

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т.д.) и построенную на основе таких принципов, как:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога,

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, -

то значительно активизируются процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на базе развития художественной наблюдательности.

Задачи исследования;

- исследование и анализ литературы по проблеме эстетики, психологии и педагогики, методики преподавания изобразительного искусства;

- изучение факторов, раскрытие роли художественной наблюдательности на формирование образного мышления;

- разработка критериев оценки работ студентов на предмет развитости их художественной наблюдательности, а также критериев оценки работ студентов на предмет проявления в них образности;

- разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности и ее экспериментальная проверка;

- разработка учебных заданий и упражнений, способствующих развитию художественной наблюдательности,

- проведение педагогических экспериментов.

Методологической основой исследования явились:

- положения теории и практики о сущности образовательного процесса (Ю.К Баварский, М.Н. Скаткин и др.);

- искусствоведческие исследования развития жанра пейзажа и школы пейзажной живописи (A.B. Виннер, Н.М. Молева, К.Г. Богемская, Н.М. Стасевич),

- педагогические и психологические закономерности активизации формирования художественной наблюдательности и художественно-образного мышления (Б.Г Ананьев, JI С. Выготский, С.А. Рубинштейн, Д.Н Узнадзе, В.Д Глезер, В С Кузин, В П Зинченко, Р. Арнхейм, О И Никифорова, С X. Раппопорт);

- теоретические и методические работы художников-педагогов в области формирования художественной наблюдательности и художественно-образного мышления (ГШ. Чистяков, H.H. Волков, Г.В. Беда, А И Масленников, H.H. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, A.A. Унковский, Е.В. Шорохов, А П. Яшухин, Е А. Кибрик, О.Е Колоколова, И. А. Павлюк и др )

- творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников (Б В. Иогансон, Н.П. Крымов, К.Ф. Юон, А. Матисс, П Сезанн).

Методы педагогических исследований:

- изучение специальной литературы и действующих программ по темь исследования,

- анализ произведений пейзажной живописи;

- анализ продуктов художественной деятельности студентов (работы по живописи пейзажа),

- изучение опыта преподавания живописи пейзажа на ХГФ педвузов,

- педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов,

- обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности студентов с использованием экспериментальной методической системы,

- метод беседы,

- анкетирование

Базой для исследования явился художественно-графический факультет ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Организация и этапы исследования:

На первом этапе исследования (2003 - 2004 гг ) шло изучение научно -теоретических материалов, обрабатывалась литература по проблеме исследования. Определяли предмет, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования, велась работа над теоретической частью диссертации,

определялись параметры анализа работ студентов, проводился констатирующий эксперимент

На втором этапе исследования (2004 - 2005 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов ХГФ с целью формирования у них художественной наблюдательности (поисковый эксперимент), проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.

На третьем этапе исследования (2005 - 2007 гг ) проводился формирующий и сравнительный эксперименты, шла окончательная доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

1) научно обосновано и экспериментально проверено положительное влияние результатов развития художественной наблюдательности на развитие образного мышления студентов

2) разработана методическая система развития художественной наблюдательности, которая включает в себя

а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа;

б) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития

художественной наблюдательности;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов

(ТСО, наглядные пособия) и т.д.

3) выявлена роль целенаправленных наблюдений при работе с натуры с целью развития у студентов видения и чувства характерного, типического, существенного в живописи пейзажа.

4) разработаны методические наглядные пособия, модели, образцы рисунков и живописных работ, репродукций, творческих работ и т.д

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, в частности, живописи пейзажа, в методику и теорию развития художественно-творческих способностей студентов, решены значительные научно-педагогические задачи развития художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания при проведении пленэрных практик, а также при разработке учебных программ по живописи, композиции, пленэру, при создании учебных пособий.

Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, использованием комплекса методов , адекватных цели, задачам, логике исследования; организацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике в

работе со студентами 1-5 курсов художественно-графических факультетов, внедрением в практику разработанной методики

На защиту выносятся;

1 Научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления, включающая в себя

а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа);

б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности,

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т.д.)

и обладающая следующими качествами*

- единство процессов обучения, воспитания и развития на занятиях живописью пейзажа,

- поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи пейзажа,

Использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи пейзажа

2. Психолого-педагогические условия развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентации,

- логическая выстроенность используемой методической системы, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2004 - 2007 гг в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете МПГУ.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались на

заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

В экспериментах участвовали студенты 1-5 курсов ХГФ МПГУ. Под руководством автора диссертации студенты 5 курса выполняли дипломные работы, тематика которых связана с развитием художественной наблюдательности.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В нее вошли схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, а также наглядные пособия и фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, выбраны объект и предмет исследования, определена гипотеза, сформулированы цель и задачи, указаны методы исследования, раскрыта новизна, представлена практическая значимость работы.

В первой главе «Научные основы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа» рассматриваются теоретические основы пейзажной живописи, значение художественной наблюдательности в изобразительной деятельности, место художественной наблюдательности в учебно-творческом процессе и ее роль в развитии образного мышления, а также научно-теоретическое обоснование художественной наблюдательности в психологии творческих процессов.

Из первой главы мы делаем следующие выводы*

1. Художественная наблюдательность - это умение целенаправленно, осмысленно, заинтересованно и активно воспринимать и отбирать явления и черты действительности с целью формирования художественного образа в произведении искусства.

2. Постоянное обращение к внешнему миру, окружающей действительности, ее непосредственное наблюдение, изучение и изображение - наиболее важные условия творческого роста и развития художника, формирования его образного мышления. Именно поэтому художественная наблюдательность является одной из ведущих способностей, которые необходимо развивать в ходе обучения изобразительному искусству. Особую важность развитие этой способности приобретает в системе подготовки художника-педагога, которому она необходима не только в художественно-творческой, но и в педагогической деятельности.

2. История становления пейзажного жанра позволяет проследить развитие художественной наблюдательности целых поколений художников

от эпохи к эпохе. Изучение творчества выдающихся художников-пейзажистов дает ценный материал для совершенствования методики развития художественной наблюдательности студентов ХГФ.

4. Для развития у студентов художественной наблюдательности необходимо:

- формирование общей эрудиции (достаточного багажа знаний в области философии, истории и теории изобразительного искусства),

- постоянная практика, в том числе работа с натуры, по памяти, представлению и воображению;

- целенаправленное формирование художественного восприятия;

- целенаправленное формирование умения выделять главное, художественно значимое в образе наблюдаемого;

- формирование целостного видения,

- целенаправленное формирование умения сравнивать (приема сравнения)-

• непосредственного (предметов и явлений друг с другом),

• опосредованного (с эталоном),

• частей с целым

5. Профессиональная подготовка художника-педагога - это единый процесс, в котором преподавание теоретических знаний и формирование изобразительных умений и навыков должно идти параллельно с развитием художественной наблюдательности и художественно-образного мышления

Во второй главе «Обоснование и разработка научного инструментария решения проблемы исследования» выстраивается модель методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа, а также разрабатываются критерии оценки работ студентов.

Предлагаемая нами модель методической системы построена на единстве целевого, содержательного, операционно-деятельностного (методы, формы обучения) и контрольно-оценочного компонентов. При ее разработке мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень довузовской подготовки студентов ХГФ

Любой предшествующий компонент модели методической системы имеет отношение ко всем последующим: задачи определяют содержание обучения, содержание - методы и средства обучения, методы - выбор форм организации обучения и т д

Предлагаемая нами модель методической системы опирается на вытекающие из общих дидактических принципов специальные принципы обучения.

• принцип «от общего к частному,

• принцип взаимосвязи чувственного и логического,

• принцип сочетания видов деятельности;

• принцип учета психологии творчества,

• принцип дифференциации подходов в обучении студентов.

Анализ специальной литературы и опыта педагогов позволил нам выделить ряд параметров оценки работ студентов.

Параметры анализа работ студентов на предмет развитости их художественной наблюдательности

• чувство целостности

• передача образности

• чувство цвета

• чувство ритма

• чувство тона

• передача характера освещения

• способность передавать материальность

• умение передать пространство

• умение компоновать

• качество рисунка

Параметры анализа работ студентов на предмет наличия в них

образности

• композиционное решение (проблема единства содержания и формы)

• колористическое решение пейзажа

• передача характера мотива

• способность выделить главное

• выразительность

• соблюдение методической последовательности работы

• соответствие манеры исполнения замыслу

Далее мы определили систему уровней, которые должны показывать степень развитости художественной наблюдательности и образного мышления студентов (см таблицы ниже).

Мы условно выделили пять уровней студенческих работ — высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий; каждый уровень разбили на три варианта - от наиболее высокого первого до наиболее низкого третьего. Таким образом, самые лучшие студенческие работы будут относиться к первому варианту высокого уровня, самые слабые - к третьему варианту низкого. Из таблицы видно, что каждому варианту каждого уровня соответствуют наличие ли отсутствие тех или иных параметров.

По данным таблицам в дальнейшем осуществлялся анализ работ студентов.

Третья глава «Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы развития образного мышления» содержит три параграфа*

3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента

3.2 Поисковый этап педагогического эксперимента

3.3 Формирующий (обучающий) и сравнительный этапы педагогического эксперимента.

Целью констатирующего эксперимента было определить изначальный уровень профессиональной подготовки и развития художественной наблюдательности студентов ХГФ. Эксперимент проходил на базе ХГФ МПГУ в 2003 - 2004 учебном году; в нем участвовали студенты 1-5 курсов. Систематически практические занятия проводились нами на 1 и 3 курсе с 27 и 31 студентами соответственно Отдельные исследования охватывали также 2,4 и 5 курсы.

Из констатирующего эксперимента мы можем сделать следующие краткие выводы:

1. Для студентов ХГФ в целом характерен недостаточный уровень развития художественной наблюдательности (высокий уровень - 6%, уровень выше среднего - 15%, средний уровень - 30%, уровень ниже среднего - 24%, низкий уровень - 25%).

2. Уровень образной выразительности студенческих работ также недостаточно высок (высокий уровень - 5%, уровень выше среднего - 15%, средний уровень - 35%, уровень ниже среднего - 22%, низкий уровень -23%).

3. Теоретическая база студентов ХГФ недостаточно сильна, о чем свидетельствуют данные письменных опросов и анкетирования.

Констатирующие исследования позволили выявить основные причины имеющихся недостатков и несовершенств системы преподавания на ХГФ, что помогло нам в дальнейшем выстроить экспериментальную методическую систему. Главное, что необходимо учитывать, — это то, что формировать умения и навыки, уровень которых у студентов ХГФ обычно недостаточен, необходимо только вкупе с формированием художественно-образного мышления и художественной наблюдательности.

В конце констатирующего эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы. Целью работы с экспериментальными группами было совершенствование и проверка эффективности разрабатываемой нами методической системы; целью работы с контрольными группами было сравнение результатов использования традиционной и экспериментальной методики.

Поисковый эксперимент проходил на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета в 2004 - 2005 учебном году В ходе экспериментального обучения основная работа проводилась на 2-м и 4-м куосе; отдельный учебные мероприятия охватывали также 1-й, 3-й и 5-й курсы. Такое распределение работы было предпринято нами с целью охватить как можно больше значимых этапов обучения.

В поисковом эксперименте ставились следующие задачи.

1 Проверить эффективность предлагаемой нами системы упражнений, разработанной для развития художественной наблюдательности на занятиях

живописью пейзажа и способствующей формированию у студентов образного мышления.

2. Применить ряд экспериментальных заданий для развития художественной наблюдательности на пленэре и провести на практике проверку их эффективности

3 Выявить трудности, с которыми чаще всего встречаются студенты при выполнении заданий на пленэре.

4. Найти наиболее приемлемое сочетание педагогического руководства, программных целевых установок и самостоятельной работы студентов

Наблюдения за учебным процессом, контрольные срезы работ и результаты просмотров показали значительно большие положительные сдвиги в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, нежели в середине года В ходе поискового эксперимента были определены пути и методы преодоления имеющихся недостатков в подготовке студентов ХГФ, которые предстояло экспериментально проверить в формирующем и сравнительном экспериментах.

Формирующий и сравнительный этапы эксперимента проходили в течение полутора лет (2005 - 2006 учебный год и первый семестр 2006 -2007) и охватили 167 студентов ХГФ МПГУ.

Пленэрная практика проводилась нами на 2 и 3 курсах, а аудиторные занятия - на 3-ем, 4 и 5-ом Формирующий эксперимент имел преемственную связь с поисковым (экспериментальные и контрольные группы предыдущего курса переходили на следующий), так что можно было проследить динамику академической успеваемости и творческого развития каждой из них.

В контрольных группах занятия продолжали проводиться по традиционной методике, а в экспериментальных - по разработанной нами методической системе.

В формирующем эксперименте ставились следующие задачи:

• Экспериментальная проверка и дальнейшее совершенствование разработанной нами методики формирования художественной наблюдательности студентов ХГФ,

• Экспериментальная проверка разработанной нами методики работы с дипломниками ХГФ,

• сравнение показателей уровня развития художественной наблюдательности студентов контрольных и экспериментальных групп и, в связи с этим, оценка эффективности экспериментальной методики

Результаты формирующего эксперимента можно свести к следующему:

1. Разработанная нами программа обучения студентов 1-5 курсов пейзажной живописи позволяет охватить широкий диапазон учебных тем и содержит систему практических заданий, развивающих художественную наблюдательность на всех этапах обучения

2. Разработанный и приведенный в формирующем эксперименте курс лекций призван обогатить багаж теоретических знаний студентов ХГФ в области техники и технологии живописных материалов, теории

цветоведения, базовых искусствоведческих понятий и теории композиции. Это, в свою очередь, помогает создать прочную теоретическую базу для формирования у них практических навыков и развития художественной наблюдательности.

3. Вышеупомянутую программу и курс лекций дополняют-

• рисование по памяти и воображению,

• прием литературного описания,

• планы анализа произведений мастеров,

• упражнения на (¡константное восприятие и выявление образных

характеристик наблюдаемого,

• метод личного показа,

• специальные наглядные пособия',

• система воспитательных воздействий.

4. Разработанные нами формы применения индивидуального подхода делают более эффективным функционирование комплекса коллективных заданий и педагогических воздействий

По итогам формирующего эксперимента были собраны по 100 этюдов контрольной и экспериментальной групп (2, 3 и 4 курсов как наиболее показательных) и проанализированы по критериям, приведенным во 2-й главе:

Анализ работ студентов на предмет развитости их художественной наблюдательности Контрольные группы

Высокий уровень - 6% Выше среднего уровень - 15% Средний уровень - 30% Ниже среднего уровень - 24% Низкий уровень - 25%

Экспериментальные группы

Высокий уровень - 30% Выше среднего уровень - 33% Средний уровень - 29% Ниже среднего уровень - 6% Низкий уровень - 2%

Анализ работ студентов на предмет наличия в них образности Контрольные группы

Высокий уровень - 5% Выше среднего уровень - 15% Средний уровень - 35% Ниже среднего уровень -14%

Низкий уровень - 5%

Экспериментальные группы

Высокий уровень - 23% Выше среднего уровень - 23% Средний уровень - 35% Ниже среднего уровень -14% Низкий уровень - 5%

Результаты проведенных в ходе сравнительного этапа педагогического эксперимента исследований позволяют говорить об эффективности разработанной нами методической системы развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления.

В заключении диссертации формулируются выводы исследования, из которых очевидно, что поисково-формирующий эксперимент подтвердил верность выдвинутой гипотезы, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в сборниках научных трудов

1 Никитин С Б Развитие художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству», № 2. - М МГОУ, 2007 С. 44-53 (0,7 п л );

2. Никитин С.Б. Научно-теоретическое обоснование художественной наблюдательности в психологии творческих процессов. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства Сборник статей. Выпуск 5 - М." Ml И У, 2003. С 411-417 (0,5 п л);

3 Никитин С Б Художественная наблюдательность в учебно-творческом процессе и ее роль в развитии образного мышления. // Научные труды Mill У Серия- Гуманитарные науки Сборник статей. - М • «Прометей», МПГУ, 2004. С. 541-542 (0,4 п.л.);

4 Никитин С.Б. Значение художественной наблюдательности в изобразительной деятельности. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей Выпуск 6. - М МПГУ, 2005 С 154-156 (0,3 пл.);

5. Никитин СБ Художественная наблюдательность в учебно-творческом процессе и ее роль в развитии образного мышления // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства Сборник статей. Выпуск 6. - М.: МПГУ, 2005 С 157-159 (0,7 пл.),

6. Никитин С.Б. Развитие художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа. // Научные труды Mill У Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей - М ■ «Прометей», Mill У, 2005. С. 698-699 (0,2 пл.),

7. Никитин СБ. О художественном видении // Научные труды Московского педагогического Государственного Университета. Серия-Гуманитарные науки. Сборник статей. - М.. ГНО Издательство «Прометей», МПГУ, 2006. С. 760 (0,06 п.л ).

Подл к печ 28 06 2007 Объем 1пл Заказ № 110 Тир 100 экз.

Типография Mill'У

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитин, Сергей Борисович, 2007 год

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа.

1.1 Исторические основы пейзажной живописи.

1.2 Научно-теоретическое обоснование художественной наблюдательности в психологии творческих процессов.

1.3 Значение художественной наблюдательности в изобразительной деятельности. Художественная наблюдательность в учебно-творческом процессе и ее роль в развитии образного мышления.

Выводы по первой главе.

Глава II. Обоснование и разработка научного инструментария решения проблемы исследования.

2.1 Разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа.

2.2 Разработка критериев оценки работ студентов.

Выводы по второй главе.

3 Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента.

3.2 Поисковый этап педагогического эксперимента.

3.3 Формирующий (обучающий) и сравнительный этапы педагогиче-. ского эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления"

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема исследования заключена в недостаточной развитости художественной наблюдательности и образного мышления у студентов художественно - графических факультетов.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении рисунку, живописи, композиции, формировании тонального и цветового видения, обучении мастерству преподавания - это само собой разумеющееся. Главное - для чего? Изображение, выполненное в материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях окружающей действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, находить художественно значимый образ и переводить его на язык живописи, является продуктом прежде всего художественно-образного мышления. Образно мыслящий учитель изобразительного искусства способен не только сам создавать образы, но и развивать образное мышление у своих учеников.

Базой для рассмотрения понятий «художественный образ» и «художественно-образное мышление» с философско-эстетических позиций для нас служат работы Гегеля. Основы философии реалистического искусства были заложены еще в античные времена в трудах Платона и Аристотеля. Западные теории искусства базируются на работах таких философов, как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, Р. Арнхейм. В России философскими проблемами художественного образа и образного мышления занимались Б. Р. Виппер, И. С. Куликова, К. Горанов, О. К. Кривцун, В. Костин, В. П. Бранский, А. Яффе, М. Н. Афасижев, А. А. Михайлова и др.

Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых проблем имеют научные труды учёных, таких как Н.Н. Волков, JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов.

Но в плане методики специальная художественная подготовка будущих учителей изобразительного искусства ещё далека до совершенства. В системе преподавания специальных дисциплин имеются слабые стороны, в частности, не полноценно решаются вопросы развития образного мышления.

Изучение как изобразительной деятельности студентов, так и ее результатов, убеждает нас в необходимости развития образного мышления, начиная непосредственно с восприятия действительности, в структуре которого основным средством выступает художественная наблюдательность.

Следует сказать, что художественная наблюдательность среди основных художественно-творческих способностей является одной из ведущих, т.к. наличие ее у художника в значительной степени положительно влияет на свойства и качество материалов зрительной памяти, а также способствует формированию образного мышления и творческого воображения.

Развитая художественная наблюдательность делает обучающегося способным в обычных явлениях и событиях действительности подмечать, видеть характерное, индивидуальное, общее, типическое, т.е. те частные составляющие явлений, событий, через которые можно передать существенно значимое - то, что ляжет в основу художественного образа.

Необходимым качеством настоящего художника, а тем более художника-педагога должна являться способность создания образно осмысленных композиций. Можно великолепно владеть живописью и рисунком, но образно не мыслить, а значит, никогда не создать произведение искусства. Что же касается художника-педагога, то умение образно мыслить в значительной мере помогает при решении задачи развития у студентов одной из основных ведущих творческих способностей - образного мышления.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, путей развития творческих способностей у студентов ХГФ внесли российские художники-педагоги: П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, К.Ф. Юон, Г.В. Беда, А.И. Масленников, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др. Ряд вопросов обучения живописи, некоторые проблемы развития творческих способностей в преподавании живописи исследовались в диссертационных работах Г.В. Беды, Э.Н. Беды, А.В. Данилова, Е.И. Саяпиной, Н.В. Грибаки-на, О.Е. Колоколовой, И.А. Павлюка, В.Н. Есипова и др.

Обозначенная связь образного мышления с такой ведущей творческой способностью как художественная наблюдательность является основой формирования образного мышления у студентов ХГФ. Решение данной проблемы должно в значительной мере положительно повлиять на всю систему художественно-педагогического образования. Выпускник художественно-графического факультета, у которого не сформировано образное мышление, не способен развивать его у своих учеников - школьников. Это указывает на то, что подготовка учителей изобразительного искусства, не нацеленная на творчество, является неполноценной. Из этого можно сделать вывод о том, что от нерешенности обозначенной нами проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства, в том числе по таким дисциплинам как живопись и композиция. В этом видна актуальность данной проблемы.

Актуальность проблемы определяется тем, что от ее нерешённости, в частности, на занятиях живописью пейзажа, в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.

Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов ХГФ, способствующие развитию у них художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов 1 - 5 курсов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие развитию художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления в изобразительной деятельности студентов.

Гипотеза исследования : если разработать методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа); б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т.д.) и построенную на основе таких принципов, как:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то значительно активизируются процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на базе развития художественной наблюдательности.

Задачи исследования;

- исследование и анализ литературы по проблемам эстетики, психологии и педагогики, методики преподавания изобразительного искусства;

- изучение факторов, раскрытие роли художественной наблюдательности на формирование образного мышления;

- разработка критериев оценки работ студентов на предмет развитости их художественной наблюдательности, а также критериев оценки работ студентов на предмет проявления в них образности;

- разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности и ее экспериментальная проверка;

- разработка учебных заданий и упражнений, способствующих развитию художественной наблюдательности;

- проведение педагогических экспериментов.

Методологической основой исследования явились :

- положения теории и практики о сущности образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.);

- искусствоведческие исследования развития жанра пейзажа и школы пейзажной живописи (А.В. Виннер, Н.М. Молева, К.Г. Богемская, Н.М. Ста-севич);

- педагогические и психологические закономерности активизации формирования художественной наблюдательности и художественно-образного мышления (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, С.А. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.Д. Глезер, B.C. Кузин, В.П. Зинченко, Р. Арнхейм, О.И. Никифорова, С.Х. Раппопорт);

- теоретические и методические работы художников-педагогов в области формирования художественной наблюдательности и художественнообразного мышления (П.П. Чистяков, Н.Н. Волков, Г.В. Беда, А.И. Масленников, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин, Е.А. Кибрик, О.Е. Колоколова, И.А. Павлюк и др.).

- творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников (Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, К.Ф. Юон, А. Матисс, П. Сезанн и др.).

Методы педагогических исследований:

- изучение специальной литературы и действующих программ по теме исследования;

- анализ произведений пейзажной живописи;

- анализ продуктов художественной деятельности студентов (работы по живописи пейзажа);

- изучение опыта преподавания живописи пейзажа на ХГФ педвузов;

- педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов;

- обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности студентов с использованием экспериментальной методической системы;

- метод беседы;

- анкетирование.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Организация и этапы исследования:

На первом этапе исследования (2003 - 2004 гг.) шло изучение научно -теоретических материалов, обрабатывалась литература по проблеме исследования. Определяли предмет, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования, велась работа над теоретической частью диссертации, определялись параметры анализа работ студентов, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2004 - 2005 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов

ХГФ с целью формирования у них художественной наблюдательности (поисковый эксперимент), проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.

На третьем этапе исследования (2005 - 2007 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты, шла окончательная доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) научно обосновано и экспериментально проверено положительное влияние результатов развития художественной наблюдательности на формирование образного мышления студентов.

2) разработана методическая система развития художественной наблюдательности, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа; б) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия) и т.д.

3) выявлена роль целенаправленных наблюдений при работе с натуры с целью развития у студентов видения и чувства характерного, типического, существенного в живописи пейзажа.

4) разработаны методические наглядные пособия, собраны образцы рисунков и живописных работ, репродукций, творческих работ и т.д.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, в частности, живописи пейзажа, в методику и теорию развития художественно-творческих способностей студентов, решены значительные научно-педагогические задачи развития художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания при проведении пленэрных занятий, а также при разработке учебных программ по живописи, композиции, пленэру, при создании учебных пособий.

Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; организацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике в работе со студентами 1 - 5 курсов художественно-графических факультетов, внедрением в практику разработанной методики.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления, включающая в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа); б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т.д.) и обладающая следующими качествами:

- единство процессов обучения, воспитания и развития на занятиях живописью пейзажа;

- поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи пейзажа;

- использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи пейзажа.

2. Психолого-педагогические условия развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность используемой методической системы, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2004 - 2007 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете МПГУ.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

В экспериментах участвовали студенты 1 - 5 курсов ХГФ МПГУ. Под руководством автора диссертации студенты 5 курса выполняли дипломные работы, тематика которых связана с развитием художественной наблюдательности.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В нее вошли схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, а также наглядные пособия, фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, и живописных работ автора.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования показали, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными повысились уровневые показатели живописных пейзажных работ по всем выделенным нами критериям.

Повышение уровня выполнения рисунков, значительные позитивные сдвиги в экспертных оценках, а также данные бесед со студентами позволяют заключить о положительном влиянии авторской методики на личные качества большинства из них. Результатом экспериментальной работы явилось раскрытие творческих способностей студентов, прежде всего, художественной наблюдательности и образного мышления, увеличение степени осознанности работы, формирование таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность и творческая заинтересованность.

Формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что, если мы разработаем методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа; б) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.), и построенную на основе таких принципов, как:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то мы значительно усилим процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на основе развития художественной наблюдательности, потому что данная методическая система обладает следующими такими важнейшими качествами:

- в ее первой части уточнены цели, расширены и уточнены задачи обучения, воспитания и развития, в разработанной авторской экспериментальной учебной программе по живописи пейзажа значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений, включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу пейзажных мотивов с целью развития художественной наблюдательности и использования ее качеств при создании художественных образов в выполняемых пейзажных практических работах;

- во второй части методической системы отобранные из известных в педагогике дидактические принципы, формы и методы проведения занятий работают в определенной последовательности и взаимодействии и значительно усиливают результативность развития образного мышления студентов;

- в третьей части предлагаемой системы используются не только материалы методического фонда, но и специально разработанные наглядные пособия, влияющие на активизацию аналитических процессов студентов при наблюдении пейзажей и последующей практической работе по выполнению пейзажных набросков, этюдов и композиций.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ в педагогических учебных заведениях, а также служить материалом для дальнейшего становления методов преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов и в педагогических училищах.

Заключение.

Наше исследование явилось попыткой решения одной из ключевых проблем методики обучения живописи. Всесторонний анализ литературы по смежной тематике и данные экспериментов указали на необходимость комплексного подхода к развитию образного мышления и художественной наблюдательности, предполагающего целенаправленное педагогическое воздействие, затрагивающее все грани личности современного студента на всех этапах обучения: формирование теоретического багажа, этико-эстетических позиций, эстетических эмоций, а также изобразительных умений и навыков, умения использовать выразительные возможности живописной техники для создания образной характеристики.

В результате исследовательской работы была достигнута поставленная цель: выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, способствующие формированию образного мышления на основе развития художественной наблюдательности.

А именно:

1. Всестороннее изучены понятия «художественная наблюдательность» и «образное мышление», а также роль художественной наблюдательности в формировании образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования художественной наблюдательности на занятиях живописью пейзажа. На базе сделанных выводов автором интегрированы методы и приемы педагогического воздействия на студентов с целью формирования художественного восприятия, памяти, представления, воображения, знаний и умений, живописных навыков, чувства цвета, а также ценностных ориентаций и эмоционально-потребностной сферы. Экспериментально доказана необходимость всестороннего подхода к формированию художественной наблюдательности на занятиях живописью пейзажа, охватывающего все вышеперечисленные аспекты.

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система, основанная на применении комплексного подхода к формированию художественной наблюдательности и образного мышления студентов ХГФ на всех этапах обучения (1-5 курс), в том числе: краткий лекционный курс; система заданий по теме «пейзаж», включающих работу на пленэре, под руководством педагога и самостоятельную, систему заданий по композиции на 1 - 5 курсах, работу по памяти, представлению и воображению, изучение произведений мастеров живописи.

Разработаны методические рекомендации к проведению аудиторных и пленэрных занятий по живописи на 1 - 5 курсах.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никитин, Сергей Борисович, Москва

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студен-тов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи: Дисс. канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1996-203 с.

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. м.: «Советский художник», 1986.-253 с.

3. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.170 е.: ил.

4. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. -JL: Лениздат,1940-64 с.

5. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология»: в 3-х т. / Под ред. В.Я. Ляудис, И.И. Ильясова. М.: Изд-воМГУ, 1981.-С. 13-21.

7. Ананьев Б.Г. / Психология чувственного познания. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1960.-486с.

8. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие./Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

9. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968.-334 с.

10. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат,1980.-255 с.10,111415,1617,18,19,20,21,22,23.24,

11. Андреев A.JI. Художественное мышление как эстетическая категория. -М, Знание, 1981 -64 с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

13. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., Наука, 1977- 184 с.

14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. -М., Знание, 1985 -64 с.

15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.- 188 с.: 8 л. ил.

16. Беда Г.В. Живопись: учебник для студентов пед. институтов по специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». -М., Просвещение, 1986 192 с.

17. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1961. - 511 с.

18. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М.: РАН, Институт философии, 1993. - 196 с.

19. Блонский П. П. Память и мышление. СПб.: «Питер», 2001. - 287 с.

20. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. М., Прогресс, 1970-496 с.

21. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.- 112 с.

22. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: «Изобразительное искусство», 1985. - 288 с.

23. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской М.: «Педагогика», 1989. - 224 с.

24. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977 - 260 с.

25. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 218 е.: ил.25,26,27,28,29,3031,32,33,34,35,3637,38,

26. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева Н.Н. М.: МГПИ 1964.-274 с.

27. Вопросы художественного образования: Темат. сб. научных трудов Акад. Художеств СССР. JL: Ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1981. - 77 с.

28. Выготский JL С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика-Пресс», 1991.-533 с.

29. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.

30. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырева, В.Я. Роменова. М.: Изд-во МГУ, 1976.-295 с.

31. Гегель Г. Ф. Г. Отношение образной формы и содержания и деление эстетики. //В кн.: Гегель Г. Ф. Г. Сочинения: в 14 т. Т. 12. - М.: «Соцэкгиз», 1938.-471 с.

32. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. - 246 с.

33. Голуб А. А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5 6 классов на уроках тематического рисования: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1997.-203 с.

34. Гонолобин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. -160 с.

35. Гончаров А.Д. О композиции // Художник 1981.-№6

36. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: «Искусство», 1970. 519 с.

37. Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

38. Грановская P.M., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы. М., Наука, 1981 - 205 с.

39. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., Мир, 1972 - 209 с.39,40,41,42,43,44,45,46,4748,49,5051,52,53,

40. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980.- 181 с.

41. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство. Ленинград, отд., 1990.-221 е.: ил.

42. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. М., Знание, 1987 - 237 с.

43. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев: «Политиздат», 1987. - 141 с.

44. Еличенко В.П. / Функциональная структура зрительной памяти. М.: изд-воМГУ, 1980.-271с.

45. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М., Искусство, 1982 - 277 с.

46. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -125 е.: ил.

47. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата, 1978. - 64-67 с.

48. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти. М., Издательство МГУ, 1980 - 271 с.

49. Зинченко В.П. Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., Издательство МГУ, 1969 - 106 е.: черт.

50. Зинченко В.П. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.

51. Зись А. В поисках художественного смысла. М.: «Искусство», 1991. -348 с.

52. Из творческого опыта. Вып. 3 В.В. Мешков, Т.Н. Яблонская, М.П. Бо-бышов, Ф.Ф. Федоровский. -М.: Сов. художник, 1957. 171 е.: ил.

53. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1952.-213 с.

54. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981. 215 с.

55. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе./ Вопросы художественного образования. Л, 1972

56. Колоколова О.Е. Развитие художественной наблюдательности школьников средствами изобразительного искусства. Эстетическое воспитание сельских школьников: Сб. науч. трудов. Под редакцией А.Е. Мосина: Омск, университет, Омск, 1988 127-134 с.

57. Колоколова О.Е. Развитие художественного мышления студентов факультета начальных классов на занятиях изобразительным искусством. Демократизация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении: Тез. докл. обл. науч.-практ.конф. Омск, 1989 - 86-88 с.

58. Колчина Д. 3. Развитие художественной наблюдательности студентов 3- 4 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях рисунком портрета: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1993.-253 с.

59. Коротков Н.А. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов художественно-графических факультетов пед. вуов и в процессе преподавания композиции: Дис. канд. пед. наук. -М. 1977-197 с.61