Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей

Автореферат по педагогике на тему «Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Корнев, Дмитрий Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей"

На правах рукописи

КОРНЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

М 2013

005061972

Москва-2013

005061972

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» на кафедре социальной и семейной педагогики

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Хайруллин Руслан Зинатуллович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Цаллагова Зарифа Борисовна, ФГБУН «Институт этнологии и антропологии им. М.М. Миклухо-Маклая РАН», ведущий научный сотрудник

кандидат педагогических наук Дегтярёва Маргарита Алексеевна,

ГБОУ СОШ № 347 г. Москвы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Ведущая организация: ФГАУ «Федеральный институт развития

образования»

Защита диссертации состоится «20» июня 2013 г. в 16 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по педагогическим наукам в ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корп. 2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 5.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://www.vak.ed.gov.ru

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, доцент ~ Т.Э. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнические взаимосвязи всегда существовали в своей исторической объективности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма в мире вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающего поколения. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена в Декларации принципов толерантности (ООН, 1995 г.) как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов. В создавшихся социокультурных условиях все насущнее становится потребность современного общества в переходе к новым социальным отношениям, одним из приоритетов которых должно стать формирование духовно-нравственной, этнически толерантной личности. Перед различными социальными институтами обозначена важная и вместе с тем сложная практическая проблема организации полиэтнического и поликультурного воспитания подрастающего поколения в диалектическом единстве с подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России через сохранение национальных культурных традиций, идеалов духовности и патриотизма.

Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в учебно-воспитательном процессе культурно-исторического опыта народа — языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов - культуросообразности - связи воспитания и обучения с жизнью и культурой народа. Одним из богатейших средств этнокультурного воспитания подрастающего поколения является фольклор. Он способен выступить своеобразным фактором формирования поликультурной ментальности, в контексте которой следует формировать и развивать не только положительные внутриличностные качества, но и готовность к межличностному взаимодействию, а также к полиэтническим этнотолерантным отношениям. Основой фольклора служит система народных знаний, которая содержит непреходящие общечеловеческие ценности, являющиеся едиными для различных культур, религий и пр. К таким ценностям относятся понятия Добра, Духовности, Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и другим народам и культурам) и т.п., то, что присутствует в культуре любого народа. Через средства фольклора (песенно-инструментальный фольклор, народный эпос, декоративно-прикладное творчество, народный театр) подрастающее поколение приобщается к этим ценностям, обогащая личный опыт поликультурного взаимодействия. Изучение фольклора может стать действенным средством формирования этнической толерантности подрастающего поколения, его социально-педагогический потенциал

необходимо реализовывать в системе образовательных, культурно-досуговых учреждениях, в том числе в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, возникает необходимость разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора.

В науке сложились определенные предпосылки изучения этнической толерантности. Об этом свидетельствуют работы русских философов конца XIX - начала XX веков (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет), высказавших мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов; этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Ю.В, Арутюнян, С.А. Арутюнов, JI.M. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибуллин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло), раскрывших этнографические характеристики народов мира и нашей страны, психологические аспекты межэтнических отношений, роли традиций народов в социальной регуляции поведения, влияние культурной среды на психику представителей различных этнических общностей; социально-психологические особенности групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Г. Теджфел, Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев); выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (P.P. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин); современные исследования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова).

Учитывая важность роли фольклора в этнотолерантном воспитании молодого поколения, многие аспекты этой актуальной темы нашли свое отражение в литературе, в частности, вопросы воспитания подростков в архаичном обществе (Т.А. Агапкина, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко и др.); особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей как воспитательно-образовательной среды (А.Г. Асмолов, A.A. Бондарев, А.К. Бруднов, Б.Е. Булычев, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Е.Б. Евладова); проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, Р.З. Хайруллин); принципы воспитания толерантной личности (Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторский, М.С. Мириманова, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова). Вопросы поликультурного и этнотолерантного воспитания нашли отражение в диссертационных исследованиях С.С. Акавова, Н.Г. Анциферовой, Е.Г. Борониной, Э.П. Герасимовой, О.О. Кащенко, Э.А. Музенитовой, Г.И. Пилиевой, П.В. Степанова, E.H. Третьяковой.

В то же время анализ литературы показал, что в ней недостаточно освещены вопросы, раскрывающие теоретико-методические основы формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между сформировавшимся в обществе традиционным опытом воспитания этнически толерантной личности средствами фольклора и недостаточной реализацией потенциала фольклора при формировании этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей».

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: средства фольклора и технология реализации их потенциала в процессе формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования. Фольклор является бесценным богатством разных народов. Это огромный пласт жизненного опыта народа, вобравший в себя все самое положительное и ценностное, что накапливалось веками в народной памяти коллективными усилиями многих поколений. На современном этапе необходимо применять значительный потенциал фольклора в социальном воспитании подрастающего поколения, в том числе при формировании этнической толерантности подростков. В учреждениях дополнительного образования детей для этого созданы благоприятные условия. Эффективность процесса формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора заметно возрастает, если:

- воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей народов, заложенных в фольклоре, диалога культур различных национальностей, направленных на целесообразную интеграцию подростков в полиэтническую среду;

- технология формирования этнической толерантности подростков носит этнокультурную направленность, построена с учетом возрастных особенностей воспитанников, необходимости повышения интереса подростков к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для

самоаюуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления, что позволит сформировать опыт успешной деятельности в этнокультурной среде;

- созданы необходимые педагогические условия для обеспечения наиболее полной реализации потенциала фольклора в процессе формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить понимание сущности и содержания «этнической толерантности подростка».

2. Определить критерии, показатели проявления этнической толерантности подростков.

3. Раскрыть этнопедагогический потенциал средств фольклора, направленный на формирование этнической толерантности подростков.

4. Разработать модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технологию ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.

Методологическую основу исследования составили основные положения философии: о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие; о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; об исторической и социальной обусловленности целей, содержания и методов воспитания и образования; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива и др. Исследование строилось на основе культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова).

Теоретической базой исследования являются теория традиции (В.Д. Плахов); теории становления этнической идентичности (JI.A. Альшевская, Т.Г. Стефаненко, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанов, Г.Г. Шпет); психологические концепции кулыурно-исторического развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский); культурологические концепции (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Д.С. Лихачёв); философские и социально-исторические аспекты становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, A.M. Егорычев, В.А. Тишков); концепции нравственного развития личности (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, P.C. Буре, Н.Ф. Виноградова); теории совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания (A.A. Бадаев, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, И.А. Малашихина, Ю.С. Моздокова, М.Н. Скаткин и др.);

ценностного образования (И.А. Зимняя, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, B.C. Лазарев); личностно-ориентированного подхода в обучении (В.А. Беликов, Д.А. Белухин, C.B. Бондаревская, C.B. Кульневич, Д.И. Фельдштейн, И .С. Якиманская); дополнительного образования и особенности развития социокультурной среды учреждений дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, С.Т. Шацкий, А.И. Щетинская); положения, раскрывающие этнопедагогические основы обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения (С.М. Абрамзон, H.A. Апакаев, Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, A.M. Егорычев, А.П. Маркова, A.B. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Т.А. Пигилова, Т.В. Поштырева, Л.Л. Супрунова, З.Б. Цаллагова И.А. Чуриков и др.); социально-психологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, (Е.А. Климов, М.С. Комаров, Дж. Маркович, О.Н. Яницкий и др.); положения об организации поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, A.A. Елесина, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, Л.В. Мардахаев, Р.З. Хайруллин, Д. Бэнкс).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования - теоретические: анализ и синтез, обобщение, классификация, прогнозирование; эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, а также методы математической статистики.

Базой исследования явились КБОУ (кафедральные базовые образовательные учреждения) ГБОУ ВПО Академии социального управления Московской области: «Детская школа искусств» (пос. Свердловский Щёлковского района Московской обл.), «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Долгопрудный Московской области), МОУДОД «Детская хоровая школа-студия «Пионерия» имени Г.А. Струве» (г. Железнодорожный Московской обл.). На различных этапах исследовательской работы было охвачено более 360 человек: подростки (IIIS лет) — воспитанники фольклорных коллективов (125 чел.); подростки, обучающиеся в иных группах (108 чел.); педагоги дополнительного образования (25 чел.) родители (102 чел.).

Этапы исследования охватывают период с 2008 по 2013 гг.:

I этап - анапитико-прогностический (2008-2009 гг.): определено исходное состояние проблемы развития этнической толерантности подростков; сформирован понятийный аппарат исследования, разработана модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технология ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).

II этап - организационно-преобразующий (2009-2012 гг.): апробирована технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей; изучена динамика формирования

этнической толерантности подростков по сформулированным уровням и показателям.

III этап - контрольно-обобщающий (2012-2013 гг.): анализ, обобщение и интерпретация полученных в ходе исследования материалов, формулирование выводов, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Уточнено понимание сущности и содержания «этнической толерантности подростка» как интегративного качества личности.

2. Определены и охарактеризованы основные уровни проявления этнической толерантности подростков, а также критерии и показатели их оценки.

3. Раскрыто влияние этнопедагогического потенциала средств фольклора на формирование этнической толерантности подростков.

4. Охарактеризованы место и роль учреждений дополнительного образования детей в формировании этнической толерантности подростков средствами фольклора.

5. Разработана модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технология ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей.

6. Выявлены педагогические условия, необходимые для реализации технологии формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы дополняют социальную педагогику в разделе социального воспитания подростков на этнотолерантной основе средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. В них получили уточнение и дополнение понятие «этническая толерантность подростка», его сущность и структура, определены и охарактеризованы основные уровни проявления этнической толерантности подростков, а также критерии и показатели оценки.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технологии ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы диссертационного исследования использованы в образовательном процессе УДОД на занятиях фольклором, при создании учебно-методического пособия, программы «Фольклор и мы» и др. и способствовали этнотолерантному воспитанию подростков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая толерантность подростка представляет собой интегративное качество личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде, основанное на общепринятых духовно-нравственных

нормах поведения. По своей сущности она представляет собой единство внутренней и внешней толерантности подростка. Внутреннюю толерантность определяют компоненты: этнокультурно-мировоззренческий (осознание общечеловеческих ценностей своего и других народов), духовно-нравственный (способность принять этические нормы и правила в поликультурной среде), эмоционально-волевой (способность проявить эмпатию к представителям разных национальностей и верований). Внешнюю — поведенческий (самореализация подростков в полиэтнической среде через проявление культуры взаимоотношений с людьми независимо от их национальности) компонент. Каждый компонент находит повседневное проявление и выполняет характерологическую функцию этнической толерантности.

2. Уровнями проявления этнической толерантности подростков являются: деформированный - неразвитость основных характеристик этнической толерантности, что создает определенные трудности в самореализации в полиэтнической среде; абстрагированный - знание основ этнокультурного взаимодействия носит абстрактный характер; адаптивный — развитость большей части характеристик этнической толерантности помогает адаптироваться в поликультурной среде, но носит ситуативный характер; реализациопно-творческий — способность и готовность подростков к самореализации, активному взаимодействию в полиэтнической среде через устойчивое положительное проявление ими национального характера, применение знаний поликультурных традиций. Критериями и показателями оценки проявления этнической толерантности подростков являются: аксиологический (принятие этнокультурных ценностей), этический (проявление доброжелательности к представителям своего и других народов), эмпатийный (уважение к людям разных национальностей, их взглядам, убеждениям), операционально-деятельностный (активное этнотолерантное взаимодействие).

3. Учреждения дополнительного образования детей являются благоприятной воспитательно-образовательной средой реализации потенциала средств фольклора для формирования этнической толерантности подростков. Средства фольклора включают в себя песенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество. Они содержат в себе этнопедагогический потенциал, раскрывающий сбалансированную картину жизни как идеализированную форму сосуществования людей определенной культуры и верования через яркие примеры, образцы для подражания. Фольклор складывался веками, отражая самобытность народа, своеобразие его менталитета. Фольклорное наследие сохраняется народом, передается из поколения в поколение, что позволяет сохранять его этнопедагогический потенциал и реализовывать в воспитании подрастающего поколения. Ансамбли, студии, кружки, творческие мастерские на материале фольклора своего и других народов, через призму поликультурной деятельности, оказывают непосредственное

влияние на формирование этнической толерантности воспитанников системы дополнительного образования.

4. Модель формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность следующих структурных компонентов: проблемно-содержательный (определение направления и необходимости применения средств фольклора в формировании этнической толерантности); организационно-технологический (организация реализации технологии формирования этнической толерантности подростков через этапы: мотивационный, познавательный, исполнительно-реализующий); мониторинговый (оценка динамики проявления этнической толерантности подростков - воспитанников УДОД), результативный (сформированность этнической толерантности подростков). Основными принципами формирования этнической толерантности в учреждениях дополнительного образования детей являются: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип гуманистической направленности, принцип преемственности, последовательности и системности, принцип сознательности и творческой активности. Технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей носит этнокультурную направленность. Она позволяет поэтапно реализовать этнопедагогический потенциал фольклора через организационно-воспитательную деятельность на этнотолерантной основе. На всех этапах реализации технологии обеспечивается этновоспитательное сопровождение, направленное на осознание этнокультурной ценности фольклора на индивидуальном и групповом уровнях. Накопление этнокультурного фольклорного опыта самореализации и взаимодействия подростков осуществляется через освоение фольклора путем корреляции коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления подростков на этнотолерантной основе.

5. Педагогические условия, необходимые для формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей: этнопедагогическое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения и воспитания; этнокультурный компонент содержания дополнительного образования; подготовленность педагогического персонала к реализации задач обучения и воспитания подростков средствами фольклора; интерес, мотивация, активность подростков в реализации потенциала фольклора через взаимодействие в полиэтнической среде; благоприятная среда учреждений дополнительного образования детей для реализации этнопедагогического потенциала средств фольклора.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены исходными методологическими подходами и теоретической базой исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов

исследования, адекватных его логике; соблюдением требований культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; разнообразием и количеством используемых источников; апробацией результатов исследования; опытно-экспериментальной проверкой реализации авторской модели; валидностью применяемых методик; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию учебных пособий, методических материалов, статей, докладов, тезисов; разработку и реализацию программы «Фольклор и мы» (для подростков) в системе дополнительного образования детей. Основные идеи исследования внедрены в практику КБОУ ГБОУ ВПО АСОУ Московской области («Детская хоровая школа-студия «Пионерия» имени Г.А. Струве» г. Железнодорожный; «Центр развития творчества детей и юношества» г. Долгопрудный, «Детская школа искусств» пос. Свердловский Щёлковского района).

Организация, содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВПО Академии социального управления Московской области и кафедры социальной и семейной педагогики ФГБОУ ВПО Российского государственного социального университета. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на областных, городских и районных научно-методических, научно-практических семинарах и конференциях.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во Введении обоснованы актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. В первой главе «Этническая толерантность подростков и необходимость ее формирования средствами фольклора» раскрывается: понимание социально-педагогической специфики понятий «этнос», «толерантность», «этническая толерантность подростков», «фольклор»; влияние фольклора на формирование толерантности личности подростка в современном образовательном пространстве; место и роль учреждений дополнительного образования детей в реализации этнопедагогического потенциала фольклора в воспитании подростков. Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка технологии реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждении дополнительного образования» дается обоснование модели формирования этнической толерантности подростка средствами фольклора и технологии ее реализации; показана организация экспериментальной проверки технологии реализации модели формирования этнической толерантности подростков

средствами фольклора; рассматривается реализация технологии формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей; дан анализ результатов экспериментальной проверки формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора. В заключении изложены основные выводы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В научной литературе этническая толерантность получила различные толкования. Она понимается как интегративное качество личности, представляющее собой единство внутренних и внешних компонентов, и определяет активную нравственную позицию человека во взаимоотношениях с людьми, независимо от их культурной и национальной принадлежности (Н.М. Лебедева, Г.И. Пилиева, O.JI. Романова); личностное образование, детерминирующее индивидуально-своеобразные способности личности в принятии и признании различных этнокультур, осознании глубинной экзистенциальной общности людей и способности к договору, компромиссу с учётом не только презумпции личности и прав человека, ориентации на терпимость и ценность человеческих норм, но и во взаимоизменении позиций через диалог (H.H. Обозов, Т.Г. Стефаненко).

Систематизируя подходы к осмыслению данного понятия, представляется возможным сделать вывод, что этническая толерантность являет собой интегративное качество личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде. Такое качество формируется с раннего возраста и составляет основу менталитета, что проявляется в уважительном, гуманистическом отношении личности к представителям культур и религий своей и других национальностей, способности и готовности принять нормы и правила взаимодействия в полиэтническом и поликультурном обществе.

Изучение существа этнической толерантности личности позволило выделить в нем единство внутренней и внешней толерантности. Внутреннюю толерантность определяют компоненты: этнокультурно-мировоззренческш (осознание общечеловеческих ценностей своего и других народов), духовно-нравственный (способность принять этические нормы и правила в поликультурной среде), эмоционально-волевой (способность проявить эмпатию к представителям разных национальностей и верований). Внешнюю - поведенческий (самореализация подростков в полиэтнической среде через проявление культуры взаимоотношений с людьми независимо от их национальности) компонент. Каждый компонент находит повседневное проявление в личности и выполняет характерологическую функцию этнической толерантности. Для их оценки необходимы критерии и показатели. Изучение литературы, существа каждого компонента этнической толерантности

подростков позволило выделить следующие критерии оценки их проявления: этнокультурно-мировоззренческий компонент — аксиологический критерий (ориентация на общечеловеческие и нравственные ценности, уважение к этнокультурным особенностям своего и других народов); духовно-нравственный компонент — этический критерий (проявление внимательности, доброжелательности и тактичности во взаимоотношениях людей независимо от их национальной принадлежности, религиозных чувств); эмоционально-волевой - эмпатийный (уважительные отношения к представителям различных национальностей, гос взглядам и убеждениям; к толерантному взаимодействию с людьми), поведенческий — операционально-деятельностный (умение толерантно строить взаимоотношения в социокультурной полиэтнической среде).

Опираясь на выявленные критерии и показатели, экспертной группой (2 педагога дополнительного образования, 1 представитель администрации учреждений дополнительного образования детей (УДОД), родители подростков — 2 чел.) проведена диагностика проявления этнической толерантности большого количества респондентов. Для оценки были выбраны группы подростков с выраженным проявлением этнической толерантности: интолерантная группа, склонная к межэтническому конфликту; пассивная группа, безразлично относящаяся к культурным и национальным особенностям своего и других народов; группа с ситуативным проявлением этнической толерантности (подростки с пониманием относятся к ценностям культур разных национальностей); группа с высокой степенью этнической толерантности.

Полученные материалы были обобщены и систематизированы, что позволило выделить и охарактеризовать уровни проявления этнической толерантности: деформированный — неразвитость основных характеристик этнической толерантности: признание ценности только (преимущественно) представителей своей нации (этноса), религиозных взглядов; конфронтационное отношение к представителям других национальностей; неумение вести себя и организовывать работу в поликультурной среде, преодолевать, возникающие в ней трудности и проблемы; явная или скрытая бестактность по отношению к представителям других национальностей (этносов); абстрагированный — знание основ этнокультурного взаимодействия носит абстрактный характер: безразличие к ценностям своей и других национальностей, культур и конфессий; неумение реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в этнокультурной среде; трудности в предупреждении и преодолении проблем, возникающих на межнациональной и межрелигиозной основе; адаптивный - развитость большей части характеристик этнической толерантности (понимание ценности разных национальностей, культур; терпимое отношение и уважение к национальным особенностям представителей своей и других национальностей; умение строить взаимоотношения и реализовывать задачи учебной и социально-значимой деятельности; осуществление мероприятий

по воспитанию в себе толерантности для взаимоотношений в поликультурной среде) помогает адаптироваться в поликультурной среде, но носит ситуативный характер; реализационно-творческий - чёткая этническая самоидентификация и низкая конфликтность подростков; уважение этнокультурных особенностей культуры своего и других народов; устойчивое положительное проявление ими национального характера, интерес ко многим видам фольклора; активное освоение знаний поликультурных традиций и применение их на практике; способность и готовность подростков к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде; осознанное понимание ценности представителей разных национальностей, культур; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; умение целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи учебной и социально-значимой деятельности на этнотолерантной основе.

Взаимосвязь уровней этнической толерантности, критериев, их оценки и показателей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь критериев, показателей и уровней этнической толерантности подростков

Критерии толерантности Уровни этнической толерантности

Деформированн ы й Абстрагированный Адаптивный Реализационно-творческий

Показатели

'5 признание безразличие к понимание осознанное пони-

§ ценности только ценностям своей и ценности разных мание ценности

э» (преимуществен- других национальностей, разных националь-

1 но) представи- национальностей, культур, уважение ностей, культур;

§ телей своей нации культур и к культуре и ориентация на

(этноса), конфессий этнонациональным общечеловеческие,

религиозных особенностям нравственные

взглядов народов ценности

бестактность безразличие в терпимость в доброжелатель-

явная или самопроявлении самопроявлении во ность, тактичность

скрытая независимо от взаимоотношениях во взаимо-

^ по отношению к особенности в поликультурной отношениях, вни-

и ^ представителям поликультурной среде мательность к

5 сг> других национальностей (этносов) среды человеку независимо от его взглядов, религиозных чувств

не уважительное. безразличное терпимое уважительное

15 часто отношение к отношение к отношение к своей

>5 конфронтационн достоинству своей национальным и других наций, их

ое отношение к и других особенностям взглядам.

о а: представителям национальностей своей и других убеждениям,

других национальностей народов, в общении, поведении веротерпимость

HJ №

О 'О

неумение вести себя в

поликультурной среде,

преодолевать, возникающие трудности и проблемы

неумение реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в этнокультурной среде; трудности в предупреждении проблем, возникающих на межнациональной основе

ситуативный

характер

проявления

взаимоотношений в

поликультурной

среде

умение целенаправленно строить взаимоотношения, проявлять этническую толерантность в поликультурной среде; участие в мероприятиях по воспитанию этнической толерантности_

Материалы исследований различных авторов (Г.Н. Волков, A.M. Мех-нецов, Г.В. Нездемковская, Б.Н. Путилов, Э.П. Герасимова, Э.А. Музенитова и др.) свидетельствуют о том, что средства формирования этнической толерантности могут быть различны. Одним из таких средств выступает фольклор. Как подчеркивает A.M. Мехнецов, фольклор (в переводе - «народные знания») - часть традиционной народной культуры, художественно-философская система, отражающая и воссоздающая в опосредованных художественными средствами формах характер связей этнической целостности с окружающей действительностью. Особенность фольклора заключается в преемственности традиции, которая передаётся из поколения в поколение в устной форме средствами народной педагогики через различные фольклорные жанры. Фольклор обладает этнопедагогическим потенциалом, позволяет осознать и интериоризировать сущность традиционной этнической культуры, овладеть выработанным в ней духовно-практическим знанием. Практика свидетельствует, что фольклор способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения к базовым ценностям этнической и общечеловеческой культуры, позволяет приобретать умения и навыки, связанные с освоением традиционной этнической культуры.

Этнопедагогический потенциал фольклора стимулирует накопление опыта творческой деятельности и развитие творческих способностей личности, способствует формированию коммуникативной культуры личности, развитию коммуникативных умений и навыков, лежащих в основе этнической толерантности. Изложенное свидетельствует о необходимости реализации этнопедагогического потенциала фольклора в формировании этнической толерантности подростков.

Для определения перспектив реализации этнопедагогического потенциала фольклора изучен опыт его применения в социальном воспитании и обучении подростков в учреждениях дополнительного образования детей («Детская хоровая школа-студия «Пионерия» имени Г.А. Струве» г. Железнодорожный; «Центр развития творчества детей и юношества» г. Долгопрудный, «Детская школа искусств» пос. Свердловский Щелковского района). Полученные материалы позволили выделить

положительное, резервы и разработать модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора (см. схему 1).

Схема 1

Модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора

Социальным заказ общества на воспитание этнической толерантности подростков

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ: формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора

1 о

г « я р ПРОБЛЕМНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 1) а § 5 Н Ы 8 2 ю К ° « й о 9 & И

РЗ О Он О

§ з § & У и н о 9 о 5 к Рн м И д ^ я о э 5 « ~ Ь I § 3 3 П & 2 О II а 8 Э я й щ § « ё £ н о 1,3 6 И Я о С 8 О я /и ^ И 5 у щ И р & ч п и Р О £ о " 2 Я § Э я- 3 5 я ■ ^ й ч Н Й о 5 и ч ОРГАНПЗАЦПОННО-ТЕХНОЛОШЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

/ || в в

Л Этапы реализации технологии формирования этнической толерантности I

7 подростков средствами фольклора: (мотивационный, познавательный, исполнительно-реализующий) 0)

о С ° Й о в с 3 и ►а а

I э I I о я н о р. а и МОНИТОРПНГОВЫЙ КОМПОНЕНТ " 1 га 3 н К 13 о С я и о

К В. 3 з 8 &

| & РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Э & 2 о Р ° т

1 § - 1 Педагогические условия реализации технологии формирования этнической толерантности подростков

Под моделью понимается искусственно созданный объект в виде схемы, который отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта, отображающего процесс этнотолерантного воспитания подростков средствам фольклора. Модель представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: целевой, проблемно-содержательный (определение направления и необходимости применения средств фольклора в формировании этнической толерантности); организационно-технологический (организация реализации технологии формирования этнической толерантности подростков через этапы:

мотивационный, познавательный, исполнительно-реализующий); мониторинговый (оценка динамики проявления этнической толерантности подростков - воспитанников УДОД), результативный (сформированность этнической толерантности подростков). Модель основывается на принципах: при-родосообразности и культуросообразности; принципе гуманистической направленности; принципе преемственности, последовательности, системности; принципе сознательности и творческой активности.

Для реализации модели была разработана технология, построенная с учетом возрастных особенностей подростков, необходимости повышения их интереса к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления. Технология носит этнокультурную направленность и включает в себя следующие этапы: мотивационный (усвоение и осмысление подростками существа этнической толерантности, культуры этнотолерантных отношений в условиях межкультурной коммуникации), познавательный (принятие ими духовно-нравственных ценностей своего и других народов средствами фольклора), исполнительно-реализующий (занятия с подростками в поликультурной среде УДОД).

Технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков получила экспериментальную проверку в кафедральных базовых образовательных учреждениях ГБОУ ВПО Академии социального управления Московской области с 2009 по 2012 годы.

Цель экспериментальной работы: проверить эффективность технологии реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. В процессе экспериментальной работы решались следующие задачи: выявить предрасположенность подростков к зтнотолерантному самопроявлению; реализовать технологию формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей; проанализировать полученные материалы в ходе экспериментальной работы и сделать выводы.

Экспериментальная работа проходила в три этапа. На констатирующем этапе определены контрольная и экспериментальная группы, проведена оценка предрасположенности подростков к зтнотолерантному самопроявлению; на формирующем — реализована технология формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в экспериментальной группе; на итоговом - проанализированы полученные в ходе экспериментальной работы данные и сформулированы выводы.

В качестве контрольной группы выбраны подростки 11-15 лет (72 человека), экспериментальной - подростки 11-15 лет (60 человек). В ходе диагностики оценивались проявление качественных характеристик (компонентов) этнической толерантности подростков: по этнокультурно-мировоззренческому компоненту - экспресс-опросник «Индекс

толерантности» Г.У. Солдатовой и др.; по духовно-нравственному -методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко, вопросник для измерения толерантности B.C. Магуна и др.; по эмоционально-волевому — методика проявления эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов), тест «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, C.B. Рыжова); по поведенческому - тест «Характеристика поведенческой этнической толерантности» Г.Н. Волкова, тест «Проявления этнической толерантности и интолерантности» И.Г. Пчелинцева, тест определения самооценки подростков (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

Все методики диагностики приведены к единым основаниям 5-балльной оценки. По духовно-нравственному, эмоционально-волевому, поведенческому компонентам определены среднеарифметические показатели. Полученные оценочные показатели по четырем компонентам распределились в пределах от 1 до 5 баллов. Совокупность величин качественных характеристик проявления этнической толерантности по каждому компоненту позволило ранжировать уровни сформированное™ этнической толерантности. Результат рассчитывался по сумме полученных показателей каждого респондента, которая распределялась в пределах от 4 до 20 баллов. Экспертная группа пришла к выводу, что результат оценки сформированности уровня проявления этнической толерантности каждого подростка от 4 до 8 баллов соответствует деформированному уровню, 9-12 — абстрагированному уровню, 13-16 - адаптивному, 17-20 — реализационно-творческому уровню.

Полученные в ходе диагностики результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни проявления этнической толерантности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем н итоговом этапах экспериментальной работы (%)"'

Уровни Деформированный Абстрагированный Адаптивный Реализационно-творческий

группЪк^ конст. итогов. конст. итогов. конст. итогов. конст. итогов.

ЭГ 21,0 14,0 30,0 21,7 24,0 32,0 25,0 29,0

КГ 20,0 16,3 28,0 24,7 27,0 28,0 25,0 26,8

изменение количественного состава контрольной и экспериментальной групп, обусловленное различными причинами (3,3 % из числа подростков экспериментальной группы, 4,2 % - контрольной).

Анализ представленных в таблице 2 данных свидетельствует, что контрольная и экспериментальная группы примерно одинаковые по качественному составу. По итогам диагностики на констатирующем этапе выявлено положительное и характерные недостатки в поликультурном

взаимодействии подростков, которые необходимо было учесть для эффективной реализации технологии формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора.

Диагностический материал экспериментальной группы позволил выделить ее своеобразие и учесть в формируемой программе реализацию средств фольклора. В соответствии с полученными данными, а также учитывая фольклорное направление деятельности групп УДОД, на формирую»(ем этапе опытно-экспериментальной работы была разработана и поэтапно реализована технология формирования этнической толерантности подростков. В ней учтены специфика педагогической деятельности, особенности социального воспитания подростков в системе учреждений дополнительного образования детей. Технология формирования этнической толерантности направлена на овладение подростками полиэтнической грамотностью, необходимой в поликультурном социуме. Эффективности реализации технологии формирования этнической толерантности подростков способствовала программа «Фольклор и мы».

В ней представлен фольклорный материал разных народов России, подобранный таким образом, что позволяет увидеть не только национально-специфическое, но объединяющее их общечеловеческое, что обусловлено единством ценностных ориентации, стремлением к идеалам, которые у всех народов имеют много общего. Формирование этнической толерантности возможно лишь в диалоге культур (Бахтин М.М., Библер B.C.), в процессе чего подростки формируют свою нравственную позицию с выходом на социальную зрелость и гражданственность. Лишь познав собственную культуру, человек может понять и принять другие культуры, относиться к ним толерантно. С другой стороны, познание культур разных народов позволяет лучше понять свою культуру, поскольку толерантность, не только этническая, вытекает из общей культуры человека (Д.С. Лихачев). А в основе интолерантности лежит невежество, незнание других культур и культуры «другого».

Программа призвана активизировать решение задач по утверждению в чувствах и сознании подростков ценностей, взглядов и убеждений в необходимости этнотолерантного взаимодействия через развитие интереса к историческому и культурному наследию, творчеству, этнокультурным традициям разных народов. Содержание данной программы способствует реализации целей и задач духовно-нравственного этнокультурного воспитания подростков средствами фольклора. Программа несет в себе психологическое обеспечение, включающее в себя: комфортно-доброжелательную атмосферу, анализ приобретенных знаний, умений и навыков, повышения мотивации подростков к творческой самореализации и этнотолерантному взаимодействию в поликультурном обществе.

Цель программы - развитие культуры этнотолерантных отношений подростков через формирование социально значимых ценностей и установок, этнотолерантного сознания в условиях межэтнического и

межконфессионального диалога средствами фольклора. Программа «Фольклор и мы» реализуется по следующим направлениям: формирование и дальнейшее развитие у подростков установок на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды в окружающем полиэтническом социуме; повышение интереса подростков к освоению жанрово-стилевого многообразия фольклора через приобщение к традиционной народной культуре России; формирование и дальнейшее развитие у подростков системы знаний, умений, навыков на фольклорном материале. Программа предусматривает обучение детей умению самостоятельно рассуждать о смысле моральных, социальных понятий, таких, как личность, свобода, ответственность, уважение к другим людям, проявление интереса к национальному творчеству. Конечный результат освоения программы - наличие у подростков позитивного взаимодействия, регулирования эмоциональных состояний, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, активный интерес к фольклору разных народов.

Структура программы «Фольклор и мы» включает в себя целевой, содержательный, технологический, методический компоненты, а также условия, обеспечивающие воспитательный процесс. Данная программа как развивающая воспитательная система выполняет следующие функции: образовательную (обеспечение информационной компетентности воспитанников в области фольклора); социализирующую (формирование готовности к социальным отношениям в полиэтническом пространстве); ценностно-ориенти-рующую (формирование мотивации к освоению ценностей фольклорных традиций); релаксационную (содействие психологической разгрузке в процессе творческих занятий на фольклорной основе). Программа «Фольклор и мы» рассчитана на три года обучения и предусматривает поэтапное изучение подростками фольклора разных народов России, проживающих преимущественно в Центральном регионе страны. На первом этапе - знакомство с народным календарем, традиционными праздниками через песенно-инструмен-тальное творчество и народный эпос. На втором - освоение народно-сценического танца, знакомство с фольклорным театром как жанром театрально-игровой традиции, на третьем - приобщение к шедеврам деревянно-прикладного творчества, изучение семейных традиций. Программа построена на концептуальных идеях данного направления современной педагогической науки и на принципах народной педагогики. Занятия строятся таким образом, что полученные теоретические знания тут же закрепляются практически, что позволяет средствами фольклора развить у подростков навыки поликультурного взаимодействия на этнотолерантной основе.

На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы проведена диагностика сформированности этнической толерантности подростков средствами фольклора. Оценивались те же качественные характеристики и использовались те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики представлены в таблице 2. Анализ представленных в таблице 2 данных свидетельствует, что произошло устойчивое приращение по уровням сфор-

мированности этнической толерантности подростков. В результате реализации технологии формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в экспериментальной группе были получены следующие результаты: у 14% подростков - деформированный уровень проявления этнической толерантности, у 21,7 % - абстрагированный уровень, у 32 % подростков - адаптивный, у 29% подростков — уровень толерантности оказался реализационно-творческим. Для наглядности динамика проявления этнической толерантности подростками в экспериментальной группе представлена на гистограмме (рис. 1).

ВАвярвгироааккый

□ Адаптивный

□ Эффективный

Р Деформированный

ЕЭ Абстрагированный

□Адаптивный

□ Эффективный Результаты опрос» не печальном »тале кссяедовакия

Результаты опросе на заключительном зтвпе ««следования

Рис. 1. Гистограмма сформированности уровней проявления этнической толерантности в экспериментальной группе (%)

Проявление этнической толерантности можно наблюдать в поведении подростков, поэтому проведена отдельная диагностика (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) по поведенческому компоненту как наиболее ярко отражающему специфику их этнотолерантного взаимодействия. Оценивались следующие показатели: умение толерантно строить взаимоотношения в социокультурной полиэтнической среде; ориентация на общечеловеческие и нравственные ценности, уважение и принятие этнокультурных особенностей своего и других народов; проявление внимательности, доброжелательности в межнациональных взаимоотношениях людей; уважительные отношения к процессу толерантного взаимодействия представителей различных национальностей, их взглядам и убеждениям. Результатами диагностики стали экспертная оценка и самооценка подростков как одна из наиболее важных личностных характеристик (умение оценить самого себя). Полученные в ходе диагностики материалы свидетельствуют, что самооценка подростков экспериментальной группы, благодаря реализации технологии формирования этнической толерантности по программе «Фольклор и мы», стала ближе к адекватной (дельта между экспертной оценкой и самооценкой подростков имеет тенденцию к снижению). Анализ представленных материалов показывает, что такая оценка отражает влияние средств фольклора на адекватность этнотолерантного поведения подростков. Самооценка подростков приблизилась по показателям к экспертной оценке, что свидетельствует о более критичном подходе подро-

стков к самим себе, повышения их способности к этнотолерантному проявлению. Данные результаты подтверждают эффективность разработанной технологии и благотворное влияние программы «Фольклор и мы» на формирование этнической толерантности подростков. Данные диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты экспертной оценки, самооценки подростков степени сформированпости поведенческого компонента этнической толерантности в экспериментальной группе

Показатели проявления поведенческого компонента этнической толерантности 2009 г. 2012 г.

Эксперт, оц. Самооценка Дельта (А) Эксперт оц. Самооценка Дельта (А)

Ориентация на общечеловеческие и нравственные ценности, уважение и принятие этнокультурных особенностей своего и других народов 3,79 4,13 -0,34 4,52 4,68 -0,16

Уважительные отношения к процессу толерантного взаимодействия представителей различных национальностей, их взглядам и убеждениям 3,75 4,13 -0,38 4,52 4,66 -0,14

Проявление внимательности, доброжелательности в межнациональных взаимоотношениях людей 3,96 4,28 -0,32 4,45 4,58 -0,13

Умение толерантно строить взаимоотношения в социокультурной полиэтнической среде 4,02 4,26 -0,24 4,75 4,88 -0,13

Для определения достоверности результатов был рассчитан коэффициент конкордации Ж по каждому измерению. Проведенный расчет коэффициентов конкордации показал по всем показателям согласованность мнений экспертов от средней (0,5) до сильной (0,9), что позволяет считать комплексную оценку проявления этнической толерантности подростков в достаточной степени верной.

Результаты опытно-экспериментальной работы продемонстрировали, что общий уровень сформированное™ этнической толерантности подростков возрос в экспериментальной группе, где была реализована технология формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора, чем в контрольных группах. Также характерной особенностью экспериментальной группы явилось более устойчивое число подростков, вовлеченных в данный процесс. Таким образом, представленные материалы дают основание считать, что гипотеза подтверждена, цель достигнута.

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы:

- проблема этнической толерантности на рубеже 20-21 веков приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей ци-вилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Отмечается возрастание полиэтничности населения, расширение межкультурного взаимодействия как неотъемлемой части адекватного социального познания мира, основанного на диалоге культур и потребности человека в освоении социально значимых духовно-нравственных ценностей;

- этническая толерантность подростка является интегративным качеством личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде. Такое качество формируется с раннего возраста и составляет основу менталитета, что проявляется через уважительное, гуманистическое отношение личности к представителям культур и религий своей и других национальностей, способности и готовности принять нормы и правила взаимодействия в полиэтническом и поликультурном обществе. Этническая толерантность формируется через реализацию этнопедагогического потенциала средств фольклора, которыми являются пе-сенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество;

- выявленные критерии, показатели и уровни сформированности этнической толерантности участников эксперимента позволили определить основные проблемы полиэтнического взаимодействия подростков, которые были решены средствами фольклора в процессе реализации программы «Фольклор и мы», учитывающей специфику педагогической деятельности, особенности социального воспитания подростков, направленной на овладение полиэтнической грамотностью, необходимой в поликультурном социуме;

- учреждения дополнительного образования детей через фольклорные коллективы (ансамбли, творческие мастерские: кружки, студии и пр.), обучающие воспитанников на полиэтническом материале выступают как уникальная благоприятная воспитательно-образовательная среда формирования этнической толерантности подростков;

- предложенная и апробированная модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей включает в себя следующие компоненты: целевой, проблемно-содержательный, организационно-технологический, процес-суально-деятельностный, мониторинговый, результативный. Основными принципами формирования этнической толерантности в учреждениях дополнительного образования детей являются: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип гуманистической направленности, принцип преемственности, последовательности и системности, принцип сознательности и творческой активности;

- технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного

образования детей носит этнокультурную направленность, построена с учетом возрастных: особенностей воспитанников, необходимости повышения интереса подростков к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления. Технология включает в себя следующие этапы: мотивационный, познавательный, исполнительно-реализующий и требует учета следующих педагогических условий: этнопедагогическое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения и воспитания; этнокультурный компонент содержания дополнительного образования; подготовленность педагогического персонала к реализации задач обучения и воспитания подростков средствами фольклора; интерес, мотивация, активность подростков в реализации потенциала фольклора через взаимодействие в полиэтнической среде; благоприятная среда учреждений дополнительного образования детей для реализации этнопедагогического потенциала средств фольклора. Выявленные педагогические условия адекватно соответствуют цели и содержанию исследования, способствуют методической поддержке педагогов дополнительного образования в профессиональной деятельности по формированию этнической толерантности подростков.

Проведенное исследование не исчерпывает многообразия вопроса всей темы. Направлениями дальнейшего исследования изложенной проблемы могут быть следующие: повышение уровня компетентности родителей, значение родительской позиции в воспитании этнической толерантности ребёнка; подготовка педагогов, способных воспитать этническую толерантность подрастающего поколения; повышение воспитательной роли учреждений дополнительного образования детей в формировании этнической толерантности подростков, развитие самообразовательной культуры детей и подростков в процессе овладения поликультурной коммуникативностью, разработка системного подхода в создании спецкурсов по формированию мировоззренческого компонента этнической толерантной личности подростка и др.

Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Корнев, Д.В. Социально-педагогический аспект становления личности подростков средствами фольклора [Текст] Д.В. Корнев // Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование. - М., 2011. Вып. 1. - С. 106 -114.

2. Корнев, Д.В. Социально-педагогический феномен фольклора [Текст] Д.В. Корнев // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманит. науки. - ЯрГУ, 2011. Вып. 1 (15). - С. 29 - 33.

3. Корнев, Д.В. Формирование толерантности подрастающего поколения в условиях глобализации современного мира [Текст] Д.В. Корнев // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.

Демидова. Серия Гуманит. науки. - ЯрГУ. - 2012. - Вып. 2 (20). - С. 58 -62.

4. Корнев, Д.В. Фольклор как источник творческого развития подростков [Текст] Д.В. Корнев // Музыкальное образование: проблемы педагогики искусства: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. (май 2004 года). -Махачкала, ИВЦ ДГПУ, 2004. - С. 15 - 18.

5. Корнев, Д.В. Педагогические аспекты творческого развития подростков на песенном фольклоре Ярославской земли [Текст] Д.В. Корнев // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: третьи Алмазовские чтения: матер, междунар. науч. конф. (18 - 22 ноября 2004 г.), поев. 100-летию со дня основ. Ярослав, отдел. Император. Русского муз. общества. - Ярославль: Ремдер, 2005. - С. 466-471.

6. Корнев, Д.В. Воспитание подростков на песенных образцах традиционной культуры [Текст] Д.В. Корнев // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики: матер. 9-х науч.-педагог, чтений фак. соц. пед. В 2-х ч. Ч II. / под ред. JI.B. Мардахаева. - М.: Изд-во «Перспектива», 2006. - С. 148 - 150.

7. Корнев, Д.В. Этнокультурные песенные традиции как средство развития творческой личности подростков [Текст] Д.В. Корнев // Актуальные вопросы музыкального образования: матер.I междунар. науч.-практ. конф. 30 марта 2006 г. / Отв. ред. Е.В. Щербакова. - Коломна: КГПИ, 2006. - С. 173 -177.

8. Корнев, Д.В. Традиционная народно-песенная культура в процессе социализации подростков [Текст] Д.В. Корнев // Славянский мир: общность и многообразие: матер, междунар. науч.-практ. конф. (Коломна, 24 - 27 мая 2007 г.). Ч. 4. Культурология; Минобрнауки РФ, мин. обр. Моск. обл., ГОУ КГПИ. - Коломна: КГПИ, 2007. - С. 42 - 45.

9. Корнев, Д.В. Фольклорные основы социализации подростков [Текст] Д.В. Корнев // Искусство и образование: опыт взаимодействия: сб. науч.-метод. ст. / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева. - М.: ГОУ Пед. акад., 2009. -С. 67-72.

10. Корнев, Д.В. Этнопедагогическое воздействие фольклора на социальное развитие личности ребенка [Текст] Д.В. Корнев // Социально-культурное становление личности: матер, науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д.Е. Яковлева, Н.К. Беспятовой. - М.: Ритм, 2010. - С. 115 - 119.

11. Корнев, Д.В. Толерантность как одно из важнейших условий выживания подрастающего поколения в условиях глобализации современного мира [Текст] Д.В. Корнев // Интеграция основного и дополнительного образования в свете стандартов нового поколения: матер, науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д.Е. Яковлева, A.B. Молчановой и др. -М.: УЦ Перспектива, 2011. - С. 53 - 61.

12. Корнев, Д.В. Этнокультурная составляющая дополнительного образования как ресурс для развития личности учащегося [Текст] Д.В. Корнев // Устойчивое развитие личности в условиях интеграции основного и

дополнительного образования: матер, межрег. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д.Е. Яковлева, H.H. Беспятовой, A.B. Молчановой и др.. - М.: ГОУ Пед. акад., 2012.-С. 97-98.

13. Корнев, Д.В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков: монография [Текст] Д.В. Корнев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 136 с.

Подписано в печать 20.05.2013. Формат 60 х 84 VK,. Бумага писчая. Печать плоская. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз.

Огпечатано в типографии Российского государственного социального университета 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 24. Тел.: 8 (499) 169-4802

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Корнев, Дмитрий Владимирович, Москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201357917

КОРНЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Р.З. Хайруллин

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Этническая толерантность подростков и необходимость ее формирования средствами фольклора

1.1. Социально-педагогическая специфика понятия «этническая толерантность» 19

1.2. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков в современном образовательном пространстве 42

1.3. Место и роль учреждений дополнительного образования детей в реализации этнопедагогического потенциала фольклора в воспитании подростков 69 Выводы по первой главе 98 ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка технологии реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования 104

2.1. Модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технология ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей 104

2.2. Организационно-технологическое сопровождение реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей 125

2.3. Анализ результатов экспериментальной проверки формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей 148 Выводы по второй главе 173 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 185 ПРИЛОЖЕНИЯ 210

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнических взаимосвязей, которые всегда существовали в своей исторической объективности, усложнились миграционными процессами хаотичного, сиюминутного характера. Этнические группы по тем или иным историческим причинам вынуждены ассимилироваться в новых районах обитания, что обусловливает появление новых социально-экономических и культурно-языковых взаимосвязей.

Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма в мире вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающего поколения. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена в Декларации принципов толерантности (ООН, 1995 г.) как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов. В преамбуле подчеркивается, что в современной мировой социокультурной ситуации участились акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов. В создавшихся неблагоприятных социокультурных условиях все насущнее становится потребность в переходе к новым социальным отношениям, одним из главных принципов которых должна стать этническая толерантность.

Термин толерантность включает в себя широкий спектр понятий, но при всей многозначности данного термина, в его основе присутствует главный характерный признак - «терпимость». Терпимость межконфессиональная (ре-

лигиозная) и межнациональная (этническая), профессиональная и межличностная (независимо от национальной принадлежности сторон), политическая, расовая и другие разновидности терпимости. «Терпимость» (в отличие от «терпения») исключает самоунижение, самобичевание, а содержит в себе самоуважение и признание равенства других, отказ от доминирования и насилия, т.е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие.

Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Для данного научного исследования нами выбран лишь один вид толерантности - этническая (межнациональная). То есть мы рассматриваем толерантность как готовность личности к выстраиванию взаимоотношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, как искусство отношения к людям, уважения различных культур и религий, мнений и взглядов других, дружелюбие и мирная настроенность к окружающим.

На этапе повышения национального самосознания народов и переосмысления общечеловеческих ценностей большое практическое значение, наряду с воспитанием у граждан уважительного отношения друг к другу, взаимного доверия, толерантности, приобретают задачи межэтнического воспитания подрастающего поколения. Исследователи социально-педагогической сферы приходят к выводу, что без формирования, развития этнической толерантности невозможен выход из создавшейся ситуации.

Перед различными социальными институтами обозначена важная и вместе с тем сложная практическая проблема организации полиэтнического и по-

ликультурного воспитания подрастающего поколения в диалектическом единстве с подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России через сохранение национальных культурных традиций, идеалов духовности и патриотизма.

В науке сложились определенные предпосылки изучения этнической толерантности. Об этом свидетельствуют работы русских философов конца XIX -начала XX веков (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет), высказавших мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов; этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Ю.В, Арутюнян, С.А. Арутюнов, JI.M. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибуллин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло), раскрывших этнографические характеристики народов мира и нашей страны, психологические аспекты межэтнических отношений, роли традиций народов в социальной регуляции поведения, влияние культурной среды на психику представителей различных этнических общностей; социально-психологические особенности групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Г. Теджфел, Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев); выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (P.P. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин); современные исследования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова).

Проблемам воспитания подрастающего поколения посвящены работы следующих авторов: духовного (H.A. Бердяев, В.И. Вернадский, И.А. Ильин, Д.А. Леонтьев); нравственного (И.П. Ильин, Я. Корчак, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий); эстетического (Ю.В. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев); психологии музыкального творчества (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.

Давыдов, М.А. Данилов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, A.A. Леонтьев, В.И. Петрушин, J1.C. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). В них содержатся ценные и интересные высказывания, касающиеся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями разных народов. В своей диссертационной работе мы опирались на труды В.А. Васильева, В.И. Гараджи, Б.С. Гершунского, О.Н. Дамениа, В.А. Лекторского, А.Ю. Шадже в области философии; Е.Ю. Загорулько, A.C. Капто, Н.С. Ладыжец, М.П. Мчедлова, В.М. Соколова, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина в области социологии.

Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в воспитательно-образовательном процессе культурно-исторического опыта народа - языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов - культуросообразности - связи воспитания и обучения с жизнью и культурой народа. Весь социально-педагогический потенциал фольклора необходимо реализовывать в системе образовательных учреждений, в том числе в учреждениях дополнительного образования. В то же время фольклор способен выступить своеобразным фактором формирования поликультурной ментальности, на основе которой следует формировать и развивать не только положительные внутриличностные качества, но и готовность к межличностному взаимодействию, а также к межэтническим отношениям на этнотолерантной основе.

Основой фольклора служат непреходящие общечеловеческие ценности, объединяющие различные культуры, религии и т.п. Через средства фольклора (песенно-инструментальный фольклор, народный эпос, декоративно-прикладное творчество, народный театр) можно и нужно приобщать к этим ценностям подрастающее поколение. Система народных знаний (которая является основой фольклора) содержит понятия Добра, Духовности, Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и другим народам и культурам) и т.п., одним словом, то, что принято называть

непреходящими ценностями, которые присутствуют в культуре любого народа. Таким образом, изучение фольклора должно стать действенным средством формирования этнической толерантности подрастающего поколения.

Целенаправленное, всестороннее, многогранное и глубоко продуманное воспитание подрастающего поколения средствами фольклора осуществлялось на ранних ступенях развития человеческого общества (в так называемом традиционном обществе). В своей воспитательной деятельности народ опирался на многовековые традиции, находил оригинальные пути и средства воздействия на подрастающее поколение, с целью формирования его в гуманистическом направлении.

Педагоги-мыслители прошлого в своей исследовательской деятельности широко изучали и опирались на идеи народного опыта (Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика», истоком которой он считал народную мудрость, выраженную через песенный фольклор и народный эпос [222, 98]. Педагогическая наука, по мнению ученого-педагога, должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания, всепобеждающая сила которой заключена, прежде всего, в человечном, добром и гуманном подходе к личности воспитуемого, а также и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Для решения этих непростых задач в народной педагогике применялись самые различные средства и жанры фольклора (народный эпос, песенно-инструментальный фольклор, народный театр, декоративно-прикладное творчество и др.). Например, одним из первых являлась колыбельная песня - уникальное средство развития музыкального начала личности, гуманных качеств и духовности человека.

Учитывая важность роли фольклора в этнотолерантном воспитании молодого поколения, многие аспекты этой актуальной темы нашли свое отраже-

ние в литературе, в частности, вопросы воспитания подростков в архаичном обществе (Т.А. Агапкина, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко и др.); особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей как воспитательно-образовательной среды (А.Г. Асмолов, A.A. Бондарев, А.К. Бруднов, Б.Е. Булычев, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Е.Б. Евладова); проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, Р.З. Хайруллин); принципы воспитания толерантной личности (J1.B. Байбородова, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторский, М.С. Мириманова, М.И. Рожков, Г.У. Сол-датова). Вопросы поликультурного и этнотолерантного воспитания нашли отражение в диссертационных исследованиях С.С. Акавова, Н.Г. Анциферовой, Е.Г. Борониной, Э.П. Герасимовой, О.О. Кащенко, Э.А. Музенитовой, Г.И. Пи-лиевой, П.В. Степанова, E.H. Третьяковой.

В то же время анализ литературы показал, что в ней недостаточно освещены вопросы, раскрывающие теоретико-методические основы формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между сформировавшимся в обществе традиционным опытом воспитания этнически толерантной личности средствами фольклора и недостаточной реализацией потенциала фольклора при формировании этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей».

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: средства фольклора и технология реализации их потенциала в процессе формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования. Фольклор является бесценным богатством народа. Это огромный пласт жизненного опыта народа, вобравший в себя все самое положительное и ценностное, что накапливалось веками в народной памяти коллективными усилиями многих поколений. На современном этапе необходимо применять значительный потенциал фольклора в социальном воспитании подрастающего поколения, в том числе при формировании этнической толерантности подростков. В учреждениях дополнительного образования детей для этого созданы благоприятные условия. Эффективность процесса формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора заметно возрастает, если:

- воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей народов, заложенных в фольклоре, диалога культур различных национальностей, направленных на целесообразную интеграцию подростков в полиэтническую среду;

- технология формирования этнической толерантности подростков носит этнокультурную направленность, построена с учетом возрастных особенностей воспитанников, необходимости повышения интереса подростков к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого

самопроявления, что позволит сформировать опыт успешной деятельности в этнокультурной среде;

- созданы необходимые педагогические условия для обеспечения наиболее полной реализации потенциала фольклора в процессе формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить понимание сущности и содержания «этнической толерантности подростка».

2. Определить критерии, показатели проявления этнической толерантности подростков.

3. Раскрыть этнопедагогический потенциал средств фольклора, направленный на формирование этнической толерантности подростков.

4. Разработать модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технологию ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования де