Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пазовникова, Мария Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пазовникова, Мария Владимировна, 2005 год

I. ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

§1.Специфика совершенствования исполнительского аппарата клавириста (XVI - начала XVIII вв.).

§2.Дидактические особенности фортепианных школ XVIII - XXI вв.

И. ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ФОРТЕПИАНОЙ ТЕХНИКИ У УЧАЩИХСЯ ДМШ.

§1.Сущность и содержание художественно-творческой фортепианной техники.

§2.Проектировочно-конструктивная деятельность педагога-музыканта как основа организации учебно-воспитательного процесса в условиях

§3.Комплексно-индивидуальный подход к формированию художественно — творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ.

III.

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ

§1.Состояние фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ.

§2. Динамика уровня развития художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов в процессе экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ"

Актуальность исследования. В современной педагогической науке продолжается поиск эффективных решений в области воспитания подрастающего поколения. В центре внимания остается формирование духовно богатой, творческой личности. Одними из основных задач, стоящих перед педагогикой, становятся гуманизация личности, раскрытие ее творческого потенциала, формирование общечеловеческих ценностей и идеалов. Значительная роль в их решении принадлежит музыкальному искусству. Удовлетворяя эстетические потребности людей, оно обладает уникальной способностью формировать сознание человека, обогащать его чувственно-эмоциональную сферу, жизненный опыт, влиять на уровень художественно-творческого развития, социально значимые свойства и качества личности.

В современных условиях музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех его качеств.

Совершенствовать воспитание учащихся-музыкантов можно в различных направлениях. Одна из сторон профессионального развития пианиста, которая является необходимой предпосылкой для решения целого ряда пианистических задач - фортепианная техника.

Проблема формирования технического мастерства издавна интересовала исследователей, педагогов и исполнителей, была в центре внимания методистов и теоретиков. На всех этапах становления и развития музыкального искусства этот вопрос оставался актуальным, так как в комплексе знаний, исполнительских умений и навыков пианиста любой квалификации техника занимает особое положение. Она обеспечивает реализацию творческих замыслов, лежит в основе чтения нот с листа, импровизации и т.д. Постоянное стремление «рационализировать» техническую работу, отыскать наиболее эффективные способы освоения пианистического мастерства подтверждается обилием трактатов, исследований, статей, наконец, сборников этюдов и упражнений.

Не сравнивая отдельных достижений выдающихся виртуозов прошлого и настоящего, можно с уверенностью сказать, что общий уровень технической оснащенности современных исполнителей постоянно возрастает. Но было бы излишне оптимистичным утверждать, что сегодня вопрос овладения исполнительской техникой в музыкальной педагогике полностью решен.

Перед автором данного исследования стоит задача поднять методику формирования фортепианной техники у учащихся ДМШ на качественно новый уровень, соответствующий требованиям современности. В настоящей работе техника рассматривается не в «узком» ее понимании как скорость и ловкость осуществления исполнительских движений, а в более «широком» смысле, расширяющем функциональные границы фортепианной техники до художественно-творческого ее значения в исполнительском процессе и понимания техники как синтеза взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов. Формирование художественно-творческой фортепианной техники происходит в начальный период обучения игре на инструменте -в ДМШ, а ее основы закладываются уже в младших классах. Поэтому актуальной задачей теории и практики преподавания является повышение эффективности работы преподавателей начального звена.

Таким образом, актуальность исследования определяется его направленностью на совершенствование методики формирования фортепианной техники у учащихся ДМШ исходя из ее понимания как техники художественно-творческой, которая, являясь важнейшим звеном в цепи условий, определяющих эффективность обучения, призвана способствовать интенсификации процесса творческого становления юного музыканта, совершенствования его художественного мышления, что позволит значительно повысить качество обучения, наполнить его новым содержанием, максимально раскрывающим индивидуальность исполнителя - учащегося.

Степень научной разработанности проблемы

Современная педагогическая наука располагает достаточной совокупной базой знаний для решения задач, связанных с проблемой формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ, решение которой связано с изучением фортепианной техники как одного из механизмов творчества.

Природа и закономерности творческого процесса изучались еще с позиций античной философии (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон) и в дальнейшем были освещены в трудах Ф.Бэкона, Д.Локка, Т.Гоббса, Р.Декарта, И.Канта, Г.Ф.Гегеля и др. Так, И.Кант в своих трудах рассматривал особенности музыкального восприятия, вкуса и способностей в условиях музыкальной деятельности.

Существенный вклад в развитие концепции творческого развития личности был внесен выдающимися русскими философами: Н.А.Бердяевым, Б.П.Вышеславцевым, В.В.Зеньковским, И.А.Ильиным, А.Ф.Лосевым, Н.О.Лосским, В.В.Розановым, В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским и мн. др. Разработкой проблем творчества занимались Б.Г.Ананьев, В.М.Вильчек, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев и др.

Социокультурные аспекты в области творческого развития личности и общества получили свое развитие в трудах М.А.Ариарского, А.А.Аронова, А.И.Арнольдова, М.С.Берштейна, В.А.Волобуева и др.

Психология творчества получила свое развитие в исследованиях Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л.И.Божович,

A.В.Беляева, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, А.Г.Ковалева, ® А.Н.Леонтьева, А.А.Мелик-Пашаева, В.Н.Мясищева, В.В.Медушевского,

Р.С.Немова, К.К.Платонова, Е.В.Пороховой, Я.А.Пономарева и мн. др Различные аспекты психологии музыкального творчества исследовали Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, М.М.Берлянчик, М.П.Блинова, О.А.Апраксина, Н.К.Бакланова, А.Л.Готсдинер,

B.И.Петрушин и др.

Вопросы духовно-творческого развития личности музыканта разрабатывались Б.Ф.Асафьевым, Е.В.Назайкинским, В.Н.Холоповой, # Н.Г.Шахназаровой, О.Ф.Шульпяковым, О.А.Блохом и др. Л.С.Зориловой раскрыты духовные основы становления личности музыкантаисполнителя.

С точки зрения музыкальной педагогики проблемы, связанные с творческим развитием личности, рассматривали Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, А.Д.Алексеев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Безбородова, Б.Л.Кременштейн, Л.А.Баренбойм, А.В.Малинковская, В.И.Горлинский, Л.В.Шамина, Н.К.Бакланова, Т.И.Бакланова, М.М.Берлянчик, Л.С.Зорилова, Е.И.Максимов, В.Г.Ражников, Л.А.Рапацкая и мн. др. В работах Г.М.Цыпина представлены история, теория и методика обучения игре на фортепиано, где значительное внимание уделяется вопросам ф исполнительской техники. В исследованиях Н.А.Терентьевой рассматривается специфика становления фортепианной техники в процессе освоения этюдов К.Черни.

Педагогический процесс в системе художественного образования изучался Ю.П.Азаровым, А.А.Ароновым, Т.И.Баклановой, П.П.Блонским, П.Я.Гальпериным, В.И.Загвязинским, В.А.Сластениным,

B.И.Черниченко, В.С.Кузиным, И.Я.Лернером, А.Г.Казаковой, О.А.Блохом, Е.П.Рожко и др.

Различные аспекты формирования фортепианной техники в той или иной степени рассматриваются в огромном количестве трудов, которые условно можно разделить на две группы. В первую войдут работы, нацеленные преимущественно на практическую сторону освоения исполнительской техники и в значительной степени опирающиеся на эмпирические данные, а научные доводы используются в них для обоснования той или иной конкретной практической рекомендации. К их числу можно отнести работы В.Буасье, И.Гата, И.Гофмана, И.Назарова, К.Мартинсена, Г.Когана, Г.Г.Нейгауза, А.Шмидт-Шкловской, А.Щапова и др. Рекомендации теоретиков, методистов, педагогов-практиков, бесспорно, помогают пианистам в их нелегком труде. Но вместе с тем методические указания, как правило, не укладываются в целостную систему, где каждое имеет свое место и значение. А отсутствие системы приводит к тому, что применяемые методы подчас не соответствуют поставленным целям и задачам, что в конечном счете сказывается на практических результатах.

К другой группе относятся исследования В.Бардаса, А.Бирмака, Г.Когана, К.Мартинсена, Э.Баха, Гр.Прокофьева,

C.Савшинского, О.Ф.Шульпякова и др., акцентирующих внимание на теоретическом осмыслении проблем, достаточно удаленных от конкретной пианистической практики. Большая их часть выявляет закономерности игрового процесса или отдельных его сторон и не ставит своей целью системное описание явления. Вклад авторов в теорию исполнительства различен. Если, например, в работах О.Ф.Шульпякова прослеживается стремление к познанию наиболее фундаментальных закономерностей воспитания музыканта (совершенствование игровых действий исполнителя в соответствии с учением Н.Берштейна, взаимоотношение психических и физических сфер в творчестве инструменталиста, важнейшая для практической педагогики тема обобщения технических навыков), то в работах других авторов (Ф.Штейнгаузен, Э.Бах, Г.Коган, К.Мартинсен и др.) многие справедливые положения уживаются с ошибочными, препятствующими созданию непротиворечивой теории, а, соответственно, и методики технического развития.

Определенный интерес в решении данной проблемы представляют исследования, описывающие многочисленные элементы исполнительского мастерства (А.Бирмак, С.Савшинский). Однако, помогая составить более полное представление о последнем, они недостаточно учитывают взаимосвязи составляющих его компонентов. Как следствие, в подобных работах присутствуют моменты схематизма, эклектичность элементов, взятых вне иерархической организации.

Дальнейшие перспективы в развитии «аппарата воплощения» связаны, прежде всего, с осмыслением процесса формирования художественно-творческой фортепианной техники. Только вскрыв его закономерности, можно преодолеть односторонность, а порою и ошибочность методических рекомендаций, встречающихся в теории и практике фортепианного обучения, систематизировать методы освоения пианистических навыков, добиться адекватного их применения. Получив более полное представление о сущности исполнительской техники, ее внутренней организации, маленький пианист сможет по достоинству оценить методический опыт, накопленный фортепианной педагогикой, более полно использовать его сильные стороны.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования фортепианной техники у учащихся ДМШ с позиции более широкого ее понимания как техники художественно-творческой и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в классе специального фортепиано ДМШ.

Предмет исследования - процесс формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ специальности «фортепиано».

Цель исследования - выявить теоретические основы и разработать наиболее эффективную методику формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ, основанную на синтезе зрительно-слуховых, зрительно-тактильных и слухо-тактильных ассоциаций.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи;

1) проанализировать эволюцию методики преподавания игры на фортепиано и взглядов на техническое совершенствование исполнительских возможностей обучающихся с позиции единства решения технических и художественных задач;

2) уточнить понятие «художественно-творческая фортепианная техника» и дать его определение;

3) определить содержание художественно-творческой фортепианной техники;

4) рассмотреть учебно-воспитательную деятельность педагога-музыканта, направленную на формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ;

5) разработать и экспериментально апробировать эффективную методику формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ, основанную на синтезе ассоциаций, возникающих посредством применения цветовых графических изображений.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование в условиях учебно-воспитательного процесса в классе специального фортепиано ДМШ синтеза ассоциаций, возникающих посредством применения цветовых графических изображений, способствует эффективности формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды мыслителей Античности - Пифагора, Платона, Демокрита, Аристотеля о сущности творчества; идеи представителей немецкой классической философии - И.Канта, Г.Ф.Гегеля; концепции выдающихся русских философов - В.С.Соловьева, В.В.Розанова, И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского о творческом развитии личности; психологические основы становления и развития личности Б.Г.Ананьева, К.К.Платонова, Я.А.Пономарева.

Концепции развития творческого мышления (А.В. Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лернер,

A.Я.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Богоявленский, Л.В.Занков); работы А.Дистервега, Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского по проблемам творческого развития личности; современные концепции о развитии музыкальных способностей и специфике музыкального творчества (Б.Г.Ананьев, Б.В.Асафьев, А.Л.Готсдинер, З.Л.Дражнов,

B.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М.Теплов); труды, связанные с разработкой проблем духовно-нравственного формирования личности (А.И.Арнольдов, А.А.Аронов, Л.С.Зорилова ).

Общие, исторически сложившиеся принципы обучения игре на фортепиано, нашли свое отражение в методических работах А.Д.Алексеева, Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза,

C.Е.Фейнберга, Г.М.Цыпина и др.; в трудах пианистов-педагогов, посвященных различным аспектам художественно-творческой фортепианной техники (Н.Голубовская, А.Шмидт-Шкловская, Е.Либерман).

Автор исследования опиралась на работы, отражающие попытки создания целостного представления о функциональных системах, обеспечивающих выполнение той или иной деятельности музыканта (М.Берлянчик, И.Котляровский, Ю.Полянский, О.Сильд); теоретические принципы психофизической фортепианной школы, сформулированные В.П.Сраджевым.

Основой для разработки методики явились также ассоциативная теория отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн, И.М.Сеченов) и концепции ассоциативных связей в творчестве (Б.М.Кедров, С.Меднин, М.Л.Блинова); работы педагогов-исследователей, ведущих преподавательскую деятельность (Э.Б.Абдуллин, Н.К.Бакланова, Л.Г.Арчажникова, В.И.Закутский, Л.С.Зорилова, А.Г.Казакова, Е.И.Максимов и др.).

Методы исследования

Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам исследуемой проблемы; сопоставление и синтез различных точек зрения ученых, мыслителей, музыкантов-педагогов и пианистов-исполнителей; теоретическое моделирование.

Эмпирические: наблюдение за учебным процессом, проводившееся в естественных условиях, беседы, диагностика музыкальных способностей, изучение продуктов деятельности учащихся на зачетно-экзаменационных и концертных выступлениях, анализ учебно-методической документации, протоколов опросов, педагогический эксперимент, сравнительный анализ результатов проведенного исследования, статистическая обработка данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2005 гг. и состояло из четырех этапов:

На первом этапе изучались историко-теоретические аспекты формирования художественно-творческой фортепианной техники (19951999 гг.). Были определены направление, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза. В данный период изучалась научная и методическая литература в области философии, общей и музыкальной педагогики, психологии, методики обучения игре на фортепиано. Были решены следующие задачи: проанализирована эволюция развития методики преподавания игры на фортепиано и взглядов на техническое совершенствование исполнительских возможностей обучающихся с позиции единства решения технических и художественных задач; уточнено понятие «художественно-творческая фортепианная техника», определено ее содержание; рассмотрены различные аспекты учебно-воспитательной деятельности педагога-музыканта, направленной на формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ.

На втором этапе (1999-2001 гг.) изучалось состояние художественно—творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ. В соответствии с теоретическими выводами о структуре и содержании художественно-творческой фортепианной техники были определены показатели и разработаны критерии оценки последней для учащихся младших классов ДМШ, на основе которых проводилось наблюдение. На данном этапе исследования было задействовано 110 учащихся младших классов (с 1 по 3 год обучения) специальности «фортепиано» детской школы искусств г. Александрова Владимирской обл. и детской школы искусств г. Химки Московской обл. На основе анализа результатов наблюдения были выявлены основные недостатки и общие тенденции формирования художественно-творческой фортепианной техники в начальный период обучения.

Третий этап - разработка и апробация экспериментальной методики, направленной на повышение эффективности процесса формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов специальности «фортепиано» ДМШ посредством использования в учебном процессе синтеза ассоциаций, возникающих на основе применения цветовых графических изображений - проводился в естественных условиях учебно-воспитательного процесса ДМШ в течение трех лет (2001-2004 уч. гг.).

В начале экспериментальной работы была проведена диагностика музыкальных способностей учащихся, на основе результатов которой сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 15 человек в каждой).

Педагогический эксперимент проводился на базе ДШИ Г.Александрова Владимирской обл. и ДШИ г. Химки Московской обл.

По окончании экспериментальной работы проводились сравнительный анализ, обобщение и систематизация полученных данных.

Четвертый этап (2004-2005 гг.) - сравнение и анализ данных, полученных в ходе изучения состояния художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ в процессе констатирующей части диссертационного исследования (19992001 гг.) и результатов обучения учащихся экспериментальной группы в период формирующего эксперимента; формулирование выводов, оформление диссертации к защите.

Научная новизна заключается в следующем:

• Уточнено понятие «художественно-творческая фортепианная техника», которое рассматривается как синтез взаимообуславливающих и взаимодополняющих компонентов (индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности исполнителя, специальных умений и навыков, исполнительских способов и приемов, средств музыкальной выразительности), направленных на создание художественных образов музыкальных произведений и воплощение их в процессе исполнения.

• Определено, что наиболее эффективное формирование исполнительских умений, навыков, способов и приемов осуществляется в процессе творческого поиска и создания художественного образа музыкального произведения.

• Определены показатели художественно-творческой фортепианной техники: образно-смысловое наполнение исполнения; эмоциональность, отношение к исполнению; владение основными способами звукоизвлечения; звукотворческая техника; мелкая техника; исполнение двойных нот; крупная техника; педализация; физиологическое состояния аппарата во время исполнения.

• Выделены ассоциации, синтез которых непосредственно или опосредованно влияет на формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ: зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, слухо-тактильные.

• Разработана методика формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ, основанная на использовании в учебно-воспитательном процессе синтеза ассоциаций, возникающих посредством применения цветовых графических изображений.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

• Дан анализ эволюции методики преподавания игры на фортепиано с позиции единства решения художественных и технических исполнительских задач в практике обучения.

• Определены сущность и содержание художественно-творческой фортепианной техники.

• Теоретически обоснован комплексно-индивидуальный подход к проблеме формирования художественно-творческой техники учащихся класса фортепиано ДМШ, в рамках которого принципы обучения музыкантов обобщены в единую систему, где формирование техники пианиста в общепринятом смысле идет в неразрывной связи с развитием его творческого потенциала, с накоплением внутреннего чувственно-эмоционального опыта личности учащегося.

Практическая значимость исследования:

• Разработана и экспериментально апробирована методика формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся младших классов ДМШ.

• Результаты исследования внедрены в учебный процесс ДШИ Г.Александрова Владимирской обл. и ДШИ г. Химки Московской обл., центр образования № 686 «Класс-центр» г. Москвы.

• Выводы исследования, охватывающие основополагающие закономерности технического развития исполнительских возможностей пианиста, призваны создать предпосылки для дальнейшего изучения музыкально-исполнительского процесса.

• Результаты и выводы исследования могут быть использованы при чтении лекций по методике обучения игре на фортепиано, повышении квалификации преподавателей ДМШ, а также могут быть внедрены в практику музыкального обучения и воспитания учащихся ДМШ.

Положения, выносимые на защиту;

1. Художественно-творческая фортепианная техника представляет собой синтез взаимообуславливающих и взаимодополняющих компонентов (индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности исполнителя, специальных умений и навыков, исполнительских способов и приемов, средств музыкальной выразительности), направленных на создание художественных образов музыкальных произведений и воплощение их в процессе исполнения.

1. Исполнительские умения, навыки, способы и приемы предполагают синтез способов звукоизвлечения, звукотворческой техники, мелкой техники, крупной техники, двойных нот, скачков, педализации - которые, варьируясь посредством воздействия индивидуальных особенностей личности, направлены на творческий поиск и создание художественного образа музыкального произведения.

2. Показателями художественно-творческой фортепианной техники являются: образно-смысловое наполнение исполнения; эмоциональность, отношение к исполнению; владение основными способами звукоизвлечения; звукотворческая техника; мелкая техника; исполнение двойных нот; крупная техника; педализация; физиологическое состояния аппарата во время исполнения.

3. Видами ассоциаций, непосредственно или опосредованно влияющих на формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ, являются: зрительно-слуховые, зрительно-тактильные и слухо-тактильные.

4. Включение в методику обучения игре на фортепиано в начальный период обучения синтеза ассоциаций, возникающих на основе цветовых графических изображений, способствует эффективности процесса формирования художественно-творческой техники у учащихся

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

• методологической обоснованностью исходных понятий;

• применением методов исследования, адекватных задачам исследования;

• продолжительностью проведения педагогического эксперимента;

• сопоставлением результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, с итогами констатирующей части исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе непосредственной многолетней работы автора в /ДЛИ в должности преподавателя по классу специального фортепиано, в выступлениях автора на научно-практических конференциях 1998-2005 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств, а также в публикациях тезисов и статей в научных сборниках.

Структура диссертации обусловлена поставленной целью исследования и определенными в соответствии с ней задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что проблема ® формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ действительно актуальна. В современных условиях необходим поиск новых методов обучения игре на фортепиано, которые будут способствовать целостному развитию личности пианиста, удовлетворяя его потребности в процессе творческого поиска по созданию художественных образов музыкальных произведений и их воплощению в музыкально-исполнительской деятельности.

В процессе исследования были решены все поставленные задачи, что позволило сделать следующие выводы: ^ 1. В XVI - XVII столетиях технике уделялось внимание лишь как неотъемлемой составляющей совершенного исполнения. XVIII век явился значительным шагом к совершенствованию игрового аппарата инструменталиста - прогрессивно мыслящими педагогами были предприняты попытки описания методик формирования и развития техники клавириста. Такие теоретико-методические установки, как необходимость игры гамм и упражнений, некоторые аппликатурные принципы, заложение основ кантабильности звукоизвлечения и основополагающее значение начального периода обучения исполнительству, являвшиеся прогрессивными для того времени, не • утратили своей актуальности и по сей день.

Отношение пианистов к решению проблемы формирования художественно-творческой фортепианной техники было неоднозначным. Для «традиционной» или так называемой «старой фортепианной школы» характерным является отторжение художественных задач на второй план, которое наносило существенный удар по творческому воспитанию пианиста и выражалось в акцентированном внимании к проблеме овладения механикой игры. В результате применения ортодоксальных методов обучения нарушался принцип единства художественного и технического развития инструменталиста. В результате своих исканий «старая школа», отказавшись от планомерного художественного воспитания, не смогла решить и двигательно-технических проблем.

Несмотря на то, что анатомо-физиологическое направление в фортепианной педагогике положило начало теоретическому осмыслению процесса технического совершенствования инструменталиста, по сравнению с установками традиционной школы ничего нового в решение проблемы формирования исполнительской техники внесено не было, так основной заботой представителей данной педагогической традиции были двигательно-технические проблемы, а художественные и технические задачи решались по-прежнему обособленно.

Впервые в истории пианизма принцип художественного развития был утвержден в качестве ведущего представителями психотехнической школы. Вместе с тем, теоретики данного направления фортепианной школы не создали методически завершенной системы работы над техникой так как приверженцев указанной школы волновало, прежде всего, содержание произведения, постижение его идей, а не поиск рациональных исполнительских приемов. По данной причине в массовом обучении нарушался принцип единства технического и художественного развития личности пианиста.

Принципиальным отличием психофизической школы от предыдущих фортепианно-педагогических направлений является ее опора на методологический фундамент. В рамках данного направления и был сформулирован принцип единства технического и художественного развития музыканта.

2. Художественно-творческая фортепианная техника - это синтез взаимообуславливающих и взаимодополняющих компонентов — индивидуально-психологических особенностей и физиологических особенностей личности исполнителя, специальных умений и навыков, исполнительских способов и приемов, средств музыкальной выразительности - направленных на создание художественных образов музыкальных произведений и воплощение их процессе исполнения.

3. Сущность художественно-творческой фортепианной техники заключается в достижении оптимально профессионального, высокохудожественного исполнения музыкальных произведений различных стилей и направлений, что влечет за собой незыблемость культурных ценностей, унаследованных человечеством в процессе эволюционирования, тем самым, приобщая молодое поколение к музыкальному искусству, воспитывая эстетические и нравственные качества личности.

Содержание художественно-творческой фортепианной техники определяется как объединение способов звукоизвлечения, звукотворческой техники, мелкой техники, крупной техники, двойных нот, скачков, педализации - которые, варьируясь посредством воздействия индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности, направлены на творческий поиск и создание художественного образа музыкального произведения.

4. Теоретические основы формирования художественно-творческой техники у учащихся младших классов ДМШ заключаются в сущности и содержании уточненного понятия, проектировочно-конструктивной деятельности музыканта-педагога, комплексно-индивидуальном подходе к решению проблемы.

Проектировочно-конструктивная деятельность педагога-музыканта является основой организации учебно-воспитательного процесса в условиях ДМШ (в рамках которого происходит формирование художественно-творческой техники юных пианистов), и не только требует от преподавателя организаторских способностей, но и обязывает его к психолого-педагогическому изучению личности учащегося.

Деятельность педагога-музыканта в условиях учебного процесса в классе фортепиано детской школы искусств представляет собой сложный процесс, который предполагает наличие у преподавателя не только знаний по методике преподавания игры на музыкальном инструменте, но предъявляет ему серьезные требования по оперированию информацией в области музыкознания, истории и теории исполнительства, педагогики и, что особенно важно - психологии.

С точки зрения планирования и организации учебного процесса по формированию у учащегося художественно-творческой фортепианной техники особо важное значение имеет изучение преподавателем психолого-педагогического аспекта, который является основополагающим в исполнительской деятельности пианиста. Грамотный, профессиональный анализ результатов изучения индивидуальных особенностей личности ученика и разработка на его основе прогноза и программы педагогической работы являются залогом оптимизации проектировочно-конструктивной деятельности педагога-музыканта, которая, являясь основой организации учебно-воспитательного процесса в целом, способствует эффективности формирования художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ.

Комплексно-индивидуальный подход к обучению синтезирует в себе два подхода к реализации учебно-педагогического процесса -комплексный и индивидуальный - и подразумевает единство целей, задач, содержания и методов обучения, а также планомерное воздействие на все сферы деятельности учащегося - интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую - с учетом индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности учащегося, его музыкальных и творческих способностей.

Содержанием комплексно-индивидуального подхода к формированию художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ являются также направленность на целостное развитие музыканта; развитие творческих способностей ученика; воспитание инициативы и самостоятельности маленького пианиста; единство технического и художественного развития; использование в учебно-воспитательном процессе межпредметных связей; использование синтеза зрительно-слуховых, зрительно-тактильных и слухо-тактильных ассоциаций; связь теории с практикой, использование полифункциональности учебно-исполнительского репертуара.

5. Показатели художественно-творческой фортепианной техники (образно-смысловое наполнение исполнения; эмоциональность, отношение к исполнению; владение основными способами звукоизвлечения; звукотворческая техника; мелкая техника; исполнение двойных нот; крупная техника; педализация; физиологическое состояния аппарата во время исполнения) определены с учетом возрастных особенностей контингента учащихся младших классов и требований учебной программы по специальности «фортепиано» для детских музыкальных школ, что позволило разработать критерии ее оценки для учащихся младших классов ДМШ основой для которых послужили: отношение к исполняемому произведению, его прочувствованность; характеристики извлекаемого звука; владение исполнительским приемом, его соответствие характеру произведения; выражение результата действия в звучании; ощущение в кончиках пальцев, контакт с клавиатурой; наличие мышечных зажимов и неудобств в осуществлении музыкально-исполнительских действий.

6. Анализ результатов наблюдения музьжально-исполнительской деятельности учащихся младших классов специальности «фортепиано» в детских школах искусств показал, что в последнее время достаточно распространенным явлением стали учащиеся с плохо развитыми художественно-техническими навыками владения музыкальным инструментом, с ограниченным музыкальным кругозором, не способные глубоко прочувствованно и художественно убедительно исполнять музыкальные произведения.

Среди основных недостатков, ярко проявляющихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности у учащихся младших классов ДМШ, выделены: плохой контакт с клавиатурой, недостаточное ощущение кончиков пальцев, дна клавиатуры, в звуке нет опоры; плохое звуковедение, динамически неровный звук, неясная фразировка, тембровое однообразие; при исполнении двойных нот клавиши отвечают не одновременно; в аккордах нет согласованности пальцев, звуки «квакают» либо «пропадают», отсутствует «опора»; исполнение различных двигательных формул характеризуется ритмическими неровностями, зависимостью пальцев, дискомфортом при осуществлении музыкально-исполнительских движений; несоответствие характера исполнительских движений и приемов желаемому результату; отсутствие ощущения удобства исполнительских движений, мышечные зажимы; педаль используется чрезвычайно редко и выполняет только связующую функцию, также недостаточен слуховой контроль, неточная, «грязная» педализация; недостаточная осмысленная прочувствованность музыкально-образной стороны исполнения, ярко проявляющаяся «наученность».

Указанные недостатки в формировании художественно-творческой фортепианной техники, выявленные на первом году обучения, как правило, в основном сохраняются и в последующие годы (2-3 гг. обучения) и лишь незначительно устраняются, что объясняется часто встречающейся недооценкой многими педагогами развития художественно-творческого аспекта фортепианной техники учащихся младших классов ДМШ, их творческой активности и самостоятельности, в результате чего проблема целенаправленного формирования исполнительской техники пианиста не всегда является центром педагогического воздействия.

7. Наиболее эффективное формирование исполнительских умений, навыков, способов и приемов осуществляется в процессе творческого поиска и создания художественного образа музыкального произведения. Выделены виды ассоциаций, непосредственно или опосредованно влияющих на формирование художественно-творческой фортепианной техники у учащихся ДМШ: зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, слухо-тактильные. В реализации творческого поиска по созданию художественного образа музыкального произведения указанные виды ассоциаций взаимообуславливают, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, что дает основание говорить о их синтезе. Среди прочих хотелось бы особо подчеркнуть значение зрительно-слуховых ассоциаций для реализации учебно-исполнительского процесса в классе фортепиано в начальный период обучения игре на музыкальном инструменте.

8. Сравнительный анализ динамики состояния художественно-творческой фортепианной техники у учащихся контрольной и экспериментальной групп в процессе экспериментальной апробации разработанной в процессе исследования методики, направленной на устранение у учащихся младших классов ДМШ основных недостатков художественно-творческой техники, выявленных в ходе констатирующей части исследования, доказал эффективность разработанной методики, что позволило сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе ДМШ синтеза зрительно-слуховых, зрительно-тактильных и с лухо-тактильных ассоциаций, возникающих посредством применения цветовых графических изображений, является целесообразным и весьма продуктивным, так как способствует формированию художественно-творческой фортепианной техники.

Основными результатами использования синтеза ассоциаций в практике формирования художественно-творческой фортепианной техники, ярко проявляющимися в процессе музыкально-исполнительской деятельности учащихся экспериментальной группы, к концу третьего года обучения явились: достаточно осмысленное исполнение, соответствующее характеру и стилю музыкального произведения; прочувствованное отношение к музыкальной ткани; плотность, опертость, уверенность в звучании, хорошее ощущение кончиков пальцев; ровное, прочувствованное звуковедение, выразительная интонация, осмысленная фразировка; некоторые учащиеся продемонстрировали навыки владения тембровыми возможностями инструмента; достаточно свободное и удачное исполнение различных технических формул; при исполнении музыкального произведение учащиеся в основном свободно «общаются» с инструментом и лишь некоторые испытывают дискомфорт при осуществлении исполнительского акта.

Достоверность результатов педагогического эксперимента обеспечивается его продолжительностью и сравнительным анализом с данными, полученными в процессе констатирующей части исследования.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.

Однако следует отметить, что на этом не завершается изучение проблемы формирования художественно-творческой фортепианной техники. Не до конца изучены вопросы влияния индивидуальных особенностей познавательных процессов на характер осуществления музыкально-исполнительской деятельности, требует обновления и методика обучения учащихся средних и старших классов ДМШ.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пазовникова, Мария Владимировна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990 183с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990-188с.

3. Авратинер В.И. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике // Сб. трудов ин-та им. Гнесиных. М., 1969.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. 174 с.

5. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топика, 1994. -698 с.

6. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. -М.: Высшая школа, 1986. 128 с.

7. Аллахвердов В.м. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во ДНК, 2001. -200 с.

8. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев: Музична Украина, 1974. - 163 с.

9. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. I. М.: 1962.

10. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. II. М.: 1967.

11. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986.-238 с.

12. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: Учебн. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. - 334 с.

13. Алякринский Б.С. О талантах и способностях: очерки о самовоспитании. М., 1975. - 320 с.

14. Амонашвили Ш.А. Личность гуманная основа педагогического процесса. - Мн., 1990. - 560 с.15