Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Абрамова, Татьяна Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Белгород
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Абрамова, Татьяна Валерьевна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

1.1. Проблема формирования профессионально-педагогической культуры в современной философии, психологии и педагогике.

1.2. Структура и содержание профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы.

1.3. Критерии и уровни сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы.

1.4. Анализ сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателей детских музыкальных школ.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

2.1. Моделирование процесса развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы.

2.2. Педагогические условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы.

2.3.Технология развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы в процессе музыкально-педагогической деятельности.

2.4. Динамика развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы"

В системе дополнительного образования происходят существенные изменения в содержании, формах и методах обучения и воспитания детей, в финансировании и развитии материальной базы. Детские музыкальные школы являются типовым образовательным учреждением данной системы, основное предназначение которого - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Но совершенно очевидно, что успех всех этих преобразований определяется характером личности и деятельности преподавателей.

В этой связи, особую актуальность приобретает сегодня проблема повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы /ДМШ/ как меры и способа реализации сущностных, личностных сил в профессиональной деятельности. От личностной профессиональной позиции педагога-музыканта во многом зависит процесс введения детей в мир музыки, приобщения к искусству, воспитания эстетических чувстэ и расширение их духовной сферы. Именно поэтому современная педагогика свое внимание сосредотачивает на развитии профессионально-педагогической культуры специалиста-музыканта и в первую очередь таких его качеств, как высокий нравственный и эстетический облик, широкая профессиональная эрудиция, готовность к творческой самореализации.

Теоретико-методологическая основа подготовки учиетля, преподавателя заложена в трудах О.А.Абдуллиной, Е.В.Белозерцева, В.И.Загвязинского, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.Н.Малюкова, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, Е.Н.Шиянова и др. Выполнен ряд исследований, раскрывающих профессионально-личностные качества и характеристики учителя / А.А.Вербицкий, С.Б.Елканов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, JI.C. Подымова, Е.И.Рогов, А.И.Уман, Н.Е.Щуркова и др./ Специалисты изучают истоки, функции и условия педагогического поиска, разрабатывают пути и методы стимулирования и развития творческих способностей и качеств личности у педагогов, ищут способы реализации их сущностных сил.

Общая феноменология профессионально-педагогической культуры и ее составных частей представлена в работах А.В.Барабанщикова, Е.В.Бондаревской, М.Я.Виленского, М.С.Жирова, И.Ф.Исаева, М.М.Левиной, М.И.Ситниковой, В.А.Сластенина, Н.М.Фатьяновой, Н.Л.Шеховской и др.

В музыкально-педагогической теории и практике необходимость развития профессиональной позиции, педагогической культуры педагогов-музыкантов отмечалось неоднократно: в связи с осуществлением ими своих профессиональных функций в общеобразовательной школе /О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова и др./; при рассмотрении специфического содержания различных аспектов его образовательной подготовки - методологической /Э.Б.Абдуллин/, художественно-исполнительской /В.И. Муцмахер, Г.М.Цыпин и др./, музыкально-теоретической /М.И.Ройтерштейн/, методической /P.P. Джердималиева, Т.М.Шевченко/ и т.д. Данным проблемам посвящено большое количество трудов и выступлений в периодической печати известных музыкантов и педагогов: А.Д.Алексеева, Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Н.Я.Брюсовой, А.Б.Гольденвейзера, Д.Б.Кабалевского, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, С.И.Савшинского и др.

Последние годы отмечены появлением диссертационных исследований, посвященных различным проблемам профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Суммируя их, можно утверждать, что абсолютное большинство работ рассматривает проблемы в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса учебных заведений, готовящих учителей музыки для общеобразовательной школы /Л.Г.Арчажникова, З.И.Гладких, Н.А.Желищикова, Л.А.Исаева, С.Х.Костанян, З.Ш.Магомедова, Т.Ф.Рязанова, П.З.Феттер и др./. Вопросам образования, повышения уровня профессионального мастерства преподавателей ДМШ после окончания учебных заведений в процессе практической деятельности посвящено крайне ограниченное количество исследований /Б.Л.Березовский, В.Г.Шварев/. При этом данные работы сосредоточены в основном на разработке форм и методов, обеспечивающих развитие определенных творческих качеств личности или умений в том или ином конкретном компоненте профессиональной деятельности педагога-музыканта.

В подавляющем большинстве теоретических работ, посвященных начальному музыкальному образованию и воспитанию, разрабатываются узко методические проблемы и задачи, связанные, прежде всего, с технологией обучения игре на каком-либо инструменте или подготовки учащихся ДМШ к будущей профессиональной музыкальной деятельности. Интенсивно развивающаяся сеть ДМШ в 60-70 гг нуждалась в соответствующих профессиональных кадрах. Это обусловило в начальном музыкальном образовании парадигму ранней профессионализации, понимаемой большинством педагогов ДМШ, как освоение технологии игры на каком-либо музыкальном инструменте. Такая педагогическая стратегия, базирующаяся на формировании, прежде всего, исполнительской техники учащегося, недостаточно развивает, как показывает опыт, художественное мышление, тем самым, ограничивая полноценное творческое развитие личности. На имеющийся технологический перекос и необходимость выработки новых подходов в начальном музыкальном образовании в разное время указывали известные педагоги-музыканты Е.Б.Лисянская, В.П.Середа, Г.И.Шатковский и др. Этой же проблематике в контексте развивающего обучения были посвящены публикации Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, В.В.Давыдова. Появление искусствоведческих исследований М.М.Берлянчика, В.В.Медушевского, Е.Н.Назайкинского, А.Н.Якупова, в которых фундаментально рассматривается феномен музыкального искусства и его влияние на формирование духовного мира человека, также актуализирует поиск более эффективных методов работы с подрастающим поколением.

Становится очевидным, что проблема развития творческого потенциала преподавателей является одной из актуальных для всей системы дополнительного образования. Однако, несмотря на признание прерогативности данной задачи, ее реализация в сфере музыкальной педагогики осуществляется медленно. До сих пор отсутствуют комплексные специальные научно-теоретические и методические исследования, посвященные сущности и структуре профессиональной культуры как интегрального качества личности педагога-музыканта; знания об оптимальных условиях развития личностно-профессиональных качеств специалистов.

Эта ситуация привела к возникновению ряда противоречий между: достаточно высоким уровнем развития педагогической науки и педагогического опыта в области художественно-музыкального образования и их востребованностью в деятельности преподавателя ДМШ развитием инновационных процессов в постдипломном профессиональном образовании и их недостаточным внедрением в систему повышения квалификации преподавателей ДМШ

Разрешение этих противоречий позволяет ответить на следующие вопросы: какой должна быть психолого-педагогическая подготовка преподавателя ДМШ, каковы возможности системы повышения квалификации в развитии профессионально-педагогической культуры, каковы педагогические условия ее становления и развития.

Таким образом, проблема развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ не являлась до настоящего времени объектом специального исследования в области музыкальной педагогики. Не изучена структура профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ, нет достаточных данных об особенностях работы педагога-музыканта в зависимости от его квалификации, стажа, уровня педагогического мастерства. Не выяснено, какие стороны мышления и деятельности преподавателя музыкальной школы интегрирует в себе профессиональная культура как личностное образование, и при каких педагогических условиях процесс развития данного феномена происходит наиболее эффективно. Следовательно, все вышеперечисленные положения акцентируют необходимость специального внимания к проблеме развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ и обуславливают актуальность данного исследования.

Проблема развития профессионально-педагогической культуры преподавателя музыкальной школы обусловила выбор темы диссертации, а также определила логику и направленность процесса исследования.

Объектом исследования выступает профессионально-педагогическая подготовка преподавателя системы дополнительного образования в постдипломный период

Предмет исследования - процесс развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы.

Цель - исследование сущности и содержания феномена «профессионально-педагогическая культура преподавателя ДМШ», обоснование, разработка и экспериментальная проверка программы развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ в соответствии с выявленными особенностями.

В качестве гипотезы исследования были выдвинуты предположения о том, что:

1. Процесс развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы обусловлен социально-педагогическими особенностями профессиональной деятельности, отражающими стаж и образование педагогов, а так же социально-педагогическую инфраструктуру музыкальных школ.

2. Данный процесс будет эффективным при реализации интрообъективных /социально-заданных/ и интросубъективных /внутренне обусловленных/ педагогических условий: инновационная направленность преподавателя ДМШ на освоение и внедрение вариативных и продуктивных музыкально-педагогических новшеств; импликация музыкальной, психологической и педагогической профессиональной деятельности преподавателей ДМШ; использование полифункциональных форм работы в системе внутришкольного развития профессионально-педагогической культуры; формирование положительной Я-концепции педагога; развитие рефлексивной и идентификационной позиции преподавателей ДМШ; интенция процесса развития профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ в саморазвитие

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть особенности структуры и содержания профессиональнопедагогической культуры применительно к деятельности преподавателя ДМШ.

2. Изучить современное состояние сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ.

3. Разработать организационно-управленческую модель, позволяющую выстроить на основе целостного подхода последовательную блочную систему повышения квалификации преподавателя ДМШ.

4. Выявить педагогические условия эффективности развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ.

5. На основе полученных результатов исследования разработать методические рекомендации по совершенствованию профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ.

Методологическую основу исследования составляют идеи и положения философии и психологии о творческой природе человеческой деятельности, о связи социальных обстоятельств и деятельности личности в их взаимном влиянии; положения педагогической и музыкальной психологии о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности; выводы общей и музыкальной педагогики о значении и путях развития творческого потенциала специалистов, активности самой личности в процессе развития.

Теоретическим основанием исследования послужили фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения: идеи деятельностного подхода /К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.П.Буева, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др./; теории культуры /А.И.Арнольдов, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов/, теории педагогической культурологии /А.В.Барабанщиков, И.Ф.Исаев, Е.В.Бондаревская, /, теории моделирования профиля специалиста /Е.П.Белозерцев, В.А.Сластенин /; идеи гуманистической педагогики /А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шиянов/; идеи диалога культур как содержательной и технологической сущности образования и воспитания / В.С.Библер, В.В.Давыдов/; положения об индивидуальности и ее развитии и деятельности /В.Г.Ананьев, Е.А.Климов, Н.Е. Мажар,

Л.Н.Макарова, А.Б.Орлов, Б.М.Теплов/; о педагогическом творчестве

В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин/; о педагогических технологиях /В.П.Беспалько, В.И.Боголюбов, И.Ф.Исаев, А.И.Уман/; идеи и теории развития музыкальных способностей /А.Л.Готсдинер, А.Н.Малюков, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др./; концепции профессиональной подготовки учителя музыки /Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Малюков А.Н., Суслова Т.Д. и др./; теоретические воззрения и методические принципы ведущих российских педагогов-музыкантов и исполнителей /Л.А.Баренбойм, А.В.Гольденвейзер, Д.Б.Кабалевский, Г.Г.Нейгауз и др./

При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической музыкально-педагогической литературы, обобщение и анализ музыкально-педагогического опыта в области детской музыкальной педагогики, методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, опрос /анкетирование, интервьюирование, собеседование/, диагностические методы / тестирование, рейтинг-оценивание, самооценивание/, анализ продуктов музыкально-педагогической деятельности /документация ДМШ, индивидуально-воспитательные планы учащихся, конспекты, методические рефераты, протоколы педагогических советов, журналы, дневники/, педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, ретроспективный анализ деятельности автора в качестве преподавателя фортепиано и заведующей фортепианным отделением ДМШ

Опытно-экспериментальной базой исследования были детская школа искусств п.Майский, детская музыкальная школа п.Строитель, детская музыкальная школа № 3 г. Старый Оскол, детская музыкальная школа № 4 г. Белгорода. Экспериментом было охвачено 412 преподавателей городских, районных и сельских ДМШ Белгородской области, а также на разных этапах работы приняли участие 175 учащихся музыкальных школ разных возрастных групп. Организация и этапы исследования:

Научно-исследовательская работа по избранной проблеме протекала в период с 1995г по 2000г и включала в себя четыре этапа:

- предварительный и начальный этапы /1995-1997гг/- был проведен анализ философской, психологической, музыкально-педагогической литературы, изучена сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ; разработаны теоретические основы, методический аппарат исследования, подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза, осуществлен констатирующий эксперимент.

Анализ результатов первых двух этапов педагогического эксперимента позволил выявить наиболее актуальные направления исследования и сконцентрировать внимание на разработке проблем для перехода к основному и заключительному этапам /1997-2000 гг/. На этих этапах разрабатывались пути и условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ; проводился формирующий эксперимент, обосновывались теоретические положения, проверялась гипотеза исследования, апробировались технологии развития профессионально-педагогической культуры. Был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, осуществлялась корректировка экспериментальной методики, выработка научно-практических рекомендаций и научно-литературное изложение.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в следующем:

- Выявлены особенности структуры и содержания профессионально-педагогической культуры, обусловленные спецификой музыкально-педагогической деятельности преподавателя ДМШ

Разработана организационно-управленческая модель процесса развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ

Выявлены педагогические условия, способствующие успешному процессу развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ

- Разработана экспериментальная программа и обоснованы инструментальные средства ее поэтапной реализации в условиях ДМШ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его результаты создают необходимую основу для разработки целостной системы непрерывного развития профессионально-педагогической культуры педагога системы дополнительного образования, а также могут составить специальный раздел музыкальной педагогики, посвященный проблемам повышения уровня профессионального мастерства преподавателей ДМШ. Результаты исследования позволяют конкретизировать некоторые задачи общей и специальной подготовки преподавателей ДМШ в учебных заведениях. Разработка программы, методики организации занятий, теоретических проблемных семинаров делают возможным использование результатов исследования, как в детских музыкальных школах, так и в практике других учреждений дополнительного образования.

Достоверность полученных результатов в ходе исследования обеспечивается их соответствием исходным методологическим основаниям, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; возможностью распространения опыта экспериментальной работы; личным участием автора в разработке и проведении экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

Процесс развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ в значительной мере определяется двумя группами особенностей: процессуально-содержательные, отражающие особенности наполнения аксиологического, технологического и личностно-творческого содержания компонентов профессионально-педагогической культуры, и социально-педагогические, включающие в себя особенности стажа педагогической деятельности, базового образования, социальной инфраструктуры ДМШ.

- Построение и реализация организационно-управленческой модели процесса развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ, включающая в себя компонентный, содержательный, процессуальный и самообразовательный блоки способствует процессу восхождения преподавателей ДМШ к наивысшей полноте профессионально-педагогической культуры.

-Эффективность развития профессионально-педагогической культуры обеспечивается использованием комплексной экспериментальной программы, обоснованной совокупностью интрообъективных и интросубъективных педагогических условий:

• инновационная направленность преподавателя ДМШ на освоение и внедрение вариативных и продуктивных музыкально-педагогических новшеств;

• импликация музыкальной, психологической и педагогической профессиональной деятельности преподавателей ДМШ;

• использование полифункциональных форм работы в системе внутришколь-ного развития профессионально-педагогической культуры;

• формирование положительной Я-концепции педагога;

• развитие рефлексивной и идентификационной позиции преподавателей ДМШ;

• интенция процесса развития профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ в саморазвитие

- Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ основывается на личностно ориентированных технологиях, обеспечивающих творческую самореализацию личности в музыкально-педагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования и основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях «Пути и средства музыкально-эстетического воспитания детей» /Белгород, 1997 г./, «Социальные и педагогические технологии в системе образования» /Белгород, 1998 г /, «Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры» /Белгород, 1999 г./, «Проблемы образования на рубеже веков. Педагогика Рудольфа Штайнера» /Москва, 1999 г./ Материалы диссертационного исследования были представлены в коллективной монографии «Культурологический подход в теории и практике педагогического образования» под редакцией профессора Исаева И.Ф. /Белгород, 1999 г./

Проблемы, раскрываемые в диссертации, обсуждались на педагогических конференциях музыкальных школ Белгородской области в 1998-2000 учебных годах, на областной педагогической конференции Управления культуры администрации Белгородской области, а также на аспирантском семинаре кафедры педагогики

Материалы исследования используются в практической работе Областного методического отдела при Управлении культуры администрации Белгородской области, в организации учебно-воспитательного процесса в ДМШ Белгородской области, в работе по повышению квалификации преподавателей.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по второй главе диссертационного исследования:

Проведенная опытно-экспериментальная работа по развитию профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы позволила сделать следующие выводы:

1. Носителями профессионально-педагогической культуры являются преподаватели, следовательно, процесс ее развития - социальное явление, которое мы рассматриваем как единую систему, включающую в себя различные блоки, компоненты и элементы образования, воспитания, обучения и собственно развития, составляющие основу разработанной организационно-управленческой модели.

2. Анализ педагогических основ организации музыкально-педагогического процесса и уровней сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ Белгородской области позволил выявить две группы педагогических условий:

Интрообъективные:

• импликация музыкальной, психологической и педагогической профессиональной деятельности преподавателей ДМШ;

• инновационная направленность преподавателя ДМШ на освоение и внедрение вариативных и продуктивных музыкально-педагогических новшеств;

• использование полифункциональных форм работы в системе внутришколь-ного развития профессионально-педагогической культуры;

Интросубъективные:

• формирование положительной Я-концепции педагога;

• развитие рефлексивной и идентификационной позиции преподавателей ДМШ;

• перевод процесса развития ППК в саморазвитие

3. Цель экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности педагогических условий, обеспечивающих развитие профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ; а также в апробировании системы развития профессионально-педагогической культуры через комплекс методов и средств, которые оказывали бы целенаправленное влияние на формирование и развитие профессионально направленных мотиваций и ценностных ориентаций; в преобразовании и совершенствовании качеств и свойств, интересов и устремлений личности педагога ДМШ.

Наша экспериментальная работа подтвердила, что сформулированные нами ранее педагогические условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ и разработанная экспериментальная программа являются действенными и могут эффективно влиять на уровень сформированности профессионально-педагогической культуры педагогов-музыкантов.

4. Анализ данных по определению динамики уровней сформированности профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ доказывает, что в результате проведения экспериментальной работы наблюдается повышение уровней сформированности данного феномена.

Следовательно, основная гипотеза нашего исследования верна, предполагаемые нами психолого-педагогические условия, при которых будет происходить рост профессионально-педагогической культуры также правильны, и программа, ориентированная на развитие личностной профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ, включающая в себя различные формы и методы, эффективна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме развития профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы в современных условиях.

В ходе изучения и анализа литературы по проблеме нашего исследования, теоретической и опытно-экспериментальной работы, выполненной нами, были сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная компетентность и общая культура современного педагога-музыканта основывается на культурологических, искусствоведческих и психолого-педагогических знаниях, их специфической интеграции и интерпретации. Специфика заключается в том, что данные области знаний должны быть максимально приближены к особенностям профессии педагога-музыканта и направлены на современное осмысление задач преподавания музыкального искусства. Музыка как предмет имеет в своей основе особый художественный опыт человечества, заключающийся в индивидуально-творческом отображении и познании действительности, в чувственном постижении высших ценностей человеческого бытия, мировоззрения, духа исторической эпохи, народа, художественной школы, творчества отдельного художника.

2. Анализ научной литературы показал, что на данный момент изучены профессионально-педагогическая культура преподавателей ВУЗа, колледжа, учителя общеобразовательной школы, но в то же время проблема развития профессионально-педагогической культуры преподавателя системы дополнительного образования и конкретно преподавателя детской музыкальной школы /ДМШ/ остается не исследованной. Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура преподавателя ДМШ как социально-педагогическое явление должна рассматриваться как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах музыкально-педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, создание и развитие музыкально-педагогических ценностей, технологий и способностей личности.

3. Профессионально-педагогическая культура преподавателя ДМШ есть сложная и многокомпонентная система. Для наглядного представления ее строения, содержания, критериев и показателей, необходимых педагогических условий, а также динамики развития в итоге опытно-экспериментальной работы, нами предлагается структурно-логическая модель реализации процесса развития профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ. /приложение 27/. Из нее видно, что содержание изучаемого нами феномена проявляется через диалектическое единство аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.

4. Изучение литературы, анализ документов, данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что особенности, влияющие на процесс развития профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта на данном этапе представлены двумя группами: процессуально-содержательные, отражающие содержание наполняемости компонентов феномена профессионально-педагогической культуры и социально-педагогические, включающие в себя: социально-инфраструктурные характеристики музыкальных школ / то есть местонахождение, профиль и тип учебного заведения/, стаж музыкально-педагогической деятельности преподавателя и его базовое образование.

5. Для определения количественной оценки, показывающей степень сформированности уровней профессионально-педагогической культуры, мы использовали систему критериев, разработанную И.Ф. Исаевым. Таковыми явились: ценностное отношение к музыкальной культуре и музыкально-педагогической деятельности, технолого-педагогическая готовность, творческая активность преподавателя ДМШ, степень развития музыкально-педагогического мышления, стремление к педагогическому самосовершенствованию.

6. Констатирующий эксперимент проводился в 21 музыкальной школе Белгородской области. В эксперименте участвовало 412 преподавателей. В результате определения уровней сформированности профессионально-педагогической культуры у преподавателей ДМШ выяснилось, что основная часть педагогов-музыкантов находится на среднем уровне достаточной сформированности с элементами творчества - 46%, треть преподавателей -36% - находятся на высоком уровне творческого владения профессионально-педагогической культурой, однако 18% имеют низкий уровень профессионально-педагогической культуры.

7. В ходе теоретического анализа и проведенного исследования нами была разработана организационно-управленческая модель развития профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ, включающая в себя 4 блока: компонентный, содержательный, организационный, и личностно-индивидуальный блок педагога-музыканта на основе самообразования, самовоспитания, самосовершенствования как базовой основы всей модели.

8. С помощью метода корреляции и анализа опытно-экспериментальной работы были выявлены совокупность интрообъективных и интросубъективных педагогических условий, способствующих развитию профессионально-педагогической культуры преподавателя ДМШ:

• импликация музыкальной, психологической и педагогической профессиональной деятельности преподавателей ДМШ;

• инновационная направленность преподавателя ДМШ на освоение и внедрение вариативных и продуктивных музыкально-педагогических новшеств;

• использование полифункциональных форм работы в системе внутришколь-ного развития профессионально-педагогической культуры;

• формирование положительной Я-концепции педагога;

• развитие рефлексивной и идентификационной позиции преподавателей ДМШ;

• перевод процесса развития ППК в саморазвитие

9. В процессе исследовательской работы на основе построенной модели был выработан план проведения и инструментарий формирующего эксперимента, состоящего из двух основных ступеней: 1-предварительный и начальный этапы, 2- основной и заключительный этапы. В ходе опытноэкспериментальной работы была реализована программа по развитию профессионально-педагогической культуры у преподавателей экспериментальных ДМШ Белгородской области, предусматривавшая психолого-педагогическую подготовку, методико-практическую и самообразование. 10. Обработка данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы на основе анкетного опроса и экспертных оценок, позволили проследить динамику процесса развития профессионально-педагогической культуры у педагогов-музыкантов. Так уровни сформированности профессионально-педагогической культуры в итоге экспериментального исследования изменились следующим образом: уровень творческого владения ППК составил 38% /прирост 2%/; уровень достаточной сформированности с элементами творчества составил 50%, то есть наблюдается прирост 4%; уровень профессиональной адаптации снизился на 6% и равен 12%. Таким образом, реализация экспериментальной программы развития профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ подтвердила выдвинутую нами гипотезу.

Мы не претендуем на окончательное и полнообъемное решение выдвинутой проблемы, но констатируем, что наше исследование продвинуло изучение данного вопроса. Требуется дальнейшее углубленное исследование и изучение профессионально-педагогической культуры преподавателей ДМШ различных специализаций. Научные поиски следует направить на выявление особенностей будущих педагогов-музыкантов, то есть в процессе обучения в ССУ-Зах и ВУЗах, на возможность организации управления ДМШ как образовательным учреждением системы дополнительного образования, в котором необходимо повышать творческий потенциал преподавателей и их самореализацию в учебно-воспитательном процессе детской музыкальной школы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Абрамова, Татьяна Валерьевна, Белгород

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992.- 72с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М., 1991. -224с.

3. Аванесова В.А. Универсализация учебной практики как условие повышения профессионализма студентов ВУЗов культуры по специальности «Музыкальное образование». Дисс . канд. пед. наук. М., 1997.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя. М., 1991. - 139 с.

5. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. - 207с.

6. Андронова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.,1980. 26с.

7. Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы. //Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 17. М.: «Музыка», 1986.- С.5-15.

8. Аристотель. Политика. Поэтика. Сочинение: в 4х т. Т.4 /Пер. с древнегреч., общ. ред. А.И. Доватура. Мысль, 1984. -С.375-788.

9. Ю.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.-240 с.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984. - 111с.

11. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. 13.00.01,- М., 1986.- 36с.

12. Арюткин В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога.: Дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1998.

13. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках детей. // Из истории музыкального воспитания детей: Хрестоматия /Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990.-С. 106-107.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.

15. Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения./Под ред. Н.В. Кузьминой. СПб, 1992, - 62с.

16. Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки. Автореф. . дисс. канд пед. наук. -М., 1995. 16 с.

17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. - 560с.

18. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М., 1985. - 173с.

19. Баренбойм Л.А. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом. // Советская музыка. 1975. - № 9. - С.80-87.

20. Баренбойм Л.А. За полвека. /Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368с.

21. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989. -205 с.

22. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. -1992.- № 1-2.- С.61-65.

23. Березовский Б.Л. Совершенствование методики учебно-воспитательной работы педагога детской музыкальной школы / к проблеме интенсификации творческой деятельности педагога-музыканта/.- Автореф. дисс. . канд пед наук. М., 1983. -16с.

24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. - 192с.

25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ., М.: Прогресс, 1986.- 422с.ф 27.Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990.- 176с

26. Библер B.C. Культура. Диалог культур. //Вопросы философии. -1989. № 6. -С. 31-42

27. Богословский В.В. Психология воспитания школьников. Л., 1974

28. Болотов В. Модель на выбор. //Народное образование. 1995.- № 1.- С.

29. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. //Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17

30. Брайнин В. О музыкальном языке и музыкальном образовании. // Искусство в школе. 1996.- № 1.- С.55-57.

31. Большая советская энциклопедия. / Третье издание. Т. 13.- М.: «Советская энциклопедия», -1978. С.

32. Буева Л.П. Культура и образование. Проблема взаимодействия //Культура, культурология и образование /материалы круглого стола/. Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С.12-18.

33. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие./ Под ред. Е.В.Бондареве кой. Ростов-на-Дону: РГПУ, - 1995.- 172с.

34. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. М., - 1950. - № 5. - С.

35. Владыка М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1998. - 214 с.•фг, 38.Вульфов Б.З. Рефлексия: учить управляя.// Мир образования. 1997. - № 1. 1. С.63-65.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, - 1987. - 344с.

37. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. Т.З. Музыка. М.: Искусство. 1971. -С.276-341.

38. Гмурман B.C. Теория вероятности и математическая статистика. М.: «Высшая школа». - 1972. - 368с.

39. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 46-54.

40. Гол овин Г.В. Педагогические мастерские как средство профессионально-личностной подготовки учителя. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М.,1997. 20с.

41. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: «Просвещение», - 1965.

42. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства //Музыка в школе. 1988. - № 2.-С.

43. Государственный образовательный Стандарт среднего профессионального образования № 12-09/46. М.: Министерство культуры РФ, Управление образовательной, кадровой и социально-правовой политики от 11.08.97.

44. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: изд. МИП «NB Магистр». -1993.- 192с.

45. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. М. -1990.- 144с.

46. Гришанович Н.Н. Модель специалиста. Минск, - 1985.

47. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. М., 1995. -288с.

48. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т.1, ч.1. М.-Л., -1941.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.

50. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, -1979.

51. Дегтярев А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах на современном этапе. Автореф. . дисс. канд. пед. наук. М.,- 1995.-27с.

52. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

53. Дифференциация и индивидуализация обучения учителей в системе повышения квалификации. Л.,- 1989. - 54с.

54. Дуганова Л.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, -1992. - 208 с.

55. Дунаев А.И. Рационализация учебно-творческой деятельности как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки руководителей самодеятельных музыкальных коллективов: Дисс. . канд. пед. наук. М.,-1998.

56. Ермакова Н.М. Профессионально-педагогическая подготовка в условиях учебно-педагогического комплекса /общепедагогическая характеристика/: Дисс. .канд. пед. наук. -М.,- 1996.-213с.

57. Жарова JI.B. Учить самостоятельности: Книга для учителя. М.: Просвещение,- 1993.-205с.

58. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры //Педагогика. 1995. - № 2. - С.55-60.

59. Желещикова Н.А. Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки: Дисс. . канд. пед. наук. Магнитогорск,- 1999. - 198с.

60. Закон РФ об образовании // Учительская газета. 1992. - № 28. - С. 10-15.бб.Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. - № 2. - С.9-14.

61. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., - 1991. - 464с.

62. Исаев И.Ф. Дидактическое обеспечение интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе //Интенсификация учебного процесса в высшей школе. Белгород, - 1988.

63. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. М., Белгород, -1992.- 102с.

64. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород: МГПУ,- 1993.-219с.

65. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности как методологическая основа разработки содержания педагогического образования// Преподаватель.- 1999. -№ 5. С.36-40.

66. Исаев И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология / Матер. Всерос. научн.-практ. конф.- Белгород, 1996.-С. 8-13.

67. Исаев И.Ф., Шеховская H.J1. Колледж как инновационное образовательное учреждение / Опыт исследования профессионально-педагогической культуры. Монография. Белгород, - 1997. - 144с.

68. Исаева Н.И. Психологические основы интенсификации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе //Интенсификация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Белгород, -1988.

69. Исаева JI.A. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики в школе: Дисс. . канд. пед. наук. М.,-1984. - 155с.

70. Исенко А.И. Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения: Дисс. .канд. пед. наук. М.,-1996.

71. Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Дисс. . канд. пед. наук. Пермь, -1988. - 158с.

72. Истомина И.А. К проблеме формирования целостного музыканта.//Актуальные проблемы музыкального образования: сб. статей. Сост. И.К. Котляровский, Ю.А. Полянский. Киев: Муз.Украша, -1986. - 128с.

73. Ищенко В.А. Проблемы профессионального самовоспитания будущего учителя музыки: Авореф. .канд. пед. наук. М., 1991. - 16с.

74. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, -1984. - 206с.

75. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Музыка: 1-3 классы трехлетней начальной школы. М., 1988.

76. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано.: Дисс. . канд. пед. наук. -М., -1998.

77. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М.,- 1987.-190 с.

78. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -144с.

79. Карпушин В. Вступительная статья к кн. А. Тэнасе «Культура и религия». -М., 1977.

80. Кифер М.А. Проблемы развития и совершенствования музыкально-педагогического самообразования /на материалах культурно-просветительских учреждений и музыкальных школ Москвы и Московской области./ Дисс. . канд. пед. наук. - М.,-1972.

81. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс», - 1996. - 512с.

82. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Автореф. . дисс. докт. пед. наук. М.,- 1997. - 51с.

83. Костанян С.Х. Формирование профессиональной активности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки: Дисс. канд. пед. наук.-М.,-1992.- 111с.

84. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, - 1988. - 239с.

85. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя.// Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, - 1982.

86. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, -1994. - 165с.

87. Краткий справочник по педагогической технологии. Под ред Н.Е.Щурковой. -М.,-1997.-64с.

88. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, - 1990. - 142с.

89. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL, 1970.

90. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., - 1990. - 119с.

91. Кулинкович Е.П. Развитие профессионального мышления учителя: Дисс. канд. пед. наук. М.,-1990. - 219с.

92. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования.// Монография под ред. Исаева И.Ф. Белгород, - 1999. - 147с.

93. Курганский С.И. Ценностные основы современного культурного процесса: Дисс. . канд. пед. наук, Белгород, - 1995. - 152с.

94. Лахмостова Л.В. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской ДМШ на современном этапе: Дисс. . канд. пед. наук., М.,- 1994.

95. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., - 1985.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, -1977.-304с.

97. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК, ФПК. М.: Прометей,- 1992.-528с.

98. Луначарский А.В. Основы художественного образования. // Собр. соч., Т.7.-М.,- 1967.

99. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50х годов -их принципы и методы преподавания: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1988.

100. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дисс. . канд. пед. наук. -М.,- 1996. 196с.

101. Лушников И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Дисс. . докт. пед. наук. М., -1993.-399с.

102. Ляховицкая С.С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Л.: «Музыка», - 1979. - 51с.

103. Магомедова 3. Ш. Опыт творческой деятельности будущего учителя музыки и его накопление в условиях методолого-методической подготовки в ВУЗе: Дисс. . канд. пед. наук. М., - 1995. - 123с.

104. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. Учебное пособие. М., -1999.-65с.

105. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процесе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1996. -39 с.

106. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», - 1999. - 256 с

107. Маркарян Э.С. История культуры и современная наука /логико-методол. анализ/. -М.,-1983.-284с.

108. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М., -1993. - 192с.

109. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - № 6. - С. 55-63.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., -1956. - 464с.

111. Матвеев П.А. Формирование общей и педагогической культуры будущего учителя // В помощь начинающему учителю: методические материалы. -Даугавпилс, 1990.

112. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, - 1976. - 254с.

113. Межуев В. Проблемы теории культуры. М., - 1977.

114. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, - № 3

115. Моль А. Социодинамика культуры. М., - 1973. - 406с.

116. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры.// Искусство в школе. 1995. - № 4. - С.24-26.

117. Мудрик А.В. Коммуникативная культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., - 19^3. -С. 107-116.

118. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия , - 1990.

119. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.- 254с.

120. Найн А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 10-15.

121. Нейштадт Л.А. К вопросу о понятии «педагогическая культура» // В помощь начинающему учителю: Метод, рекомендации. Даугавпилс, -1990. -С.45-47.

122. Николаева М.Н. Формирование технологической культуры учителя начальных классов в условиях индивидуального подхода: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Волгоград. - 1996. - 18с.

123. Новые ценности образования: Тезаурис. Т1. М.,- 1995.

124. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « Об образовании». -М.,- 1996.-64с.

125. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. - № 6. - С.63-68.

126. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. - № 1.

127. Пасечная Н.А. Психологические трудности перехода от профессиональной деятельности к учебной. // Непрерывное образование как педагогическая система. М., - 1989. - С. 121 -127.

128. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,- 1996.- 602 с.

129. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: «ВЛАДОС», - 1997. - 384с.

130. Петряевская Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-СПб, 1994.-17с.

131. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., - 1972.

132. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь // Эстетика и социология искусства. В 2хт. -М., 1978. - Т. 1. -631с.

133. Полонский В.М. Методы исследования проблем образования // Педагогика.- 1994.- №2.-С. 10-15.

134. Программа развития среднего профессионального образования в Белгородской области на 1995-1997 гг. / Под ред. И.Ф.Исаева. Белгород, - 1995.- 102с.

135. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, - 1995. - 304с.

136. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., - 1989.

137. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., - 1964.

138. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. // Семья и школа. 1978. - № 10. - С. 22-24.

139. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2х т. Т.2 -М.:Педагогика, 1989. - 488с.

140. Российская педагогическая энциклопедия: В 2х т. М., 1993. - Т 1. — 608с.

141. Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. - 144с.

142. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. - 264с.

143. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256с.

144. Сергеева Г.П. Содержание и организация повышения квалификации учителей музыки в системе непрерывного образования.: Дисс. .канд. пед. наук., М., 1995.-36с.

145. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: изд. «Зауралье», - 1997. - 464с.

146. Сердюкова Н.С. Организационно-педагогические условия формирования исследовательско-творческой культуры учителя. Автореф. . канд. дисс. пед. наук. Белгород, - 2000 - 21с.

147. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. -3 1.-С. 16-25.

148. Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. -М.,- 1993.-С.5-17.

149. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Педагогика: Учебное пособие. -М., 1997. - 512с.

150. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.-308с.

151. Смелзер Н. Социология. М., 1994. - 688с.

152. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.

153. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, - 1981. - 296с.

154. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В. Медушевский, Г.С.Тарасов и др. Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, - 1993. - 204с.

155. Спасибенко С.Г. Научное управление процессом воспитания важнейшая функция учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. -М.: МГПИ, - 1980.

156. Страхова Л.С. Индивидуализация обучения на курсах повышения квалификации как фактор развития потребности учителя в профессионально-личностном росте: Дисс. . канд. пед. наук. СПб, - 1993.

157. Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Философско-мировозренческий анализ. Киев, - 1985.

158. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М., - 1978.

159. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 11. — М.: Знание, 1986. - 64с.

160. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, - 1991. - 150с.

161. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2х т. Т.1. М.: Педагогика, - 1985. -328с.

162. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., - 1947.

163. Типовое положение по образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования /повышения квалификации специалистов. Утвержд. Постановлением Правительства РФ от 26.05.95 № 610. М., - 1995

164. Туркина Э.К. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки педагога как условие повышения эффективности процесса обучения на курсах ИУУ: Дисс . канд. пед наук. Л., - 1980.

165. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: Учебное пособие. Орел, - 1993. - 128с.

166. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. Изд.2ое СПб, -1994. - 133с.

167. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Советский композитор, - 1973. - 158с.

168. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Советский композитор, -1973. - 158с.

169. Феттер П.З. Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности /методический аспект/: Дисс. . канд. пед. наук.,- 1992. 120с.

170. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция:Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Советская энциклопедия, -1983.- 840 с.

171. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина. М., - 1993. - 178с.

172. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1998. - 384с.

173. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура. // Педагогика. 1998.- № 1. -С.9-18.

174. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.,- 1989.- 152с.

175. Шакирова Р.Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. -М.,-1992.-260с.

176. Шварев В.А. Совершенствование послебазового образования как условие повышения уровня профессионального мастерства педагога-музыканта. Автореф. . дисс. канд. пед. наук. М., - 1987. - 16с.

177. Шеховская Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа. Дисс . канд. пед. наук. Белгород, 1997. -198с.

178. Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.:ЛГУ, - 1963. - 128 с.

179. Щербань O.K. Формирование культуры личности в процессе музыкально-просветительской деятельности: Автореф. . дисс. канд. пед. наук. М., 1999.-20с.

180. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., - 1992. - 32с.

181. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.// Вопросы психологии. 1994. - № 2. -С. 64-77.

182. Яконюк В.Л. Генезис мотивационной сферы педагога-музыканта в контексте реформы высшего музыкального образования // Музыкальное образование в контексте культуры: РАМ им. Гнесиных. М., - 1994.

183. Яковлева JI.В. Педагогическая рефлексия как компонент профессиональной культуры учителя // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология /Материал Всерос. научн.-практ. конф. Белгород,1996. -С.173-174.

184. Blacr Н.С. Practikal Indication of Theory of Education "Education Theory", 1954. - V,1V. - P. 263-268.

185. Cyril Scott. Musik, Ihr geheimer EinflB durch die Jahrlundere. F. Hirfham-mer Verlag GmbH. 1985 - 276 s.

186. Charms R. de Motivation enchancement in education settings // Research on motivation in education / Ed. C. Ames, R. Ames. N.Y., 1984. V.l.

187. Csikszentmihalyi M. Emergent motivation and the evolution of the self // Advances in motivation and achievement. JAI Press. Inc., 1983. P. 93 119. V. 4.

188. Peck R.F., Tucker J.A. Research on Teacher Education.-Chicago, 1993.-P.970.

189. The dinamics of intrinsic motivation: a study of adolescents // Research on motivation in education. N.Y.: Academic Press, 1989. V.3. P.45-71.