Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Казунина, Ирина Вадимовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Казунина, Ирина Вадимовна, 1998 год

Введение.

I. Теоретические основы проблемы.

1.1. Понятие мышления в психолого - педагогической литературе

1.2. Музыкальное мышление, его интонационная и эмоцирнально -образная сущность.

1.3. Творческое музыкальное мышление, значение музыкально -слуховых представлений, воображения, фантазии.

П. Организация процесса формирования и активизации творческого художественно - образного мышления /условия и средства/.

II. 1. Межпредметные связи, их значение в активизации мыслительных процессов учащихся музыкантов.

11.2. Организация проблемного обучения - путь развития творческого музыкального мышления.

11.3. Задачи, организация и результаты опытного обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано"

Актуальность исследования. Сегодня, в период радикального обновления общества, как никогда возникла потребность в творчески активной личности, способной не только найти собственное место в жизни, но и реализовать свои возможности в решении сложных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, задачами современности.

Окружающий нас мир полон трудностей и противоречий и чтобы им противостоять необходима прочная духовная основа для каждого человека; необходимо иметь достаточный запас интеллектуальных знаний, духовного, культурного, нравственного, эстетического и этического опыта. Поэтому невозможно недооценить роль воспитания, искусством, конечная цель которого заключается в формировании высокохудожественных вкусов, нравственных идеалов. Это, в свою очередь связано с развитием у обучающихся эмоционально-образного восприятия мира и явлений искусства, способности к самовыражению и творчеству. Творческая личность - всегда индивидуальность, имеющая свое отношение ко всему, свое выражение в конкретной деятельности.

Музыкальное воспитание и обучение в этом процессе занимает особое место, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармонической целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Многими музыкантами и педагогами высказывалась мысль, что музыка раскрывает каждому самого себя, помогает многое уяснить, оценить, заново открыть для себя. Вместе с тем, в процессе постижения музыки требуются специфические знания, специальная подготовка, поэтому к ее шедеврам остается глухим тот, кто не способен понять музыкальное произведение и откликнуться эмоционально.

Как известно, в сравнении с другими видами искусств музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу человека и во многом может содействовать его интеллектуальному развитию, поскольку слушая, воспринимая, исполняя музыкальное произведение человек в тоже время учится мыслить, сравнивает музыкальные явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъем.

Многими педагогическими и психологическими исследованиями доказано, что только через творческий процесс может полностью раскрыться личность, причем это относится как к начинающим учащимся, так и к тем, кто имеет специальную музыкальную подготовку любого уровня. Творческая деятельность открывает простор для индивидуального самовыражения и самопроявления, а следовательно стимулирует развитие интеллекта.

Чрезвычайно важна и значительна в этом процессе роль педагога-музыканта, направляющего формирование личности учащегося, помогающего преодолеть инертность музыкального восприятия, развить весь комплекс музыкальных способностей. Для решения этих задач необходимо множество условий: компетентность педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение методикой развивающего обучения, направленной на формирование творческих качеств учащегося и пр. Только так создается подлинно художественно-творческая атмосфера, в классе, при которой каждый учащийся раскрепощается интеллектуально и эмоционально, настраивается на интересный поиск и решение поставленных проблем. Г.Г.Нейгауз в своей книге "Об искусстве фортепианной игры" постоянно проводит мысль, что "все познавательное музыкально", что "вездесущность" музыки коренится в самой природе человека и что необходимо обучать игре на инструменте каждого.

Важное место среди предметов учебного плана музыкальных учебных заведений среднего звена занимает фортепиано и не только как специальная дисциплина, но и как обязательная почти для всех /"Общее фортепиано" или "Дополнительный инструмент"/. Это значит, специалист, овладевающий профессией и получающий квалификацию, связанную с инструментальным обучением, должен профессионально владеть игрой на фортепиано, уметь участвовать в ансамбле, вести концертмейстерскую и просветительскую работу.

Выпускники музыкальных училищ в большинстве своем получают квалификацию "Преподаватель". Для той части учащихся, где фортепиано является основным специальным инструментом, выпускник должен не просто хорошо исполнять предназначенный репертуар, но знать методику преподавания и уметь осуществлять воспитательные и развивающие функции обучения.

Все эти компоненты его будущей профессиональной деятельности диктуют необходимость формирования творческой направленности мышления, служащего основой развития самостоятельности, критического отношения как к процессу обучения, в ходе Формируются специальные знания и умения, так и к собственной деятельности, потребности дальнейшего самообразования.

Наблюдая за развитием учащихся в фортепианных классах, на зачетах, и экзаменах можно заметить, что за время обучения они не всегда раскрывают полностью свои творческие способности. Исполняя даже хорошо выученные пьесы, учащиеся часто чувствуют себя за инструментом не свободно, внутренне "зажимаются", их внимание сосредоточено только на том, чтобы выполнить все указания педагога. Поэтому исполнение пьес часто получается формальным и неинтересным, а чрезмерное внимание к деталям мешает им не только понять и почувствовать произведение в целом, но и выразить свое отношение к исполняемой музыке. Если учащийся, разучивая произведение под руководством педагога, не вложил в него свои самостоятельные творческие находки, то вряд ли он сыграет его хорошо, с "полной отдачей", поскольку такое исполнение приносит мало радости и удовлетворения.

Другая сторона этого процесса. Обилие информации, получаемой учащимися в ходе занятий, взятых обособленно, еще недостаточно для развития музыкального интеллекта. Поэтому необходимо увеличить число знаний теоретического обобщающего характера, то есть повысить удельный вес познавательной стороны занятия. Иначе говоря, необходимо воспитывать и развивать музыкальное творческое мышление, а значит совершенствовать орудие познания, стимулировать общее развитие и рост учащихся в творческом плане. Музыкальное развитие получит простор, если оно будет основываться на способности учащегося активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без постороннею помощи ориентироваться в музыкальном искусстве.

Поэтому главной задачей музыкальной педагогики является воспитание и развитие независимого, творческого мышления, а функции педагога выводятся здесь далеко за рамки научения чему-либо, они гораздо шире и существеннее. По мнению многих выдающихся представителей, музыкального искусства., ученику необходимо прежде всего дать основные обобщающие знания, опираясь на которые он сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи /А. А. Николаев, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин и др. /.

Важно научить учащихся самим находить интересные интерпретаторские решения, произвольно представлять художественный образ, творчески подходить к реализации исполнительского замысла, а также постоянно развивать природные творческие способности.

Проблема, развития личности в музыкальной деятельности, и в частности творческого мышления, решалась в разных аспектах:

- творческий подход к преподаванию музыкального искусства в общем плане /Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая /;

- продуктивное детское творчество /Н. А. Ветлугина, В. И, Петрушин, Г. С. Ригина, К. В. Тарасова/;

- творческая направленность в инструментальном обучении /Л. А. Баренбойм, М. М. Барлянчик, Г. Г. Нейгауз, О. Ф. Шульпяков и др. /;

- формирование творческого музыкального мышления в процессе подготовки учителя музыки /Л. Г. Арчажникова, Т. Н. Воронова, И. Н. Немыкина., Г. М. Цыпин /.

Вместе с тем остаются недостаточно разработанными отдельные вопросы, связанные со спецификой музыкального мышления исполнителя и преподавателя музыки /в теоретическом плане/, использования комплекса условий для его активизации и развития /в практическом плане/. В целом же педагогическая практика свидетельствует, что в работе с учащимися музыкантами недостаточное внимание уделяется развитию мыслительных способностей, расширению диапазона творческих навыков.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы активизации творческого художественно-образного мышления, а также комплексной методики формирования данного качества в процессе профессиональной подготовки специалиста в условиях музыкальных училищ определяют актуальность темы настоящего исследования.

Целью исследования является теоретический анализ проблемы, определение специфики художественно-образного мышления и вместе с тем разработка методики формирования и активизации творческого мышления учащихся в процессе индивидуальных занятий в классе фортепиано.

Объект исследования - фортепианная подготовка учащихся музыкальных училищ.

Предмет - процесс активизации музыкального творческого мышления будущего специалиста в условиях инструментального обучения.

Рабочей гипотезой исследования явилось следующее убеждение:

• в основе музыкального художественно-образного мышления лежат музыкально-слуховые представления, развитие и совершенствование которых поднимает мышление на качественно новый, творческий уровень;

• активизация художественно-образного мышления и его развитие возможны при использовании комплекса, условий и средств, способствующих решению этой задачи; к ним автор прежде всего относит использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций.

Цель и гипотеза определили основные задачи диссертационной работы:

• проанализировать с позиций современных научных данных вопросы, связанные со спецификой музыкального мышления;

• дать дефиницию понятия художественно-образного мышления применительно к исполнительской деятельности;

• определить педагогические условия активизации музыкального ) мышления;

• разработать и проверить в процессе опытного обучения методику комплексного развития музыкального мышления.

Методологическая основа исследования.

Общая методология исследования определялась важнейшими положениями философии, теории о единстве форм движения материи и диалектическом отражении этого движения в формах общественного сознания (идеология, философия, наука); учения об общественно-исторической обусловленности развития личности, ее творческой и деятельностной сущности.

Значительное влияние на формирование теоретической базы оказали философские исследования философов, в которых рассмотрены ведущие идеи системного подхода, теории культуры, интеграции наук ( А.Н. Афанасьев, И.В. Блауберг, B.C. Библер, М.С. Каган, Н.И. Кияшенко, А.А. Марголис, Э.С. Маркарян, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, С.А. Шапоринский, Э.Г. Юдин )*.

Автор опирался на работы по психологии творчества, где выявлены социально-психологическая природа и структура личности, роль объективных и

1 См. работы: Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. -М.:Искусство, 1976. -Т. 1-2; Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.Политиздат, 1981 - 432с.; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1975; М.С. Каган. Системный подход и гуманитарное знание.: Избр.статьи - J1: Наука, 1991, и др. субъективных факторов в ее развитии, установлено соотношение между обучением заниям и мышлением обучаемых (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Ю Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Е.Н. Назайкинский, Я.А. Пономарев, C.J1. Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др.); педагогические теории содержания учебного процесса ( Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, и др.); теории музыкального обучения - воспитания ( Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др.).

При решении поставленных задач и проверке исходных положений использовался комплекс методов исследования:

• анализ педагогической, методической и специальной литературы по теме диссертационного исследования;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания фортепиано в системе специального музыкального образования;

• анализ собственного многолетнего педагогического опыта;

• методы эмпирического уровня - педагогические беседы и интервьюирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование;

• опытно-экспериментальное обучение.

Исследовательской базой служили несколько учебных заведений: музыкальные училища Москвы - ГМУ им. Гнесиных и ГМУЭДИ, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Череповца, Электростали.

Исследование проводилось в течение 1985 - 1997гг. Первый этап / 1985 -1990 гг. / включал библиографическую работу по вопросам проблемы исследования, конкретизацию основных положений работы, а также поиск путей и форм организации и проведения опытно-экспериментальной работы. Она предусматривала использование межпредметных связей и методики проблемного обучения.

На втором этапе /1990 - 1995 гг. / в ходе опытно-экспериментальной работы анализировались и разрабатывались основные направления подготовки специалиста - выпускника музыкальных училищ по специальности -фортепиано.

Третий этап /1996 - 1997 гг. / составлял обобщение результатов исследования и уточнение основных выводов, а также оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Обобщен теоретический материал, раскрывающий особенности творческого художественно-образного мышления и его проявления в процессе обучения игре на фортепиано.

Раскрыта эффективность творческой деятельности учащихся при формировании их профессиональных качеств, синтезирующих в себе исполнительские и педагогические навыки и умения преподавателя игры на инструменте:

• разработана комплексная методика формирования у учащихся творческого художественно-образного мышления в процессе исполнительской деятельности;

• данная методика предусматривает в качестве обязательных условий и средств ее применения: 1/ широкое использование межпредметных связей, вызывающих активное проявление художественно-образных ассоциации и музыкально-слуховых представлений; 2/ организацию проблемно-поисковых форм обучения, способствующих формированию обобщенных знаний и умений.

Практически подтверждена эффективность предложенной методики, опирающейся на дидактические принципы обучения, включающей поэтапное и систематизированное усвоение знаний, а также предусматривающей серию творческих заданий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научнотеоретическая разработка проблемы творческого музыкального мышления и использование её в системе подготовки специалиста по квалификации "Преподаватель Фортепиано" отвечает потребностям педагогической теории и запросам преподавателей специальных музыкальных учебных заведений среднего звена.

Автором определены условия и средства, способствующие активизации творческой деятельности в процессе индивидуальных занятий в классе Фортепиано. Отдельные положения диссертации могут стать предметом изучения в учебном курсе "Методика преподавания инструмента", "Психология", "Педагогика". Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора в отношении определения специфики художественно-образного мышления в условиях индивидуальных занятий на фортепиано; отбором методов исследования в соответствии с его целью и задачами.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Творческое музыкальное мышление в исполнительской деятельности имеет свою специфику, которая обусловлена своеобразным ассоциативным пониманием содержания произведения, отраженным в интерпретации музыкальных образов на уровне художественных обобщений и тесно связанных с эмоциональным состоянием человека.

2. Педагогическими условиями активизации музыкального мышления является комплексное использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций.

3. Методика развития музыкального мышления предусматривает опору на дидактические принципы обучения, поэтапное и систематизированное усвоение знаний, что служит основой не только для активного применения их в учебной деятельности, но и дальнейшего расширения диапазона знаний, их творческого насыщения в профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям: в предварительной, поисковой опытной работе в 1975 - 85 годах на базе МГЗПИ, где в те годы автор работала преподователем фортепиано;

- на базе музыкальных училищ Санкт-Петербурга, Томбова и Электростали в процессе преподавания фортепиано;

- в выступлениях автора с докладами на научных конференциях в городах Сочи, Новгород, Петрозаводск;

- через опубликование научных и методических материалов;

- в ходе обсуждения диссертации на кафедре детского музыкального образования в МГУК.

Структура диссертации - введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе

В результате проведенного констатирующего этапа исследования мы пришли к выводу, что в процессе специальной подготовки учащихся фортепианных отделений музыкальных училищ имеются неиспользованные возможности для формирования важнейшего профессионального качества -творческого художественно-образного мышления.

Проведение формирующего эксперимента показало, что разработанная методика: использование проблемно-поисковых ситуаций /проблемных вопросов и заданий/, опора на принцип межпредметных связей по дисциплинах специального и историко-теоретического циклов, а также сочетание индивидуальной работы коллективно-групповой является эффективной.

Опрос испытуемых экспериментальной группы, проведенный в ходе формирующего эксперимента, свидетельствовал о заинтересованном отношении учащихся к занятиям, проводившимся по разработанной методике; большинство из них считали такие занятия интересными, способствующими их профессиональному развитию.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что при создании специально-организованных форм работы, когда активизируется как сознательно-интеллектуальная, так и эмоциональная сфера обучающихся, весь процесс обучения становится более эффективным. В освоение и последующее исполнение музыкальных произведений включаются: обобщенные знания о музыкальном искусстве в целом, о жанровых и стилистических особенностях, о средствах музыкальной выразительности; а также готовность к творческой интерпретации, умение прогнозировать процесс решения художественной задачи, способность осуществлять постоянный слуховой самоконтроль, корректировать собственное исполнение и др.

В результате у учащихся значительно повысился уровень проявления специальных способностей и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшей педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное в рамках диссертационной работы исследование позволило в ходе анализа и обобщения его результатов сделать ряд основных выводов.

Изучив состояние проблемы формирования и .активизации творческого художественно-образного мышления в научной и методической литературе и практике преподавания, мы выяснили, что данная проблема до настоящего времени не была в достаточной степени научно обоснована, а развернутых исследований по данному вопросу нет. Содержание самого понятия "творческое художественно-образное мышление" теоретически не обосновано; в исследованиях, в какой-то степени затрагивающих эту проблему, условия и средства формирования искомого качества раскрыты недостаточно.

Анализ учебных программ и изучение опыта работы ряда музыкальных училищ показали, что целостная система методов формирования творческого художественно-образного мышления в настоящее время еще не сложилась. Результатом этого является недостаточная профессиональная подготовленность выпускников фортепианных отделений музыкальных училищ к педагогической деятельности, ибо формировать у своих воспитанников те или иные качества может лишь тот, кто сам ими владеет. Таким образом, была выявлена актуальность проблемы и необходимость ее научной разработки.

В диссертации были поставлены и последовательно решались задачи: научный анализ вопросов, связанных со спецификой музыкального мышления; раскрытие понятие художественно-образного мышления, лежащего в основе исполнительской деятельности; определение эффективных педагогических условий, способствующих формированию и активизации музыкального мышление; проверка на практике методики комплексного развития музыкального мышления.

Важным направлением проведенного исследования был анализ научной и специальной литературы, что позволило решить задачу теоретического обоснования проблемы. Была выявлена сложная структура музыкального мышления, интонационная и эмоционально-образная сущность его природы.

Анализ специальной литературы показал, что интонация несет в себе одновременно эмоциональный и образный смысл, что происходит на сознательном и подсознательном уровне. Музыкальная интонация совершенно специфична, ее нет ни в одном другом виде искусств. Но являясь первичным выразительным материалом для развития музыкального образа, она входит в структуру становления и художественного образа. В музыке художественный образ многозначен, в этом его глубина, но в то же время и вся сложность его восприятия и понимания.

В диссертации сформулировано понятие творческого художественно-образного мышления, основанного на деятельности музыкально-слуховых представлений, взаимосвязи их с двигательными умениями и навыками. В это понятие включаются также способности к раскрытию смыслового содержания музыкальных произведений на основе постижения музыкальных образов. В то же время, творческое художественно-образное мышление предусматривает умение связывать накопленные музыкально-теоретические и исполнительские знания и активно использовать их для повышения качества учебной деятельности и накопления практического педагогического опыта.

В результате проведенного исследования была разработана и апробирована методика, направленная на совершенствование подготовки специалиста; это те условия и средства, которые позволяют говорить о возможности формирования и активизации важнейшего профессионального качества - художественно-образного мышления.

К ним автор относит:

- межпредметные связи, которые дают возможность максимально оптимизировать процессы мыслительной деятельности учащихся, создают основу для формирования обобщенных знаний, целостного представления о музыкальном искусстве;

- использование методики проблемного обучения, способствующего проявлению потенциальных творческих способностей, нахождению и варьированию приемов решения технических и художественных задач;

- включение в процесс обучения индивидуально-групповых форм обучения, позволяющих расширять музыкальный кругозор, репертуарные знания, чувство критичности.

Проверка данной методики на практике позволила подтвердить сформулированную ранее гипотезу исследования. Как показала многолетняя опытная работа, активизация творческого художественно-образного мышления возможна при учете вышеназванных условий. Проникновение в сущность музыкального образа осуществимо при опоре на художественно-образные представления и развитые музыкально-слуховые действия. Все это и предусматривает методика, в которой сочетаются эмоционально-чувственные и интеллектуальные компоненты.

Автором были разработаны критерии и уровни проявления исследуемого качества, что позволило проследить процесс динамики его формирования и возможности активизации. В результате сравнения материалов по показателям в начале и в конце опытного обучения было установлено, что у учащихся значительно повысился уровень проявления специальных способностей и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, задачи, поставленные в диссертации, были решены.

Вместе с тем автор считает, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и многообразия проблемы. В условиях постоянно развивающейся образовательной системы, появление новых форм и методов музыкального обучения открывает широкие возможности для дальнейших поисков в этой области.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Казунина, Ирина Вадимовна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. -М.: Прометей, 1990. -188 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -334 с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: Музыка, 1971. -276 с.

4. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей /Под ред. В.Н.Мясищева. -М.: Изд-во ЛГУ, 1968. -С. 15-32.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.339 с.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. -574 с.

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974. -С. 90-129.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М.: Прометей, 1994. -352 с.

9. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. -С. 142-155.

10. Арчажникова Л.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано //Вопросы музыкального образования. -Саратов, 1970. -С. 30-43.

11. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.: МГЗПИ, 1980. -С. 4-12.

12. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности // Формирование музыкально-исполнительскогомастерства. -М.: МГЗПИ, 1981. -С. 22-30.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -110 с.

14. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: МГЗПИ, 1984. -82 с.

15. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки // Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. -М.: МГОПУ, 1994. -С. 5-16.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс // Избр. пр. -М.: Музыка, 1957. -Т.5, кн.2. -С. 163-276.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. -Л.: Музыка, 1965. -157 с.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

19. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. -432 с.

20. Бабанский Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. -189с.

21. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1988.-31 с.

22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1979. -284 с.

23. Баренбойм Л.А. Очерки по методике фортепиано. -Л.: Музыка, 1985.185 с.

24. Берлянчик М.М. Основы учения юного скрипача. Мышление. Технология. Творчество. -М.: РАМ, 1993. -195 с.

25. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975. -399 с.

26. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -270 с.

27. Блинова М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. -Л.: Наука, 1967. -С. 170190.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. -Т.2.

29. Богоявленская Б.Д. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М: Наука, 1975. -С. 18-27.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.

31. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Знание, 1979. -96 с.

32. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. -М.: Мысль, 1979.230 с.

33. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -190 с.

34. Вопросы музыкальной педагогики. -М.: Музыка, 1979. Вып. 1.-157 с.

35. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А.Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. -216 с.

36. Вопросы фортепианного исполнительства. -М.: Музыка, 1965 1976. -Вып. 1-4.

37. Вопросы фортепианной педагогики. -М.: Музыка, 1963-1976. Вып.1.4.

38. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. -М.: Просвещение, 1967. -323 с.

39. Восприятие музыки /Под ред.В.Н.Максимова. -М.: Музыка, 1980.255с.

40. Выготский JI.С. Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. -518 с.

41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М: АПН РСФСР, 1960. -500 с.

42. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: АПН РСФСР, 1967. -315 с.

43. Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968. -576 с.

44. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапномформировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии. -М: Наука, 1966. С. 237-277.

45. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: Изд-во МГУ, 1975. -С. 28-34.

46. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. -М.: Музыка, 1978.

47. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. докт дис. -М., 1989. -45 с.

48. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. -М.: Музгиз, 1961.224 с.

49. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972.422 с.

50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. -239 с.

51. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. -318 с.

52. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. -272 с.

53. Достал Ян. Ребенок за роялем. -М.: Музыка, 1981. -333 с.

54. Дранков В.Л. Природа художественного творчества: Учебное пособие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -170 с.

55. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Пелагогика, 1982. -159 с.

56. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968. 176 с.

57. Занков JI.B. Обучение и развитие. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. ч.2. -М.: Просвещение, 1981.

58. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. -М.: Наука, 1986.

59. Зверев И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи важный фактор осуществления обучения и воспитания// Сов.педагогика. -1983. №2 -С.71-83.

60. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореф. канд. дис. -М., 1988.-18 с.

61. Зись А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство, 1975. -446 с.

62. Искусство и школа. -М.: Просвещение, 1981. -284 с.

63. Ильина Т. А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вест.высш.шк. - 1976. - №2. С.39-48.

64. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся /Под. ред. А.А.Кирсанова. -Казань, 1963.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. -М.: Просвещение, 1983.191 с.

66. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -327 с.

67. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание.: Йзбр.статьи. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.

68. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Чеч.-Инг. изд-во, 1976. -285 с.

69. Кирсанов А. А. Педагогические основы индивидуализации учебнойдеятельности учащихся: Автореф. докт.дис. JL, 1983. -43 с.

70. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимос-и от типологических свойств нервной системы. -Казань, 1969. -278 с.

71. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1979. -392 с.

72. Краевскин В.В. Проблемы научного обоснования обучения. -М.: Педагогика, 1987. -264 с.

73. Кремлев Ю.А. Интона.ция и образ в музыке. -М.: Музыка, 1965. -87 с.

74. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. -М.: Музыка, 1966.62с.

75. Кремлев Ю. А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М.: Музыка, 1970. -72 с.

76. Кремлев Ю. А. Очерки по эстетике музыки. -М.: Сов. композитор, 1972.-272 с.

77. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. -JI.: Музыка, 1976.

78. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114 с.

79. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985. -32 с.

80. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1981. -95 с.

81. Кулюткин К.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. докт.дис. Л., 1971. -42 с.

82. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. -112 с.

83. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л.: Педагогика, 1972. -117 с.

84. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследдвание познавательной деятельности учащихся вечернею школы. -М.: Педагогика, 1977. 151 с.

85. Леонтьев А Н. Проблемы развития психики. -М: Изд-во МГУ, 1972.576 с.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат,1975. -304 с.

87. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание,1976. -64 с.

88. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. -186 с.

89. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Прогресс, 1980. -685 с.

90. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976.-634 с.

91. Львова Г.Л. Творческая лабораторая учителя. -М.: Изд-во МГУ, 1980.

92. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. -М.: АПН РСФСР, 1957-1958. -Т. 17.

93. Мазель Л.А., Пуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967. -752 с.

94. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема // Сов. педагогика, -1981. №8. - С.78-84.

95. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве: в 2 т. -М.: Искусство, 1976. -Т. 1-2.

96. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -280 с.

97. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -368 с.

98. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. -М.: Музыка, 1993.

99. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. -Пермь, 1973. -299 с.

100. Методы педагогических исследований // Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. -254 с.

101. Методы системного педагогического исследования // Под ред. Н.В.Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -171 с.

102. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса /Под ред.Ю.К.Бабанского. -М.: АПН СССР, 1984. -77с.

103. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. -114 с.

104. Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников // Сов. педагогика. -1977. - №4,-С.20-28.

105. Музыкальное развитие в процессе обучения. -Саратов.: СГПИ, 1976. -Вып.1. -66 с.

106. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Брушлинского. -М.: Наука, 1982. -286 с.

107. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. В кн.: Проблемы личности. -М.: АН СССР, 1969. -С. 63-72.

108. Музыкальное искусство и педагогика. История и современность.-М.: Музыка, 1991.

109. Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. -671с.

110. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. -383 с.

111. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982.299 с.

112. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избран, статьи. -М.: Сов. композитор, 1983. -525 с.

113. Неменский Б.Л. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1981. -190 с.

114. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. -Екатеринбург,1993.-60 с.

115. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. -300 с.

116. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В.Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -308 с.

117. Педагогика / Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина и др. -М.: Просвещение, 1986. -362 с.

118. Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной. -М.: Просвещение, 1977. 383 с.

119. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.:Пассим, 1994. -300 с.

120. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. -М.: ВНМЦНТ, 1991.-100 с.

121. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. 312 с.

122. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я.Лернера. -М.: Педагогика, 1972. -239 с.

123. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1987. -284 с.

124. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. -274 с.

125. Принцип развития в психологии /Под ред. Л.И.Анциферова. -М.: Наука, 1978. -363 с.

126. Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.ГЛрановского. -М.; Музыка, 1974. 329 с.

127. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. -М.: Педагогика, 1981.-215 с.

128. Психология процессов художественного творчества /Под ред. В.С.Мейлах, Н.А.Хренова. -Л.: Наука, 1980. -273 с.

129. Психология формирования и развития личности /Под ред.

130. Л.И.Анциферова. -М.: Наука, 1984. -381 с.

131. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. -Л.: Музыка, 1972. -168 с.

132. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. -М.: Музыка, 1994.-139 с.

133. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. / Под ред. А.Л.Готсдинера. -Л.: Музыка, 1981. -101 с.

134. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946.704 с.

135. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР, 1958. -147 с.

136. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития в психологии. -М.: АН СССР, 1959. -354 с.

137. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. -423 с.

138. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -Л.: Музыка, 1964. -187 с.

139. Садовский В.И. Общая теория систем как метатеория // Вопр. философии. -1972. -№4. -С. 78-89.

140. Самарин Ю. А. Воображение школьника. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.80 с.

141. Серов А.Н. Избранные статьи. -М.-Л.: Музгиз, 1950-1957. -Т.1-2. -628 е.; -733 с.

142. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Политиздат, 1947. -645 с.

143. Сеченов И.М. Избранные произведения. -М.: Учпедгиз, 1953. -333 с.

144. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. -95 с.

145. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.:

146. Просвещение, 1980. -143 с.

147. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. -М.: Сов. композитор, 1980-1983.

148. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. -М: Педагогика, 1979.

149. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975. -343 с.

150. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. -173 с.

151. Тарасов Г. С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. -46 с.

152. Теория эстетического воспитания / Под ред. А.Я.Зись, Н.И. Киященко и др. -М.: Искусство, 1979. -255 с.

153. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. -305 с.

154. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: АПН РСФСР, 1947. -334 с.

155. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961.-113 с.

156. Тихомиров 0. К. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -304 с.

157. Тихомиров 0. К. Психология мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1984.270 с.

158. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей. -Ярославль, 1982.

159. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Пед.соч. в 6-й т. /Сост.С.Ф.Егоров. -М.: Педагогика, 1990. т.1.

160. Философско-психологические проблемы развития образования / Подред. В.В.Давыдова. -М: Педагогика, 1981. -175 с.

161. Формирование музыкально-слуховых представлений. -Саратов.: СГПИ, вып. 1-2, 1972-1973.

162. Формирование музыкально-исполнительского мастерства. -М: МГПИ, 1981.-158 с.

163. Харламов И.Ф. Педагогика. -М: Высш. шк., 1990. -575 с.

164. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. -М.: Изд-во МГУ, 1992. -159 с.

165. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -287 с.

166. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. -М.: МГПИ, 1975. -105 с.

167. Цыпин ГЛ. Психология музыкальной деятельности. -М.: Интерпракс, 1994. -372 с.

168. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. -200 с.

169. Шилков Ю.М. Основные закономерности образной и понятийной мысли в процессе их формирования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1992. -183 с.

170. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. -352 с.

171. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Под ред. А.Я.Зись, Н.И.Киященко. -М.: Искусство, 1981. -255 с.

172. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. -М.: Музыка, 1972.

173. Якобсон П.М. Психология чувств. -М.: АПН РСФСР, 1958. -383 с.

174. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. -84 с.

175. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966. -299 с.

176. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. -М: Знание, 1976.64 с.

177. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. -JL: Изд-во ЛГУ, 1980. -113 с.

178. Яконюк В. Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. -Минск: МГК, 1993. -146 с.