Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Исенко, Алексей Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Исенко, Алексей Иванович, 1995 год

Введение.

Глава 1. Моделирование и исторические предпосылки его использования в фортепианном обучении.

Глава 2« Музыкальное моделирование как средство системной организации и оптимизации фортепианного обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения"

Актуальность исследования. Фортепианное искусство и его составная часть - образование - занимают важное место в развитии музыкальной культуры. Особую роль в нем играет начальное образование» проблемы которого распространяются не только на детские музыкальные школы, но в ряде случаев и на специальные училища, вузы, просветительскую сферу общественных интересов. В связи с этим постоянно возникает и растет насущная потребность в совершенствовании форм и методов начального фортепианного обучения детей и взрослых, профессиональной подготовки кадров различных музыкальных специализаций.

Актуальность исследования определяется современным состоянием начального фортепианного обучения на всех ступенях отечественного музыкального образования, проблемы которого получили широкое освещение в трудах А.Б.Гольденвейзера, Г.Г.Нейгауза, К.Н.Игумнова, Б.М.Те-плова, А.А.Николаева, Л.А.БаренбоЙма, М.Э.ФеЙгина, А.Л.Алексеева, Д.Б,Кабалевского, Г.М.Цыпина, В.И.Ифгцмахера и др.

Основная цель начального фортепианного обучения сводится, как известно, к развитию музыкальных способностей и формированию у учащихся комплекса знаний, навыков и умений, опираясь на которые в дальнейшем можно было бы их расширять и углублять в процессе обучения в школе, училище, вузе, в условиях самообразования.

К числу наиболее существенных проблем начального фортепианного обучения можно отнести такие, как:

- нехватка специальных способов формирования системы познавательных и мнемонических действий, адекватной необходимому уровню знаний, умений и навыков;

- недостаточная теоретическая насыщенность содержания обучения;

- разрыв между усвоением музыкально-теоретических знаний и практическим их применением в процессе изучения музыкальных произведений;

- ограниченность объема и уровня сложности изучаемого репертуара;

- низкая степень развития навыков исполнения полифонии и сонатных форм;

- недостаточная разработанность способов активизации таких необходимых качеств» как самостоятельность, инициативность и творческие способности учащихся.

Нерешенность этих проблем в детских музыкальных школах приводит к тому, что ухе на начальном этапе у многих детей пропадает интерес к занятиям. В средних и высших учебных заведениях культуры и искусства, где на отдельных факультетах наряду со студентами, имеющими хорошую фортепианную подготовку, обучаются и малоподготовленные, задача осложняется тем, что у этой категории обучающихся восполнение недостающих знаний* умений и навыков фортепианной игры должно осуществляться в более сжатые сроки.

Исходя из этого, объектом настоящего исследования является процесс начального фортепианного обучения детей и взрослых, а предметом выступают теоретико-методологические основы музыкального моделирования и специфика его применения в фортепианном обучении.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании нового способа системной организации и оптимизации начального фортепианного обучения детей и взрослых, названного автором "методом музыкального моделирования".

Гипотеза исследования заключается в следующем: музыкальное моделирование как метод работы над музыкальным произведением и метод начального фортепианного обучения является инновационным, комплексным, системным, рациональным, оптимальным, разнообразным в отношении приемов, проблемным по способу изложения материала, эффективно развивающим как профессионально-интеллектуальные качества и свойства, так и музыкально-технические умения и навыки обучающихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его ведущие задачи: 1/ собрать, систематизировать и проанализировать материалы о моделировании, накопленные в разных сферах науки, обобщить имеющийся опыт его применения в музыке; 2/ сформулировать и обосновать теоретико-методологические основы музыкального моделирования как метода фортепианного обучения; 3/ исследовать результаты существующих подходов к фортепианному обучению и личный пятнадцатилетний опыт применения музыкального моделирования; 4/ создать учебное пособие, в котором курс фортепиано для начинающих излагался бы преимущественно языком музыки в специально созданной для этого системе музыкальных моделей и посредством параллельного с ней изучения учебно-педагогического репертуара /для оптимизации освоения которого также используются музыкальные модели/.

Материалом исследования послужили: педагогический опыт автора, экспериментальные занятия и проверка их результатов; научные труды по вопросам моделирования и программирования, педагогике и психологии, теории и истории пианизма, методики фортепианного обучения; музыкальная литература.

Методы исследования обусловлены целями и задачами диссертации. Для их решения автору потребовалось синтезировать специальные музыкальные и педагогические знания с достижениями в области философских, физико-математических и естественных наук.

Исследование проводилось методами системного, сравнительно-исторического и структурно-функционального анализа, осуществлялся синтез педагогических традиций и инноваций. В ходе длительного и сложного эксперимента, проводившегося в естественных условиях учебного процесса и носившего преобразующий характер, применялись как общенаучные, так и специальные методы исследования. Изучение внедрения новой формы моделирования в учебный процесс выполнялось с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, опрос в письменной форме, анализ учебной документации и публичных выступлений учащихся на экзаменах, концертах, научно-практических конференциях и педагогических семинарах.

Единство и взаимообусловленность многолетней теоретической и практической деятельности диссертанта дали результаты, которые были переработаны в модельные представления, затем реализованы в алгоритме начального фортепианного обучения по методу музыкального моделирования в системе музыкальных моделей, насчитывающей 26 специально созданных для этих целей пьес-моделей. Разработанная система легла в основу начального авторского курса фортепианной игры. Для включенного в него учебно-педагогического репертуара диссертант выполнил 25 обработок народных песен, 4 ансамблевых и вокальных переложения, сочинил 3 фуги, 93 модели к 24 сонатам и фугам различных композиторов.

Теоретическая и опытно-экспериментальная работа проводилась на базе кафедры общего фортепиано РАМ им.Гнесиных со студентами разных факультетов при изучении ими курса общего фортепиано5 а также в ЛМШ * 16 им. Я.Флиера с учениками класса педагога Воробьевой Г.И.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ эволюции учебно-вспомогательных средств фортепианного обу чения в аспекте моделирования открывает широкие перспективы для создания на базе общенаучных принципов моделирования нового метода фортепианного обучения - музыкального моделирования.

2. Разработка теоретико-методологических основ музыкального моделирования и применение этого нового метода существенно обогащают содержание, формы и методику фортепианного обучения, закладывают основы для нового направления в музыкальной педагогике.

3. Разработанная диссертантом программа управления процессом фортепианного обучения - его алгоритм /важнейшим компонентом которого является специальная система, моделирующая языком музыки начальное фортепианное обучение/ способствует реализации актуальной для современной музыкальной педагогики идеи информационных и операционных межпредметных связей, а также принципов проблемного обучения.

4. Применение метода музыкального моделирования позволяет преодолеть ограниченность учебного репертуара по количеству и сложности произведений,

5» Вовлечение ученика в творческий процесс "конструирования" музыкального сочинения выводит его на более высокий уровень интеллектуального и музыкального постижения полифонических и сонатных форм, активизирует самостоятельность и инициативность.

Научная новизна исследованияf На основе обобщения опыта применения моделирования впервые представлена его новая форма - музыкальное моделирование - и разновидности ее практического применения в качестве: 1/ метода системной организации и оптимизации начального фортепианного обучения; 2/ метода развития различных видов творчества учащихся /конструирование музыкальных моделей к изучаемым произведениям, сочинение музыки/; 3/ метода анализа музыки, позволяющего проникнуть в процесс создания музыкальной формы.

Разработана принципиально новая программа управления процессом фортепианного обучения - его алгоритм, важнейшим компонентом которого является специальная система, моделирующая языком музыки начальное фортепианное обучение,

В результате проведенного исследования выявлены ранее неизвестные возможности значительного ускорения процесса музыкального и технического развития начинающих пианистов, определен конкретный ряд инновационных учебно-педагогических приемов, способствующих этому ускорению.

В новом аспекте рассматриваются такие традиционно вспомогательные средства фортепианного обучения, как транспонирование и ладовая переокраска, Здесь они играют роль основных эффективных учебно-педа-гогических приемов, которые осознаются учащимися как композиторские способы художественного конструирования музыкального произведения. Гипотетически найдено и практически подтверждено решение координации речевой и двигательной моторики, обеспечивающее уже на начальном этапе обучения успешное развитие навыков пения с собственным аккомпанементом, не дублирующим вокальную партию, что также способствует быстрому музыкальному развитию учащихся.

Инновационным является рассмотрение современной нотации в двух ключах /скрипичном и басовом/ как системы записи музыкальных звуков, построенной по принципу зеркального отражения и ассоциированной с правой и левой руками, а также изобретенные автором мнемонические приемы и устройство "Движущиеся руки" для наглядного изучения нотации, Они ускоряют этот процесс и вносят в занятия элементы игры.

Оригинальной явилась разработанная диссертантом для донотного периода обучения циклическая форма, названная "цепная модельная".

Впервые выдвинут и доказан тезис о целесообразности ограничения на начальном этапе нотного обучения, связываемого обычно с игрой всеми пальцами и усвоением аппликатурных принципов, применения разнообразных штрихов и использования только поп legato. Таким образом упрощается техническая задача, что позволяет сосредоточиться на развитии полифонического мышления учащихся и в дальнейшем способствует улучшению координации движений рук, одновременно выполняющих различные штрихи.

В ходе исследования дополнен общепринятый в музыковедении и музыкальной педагогике понятийный паппарат введением терминов "музыкальная модель", "музыкальное моделирование, "цепная модельная форма".

Разработанные теоретико-методологические основы музыкального моделирования возможно использовать в теории и методике обучения игре на других музыкальных инструментах.

Практическая ценность исследования. Разработанные диссертантом метод музыкального моделирования и алгоритм начального фортепианного обучения интегрированы в учебном пособии "Фортепиано. Экспресс-курс для детей и взрослых" /-М.,1994/. сти авторские разработки нашли широкое применение в педагогической практике учебных заведений страны и за ее пределами /чему способствует издание этого курса на русском и английском языках/. Они имеют широкое социально-культурное значение, поскольку обогащают современную музыкально-педагогическую практику чрезвычайно эффективным методом обучения. Итоги эксперимента показывают, что ученики с обычными музыкальными данными уже через три месяца с начала занятий на фортепиано способны исполнять полифонические произведения, соответсвующие по сложности традиционному репертуару третьего - четвертого годов начального обучения, К концу второго полугодия учащиеся овладевают весьма значительным объемом музыкально-теоретических знаний и практических умений, хорошо ориентируются в различных тональностях, транспонируют и выполняют ладовую переокраску музыкальных произведений, анализируют музыкальные формы, слышат полифоническую ткань в исполняемых ими пьесах. Изученный репертуар по своему объему и сложности значительно превышает обычные программные требования. Таким образом метод музыкального моделирования позволяет расширить круг лиц» способных в короткие сроки научиться играть на фортепиано и приобщиться к достижениям общечеловеческой музыкальной культуры.

Достоверность сформулированных теоретико-методологических основ разработанной диссертантом новой формы моделирования - музыкального моделирования- и ее применения как метода системной организации и оптимизации фортепианного обучения обеспечивается: 1/ методологической обоснованностью исходных предпосылок; 2/ применением комплексной методики, адекватной предмету и задачам исследования; 3/ сочетанием количественного и качественного анализа материала; 4/ стабильностью высоких результатов применения данного метода обучения, осуществлявшегося в различных условиях и на всех ступенях музыкального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: - в ходе многолетней педагогической практики автора, в которой метод музыкального моделирования начал применяться с 1979 г. в Монгольском государственном педагогическом институте /г.Улан-Батор, МНР/, Детской школе искусств /г«Химки Московской обл./. Российской академии музыки им.Гнесиных, Московском государственном институте культуры. Институте изящных искусств /г.ОДукалла, Йемен/;

- в процессе применения данного метода другими педагогами детских пузыкальных школ на занятиях в классах специального и общего фортепиано;

- в лекционной работе преподавателей средних и высших учебных заведений, ведущих курс методики обучения игре на фортепиано;

- при разработке и публикации двух учебных пособий: "Обучение на моделях: Курс фортепиано для начинающих" /-М.,1993/ и "Фортепиано. Зк-спресс-курс для детей и взрослых" /-М.,1994/, а также программы "Начальный курс обучения игре на фортепиано по методу музыкального моделирования" /-М,,1995/ и ряда статей по проблемам музыкального моделирования;

-в ходе выступлений автора с докладами на Всероссийской и международных научно-практических конференциях: "Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры и искусства" /Московский гос. институт культуры, декабрь 1991/; "^зыкальное образование в контексте культуры" /РАМ им.Гнесиных, ноябрь 1992 и октябрь 1994/; на Первом международном форуме педагогов-музыкантов "Детское музыкальное образование на рубеже веков" /Москва, сентябрь 1995/;

- при проведении семинаров по методу музыкального моделирования для преподавателей начальных, средних и высших музыкальных учебных заведений России и стран СНГ, включая факультет повышения квалификации РАМ им.Лесиных /ежегодно с 1981/, Высшее музыкальное училище-колледж им.Гнесиных /1993-1995/; а также организованных Московским городским и областным методическими кабинетами по учебным заведениям искусств и культуры /1992-1995/;

- в ходе тематических выступлений диссертанта в научно-популярных программах радио и телевидения в нашей стране и за рубежом.

Структура диссертапии и ее объем определяются характером материала и поставленными в ней задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 158 наименований. В конце диссертации помещен перечень творческих работ автора по защищаемой теме. К диссертации приложено выполненное автором учебное пособие.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

1» Обширный многолетний педагогический опыт автора, предпринятые им исследования современных проблем начального фортепианного обучения, специфики моделирования как метода научного исследования, эволюции вспомогательных средств фортепианного обучения и процесса композиторского творчества в аспекте моделирования позволили сформулировать и обосновать теоретико-методологические основы разработанной диссертантом новой формы моделирования /музыкального моделирования/ и ее применения как метода системной организации и оптимизации начального фортепианного обучения.

2* Одним из результатов диссертационного исследования стала формулировка таких вводимых автором новых понятий, как "музыкальная модель" и "музыкальное моделирование".

Термин "музыкальная модель" означает специально создаваемую в учебно-педагогических целях музыкальную композицию, воспроизводящую: 1/ некоторые характеристики музыкального произведения; 2/не-которые компоненты процесса обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Музыкальное моделирование" диссертант трактует как: 1/ одну

- 100 из форм научного моделирования; 2/ совокупность приемов построения музыкальных моделей /и их систем/ и изучения на них музыкальных произведений; 3/ использование результатов построения и изучения музыкальных моделей и их систем для определения или уточнения характеристик процесса обучения в целях улучшения управления им, для проверки соответствующих гипотез о нем, для рационализации способов сочинения как новых музыкальных произведений, так и новых музыкальных моделей и их систем»

Б ходе работы выяснено, что выбираемые для музыкального моделирования произведения должны соответствовать известным задачам и уровню подготовки учащихся, а также поддаваться своеобразной "par-ционализации" /отбору в соответствии с конкретными педагогическими целями некоторых существенных свойств и элементов музыкального сочинения для их воспроизведения в музыкальных моделях/. Процесс музыкального моделирования такого произведения /оригинала/ предполагает :

- определение типа музыкального изложения оригинала /монодия, полифония, гомофония/;

- анализ музыкальной формы оригинала;

- выяснение возможности использования композиционных элементов музыкальной формы оригинала и определение возможности и путей их "рационализации";

- создание музыкальных моделей на основе композиционных элементов музыкальной формы оригинала.

Второй объект музыкального моделирования в аспекте темы данной диссертации составляют такие компоненты начального фортепианного обучения, как:

- содержание обучения и последовательность изложения материала начального курса игры на фортепиано;

- развитие эмоционально-образного восприятия музыки;

- формирование музыкально-слуховых представлений;

- 101

- приобретение музыкально-теоретических знаний;

- овладение фортепианной техникой.

3, Построив алгоритм начального фортепианного обучения по методу музыкального моделирования, диссертант тем самым создал принципиально новую программу управления ходом этого сложного процесса. Такой алгоритм - это не только обогащенное содержание и новый способ реализации некоторых ранее применявшихся преподавателями методических приемов, приводивших к решению определенных задач. Зто и принципиально новое средство повышения качества обучения, которое порождает новые особенности и перспективы музыкального обучения,

4, Теоретически и практически доказано, что созданная диссертантом в целях рационального управления процессом музыкально-технического развития начинающих пианистов система музыкальных моделей удачно моделирует специфическим языком музыки сложнейший процесс начального фортепианного обучения. Она обеспечивает большую логическую строгость в изложении материала, значительное уплотнение рабочего времени учащихся и преподавателей на уроке, устанавливает связи и преемственность между изучаемыми параллельно с ней произведениями учебно-педагогического репертуара. Специальная система музыкальных моделей способствует осуществлению в учебной практике системности, последовательности, а также других, взаимосвязанных с ними, принципов - доступности и прочности знаний, индивидуального подхода, помогает воспитанию воли, сознательности, самостоятельности и творческой активности начинающих музыкантов. Эвристическая функция данной системы моделей проявилась в том, что она позволила открыть новые возможности рационализации и оптимизации начального фортепианного обучения, которые были реализованы диссертантом посредством применения целого ряда инновационных учебно-педагогических приемов,

5» В результате проведенного исследования доказана необхо

- 102 димость такого порядка в изложении материала в течение первого года обучения, который соответствует исторической последовательности важнейших переломных моментов эволюции музыкального искусства: от монодии к полифонии и далее гомофонии.

Наличие в специальной системе музыкальных моделей "осевых" форм /для монодии - песня, для полифонии - фуга, для гомофонии - сонатная форма/ и порядок их освоения, соответствующий исторической последовз тельности их возниконовенияе придает другим, используемым в системе музыкальным формам, большую целенаправленность и взаимосвязанность, Особенно ценным является то, что каждая модель как бы вбирает в себя достижения предыдущего этапа развития, что делает изучение музыкальных форм и их эволюции более наглядным и доступным, оптимизирует процесс обучения.

60 Очевидный интерес для музыковедения и музыкальной педагоги- . ки представляет разработанная диссертантом для донотного периода обучения новая циклическая форма, названная "цепной модельной". Она состоит из ряда легких вокально-инструментальных пьес, соединяющихся в единое целое благодаря тому, что вокальная мелодия одной модели становится инструментальным сопровождением в последующей. Таким образом музыкальный материал этих пьес оказывается для ученика каждый раз наполовину уже усвоенным. Использование цепной модельной формы чрезвычайно рационализирует и оптимизирует самые трудные для начинающих пианистов первые шаги обучения, дает мощный импульс развитию всего комплекса музыкальных способностей,

7, Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что музыкальные модели способствуют реализации научно обоснованного психологами общего состава и последовательности операции мнемонического действия как единицы работы долговременной памяти: на ориентировку в запоминаемом материале, категоризацию и группировку материала, установление межгрупповых связей и отношений, создание мнемосхем, определяющих полноту и точность воспроизведения, В результате метод

- 103 музыкального моделирования открывает более широкие возможности управления работой музыкальной памяти: развитием разных ее видов /слуховой, словесно-логической, моторной, зрительной, эмоционально-образной, архитектонической и др./, равно как и таких ее качеств, как быстрота, точность, прочность запоминания,

80 Существенным отличием авторского метода от других, известных подходов к обучению начинающих пианистов является также объем и сложность учебно-педагогического репертуара, который они осваивают за первый год обучения. По количеству произведений он в два раза превышает предусмотренный ныне действующей программой ДМШ, а по сложности многие изучаемые произведения соответствуют третьему, четвертому и даже пятому годам обучения. Ш чего следует» что авторский метод в значительной мере способствует интенсивному развитию эстетического вкуса, профессионального кругозора начинающих пианистов, их эмоциональной отзывчивости на музыкальные явления.

9. По сравнению с другими методами обучения быстрее вырабатываются условные рефлексы на отношения между звуками, совершенствуется относительный слух, развивается мелодический, полифонический, гармонический и архитектонический слух, чувство лада.

10. Опора на известные принципы проблемного обучения и использование информационных и операционных межпредметных связей в процессе обучения по методу музыкального моделирования существенно увеличивают теоретическую емкость занятий, обогашают учащихся системными представления, умениями и навыками не только из области музыкальной грамоты, но и гармонии, анализа музыкальных форм, истории музыки и полифонии. Диссертантом доказано, что при обучении по его методу формирование музыкально-теоретических знаний осуществляется в непосредственной связи с освоением учащимися как конкретных музыкальных моделей из специальной системы, так и соответствующих им по уровню теоретических и музыкально-технических задач произведений .учебно-педагогического репертуара. Таким образом вырабатывается сис

- 104 - , темный стиль интеллектуальной деятельности, характеризующийся, в частности, способностью к мобильному применению принципов моделирования как универсальных способов продуктивного познания и творчества,

11, Разработанные диссертантом теоретико-методические основы музыкального моделирования и их практическое воплощение в авторских системах музыкальных моделей обогащают музыковедение таким методом анализа произведений, который в большой мере отражает творческий труд композитора и позволяет проследить процесс постепенного образования музыкальной формы,

12» Проведенное исследование закладывает научно-методические основы решения педагогической проблемы развития таких видов творчества учащихся, как конструирование музыкальных моделей к изучаемым произведениям, а также родственного этой деятельности композиторского творчества, Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что работа с музыкальными моделями позволяет учащимся овладеть процессом моделирования. Неоднократно отмечались случаи самостоятельного конструирования начинающими пианистами музыкальных моделей и даже сочинения полифонических пьес.

13, Специфика музыкального моделирования обусловила необходимость разработки адекватной организации урока и домашнего занятия, а также и примерного индивидуального плана учащегося.

Учебное занятие, как и индивидуальный план ученика, условно делится на две части: одна посвящается изучению системы музыкальных моделей, другая - учебно-педагогического репертуара. Начиная работу над вторым блоком музыкальных моделей, 5-10 минут каждого урока' отводится на изучение гамм, а со второго полугодия к ним добавляются аккорда и арпеджио.

Учитывая достаточно высокий уровень сложности, на котором ведется обучение, и принимая во внимание его информационную насыщенность, самую трудоемкую часть учебной работы рекомендуется выполнять

- 105 на уроке под руководством педагога. Она включает объяснение и музыкальное моделирование: разбор, транспонирование и ладовую переокраску музыкальных моделей, конструирование из них оригинала.

Обучение по методу музыкального моделирования предполагает также и выполнение домашнего задания. Оно заметно упрощено по сравнению с традиционным и носит характер свободного музицирования, поскольку на начальном этапе ученики в основном лишь повторяют и закрепляют выученный на уроке материал. Практика показала, что для выполнения домашнего задания требуется немного времени, йлесте с тем, получая удовлетворение от быстрого освоения игры на инструменте, ученики занимаются самостоятельно гораздо больше и охотнее, чем обычно. Это в сбою очередь благотворно сказывается на развитии пианистического мастерства.

На всех этапах создания и применения метода музыкального моделирования обнаружены его практические и теоретические связи с музыковедением, методикой обучения музыке, ее стратегией, технологическими и организационными средствами. Цроведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность выдвинутых в гипотезе положений и их эффективность в процессе фортепианного обучения.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что музыкальное моделирование как метод работы над музыкальным произведением и метод начального фортепианного обучения детей и взрослых является инновационным, комплексным, системным, рациональным, оптимальным, разнообразным в отношении приемов, проблемным по способу изложения материала, эффективно развивающим как профессионально-интеллектуальные качества и свойства, так и музыкально-технические умения и навыки обучающихся исполнителей. Предпринятое исследование особенно актуально в настоящее время в практическом, духовном, и социально-культурном планах, ибо мояет способствовать целенаправленной деятельности по формированию эстетического вкуса, знаний, развитию творческих способностей человека через приобщение его к сокровищам мировой музыкальной культуры, В результате проведенной теоретической и практической работы музыкальное моделирование может стать весьма перспективным направлением в музыкальной педагогике.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Исенко, Алексей Иванович, Москва

1. Кибернетическая модель и построение теории, - В кн.: Эксперимент, Модель.Теория. -Москва -Берлин:Наука, 1982. -С.168-Т82.

2. Агажанов А.Без прикрас:Беседа /вела Ценова В, //Муз,академия» -1993, —ЛИ • -С.63-67.

3. Альшванг А. П.И.Чайковский. -М., 1967.-925 с.

4. Аппликатурные принципы Н.К.Метнера: Метод, разраб. для студентов /Самар. гос. ин-т искусств и культуры, -Самара, 1992. -1,25 п»л»

5. Афанасьев В,Г. Общество: системность, познание и управление. -М,: Политиздат, 1981. -432 с.

6. БабанскиЙ Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. -М.:Просвещение, 1982. -192 с,

7. Бабанский Ю.К,, Победоносцев Г.А, Комплексный подход к воспитанию учащихся: /в вопросах и ответах/. -Киев: Рад. шк,,1985. -256 с.

8. Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста: Исследование. -Новосибирск: Нов. гос. консерв», 1994. -300 с.

9. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведения: Дис. канд. пед. наук. -М.:М1У,1975. 163 с.

10. Банин А.А. Об особенностях ледообразования в жанре трудовых артельных песен, -В сб.: Музыкальная фольклористика, -Вып. 1. -M.j Сов, композитор, 1973. -С.84-138.

11. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства, -Л.:Музыка, 1969. -288 с.

12. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени. -В кн.: Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. -Л.:Музыка, 1970. -С,3-39.

13. Баренбойм Л,А. Путь к музицированию. -Л.: Сов. композитор» 1979. -352 с«

14. Баренбойм Л.» Брянская Ф., Перунова Н. Црть к музицированию. Школа игры на фортепиано. -Вып.1. -Л„: Сов. композитор, 1981. 184 с.

15. Баренбойм Л.А. Фортепианно^педагогические принципы Ф.М. Блумельфельда. -М.:Музыка, 1964. -58 с,

16. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс: Творческий портрет артиста. -М.: Сов. композитор, 1990. -260 с.

17. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика, -Л.*:Музгиз, 1961. -60 с.

18. Бернандт Г, С.И.Танеев, -М.-Л., 1950. -378 с,

19. Браудо И.А. Об органной и клавирной музыке. -Л.:Музыка, 1976. -9,5 п.л.

20. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа, -М,: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. -45 с.

21. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. /Отв. ред. Б.Л.Кременштейн. -М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1983. -167 с.

22. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. /Ред. сост. А.В,Малинковская. -М.:Ш1И им.Гнесиных, 1976. -285 с.

23. Восприятие музыки: Сб. статей /Ред.-сост. В.Н.Максимов, -М. Музыка, 1980. -256 с.

24. Гальцева Т,Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия: Автореф, дис. канд. искусствоведения. /Рос, акад. музыки. -М,,1994, -23 с.

25. Гат Й» Техника фортепьянной игры. /Пер. с венг. Эржебет Фоно. -М.:Музгиз; -^дапешт:Корвина, 1961. -232 с,

26. Голубовская Н. Искусство педализации, -Л.:Музыка, 1974. -96 с,

27. Готлиб А,Д„ Основы ансамблевой техники, -М»:Музыка, 1971, -94 с.

28. Дельсон В.Ю, Святослав Рихтер, -М»:Музгиз, 1961. -8,75 п.л.

29. Дельсон В.Ю» Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича. -М.: Сов. композитор, 1971. -247 с.38» Добровольский С,А. Основы аппликатурно-двигательной культуры пианиста: Учеб,-метод» пособие, -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1989, -48 с,

30. Донской Д.Д., ЗациорскиЙ В.М. Биомеханика. -М,Физкультура и спорт, 1979. -264 с.

31. Евдокимова Ю.К. Полифонические традиции в раннесонатной форме. -В сб.: Вопросы музыковедения. ~М»: ШПИ им.Гнесиных, 1973. -С.64-87,

32. Заргарян Я.С. Заметки о фортепианной педагогике: 0 некоторых пробл. нач. периода обучения пианистов. -Ереван: Луйс, 1986, 143 с»

33. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка, ~М.: Наука, 1971. --14,75 п.л.

34. Зверев И.Д., Максимова В,Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.:Педагогика, 1981. -160 с.

35. Землянский Б.Я/ 0 музыкальной педагогике, -М.гМузыка, 1987. -140 с.

36. Зимин П.Н. История фортепиано и его предшественников, -М.: Музыка, 1968, -215 с.

37. Зубова И, Читали ль вы? //Муз.академия. -1993. -С. 166-167.

38. Иван Михайлович Сеченов;Сб. статей под ред. П.Г.Костюка и др. -М.:Наука, 1980. -610 с»

39. Из истории советской бетховенианы: Сборник статей. /Ред.-сост. Н.Фишман. -М.:Сов. композитор» 1972, -29.5 п.л.

40. Исенко А.И. Начальный курс обучения игре на фортепиано по методу музыкального моделирования г Программа. -М.:Рос. акад. Музыки, 1995, «27 с,

41. Исенко А.И.Обучение на моделях. Курс фортепиано для начинающих. -М.:Индустрия, 1993, -45 с.

42. Исенко А.И. Фортепиано. Экспресс-курс для детей и взрослых, -М.:Голос, 1994. -230 с.

43. Исенко А.И. Роль фортепиано в трио D-dur С.И. Танеева и трио "Памяти великого художника" П.И.Чайковского. -М.: Рос. акад. музыки, 1993, -28 с.

44. Исполнительское искусство зарубежных стран, /Ред. Т.ГЪллан^ -Вып. 5. -М.:Музыка, 1970. -15 п.л.

45. Кабалевский Д.Б» Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -2-е изд.-М»:Просвещение, 1984» -206 с.

46. Лгобомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб, пособие для студентов муз» вузов. ~М.: Музыка, 1982, -143 с.

47. Макуренкова Е.П. О педагогике В.В.Листовой. -М.:Музыка, 1988. -64 с.72» Макуренкова Е.П» 0 педагогическом наследии В.П. ГУ тора. -В сб.: Вопросы фортепианного искусства. -Вып.ХК ~М.: ГМПИ им, Гнесиных, 1973, -С.И5 -131,

48. Малинковская А.В» Бела Барток пианист. -В кн.: Вопросы фортепианного искусства. -Вып. Х1. -М»: ГМПИ им. Гнесиных, 1973. -С» 132-181.

49. Малинковская А.В0 Интонационное мышление Бартока -исполнителя и педагога, -В сб.: Вопросы фортепианного искусства. -Вып. XI. -М.: ГМПИ им,Гнесиных. -С.132-181.

50. Мартинсен К,А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. /Пер. с нем, В.Л.Михелис. -М.:Музыка, 1977, -127 с.

51. Мастера советской пианистической школы: Очерки под ред. А.Николаева, ~М.:Музгиз, 1961. -237 с.

52. Махмутов М. Еще раз к вопросу о проблемном обучении. //Политическое образование. -1984. -£2. -0.109-117.

53. Мещанинов П. Прикасаясь к Баху, мы заставляем звучать весь объем музыкальной истории: Беседа /вел Хитрук А. //Муз.академия. -1992. ~№4. -С.25-32.

54. Милич В. Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ, -Киев: Музыкальная Украина, 1979. -63 с.

55. Милыитейн Я.И. Ферруччо Бузони и eroJOavierubuno''-в кн.: Ф.Бузони. Путь к мастерству. -Вып.1. -М.:Музыка, 1968. -С.81-88,

56. Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста. Очерк методики обучения и воспитания. -Л.:Музгиз, 1962. -64 с,

57. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики. -В сб.: Вопросы вокальной педагогики. -Вып. 6. -Л„:Музыка. -С.141-180.

58. Музыка и математика: Зальцбургские беседы о музыке 1984 под председательством Герберта фон Караяна. -М.:Наука, 1994, -7,8 п.л.

59. Музыкальное исполнительство. Проблемы современной музыки, /Ред.-сост. А.Л.Алексеев. -М„: ГМПЙ им.Гнесиных, 1975. -222с.

60. Муцмахер В.И. Развитие свойств личности учащегося педучилища при обучении музыке: Учеб. пособие. -М.:МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. -35 с.

61. Н.А.Гарбузов музыкант, исследователь, педагог; Сб.статей /Сост. О.Сахалтуева и др. -М.:Музыка, 1980* -303 с.

62. Назайкинский Е.В. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке. -В сб.: Музыкальная фольклористика. -Вып. 1. -M,s Сов. композитор, 1973. -С.174-186.

63. Николаев А.А,Фортепианное наследие Чайковского, -М,,-Л,, 1949. -207 с,

64. Николаев Л, Материалы и документы: Неопубликованное письмо С,И.Танеева. //Сов. музыка, 1936. -№6. -С,55-62,

65. Проблемы музыкальной науки, /Сб. статей. Ред.-сост. М.Е. Тараканов, В.Н.Холопова. -Вып. 4. -М.: Сов. композитор, 1979, -343 с

66. Протопопов В.О. О тематизме и мелодике Танеева. //Советская музыка, 1940. -№7, -С,49-60.

67. Пуленк Ф. Я и мои друзья. -М.:Музыка, 1977 , -158 с.

68. Душкина С.И, Некоторые особенности русских народных песен. -В сб.: Музыкальная фольклористика. -Вып.1. -М.: Сов. композитор, 1973. -С.66-83.

69. Развитие навуков чтения нотного текста и транспонирования: Метод, разраб. для преподавателей ДМШ и ДШИ 1 и 2 годы обучения. /Сост, Л,Д,Цибизова. -М., 1986. -53 с»

70. Развитие навыков чтения нотного текста и транспонирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ 3-й год обучения, /Сост. Л.Д.Цибизова. -М.,1986. -30 с.

71. Ражников В.Г, Диалоги о музыкальной педагогике. -М,:ЦАПИ, 1994. -9,0 п,л.

72. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты соц. стран о фортепианной методике, /Ред.-сост. Ян Достал; Пер. с нем, -М.:Музыка, 1981, -333 с.

73. Смирнова Т.И. Фортепиано, Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации, -М.: Криптологос, 1992. -56 с.

74. Спутник учителя музыки. -М.:Просвещение, 1993. -12,6 п.л.

75. Степанов А.А., Чугаев А.Г. Полифония. -М.: Музыка, 1972. 111 с.

76. Теплов Б.М, Избранные труды: В 2-х т. -Т.1. ~М.: Педагогика, 1985. -328 с.

77. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Метод, пособие» -М.: Сов, композитор, 1989.-143 с.

78. ТУрсункова Г.М. Особенности проявления творческих способностей младших школьников в фортепианно-исполнительской деятельности: Автореф. дис.,. канд пед. наук. /Нии худож. воспитания. -М.:АПН СССР, 1987, -16 с.

79. Тюлин Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады, -М.:Музыка, 1971. -7,0 п.л.

80. Урок как педагогическое средство формирования самостоятельности студентов в классе камерного ансамбля: Метод» разраб. -Алма-Ата, 1984. -35 с»

81. Учебные задания по развитию творческих задатков ученика в классе фортепиано /1-й год обучения/: Метод, разраб. -Минск, 1989. -42 с.

82. Хагер Н, Этапы формирования моделей. -В кн.: Эксперимент. Модель. Теория, -Москва-Берлин: Наука, 1982. -С.128-142.

83. Фибиан В. Моделирование в биологии. -В кн.: Эксперимент» Модель. Теория, -Москва-Берлин; Наука, 1982. -С.142-153.

84. Фейгин М.Э» Мелодия и полифония в первые годы обучения фортепианной игре. -М»: Сов. Россия, 1980. -72 с.

85. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. Сов. композитор,,1973. -158 с.

86. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство, -М.: Музыка, 1969, -598 с.

87. ФинкельштеЙн Э»И. Маленький словарь маленького музыканта. -СПб.: Композитор, 1994» -2,5 п.л.

88. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.:Музыка, 1964. -160 с,

89. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд: Музыкант в современном мире: Книга для учителя, -М.: Просвещение, 1992. -240 с.

90. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композ тор, 1988.-384 с,

91. Чайковский Д.Я» Переписка с Н.Ф. фон Мекк, -Т.2. 1879-1881. /Ред. и прим. В.А.Жданова и Н.Т.Жегина, -М.,1935, -676 с.

92. Чайковский П.И., Танеев С.И, Письма» /Сост. и ред. В.А. Жданов. -М»: Госкультпросветиздат, 1951, -555 с,

93. Черная М.Р, Полифония в камерных жанрах клавнрной музыки В.А.Моцарта и традиции 18 века /вопросы теории исполнительства/: Автореф. дис. канд. искусствоведения. /Рос. акад. музыки. -М., 1994. -23 с,

94. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора» -Л»: %зыка, 1972. -48 с.

95. Шингаров Г.Х. Теория отражения и условный рефлекс. -М»: Наука, 1974. -320 с»

96. Шалов А.П. Фортепианная педагогика: Метод пособие, -М,: Сов. Россия, 1960. -171 с.

97. Шетинский А. Обучать интонационному мышлению: 0 музыкально педагогической системе В.Брайнина. //Муз. академия. -1993» ~№1. -С.Т60-164.

98. Johtnn Seba s rian 6ach: Leben und Wei-* in po<.: Ejne Ahthol. in 2 У Th«menlcrei«n/Hrsg-^h Scbufzej,-3. Auf/.- Leipzio:

99. Ma-chns J, The Ehjoyment of MmsIc: An induction to p.r«pti^nster.r«j.-N.-J , London--p.

100. Read G. Music notation. /4 manual of modern p^ctfee. By Cumber head. London, Ga/Unce, 1Ж.-Ч32 p.- ну

101. Список творческих работ автора по защищаемой проблеме х

102. Л 22» Мелодия 3 № 23» Канон № 24, Мелодия 4 Jfe 25. Дуэт

103. Л 26. Классическая соната 2. СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ, НАПИСАННЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА:

104. А.Исенко» Фуга на тему украинской народной песни /3 модели/

105. А.Исенко. Фуга "Осень" /Змодели/

106. М*Глинка. Фуга ля минор /4 модели/

107. М.Глинка. Фуга до мажор /3 модели/

108. А.Исенко, Фуга "Труба и валторна" /3 модели/

109. М.Глинка, Фуга фа мажор /3 модели/

110. Г.Пахульский, Фуга ре мажор /3 модели/

111. Н.Мясковский, Фуга "В старинном стиле" /2 модели/

112. Г.Ф.Гендель, Фуга си минор /3 модели/

113. И.С.Бах. Фуга до минор /2 модели/

114. A.Самонов, фуга до минор /3 модели/ Д.Кабалевский, фуга ля мажор /4 модели/ К.Эйгес. Фуга-этюд /3 модели/

115. B.Фесенко. Фуга ми минор /3 модели/ Д.Шостакович, Фуга ми мажор /5 моделей/