Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Макаревская, Любовь Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орехово-Зуево
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макаревская, Любовь Николаевна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Формирование методологических ориентиров музыкального образования на базе достижений классической российской педагогики (XIX - XX века)

1.2. Психофизиологические основы интенсивного развития профессиональных качеств музыканта

ГЛАВА 2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

2.1. Экспериментальная работа в фортепианном классе детской школы искусств в целях интенсивного развития профессиональных качеств пианиста

2.2. Технология интенсивного развития профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в детской школе искусств

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств"

Актуальность исследования. Последние десятилетия ознаменованы появлением большого количества детских школ искусств в качестве важных культурных центров районного и городского масштаба, учреждений профессионального образования и общеэстетического развития детей благодаря концентрации высокопрофессиональных педагогических кадров, широкому спектру организуемых видов и форм образовательной, культурно-просветительной и досуговой деятельности. Более того, современная детская школа искусств является активным участником научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений эстетического и педагогического профиля в качестве учебно-методической базы для проведения апробации и внедрения инновационных методических систем и технологий, способствующих интенсификации учебно-воспитательного процесса, совершенствованию видов, форм, методов, средств работы с детьми.

Данный диссертационный труд представляет собой научно-практическое исследование проблем и возможностей совершенствования учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе детской школы искусств.

В качестве результата обучения фортепианному исполнительству в детской школе искусств традиционно ожидается достижение учащимися определенного уровня профессионального исполнительского мастерства, который подразумевает высокохудожественное и высокотехничное инструментальное исполнение, формирование целого комплекса способностей, знаний, умений, а также личностных качеств, в совокупности составляющих профессиональный, духовный, творческий портрет личности начинающего музыканта. Процесс обучения фортепианному исполнительству в специальных учебных заведениях традиционно представляет собой индивидуальную форму общения педагога с учеником, вследствие чего от педагога правомерно ожидается глубокое изучение личности каждого ученика во всех аспектах, анализ особенностей проявлений его индивидуальности, осуществление попытки разработки индивидуализированной педагогической стратегии для работы с каждым конкретным учеником класса, коррекции учебных планов и программ в соответствии с особенностями психофизиологического, интеллектуального, моторного, творческого развития ребенка.

Многолетние наблюдения за работой фортепианных педагогов в различных детских специальных учебных заведениях, участие в научно-практических конференциях по проблемам фортепианной педагогики и личностно-ориентированного обучения позволили сделать следующие выводы:

1) практически все фортепианные педагоги понимают потенциальную эффективность осуществления индивидуализированного подхода к обучению детей игре на фортепиано по сравнению с выполнением типовых учебных программ;

2) осуществляемые попытки индивидуализации учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе, как правило, носят поверхностный характер, не затрагивая проблемы установления глубинных (психофизиологических) причин личностных различий;

3) иногда в педагогических кругах встречается мнение, что главным критерием эффективности обучения игре на фортепиано (а следовательно, профессионального мастерства преподавателя) является положительная экзаменационная оценка и количество концертных выступлений ученика, что достижимо благодаря предъявлению завышенных требований и жесткому контролю за работой ученика.

Мы установили, что методическая специфика профессиональной деятельности в фортепианном классе детской школы искусств обусловливается:

1) методологическими подходами и дидактическими принципами, формирующими стиль педагогического руководства и взаимодействия с учеником;

2) законами, принципами, методами, формами обучения инструментальному исполнительству как особому виду репродуктивной, созидательной деятельности человека;

3) психофизиологическими особенностями развития специальных качеств, способностей, умений, наличие которых у начинающего пианиста необходимо для его профессионального становления.

В данном контексте было определено содержание научно-теоретической исследовательской деятельности, что, в свою очередь, определило направленность и результаты экспериментально-практической работы в фортепианном классе детской школы искусств. На современном этапе российского образования наиболее прогрессивным подходом к обучению, воспитанию и развитию детей является личностно-ориентированный подход, истоки которого мы находим у основоположников гуманной педагогики, по праву считавших, что процессы обучения, г воспитания и развития детей необходимо выстраивать с учетом принципов природосообразности и культуросообразности (JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского).

Данные принципы, а также основные положения и концепции перечисленных ученых полностью созвучны целям, задачам и содержанию музыкального образования, так как фундамент и общей педагогики в духе гуманно-личностных традиций, и музыкальной педагогики составляют понятия человечности, духовности, культурных общечеловеческих ценностей, красоты, индивидуальности, интеллектуальности, творчества.

Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Музыкальное обучение реализует психологическую функцию образования: создает условия для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности, непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка. Целью данного процесса обучения является расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности. Если раньше перед педагогом ключевая задача ставилась следующим образом: «как обращаться с учеником, чтобы он наиболее успешно осваивал нужные навыки», то теперь основная проблема преподавания формулируется принципиально иначе: «каким должно быть содержание обучения, чтобы творческая личность ученика плодотворно развивалась». При этом имеется в виду не просто адаптация содержания того или иного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям ученика, а кардинальная его трансформация с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального и творческого развития личности.

Эффективность обучения должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения. Соответственно в качестве критерия оценки эффективности тех или иных принципов, подходов, методов и форм обучения должны выступать не только показатели сформированности знаний, умений и навыков, но и показатели творческих и интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития ученика.

Реализация этих наиболее прогрессивных на сегодняшний день педагогических принципов предполагает глубокое знание педагогом естественных, психофизиологических законов развития человека, сформулированных C.JI. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.А. Ухтомским. Осуществление учебного и воспитательного воздействия должно при этом осуществляться с позиций личностно-ориентированного подхода. Однако этот прогрессивный и актуальный подход к организации образовательного процесса, в частности в классах фортепианного исполнительского искусства детских специальных учебных заведений, не находит реализации в современной музыкально-педагогической практике, о чем выше уже говорилось. Таким образом, выявленное противоречие явилось смысловым ядром проблемы исследования.

Данную научную работу составили результаты многолетних теоретических и эмпирических исследований по выявлению, систематизации, экспериментальной проверке подходов, принципов, методов, форм и средств динамичного и фундаментального решения выявленной педагогической проблемы.

Наш многолетний практический опыт в области преподавания фортепиано в детской школе искусств, а также обобщение результатов научного исследования в области детского музыкального образования позволили по-новому осознать видение проблемы организации учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе.

Каждое научное исследование в области детской музыкальной педагогики (в частности, обучения фортепианному исполнительству) опирается на неоспоримые философские, научно-педагогические общеэстетические, специальные искусствоведческие концепции и положения, составляющие его методологическую базу. Однако анализ результатов практической реализации (массового внедрения) существующих методических систем и технологий обучения фортепианному исполнительству в том виде, в каком это можно наблюдать в большинстве детских школ искусств и музыкальных школ, демонстрирует фактический отрыв внутрисистемных компонентов - этапов, форм, видов, методов, приемов, средств педагогической деятельности - от заявленных в соответствующих научно-теоретических трудах методологических основ, являющихся по своей сути и содержанию смыслообразующим ядром, определяющим образовательную стратегию педагога. Подобный отрыв практической реализации методик и технологий от их теоретикометодологического компонента является причиной многочисленных безрезультатных попыток решить некоторые острые проблемы образовательного процесса в фортепианном классе детской школы искусств, таких, например, как отток учеников, изначально пришедших в фортепианный класс по собственному желанию либо по желанию родителей в силу наличия у детей необходимого комплекса задатков и способностей.

В связи с этим современным фортепианным педагогам требуется переосмыслить подходы, принципы, методы, формы, средства обучения фортепианному исполнительству, осуществить критическое (сравнительно-аналитическое) теоретико-эмпирическое изучение структуры и содержания профессиональной деятельности педагога в фортепианном классе детской школы искусств для определения тех этапов работы, на которых происходит проявление и обострение основных проблемных ситуаций, а ,также для конкретизации факторов и условий, провоцирующих их проявление.

Параллельно необходимо сконцентрировать внимание и усилия на достижении главных целей профессионального музыкального образования, в частности - формирования профессиональных качеств, под которыми, как правило, подразумевают все интеллектуальные способности, физические возможности, психоэмоциональные особенности, наличие которых у пианиста необходимо для достижения высокого уровня профессионального исполнительского мастерства. Таким образом, формирование и развитие значимых профессиональных качеств представляет собой одну из первостепенных педагогических целей и одновременно актуальных проблем.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблему формирования и развития профессиональных качеств, обусловливающих высокие педагогические результаты в рамках обучения музыкальному исполнительскому искусству в специальных учебных заведениях, в частности в фортепианном классе детских школ искусств и детских музыкальных школ, затрагивали в своих диссертационных исследованиях многие отечественные ученые, музыкальные педагоги и музыканты-исполнители.

Ряд исследований характеризуется общей целью - разработать педагогические механизмы выявления и развития общих и музыкальных способностей (В.П. Анисимов, Т.И. Артемьева, С.Н. Арчажникова, Д.К. Кирнарская, Г.М. Салдаева, К.В. Тарасова).

В диссертационных трудах ИЛО. Алиева, Л.Ф. Афонченко, И.Н. Головко, B.C. Кориной осуществляется общий структурно-содержательный анализ профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Многие ученые и педагоги (Е.Н. Задорина, Н.О. Гафурова, О.В. Гончарова, М.А. Кононенко, В.Е. Кузьмин, ЕЛО. Лукаш, О.Б. Мочалова, В.А. Поляков, Е.В. Пономарева, М.Т. Таллибулина, Н.Э. Тараканова) проблему выявления и развития тех или иных профессиональных музыкально-исполнительских, личностных социальных и творческих качеств рассматривают сквозь призму одаренности (общей или художественно-творческой), то есть с учетом более широкого базового спектра задатков, способностей, более высокого интеллектуального и творческого потенциала, на фоне специфических особенностей психоэмоционального и социального развития личности одаренного ученика.

Несмотря на значимость развития профессиональных качеств в их неразрывном единстве, подавляющее большинство авторов исследуют лишь отдельные аспекты данной проблемы: специальные (музыкальные) - развитие интонационного слуха, воспитание интонационной культуры пианиста (А.Р. Ачмизов, Е.О. Назарова), развитие музыкальной памяти (Ю.А. Пак), совершенствование тембрового слуха (О.И. Передерий), развитие исполнительского мышления и чувства стиля (Н.М. Смирнова), раскрытие и развитие музыкальности (С.Е. Фейнберг, Ю.А. Цагарелли), а также общие (личностные, социальные) - воспитание самостоятельности (Б.Л.

Кременштейн), воли (В.И. Селиванов), повышение работоспособности (В.И. Рождественская), формирование и усиление мотивации (А.А. Савельев).

Таким образом, анализ литературы выявил отсутствие научных трудов, в которых бы ставилась и решалась проблема формирования и развития всех профессионально значимых качеств пианиста, высказывались бы предложения по их систематизации для оптимизации педагогического процесса. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Цель исследования: разработка технологии интенсивного развития профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в детских специальных учебных заведениях.

Объект исследования: процесс обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: основы и факторы формирования и развития профессиональных качеств пианиста.

Задачи исследования:

- выявить философско-педагогические концепции, составляющие смысл и содержание теоретико-методологической базы начального музыкального образования;

- определить ключевые психофизиологические основы и психолого-педагогические факторы интенсивного развития профессиональных качеств музыканта в процессе обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях;

- сформулировать организационно-педагогические, музыкально-эстетические и психофизиологические условия и критерии, которые необходимо учитывать при организации индивидуализированного обучения фортепианному исполнительству;

- разработать технологию развития профессиональных качеств пианиста, способствующую интенсификации результатов обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях.

Поиск путей решения поставленных задач привел к логическому оформлению гипотезы исследования: основные положения русской классической гуманной педагогики, касающиеся эффективных подходов, методов, форм, средств обучения, воспитания и развития детей, а также знания в области физиологии, психологии, нейронаук способны составить философско-методологическое и научно-теоретическое ядро педагогической деятельности в фортепианном классе детской школы искусств, явиться направляющей идеей для организации личностно-ориентированного обучения и воспитания пианистов, что, в свою очередь, должно обеспечить повышение результативности педагогической работы, открыть новые перспективы решения актуальных проблем детского музыкального образования (в частности, проблемы формирования и развития профессиональных качеств при обучении фортепианному исполнительству),.

Методологические основы исследования.

При проведении первого этапа исследования применялся сравнительно-исторический подход. В результате сравнительного изучения философско-педагогических трудов XIX - XX века были определены основные концепции и положения, составившие -теоретико-методологическую базу исследования, сформировавшие научно-теоретическое ядро экспериментальной педагогической технологии.

С помощью методов и принципов системного анализа, сущность и содержание которого раскрыл Б.С. Гершунский, нам удалось рассмотреть начальное профессиональное музыкальное образование как сложный социальный организм, в котором все процессы осуществляются на трех основных взаимосвязанных уровнях:

- философском уровне, представленном концепциями великих русских ученых-педагогов о гуманизме, творчестве, созидательной деятельности, личности и коллективе;

- общенаучном уровне, включающем достижения педагогики, психологии, нейрофизиологии, музыкознания, формирующие теоретическое ядро данного исследования;

- частнонаучном - музыкально-педагогическим уровне, который составляют методические системы в области музыкального образования, в частности - методики формирования профессионального исполнительского мастерства в сфере фортепианного искусства.

Теоретическая часть исследования выполнялась в рамках антропологического и психофизиологического научных подходов. Их тесная взаимосвязь на протяжении исторического развития гуманитарных и естественных наук объясняется тем, что единым предметом исследовательского интереса является человек как биологический организм, индивид, личность.

Антропологический подход. Классики русской педагогики JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский определили основные методологические позиции для развития и совершенствования современного музыкального образования (гуманность, ориентация на личность, эстетизация окружающей действительности и т.д.), которые обусловливают сегодня выбор прогрессивных форм, принципов, методов организации учебного процесса в классе фортепиано детской школы искусств, формируют особую модель музыкально-педагогической деятельности, ключевыми характеристиками которой являются демократичность воспитания, толерантность педагогического воздействия, интеллектуальная креативность, самобытность, творчество, индивидуально-личностный подход преподавания.

Педагогическое значение и сущность психофизиологического подхода раскрывается в утверждениях великих российских ученых JI.C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.А. Ухтомского о сложности и неповторимости человеческой личности, индивидуальность всех проявлений которой кроется в глубинах человеческой психики и особенностях физиологии (в частности, функционирования нервной системы и головного мозга). Благодаря оперированию научными достижениями в области психологии, физиологии и нейронаук (нейропсихологии, нейрофизиологии, неврологии) нам удалось достичь высоких результатов в процессе разработки экспериментально-практической модели индивидуализированного обучения фортепианному исполнительству и создания технологии интенсивного развития профессиональных качеств музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Психофизиологический подход позволил всесторонне и комплексно исследовать личность каждого ученика для достижения индивидуализации содержания учебного процесса. Смысл индивидуализации обучения и воспитания заключается в организации личностно-ориентированного процесса преподавания в рамках конкретной методологически обоснованной педагогической технологии.

Теоретические основы исследования составили:

- акмеологические концепции, раскрывающие основы, условия и факторы формирования музыкально-педагогического мастерства: О.А. Абдуллиной, Г.В. Арзямовой, А.А. Аронова, Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, К.И. Бузарова, И.С. Букреева, С.Г. Вершловского, С.М. Годник, О.Т. Дзампаевой, М.В. Ерховой, В.А. Ильева, Е.Г. Кирчановой, Л.В. Лидак, Л.А. Рапацкой, А.И. Субетто;

- положения, раскрывающие психологические и физиологические законы и механизмы процессов обучения, воспитания и развития: К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Барановой, М.П. Блиновой, Л.Л. Бочкарева, Дж. Гилфорда, К.М. Гуревича, Е.П. Гусевой, Н.Н. Даниловой, М.Д. Дворяниной, В.Н. Дружинина, В.Д. Еремеевой, А.Л. Крыловой, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.А. Лосевой, Р. Мейли, B.C. Мерлин, Ф.Т. Михайлова, В.Т. Мышкиной, Е.В. Назайкинского, В.Д. Небылицына, В.И. Петрушина, В.В. Печенкова, Ж. Пиаже, В.М. Розина, П.В. Симонова, Я.

Стреляу, С.С. Суровцевой, А.В. Тороповой, П. Фресс, В.Д. Шадрикова, В.П. Эфроимсона, Е.Ф. Ященко;

- результаты научных исследований генезиса и онтогенеза творческих способностей, а также феномена одаренности: Ю.П. Азарова, Н.А. Амосова, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Воронина, J1.C. Выготского, Г.А. Глотовой, Г.А. Голицына, Э.А.Голубевой, А.С. Гориченского, О.Н. Даниловой, В.Л. Дранкова, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Н. Мясищева, З.Н. Новлянской, В.М. Петрова, К.К. Платонова, Ж.-Ж. Руссо, Б.Ф. Сорокина, И.Г. Трифоновой, Л.И. Уманского, Л.А. Чудасовой, В.Д. Шадрикова, В.И. Шарабурова, П.М. Якобсона;

- теоретико-методические основы общего и специального музыкального обучения, воспитания и развития детей школьного возраста, раскрытые в работах Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А.Л. Готсдинера, А.Н. Зиминой, О.Г. Литяйкиной, Н.Н. Луковникова, В.В. Медушевского, Г.П. Стуловой;

- монографии и научно-исследовательские труды, посвященные фортепианному искусству, творчеству знаменитых пианистов, деятельности фортепианных педагогов: Л.В. Биглер, А.В. Вицинского, Н.И. Голубовской, Й. Гофмана, С.А. Гудимовой, М.А. Дроздовой, А. Корто, Е.В. Мамай, С.Е. Фейнберга, Т.А. Хмуниной;

- методики, технологии и отдельные аспекты обучения фортепианному исполнительству: А.Д. Артоболевской, Л.А. Баренбойма, Л.Г. Бейрюмовой, Н.А. Болговой, И.А. Браудо, К.Э. Вебер, В.Н. Говора, А.В. Засимовой, Р.В. Иваниной, А.Г. Каузовой, П.В. Кириченко, Г.М. Когана, А.Г. Костюка, Е.Я. Либермана, Л. Маккиннон, И.В. Малининой, К.А. Мартинсена, A.M. Меркулова, Я.И. Мильштейна, М.В. Митрясова, Г.Г. Нейгауза, А.И. Николаевой, С.И. Савшинского, Н.А. Светозаровой, В.П. Сраджаева, Е.М.

Тимакина, Г.М. Цыпина, М.Р. Черной, Г.И. Шатковского, Е.М. Шендеровича, А.А. Шмидт-Шкловской, А.П. Щапова, Т.Б. Юдовиной-Гальпериной.

Методы исследования:

- теоретический анализ философско-педагогической, музыкально-педагогической, искусствоведческой, психофизиологической литературы;

- наблюдение за процессом и результатами педагогической деятельности в фортепианных классах детских школ искусств и других специальных учреждений;

- анализ школьной учебно-методической документации (планов, программ, разработок, рекомендаций, классных журналов);

- эксперимент, осуществленный в естественных условиях в фортепианном классе детской школы искусств;

- включенное и невключенное наблюдение за учебно-творческими результатами участников экспериментальной и контрольной групп;

- метод математического анализа результатов учебно-творческой деятельности пианистов.

Организация исследования.

В процессе проведения исследовательской деятельности можно выделить следующие основные этапы:

I этап исследования (2000 - 2002 гг.) носил аналитико-поисковый характер. На данном этапе осуществлялись сбор и структурно-содержательное изучение научно-теоретических и учебно-методических источников по проблеме исследования, проводился анализ учебных планов, программ и сопутствующей учебно-методической литературы с целью выработки понятийного аппарата исследования, уточнения исходных параметров и условий для проведения педагогического эксперимента. На I этапе был проведен констатирующий эксперимент (наблюдение за процессом и результатами учебно-творческого развития учащихся фортепианного класса Детской школы искусств им. М.А. Балакирева).

II этап исследования (2002 - 2003 гг.) носил эмпирико-практический характер, включал проведение обучающего педагогического эксперимента, цель которого — получение результатов, подтверждающих эффективность разработанной педагогической технологии интенсивного развития профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в фортепианном классе детской школы искусств.

III этап исследования (2003 - 2005 гг.) носил обобщающий характер: осуществлялись проверка, обработка, систематизация результатов экспериментального обучения и наблюдения, оформление выводов и предложений, внедрение в практику фортепианных классов детских музыкальных учреждений результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- высказано предложение опираться на синтез достижений классической гуманной педагогики, а также современных психофизиологических наук в целях решения актуальной проблемы интенсивного формирования и развития профессиональных качеств пианиста (эффективность выбора данного комплексного научного подхода была подтверждена в ходе апробации и внедрения результатов исследования);

- разработана систематизация всех значимых профессиональных качеств пианиста, учет которой позволяет оптимизировать усилия педагога по разработке индивидуальной стратегии обучения, воспитания и развития ученика;

- предложена альтернативная система комплексного оценивания экзаменационных выступлений пианистов, учитывающая все ведущие критерии профессионального (технического, художественного и творческого) совершенствования учеников.

Теоретическая значимость исследования:

- осуществлено аналитическое обобщение классических русских философско-педагогических положений и концепций, составивших теоретико-методологическую базу для совершенствования методического компонента процесса обучения фортепианному искусству, музыкального воспитания и общего эстетического развития детей в детской школе искусств;

- систематизированы и конкретизированы ключевые педагогические и психофизиологические аспекты современного начального профессионального музыкального образования;

- выявлены наиболее актуальные проблемы формирования и совершенствования профессиональных качеств начинающего пианиста в контексте развития методологии, теории и практики начального музыкального образования;

- разработана классификация типов учеников по уровню креативности, позволяющая интенсифицировать образовательный процесс в фортепианном классе детской школы искусств, ускорить и качественно усовершенствовать результаты формирования и развития профессиональных качеств пианиста.

Практическая значимость исследования;

- внедрение разработанной технологии в образовательный процесс детской школы искусств значительно повышает результативность обучения за счет индивидуализации педагогического воздействия - своевременного выявления психофизиологических и личностных особенностей каждого учащегося на основе разработанной классификации типов и определения оптимальной стратегии педагогического воздействия (существенно снижается отток учащихся из фортепианных классов детской школы искусств, повышаются рейтинги текущей успеваемости и участия в концертно-творческой деятельности);

- предложенная систематизация профессиональных качеств пианиста позволяет оптимизировать педагогические усилия по их формированию и развитию, а также упорядочить процесс разработки стратегии инструментального обучения, музыкально-эстетического воспитания и творческого развития;

- применение на практике разработанного комплекса психологических, воспитательных, игровых и художественно-творческих приемов и средств приводит к укреплению у начинающих пианистов мотивации к занятиям фортепианным исполнительским искусством и музыкальным творчеством, формирования стимулов и потребностей в обучении, самообразовании, творческом самовыражении, создает благоприятные условия для формирования и развития профессиональных качеств пианиста;

- материалы диссертационного исследования могут быть включены в содержание учебных курсов «Теория и методика обучения игре на фортепиано», «Музыкально-педагогический практикум», «Психология музыкального образования» учреждений среднего специального и высшего образования, а также в системе повышения квалификации преподавателей фортепиано.

Положения, выносимые на защиту:

- экстраполяция основных научно-философских положений и педагогических концепций основоположников русской гуманной педагогики на область детского музыкального образования позволяет организовать высокорезультативный процесс обучения фортепианному исполнительству, общего музыкально-эстетического воспитания и творческого развития, все образовательные этапы которого, виды учебно-воспитательной деятельности и формы художественно-творческого взаимодействия гармонично согласуются между собой и в совокупности образуют единую музыкально-педагогическую систему, способную к непрерывному совершенствованию, поступенному эволюционному развитию;

- предварительное выявление уровня креативности ученика, нейропсихологических особенностей его организма, степени развития необходимых для музыкально-творческой деятельности качеств, способностей, знаний, умений, а также составление развернутой личностной характеристики и определение сформировавшейся системы мотиваций является неотъемлемым условием разработки первоначальной методической базы для дальнейшей индивидуализации учебного процесса в фортепианном классе детской школы искусств;

- результатом практической реализации предлагаемой педагогической технологии является быстрое выявление и эффективное совершенствование профессиональных качеств пианиста, которые в совокупности составляют фундамент всестороннего прогрессивного развития ученика в условиях обучения фортепианному исполнительству в детской школе искусств.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются выбором фундаментальных научных концепций и положений в качестве методологической основы; применением методов, соответствующих предмету, цели, задачам, особенностям объекта исследования; проверкой адекватности получаемых результатов экспериментального исследования на различных этапах его проведения; успешным внедрением результатов исследования в практику детских специальных учебных заведений.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (г. Москва), Детской музыкальной школе № 12 (г. Москва), в процессе выступлений на международных научно-практических конференциях «Проблемы реформирования образования в сфере культуры и искусства» (Международная академия информатизации, Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, Москва, 1996г.), «Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века» (Министерство образования РФ, Министерство образования Московской области, Московский государственный областной педагогический институт, Орехово

Зуево, 2003 г.), посредством научных публикаций по теме диссертации (статей, учебного и учебно-методического пособий), а также в процессе проведения мастер-классов в Академии повышения квалификации преподавателей Москвы и регионов России.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ.

Основу образовательного процесса в фортепианном классе составляет не только работа по формированию эстетических потребностей, убеждений, вкусов, но и обучение их адекватной реализации в практической деятельности, предоставление возможности применения полученных знаний при оценке собственной творческой деятельности, изучаемых произведений искусства, анализе развития современной культуры, определения собственного места в этом процессе. Естественное сочетание логики и образности в педагогическом воздействии на ученика с учетом его индивидуальности помогает избегать формально-схоластического характера воспитания при формировании эстетических взглядов и убеждений музыканта.

Таким образом, цель творческого учебного процесса может быть достигнута разными способами. Ему присуща и техническая сторона, охватывающая определенный диапазон знаний педагога - от знания практической психологии, дидактических и методических принципов до знания педагогического и концертного репертуара.

Творческая сторона этого процесса заключается в искусстве индивидуального подхода к учащемуся, диагностировании его специфических способностей, слабостей, потенциальных возможностей, выборе подходящего учебного материала именно для данного конкретного учащегося, создании созидательной творческой атмосферы. Кроме того, каждое новое поколение учащихся проявляет свои характерные мировоззренческие и поведенческие черты, требующие от педагога совершенствования собственных знаний, умений, расширения интеллектуального кругозора, развития соответствующих профессиональных качеств.

Владение полной информацией о нейрофизиологических, психоэмоциональных, социально-личностных особенностях развития ^ учеников позволяет корректировать индивидуальные педагогические стратегии и содержание учебно-воспитательной работы для дальнейшего совершенствования учебно-творческой мотивации каждого учащегося, наиболее полного раскрытия его способностей, быстрого и фундаментального формирования профессиональных исполнительских качеств, значительного повышения результатов аттестации.

В процессе осуществления педагогического эксперимента были получены подтверждающие результаты эффективности построения педагогической стратегии на основе глубокого изучения личности каждого ф ученика, определения уровня его креативности (который, в свою очередь, зависит от психофизиологических особенностей организма, природных задатков, объема творческого потенциала, качества профессиональных знаний, умений, навыков в данном виде искусства, спектра развитых способностей и необходимых качеств личности ученика), а также выявления ведущей мотивации и организации педагогического взаимодействия с использованием мотивационных рычагов.

Каждому уровню креативности соответствует определенная ниша художественно-творческой деятельности в рассматриваемом виде искусства, ф Понятие «ниша» подразумевает конкретные виды и формы творчества определенного уровня технической и художественной сложности, которые ученик способен осуществлять самостоятельно либо в содружестве с педагогом или другими учениками фортепианного класса.

Для того, чтобы уровень сложности выбранной «ниши» соответствовал уровню профессионального развития ученика, а содержание «ниши» отвечало потребностям и желаниям начинающего пианиста, целесообразно составить план примерных творческих заданий с соблюдением ф прогрессирующей технической и художественной сложности, производить предварительное прогнозирование креативного развития ученика и в дальнейшем регулярно анализировать целесообразность и актуальность направлений дальнейшей работы в проблемных областях.

Осуществление постоянного контроля и анализа динамики изменения особенностей, возможностей, склонностей, мотивировок ученика позволяет корректировать спектр методов, форм, приемов, средств обучения и развития, являющихся наиболее эффективными для данной типологической группы учащихся на определенном этапе развития, что позволяет педагогу ускорить и облегчить процесс профессионального обучения и совершенствования ключевых музыкально-исполнительских качеств в индивидуальном порядке.

В случае, если педагог обладает достаточным опытом в области организации и руководства художественно-творческой деятельностью начинающих пианистов, он может разработать собственное содержание для каждого уровня обучения фортепианному исполнительству и творчеству, и более того - выработать свои критерии для определения границ и содержания каждой «ниши», основываясь на результатах многолетней педагогической практики.

Действия начинающего педагога будут психологически более грамотными, а методологически более обоснованными при соблюдении условия использования в качестве методической базы практических разработок известных музыкальных педагогов, композиторов, теоретиков и методистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Просвещение и одухотворение личности немыслимы без творческого соучастия этой личности в процессе художественного созидания, а умение раскрыть, организовать и направить этот творческий процесс, развить созидательные способности каждого обучаемого, динамично и фундаментально сформировать личностные качества, свидетельствующие о наличии у ученика потенциала для формирования профессионального мастерства - основная задача и главная цель просветителя и педагога, доказательство его профессионального мастерства.

В педагогической деятельности невозможно не учитывать постоянно совершающейся эволюции педагогического искусства и уже осуществленной в XX столетии революции музыкально-технической культуры. В этих новых условиях необходимо искать, а затем содержательно и высокопрофессионально вводить в практический обиход музыкально-педагогической науки новые образовательные пути и направления, новые художественно-эстетические парадигмы, психофизиологические теории, педагогические и информационные технологии. Размышления подобного рода и многолетние педагогические эксперименты привели нас к созданию современной технологии естественного выявления, формирования и развития профессиональных качеств «самого обычного» ребенка, обучаемого в фортепианном классе детской школы искусств.

Процесс обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях строится согласно основным музыкально-педагогическим целям: достижение учащимися начального уровня профессионального исполнительского мастерства, представляющего собой проявление комплекса музыкальных способностей, знаний, умений, а также формирование личностных качеств, в совокупности составляющих профессиональный, духовный, творческий портрет личности начинающего музыканта. Однако многолетний анализ образовательного процесса и его результатов доказывает, что использование традиционных методов, способов, форм взаимодействия педагога и ученика в процессе обучения игре на фортепиано не приводит к достижению основных музыкально-педагогических целей, в частности, динамичному формированию и развитию профессиональных качеств пианиста.

Выявленная актуальная педагогическая проблема практического фортепианного исполнительства определила содержание и направленность данного диссертационного исследования, позволила поставить адекватные научно-исследовательские задачи, решение которых нашло свое отражение в представленном научном исследовании. Нами было выдвинуто гипотетическое положение о необходимости поиска новой научно-методологической и теоретико-методической базы для более эффективного осуществления процесса обучения фортепианному исполнительству в детской школе искусств.

В процессе выбора научно-методологической базы для создания инновационной педагогической технологии в области обучения фортепианному исполнительству был осуществлен анализ русского философского педагогического наследия, результатом которого явилось обобщение основных постулатов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского о законах, принципах, подходах обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Изучение трудов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.А. Ухтомского позволило при проведении экспериментального исследования и разработки педагогической технологии опираться на первичные источники в психофизиологии и психологии личности - научных предметах, раскрывающих генезис и механизмы выявления, формирования и развития профессиональных качеств пианиста.

Экспериментальный учебно-воспитательный процесс был организован в фортепианном классе Детской школы искусств им. М.А. Балакирева. В качестве теоретико-методических ориентиров для организации инновационной музыкально-педагогической деятельности в фортепианном классе детской школы искусств мы избрали методические системы обучения фортепианному исполнительству А.Д. Артоболевской, Л.А. Баренбойма, А.Л. Готсдинера, С.М. Майкапара, С.Н. Савшинского. Результатом проведения научно-теоретического и практического экспериментального исследования явилась разработка технологии обучения фортепианному исполнительству, в процессе реализации которой все заявленные педагогические проблемы разрешаются наиболее динамично и основательно. Таким образом, разработанная технология гармонично согласуется с «классическими» методическими системами общего музыкального воспитания и обучения фортепианному исполнительству, позволяя совершенствовать процесс преподавания, опираясь на лучшие достижения предшественников и коллег -музыкальных педагогов, методистов, концертирующих пианистов.

В результате многолетних научных исследований, наблюдений и экспериментов мы пришли к выводу, что для формирования и развития значимых профессиональных качеств пианиста педагогу необходимо глубоко изучить личность ученика во всех аспектах, проанализировать особенности проявлений его индивидуальности, разработать индивидуализированную педагогическую стратегию работы с данным учеником, произвести коррекцию учебных планов и программ в соответствии с особенностями психофизиологического, интеллектуального, моторного, творческого развития ребенка.

При сильной загруженности учеников в общеобразовательной школе как преподавателям, так и ученикам приходится преодолевать трудности дефицита времени. В задачу педагога входит четкая организация учебного процесса, перенесение основного «центра тяжести» на классный урок, определение для учеников реально выполняемого объема домашних заданий, введение творческих форм классной и домашней работы. Дефицит времени компенсируется основательной методической подготовкой педагога. В таком аспекте урок фортепианного исполнительства представляется верхушкой огромного айсберга - всего объема педагогической работы, однако именно эта верхушка (исполнительско-творческие результаты, которых удается достичь ученикам в короткие сроки) является иллюстративным доказательством эффективности используемой педагогической технологии.

Индивидуализация обучения заключается, в первую очередь, в пересмотре, анализе и коррекции методов обучения, воспитания и развития. Для уточнения методов индивидуального педагогического воздействия ученик может быть подвергнут комплексной диагностике, при которой следует определить:

- преобладающий тип интеллекта ученика;

- мотивацию (принадлежность к мотивационной группе);

- обучаемость;

- креативность (степень развития творческих способностей);

- особенности нервно-психической деятельности (темперамент, лабильность нервной системы, право- или левополушарный тип мышления);

- активность;

- возрастную специфику;

- музыкальные способности (слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность, логическое мышление, ритмокоординация).

Обучаемость диагностируется в процессе беседы с учеником, анализе результатов изложения ему нового материала, последующего диалога, выясняющего наличие у начинающего пианиста следующих способностей:

- способность выделить и понять главное в изложенном учебном материале;

- умение отделить существенное от второстепенного;

- способность воспроизвести прием по показанному образцу;

- осуществление контроля собственных действий;

- проявление профессионального интереса к полученным результатам (положительная эмоциональная окраска);

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макаревская, Любовь Николаевна, Орехово-Зуево

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие к специальному курсу: Основы методологической культуры учителя музыки./ Науч. ред. В.А. Сластенин. М.: Прометей, 1990.- 186 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1989.- 139 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исследования личности). М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 1999.-216 с.

4. Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов. М.: Изд-во УРАО, 2003.-151 с.

5. Алиев И.Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2003.-50 с.

6. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников. В кн.: Роль искусства в воспитании школьников. - М., 1979.-С. 81-92.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1996. - 384 с.

8. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие. Тверь: ТГУ, 2002. - 92 с.

9. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. - М., 1975, вып. 10. - С. 26 - 34.

10. Аронов А.А. Учитель музыки и его миссия // Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века: проблемы, поиски, перспективы: Мат-лы междунар. научно-практич. конференции 15-16 декабря 2003 года. Выпуск 1. Орехово-Зуево, 2003.

11. П.Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. Т.5. - №3.

12. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. СПб: Композитор, 2005. - 96 с.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — Кишинев: Лумина, 1987. - 122 с.

14. Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6-8 лет) на основе взаимосвязи преподавания «Сольфеджио» и «Фортепиано»: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000. -191 с.

15. Асафьев Б.В. Речевая интонация. Д.: Музыка, 1965. - 136 с.

16. Афонченко Л.Ф. Подготовка студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности: На примере специальности «Фортепиано»: Дис. . канд. пед. наук. Елец, 2004. -207 с.

17. Ачмизов А.Р. Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано: Дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2003. - 143 с.

18. Базиков А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России. Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 1999. - 42 с.

19. Баранова JI.А., Дворянина М.Д. Интеллект и его измерение // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976.

20. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке: Книга для начинающих обучаться игре на фортепиано: Беседы с учеником: Советы педагогам. -Л.: Советский композитор, 1989. 167 с.

21. Бейрюмова Л.Г. Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано: Методические рекомендации. М.: Исслед. центр пробл. качества подг. спец-тов, 1993. - 122 с.

22. Биглер Л.В. Л.Н. Оборин педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: На материале занятий в классе фортепиано: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2004. - 26 с.

23. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 142 с.

24. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350 с.

25. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М.: Классика-ХХ1, 2003 (ПИК ВИНИТИ). - 88 с.

26. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности: (В контексте традицион. и современ. концепций). Майкоп, 2000. - 86 с.

27. Букреев И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера: Автореф. дис. . канд. пед. н. -М„ 1983.

28. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. Л.: Советский писатель, 1985. 512 с.

29. Вебер К.Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. СПб.: Союз художников, 2002. - 125 с.

30. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь, 2002.- 159 с.

31. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психологический анализ. М.: Классика -XXI, 2004. - 96 с.

32. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.-93 с.

33. Гафурова И.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1996. - 165 с.

34. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория. Методология. Практика: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. -764 с.

35. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.

36. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992. - 127 с.

37. Говор В.Н. Импровизационная деятельность средство гармонизации личности: Антропометрический подход: (Музыкально-творческое развитие в начальных классах фортепиано ДМШ). - СПб: БАНЭК, ОУЭИ, 1999.-62 с.

38. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2004. - 345 с.

39. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого процесса, шкалирование оценок в творчестве композиторов // Психологический журнал. 1988. - Т.9. - №2.

40. Головко И.Н. Формирование артистизма речи учителя в системе среднего профессионально-педагогического образования: Дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2003. - 210 с.

41. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -304 с.

42. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л.: Музыка, 1985. -143 с.

43. Гончарова О.В. Педагогические условия развития музыкально одаренных детей: Дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2002. - 215 с.

44. Гориченский А.С. АССе-формула одаренности. Екатеринбург: Банк культур.информ., 1997.-63 с.

45. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка», М.: НИИШ, 1989. - 143 с.

46. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.З. -М., 1991.

47. Готсдинер А.Л., Луковников Н.Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Уч. пособ. Калининград, 1985.-79 с.

48. Гофман Й. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М.: Классика-ХХ1, 2003.- 188 с.

49. Гудимова С.А. Музыкальная эстетика: Научно-практич. пособ. М.: ИНИОН РАН, 1999. - 283 с.

50. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

51. Гусева Е.П. Природные предпосылки успешности познавательной деятельности шестилетних детей // Творчество и педагогика: Мат-лы всесоюз. научно-практич. конф. / Отв.ред. Д.Б. Богоявленская. Секция V - М.: Б.и., 1988.-262 с.

52. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 398 с

53. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.,1976.

54. Дистервег Ф.-А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

55. Дранков В.Л. Природа художественного таланта. СПб.: Университет культуры и искусств, 2002. - 323 с.

56. Дроздова М.А. Уроки Юдиной. М.: Композитор, 1997. - 222 с.

57. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика.

58. Развитие. М.: Perse; СПб.: ИМАТОН, 2001.-223 с.

59. Еремеева В.Д. Эффективность деятельности педагога (Нейропсихологический аспект). СПб.: Ин-т образования взрослых, 2002.-107 с.

60. Ерхова М.В. Помогающее поведение учителя: сущность и пути формирования: Учебно-методическое пособие. Ульяновск: ИПКПРО, 2004. - 84 с.

61. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2001. - 206 с.

62. Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развитияодаренных школьников. В музыкальной и математической школах: Дис. . канд. психол. наук. -М., 1994. 169 с.

63. Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: Дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1997.

64. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.:1. Искусство, 1987. 252 с.

65. Иванина Р.В. Работа над фортепианной миниатюрой Р.Шумана (на примере цикла «Детские сцены»): Учебно-методическое пособие. М.: МГУКИ, 2004.-40 с.

66. Ильев В.А. Когда урок волнует: (театральная технология в педагогическом творчестве): Учебное пособие. Пермь: ОЦНИТ ПГТУ, 2004. - 276 с.

67. Как исполнять Бетховена: Сб. ст. / Сост. Засимова А.В. М.: Классика-XXI, 2004. - 232 с.

68. Как исполнять Моцарта / Сост. Меркулов A.M. М.: Классика - XXI, 2004.-177 с.

69. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1965. - ТА, ч. II.

70. Кириченко П.В. Интонационные этюды в классе общего фортепиано: Методическая разработка. Уфа: УГИИ, 2001. - 23 с.

71. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. Проблема адекватности: Дис. . д-ра иск-ния. М., 1997. - 266 с.

72. Кирчанова Е.Г. Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 114 с.

73. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Классика-ХХ1, 2004. - Люберцы: ПИК ВИНИТИ.-201 с.

74. Кононенко М.А. Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности: Дис. . канд. психол. наук. М., 2004. - 232 с.

75. Корина B.C. Формирование творческого интеллектуального потенциала студентов // Современный учитель XXI века: проблемы, поиски, перспективы. Вып. 2. -МГОПИ, 2005.

76. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 210 с.

77. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Классика XXI, 2005. - 246 с.

78. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наук, думка, 1986. - 189 с.

79. Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. - 243 с.

80. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 126 с.

81. Кузьмин В.Е. Становление музыкальности у одаренных дошкольников: Дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 138 с.

82. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. - 424 с.

83. Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. - Т.9.

84. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977.-Т.7.

85. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Прогресс, 1975. -365 с.

87. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 142 с.

88. Лидак Л.В. Педагог как объект научной рефлексии в российской педагогической психологии второй половины XIX XX веков. — Ставрополь, 2001. - 400 с.

89. Литяйкина О.Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России к. XIX первой трети XX веков: Дис. . канд. пед. наук. - Саранск, 1997. - 243 с.

90. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие. М.: Акад. Проект: Трикста, 2004. - 174 с.

91. Лукаш Е.Ю. Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе: Дис. . канд. социол. наук. Владивосток, 2004. -253 с.

92. Майкапар С.М. Из музыкально-педагогического наследия. М.: Композитор, 2003.

93. Маккиннон Л. Игра наизусть. М.: Классика-XXI, 2004 (ПИК ВИНИТИ). -150 с.

94. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского: Методическая разработка для преподавателей. М.: Престо, 2003. - 63 с.

95. Мамай Е.В. Педагогические взгляды Ф.Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений: Дис. . канд. пед. наук. -М., 2004. -202 с.

96. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика-XXI, 2003. - 115 с.

97. Материалы стенографических записей санкт-петербургского педагогического общества// Семья и школа. 1973-1975. - №№1-12.

98. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 718 с.

99. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

100. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

101. Мельникова Н.И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен. Новосибирск: НГК им. М.И.Глинки, 2002.-203 с.

102. Мерлин B.C. Темперамент как фактор учебной деятельности // Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.

103. Милыитейн Я.И. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения. М.: Классика - XXI, 2004. - Люберцы: ПИК ВИНИТИ. - 345 с.

104. Митрясов М.В. Вопросы фортепианной педагогики: Учебное пособие. -Омск: ОГПУ, 1996.-90 с.

105. Михайлов Ф.Т. Индивидуальность // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский. М.: Советская энциклопедия, 1978.-Т.9.

106. Мочалова О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1997.-204 с.

107. Мышкина В.Т. Психологическая готовность к художественной деятельности: Уч. пособ. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры, 1989. - Ч. 1. - 131 с.

108. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

109. Назарова Е.О. Интонационная культура начинающего пианиста: Теория и практика: Дис. канд. иск-ния. СПб, 2003. - 295 с.

110. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982. №5.

111. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

112. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999. - 228 с.

113. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. о-во России, 2000. - 303 с.

114. Общая психология: Учебное пособие / Под. ред. Богословского В.В. -М.: Просвещение, 1981.-383 с.

115. Организация и руководство игровой деятельностью младших школьников в учебной и внеклассной работе: Метод, реком. / Сост. Брынзалей Ю.Г. Гомель: Педагогическое общество БССР, 1984. - 71 с.

116. Основные современные концепции творчества и одаренности: Сборник статей / Сост. Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б. М.: Молодая гвардия, 1997.-402 с.

117. Оствальд В. Великие люди. СПб.: Вятское книгоиздательское ^ товарищество, 1910.

118. Пак Ю.А. Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста: На занятиях по сольфеджио: Дис. . канд. пед. наук. -М., 2002.- 170 с.

119. Парнес Д.Г., Оськина С.Е. На фортепиано, синтезаторе по слуху: Самоучитель. - М.: ACT, 2003. - 199 с.

120. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современная школа: Межрегиональный сборник научных трудов / Отв. ред. Сохранов В.В. -Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2000. 49 с.

121. Передерий О.И. Развитие тембрового слуха в формированиимузыканта: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2003. - 260 с.

122. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994. - 303 с.

123. Поляков В.А. Моделирование психологической системы: Формирование креативной личности в акмеологии. Минск: ВЕВЕР, 2000.- 124 с.

124. Пономарева Е.В. Личностный аспект одаренности и его развитие: Дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 2002. - 213 с.

125. Психологический словарь / Сост. Айрапетянц А.Т., Альтман Я.А., Анохин П.К. и др. М.: Педагогика, 1983.-447 с.

126. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие / Сост. Абдуллин Э.Б. и др. М.: ACADEMIA, 2003. - 366 с.

127. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтес Н.С. -М.: «Академия», 1996.-407 с.

128. Психолого-педагогические проблемы фортепианного исполнительства: традиции и современность: Мат-лы науч.-практич. конф. МГУКИ / Науч.ред. Котомин Е.В., Хомякова О.Б. М.: МГУКИ, 2001. - 108 с.

129. Ражников В.Г. Три принципа педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. - №1.

130. Развитие творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования: Материалы Вторых Брудновских чтений. / Отв. ред. Репринцев А.В. Курск: Изд-во КГПУ, 2001. - 190 с.

131. Развитие фортепианной техники: Пособие для студентов музык.-пед. фак-тов / Сост. Болгова Н.А. и др. Майкоп: АГУ, 2003. - 103 с.

132. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. -М.: МГОПУ, 1996. 142 с.

133. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984. - 141 с.

134. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. -М.: Педагогика, 1980. 181 с.

135. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. -М.: УРСС, 2001.-222 с.

136. Ронжина Р., Крискевич И. Рейтинг оценок // Директор школы. М., 2000. - №5.

137. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.:Питер, 2003.-508 с.

138. Рубинштейн C.JL и др. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.-705 с.

139. Савельев А.А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках музыки (на материале комплексного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 1999. - 20 с.

140. Савшинский С.И. Пианист и его работа: Учебно-методическое издание. М.: Классика-ХХ1, 2002 (Люберцы: ПИК ВИНИТИ). - 239 с.

141. Салдаева Г.М. Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства: Дис. . канд. иск-ния. Магнитогорск, 2003. - 214 с.

142. Светозарова Н.А. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Классика-ХХ1, 2002. - 136 с.

143. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. М., 1982. - Т.З. - №4.

144. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

145. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. -266с.

146. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. -215 с.

147. Смирнова Н.М. Авторский стиль и вопросы формирования исполнительского мышления пианистов: Дис. . канд. иск-ния. -Саратов, 2002.-382 с.

148. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества: Науч.-метод. пособие. Орел: Орловский государственный университет, 2000. - 100 с.

149. Сраджаев В.П. Закономерности управления моторикой пианиста. М.: Континент, 2004. - 216 с.

150. Сраджаев В.П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста: Методическое пособие. Елец: Муза, 2000. - 32 с.

151. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс,1982.-230 с.

152. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.: Прометей, 1992. 269 с.

153. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: Дис. . канд. психол. наук. СПб, 2004. - 171 с.

154. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. Соловейчик С. М.: Издательство политической литературы, 1973. - 272 с.

155. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа»,1973.-288 с.

156. Таллибулина М.Т. Музыкальная одаренность: Структура, тендерные и возрастные особенности проявлений: Дис. . канд. психол. наук. -Пермь, 2003.-195 с.

157. Тараканова Н.Э. Педагогические условия развития мотивационной у сферы личности музыкально одаренных подростков: Дис. . канд. пед.наук. М., 2003.- 180 с.

158. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 173 с.

159. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие / Под ред. Каузовой А.Г., Николаевой А.И. М.: ВЛАДОС, 2001. - 365 с.

160. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.- Т.1.-329с.

161. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-251 с.

162. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Издание 7-ое. -М., 1953.

163. Технология развития педагогического творчества: межвузовский сборник научных работ / Редкол.: Лидак Л.В. и др. Пятигорск: ПГЛУ, 1999.-87 с.

164. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. М.: Советский композитор, 1989. - 143 с.

165. Толстой Л.Н. / Сост. Егоров С.Ф. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили: МГПУ, 2002.-219 с.

166. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: ГУПИМП РСФСР, 1953.-444 с.

167. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 171 с.

168. Трифонова И.Г., Воронин А.Н. Влияние совпадения интроверсии-экстраверсии учителя и ученика на уровень развития креативности // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Воронин А.Н. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 289 с.

169. Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Монахов Н.И. М.: Изд-во политической литературы, 1980. - 384 с.

170. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

171. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 558 с.

172. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-Т.2.-492 с.

173. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-Т.3.-492 с.

174. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика-XXI, 2003 (ПИК ВИНИТИ).-335 с.

175. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

176. Фортепианное искусство на рубеже XX-XXI веков: проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики: Межвуз. Сб. научн. Трудов / Под общ. Ред. Кошелева О.Ю. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.-213 с.

177. Французов Г.А. Искусство фортепианной интерпретации, или Технология воспитания музыкальности: (Обобщение философско-теоретического, метод, и практич. опыта). Красноярск: КрасГУ, 2003.

178. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Т.5. - М.: Прогресс, 1975.

179. Хмунина Т.А. Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки: Дис. . канд. пед. наук. М., 2004. - 192 с.

180. Цагарелли Ю.А. Психологические исследования музыкальности как профессионально важного качества: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л., 19 81.

181. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение. - 1984.- 176с.

182. Чудасова J1.A. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-х годов XX в: Дис. . канд. пед. наук. - Самара, 1996. - 180 с.

183. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.- 159 с.

184. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха: Для педагогов ДМШ. -М.: Музыка, 1996. 182 с.

185. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышленияпедагога. М.: Музыка, 1996. - 203 с.

186. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика-XXI, 2003. - 82 с.

187. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. -М.: Классика-XXI, 2002. 172 с.

188. Эррио Э. Жизнь Бетховена. -М.: музыка, 1975.-350 с.

189. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. М.: Тайдекс Ко, 2003. -238 с.

190. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я детский педагог.- СПб.: Союз художников, 2002. 236 с.

191. Ященко Е.Ф. Психология специальных способностей: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2001.

192. Fromm, Е. The creative attitude // Creativity and its cultivation / Ed/ by H Anderson. New York, 1971.

193. Gardner G. Frames of Mind. Project-Zero, 1983.

194. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.