Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на фортепиано

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Перегудова, Кира Леонидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на фортепиано», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Перегудова, Кира Леонидовна, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬ НЫХ ИНТЕРЕСОВ

1.1. Некоторые вопросы формирования познаватель

• - ного интереса.

1.2. Музыкальный интерес как педагогическая проблема

1.3. Уровни развития и пути стимулирования музы -кального интереса

ГЛАВА П. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И ИХ

ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ПЛ. Перестройка мыслительных процессов в подростковом возрасте

П.2. Стремление к самостоятельности, развитие самосознания - стержневые черты подростка

Л.З. Коллектив и подросток

П.4. Появление стойких познавательных интересов в подростковом возрасте

П.5. Некоторые особенности пианистического развития школьников подросткового возраста в начальный период обучения игре на фортепиано./.

ГЛАВА Ш. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ

III. 1. Констатирующий эксперимент

Ш.2. Поисковый этап эксперимента

III. 3. Обоснование методики обучающего эксперимента

Ш.4. Ход основного этапа обучающего эксперимента

Ш.5. Анализ экспериментальных материалов

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на фортепиано"

В период зрелого социализма складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Перед советскими педагогами стоит сложная задача - воспитание строителей комму -нистического общества. Именно сейчас необходимо обратить особенно пристальное внимание на обеспечение гармонии между умственным и эмоциональным воспитанием молодежи, а без искусства это осущест -вить невозможно. Успех воспитания обеспечивается лишь тогда ,когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось, что мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности. "Но важно, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это зависит от того, каковы интересы и потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" /11, с.63/.

Июньский Пленум ЦК КПСС отмечал, что "по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в об -щественную жизнь" /12, с.20/

Воздействуя на чувства, на эмоциональную жизнь молодого поколения, искусство влияет и на его мировоззрение. "Искусство, - го -ворид В.А.Сухомлинский, - это время и пространство, в котором жи -вет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело,так искусство выпрямляет душу. Для становления человека в годы отро -чества искусство имеет исключительное значение" /31, с.301/.

В результате происходящего общественного развития нашего об -щества по пути социализма значительно увеличилось число людей, стремящихся приобщиться к высоким явлениям человеческой культу -ры. Однако повышение материального уровня в чем-то опережает рост духовной культуры отдельных людей. Создавшееся положение вызывает тревогу, ибо невозможно строить коммунистическое общество без высокого уровня культуры народа, его образования, эстетической зрелости.

Воспитывать человека эстетически - значит эстетически формировать его мышление и чувства, его отношение к жизни, к искусст -ву, к труду, к семье, к дружбе, к общей борьбе. Это формирование жизненных представлений и действий по законам красоты.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения стало насущной задачей сразу после Великой Октябрьской социалистической революции, Предметы эстетического цикла стали не роскошью или чем-то второстепенным. Как отмечалось в "Основных принципах Единой тру -довой школы" - "под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Тру -довое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть ко -нечная цель и труда и науки".

На сегодняшний день в теории эстетического воспитания накоп -лен обширный научный материал.Ряд авторов намечают пути решения проблем эстетического воспитания, которые группируются вокруг эс-тетико-воспитательного процесса (Б.Т.Лихачев - 1972-1974*, В.А.Разумный - 1969; А.И.Буров - 1974; Н.Киященко - 1971; В.К.Скатерщи-ков - 1953; Е.В.Квятковский - 1971; В.П.Юсов - 1975; В.П.Сомов -1975; Б.А.Брылин - 1978; Т.Г,Мариупольская - 1982 и др.).

Не каждый ученик должен стать художником, писателем или композитором, но каждый может и должен научиться любить и понимать искусство, литературу, музыку. Каждый должен стать художественно развитым человеком. И предоставить такие возможности детям - обязанность средней общеобразовательной школы. Не случайно КПСС в Программе ставит перед школой задачу создания всех необходимых условий для художественного творчества детей, для занятия музыкой, живописью, скульптурой.

Музыка отражает жизнь в звуковых образах, с особой яркостью раскрывает внутренний мир человека. Эмоциональная насыщенность музыки всесторонне затрагивает духовную жизнь людей.

Музыка как вид искусства является проводником определенных идей и идеалов. Она обладает особенно большой силой эмоционального воздействия, воспитывает взгляды, вкусы, переживания. Чем выше уровень музыкальных вкусов и интересов, тем успешнее будет обогащающая и облагораживающая роль музыки на подрастающее поколение. Ценность музыки заключается именно в ее способности воздейство -вать одновременно на мысли и на чувства людей. Л.С.Выготский пи -сал: и. если вы хотите вызвать у учащихся нужные вам формы по -ведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специальным приспособлением и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение" /53, с.113/.

Цель музыкальных занятий в школе заключается в общем музы -кально-эстетическом развитии учащихся, которое включает формиро -вание музыкальных интересов, вкусов, развитие творческих способ -ностей. Основная задача музыкального воспитания в общеобразова -тельной школе - обогатить духовный мир выпускников, сформировать их музыкальную культуру, облагородить нравственные качества дать им правильный ориентир в оценке явлений музыкальной жизни" /Е.Я.Гембицкая 124, с.117/.

За годы советской власти большой вклад в развитие теории и методики музыкального воспитания внесли исследования В.Н.Шацкой, М.А.Румер, Н.А.Орловой, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной,' Гродзен-ской, В.К.Белобородовой, Т.Л.Беркман, Г.С.Ригиной, Ю.Б.Алиева, Е.Я.Гембицкой, Т.Н.Овчинниковой и др.

Названные и другие исследователи создали теоретическую и методическую базу, на основе которой изучаются многие частные вопросы, направленные на поиск оптимальных путей музыкально-эстетического воспитания детей (различных возрастных групп, на уроке музыки и во внеклассной работе).

Как известно, в настоящее время музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе осуществляется на уроках му -зыки и во внеклассное время в разнообразных музыкальных кружках. Уроки музыки являются обязательными для всех детей и создают фундамент музыкальной культуры детей и юношества.

Внеклассные музыкальные занятия не столь жестко ограничены во времени, не только обладают большим разнообразием форм и методов работы, но и имеют разработанные учебные программы для музы -кальных кружков (хор, сольное пение, духовой оркестр, оркестр русских народных инструментов, бальный танец, хореографический и театральный кружок). Отсутствуют программы внеклассной работы для фортепианных кружков, хотя существует ряд объективных факторов, вследствие которых внеклассные музыкальные занятия лишь частично выполняют поставленные перед ними задачи.

Во-первых, музыкальные кружки охватывают лишь часть детей, которые сами пожелали заниматься музыкой.

Во -вторых, содержание занятий не всегда соответствует формированию музыкально-эстетических вкусов, чувств, интересов, часто ограничиваясь решением лишь формально-учебных задач.

Названные факторы обусловливаются определенными причинами. Наиболее важной является недостаточно полная, обоснованная разработанность принципов музыкально-педагогического воздействия,форм и методов проведения внеклассных занятий в процессе обучения иг -ре на фортепиано.

В настоящее время существует ряд интересных, практически ценных исследований, посвященных вопросам разработки наиболее рациональных путей музыкального развития школьников во внеклассной работе.

Ряд авторов совершенно справедливо считают развитие музыкальных способностей обучаемых,как условие развития эмоционально-осознанного восприятия музыки, одной из важных задач музыкальных занятий в кружках. Работы Т.Л.Беркман, Л.Г.Арчажниковой, Г.В.Яковлевой, Е.Ф.Карповой /119, 142, 166, 145/ освещают вопросы формирования музыкально-слуховых представлений детей, указывая на существование взаимосвязи этих представлений с двигательными навыками.

Т.Л.Беркман, К.Л.Кравченко, А.А.Пиличаускас, В.И.Петрушин к числу наиболее эффективных методов развития музыкальных способ -ностей относят подбирание по слуху, чтение с листа, импровизацию, транспонирование; Э.В.Козлова, В.Д.Шульгина /146,164/ предлагают произведения советской, украинской фортепианной музыки и музыкального фольклора в качестве учебного материала.

По вопросам формы проведения уроков фортепиано есть разно -гласия: если Ю.М.Чебуков и Г.В.Яковлева являются сторонниками коллективных форм обучения, то К.Л.Кравченко /148/ отрицает ее целесообразность.

Однако, остается недостаточно исследованной одна из существенных причин, не позволяющая осуществлять музыкально-эстетическое воспитание школьников наиболее эффективно и полноценно. А именно - формирование интереса детей к художественным образцам музыкального искусства.

Проблема формирования познавательного интереса к общеобразовательным дисциплинам разрабатывается многими авторами (Г.И.Щукина ,Л- 1971,1975; И.В.Логинова, Свердловск - 1970; В.А.Филиппова, Л-1973; С.Л.Фокина, Л-1977; А.С.Роботова-1973; Н.Г.Морозова, М-1957; В.Н.Максимова,Л-1970-197б и др.).

Вскрыты основные закономерности его проявления и намечены разнообразные пути формирования.

Гораздо в меньшей степени разработана проблема формирования интереса к музыке. Частично касались данных вопросов О.А.Апраксина (М-1971), Т.П.Плеснина (М-1973), Н.М.Черноиваненко (М-1975), Б.А.Брылин (М-1978), Н.В.Соколова (М-1981). Чебуков и Кравченко исследуя свои задачи, отмечая некоторые черты специфики работы с подростками, попутно указывают на значение интереса к музыке как фактора, предопределяющего эффективность занятий.

В последнее время появился целый ряд исследований, посвященных проблеме музыкального интереса, что доказывает актуальность проблемы. В.Л.Яконюк рассматривает развитый музыкальный интерес как основу профессиональных интересов студентов музыкально-педа -гогического факультета (Минск-1977). Н.И.Лысина (М-1982) изучает принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников. Н.Н.Гришанович (М-1980) выясняет особенности формирования познавательной деятельности подростков на уроках музыки, где интерес трактуется как ведущий мотив музыкально-познавательной деятельности. А.И.Паламар чук (М-1981) рассматривает вопросы использования разных видов музыкальной деятельности в формировании музыкальных интересов младших школьников. Э.Б.Абдуллин раскрывает некоторые особенности развития интереса к музыке в условиях пионерского лагеря (М-1978).

Однако, специальных исследований, посвященных проблеме развития интереса к музыке у подростков в процессе обучения игре на фортепиано во внеклассной работе нет.

Актуальность названной проблемы обусловлена, также, следующими факторами:

1) Уроки музыки проводятся в нашей стране по программам ин -ститута художественного воспитания и по программам, разработан -ным Д.Б.Кабалевским. Обе программы учитывают значение интереса в обучении и создают полноценную базу для внеклассного музыкально -эстетического воспитания школьников. На уроки музыки в общеобразовательных школах отводится только один час в неделю. Учитывая этот факт, необходимо шире и разнообразнее привлекать учащихся к вне -классной музыкальной деятельности.

2) В период острой мутации голоса у мальчиков, когда пение допускается в ограниченных пределах, участие в фортепианном кружке позволит не прекращать их активное музыкальное развитие.

3) В подростковом возрасте у детей происходит своеобразная переоценка ценностей, в том числе и эстетических, проявляется желание иметь самостоятельную точку зрения, собственные взгляды. Причем самооценка имеет для подростка не меньшую, а часто даже большую ценность, чем оценка взрослых, к которой он часто относится весьма критически. В связи с этим развитие подростка опреде -ляется ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые он ориентируется, сформировавшейся самооценкой. Подростковый возраст является критическим периодом в формировании музыкальных интере сов, что подтверждают данные социологических исследований (Е.В.Квятковский и'Фогт-Бабушкин, Ю.Б.Шаров и Б.Б.Притула).

4) Возрастные особенности детей-подростков во многом обус -ловливают специфику учебно-воспитательного процесса (в том числе внеклассных занятий, связанных с музыкальным искусством), где фактор развития интереса имеет очень большое значение.

Как уже было сказано, музыкальные студии, кружки общеобразовательных школ жизнеспособны только в том случае, если они ориентированы на интересы и запросы учащихся, на их активную роль в музыкальной деятельности. Д.Б.Кабалевский отмечает: ".мы ни на секунду не должны забывать о самой главной задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, "заразить" их своей любовью к музыке. Если хотите, это даже не задача а, как говорил К.С.Станиславский, сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные зада -чи" (разрядка Д.Кабалевского) /97, с.13/.

Если интересным становится сам процесс овладения знаниями и умениями, то преодоление интеллектуальных трудностей происходит более успешно. Для этого необходимо введение эффективных методов обучения. Таковыми, на наш взгляд, являются частично-поисковый и проблемный методы обучения. При наличии проблемной ситуации активизируется самостоятельная работа мысли школьника, развивающая музыкально-слуховые представления и способствующая зарождению интереса к музыкальной деятельности.

Репертуар имеет большое значение в формировании интересов школьников. Необходим отбор художественно ценных, разнообразных по содержанию произведений советских и зарубежных композиторов русской, западной классики и народных песен.

Данные констатирующего эксперимента указывают на наличие большого интереса подростков к популярным песням советских композиторов. Наличие выразительной мелодии, современных ритмов и тематики обогащают восприятие и вызывают эмоциональный отклик у учащихся. Мы считаем, что при составлении репертуара эту направленность интересов необходимо учитывать, так как недостаточное использование современных песен нарушает связь уроков музыки с современной жизнью. Однако, эти песни надо включать не в качестве основного репертуара, а только как исходную позицию, как своеобразный "манок" на начальном этапе обучения подростков.

Все выше сказанное поможет построить учебный процесс на вы -соком уровне музыкально-слуховой активности при положительном эмо> циональном тонусе, т.е. с учетом психологической структуры инте -реса.

Предметом нашего исследования является процесс формирования устойчивых интересов к художественным музыкальным произведениям у школьников подросткового возраста в начальный период обучения игре на фортепиано во внеклассной работе.

Целью исследования является совершенствование содержания и методов фортепианного обучения, способствующих наиболее успешному формированию интересов подростков (в процессе обучения игре на фортепиано) к художественной музыке и музыкальной деятельности.

Обучающий эксперимент проводился на базе фортепианных кружков при школах № 340 и 89 Краснопресненского района г.Москвы. Из многочисленных музыкальных кружков мы выбрали фортепианные. Это обусловлено популярностью и универсальностью данного инструмента.

Гипотеза: эффективность формирования стойкого интереса под -ростков к художественной музыке и музыкальной деятельности повы -сится, если: в репертуар включить произведения наиболее ими предпочитаемые, художественно ценные, учебный процесс строить с уче -том психологической структуры интереса, методы развития музыкаль -но-слуховой сферы учащихся органически сочетать с элементами проблемного обучения.

Методологической основой исследования является ленинская теория отражения, труды классиков марксизма о необходимости все -стороннего, гармоничного развития личности и роли интересов в ее формировании, а также развитие этих положений в материалах пар -тийных документов - решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам идеологической работы, коммунистического воспитания и народного образования, развития культуры и искусства. Интерес рассматривался нами с позиций диалекти -ческого материализма, как отражение реальной, конкретно-истори -ческой действительности, как сложная взаимосвязь и взаимодействие субъекта и объекта, где внешние причины действуют через посредство внутренних условий.

Задачи исследования.

1. Дать научное обоснование понятию "музыкальный интерес" с опорой на предыдущие исследования, определить структуру, характер взаимосвязей и его место в общей системе интересов. Выявить уровни развития и пути стимулирования музыкального интереса.

2. Выявить возрастные психологические и физиологические особенности развития подррстков и их влияние на процесс формирования музыкального интереса.

3. Проанализировать возможность наличия; взаимосвязи музыкального интереса с уровнем знаний, умений и навыков школьников.

4. Наметить основные критерии отбора наиболее подходящего учебного репертуара.

- 13

- + '

5. Изучить факторы, активизирующие музыкальный интерес и разработать соответствующую методику его формирования.

6. Конкретизировать и экспериментально проверить эффектив -ность предложенной методики обучения подростков.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Анализ литературы и обобщение состояния теории и практики изучаемой проблемы.

2. Констатирующий эксперимент, выявляющий музыкальную подготовку учащихся, их музыкальные вкусы и интересы.

3. Поисковый эксперимент в целях апробации методики развития пианистических возможностей учащихся подросткового возраста.

4. Обучающий эксперимент, включающий отбор и аранжировку диссертантом наиболее подходящего музыкального учебного репертуара, целесообразных методов обучения и использование следующие видов деятельности, способствующих в комплексе формированию устойчивого и активного интереса к высокохудожественной музыке: а) слушание фортепианных, симфонических, вокальных произведений, народных песен и песен советских композиторов, вызывающих интерес ребят и способствующих эмоциональной увлеченности музыкой; б) овладение навыками игры на фортепиано (звукоизвлечение, координация правой и левой руки, педализация, звуковедение, паль -цевая техника и пр.); в) овладение музыкально-теоретическими знаниями и навыками в необходимых пределах; г) подбирание по слуху песен, доступных для восприятия и вызывающих эмоциональный отклик подростков в целях активизации зву -ковысотных, ритмических и тембровых представлений с последующей самостоятельной записью текста; д) участие в фортепианных ансамблях, способствующее формированию образного мышления, приобретению навыков ансамблевого ис -полнения; е) чтение с листа музыкальной литературы, обусловливающее расширение музыкального кругозора и познания музыки; ж) самостоятельное выучивание доступных пьес.

Указанные виды деятельности были сформулированы Т.Л.Беркман /1958-1964/, но мы развиваем их и усложняем путем введения элементов проблемного обучения и частично-поисковых методов подачи учебного материала.

Научная новизна исследования связана с теоретической и экспериментальной разработкой проблемы формирования интереса подростков к музыке в процессе начального обучения игре на фортепиано.

Значение интереса школьников, особенно подростков, к худо -жественной музыке для процесса музыкально-эстетического воспита -ния бесспорно. Поиски путей реализации столь важной задачи ведутся в различных направлениях.

На практике часто случается, что педагогу первоначально удается заинтересовать детей музыкой, привлечь в свой кружок. Однако, вскоре эта заинтересованность проходит и школьник выбывает из кружка. Здесь очень важным представляется раскрытие причин по -добного явления и поиск средств, позволяющих ему противодейство -вать. Мы считаем одним из таких главных средств является построение учебного процесса с учетом фактора интереса (высокая музы -кально-слуховая активность при положительном эмоциональном тону -се). Подбор репертуара с учетом направленности музыкальных инте -ресов подростков имеет, также, существенное значение при формиро -вании интереса. Для того, чтобы изучение было наиболее эффектив нш, подросток должен самостоятельно по мере развития восприятия "открыть" настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Исхода из этого мы считали целесообразным использовать элементы проблемности в процессе обучения школьников игре на фортепиано. Исследование вопросов, связанных с введением элементов проблемности в методику начального фортепианного обучения подростков, проводится нами впервые.

В практической деятельности мы часто встречаемся с тем явлением, что пробуждение интереса ведут с помощью рассказов о композиторах, слушания музыкальных произведений, показа кинофильмов и т.п., не задаваясь целью формирования у детей знаний, умений и навыков самостоятельной музыкальной деятельности. Эти методы работы^ безусловно способствуют пробуждению интереса к музыке детей.

Однако, данные общей педагогики необходимым условием формирования интереса считают наличие активной деятельности в данной области. Интерес и деятельность органически связаны: интерес побуждает к деятельности в то же время являясь ее результатом. I

Формируясь в деятельности, интерес придает ей качественно иной характер: организует волевые усилия, концентрирует внимание и окрашивает ее положительными эмоциями. Ряд авторов (Г.И.Щукина, Л.И.Божович, В.Романовская) совершенно справедливо доказывают,что интерес без реализации, без осуществления - это еще не интерес,а лишь понятие о возможном интересе. Если эту возможность не поддержать деятельностью - его ситуативная вспышка угаснет.

В некоторых исследованиях (Г.И.Щукина, В.Н.Максимова, Н.А. Менчинская, С.Л.Фокина, И.Г.Шапошникова) содержатся гипотетичес -кие предположения о связи знаний, умений, навыков и интересов.Однако, чаще всего данные названных исследователей являются лишь косвенным результатом разработки других проблем. В учебном про цессе, связанном с музыкальным искусством, подобные исследовательские задачи еще не выдвигались.

Практическая значимость. Как подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС - главная задача системы народного образования сегодня состоит в том, чтобы повысить качество обучения. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Постоянно возрастают требования к его работе. "Увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма" - отмечал на Июньском Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов /12/. Практическая ценность работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть внедрены в учебный процесс преподавания фортепиано не только во внеклассной, но и в работе вечерних музыкальных школ, педагогических училищ и музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.

Научное обоснование путей и методов формирования устойчивых интересов школьников к художественной музыке и музыкальной дея -тельности дают возможность учителям:

- целенаправленно влиять на становление музыкальных интере -сов подростков;

- строить обучение в соответствии с возрастными особенностями школьников данного возраста;

- учитывать психологическую структуру интереса;

- осуществить более целенаправленный подход к подбору репертуара ;

- использовать более эффективную методику обучения, что в конечном итоге позволит учителю проводить работу с подростками на более высоком профессиональном уровне. Методические положения и рекомендации могут быть включены в курс "Методика музыкального воспитания" для студентов музыкально-педагогических факультетов соответствующих вузов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование устойчивых интересов подростков к художественной музыке и музыкальной деятельности будет протекать успеш -нее при следующих условиях:

- оптимальный вариант построения учебного процесса предполагает учет таких факторов интереса, как умственная активность в сочетании с положительным эмоциональным тонусом музыкальной дея -тельности;

- использование на первоначальном этапе обучения среди дру -гих произведений популярных песен современных композиторов;

- органическое сочетание методов музыкально-слухового развития с элементами проблемного обучения.

2. Существует определенная взаимозависимость и взаимосвязь между музыкальным интересом и уровнем знаний, умений и навыков обучаемых игре на фортепиано.

Апробация работы осуществлялась:

1. Путем опубликования по материалам диссертации 3 статей.

2. В выступлениях автора с сообщениями по теме диссертации перед директорами школ и учителями музыки Московской области.

3. Материалы диссертации были представлены в тезисах докла -дов на научно-методических конференциях аспирантов НИИ художест -венного воспитания АПН СССР (1974-1981 гг.).

4. Результаты исследования докладывались в школе молодых ученых АПН СССР и ЦК ВЛКСМ в г.Ростове Великом.

5. Путем внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вечерней музыкальной школы (Московская область, Одинцовский район, Акуловская ВМШ). б. В ходе обсуждения диссертации на секторе музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР (1974-1982 гг.)*

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем 147 с.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

9. Результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс преподавания фортепиано не только во внеклассной работе, но и в работе вечерних музыкальных школ, пед.училищ, в курс "Методики музыкального воспитания" для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.

10. Дальнейшая разработка практической части исследования может быть направлена на создание программ и методических пособий для фортепианных кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Перегудова, Кира Леонидовна, Москва

1. К.Маркс. Капитал, т.1, соч. изд.2-е, т.23.

2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.З, Госполитиздат,1955. Немецкая идеология.

3. Ф.Энгельс. Диалектика природы, т.20.

4. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин об искусстве. М., Сов^Рос-сия, 1957.

5. В.И.Ленин. Философские тетради. М.-Л.,1947. (Полн.собр. соч. т.29).

6. В.И.Ленин. О культуре и искусстве. М., Госполитиздат,1956.

7. В.И.Ленин. О коммунистической нравственности. М. , Политиздат. 1959.

8. А.В.Луначарский. Статьи об искусстве. М.-Л., Политиздат,1941.

9. Н.К.Крупская. Ленин о просвещении и народном учителе. Пед.соч. т.11.

10. Программа коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1973.

11. И. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1У82. 12.Материалы Июньского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат,1983.1. Педагогика

12. Б.Л.Вульфсон. Критика теоретико-методологических основ современной буржуазной педагогики. Ж., Сов.педагогика,№3, 1У77.

13. А.И.Герцен. Дневник 1842 г. Полн.собр.соч. и писем,т.9, ред.Лемке.

14. Н.К.Гончаров. Педагогическая система КЛинского. М., педагогика, 1У74.

15. Дидактика. М.А.Данилов и Б.П.Осипов. М., АПН РСФСР,1957.

16. А.Дистервег. Избран.пед.соч.изд.Мин.Просвещ.РСфСР, М., 1956. '

17. Л.В.Занков. Дидактика и жизнь. М., Просвещ.1У68.

18. Н.К.Крупская. Избран.пед.соч. М., АПН РСФСР, 1948.

19. Н.К.Крупская. Пед.соч. т.Ь, АПН РСФСР, 1952.

20. Т.Ё.Конникова. Механизм воздействия коллектива на личность. I.Сов.педагогика, 1У5У, № 11.

21. Т.Ё.Конникова. Проблемы воспитания подростков. М., Знание, вып.З, 1У72.

22. И.Н.Лернер. Дидактическая система обучения. М., Знание,1976.

23. М.И.Махмутов. Проблемное обучение. М., Педагогика,1975.

24. Обучение и развитие. М.,Педагогика, 1975, ред. Л.В.Занкова.

25. В.Оконь. Основы проблемного обучениями., Просвещение,1968-.

26. Д.Пойа. Как решать задачу. Перевод с англ.изд.Учпедгиз, М., 1961.

27. Развитие школьников в процессе обучения. Ред. Л.Занкова, М., Просвещение, 1967.

28. С.И.Самойлович, К.Циолковский в педагогических поисках. К. Сов.педагогика, 1965, 8.

29. Л.Ф.Спирин. Эксперимент в области воспитания. Сб.Методы пед.исследований. М., Просвещение, 1972.

30. В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина. Владивосток,1974.

31. К.Д.Ушинский. Собр.соч. АПН РСФСР, 1948, т.2,т.З.

32. К.Д.Ушинский. Собр.соч. М.-Л., т.10, 1950.

33. И.Г.Шапошникова. Наблюдение как метод изучения познавательных интересов учащихся. Сб.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Научные труды ЛГПИим.Герцена, Л., вып.1, 1975.

34. Ю.В.Шаров. Духовные потребности учащихся старших клас -сов. Ж.Сов.педагогика, 1965, № 8.

35. М.Р.Щукин. Психическое развитие и обучение.Пермь,1973.

36. Г.И.Щукина. Проблема прознавательного интереса в педа -гогике. М., Педагогика, 1971.

37. Г.И.Щукина. Познавательный интерес в учебной деятельное- -ти школьника. М., Знание, 1972, вып.З.

38. Г.И.Щукина. Познавательный интерес и проблема становления личности школьника. Сб. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. Л., ЛГПИ им.Герцена, вып.1975.1. Психология

39. Б.Г.Ананьев. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки ЛГУ № 265, Л., 1959. Серия философских наук. Психология.

40. Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. Л., Госиздат,1968.

41. Л.И.Божович. Познавательные интересы и пути их изучения. "Известия" АПН РСФСР, 1955, вып.73.

42. Л.И.Божович. Личность и ее формирование в детском воз -расте. М., Просвещение, 1968.

43. Л.И.Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Сб.Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Педагогика, 1972.

44. П.П.Блонский. Избран.пед.соч. АПН РСФСР, 1951.

45. П.П.Блонский. Память и мышление. М., Просвещение,1952.

46. П.П.Блонский. Избранные психологические сочинения. М., Просвещение, 1964.

47. П.И.Буцаев. О взаимосвязи эстетического интереса и способностей. Сб.Педагогические проблемы формирования дознаватель -ных интересов. 1975, Л., ЛГПИ им.Герцена, вып.1.

48. Л.С.Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л. , Госпедгиз. 1935.

49. Л.С.Выготский. Избранные психологические исследования. М., АПН РСФСР, 1956.

50. Л.С.Выготский. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., АПН РСФСР, 1955.

51. Л.С.Выготский. Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, I960.

52. Л.С.Выготский. Педагогическая психология. М., АПН СССР,1957.

53. П.Я.Гальперин. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Ж. Вопросы психологии, 1969, № 1.

54. Л.А.Гордон. Потребности и интересы. Ж.Сов.педагогика. 1939, Ш 8,9.

55. А.П.Краковский. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку. М., 1964.

56. В.А.Крутецкий и Н.С.Лукин. Психология подростка. М., Просвещение, 1965.

57. Н.Левитов. Психология характера. М.Просвещение,1959.

58. А.Н.Леонтьев. Мышление. К.Вопросы философии,1964, № 4.

59. А.Н.Леонтьев. Потребности, мотивы и сознание. Материалы 13-го симпозиума 18-го конгресса психологов. М.,1966.

60. А.Н.Леонтьев. Деятельность и сознание. Ж. Вопросы философии, 1972, № 12.

61. А.Н.Леонтьев. Проблема деятельности в психологии. Ж. Вопросы философии, 1972, № 9.

62. А.Н.Леонтьев. Проблема развития психики. М., МГУ, изд.З,1972.

63. А.Н.Леонтьев. Искусство как форма общения. Сб.Психоло -гические исследования, посвященные 85-летию Узнадзе. Тбилиси-1973.

64. А.К.Маркова. Психология обучения подростка. М., Знание, № 8, 1975.

65. А.МЛЛатюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972.

66. Н.А.Менчинская. Обучение и умственное развитие. Материалы к симпозиуму "Обучение и развитие". М., Просвещение, 1966.

67. В.Н.Мясищев. Некоторые вопросы психологии отношений человека. Ученые записки ЛГУ, № 214. Психология и педагогика, 1956.

68. В.Н.Мясищев. Принципы и пути развития психологии. АН СССР, М., 1959.

69. Общая психология. Ред.Петровского. М.Просвещение,1970.

70. Психология. Ред.Ковалева. М., Просвещение, 1966.

71. В.Пекелис. Твои возможности человек. М.,3нание, 1974.

72. С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание. М., АПН СССР, 1957.

73. С.Л.Рубинштейн. О мышлении и путях его исследования. М., АПН СССР, 1958.

74. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии.М.,АПН СССР,1959.

75. С.Л.Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. АН СССР, М., 1959.

76. С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973.

77. В.Н.Сергеевичев. Подросток в школе и дома. Иваново,1969.

78. П.Симонов. Что такое эмоция? Ж. Наука и жизнь,1965, № 5.

79. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. М.-Л.,1947.1. Физиология и социология

80. П.К.Анохин. Высшая нервная деятельность. М., 1963.

81. Н.А.Бернштейн. О построении движений. М.,Медгиз,1947.

82. Б.Ф.Ломов. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема. К. Вопросы философии, 1976, №4.

83. И.П.Павлов. Полное собр.соч. АПН СССР, т.З, кн.2,1956.

84. И.П.Павлов. Павловские среды, т.2, т.З, 1949.

85. И.М.Сеченов. Психологические этюды. СПб, 1873.

86. М.Ценципер. Путь к сердцу. Ж. Наука и жизнь,1975, № 12.

87. Л.М.Сухаребский. Клиника мимических расстройств. М., Медицина, 1966.1. Нейропсихология

88. А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии. М., Медгиз, 1973.

89. Общие вопросы эстетического воспитания

90. Б.В.Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении. М.-Л., 1965.

91. А.И.Буров. Эстетическая сущность искусства. М., Искусство, 1956.

92. Искусство и дети. М., Искусство, 1968.

93. Исследование художественных интересов школьников. М., Педагогика, 1974, ред. Е.В.Квятковский, Ю.У.Фохт-Бабушкин.

94. У4. Д.Б.Кабалевский. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе. К. Советская музыка, 1970, № 9.

95. Д.в.Кабалевский. Про трех китов и многое другое. М., Детская литература, 1972.

96. Д.-Ь.Кабалевский. Прекрасное пробуждает доброе. М., Педагогика, 1973.

97. Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. М., Сов.композитор, 1977.

98. Б.Т.Лихачев. Теоретические проблемы эстетического воспитания, Владимир, 1972.

99. Б.Т.Лихачев. Эстетика воспитания. М., Педагогика,1972.

100. А.В.Луначарский. Что такое образование? О народном образовании. М., АПН РСФСР, 1958.

101. Международное общество воспитания средствами искусства (ИНССА). Третий региональный конгресс. Доклады, посвященные развитию креативности у детей средствами изобразительного искусства. Ж. Сов.педагогика, 1У75, №

102. Музыка и современность, м., Госмузиздат, 1962.

103. Т.П.Плеснина. Музыкальный интерес и динамика его развития. Сб. Вопросы эстетического воспитания в школе. НИИ Общей педагогики. М., 1974.

104. М.Прокофьев. Пути развития советской общеобразовательной школы в свете решений ХХУ съезда КПСС. Ж. Воспитание школьников , $ 4, 1976.

105. А.Сохор. Музыка как вид искусства. М.,Музгиз,1961.

106. Эстетическое воспитание школьной молодежи. М. ,Педагогика, 1981. ст.К.Гофман "Воспитание творческой активности уча щихся при изучении музыки".1. Художественная литература

107. К.С.Станиславский. Работа актера над собой. М., Худ. литература, 1938.

108. Л.Н.Толстой. Письма, 1910 г. "Книга". Писько к Голь-цову (1889 г., сентябрь).

109. Музыкальное воспитание и развитие

110. О.А.Апраксина. Современный ребенок и музыка. Сб."Музыкальное воспитание в школе", вып.8, М., "Музыка", 1972.

111. Ю.Б.Алиев. Подросток-музыка-школа. Сб. "Вопросы методики музыкального воспитания детей". М., "Музыка", 1975.

112. С.Н.Беляева-Экземплярская. Музыкальное восприятие и современная психология. М. , Материалы 3-й научной конференции, вып. 2, 1971.

113. Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение , 1938.

114. Е.Я.Гембицкая. Музыкально-эстетическое развитие учащихся. М., "Музыка", 1970.

115. Н.Л.Гродзенская. Школьники слушают музыку. М., Просвещение , 1969.

116. Музыкальное воспитание в современном мире. М., Сов.композитор, 1973.

117. Музыкальное воспитание в школе, вып.9,"Музыка", 1974.

118. В.Н.Щацкая. Музыка в школе. М., АПН РСФСР, 1963.

119. Фортепианная педагогика и методика

120. А.Д.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. М., "Музыка", 1971.

121. Т.Л.Беркман. Обучение музыке в школе. М. АПН РСФСР,1958.

122. Т.Л.Беркман. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1954.

123. Л.Баренбойм. Фортепианная педагогика. М., Музгиз,1973.

124. Вопросы фортепианной педагогики. М."Музыка",1967.

125. И.Гофман. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961.

126. Е.Я.Гембицкая. Музыка и музыкальное творчество в идейном и нравственном воспитании учащихся. Сб.Эстетическое воспита -ние школьной молодежи. М., Педагогика, 1981.

127. К.Н.Игумнов. О творческом пути и исполнительском ис -кусстве пианиста. Сб. "Вопросы фортепианного исполнительства", вып.З, М., "Музыка", 1973.

128. Исполнительское искусство зарубежных стран., вып.1, М., Музгиз, 1952.

129. Г.Коган. У врат мастерства. Работа пианиста. М., Музыка, 1969.

130. К.А.Мартинсен. Индивидуальная фортепианная техника. М., "Музыка", 1965.

131. Я.Милыптейн. Ф.Лист., М., Госмузгиз, 1956.

132. Г.Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М.,Музгиз,1951.

133. Г.Г.Нейгауз. Творчество пианиста. Сб. "Выдающиеся пиа -нисты-педагоги о фортепианном искусстве". М.-Л.,"Музыка",1966.

134. А.Рубинштейн. Короб мыслей. Отдел рукописей ГПб. им. С-Щедрина.

135. Н.А.Римский-Корсаков. Муз.статьи и заметки. С.Петер -бург, 1911.

136. С.Савшинский. Л.Николаев. М. , Музгиз, 1950.

137. С.Савшинский. Пианист и его работа. Л., Сов.композитор,1961.

138. С.Савшинский. Работа пианиста над техникой. М./'Музыка", 1968.

139. М.Смирнов. Э.Гилельс-педагог. Сб. "Вопросы фортепианного исполнительства", вып.2. М., "Музыка", 1958.

140. К.Черни. Письма. Об изучении игры на фортепиано. СПб.1842.

141. А.Шацкес. Воспоминания о Н.Метнере-педагоге. Сб. "Вопросы фортепианного исполнительства". М. , "Музыка", 1966.

142. А.Шнабель. Моя жизнь и музыка. Сб. "Исполнительское искусство зарубежных стран". М. , "Музыка", 1967, вып. 11.1. Авторефераты

143. О.А.Апраксина. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе. Автореф. докт. дисс. М., 1971.

144. Л.Г.Арчажникова. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд.дисс. М., 1971.

145. Б.А.Брылин. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле. Автореф. канд.дисс. М., 1978.

146. Н.Н.Гришанович. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки. Автореф. канд.дисс. М., 1980.

147. Е.Ф.Карпова. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано. Автореф. канд.дисс. М., 1974.

148. Э.В.Козлова. Эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения произведений советской музыки. Автореф. канд.дисс.1. М., 1968.

149. З.С.Квасница. Специфика фортепианной подготовки учителя. Автореф. канд.дисс. М., 1970.

150. К.Л.Кравченко. Индивидуальное обучение в фортепианном классе общеобразовательной школы. Автореф.канд.дисс.М.,1970.

151. А.П.Краковский. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку. Автореф.канд.дисс. М., 1954.

152. Л.М.Кузнецова. Музыкальные интересы и вкусы школьников. . Автореф.канд.дисс. М., 1973.

153. В.Н.Максимова. Влияние проблемного обучения на формирование познавательных интересов старшеклассников. Автореф. канд. дисс. Л. , 1970.

154. Н.Г.Морозова. Формирование интересов у детей. Автореф. канд.дисс. М., 1967.

155. А.И.Паламарчук. Формирование музыкального интереса у младших школьников. Автореф. канд.дисс. М. , 1980.

156. В.И.Петрушин. Формирование у подростков музыкального творчества на ладогармонической основе. Автореф.канд.дисс. М., 1976.

157. А.А.Пиличаускас. Вопросы музыкального развития учащихся. Автореф. канд.дисс., М., 1972.

158. Н.К.Постникова. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников . Автореф.канд.дисс. Л., 1968.

159. А.С.Роботова. Познавательный интерес к гуманитарным предметам и становление личности. Автореф.канд.дисс. Л.,1973.

160. Романовская. Формирование духовных интересов советской молодежи. Киев 1968.

161. В.А.Филиппова. Формирование эстетических интересов старшеклассников. Автореф. канд.дисс. Л., 1973.

162. Н.М.Черноиваненко. Формирование музыкальных вкусов младших школьников. Автореф.канд.дисс. М., 1975.

163. Ю.М.Чебуков. Музыкально-эстетическое воспитание при обучении фортепианной игре. Автореф.канд.дисс. Донецк 1971.

164. Г.М.Цыпин. Фортепианное творчество Равеля. Автореф. канд.дисс. М 1967.

165. Т.А.Хлудова. Педагогические принципы проф. Г.Нейгауза. Автореф. канд.дисс. М 1954.

166. В.Д.Шульгина. Музыкально-творческое развитие учащихся. Автореф.канд.дисс. М-1972.

167. Г.И.Щукина. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Автореф. докт.дисс. Л., 1969.

168. Г.В.Яковлева. Музыкальное развитие учащихся в процессе коллективно-индивидуального обучения . Автореф.канд.дисс., М., 1973.

169. Зош-ty. ft. v., -/975. -/72. P. W. lfkt6CjtMJk. JoUoio^o oj> ^оСсеесх^Сон.^ьЛ^Э^. 173. H)euotu?L c^f^d1. Ц.Ц., -fw.