автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано
- Автор научной работы
- Чертовской, Алексей Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чертовской, Алексей Николаевич, 2000 год
Введение.
ГЛАВА I. Теоретико-методические основы обучения игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста.
1.1 Обучение игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста: к постановке проблемы.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика особенностей подросткового и раннего юношеского возраста как одно из условий обучения игре на фортепиано.
1.3 Пути и средства музыкально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы.
1.4 Методическая модель фортепианного обучения будущих учителей музыки, не имеющих начальной музыкальной подготовки.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование процесса обучения игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста.
2.1 Констатирующий этап.
2.2 Формирующий этап.
2.3 Контрольный этап.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано"
Стремительное развитие современного общества, обновление системы социальных ценностей и жизненных приоритетов вызывает необходимость постоянного совершенствования системы образования, обновления его содержания, обогащения палитры форм ц методов обучения. В сложившейся сегодня социокультурной ситуации проблема подготовки будущих учителей музыки к их профессиональной деятельности приобретает особую значимость. Согласно Государственному образовательному стандарту сегодня школе требуется педагог-музыкант, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, широким культурным кругозором, развитым художественно - эстетическим мышлением. В области музыкально -Исполнительских дисциплин специалист должен уметь исполнить грамотно, технически точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу, аккомпанировать певцу-солисту, вокальному или инструментальному ансамблю, хору, петь под собственный аккомпанемент, читать с листа и транспонировать, подбирать по слуху, составить словесный комментарий к исполняемым произведениям, владеть навыками самостоятельной работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему для будущей практической деятельности в школе.
В этой связи возникает противоречие между возрастающими потребностями общества, с одной стороны, и спецификой подготовки будущих учителей музыки, с другой. В настоящее время контингент поступающих на музыкальные факультеты (отделения) высших и средних педагогических учебных заведений включает в себя целые группы абитуриентов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Это создает новую педагогическую ситуацию и ставит перед преподавателями целый ряд серьезных проблем. Учащиеся подросткового и раннего юношеского возраста не только психологически, но и в силу недостаточного развития музыкальных способностей труднее входят в процесс освоения такого сложного инструмента, как фортепиано. Ограниченные сроки обучения и дефицит времени для самостоятельных домашних занятий не дают возможности в полной мере подготовить профессионального педагога - музыканта. Причины здесь не только в том, что к раннему юношескому возрасту в психофизиологической организации индивида происходят объективные изменения, существенно влияющие на педагогические подходы к обучению. Методики обучения игре на фортепиано учащихся данной возрастной группы, имеющиеся на сегодняшний день и ставшие уже традиционными, проявляют себя недостаточно эффективно, поскольку базируются на методах и принципах работы с младшими школьниками. В частности, в них заложены: опора на эмоционально - образное восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, яркость и открытость эмоций, игровой характер творческой деятельности, детская тематика репертуара.
В то же время существующая практика обучения учащихся раннего юношеского возраста не в полной мере учитывает специфику их возрастных особенностей, среди которых возросший интеллектуальный потенциал, возможности рефлексии и мотивационно - волевой сферы, стремление к самостоятельности и самореализации, осознанная профессиональная заинтересованность. Из этого следует вывод, что в сложившихся условиях для данного контингента обучающихся необходимы особые, специфические для подросткового и раннего юношеского возраста и адекватные ему теория и методика обучения, которые будут способствовать преодолению обостряющихся к этому возрасту противоречий. Этим обусловлена проблема настоящего исследования.
Цель исследования: разработать теоретические и методические основы обучения игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста.
Объект исследования: процесс инструментального обучения будущих учителей музыки, не имеющих начальной фортепианной подготовки.
Предмет исследования: пути и средства формирования у студентов музыкально-педагогических учебных заведений профессионально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс фортепианного обучения учащихся подросткового и раннего юношеского возраста, не имеющих начальной музыкальной подготовки, будет осуществляться более эффективно при:
- максимальном использовании интеллектуального потенциала учащихся и рациональном подходе к организации процесса обучения;
- освоении специально подобранных упражнений, способствующих развитию гибкости и подвижности игрового исполнительского аппарата в данный возрастной период; прохождении адаптированного педагогом, художественно полноценного репертуара, способного вызвать заинтересованность и эмоциональную отзывчивость у взрослого учащегося;
- стимулировании процесса самопознания и самореализации учащегося на основе его профессиональной заинтересованности, активизации волевых устремлений личности, создании творческой атмосферы путем организации ситуации успеха, предупреждении ошибочных действий и симптомов неуспеваемости;
- формировании музыкально-педагогической мотивации на будущую профессию учителя музыки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теорию и практику фортепианного обучения учащихся подросткового и раннего юношеского возраста.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся, которые смогут послужить основанием для обучения игре на фортепиано в данные возрастные периоды.
3. Определить пути и средства, обеспечивающие овладение необходимыми и достаточными знаниями, умениями и навыками игры на фортепиано за определенный временной период.
4. Разработать теоретическую модель и методические рекомендации, направленные на совершенствование инструментального обучения будущих учителей музыки, не имеющих начальной музыкальной подготовки. у
5. Экспериментально проверить эффективность предлагаемых форм и методов работы.
Методологической основой исследования явились основные положения педагогики высшей школы (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер,
B.А.Сластёнин, М.Г.Плохова и др.); концепции известных психологов и педагогов в области мотивации учебной деятельности (Л.И.Божович,
C.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Г.С.Сухобская, Г.И.Щукина и др.); труды отечественных педагогов и психологов, раскрывающие репродуктивные и творческие аспекты формирования умений и навыков (А.Е.Дмитриев, Е.Н.Кабанова-Меллер, Б.Ф.Ломов, Н.А.Менчинская, М.Н.Скаткин и др.); концептуальные труды педагогов-музыкантов, посвященные проблеме формирования технических умений и навыков в контексте решения определенных художественно-образных задач (Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг, О.Ф.Шульпяков, Й.Гат, К.А.Мартинсен и др.); основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано (А.Д.Алексеев, А.В.Малинковская, В.И.Петрушин, П.А.Хазанов, Г.М.Цыпин и др.); труды по теории и методике музыкального воспитания и обучения, в которых особое место отводится выявлению значимости исполнительской деятельности учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Т.И.Бакланова, Е.И.Максимов, А.Н.Малюков, Л.А.Рапацкая, Г.П.Стулова, Л.В.Шамина и др.).
Методы исследования: изучение широкого круга психолого-педагогической и музыкально-теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта ведущих специалистов в области музыкальной педагогики и методики преподавания музыки; обобщение личного, профессионального опыта автора диссертации; изучение типовых учебных планов и программ; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём обоснована и подтверждена возможность профессиональной подготовки будущих учителей музыки из числа студентов, не имеющих начального музыкального образования.
Охарактеризованы психолого-педагогические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, которые могут служить основанием для решения проблемы обучения игре на фортепиано учащихся данной возрастной группы, а именно: возросший интеллектуальный потенциал, возможности профессиональной рефлексии и мотивационно-потребностной сферы, волевые устремления характера, осознанная профессиональная заинтересованность.
Разработана инновационная методическая модель обучения игре на фортепиано будущих учителей музыки, не имеющих начальной фортепианной подготовки. В ней на каждом этапе уточнены: цели и задачи обучения, внешние и внутренние условия, разработано содержание, включающее необходимый объём знаний, умений и навыков, средства педагогического стимулирования, выработаны соответствующие критерии оценки, а также выбраны оптимальные формы и методы развития учащихся в инструментальном классе. В исследовании определены оптимальные пути и средства, обеспечивающие овладение минимально достаточными для профессиональной деятельности и максимально возможными для каждого учащегося в данных условиях профессионально-исполнительскими знаниями, умениями и навыками игры на музыкальном инструменте.
Логика учебной работы в классе фортепиано с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста существенно изменена в соответствии со спецификой их психофизиологических особенностей и характером будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая автором методика даёт возможность в современных условиях совершенствовать процесс фортепианного обучения будущих учителей, получающих реальную возможность проведения уроков музыки в младших классах общеобразовательной школы. Разработанные в диссертации теоретико-методические подходы могут быть эффективно использованы в работе преподавателей индивидуального обучения музыке в педагогических училищах, колледжах и вузах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Опыт учебной работы музыкально-педагогических заведений показал недостаточную эффективность обучения игре на фортепиано учащихся в подростковый и ранний юношеский периоды по методикам, ориентированным на детский возраст. Это вызвало необходимость поиска новых путей и средств обучения учащихся данных возрастных групп. Инновационные подходы заключаются не столько в кардинальном изменении основных путей и средств, сколько в новом взгляде на акцентирование методических приоритетов, в специфическом подходе к логике и содержанию данной работы.
2. В обучении игре на фортепиано будущих учителей музыки, не имеющих специальной музыкальной подготовки, необходимо в большей мере опираться на их возросший интеллектуальный потенциал, мотивационно-волевые качества, имеющийся опыт общения с искусством и стремление к овладению профессией.
3. Логика учебной работы 8 классе фортепиано претерпевает существенные изменения в соответствии с психофизиологическими особенностями взрослых учащихся. В отличие от общепринятой последовательности обучения игре на фортепиано младших школьников к наибольшим трудностям начального периода обучения у взрослых нужно отнести комплекс психических проявлений, связанных с неверием в собственные силы, неумением концентрировать внимание нй больйиом объеме воспринимаемой учебной информации и невозможностью полноценно удерживать ее в памяти. При этом акценты смещаются в сторону возрастания роли мыслительной деятельности учащихся, мотивационно-потребностных сфер, а также волевых устремлений характера.
4. Методический подход, основанный на учёте специфики возрастных особенностей учащихся подросткового и раннего юношеского возраста, будет способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, постепенному расширению зоны самостоятельности, самоконтроля в процессе взаимодействия ,с фортепиано, и позволит обучающимся овладеть широким спектром исполнительских умений и навыков, необходимых для выполнения основных профессиональных функций учителя музыки начальных классов общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры музыки Учебно-педагогического комплекса «Педколледж-лицей» №4 г. Москвы, в ходе выступления автора на внутривузовской (Москва, 1999) научно-практической конференции, через публикацию работ по теме исследования (1998,1999 гг.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
1. Существенные изменения, происходящие в настоящее время как в общественно-политической, так и в художественно-эстетической сферах нашего общества, вызывают необходимость дальнейшего -совершенствования системы профессионального—образования. В сложившейся социокультурной ситуации проблема подготовки студентов в высших и средних специальных педагогических учебных заведениях к их профессиональной деятельности в школе приобретает особую значимость. Сегодня школе требуется учитель музыки, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, самостоятельностью, творческими способностями и педагогической культурой. Вместе с этим, социально-экономические трудности порождают новые серьёзные проблемы: значительно сократилось число выпускников музыкальных школ, снизилось качество их музыкально-исполнительской подготовки. Это обстоятельство побуждает целый ряд педагогических вузов и колледжей принимать на музыкальные факультеты (отделения) абитуриентов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Положение обостряется тем, что сегодня в педагогические учебные заведения приходят абитуриенты с иным уровнем культуры, видением будущего и другими профессиональными ориентациями. Вследствие этого сразу возникает новая проблема: как при определенных сроках обучения, дефиците времени для самостоятельных домашних занятий студентов в полной мере подготовить профессионального педагога - музыканта для общеобразовательной школы. Это вызывает необходимость поиска особой, специфической для подросткового и раннего юношеского возраста и адекватной ему теории и методики обучения игре на фортепиано, которая будет способствовать овладению максимально возможными для каждого взрослого учащегося в данных условиях умениями и навыками игры на музыкальном инструменте, достаточными для профессиональной деятельности учителя музыки в школе.
2. Методики обучения игре на фортепиано, имеющиеся на сегодняшний день и ставшие уже традиционными, в обучении учащихся подросткового и раннего юношеского возраста проявляют себя недостаточно-эффективно,-поскольку базируются на методах и принципах работы с детьми. Однако, по мере взросления обучаемого в его психофизиологической организации происходят объективные изменения: эмоционально-образное восприятие тяготеет к угасанию, формирование тончайшей системы Сложных координированных движений сталкивается с большими трудностями, утрачивается гибкость и эластичность двигательно-игрового аппарата, появляется чувство неуверенности в своих силах, сомнение в успешности обучения игре на музыкальном инструменте. Поэтому предполагаемая в традиционных методиках опора на психофизиологические факторы детского возраста уже не дает существенных результатов, а становится тормозом на пути овладения музыкальным инструментом.
3. Стремление существенным образом улучшить качество инструментальной подготовки будущих учителей музыки побуждает обратить особое внимание на те психофизиологические особенности учащихся подросткового и раннего юношеского возраста, которые могут служить одним из условий обучения игре на фортепиано в данные возрастные периоды. Таковыми являются: ассоциативно -логический характер мышления, произвольность и устойчивость внимания, большой объём памяти и возможность его распределения, дифференцированность, утончённость эмоциональных реакций, мотивационно-потребностная сфера, волевые устремления личности, осознанная профессиональная заинтересованность.
4. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста -будущих учителей музыки, представленные в данном исследовании, включают в себя: опору на возросший интеллектуальный потенциал учащихся и рациональный подход в организации процесса обучения; формирование музыкально-педагогической мотивации на будущую профессто;формированиеустановкинащи^ навыков, необходимых для выполнения основных профессионально-исполнительских функций учителя музыки; активизацию волевых черт характера; стимулирование процесса самопознания и самореализации учащегося на основе его профессиональной заинтересованности; предупреждение ошибочных действий учащегося и симптомов неуспеваемости; взаимопонимание между педагогом и взрослым учащимся; использование различных средств педагогического стимулирования (оценка успешности учебной деятельности интериоризуется и становится самооценкой обучающегося; создание ситуации успеха формирует более сильные мотивы учебной деятельности, повышает уровень самооценки, самоуважения учащегося).
5. Инновационный характер исследования связан с качественно новым взглядом на условия, логику, структуру и содержание обучения игре на фортепиано учащихся подросткового и раннего юношеского возраста. Это заключается в следующем: на первом этапе обучения педагог при формировании начальных игровых действий преодолевает с учащимся чувство неуверенности в своих силах и способствует достижению учащимся определённой самостоятельности в элементарных игровых движениях; на втором этапе центром внимания становится постижение основных средств музыкальной выразительности и осознанное применение адекватных им пианистических приёмов; на третьем этапе на первое место выходят различные виды сольного и ансамблевого музицирования, совершенствование технических умений и навыков учащегося происходит в процессе освоения адаптированного педагогом, художественно полноценного репертуара; при достижении четвёртого этапа обучающийся получает реальную возможность исполнять грамотно, технически точно, художественно-выразительно фортепианные миниатюры, аккомпанировать певцу - солисту, вокальному или инструментальному ансамблю, хору, читать с листа и транспонировать^подбирать на слух популярные мелодии с разнообразной фактурой аккомпанемента, составлять словесный комментарий к музыкальным произведениям. В итоге это позволяет обучающемуся овладеть широким спектром профессионально - исполнительских знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения основных профессиональных функций учителя музыки начальных классов.
6. Проведенное исследование подтвердило, что освоение фортепиано с учетом принципа последовательного формирования умственных и игровых действий в их взаимосвязи направлено на постепенное расширение зоны самостоятельности, самоконтроля и инициативности учащегося, переход его на каждом следующем этапе на качественно новый уровень свободы взаимодействия с фортепиано. В процессе поэтапного выполнения учебных заданий у учащихся появляется реальная возможность тщательно отрабатывать и надежно закреплять определенные музыкально-исполнительские действия. Внутренняя динамика освоения конкретного умения и навыка, возникающая в результате постепенного усложнения учебных заданий, способствует активизации и концентрации внимания учащихся, мобилизации их творческих возможностей и тем самым создает благоприятные условия для более быстрого и эффективного достижения намеченной цели.
7. Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы доказали эффективность теории и методики, предлагаемой автором для использования на современном этапе в процессе инструментального обучения будущих учителей музыки, не имеющих начальной музыкальной подготовки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чертовской, Алексей Николаевич, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -М., 1991. - 38 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. третье, допол. М.: Музыка, 1978. - 288 с.
4. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1965.
5. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.,1986.
6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф^ дисс. . докт. пед. наук. -М., 1987.-32 с.
7. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. -М.: Знание, 1972.
8. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л., 1949.
9. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта //Человек и общество. Вып.2. - Л., 1967.
10. Анисимов П.В. Формирование у школьников мотивации учебной музыкальной деятельности как проблема подготовки учителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1987. 16 с.
11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.w
12. Аристова JI .П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. - 138 с.
13. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учеб. пособие. -М.: Сов. композитор, 1985. 103 с.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
15. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1986. - 36 с.
16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1965. - 151 с.
17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. МГУ, 1979.
19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982.
20. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Автореф. докт. . пед. наук. Л., 1990.
21. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М., 1928.
22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.
23. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989. - 365 с.
24. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. второе, доп. -Л.: Сов. композитор, 1979. 352 с.
25. Басин Е.Я. Двуликий Янус (о природе творческой деятельности). М.: Магистр, 1996. - 172 с.
26. Басс О.Р., Мухин Е.Г. Хрестоматия педагогического и художественного репертуара для обучения игре на фортепиано. М.
27. TF • ТТпалилтттлиттл 10= 1*71 л 1 X|^UVOVU^VIlllV) \.y\J~Г. — X / X V.
28. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. дляучителя. М.: Просвещение, 1991. - 168 с.
29. Беркман Т.Д. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. - 218 с.
30. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. - 494 с.
31. Бирзкопс. Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1979. - 15 с.
32. Богино Т.К. Игры-задачи для начинающих.музыкантов. Детям и родителям. М.: Музыка, 1974. - 295 с.
33. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дисс.докт. психол. наук. М., 1966.
34. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. /Под ред Д.И.Фельдпггейна. М,- Воронеж, 1995. - 349 с
35. Бычков И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения: На материале уроков фортепиано в ДМШ: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 22 с.
36. В классе А.Б.Гольденвейзера. Сб. статей Д.Д.Благой, Е.И.Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1986. 214 с.
37. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 183 с.
38. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978.
39. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
40. Воробьева О.В. Формирование готовности к музыкально-инструментальной деятельности на школьном уроке у будущих учителей начальных классов: Дисс. . канд. пед .наук. М., 1997. -175 с.
41. Воротникова А.А. Психологические условия становления профессиональной компетенции будущего педагога: Автореф. дисс.канд. психол. наук. -М., 1998. 23 с.
42. Выготский JI.С. Педология подростка. M.-JI., 1931.
43. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1976. - 120 с.
44. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе (сольфеждио, элементарная теория музыки на ФНК педагогических институтов). Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1990. 17 с.
45. Гат Й. Техника фортепианной игры. М.: Будапешт, 1957. -232 с.
46. Гершунский Б.С. Философия образования: МПСИ: Флинта, 1998.-427 с.
47. Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (пособие для педагогов и учащихся). -М. -Л., 1940.
48. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. - 160 с.
49. Горячев В.Г. Особенности самореализации, профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышения квалификации (психологический аспект): Автореф. дисс.канд. психол. наук. Тверь, 1998. - 20 с.
50. Гофман И, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика-XXI, 1998. - 172 с.
51. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутреннеслуховых (художественно-образных) представлений у учащихся музыкантов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1982. -16 с.
52. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
53. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.- 158 с.
54. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и искусства. Т. 6. СПб.: Театр и искусство, 1922. - 156 с.
55. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1978.-381 с.
56. Егорова С.В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 19 с.
57. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
58. Ефремова Э.Р, Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися-музыкантами: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998.-20 с.
59. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии, №6. М.: Педагогика, 1989.
60. Засимова H.JI. Фортепианное обучение на факультете общественных профессий: (Метод, рекомендации). М., 1980. - 59 с.
61. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей //Вопр. психологии, № 2,1989. С. 73 - 81.
62. Зильберквит М.А. Формирование опорных музыкальных понятий при обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-М., 1981.-17 с.
63. Исенко А.И. Фортепиано. Экспресс-курс для детей и взрослых. М.: Голос, 1999. - 230 с.
64. Исследование художественных интересов школьников / Под. общ. ред. Е. В. Квятковского, Ю. У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.
65. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994.
66. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с.
67. Калинина Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Челябинск, 1998. 22 с.
68. Карнаухова Т.И. Формирование умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.
69. Каузова А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 16 с.
70. Качармина Т.А. Проблемы освоения нотной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1990. - 183 с.
71. Кирюшин В.В. О принципах эмоционально-образной педагогики //Игра. Творчество, Одаренность. М., 1992.
72. Киященко Н.И. Пути и средства эстетического воспитания /Отв. ред. Н.И.Киященко, И.А.Конников. М.: Наука, 1989. - 190 с.
73. Юпочарева Т.В. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения / В сб.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1 /Ред. - сост. В.А.Натансон. -М.: Музыка, 1979.-N
74. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1969. 391 с.
75. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1967. 159 с.
76. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986-287 с.
77. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. - 200 с.
78. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1977. -172 с.
79. Кон С.И. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
80. Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М.: Музыка, 1965.- 363 с.
81. Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, - 1970. -272 с.
82. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
83. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. - 111 с.
84. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М. : Музыка, 1978. - 76 с.
85. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е, исправ. и доп.- М.: Просвещение, 1969. 424 с.
86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.- 304 с.
87. Леонтьев А.Н. Избр.' психол. произв. т. I/Под ред. В.В.Давыдова и др.- М.: Педагогика, 1983. 391 с.
88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
89. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 1979.
90. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 295 с.
91. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 3050-х годов («Московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1988.16 с.
92. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. Методические основы. Л.: Музыка, 1972. - 80 с.
93. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.:Музыка, 1982. 143 с.
94. Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. /Сб. Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3. М.: Музыка, 1971.
95. Маковец Л.А. Педагогические аспекты подготовки будущеготт111111дттд m жж тгъ-г rwrtrym тг пт i/vn гттгтаитттА ггапап ТТТТ/»ЛТТТ TTATI otr II и'|>АП¥тат1*jfiiiiCJUi — mjoouvania IV ooibiyuiivniiK; ixt/pw/j, шпшшпип aj>Aniu|/nvn.
96. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1997. 18 с.
97. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -М., 1993. 57 с.
98. Малинковская А.В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1995. - 46 с.
99. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. - 136 с.
100. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1996. -440 с.
101. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
102. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. - 128 с.
103. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
104. Мейлих Е.И. Начальный курс игры на фортепиано для взрослых. Изд. 3-е. I, II Ч.-Л.: Музыка, 1973. 79 с.
105. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
106. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
107. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
108. Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 19757-471 с!
109. Мир детства: Юность /Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. Ред. Г.Н.Филонов. М.: Педагогика, 1988. - 432 с.
110. Миронова Н.И. Диагностика двигательных способностей как условие активизации обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1983. 15 с.
111. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: учебное пособие. М.: МГПИ, 1984.-54 с.
112. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1989. - 32 с.
113. Надолинская Т. В. Музыкально-дидактические игры и драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Метод, пособие для учителя музыки. Таганрог: ТГПИ, 1993. - 49 с.
114. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.-319 с.
115. ИЗ. Науказ Д.А. Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя. Теоретический и методический аспекты: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 20 с.
116. Нейгауз Г. F. Об искусстве фортепианной игры. 2-е изд., М. Музгиз, 1961.-319 с.
117. Николаев Л.В. Несколько слов об исполнительстве. Сов. музыка, №7-8, 1935.
118. Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля; научное исследование. М.: Mill У, 1999. - 61 с.
119. Ныркова В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы. М.: Музыка, 1988.-48 с.
120. Оборин Л. Н. Статьи, воспоминания: К 70-летию со дня рождения. М., 1977. - 227 с.
121. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
122. Овакимова Г.К. Проблемы музыкального развития учащихся в период юности ранней взрослости (Вопросы теории и методиких\ преподавания в классе фортепиано на пед. факультетепедагогического института): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1979. -175 с.
123. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1985. 16 с.
124. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. /Под ред. А.А.Николаева. Вып. 1, изд. 2-е. - М.: Музгиз, 1955. - 219 с.
125. Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности. -М., 1963.
126. Палагина Т.А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1999. 21 с.
127. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педагогическом училище: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. - 20 с.126: Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.
128. Перелыптейн М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1982. 204 с.
129. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997.-384 с.
130. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1991. 32 с.
131. Печко Л.П., Торшилова Е.М., Сухова Т.И. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. М., 1986. - 49 с.
132. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
133. Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1993. 373 с.
134. Писаренко Ю.Г. Совершенствование процесса упражнения в профессиональной подготовке учащегося-музыканта (На материале работы фортепианных классов): Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-М., 1996.-23 с.
135. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917 1967 гг.): Автореф. дисс. .докт. пед. наук. - М., 1989. -41 с.
136. Подуровский Д.М. Ошибочные действия учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема (подростковый и юношеский возраст): Автореф.дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. -26 с. ~
137. Прихожан А.Н. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
138. Программа по предмету: «Музыкальный инструмент». Автор: Т. Степанова. МДО. Педколледж № 15,1992.
139. Психология современного подростка /Под ред. Ю.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. - 236 с.
140. Психология. Словарь / Пов ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. -494 с.
141. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.
142. Развитие психо-физиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1972. -246 с.
143. Разовская И.Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.
144. Рапацкая JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. — 137 с.
145. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты соц. стран о фортепианной методике. М.: Музыка, 1981. — 333 с.
146. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. - 320г»
147. Рубинштейн А.Г. Избранные письма. М.: Музгиз, 1954.
148. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1940.
149. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.
150. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
151. Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика /Вопр. фортеп. пед. Сб. статей под общ. ред. В. Натансона, вып. 4. М.: Музыка, 1976.
152. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. - 108 с.
153. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976. -64 с.
154. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. - 95 с.
155. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.
156. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. -М.: ЦСДК, 1994. 56 с.
157. Сохор А. Теория музыкальных жанров: Задачи и перспективы. В кн.: Теоретические проблемы музыкальных жанров и форм. -М., 1971.
158. Стахи Т.А. Творческие задания в процессе фортепианной подготовки учителя начальных классов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1992.-16 с.
159. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-М., 1990.- 16 с.
160. Степанова Е.И. Возрастная характеристика интеллекта взрослых/Сов. педагогика, №10, 1972.
161. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1990. - 32 с.
162. Суходольский Г .В. Основы психологической теории деятельности. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 168 с.
163. Сухомлинский В.А. О воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1979. - 270 с.
164. Сыркина В.Е. Развитие способностей и характер /Сов. педагогика, № 2,1947.
165. Талалай Б. И. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1982. 15 с.
166. Теоретичекие проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.-320 с.
167. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.-536 с.
168. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.-335 с.
169. Тургенева Э .Ш., Малюков А.Н. Пианист-фантазер. Учеб. пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. М.: Сов. композитор, 1987. - 80 с.
170. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -366с.
171. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. проф. Г.Г.Аракелова. М.: Высшая школа, 1990,- 303 с.
172. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 1975. - 110 с.
173. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. -516 с.
174. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
175. Философский словарь /Под ред. М.М.Розенталя, П.Ф.Юдина. М.: Политическая литература, 1963. 544 с.
176. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. -М.: Просвещение, 1990.
177. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. МГУ, 1968. - 135 с.
178. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987. 181 с.
179. Фролова Н.А. Совершенствование профессионально -технической подготовки учащегося в контексте традиций мировоймузыкальной педагогики (теоретический и методический аспекты): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. -24 с.
180. Хазанов П.А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано): Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. 156 е.
181. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -292 с.
182. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.
183. Хрестоматия по психологии: Для пед. ин-тов /Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. 2 изд., перераб. и доп. -М: Просвещение, 1987.
184. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1984. 16 с.
185. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
186. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1977. 361 с.
187. Чхаидзе JI .В. Об управлении движениями человека. М.: Физкульт. и спорт, 1970. - 136 с.
188. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1996. - 44 с.
189. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизациина материале учебной работы в классе фортепиано): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1997. 20 с.
190. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. 2-е изд. JL: Музыка, 1985. - 70 с.
191. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JL: Музыка, 1986. - 128 с.192Т Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. -150 с.
192. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, 1960. -171 с.
193. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
194. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.
195. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
196. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
197. Bastien J.W. How to teach successfully. Park Ride & La Jolla, Kjos, 1973. -496 p.
198. Teaching piano: A comprehensive guide a reference book for the instructor /Ed. by Denes Agey et al. New York etc.: Yorktown music press, Cop. 1981.-24 c.