Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах

Автореферат по педагогике на тему «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Климай, Екатерина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах"

На правах рукописи

005061319

КЛИМАЙ ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

В ВУЗАХ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

6 Ш 2013

Москва-2013

ск

005061319

Работа выполнена в Московском городском педагогическом университете на общеинститутской кафедре эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Черватюк Петр Акимович

Официальные оппоненты: Щербакова Анна Иосифовна

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор Российского государственного социального университета, заведующая кафедрой социологии и философии культуры

Морозова Зинаида Павловна

кандидат педагогических наук, профессор Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, заведующая кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ведущая организация - Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

Защита состоится « Я

» 2013 года в2^^?часов на заседании

диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссергацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах: Министерства образования и науки РФ: ЬПр://минобрнауки.рф Московского государственного института культуры и искусств:

http://www.mguki.ru/

Автореферат разослан «'/■?» Л/&Л. 2013 г. •

Ученый секретарь диссертационного совета ^ ^

кандидат педагогических наук, доцент [/' 7 Булдина Г.И,

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена происходящими изменениями в самосознании современного человека, российском обществе, а также государственной политике в сфере образования, науки и культуры.: Реформация системы высшего профессионального образования, способствующая формированию открытого образовательного пространства, и постепенное внедрение европейских стандартов в практику отечественных вузов создают предпосылки для более полного развития личностного потенциала человека, освоения им одновременно нескольких различных видов научной и практической деятельности, роста конкурентоспособности, профессиональной и моральной устойчивости в условиях повышенной динамики и информатизации социума.

Новые стандарты, разработанные с целью интеграции отечественного образования, науки и культуры в европейское образовательное пространство, могут способствовать решению наиболее острых задач и в России. Одним из перспективных и активно развивающихся направлений является «Искусства и гуманитарные науки». Данное направление обладает необходимым потенциалом для удовлетворения назревших социальных потребностей в новых принципах построения системы музыкального образования, учитывающей духовные запросы и психолого-педагогические особенности взрослых, желающих обучаться музыкальному искусству, и, в частности, игре на фортепиано. Приобретаемая квалификация «бакалавр искусств и гуманитарных наук» предполагает готовность выпускников к различным видам профессиональной деятельности: образовательной, научно-исследовательской, творческой,

организационно-управленческой и духовной, - то есть достаточно широкую сферу, включающую творческую, педагогическую, культурно-просветительскую области, анализ, создание и исполнение произведений искусства различных' видов, изучение социальных и культурных феноменов, исследование особенностей функционирования искусства в современном обществе.

Недостаточная разработанность организационного, теоретико-методического и практического обеспечения процесса начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук определила проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления содержания и психолого-педагогических особенностей рассматриваемого педагогического процесса, а также в

з

создании эффективной методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Степень научной разработанности проблемы

Исследования по проблемам музыкального искусства, обучения и воспитания имеют многовековую историю. Связь музыки с духовным миром человека, обнаруженная еще античными философами -Аристотелем, Пифагором, Платоном, - неоднократно рассматривалась и в трудах более поздних философов - Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, которые исследовали духовные основы творческого процесса. Вопросы, связанные с воспитанием средствами «свободных искусств», представлены в трудах философов поздней Античности и Средневековья - Блаженного Августина и Марциана Капеллы.

Русскими философами конца XIX - начала XX вв., среди которых H.A. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, рассматривалась проблема поиска человеком духовных ценностей и смыслов в науке, искусстве и религии.

Многие ученые и педагоги-практики рассматривали проблему начального обучения музыке взрослых и детей, а также художественно-эстетического воспитания молодежи, акцентируя внимание на различных сторонах данного процесса. Наиболее общие педагогические и эстетические аспекты исследуемой проблемы были выявлены в трудах отечественных педагогов, философов и культурологов, таких, как Ю.П. Азаров, A.A. Аронов, Ю.А. Афанасьев, М.Н. Афасижев, Ю.К. Бабанский, O.A. Блох, В.И. Загвязинский, М.С. Каган, А.Г. Казакова, Н.И. Киященко, В.В. Краевский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

Психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, J1.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, . С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской, а также зарубежных психологов - А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерса.

В работах Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Н.К. Баклановой, Л.А. Баренбойма, Л.С. Зориловой, В.Г. Кузнецова, Л.С. Майковской, В.В. Медушевского, З.П. Морозовой, Е.В. Назайкинского, Г.М. Цыпина отражены становление и развитие музыкально-исполнительского искусства.

Отдельный пласт исследований посвящен вопросам истории и теории образования взрослых, в том числе в рамках высшего

профессионального образования, рассмотренным в работах

A.Н. Марона, В.И. Подобеда, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой.

Исследованию междисциплинарного и компетентностного

подходов в обучении посвящены труды Е.А. Боярского, И.Д. Зверева, И.А. Зимней, O.E. Лебедева, В.Н. Максимовой, Г.К. Селевко,

B.В. Серикова, A.B. Хуторского.

Вопросы самопознания и самоопределения личности, ее духовного и морально-нравственного развития отражены в трудах таких ученых, как Э.Б. Абдуллин, А.И. Арнольдов, A.A. Аронов, A.A. Жаркова, JI.C. Зорилова, М.С. Каган, А.Г. Казакова, Е.Д. Мелешко, А.Н. Тубельский, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении музыкально-исполнительскому искусству освещаются в работах Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Л.А. Баренбойма,

C.С. Карась, К.А. Мартинсена, Г.М. Цыпина, A.A. Шмидт-Шкловской.

Целый ряд отечественных и зарубежных авторов предлагает

методы и методики обучения игре на фортепиано, в том числе А. Алексеев, Л. Арчажникова, Л. Баренбойм, И. Браудо, Ф. Брянская, Й. Гат, Н. Голубовская, А. Исенко, С. Карась, А. Корто, С. Ляховицкая, Н. Любомудрова, Л. Макиннон, К. Мартинсен, Т. Смирнова, Е. Тимакин, Э. Тургенева, А. Шмидт-Шкловская.

Однако данные работы далеко не полностью раскрывают проблему начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, исследуя в большей или меньшей степени культурно-философские, психолого-педагогические, теоретико-методические либо практические аспекты проблемы.

Начальному обучению игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах как отдельной проблеме до сих пор не уделялось должного внимания в педагогической науке и практике в силу исторически сложившихся представлений о специфике музыкального образования, убеждения большинства педагогов в том, что невозможно научиться играть на фортепиано, если не заниматься музыкой с раннего детства. При этом игнорировалась существующая потребность взрослых в начальном музыкальном образовании, отдельные статистические исследования и опросы в данной области стали проводиться лишь относительно недавно (после 2000 года), не говоря уже об исчерпывающем изучении проблемы, которое до сих пор не было проведено.

Актуальность исследования, осмысление сущности выявленных противоречий и путей их разрешения позволили сформулировать тему исследования: «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах».

Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Предмет исследования - теоретико-методологические и методические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и 1уманитарные науки» в вузах.

Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах; разработать и апробировать экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Задачи исследования:

- выявить содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- определить психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- разработать, обосновать и апробировать экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- обосновать и апробировать педагогическую модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Гипотеза исследования. Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах будет проходить более эффективно, если:

- будет выявлено содержание данного педагогического процесса;

- будут определены психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению

подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- будет разработана, обоснована и апробирована экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано

бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах; - - •"" " ;

- будет обоснована и апробирована педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Методологическую основу исследования составляют:

- философские идеи и концепции о «мусическом» воспитании, способствующем гармоничному развитию личности, изложенные в трактатах Аристотеля, Пифагора, Платона;

- представления о духовной ценности искусства как высшей формы познания мира в немецкой классической философии Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга;

- концепции русских философов - H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева - о творчестве и творческой деятельности;

- деятельностная концепция и концепция развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Г. Казакова,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская);

- аксиологический подход к духовно-творческому развитию личности A.A. Аронова, Н.К. Баклановой, A.A. Жарковой, Л.С. Зориловой, В.Г. Кузнецова, А.И. Щербаковой и др.;

- концепции музыкального обучения, позволяющие развивать личность студентов одновременно с формированием профессиональной музыкальной компетентности, разработанные Э.Б. Абдуллиным, Л.А. Баренбоймом, O.A. Блохом, Л.С. Майковской,

B.В. Медушевским, З.П. Морозовой, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым, Г.М. Цыпиным, П.А. Черватюком.

В качестве теоретической основы исследования выступает педагогическая концепция целостного процесса развития личности, разработанная коллективом кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств -Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, К.К. Григорян, Л.С. Зориловой, Э.М. Сухановой, В.И. Черниченко и др. Данная концепция легла в основу комплексной междисциплинарной программы и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Методы исследования:

- теоретические - анализ и синтез, сравнение и обобщение, изучение и анализ философских, научно-методологических,

теоретических трудов, формирующих логику исследования, раскрывающих закономерности, факторы, условия создания педагогических систем, организации инновационных педагогических процессов на различных уровнях образования, разработки комплексных междисциплинарных образовательных программ и курсов; изучение исторической, общепедагогической и учебно-методической литературы, а также экспериментально-исследовательских материалов по проблеме начального обучения музыкальному искусству, в частности игре на фортепиано, индукция и дедукция, анализ передового педагогического опыта в области начального обучения игре на фортепиано, изучение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, содержания основных дисциплин и факультативных курсов, традиционных и альтернативных систем и методик организации учебно-воспитательного процесса в вузах искусств, систематизация накопленного теоретико-методического и организационно-практического опыта;

- эмпирические - косвенное и включенное наблюдение за процессом и результатами профессиональной подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук в контексте определения возможностей расширения и углубления профессиональных компетенций студентов с недостаточной подготовкой по фортепиано, методы сбора информации о потребностях, желаниях, мотивациях и уровне подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук (беседы, опросы, анкетирование), педагогический эксперимент, прослушивание выступлений студентов и преподавателей вузов, контроль и сравнительный анализ результатов собственной экспериментальной деятельности.

Базы исследования. Настоящее диссертационное исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета культуры и искусств, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. В исследовании приняло участие 160 человек, в том числе 10 преподавателей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2012 гг. и включало три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись отбор и теоретический анализ философских, ' психолого-педагогических, музыковедческих, культурологических, научно-методических и художественно-практических материалов по теме исследования, был сформирован

категориальный аппарат исследования: определены проблема, основные цели, задачи и пути их реализации, объект, предмет, гипотеза; разрабатывалось содержание первой главы диссертационного исследования, раскрывающей историко-педагогический аспект образования взрослых в России, цели и задачи, а также научно-педагогические и организационно-практические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук, осуществлялось исследование процесса и результатов обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого с целью выявления педагогических особенностей данного процесса, а также уточнения методического направления исследования; проводилась диагностика процесса начального обучения игре на фортепиано студентов Московского государственного университета культуры и искусств, не имеющих подготовки по фортепиано (вокалистов, духовиков, ударников, эстрадников); разрабатывалась авторская программа начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. На данном этапе применялись методы включенного и косвенного наблюдения, прослушивания, анкетирования, опросов и бесед, использования передового педагогического опыта, а также экспертных оценок с целью выявления уровня профессионального и личностного развития студентов.

На втором этапе (2008-2011 гг.) осуществлялась разработка экспериментальной методики и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, проводился педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы) на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных результатов, разрабатывалось программное и учебно-методическое обеспечение рассматриваемого образовательного процесса, организационные формы занятий. Был проведен ряд творческих мероприятий, включая концерты, междисциплинарные семинары, мастер-классы и творческие проекты студентов, что позволило стимулировать мотивацию самосовершенствования у всех участников эксперимента и повысить их профессиональные и личностные показатели. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, опросов, бесед, экспертных оценок,

педагогического консилиума, изучения и анализа полученных результатов педагогического эксперимента.

На третьем этапе - заключительном (2011-2012 гг.) - была продолжена научно-исследовательская и педагогическая работа в области начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, окончательно складывалась авторская методика, систематизировался накопленный педагогический опыт, осуществлялись сравнительный анализ и обобщение результатов эксперимента, формировалось содержание основных компонентов педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, программное и учебно-методическое обеспечение данного образовательного процесса, которые в совокупности составили содержание второй главы и приложения диссертационного исследования. Осуществлялась подготовка полученных данных к обсуждению на заседаниях кафедры и совещаниях. На данном этапе использовались методы сравнительного анализа, обобщения и систематизации полученных результатов, подтвердивших гипотезу исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлено содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, которое включает освоение ритмических и интонационных основ музыкального языка, изучаемых на материале народной музыки и произведений старинных мастеров, формирование навыков осознанной самостоятельной работы, а также взаимосвязанных слуховых и двигательных представлений студентов, приобретаемых благодаря комплексному развитию навыков чтения с листа, импровизации и сочинения, изучению элементарной теории в тесной связи с музицированием, постоянному слуховому анализу классических образцов в исполнении наивысшего качества; применению различных способов активизации слуховых представлений в работе над произведением; развитию позиционного мышления; использованию гимнастики рук и комплекса вспомогательных упражнений как эргономичной альтернативы разыгрыванию гамм; организации естественных исполнительских движений, позволяющих избежать перенапряжения;

- определены и всесторонне раскрыты основные психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано

ю

бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, проявляющиеся в необходимости формирования способности к произвольному мысленному оперированию музыкальным образом как основы музыкального, творческого мышления, учете психологического и, в целом, жизненного опыта студентов, их целей и мотиваций при организации продуктивной самостоятельной работы над произведениями, развитии саморегуляции в процессе начального обучения игре на фортепиано, переосмыслении роли преподавателя, выступающего в качестве консультанта и помощника, способствующего преодолению трудностей, связанных с профессиональной подготовкой, а также личностным развитием будущих бакалавров искусств и гуманитарных наук;

- разработана, обоснована и апробирована экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, опирающаяся на комплексную междисциплинарную программу, предназначенную для формирования основ творческого, музыкального мышления и базовых исполнительских навыков у студентов первого года обучения, не имеющих музыкальной подготовки или имеющих недостаточную подготовку по фортепиано и основанную на целенаправленном использовании выявленных межпредметных связей дисциплин, традиционно изучающихся раздельно: сольное исполнение (фортепиано), чтение нотных текстов, исполнительский и педагогический анализ, теория музыки, композиция и ансамблевое музицирование;

- обоснована и апробирована педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, предполагающая диалоговые формы занятий, такие как междисциплинарные семинары и творческие мастерские, способствующие созданию благоприятной познавательно-творческой атмосферы, в которой наиболее эффективно осуществляется всестороннее изучение различных музыкальных стилей, жанров, решение актуальных исполнительских и педагогических задач, раскрытие творческого потенциала, развитие организационных, лидерских и других социально-коммуникативных качеств студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается: в

обобщении и интеграции исторического и современного передового педагогического опыта начального обучения игре на фортепиано; в

и

обосновании педагогической целесообразности и актуальности начального обучения взрослых музыкальному искусству в вузе; в создании комплексной междисциплинарной программы начального обучения игре на фортепиано бакалавров, по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, способствующей формированию основ творческого музыкального мышления у студентов первого года обучения; в обосновании педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, построенной на базе междисциплинарного подхода и комплекса дидактических принципов: системности, культуросообразности, профессиональной актуальности, технической и интеллектуальной доступности теоретико-методического, тематического и репертуарного содержания, синтеза практического, теоретического,

. интеллектуального и художественного аспектов музыкально-исполнительского искусства, создания благоприятного микроклимата, атмосферы сотрудничества и взаимной поддержки обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. Данная методика, синтезирующая достижения прогрессивных классических и современных педагогов-практиков, способствует интенсификации процесса начального обучения игре на фортепиано в соответствии с целями, задачами и ключевыми особенностями рассматриваемой категории обучающихся. Практические исполнительские умения формируются на доступном материале, состоящем, в основном, из народной музыки и произведений старинных мастеров, позволяющем сохранить мотивированный интерес к обучению музыкальному искусству и, в то же время, формировать базовые исполнительские навыки, на основе которых возможно дальнейшее музыкально-исполнительское и художественное развитие студентов, обучение более сложным музыкальным формам, жанрам и стилям, а также формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

Внедрение разработанной педагогической модели и методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в образовательный процесс вузов способствует повышению духовного, морально-нравственного и художественно-эстетического уровня общества, совершенствованию профессиональной

компетентности как у студентов, имеющих хорошую музыкальную подготовку, так и у студентов с недостаточной подготовкой по фортепиано.

Результаты исследования представляют основу для проведения дальнейших теоретических и практических разработок по проблемам совершенствования системы высшего образования, реализации междисциплинарных связей искусств и наук, универсализации профессиональной подготовки бакалавров и магистров, повышения их духовной, нравственной, эстетической и профессиональной культуры в процессе вузовской и послевузовской подготовки.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы, адекватностью методов цели и задачам исследования, методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок, теоретико-методическими концепциями, отражающими логику развития музыкального искусства, музыкально-педагогической науки и системы образования в целом, основополагающими методическими и дидактическими позициями, проверенными в процессе многолетней практики ведущих высших профессиональных учреждений в России и за рубежом. Надежность и корректность результатов исследования обеспечиваются масштабом их апробации и внедрения.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования

Основные теоретические и практические положения исследования отражены в публикациях автора, в том числе в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для размещения результатов кандидатских диссертационных исследований по педагогическим наукам, обсуждались на заседаниях общеинститутской кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, кафедры музыкального образования Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств, выступлениях на научно-практических конференциях различных уровней, проверялись на практике при обучении студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, а также студентов Московского государственного университета культуры и искусств, не имеющих подготовки по фортепиано (вокалистов, духовиков, ударников, эстрадников).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

- Содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах должно включать освоение ритмических и интонационных основ музыкального языка, изучаемых на материале народной музыки и произведений старинных мастеров, формирование навыков осознанной самостоятельной работы, а также взаимосвязанных слуховых и двигательных представлений студентов, приобретаемых благодаря комплексному развитию навыков чтения с листа, импровизации и сочинения, изучению элементарной теории в тесной связи с музицированием, постоянному слуховому анализу классических образцов в исполнении наивысшего качества; применению различных способов активизации слуховых представлений в работе над произведением; развитию позиционного мышления; использованию гимнастики рук и комплекса вспомогательных упражнений как эргономичной альтернативы разыгрыванию гамм; организации естественных исполнительских движений, позволяющих избежать перенапряжения.

- Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах должно осуществляться с учетом основных психолого-педагогических особенностей обучающихся и бьггъ направлено на формирование способности к произвольному мысленному оперированию музыкальным образом как основы музыкального, творческого мышления, организацию продуктивной самостоятельной работы студентов над произведениями с учетом их психологического, жизненного опыта, а также целей и мотиваций обучения, развитие саморегуляции обучающихся, выстраивание взаимоотношений между участниками образовательного процесса, в которых преподаватель выступает в роли консультанта и помощника, способствующего преодолению трудностей, связанных с профессиональной подготовкой, а также личностным развитием будущих бакалавров искусств и гуманитарных наук.

- Эффективная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах опирается на комплексную междисциплинарную программу, предназначенную для обучения студентов, не имеющих музыкальной подготовки или имеющих недостаточную подготовку по фортепиано, и основанную на целенаправленном использовании выявленных межпредметных связей дисциплин, традиционно

изучающихся раздельно: сольное исполнение (фортепиано), чтение нотных текстов, исполнительский,и педагогический анализ, теория музыки, композиция и ансамблевое музицирование.

- Педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах включает междисциплинарную образовательную программу, имеющую модульную структуру, организованную в соответствии с историко-стилевым принципом; методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук, которая подразумевает диалоговые формы занятий - творческие мастерские и междисциплинарные семинары; развивающую образовательную среду, способствующую положительной мотивации процесса обучения, созданию атмосферы научно-исследовательского поиска, творчества и сотрудничества.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта проблема исследования, степень ее научной разработанности, сформулированы цель, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза исследования, положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обоснована достоверность результатов, определены этапы, указаны базы апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Историко-теоретические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах»

раскрываются закономерности и основные психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в вузах, выявляются содержание, цели, задачи и ценность рассматриваемого обучения, а также наиболее эффективные инновационные и исторически сложившиеся организационные формы данного педагогического процесса.

В первом параграфе первой главы «Исторические предпосылки начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и 1уманитарные науки" в вузах» рассматривается исторический генезис взглядов на музыкальное

обучение, воспитание и творчество от античности до наших дней; обсуждается эволюция «свободных искусств» в системе западноевропейского образования, а также историческое развитие системы образования взрослых в России. Приводятся статистические данные, свидетельствующие о возрастающем спросе на музыкальное образование среди взрослых, не имеющих музыкальной подготовки или имеющих недостаточную музыкальную подготовку. Исследуются причины подобного феномена, что позволяет определить основные цели и задачи начального обучения игре на фортепиано рассматриваемой категории студентов. Анализируются возможности и особенности стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с целью организации эффективного начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в вузах.

Во втором параграфе первой главы «Содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах» содержатся результаты детального анализа основных психолого-педагогических особенностей начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, фундаментальных научно-методологических и методических трудов, учебных пособий, практических методических разработок и передового педагогического опыта, составляющих современную теоретико-методическую основу отечественного музыкального образования, делаются выводы о целесообразности и эффективности применения тех или иных методологических подходов и дидактических принципов в организации начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в вузах.

Было установлено, что теоретико-методическое содержание рассматриваемого педагогического процесса должно удовлетворять целям и задачам, а также возрастным характеристикам обучающихся, их профессиональным, художественным и личностным потребностям, интересам, мотивациям. Многие методы и приемы, известные в музыкально-педагогической практике, оказываются неэффективными в процессе начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук, как, например, метод многократного повторения трудных мест, разыгрывание гамм и упражнений, а также методы, основанные на эмоциональном восприятии изучаемого материала. Напротив, вербально-логическое обучение, направленное на понимание

студентами конкретной трудности и осознанное ее преодоление, развитие саморегуляции, способности мысленного оперирования музыкальным образом, использование эргономичных способов формирования двигательных навыков и представлений, таких, как гимнастика рук и спины, позволяют интенсифицировать процесс начального обучения игре на фортепиано в вузах, экономя время и силы обучающихся. Проведенный анализ позволил выявить содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Во второй главе «Методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах» излагаются результаты обобщения и практического приложения нашего научно-исследовательского и теоретико-методического опыта в области начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в вузах, включая методику, опирающуюся на комплексную междисциплинарную программу и педагогическую модель рассматриваемого образовательного процесса. Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики и педагогической модели.

В первом параграфе второй главы «Диагностика процесса начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах» излагаются результаты анкетирования, опросов и бесед, проведенных со студентами Московского государственного университета культуры и искусств, не имеющими подготовки по фортепиано (вокалистами, духовиками, ударниками, эстрадниками), а также студентами Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. На основании данных анкет о мотивационно-ценностных установках студентов, а также анализа психолого-педагогических особенностей и содержания начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах был сделан вывод о целесообразности двустороннего подхода к оценке эффективности рассматриваемого педагогического процесса - с точки зрения профессионального роста и личностного развития студентов. В соответствии с этим были разработаны критерии и показатели профессиональной подготовки, отражающие уровень сформированное™ музыкального мышления, уровень самостоятельности и качества

творческих результатов, а также критерии и показатели личностного развития, предназначенные для определения интеллектуально-духовного роста и социального взаимодействия обучающихся.

Выявлен междисциплинарный механизм формирования профессионально-творческих компетенций на начальном этапе обучения музыкальному искусству, обладающих необходимыми качествами изменяемости, гибкости и приспособляемости к многовариантным условиям профессиональной и общественной деятельности будущих бакалавров искусств и гуманитарных наук.

Сформулированы особенности реализации междисциплинарного подхода в процессе начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. В первую очередь, это блочно-модульная структура основной образовательной программы, составные элементы которой связаны между собой единым системным принципом (в нашем случае это историко-стилевой принцип). Во-вторых, это соответствующая модульная структура междисциплинарных занятий - творческих мастерских и междисциплинарных семинаров, - каждое из которых является творческим и включает несколько дидактических разделов в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Во втором параграфе второй главы «Экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах и сравнительный анализ ее эффективности» излагаются процесс и результаты определения эффективности разработанной комплексной междисциплинарной программы, экспериментальной методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в вузах, а также организационных форм занятий - творческих мастерских и междисциплинарных семинаров.

Экспериментальная работа проходила в период с 2008 по 2012 гг на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и включала следующие взаимосвязанные этапы: констатирующий (2008-2009 гг.), формирующий (2009-2011 гг.) и сравнительный (2011-2012 гг.).

В целом, на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы осуществлялся непрерывный рост эффективности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в зависимости от того, как изменялись отдельные исследуемые

параметры, формировалась образовательная среда, включая определенные формы занятий, педагогические установки, творческие мероприятия и критерии оценки результатов, непрерывно возрастал уровень профессиональной подготовки студентов, совершенствовались условия реализации личностного потенциала обучающихся.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, имеющие научную, теоретико-методическую и практическую значимость, раскрываются перспективы внедрения его результатов, а также проведения дальнейших исследований в области начального обучения музыкальному искусству в вузах и в системе профессиональной переподготовки, интеграции профессионального образования и художественной культуры в целях повышения общей духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры бакалавров и магистров различного профиля, расширения их профессиональных и общекультурных компетенций, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности.

Список использованной литературы содержит свыше 300 источников, характеризующих содержание исследования на научно-методологическом, теоретическом, методическом и практическом музыкально-исполнительском уровнях. В список включены также публикации автора по теме диссертации.

Приложения диссертации составляют учебная программа, разработанная для организации целенаправленного начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, анкета, использованная в ходе экспериментальной работы, и таблицы экспериментальных данных.

По теме диссертации опубликовано 12 научных и учебно-методических работ общим объемом 21,3 п.л.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

В рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Климай, Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании / Е.В. Климай // Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и наукн Российской Федерации. - 2009. - № 7. - С. 169-173 (0,3 п.л.)

2. Климам, E.B. Особенности начального обучения взрослых музыкальному искусству / Е.В. Климай // Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. - 2010. - № 3. - С. 107-110 (0,3 пл.)

3. Климай, Е.В. Методика начального обучения взрослых игре на фортепиано / Е.В. Климай // Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. - 2010. - № 4. - С. 98-101 (0,4 п.л.)

4. Климай, Е.В. Музицирование как путь самопознания современного человека / Е.В. Климай // Ценности и смыслы: Научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал. - 2011. - № 6. - С. 32-38 (0,6 п.л.)

5. Климай, Е.В. Инновационная система музыкального образования как благоприятная среда для реализации онто Ин-се современного человека / Е.В. Климай // Aima mater (Вестник высшей школы): Ежемесячный научный журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2012 - № 7. - С. 109— 113 (0,6 пл.)

В других публикациях по теме диссертационного исследования:

6. Климай, Е.В. Основы творческого (музыкального) мышления: учебная программа для студентов бакалавриата по направлению 031600 «Искусства и гуманитарные науки» / Е.В. Климай. - М.: ИСИН, 2008. -92 с. (5,75 пл.)

7. Климай, Е.В. Цели и задачи обучения взрослых музыкальному искусству / Е.В. Климай // Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании: сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. - М., 2010. - С. 81-87 (0,4 п.л.)

8. Климай, Е.В. Некоторые вопросы подготовки учителя музыки в системе современного профессионального образования / Е.В. Климай // Модернизация музыкальной подготовки учителя музыки в системе высшего профессионального образования: материалы научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 137-142 (0,3 п.л.)

9. Климай, Е.В. Начальный курс обучения игре на фортепиано: учебное пособие / Е.В. Климай. - М.: Современная музыка, 2011. - 96 с. (11,8 п.л.)

10. Климай, Е.В. Принцип междисциплинарности в обучении студентов вузов музыкальному искусству / Е.В. Климай // II Международная молодежная интеллектуальная ассамблея: сборник

научно-исследовательских работ. - Чебоксары, 2011. - С. 64-66 (0,3 н.л.)

11. Климай, Е.В. Компетентностный подход в обучении музыкально-исполнительскому искусству / Е.В. Климай // Фортепианная педагогика и искусство. К 50-летию кафедры фортепиано / Отв. ред. Е.В. Котомин, Т.Т. Щеглова. - М., 2011. - С. 3237 (0,3 п.л.).

12. Климай, Е.В. Сравнительная характеристика современных педагогических концепций начального обучения музыкально-исполнительскому искусству / Е.В. Климай // Культурно-развивающий и воспитательный потенциал современного образования: материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. - М., 2012. - С. 345-348 (0,25 пл.)

Подписано в печать 15.05.2013 г.

Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 33 Типография МГУКИ Адрес университета и типографии: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Климай, Екатерина Владимировна, Москва

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201357294 Климам Екатерина Владимировна

Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Черватюк Петр Акимович

Москва-2013

Содержание

Введение.................................................................................... 3

Глава 1. Историко-теоретические основы начального обучения игре

на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах................................... 18

1.1. Исторические предпосылки начального обучения

игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах........................................ 18

1.2. Содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах... 44

Глава 2. Методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах..................................... 81

2.1. Диагностика процесса начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах........................................ 81

2.2. Экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах

и сравнительный анализ ее эффективности........................................106

Заключение................................................................................142

Список использованной литературы..............................................147

Приложения..................................................................................175

Введение

Актуальность исследования обусловлена происходящими изменениями в самосознании современного человека, российском обществе, а также государственной политике в сфере образования, науки и культуры. Реформация системы высшего профессионального образования, способствующая формированию открытого образовательного пространства, и постепенное внедрение европейских стандартов в практику отечественных вузов создают предпосылки для более полного развития личностного потенциала человека, освоения им одновременно нескольких различных видов научной и практической деятельности, роста конкурентоспособности, профессиональной и моральной устойчивости в условиях повышенной динамики и информатизации социума.

Новые стандарты, разработанные с целью интеграции отечественного образования, науки и культуры в европейское образовательное пространство, могут способствовать решению наиболее острых задач и в России. Одним из перспективных и активно развивающихся направлений является «Искусства и гуманитарные науки». Данное направление обладает необходимым потенциалом для удовлетворения назревших социальных потребностей в новых принципах построения системы музыкального образования, учитывающей духовные запросы и психолого-педагогические особенности взрослых, желающих обучаться музыкальному искусству, и в частности игре на фортепиано. Приобретаемая квалификация «бакалавр искусств и гуманитарных наук» предполагает готовность выпускников к различным видам профессиональной деятельности: образовательной, научно-исследовательской, творческой, организационно-управленческой и духовной, - то есть достаточно широкую сферу, включающую творческую, педагогическую, культурно-просветительскую области, анализ, создание и исполнение произведений искусства различных видов, изучение социальных и культурных феноменов, исследование особенностей функционирования искусства в современном обществе.

Недостаточная разработанность организационного, теоретико-методического и практического обеспечения процесса начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук определила проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления содержания и психолого-педагогических особенностей рассматриваемого педагогического процесса, а также в создании эффективной методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Степень научной разработанности проблемы

Исследования по проблемам музыкального искусства, обучения и воспитания имеют многовековую историю. Связь музыки с духовным миром человека, обнаруженная еще античными философами - Аристотелем, Пифагором, Платоном, - неоднократно рассматривалась и в трудах более поздних философов -Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, которые исследовали духовные основы творческого процесса. Вопросы, связанные с воспитанием средствами «свободных искусств», представлены в трудах философов поздней Античности и Средневековья - Блаженного Августина и Марциана Капеллы.

Русскими философами конца XIX - начала XX вв., среди которых H.A. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, рассматривалась проблема поиска человеком духовных ценностей и смыслов в науке, искусстве и религии.

Многие ученые и педагоги-практики рассматривали проблему начального обучения музыке взрослых и детей, а также художественно-эстетического воспитания молодежи, акцентируя внимание на различных сторонах данного процесса. Наиболее общие педагогические и эстетические аспекты исследуемой проблемы были выявлены в трудах отечественных педагогов, философов и культурологов, таких, как Ю.П. Азаров, A.A. Аронов, Ю.А. Афанасьев, М.Н. Афасижев, Ю.К. Бабанский, O.A. Блох, В.И. Загвязинский, М.С. Каган,

А.Г. Казакова, Н.И. Киященко, В.В. Краевский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

Психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской, а также зарубежных психологов — А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерса.

В работах Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Н.К. Баклановой, JI.A. Баренбойма, JI.C. Зориловой, В.Г. Кузнецова, JI.C. Майковской, В.В. Ме-душевского, З.П. Морозовой, Е.В. Назайкинского, Г.М. Цыпина отражены становление и развитие музыкально-исполнительского искусства.

Отдельный пласт исследований посвящен вопросам истории и теории образования взрослых, в том числе в рамках высшего профессионального образования, рассмотренным в работах А.Н. Марона, В.И. Подобеда, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой.

Исследованию междисциплинарного и компетентностного подходов в обучении посвящены труды Е.А. Боярского, И.Д. Зверева, И.А. Зимней, O.E. Лебедева, В.Н. Максимовой, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.

Вопросы самопознания и самоопределения личности, ее духовного и морально-нравственного развития отражены в трудах таких ученых, как Э.Б. Аб-дуллин, А.И. Арнольдов, A.A. Аронов, A.A. Жаркова, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, А.Г. Казакова, Е.Д. Мелешко, А.Н. Тубельский, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении музыкально-исполнительскому искусству освещаются в работах Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, С.С. Карась, К.А. Мартинсена, Г.М. Цыпина, A.A. Шмидт-Шкловской.

Целый ряд отечественных и зарубежных авторов предлагает методы и методики обучения игре на фортепиано, в том числе А. Алексеев, Л. Арчажнико-ва, Л. Баренбойм, И. Браудо, Ф. Брянская, Й. Гат, Н. Голубовская, А. Исенко,

С. Карась, А. Корто, С. Ляховицкая, Н. Любомудрова, Л. Макиннон, К. Мар-тинсен, Т. Смирнова, Е. Тимакин, Э. Тургенева, А. Шмидт-Шкловская.

Однако данные работы далеко не полностью раскрывают проблему начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, исследуя в большей или меньшей степени культурно-философские, психолого-педагогические, теоретико-методические либо практические аспекты проблемы.

Начальному обучению игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах как отдельной проблеме до сих пор не уделялось должного внимания в педагогической науке и практике в силу исторически сложившихся представлений о специфике музыкального образования, убеждения большинства педагогов в том, что невозможно научиться играть на фортепиано, если не заниматься музыкой с раннего детства. При этом игнорировалась существующая потребность взрослых в начальном музыкальном образовании, отдельные статистические исследования и опросы в данной области стали проводиться лишь относительно недавно (после 2000 года), не говоря уже об исчерпывающем изучении проблемы, которое до сих пор не было проведено.

Актуальность исследования, осмысление сущности выявленных противоречий и путей их разрешения позволили сформулировать тему исследования: «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах».

Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Предмет исследования - теоретико-методологические и методические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах; разработать и апробировать

экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Задачи исследования:

- выявить содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- определить психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- разработать, обосновать и апробировать экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- обосновать и апробировать педагогическую модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Гипотеза исследования. Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах будет проходить более эффективно, если:

- будет выявлено содержание данного педагогического процесса;

- будут определены психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- будет разработана, обоснована и апробирована экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- будет обоснована и апробирована педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Методологическую основу исследования составляют:

- философские идеи и концепции о «мусическом» воспитании, способствующем гармоничному развитию личности, изложенные в трактатах Аристотеля, Пифагора, Платона;

- представления о духовной ценности искусства как высшей формы познания мира в немецкой классической философии Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга;

- концепции русских философов - H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева - о творчестве и творческой деятельности;

- деятельностная концепция и концепция развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Г. Казакова, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская);

- аксиологический подход к духовно-творческому развитию личности

A.A. Аронова, Н.К. Баклановой, A.A. Жарковой, JI.C. Зориловой,

B.Г. Кузнецова, А.И. Щербаковой и др.;

- концепции музыкального обучения, позволяющие развивать личность студентов одновременно с формированием профессиональной музыкальной компетентности, разработанные Э.Б. Абдуллиным, JI.A. Баренбоймом, O.A. Блохом, JI.C. Майковской, В.В. Медушевским, З.П. Морозовой, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым, Г.М. Цыпиным, П.А. Черватюком.

В качестве теоретической основы исследования выступает педагогическая концепция целостного процесса развития личности, разработанная коллективом кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств - Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, К.К. Григорян, JI.C. Зориловой, Э.М. Сухановой, В.И. Черниченко и др. Данная концепция легла в основу комплексной междисциплинарной программы и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Методы исследования:

- теоретические - анализ и синтез, сравнение и обобщение, изучение и анализ философских, научно-методологических, теоретических трудов, формирующих логику исследования, раскрывающих закономерности, факторы, условия создания педагогических систем, организации инновационных педагогических процессов на различных уровнях образования, разработки комплексных междисциплинарных образовательных программ и курсов; изучение исторической, общепедагогической и учебно-методической литературы, а также экспериментально-исследовательских материалов по проблеме начального обучения музыкальному искусству, в частности игре на фортепиано, индукция и дедукция, анализ передового педагогического опыта в области начального обучения игре на фортепиано, изучение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, содержания основных дисциплин и факультативных курсов, традиционных и альтернативных систем и методик организации учебно-воспитательного процесса в вузах искусств, систематизация накопленного теоретико-методического и организационно-практического опыта;

- эмпирические - косвенное и включенное наблюдение за процессом и результатами профессиональной подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук в контексте определения возможностей расширения и углубления профессиональных компетенций студентов с недостаточной подготовкой по фортепиано, методы сбора информации о потребностях, желаниях, мотивациях и уровне подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук (беседы, опросы, анкетирование), педагогический эксперимент, прослушивание выступлений студентов и преподавателей вузов, контроль и сравнительный анализ результатов собственной экспериментальной деятельности.

Базы исследования. Настоящее диссертационное исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета культуры и искусств, Тульского государ-

ственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. В исследовании приняло участие 160 человек, в том числе 10 преподавателей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2012 гг. и включало три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись отбор и теоретический анализ философских, психолого-педагогических, музыковедческих, культурологических, научно-методических и художественно-практических материалов по теме исследования, был сформирован категориальный аппарат исследования: определены проблема, основные цели, задачи и пути их реализации, объект, предмет, гипотеза; разрабатывалось содержание первой главы диссертационного исследования, раскрывающей истори-ко-педагогический аспект образования взрослых в России, цели и задачи, а также научно-педагогические и организационно-практические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук, осуществлялось исследование процесса и результатов обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого с целью выявления педагогических особенностей данного процесса, а также уточнения методического направления исследования; проводилась диагностика процесса начального обучения игре на фортепиано студентов Московского государственного университета культуры и искусств, не имеющих подготовки по фортепиано (вокалистов, духовиков, ударников, эстрадников); разрабатывалась авторская программа начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. На данном этапе применялись методы включенного и к�