Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Упражнение в теории и практике обучения музыке

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жилина, Анна Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Упражнение в теории и практике обучения музыке», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жилина, Анна Валерьевна, 2001 год

Введение.

Глава I. Упражнение в западноевропейской фортепианной школе: истоки и эволюция

1. Предпосылки зарождения клавишных упражнений.

2. Этюдная форма упражнений в творчестве М.Клементи и К.Черни.

3. Методические принципы Ф.Шопена и Ф.Листа в решении технических проблем.

4. Техническая и художественная значимость упражнений И.Брамса.

5. Методические новации на рубеже XX века (анатомо-физиологическая, психотехническая школы фортепианного мастерства). Ф.Бузони, И.Гофман.

6. Фортепианная техника в понимании представителей французской школы XX века. М.Лонг, А.Корто.

7. Гимнастика как элемент формирования фортепианной техники. И.Гат.

8. Упражнения в различных национальных фортепианных школах XX в. А.Стоянов, Э.-Р.Бланше, М.Раутио.

Глава II. Упражнение в современной педагогической и музыкально-исполнительской практике.

1. Теоретический анализ содержания понятия «упражнение» в педагогике и психологии.

2. Автоматизация пианистических движений и ее психофизиологические основы.

3. Педагогические условия совершенствования технического мастерства учащихся фортепианного класса в процессе упражнения.

4. Экспериментальное исследование внедрения различных систем упражнений в музыкально-исполнительских классах педагогического вуза.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Упражнение в теории и практике обучения музыке"

Упражнение - древнейший путь обучения.

С изменением цели и содержания самого обучения менялись назначение и приемы осуществления этого метода»

Д.О.Лордкипанидзе

Многообразные и глубокие изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, влекут за собой сдвиги в научном подходе к культурному развитию людей. Общество выдвигает перед педагогической наукой социальный заказ, выполнение которого подразумевает претворение в жизнь доктрины гуманизации образования. Перед педагогикой высшей школы поставлена задача подготовки специалистов гуманитарного цикла качественно нового типа. Новый подход к содержанию, поиск оптимальных форм и методов педагогической работы, усиление эстетических аспектов подготовки учителя-гуманитария (в том числе и учителя музыки) становится сегодня практической потребностью высшей школы.

Общение с учащимися на языке музыки, связанное, прежде всего, с трактовкой художественно-образного содержания музыкального произведения, будит воображение, формирует и развивает эстетические качества детей и способствует становлению культурного и увлеченного отношения к музыке. Только поднимаясь на новые вершины личного профессионального мастерства можно раздвинуть границы художественного восприятия учеников. Это трудная, чо выполнимая задача для каждого учителя. Поэтому, повышение качественного уровня музыкально-исполнительской деятельности1, овладение новыми методами педагогического творчества является важнейшие задачами,

1 Используемые впоследствии в настоящем исследовании понятия <>м\ зыкалыю-исполнительская деятельность» и «м> зыкант-исполнитель» подразумевают достаточно широкий спектр явления и профессиональных возможностей и включают разные категории исполнителей - от хчащихся до концертирующих гшаннстов. выдвигаемыми перед музыкантом-педагогом, постоянное и настойчивое ь решение которых позволит ему соответствовать новым велениям времени.

В программу школьного музыкального образования входит множество достаточно сложных музыкальных сочинений отечественных и зарубежных композиторов, исполнение которых иногда требует не только свободного владения музыкальным материалом, но и определенной степени технического мастерства. Полноценное раскрытие художественно-образного содержания музыкального произведения может состояться лишь при наличии у учителя соответствующих исполнительских умений и навыков, поскольку практическая деятельность в общеобразовательной школе органически связана с его исполнительским мастерством. Разнообразие арсенала технических возможностей в значительной степени обусловливает богатство палитры звучания инструмента и яркую образность исполняемой музыки. Решение 4 ' художественных задач, выдвигаемых музыкальным произведением, бесспорно, предполагает достаточно высокий уровень технической свободы исполнения. Однако практика показывает, что художественные устремления будущих учителей музыки часто разбиваются о несовершенство их технических возможностей. Отсутствие необходимого уровня технической оснащенности вступает в противоречие с исполнительскими намерениями музыканта. В результате возникший дисбаланс разрушает художественные потребности учащихся, направляя их сознание на преодоление технических проблем.

Проблема совершенствования технического мастерства находится в поле зрения многих представителей музыкальной педагогики' уже давно, с конца XVII века. Анализ теоретического и практического наследия выдающихся музыкантов различных времен показывает, что, Термины «музыкальная педагогика», «фортепианная педагогика» носят дискуссионный характер в среде специалистов в области педагогической науки. Однако широкое распространение в музыкально-педагогической литературе предполагает необходимость их употребления в данном исследовании. пытаясь существенно улучшить музыкально-исполнительскую подготовку % своих учеников, они создавали специальные упражнения (экзерсисы), направленные на преодоление технических трудностей, содержащихся в изучаемых музыкальных произведениях. В частности, фортепианной педагогике, процесс упражнения как одного из основных практических методов становления технического мастерства всегда привлекал внимание известных педагогов-музыкантов, теоретиков и практиков. Значимость процесса упражнения для музыкально-исполнительского искусства подчеркивается его эволюцией, происходившей с течением времени и обусловленной постепенным усложнением музыкального языка, а также многообразием различных систем тренировки технических умений и навыков, имевших место от клавирного периода до наших дней. Важность места и роли упражнений в системе фортепианного обучения акцентируется участием в создании специальных целенаправленных t циклов формирования технического мастерства выдающихся музыкантов, начиная с XVII века до наших дней (Дж.Дирута, Ф.Куперен, М.Клементи, К.Черни, К.Таузиг, И.Брамс, Ф.Бузони, М.Лонг, И.Гат, Э.-Р.Бланше и др.).

Однако, следует отметить, что данная проблема музыкальной педагогики не нашла достаточного освещения в специальных исследованиях и в настоящее время оказалась неразработанной как с исторической, так и с практической сторон. Существующие в данной области исследования можно подразделить на две группы. Одна группа ученых обособленно рассматривала творчество отдельных авторов (Я.И.Милынтейн, С.М.Хентова, Н.А.Терентьева, В.Н.Николаев, Р.А.Новикова, С.В.Грохотов, О.А.Якупова и др.), другая группа -занималась анализом эффективности процесса формирования техники (Г.М.Коган, Г.М.Цыпин, О.Ф.Шульпяков, А.В.Бирмак, А.А.Шмидт-Шкловская, Б.И.Талалай, Н.И.Миронова, Н.А.Фролова и др.). Сказанное выше предполагает необходимость проведения системного анализа эволюции упражнения в западноевропейской фортепианной школе и • выяснение оптимальности использования отдельных систем или их элементов в современном фортепианном обучении.

Итак, актуальность темы исследования обусловлена:

1. Отсутствием системного ретроспективного анализа эволюции упражнения как принципиально важного компонента музыкально-педагогического процесса в российской и зарубежной теоретико-методической литературе.

2. Наличием ситуации, при которой технический уровень музыкально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки не соответствует практическим задачам их профессиональной деятельности.

3. Необходимостью обобщения и адаптации передового педагогического опыта к условиям современного обучения

Ф музыке, а также создания на его основе методики совершенствования технической оснащенности будущего учителя и ее внедрения в учебный процесс на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Целью исследования является поиск оптимальных педагогических условий совершенствования уровня технического мастерства будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки.

Объект исследования - процесс обучения в фортепианных классах музыкально-педагогических учебных заведений.

Предмет исследования - педагогические условия совершенствования технических умений и навыков студентов музыкально-исполнительских классов на основе обобщения и адаптации профессионального опыта выдающихся мастеров западноевропейской фортепианно-педагогической школы.

Гипотеза исследования: • 1. Заложенные в педагогическом наследии выдающихся представителей западноевропейской фортепианной школы идеи и рекомендации, связанные с формированием музыкально-исполнительского мастерства с помощью специальных упражнений, при соответствующей адаптации могут служить основой совершенствования исполнительской техники в фортепианных классах музыкальных факультетов педагогических вузов.

2. Внедрение упражнений в процесс преподавания музыкально-исполнительских дисциплин будет наиболее способствовать росту технической оснащенности учащихся при соблюдении следующих педагогических условий:

• индивидуального подбора тренировочного материала для преодоления Ф технических недостатков конкретного учащегося;

• четкого осознания учащимся необходимости упражнения и его цели;

• грамотной организации процесса упражнения, сохранения его систематичности и постепенного повышения уровня трудности его компонентов;

• активизации продуктивных механизмов психики учащегося, осуществляющих контроль и коррекцию акта упражнения;

• постепенного нарастания элементов самостоятельности учащегося в ходе поиска и необходимой трансформации упражнений, что будет означать перемещение процесса становления и совершенствования технических умений и навыков на творческий уровень.

3. Созданные на основе упражнений технологические конструкции могут служить строительным материалом для воссоздания адекватных элементов изучаемого музыкального произведения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

• проанализировать особенности эволюции технических упражнений (экзерсисов) в теоретических и методических источниках (западноевропейская фортепианная школа XVII - XX вв.);

• теоретически обосновать психолого-педагогическую концепцию места и роли технических упражнений в обучении игре на музыкальных инструментах;

• выявить и аргументировать оптимальное сочетание различных форм (фактурных схем, структур) упражнений и методов их использования в учебном процессе;

• разработать методику применения наиболее целесообразных с педагогической точки зрения систем упражнений к условиям современной практики фортепианных классов педагогического вуза;

• осуществить экспериментальную проверку эффективности применения упражнений в фортепианном классе.

Методологической основой исследования послужили концептуальные теоретические и методические труды выдающихся зарубежных музыкантов-педагогов (М.Клементи, К.Черни, Ф.Лист, И.Брамс, Ф.Бузони, И.Гофман, М.Лонг, А.Корто и др.), основные дидактические принципы теории обучения в высшей школе (И.Я.Лернер, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Ю.К.Бабанский, Т.А.Ильина и др.), ведущие положения педагогики и психологии музыкального обучения, посвященные проблеме совершенствования технического мастерства музыканта-исполнителя (Г.Г.Нейгауз, Г.М.Коган, Г.М.Цыпин, А.А.Шмидт-Шкловская, Е.Я.Либерман и др.). В процессе анализа проблемы автор опирался на труды известных отечественных психологов и физиологов, посвященные проблеме формирования и автоматизации движений (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский,

Н.А.Бернштейн, А.В.Петровский, В.А.Крутецкий, Н.Д.Левитов и др.), а % также на данные современных психолого-педагогических исследований

О.Ф.Шульпяков, Б.И.Талалай, Н.И.Степанов, Н.И.Миронова, Н.А.Фролова и др.) и работы, в которых особое место отводится значимости исполнительской деятельности учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, В.И.Петрушин и др.).

Поставленные задачи определили ход теоретического и экспериментального исследования проблемы, которое осуществлялось в период с 1998 по 2001 г.г. на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

В работе использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: анализ психолого-педагогической, физиологической, музыкально-теоретической и методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового зарубежного и * отечественного педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, формирующий педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

• вопрос о месте и роли упражнений в теории и практике современного преподавания музыкально-исполнительских дисциплин стал предметом специального педагогического изучения;

• осуществлен системный анализ эволюции упражнения с конца XVII по XX век включительно;

• разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, способствующих использованию упражнений в процессе учебной музыкально-исполнительской практике педагогических вузов.

Теоретическая достоверность результатов исследования базируется на использовании методов, адекватных предмету, целям и задачам, а также подкрепляется опорой концептуальных положений диссертации на базовые принципы современной дидактики, педагогической психологии и физиологии.

Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение его методических положений в практику обучения, позволяет повысить уровень технического мастерства будущих учителей музыки и, соответственно, качество их музыкально-исполнительской подготовки. Разработанные в диссертации методические положения обладают достаточно широкой амплитудой педагогического воздействия и могут быть использованы в процессе индивидуальных занятий в фортепианных классах высших и средних звеньев системы музыкального образования, а также в лекционных курсах теории и методики музыкально-исполнительского искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкально-теоретическое и методическое наследие, оставленное корифеями западноевропейской фортепианной школы, представляет собой актуальный материал, многовариантное содержание которого может быть эффективно приспособлено к современным условиям технической тренировки учащихся музыкальных факультетов педагогических вузов.

2. Введение упражнений в практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин должно происходить под умелым педагогическим руководством в условиях специально организованного учебного процесса, преследующего цель повышения эффективности формирования игровых умений и навыков учащихся, которые являются базисом их технического мастерства.

3. Формирование состояния технологического комфорта - важный фактор успешности музыкально-исполнительской деятельности будущего учителя. Поэтому пути становления технической оснащенности молодых музыкантов приводят к осознанному, четко спланированному упражнению, в ходе которого постоянное педагогическое побуждение должно быть направлено на активизацию таких важнейших функций сознания учащихся как абсолютный контроль акта формирования и автоматизации моторно-двигательных приемов и коррекция ощущений, связанная с избавлением от лишних компонентов движения. Непродолжительное абстрагирование от художественно-образных проблем музыки позволит ему сконцентрировать свое внимание на поиски средств преодоления технических трудностей, содержащихся в музыкальном произведении.

4. Особую привлекательность для обучающихся процесс упражнения приобретает с активизацией их самостоятельной поисковой деятельности. Самоанализ и самооценка технических действий являются основными составляющими грамотной коррекции упражнения и, следовательно, главными гарантами его продуктивности. Выполнение достаточно сложных упражнений уже само по себе является искусством, оно должно нести в себе элементы творчества. Достижение нового качественного уровня упражнения позволит учащемуся свободно экстраполировать отработанные технологические конструкции на эквивалентные фрагменты музыкальных сочинений.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе * обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры музыкальных инструментов Mill У; специального обучающего эксперимента, проведенного на кафедре музыкальных инструментов Mill У. Основные положения диссертации отражены в публикациях (5 публикаций) и излагались на научных конференциях (Межрегиональная научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка учителя музыки», Москва, 2000; а также на I Международной межвузовской конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности», Екатеринбург, УГПУ, 2001). г

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение и выводы

Рассмотрение процесса эволюции упражнения в западноевропейской фортепианной школе на протяжении нескольких веков (XVII - XX вв.) показало, что проблема совершенствования технического мастерства пианиста-исполнителя искала и находила свое разрешение в творческом наследии многих выдающихся представителей фортепианного искусства и педагогики. Все они отдали дань поиску и разработке форм и способов упражнения для эффективного преодоления технических трудностей.

Анализ положения, существующего в практике массового преподавания музыки, а также изучение трудов по педагогике и психологии музыкального обучения, посвященных настоящей теме, продемонстрировали, что исследователи либо рассматривали лишь отдельные ее аспекты, либо оставались на уровне монографического разбора наследия конкретного автора. Поэтому, с течением времени, проблема оптимального формирования и совершенствования технических навыков не иссякла и продолжает оставаться весьма актуальной. Ее разработка представляет значительный интерес для педагогики и практики музыкально-исполнительской деятельности.

Исследование опиралось на изучение общих педагогических психологических и физиологических закономерностей упражнения, что позволило подвести надежную теоретическую базу под процесс оптимального формирования и накопления специальных пианистических навыков и сформулировать основные педагогические условия его функционирования.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Технические возможности музыканта, являясь базисом его исполнительского мастерства, формируются и совершенствуются на основе индивидуально и специально подобранной системы упражнений.

2. Упражнения, созданные видными деятелями западноевропейской фортепианной школы, представляют собой плодотворную почву для формирования и становления технического мастерства учащихся-пианистов на современном этапе музыкального обучения.

3. Многообразие существующих упражнений, отражающих эволюцию жанра, позволяет находить и адаптировать актуальные варианты для продуктивного технического тренинга учащихся с разными уровнями фортепианной подготовки.

4. Эффективность формирования технической оснащенности учащихся напрямую зависит от грамотного умелого и корректного педагогического руководства, ходом становления и накопления навыков.

5. Планирование упражнения, включающее тщательную подготовку процесса и осознанное целенаправленное систематизированное выполнение действий, способствует успешному формированию технических умений и навыков.

6. Активизация проявлений самостоятельности учащихся, выражающаяся в произвольном подборе и организации упражнений, а также необходимой их трансформации для успешного решения двигательно-моторных проблем, поднимает акт технической тренировки на творческий уровень.

7. Созданный в процессе упражнения арсенал технологических приемов служит базисом свободного овладения адекватными элементами в изучаемых музыкальных произведениях.

8. В результате проведенного экспериментального исследования было отмечено качественное улучшение технических возможностей учащихся, что отразилось не только на более свободном их обращении с техническими трудностями, но и на более ярком и убедительном донесении художественно-образного содержания музыкального произведения.

9. Проведенное исследование показало, что внедрение упражнений выдающихся мастеров западноевропейской пианистической школы не только способствовало заметному росту технической оснащенности студентов музыкально-исполнительских классов педагогических вузов, но и стимулировало их творческий потенциал и исполнительскую свободу.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о целесообразности и обоснованности авторских положений в условиях современного музыкально-педагогического образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жилина, Анна Валерьевна, Москва

1. Аджемов К.Х. Незабываемое. - М.: Музыка, 1972.

2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Киев: Музична Украина, 1974.

3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. 2-е доп. изд. -М.: Музыка, 1988.

4. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М.: МГЗПИ, 1982.

5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.

6. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М.: Госиздат, 1928.

7. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М.: Советский композитор, 1990.

8. Баринова М.Н. Воспоминания о И.Гофмане и Ф.Бузони. М.: Классика XXI, 2000.

9. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л.: Тритон, 1926.

10. Ю.Бахтина Т.Н. Двигательные качества человека. — С.-П., 1998.11 .Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов. Вопросы психологии, 1957, №6.

11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

12. И.Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.

13. Бланше Э.-Р. Современная фортепианная техника. С.-П.: Композитор, 1999.

14. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997.

15. Брамс И. 51 упражнение для фортепиано. М.: Музгиз, 1961.

16. Буасье А. Уроки Листа. Л.: Музгиз, 1964.

17. Будяковский А.Е. Пианистическая деятельность Листа. Л.: Музыка, 1986.

18. Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству: вып. 1. -М.: Музыка, 1968.

19. Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству: вып. 2. М.: Музыка, 1973.21 .Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания. /

20. Исполнительское искусство зарубежных стран: вып. 1 М.: Музыка, 1962.

21. Бузони Ф. Рабочие правила пианиста. / Пианисты рассказывают: вып. 3. -М.: 1988.

22. Галочкин Ю. Физиологические основы организации двигательных действий человека. — Волгоград: гос. ин-т физ. культуры, 1991.

23. Гарш А.Л. Роль и место упражнений в развитии самостоятельного мышления учащихся: Автореф. Дис. . канд. пед. наук. Душанбе, 1975.

24. Гат И. Техника фортепианной игры. М.: Музгиз, 1957.

25. Гермер Г. Как должно играть на фортепиано. М.: изд-во П.Юргенсона, 1889.

26. Гизекинг В. Статьи о пианистическом искусстве. / Исполнительское искусство зарубежных стран: вып. 7. М.: Музыка, 1975.

27. Гинзбург Г.Р. Беседы с А.Вицинским. / Вопросы фортепианного исполнительства: вып. 4. М.: Музыка, 1976.

28. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. -М.: Монотон, 1993.

29. Гофман И. Фортепианная игра. М.: Музгиз, 1961.

30. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутреннеслуховых художественно-образных представлений у учащихся-музыкантов (наматериале учебной работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений). Дис. . канд. пед. наук. - М., 1982.

31. Грохотов С.В. И.Н.Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века: Автореф. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1990.

32. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург: гуманитарно-экологический лицей, 1994.

33. Гюнтен Ф. Школа для фортепиано. М.: изд-во Юргенсон, 1903.

34. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.

35. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957.

36. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

37. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. Дис. . докт. пед. наук. - М., 1978.

38. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968

39. Друскин М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Англии XVI-XVIII вв. Л.: Музгиз, 1960.

40. Евтихиев П.Н. «Научная теория пианизма» Л.Деппе: новая оценка. / Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: вып. 7. М.: Mill У, 2001.

41. Есипов Б.П. Методы обучения. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1954.

42. Есипов Б.П. Основы дидактики. М.: 1967.44.3илоти А.И. Мои воспоминания о Ф.Листе. / Воспоминания о Листе. М. Классика XXI, 2000.

43. Зингер Е.М. Из истории фортепианного искусства Франции: до середины XIX века. М.: Музыка, 1976.

44. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.

45. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: изд-во МГУ, 1986.

46. Иозефи Р. Школа виртуозной фортепианной игры. М.: Музгиз, 1962.

47. Каланд Е. Людвиг Деппе. Упражнения для пяти пальцев и его материал для изучения с обозначением аппликатур и употреблением педали. -Stuttgart, 1912.

48. Келер Л. Практическое постепенное обучение фортепианной игре. М.: Муз. сектор, 1925.

49. Клементи М. 29 этюдов из Gradus ad Parnassum. М.: Музыка, 1994.

50. Клементи М. Gradus ad Parnassum. Избранные сюиты и этюды для фортепиано. Л.: Музыка, 1978.

51. Клещов С.В. К вопросу о механизмах пианистических движений. -Советская музыка, 1935, №4.

52. Клещов С.В. Физиологический анализ приемов игры. Советская музыка, 1936, №9.

53. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968.

54. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963.

55. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. -М.: Музыка, 1964.

56. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.

57. Корнилов К.Н. Психология. -М.: Учпедгиз, 1946.

58. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965.

59. Корто А. Рациональные принципы фортепианой техники. М.: Музыка, 1966.

60. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.

61. Крутецкий В.А. Психология. -М.: Просвещение, 1986.

62. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1982.

63. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М.: Музыка, 1973.

64. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.

65. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: вып. 1 / под ред. М.В.Гамезо/-М.: Просвещение, 1982.

66. Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991.

67. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963.

68. Леймер К. Современная фортепианная игра. / Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966.

69. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

70. Лернер И.Я. Методы обучения и требования жизни. М.: АПН СССР, 1981.

71. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. 3-е изд. - М.: Фигаро-центр, 1996.

72. Лист Ф. Технические упражнения для фортепиано в 12 тетрадях. М.: Музгиз, 1936.

73. Лист Ф. Ф.Шопен. -М.: Музгиз, 1936.

74. Лихачев Б.Т. Педагогика: 4-е изд. М.: Юрайт, 1999.

75. Лонг М. За роялем с Габриелем Форе. / Исполнительское искусство зарубежных стран: вып. 9. М.: Музыка, 1981.

76. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси. / Исполнительское искусство зарубежных стран: вып. 9. М.: Музыка, 1981.

77. Лонг М. Фортепиано. Школа упражнений. Л.: Музгиз, 1963.

78. Лонг М. Французская школа фортепиано. / Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966.

79. Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте. Малаховка: Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры, 1981.

80. Майдановская Э.А. Пути оптимизации системы упражнений: Автореф. Дис. . канд. пед. наук М., 1975.

81. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. -М.: Музыка, 1966.

82. Мартинсен К.А. К методике фортепианного обучения. / Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. — M.-JL: Музыка, 1966.

83. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963.

84. Методы педагогических исследований. / под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева/. -М.: Педагогика, 1979.

85. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983.

86. Милыитейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967.

87. Мильштейн Я.И. Ференц Лист: 3-е изд. М.: Музыка, 1999.

88. Миронова Н.И. Диагностика двигательных способностей как условие активизации обучения игре на музыкальном инструменте: (на материале учебной работе со школьниками в классе фортепиано): Автореф. Дис. . канд. пед. наук. Одесса, 1982.

89. Москаленко М.С. Еще раз о фортепиано. М.: Аслан, 1997.

90. Москатова А.К. Физиологические основы спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. М.: Рос. гос. акад. физ. культуры, 1993.

91. Назаров В.Т. Движения спортсмена. Минск: Полымя, 1984.

92. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л.: Музыка, 1969.

93. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 6-е изд. - М.: Классика XXI, 1999.

94. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. -М.: Классика XXI, 2000.

95. Николаев А.А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1950.

96. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980.

97. Николаев В.А. Шопен педагог и его значение в истории фортепианного искусства. - Дис. . канд. пед. наук - М., 1989.

98. Николаев J1.B. Принципы домашней работы пианиста. Из бесед с учениками. / Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -M.-JL: Музыка, 1966.

99. Новикова Р.А. Фортепианный исполнительский стиль и педагогика Брамса. Дис. . канд. пед. наук - Минск, 1983.

100. Общая психология. / под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова, С.Н.Шабалина/. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1973.

101. Огородников И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968.

102. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.

103. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. -Полн. собр. соч., т. 4, 2-е доп. изд. М.: АН СССР, 1951-52.

104. Педагогика. / под ред. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов/. М.: Просвещение, 1998.

105. Перельман Н.Е. В классе рояля. М.: Классика, 2000.

106. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981.

107. Петровский А.В. Психология. М.: Просвещение, 1970.

108. Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е доп. изд. - М.: Владос, 1997.

109. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. -М.: Педагогика, 1978.

110. Писаренко Ю.Г. Совершенствование процесса упражнения в профессиональной подготовке учащегося-музыканта (на материале работы фортепианных классов). Дис. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1995.

111. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

112. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Владос, 1996.

113. Пфейфер Т. Виртуозные упражнения. М.: изд-во Гутхейль, 1898.

114. Равичер Я.И. В.И.Сафонов. М.: Музгиз, 1959.

115. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.

116. Раутио М. Симметрия ключ к синтезу фортепианной техники и теории. / Материалы IX Международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества: вып. 29. - М.: 1970.

117. Ритмические этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Терентьева Н.А. С.-П.: Композитор, 2000.

118. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.

119. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. JL: Музыка, 1968.

120. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971.

121. Смирнов А.А. Психология. М.: Учпедгиз, 1962.

122. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: (на материале учебной работы в классе баяна и аккордеона). Дис. . канд. пед. наук. - М., 1989.

123. Стоянов А. Искусство пианиста М.: Музгиз, 1958.

124. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игры на фортепиано. / Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JI.: Музыка, 1966.

125. Талалай Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: (на материале учебной работы в классе виолончели). Дис. . канд. пед. наук. - М., 1982.

126. Таузиг К. Ежедневные упражнения. М.: Музгиз, 1962.

127. Терентьева Н.А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века. Дис. . канд. искусст. - JL, 1974.

128. Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. С.-П.: Композитор, 1999.

129. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965.

130. Фейнберг С.Е. Путь к мастерству. / Вопросы фортепианного исполнительства: вып. 1. М.: Музыка, 1965.

131. Физиологические основы формирования профессиональных навыков. -JL: ВНИИ профтехобразования, 1974.

132. Фишер Э. Об упражнениях. / Исполнительское искусство зарубежных стран: вып. 8. -М.: Музыка, 1977.

133. Флеш К. Воспоминания скрипача. / Исполнительское искусство зарубежных стран: вып. 8. -М.: Музыка, 1977.

134. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.:, 1991.

135. Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Терентьева Н.А.: вып. 1,2. С.-П.: Композитор, 2000.

136. Фролова Н.А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1998.

137. Харламов И.Ф. Педагогика. 3-е изд. - М.: Юрист, 1997.

138. Хентова С.М. Диалог с Артуром Рубинштейном. / Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JL: Музыка, 1966.

139. Хентова С.М. Маргарита Лонг. М.: Музгиз, 1961.

140. Хлудова Т.А. О педагогических принципах Г.Нейгауза. / Вопросы фортепианного исполнительства: вып. 1. -М.: Музыка, 1965.

141. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986.

142. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: Academia, 1999.

143. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988.

144. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994.

145. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985.

146. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! М.: Классика, 1999.

147. Штейнгаузен Ф.А. Физиология ведения смычка. М.: Музторг, 1930.

148. Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника. Киев: Музыкальная Украина, 1982.

149. Шульпяков О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства. / Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1973.

150. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя: проблемы методологии. Л.: Музыка, 1973.

151. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1968.

152. Якупова О.А. Аспекты творчества А.Корто. Исполнительство, педагогика, редакторская деятельность. Дис. . канд. искусст. -Магнитогорск, 1998 г.

153. Beringer О. Tagliche technische studien. Leipzig, 1903.

154. Breithaupt R. Die naturliche Klaviertechik. Leipzig, 1906.

155. Karten L. Synthese de la technique quotidienne du piano. Paris, 1965.

156. Long M. Sous Invocation de Faure // Les gravures illustrees. Paris, 1958.

157. Mattay T. The visible and invisible in pianoforte technique. Being a digest of the author's technical teaching up to date. London, 1960.

158. Niggeling W. Elementarschule der phythmik. Leipzig, 1956.

159. Rautio M. Hanoniana. Helsinki, 1974.

160. Pieper M. Rhythmisch-stilistische Sudien fur piano. Leipzig, 1968.

161. Roger-Ducasse. Exercises de virtuosit. Paris, 1910.

162. Стоянов А. Технически упражнения за пиано. София: Наука и изкуство, 1973.

163. Чифчиева Ц. Практически курс за овладяване на съвременна клавирна фактура. София: Музика, 1976.