автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка
- Автор научной работы
- Вершинина, Галина Борисовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Вершинина, Галина Борисовна, 1985 год
НВТЗДИНИВ
Глава I. УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
УЧЕНИКОВ 4 КЛАССА (ПСИХШОГШЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРВДШСЫЛКИ)
§ I. Психофизиологические основы воздействия музыкального искусства на человека и особенности детского восприятия музыки.
§ 2. Высказывание о музыке в системе речевых произведений и состояние обучения его созданию в общеобразовательной и специальной школах.
§ 3. Готовность учеников 4 класса к высказыванию о музыкальном произведении (констатирующий эксперимент)
В ы в о д ы.
Глава П. МЕТОДИКА ФОНДИРОВАНИЯ УМЕНИЙ, НЮБХОДИМЫХ да СОЗДШИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКАЛЬНОМ
ПРОИЗВЕДШИЙ (ОПЫТНОЕ ОБШНИЕ)
§ I. Этапы, организация и исходные положения исследования. Программа опытного обучения
§ 2. Формирование коммуникативных умений на основе сопоставления литературного и музыкального образов (природы) (1-е направление)
§ 3. Формирование коммуникативных умений, связанных с введением элементов описания музыки в повествовательный и описательный тексты (П-е направление).•
§ 4. Формирование коммуникативных умений, связанных с созданием самостоятельных высказываний о музыке (Ш-е направление)
Выв о д ы.
Глава 1. АНМИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
§ I. Эффективность опытной работы на уроках 1-го направления
§ 2. Результаты опытного обучения на уроках
11-го направления
§ 3. Эффективность обучения коммуникативным умениям, связанным с созданием самостоятельных высказываний о музыке (уроки Ш-го направления)
Выводы.I8gf
Введение диссертации по педагогике, на тему "Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка"
Резко обострившаяся в последнее десятилетие идеологическая борьба выдвинула перед массовой общеобразовательной школой проблему целенаправленного влияния на процесс формирования духовных ценностей у молодежи. Это влияние способно оказать искусство, "сильнейшее средство стимулирования и организации переживаний человека" /170, с.10/. Бот почему воцрос о месте искусства в учебно-воспитательном процессе школы, а также методическая разработка проблем использования произведений искусства, прежде всего литературы и живописи, с целью активизации учебной и особенно речевой деятельности учащихся вызывает сегодня острый интерес педагогов.
Внимание к речи как одной из центральных психических функций в связи с проблемами использования искусства на школьном уроке русского языка и литературы вызвано объективными причинами. Речь является посредником в общении детей с искусством художественного слова и живописи, одновременно с этим "она оказывает решающее влияние на такие психические процессы детей, как наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображение, эмоции. Стимулируя общее развитие, речь во многом зависит от него" /165, с.234/. В новых програшах по русскому языку и литературе это нашло свое отражение в разделах "Межпредаетные связи" (литература) /209/ и "Развитие речи" (русский язык)/2П/.
Вместе с тем представляется возмшным предположить, что использование произведений музыки как источника высказывания и воспитывающего средства - в соответствии с требованиями программы по развитию речи учеников - откроет новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, выявит неиспользованные резервы методики преподавания русского языка, поможет решить проблему формирования духовно богатой, творческой личности учащегося, вновь названной центральной в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /4/.
Это предположение основывается на следующих фактах:
- по наблюдениям психологов и музыкантов-педагогов, "под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось никакими силами невозможно было расшевелить" /149, с .24/. В литературе по проблемам психологии, физиологии, нейрофизиологии, нейрохирургии, эстетики, музыкознания, музыкальной педагогики неоднократно отмечались факты активизации речевой деятельности и улучшения качества ее продукта-высказывания - под влиянием музыки (см. об этом в Главе I §§ 1,2);
- в системе специального музыкального обучения, в начальном звене которого учатся в среднем 20$ детей /253/, практикуют высказывания в устной и письменной форме как средство организации воздействия на будущих дирижеров, исполнителей и музыковедов и как средство эстетического анализа разучиваемого, воспринимаемого на слух и исполняемого произведения (см. об этом Главу I, § 2). В практике внешкольных форм музыкального обучения и просвещения (музыкальных кружков, клубов, студий) также распространены задания передать словами музыкальные впечатления (в устной и письменной формах речи) /89, с. 165,166,173/;
- широко известный опыт авторского коллектива во главе с Д.Б.Кабалевским также убеждает в том, что уже с первого класеа дети способны увлеченно учиться "размышлять о музыке", под чем подразумевается овладение рядом таких специальных умений, как умение эстетически воспринимать музыку, определять некоторые ее художественные средства, давать ей элементарную эмоционально-эстетическую рценку /212; 213/. Последние умения соотносятся с речевыми;
- использование музыкальных произведений в работе учителей литературы также становится повсеместно распространенным явлением /178/.
Таким образом, детские высказывания о музыке как речевые про изведения в научной литературе и педагогической практике встречаются часто. Вместе с тем анализ приводимых в печати таких высказываний с точки зрения их содержания и речевого оформления дает пра во сделать вывод о недостаточном уровне речевой подготовки их авторов. Об этом свидетельствует несоответствие этих высказываний требованиям школьной программы по развитию речи, а именно: несоот ветствие содержания теме и основной мысли высказывания, отсутствие коммуникативной направленности, бедный словарный запас, неоправданное однообразие в использовании синтаксических структур и т.д. Некоторые музыканты-педагоги, отмечая трудности в организации и проведении сочинений о музыке, называют среди основных причин отсутствие систематической речевой работы и соответствующих методических рекомендаций /122, с.82/.
Все это дает возможность предположить, что вопросы использования музыки как источника высказывания (наряду с учетом ее воспитывающего воздействия) можно и нужно решать как методическую проблему в рамках программы по развитию речи учащихся в общеобразовательной школе.
Изложенное выше определяет актуальность проведенного исследования, посвященного вопросам привлечения музыкального дидактического материала к работе по развитию связной детской речи.
Цель исследования - выявить возможности использования музыки для такой работы, определить место разработанной системы в ело жившейся методической системе - ставилась применительно к младшему школьному (раннему подростковому) возрасту учеников 4 класса.
Выбор для исследования данного этапа обучения объясняется следующим:
I* В психологической и физиологической литературе по цробле-мам детского восприятия музыки этот возрастной период рассмотрен наиболее полно. Определены также музыковедческие знания, которые ученики должны получить в начальной школе и которые можно положить в основу нашего исследования /212; 213/.
2. Письменная речь учеников к этому периоду качественно меняется, что позволяет более эффективно организовать работу над письменным высказыванием о музыке /145; 155/.
3. По мнению музыковедов, эстетиков, социологов и психологов, в этом возрасте сохраняется и даже возрастает интерес к музыкальному искусству, особенно к музыке сюжетной, динамичной, связанной с литературной программой в виде прозаического, поэтического текста или названия (см. об этом в Главе I, §§ 1,2).
Гипотеза исследования: если ввести музыку в существующую систему источников высказывания (наряду с литературой, живописью и пр.) и организовать на ее основе детскую речевую деятельность, то это существенным образом повлияет на общее и психическое развитие детей, в частности на уровень развития речевых умений, предусмотренных школьной программой, создаст базу для успешного овладения школьниками языковыми средствами, выражающими эстетическую оценку произведений искусства.
В соответствии с цель® исследования и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:
I. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психологической, физиологической, нейрофизиологической, нейрохирургической, эстетической, музыковедческой, педагогической и методической литературе; уточнить некоторые методические понятия, имеющие принципиальное значение для разработки методики использования произведений музыки в роли источника речи,
2. Выявить степень владения учениками 4 класса соответствующими речевыми умениями для создания письменных высказываний о музыке,
3, Разработать методику обучения умению создавать рассматриваемые высказывания, определить ее место в сложившейся методической системе; проверить эффективность разработанной методики.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о единстве языка и мышления, о роли речи в процессе познания и общения, ленинская теория отражения, а также основные положения марксистско-ленинской эстетики о необходимости массового приобщения к художественным ценностям.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) анализ научной литературы; б) наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной и специальной школах (начального, среднего и высшего звена); в) анкетирование учителей русского языка и литературы и учеников 4-х классов; г) анализ пись менных высказываний учеников 4 класса (констатирующий эксперимент) д) обучающий эксперимент, который включил теоретическую и практическую работу по предложенной нами методике и проведение срезовых высказываний (ведущий метод).
Исследование осуществлялось с 1976 по 1985 гг.
На I этапе исследования (1976-1982 гг.) проводились наблюдения и поисковый эксперимент в общеобразовательных школах г.Новокузнецка и Кузнецкой восьмилетней школе Новокузнецкого района, а также в Новокузнецком госпединституте; проверялись отдельные приемы обучения школьников умениям высказываться о музыкальном произведении.
На П этапе (1982-1983 гг.) проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить уровень речевой подготовки школьников в указанном аспекте.
На Ш этапе (1983-1984 гг.) был разработан и осуществлен 1-й вариант опытного обучения в школах гг. Новокузнецка и Москвы, в ходе которого вносились коррективы в первоначальный вариант разработанной методики.
На 1У этапе исследования (1984-1985 гг.) разработанная методика проходила опытную проверку в школах Л№ 54, 204, 528, 531 г. Москвы, четвертые классы которых обучаются шш не обучаются музыке по экспериментальной программе, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского /212; 213/ (см. характеристику опытных групп в Главе 2, § I).
Научная новизна исследования:
1. Обоснована теоретически и экспериментально доказана возможность использования музыки как одного из источников высказываний учеников.
2. Определена степень владения учениками 4 класса умениями создавать высказывания о музыке при сложившейся системе обучения (в общеобразовательной и специальной музыкальной школах); выявлены трудности в работе учителей, затруднения учеников в построении и речевом оформлении таких высказываний.
3. Выявлен минимум умений, необходимых для анализа музыки и еоздания высказывания о ней, овладев которыми ученики смогут пересказать художественный текст с элементами описания музыкального произведения, ввести фрагменты описания музыки в текст, создать самостоятельный текст на основе восприятия музыкального образа (природы, звучащего предмета, движущегося животного).
4. Определены 1фитерии отбора содержания работы в исследуемом нами аспекте (в том числе критерии отбора дидактического языкового и музыкального материала),
5, Выделены критерии оценки детских высказываний о музыке,
6, Разработана методика обучения учеников 1У класса умению создавать высказывания о музыкальном произведении (типа описания и повествования с элементами описания); определено место такой ра боты с музыкальным дидактическим материалом (на уроках русского языка) в методической системе.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1, Разработаны научно обоснованные методические рекомендации работы с музыкальным произведением в процессе развития связной детской речи,
2, Отобран музыкальный дидактический материал для организации высказываний типа описания и повествования с элементами описания природы, предмета, животного.
3, Определена последовательность использования языкового дидактического материала действующего учебника русского языка (для 1У класса) в процессе формирования умений, необходимых для создания высказываний о музыке; отобраны группы упражнений, которые це лесообразно выполнять с привлечением музыкальных произведений.
Достоверность результатов исследования подтверждается прове дением нескольких серий констатирующего эксперимента, которым было охвачено 620 учеников и 100 учителей русского языка и литерату ры (полученные данные этого эксперимента в целом совпадают с результатами подобных психолого-социологических исследований по про блемам детского восприятия музыки) /91; 255/; многолетним наблюде нием и личным девятилетним опытом работы автора в школе (в частно сти, цроведением уроков развития речи с музыкальным произведением как источником высказывания в течение 10 лет); данными опытного обучения, которым было охвачено шесть 4-х классов (210 учеников) и в процессе которого было записано 90 устных детских высказываний, проанализировано 840 письменных работ.
Апробация исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики русского языка МИШ им.В.И.Ленина, на Ленинских чтениях в 1984-1985 гг., на научной конференции преподавателей и сотрудников Новокузнецкого госпединститута в 1983 году, сообщались на методических объединениях учителей г.Новокузнецка.
Материалы исследования внедрены в практику работы учителей русского языка школ гг. Москвы и Новокузнецка и могут быть рекомендованы составителям школьных программ по русскому языку и литературе (речевой аспект), авторам учебников и учебных пособий, а также исследователям проблем воздействия музыки на человека.
По теме исследования опубликованы статьи:
1. Из опыта привлечения музыкального произведения к проведению изложения. - Русский язык в школе, 1985, л 3, с.36-39.
2. Использование музыки как средства развития речи и эстетического воспитания учащихся. - В кн.: Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся. М., 1985, с.36-47.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальное произведение может быть использовано как источник детской речи (наряду с произведениями других искусств и жизненными впечатлениями).
2. На уроках русского языка в общеобразовательной школе (с 1У класса и даже ранее) возможно и необходимо формировать умения, требующиеся для создания высказываний о музыке.
3. Музыкальное произведение в роли источника детской речи способствует: появлению в описаниях языковых средств, обозначающих элементы звучания предметов и явлений природы, движения животных; появлению эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики; актуализации слов, передаощих слуховые, зрительные, зрительно-слуховые представления; появлению разнообразных тропов. Музыкальный дидактический материал позволяет существенно улучшить структуру и содержание отдельных фрагментов и всего детского текста (пересказанного или созданного самостоятельно).
4. В системе работы с музыкальным источником ученической речи наиболее эффективными являются следующие приемы формирования коммуникативных умений: использование естественных речевых ситуаций; устные высказывания на этапе подготовки к письменному; создание письменных высказываний на уроке; чтение первого варианта сочинения в сопровождении той музыкальной пьесы, которая была предметом речи; использование музыки в роли фона при подготовке к пересказу описательного текста,
5. Введение музыкального .дидактического материала на этапе языковой подготовки к связному высказыванию благотворным образом влияет на письменную речь детей и позволяет осуществлять эффективное целенаправленное воздействие на формирование образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения, на воспитание духовно богатой личности.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ
В результате опытного обучения был отобран минимум теоретических сведений, которые явились базой для формирования коммуникативных и музыкально-коммуникативных (связанных с анализом музыкального произведения) умений, необходимых для создания высказывания о музыке на основе ее восприятия; определены умения, которые необходи мо формировать у учеников 4 класса с тем, чтобы эти умения легли в основу эстетической оценки произведений музыки и -шире - искусства; разработана и реализована система заданий, направленных на вооружение школьников теоретическими знаниями о возможностях музыки как искусства (в сопоставлении с литературой и живописью) и о высказывании на основе Ш как тексте; подтверждена правильность выбора музыкальных пьес для работы по развитию связной речи; проверена эф-фектжшость разработанной методики обучения.
Ознакомление школьников с особенностями названных высказываний: с их назначением, возможными структурно-семантическими фрагментами, особенностями речевого оформления - способствовало повышению уровня теоретических знаний о функционально-смысловых типах и стилистической направленности текстов.
Усвоение особенностей высказываний о музыке на основе ее восприятия сыграло определенную роль в формировании коммуникативных умений, связанных с созданием художественного описания (звучащего предмета, природы, движущегося животного) и повествования с элементами описания.
Специальная работа над языковыми средствами, с помощью которых школьники учились описывать возникшие ассоциации, чувства, определять некоторые музыкально-выразительные средства, тему, основную мысль и авторское отношение в музыке, способствовала актуализации и более осознанному употреблению отдельных лекеико-грамматичес-ких разрядов слов и лексико-еемантических групп.
Опытное обучение помогло школьникам осознать роль отдельных языковых средств и в создании фрагментов высказываний о музыке. Знание о назначении указанного типа текста, о его коммуникативной направленности побудило школьников к употреблению разнообразных тропов (олицетворений, эпитетов, сравнений и пр.). Дети стали образно мыслить, сопоставляя жизненный материал с музыкальным произведением.
Обучение созданию высказываний на основе восприятия музыки в письменной форме, а также использование устных детских высказываний в процессе подготовки способствовало тому, что в течение опыт ной работы каждый ученик неоднократно поделился своими музыкальными впечатлениями, испытал благотворное влияние коллективного общения с искусством.
В ходе опытного обучения было прослежено постепенное становление формируемых умений: от описания ассоциативных представлений возбужденных музыкой, школьники перешли к описанию эмоционально-эстетической информации о музыкальном образе и своих чувствах; научились соотносить: а) основной художественный текст и создавав мый к нему фрагмент описания музыки по основным параметрам; б) литературную основу (произведение) и музыкальную программу пьесы, которая являетоя ее эпизодом, т.е. научились отбирать для высказы вания о музыке только те элементы, знакомого литературного произведения, которые воссозданы музыкально-выразительными средствами.
Неоднократное восприятие музыки, которое было организовано во время опытного обучения в соответствии с возрастными психологическими особенностями школьников, способствовало созданию коммуникативно целесообразного высказывания, точно соотнесенного с его темой, основной мыслью, эмоциональной окрашенностью и содержанием музыкального произведения.
Экспериментальная работа показала эффективность отдельных методов и приемов: использования речевых ситуаций, ставших естественной формой общения учеников по поводу музыкального искусства; лексической подготовки, которая способствовала отбору наиболее уместных средств описания; чтения созданного текста (фрагмента) на фоне той музыкальной пьесы (части), которая явилась предме том речи, что позволило впоследствии эмоционально и информативно соотнести сочинение с речевым источником - музыкой; устного выска зывания в подготовительный пфиод, что в процессе создания письменного текста повлияло на более тщательный отбор материала для построения отдельных фрагментов и высказывания в целом; использо вания музыкального фона при работе над художественным текстом (для пересказа), в котором содержатся сведения о звучащем предме те или явлении.
Самые высокие результаты в процессе опытного обучения были достигнуты в том случае, когда максимально реализовывались межпредметные связи с уроками (по экспериментальной программе). Это дало возможность использовать музыкальные умения и навыки как базовые, что позволило школьникам в более короткий, чем в других классах, не обучающихся по экспериментальной программе на уроках музыки, срок овладеть необходимыми умениями высказываться о музыке как произведении искусства.
Привлечение музыки к процессу формирования коммуникативных умений повлияло на отношение детей к слуховой информации о внешнем мире. Это создало возможность для более разностороннего отражения явлений действительности в детских сочинениях (описаниях и повествованиях), а следовательно, существенно обогатило содержательную сторону детской речи.
Поставленные в учебную ситуацию, побуждающую высказаться о полученных музыкальных впечатлениях, школьники должны были определить свое отношение и личную эстетическую позицию. Это, в свою очередь, привело к необходимости употребить языковые средства эмоционально-эстетической оценки, что, на наш взгляд, способствовало формированию мировоззрения и активной жизненной позиции учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С возрастанием роли произведений искусства в решении основной педагогической проблемы - воспитания всесторонне развитой детской личности - особую актуальность приобретают вопросы формирования у школьников интеллектуально-речевых умений, облегчающих процесс общения с художественными ценностями, в первую очередь с произведениями музыки, которые являются синтезом эмоционально-эстетической информации о предметах и явлениях действительности и внутреннего мира человека,
В диссертационном исследовании выявлялись возможности использования музыки в процессе развития связной детской речи и разрабатывалась методика формирования коммуникативных умений, необходимых для создания высказывания о музыке (как текста) на основе ее восприятия,
В результате изучения литературы, касающейся данной проблемы, и проведения констатирующего эксперимента установлено, что:
1) такие высказывания являются закономерным результатом эмо-ционально-эстетического восприятия музыки, а также средством воздействия на слушателя и формой постижения (осмысления) музыкального образа;
2) для высказывания о музыке (созданного на основе ее восприятия) как речевого произведения характерны определенные структурно-семантические и языковые особенности: включение фрагментов описания ярких ассоциативных представлений (зрительных, слуховых, комплексных и пр.); элементов эстетической оценки; употребление эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики, разнообразных тропов;
3) высказывание, созданное на основе восприятия музыкального произведения, может быть соотнесено с определенным функционально-стилистическим и смысловым типом текста в зависимости от коммуникативной установки автора;
4) соответствие высказывания существующим требованиям, предъявляемым школьной программой по развитию связной речи к детским речевым произведениям, определяется возрастными особенностями, уровнем сформированности восприятия музыки, методикой формирования музыкально-коммуникативных (необходимых для анализа музыкального произведения) и коммуникативных (необходимых для создания текста) умений, которые тесно взаимосвязаны.
Для того чтобы проверить значение целенаправленной работы по обучению школьников умению высказываться о музыке как произведении искусства, была разработана специальная методика, основными особенностями которой явились: вариативность; внутрипредметные связи с программой по русскому языку в общеобразовательной школе; межпредметные связи с уроками музыки и новой программой, созданной под руководством Д.Б.Кабалевского; использование музыкальных произведений преимущественно как источника детской речи; проведение рассматриваемых высказываний в пределах урочного времени, что позволило детям максимально использовать музыкальные впечатления и все элементы подготовительной работы для создания высказывания.
Анализ результатов опытного обучения (обучающего эксперимента) подтвердил нашу гипотезу:
1. Речевая работа над музыкальным произведением доступна и увлекательна для учеников. Она способствует эффективности процесса формирования коммуникативных умений, предусмотренных школьной программой по развитию связной речи, а также тех, которые необходимы для самостоятельного высказывания о музыкальных впечатлениях. Об : этом свидетельствуют данные исследования разных сторон детских сочинений на основе восприятия музыкального образа: их объема (на уровне слов, предложений, микротем, текста); структуры расположения и развернутоскти отдельных фрагментов; языковых особенностей.
2. Влияние музыки на детские тексты проявляется по-разному: а) музыкальное произведение, "иллюстрирующее" художественный текст, значительно облегчает его анализ (определение темы, основной мысли, эмоциональной окрашенности; выделение определенных языковых средств; озаглавливание текста); его восприятие и восцроизведение в детеких пересказах, особенно элементов описания музыки и предметов и явлений, "издающих*1 звук. б) музыкальное произведение в роли ист очника высказывания актуализирует различные пласты детского словаря. Так,обнаружена зависимость появления в детской речи определенных лекси-ко-грамматических разрядов слов от художественных особенностей музыки и сферы ее распросзранения.
Например, в процессе восприятия музыки медленной, мелодичной (т.н. песенного типа), создающей образ в основном статичного явления действительности или устойчивого эмоционального состояния человека, как правило, активизируются прилагательные, наречия; музыка танцевального типа, ритмичная вызывает появление большого числа глаголоЕ, которыми ученики стремятся создать сюжет повествовательного текста или детальное описание "движущегося" предмета речи.
Эмоциональное своеобразие музыки способствует актуализации отдельных лексико-семантических груш, с помощью которых ученики определяют настроение музыки, характер.
Например, минорное произведение вызывает необходимость использовать лексику, обозначающую соответствующие чувства (грусти, печали), мажорное - лексику, характеризующую чувство радости и т.п.
3. Влияние опорного языкового материала (отдельных средств и текстов) на детские высказывания, созданные на основе Ш, также проявляется по-разному: а) ряд ядерных словосочетаний, на основе которых ученики создают отдельные фрагменты сочинений или текст, будучи рекомендованными как обязательные, ограничивают их ©бьем, обедняют содержание и речевое оформление; будучи рекомендованы как возможные (справочные), они оказывают помощь детям с недостаточно сформированным словарем и речевыми умениями для соединения музыкальной и литературно-художественной информации в форме текста.
Лексика, отобранная в процессе подготовки к сочинению на основе анализа музыки и музыкальных впечатлений и вводимая в детский словарь в соответствии со сложившейся методикой работы, является, как правило, ядерной для создания и речевого оформления высказывания. Она оказывает необходимую помощь в передаче музыкальных впечатлений.
4. Общепедагогическими достижениями обучения явились: возросший интерес школьников к урокам русского языка и учебному процессу в целом; расширение детского опыта общения с произведениями искусства; качественное изменение эстетической оценки музыкального произведения, косвенно свидетельствующее о совершенствовании общего культурного уровня школьников.
Данная диссертация является началом в разработке проблем формирования детской речи и - шире - детской личности средствами музыкального искусства на уроках русского языка в общеобразовательной школе.
Предстоит исследовать процесс формирования коммуникативных умений, необходимых для создания высказывания о музыкальном произведении (в первую очередь, на основе его восприятия) как конкретного стилистически соотнесенного функционально-смыслового типа текста в начальных, 5-10 классах общеобразовательной школы и в системе специального музыкального обучения; исследовать возможности, которые открывает для развития связной детской речи использование сочетаний средств обучения (литературы и музыки; музыки и живописи и пр.) установить последовательность видов работы с различными источниками речи - произведениями искусства и на основе этого разработать систему их использования на уроках русского языка; отобрать и составить словарь, необходимый для эмоционально-эстетического анализа и оценки музыкальных произведений.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Вершинина, Галина Борисовна, Москва
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник./Вступит.статья М.Лифница. Коммент. Г.Фридаендера. - Изд. 3: В 2-х т. - М.: Искусство, 1976. - T.I, 1976. - 574 е.; т.2, 1976. - 718 с.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Сборник./ Вступит, статья Б.Рюрикова. - Изд.5 - М.: Художественная литература, 1976. - 827 с.
4. П. Официально-документальные материалы
5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. - 223 с.
6. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.1. Ш. Книги и статьи
7. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
8. Алгазина Ы.Н., Баранов М.Т. Обучающие изложения в 5 классе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 168 с.
9. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка (конец ИХ начало XX вв). - М.: Наука, 1969. - 392 е., илл.
10. Альшванг А.А., Чайковский П.И. М.: Музыка, 3-е изд., 1970.-816 с.
11. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 303 с.
12. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? М.; Музгиз 1962. - 119 с.
13. Асафьев Б.В. Григ. М.-Л.: Музгиз, 1948. - 152 с. с нот. ил.
14. Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 тт./Ред.коллегия: Й.Э.Гра барь и др. М.: йзд-во АН СССР, 1954. - Т.2, 384 е.: т.4, 440 с.
15. Асафьев Б.В. Симфонические этюды /Общ.ред. и вступит, статья Е.М.Орловой. Л.:Музыка, 1970. - 264 с.
16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2 /Ред. и вступит, статья Е.М.Орловой. -Л.: Музыка, 1973. - 142 с.
17. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. Изд.2. Л.: Музыка, 1979. - 344 с.
18. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. - 216 с.
19. Ашхаруа Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия. - В кн.: Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979, с.137-174.
20. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. - 218 с.
21. Баранов М.Т. Повышение эффективности словарной работы. В кн.: Пути совершенствования преподавания русского языка в У-У1 классах. М., 1962, с.160-167.
22. Баранов М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся. В кн.: Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. М., 1962, с.5-130.
23. Баранов М.Т. Словарно-еемантическая работа на уроках русского языка в 5-8 классах. Русский язык в школе, 1965, Л6,с» 29*34*
24. Баранов М.Т. О работе по лекоике в 4 классе. Русский язык в школе, 1970, I 6, с.35-39.
25. Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в 4-8 классах. Русский язык в школе, 1976, М 3, с.10-16.
26. Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. Русский язык в школе, 1979, Л 3, с.9-14.
27. Баранов М.Т. Типы учебного датериаяа и методы обучения русскому языку. Русский язык в школе, 1981, М 3, с,25-31.
28. Беиобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников./Сб.статей. М.: Педагогика, 1975.- 160 с.
29. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923. 116 с.
30. Беляева-Экземплярская С.Н. Восприятие мелодии движения. -М.: Гос.Академия худож. наук, 1929. 57 с.
31. Беркман Т.1. 0 методах формирования музыкально-слуховых представлений (на уроках пения): Опыт исследования. В кн. Изв. АПН РСФСР, вып.100, 1959, с.319-367.
32. Берков П.Н. Об эстетике творчества и эстетика восприятия. -В кн.: Художественное восприятие. I., 1971, с.57-79.
33. Бикчурина Ф.Ш. Программная симфоническая музыка в эстетичес ком воспитании школьников и особенности ее восприятия.
34. В кн.: Формирование интересов учащихся в области искусства (Проблема восприятия искусства). Казань, 1970, с 85-105.
35. Благовещенский И.П. Проблемы музыкальной выразительности в свете учения о динамической стереотипии высшего отдела головного мозга. В кн.: Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика , эстетика, фольклор). Минек, 1965,с.75-102.
36. Бяагой Д. Замечательный дар детям. Советская музыка, 1968, Л 9, с.51-53.
37. Блинова М.Д. Учение й.П.Павлова и некоторые задачи советского музыкознания. Советская музыка, 1951, Л 8, с. 52-58.
38. Блинова М.Л. Физиологические оеновы ладового чувства. Б кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. I. I., Х962, с. 52-124.
39. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школь ников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителя пения. М.-Л.: Просвещение, 1964. - 104 с.
40. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Д.; Наука, 1974. - 144 с.
41. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 4. М., 1977, с.114-152.
42. Богоявленский Д.Н. Психология учения русскому языку. Русский язык в школе, 1977, Л 5, с.79-85.
43. Валентайн К. Психология 1фасоты: Результаты экспериментальных исследований./ Перев. с англ. под ред. и с предисл. Н.Д.Виноградова. Л.-М.: Пучина, 1926. - 136 с.
44. Ванелов В.В. Симфоническое творчество А.К.Глазунова: Путеводитель по русской музыке/ Под. ред. Т.Соколовой. М. :Музгиз 1950. - 88 с.
45. Ванелов В.В. Об отражении действительности в музыке; Очерки. /Под ред. К.Резеншильда. М.: Музгиз, 1953. - 236 е., нот. ил.
46. Ванелов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. -Л.:Художник РСФСР, 1977. 229 е., 33 л. ил.
47. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
48. Ветлугина Н.А. Музыка в подготовительных классах. Музыка в школе, 1983, № I, с.9-12.
49. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. ^Музыкальная литература: для 4 класса детских музыкальных школ. М.:Музыка, 8-е изд., 1984. - 160 с.
50. Владыкина-Бачинская Н.М., П.И.Чайковский. М.: Музыка, 2-е изд., доп., 1964. - 196 с», илл. нот. илл.
51. Вопросы музыки в школе. Сб. статей. /Под ред. Й.Глебова (Б.В.Асафьева)» - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 284 с.
52. Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. Сб. науч.трудов, /Ред.коллегия: О.А.Апраксина и др. - М.: МГПЙ им. В.И.Ленина, 1979. - 170 с.
53. Вопросы теории и эстетики музыки. Сб.статей. /Под ред. Ю.Н.Кремлева. - М.:Музыка, 1968, вып.8. - 207 с.
54. Вопросы теории и эстетики музыки. Сб.статей. /Ред.:Гозен-пуд А.А., Раабен Л.Н., Смирнов В.В. - Л.: Музыка, 1972, вып. II. - 224 с.
55. Вопросы фортепианной педагогики. Сб.статей. /Под общ. ред. В.Натансона. - М.: Музыка, 1971, вын.З. - 334с.
56. Восприятие музыки. Сб.статей/ Ред.-соет. В.Н.Максимов. -М.: Музыка, 1980. - 256 с.
57. В школе слушают музыку. Сб.статей. /Под ред. НЛ.Гродзен-ской. - М.;Просвещение, 1964. - 72 с.
58. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте: Психологический очерк. М.: Госиздат РСФСР, 1930. - 80 с.
59. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, исправ. и доп. /Общ.ред. В.В.Иванова. - М.: Искусство, 1968. - 576 е.
60. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1982, т.2, с.5-361.
61. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте.
62. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т.2, с.363-381.
63. Выготский Л.С, Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т.2, с.436-454.
64. Выготский Л.С. Развитие речи и мышления. — Собр.соч.; В 6—ти г. М., 1983, т.3, с. 254-273.
65. Ганина М.А. А.К.Глазунов: Жизнь и творчество. Л.:Музгиз (Ленинградское отделение), 1961. - 389 е., нот. ил.
66. Гасанов Я.К., Братина Н.Н., Доброхотова Т.А. и др. Межполу-шарные взаимоотношения мозга и восприятие музыки. В кн.: А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982, с.207-214.
67. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростка. -Новосибирск, 1969, 22 с.
68. Горюнова Л.В. Изучение особенностей развития детского музыкального восприятия важный вопрос в подготовке учителей музыки в школе. - В кн.: Музыкально-эстетическая подготовка учителя. М., 1970, с.10-13.
69. Готединер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия: Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -333 с.
70. Готединер А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе.
71. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981, с.41-57.
72. Гриндэ Нильс. История норвежской музыки: Сокр. пер. с норв. /Пер. Т.А.Алимовой. М.: Музыка, 1982. - 191 с.
73. Гришанович Н.Н. Писхолого-педагогические предпосылки формирования музыкально-познавательного интереса подростков на уроках музыки. В кн.: Вопросы музыкального восприятия студентов и школьников. Минск, 1979, с.21-45.
74. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в школе (5-6 класс) : Пособие для учителей пения восьмилетней школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 94 е., нот. ил.
75. Гродзенская Н.Л. Эстетическое воспитание учащихся на уроках пения. Советская педагогика, 1963, Л 7, с.80-91.
76. Гродзенская Н.Л. И петь и слушать (Музыкальное воспитание в школе) Советская музыка, 1966, М 4, с.101-103.
77. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 е., нот. ил.
78. Громова Е.И. К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестн. Моск. ун-та. (Сер. 14. Психология). 1984, М 1, с.59-67.
79. Губарева Н.й., Остроменский В.Д. Эстетическое воспитание учащихся: Из опыта работы Оргеевской школы-интерната. Кишинев: Лумина, 1975, - 36 с.
80. Дворяшина М.Д. О константности восприятия у детей. Вопросы психологии, 1964, & 5, с.42-54.
81. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики.: Учебное пособие. /Под ред. М.Н.Скаткина. -Изд. 2 перераб. и дол. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
82. Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся 5-7 классов. Русский язык в школе, 1958, & 3, с.23-29
83. Домбаев Г.С. Творчество П.И.Чайковского в материалах и документах. /Под ред. Гр.Бернандт. - М.:Музнка, 1958. - 636 с.
84. Друскин М.С. История зарубежной музыки: Вторая половина GX века.: Учебник для консерваторий. Изд.6. - М.: Музыка, 1983. - 528 с.
85. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. В кн.: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах. Вып.1. М., 1969, с.101-108.
86. Закоружникова МЛ., Костенко Ф.Д., Рождественский H.G. Русский язык: Учебник для 2 класса. М., X98I, изд. 14. - 208
87. Закоружникова МЛ., Кустарева В.А., Рождественский Н.С. PyG' ский язык: Учебник для 3 класса. М., 1982, изд. 13. - 224
88. Запорожец Н. А.К.Лядов: Жизнь и творчество./ Под ред. Т.Со-кодовой. М.:Госмузиздат, 1954. - 215 е., ид., нот. ил.
89. Зарицкая Р.И., Невинская А.М. Влияние музыки на процесс дыха ния у детей и взрослых. В кн.: Вопросы изучения и в оспита-ния личности. - Л., 1929, C.X9-2I.
90. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 159 е., ил.
91. Зись А.Я., Лазарев ИЛ. Эстетическое воспитание и искусство. В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1979, с.139-173.
92. Искусство и школа: Книга для учителя. /Сост. А.К.Василевский М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
93. Использование ТОО на уроках музыки в общеобразовательной шко ле: Методические рекомендации. /Подготовлены Э.В.Козловой, Г.С.Косенко, Р.Н.Николаевой. Запорожье, 1974. - Х2 с.
94. Исследование художественных интересов школьников. /Под. ред. Е.В.Квятковского и Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.
95. История русской музыки: Учебник для исполнительских ф-тов консерваторий. /Общ.ред. Н.В.Туманиной. М.:Музгиз, Х960.-462 с.
96. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. Изд. 3 - М.: Детская литература, I97B. - 224 с.
97. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. /Сост. В.И.Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
98. Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества.
99. Вып. I. М.: Музыка, Х98Х. - 120 с., ил. ног.
100. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? йзд.2.-М.: Советский композитор, 1982. - 214 с.
101. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание (Статьи ивыступления разных лет)/Послесл. В.И.Викторова. М.: Знание 1984, - 64 с.
102. Капинос В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности. Русский язык в школе, 1978, №4, с.58-66.
103. Келдыш Ю.В, История русской музыки. Часть П. (Вторая половина XIX в,): Учебное пособие для консерваторий. М.-Л.: Муз-гиз, 1947. - 390 с.
104. Келдыш Ю.В. История русской музыки. Часть Ш. (80-е и 90-е гг ИХ века начало XX вв.): Учебное пособие для консерваторий. - М.: Музгиз, 1954. - 532 е., нот. илл.
105. Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки. Вопросы психологии, 1957, № I, с.116-124.
106. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с.348-354.
107. Книга о Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. /Сост. А.А.Золотов. М,: Сов,композитор, 1983. - 261 с. ил,
108. Книга по эстетике для музыкантов. /Ред. К.Ангеров (НРБ), И.Константинов (СССР). М.:Музыка, 1983; София: Музыка, 1983. -272 с.
109. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник душ студентов пед. ин-тов. Изд. 2, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
110. Копленд А. Музыка и воображение. Советская музыка, 1968, Л 3, о.108-113.
111. Копленд А. Художник и интерпретатор. Советская музыка, 1968, & 4, е.117-122.
112. Косичкина Г.А. Музыка на уроках литературы в старших классах средней школы. В кн.: Научные доклады литературоведов Поволжья. Материалы У! зональной конференции литературоведческих кафедр ун-тов и педин-тов. Астрахань, 1967, с.222- 223.
113. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. Вопросы психологии, 1963, $ 2, с.45-58.
114. ПО. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятия. Л., 1971» о.334-347.
115. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и цроблема соци-ально-эстетической действенности музыки. В кн.: Музыкальное искусство социалистического общества (Проблемы духовного обогащения личности). Киев, 1982, с.18-20.
116. Красилыцикова Д.й. О соотношении между запоминанием и воспроизведением. Вопросы психологии, 1955, ЛЗ, е. 77-89.
117. Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки. Вопросы психологии, JI 2, 1981, с.150-155.
118. Кремлев Ю.А. Эдвард Григ: Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1958. - 237 е., нот. ил.
119. Кремлев ®*А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века: В 3-х т. I.: Музгиз, 1958. - Т.2. I86I-I880 гг. - $14 с.
120. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. Изд. 2, доп. - М.: Советский композитор., 1972. - 272 с.
121. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. -1.: Музыка, 1976. 231 с.
122. Крюков А.Н. А.Н.Глазунов. /Ред. Т.Коровиной. М.:Щузыка, 1982. - 144 с.
123. Курщан А.С. А.К.Глазунов Изд. 2, перераб.-/Ред.В.Вайнер.-М.:Музыка, 1977, - 126 е., ил.
124. Кушаев Н.А. К проблеме развития художественного восприятия школьников. В кн.: Теория эстетического воспитания. M.f 1978, е.48-58.
125. Кушаев Н.А, Система учебно-воспитательной работы по литературе и развитие художественного восприятия школьников. В кн.: Совершенствование литературного развития школьников. М., 1979, с. 30-71.
126. Лагутин А.Й. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М.: Музыка, 1982. - 224 е., нот.
127. Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5-8 классов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 135 с.
128. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965. - 168 с.
129. Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям. Русский язык в школе, 1974, Л 5, с.40-44.
130. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. - 256 е.
131. Ладыженская Т.А, Диктант с продолжением. Русский язык в школе, 1978, Л 5, с.40-46.
132. Ладыженская Т.А, Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера, Советская педагогика, 1978-9, с. 75-80,
133. Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи. В кн.: Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка. М., 1979, с.19-36.
134. Ладыженская Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность.
135. Советская педагогика, 1981, Ш, с.85-91.
136. Ладыженская Т.А. Резервы развития дара слова у школьников, -Начальная школа, 1983, Л 6, с.72-75.
137. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., 1£игорян Л.Т., Кулибаба И.И., Тростенцвва Л.А. Русский язык: Учебник дня 4 класса. Изд. 16, перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.
138. Левашова О.Е. Эдвард Григ. (Очерк жизни и творчества). -Изд. 2. М.:Музыка, 1975. - 622 с.
139. Леви В.А. Вопросы психобиологии музыки. Советская музыка, 1966, JE6, с.37-43.
140. Леонтьев А.А, Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. - 245 с.
141. Леонтьев А.А. О речевой ситуации и принципе речевых действий. Русский язык за рубежом, 1968, Л2, с.19-23.
142. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.; Наука, 1974. - 367 с.
143. Леонтьев А.Н. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания деятельности. Советская педагогика, 1951, Л 10, с. 60-77.
144. Леонтьев А.Н. 0 механизме чувственного отражения. Вопросы педагогики, 1959, Л 2, с. 19-41.
145. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира. В кн.: Познавательные процессы (Образы, восприятия). М., 1982, с. 32-50.
146. Локшина К. Еще о новых программах для ДУШ. Советская музыка, 1984, Л 2, с. 81-82.
147. Луначарский А.В. Основы художественного образования. В кн.: А.В.Луначарский. В мире музыки: Статьи и речи. - Изд.2, дополн. - М., 1971, с. 177-200.
148. Лысина Н.И. К проблеме комплексного воздействия музыки и литературы. Советская педагогика, 1981, Л8, е.56-60.
149. Львов М.Р. Сочинения-описания в 3-4 классах. Начальная шко ла, 1964, №3, с.45-49.
150. Львов М.Р. Развитие грамматического строя письменной речи четвероклассников. Русский язык в школе, 1974, Л 3, с. 41-46.
151. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
152. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: Изд-во МИШ им. Б.ИЛенина, 1979. - 79 с.
153. Львов М.Р. Речь учащихся средней школы. Статья I, Общая характеристика лексики. Русский язык в школе, 1981, Л 6,с. 38-44.
154. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. М.: Знание, 1982. - 96 с.
155. Мазель Л.А. Эстетика и анализ. Советская музыка, 1966, Л 12, с. 22-23.
156. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1979. - 352 с.
157. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Изд. 2, доп и перераб.: Учебное пособие для вузов. /Ред. А.Д.Трейстер. -М.: Музыка, 1979, - 536 е., нот.
158. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. - 72 с.
159. Максимов С.Е. Музыкальная грамота. Изд. 4. - М.: Музыка, 1984. - 176 е., рис., нот.
160. Мамушин В.Е. Об изменении в синтаксическом строе письменной речи учащихся. Русский язык в школе, 1979, ЛЗ, о. 51-53.
161. Марат Ф.С. Художественное описание предмета. Русский язык в школе, 1972, Л I, с.42-46.
162. Мархасин B.C., Цеханский В.М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. - Л., 1978, с.200-215.
163. Машенко Н.М. Музыка и живопись на уроках русской литературы: Учебно-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. Киев: Изд-во КГУ, 1969. - 127 с.
164. Машенко Н.М. Слово, музыка, образ. Киев: Рад. школа, 1982. - 96 с.
165. Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.212-244.
166. Медушевский В.В. К теории коммуникативной функции. Советская музыка, 1975, Л I, с.21-27.
167. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253 с.
168. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. трупов /Под ред. Е.В.Квятковского. - М.: йзд-во АПН СССР, 1981. - 97 с.
169. Мейлах B.C. Художественное восцриятие как научная проблема. -В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с.10-29.
170. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя. /Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Просвещение, 1980.-240 с.
171. Методические материалы по музыке для подготовительных классов общеобразовательных школ (экспериментальные). /Сост. Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова). М.: НИИ школ, 1983. -103.
172. Методические рекомендации по теме: Анализ музыкальных произведений как условие подготовки учителей музыки к внеклассным занятиям в младших классах школы. /Сост. Барншева Т.А.-Л.: ЛПШ им. А.Н.Герцена, 1983. 18 с.
173. Миллер И.К., Розентретер Е.А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием: Пособие для преподавателей педучилищ. М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
174. Мир детства: Подросток. /Сост. А.Ю.Гордин, И.В.Гребенников, Т.В.Драгунова и др. М.: Педагогика, 1982. - 431 с., ил.
175. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (УШ-Х сл.). М.: Просвещение, 1980.- 90 с.
176. Михайлов М.К. А.К.Лядов: Очерк жизни и творчества. /Йод ред. А.П. Зориной. Л.:Гоемузиздат, 1961. - 211 с.
177. Михеева Л.В. Эдвард Григ. 1843-1907: Краткий очерк жизни и творчества. Изд. 2. - М.-Л.: Музыка (Ленинградское отделение), 1965. - 107 е., ил., нот.
178. Морозова С.Н. Общность педагогических взглядов К.Д.Ушинско-го и Б.Л.Яворского на развитие творческих способностей учащихся. В кн.: Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1979, с.91-103.
179. Музыка в начальной школе: Пособие для учителя. /Йод ред. Д.Б.Кабелевского. М.:НШ школ, 1979. - 164 с.
180. Музыка в подготовительных и первых классах: Пособие для учителей. /Под ред. Г.С.Ригиной. М., 1983. - 158 с.
181. Музыка в средней школе (4-5 классы) :- Пособие для учителя /Goct. Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендрова и др., М.; НИИ школ, 1982. - 106 с.
182. Музыка детям: Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Сб. статей. /Сост. Л.В.Михеева. - Л,:Музыка, 1970.е., ил.нот. ил.
183. Музыка на уроках литературы (Обзор статей, поступивших в редакцию от преподавателей). Литература в школе, 1965, Л I, с. 60-64.
184. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие. -Изд. 5. /Под ред. БДевика. - М.: Музыка, 1984. - 391 е., ил., нот.
185. Музыкальная форма: Учебник для музучилищ. /Общ.ред. Ю.Н.Тю-лина. Изд. 2, испр. и дополн. - М.: Музыка, 1974. - 360 с.
186. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. Сб.статей. /Авт. предисловия и сост. О.А.Апраксина. - М.: Музыка, 1970. -134 е., нот. ил.
187. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. /Сост. О.А.Апраксина. - М.:Музыка, 1971, вып. 7. - 120 с.
188. Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. /Под ред. Е.В.Назайкинского. - М.: Музыка, 1970, еып. I. - 220 с.184. %зыкальное искусство и наука. Сб. статей. /Сост. Е.В.Назай-кинский. - М.:Музыка, 1973, еып.2. - 216 с.
189. Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. /Ред. - сост. Е.В.Назайкинский. - М.:%зыка, вып.З, 1978. - 230 с.
190. Назайкинский Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие. -В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.245-283.
191. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка. 1972. 383 о.
192. Не тун а ев а А.В. Формирование нравственно-эстетических оценок произведений классической музыки. В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1978, с. 59-62.
193. Николаев А.А, Фортепианное наследие Чайковского. Изд. 2, перераб. - М.: Музгиз, 1958. - 286 с.
194. Николаев А.А. Первый фортепианный Концерт Чайковского: К Международному конкурсу им. П.И.Чайковского. /Ред. Н.П1ахназарова. М.: Музгиз, I960. - 40 о., нот. ил.
195. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб. науч. трудов. /Йод ред. Д.Б.Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. - 106 с.
196. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб. статей. /Йод ред. Д.Б.Кабалевского - М.: НИИ школ, 1981. - 90 с.
197. Обучение русскому языку в 1У классе. Методические указания к учебнику: Пособие для учителей. /Сост. Т. А Ладыженская. -М.: Просвещение, 1981. 223 с.
198. Оголовец А.С. Специфика выразительных средств музыки: Эс-тетико-теоретические статьи и исследования. М.: Советский композитор, 1969. - 590 с.
199. Основы методики русского языка в 1У-УШ классах: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Текучева и др. Изд. 2, перераб. -М.: Просвещение, 1983. - 287 с.
200. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. /Под ред. В.Г.Костюка. Киев: Муз. Украина, 1975. -200 с.
201. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке: К вопросу о содержании и форме в музыке. Л.: Музыка (Ленинградское отделение), 1979. - 72 с.
202. Очерки по истории русской музыки конца ИХ начала XX века: Для учащихся старших классов. /Сост. А.Н.Крюков. - М.-Л.: Просвещение (Ленинградское отделение), 1965. - 208 е., ил., нот. ил.
203. Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.191-211.V
204. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 1984. - 222 с.
205. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М.: Просвещение, 1978. - 190 с.
206. Пленкин Н.А. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского "Шкатулка проснулась". Русский язык в школе, 1980, & 4, с. 28-31.
207. Плотникова Ю.П. Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в 5 классе. Русский язык в школе, 1974, $ 4, с.33-36.
208. Пожидаев Г. Пусть музыка звучит. Музыка в школе, 1983, Л 3, с.25-29.
209. Полякова Л.В. "Времена года" П.И.Чайковского. Изд. 2./Под ред. А.Быкова. - М.: Музгиз, I960. - 27 е., нот. ил.
210. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. Изд. 2, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1980. -144с.
211. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984.-325 с.
212. Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. /Сост. и ред. М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 е.,нот.
213. Программы восьмилетней и средней школы. Литература. 4-Ю классы. М.: Просвещение, 1985. - 94 с.
214. Программы восьмилетней школы. Музыка. 1У-УП классы. М.: Просвещение, 1985. - 28 с.
215. Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. М.: Просвещение, 1985. - 48 с.
216. Программа по музыке (е поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
217. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы, 4-7 кп. М.: Просвещение, 1983, - 174 с.
218. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для 5-го класса детских музыкальных школ, М.: Музыка, 1970, - 128 с.
219. Психологический словарь. /А.Т.Айрапетянц, Я.А.Альтман, П.К. Анохин и др. Редкол.: В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, В.П.Зин-ченко и др. М.: Педагогика, 1983. - 447 с.
220. Ражников В.Г. Проблемы восприятия музыки на ХУ-й Всесоюзной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия дет ей и юношества. -Вопросы психологии, 1972, Л 4, с. 186-182.
221. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.
222. Раппопорт С.Х, О природе художественного мышления. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967, с.312-355.
223. Раппопорт С.Х. искусство и эмоции. Изд. 2, дополн. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.
224. Ригина Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки, В кн.: Музыкальное восприятие школьников. М., 1975, с.89-123.
225. Родная речь: Книга для чтения во П классе. Изд. 9./Сост^. М.С.Васильева, Л.А.Горбушина, Е.И.Никитина, М.И.Оморокова. -М.: Просвещение, 1981. - 272 с.
226. Родная речь: Книга для чтения в Ш классе. Изд. 9./Сост. М.С.Васильева, Л.А.Горбушина, Е.И.Никитина, М.И.Оморокова.-М.: Просвещение, 1982. - 384.
227. Розанова Ю.А. История русской музыки. Вторая половина XIX в. П.И.Чайковский: Учебник для муз.вузов./Общ.ред. А.Й.Кандинского. М.: Музыка, 1981. - Т.2, кн.З. - 310 е.,нот.
228. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Сб.статей. /Сост. и ред. А.Готсдинер. М.:Музыка, 1981. -104 с.
229. Русская музыкальная литература: Учебное пособие для муз. училищ. /Общ.ред. Э.Л.Фрид. М. :Музгиз, вып.З, 1959.-335 е., нот. ил.
230. Русская музыкальная литература: Учебное пособие для муз.учи-лищ. /Ойщ. ред. М.К.Михайлова и Э.Л.Фрид. Л.:Музгиз, вып. 4, 1962. - 263 е., нот. ил.
231. Русская музыкальная литература: Учебное пособие для муз.училищ. -Изд. 8. /Общ.ред. Э.Л.Фрид. Л.: Музыка, вып.1, 1983. - 285 е., нот. ил.
232. Салямон Л .С. Элементы физиологии и художественное восприятие. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с.98-113.
233. Георгий Свиридов. Сб. статей и исследований./Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с.
234. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ кл.): Пособие для учителей. /Под ред. Т. А.Ладыженской. Изд.З, иецр. - М.:Просвещение, 1978. - 286 е.
235. Система эстетического воспитания школьников. Сб.статей. /Под ред. С.А.Герасимова. - М.:Педагогика, 1983. - 264 с.
236. Скатерщиков В.К. Социальные проблемы искусства и идейная борьба в эстетике. М.: Знание, 1970. - 32 с.
237. Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения: Пособие для учителей пения. М.-Л»: Просвещение (Ленинградское отделение), 1965. - 92 е., нот. ил.
238. Совершенствование литературного развития школьников. Сб. науч.трудов,/Под ред. Е.В.&вятковского, Н.А.Кушаева. - М.: НИИ общей педагогики, 1979. - 187 с.
239. Соловьева А.И. Основы психологии слуха./Под ред. Б.Г.Ананьева. I.: Изд-во ЖГУ, 1972. - 187 с.
240. Соловьева А.И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения. Вопросы психологии, 1973, Л5, с.105-106.
241. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. йзд.2, доп. и перераб. М.: Музыка, 1970. - 192 с.
242. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования в 3-х т. Л.: Советский композитор, 1983 г.
243. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 2./Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. - М.: Политиздат, 1975. - 272с
244. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979. - T.I. Сердце отдаю детям. -560 с.
245. Тарасов Г.С, Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). /Отв. ред. К.А.Абульханова-Слав-ская. М.:Наука, 1979. - 192 с.
246. Теоретические цроблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла. Сб. науч.трудов. /Ред.-сост. Н.А.Кушаев, В.И.Рейбсон. - М.: Изд-во АПН СССР, 1977. - 42 с.
247. Теория эстетического воспитания. Сб. статей./Под ред. Н.Й.Киященко, Н.Л.Лейзерова. - М.: Искусство, 1979. - 255 с.
248. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Советская педагогика, 1946, J§ б, с. 96-112.
249. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 336 с.
250. Туманина Н.В. П.И.Чайковский: Путь к мастерству (4.1. 1840-1877 г.)./Отв. ред. Б.М.Ярустовский. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 560 с.
251. Цианина Н.В. П.И.Чайковский: Великий мастер (Ч.П. 1878-1893 гг.)./Отв.ред. Б.М.ЯрустовскиЙ. М.: Наука, 1968. -488с.
252. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика: Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. I.: Музыка, 1976. - 208 с.
253. Федорова Г.П. Глазунов. Изд. 2./Под ред. И.Ф.Бэлза. - М.: Музгиз, I9SL - 40 с.
254. Хайритдинова Н.Ш. Использование музыки и живописи на уроках литературы и литературного чтения в школе. Казань: Тат-книгоиздат, 1966. - 76 с.
255. Художественное творчество и ребенок. /Общ. ред. Н.А.Ветлу-гиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 е.
256. Цетлин Е. Урок музыки урок общения. - Советская музыка, 1984, Л 3, с. 80-81.
257. Цуккерман B.C. Музыкальные интересы школьников (Опыт социологического исследования). Воспитание школьника, 1968,1. Л 4, с. 55-57.
258. Цуккерман B.C. Отношение к музыке различных групп населения (опыт социологического исследования). В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с. 354-366.
259. Цуккерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.:Музыка, 1972. - 208 с.
260. Цыпина Н.А. Музыка на уроках литературы. Советская музыка, 1965, Л 9, с.104-105.
261. Чайковский П.И. О црограммности музыки (Избранные отрывки из писем и статей). /Сост., ред. и коммент. И.Ф.Кунина. М. Музгиз, 1952, - 156 е.,нот ил.
262. Чепуров В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы. Книга для учителя. Изд. 2, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. -112 е., ил.
263. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Книга Is Художественное воспитание средствами музыкального искусства.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.- 175 с. ; книга П.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963. 168 с.
264. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юно шества.- М.: Педагогика, 1975.- 200 е.
265. Шишова-Горская E.G. Программная музыка./ Под общ. ред. Пановой Т.В. М.: Музгиз, 1961.- 54 с.
266. Шрейнпресс Б.С. Музыка XIX века. Популярный очерк: Часть I Классицизм и романтизм.- М.: Советский композитор, 1968.-486 с.
267. Якобсон П.М. Психология чувств.- Изд.2, доп.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 384 с.
268. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964. 88 е.
269. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк.- М.: Просвещение, 1966. 292 с.
270. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971. 48 с.
271. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.:Знание 1976. 64 с.1У. Авторефераты
272. Горюнова Л.В. Развитие музыкального восприятия музыки у подростков /на материале слушания музыки в У-У1 кл. обще-образоват. школы/: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1970.- 21 е.
273. Давыденко А.А. Условия эффективного использования кино и музыки при изучении литературного произведения в Ш-УП классах: Автореф. дис.канд. пед.наук.- М.,1973.- 22 с.
274. Козлова Э.В. Эстетическое воспитание учащихся (5-8 классы) в процессе изучения произведений советской музыки: Автореф, дис. . канд.пед.наук. М., 1970. - 27 с.
275. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи о его направленностью на слушателя.: Автореф. дис. . канд. искусствовед, наук. М., 1971. - 26 с.
276. Миетратова О.П. Обогащение словарного запаса учащихся прилагательными качественной оценки (на уроках русского языка) Автореф. дис. . канд.пед.наук. Калининград, 1970. - 24
277. Новожилова Ф.А. Взаимосвязь изложений и сочинений (типа описания) в 4-5 классах: Автореф. дис. . канд.пед. наук. -М., 1974. 22 с.
278. Соловьева А.И. Формирование художественного образа музыкаль ного произведения у детей (в процессе обучения игре на фортепиано): Автореф. дис. . канд.пед. наук. М., 1953. -25 с.
279. Цыпина Н.А. Формирование эстетического восприятия произведения литературы и музыки в их взаимодействии в процессе преподавания (на уроках литературы в У-УП классах средней школы): Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1966. - 18 с1. ПРИ•кнэигл
280. Раздел 1. Материалы констатирующего эксперимента. Анкеты I. Анкета для ученика
281. Ж j гш ; Вопросы —.—г • 1 1 Ответы1 i 2 ! 1 31.