Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта

Автореферат по педагогике на тему «Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Неусыпова, Елена Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта"

На правах рукописи УДК 378.147

Неусыпова Елена Александровна

Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта

Специальность: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

2 6 СЕН 2013

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005533480

Санкт-Петербург 2013

005533480

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

АВРАМКОВА ИРИНА СЕМЕНОВНА,

директор института музыки, театра и хореографии, заведующая кафедрой музыкально-инструментальной подготовки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

доктор культурологии, профессор ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА,

и. о. декана факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»

кандидат педагогических наук КАЗАКОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

заместитель директора ОГБОУ СПО

«Смоленский педагогический колледж»

доцент кафедры музыкально-теоретических дисциплин

ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт

искусств»

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет»

Защита состоится «_В_» октября 2013 года в 16:00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан « » ¿/.¿¿îcêtjC-f 2013 г.

Ученый секретарь Совета, /г\

кандидат педагогических наук, профессор /II И. С. Аврамкова

I. Общая характеристика

Актуальность исследования. Проблема повышения качества российского образования в целом и музыкального, в частности, переживает сегодня сложный этап своего развития, порождающий широкое поле научного дискурса. Современные исследователи единодушно отмечают ряд негативных тенденций, неизбежных в эпоху глобального кризиса, который переживает человечество в условиях стремительно развивающейся информационной цивилизации. Одной из самых опасных является потеря духовных ориентиров, принятие диктуемых обществом потребления условий, устремленность исключительно к материальному благополучию. Существенно расширились требования, выдвигаемые социумом к выпускнику музыкально-педагогического вуза, оказавшегося неготовым отвечать на значительно изменившиеся вызовы времени.

Следует также учитывать, что начавшееся с конца XX века внедрение рыночных механизмов в системе российского образования от федерального до регионального уровня определило формирование нового для нашей страны рынка образовательных услуг. В той или иной степени закончилось государственное регулирование рассматриваемой сферы, а, следовательно, каждый вуз столкнулся с необходимостью выстраивания собственной образовательной модели, отвечающей новым требованиям к профессиональной подготовке специалистов.

Формулируя критерии результативности образования, современные ученые подчеркивают, что она «включает связанные понятия образованности, востребованности и удовлетворенности. Понятие образованности является наиболее емким, так как в нем сосредоточены результаты усилий всего коллектива образовательного учреждения. Востребованность оценивает правильность прогнозов образования, дееспособность систем обратных связей "вуз-потребитель" и четко отслеживает социальный заказ общества. Удовлетворенность определяет степень достижения надежд и ожиданий потребителя»1. Это в полной мере относится к профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, уровень образованности которых обеспечивает им востребованность, удовлетворенность, а также способствует развитию художественно-эстетической среды в современном пространстве культуры.

Таким образом, в развитии музыкального образования в первую очередь выдвигается задача воспитания специалиста широкого профиля, владеющего многими видами профессиональной деятельности, обязательно включающими в себя организацию и управление художественно-творческими процессами. Такой специалист способен квалифицированно и гибко реагировать на проблемы, возникающие в новых социокультурных условиях, и профессионально решать их. Он приспособлен к современной музыкальной практике, что позволяет ему быть социально мобильным и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Из этого следует, что

' Менеджмент качества образовательных процессов: учебное пособие / Под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. М., 2013. С. 29.

одной из важнейших задач музыкального образования становится расширение сферы практической деятельности будущего педагога-музыканта, выявление новых областей, новых творческих возможностей, заложенных в профессии.

Но при этом очень важно, чтобы он не просто чувствовал себя участником тех или иных художественных процессов, но и был способен управлять ими, создавать и реализовывать собственные художественно-образовательные модели, художественно-творческие проекты. Для этого в ряду его профессиональных компетенций почетное место должна занять организационно-управленческая культура, которая представляет собой комплекс индивидуально-личностных и профессионально значимых качеств, позволяющих ему смело и уверенно преодолевать сложившиеся стереотипы, ощущать себя творческим лидером, первопроходцем, открывающим новые пути в художественно-образовательном пространстве, «архитектором», создающим новые художественно-образовательные модели, и одновременно «строителем», воплощающим творческие замыслы в реальность.

В число качеств, определяющих уровень сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, входит обладание специальным знаниевым комплексом: умение планировать свою деятельность, ставить ближние и дальние цели, определять необходимые для их достижения задачи и способы, позволяющие решать поставленные задачи. Это требует владения специальными, социальными и коммуникативными компетенциями, и что немаловажно — обладания сформированной системой художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей, определяющей направленность его жизни и деятельности.

Создание педагогических условий, способствующих профессиональному самоопределению личности, ее устремленности к самореализации и самоактуализации в дальнейшей профессиональной деятельности, необходимо рассматривать как значимый критерий достижения высокого качества музыкально-педагогического образования. И одним из таких условий является создание и реализация инновационных педагогических технологий, расширяющих традиционные рамки обучения и воспитания и учитывающих то, что организационно-управленческая культура на современном этапе становится значимым факторов профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности, обеспечивает ей возможность создавать и воплощать самые смелые творческие проекты, открывать новые горизонты в профессиональной деятельности. Этим обусловлен выбор темы исследования.

Степень изученности проблемы. Анализ научных источников показывает, что проблема формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке специалистов разного профиля, в том числе в подготовке будущих педагогов, затрагивается в значительном количестве работ. Эта проблема рассматривается: в контексте формирования личности будущего педагога как субъекта педагогической деятельности (Р. М. Асадулин, К. М. Дурай-Новикова, И. Д. Лушников, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.), анализируются особенности творческого становления его в условиях развивающей образовательной среды (В. В. Буткевич, Л. Н. Седова,

В. Г. Максимов и др.), при изучении формирования методологической культуры учителя (Д. Л. Акмурадова, Т. Д. Андронова, Э. 3. Бабаев,

A. Н. Ходусов и др.), выявлении теоретических основ формирования содержания педагогического образования (А. И. Воротникова, Е. А. Дубицкая, Л. И. Мищенко и др.), определении дидактических основ формирования готовности будущего учителя к освоению и использованию инновационных педагогических технологий (Г. Д. Кручинина, Л. С. Подымова, И. Т. Пукова,

B. С. Почекаенков и др.).

Значительный интерес для нашего исследования представляет изучение этой проблемы в историческом контексте, что позволяет рассмотреть процесс развития общественно-педагогических инициатив как проявление организационно-управленческой культуры в области педагогики (Т. Б. Соломатина). Данный аспект профессиональной компетентности современного педагога рассматривается также в системе непрерывного педагогического образования (Л. К. Гребенкина). Особое внимание уделяется системному анализу и оценке инновационного потенциала высшей школы, управлению качеством образования (Н. Г. Багаутдинова, В. И. Байденко, Л. А. Громова, Д. С. Новиков, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко и др.), реализации компетентностного подхода в современной системе высшего профессионального образования (В. И. Байденко, В. Г. Глызин, И. А. Зимняя, А. С. Казурова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. В. Мутовкина, С. А. Нечаева, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, А. П. Чернышев, В. Д. Шадриков и др.), в определении эффективности управления образовательными системами (Г. М. Бураканова, О. С. Виханский, Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров и др.), в поиске путей совершенствования внутри вузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала (А. И. Еремкин, С. Д. Резник, О. А. Сазыкина и др.), в выявлении инновационных механизмов управления государственными вузами (Ю. В. Полянсков, Е. М. Белый, И. Б. Романова и др.).

Эта проблема затрагивается также в научных работах в области психологии: психологических особенностей профессиональной деятельности и определении ее структуры и содержания (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Бодров, Е. А. Климов, О. Г. Носкова, В. Д. Шадриков и др.), в исследовании механизмов адаптации к ней (А. Н. Леонтьев, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов, В. И. Медведев и др.), в раскрытии особенностей процесса развития личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Е. А. Климов, Д. Н. Завалишина, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер, А. А. Реан и др.).

Проблема формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта как эффективного руководителя художественно-творческих процессов в системе образования представлена в большом количестве работ, посвященных формированию профессиональной системы музыкальных и музыкально-педагогических ценностей (Э. Б. Абдуллин, А. К. Ахметова, Г. В. Малютин, Э. Г. Отяковская, М. В. Харионовская, Г. М. Цыпин, А.И.Щербакова и др.), диагностике эффективности в

профессиональной деятельности современного педагога-музыканта (О. Ф. Асатрян, Ю. В. Величко, И. С. Кобозева, О. В. Милицина, М. П. Миронова, Т. Н. Приходченко и др.).

Несмотря на количество трудов, посвященных вопросам совершенствования управления в системе образования и формированию организационно-управленческой культуры специалиста, основная проблема исследования, связанная с деятельностью педагога-музыканта, не получила должного освещения в научной литературе. До сих пор остается не изученным ряд противоречий, которые необходимо преодолеть для ее успешного решения. Наиболее актуальные из них связанны с:

> явно выраженной общественной потребностью в педагогах-музыкантах, обладающих высокой профессиональной компетентностью, сформированными организационно-управленческими качествами, конкурентоспособных, креативных, гибко реагирующих на изменения, происходящие в социокультурной реальности, призванных осуществлять миссию художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, и недостаточной готовностью молодых специалистов к осуществлению этой миссии;

> необходимостью создавать в системе музыкально-педагогического образования условия для становления личности педагога-музыканта, отвечающей ранее обозначенной общественной потребности, устремленного к максимальной самореализации в профессиональной деятельности, и узкоспециальной направленностью профессиональной подготовки;

> потребностью в создании инновационных педагогических технологий, способствующих формированию организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, и отсутствием методологических оснований для разработки и реализации вариативных образовательных моделей, позволяющих удовлетворить эту потребность.

Объект исследования: профессиональная подготовка современного педагога-музыканта.

Предмет исследования: формирование организационно-управленческой культуры в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Задачи исследования:

> раскрыть сущность понятия «организационно-управленческая культура педагога-музыканта»;

> выявить специфику организации и управления художественно-творческими процессами в сфере музыкального образования, просвещения и воспитания;

> выявить основные аспекты поставленной проблемы и определить методологические подходы, способствующие ее решению;

> разработать методику диагностики уровней сформированное™ организационно-управленческой культуры педагога-музыканта;

> разработать инновационную модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

> разработать экспериментальную методику реализации инновационной модели формирования управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

> проверить эффективность разработанной модели при проведении эксперимента в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования. Качество и эффективность учебно-воспитательного процесса в современной системе музыкально-педагогического образования будут значительно повышены, если:

> организационно-управленческая культура будет признана значимым компонентом профессиональной компетентности современного педагога-музыканта;

> формирование организационно-управленческой культуры станет частью профессиональной подготовки педагога-музыканта;

> будут выявлены и применены современные подходы, способствующие достижению успеха в процессе формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта;

> будет разработана модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

> будут созданы педагогические условия для реализации разработанной модели в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Теоретико-методологическую основу исследования составил комплекс методологических подходов: системно-синергетический, аксиологический, историко-культурологический, философско-антропологический, социально-философский, художественно-деятельностный, художественно-просветительский, психолого-аналитический, профессионально-компетентностный и индивидуально-личностный.

Определяющее значение для исследования имели научные труды в области философии, культурологии, социологии, психологии, общей педагогики и педагогики искусства, раскрывающие особенности творческого становления личности в процессе художественно-эстетического образования и воспитания, а также условия ее самореализации и самоактуализации в современном пространстве культуры.

В ходе исследования были рассмотрены труды, посвященные психологическим основам профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Б. Брушлинский, А.Л.Журавлев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др.); философским основаниям становления личности в пространстве культуры (К. Барг, М. М. Бахтин, Г.-Г. Гадамер, П. С. Гуревич, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, Дж. Г. Мид, О. Э. Шаргье, А. И. Щербакова и др.); различным концепциям, идеям, теориям психологической готовности личности к деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн и др.); психологическим особенностям управленческой психологии (Л. К. Аверченко, А. А. Анастази, С. П. Бочарова, М. Вудкок, Е. В. Землянская, В. И. Лебедев, Д. Френсис и др.); психологии общения и различным теориям коммуникации (К.-0. Апель, Р. Барт, М. М. Бахтин, Ж. Бодрийяр, М. Бубер, Л. Витгенштейн, Э. Кассирер, А. А. Леонтьев, Ю. М. Лотман, М. Мак-Люэн,

A. В. Назарчук и др.); специфике организационного поведения (К. Дэвис, К. Грей, П. Дю Гей, М. Вебер, А. А. Литвинюк, Д. В. Ньюстром, В. Н. Панкратов, С. Д. Резник, Е. И. Рогов, О. А. Сазыкина и др.); механизмам преодоления конфликтов (В. С. Агеев, Р. Алберти, В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, Р. М. Брэнсон, Н. Ф. Вишнякова, О. Н. Громова, В. А. Кан-Калик, Н.М. Коряк,

B. А. Лефевр, А. И. Шипилов, М. Эммонс и др.); условиям формирования целостного учебно-воспитательного процесса (В. В. Анисимов, И. Г. Баринова, Е. Ф. Исаев, Л. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.); вопросам управления качеством образования (Г. М. Бураканова, Е. А. Дагаева, С. Д. Ильенкова, Э. М. Короткое, А.К.Клюев, В.В.Окрепилов, Ю.Б.Рубин, М.М.Поташник и др.); управлению инновационными процессами в современной системе высшего образования (О. С. Анисимов, О. В. Долженко, Д. Т. Жовтун, Т. М. Кауда, В. Я. Ляудис, Б. Саймон, А. Ю. Смоленцева, Н. Д. Сорокина и др.); принципам управления в области культуры и искусства (И. А. Арнольдов, Л.С.Выготский, А. В. Каменец, О. П. Пономаренко, Е.Н.Селезнева, И.А.Скрипачева, Г.Л.Тульчинский и др.); основам управления художественно-творческими процессами в области музыкального искусства и образования (Э. Б. Абдуллин, Л. А. Баренбойм, Л. Л. Бочкарев, Т. П. Житенёва, И. Э. Рахимбаева, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.).

Методы исследования базировались на специфике предмета — процессе формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, что определило необходимость использования комплекса методов — теоретических, включающих в себя: изучение и анализ широкого круга научных источников в области философии, культурологии, социологии, психологии, общей педагогики и педагогики в сфере музыкального искусства и образования; анализ и обобщение мирового музыкально-педагогического опыта, а также личного опыта в области организации и управления художественно-творческими процессами; метод моделирования; эмпирических—проведение педагогического наблюдения и педагогических бесед, анкетирование, тестирование и интервьюирование студентов, проведение педагогического эксперимента, а также методов математической статистики при осуществлении диагностики уровней сформированное™ организационно-управленческой культуры и анализе полученных результатов.

Этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении 2010-2013 гт.

Первый этап исследования (2010-2011 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению проблемы, для чего были изучены и проанализированы научные источники в области философии, культурологии, социологии, психологии, искусствознания, философии музыки и музыкального образования, общей и музыкальной педагогики, а также изучен, проанализирован и обобщен опыт функционирования и развития факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Этот этап можно охарактеризовать как базово-теоретический. На нем были определены и сформулированы основные методологические подходы к проблеме исследования, изучены различные аспекты выдвинутой проблемы, проведены опросы студентов и педагогов-музыкантов с целью диагностики актуальности и значимости выдвинутой проблемы и выявления наиболее «болевых» точек, не позволяющих

молодым специалистам адаптироваться и успешно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности, разработана модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Второй этап исследования (2011-2012 гг.) можно рассматривать как основной, так как он был посвящен реализации разработанной на первом этапе исследования модели, для чего была подготовлена и использована экспериментальная методика, включающая в себя диагностику уровней сформированное™ организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта. На этом этапе был разработан и внедрен экспериментальный курс «Организационно-управленческая культура в профессиональной деятельности современного педагога-музыканта», а также проведена серия констатирующих и учебно-формирующих экспериментов.

Третий этап исследования (2012-2013 гг.) был посвящен анализу и обработке полученных данных, выпуску материалов по проблеме исследования, определению дальнейших возможностей совершенствования процесса формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов и разработке методических рекомендаций. Этот этап является заключительным.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-педагогическое образование на современном этапе своего развития обращено к поиску путей повышения качества образовательной деятельности, к созданию оптимальных условий для творческого становления будущего педагога-музыканта — активного, конкурентоспособного, обладающего профессиональными и личностными качествами, обеспечивающими успешность дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Для создания таких условий необходимо постоянное расширение образовательного поля, выявление дополнительных резервов, открывающих новые перспективы для творческой реализации и самореализации педагога-музыканта в пространстве культуры нашего времени. Таким резервом является организационно-управленческая культура, признание которой компонентом профессиональной компетентности педагога-музыканта, а также осуществление процесса ее формирования в его профессиональной подготовке отвечает требованиям, предъявляемым на современном рынке труда.

3. Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта — это сложная социальная, психологическая и педагогическая проблема, решение которой требует применения современных подходов — системно-синергетического, аксиологического, историко-культурологического, философско-антропологического, социально-философского, художественно-деятельностного, художественно-просветительского, психолого-аналитического, профессионально-компетентностного и индивидуально-личностного.

4. Модель формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта базируется на принципах субъектности, творческого взаимодействия, эмоционального заражения музыкой, художественно-

эстетического диалога, саморазвития, системности, целостности, универсальности. Она представляет собой многогранную структуру, заключающую в себе системное единство взаимозависимых и взаимодействующих компонентов: индивидуально-личностного, психолого-педагогического, аксиологического, социально-моделирующего и эстетически-коммуникативного, обеспечивающих осуществление целенаправленного процесса формирования организационно-управленческой культуры.

5. В процессе формирования организационно-управленческой культуры молодой педагог-музыкант обретает комплекс организационно-управленческих качеств, позволяющих ему гибко реагировать на изменения в современной социокультурной реальности, включаться в социально-культурный контекст эпохи, выявлять новые грани художественно-творческой деятельности, определять новые сферы, в которых можно успешно применить профессиональные, социальные и коммуникативные компетенции, полученные в процессе профессиональной подготовки.

Новизна и научная значимость исследования заключаются в том, что:

» раскрыта сущность понятия «организационно-управленческая культура», определена ее роль в самореализации и самоактуализации педагога-музыканта в современном пространстве культуры;

> выявлена специфика формирования организационно-управленческой культуры в современной системе музыкально-педагогического образования;

> разработана методика диагностики уровней сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, представлены и обоснованы критерии и показатели, характеризующие каждый из уровней;

> разработана и реализована инновационная модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке комплексной методологии музыкально-педагогического исследования, включающей в себя ряд современных подходов, что может служить фундаментом для теоретико-методологического обоснования инновационных образовательных моделей в сфере художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания. Разработанная в процессе проведения исследования модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта может служить основой дальнейших научных изысканий. Теоретическое обоснование методики ее реализации в естественных условиях учебно-воспитательного процесса обогащают теорию педагогики музыкального образования, открывая новые направления для научно-исследовательской мысли.

Практическая значимость исследования определяется тем, что представленная модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта, примененная в процессе проведения эксперимента методика диагностики уровней сформированности организационно-управленческой культуры, а также методика реализации разработанной модели прошли проверку и доказали свою эффективность

в естественных условиях учебно-воспитательного процесса в современном вузе. Из этого следует, что материалы, полученные в результате проведенной работы, могут быть востребованы как в дальнейших научных исследованиях, посвященных данной проблеме, так и в практической работе педагогов-музыкантов, стремящихся к повышению качества образования, при подготовке факультативных курсов, а также научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов.

Достоверность результатов исследования обеспечена изучением и анализом широкого круга отечественных и зарубежных научных источников в области философии, культурологии, социологии, психологии, искусствознания, общей педагогики и педагогики музыкального образования; применением современных подходов, способствующих наиболее полному раскрытию выдвинутой проблемы; разработкой и реализацией модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке музыканта, благодаря чему в процессе проведения эксперимента была осуществлена проверка всех.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в научных публикациях автора, посвященных различным аспектам проблемы формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта, в выступлениях на научно-практических конференциях, в обсуждениях и дискуссиях на кафедрах музыкального образования и воспитания, музыкально-инструментальной подготовки, сольного пения и хорового дирижирования РГПУ им. А. И. Герцена.

База исследования. Исследование проводилось на базе факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского, ЛГУ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербургского музыкально-педагогического колледжа № 3, детской школы искусств им. Г. В. Свиридова, музыкального лицея «Санкт-Петербург».

Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке музыканта осуществлялась на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (кафедры: музыкального образования и воспитания, музыкально-инструментальной подготовки, сольного пения, хорового дирижирования). В эксперименте участвовало 464 человека. В их число входит 38 педагогов-музыкантов (22 преподавателя вузов и 16 преподавателей средних учебных заведений), а также 426 учащихся-музыкантов, студентов, аспирантов и выпускников высших и средних учебных заведений.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных научных источников (214 наименований) и приложений. Объем диссертации составляет 170 страницы, включая таблицы.

П. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, анализируется степень ее изученности в отечественных и зарубежных научных источниках, представляется теоретико-методологическая база, определившая концептуальную направленность работы, а также база, на которой проводился педагогический эксперимент, формулируются объект, предмет, цель, задачи и положения, которые выдвинуты на защиту.

Первая глава «Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта как социальная, психологическая и педагогическая проблема» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Основные методологические подходы к проблеме исследования» обосновывается необходимость в осуществлении процесса формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта и применения комплексной методологии, включающей в себя следующие подходы: историко-культурологический, позволяющий рассматривать роль и место организационно-управленческой культуры педагога-музыканта в историческом контексте становления музыкального искусства и образования; социально-философский, связывающий проблему формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта с анализом тех требований, которые современное общество предъявляет ему как «социальный заказ», необходимый для выполнения; системно-синергетический, способствующий рассмотрению формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта с позиции синергетики в контексте художественных процессов, происходящих в культуре как саморазвивающейся системе; философско-антропологический, обращающий к философским основаниям профессионального становления личности педагога-музыканта как субъекта художественно-творческой деятельности; индивидуально-личностный, способствующий выявлению личностных качеств будущего педагога-музыканта — его характера, темперамента, индивидуального стиля деятельности, определяющих направление формирования организационно-управленческой культуры в процессе профессиональной подготовки; профессионалыю-компетенптостный, сущность которого заключается в обретении специальных, общекультурных, социальных и коммуникативных компетенций, необходимых для максимально эффективной реализации своих творческих возможностей; психолого-аналитический, позволяющий осмыслить психологические основы профессиональной деятельности педагога-музыканта, определить и сформулировать условия оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также осознать сущность процесса формирования его организационно-управленческой культуры; художественно-деятелыюстный, опирающийся на психологию художественного творчества, на основании которого в профессиональной деятельности педагога-музыканта раскрываются новые ракурсы, новые возможности, новые перспективы; художественно-просветительский,

определяющий стратегическую направленность всех художественно-образовательных проектов педагога-музыканта.

Во втором параграфе «Принципы управления художественно-творческими процессами в современной системе художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания» представлены следующие принципы управления художественно-творческими процессами в социокультурном пространстве: субъектности, который можно рассматривать как основной, поскольку понятие личности как субъекта художественно-творческой деятельности несет в себе осознание того, что это «всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д.» ; творческого взаимодействия и художественно-эстетического диалога — создания в художественно-образовательном пространстве «художественно-эстетических каналов духовной коммуникации» (А. И. Щербакова); эмоционального заражения музыкой, который действует на всех ступенях музыкального образования, просвещения и воспитания, поскольку рождает «событие-переживание» А. Н. Малюков), являющееся фундаментальной основой формирования «знания — переживания» (Ю. В. Шор); саморазвития — соблюдение которого необходимо для осуществления процесса формирования организационно-управленческой культуры, поскольку только тот человек может управлять художественно-творческими процессами, стремительно преобразовывающими художественное пространство культуры, который сам постоянно находится в развитии, стремится к самосовершенствования, к открытию новых творческих горизонтов; системности, целостности и универсальности, которые позволяют молодому педагогу-музыканту постоянно расширять сферу своей профессиональной деятельности, открывать новые возможности для создания и реализации инновационных образовательных моделей, для творческого самоопределения, самореализации и самоактуализации в активной художественно-творческой деятельности. Комплексное применение этих принципов способствует воплощению основного направления профессиональной деятельности педагога-музыканта — художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания, направленных на дальнейшее развитие духовного потенциала отечественной культуры.

В третьем параграфе «Модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта: сущность, содержание, методы реализации» сообщается, что в основу разработки модели формирования организационно-управленческой культуры современного педагога-музыканта были положены ранее изложенные принципы и подходы, а также были выделены основные компоненты и определены этапы формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта и уровни ее сформированное™ (Таблица 1).

2 Брушлинский А. В. О критериях субъекта и его деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия. М., 2007. С. 115.

Таблица 1

Модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта_

Основные методологические подходы к процессу формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта

систем но-синергетический философско-антропологический Аксиологический индивидуально-личностный психолого-аналитический художественно-деятельностный художественно-просветительский профессионально-компетентностный

Принципы формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта

субъектности творческого взаимодействия эмоционального заражения музыкой художественно- эстетического диалога саморазвия системности целостности Универсальности

Компоненты организационно-управленческой культуры педагога-музыканта

индивидуально-личностный психолого-педагогический аксиологический социально-моделирующий эстетически-коммуникативный

Этапы формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта

1. Информационно-аналитический (ИА) 2. Профессионально-адаптационный (ПА) 3. Художественно-деятельностный (ХД) 4. Художественно-преобразующий (ХП)

Уровни сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта

1. Начальный уровень (НУ) 2. Базовый уровень (БУ) 3. Уровень художественно-творческого моделирования (УХТМ) 4. Уровень творческой самореализации (УТС)

На первом этапе диссертационного исследования была разработана авторская методика диагностики уровней сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта по каждому из компонентов модели, определены показатели, позволяющие определить достижение того или иного уровня. В качестве основного критерия сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта была определена готовность к созданию и реализации в профессиональной деятельности инновационных художественно-образовательных проектов, способствующих развитию и совершенствованию художественно-эстетического образования, воспитания и просвещения.

Вторая глава «Проверка эффективности модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта: организация, ход и содержание опытно-экспериментального исследования» также состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Характеристика основной экспериментальной базы исследования» представлен анализ становления отечественной системы музыкально-педагогического образования от 1797 года, с момента открытия Санкт-Петербургского Воспитательного дома, ставшего фундаментом, на котором в XIX — начале XX веков начали активно возводить педагогическое образовательное пространство России. Анализ процесса формирования музыкально-педагогического образования в Санкт-Петербургском Воспитательном доме позволил выявить традиции, достойные сохранения и дальнейшего развития в современной системе музыкально-педагогического образования.

Сегодня мы вправе говорить об огромном теоретическом и практическом опыте профессиональной подготовки учителей музыки, который сложился в стенах Воспитательного дома. Открытие в 1988 г. факультета музыки в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете по инициативе ректора, стало признанием того, что опыт, накопленный в стенах Воспитательного дома необходимо сохранить, развить, продолжить, что сегодня он особенно востребован. В основу формирования и факультета, и будущего специалиста изначально закладывался системный подход, обусловливающий целостность учебно-воспитательного процесса, в котором происходит подготовка широко образованного специалиста, музыканта-просветителя, обладающего высокой общей культурой, профессиональной компетентностью, готового гибко реагировать на требования времени, инициативного, активного, обладающего комплексом художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей, определяющих направленность его жизни и профессиональной деятельности.

В параграфе подробно освещается процесс развития факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена, представлена его структура, принципы взаимодействия студентов и преподавателей, творческие проекты, давно перешагнувшие за рамки учебной деятельности и занявшие достойное место в художественном пространстве культуры. Это Международный конкурс исполнителей «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», Международный конкурс педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры», Фестиваль-

конкурс исполнительского мастерства «Играем Слонимского», Международный конкурс «Учитель музыки XXI века» им. Д. Б. Кабалевского, Международный фестиваль музыки им. Д. Б. Кабалевского, Международный детский конкурс фортепианных дуэтов им. Л. А. Брук «Брат и сестра». Большой успех сопровождает проведение таких проектов как международный фестиваль-конкурс «СУПЕР ДАНС от фолка до модерна» и многих других. Каждый из выше перечисленных творческих проектов уникален, их организация и проведение свидетельствуют о высочайшем уровне организационно-управленческой культуры создателей этих проектов, являющих собой пример для студентов факультета.

Во втором параграфе «Подготовка к реализации модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта: диагностика актуальности проблемы, разработка факультативного курса, проведение констатирующего эксперимента» подробно освещается ход работы на первом этапе экспериментальной работы, когда для проверки актуальности выдвинутой проблемы были проведены опросы педагогов, студентов, аспирантов, учащихся и выпускников различных музыкальных учреждений Санкт-Петербурга — Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени М. П. Мусоргского, детской школы искусств им. Г. В. Свиридова, музыкального лицея «Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургского музыкально-педагогического колледжа № 3, Охтинского центра эстетического воспитания, школы «Тутти» с углубленным изучением предметов музыкального цикла и другие. Общее количество респондентов составило 464 человека. Освещается круг затронутых вопросов и констатируется, что проведенный широкий опрос показал большой разброс мнений, свидетельствующий о том, что проблема формирования организационно-управленческой культуры у будущих педагогов-музыкантов, с одной стороны, вызывает очень большой интерес, а с другой — является остро дискуссионной. Около трети опрошенных не смогли достаточно определенно сформулировать свое отношение к ней, а среди остальных собеседников можно было услышать как уверенное признание необходимости решения этой проблемы, так и мнения, что деятельность педагога-музыканта заключается не в том, чтобы заниматься организацией и управлением художественно-творческих процессов, а в том, чтобы учить детей петь, играть, приобщать их к музыке, что педагог-музыкант не должен быть менеджером, так как это разные профессии.

Представлены условия проведения констатирующего эксперимента, определены правила оценки готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности, которые производились по традиционной десятибалльной системе, где отметки от 1 до 4 баллов рассматривались как начальный уровень (НУ), 5-6 баллов — как достижение базового уровня (БУ), 7-8 баллов — как свидетельство перехода не третий уровень (УХТМ), готовности к осуществлению художественно-творческого моделирования, что является уже ступенью, на которой возможно осуществление профессиональной деятельности, 9-10 баллов — четвертый уровень (УТСР), на котором молодой музыкант уже

способен воплощать свои творческие замыслы, этот уровень определяется как показатель полной готовности к творческой самореализации.

Коэффициент готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности в области музыкального искусства, образования и просвещения рассчитывался по следующей формуле:

Кг=п3+п4 ЛЧ х 100

В представленной формуле Кг - это коэффициент готовности, п3 + п4 — количество участников, достигших третьего и четвертого уровней, деленное на N (общее количество участников контрольной группы (бакалавры) и умноженное на 100 для определения показателя в процентах.

Полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Группа Количество участников Начальный уровень НУ Базовый уровень БУ Уровень худ.-творч. моделиров. УХТМ Уровень творч. самореал. УТСР Кг в%

кг, 15 6 7 2 - 13,3

кг2 12 3 6 2 - 25

эг, 16 7 7 2 - 12,5

эг2 14 3 9 2 - 21,4

Сравнение полученных в четырех группах результатов свидетельствует о том, что контрольные (бакалавры) и экспериментальные (бакалавры) группы практически равны по уровню сформированности организационно-управленческой культуры, незначительные отклонения находятся в рамках статистической погрешности. Такая же закономерность просматривается и при сравнении магистерских групп. Это позволяет говорить о том, что исходные данные во всех группах близки по своим значениям.

Одновременно с проведением констатирующего эксперимента разрабатывался факультативный курс «Организационно-управленческая культура в профессиональной деятельности современного педагога-музыканта». Представляем краткий тематический план курса:

Раздел I. Организационно-управленческая культура как компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта.

1.1. Организационно-управленческая культура педагога-музыканта как предмет исследования.

1.2. Сущность и структура организационно-управленческой культуры педагога-музыканта.

1.3. Специфика управления в системе образования.

Раздел II. Организационно-управленческая культура педагога-музыканта как сложная, динамично развивающаяся система.

2.1. Компоненты организационно-управленческой культуры педагога-музыканта.

2.2. Принципы организации и управления в сфере художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания.

2.3. Стили организационно-управленческой деятельности педагога-музыканта.

Раздел III. Организационно-управленческая культура педагога-музыканта в разработке и реализации художественно-творческих проектов.

3.1. Современные подходы к процессу формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта.

3.2. Методы формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

3.3. Создание и реализация инновационных художественно-творческих проектов в области музыкального образования, просвещения и воспитания.

В третьем параграфе «Формирование организационно-управленческой культуры как процесс профессионального и личностного становления педагога-музыканта: проведение и анализ результатов учебно-формирующего эксперимента» подробно освещается ход учебно-формирующего эксперимента, в процессе которого (2011-2012 гг.) было проведено три контрольных среза, позволяющих судить о динамике формирования готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности в области музыкального образования, просвещения и воспитания. Особое внимание в процессе проведения эксперимента уделялось самостоятельной работе студентов, которые не только выполняли ряд творческих заданий, участвовали в обсуждениях и дискуссиях, но и выдвигали и обосновывали собственные идеи, собственные проекты, инновационные образовательные модели и предлагали эффективные пути их реализации. Большое значение придавалось изучению личностных характеристик каждого участника эксперимента, выявлению его особых индивидуальных качеств, способствующих или блокирующих процесс формирования организационно-управленческой культуры.

Для этого были использованы различные методики диагностики, раскрывающие вопросы самоактуализации (Э. Шостром), профессиональных склонностей (А. Йовайш), направленности личности (В. Смекал и М. Кучера), изучения коммуникативных и организаторских способностей (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин), выявление темперамента (опросник Г. Айзенка), методика изучения коммуникативных и организаторских способностей (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), психодиагностика организаторских способностей (способности быть лидером), методика диагностики готовности студентов-бакалавров к музыкально-просветительской деятельности в системе дополнительного образования (О. В. Милицина), диагностики эффективности педагогической деятельности (Т. Н. Приходченко) и т.д.

Важной составляющей содержания обучения были семинары, на которых анализировался опыт работы факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Студенты делились своими впечатлениями, связанными с участием в организации и проведении конкурсов и фестивалей, регулярно проходящих на факультете музыки. Для многих студентов эти творческие мероприятия явились стимулом к осознанию необходимости формирования организационно-управленческой культуры, наличие которой обусловливает успешную самореализацию педагога-музыканта.

В процессе семинарских занятий студенты разработали ряд различных новаторских по своему содержанию проектов для реализации их в рамках государственной системы общего и дополнительного образования, в социальных и детских домах, а также с целью оказания культурных услуг населению. Для проведения третьего (заключительного) контрольного среза был избран проект под названием «Дети — детям», представляющий собой музыкальный мини-фестиваль.

Цель фестиваля — создание условий для реализации творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста, выявление и поддержка одаренных юных исполнителей, приобщение широкого круга детей к наследию мирового музыкального искусства, популяризация произведений современных композиторов. К участию были приглашены дети 7-11 лет, играющие на любом музыкальном инструменте, обучающиеся в системе дополнительного музыкального образования. В проекте предусматривался один этап фестиваля, состоящий из представления подготовленной программы, в которую входило два произведения, одно из которых — пьеса санкт-петербургского композитора, а также заключительный концерт наиболее ярких участников. Конкурсные прослушивания проходили в ДШИ им. Г. В. Свиридова, заключительный концерт состоялся в концертном зале факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. С целью творческого стимулирования лучшие маленькие исполнители были награждены дипломами за успешное исполнение программы и памятными подарками.

Студенты-участники двух экспериментальных групп самостоятельно занимались организацией и проведением фестиваля. Предварительно был составлен план мероприятий (проведен вшоЬанализ), в котором каждому участнику отводилась своя роль. Одни занимались разработкой и печатью информационного лифлета, афиши и буклета фестиваля, другие, проведя предварительный анализ контактной аудитории, составляли список учреждений дополнительного музыкального образования, общеобразовательных школ Василеостровского района, представителей администрации района, районного образования и районных средств массовой информации. Третьи разносили лифлеты по учреждениям, при этом каждый отвечал за свой сегмент этого списка. Часть студентов работала с учреждениями дополнительного музыкального образования, собирая конкурсантов (было запланировано участие 30 детей), другая — с общеобразовательными школами, формируя зрительскую аудиторию фестиваля. Третья отвечала за сбор приветственных писем в адрес организаторов и участников фестиваля от районной администрации и районного отдела образования, а четвертым было поручено

обеспечение информационной поддержки и РЫ. Это был подготовительный этап проведения фестиваля. Еще одна группа занималась непосредственно организацией самого фестиваля: студенты встречали участников и гостей, сопровождали исполнителей в репетиционные помещения, в концертный зал, занимались организацией выступлений детей на первом этапе и заключительном концерте, готовили церемонию награждения лучших исполнителей. В разработанном плане, каждый из участников проекта определил собственный участок работы. Координация осуществлялась одним представителем из группы бакалавров и одним из группы магистров. Фестиваль «Дети — детям» состоялся в мае 2013 г. В числе его зрителей и слушателей были учащиеся общеобразовательных школ Василеостровского района Санкт-Петербурга, а также участники двух контрольных групп.

Третий контрольный срез проводился в форме круглого стола, на котором происходило обсуждение проделанной работы. В нем принимали участие и студенты, составившие две контрольные группы. В процессе обсуждения отчетливо были выявлены те позиции, которые каждый из участников эксперимента занимал на данном этапе своего творческого становления. Эти позиции и оценивались по шкапе, разработанной для оценки готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности педагога-музыканта. В Таблице 3 представлены результаты, полученные на каждом из этапов экспериментального исследования.

Таблица 3

Группа Количество участников Начальный уровень НУ Базовый уровень БУ Уровень худож.-творч. моделирования УХТМ Уровень творческой самор. УТСР кг в%

КГцкон.) 15 6 7 2 - 13,3

КГ2(кон.) 12 3 6 2 - 25,0

ЭГцкон.) 16 7 7 2 - 12,5

ЭГ2(кон.) 14 3 9 2 - 21,4

КГц1 К.С.) 15 6 7 2 - 13,3

КГад к.с.) 12 1 8 3 - 25,0

ЭГ„, к.с.) 16 3 9 4 - 25,0

ЭГ2( 1 к.с.) 14 - 9 5 - 35,7

КГ„2 к.с.) 15 5 7 3 - 20,0

КГ2(2 к.с.) 12 - 8 4 - 33,3

ЭГ„2 К.с.) 16 - 9 5 2 43,7

ЭГ2(2.к.с.) 14 - 6 4 4 57,1

КГ»3 к.с.) 15 1 9 4 1 33,3

КГ2(Э к.с.) 12 - 7 3 2 41,7

ЭГцз к.с.) 16 - 5 6 5 68,7

ЭГго.к.с.) 14 3 6 5 78,6 |

Анализ полученных результатов позволяет вывести коэффициент эффективности, который является показателем того, насколько разработанная модель соответствует тем целям и задачам, которые были поставлены при ее разработке. Расчет коэффициента эффективности сделан по следующей формуле:

К,фф. = Кг(з к.с.) - Кг (К0Н.)

То есть, он составляет разницу между коэффициентом готовности, являющимся показателем на заключительном этапе эксперимента (третий контрольный срез), и тем, который был получен на констатирующем этапе эксперимента. В Таблице 4 представлены окончательные результаты проведенной работы, свидетельствующие об эффективности проведенной работы.

Таблица 4

Группы Кг (кон) в % Кг (3 к.с.) В % Кэфф. в %

КГ, 13,3 33,3 20

кг2 25 41,7 16,7

эг, 12,5 68,7 56,2

эг2 21,4 78,6 57,2

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются следующие выводы:

1. Повышение качества современного музыкально-педагогического образования, создание оптимальных условий для творческого становления педагога-музыканта связано с формированием организационно-управленческой культуры, которая является компонентом профессиональной компетентности педагога-музыканта, открывающим значительные возможности для его самореализации и самоактуализации в пространстве культуры.

2. Обращение к формированию организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта как к сложной социальной, психологической и педагогической проблеме определяет необходимость комплексного применения современных подходов (системно-синергетического, аксиологического, историко-культурологического, философско-антропологического, социально-философского, художественно-деятельностного, художественно-просветительского, психолого-анапитического, профессионально-компетентностного и индивидуально-личностного), которые являют собой методологический фундамент проведенного исследования.

3. Формирование организационно-управленческой культуры педагога-музыканта — это сложный, целенаправленный процесс обретения комплекса личностных и профессионально значимых качеств, позволяющих осмысливать новые грани художественно-творческой деятельности, преодолевать сложившиеся стереотипы, смело выявлять новые сферы, в которых можно успешно применить знания, умения и навыки, профессиональные, социальные и коммуникативные компетенции, полученные в процессе профессиональной подготовки.

4. Модель формирования организационно-управленческой культуры, базирующаяся на принципах субъектности, творческого взаимодействия, эмоционального заражения музыкой, художественно-эстетического диалога, саморазвития, системности, целостности, универсальности, являет собой

многогранную структуру, заключающую в себе системное единство взаимозависимых и взаимодействующих компонентов — индивидуально-личностного, психолого-педагогического, аксиологического, социально-моделирующего и эстетико-коммуникативного, что обеспечивает осуществление целенаправленного процесса формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

5. Высокий уровень сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта является гарантом быстрой адаптации в современной социокультурной реальности, включенности в социально-культурный контекст эпохи, способствует повышению социального статуса профессии и успешной профессиональной деятельности в области музыкального образования, просвещения и художественно-эстетического воспитания, духовного пространства отечественной культуры.

В проведенном исследовании решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза и доказаны все выдвинутые положения. Однако, это не значит, что проблема окончательно решена, поскольку динамизм современной эпохи постоянно выдвигает новые аспекты, требующие изучения и анализа. Таким образом, представленное исследование — это одна из возможностей решения проблемы на данном конкретном этапе развития системы музыкально-педагогического образования.

Основное содержание и результаты исследования отражены в 8 публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК (3,3 п. л.).

1. Неусыпова, Е. А. Организационно-управленческая культура в профессиональной деятельности современного музыканта [Текст] / Е. А. Неусыпова // Человеческий капитал. — 2013 (май). — № 4 (52). — С. 164-167 (0,6 п.л.).

2. Неусыпова, Е. А. Организационно-управленческая культура в самореализации и самоактуализации музыканта в современном пространстве культуры [Текст] / Е. А. Неусыпова // Человеческий капитал. — 2013 (май). — № 4 (52). — С. 178-180 (0,6 п.л.).

3. Неусыпова, Е. А. Делопроизводство и подготовка менеджеров в сфере культуры и образования [Текст] / Е. А. Неусыпова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (22-23 ноября 2010 года). Ч. 1. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 85-90 (0,4 п.л.).

4. Неусыпова, Е. А. Проблемы развития менеджмента в сфере музыкального искусства и образования [Текст] / Е. А. Неусыпова // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. — СПб.: Астерион,— 2012. — С. 229-235 (0,3 п.л.).

5. Неусыпова, Е. А. Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной поготовке музыканта как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е. А. Неусыпова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (2-3

ноября 2011 года). Ч. 2. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — С. 308-314 (0,4 пл.).

6. Неусыпова, Е. А. Основные методологические подходы к проблеме формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта [Текст] / Е. А. Неусыпова // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XX Всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013 (май). —С. 91-95 (0,3 пл.).

7. Неусыпова, Е. А. Педагог-музыкант в становлении и развитии музыкальной культуры человечества: историко-культурологический подход [Текст] / Е. А. Неусыпова // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013 (май). — С. 40-44 (0,3 пл.).

8. Неусыпова, Е. А. Педагог-музыкант в разработке, организации и осуществлении художественно-творческих проектов [Текст] / Е. А. Неусыпова // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2013 г.: Ч. 3. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013 (июнь). — С. 102-106 (0,4 пл.).

Подписано в печать 29.08.2013 г. Формат 60х84'/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Объём 1,5 п. л. Тираж 120 экз. Заказ № 366 ц Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Типография РГПУ, 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Неусыпова, Елена Александровна, Санкт-Петербург

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

Неусыпова Елена Александровна

Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного

педагога-музыканта

Специальность: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель Аврамкова И. С. кандидат педагогических наук,

профессор

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение 3

Глава 1. Формирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта

как социальная, психологическая и педагогическая проблема 18

1.1. Основные методологические подходы к проблеме исследования 18

1.2.Принципы управления художественно-творческими процессами в современной системе художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания 43

1.3.Модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта: сущность, содержание, методы реализации 65 Глава II Проверка эффективности модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта: организация, ход и содержание опытно-экспериментального исследования 87

2.1. Характеристика основной экспериментальной базы исследования 87

2.2.Подготовка к реализации модели формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта: диагностика актуальности проблемы, разработка факультативного курса, проведение

констатирующего эксперимента 119

2.3. Формирование организационно-управленческой культуры как процесс профессионального и личностного становления педагога-музыканта: проведение и анализ результатов

учебно-формирующего эксперимента 138

Заключение 168

Библиография 171

Приложения 193

Введение

Актуальность исследования. Проблема повышения качества российского образования в целом и музыкального, в частности, переживает сегодня сложный этап своего развития, порождающий широкое поле научного дискурса. Современные исследователи единодушно отмечают ряд негативных тенденций, неизбежных в эпоху глобального кризиса, который переживает человечество в условиях стремительно развивающейся информационной цивилизации. Одной из самых опасных является потеря духовных ориентиров, принятие диктуемых обществом потребления условий, устремленность исключительно к материальному благополучию. Существенно расширились требования, выдвигаемые социумом к выпускнику музыкально-педагогического вуза, оказавшегося не. в достаточной мере готовым отвечать на значительно изменившиеся вызовы времени.

Следует также учитывать, что начавшееся с конца XX века внедрение рыночных механизмов в системе российского образования от федерального до регионального уровня определило формирование нового для нашей страны рынка образовательных услуг. В той или иной степени закончилось государственное регулирование рассматриваемой сферы, а, следовательно, каждый вуз столкнулся с необходимостью выстраивания собственной образовательной модели, отвечающей новым требованиям • к профессиональной подготовке специалистов.

Формулируя критерии результативности образования, современные ученые подчеркивают, что она «включает связанные понятия образованности, востребованности и удовлетворенности. Понятие образованности является наиболее емким, так как в нем сосредоточены результаты усилий всего коллектива образовательного учреждения. Востребованность оценивает правильность прогнозов образования,

дееспособность систем обратных связей "вуз-потребитель" и четко отслеживает социальный заказ общества. Удовлетворенность определяет степень достижения надежд и ожиданий потребителя»1. Это в полной мере относится к профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, уровень образованности которых обеспечивает им востребованность, удовлетворенность, а также способствует развитию художественно-эстетической среды в современном пространстве культуры.

Таким образом, в развитии музыкального образования в первую очередь выдвигается задача воспитания специалиста широкого профиля, владеющего многими видами профессиональной деятельности, обязательно включающими в себя организацию и управление художественно-творческими процессами. Такой специалист способен квалифицированно и гибко реагировать на проблемы, возникающие в новых социокультурных условиях, и профессионально решать их. Он приспособлен к современной музыкальной практике, что позволяет ему быть социально мобильным и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Из этого следует,. что одной из важнейших задач музыкального образования становится расширение сферы практической деятельности будущего педагога-музыканта, выявление новых областей, новых творческих возможностей, заложенных в профессии.

Но при этом очень важно, чтобы он не просто чувствовал себя участником тех или иных художественных процессов, но и был способен управлять ими, создавать и реализовывать собственные художественно-образовательные модели, художественно-творческие проекты. Для этого в ряду его профессиональных компетенций почетное место должна занять, организационно-управленческая культура, которая представляет собой комплекс индивидуально-личностных и профессионально значимых качеств, позволяющих ему смело и уверенно преодолевать сложившиеся стереотипы,

1 Менеджмент качества образовательных процессов: учебное пособие / Под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. М., 2013. С. 29.

ощущать себя творческим лидером, первопроходцем, открывающим новые пути в художественно-образовательном пространстве, «архитектором», создающим новые художественно-образовательные модели, и одновременно «строителем», воплощающим творческие замыслы в реальность.

В число качеств, определяющих уровень сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, входит обладание специальным знаниевым комплексом: умение планировать свою деятельность, ставить ближние и дальние цели, определять необходимые для их достижения методы, позволяющие решать поставленные задачи. Это требует владения специальными, социальными и коммуникативными компетенциями, и что немаловажно — обладания сформированной системой художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей, определяющей направленность его жизни и деятельности.

Создание педагогических условий, способствующих

профессиональному самоопределению личности, ее устремленности к самореализации и самоактуализации в дальнейшей профессиональной деятельности, необходимо рассматривать как значимый критерий достижения высокого качества музыкально-педагогического образования. И одним из таких условий является создание и реализация инновационных педагогических технологий, расширяющих традиционные рамки обучения и воспитания и учитывающих то, что организационно-управленческая культура на современном этапе становится значимым фактором профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности, обеспечивает ей возможность создавать и воплощать самые смелые творческие проекты, открывать новые горизонты в профессиональной деятельности. Этим обусловлен выбор темы исследования.

Степень изученности проблемы. Анализ научных источников показывает, что проблема формирования организационно-управленческой

культуры в профессиональной подготовке специалистов разного профиля, в том числе в подготовке будущих педагогов, затрагивается в значительном количестве работ. Эта проблема рассматривается: в контексте формирования личности будущего педагога как субъекта педагогической деятельности (Р. М. Асадулин, К. М. Дурай-Новикова, И. Д. Лушников, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.), анализируются особенности творческого становления его в условиях развивающей образовательной среды (В. В. Буткевич, Л. Н. Седова, В. Г. Максимов и др.), при изучении формирования методологической культуры учителя (Д. Л. Акмурадова, Т. Д. Андронова, Э. 3. Бабаев, А. Н. Ходусов и др.), выявлении теоретических основ формирования содержания педагогического образования (А. И. Воротникова, Е. А. Дубицкая, Л. И. Мищенко и др.), определении дидактических основ формирования готовности будущего учителя к освоению и использованию инновационных педагогических технологий (Г. Д. Кручинина, Л. С. Подымова, И. Т. Пукова, В. С. Почекаенков и др.).

Значительный интерес для нашего исследования представляет изучение этой проблемы в историческом контексте, что позволяет рассмотреть процесс развития общественно-педагогических инициатив как проявление организационно-управленческой культуры в области педагогики (Т. Б. Соломатина). Данный аспект профессиональной компетентности современного педагога рассматривается также в системе непрерывного, педагогического образования (Л. К. Гребенкина). Особое внимание уделяется системному анализу и оценке инновационного потенциала высшей школы, управлению качеством образования (Н. Г. Багаутдинова, В. И. Байденко, Л. А. Громова, Д. С. Новиков, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко и др.), реализации компетентностного подхода в современной системе высшего профессионального образования (В. И. Байденко, В. Г. Глызин, И. А. Зимняя, А. С. Казурова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. В. Мутовкина, С. А. Нечаева, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, А. П. Чернышев,

В. Д. Шадриков и др.), в определении эффективности управления образовательными системами (Г. М. Бураканова, О. С. Виханский, Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров и др.), в поиске путей совершенствования внутри вузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала (А. И. Еремкин, С. Д. Резник, О. А. Сазыкина и др.), в выявлении инновационных механизмов управления' государственными вузами (Ю. В. Полянсков, Е. М. Белый, И. Б. Романова и др.).

Эта проблема затрагивается также в научных работах в области психологии: психологических особенностей профессиональной деятельности и определении ее структуры и содержания (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. А. Бодров, Е. А. Климов, О. Г. Носкова, В. Д. Шадриков и др.), в исследовании механизмов адаптации к ней (А. Н. Леонтьев, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов, В. И. Медведев и др.), в раскрытии особенностей процесса развития личности специалиста как субъекта профессиональной' деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Е. А. Климов, Д. Н. Завалишина, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер, А. А. Реан и др.).

Проблема формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта как эффективного руководителя художественно-творческих процессов в системе образования представлена в большом количестве работ, посвященных формированию профессиональной системы музыкальных и музыкально-педагогических ценностей (Э. Б. Абдуллин, А. К. Ахметова, Г. В. Малютин, Э. Г. Отяковская, М. В. Харионовская, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.), диагностике эффективности в профессиональной деятельности современного педагога-музыканта (О. Ф. Асатрян, Ю. В. Величко, И. С. Кобозева, О. В. Милицина, М. П. Миронова, Т. Н. Приходченко и др.).

Несмотря на количество трудов, посвященных вопросам совершенствования управления в системе образования и формированию

организационно-управленческой культуры специалиста, основная проблема исследования, связанная с деятельностью педагога-музыканта, не получила должного освещения в научной литературе.» До сих пор остается не изученным ряд противоречий, которые необходимо преодолеть для ее успешного решения. Наиболее актуальные из них связанны с:

> явно выраженной общественной потребностью в педагогах-музыкантах, обладающих высокой профессиональной компетентностью, сформированными организационно-управленческими качествами, конкурентоспособных, креативных, гибко реагирующих на изменения, происходящие в социокультурной реальности, призванных осуществлять миссию художественно-эстетического образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, и недостаточной готовностью молодых специалистов к осуществлению этой миссии;

> необходимостью создавать в системе музыкально-педагогического образования условия для становления личности педагога-музыканта, отвечающей ранее обозначенной общественной потребности, устремленного к максимальной самореализации в профессиональной деятельности, и узкоспециальной направленностью профессиональной подготовки;

> потребностью в создании инновационных педагогических технологий, способствующих формированию организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, и отсутствием методологических оснований для разработки и реализации вариативных образовательных моделей, позволяющих удовлетворить эту потребность.

Объект исследования: профессиональная подготовка современного педагога-музыканта.

Предмет исследования: формирование организационно-управленческой культуры в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования

организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Задачи исследования:

> раскрыть сущность понятия «организационно-управленческая культура педагога-музыканта»;

> выявить специфику организации и управления художественно-творческими процессами в сфере музыкального образования, просвещения и воспитания;

> выявить основные аспекты поставленной проблемы и определить методологические подходы, способствующие ее решению;

> разработать методику диагностики уровней сформированности организационно-управленческой культуры педагога-музыканта;

> разработать инновационную модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

> разработать экспериментальную методику реализации инновационной модели формирования управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

> проверить эффективность разработанной модели при проведении эксперимента в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования. Качество и эффективность учебно-воспитательного процесса в современной системе музыкально-педагогического образования будут значительно повышены, если:

> организационно-управленческая культура будет признана значимым компонентом профессиональной компетентности современного педагога-музыканта;

> формирование организационно-управленческой культуры станет частью профессиональной подготовки педагога-музыканта;

> будут выявлены и применены современные подходы, способствующие достижению успеха в процессе формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта;

> будет разработана модель формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

> будут созданы педагогические условия для реализации разработанной модели в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Теоретико-методологическую основу исследования составил комплекс-методологических подходов: системно-синергетический, аксиологический, историко-кулыурологический, философско-антропологический, социально-философский, художественно-деятельностный, художественно-просветительский, психолого-аналитический, профессионально-компетентностный и индивидуально-личностный.

Определяющее значение для исследования имели научные труды в области философии, культурологии, социологии, психологии, общей педагогики и педагогики искусства, раскрывающие особенности творческого становления личности в процессе художественно-эстетического образования и воспитания,-а также условия ее самореализации и самоактуализации в современном пространстве культуры.

В ходе исследования были рассмотрены труды, посвященные психологическим основам профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев,

A. Б. Брушлинский, А. Л. Журавлев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев,

B. Д. Шадриков и др.); философским основаниям становления личности в пространстве культуры (К. Барт, М. М. Бахтин, Г.-Г. Гадамер, П. С. Гуревич, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, Дж. Г. Мид, О. Э. Шартье, А. И. Щербакова и др.); различным концепциям, идеям, теориям психологической • готовности личности к деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн и др.); психологическим особенностям управленческой психологии (Л. К. Аверченко, А. А. Анастази, С. П. Бочарова, М.Вудкок, Е. В. Землянская, В. И. Лебед�