автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование основ этнокультуры у старших дошкольников в музыкально-фольклорной деятельности
- Автор научной работы
- Дьяченко, Людмила Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование основ этнокультуры у старших дошкольников в музыкально-фольклорной деятельности"
На правах рукописи
Дьяченко Людмила Юрьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
3 О ОКТ 2014
Москва-2014
005554157
005554157
Работа выполнена на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, профессор Комиссарова Людмила Николаевна
Бакланова Татьяна Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Институт культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности, профессор
Ведущая организация:
Боякова Екатерина Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, лаборатория истории и теории художественного образования, старший научный сотрудник
ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО
Защита диссертации состоится «08» декабря 2014 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 117571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 731.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 и на официальном сайте университета по адресу www.mpgu.edu
Автореферат разослан « » ¿7Л>Уг-Я<^Д2014 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Линьков Виктор Владимирович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Россия является полиэтническим государством, сохраняющим в течение нескольких столетий богатый опыт совместного проживания на ее территории разных народов. Происходящие в современном обществе процессы развития и взаимообогащения разных культур, к сожалению, способствуют размыванию и утере традиционных национальных ценностей. Глобализация, миграционные и социально-политические процессы негативно влияют как на культуру русского народа, так и на культуру других народов, входящих в состав России. Поэтому в настоящий период актуальным является сохранение русской национальной культуры, возрождение и развитие традиционных народных ценностей (семья, дети, любовь к родине, природа, труд, милосердие и др.), составляющих сущность российского менталитета и основу для формирования этнокультуры, начиная с дошкольного детства. Решение этих задач является важным в современной социокультурной ситуации в свете повышения роли национального самосознания и духовно-нравственного развития личности, воспитания уважения к русской культуре, формирования культуры межнационального общения с самого раннего возраста.
В современной российской государственной образовательной политике наблюдается существенно возросшее внимание к национально-культурным традициям, где одним из приоритетов является сохранение и развитие культурного наследия, традиционной народной художественной культуры как основы духовно-нравственного возрождения общества. Например, в практике дошкольного образования накоплен определенный опыт приобщения детей к народной культуре, внедряются этнокультурные программы, пособия и методики. Вместе с тем, целостная система формирования этнокультуры дошкольников на материале музыкального фольклора пока не сложилась.
Анализ практического опыта работы педагогов-музыкантов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выявил значительный интерес к проблеме формирования этнокультуры у детей. Многие преподаватели отмечают, что знание народных традиций является важным условием воспитания детей, формирования их духовных и нравственных качеств, этнической самоидентификации.
В связи с этим очень важным является проблема формирования у детей дошкольного возраста основ этнокультуры средствами музыкально-фольклорной деятельности на основе традиционного народного воспитательного опыта.
Как показал анализ степени научной разработанности названной проблемы сущность этнокультуры (народной культуры) и ее важное значение в российском обществе обоснованы философами (В.Г. Белинский, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Э.С. Маркарян и др.), этнографами (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.И. Забылин, Б.А. Рыбаков, A.B. Терещенко и др.), фольклористами
\
(Г.С. Виноградов, И.И. Земцовский, М.И. Мельников, Г.М. Науменко, А.Ф. Некрылова и др.), этнологами (JI.H. Гумилев, А.К. Байбурин, О.Г. Будина и др.), культурологами (Г.Д. Гачев, М.С. Каган, C.B. Лурье и др.), известными отечественными педагогами (С.И. Гессен, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), искусствоведами (Д.С. Лихачев и др.). В них подчеркивается значение использования культурного наследия в развитии национального самосознания и духовно-нравственном развитии личности.
Современными исследователями в России разработаны концептуальные основы, инновационные модели, системы и педагогические технологии этнокультурного образования детей и подростков (Т.И. Бакланова, Е.С. Бабунова, В.А. Бакаев, Г.Н. Волков, С.А. Ермолова, В.Р. Иващенко, Т.С. Комарова, A.B. Нестеренко, Е.В. Никольская, М.Ю. Новицкая, Л.В. Шамина и др.); обоснованы средства и способы включения этнокультурных традиций в педагогический процесс (А.Б. Афанасьева, А.К. Абишева, Л.М. Захарова, C.B. Мажаренко, Г.В. Нездемковская и др.).
В области дошкольной педагогики проблема формирования основ этнокультуры у детей исследовалась в процессе художественно-творческой и театральной деятельности, с помощью изобразительного искусства (Л.Д. Вавилова, Э.Ф. Вертякова, Г.И. Губа, Е.Л. Егорова, Т.В. Скопцова и др.), намечались пути формирования у детей вариативного мышления и вокальных навыков в процессе фольклорно-исполнительской деятельности (Л.Л. Куприянова, А.Н. Ларин и др.), изучалась роль музыкального фольклора как средства приобщения дошкольников к традиционной народной культуре (Е.Г. Воронина, H.H. Елисова, Е.А. Коряжкина и др.).
Несмотря на имеющиеся научные исследования по воспитанию у детей и молодежи этнокультуры остаются недостаточно изученными средства и методы формирования основ этнокультуры у старших дошкольников. В опубликованных работах отсутствуют теоретически обоснованные методики формирования этнокультуры средствами музыкально-фольклорной деятельности, неполностью раскрыт педагогический потенциал народной культуры на музыкальных занятиях с дошкольниками, не разработаны педагогические условия его реализации.
Таким образом, возникают противоречия: между имеющимися потенциальными возможностями воспитания национального самосознания у детей, обусловленными социальными условиями, и реальным состоянием и уровнем развития этнокультуры у детей дошкольного возраста, не соответствующим потребностям современного общества; между потребностью дошкольной практики в формировании основ этнокультуры у детей и отсутствием теоретически обоснованной и апробированной методики обучения, позволяющей сформировать эмоционально-ценностное отношение детей к традиционной культуре.
На этом основании сформулирована проблема исследования: каковы возможности овладения детьми старшего дошкольного возраста основами
этнокультуры в музыкально-фольклорной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования основ этнокультуры у старших дошкольников посредством музыкально-фольклорной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения будет проходить успешнее при следующих педагогических условиях:
• создании развивающей материально-предметной и художественно-коммуникативной среды, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и предполагающей стиль общения педагога с детьми, в основе которого традиции русской народной языковой культуры с использованием устного народного творчества;
• отборе этнографического материала, образцов фольклорного творчества различных жанров (музыкального, устно-поэтического, декоративно-прикладного искусства), позволяющих формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре;
• разработке методики поэтапного формирования основ этнокультуры, включающей творческие задания и базирующейся на практическом освоении детьми русского народного творчества в музыкально-фольклорной деятельности.
Цель исследования: разработка, теоретическое и научно-методическое обоснование педагогических условий формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности.
В соответствии с названной целью и гипотезой в исследовании намечены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования этнокультуры у детей дошкольного возраста в современных исследованиях и уточнить сущность понятия «этнокультура детей старшего дошкольного возраста».
2. Определить критерии и выявить исходный уровень сформированное™ основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3. Разработать педагогические условия и методику поэтапного формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий и методики.
Методологическую основу исследования составляют:
• аксиологический подход к этнокультурному образованию, который изначально определяет значимость этнокультуры для современного общества и особенности музыкально-фольклорной деятельности (Т.И. Бакланова, A.B. Кирьякова, А.И. Щербакова и др.);
• культурологический подход к воспитанию и обучению, определяющий мир ребенка в контексте его культурного существования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.);
• комплексный подход к этнокультуре, предполагающий использование поэтического, музыкального, танцевального и игрового фольклора на музыкально-фольклорных занятиях с детьми (Е.Г. Воронина, М.Т. Картавцева, Е.А. Коряжкина, Е.В. Никольская, Т.В. Скопцова и др.);
• деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования личных качеств дошкольника через присвоение общественно-исторического опыта народа в активной музыкально-фольклорной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
• положения о смысловом и функциональном назначении традиций в системе культурных ценностей, и в этнографии (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, О.Г. Будина, Г.Д. Гачев, И.С. Кон, К.В.Чистов и др.);
• положения об общечеловеческих ценностях в народной педагогике (В .А. Бакаев, Г.Н. Волков, Г.В. Нездемковская, В.А. Сухомлинский и др.);
• положения о роли музыкального фольклора как целостной художественно-творческой и художественно-коммуникативной системы, особой области народной художественной культуры, представляющей синкретическое единство слова, музыки и движения (В.П. Аникин, А.К. Байбурин, Т.И. Бакланова, В.Е. Гусев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Некрылова, В.Я. Пропп и др.) и о его ценности в художественно-эстетическом образовании и музыкально-творческом развитии ребенка (H.A. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Комиссарова, A.B. Нестеренко, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая и
др-);
• теория интонационной природы музыки (Б.В. Асафьев, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, И.И. Земцовский, Е.В. Назайкинский и др.);
• теория влияния культуры на становление личности (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.), и о необходимости сочетания этнокультурологических и общечеловеческих принципов в образовании (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, C.B. Лурье и др.);
• концептуальные положения о сущности этнокультуры, ее функциях, тенденциях развития, условиях возрождения и сохранения (Т.Г. Грушевицкая, А.Б. Панькин, А.П. Садохин, В.К. Шаповалов и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ искусствоведческой, этнографической, фольклористической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ основных образовательных программ, связанных с использованием этнокультурного компонента при обучении детей в условиях дошкольного учреждения;
• диагностические: творческие музыкальные задания, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа с детьми;
• педагогический эксперимент;
• анализ опыта работы педагогов-практиков дошкольного образования;
• качественная и количественная обработка результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ «Гимназия № 1528» г.
Москвы. В эксперименте участвовало 96 детей. Экспериментальная работа осуществлялась с 2008 по 2013 год в три этапа.
Первый этап (2008-2010). Определена степень изученности проблемы формирования основ этнокультуры в научно-педагогической литературе; обобщен передовой практический педагогический опыт в области музыкально-фольклорной деятельности. Разработана методика формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста, обозначены педагогические условия, необходимые для эффективного его формирования у дошкольников, приняты основные рабочие понятия: компоненты этнокультуры, духовные ценности, фольклор, традиция, музыкально-фольклорная деятельность, эмоционально-ценностное отношение, традиционная культура.
Второй этап (2010-2012). Разработаны критерии оценки и уровни сформированности основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальных и контрольных группах, проведен педагогический эксперимент, апробирована разработанная методика.
Третий этап (2012-2013). Обобщены и систематизированы результаты полученных данных экспериментальной работы. Материалы исследования внедрены в практику.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:
• в этнокультуре выделены два компонента, находящиеся в тесном взаимодействии друг с другом: этноэстетический, выражающийся через отношение личности к окружающему миру (природе, материально-предметной среде, народной художественной культуре) и этнопедагогический, предполагающий приобщение личности к духовно-нравственным ценностям (народным традициям, обычаям, обрядам, морально-нравственным идеалам и нормам поведения, произведениям фольклорного творчества);
• определены критерии уровней сформированности основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности, а именно: наличие эмоционально-оценочного отношения к произведениям музыкального фольклора; знания жанров народного творчества, народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм
поведения; владение исполнительским синкретизмом и способами художественно-коммуникативного общения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выделены и обоснованы педагогические условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности: от формирования эмоционально-оценочного отношения детей к народному творчеству в процессе погружения в атмосферу народного быта на ознакомителъно-деятелъностном этапе к формированию навыков исполнительского синкретизма, совершенствованию полученного детьми опыта музыкально-фольклорной деятельности и углублению знаний, формирующих эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре на познавательно-исполнительском этапе и к овладению способами художественно-коммуникативного общения и навыками варьирования на творческом этапе;
• разработана и доказана эффективность методики поэтапного формирования основ этнокультуры, базирующаяся на практическом освоении детьми русского народного творчества в музыкально-фольклорной деятельности, которая реализуется через: а) формирование эстетического отношения к окружающему миру и приобщение к духовно-нравственным ценностям; б) овладение навыками исполнительского синкретизма и способами художественно-коммуникативного общения; в) использование творческих заданий, направленных на формирование основ этнокультуры.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «этнокультура детей старшего дошкольного возраста», определяемое как совокупность качеств личности, включающая: эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре; умение охарактеризовать фольклорное произведение относительно его жанрового бытования и особенностей исполнения; знания народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение навыками исполнительского синкретизма и способами художественно-коммуникативного общения, формируемых на этапе старшего дошкольного возраста;
• доказана значимость музыкально-фольклорной деятельности (познавательной, игровой, исполнительской художественно-коммуникативной) в формировании основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста;
• определены критерии оценки уровней сформированности основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности, в том числе: наличие эмоционально-оценочного отношения к произведениям музыкального фольклора; знания жанров музыкального и устного народного творчества, народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение
исполнительским синкретизмом и способами художественно-коммуникативного общения.
• обоснована целесообразность отбора этнографического материала в календарно-тематической последовательности в соответствии с двумя компонентами этнокультуры: этноэстетическим и этнопедагогическим.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• разработанная методика, включающая творческие задания, повышает эффективность формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста и используется в практике работы дошкольных образовательных учреждений Москвы;
• вариативные формы работы с детьми по формированию основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в виде комплексных, тематических, музыкально-фольклорных занятий, календарно-обрядовых праздников, семейных посиделок-бесед с чаепитием, широко применяются в образовательной практике дошкольных учреждений Москвы, города Фрязино Московской области;
• разработанная экспериментальная программа формирования основ этнокультуры, базируется на методике системного, комплексного и последовательного освоения детьми старшего дошкольного возраста социального опыта народной педагогики в условиях музыкально-фольклорной деятельности;
• материалы исследования используются в деятельности детского фольклорного ансамбля «Светелка», созданного из коллектива детей экспериментальной группы и являющегося лауреатом и дипломантом городских и окружных конкурсов фольклорных коллективов на протяжении 2006-2014 годов;
• предложенные практические рекомендации могут быть включены в содержание дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в учреждениях высшего образования, а также использоваться в практике работы педагогических колледжей.
Достоверность результатов н обоснованность выводов исследования: обеспечены методологическими подходами, опирающимися на теоретические и практические положения философии, этнографии, психологии и педагогики о содержании этнокультуры и ее роли в становлении личности дошкольника; применением разных методов, соответствующих целям исследования; анализом проверки эффективности результатов эксперимента и их внедрением в практику дошкольных образовательных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования были апробированы и получили одобрение на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста и кафедре дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», в ГБОУ детский сад № 524, № 1778, № 1900, центр развития
ребенка № 2478, прогимназия № 1717, «Гимназия № 1528» г. Москвы.
Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных учреждений Москвы, города Фрязино Московской области, педагогического колледжа № 6 г. Москвы.
Материалы диссертационного исследования были апробированы на факультете дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета в процессе чтения специального курса «Формирование основ этнокультуры дошкольников в музыкально-фольклорной деятельности» для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Музыкальное образование».
Основные положения и результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях в 2008 - 2013 годах, проходивших в МПГУ (в 2008 году Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ «Теория и методика дошкольного образования»; в 2011 году IV Международная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях» - Научная сессия ИРОТ Москва-Пушкино; Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ «Традиции и инновации в современном дошкольном образовании»); а также на Международных научно-практических конференциях в 2012 году (IX Международная научная конференция «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», Мадрид (Испания) и XVII Международная научно-практическая конференция: «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», Санкт-Петербург), в публикациях научно-исследовательских материалов диссертации общим объемом 3,79 п.л.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие «этнокультура детей старшего дошкольного возраста» определяется как совокупность качеств личности, включающая: эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре (в том числе, эстетическое отношение к природе, окружающей материально-предметной среде, народной художественной культуре; эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества и др.); умение охарактеризовать фольклорное произведение относительно его жанрового бытования и особенностей исполнения; знания народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение навыками исполнительского синкретизма (певческо-речевыми, моторно-двигательными и образно-эмоциональными) и способами художественно-коммуникативного общения (эмоциональным, двигательным и интонационным),
формируемых на этапе старшего дошкольного возраста.
2. Обоснование педагогических условий эффективного формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста, к которым относятся:
• создание развивающей материально-предметной и художественно-коммуникативной среды, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и предполагающей стиль общения педагога с детьми, в основе которого традиции русской народной языковой культуры с использованием устного народного творчества;
• отбор этнографического материала, образцов фольклорного творчества различных жанров (музыкального, устно-поэтического, декоративно-прикладного искусства), позволяющих формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре;
• разработка методики поэтапного формирования основ этнокультуры, включающей творческие задания и базирующейся на практическом освоении детьми русского народного творчества в музыкально-фольклорной деятельности.
3. Формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста, основанное на взаимосвязи двух компонентов этнокультуры, этноэстетического и этнопедагогического, может достигаться путем использования методики, обеспечивающей интегрированный подход к организации музыкально-фольклорной деятельности с учетом ее своеобразия, эффективно влияющей на мотивационную, нравственную и эстетическую стороны личности ребенка и его позитивное отношение к традициям народной культуры.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по результатам исследования. Библиографический список включает в себя 205 наименований. В приложении представлены материалы к экспериментальному этапу исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении выделены методология и понятийный аппарат исследования.
Первая глава «Проблема формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста». В главе представлен анализ работ российских историков, философов, этнологов, психологов, педагогов, музыковедов, фольклористов, рассматривающих различные аспекты формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Выделены основные категории, связанные с понятием этнокультура: «этнос», «традиционная культура», «этническая культура», «народная культура», «этнокультура», «национальная культура», «традиция», «ценности традиционной культуры», даны различные их трактовки, существующие в
научных источниках (С.А. Арутюнов, H.A. Бердяев, Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, И.А. Ильин, A.C. Каргин, Г.В. Нездемковская, А.П. Садохин, К.В. Чистов и др.).
В работе сделан акцент на рассмотрении философского и культурологического подходов в раскрытии понятия этнокультуры народа, которое понимается как система его духовно-нравственных ценностей и идеалов (М.С. Каган, Э.С. Маркарян, C.B. Лурье и др.).
Признание традиционных ценностей, их сохранение и развитие, а также глубокое осмысление особенностей духовной культуры русского народа, подтверждают мысль о необходимости усвоения опыта национальной культуры воспитания и использования его в работе с детьми по формированию основ этнокультуры.
В первой главе произведен анализ трактовок понятия «этнокультура» по отношению к детям дошкольного возраста. Было выяснено, что в различных источниках прослеживаются многоаспектность и неоднозначность данного понятия (А.Б. Афанасьева, Е.Ю. Бабина, Э.Ф. Вертякова, Г.И. Губа, М.Ю. Новицкая и др.). Это вызывает необходимость уточнения сущностной характеристики понятия «этнокультура» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
Опираясь на анализ литературы, мы считаем, что основу этнокультуры следует искать в понятии «традиция», которая вмещает в себя весь культурный опыт предшествующих поколений, их духовно-нравственные ценности. Можно сказать, что традиция является основой формирования этнокультуры (О.Г. Будина, Р.Ф. Итс, И.С. Кон, Э.С. Маркарян, Г.В. Нездемковская и др.).
Исследования, проведенные этими авторами, позволяют нам синтезировать представление об «этнокультуре детей старшего дошкольного возраста» и представить его как совокупность качеств личности, включающая: эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре (в том числе, эстетическое отношение к природе, окружающей материально-предметной среде, народной художественной культуре; эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества и др.); умение охарактеризовать фольклорное произведение относительно его жанрового бытования и особенностей исполнения; знания народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение навыками исполнительского синкретизма и способами художественно-коммуникативного общения, формируемых на этапе старшего дошкольного возраста.
В целом ряде педагогических исследований показана роль музыкального фольклора как целостной художественно-творческой и художественно-коммуникативной системы, особой области народной художественной культуры, представляющей синкретическое единство слова, музыки и движения, определяемое менталитетом народа (В.П. Аникин, Т.И. Бакланова,
А.К. Байбурин, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Некрылова, Е.В. Никольская, В.Я. Пропп и др.).
Проведенный анализ научно-методических подходов к решению исследуемой проблемы позволил разработать педагогические условия и методику, благоприятные для формирования основ этнокультуры у старших дошкольников.
В исследовании мы придерживались следующих позиций. Приобщение детей к традиционным культурным ценностям должно осуществляться через практическое освоение музыкально-фольклорного творчества, которое рассматривается нами как форма эстетического отношения детей к окружающему миру и приобщения их к духовно-нравственным ценностям, а также как средство освоения способов художественно-коммуникативного общения. Данный процесс осуществляется на основе этноэстетического и этнопедагогического компонентов этнокультуры, тесно взаимодействующих друг с другом. Взаимосвязь компонентов этнокультуры проявляется в музыкально-фольклорной деятельности (познавательная, игровая, исполнительская художественно-коммуникативная).
Основное содержание этноэстетического компонента представляется нам в виде эстетического идеала, сложившегося в народной педагогике, и включающего в себя обобщенный образ прекрасного в природе, жизни семьи и общества, труде и искусстве (выразительных звуках музыки, пластике движений, художественном слове). Эстетическое отношение к окружающему миру у старших дошкольников носит эмоциональный характер, является составной частью целостной системы формирования основ этнокультуры и реализуется в музыкально-фольклорной деятельности.
Основу этнопедагогического компонента составляют педагогические традиции русского народа: природосообразность, опоэтизация труда, нравственные представления о нормах поведения, чувства и убеждения ребенка, его эстетический вкус как важные средства для воспитания, социализации детей, их физического, эмоционально-чувственного и интеллектуального развития.
Формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в музыкально-фольклорной деятельности на ознакомительно-деятельностном, познавательно-исполнительском и творческом этапах в соответствии с выделенными педагогическими условиями. Данный процесс направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре.
Содержание процесса формирования основ этнокультуры у старших дошкольников отражено в модели, которая дает представление о взаимосвязи всех составляющих педагогического процесса (последовательности организации работы для получения конечного результата), целью которого является
эффективное формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре.
Таким образом, анализ изучаемой проблемы дал возможность выделить компоненты этнокультуры и теоретическую базу для формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности и определить содержание понятия «этнокультура детей старшего дошкольного возраста».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности» рассмотрены задачи, организация, методика и содержание констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Экспериментальное исследование по формированию основ этнокультуры у старших дошкольников осуществлялось в период с 2010 по 2012 год в процессе музыкально-фольклорной деятельности. Исследовательской базой для реализации экспериментальной методики стала ГБОУ «Гимназия № 1528» Зеленоградского окружного управления образования г. Москвы.
Исследовались четыре группы детей старшего дошкольного возраста (Э. Г.) и (К. Г.) по 24 ребенка в каждой. Всего в эксперименте участвовало 96 детей старшего дошкольного возраста: 48 детей в двух экспериментальных и 48 детей в двух контрольных группах. В экспериментальных группах музыкальное развитие детей осуществлялось по разработанной нами методике. В контрольных группах занятия с детьми проводились в рамках базисной программы воспитания ребенка-дошкольника «Истоки».
В начале констатирующего эксперимента мы выясняли мнение педагогов-музыкантов, слушателей семинара, проходившего в Зеленоградском административном округе г. Москвы, темой которого стало «Духовно-нравственное становление личности ребенка средствами музыкального фольклора». В анкетировании приняли участие 65 музыкальных руководителей дошкольных учреждений в возрасте от 25 до 60 лет с педагогическим стажем от 5 до 40 лет, с высшим (65%) и средне-специальным (35%) образованием.
При анкетировании многие педагоги высказали мнение, что знания об этнокультуре народа могут обогащать духовно, эстетически развивать, воспитывать нравственные и патриотические чувства у дошкольников и только 40% из них отметили, что регулярно применяют отдельные жанры фольклора в практической музыкальной деятельности. Многие анкетируемые обратили внимание на наличие интереса детей к народным календарным праздникам. Вместе с тем, было отмечено отсутствие системности этнокультурного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и слабая оснащенность процесса приобщения детей к основам этнокультуры методическими материалами.
Выявление исходного уровня сформированности основ этнокультуры
старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных нами критериев, показателей и соответствующих уровней: эмоционально-оценочное отношение к произведениям музыкального фольклора; знания разнообразных жанров народного творчества, народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение исполнительским синкретизмом и способами художественно-коммуникативного общения.
Обследование детей проводилось посредством специальных диагностических заданий, как индивидуально, так и фронтально. Оценка качественных показателей осуществлялась по 3-бальной шкале, где 3 балла соответствуют высокому, 2 балла - среднему, 1 балл - низкому уровню сформированности основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальный репертуар содержал образцы русского народного творчества в исполнении экспериментатора.
Первое задание отражало первый критерий и было направлено на выявление уровня эмоционально-оценочного отношения к произведениям музыкального фольклора. После исполнения игровых хороводов «В хороводе были мы» и «Ой, зародился» с детьми проводились беседы, уточняющие их содержание и настроение, затем игровые хороводы предлагалось разыграть.
Второе задание соответствовало второму критерию и было направлено на определение уровня сформированности знаний у детей жанров музыкального фольклора. Беседы содержали серию вопросов для определения жанров произведений народного творчества: детям предлагалось прослушать песни «Пришла коляда» и «У нас ноне дома нездоровье».
Третье задание соответствовало третьему критерию и было направлено на определение уровня сформированности знаний у детей жанров устного народного творчества. Во время беседы детям предлагались пословицы, загадки, дразнилки, считалки, небылицы, заклички и др.
Четвертое задание соответствовало четвертому критерию и было направлено на выявление уровня сформированности знаний детей народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения. Вопросы беседы позволяли определить уровень представлений детей о календарно-обрядовых праздниках и нормах поведения. Содержанием одной из бесед были, например, такие вопросы: «Какие песни поют на празднике проводов зимы?», «Какие традиции встречи весны ты знаешь?», «Что надо делать, чтоб собрать богатый урожай?».
Пятое задание соответствовало пятому критерию и было направлено на выявление уровня владения навыками исполнительского синкретизма (певческо-речевыми, моторно-двигательными, образно-эмоциональными) и способами художественно-коммуникативного общения (эмоциональным, двигательным, интонационным). Уровень сформированности этих навыков
выявлялся в процессе исполнения детьми игровых хороводов «В хороводе были мы» и «Ой, зародился».
Результаты обследования позволили установить, что более половины детей во всех экспериментальных и контрольных группах ранее не были знакомы с музыкальным фольклором, поэтому показали поверхностные знания жанров музыкального и устного фольклора, народных традиций, обычаев и обрядов, морально-нравственных идеалов, отсутствовали (у 68%) или проявлялись в недостаточном объеме (у 30%) исполнительские навыки и способы художественно-коммуникативного общения. Высокий уровень был выявлен только у одного ребенка, что свидетельствует об отсутствии системности в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре.
На констататируюшем этапе соотношение уровней сформированности основ этнокультуры у детей в контрольных и экспериментальных группах было примерно одинаковым: в контрольных группах низкий уровень был установлен у 33 детей (69%), средний - у 15 детей (31%); в экспериментальных группах низкий уровень был отмечен у 31 ребенка (64%), средний уровень - у 16 детей (34%), и только один ребенок (2%) показал высокий уровень сформированности эмоционально-оценочного отношения к произведениям музыкального фольклора.
Таким образом, у большинства детей, участвовавших в эксперименте, выявлен низкий уровень сформированности основ этнокультуры: у 64 детей (66%), средний уровень оказался у 31 ребенка (33%).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о том, что у детей отсутствуют необходимые знания жанров народного творчества, традиций, морально-нравственных идеалов и не сформированы навыки музыкально-фольклорной деятельности. У основной части детей обнаружился низкий уровень сформированности эмоционально-оценочного отношения к произведениям музыкального фольклора; знаний разнообразных жанров музыкального и устного народного творчества; народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; навыков исполнительского синкретизма и способов художественно-коммуникативного общения.
Целью формирующего этапа эксперимента была апробация педагогических условий и экспериментальной методики формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Приобщение дошкольников к основам этнокультуры посредством музыкально-фольклорной деятельности предполагает применение комплекса специально разработанных методов: имитационно-репродуктивного, вариативно-игрового, «погружение» в народную среду, образно-эмоциональных установок (последний разработан Е.В. Никольской), а также форм организации деятельности, таких как комплексные, тематические
музыкально-фольклорные занятия, календарно-обрядовые праздники, семейные посиделки-беседы с чаепитием.
Для проведения экспериментальной работы были отобраны доступные возрасту образцы устного и музыкального фольклора, разнообразные по жанру и стилю. Весь репертуар систематизирован с учетом задач каждого этапа обучения.
Мы исходили из того, что у детей должно быть мотивировано эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре, базирующееся на внутренней потребности ребенка в познавательной и творческой активности в условиях музыкально-фольклорной деятельности.
За основу содержания образовательного процесса с детьми мы взяли календарный принцип: «В гостях у красавицы Осени», «Приходила Коляда», «Жаворонки, прилетите», «Приди лето красно». В каждом тематическом разделе были выделены календарные праздники, которые наиболее ярко отражают труд крестьянина на земле, и музыкальный репертуар игр и хороводов, связанных с трудовыми процессами. Например, к народному календарному празднику «Оспожинки» с детьми были разучены пословицы о хлебе: «Хлеб - всему голова», «Ржаной хлебушко — калачам дедушка» и др., игровые песни «Кто с нами пашенку пахати», «Нива, моя нива», игра «Горшки». Такое построение занятий позволило последовательно и постепенно расширить знания детей о народном быте, традициях в процессе взаимосвязи различных видов художественно-творческой и музыкально-фольклорной деятельности.
Методика работы с детьми осуществлялась поэтапно. На ознакомительно-деятельностном этапе формировалось эмоционально-оценочное отношение детей к народному творчеству в процессе их погружения в атмосферу народного быта (традиций, обычаев и обрядов) через отношение к окружающей природе, народной художественной культуре, друг к другу и практическое освоение фольклорного творчества в его жанровом разнообразии.
В ходе предварительной работы в процессе музыкально-фольклорной деятельности происходило знакомство детей с основами этнокультуры, накопление и обогащение их опыта знаниями об истории, этносе, особенностях обычаев, обрядов, традиций, морально-нравственных норм поведения русского народа, фольклорных жанров. Создание художественно-коммуникативной среды предполагало особый стиль общения педагога с детьми, опирающийся на традиции народной языковой культуры с использованием устного народного творчества (сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки и др.).
На начальном этапе обучение детей проводилось в музее народного быта. С этой целью была проведена серия комплексных занятий: «Милости просим, гости дорогие!», «Во саду ли, в огороде», «Осенины-Оспожинки», «Вью, вью я капусточку» и др.
Результатом этого этапа стала активизация музыкально-фольклорной
деятельности детей, их повышенный интерес к содержанию занятий, построенных на фольклорном репертуаре, стремление к присвоению новых знаний о народных традициях. Познание разнообразных жанров фольклора способствовало формированию у детей эмоционально-оценочного отношения к народному творчеству.
На познавательно-исполнительском этапе формировались навыки исполнительского синкретизма (певческо-речевые, моторно-двигательные и образно-эмоциональные), совершенствовался полученный детьми опыт музыкально-фольклорной деятельности, углублялись и систематизировались знания, формирующие у детей эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре (к земле, природе, труду, семейному очагу и др.).
В репертуар включались песни в сопровождении шумовых инструментов, пляски, хороводы, празднично-игровые действа. Дети знакомились с творчеством детских фольклорных коллективов, слушали аудио и видеозаписи народных исполнителей.
Для понимания детьми содержательной и смысловой основы произведений фольклорного творчества, особенностей композиции, средств художественной выразительности народных песен, мы использовали игровые формы освоения детьми произведений фольклора в виде творческих заданий.
Для упражнений и распевок использовались несложные детские потешки и прибаутки. Задания были направлены на выявление у ребенка индивидуальной интонации голоса, его тембровой характерности. Навыки пения у ребенка формировались постепенно — от простого к сложному (использовались сначала попевки на двух-трех звуках). Процесс обучения проводился с голоса педагога. При разучивании и исполнении «на слух» внимание детей активизировалось, они привыкали контролировать звучание собственного голоса, у них развивалась свобода вокального интонирования. В процессе певческой работы формировались слуховые представления детей, навыки кантиленного звуковедения и открытого естественного резонирования голоса. На данном этапе мы применяли специальные методы: имитационно-репродуктивный, «погружения» в народную среду, образно-эмоциональных установок.
По мере дальнейшего знакомства с народным календарем, дети получали опыт восприятия фольклорных произведений, накапливали знания о быте, традициях и мировоззрении русского народа. Предлагаемый фольклорный материал основывался на связи музыки с жизнью детей, их интересами. Для этого этапа было разработано 16 комплексных занятий: «Кузнечные мастеровые», «Хозяйкины помощники», «Уж ты, Зимушка-Зима», «Сею-вею, посеваю» и др.
Мы применили три серии творческих заданий, направленных на знакомство детей со средствами художественной выразительности музыкально-поэтического языка, формирование певческо-речевых навыков и владение исполнительским синкретизмом (пение, танец, игра на музыкальных
инструментах и фольклорный театр).
Знания и умения детей, сформированные в музыкально-фольклорной деятельности, закреплялись на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке, в повседневной жизни и др., на которых дети учились понимать поэтические особенности фольклорных произведений и фиксировать свои впечатления от праздничных посиделок в рисунках, поделках и др.
На творческом этапе дети осваивали способы художественно-коммуникативного общения (интонационного - через пение и речь, двигательного — через мимику и пантомимику, эмоционального) в синкретизме фольклорного творчества (слово, музыка и движение). У детей формировались навыки варьирования, которые проявлялись в сочинении текстов и напевов песен, ритмических мелодий на народных инструментах, в создании танцевальных композиций и сценических образов, диалогов в сценическом действии. Полученные знания и умения дети применяли в разыгрывании игр, хороводов, инсценировании сказок, постановке фрагментов обрядовых действ.
Занятия этого этапа: «Приди весна с радостью», «Русская свистулька», «Шутку шутить, людей смешить», «Федул - теплый ветер подул» и др. Здесь мы применяли вариативно-игровой метод в творческой работе с фольклорным материалом.
Творческий этап включал использование пяти серий творческих заданий, направленных на формирование навыков варьирования и освоение способов художественно-коммуникативного общения в синкретизме фольклорного творчества.
Такое построение обучения в процессе музыкально-фольклорной деятельности позволило повысить у детей уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре, расширить знания народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения, овладеть исполнительским синкретизмом и способами художественно-коммуникативного общения.
Для проверки эффективности формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности, был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого в контрольных и экспериментальных группах была применена та же методика диагностики, которая использовалась на констатирующем этапе.
Анализ результатов по первому критерию (эмоционально-оценочное отношение к произведениям музыкального фольклора) контрольного этапа эксперимента показал, что в экспериментальных группах эмоционально-оценочное отношение к произведениям музыкального фольклора сформировано. О положительной динамике свидетельствовали яркие проявления эмоциональной образной речи в ответах детей в ходе восприятия музыкально-фольклорных произведений.
Результаты выполнения экспериментальных заданий по второму,
третьему и четвертому критериям (наличие знаний разнообразных жанров музыкального и устного народного творчества, народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения) свидетельствовали о том, что дети экспериментальных групп научились определять жанровую принадлежность фольклорного произведения; знали особенности бытования и исполнения фольклора различных жанров и самостоятельно могли применять эти знания в жизни. Дети узнавали различные жанры устного народного творчества: могли продолжить пословицу, понимали смысловое значение, знали в какой ситуации ее можно использовать.
По пятому критерию (владение навыками исполнительского синкретизма и способами художественно-коммуникативного общения) в экспериментальных группах выявлялся уровень сформированности этих навыков.
У детей сформировались навыки владения певческо-речевой манерой интонирования. В пении дети слышали и правильно интонировали в пределах квинты; пели на опоре, открытым звуком, с четкой артикуляцией, чисто интонируя напев песни, овладели диафрагмальным и смешанным дыханием, научились варьировать напев, сочинять варианты текста.
В народной хореографии дети овладели основными элементами русского народного танца, фигурами хороводных и плясовых движений, хороводными перестроениями; разнообразной мимической и пантомимической палитрой характерных движений, сопровождающих исполнение фольклорных произведений; овладели приемами выразительного сценического поведения; научились варьировать танцевальные движения.
В игре на различных народных музыкальных инструментах дети показали, что они умеют ритмически варьировать мелодию и владеют разными приемами игры на ложках, трещотках, рубеле, бубне, колокольчиках, свистульках, рожке и др. Выбор музыкальных инструментов проходил осознанно.
Дети овладели способами художественно-коммуникативного общения: обладали ярко выраженной мимикой и выразительностью жестов в процессе исполнения песни, проявляли эмоциональность и самостоятельность в выборе средств для наибольшей выразительности исполнения, могли импровизировать развернутые диалоги, отображая различные характеры персонажей. В процессе исполнения игрового хоровода дети активно и эмоционально взаимодействовали с партнерами, смогли вызвать ответную эмоциональную реакцию у зрителей. Научились творчески подходить к инсценированию театрализованных действ.
Синкретизм исполнительской художественно-коммуникативной деятельности был обеспечен созданием целостного художественного образа.
В целом, у детей экспериментальных групп была отмечена положительная динамика показателей высокого уровня сформированности основ этнокультуры, у детей контрольных групп возросли преимущественно показатели среднего уровня. Данные контрольного эксперимента подтвердили
выдвинутую в исследовании гипотезу (См. Т. 1, Т.2).
Таблица 1
Уровни сформированности основ этнокультуры у детей экспериментальных и контрольных групп до обучения
Уровни Констатирующий этап
Экспериментальные группы Контрольные группы
Критерии Общий балл Критерии Общий балл
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Низкий 58% 65% 58% 75% 63% 5-8 64% 60% 69% 65% 79% 73% 5-8 69%
Средний 35% 35% 42% 25% 33% 9-11 34% 40% 31% 35% 21% 27% 9-11 31%
Высокий 6% - - - 4% 12-15 2% - - - - - 12-15 0%
Таблица 2
Уровни сформированное™ основ этнокультуры у детей экспериментальных и контрольных групп после обучения
Уровни Контрольный этап
Экспериментальные группы Контрольные группы
Критерии Общий балл Критерии Общий балл
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Низкий - - - - - 5-8 0% 44% 54% 54% 73% 60% 5-8 57%
Средний 19% 35% 40% 35% 27% 9-11 31% 56% 46% 46% 27% 40% 9-11 43%
Высокий 81% 65% 60% 65% 73% 12-15 69% - - - - - 12-15 0%
В заключении следует отметить, что выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи исследования решены полностью, что позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научной литературы по проблеме формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста позволил уточнить понятие «этнокультура детей старшего дошкольного возраста», определяемое как совокупность качеств личности, включающая: эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре (в том числе, эстетическое отношение к природе, окружающей материально-предметной среде, народной художественной культуре; эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества и др.); умение охарактеризовать фольклорное произведение относительно его жанрового бытования и особенностей его исполнения; знания народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение навыками исполнительского синкретизма (певческо-речевыми, моторно-двигательными, образно-эмоциональными) и способами художественно-коммуникативного
общения (эмоциональным, двигательным и интонационным), формируемых на этапе старшего дошкольного возраста.
Исследованием установлено, что понятие «этнокультура» представляет собой двухкомпонентное интегративное образование, включающее в себя этноэстетический (эстетическое отношение к окружающему миру) и этнопедагогический (приобщение к духовно-нравственным ценностям) компоненты. Процесс формирования основ этнокультуры проявляется в содержании фольклорных произведений различных жанров и реализуется в музыкально-фольклорной деятельности.
2. Разработаны критерии оценки сформированности исходного уровня основ этнокультуры старших дошкольников в музыкально-фольклорной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающие показатели: эмоционально-оценочное отношение детей к произведениям музыкального фольклора; знания разнообразных жанров музыкального и устного народного творчества, народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; владение навыками исполнительского синкретизма и художественно-коммуникативного общения.
Определены исходные уровни сформированности основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста: низкий - 1 - отсутствие интереса к произведениям фольклора; 2 - неспособность определения жанровой принадлежности и особенностей фольклорного произведения; 3 - незнание жанров устного и музыкального народного творчества; 4 - незнание названий народных праздников, обычаев, обрядов, традиций, морально-нравственных идеалов; 5 - невладение исполнительскими навыками и разнообразными способами художественно-коммуникативного общения (64%); средний - 1 -сдержанно проявляет эмоции в процессе прослушивания фольклорных произведений; 2 - нуждается в поддержке взрослого для определения жанра музыкально-фольклорного произведения и условий его бытования; 3 -минимальные знания жанров устного народного творчества; 4 — не достаточные знания о быте и декоративно-прикладном искусстве русского народа, затрудняется в названии праздников и связанных с ним обычаев; может рассказать о морально-нравственных нормах поведения; 5 - владеет певческо-речевой манерой интонирования; не всегда чисто интонирует напев песни; не всегда может варьировать напев. Частично владеет основными элементами русского народного танца, хороводными перестроениями; разнообразной мимической и пантомимической палитрой характерных движений, сопровождающих исполнение фольклорных произведений; затрудняется с варьированием в танце. Владеет отдельными приемами игры на народных инструментах (ложки, трещотки, рубель, бубен, колокольчики, свистульки, рожок и др.) без элементов варьирования. Участвует в играх с театрализованными действиями, но ярко выраженная мимика и
выразительность жестов отсутствует; проявляет эмоциональность, но затрудняется самостоятельно выбрать средства для наибольшей выразительности исполнения. Проявляет активность в процессе работы над инсценированием песни, затрудняется создать художественный образ (34%).
3. Научно обоснованы и разработаны педагогические условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности, направленные на:
• создание развивающей материально-предметной и художественно-коммуникативной среды, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и предполагающей стиль общения педагога с детьми, в основе которого традиции русской народной языковой культуры с использованием устного народного творчества;
• отбор этнографического материала, образцов фольклорного творчества различных жанров (музыкального, устно-поэтического, декоративно-прикладного искусства), позволяющих формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре;
• разработку методики поэтапного формирования основ этнокультуры, включающей творческие задания и базирующейся на практическом освоении детьми русского народного творчества в музыкально-фольклорной деятельности.
Определены этапы формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности: ознакомительно-деятельностный, познавательно-исполнительский и творческий.
Разработана методика поэтапного формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности, направленная на формирование эмоционально-ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре. Методика включает в себя занятия по календарному принципу смены времен года (четыре раздела — «В гостях у красавицы Осени», «Приходила Коляда», «Жаворонки, прилетите», «Приди лето красно») и творческие задания (35 заданий).
4. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий и методики, реализованных в процессе формирования основ этнокультуры свидетельствуют о повышении уровня сформированности основ этнокультуры у детей: средний уровень: 1 — сдержанное проявление эмоций в процессе прослушивания фольклорных произведений; 2 — недостаточное проявление самостоятельности в определении жанра фольклорного произведения и условий его бытования; 3 - знаком с некоторыми жанрами устного народного творчества; 4 - знания о быте и декоративно-прикладном искусстве русского народа недостаточные; может рассказать о морально-нравственных нормах поведения; 5 — владеет певческо-речевой манерой интонирования; не всегда чисто интонирует напев песни; неустойчивая интонация; затрудняется при
варьировании напева, сочиняет варианты текста. Владеет некоторыми основными элементами русского народного танца, хороводными перестроениями; сопровождает мимической и пантомимической палитрой исполнение фольклорных произведений; затрудняется в варьировании танцевальных движений. Владеет отдельными приемами игры на народных инструментах (ложки, трещотки, рубель, бубен, колокольчики, свистульки, рожок и др.). Участвует в играх с театрализованными действиями; в исполнении фольклорного образца не проявляет ярко выраженную мимику и выразительность жестов; проявляет эмоциональность, но затрудняется самостоятельно выбрать средства для наибольшей выразительности исполнения; проявляет активность в процессе работы над инсценированием песни, затрудняется создать художественный образ (31%); высокий уровень - 1 — ярко проявляет свои эмоции в процессе прослушивания фольклорных произведений: использует активную жестикуляцию, выразительную мимику, разнообразную интонацию в образной речи; может выделить главную мысль, исходя из содержания, дать характеристику образа; 2 - определяет характер, ритмическую и интонационную основу произведения, его жанровую принадлежность; знает особенности бытования фольклора различных жанров и самостоятельно применяет их в исполнении; 3 - узнает различные жанры устного народного творчества: может загадать загадку, закончить пословицу, понимает их смысл и знает в какой ситуации можно применить; 4 - имеет достаточные знания о быте и декоративно-прикладном искусстве русского народа; может назвать народные праздники и обычаи, традиции, связанные с их проведением, рассказать о морально-нравственных нормах поведения, активно включается в обсуждение содержания праздника, высказывает свои суждения в процессе работы над постановкой обрядового действия; 5 - владеет певческо-речевой манерой интонирования; эмоционально проговаривает текст песни и интонирует мелодию напева, может варьировать напев и сочинять варианты фольклорного текста. Владеет основными элементами русского народного танца, хороводными перестроениями, приемами выразительного сценического поведения; умеет варьировать движения в танце. Владеет приемами игры на народных инструментах (ложках, трещотках, колокольчиках, свистульках, рожке, рубеле, бубне и др.). Активно участвует в играх с театрализованными действиями, может импровизировать диалоги, отображать различные характеры персонажей; обладает ярко выраженной мимикой и выразительностью жестов; проявляет эмоциональность и самостоятельность в выборе средств для наибольшей выразительности исполнения; творчески подходит к инсценированию песни, может самостоятельно создать целостный художественный образ (69%).
Целостная система комплексных занятий, с разработанными заданиями, включающая использование этноэстетического и этнопедагогического компонентов, позволила в процессе музыкально-фольклорной деятельности
сформировать у старших дошкольников эмоционально-ценностное отношение к традиционной культуре как основе этнокультуры. На заключительном этапе исследования в контрольных группах зафиксирован средний и низкий уровни сформированности основ этнокультуры. В экспериментальных группах у дошкольников отмечены высокий и средний уровни сформированности основ этнокультуры.
Таким образом, проведенная апробация педагогических условий и методики формирования основ этнокультуры в дошкольных образовательных учреждениях подтвердила эффективность экспериментального исследования, направленного на разработку педагогических условий формирования основ этнокультуры.
Перспектива исследования состоит в изучении преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной общеобразовательной школой в работе по формированию основ этнокультуры детей.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в публикациях в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, утвержденных Президиумом ВАК РФ:
1. Дьяченко Л.Ю. Особенности формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». — 2012. — № 3. — С. 98-103. — 0,5 п.л.
2. Дьяченко Л.Ю. Возможности формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности // Образование и общество. — 2012. - № 4 (75). - С. 120-124. - 0,6 пл.
3. Дьяченко Л.Ю. Проблема формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения календарно-обрядового фольклора [Электронный ресурс] II Педагогика искусства (электоронный журнал). - 2011. — № 2. — С. 55-63. Режим доступа URL: http://www.art-education.ru — 0,6 п.л.
4. Комиссарова Л.Н., Дьяченко Л.Ю. Педагогические условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IX Международной научной конференции. - Мадрид - М.: МАНПО, 2012. - С. 451-456. - 0,3 п.л. (Авторский вклад — 50%)
5. Дьяченко Л.Ю. Условия формирования основ этнокультуры у дошкольников в процессе музыкально-фольклорной деятельности // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Материалы XVII Междунар.
науч.-практич. конф., 2-3 ноября 2011г. / Под ред. С.А. Тихомирова. - СПб., 2012.-С. 190-196.-0,5 п.л.
6. Комиссарова Л.Н., Дьяченко Л.Ю. Проблема формирования духовно-нравственной культуры старших дошкольников в процессе приобщения к календарно-обрядовому фольклору // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы IV Междунар. науч.-практич. конф. - М.: ИРОТ, 2011. - С. 158-163. - 0,3 п.л. (Авторский вклад — 50%)
7. Дьяченко Л.Ю. Условия развития духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами календарно-обрядового фольклора // Традиции и инновации в современном дошкольном образовании: материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвященной 90-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. — М.: АРС-принт, 2011. - С. 218-222. - 0,3 п.л.
8. Дьяченко Л.Ю. Формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста средствами календарно-обрядового фольклора // Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы науч.-практич. конф. - Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ - М., 2008. - С. 87-89. - 0,2 п.л.
9. Комиссарова Л.Н., Дьяченко Л.Ю. Развитие основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования: Сб. науч. статей - М.: Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ, 2008. - С. 67-70. - 0,2 п.л. (Авторский вклад - 50%)
10. Дьяченко Л.Ю. Календарно-обрядовый фольклор как средство формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста // Культурологический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект: сб. науч. трудов / отв. ред. Г.П. Захарова. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. - С. 57-59. - 0,2 п.л.
Заказ № 10-Р/10/2014 Подписано в печать 06.10.14 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,2
ООО "Цифровичок", г. Москва, Большой Чудов пер., д.5 тел. (495)649-83-30 www.cfr.ru ; e-mail: zakpark@cfr.ru