Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Антонова, Татьяна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Антонова, Татьяна Викторовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Становление, развитие и современное состояние музыкально-ритмического воспитания дошкольников.

1.2. Психологические основы развития чувства музыкального ритма.

1.3. Возможности фольклора в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника.

ГЛАВА2. ФОРМИРОВАНИИ: У ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО

РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Исследование уровней развития детей в музыкально-ритмической деятельности (констатирующий эксперимент).

2.2. Содержание, формы и методы формирования музыкально-ритмических движений средствами народного искусства (формирующий эксперимент).

2.3. Динамика овладения детьми музыкально-ритмической деятельностью (контрольная диагностика).

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников"

Актуальность темы. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понимание эстетического развития включает в себя две составляющие: первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности, под влиянием окружающей среды, у ребёнка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса, культуры.

По мнению психолога Л.С.Выготского, ведущая роль в становлении личности ребёнка-дошкольника, регуляции его психических функций принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребёнка связана сила эмоционально-образного воздействия на него искусства.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей - музыкальных, литературных, способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих - в соответствующих видах деятельности; а также развитие на их основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Музыкально-ритмической деятельности отводится в этом процессе одно из первых мест. Занятия этим видом деятельности способствуют разностороннему развитию детей. Однако без специальной организации необходимых педагогических условий, развивающей среды, обеспечивающей развитие детской деятельности и сторон личности, овладение этим видом деятельности происходит недостаточно. Именно в этом вопросе огромную помощь может оказать фольклор и метод фольклорного творчества, в которых содержится богатый идейно-художественный потенциал для нравственного и эстетического воспитания детей.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме; задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь через формирование в ней чувства прекрасного. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным - народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей массового музыкального образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не могут полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую на наш взгляд следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Чтобы защитить ребёнка от вредных влияний потока массовой музыкальной культуры, необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. В этом случае ребёнок может интуитивно точно оценить самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Именно поэтому в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

По мнению исследователя и педагога Е.П.Кашиной, только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры и т.д.) (80,с. 113).

Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются первые шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально-воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев, достигая при этом хороших результатов (А.И.Ксензовская, В.Я.Дьякова, Н.П.Цирькова, Н.А.Томилина, Е.Н.Сорокина, Е.В.Тараскина, И.А.Шарковская, М.В.Хазова, А.А.Матяшина и др.). Опираясь на методические разработки, собственные знания педагоги-практики предлагают свои, оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приёмы обучения исполнения народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определённые трудности, в основном организационного порядка. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах "дошкольное воспитание", "Живая старина", в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания МИПКРО (Л.А.Павлова, М.Ю.Новицкая, Е.А.Соловьёва, Г\А.Остроух, Е.Г.Боронина и др.). Большинство этих программ заслуживает пристального внимания, так как они являются результатом длительного опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обрядами, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец, как один из видов музыкального искусства, на наш взгляд, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребёнка, нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее изучена и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду, что дало бы возможность использовать новые методы и приёмы, формы воспитания и обучения в музыкально-эстетической работе с детьми.

Все выше сказанное определило цель нашего исследования: разработка и теоретическое обоснование системы специальных занятий, направленных на музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста, методической основой которых является фольклор.

Объектом исследования является музыкально-эстетическое воспитание ребенка-дошкольника средствами фольклора.

Предмет исследования: формирование у старших дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального фольклора).

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эффективность музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста может быть существенно повышена при следующих педагогических условиях: включении ребенка-дошкольника в самобытную художественную систему народной культуры не только в качестве зрителей и слушателей, а в качестве участников художественного творчества, основой которого являются формы активного взаимодействия детей, педагогов и родителей, направленные на максимальное развитие у детей эстетического сознания и раскрепощенности; взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движений); использование метода фольклорного творчества, который предполагает:

1. Активное сотворчество педагога и ребенка;

2. Деятельное освоение материала через проживание его в зависимости от конкретных условий в виде реальных, личностно важных для детей ситуаций и событий;

3. Общение особого духовного тира, которое складывается в результате деятельности - условно-игровой форме, характерной для народного творчества.

- изучить и охарактеризовать современное состояние проблемы музыкально-ритмического воспитания дошкольников в педагогической теории и практике;

- выявить возможности фольклора в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников с точки зрения взаимосвязи поэтического слова, народной музыки, танца;

- разработать и экспериментально проверить эффективность системы занятий на фольклорном материале, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмических движений средствами народного искусства при взаимосвязи между различными видами фольклора и разными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Методологической основой исследования являются ведущие идеи и положения философии, искусствознания, эстетики, педагогики об искусстве как художественной форме отражения явлений окружающей действительности; ведущие концепции о гуманизации учебно-воспитательного процесса; о роли народного искусства в эстетическом воспитании ребёнка дошкольного возраста и формировании его художественно-творческих способностей.

Теоретическим фундаментом исследования являются труды в области общей и специальной педагогики и психологии по обоснованию использования искусства в эстетическом воспитании детей Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, Т.С.Комаровой, И.Е.Игнатьева, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и др.;

- по вопросам фольклористики, осмыслении роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании труды ученых, ведущих специалистов в области народного искусства Ю.Г.Круглова, В.Е.Гусева, Г.С. Виноградова, О.И.Капицы, Е.Э.Линевой, Е.В.Гиппиус, А.В.Бакушинского, Б.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, М.Ю.Новицкой, Т.Я.Шпикаловой;

- по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста средствами различных видов искусства Ю.Б.Алиева,

В.С.кузина, Б.Т.Лихачева, Т.С.Комаровой, Т.Н.Дороновой, Т.Я.Шпикаловой Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Г.П.Новиковой, М.Н.Братухиной;

- по эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства послужили труды таких педагогов и ученых, как Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Рапацкой, О.П.Радыновой, Е.А.Дубровской, Н.А.Ветлугиной, И.А.Дзержинской, Л.Н.Комиссаровой;

- по вопросам ритма и музыкально-ритмического воспитания труды отечественных ученых, педагогов-исследователей Н.Г.Александровой, М.А.Румер, Б.М.Теплова, А.В.Кенеман, А.Л.Готсдинера, М.А.Павловой, Н.А.Рычковой, С.В.Акишева, К.В.Тарасовой, Е.В.Горшковой, С.И.Букатиной; зарубежных авторов К.Орфа, Ж.Далькроза, З.Кодаи, Б.Тричкова, А.Арисменди.

При решении поставленных задач использовался широкий арсенал методов: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта работы с детьми по использованию в их эстетическом воспитании различных видов народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального); наблюдения за деятельностью детей и педагогов; срезовые обследования на различных этапах исследования, анкетирование. Ведущим методом нашего исследования явилась опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая в себя разработку содержания и системы использования фольклорного материала в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

База исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе яслей-садов № № 1330, 756, 780 г. Москвы. В эксперименте приняло участие 95 детей 5-6 годов жизни. Формирующий , контрольный эксперименты проведены в яслях-саду № 780 Восточного округа г. Москвы. Ими было охвачено 25 детей 6-го и 7-го годов жизни (старшая и подготовительная к школе группы).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1992-1994г.г.) - подготовительный. Включал анализ и оценку современного состояния проблемы исследования в теории и практике дошкольного воспитания; поиск новейших технологий в области музыкально-ритмического развития ребенка-дошкольника.

Второй этап (1994-1996г. г.) - был посвящен изучению философской, искусствоведческой, психологической, музыкально-педагогической литературы. Формулировались цель, задачи, общая гипотеза исследования. Разрабатывалась методика экспериментальной работы с детьми - определялись диагностические задания, выявляющие уровень музыкально-ритмического развития старших дошкольников; отбирался и систематизировался фольклорный, поэтический, музыкальный и хореографический материал.

Третий этап (1996-1999г.г.) - был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы, которая состояла в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Четвертый этап (1999 - 2000г.г.) - включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследования, обработку, систематизацию и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- обоснована сущность и выделены основные компоненты процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной хореографией в системе самобытной народной художественной культуры (знакомство с аутентичными (подлинными) образцами народной хореографии; изучение народных танцев, специально переработанных для детей; постановка танцев, созданных на основе народных образцов; постижение детьми народных праздников, традиций и обрядов в комплексе хореографической подготовки);

- выявлена специфика образно-эмоционального воздействия на дошкольников народного искусства в единстве поэтического слова, музыки и танца;

- определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у детей старшего возраста музыкально-ритмических движений средствами народного искусства.

Практическая значимость состоит в разработке системы использования фольклорного материала в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников; создании программы музыкально-ритмической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы как в специальных так и нормативных курсах по теории и методике музыкального воспитания детей в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, педагогов дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтический, музыкальный и танцевальный фольклор во взаимосвязи является одним из эффективных средств формирования выразительности музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

2. Процесс приобщения дошкольников к фольклору, включающий: формирование предпосылок музыкального (художественного) вкуса; обогащение эмоциональной сферы ребёнка произведениями фольклора (поэтического, музыкального, танцевального); стимулирование художественно-творческих проявлений, качественно улучшают музыкально-двигательное развитие детей.

3. Обучение детей народным танцам есть необходимое условие формирования музыкально-двигательного творчества.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования, подтверждается математической обработкой, сочетанием качественных и количественных показателей при изучении предмета, глубоким их анализом.

Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета; докладывались на научно-практических конференциях в г.Москве и С-Петербурге (1994г.), научно-практической конференции "Культура - искусство - образование Москвы: теория и современность (г.Москва, 1997г.). Основные положения диссертационного исследования использовались при чтении лекций в курсе "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста"; проведении спецкурса "Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников" для студентов факультета дошкольного воспитания МГОПУ (1996-1997гг.); в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов среднего профессионального звена по специальности № 0310 "Музыкальное образование" на базе Московского музыкально-педагогического колледжа, готовящего музыкальных руководителей для дошкольных образовательных учреждений и учителей музыки общеобразовательных школ (1997-2000гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографии (235 наименований), 10 приложений, в которых содержится поэтический, хореографический и фото - иллюстративный материал. Общий объем диссертации составляет 236 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

выводы

1. В исследовании показаны возможности трех видов фольклора в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников, как ведущего средства формирования музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста.

2. Проведенное исследование подтвердило эффективность предложенной системы обучения на основе фольклорного материала для музыкально-ритмической деятельности, которая включает: музыкальный репертуар, основанный на народной музыке и ее творческой обработке композиторами; систему обучения различным видам движений под тексты народных потешек; систему поэтапного освоения танцевальных элементов детьми 5-7 лет; обучение исполнению народных танцев (русских, украинских, белорусских); систему творческих игр и упражнений;

- комплекс методов и приемов, подобранных в соответствии со спецификой усвоения фольклорного материала детьми старшего дошкольного возраста.

Исследованием установлена доступность возрастному уровню развития старших дошкольников (5-7 лет) отобранный фольклорный материал.

3. Анализ результатов исследования подтвердил предположение о том, что качество музыкально-ритмического развития детей старшего дошкольного возраста может быть существенно повышено при соблюдении следующих педагогических условий: включении детей в самобытную художественную систему народной культуры; взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движения); ' применения метода фольклорного творчества.

4. Взятые за основу и примененные в формирующем обучении три направления в развитии музыкально-ритмических движений (обучение «музыкальному движению»; танцевальным элементам и приемам выразительного исполнения хореографических композиций; танцевально-игровому творчеству) оказались весьма целесообразными и педагогически оправданными.

5. Результаты проведенного исследования показали, что наибольшая эффективность формирования у старших дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства достигается лишь при условии установления взаимосвязи между комплексом методических приемов и различными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

6. Кроме решения поставленных задач исследованием было обнаружено, что музыкально-ритмическая деятельность обогащает эмоциональный опыт общения детей друг с другом, способствует развитию психических процессов (восприятия, образного и ассоциативного мышления, воображения, памяти), становится средством личностной коррекции, воспитывает положительные качества личности.

7. В дальнейших исследованиях может быть определен объем работы по приобщению к народному искусству детей разных возрастов, необходимый для полноценного эмоционального и художественного развития ребенка. Проведенное исследование позволит разработать и сформулировать в дальнейшем рекомендации по ознакомлению детей с фольклором (во взаимосвязи поэтического слова, музыки и движения), а так же использованию наиболее эффективных методов и приемов, способствующих этому процессу.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Антонова, Татьяна Викторовна, Москва

1. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами народного творчества // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 21 с.

2. Акбарова Р.Т. Творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности детей 6 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

3. Акишев С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

4. Александрова Н. Г. О ритмическом воспитании.- М.: муз. отд. НКП, 1920.- 7 с.

5. Алексеев М. А. и др. О механизмах координации ритмических движений // Вопросы психологии, 1965. № 5. - С. 82-97.

6. Ананьев Б. П. Теория ощущений. Л.: изд-во ЛГУ, 1961. - С. 456-457.

7. Аникин В. П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л: Просвещение, 1987. - 479 с.

8. Андреева М.П., Конорова Е. В. Первые шаги в музыке / Под ред. Т. М. Сергеевой. М,: Сов. композитор, 1991. - 151 с.

9. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: изд-во АПН РСФСР, 1948.- 147 с.

10. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп. / Общ. ред. М. Шуаре. М.: Прогресс, 1989.- 176 с.

11. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. Часть первая: Учебное пособие для студентов 3-его и 4-ого курсов вечернего и заочного отделений музыкально-педагогического факультета. М.: МГЗПИ, 1989, 76 с.

12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки // Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1986.

13. Баешу Н. М. Воспитательное значение детского фольклора / Под ред. И. Д. Чо-бану. Кишинев: Штинница, 1980 - 76 с.

14. Баренбойм Л. А. О музыкальном воспитании в Венгрии, М., 1983. - С. 19 .

15. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977- 287 е.: ил.

16. Белоусов А. Ф. Детский фольклор. Лекции для студентов-заочников. Таллин, 1989.- 38 с.

17. Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. М.: Музыка, 1974.

18. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1983 - 208 с.

19. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984 - 288 с.

20. Березова Г. А. Хореографическая работа с дошкольниками. 2. Вид. - Киев.: Муз. Украина, 1989. - 208 с.

21. Беркман Т. J1. О методах формирования музыкально-слуховых представлений -В кн. Развитие художественных способностей / Под ред. Н. П. Сакулиной, М,: изд-во АН РСФСР, 1959. - Вып. 100. - С. 326-327.

22. Берштейн Н. А. Построение движений. М.: Медгиз, 1947.

23. Берштейн Н, А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966.

24. Бехтерев В. М. Основы учения о функциях мозга. Спб., 1905-1907.

25. Билибин И. Я. Несколько слов о русской одежде в XVI XVII вв. // Старые годы. - 1909. - № 7.

26. Богаткова J1, Н.Танцы разных народов. М.:Молодая гвардия,1958. - 179 с.

27. Бондаренко JI. А. Ритмика и танец в 1-4 классах начальной школы. Киев.: Муз. Украина, 1989. - 232 с.

28. Борев Ю. Б. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 339 е.: ил.

29. Брюзгина В. В.И. Даль детям. Уроки нравственности и доброты // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С. 65-76.

30. Букатина С. И. Музыкально- ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 18 с.

31. Бырченко Т. В., Франио Г. С. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Под ред. Т . Сергеевой, М.: Сов. композитор, 1991. - 200 с.

32. Бюнинг Э. Ритмы физиологических процессов. М.: Мир, 1961. - С.184

33. Бюхер К. Работа и ритм:Пер. с нем. М.: Новая Москва, 1923. - 326 е.: ил.

34. Василенко С. Десять русских народных песен. М.: Музыка, 1986. - 52 с.

35. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1962.-390 с.

36. Верховинец В. М. Теория украинского народного танца. Киев.: Муз. Украина, 1990. - 150 с.

37. Венгер JI. А. Педагогика способностей. М: Знание, 1973. - 96 с.

38. Ветлугина II. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. - 248 с.

39. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка // Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1967. - 46 с.

40. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.415 с.

41. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М„ 1980. - С. 229-243.

42. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240 е.: нот.

43. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду (учебное пособие для пединститутов). М,: просвещение, 1983. - 255 с.

44. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

45. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн. I. Иркутск, 1930. - 231 с.

46. Виноградов Г.С. Детский народный календарь // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1924. Вып. 4. - С. 56-57.

47. Владимиров В. Н. Беседы о музыке. Калинин.: кн. изд-во, 1961. - 108 с.

48. Владыкина-Бачинская Н. М. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М,: Музыка, 1958.

49. Волкова Е. В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы). В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. -С.73-85.

50. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары, кн. изд-во, 1974. - 376 с.

51. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. М.: изд-во Артист. Режиссер Театр, 1992. - 299 е.: ил,

52. Воспитание музыкой: из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И В. Пирогова. -М.: Просвещение, 1991. 205 с.

53. Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд-е. -М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

54. Гальперин П. Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типаориентировки в задании. М., 1958.

55. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др. / Под ред. Л. А. Венгера. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976. - 256 с.

56. Гилярова Н. Н. Детский фольклор Рязанской области / Обл. науч.-метод. Центр нар. творчества. Рязань, 1992. - 119 с.: нот.

57. Гогоберидзе А. Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992 - 15 с.

58. Гоголь Н. В. Собр. Соч. в 7-ми т. М., 1978, т. 6. - С. 178-179.

59. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. - 368 с.

60. Горький А. М. Человек, уши которого закрыты ватой. Собр. соч., т. 25. М., 1953.-С. 113

61. Гостдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: изд-во АПН Моск. Гум. Актерский лицей, 1993. - 190 с.

62. Гостдинер А. Л. О методике исследования процесса восприятия музыки на основе записи и анализа электроэнцефалограммы / Программа докладов. Л.: изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. - С. 15 -17.

63. Гостдинер А. Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.: 1981.-С. 41-57.

64. Горшкова Е. В. О соотношении обучения и творчества дошкольников в музыкальном движении // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. -М., 1987. С. 51-55.

65. Горшкова Е. В. О некоторых условиях формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы. Ч. I. М„ 1988. - С. 306-308.

66. Горшкова Е. В. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1989. 16 c.

67. Горшкова E. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству, М.: НПО Психотехника, 1993. - 203 с.

68. Горшкова Е. В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под ред. Л. А. Венгера. М.: Интор, 1996. - С. 117-127.

69. Гринер В. А. Логопедическая Ритмика для дошкольников. М., Учпедгиз, 1951.-С. 10

70. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991 - 446 с.

71. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.

72. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства // -Пг.: Театр и искусство, 1906.

73. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. Т. У. М., 1953.

74. Движение и музыка. Игры, пляски, хороводы для детского сада. М,: Музыка, 1966.- 120 с.

75. Детский танец в системе воспитания и образования: Методические рекменда-ции для студентов ФДВ и ФНК / Сост. А. С. Фомин. Новосибирск,!989.-135 с.

76. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М„ 1962. - 21 с.

77. Дзержинская И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников. В кн.: Развитие художественных способностей / Под. Ред. Н. П. Сакулиной. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. - Вып. 100. - С. 178 .

78. Дошкольная педагогика (учебное пособие для студентов пед. институтов). В 2-х ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. -270 с.

79. Древнерусская притча / Сост. Н. И. Прокофьева, Л. И. Алехина. М.: Сов. Россия, 1991. - 528 е.: ил.

80. Дубровская Е. А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов // Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1988. -21 с.

81. Евстартова Н. А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду И Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.,1997.- 21 с.

82. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. Г. Науменко. Вып. 4. - М.: Сов. композитор, 1986. - 104 с.

83. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М.: изд-во АПН РСФСР, 1969. - 26 с,

84. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 430 е.: ил, нот.

85. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. - 224 е., рис., 24 л. ил.

86. Зеленцовский И. И. Детский фольклор и календарная песня, Белград.: Народное стваралашество. Folklor, 1973. - С, 35-41.

87. Зимина А. Н. Музыкально- ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1964. - 19 с.

88. Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение, 1971. - 86 с,: ил., нот.

89. Зинич Р. Т. Развитие музыкально-ритмического слуха и певческого голоса у нечисто поющих дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1968. - 19 с.

90. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. 207 с.

91. Исаковский М. В. О поэтическом мастерстве. М., 1952. - С. 10 .

92. История философии и культура / В. С. Горский, Ю. В. Кушаков, В. Ферстер и др. Киев, Наукова думка, 1991. - 288 с.

93. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Карапуз, 1997. - 288 с.

94. Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР: Фотоальбом. -М.: Планета, 1990. 224 е.: ил.

95. Капица О. И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. -Л.: Прибой, 1928.-С. 5-9.

96. Каргин А. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. - 143 с.

97. Катинене А. И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1974. - 24 с.

98. Кенеман А. В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду // Автореф. дис. канд. гтед. наук. М.,1955. - 21 с.

99. Климов А. А. Основы русского народного танца. В кн.: Народное художественное творчество. - М,: музыка, 1990. - 142 с.

100. Ю1.Колесницкая И. М. О некоторых древнейших формах народных песен. В кн.: Русский фольклор. JL: 1971. - С. 25-36.

101. Комиссарова Jl. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 21 с.

102. ЮЗ.Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М.: Alma mater, 1994. - 32 с.104,Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблема развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1998. - №10. - С. 65-67.

103. Конорова Е. В. Ритмика в театральной школе. М.: Искусство. МСК, 1947.

104. Юб.Конорова Е. В. Ритмика как лечебный фактор в работе с нервнобольнымидетьми. В сб.: Проблемы клиники и терапии психических заболеваний / Под ред. И. И. Кожновича. - М.,1949. - С, 52-54.

105. Конорова Е. В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.: изд-во АПН РСФСР, 1953. - 60 с.

106. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. -М.: изд-во иностр. и нац. Словарей, 1952. 488 с.

107. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова, -М.: Просвещение, 1983. 233 с.

108. Корой Е. Ф. Вариантность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук.-м., 1988.- 16 с.

109. ПЗ.Корчаловская Н. В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М„ 1987.-25 с.

110. Колесов М. С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества. JI.:

111. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые неснн (учебное пособие для пед. ин-тов). -2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1989. - 320 с.

112. И 6.Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Пролетарий, 1990.146 с.

113. Кузьмин Б Е. Становление музыкальности у одаренных школьников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 26 с.

114. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1989.-208 с.

115. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып.1. - 1904.

116. Липский В.Н.Эстетическая культура и личность. М.:3нание,1987. - 128 с.

117. Литвин Э. С. К вопросу о детском фольклоре. В кн.: Русский фольклор (материалы исследования). - М.-Л.: 1958, т.З. - С. 92-102.

118. Лифиц И. В. Ритмика: В 2-х ч. 4.1.: Методическое пособие для преподавателей / Под ред. Т. В. Челышевой. М.: 1992. - 210 с.

119. Лифиц И. В. Ритмика: В 2-х ч. Ч.П.: Методическое пособие для студентов пед. училищ и учителей общеобразовательных школ / Под ред. Т. В. Челышевой. -М.: 1992. -105 с.

120. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.

121. Лосев А.Ф.и культура XX века: Лосевские чтения. М,:Наука,1991. -221 с.

122. Луговская А. Е. Ритмические упражнения, игры и пляски / Под ред. Т.Дормидонтовой. М.: Сов. композитор, 1991. - 110 с.

123. Лурия А. Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. -1957. -№2.-С. 47-51.

124. Лядов А. К. Детские песни на народные слова. М.: Композитор, 1994. - 32 с.

125. Мамонтова М. Детские песни на русские и малороссийские напевы. М.: 1872.- 127 с.

126. Маслов А. Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913. - С. 18-49.

127. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. - 86 с.

128. Мейлах Б. С. Ритм действительности и искусства // Наука и жизнь. 1970. -№12 . - С. 81-87.

129. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск.: кн. изд-во, 1970. -218 с.

130. Мельников М. Н. К вопросу об эстетике детского фольклора. В кн.: Эстетические особенности фольклора. - Улан-Удэ.: кн. изд-во, 1969. - С. 152-165.

131. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. В кн.: Сибирский фольклор. - Новосибирск.: кн. изд-во, 1971. - Вып. 2. - С. 78-99.

132. Меркель-Бутом С., Шапиро Ф. Музыкальные игры. Д.: Музгиз, - 1937. - 48 с.

133. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлуги-ной. М.: Просвещение, 1989. - 272 с.

134. Метлов Н. А., Михайлова JI. Н. Музыкальные игры для дошкольников. М.,1941.

135. Метлов Н. А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985. - С. 60-75. НО.Миропольский С. Народная песня в воспитании // Беседа. - 1872. - №10. - С.273.274; 278-279.

136. Моисеев И. А. Я вспоминаю. Гастроль длиною в жизнь. М.: Согласие, 1996.224 с.

137. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество, детство / Под ред. В. П. Аникина, В. Е. Гусева, Н. И. Толстого. М.: Художественная литература, 1991. - Вып.1. - 590 с.

138. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду / Сост. Каява Е. Е., Кондрашова Л. Н., Руднева С. Д. М.: Учпедгиз, 1957. - 174 с.

139. Музыкальные игры и пляски в детском саду / Сост. Н. А. Ветлугина. М.: Мин. прос. РСФСР, 1956. - 263 с.

140. My зыка и хореография современного балета. Л: Музыка. - Вып. 5. - 1987.248 с.

141. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада / Сост. Е. П. Раевская и др. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-222 с.

142. Музыкальный фольклор и дети: Науч.-метод. Пособие / Сост. И общ. ред. Л. В. Шаминой. М., 1992. - 100 с.

143. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин, Л. Школьников. М.: Сов. композитор, 1979. - 128 с.

144. Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца / Сост. Э. Крупкина, И. Воронина. М.: Музыка, 1980. - 127 с.

145. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособие для воспитателя и муз. руководителя / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

146. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

147. Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений и гимназий, руководителей студий) / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 1996. - 144 с.

148. Новикова Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 20 с.

149. Новицкая М. Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры) // Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.,1985. - 20с.

150. Новицкая М. Ю. Ритм как ведущая эстетическая категория русского детского фольклора. М,, 1984. - 18 с.

151. Новицкая М. Ю. Программа Мир народной культуры в начальной школе // Живая старина. 1994. - №2. - С 55-57.

152. Остроух Г. А. Программа Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей // Дошкольное воспитание. 1994. - № 9, 10. - С. 123-127; 122-124.

153. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. М.:Легпромбытиздат, 1994. - 272 е.: ил.

154. Палавандишвили М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет (на занятиях по ритмике в детском саду) // Автореф. дис каид.пед.наук. -М., 1973. 20 с.

155. Пасютинская В. М.Волшебный мир танца. М.:Просвещение.1985. -223 с.

156. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6-19 мая 1919 г.: Документы и материалы: В 2-х кн., 3-х ч. М., 1992. - 400 с.

157. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: 1955. - Вып.1.193 с.

158. Попов В. С. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1985. - 80 с:нот.

159. Поэзия крестьянских праздников / Сост. И. И. Зеленцовский // Общ. ред. В. Г. Базанова. Л.: Сов. писатель, 1970. - 636 с.

160. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А.Васильева. -М.: Просвещение, 1985. 174 с.

161. Психология детей дошкольного возраста. Развитие позновательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.:Просвещение,1964. - 160 с.

162. Радынова О.П. Авторская программа музыкального развития дошкольников "Музыкальные шедевры". М., 1997. - 17 с.

163. Резникова 3. П. Танцуем и играем. М.: Сов. Россия, 1965. - 152 с.

164. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1989. - 175 е.: ил.

165. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

166. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1990. - 224 с.

167. Руководство для воспитателей детского сада. М.:Учпедгиз,1945. - 167 с.

168. Румер М. А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. М.: Отд. О. П. У. Главсоцвоса, 1926. - 38 с.

169. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. - 536 с.

170. Русские народные песни / Под ред. В.В. Варгановой. -М.: Правда, 1988.- 574 с.

171. Русские пляски для детей. Сб. статей. М.: изд-во АПН РСФСР, 1953. - 160 е.:нот.

172. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области / нижегородский дом фольклора // Подг. Jl. Н. Мечева, Н. Д. Бордюг. Н. Новгород, 1992. - 23 с.

173. Русская народная песня. Антология / Сост. С. Браз. М.: Композитор, 1993.125 с.

174. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста / Сост. Т. Белонеко, В. Литвинова. 5-е изд. - Л.: Музыка, 1990. - 80 с.

175. Русский народный костюм / Сост. Л. Ефимова. М.: Сов. Россия, 1989. - 312е.: ил.

176. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

177. Салимханова X. И. Влияние образцов устного народного творчества на формирование нравственных качеств дошкольников // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.-26 с.

178. Салямон Л. С. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: 1962. - С. 316-317.

179. Сипинев Ю. А., Сипинева И. А. Русская культура и словесность // Кн. I: Учебно-методическое, литературоведческое и культурологическое пособие. С.-Петербург.: изд-во Сайма, 1993. - 399 с.

180. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлуги-ной. М.: АПН РСФСР, 1962. - 369 с.

181. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Ба-ренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 159 с.

182. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера. М.:Просвещение, 1986. - 190 с.

183. Соснина В. Ю. , Фабиан Э. М. Ритмическая гимнастика. Киев.: Радяньска школа, 1990. - 225 с.

184. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. тр. Вып. 2: В 2-х ч. Ч. I. М.: Гос. центр русского фольклора, 1993. - 172 с.

185. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. - 200 с.

186. Спутник учителя музыки / С. С. Балашов , В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др. // Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 е.: ил.

187. Сто песен народов СССР. Для детей младшего школьного возраста / Сост. JI. Куприянова. 2-е изд. - М.: Музыка, 1990. - 80 с.

188. Танец и ритмика в начальной школе: Методическое пособие / Под ред. Е. В. Коноровой. М.: Музгиз, 1960. - 97 с.

189. Таранова Т. Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992- 17 с.

190. Тарасова К. В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976. - С. 19-67.

191. Тарасова К. В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. 1984. - № 11. - С. 27-33.

192. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: 1988. - 176 с.

193. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.; изд-во АПН РСФСР, 1947.-335 е.: нот.

194. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1985. - 328 е.:нот.

195. Толстой Л. Н. Собр. Соч., Т. X. М.: 1963. - 537 с.

196. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. - 80 с.

197. Устинова Т. А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976. - 152 с.

198. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.592 с.

199. Учитель // С.-Петербург, 1882. № 11, 12. - С. 467.

200. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: 1968. - 130 с.

201. Ушинский К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?//Дошкольное воспитание. 1993. - № 12. - С. 58-61.

202. Федяевская В. М. Что в книжке возбуждает смех детей. М. - Л.: кн. изд-во, 1928.-28 с.

203. Франио Г. С., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1987. - 119 е.: нот.

204. Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей (учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста) / Под ред. Г. Н. Нугер.

205. М.: Сов. композитор, 1989. 104 с.

206. Франио Г. С. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ искусств. М.: 1993. - 36 е.: нот.

207. Харчевникова Е. В. Формирование интереса к русской народной песне у детей 4-6 лет на занятиях по постановке голоса // Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1996. -19 с.

208. Холопова В. Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении. -В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. - С. 229 -238.

209. Хрестоматия русского народного танца / Сост. J1.E. Кальвэ. М.: Музыка. -1977. - 112 е.: нот.

210. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов /Сост. J1. Меканина. 3-е изд. - М.: Музыка, 1991. - 111 с.

211. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. - 175 е.: нот.

212. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1972. - 287 с.

213. Челышева Т. В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов Музыки в условиях педагогических училищ // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991. -19 с.

214. Черняков И. Эстетика игры и художественное творчество. М.: изд-во ТЕК LTD, 1993.- 122 с.

215. Чичерина Н. А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.

216. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959. - 347 с.

217. Шахназарова Н. Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987. - 93 с.

218. Шацкая В. Н. Музыка в детском саду. М.: 1923.

219. Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - M.-J1.: 1948. - С. 97-100.

220. Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985. - 416 с.

221. Школьное пение. Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску учебно музыкальной хрестоматии А.И.Богородицкого / Сост.Н. Малинин. М.: 1875. - С.46.

222. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

223. Эстетика: Словарь / Под Ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.- 447 с.

224. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. Просвещение, 1978. - 207 е.: ил.

225. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание. - 48 с.