автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов
- Автор научной работы
- Крупина, Ольга Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов"
На правах рукописи
КРУПИНА Ольга Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ)
13.00.02-теория п методика обучения и поспитаная (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
5 ДЕК 2013
Москва-2013
005542166
005542166
Работа выполнена на кафедре хорового дирижирования исполнительского факультета ГОБУ ВПО «Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке»
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор Хазанов Павел Абрамович
Официальные оппоненты:
Бодина Елена Андреевна, доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», музыкально-педагогический факультет, кафедра истории и теории музыки и музыкального образования, заведующая кафедрой
Судакова Наталия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент НОУ ВПО «Институт международной торговли и права», советник при ректорате, кафедра гуманитарных дисциплин, доцент кафедры
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных».
Защита состоится « 26 » декабря 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.13 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 115172, Москва, Новоспасский переулок, 3, строение 3
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, ц. 1, МИГУ
Автореферат разослан « » nos: зря 2013 года
/
Юдин Алексей Петрович
И.о. ученого секретаря диссертационного совета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы исследования
XX век, несмотря на свою противоречивость, выразившуюся в двойственности влияния на индивида колоссальных преобразований и масштабных изменений в различных областях общественно-политической, экономической, социокультурной жизни страны, в то же время открыл широкие возможности для реализации личностного потенциала во многих его проявлениях. Поэтому основным направлением развития образования нашего времени стала концепция обучения человека в течение всей его сознательной жизни, отразившаяся в развитии андрагогики, теории обучения взрослых1. Одним из ключевых мотивационных факторов процесса непрерывного образования является стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в различных сферах жизнедеятельности. Все острее ощущается необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность.
Наиболее ярко этот процесс заметен в сфере культуры и искусства, что проявляется в возрождении в стране традиций, прерванных в первой половине XX века.
Актуализация ценностных ориентаций, передаваемых из поколения в поколение, способствует формированию в сознании гражданина различных аспектов духовной культуры, которая проявляется в уважении к своим национальным корням. Вместе с тем, воспитание, построенное на этнокультурной основе, служит универсальным средством приобщения и к мировой культуре.
Одной из традиций, отразившей в своем историческом развитии вехи становления национальной культуры, для России является хоровое пение, накопившее богатейший самобытный опыт хорового творчества и исполнительства. Приобщение взрослых любителей пения к хоровому исполнительству позволяет, с одной стороны, соприкоснуться с этой культурой, а с другой, реализовать потребность в самоактуализации в области музыкального искусства.
Любительские вокально-хоровые коллективы сегодня являются одной из возможностей для реализации творческого потенциала человека, его саморазвития, осознания своего «я» в окружающем мире. Участники таких хоровых коллективов (в дальнейшем - хористы), как правило, не имеют начальной подготовки, не обладают достаточными музыкальными данными, у многих из числа начинающих обучение пению взрослых людей отсутствует элементарная координация слуха и голоса, другими словами, способность звуковысотного интонирования. Кроме того, участники любительских
1 По мнению КукуеваА. И., «андрагогика», являясь развивающимся понятием, находится в
предметном поле педагогики и определяется им как отрасль педагогической науки. См. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук, Ростов-на-Дону, 2010).
коллективов принадлежат к разным возрастным группам, обладают различными музыкальными вкусами и предпочтениями. В таких условиях для создания полноценного хорового коллектива требуется подготовительное звено, которым, по мнению автора работы, является вокальный ансамбль. Именно в условиях небольшого вокального ансамбля осуществляется формирование певческих умений и навыков у взрослых участников таких коллективов. Понятие «певческие» в рамках данного исследования применяется автором для обозначения специфики навыков и умений пения в любительских коллективах, в отличие от профессионально выработанных вокально-хоровых умений и навыков. Поскольку вокальный ансамбль рассматривается здесь как подготовительная форма любительского хора, в работе фигурируют такие понятия как: «вокально-хоровой коллектив», «вокально-хоровые умения и навыки» и т.п.
В арсенале хормейстеров имеются пособия, касающиеся технологической стороны процесса обучения пению в самодеятельных коллективах, относящиеся преимущественно к 40-90-м годам XX века. В то же время современных работ, посвященных комплексному подходу к проблеме формирования и совершенствования умений и навыков у взрослых на начальном этапе, недостаточно. Более того, психолого-педагогическим аспектам процесса формирования умений и навыков, проблеме дифференцированного подхода к хористам, не уделено должного внимания.
Хормейстерам необходимы современные профессиональные методики, отражающие в полной мере специфику работы с хористами на начальном этапе обучения, учитывающие все особенности любительских коллективов.
Цель настоящего исследования - выявить психолого-педагогические условия формирования и совершенствования певческих умений и навыков у взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов на начальном этапе обучения.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в любительских вокально-хоровых коллективах.
Предмет исследования - формирование певческих умений и навыков на начальном этапе обучения.
Объект, предмет и цели диссертационного исследования определили следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить специфику понятия «любительский вокально-хоровой коллектив» как базы формирования умений и навыков у взрослых хористов на начальном этапе обучения;
- уточнить содержание понятия «вокально-хоровые (певческие) умения и навыки», выявить и обосновать его структуру;
- определить психолого-педагогические условия, необходимые для формирования и совершенствования певческих навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов на начальном этапе обучения;
- теоретически разработать и экспериментально проверить модель формирования певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов и выработать соответствующие методические рекомендации для руководителей любительских вокально-хоровых студий;
Гипотеза исследования: процесс формирования и совершенствования певческих умений и навыков у взрослых участников любительских хоровых коллективов на начальном этапе обучения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
решении проблемы творческого взаимодействия для всех участников репетиционного процесса на основе применения метода «гибких решений» - выбора того или иного хорового упражнения в зависимости от условий репетиции и состава участников; методов тренинга и дискуссии;
обеспечении дифференцированного подхода к начинающим хористам различного возраста и музыкальных способностей;
применении специфических методов, выработанных на базе методов, основанных на «глиссандировании» голосом (Д. Огородное и
B.Емельянов), на свободном и естественном пении («пение в речевой позиции» С. Риггса), применительно к особым условиям и требованиям работы в любительских вокально-хоровых коллективах, детерминированных природой и особыми свойствами данного вида деятельности. При этом решение «технологических» задач не должно заслонять от педагога первостепенной - формирования у обучаемых стойкого интереса к вокально-хоровому искусству;
формировании умений и навыков в условиях небольшого вокально-хорового коллектива (ансамбля), как обязательной переходной формы к любительскому хору;
синтеза традиционных способов обучения пению и методов обучения взрослых, среди которых центральным может быть назван «метод анализ опыта», позволяющий взрослым обучающимся овладевать новым знанием как новым образовательным опытом путем активизации преподавателем-андрагогом их личного опыта с помощью системы специальных способов и приемов организации учебной работы, присущих интерактивному обучению".
Методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические и методологические положения, освещающие проблемы обучения взрослых, утвердившиеся в современной отечественной системе андрагогики (О. В. Агапова, Л. Л. Бочкарев,
C. И. Змеев, А. И. Кукуев, Т. С. Панина и другие);
- педагогические подходы, отражающие основные направления теоретической и практической деятельности ряда ведущих российских специалистов в области музыки (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова,
1 Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. //Автореферат дисс. на соискание ученой
степени доктора пед. наук., - Ростов-на-Дону, 2010, с.42.
A. С. Базиков, Д. Б. Кабалевский. Б. Д. Критский, А. Н. Малюков, Е. В. Николаева, Г. П. Стулова, П. А. Хазанов, Г. М. Цыпин и другие);
- фундаментальные исследования истории вокально-хорового исполнительства в России (в т.ч. любительского), рассматривающие его эволюцию, возникновение методики обучения в данной сфере (В. П. Ильин, А. А. Наумов, К. Ф. Никольская-Береговская, С. В. Попов, М. П. Рахманова, А. В. Свешников, Л. В. Шамина и другие);
- традиционные подходы ведущих представителей хорового искусства, освещающие вопросы формирования вокально-хоровых умений и навыков (И. Г. Агафонников, Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров,
B. Л. Живов, В. П. Мухин, С. В. Попов, В. Г. Соколов, В. О. Семенюк, Б. Г. Тевлин, П. Г. Чесноков и другие);
Теоретическая и историческая достоверность исследования обусловлена: опорой на фундаментальные теоретические положения общей и музыкальной педагогики; изучением истории, теории, практики вокально-хорового искусства; использованием комплекса методов эмпирического и логико-теоретического уровня; свидетельствованиями непосредственных участников становления и развития системы музыкального образования в сфере хорового и ансамблевого исполнительства, зафиксированными автором исследования в личных беседах с выдающимися представителями этого жанра.
Методы исследования:
- изучение научно-литературных источников, имеющих отношение к проблематике исследования (педагогика, андрагогика, психология, хороведение и др.);
- анализ передового музыкально-педагогического опыта, способствующего выработке необходимых ориентиров при формировании умений и навыков у начинающих обучение взрослых;
- обобщение личного педагогического опыта автора настоящего исследования.
Широко применялись также методы эмпирического уровня: беседы, педагогические интервью, наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент.
На защиту выносятся следующие положения:
- Любительские вокально-хоровые коллективы, определяемые как относительно стабильная группа лиц без специального музыкального образования, желающая приобрести вокально-хоровые знания, умения и навыки, в которых решены, в первую очередь, проблемы творческого взаимодействия хористов и хормейстера, сегодня способны послужить одной из возможностей для реализации творческого потенциала человека, осознанию его «я», саморазвитию, являются базой для формирования умений и навыков у участников таких коллективов.
- Важным условием успешного формирования умений и навыков, является объединение хористов разного возраста, природных возможностей и
уровня подготовки в любительском вокально-хоровом коллективе, путем применения дифференцированного подхода, который находит свое выражение в степени сложности предлагаемых упражнений, выборе репертуара. Им же определяется необходимость занятий в переходной к хору форме - ансамбле, то есть, небольшими группами от трех-четырех до десяти-двенадцати человек, когда у преподавателя есть возможность отслеживать развитие как индивидуальных, так и групповых умений и навыков, а также применять дифференциацию участников в условиях одной группы.
- Отсутствие музыкальной подготовки хористов на начальном этапе обучения компенсируется применением интегративного подхода к построению репетиционного процесса, предполагающего органичный синтез музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских и художественно-эстетических знаний. Особое внимание при этом должно уделяться закреплению и совершенствованию умений и навыков у хористов, которое должно проходить в ходе основных видов работы хорового коллектива, таких как разучивание интонационных и ритмических упражнений; разучивание и исполнение вокальных сочинений; слушание музыки и собственных аудиозаписей; декламация; импровизация.
- Педагог-хормейстер, формирующий вокально-хоровые умения и навыки в условиях любительского вокально-хорового коллектива, должен осуществлять этот процесс комплексно, с применением метода «анализа опыта», обеспечивающим создание условий, позволяющих взрослым обучающимся овладевать новым знанием как новым образовательным опытом через эффективное привлечение их личного опыта; методов, основанных на «глиссандировании» голосом; метода «пения в речевой позиции», основанного на свободном и естественном пении.
Научная новизна диссертационного исследования
1. Осуществлен ретроспективный анализ некоторых отечественных методик вокально-хоровой работы, исследованы их генетические корни; рассмотрен с позиции современной педагогики процесс становления воспитания и образования в сфере любительского музыкального исполнительства.
2. В диссертации выявлена, апробирована и подвергнута комплексному теоретико-методологическому анализу совокупность методов, принципов и способов формирования, закрепления и совершенствования умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов.
3. Определены психолого-педагогические условия формирования умений и навыков у взрослых участников любительских коллективов на начальном этапе обучения.
4. Произведена классификация умений и навыков хористов по степени сложности и доступности в тот или иной период обучения.
5. Обосновано решение проблемы усиления уровня интереса хористов
к занятиям путем сочетания традиционно построенных репетиций и репетиций с элементами дискуссии, аудио-тренинга и т.п.
Теоретическая значимость
Изучены закономерности образования любительских хоров в России прошлого и настоящего. На основании проанализированных теоретико-практических работ хоровых дирижеров определено понятие «любительский хоровой коллектив». Раскрыто с современных позиций понятие «вокально-хоровые знания, умения и навыки». Дана классификация современных любительских хоровых коллективов, определена их специфика.
Представлен оригинальный взгляд автора исследования на репетиционный процесс в любительских хоровых коллективах и его закономерности. Обоснован комплексный и дифференцированный подход к работе в любительском вокально-хоровом коллективе в его различных формах.
Практическая значимость
В процессе исследования разработаны и экспериментально проверены конкретные методические рекомендации, адресованные преподавателям-практикам, ведущим занятия в любительских вокально-хоровых коллективах (ансамблях), кружках, клубах и других подобных заведениях.
Доказана целесообразность использования в современной практике обучения пению ряда приемов и методов, отработанных в настоящем исследовании и повышающих эффективность занятий в соответствующих условиях применения, из смежных психолого-педагогических отраслей знаний.
Обоснована педагогическая актуальность синтеза методов, откристаллизовавшихся в русле традиций российской вокально-хоровой педагогики, с одной стороны, и, с другой стороны, - утвердившихся сегодня в передовой педагогической практике в деятельности современных специалистов.
Материалы работы могут использоваться в рамках лекционных курсов и на практических занятиях по специальным хоровым' дисциплинам в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования, а также как специальные курсы в рамках курсов повышения квалификации или дополнительного образования.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2005-2009) - поисково-теоретический. На этом этапе изучалась специальная литература; конкретизировались основные теоретико-методологические позиции, уточнялся понятийный аппарат, определялась гипотеза и т.д.
Второй этап (2007-2011) - теоретико-аналитический и опытно-экспериментальный. Здесь продолжалась теоретико-методологическая стадия исследования; одновременно осуществлялся комплекс мероприятий эмпири-
ческого свойства (лонгитюдные педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент, проведение Фестивалей молодых любительских вокально-хоровых коллективов в 2010 и 2011 году).
Третий этап (2010-2011) - обобщающий и резюмирующий. На данном этапе подводились итоги исследования, формировались выводы, редактировался текст автореферата и диссертации.
Апробация исследования проводилась: а) на занятиях вокально-хоровой студии «Хормейстер», организованной диссертантом; б) в ходе организации и проведения фестивалей молодых любительских вокально-хоровых коллективов (2010, 2011); в) на заседаниях кафедры хорового дирижирования МГИМ им. А.Г.Шнитке; г) на заседаниях ПК Хорового училища при ПСТГУ; д) посредством публикаций научных статей по теме диссертации в открытой печати.
Полученные в ходе исследования результаты применялись автором работы на занятиях со студентами Хорового училища при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете в рамках лекционной части курса «Хоровое сольфеджио».
Отдельные положения диссертации изложены в учебно-методических пособиях и представлены в виде тезисов, устных докладов на научно-практических конференциях (2008,2009, 2010,2011 годов).
Структура и основное содержание диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования; формулируется гипотеза и положения, выносимые на защиту; представлены сведения о теоретических и методологических основах работы, раскрываются её теоретическая и практическая значимость; выявляется новизна; излагаются сведения о достоверности исследования и его апробации.
Первая глава «Любительские хоровые коллективы: исторический, теоретический, психолого-педагогический и методический аспекты» посвящена любительским хоровым коллективам в контексте их исторического становления и развития.
Первый параграф «Из истории любительского хорового пения России» посвящен истории возникновения любительского хорового пения и любительских коллективов в России.
На основе анализа работ ряда авторов (Т. И Королева, К. Ф. Никольская-Береговская, Е. В. Николаева, В. А. Самарин,
Л. В. Шамина и др.) воссоздана картина появления хорового пения в России.
Одним из основных критериев различия между любительским и профессиональным хоровым пением можно считать специальную подготовку или ее отсутствие, как самих певчих, так и руководителя хора. Формированию подобного размежевания способствовало принятие в 988 году Православной веры на Руси и постановление пятнадцатым правилом
Лаодикийского Поместного Собора (367 год) того, что только певцы, стоящие на клире, должны петь в церкви.
Одной из отличительных особенностей развития отечественной музыкальной культуры конца X - середины XVI столетия являлось обособление и резкое размежевание двух ее основных направлений, ориентированных, соответственно, на богослужебное пение и на светское музицирование3.
Активно развивалось хоровое пение в России со второй половины XVIII века. Возникали, в столицах и на периферии, любительские хоры (дворянские, купеческие), а также хоры учебных заведений.
Во второй половине XIX века возникают многие профессиональные и любительские хоры: Русского музыкального общества (1859), Русского хорового общества (1878), Бесплатной музыкальной школы (1862), Хор А.Архангельского (1880), Бесплатный хоровой класс И.Мельникова под управлением Ф. Беккера (1890) и другие.
Конец XIX и начало XX в. (до 1917 года) ознаменованы расцветом русского хорового искусства, светского и духовного; происходит их сближение. В церковной музыке московских, композиторов возникает так называемое Новое направление (С. Смоленский, А. Кастальский и их окружение), ставящее своей целью возращение к национальным корням русской музыки — народной песне и знаменному распеву.
После Октябрьской революции вековая связь светской и церковной музыки была нарушена. Восстановление ее началось с конца восьмидесятых годов. Но светское любительское хоровое искусство, расцвет которого пришелся на 60-80 годы прошлого века, всегда активно поддерживалось советским государством. Переломным моментом стал 1991 год, после которого началась совершенно новая страница в истории его развития.
Таким образом, как и в других отраслях историко-теоретического знания, в хороведении выделяются определенные фазы (этапы) в эволюционном развитии хорового искусства, характеризующиеся определенным единством признаков (рисунок 1).
3 См. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и
педагогический аспекты. Исследование. Mill У Кафедра методологии и методики преподавания музыки. -М.: 2002, с.44
Этапы развития хорового искусства в России
Во втором параграфе: «Любительский хоровой коллектив: сущность
и современная специфика» рассматриваются современные характеристики понятия «любительский хоровой коллектив».
Для выявления различий между профессиональными и любительскими хорами в работе анализируется само понятие «хор» и его трактовки различными видными хормейстерами, авторами научно-теоретических трудов (Г1. Г. Чесноковым, А. А. Егоровым, Г. А. Дмитревским, В. Г. Соколовым, К. К. Пигровым, В. И. Краснощековым, и др.).
Выделяются специфические черты любительского хорового коллектива, касающиеся уровня подготовки и музыкальных способностей хористов, способа набора певцов, количества и продолжительности репетиций, времени существования коллектива, уровня сложности разучиваемого репертуара. Показывается «облегченный» характер любительского хорового пения в сравнении с профессиональным, что и позволяет говорить о формировании певческих умений и навыков, а не о профессиональных вокально-хоровых умениях и навыках.
Специфика содержания репетиционной работы в любительском хоровом коллективе заключается в том, что процессы обучения пению и овладения вокально-хоровыми навыками занимают главенствующее место. Тогда как в профессиональном коллективе процесс обучения пению отсутствует, а процесс освоения вокально-хоровых навыков весьма незначителен, поскольку в работе превалирует художественная составляющая — создание музыкального образа, исполнительская интерпретация произведения.
Кроме того, следует подразделять сами любительские коллективы на сложившиеся и начинающие, поскольку это также влияет и на методику
11
работы с ними. Ведь обучение певческим навыкам в опытном любительском коллективе является одной из репетиционных задач, а в начинающем обучение коллективе это - приоритет. Основами хорового искусства, как известно, являются унисон, строй, ансамбль. Безусловно, ими должен владеть любой коллектив, в том числе и любительский. Но, как известно, именно профессиональное хоровое исполнение отличает безупречное владение вышеназванными качествами. Коллективы, начинающие свое существование и не обладающие перечисленными ранее признаками, будут явно отличными от тех же любительских, но уже сложившихся коллективов.
Если брать во внимание людей, приходящих на хоровые занятия совершенно неподготовленными, как вокально, так и музыкально-теоретически, то поначалу их исполнение, безусловно, может быть отнесено к массовому пению4, которое лишь постепенно, по мере овладения участниками певческими умениями и навыками, посредством специальных упражнений, переходит в разряд начинающего любительского вокально-хорового коллектива.
Следующая таблица отражает различия между любительским и профессиональным хоровым коллективом.
Таблица 1
Сравнительная таблица любительских и профессиональных хоровых коллективов__
Параметры сравнения: Профессиональный хоровой коллектив Начинающий любительский хоровой коллектив
1 .Состав участников, особенности набора. Профессионалы, проходящие отборочное прослушивание Любители пения, возможен как отбор, так и прием всех желающих.
2. Типы, виды. Однородный (мужской, женский, детский) и смешанный, состоящий из четырех основных партий: сопрано (дискантов), альтов (женские, детские голоса), теноров, басов; а также неполный хор. Однородный (мужской, женский, детский) и смешанный, состоящий из четырех основных партий: сопрано (дискантов), альтов (женские, детские голоса), теноров, басов; бывает также неполный хор.
3. Вокально-хоровые умения и навыки. Присутствуют в той или иной мере у профессиональных певцов. Следует развивать с самого начала.
4. Особенности исполнения. Преимущественно без сопровождения. Преимущественно с сопровождением.
5. Репертуарные особенности. Многоголосные сочинения различных эпох и стилей. Относительно несложные 24-х голосные сочинения
6. Публичные выступления. Любые концертные площадки в зависимости от цели. Библиотеки, школы, специализированные вокально-хоровые Фестивали и т.п.
Под массовым мы понимаем хоровое исполнение песен группами людей без специальной подготовки - репетиций.
Исходя из вышесказанного, в исследовании предлагается следующее определение: любительский вокально-хоровой коллектив - это относительно стабильная группа лиц без специального музыкального образования, желающая приобрести певческие знания, умения и навыки.
Далее в параграфе анализируются основные периоды репетиционного процесса в коллективе певцов-любителей и певцов-профессионалов.
Первый - начальный, - где происходит ознакомление с произведением, усвоение музыкального и литературного текста. Средний период - период более тщательного изучения произведений, их детальная проработка, попытки работы над общехоровым ансамблем. Заключительный период нацелен на исполнение песни или всей программы целиком - для подготовки к публичному выступлению. Все эти этапы присущи репетиции любого творческого коллектива. Разница, по мнению автора исследования, заключается в продолжительности этих этапов и в их особенностях.
В следующей таблице наглядно представлено соотношение временных периодов репетиционного процесса в профессиональном и любительском коллективах соответственно (в процентах).
Таблица 2
Соотношение репетиционных периодов в любительских и профессиональных
Репетиционный ^—Тип коллектива Профессиональный коллектив Любительский коллектив
Начальный этап 15-20% 25-40%
Средний этап 40% 40-50%
Заключительный этап 40-45% 20-25%
В заключение отмечается, что в современной социокультурной ситуации перед российскими любительскими вокально-хоровыми коллективами и, соответственно, перед их руководителями, стоит ряд важных задач, одной из которых является художественно-эстетическое воспитание широких слоев российского общества.
Третий параграф: «Особенности работы с взрослыми участниками любительских хоровых коллективов. Понятие взрослости» - освещает проблему соответствия методов обучения пению участников любительских коллективов современным психолого-педагогическим принципам.
Автор отмечает, что формирование певческих умений и навыков у взрослых требует учета их возрастных особенностей. Взрослость (зрелость) -наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся стремлением к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности (Е. М. Лысенко, Т. А. Молодиченко). Под «взрослым» подразумевается лицо, которое
выполняет социально значимые роли, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, относительной экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения. Наиболее приемлемой для целей нашего исследования является следующая периодизация: ранняя взрослость (от 18-21 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60-65 лет), поздняя взрослость (от 60-65 лет) (Г. Крайг, Д. Бокум).
На помощь хормейстеру в работе с взрослыми приходят концептуальные воззрения современных андрагогов.
Наличие опыта и его использование в образовании - это то, что различает образование детей и взрослых (М. Т. Громкова). Центральным методом образования взрослых назван «метод анализа опыта» (А. И. Кукуев). В опыте осознается взрослость и зрелость человека. Поэтому сегодня можно считать справедливым выделение метода анализа опыта как основного практического метода андрагогического подхода, определяющего выбор методов обучения взрослых . К методам обучения андрагогического подхода отнесены и методы, присущие интерактивному обучению как к способу познания, осуществляемому в формах совместной деятельности обучающихся. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. (Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова). К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговой штурм», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, тренинги, коллективные решения творческих задач, практические групповые и индивидуальные упражнения, обсуждение специальных аудио и видеозаписей, включая записи собственных действий и др. В контексте нашего исследования наиболее эффективными представляются методы: «аудио- и видео-тренинг», «дискуссия», «коллективные решения».
В диссертации отмечается, что хормейстер, по сути, оказывает содействие взрослой личности в ее изменении, самореализации, организованное и реализуемое во взаимодействии с педагогом. Для хормейстера, как и для андрагога, приоритетом является саморазвитие обучающегося, его самореализация.
Известно, что лучшие педагоги всегда ориентировали учеников на путь самостоятельных творческих поисков вместо слепого копирования манеры преподавателя, поощряя, таким образом, их активность и саморазвитие.
Практические наблюдения за хористами, обучаемыми на основе принципов образования взрослых, с применением методов интерактивного
5 Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. Автореферат дисс. на соискание ученой
степени доктора пед. наук., Ростов-на-Дону, 2010, с.42.
обучения, показали, что интерес к занятиям в вокально-хоровом коллективе заметно возрастает. Кроме того, усиливается их творческое начало, выражающееся в инициативе при выборе репертуара, обсуждении занятий, импровизации, сочинении.
В четвертом параграфе: «Исторические аспекты методики начального периода обучения хоровому пению. Понятие «вокально-хоровые умения и навыки»» - освещается эволюция проблемы развития вокально-хоровых навыков у участников любительских коллективов в России XIX- первой половины XX веков.
Анализ специальной литературы выявил, что для методики вокально-хорового обучения в России присуще тяготение к пению без форсирования темпов развития голоса, используя природные данные человека (М. И. Глинка, А. Е. Варламов). Интересным автору представляется связь чистоты интонирования с развитием музыкального и вокального слуха, с осознанными представлениями строения интервала, предложенная А. Е. Варламовым (позже Г. Я. Ломакин).
А. И. Рожнов — старший преподаватель Придворной певческой капеллы - строил систему обучения на наглядности, прочности усвоения материала. Вокальное обучение Рожнов связывал с изучением музыкальной грамоты, развитием слуха посредством пения гамм, интервалов, которые сначала советовал представить умозрительно, а потом и пропевать.
Дискуссионным может считаться прием пения упражнений в мажорных тональностях с диезами и в минорных тональностях с бемолями, который применяли А. И. Рожнов, и А. Е. Варламов в работе над интонированием.
И. Казанский («Общепринятое руководство к изучению нотного церковного хорового и одиночного пения») главный акцент делает на важность эстетической стороны исполнения. Все технические моменты при разучивании произведения рассматривались им с точки зрения музыкальной выразительности.
К проблеме развития слуха певцов обращается Н. П. Брянский («Метод обучения хоровому пению»), который приходит к выводу, что слух непосредственно связан с голосом и координируется с ним. По его мнению, исполнение звуков зависит не только от недостатка слуха, но и от умения владеть голосом. Наблюдения натолкнули его на мысль о развитии музыкально-слухового представления и, в частности, вокального слуха, то есть воспитания осознанного слухового анализа и контроля над певческим процессом. В разделе «Практические приемы, применяемые в методе обучения хоровому пению» он советует для достижения точного ритмического исполнения песни пользоваться приемом дробления длительности.
В начале XX века Д. Н. Зарин («Методика школьного хорового пения») высказывает мнение, что наибольшая сознательность появляется у детей, когда они сами поют, сами анализируют, сопоставляют свое пение с пением
учителя или своих товарищей". Для воспитания интереса к предмету, Д. Н. Зарин рекомендовал среди прочих: а) избегать долгих и однообразных упражнений, б) уметь сосредоточиться на наблюдении какого-то одного явления, в) вести обучение от известного к неизвестному, г) вводить в уроки элементы новизны и разнообразия, д) стремиться, чтобы занятия детей были осознанными.
Далее в параграфе рассматривается понятие «вокально-хоровые навыки».
В исследовании предлагается говорить о развитии в первую очередь вокальных навыков, поскольку хоровые навыки формируются именно на основе вокальных. Вокальные навыки - это результат целенаправленного развития основополагающих певческих умений, переведенных в автоматизированные действия. Автор подразделяет навыки на универсальные (присущие всем поющим, как солистам, так и коллективам) и специфические (присущие только вокально-хоровым коллективам):
Таблица 3
Вокальные навыки (общие для всех поющих) Вокально-хоровые навыки (специфические, характерные для вокального ансамбля, хора)
1. Певческое дыхание. Умение быстро и качественно брать и распределять на музыкальных фразах дыхание. 1. Общехоровое дыхание. Умение быстро и качественно брать дыхание совместно со всеми участниками вокально-хорового коллектива по знаку дирижера.
2. Владение всеми видами атаки звука. Использование атаки в зависимости от предлагаемого музыкального материала. 2. Цепное дыхание. Умение тихо перехватывать дыхание в разное время с соседними певцами и умение гармонично встраиваться в уже звучащий звук.
З.Владение различными штрихами. Использование пггрихов в зависимости от предлагаемого музыкального материала. 3. Общехоровой унисон, унисон хоровой партии. Умение подстроить голос звуковысотно к общему звучанию.
4. Артикуляция. 4. Умение начинать и заканчивать пение одновременно со всеми участниками вокально-хорового коллектива по знаку дирижера.
5. Дикция. 5. Ансамбль. Дикционный.
6. Развитый музыкальный слух. 6. Развитый гармонический слух.
7. Развитое чувство ритма. 7. Ансамбль. Метроритмический.
8. Развитый внутренний музыкальный слух. 8. Ансамбль. Динамический, эмоциональный.
Во второй главе диссертации - «Опытно-экспериментальное исследование начального периода формирования певческих умений и навыков у участников любительских хоровых коллективов» -раскрывается содержание, структура и результаты опытно-экспериментальной работы, проводившейся в рамках основной проблематики исследования в 2007-2011 годах.
В первом параграфе второй главы: «Методические рекомендации по обучению пению взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов. Упражнения и комментарии» отмечается, что на
Аналогичная картина наблюдается и при работе с взрослыми певцами в любительских коллективах.
протяжении длительного времени в отечественной хоровой педагогике преобладала учебно-воспитательная модель, ориентированная на работу с профессиональным, учебным или хорошо отлаженным сложившимся любительским коллективом. Кроме того, в ней не учитывались возрастные, психологические особенности хористов, а также их разный природный музыкальный потенциал. Эта модель успешно применимая в вышеназванных коллективах, давала существенные сбои в работе с взрослыми певцами, не имеющими начальных знаний по музыкальной грамоте и выраженных природных данных.
Проведенный в исследовании теоретико-методологический анализ вокально-хорового обучения в России позволил автору диссертации обосновать основные методологические подходы к работе в любительском вокально-хоровом коллективе.
1) Формирование и совершенствование певческих навыков у взрослых без ярко выраженных музыкальных способностей должно проходить в психологически комфортной обстановке творческого взаимодействия;
2) При формировании певческих умений и навыков у певцов-любителей, большое значение имеет стимулирование увлеченности участников хоровым пением, пробуждением устойчивого интереса к нему. Этому способствуют методы интерактивного обучения, такие как «аудио-тренинг» и «дискуссия». Особенно актуален вопрос интереса группы к занятиям именно в любительском хоре, поскольку работа ведется в открытой группе, постоянно пополняющейся новыми участниками.
3) Авторитарный стиль поведения руководителя, малоэффективный при любых условиях и обстоятельствах, влечет за собой в данном случае особо негативные последствия.
4) Для группы взрослых обучаемых оптимальным в психологии считается состав - восемь человек. В работе с группой таких хористов необходимо учитывать своеобразие данного периода жизни, знать, что каждый период обладает большими резервами, поэтому проблемы данной категории обучаемых очень многообразны и связаны, в том числе с проявлением накапливаемого опыта и максимальными достижениями на всем протяжении возраста зрелости (от 25 до 60-65 лет).
5) При формировании и развитии в индивидуальных пределах и возможностях основных, базовых музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма и ритмичность, музыкальная память, координация слуха и голоса - требуется не копирование методов работы с профессиональными коллективами, а их приспособление с учетом природных данных хористов. Заведомая невозможность решить чрезмерно сложные художественные и технические задачи в данном случае ведет к падению мотивации и интереса к занятиям.
В параграфе также раскрывается сущность предложенного автором «метода гибких решений», основанного на «методе моделирования», когда хормейстер использует то или иное интонационное упражнение, в
соответствии с ситуацией, сложившейся на конкретном занятии (состав участников, уровень подготовки группы). Соответственно, ему следует в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами, для выбора необходимого решения.
Приводятся примеры возможных упражнений на формирование тех или иных певческих умений и навыков, которыми автор исследования пользуется в педагогической практике. При этом некоторые из традиционных упражнений адаптированы автором для целей исследования.
В большинстве случаев варианты упражнений отражают различные обстоятельства их применения, такие как: уровень группы, ее количественный состав и т.п. Иногда такие варианты применяются импровизационно («метод гибких решений») на репетиции, иногда создаются путем исполнительской проверки упражнений на репетициях.
Автором рекомендуется учитывать следующие условия при работе над вокально-хоровыми упражнениями:
1. уровень сознательного отношения обучаемых к задачам, поставленным перед ними;
2. успешность выполнения постепенного и последовательного усложнения заданий;
3. эффективность разнообразия заданий, переключения внимания обучаемых в процессе упражнений с одного задания на другое. Отмечается, что для формирования певческих умений и навыков у
участников любительских вокально-хоровых коллективов или у группы взрослых обучающихся пению, требуется развитие тех же специфических способностей, что и у профессионально занимающихся музыкой (пением), только на качественно ином уровне. Здесь главной задачей является адаптация всех упражнений и приемов и преподнесение их в доступной форме и доступным языком. Так, например, термины, обозначающие манеру звуковедения (legato, staccato), требуют перевода и пояснения в сопровождении вокальной иллюстрации самого хормейстера.
Кроме того, отмечается роль репертуара в любительском вокально-хоровом коллективе, с помощью которого происходит закрепление приобретаемых в процессе упражнений умений, формирование навыков. Также репертуар играет определяющую роль в вопросе интереса к занятиям.
Таким образом, в процессе формирования и совершенствования певческих умений и навыков у взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов на начальном этапе обучения выделяется несколько составляющих, которые следует учитывать хормейстеру: организационная (метод «гибких решений»), психолого-педагогическая (метод «анализа опыта»), технологическая («стрельниковское дыхание», метод «глиссандирования»), художественно-эстетическая (подход
Д. Б. Кабалевского).
Второй параграф второй главы «Педагогические наблюдения за процессом обучения» посвящен анализу результатов наблюдений за
процессом формирования певческих умений и навыков у взрослых хористов в условиях любительского вокально-хорового коллектива.
Наблюдения носили пролонгированный характер и продолжались на протяжении четырех лет. С целью проверки теоретических и методических положений, выдвинутых в работе, проводилось наблюдение, которое было осуществлено в Вокально-хоровой студии «Хормейстер» г. Москвы в 20072011 годы. В нем приняло участие 35 человек.
Работа стоилась по намеченному плану, согласно которому получили освещение определенные стороны учебно-воспитательного процесса, представляющие интерес в рамках проблематики диссертационного исследования.
Был установлен конкретный временной этап формирования начальных певческих умений и навыков, что обеспечило концентрацию внимания педагога-экспериментатора на приоритетных в данных условиях педагогических фактах и закономерностях.
В ходе наблюдений выделялись и фиксировались данные, соответствовавшие целям и задачам исследования; полученная информация обрабатывалась качественно-количественными методами.
Наблюдения, проведенные автором, позволили сделать следующие выводы относительно формирования певческих умений и навыков у взрослых хористов в условиях любительского вокально-хорового коллектива на начальном этапе обучения:
1. Комфортная эмоционально-психологическая обстановка на репетициях активизирует обучаемых на занятиях; и, как следствие, влияет на эффективность формирования у них певческих умений и навыков.
2. Подготовка и участие в публичных выступлениях, показах, усиливает интерес хориста к процессу обучения пению.
3. Использование в учебном репертуаре образцов русского фольклора, классических произведений (в облегченной форме) - необходимый компонент художественно-музыкального развития обучаемого.
4. Доступная для обучающегося пению терминология и ее пояснение -обязательное условие проведения репетиций в любительском коллективе.
5. Формирование вокально-хоровой техники у участника любительского вокально-хорового коллектива - обязательное условие функционирования такого коллектива.
6. Освоение начальных знаний по нотной грамоте и их применение на практике - оказывает положительное влияние на темпы формирования певческих умений и навыков.
7. Метод «гибких решений» - ключевой момент работы с взрослыми.
8. Посещение хоровых концертов, музыкальных постановок в театре -эффективный способ повышения интереса к работе.
9. Сочетание занятий с взрослыми в мини-группах (2-3 человека), индивидуально с общими групповыми занятиями (10-12 человек) —
важное условие достижение положительной динамики развития техники вокально-хорового исполнения.
Таким образом, в ходе наблюдений подтвердилась эффективность применения на практике, наряду с традиционными (системность, наглядность, доступность, постепенность, от простого к сложному), андрагогических методов и принципов («метод анализа опыта», принцип создания «комфортной обстановки», принцип осознанности обучения, принцип развития образовательных потребностей, индивидуализация обучения, принцип опоры на опыт обучающихся, принцип совместной деятельности, принцип приоритета самостоятельного обучения, принцип «содействия становлению образования человека») и методов интерактивного обучения («аудио-тренинг», дискуссия, семинар); современных методов формирования певческих умений и навыков (метод пения в «речевой позиции», метод «глиссандирования интервалов», методы хорового сольфеджио).
В третьем параграфе: «Педагогические беседы, опросы, анкетирование и тестирование» - приводятся мнения опытных хормейстеров (Е.Е.Наумовой, В.К.Полянского, Л. А. Степчковой) работающих в области профессионального и любительского вокально-хорового пения.
Для уточнения и подтверждения результатов диссертационного исследования автором были разработаны анкеты и проведено анкетирование преподавателей хоровых дисциплин и руководителей различных хоровых коллективов города Москвы и Зеленограда. В опросах и анкетировании приняло участие более 100 человек.
Вопросы, касающиеся принципов применения методов андрагогики, были восприняты неоднозначно. Так, на вопрос анкеты о выборе репертуара совместно с хористами непосредственно на репетиции, положительно отозвалось 37,5 % респондентов, которые назвали этот принцип в ряду обычных для их коллективов. Редко, чаще всего в конце учебного сезона, при выборе репертуара с хористами советуются 12,5 % опрошенных. Полностью отвергли этот принцип, ссылаясь на нехватку репетиционного времени, 12,5 %. Отдельная группа преподавателей считает, что совместный выбор возможен вне репетиций, некоторым этот принцип показался интересным, кто-то уклончиво ушел от ответа. Вариант «другое», таким образом, выбрало 37,5 % хормейстеров (рисунок 2).
Рисунок 2
И, наконец, вопрос, касающийся отбора в любительские вокально-хоровые коллективы. 62,5 % руководителей считают, что нужно брать всех желающих. По голосовым данным отбирать участников предлагают 25 % респондентов, а 12,5 % ответили уклончиво.
Также для проверки валидности результатов диссертационного исследования было проведено анкетирование участников любительских вокально-хоровых коллективов Москвы и Зеленограда.
Блок вопросов также относился к современным педагогическим принципам образования взрослых (вопрос самоопределения), и к вопросу о формировании некоторых певческих умений и навыков.
Так, отвечая на вопрос о темпе работы на репетициях, 92,86 % ответило, что темп их полностью устраивает, и они успевают все попробовать и применить, а затруднилось ответить на этот вопрос 7,14 %.
Анализ результатов анкетирования подтвердил, что в любительских вокально-хоровых студиях преобладает традиционный репетиционный процесс. Как правило, в эти студии принимают всех желающих, однако к концертным выступлениям допускают только лучших хористов, что, безусловно, снижает мотивацию к обучению пению остальных обучаемых, а также искажает реальную картину состояния любительского хорового пения. Можно отметить, что некоторые принципы андрагогики применяются на репетициях, но их применение крайне ограничено и, в основном, касается лишь выбора репертуара. Кроме того, применение этих принципов носит скорее интуитивный, эпизодический и, в целом, случайный характер.
Определенную трудность в работе самодеятельных хоров, особенно на начальном этапе их существования, представляет организация публичных выступлений. Объясняется это, прежде всего, отсутствием каких-либо мероприятий, стимулирующих деятельность хормейстеров в этом направлении. К таким мероприятиям можно было бы отнести фестивали для начинающих обучение пению любителей, конференции с участием начинающих обучение пению и хормейстеров и т.п. В рамках данной проблемы автором данного исследования создан и организован такой фестиваль на базе МГИМ им. А. Г. Шнитке. Востребованность его оказалась достаточной, но в ходе его подготовки была выявлена моральная неготовность руководителей выносить на обозрение общественности работу с начинающими певцами. Это свидетельствует о наличии исполнительского профессионального стереотипа и нежелании его менять в любительской вокально-хоровой среде. Но это уже проблема другого исследования.
Четвертый параграф второй главы «Обучающий эксперимент» содержит результаты контрольного этапа экспериментального исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2007 по 2011 годы на базе вокально-хоровой студии «Хормейстер» города Москвы. Общее количество участников работы в студии оставило примерно 90 взрослых певцов в возрасте от 25 до 60 лет без начального музыкального образования. В Фестивальных мероприятиях (2010,2011 годов) приняло участие более 150 участников любительских вокально-хоровых коллективов.
Эксперимент был организован с целью проверки гипотезы, изложенной ранее в диссертации. Модель, разработанная автором, ориентирована на работу с хористами разного возраста, обладающими ограниченным потенциалом природных музыкальных способностей и, безусловно, не претендующими на «профессионализацию обучения». Его конечная цель: формирование и совершенствование в возможных пределах природных музыкальных и вокальных данных обучаемых; приобщение к высокохудожественным образцам отечественной и мировой музыкальной культуры через вокально-хоровую музыку; формирование художественно-эстетических вкусов, запросов, влечений, интересов.
Задачи сводились к следующему: выявить и диагностировать факторы, повышающие эффективность функционирования самодеятельных вокально-хоровых коллективов; определить психолого-педагогические направления в работе хормейстера, способные оптимизировать учебно-воспитательный процесс в условиях работы с хористами разного возраста, уровня подготовки и разных музыкальных способностей; предложить педагогам-практикам конкретные систематизированные методические рекомендации, направленные на повышение уровня организации занятий с данными
группами обучаемых.
Экспериментальные действия проводились в условиях естественного образовательного процесса. Участниками эксперимента выступили учащиеся вокально-хоровой студии «Хормейстер» г. Москвы.
Для апробации указанной модели автором диссертации было проведено пролонгированное сравнение собственных групп, обучавшихся в разные отрезки времени. С 2007 года обучение велось по традиционной методике, в 2008 году методика находилась в стадии формирования, поэтому применялись лишь отдельные фрагменты вышеназванной методической модели, а в дальнейшем (2009-2010 годы) с ее полным употреблением. При этом все участники исследуемых групп имели приблизительно однородный состав как по возрасту (от 30 до 55 лет), так и по уровню природных музыкальных и голосовых данных. Все испытуемые находились на начальном уровне формирования певческих умений и навыков, и работали над примерно равными по уровню трудности сочинениями.
Акцент делался на сознательное формирование певческих умений и навыков, на развитие музыкальных способностей, развитие психических качеств и свойств, связанных с процессами художественно-образного мышления, воображения; на приобщение испытуемых к базовым музыкально-теоретическим знаниям; на стимулирование их интереса к образцам национального фольклора, музыкальной классики, к музыкальной культуре как таковой.
Начальные группы обучались в рамках традиционной методики, направленной, на отработку художественно-музыкальной выразительности и освоение исполнительской технологии, без учета психологии взрослого человека. Диссертантом было замечено недостаточно эффективное развитие хористов, и с 2008 фрагментарно была изменена траектория обучения испытуемых - был добавлен элемент создания «комфортной среды», что дало некоторый результат. Но, уже в 2009-2010 годах автором исследования были внесены существенные коррективы в содержание и формы учебной работы. На передний план был выведен комплекс приемов и средств обучения, когда хорист выступает активным участником процесса, способным повлиять как на выбор репертуара, так и на ход занятия в целом.
Таким образом, проведенная четырехкратная проверка результатов исследования обусловила максимальную достоверность осуществленного эксперимента. Итоговый, четвертый срез, проводился автором исследования и группой экспертов в составе четырех человек (опытных специалистов в области вокально-хорового искусства). Экспертами были проанализированы все основные компоненты методологической модели автора исследования. Их внимание было сфокусировано на качественных параметрах обучения; последние выявлялись и оценивались в ходе прослушивания на Первом Фестивале молодых любительских вокально-хоровых коллективов, организованном педагогом-экспериментатором. По результатам ретроспективных контрольно-проверочных мероприятий
(экспериментальных «срезов») испытуемым выставлялись оценки по десятибалльной шкале.
Обобщающая диаграмма, помещенная в тексте автореферата, позволяет увидеть и оценить результаты пролонгированного итогового среза (рисунок 3).
Рисунок 3
П КОЛЛ( жти в 2007
года
□ коля екти в 2008
года
ЕЭ ко л л Л(ТИ в 2009
года
да колл жти в 2010
года
Из диаграммы видно, что показатели по всем выбранным параметрам возрастают с началом применения новых подходов к обучению.
В ходе эксперимента удалось выявить реальное состояние процесса обучения взрослых, а также зафиксировать уровень развития у них вокальных данных. Таким образом, целесообразность применения принципов андрагогики на начальном этапе обучения любителей пения на репетициях самодеятельного вокально-хорового коллектива подтверждается как теоретически, так и практически.
Проведенное исследование показало, что развитие певческих умений и навыков у взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов с применением современных научных достижений, в том числе достижений в области обучения взрослых, дает положительный результат. С одной стороны у взрослых формируется стойкий интерес к хоровой музыке, с другой - сохраняется и поддерживается мотивация для дальнейшего саморазвития в этой области.
Таким образом, теоретический анализ проблемы и практические наблюдения позволили выявить эффективные психолого-педагогические условия формирования певческих умений и навыков у взрослых на начальном этапе и сделать следующие выводы:
1. Любительские вокально-хоровые коллективы, в которых решены, в первую очередь, проблемы творческого взаимодействия хористов и хормейстера, сегодня способны послужить одной из возможностей для реализации творческого потенциала человека, осознанию его «я»,
саморазвитию, являются базой для формирования певческих умений и навыков у участников таких коллективов.
2. Важным условием успешного формирования певческих умений и навыков, является объединение хористов разного возраста, природных возможностей и уровня подготовки в переходной к хору форме -ансамбле, с применением дифференцированного подхода, который находит свое выражение в степени сложности предлагаемых упражнений, выборе репертуара.
3. Отсутствие музыкальной подготовки хористов на начальном этапе обучения компенсируется применением интегративного подхода к построению репетиционного процесса, предполагающего органичный синтез музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских и художественно-эстетических знаний. Особое внимание при этом должно уделяться закреплению и совершенствованию певческих умений и навыков у хористов, которое должно проходить в ходе основных видов работы вокально-хорового коллектива, таких как разучивание интонационных и ритмических упражнений; разучивание и исполнение вокальных сочинений; слушание музыки и собственных аудиозаписей; декламация; импровизация.
4. В процессе формирования и совершенствования певческих умений и навыков у взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов на начальном этапе обучения выделяется несколько составляющих, которые следует учитывать хормейстеру: организационная (метод «гибких решений»), психолого-педагогическая (метод «анализа опыта»), технологическая («стрельниковское дыхание», метод «глиссандирования»), художественно-эстетическая (подход Д. Б. Кабалевского).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Крупина О. А. Андрагогические аспекты работы с любительским хоровым коллективом // Человек и образование. - 2010. - № 4 (25). -С. 118-120 (0,37 п.л.)
2. Крупина O.A. Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе // Человек и образование. - 2011. - № 3 (28). - С. 118-122 (0,4 п.л.)
3. Крупина O.A. Андрагогические принципы работы в самодеятельном хоре: от истории к современности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Выпуск 1: Март 2012. - С. 17-21(0,45 п.л.)
4. Крупина О. А. К вопросу о сущности и содержании понятия «вокально-хоровые умения и навыки» в условиях любительского хорового коллектива// Дополнительное образование в сфере культуры и музыкального искусства: традиции и инновации. Тезисы межвузовской
научно-практической конференции. - М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2008 С.47-48 (0,1 п.л.)
5. Крупина О. А. Методическое обеспечение вокально-хорового обучения в России в XX веке// Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009
С.55-60 (0,22 п.л.)
6. Крупина О. А. Создание комфортного микроклимата в вокально-хоровом коллективе // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Материалы Третьей межвузовской научно-практической конференции 24 апреля 2010. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2010 С. 62-65 (0,1 п.л.)
7. Крупина O.A. Крещение Руси как точка размежевания народного самодеятельного и профессионального хорового пения // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Материалы Четвертой межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2011. С. 13-22 (ОД пл.)
8. Крупина О. А. - Работа со взрослым самодеятельным хоровым коллективом. Содержание первой репетиции //Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы VII международной научно-практической конференции 28 января 2011 г. - Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2011 С. 90-92 (0,25 п.л.)
9. Крупина O.A. Психолого-педагогические особенности начального этапа работы со взрослыми в вокально-хоровом любительском коллективе// Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе. Материалы V Межвузовской конференции-семинара студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 18-19 апреля 2011 года. - М.: МПГУ, 2011 С.58-64 (0,27 п.л.
Подписано к печати 15.11.2013 Объем 1,5 п.л. Заказ № 54 Тираж 100 экз.
ГУТ.МПГУ