Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жерлицына, Валентина Станиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1980
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жерлицына, Валентина Станиславовна, 1980 год

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА. Методические и психолого-педагогические аспекты изучения обзорных тем II

§ I. Место и характер обзорных тем в школьном курсе литературы II

§ 2. Психолого-педагогические основы формирования представлений при изучении литературы $ 3. Использование смежных искусств и их роль в формировании представлений учащихся

§ 4. Задачи и методика исследования 52 П

ГЛАВА. Формирование представлений о времени и герое при изучении раздела "Введение" в 10 классе

§ I. Цели и задачи раздела "Введение" $ 2. Своеобразие эпохи и искусства 90-900-х годов и формирование "образа времени"

5 3. Проблема героя времени в литературе и искусстве рубежа веков и ее методическое решение 93 5 4. Проблема человека-творца в литературе и искусстве конца Х1Х-начала XX века и ее место в обзорннх уроках

§ 5. Анализ представлений десятиклассников, сформировавшихся в процессе работы над "Введением" 124 Ш

ГЛАВА. Изучение обзорной темы "Литература 1917-1929 годов в связи с задачей формирования представлений $ I. Взаимодействие классной и внеклассной работы как условие формирования представлений учащихся об эпохе 20-х годов $ 2. Освоение десятиклассниками образа героя времени в обзорном сопоставлении поэзии и живописи первых послереволюционных лет 149 5 3. Обогащение представлений школьников о времени и герое 20-х годов при обзорном знакомстве с произведениями прозы и изобразительного искусства этого периода 160 $ 4. Итоги экспериментальной работы 177 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184 БИБЛИОГРАФИЯ 187 ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе"

Актуальность исследования. Проблема изучения обзорных тем в жольном литературном курсе относится к числу важнейших, что обусловливается незаменимой их ролью в формировании представлений учащихся о закономерностях ист орик о-ху доже с тве нн о го процесса. Значение обзорных тем, их характер и место в программе неоднократно рассматривались в методической литературе /см. труды: В.Гречишников, 1937; Б.В.Рождественский,1949; К.П.Спасская,1952; Е.В.Квягковский, 1955; Н.В.Филиппович,1958; В.В.Голубков, 1962; В.А.Никольский,1963; Г.И.Беленький, Н.В .Колокольцев,1962; А.С.Елеонская,1964; Л.Тимофеев, Л.Устюжанин, 1968; Н.И.Кудряшев,1970; М.Г.КачуринД973; З.И.Ту-аева,1971; М.А.Христенко,1975; И.С.Збарскяй,1977; Н.В.Адорова, 1977; Л.И.Троицкая, 1978 и др./.

Однако в методике до сих пор не раскрыта научно-педагогические и психологические основы изучения обзорных тем, не обоснованы методы и приемы, которые бы активизировали деятельность школьников в процессе их освоения. Нередко обзорные темы воспринимаются учениками абстрактно и существуют для них как изолированные разделы курса, а не как те "нервные узлы", которые должны соединять в их сознании сведения об определенных периодах развития литературы к создавать конкретное представление о каждом из них. Все это обусловило выбор темы исследования и его актуальность.

В ходе исследования необходимо было рассмотреть, как решается проблема представлений в современной психолого-педагогической науке /в трудах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Е.И.Игнатьева и других/. Б.Г.Ананьев видел в представлениях "звено диалектического перехода от ощущения к мысли". Такое понимание объясняет важность решения данной проблемы для учебно-педагогического процесса и побуждает искать рациональные пути формирования представлений. Для их создания, как многократно отмечали психологи, большое значение имеет зрительное восприятие "как наиболее определенное, объективированное восприятие человека" /С.Л.Рубмнштейн/.

Так как сама структура привлекаемого обзорно материала ведет к обобщениям, почти не имеющим под собой конкретно-чувственной основы, при изучении обзорных тем особенно необходимо использовать изобразительное искусство как зрительную наглядность.

Сказанное побудило сделать предметом нашего исследования методические пути изучения обзорных тем в 10 классе с использованием произведений изобразительного искусства, способствующие формированию представлений учащихся о времени и герое.

Цель исследования - обоснование системы отбора произведений литературы и изобразительного искусства, привлекаемых к изучению обзорных тем, разработка приемов их сопоставления и методики анализа с учетом специфики обоих искусств, определение возможностей координации классной и внеклассной работы и самостоятельной деятельности учащихся, обеспечиващей наиболее эффективное усвоение материала обзорных тем и формирование их представлений об изучаемой эпохе.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ съезда КПСС и партийные документы, а яакже психолого-педагогические, литературоведческие, искусствоведческие и методические работы.

Рабочая гипотеза. На основании многолетних наблюдений и изучения педагогического опыта мы предположили, что основанное на конкретных представлениях, целостное осмысление десятиклассниками обзорных тем возможно при следующих условиях:

- изучение обзорных тем строится концептуально; в качестве ведущей концепции в 10 классе может быть выдвинута проблема героя, отразившего в себе наиболее характерные тенденции эпохи /исторического времени/;

- формирование представлений о герое и времени наиболее успешно осуществляется при том условии, что привлекаемый литературный материал рассматривается в соотнесенности с произведениями смежных искусств того же исторического периода;

- в изучении обзорных тем сочетаются и взаимодействуют классная и внеклассная формы работы;

- усвоение обзорного материала учениками отполируется постоянной активизацией их познавательной деятельности.

Основные задачи исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой выяснялись оптимальные варианты изучения обзорных тем, определялась содержательная сторона уроков и внеклассных занятий, осмыслялись формы и методы подачи материала, способетвунцие формированию представлений учащихся. В опытной работе мы стремились реализовать следующие условия: I. Построить изучение обзоров таким образом, чтобы в материале прослеживались внутренние связи между различными художественными явлениями определенного исторического периода. 2. Путем отбора наиболее яркого конкретно-образного материала добиться эмоционального воздействия уроков и внеклассных занятий на учащихся. 3. Стимулировать при изучении обзоров работу воссоздающего воображения.

Организуя опытную работу, мы исследовали: 1/уровни представлений учащихся, сложившиеся под влиянием предложенной нами системы изучения обзоров, включающих, наряду с литературой, материал изобразительного искусства; 2/изменения в восприятии учащимися произведений изобразительного искусства, прежде всего живое»си, под влиянием целенаправленного их анализа в единстве формы и содержания.

В качестве основных характеристик, по которым мы могли судить об уровне представлений учащихся, нами были выдвинуты три: богатство представлений, их содержательность и характер речевого высказывания. Богатство представлений означало их широту и разносторонность. Под содержательностью представлений № понимали их наполненность конкретно-образным материалом, дающим возможность оперировать им в процессе мышления. Характер речевого высказывания учащихся являлся показателем слитности или яркости, отчетливости возникающего представления. Мы также разработали характеристики, на основании которых судили об уровнях восприятия произведений искусства и умении анализировать их в единстве формы и содержания.

Этапы исследования. В процессе констатирующего эксперимента анализировался материал, дапций возможность судить о путях и формах изучения обзоров, о знаниях и представлениях учащихся по избранным обзорным темам. В эксперимент были включены учащиеся шести школ г.Новокузнецка /М 4,34,54,55,99,103/, студенты I курса факультета русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института /1967-77 г.г./. Обучающий эксперимент проводился в течение четырех лет на базе школы № 4 г.Новокузнецка /1976-1980 г.г./ в период педагогической практики студентов 4 курса факультета русского языка и литературы /учителя Н.Г.Бессоненко, Л.П.Стаценко, Е.А.Седых, студенты В.Не-миров, С.Владимиров, О.Якопий, Л.Чусова, В.Панова, Т.Чернова, Л.Флек, Л.Вилисова, Л.Леонтьева, Т.Чалых, Н.Стародубова/. Экспериментальные материалы апробировались в 1979-80 годах в школе № 210 г.Ленинграда /учитель Е.М.Кулявич/. Изменения в характере представлений учащихся и в восприятии ими произведений искусства под влиянием целенаправленной работы в экспериментальных классах формировались нами с помощью анкетного опроеа, письменных и устных ответов учащихся и сочинений творческого характера. Всего проанализировано-1000 работ. Выводы делались на основании сопоставления работ различного характера, выполненных учащимися экспериментальных классов до и после изучения обзорных тем. Результаты анализа материала, собранного в процессе проведения эксперимента, убедили нас в состоятельности выдвинутой гипотезы.

Положения, выносимые на защиту. I. Эффективность изучения обзорных тем в 10 классе обеспечивается выделением внутри обзоров стержневой про блеш - концепции героя и времени, которая объединяет вокруг себя разнохарактерный литературно-художественный материал и позволяет ученику воспринимать его не абстрактно, а в богатсиве конкретных представлений.

2. Формирование представлений об исторической эпохе и ее героях происходит успешно в тех случаях, когда к урочной и внеурочной работе в связи с изучением обзорных тем широко привлекается изобразительное искусство и организуется целенаправленное его восприятие, способствующее синтезированию конкретного и обобщенного в личном опыте учащихся. Высокий уровень представлений учащихся обеспечивается полноценным восприятием произведений ис -кусства.

3. В использовании изобразительного искусства при изучении обзорных тем должна осуществляться определенная система. Только в этом случае оно оказывает положительное влияние на учебный процесс и способствует формированию представлений.

Научная новизна. Новизна проведенного исследования заключается в психолого-педагогическом обосновании методической целесооб с) V разности выделения проблемы - герой и время - при изучении обзорных тем.

Новыми явились в исследовании принципы отбора литературно-ху-дожественного материала, способствующего стимулированию конкретно-образного восприятия обзоров.

В значительной степени новым оказался раскрытый в диссертации подход к произведениям изобразительного искусства, привлекаемым на уроки и внеклассные занятия: система в их отборе, компановке, в сопоставлении их с литературой. Постоянная демонстрация произведений изобразительного искусства в соотнесенности с литературным материалом обеспечивала богатство зрительных впечатлений и яркость конкретных представлений учащихся при изучении обзорных тем.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические пути формирования представлений учащихся вооружают учителя методикой работы над важнейшими звеньями школьного курса литературы, способствуют созданию целостного осмысления историко-литературного процесса. Выявленные принципы отбора художественного материала и конкретная методика его анализа на уроках и внеклассных занятиях в процессе изучения обзоров позволяет активизировать учебный процесс и добиться осознанных представлений и знаний учащихся о культуре определенных исторических периодов. Помимо использования в школьной практике, результаты исследования могут быть рекомендованы также для включения в лекционные курсы, практические и семинарские занятия по методике преподавания литературы в педагогических яузах.

Апробация работы. С изложением основных установок и выводов исследования диссертант выступал на курсах усовершенствования учителей в Новокузнецке, Прокопьевске, Осинниках, на Герценовских чтениях в ЛГПИ им.А.й.Герцена, в ОИУУ Ленинграда и Новгорода.

По материалам диссертации опубликованы статьи: "К вопросу об использовании живописи в развитии речи старшеклассников" /в соавторстве с С.И.Иванищевым/ - в сб.: "Методика преподавания литературы в средней школе", вып.2. Л., 1876; "Формирование представлений о новом герое /раздел"Введение" в 10 классе/ - в сб.: "Развитие творческой активностя школьников в процессе преподавания литературы". Л., 1978; "Армирование представлений учащихся об исторической эпохе" - в сб.: НИШ /в печати/. В соавторстве с научными сотрудниками Кемеровского областного музея в г.Новокзгзнецке Т.А. Бобровской, Е.Я.Ермолаевым создан каталог "Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства". Л., "Художник РСФСР", 1969 - 115 с., с иллюстрациями.

Объем я структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего материалы формирующего эксперимента. Работа изложена на 186 страницах машинописного текста. Список литературы включает 230 наименований работ. Приложение содержит сочинения учащихся, викторину, текты экскурсий.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

5. Результаты исследования показали, что использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы при изучении обзорных тем должно носить не случайный, эпизодический характер, а стать системой, формирующей совместно с литературой яркое "видение*1 своеобразия эпохи и ее героя. Такая система была свзда-на в экспериментальных классах с помощью выставок произведений изобразительного искусства, ставших составной частью всей работы по обзорам.

6« В диссертации не только научно обоснован и экспериментально проведен отбор произведений живописи, графики, скульптуры в соответствии с характером изучаемого историко-литературного периода, но и осуществлен подход к ним как к самостоятельным видам искусства, обладающим своей спецификой и требующим специальной организации восприятия их идейно-художественныхюособенностей.

7. В исследовании доказано, что целенаправоенная, систематическая, активная работа учащихся с произведениями искусства развивает их умение видеть опецифику языка искусства, учит сопоставительному анализу литературы и живописи, формирует осознанное восприятие и совершенствует качество представлений.

8. Материалы исследования могут быть условием успешного осуществления межпредметных связей в изучении историко-литературно-го курса, т.к. раскрывают значение изобразительного искусства как одного из действенных средств формирования представлений учащихся об изучаемой эпохе, глубоких знаний об общности всех видов искусств в историко-художественном процессе. Систематическая работа с произведениями изобразительного искусства благотворно влияет и на усвоение ими литературного материала, развивает, совершенствует речь учащихся, обогащает их кругозор искусствоведческими знаниями.

Все это вместе взятое формирует диалектико-материалистическое мировоззрение старшеклассников, способствует глубокому и осознанному восприятию ими историко-художественного процесса в курсе литературы старших классов. Дальнейшая разработка проблемы использования смежных искусств на уроках литературы должна дать обоснованную единую систему изучения обзорных тем в историко-литера-турном курсе 8-10 классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

I. Изучение обзорных тем в историко-литературном курсе стар» ших классов является важным звеном в формировании «наний учащихся об общих закономерностях историко-художественного процесса. Обзорные темы позволяют раскрыть диалектику историко-художественного развития, показать, как в искусстве отражается общественное сознание и какова роль самого искусства в его формировании.

- 185

2. Глубокое восприятие и усвоение обзорных тем возможно только при четкой организации изучаемого материала вокруг определенных проблем. В качестве ведущих в курсе 10 класса нами были выделены проблемы героя и исторического времени.

3. Так как до сих пор обзорные теш воспринимаются учащимися отвлеченно, без опоры на чувственный опыт, мы поставили целью добиться конкретно-образного эмоционального восприятия учащимися обзорного материала на основании ярких, четких представлений о времени и герое и осуществили это в опытно-экспериментальной работе.

4. В нашем исследовании впервые в методике преподавания литературы обоснованы принципы включения в классную и внеклассную работу по литературе произведений изобразительного искусства, способствующих созданию у учащихся ярких, наглядных представлений об изучаемом историческом периоде.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жерлицына, Валентина Станиславовна, Ленинград

1. Ленин В.И. Поли.собр.соч. Изд.5-е. М.: Политиздат, 1974, т.35 - 599 с.

2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.36 741 с.

3. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.39 623 с.

4. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.49 706 с.

5. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1947 , 469 с.

6. Ленин В.И. Сочинения. Изд.4-е. Госполитиздат, 1954, т.14 368с.

7. Аболина Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма. М.: Изд-во Акад.худо-жеств СССР, 1962 79 с.

8. Адорова Н.В. Методические основы изучения школьного курса советской литературы в ее историческом движении. Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1977 20 с.

9. Акимов В. В спорах о художественном методе. Л., 1979 375 с.

10. Александрова М.Н. Изучение древнерусской литературы и литературы 18 века в связи с живописью в 10 классе средней школы. Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1953 16 с.

11. Алпатов М.В. Ф.Буслаев и русская наука об искусстве. Искусство, 1968, № 8, с.61-67.

12. Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л.: Советский писатель, 1966 -243 с.

13. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945 160 с.

14. Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке. В кн.: Философские записки. Вопросы психологии. Изд^во АНН СССР, 1950, т.5, с.59-98.

15. Андреев Ю.А. Художественная летопись революции. Литература вшколе, IS67, № 5, с.18-24.

16. Андреев TD.А. Революция и литература. Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление содалис-тического реализма /20-30 г.г./ Изд.2-е, М.: Худ.лит., 1975 - 446 с.

17. А рнхейм.Р .Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 - 392 с.

18. Архипова Н.М. Лирическая поэзия на уроках литературы в старших классах. Автореф. Лис. канд.пед. наук М., ЛГПИ, 1967 -24 с.

19. Балталон Ц.П. Хрестоматийная система и новые методы. СПБ. 1914 - 88 с.

20. Бедный Д. Собр. соч. в 5-ти т., т.2 М.: Гослитиздат, 1954 -468 с.

21. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977 - 254 с.

22. Баранов В. Революция и судьба художника. А.Толстой и его путь к социалистическому реализму. М.: Сов. писатель, 1967 462 с.

23. Беленький Г.И., Колокольцев Н.В., Лондон Б.К. О преподавании литературы в старших классах одиннадцатилетней школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 - 152 с.

24. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшеклассниками. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965 - 19 с.

25. Берхин И.Б., Федосов И.А. История СССР. Учебник для 9 класса.-М.: Просвещение, 1977 383 с.

26. Бехер И.Р. В защиту поэзии.* NT.: Изд-во иностр. лит., 1959 -373 с.

27. Блок A.A. Записные книжки /1901-192О/. М.: Худож. лит-ра,1965 663 с.- 189

28. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Вопросы психологии: личности школьника М.: Издательство АПН РСФСР, 1961 - 407 с.

29. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1968 - 206 с.

30. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. М.: Сов. художник, 1962 -403 с.

31. Бочкарева Т.И. Слово и образ в формировании у учащихся 7-10 классов понятия типичного литературного персонажа. Автореф. Дис. канд. пед. наук по психологии. Л., 1952 - 12 с.

32. Бройтман Б. Урок, посвященный творчеству М.Светлова. Литература в школе, 1970, № 5, с.80-82.

33. Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л.: Наука, 1975 279 с.

34. Букина В.Е. Формирование представлений у школьников 4-го класса. Автореф. Дисс. канд пед. наук. Л., 1963 - 18 с.

35. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т.1,П. Изд. Кожанчикова. СПБ, 1861 643 с.

36. Бушмин А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1971 130 с.

37. Васильева В.М. Формирование у школьников 7 классов приемов анализа памятников искусства на уроках истории культуры. Дисс. канд. пед. наук Л., 1969 - 365 л.

38. Васильева С.А. Психологический анализ отношения подростка к изобразительному искусству. Автореф. Дис. канд. пед. наук. M., 1972 25 с.

39. Волков A.A. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. /Учебник для пед. институтов/. Изд.5-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1970 - 527 с.

40. Волков H.H. О восприятии картины.- Искусство,1965,,§ I,с.35-40.

41. Волков H.H. ьосприятие произведений живописи и скульптуры. -В сб.: Художественное восприятие. Л.: Наука, 197I - 387 с.

42. Волков H.H. Восприятие картины. Пособие для учителя. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 - 32 с.

43. Володина И.В. Синхронное изучение литературы и искусства на уроках и факультативных занятиях как средство литературногои эстетического развития учащихся. Дис. канд. пед. наук -Л., 1972.

44. Воронин Л. Сабля да книга, чего еще? /Советская романтическая поэзия 20-х годов/. Литература в школе, 1972, № I, с.8-18.

45. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976 - 383 с.

46. Всеобщая история искусств, в 6-ти т., т.6. М.: Искусство, 1966-408 с.

47. Выготский Л.С. Развитие высших психических функшй. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960 - 500 с.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Искусство, 1968 376 с.

49. Гаршин В.М. Рассказы. Л.: Худож. лит. Ленингр.отделение, 1978 - 316 с.

50. Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. М.: Худ. лит., 1971-ЗОЗс.

51. Гафурова Х.М. Формирование представлений учащихся 5-6 класса. Автореф. Дис. канд. пед. наук. Л., 1964 - 20 с.

52. Глинтерщик Р.В. Формирование образного видения и мышления учащихся на уроках литературы в средней школе. Автореф. Дис. канд. пед. наук Л., ЛГПИ, 1967 - 230 с.

53. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. Пособие для преподавателей литературы и студентов литературных факультетов. Изд. 2-е. М., 1941 - 344 с.

54. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1962 - 495 с.

55. Гомберг-Вержбинская ЭЛ. Русское искусство и революция 1905 года. Графика. Живопись. Л.: ЛГУ, I960 - 176 с.

56. Горький A.M. Собр. соч в 30-ти т., т.23 М.: Гос. изд. худ. лит., 1953 - 464 с.

57. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти т., т.25. М.: Гос. изд. ХУД. лит., 1953 520 с.

58. Горький A.M. Собр. соч., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.

59. Горький A.M. Собр. соч., т.29. М.: Гослитиздат, 1954 672 с.

60. Горький A.M. Собр. соч., т.30. М. : Гослитиздат, 1955 819 с.

61. Горький A.M. Собр. соч. в 18-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, I960 424 с.

62. Горький A.M. Письмо к Андрееву Л. М.Горький и Л.Андреев. Неизданная переписка. - Литературное наследство, т.72. М. : Наука, 1965 - 630 с.

63. Горький A.M. Письмо к А.К.Воронскому. Горьковские чтения 1953-1959. - М.: Изд-во АН СССР, 1961 - 451 с.

64. Гречинская B.C. Система использования изобразительного искусства при изучении русской литературы /8-10 классы/. Автореф.

65. Дис. канд. пед. наук Киев, 1973 - 23 с.

66. Грознова Н.А. Ранняя советская проза I9I7-I926. Л.: Наука, 1976 - 203 с.

67. Гусарова А.П. Мир искусства. Л.: Художник РСФСР, 1972 - lile.

68. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972 - 423 с.

69. Дикушина Н.И. Октябрь и новые пути литературы. Из истории литературного движения первых лет революции I9I7-I920 г.г.1. М.: Наука, 1978 271 с.- 192

70. Дмитренко Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися 5-6 классов.- Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1971 24 с.

71. Драгомирецкая Н. Социалистический реализм и художественное развитие человечества.- В сб.: Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966 563 с.

72. Есенин С. Собр. соч. в 5-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, 1962 -455 с.

73. Жерлицына B.C., Бобровская Т.А., Ермолаев Е.Я. Каталог, Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в г.Новокузнецке.- Л.: Художник РСФСР, 1969 115 с. с иллюстрациями.

74. Жерлицына B.C., Иванищев С.И. К вопросу об использовании живописи в развитии речи старшеклассников.- В сб.: Методика преподавания литературы в средней школе. Вып.2. Л., 1976, с.32-43.

75. Жерлицына B.C. Формирование представлений о новом герое. /Раздел "Введение" в 10 классе/- В сб.: Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., 1978, с.54-100.

76. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, i960- 311 с.

77. Збарский И.С. Труд это написано на красном знамени революции /Литературная летопись героического труда советского народа в обзорных темах X класса/ - Литература в школе, 1977, № 5, с.26-37.

78. Зингер Л. Портрет в русской советской живописи. Л.; Художник РСФСР, 1966 - 157 с.

79. Золотарев С.А. Теория словесности. Киев, Изд-во Сотрудник, I9II 187 с.

80. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений- 193 и воображения. Известия АПН РСФСР, вып.76, 1956 - с.1-17.

81. История русского искусства. Изд-во Акад. художеств СССР. М., 1961 315 с.

82. История русского искусства. Под общей ред. акад. И.Э.Грабаря /и др./. М.: Изд-во АН СССР в 13-ти т., т.10, кн.1, 1968,511с.

83. История русской советской литературы /Учебы, пособие для филолог. фак. ун-тов/. М.: Высшая школа, 1974 736 с.

84. История русской советской литературы / Учебное пособие для пед.институтов/. М.: Просвещение, 1975 496 с.

85. История русской поэзии в 2-х т., т.2. Л.: Наука, 1969 459 с.

86. Каким должен быть учебник по истории литературы для средней школы. Литература в школе, 1937, № 6, с.55-60.

87. Карпенко Н.М. Тезисы диссертации К проблеме зрительных представлений. Л.: ЛГУ, 1947 - 3 с.

88. Карпов А. Строки на размер страны. - Литература в школе, 1968, № 5, с.10-16.

89. Касторский С. Художественная картина на уроках литературы. М.: Работник просвещения, 1930, 134 с.

90. Квятковский Е.В. Методика изучения обзорных тем по советской литературе. М.: Просвещение, 1955 93 с.

91. Квятковский Е.В. О некоторых аспектах проблеш изучения художественной литературы в общеобразовательной школе. Автореф. Дис. доктора пед. наук. Л., 1970 31 с.

92. Квятковский Е.В., Фехт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов. М.; Педагогика, 1974 160 с.

93. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе /1920-е годы/. Л.: Наука, 1980 III с.

94. Кеменов В.С. В.И.Суриков. В кн.: История русского искусства. Под общей ред. И.Э.Грабаря /и др./, т.9, кн.2. М.: Наука,1965 -442 с.

95. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975 -280 с.

96. Корсунский С.Н. Применение средств наглядности при изучении литература в старших классах средней школы. Автореф. 1ис. канд. пед. наук. Гурьев, 1970.

97. Короленко В.Г. Дневник /1881-1893 г.г./, т.1. ГИЗ Украины,1925 225 с.

98. Короленко В.Г. Собр.соч. в 10 т., т.2. М.: Гослитиздат,1954 479 с.

99. Куприн А.И. Собр.соч. в 6 т., т.2. М.: Гослитиздат, 1937 -590 с.

100. Курдшова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М.: Просвещение, 1974 Г75 с.

101. Лобанов В.М. Богатыри. В кн.: Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX в., кн.Х. Л.: Художник РСФСР, с.166-379.

102. Лукьянова С.И. Жизнь А.С.Голубкиной. М.: Детская литература, 1965 108 с.

103. Любарева В.П. Советская реалистическая поэзия /Тихонов, Светлов, Багрицкий/. М.: Высшая школа, 1973 310 с.

104. Малышкин А.Г. Собр.соч. в 2-х т., т.1. М.: Правда, 1965 -543 с.

105. Шмин-Сибиряк Д.Н. Собр.соч. в 8 т., т.З. М.: Гослитиздат,1954 632 с.

106. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. -В сб.: Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971 238 с.

107. Маяковский В.В. Собр.соч, в 13 т., т.12. И.: Гослитиздат,1955 715 с.- 195

108. Маяковский B.B. Собр. соч. в 6-ти т., т.5. М. : Правда, 1973 -366 с.

109. МейлахБ.С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества. Вопросы литературы, 1964, $ 3,с.3-16.

110. Мелик-Яашаев A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности. Вопросы психологии, 1975, № 4, с.108-117.

111. НО. Метченко А. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд.2-е. М.: Сов. писатель, 1975 487 с.

112. Методическое руководство к учебно^ пособию "Русская советская литература" для 10 класса под ред. проф.В,А.Ковалева. М. : Просвещение, 1977 288 с. - Збарский И.С. Обзорные темы в курсе советской литературы, с.43-69.

113. Мирецкая Н.В. Методика использования смежных искусств в процессе преподавания литературы в старших классах. /Проза Чехова, лирика Маяковского/. Автореф. Дис. канд. пед. наук.1. М., 1974- 30 с.

114. ИЗ. Миронов Г.М. Короленко. ЖЗЛ. М. : Молодая гвардия, 1962 367с.

115. Митяева З.А. Активизация изучения литературы в старших классах средней школы с помощью изобразительного искусства и музыки. Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., 1967 23 с.

116. Михайловский Б.В. Изображение пролетариата в литературе второй половины XIX-начала Л века. /К вопросу о новаторстве Горького в романе "Мать"/ В кн.: Горьковскигё чтения 1959-1960 г.г., т.90. М.: Изд-во АН СССР, 1962 - 283 с.

117. Михайловский Б., Тагер Б. Творчество Максима Горького. Изд.З. :!• : Просвещение, 1969 335 с.

118. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976 224 с.

119. Муратова К.Д. Возникновение социалистического цеализма в русской литературе. М.-л.: Наука, 1966 279 с.

120. Муратова К.Д. Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972 283 с.

121. Наглядные пособия по литературе в старших классах средней школы. Ред.-сост. Чунихина Л.В. М.: Просвещение, 1966 102 с.

122. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1972 343 с.

123. Никифорова О.й. Психология восприятия художественной литературы. М.: Наука, 1972 152 с.

124. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. Пособие для учителя. Изд.2-е, доп. М.: Учпедгиз, 1963 291 с.

125. Нодель #.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе. Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., 1973 29 с.

126. Овчаренко А. М.Горький и художественные искания XX столетия. М.: Сов. писатель, 1971 ,, 295 с.

127. О построении программы по литературе в 10 классе.- Литература в школе, 1958, I 2, с.48-50.

128. Орлов В.Н. А.Блок. М.: Гослитиздат, 1956 262 с.

129. Орлов В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Худож.лит., 1976 367 с.

130. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки, т.2. Л.-М.: Искусство, 1945 192 с.

131. Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1964 471 с.

132. Павловские среды, т.Ш. М.-Л.: АН СССР, 1949 516 с.

133. Парыгина B.C. Внеклассная работа по литературе в советской школе 20-х годов /1917-1927 г.г./.Дис. канд.пед.наук, Л., 1978.- 197

134. Петров В.Н. Мир искусства. В кн.: История русского искусства. М.: Наука, 1968, т.10, кн.1, с.341-486.

135. Петров В.Н. Мир искусства /альбом/. М.: Изобразит.искусство, 1975 247 с.

136. Петровский A.B. Общая психология. Учебник для пединститутов. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 479 с.

137. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство /18-1 пол.19 в./. Очерки. М.: Наука, 1966 293 с.

138. Плукш П.П. Формирование и развитие социалистического реализма. М.: Просвещение, 1973 336 с.

139. Подкопаева Ю.Н., Свешникова А.Н. К.А.Сомов и его литературное наследие. В кн.: Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники, суждения современников. М.: Искусство, 1979 - 624 с.

140. Поспехов И.М. Основные особенности понимания литературного персонажа учащимися 8 и 10 классов средней школы. Автореф. Дис. канд.пед.наук. м., 1956 16 с.

141. Предтеченская Л.М. Вопросы художественной культуры в школьном курсе новой и новейшей истории. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973 214 с.

142. Преподавание литературы по новым программам. Методическое пособие. Под ред. Н.И.Кудряшева. М.: Просвещение,1970- 247 с.

143. Программы средней школы /8,9,10 годы обучения/. Литература. Наркомпрос РСФСР, 1933 40 с.

144. Программы средней школы. Литература. 8-10 классы. М.: Учпедгиз, 1949 55 с.

145. Программы средней школы. Литература. 8-10 классы. М.: Учпедгиз, 1951 55 с.

146. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. 4-6 классы. М.: Просвещение, 1977.

147. Программы восьмилетней и средней школы. История 9-10 классы. М.: Просвещение, 1977 III с.

148. Программы восьмилетней и средней школы на 1978/79 учебный год. Литература. 4-10 классы.^ М.: Просвещение, 1978 62 с.

149. Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Л.: Сов.писатель, 1959 586 с.

150. Пружан И.Н. Константин Сомов /альбом/. М.: Изобразит, искусство, 1972 127 с.

151. Прытков В. Н.Ярошенко. М.: Искусство, I960 320 с.

152. Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. /Сборник статей/ Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975 - 132 с.

153. Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Очерки. М.: Искусство, 1972 271 с.

154. Пьяных М.Ф. Русская поэзия революционной эпохи I9I7-I929 г.г. /Проблематика и поэтика/. Лекции ЛГПИ. Л., 1979 52 с.

155. Разумовская C.B. Петр Щухмин. Л.: Художник РСФСР, 1966 102с.

156. Рез З.Я. Методика изучения лирики в школе. Дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1970, т.1 389 е., П - 664 с.

157. Рез З.Я. Лирика А.Блока в школьном изучении. Методические рекомендации. Л /ЛГПИ/, 1975 41 с.

158. Роговер Е.С. Проблемы эстетического образования на уроках литературы в средней школе. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1974 208 с.

159. Рождественский Б.В. Особенности курса истории русской литературы в старших классах средней школы. Литература в школе, 1949, №2, с.45-57.- 199

160. Розенблат Г.Г. К вопросу о теоретических основах принципа наглядности и об образовательном и воспитательном значении художественных картин на уроках литературного чтения. Ученые записки ЛГПЙ, 1955, т.105, с.91-139.

161. Розенблат Г.Г. К вопросу об истории наглядного преподавания литературы в средней школе. Ученые записки ЛГПИ, 1956,т.114, с.211-247.

162. Розенблат Г.Г. Наглядность на уроках литературы в 5-7 классах средней школы. Автореф. Лис. канд.пед.наук. Л., 1953

163. Роткович H.A. История преподавания литературы в советской школе. /Учебное пособие для филолог, специальностей пед. ин-тов/. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1946 704 с.

164. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958 147 с.

165. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1956 696 с.

166. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 423 с.

167. Русская литература в 9 классе. Мзтодическое пособие. М.: Просвещение, 1975 368 с.1674.Русская художественная культура конца ПХ-начала XX века / /1895-1907/ М.: Наука, 1969 - 402 с.

168. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966 203 с.

169. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 -611 с.

170. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 504 с.

171. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х- 200 годов. Очерки. M.: Искусство, 1971 143 с.

172. Сарабьянов Д.В. Русские живопивцы начала XX века. Новые направления. Л.: Аврора, 1973 207 с.

173. С веком наравне. М.: Молодая гвардия, 1969 464 с.

174. Седых М.Н. Исследование представлений старших школьников о литературных персонажах. Автореф. Дис. канд.пед.наук.1. M., 1962 18 с.

175. Серафимович А. Железный поток. Рассказы. М.: Изд-во Худож. лит., 1979 494 с.

176. Серафимович A.A. Собр.соч. в 10-ти т., т.4. M., 1948 426 с.

177. Серафимович А. Из истории "Железного потока" /сборник/. М. : Советская Россия, 1976 ПО с.

178. Серов В.А. Репину И.Е. 20 янв. 1905 г. Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка, т.З. М.-Л.: Искусство, 1948.

179. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гослитиздат, 1947 647 с.

180. Сеченов И.М. Избранные произведения, т.2. 2-е изд. М. : Учпедгиз, 1958 413 с.

181. Скобелев ВЛ. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. К проблеме народного характера. Воронеж, 1975 -341 с.

182. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971 271 с.

183. Советские писатели о литературном труде, т.4. Л., 1956, 619с.

184. Совещание актива при редакции журнала "Литература в школе"-Литература в школе, 1937, № 4, с.85-89.

185. Соколов E.H. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов.- Вопросы психологии, 1962, № I, с.81-88.- 201

186. Соколов H.M. Картина как пособие на уроках родного языка.-Русская школа, 1912, № I, с.45-85.

187. Соколов Н.М. Указатель картин к урокам русского языка и беседам на гуманитарные темы. Русская школа,1914, № I, с.1-52.

188. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе. М.-Л., 1928 160 с.

189. Сотников А.Т. Произведения изобразительного искусства при изучении советской литературы в 10 классе средней школы. Автореф. Дис. канд.пед.наук. M., 1953 28 с.

190. Сотников А.Т. Литература и изобразительное искусство в X классе средней школы. Пособие для учащихся. М.: Учпедгиз, 1959 73 с.

191. Спасская К.П. Методические указания к преподаванию литературы в 10 классе. М.: Учпедгиз, 1952 191 с.

192. Спасская К.П., Шпет С.Г. Методические указания к преподаванию литературы в 10 классе. Пособие для учителя. М.: Учпедгиз,1955 304 с.

193. Станчек H.A. Изучение лирики и поэм Янковского в школе. Л.: Просвещение, 1972 239 с.

194. Стернин Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 в.в. М.: Искусство, 1970 293 с.

195. Сурис Б.Л. Русская живопись конца XIX-начала XX века. Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX века, кн.1. Л.: Художник РСФСР, 1966 -с.353.

196. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947 335 с.

197. Терентьев В.А. Раскрытие сюжета художественной картины в процессе ее восприятия. Автореф. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973-21 с.

198. Тимофеев Л., Устюжанин Д. Приступая к советской литературе. -Литература в школе, 1968, № 4, с.4-13.

199. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности /из опыта советской литературы/. Л.: Наука, 1975 191 с.

200. Типологические соответствия литературы и изобразительного искусства. Киев-Одесса: Вища школа, 1975 171 с.

201. Тоддес О.Я. Картина на уроках литературы. В кн.: Очерки по методике преподавания литературы в средней школе. Сб.статей. Под ред. О.А.Моденской и Л.С.Троицкого. Л., 1940 - 226 с.

202. Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды. М. : Изд-во Акад.художеств СССР, 1961 56 с.

203. Троицкая Л.И. Методика обзорного изучения советской многонациональной поэзии в школе. Автореф. Дис. канд.пед.наук.1. Л., 1978 19 с.

204. Туаева З.й. Изучение обзорных тем в 10 классе осетинской школы. Автореф. Дис. канд.педнаук. M., 1971 20 с.

205. Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти т., т.12. М. : Гослитиздат, 1958 695 с.2С6. Удонова З.В. Горький в борьбе с декадентами. М.: Сов.Россия,1968 192 с.

206. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР, 1961 210 с.

207. Устюжанин Д. Рождено революцией. Литература в школе, 1967, гё 2, C.3-II.

208. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.6. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1949 448 с.

209. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.8. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР 776 с.

210. Фадеев A.A. За 30 лет. Избр. статьи, речи и письма о литера- 203 туре и искусстве. Изд.2-е. М.: Сов.писатель, 1959 986 с.

211. Филиппович Й.В. Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы XIX века. М.: Учпедгиз, 1958 128 с.

212. Гурманов Д. Собр.соч. в 4-х т., т.4. М.: Гослитиздат, 1961 -528 с.

213. Хватов A.A. Малыжин. Очерк: жизни и творчества. М.-Л.: Гослитиздат, 1959 222 е., с.19.

214. Халаминский Ю. М.Б.,Греков. М.: Искусство, 1956 139с.

215. Христенко М.А. Связь классных и внеклассных занятий при изучении обзорных тем в старших классах. Автореф. Дис. канд. пед.наук. М., 1975 26 с.

216. Чехов А.П. Цит. по кн.: Горький А.М. Собр.соч.в 30-ти т., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.

217. Чунихина Л.В. Использование произведений живописи при изучении литературы в старших классах средней школы. Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., 1949 20 с.

218. Шаляпин Ф.И. Статьи, высказывания, воспоминания, т.2. М.: Искусство, i960 631 с.

219. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 303 с.

220. Шемякин Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Вопросы философии, 1952, № 2, с.98-111.

221. Шещуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Московский рабочий, 1970 352 с.

222. Шолохов М.А. По велению души. Статьи, очерки, выступления, документы. М.: Молодая гвардия, 1970 399 с.

223. Штайбок A.A. Образный строй в произведениях живописи и литературы. Литература в школе, 1965, № I, с.16-28.

224. Щиряков H.H. Система работы над произведениями изобразительно- 204 го искусства на уроках литература /9-10 классы/. Минск, 1963. Автореф. Дис. канд.пед.наук.

225. Щиряков H.H. Изобразительное искусство на уроках литературы /8-10 классы/. Минск: Нар.освета, 1968 170 с.

226. Щукин А.Н. Наглядные пособия на уроках литературы в IX классе. М.: Учпедгиз, 1961 182 с.

227. Юркевич Т.Г. Наглядность в преподавании литературы. М.: Учпедгиз, 1955 103 с.

228. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964 86 с.

229. Яхонт О.В. Советская скульптура. Пособие для учителя средней школы. М.: Просвещение, 1973 223 с.