автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение драматических произведений родной литературы в старших классах татрской школы
- Автор научной работы
- Закирзянов, Альфат Магсумзянович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Изучение драматических произведений родной литературы в старших классах татрской школы"
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНА ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА' ОБРАЗОВАНИЯ РФ,
Специализированный сове? К ИЗ.09.01
На правах рукописи
ЗАКИРЗЯНОВ Альфаг Ыагсуизянович
ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Б СТАРШИХ КЛАССАХ ТАТАРСКОЙ ШКОЛЫ
13.00.02 - иегодикй преподавания литературы
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Коокна - 1993
Работа выполнена б шсктуте национальных проблем образования ¡.Ьшистерства образования Российской Федерации.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, стар-
ешЕ научшй сотрудник С.К.Бирюкова
Официальные оппоненты - доктор педагогичесюзс наук, ' профессор Ю.Черкезова
- кандидат педагогических наук Р.З.Хайруллиз
Ведущее учреждение - Казанский государственный
педагогический .институт
оаетта диссертации состоится "_"_ 1995г.
в _ часов на заседании специализированного совета
К 113.09.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в ¡'¡цстатуте яащгональнкх проблем образования шО ТФ (105077, г.иосква. уд.Бервошйская, 101). ■
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1!нстктута.
Автореферат разослан "_"_ 1993г.
Ученый секретапь
специализированного совета ■
кандидат педагогических наук и и
Ы.Г.Борисенко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
С изиенениеи соцяально-лодятичаских и экономических стерэо-5ЕЯ03 порэд национальной пяодой всгала серьезная задача гуманизация а гунанитаризации лигэратурпого образозгния, решение которой нзвозаогно без взизнения ..всей састеиы школьного обучения ля-зэрагурз, s частности, йзугзяяэ драиатургии. Оообое зяачениа срзобратаа? сроблеаа вогкх качостзевввх подходов ко всей сястзие лягерагураого образования э стзрпнх классах.
Успепшоз рзывнио слозшх ыотодпчзоких запросов, связанных с изучением дрзиатяческ'.х проазвадбгшй возискко лшзь тогда, когда i., процесс? анализа.арапзвадзаай saro адя акого драиатяческаго рода Судет учитываться спзгчфика завра, способа я пряеыы аетивиза-цвя хоспрвятия худогестввнвого авкота, а гакза.звииательноз отио-пвние к авторокой позацяз а ого худо»стленнону мастерству.
. - Отдельные вопроса азу?еная дракагичаскшс произведена^ сзоэ-осве^зняв нагая зиз а работах доравояйциоязюс нзсодастов (B.H.Csod-яйн, В.И. Водовозов, З.П. ОстрогорзглЭ, В.П.-Шврзнзгэвскиа) и бшш продолжены а. трудах вадайянх русакях изнодястоз 2Q-30-I „ годоа (U.A. Ркбнзкоза,.З.В. Гояубкоэ п др.). Дальвейяоа-разватае эта яробяэаз получюз s ясоладэвзпаязс неюдзстоз как русокой (A.C. Айзарнаа, Г.И. БаязнькаЙ, Í.P. Браге» З.Б..Бутовская, . H.a. Данядова, Т.С, Заиагсгз, Е.О. Sopor, H.H. Кудрпеов, В.Г.Ца-рзздаая, Я.Я. Мещерлковз, H.A« Сзвкзевская и др.), гак и-надяо-пальяоЭ ияоаы (а.Г. Ауи?тзгясв, С.К. Еярокова, И.П. Боргоякоза, H.H. Вербовая, В.В. Гсрбупоз, С.Г. Кохзгзлозз, P.A. Хяуабитз, Т.Ф. Курдвмовз, А.А.-ЛягавЗг Н.В, Мальцева, ИЛ. Майорова, K.II. Hapsos, А.З. Натыотулляв, Я.С..Русаеа, S.3. Тодороз, 8.В. Чзрквзова, С.Н. ЕзЗгявз з др.)....... . . . _ .
. - Однако лрэ-'атлчесгах проаэзедеаий родной .литерату-
ра s-asapsgx. взаесах «агаре;» S вкота .почта не-разрабогаво, - что езрмзяо сказываемся as рабс-о ^чятаяя. - Все зто црлзело sao s гиводу о необходимости Залез аяроного исследования данной прзб-деиы.
Объектом зеслекозанад s3ssc*ca провесе изучена» араиагвчео-
лх яронзвздевиа ва ypousx рдзоЗ лззаратуры a старзих вдосах татарской пколы.
Пвэдмауои ¡мсазяоаетд юясзта создавав азтодическай сястс-
кы изучения драматических произведений.
Ыэтодологическто основу -ддссеотаиии составляв! $аявейаве философские представления о диалектике общего, особенного а единичного; достижения современного. литературоведения, в частности, татарского; основополагающие принципы психологии, дидактики в педагогики.
Целью исследования является олределепг.в на основе научного эксперимента наиболее эффективных путей и возмогло сгей. изучения драматических произведений в старших классах, которые способствуют повышению содержательности урока, развивают шелительпуп . деятельность и. самостоятельность учакюсся, а.такго лозигавт интерес к литературе вообще и драматическому произведению, в частности.
----Для достияения этой цела необходим было решить следующие
задачи;
- на основе.анализа сувеотвущиз програш и учебников пд татарской литературе определить роль а место драматических пэдцдг ведений в общей системе литературного образования;
- в процессе изучения обобщенного опыта словесников татарской литературы, проведения анкетного опроса учителей и учацихс^ анализа устных и письменных ответов школьников выявить трудное^' изучения драматических произведений; • -
- . изучить и проанализировать работа ^етрдистов различных
национальных окол по проблеме теш. исследования; . .....
- - исходя из современных условий определись, рс^овдге ципы изучения-драматических произведэниЯ в-нацио|?адьно| -
. .. . - разработать и. научно обосновать иегодизед^' {!р:
чения драматических произведений .в схараях кпасад щ чеокои и обзорном изучении творчества авторов.
В соответствии с целью и задачам цсолодоврзбр ря проведения экспериментов била ввдвивута следующая работа 'гипотеза: - .. восприятие и усвоение драматических-произведен^ учащимися стор-ийх "классов будет эффективным, если:
. - анализ драматического произведения осуществляться
с учетом аанровой специфики драматургия, гуманистической направленности всего процесса литературного образования, а такяе прин-
йплое', бпрздтаЬзих знакомство о драматургией как видом искусства
ШЩ .
- ¿а йсех этапах изучвккя драыатесхого произведения будут пршйвтбов различные катода,-приемы а формы работы, способст-вуацке бояеэ глубокому раскратка проблематики я поэтики художественного текста, а такха рэзвлгин зезниЯ, уыеяий и навыков сано-стоятельяой тзорчзсЕоЛ рабош вяолыпксов;
- ацалкз драцагачеокях. ппэизгздшвй будет производиться с опорой па ех ПЕЦйоналйЕОЗ огоеобрззко, а такие на основе сравнения и сопоставления спокзведеннй родной или другях национальных литератур.
Для рзшезая пэсгазленнь'х зздач я.проверки выдвинутой гипотеза использовалась оледуюзде нетодн научного яссладоваяия:
. - теоретический (пзучскиз. литературоведческой, методической, псахолого-педагогкчвсЕОй литературы по ггкз исследования);
- соцполого-педагогяческяй (анализ прогрзии и учзбяаяов в аспекта исследуекой лробязвы; анкетирование, беседы, анализ устных в пиашеннкх отвегоз учащихся, аабладзнвз н^д работой сло-взенигоа я пкодьпахоз в процесса. гкапериконталвного обучения);
- зквявртгентаяьяаЯ (гднасяткрувций, коррактяруяздй. эксперименты, а такжа.обучаэдий зхспергкзпт па предлогзяйой смотано);
- сгаггкяйчгазЗСкояячаагзвйкна а качзстззинкй анализ результатов зкоаэриаеата).
йсследовааяз проводилось в тра згзпз о учетоа констатирующего зксперянеята (1983-1987), коррзктируэдого (1988-1990). и форшфувцего (1991-1992). На лервоа этапа были опрздзленн пред-нзт, обьеят, задача исзлодоезвея, азучахаоь язтодичюкая лзтера-тура по пробдсшэ, рззрзбатгаплсс& шщепция исследования..На второй а трсз&ец этапах создавалась иетодяпа обучения, проверялась предложенная свивка асзояьзоввная оптимальных иетодов, приемов .. я фора яря яэучзпяя дранатзоких произведений а старших классах.
Научная яовязяд всеаздаваияя в *оа, что в езн:
.. - заявлена а обссаогзна сБэцвфика изучэвия дранат..чосках . . произведений родной литерагурн а старших клаосах татарской наглы;
. -определена зоэкоакостя и путя использования эффезтязных методов, арааноз и фора изучая драизтнчасннх произведений;
- ва основе эясаеракентальия материалов охарактеризована
и обоснована шгодике изучена» ярмгатесквх лроазгегеикй в татарской школе.
Практическая значимость исследования захяачаеася в гои, .что разработанная и экспериментально апробированная нетодика изучения драматических произведений пакет бить иснояьзована не только в татарской, но и б других национальных пколах РФ, а такке авторами программ и учебных пособий по литературе.
Апробация и внедрение результатов исследований осуществлялись в ходе опытно-экопернквнтальной работы, в выступлениях на Республиканских научно-практических конференциях (Казань, 1931, 1992), кегодичесхих семинарах и созездкикх учителей татарской литературы. Основные теоретические .в практически« уаторпаян, опубликованные в печати, попользуются на курсах повышения квалификации и в работе учителей татарской литературы.
На защиту выкосятся следуааие положения:
1. Изучение татарской, драматургии о учетом канровой специфики придает анализу текста целостный характер и способствует - -формированию определенных знаний, уменяй и навыков анализа произведений драматического даяра. ■
2. .Разнообразие .иегодов, приеиоз и форы работ на всех ¡¡папах изучения драматического -произведения.способствуем активизации мыслительной деятельности школьников, выработке потребностей б самостоятельной работе.2 процессе взучс.ля худовествениого текста.драиатичсского произведение.......................
3.-Привлечение иатериалов гваературних взаимосвязей, в гакхе использование сравнительно-сопоставительного яутв-г- хода анализа пьесы.создают уоловия для а наивного .восприятия драматического произведения. . -
л. Более прочное и глубокое восприятие драматического произведения достигается только на основе создания целостной-нетодп-ческой систеиы уроков по изучению гонографических к обзорных тем, что требует сочетания определенных форы, нсгодог к приемов работы, которые способствуют раскрытии творческих способностей, самостоятельности учащихся, активизируют юс познанательную деятельность.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Дкссзр12Ш!я состоит. пз введения, двух глав, заключения и описка испэльэоааниой литературы.
обосновываются внбор тема исследования, актуальность, предиэт, обмят и цель исследования, формулируется гипотеза, раскрывается научная яовизва, определявтся задачи, катоды исследования и положения, вшосиные на защиту,_
В первой гдавз - "Литературоведческие л психолого-педагоги-чэояие ооновн изучения татарской драматургии" - выявляется литературоведческие, дидактические, методические предпосылки решения •данной проблей!, анализируются програгшы и учебники в аспекте темы .воопедоваяая. ■ .'..... - . Раскрывая своеобразна тасарской драматургии как основы создания-нвмдики се кзучекпя в пколе, кн прослеживав« основные этапы становления.л.развития хатарокой дрзиа?ургви,-ое 'тематическое и'отилевоэ чногообрззиз, а такав, оочкость татарской драыа-тургаа о. другани цацяоаельвыкн -д-ятератураня... . .......
В работе подчеркивается,.что исзнаця татарской.драматургии является устное кародпое творчество, в котором многие обряды, праздники, игряща бшш "театрализопзяккмй представлениями". Татарская драматургия, как и всякая другая национальная литература, попытала ззлйешз ein нвоговаипопалышх,. гак-и зарубекншс литератур.. В-эпоху огаяовдышя татарской дрзкатургии характерно влияние русакой:кл8соячес2{ой,.а.гакяэ турецкой и азербайджанской дрзнатургии. .В послоог.тг.брьскул эпоху, особенно в. 70-80-с.годы, прослгжизаятсл кокегсти вэаяковлняняя а взаикообогааонпл драматургии разных парадов. ... . . .
Paccvotpnrsa пэогупр?ея&аоз.развитее татарской драиатургаи, мы отмечаеа .характерные чертц,-проявлшшййи и в проблематике, -и.в.тематике, п з канрогок сгоеобрззпи, о такие в .худсйествезко-эстетячеоких еоваияяг, коториб зкрааадяоь-л скгзосгя подхода авторов к реиваи» содкйлышх пробеги обв»етва;.е варокои интересе к сошюдьво-бнгозкк посСлг'шк; го вняуагйлг-ко.ч отвопеякг д^ала-тургов к истоми фольклора; я предпочтении яаира конедийного я драматического над трагеднйикн, п такз?.е> в йогатстзз песенного и. танцевального зяэйсяха, сзязаняого с дрозшши обрядам к с<Гцчая-иа.
о
Bcs вшасказасгвз ко :;огло по сгззssisa па рссоаш дглого комплекса когодичеегих пройяаа s процесса ciicseis;oro поучзцця татарской драаоаургка урока;: родий литература.
Б исследовании аиализаруютег. дзГ.с2еуэцг.о прографи учзЗ-нив пособия з аолвкзо гсш всследоаакя- я дазгей .«эвцроуазз jpcj^»— иендаций ко их увозсрзеисгзоваваэ з-плава 5зсдсс;1я з npsrparjy произваденуЛ ганра грагедии; Солее гикаахолького огпоезниг, к художественному пастерстзу драматурга; разаирзняг» кзгорзалов ле?.-предпегных сбяззй, a rauss кшеаодяя проблем оЗхзчедозечсояоИ и гуманистической иапразелелкоегд.
В следующей разделе дана характеристика соогаядпа преподавания и'уровня знаний, ушний и наилгоз учщ'лхсл старая* iaao~ с05 при изучения драматических'проведений. Огасчгсгся, что. словесники в своей пракгико .редко, ксполхзуйг текло иы.и формы .изучения драматического произведения, которые способствуют более глубокову раскрытие содзргонйя произведения, драматического конфликта, проведения сопоотзвителыш-срахпвтельпого анализа пьес. При .выбора основного метода, прлзшв я форы урока не всегда учитываются специфика яапра дрзнатячеокого произведения, уровень подгоювлсипосжй старвдклассшжоз, их интересы, . возможности учителя.-Как локазивзм результат констатирующего эксперимента,. литерагуряо-гоорегическяо знания драматических произведений учеяшйоп стерзнх классов кз яедпвгея достаточно
глубокими...... .............................—
. Анализ.основных работ. цетодпетоз г.роыого и. пастояаего.. ..• подтверждает-полоезиис-о тозл, что «эгодяка преподавания татарской литература .вырастала ш. народной педагогики, опиралась из богатейапй источник устного дородного творчества а исходила из опыта'методики преподавался русской литературу. . .. .. .
.... Первые учебивкк-хреогоимиа во татарской литературе .появляются при непосредственно!: участия И.-Хаяфиш, .D.. Нардгани, . Г. Махыудова, Х.'фасзхавога, К. Фукса, В. Радгова, К. Насиря, И...Иванова, С. Кувлваева и под мешшеа просвеаягслмкого двиге-ния во второй половине Ш века. Б них проелСЕпгззгсп идзи великих ныелигелой-педагогов И. Jjotosocosa, й. Добролвбова, К. Уиив-ского_и др. Вопроси иауодшя лпмрагуры г вяолаг-годресаг. двль-нейоее развитие получили.в работах деиогграхическях писателей. Г. Тукая, Ф.. Аыирхока, Г. Ибрагикова. В дооктябрьских пколах-... ыедресах драматические произведения во изучались, поэтому в пето-
дт-iscrr." гопроси (Грсподзпзяия произведений этого аанря
аа пояягпалкгь. ,
Б лзлазсЯсач гэюлкяз язучсачя лракогкчеовюс произведений татарской лятсрагурц и croe;.! развитни опиралась из: а) методику изучэу;«г» ,-naî.«'.«!40crwx произведен:?" русской литературы.в русак'". пкзг.о (Спсш»асетя.Я.А., Коре? И.О., Зспзлога Т.С.» Бутовская К.Б., ~ор;:зоаа P».A,f Квдетеазя В.P. t Чяр:сояская Т.В., Деш:-лозп ".<*. я ,ip.)i 0) г<лод!;ку изучения драматических произведений рус:гой .тлтзрзтури tí кзвдопельиой еколз ("лунй'.^с. л.к., ш-бассз С.К.» Зззгсямкзз H.S., Сруяный З.Л. и др.); з) кегодвк?
^зглтггсс".;;" прокзюлоякй ролздЯ лкиературп s нс-цяоячлгпой гяпгл ССсргояпозэ V..B., ?ззгз Т.Р.у Деланоз й«С», Взгзкзяога C.λ л л?.)» Отиочгзгся« что «стодсо^ц различных на-акокзлбпих ш;ол при об^хосгл гоггцзптуальЬой основ!? литературного образования в «стодвки тстз с zea яодчеряизая* .чеобходкиесть учета опоаобрзъяг. дрзкатургяи- (русской или лругоП пацкокалгяой) » олгцяфш лзвря, яз?пго?ой я кул* ;урно-яс;орглаской среди язучо-кяя дронз5ичео:?5х прояээодеш'Л j сколз.
Далее л ясследозан:«! указиваетея, что в методику изучения татарс$гах драипгячесхях произведений з пкодо определенный вклад внесла такие гстодиссц, irait Л. ЛутЛя, Е. Сайяик, К. Гайнуллин, А. Акикез, Г. Адгаиоза, С. Погарисов, А. Нигкатуялик, А. Ахмадул-паи» С. 'Лсиагидсвз и др., которые развили з своих трудах различна аспекты ггой провяеш: учег .Таировых особенностей, использование опрзделон::ы>: ярнгков и средств, особенности-изучения сюае-тЗ, .еоипоэивйи, обрззоз, с'зязь драматических произведений со сценически пскуоетзсм.и другие. Паучно-георотнчеокае выводы методистов прогиого, так и яастояадго эреизпи по изучению Лрзиатяческл:: гсрокззелеигй разаячяш: литератур язилисл основой возам иссяедозаипя s атеи'.Еапрзйзеаяа« .
Сяедувздй яарзгргф зесяодозааая яоевявдн. спсца$яко изуче- .. ейя драиатичзегяг провзззденна па уроках родиоЗ. литературы, гдэ раокрымптся. гс:ггэ вопроси: а) своеобразно драиатячеояого.рода литературы; б) ocsoshüo спеии£зчвскао прнвдапн изучения- драматических произведешь.; ai со-стаи по иетодоэ» праеков и фора обучения при . язушиз дрмагзтевкях'вроизведеиай. ~
Опредадеасз родоз лптсрагури до сегодняввего дня вызываез споры я дяскуасза, по гкеогз.о те«, Соаьнипогво литературоведов прядергивеятся т:ив::г.я, что род литературы - это способ кг.обраг:з-
ник гизнм в художественном произведении. Драматический род для восприятия и понимания является наиболее слоеным, что связано, в первую очередь, с его сценической предназвачзввосгьв, которая • предполагает и другие не менее важные особенности атого рода: ограниченность во времени, отсутствие комментариев автора (кроме ремарок), портретных и пеЁзахпшх характеристик, диалогичность, единство действий,..острый драматизм конфликтов и т.д. Отражая взаимоотношения людей, характер их борьбы г виде основного конфликта, а также исходя из особенностей .построения сааета и композиции, драматический род делится не три основных ваира: трагедия,'комедия и драма. Далее указываются то особенности драматических канров, которые связаны с-объектом кавсго исследования, так как от знания словесником, родовых к ганровюс особенностей произведений зависит эффективность их изучения з ихоле.
В настоящее время важным для методики кэучоияя драматических произведений является определенно осповнах принципов, их сущности и классификации. Исходя из общих закономерностей обучения, специфики предмета литературу, а такие из основдцх целей и задач литературного образования, мы обосновываем следующие основные принципы, связанные с проблемой изучения драматического произведения: гуманизма; научения литературы з ое специфике как искусства слова; личностного восприятия худояеетвошюго произведения. В работе раскрывается суть этих-принципов,. ... ......
. Вопроси о исходах, ярвоаск к формах изучения драматических произведение з шеодо рассматриваются в тздлоИ взаиглсвязи с проблемой развития-лознаяагольпой активности, и сомостоятельпости утащгшш,. дошешя зогстАгаоокого и кптолдектузлького урогазй старшеклассника о ••
Согодая больаакогво мгодцотоп вдзак и то;;, ч*о осногу ременного урока яямрагу^! дояззе сосгг??я2ь .ч.лгапп ;; а вей стопонв самоитояхолг-мсш ргбэга учацахсл, л оерздггп-зз обрэчоямо учителей .к -гаг. яззизасг.«« гагвэама агучоаиз '•'
литературных, з гс;: а драасгдчоскягс прс.'.азодаааГ,. Акгавьш форма, доходи к ссз&ис уегогся ¿ьглзясаця: «серпе©-•
«ой доятсльяосгя расгскю сегэсздисдмздш ^свевай«
приобцоиаг. и созазоггз« рабам с учзегзе:: 2 мроцсссс аудс.зсз-еоякого саол::зс прои-зедоиия, передача з зкмкмзкха:! зез- болихго количества фувкалП ¡рвяяж Ззо его сйуеьайлааовв сс~
здоцио опродзлоп::оа оцегег:: уроке:;, «смым:*.* с очно'.; огсдеовн? с
п
оодергакави, а о другой - совокупностью методов, приемов и форм обучения» Цеаезапраглвявая педагогическая система методов, приемов и фори обучении драматических произведений определяется и конечной целыз литературного. образования - формирование у учащихся читательской самостоятельности, которое предшествует постепенно акгпвизаруздакся саиосгоятьльная деятельность учащихся.
Во второй глапе - "Нвгодика изучения драматических произведения на..уроиах татарской, литературы з стариих классах" - рассматриваются овсгоца усвоеаяя драматических произведений в процессе изучения ш:огсг£этсск0Я те.\щ. я методика преподавания драиатпчеог^х произведений при обзорном изучении.
Цскогр;ф:1Чбсг»е азучанпз тзорчзства драматурга способствует яостиязниэ глубины художественного творения автора, его поэтического а эототичсскаго оскдагения .картин гшзни- в. ту или иную ¡.'сгзрпчзску:.'- гпозсу, а. ггекзо рескриют наиболее актуальных проблей, .саяропутюс ппсателеи а..его произведениях. В процессе .изучения топографических' то:»' мзыогво .постихенво худояестзеивой..коя-цепции самого.автора черззего личность, а личность через его творчество., л*, о» сфораяровака целостное и об£зятизно..верйое представление о гворчестне. драыатурга. Рассматриваемая з исследовании це-ходачоокгя с истока агучанкя творчества Г. Канала в IX гиассе агпечаег следующие веяеагы: а) аетодака первоначального ознакогазкпя о личность» к яроязвздзпняш! драматурга; б) формы рзбоги па .20?уяпгэлг.п:ш эроко при пзучешзп дрзш "Несчастный жоса"; а) йопоаьЕСвааио различных фора, методов,.призшзв работы яря «?,злосткоа. авашггз дрекагсчосюго- ароасгеяеняя 5 г) тзорчео- ■
:со работа па сзвживелииг урокам но изучена» ггорчества
■ .......
?л1£цй с^аа 2 агуакя '¿гэрзвегга дреттурга - яервоиачгль-у.-;.^^;-; гг?»кссг&и а ярозгведеекгши автора -«го г;;;р;.к.о вгодягся з яеяовторп-
:■.'.::].-у^у^лч^ Сслзе ^гсппс знакомятся со -хг.'^грсгсяг г.С1»р".: ксеяя» ч-о согдоа» кгоадгоаальнаЯ фон«
згерггаазгсг:«»» к его лроазгеде-Пуа вс^евзя 'фок ярогодился з фор-
"з лзгкз у^зла з зехзх яркоиов, как сообщение..
3«ждасоз9 г:зпся£ссгенг:с» азхобпогргфпейхк: агточнпиоа, зосломн-азз^ъяияхы.гзгхьтуртъ-а азгзр'длоз хрютческой дитера-'¿¿¡Т'-Ч »отерпе ;гро:" с"'Я';.юнът<::а а ¡оторесапн.
Писатель как чеяозек фарагрустсг. всегда пой eekhbeîi: ses: nú иных обкестзенко-яолиЕлчоаклз: coíl-íkSU поэтому ¡:
творческий яу» Г, Каигга излагали to »заквэсгаза с гирзкмугяг-гикой ксгорячеекой зпэхй, округешек ApaKatypra» пзд сзепкссс которых развивалось его нкроповдоексс, взгляда, а г esKOzepu: случаях и творческие йа^сли, 1'сходг. iss ssorct s 8ссг&дз:.-2£г.;£ дается ueгодика раскрытия танах вопросов, как passer;:? r.^3t,ic.í;:-тельского- движение cpc."¡: татар во jsïopoii полови;; ~-'2Z влияние русской, турецкой, азербайджанской лигерзгур:! uasa;> ского русского театра на творческий путь Г. Кеааяа; сg.vokuí ваправлсвия худояествевно-астичзси:!: азггиг* дпакаад-га с x¿-рактеркотакой более значятелышх прйзгсдовкГ. и в советское вреип.
Второй этап в изучении .ssopiecssa дрзкагургс; - рзмсясойд вступительного урока по «зучзнвв драю» «йесчэсгиай casis* - эта дальнейшее углубление знаний учащихся об особошюсгя:: spauazyp-гии Г. Канала. В исследования пог-:гп::г,Еггтсп; вступительного урока опираемся на степень пошкаий!: к ccsuicacrain учадинися художественного текста дра:ги после пегсогйчгяыкгз самостоятельного.ознакомления с произведением, sew Сс;:се лпч^ог?-ное восприятие искусства слова предполагает разногласия еход!;-ников в оценке тех к л к иных событий с поступкоз reposa. Es^sscri. раскрываемых гаккх вопросов, как гворчоавая и сценачсокгс цеад-оии драны, ханровая особенность пьеса, ее идейно-худохюстзсгеое своеобразие, евхозао-ковлозициояная структура, осг.овкыа seau, специфика драматического конфликта, предполагает проведешь аго-го урока в форме беседы, где сочетаотск ваатуслипся уп£г.г.г.ся, . выразительное чтение отдельных ецза, коиаевгирозш:о, conoeras-ленке двух вариантов пьесы, сообщение сведений о гякапкг йа bl-тора произведений других литератур, s часекосгй пьееы "lía да*» К. Горького. Вступатальваз уроки подготавливай? пзчгу гяуСо» кого и творческого анализа провззедскав ка слехуадзц вйгй ого изучения.
СлвдувдиЗ этап - целостный анализ дрзкдйчеагадо ьрэьгзеде-ния ка основе наиболее олткиадькцх кгтодег, пркгдов к фора нацеливает на художественное естегкосмш кггдого ,екга# itsssoü сцены, системы обраеов, худоЕественЕО-гзобразя^ая&шг epogesj», в которых проявляется и основной конфликт, и йдеЕзо-затотсчезкоз своеобразие пьесы. В методической лквергтуре извзстпа пезкззькз
йс;:6з:!НХ я;'1сз д.чгдиза драматического произведения: "вслед за пзсорои"; гообрасянЯ; сгзг.зтпо-кошюзицношшЯ; проблеию-текати-•:5С:мй. Зибср яугя анализа, и первую очередь, определяется яан-розой пркродсЗ я гудогестзеяньпи особенностями произведения. Ироко сог-э, из о "ходило учитывать несто урока в системе изучения гзорчсстгз'дрзуагургз, осногшыз цели и задачи занятия, уровень подготовки угзцйггся, зозусзпсмя учителя, его интересу, методике с куя подготовку и т.д.
3 лагзй работе рзскрмзаятся пути, и возиояности постикения идейзо-худогасгзсипого своеобразия драмы."Несчастный юкоса" на-оснозо пг.онк::нсзош:я з суть оолозного конфликта, что проявляется з коип^зяпав, и в системе образов, и в .худогествешшх средствах изображения. Избранный путь .предполагает использование таких прсекоз, как заразительное чтение, комментирование текста, псрескаэ-опализ, художественное рассказывание, сочинение-шшиатю-ра, инсценирование отдельных сцен, которые подчеркивают сценический хярекгер произведения. Поскольку драматическое произведение питется для сцены, постольку его анализ требует особой кето-дики,-учета сценической природы пьесы. Такие приемы и средства, как трактовка диалогов, реплик,.ремарок, гестов, циники, ианеры героев, декораций, языка действрощих лиц и. исполнителей помогают воссоздать то, что з сценической исполнении произведения дорисовывает реазеезр, актер, декорации,-нузыка и другие театральные атрибуты. И призы инсценирования отдельных сцен произведения спо-ссбстзует атому,.хотя и требует болызой кропотливой внеклассной работы,- когда несколько учащихся под руководством учителя готовят поста®, выучивав! текст, учатся театральному .мастерству.
Далее, в диссертации дается методика анализа, комедии "Банкрот" Г. Каизла.. Остается, что художественные особенности комедия, спощ:ф1ка драматического конфликта определяют путь ьааллэа пьесы - "зелод. аа опорой", т.е. но развитию сюсета. При этой в ашгарваенталыюа обучении особое внимание уделялось.таким фор-<;зу и прислан работ, которые бы слугили углубленному, образно-ойоциопальноцу восприятию-комедии, распитию ее худокественно^-зотегического. езоеобразяп. При такон анализе произведения вааную роль играет выразительное чтение отдельных.сцен, эпизодов с.последующий их коьшеятзриец. Комментарии прочитанного или прослушанного, эпизодов коыздип помогают раскрыть роль и место данного отрывка в обдеи развитии сюзета, характерные черты действующих лиц,
своеобразие языка.
В ходе анализа пьесы проводится още один бзекый вид работы -сопоставление "Банкрота" с комедией А.Н. Островского "Сбои люди -сочтемся", что способствует глубокому раскрытию особенностей, своеобразия изучаемого произведения, расгшрзниа знаний учащихся о влиянии русской литературы на .татарскую.
Заверяющему этапу в изучении творчества драматурга прздгяв-ляются больше требования, так как на этих уроках обобщается пройденный материал, анализируются, синтезируются различные мнения, делаются выводы по творчеству писателя. В то se врокя пзрзд учителей стоит серьезнейшая задача: как сдзлать так, чтобы урок не стал простым, механическим повторением пройденного. Бто предопределяет использование на заключительных уроках таких творческих форм, приенов, которые бы привели к новш подходам з освещении всего творчества автора, поковали бы связать.поднятие и темы и проблемы с сегоднкишш дней, с теки фалосбфскиыи я нравственными категориями, которые волнуй! старшеклассников и развивали (ч, их уиения и навыки, литературное интересы, приобщали бы :: активной работе с книгой, способствовали формированию гражданской позиции, читательской самостоятельности.
При опытно-зкеперииентальноа обучении заключительный урз;: по творчеству Г. Камала проводился в форме семинара, что помогло сочетать групповые и индивидуальные задания, творческие самостоятельные работы, йспользовать литературоведческие и театральные . материалы, сопоставить творчество Г. Каиала с произведения^:: других авторов, дискутировать по любому обсукд&емоиу вопросу. Это занятие по сути стало урокон учацихей, так как, самостоятельно изучив дополнительный материал, критическую и, .исЕусствоведчезкуз литературу, они делились свояки раздуиышк, шеяяви-об кзучаешх произведениях, что пероросяо s даскуссяэ о современных проблемах, о сыысле кизни и счбсхья. . ..
В исследовании подчархмаетса еще одна.особенность заключительного урока, которая выражается в рассмотрении творчества драматурга в.контексте развития всей татарской дракатургик-того периода, Оно предопределило проведение сопоставительного снагкза пьес Г. Какала с произгздеаияиз гакв>: дрвкагургов, как Г..Кудах~ метов, ф. Ашфхав,.8. Богданов, С. Реккеа, I!. ФаКзк, В. Кааал, что дало мзисепость установить продолх-енка Г» Каиалоц. положительных традиций предаественкпков и внесение нового в развитие
татарской дрвнагургия (актуальность гематит, глубокий ооцяаль-вь-й копЬглкг, психологизм характерен, рааласмчаохоз изображение персонажей, их яядкзидуалязацяя» доступность языка произведений, богатство изобразительяых средств).
3 слгдувщеи разделе - "Иетодика обзорного изучения драматических произведения (па примере изучения совреиеаной татарской драматурги:! в Л классе)" - подчеркивается, что обширность изучаемых вопросов при., рассмотрения обзорных тзц, перенасыщенность фактологическим иатериалом сэздзвт определенные трудности для. усзозния ¡ж учащимися. Кроиа того, из обзорное изучение произведений отведено небольшое колвчззио «асов, э приходится решать то згэ задач", что я при язучэяк:! монографических тем.
Исходя-из особенностей изучения-обзорных, геи, с учетам сложности их усвоения, нами определена методическая:система, способствующая го всей глубине раскрытию специфики изучаемого этапа развития литературы, особенности творчества отдельных драматургов, в которых проявляются оспозныэ черты, тенденции литературного процесса. Эгэ проблема рассматривается в двух аспектах, а именно: а) использование различных фор!!, кетодов и приемов работы при изучении обзорной темы; б).лрйблэка анализа творчества драматургов при обзорной язучаяия.
Изучение обзорного натерла,та трз бус г от учителя решения таких проблз«, как отбор я ограниченно .художественного материала;, форкц организации различных видов самостоятельной работы учащихся; координация в работе с учителями русской литературы и исто- . рви; зозноеностй использования уенуаряой и критической литературы.
. В диссертации .обосновывается целесообразность проведения занятия по обзорному изучетш оовреиэЕиэй драматургии..в форме лекции учителя в сочетания беседы по гопросви, небольших сооб^о-кйй утаздхся, изтеркалоЕ литературоведческих и критических работ, отрывков-аз произведений, в ;:отсрых отразились бы общественно-- • политические особенности .эпохи, слецв$кка литературного процесса.
При-йзучеияя обзорных кзтеркалоз существенное значение иие-ет-обрацзние к литературоведчески изтериалаи, критический статьям, аз указанного для ознакомления учгвдхся дополнительной литература, что позволяет дзть н; только яаучно выверенную оценку литературному процессу, но я пенззать фориу рзботы с критическими отатьяыя, возмогяоетя .прошения их в ответах учащихся...
ПоянсцеанкЛ аязакв творчества д?а:!з?урго2 при обзорной азу-
и
чении зависит, с одной сторош,', от решений проблем ознакомления учащихся с содерканием ызучазшвс г;оизведений, и, с другой стороны, от разработки методических, возможностей к путей аффективного анализа творчества драматургов.
Б исследовании вами ра сощуриваются осиозние путв и способы выработки у икольникоз интереса к изучэниэ драхатичасьж прояз-ведений. Плакокерная, систематическая работа в течение гозго курса литературы в старших классах по ознакомлена» с произведениями современных авторов; методически правильно построенный обзорный урок; целенаправленная организация уроков внеклассного чтения, а таяхе внеклассные и внашеольяыа. ивроприягпяспэсобСЕЗуЕг привлечения старзегаассникоз к самостоятельно^ чтений дран, хоиз-дий и трагедий.: .............
Изучение на одном уроке творчества двух в более драиатургов предполагает особые методические подходы. Этшз опрадаляогоя к. основной путь-анализа --оравиительно-сопоетавательное изучение . творчества авторов. Сравнение и .сопоставление, как один из. арак--ципов литературной, критики, в окольной анализе позволяет по только сравнивать и сопоставлять. евкегно-кокдазициоказз .строение произведения, теш, проблемы, пути, их реиэния, характер .оскозно-го конфликта, авторе®«-позиция, но.и оценить произведения учащимися, исходя из. своего. видения, обсуздаеих проблей, ...
При экспериментальной обучения урок по.анализу вгортавтга Т. Мдннуллина к А. Гилязова проводился в форме сокзкара, что-создало условия для сравнительно-сопоставительного аналЕза.тэор- . чества.драматургов, а такке проявления активности учащихся. Зтоау способствовало.« использование .таких равЕообраяпкх шгодпч'зсе.:^ приемов, как сообщения я доклады учащихся, творчзские. диалог:: школьников, анализ отдельных сцев, которые изводили,раскрыть .. жанровые, стилевые особенности,, значимость поднятых проблзн, авторскую позицию и худогественЕуэ ценность произведений, .
В диссертации приводятся результаты экспериментального обучения. Для проведения обучающего зкепорвиезта быдг о предела ¡ш параллельные массы о примерно одинаковые урознса аванйй, уааа&1. и навыков по литературе как в городских, гак в в сеаьоках шхзах. Экспериментальная работа осуществлялась по ходу, учебного лрецэо» са. Уровень знаний, умений и навыков.учащихся одрэдззвяея до следующим параметрам: I). эмоциональное впечатлациа учадахоа; 2) чтение старшеклассниками драиатичеогах вронзвадешШ; 3) рас-
зитиз монологической и диалогической речи учащихся; 4) содержательность, продуманность и логичность устных и письменных ответов учащихся. Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались с результатами обучения в контрольных классах, работающих по обычной иетодикз. Так, сочинения, написанные после монографического йзучзния.творчества Г..Канала, были проанализированы по тем аспектам, которые зирагавт уровень идейно-худогествен-ногэ посткгевяя изутаеицх произведений учащимися (сц. табл. I).
Таблица I
Сколы, !Соотвегст-!Сеносюя!Ояора яа ¡Владение ¡Отношение
кзассы !заот?еио, !тзльпосл1литера- ¡образными !к автор-
¡поляота ее¡вызодов,¡турный . ¡средства-¡ской
¡раскрытия ¡сугдошш ¡текст !ии языка ¡позиции
)к-зо| " 2 % |к-во [ р-во ]к-БО | %
I 2 3 ' 4 , 5 б ' 7 8 9 10 II
Икояа-иит.й 10
экдп.кл.(гЗуч) 22 79 18 64 20 71 21 75 20 71
щ>нтр.хл(31уч) 16 52 И 45 18 58 17 55 15 48
Якола й 35 ч
ЗКСЯ.КЛ.(гОуч) 17 85 13 61* 14 70 15 75 15 75
!{0НЗр.КлС21уЧ) 13 62 II 52 И 52 13 62 10 48
Спеднекирмеп- ская.ы^ . ..
з:ссп»кл(19уч). 15 79 12 63 15 79 14 74 15 79
::сягр.кл(17уч) II 65 10 59 10 59 II 65 12 71
Итяк-^шимия-сяз яНи
зкся.1Э.(18уч) 23 72 14 78 16 89 14 78 12 67
коятр.кл(21уч> 12' 51 II" 52 13 62 II 52 17 33
Итого:. .
гксл.кл.(85уч) 6? 79 57 67 65 76 64 75 62 73
контр.кл(90уч) 52 58 46 51 52-. 58 52 58 44 49
Таблица наглядно показывает качественные изменения литературного образования учащихся экспериментальных классов. Они про-
явили умения и навыки по еле дозагельного раскрытия основной тану сочинения с опорой на текст. Е работах ярко выраксяи самостоятельные выводы и оуадэвия школьников, стремление проникнуть во внутренний мир персонажей, ыотивировать их действия, поступки. Старшеклассники не только показывав! азторскуо позицию в ресеншг. тех или других проблей, но и сйфло эступавг с драматургои в спор, хотя и делают это зачастую наивно, Больпинствэ оочинзнай отличается яркой эмоциональностью и страиениеы высказать свою точку зрения.
Результаты исследования позволили сделать следующие основные выводы:
1. Изучение, .драматических произведений родной литературы
в старших классах.татарской школа вродяолагевт.учет национальных особенностей драматургии, ее отличительных черт по ерззнзнив с русской.и другими национальными литера тураки, а такав жанрово-родового своеобразия произведения. . .
2. Необходимо ооверлэнотговать действующие программы я учебники я плане: а) саяакоияеяиа с драыаткческац родзи не ранних ступенях обучения на основе одноактного произведения современного автора; Овклачзякя произведений татарской драматургия 70-80-х годов в спяоох произведений для внеклассного чтения для учацихоя средних классов; в) расииреняя сведений по теории ратуры. ....... . . - . .
Изучение дрзивтвчаоках арои&зедопай в старших классах . будет эффективным тогда, когда их анализ ведется на основе тсаях основных изтодйчеоких нрапцияоа, как гумавяга, изучение .ssnop-туры как искусства сяэвг, опора..вз личностное ьесприптиа скаль-, никои худогестгеяяого пройзгедбЕЯЯ» з такгз «пользования. агябз-лее аффективных методов, дриеша.и фора, sotapae соадаит-уалоаяк для развития творческой деятельности учаадасая, сакостоятсяьаэстг мышления, приобщзния вкольвввог к сопорческой работе с учагж* з художественном анализе.ярокзЕвдвагя.
k. Эффективность восяряят я яонвзаакя вссго. тгорчасььа драматурга или его отдельных произведений достигается r.a oceoí¿ системы уроков,, связанных с оодбрканаеа учзбвого нагеркаве г совокупностью иегодоз, лрвгяов и fcop¿> изучэяяя яровзведеняд, а также задачами образования, вавяатавая, развитая, soaopss форьз-руютоя только s целенаправленной, наступательной к сяате*ж-а оеу-чеяия.
5. Созданию эффективной методической системы изучения драна гических произведений в старших классах способствует учет таких аспектов учебного процесса, как опора на знания, умения, навыки учащихся, полученные в средних классах; организация первоначального восприятия учащимися произведения и продуманная подготовительная работа перед анализом произведения (прочтение учащимися текста произведения; знакомство с социально-общественными особенно стяни эпохи, отраженными в пьесе, с жизненный бытом, нравами, интересам людей того времени, а также литературоведческой и критической литературой).
6. Качественное и целостное восприятие драматического произведения предполагает внимательное отношение к языку писателя на всех этапах изучения пьесы. Особая роль в формировании умений .и навыков языкового анализа драматического произведения принадлежит использованию ;хнических средств с целью прослушивания записей мастеров сцены и просмотра фрагментов произведения. ...
. . 7. Эффективному .'усвоению-произведений, драматического, жанра .. способствует использование литературного краеведения и взаимосвязи с другими национальными литературами, так как в основе привлечения этих материалов ленит сравнительно-сопоставительный анализ текста, позволяющий выявить самобытный национальный характер произведения, осмыслить гуманистические идеалы лииателя, а такие определить положительные качества взаимовлияния литератур.
8. Творчество .различных авторов при сопоставительно-сравнительном изучении, раскуривается как единый литературный, процесс, в котором социальные, общественные, нравственные, философские вопросы современности поднимаются и.решаются каждым автором по-своему, в зависимости .от его индивидуа,й$йОЙ творческой и философской концепции. Это дает возможность увидеть индивидуальный стиль драматургов, их миропонимание, а такао своеобразие эстетической и худо-гественной концепции каадого драматурга. .. ....
... Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: ... .... _
1. Комедия К. Тяняуркна "Без ветрил* - без темных пятен // Кагариф. -1991/ 4 » V" С. 1^-17. ...
2. Учащиеся знакомятся о .'ворчзствоц Ш. Ыарджани // Нагариф. -
1991. * й 12. - С.21т2зГ ... -
3. О новом подходе ¡с преподаванию литературы // Нагариф. -
1992. - К 7. - С. 19-23.'
4. Методика обзорного изучения произведений современной татарской драматургия // йагариф. т 1993 (в печати).
¿1ь,