Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра

Автореферат по педагогике на тему «Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Тюркин, Богдан Васильевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Самара
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра"

УДК 377:372.8:82 Направахрукописи

ТЮРКИН Богдан Васильевич

МЕТОДИКА ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕ В АСПЕКТЕ ЖАНРА

Специальность 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Самара 2005

Работа выполнена на кафедре литературы Тольяттинского государственного университета.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор

Галина Николаевна Тараносова доктор педагогических наук, профессор Зинаида Сергеевна Смелкова, кандидат педагогических наук Инна Вениаминовна Малянова Пензенский государственный педагогический университет

Защита состоится 6 мая 2005 г. в 1600 часов на заседании специализированного совета К 212.216.01 по присуждению учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (литература)» при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443010, г. Самара, ул. Л.Толстого, 47.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного педагогического университета: 443099, г.Самара, ул. М.Горького, 65/67.

Автореферат разослан

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

¿ООГ*.

О.И.Сердюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Проблемы, связанные с восприятием и изучением драматических произведений в школе, являются особенно актуальными в методике преподавания литературы. Многочисленные современные программы по литературе включающие классические образцы мировой драматургии, в то же время не предлагают научно-выверенных подходов к их целостному анализу. Рассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает школьный опыт и его научное осмысление, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.

Сложность в постижении авторской позиции, стремление почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из действующих лиц, умение в аргументировании своих суждений пользоваться текстом, воспринимать его не локально, в пределах одной реплики - всё это определяет актуальность проблемы целостного анализа художественного текста драмы и активизации читательской деятельности на уроках литературы. Обобщение трудов культурологов, литературоведов, философов, психологов, ученых-методистов, бесценного опыта учителей-словесников, дали возможность автору научно обосновать методическую модель и предложить систему уроков по изучению драматургии русских классиков XIX столетия в аспекте жанра для старшей школы.

Теоретической базой исследования послужили работы таких литературоведов, как С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, И.Ф. Волков,

A.В. Дьяченко, А.Б. Есин, Л.П. Кременцов, Ю.М. Лотман, Ю.Г. Нигматулина, Г.Н. Поспелов, Г.Н. Тараносова, Б.В. Томашевский,

B.И. Тюпа, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др., в которых имеет место не только научное изучение родовой и жанровой специфики драмы, но и предложена определённая интерпретация конкретных художественных произведений. Сюда примыкают и работы, посвященные либо конкретным драматическим жанрам (Т.И. Вознесенская, А.А. Ивин, Н.И. Фадеева и др.), либо жанровому своеобра-

зию пьес отдельных писателей (Т.И. Акимова, Е.Н. Брызгалова, И.А. Овчинина и др.), в которых представлен объективный подход и анализ драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Обращение к трудам выдающихся методистов в истории русской школы: Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.В. Голубкова, Н.О. Корста, В.П. Острогорского, Я.А. Ротковича, М.А. Рыбниковой, В.Я. Стоюнина и др. - убедили исследователя в необходимости формирования у школьников навыков работы с теоретико-литературными понятиями в целях более глубокого и точного восприятия формально-содержательного единства художественного произведения. Принципиально важными для исследования являются работы отечественных методистов, связанные с изучением драматического произведения в школе: Г.А. Гуковского, Т.С. Зепало-вой, И.Б. Звагельской, В.Г. Маранцмана, А.Я. Подовинниковой, B.C. Роговер, З.С. Смелковой, Т.В. Чирковской и др. В них говорится и о необходимости владения понятием жанр в перспективе непрерывного литературного образования, и о важности вопроса соответствия форм, методов и приемов анализа жанровой природе пьесы. Однако целостной учебно-методической модели по изучению драматического произведения в аспекте жанра они не предлагают.

Огромное внимание вопросам формирования теоретико-литературных понятий и возрастным особенностям развития школьника уделяют психологи и психолингвисты: В.М. Букатов, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.Д. Молдавская и др., в работах которых говорится и о принципиальной динамичности содержания текста, и о сценической предназначенности драмы, что позволяет выйти на особые способы ее постижения: приемы театральной педагогики, развивающее обучение, режиссуру урока и т.д.

Фундаментальные труды литературоведов, психологов, методистов позволили научно обосновать и разработать методическую модель изучения драмы в школе: она базируется на комплексном филологическом анализе произведений русской классической драматургии XIX века (в частности, "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина, "Бесприданница" А. Н.Островского), которые вклю-

чены в большинство современных программ по литературе в качестве обязательного минимума чтения старшеклассников.

Цель исследования - теоретически обосновать методическую модель изучения драматического произведения в профильно ориентированных и гуманитарных классах, определить ее специфику, провести опытно-экспериментальную проверку методики школьного изучения драмы в аспекте жанра.

Объект исследования - учебно-художественная деятельность учащихся, направленная на освоение драматического произведения в его жанровой специфике.

Предмет исследования - методика изучения драматического произведения в аспекте жанра (на примере пьес А. С. Пушкина и А.Н.Островского) и способы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся профильно ориентированных и гуманитарных классов.

Гипотеза исследования. Если при изучении драматического произведения избрать доминантой жанровый аспект, то такой подход обеспечит качество его освоения, выработку умений целостного филологического анализа, позволит закрепить знания теоретико-литературных понятий, что создаст предпосылки повышения культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся.

Для достижения цели и проверки изложенной выше гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести комплексный филологический анализ пьес "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина и "Бесприданница" А.Н.Островского с выделением жанровой специфики как системообразующей в драме.

2. Установить уровень разработанности темы: "Методика изучения произведений А.С.Пушкина и А.Н.Островского в школе".

3. Выявить наиболее эффективные приемы изучения драматургии А.С.Пушкина и А.Н.Островского в средних образовательных учреждениях, классифицировать и описать их.

4. Используя приёмы комплексного филологического анализа, разработать рекомендации и учебно-методическую модель изучения школьниками художественного текста пьесы с учётом её жанрового аспекта и сценической предназначенности.

5. По проведении опытно-экспериментальной проверки определить уровень эффективности разработанной модели изучения драмы как одного из родов литературы в школе.

Методологической основой исследования послужили основополагающие труды по философии, культурологии, литературоведению, педагогике, психологии, методике преподавания литературы. Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования: теоретический - изучение и анализ литературы по поставленной проблеме; эмпирический - констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа и т.п.; статистический - количественный и качественный анализ результатов проведённых контрольных срезов.

Научная новизна предпринятого исследования находит своё выражение в том, что, во-первых, разработана учебно-методическая модель изучения драматического произведения в аспекте жанра на базе профильно ориентированных и гуманитарных классов; во-вторых, предложены образцы комплексного филологического анализа с учетом жанровой специфики пьес А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери" и А.Н. Островского "Бесприданница"; в-третьих, выявлены и описаны методические приемы изучения драмы в школе, охарактеризована технология осуществления конкретных приемов, включающая алгоритм действий и модели взаимодействий, что составляет основу режиссуры любого урока литературы.

Практическая значимость исследования находит отражение в предложенной автором теоретически обоснованной и проверенной в ходе экспериментальной работы учебно-методической модели изучения драматического произведения в старших классах школ с профильно ориентированным и углубленным обучением литературе. Теоретические и практические рекомендации могут быть использованы в цикле лекций по методике преподавания литературы, при проведении практикумов и семинаров по "Истории русской литературы XIX века", при подготовке учителями-словесниками уроков и разработке факультативов по изучению драматического произведения в школе.

Диссертационное исследование включало опытно-экспериментальную работу, которая проводилась в течение 6-ти лет (1998-2004 гг.) - в ней три этапа.

1 этап (1998-2001 гг.) - ориентировочно-поисковый; он имел целью определение актуальности и формирование гипотезы исследования, разработку этапов реализации разведывательного эксперимента в муниципальных образовательных учреждениях (далее -МОУ) гимназий №9, 39, 48, 77, 89, лицее №36, школе №33 г. Тольятти, выявление уровня знаний учащихся девятых классов о драме как литературном роде; установление объёма умений и навыков анализа классической пьесы (путем бесед со школьниками, учителями, наблюдения и анализа уроков учителей-словесников, срезо-вых исследований и т.п.).

2 этап (1998-2002 гг.) - теоретико-поисковый; он был посвящен разработке понятийного аппарата, методов и организации исследуемых в проекте педагогических технологий, направленных на изучение драмы: исследование ее жанровой специфики, проведение констатирующего и формирующего экспериментов в профильно ориентированных и гуманитарных классах МОУ (гимназии №9, школы №33 и лицея №36 г. Тольятти), контрольных срезов, апробации учебно-методической модели и в формулировании итогов промежуточных этапов эксперимента.

3 этап (2002-2004 гг.) - экспериментально-обобщающий; он включал анализ полученных результатов исследования, сопоставление и анализ разносторонней проверки выдвинутой гипотезы, внедрение результатов исследования в свою педагогическую деятельность по изучению драмы и обсуждение её на научно-методических конференциях.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических положений, опорой на философские основания, психолого-педагогические подходы, а также использованием многоаспектной методики исследования, подтверждается репрезентативностью объема выборок, значимостью опытно-экспериментальных данных, внедрением результатов в практику преподавателя литературы, экстраполяцией полученных данных в другие или сходные условия, логической структурой

комплексного филологического анализа драмы. Разработанные автором методические рекомендации были положительно оценены учителями-словесниками и преподавателями высшей школы г.Тольятти. Выводы, характеризующие успех дела на каждом этапе, формулировались на основании устных и письменных ответов учащихся, по результатам срезовых работ, по данным анкетирования, бесед с учителями и школьниками, по итогам экспериментальных уроков, проведенных соискателем и учителями, сотрудничающими с ним.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексный филологический анализ художественного текста (на примере пьес "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина, "Бесприданница" А.Н.Островского) - наиболее эффективный из методов школьного изучения драмы, предопределяющий успех в освоении ее содержания, в понимании специфики жанра, являющийся одним из многоаспектных способов постижения школьниками особенностей драматического произведения.

2. Высокий качественный уровень изучения драматургии в школе в профильно ориентированных и гуманитарных классах обусловлен рядом факторов:

а) доминантным выделением ее жанрового аспекта;

б) введением элементов театральной педагогики в систему занятий по изучению драматического произведения;

в) системной организацией учебных и факультативных занятий по литературе в экспериментальных классах.

3. Опора на разножанровую структуру, четко выстроенную режиссуру системы уроков по изучению драматического наследия А.С.Пушкина и А.Н.Островского, должна предполагать поэтапное, а, следовательно, более глубокое, детальное изучение драмы в XXI классах.

4. Жанровый аспект как основа разработанной методической модели изучения драматического произведения способствует развитию учебно-художественной деятельности учащихся, направленной на повышение их культурного, духовно-нравственного потенциала.

Апробация материалов исследования нашла свое выражение в выступлениях на секции методики I Всероссийской конференции "Текст: теория и методика в контексте вузовского образования" (г.Тольятти, 14-16 октября 2003 г.), на Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья "Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе" (г.Тольятти, 12-24 октября 2004 г.), на научно-практических конференциях в Тольяттинском государственном университете (19982003 гг.).

Структура работы

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, сформулирована гипотеза, охарактеризованы методы, способствующие решению поставленных задач, и описаны основные этапы исследования, выявлены научная новизна, практическая значимость работы, выдвинуты положения, выносимые на защиту, приведены сведения о достоверности полученных результатов, их апробации и внедрении в практику школьного преподавания литературы.

Первая глава — "Жанровая природа драматического произведения: теория и методика" - состоит из четырех разделов: "Проблемы определения родового и жанрового своеобразия драматического произведения", "Комплексный филологический анализ пьес "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина и "Бесприданница" А.Н.Островского в аспекте жанра", "Сценическая составляющая как системообразующая основа драматического текста", "Современная методика о способах освоения драматического текста. Театральная педагогика и развивающее обучение". Глава содержит анализ научно-методических работ, ставших основой диссертационного исследования.

Обозначение проблемы определения родового и жанрового своеобразия драмы в связи с актуальностью их решения в процессе школьного изучения предпринято на базе трудов классиков мировой и отечественной теории литературы (Аристотель, Платон, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, Б.В.Томашевский, Д.С.Лихачев и др.), современных литературоведов (И.Ф.Волков, А.Б.Есин, В.Е.Хализев и др.). Выявлены такие "доминанты" драмы, как сюжетность и разноречие, основа любой пьесы - конфликт, авторская ремарка (постановочная и внутритекстовая). Развитие драматического рода литературы представлено в историческом аспекте, точкой "отсчета" в исследовании стало определение М.М.Бахтина, говорившего о жанрах как о "ведущих героях" литературного процесса, что противоречит взглядам некоторых зарубежных теоретиков (итальянца Б.Кроче и француза П.ван Тигема), которые отвергали при рассмотрении художественного произведения само понятие "литературный жанр".

Во втором части первой главы определены перспективы, которые открывает категория жанра для исследователя драматического произведения, поскольку она, во-первых, расширяет возможности анализа пьесы в контексте изучения творческого наследия писателя, времени ее создания на фоне литературного и культурного процесса в целом; во-вторых, обосновывает выбор тех аспектов анализа, которые связаны с театральной заданностью драматургии, отмечаемый психологами и литературоведами, деятелями театра и самими драматургами; в-третьих, позволяет учащимся осмыслить "архитектонические формы" пьесы, описанные М.М.Бахтиным, а значит вырабатывать у школьников навыки целостного анализа драматического произведения.

В эту часть включены примеры комплексного филологического анализа пьес "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина, "Бесприданница" А.Н.Островского с учетом их жанрового аспекта в качестве иллюстрации к теоретическим положениям, высказанным в исследовании. Комплексным анализ называется потому, что включает в себя три компонента: филологический, сценический, педагогический (схема 1).

Рассматривая различные определения понятия жанр (Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа и В.Б. Шкловский), автор описывает сценическую составляющую драматических жанров на основе выводов литературоведов (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман), философов (В.Г. Щукин), психологов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев), культурологов (Н.Н. Евреинов и Я. Мукаржовский). Анализ научных трудов приводит к выводу, что жанр - достойная основа любой учебно-методической модели, так как, с одной стороны, он являет собой "установившееся единство определенных стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте", а с другой - "существует в самоотрицании, в столкновении уже стертых, но не забытых и в отрицании оживающих степеней", которые определяют его подвижность. А по мнению психолингвистов, "Образ содержания текста принципиально динамичен. Он не есть, а становится, и лишь в постоянном становлении - его бытие". Жанровый аспект при анализе драматического произведения является не столько формообразующим фактором, сколько важнейшим этапом постижения его идейно-художественного содержания.

Схема 1. Комплексный филологический анализ драмы.

КОМПЛЕКСНЫЙ ФИЛИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРАМЫ

Анализ художественного

текста: "...драма <...> только материал для театрального представления". Л. С. Выготский

Сценический анализ

как завершение филологического

анализа художественного

текста "...анализ должен

указать на основные места, в которых завязаны

узлом нервы, питающие пьесу". К. С. Станиславский

1>

Анализ в контексте театральной педагогики

как приглашение к

диалогу "учитель - ученик": "... хороший учитель <...> улавливает образы, которыми пытается себя выразить сам ребенок. Учитель — зеркало, а не позер перед ним".

М.П.Ершов

Это доказывают примеры анализа пьесы А.С.Пушкина, в которой конфликт Моцарта и Сальери определяется отношением главных героев к католической вере, и "Бесприданницы" А.Н.Островского, конфликт которой - столкновение чистой и утонченной души Ларисы с современным ей обществом, где на первое место выходит купля-продажа.

Семиотические труды Ю.М.Лотмана убеждают в "активной природе игры, которая в принципе противоположна разделению на действующих и созерцающих", в "очевидной способности игры активизировать аудиторию и втягивать ее в действо, превращая в соучастников". Обратившись к опыту театральной педагогики, в последней части первой главы автор характеризует основные моменты возникновения и развития театральной педагогики, использования ее основ в методике преподавания школьного литературы и связи с развивающим обучением, предполагающим активное введение игры в процесс общения на уроке. Очевидные преимущества такого обучения подтверждены не только учеными-методистами, но и теми, кто занимается вопросами управления в школе (В.А. Ильев, Н.Я. Макарова, З.А. Абасов, И.В. Вачков и др.), как и педагогами-культурологами (В.А. Доманский в книге "Литература и культура" приводит пример успешного внедрения опыта театральной педагогики в школах Петербурга, Томска и других городов).

Вторая глава - "Методика анализа драматического произведения на уроках литературы в старших классах" - состоит из четырех параграфов: "Особенности восприятия и изучения драматического произведения в школе. Анализ результатов разведывательного эксперимента", "Методика выделения жанрообразующего фактора как доминантного при изучении пьес А.С.Пушкина и А.Н.Островского в профильно ориентированных и гуманитарных классах", "Приемы школьного изучения драматургии", "Результаты опытно-экспериментальной работы".

В начале главы обозначены основные проблемы изучения драматического произведения в школе, проанализированы результаты разведывательного эксперимента, обусловливающие необходимость внедрения новой учебно-методической модели, которая, учитывая жанровую специфику драмы, позволит педа-

гогу-словеснику определить сценическую доминанту изучаемой на уроке литературы пьесы, чтобы, развертывая ее, обратиться к целостному комплексному филологическому анализу.

Первая часть второй главы содержит анализ понятия "современный урок литературы", а также разграничение терминов "методика" и "технология", где первый - более общее родовое понятие, имеет четко поставленную цель и возможность реализации через частные технологии. Смысл второго, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает В.М. Монахов: "Педагогическая технология - это продуманная по всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя".

Учебно-методическая модель изучения драматического произведения, представленная во второй части главы, предполагает организацию двух систем уроков, одна из которых посвящается названной пьесе А.С. Пушкина, другая - драматургии А.Н. Островского -в соответствии с содержанием современных программ по литературе. Обе системы разработаны с учётом комплексного анализа драматического произведения в аспекте жанра, образцы которого представлены в первой главе исследования, и художественно-деятельностного подхода к школьному обучению литературе.

Третья часть второй главы - это описание классификации методических приемов (схема 2), способные сделать урок по изучению драматического произведения технологичным и творческим, а также активизировать деятельность учащихся. Приведенные примеры аналитического рассмотрения технологии приема (схема 3) позволяют учителю при построении наиболее эффективной модели урока учитывать не только выбор действия, но и сущность самого действия, а роль жанра определить ведущей, но уже в содержании урока. Приемы в схеме выстроены по градационному принципу: от простого к сложному, который сохраняется и при внедрении учебно-методической модели на практике.

Схема 2. Классификация приемов изучения драматического произведения в школе

Приемы освоения художественного текста

1. Расширение круга ассоциаций.

2. Проблемные вопросы и дискуссия.

3. Опора на личные впечатления учащихся <„>

Активизация внимания, мышления, фантазии

Приемы постижения учащимися авторских замыслов, основывающихся на принципах литературоведческого и лингвистического подходов

1. Выразительное чтение фрагментов текста как фактор его осмысления.

2. Комментированное чтение.

3. Исследование речи персонажа как основы его характеристики.

4. Языковой анализ текста и его художественная специфика.

5. Выявление центрального эпизода, определение его роли в драматическом произведении.

6. Гипотетическая перестановка эпизодов <...>

Активизация читательской деятель ности, внимания, мышления, фантазии

^%а*ческне епоеобвоСГг

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

Э^гя?еские способ4*

Приемы творческого осмысления и интерпретации художественного текста

1. Оформление афиши к 4. Устное словесное "рисование".

произведению. 5. Коллективное сочинение

2. Иллюстрации к пьесе (портрет, группы.

костюм и т.п.). 6. Составление режиссерского

3. Центральная музыкальная тема. плана.

7. Инсценирование <.. .>

Активизация внимания, Активизация фантазии, мышления.

мышления, фантазии Элементы театральной педагогики

Приемы Алгоритм действия Модели взаимодействия

ученик учитель

Режиссерский план 1. Чтение фрагмента. 2. Характеристика действующих лиц, внесенная в таблицу. 3. Рассмотрение различных режиссерских планов действий и явлений. 4. Коррекция общего плана постановки. 5. Обработка реплик в выразительном чтении. 6. Сценическое оживление реплик (сама постановка). режиссер режиссер

режиссер актер

режиссер критик

Инсценирование 1. Первое прочтение. 2. Чтение по ролям. 3. Обсуждение каждой роли. 4. Мизансценирование. 5. Чтение по ролям с учетом мизан-сценирования. 6. Обсуждение и коррективы исполнения. 7. Чтение и коррективы исполнения. 8. Чтение с минимальным заглядыва-нием в текст. 9. Готовый вариант интерпретации. режиссер О актер

актер критик

зритель актер

Приведенные выше схемы позволяют получить исчерпывающие сведения о структуре деятельности учителя литературы, о содержании приемов изучения драматического произведения, о совместной творческой деятельности преподавателя и учащихся.

Описание положительных результатов опытно-экспериментальной работы завершает главу, они подтверждаются отзывами учителей-словесников, а зафиксированные в исследовании устные и письменные ответы учеников свидетельствуют о высокой эффективности предложенной учебно-методической модели школьного изучения драматургии в аспекте жанра. Для постижения учащимися универсальности жанрового аспекта очевидным стал факт обращения к внеурочным занятиям, поэтому к диссертационному исследованию прилагается факультативный курс "Литературный театр" как один из шагов на пути реализации учебно-методической модели.

В Заключении диссертации содержатся выводы, намечены перспективы дальнейшего исследования избранной темы:

1. Драма как род литературы имеет наиболее подвижную жанровую систему. Эта подвижность обусловливает более углубленную работу над филологическим анализом драматического произведения, установление его сценической составляющей, предполагает возможность обращения к театральной педагогике, способной активизировать деятельность учащихся с помощью разработанной учителем режиссуры урока и некоторых приемов, описанных К.С.Станиславским, к которым смело обращается методика преподавания литературы. Систематизация таких приемов дает возможность вести обучение в русле художественно-деятельного подхода, а анализ драматического произведения назвать комплексным, поскольку он включает одновременно три компонента: филологический, сценический и педагогический.

2. Комплексный филологический анализ художественного текста с опорой на жанровый аспект рассматривается не только как метод углубленного прочтения в целях постижения читателем информативного и эстетического содержания драмы, но и одновременно служит средством для осмысленного восприятия произведения, уяснения его общечеловеческой ценности, национального своеобразия, места в культурном и социальном контексте. Только искусство, в частности театр, позволяет рассчитывать на успех в деле воспитания, на достижение согласия и гармонии духовного развития личности. Значительную роль в решении этих задач может сыграть предложенная модель. Она достойно пополнит методический фонд изучения драматургии в школе.

3. Целям достижения высокого качества изучения драматического произведения в школе служат описанные в предпринятом исследовании

- теоретическая основа, которую обеспечивает комплексный филологический анализ, опирающийся на жанровую сущность драмы;

- сочетание рекомендуемых и традиционно сформировавшихся в методике преподавания литературы приемов, в совокупности с теми, которые разработаны театральной педагогикой, обеспечивает четкую, прозрачную технологию урока литературы, способствует раскрытию в учащихся творческой личности;

- продуманные формы взаимосвязи учебных и внеаудиторных занятий, связанных с изучением сценической предназначенности пьесы, а следовательно, с театром, обучают школьников активному "включению в жизнь" героев, сопереживанию им.

4. Анализ результатов срезовых работ учащихся экспериментальной группы в сопоставлении с контрольными показал, что количество хороших и отличных оценок здесь выше примерно на 20%, несравненно более качественным оказался уровень выполнения творческих заданий старшеклассниками, изучающими названные драматические произведения.

5. Диссертационное исследование может и, очевидно, должно быть продолжено в направлении разработки и внедрения предложенной методики изучения драматического произведения в специальных курсах освоения драмы с позиций жанрового аспекта и сценической составляющей в рамках школьного и даже вузовского обучения. Расширение опыта комплексного филологического анализа драматургии классиков различных эпох, стран, направлений способно доказать продуктивность разработанных и описанных в диссертации приемов и методов для глубокого осмысления художественного текста пьесы.

В Приложениях помещены учебная программа по факультативу "Литературный театр", задания, включенные в срез разведывательного эксперимента и разработки отдельных уроков по изучению драматургии А.Н. Островского в X классе.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Драматическое произведение на уроках литературы в 10 классе: теоретический и методический аспекты // Текст. Теория и методика. Сб. статей. Вып. IV. - Тольятти: Тольяттинский филиал СамГПУ, 2000. - С.184-198 (0,9 п.л.).

2. Роль родовой и жанровой специфики при изучении драматического произведения в школе // Пути совершенствования непрерывного профессионального образования. Сб. статей под ред. Г.П.Корнева. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 179-184 (0,4 п.л.).

3. Место жанровых особенностей при анализе драматических произведений // Текст. Теория и методика. Сб. статей. Вып. V. — Тольятти: ТГУ, 2002. - С . 131-136 (0,4 п.л.).

4. Проблема режиссуры на уроке литературы в современной школе // Теоретико-методические аспекты профессионального образования. Сб. статей под ред. Г.П.Корнева. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 138-144(0,4п.л.).

5. Жанровый аспект как доминанта комплексного филологического анализа "Моцарта и Сальери" А.С.Пушкина // Жанровое своеобразие русской и зарубежной литературы XVШ-XX веков. Сб. статей. - Самара: Изд-во СГПУ, 2002. - С.52-65 (0,9 п.л.).

6. Изучение творчества Платона на уроках зарубежной литературы в старших классах школ гуманитарного профиля // Профессионально образование в научно-педагогических исследованиях. Сб. статей под ред. Г.П.Корнева. - Тольятти: ТГУ, 2003. - С. 135-139 (0,3 п.л.).

7. Изучение пьесы А.П.Платонова "Шарманка" в аспекте жанра // Сборник научных трудов I Всероссийской конференции "Текст: теория и методика в контексте вузовского образования" (Тольятти, 14-16 октября 2003 г.). - Тольятти: ТГУ, 2003. - С.202-208 (0,4 П.Л.).

8. Методика изучения драматургии А.Н.Островского в старших классах (к экспериментальной части исследования) // Профессиональное образование: перспективы развития, пути повышения эффективности. Сб. статей под ред. Г.П.Корнева. - Тольятти: ТГУ, 2003. -С.370-378(0,6 п.л.).

9. Своеобразие жанровой природы "Бесприданницы" А.Н.Островского // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе: Материалы Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья (Тольятти, 1214 октября 2004 г.). - Тольятти: ТГУ, 2004. - С.81-85 (0,4 п.л.).

10. Современная драматургия: Методические рекомендации // Профессиональное развитие личности: Сб. компетентностно-ориентированных программ ИНПО / Под ред. д.п.н., проф. Ю.К.Черновой и к.п.н., доц. Н.С.Ярыгиной. Вып. 1. - Тольятти: ТГУ, 2004. - С.260-278 (1,1 п.л.).

Подписано в печать 31.03.2005.. Формат 60x84/16. Печать оперативная. Усл п л - 1,0. Тираж 100 экз. ООО "Форум". 445043, г.Тольятти, ул Радищева, 12 ^

( К? 520

\ ■ /

2 2 АПР 2005

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тюркин, Богдан Васильевич, 2005 год

Введение

Глава I Жанровая природа драматического произведения: теория 10 и методика

1.1. Проблемы определения родового и жанрового своеобразия 10 драматического произведения

1.2. Комплексный филологический анализ "Моцарта и Сальери" 21 А.С.Пушкина и "Бесприданницы" А.Н.Островского в аспекте жанра

1.3. Сценическая составляющая как системообразующая основа 78 драматического текста

1.4. Современная методика о способах освоения драматического 86 текста. Театральная педагогика и развивающее обучение

Глава II Методика анализа драматического произведения в аспекте 105 жанра на уроках литературы в старших классах

2.1. Особенности восприятия и изучения драматического произведения 105 в школе. Анализ результатов разведывательного эксперимента

2.2. Методика выделения жанрообразующего фактора как 113 доминантного при изучении пьес А.С.Пушкина и А.Н.Островского в профильно ориентированных и гуманитарных классах

2.3. Приемы школьного изучения драматургии

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра"

Проблемы, связанные с восприятием и изучением драматических произведений в школе, являются особенно актуальными в методике преподавания литературы. Многочисленные современные программы по литературе, включающие классические образцы мировой драматургии, в то же время не предлагают научно-выверенных подходов к их целостному анализу. Рассмотрение проблем восприятия и изучения драматического произведения в учебных условиях, как показывает школьный опыт и его научное осмысление, необходимо начинать с исследования его родовой и жанровой специфики, служащей основой для раскрытия природы тех трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.

Сложность в постижении авторской позиции, стремление почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из действующих лиц, умение в аргументировании своих суждений пользоваться текстом, воспринимать его не локально, в пределах одной реплики - всё это определяет актуальность проблемы целостного анализа художественного текста драмы и активизации читательской деятельности на уроках литературы. Обобщение трудов культурологов, литературоведов, философов, психологов, ученых-методистов, бесценного опыта учителей-словесников дало возможность автору научно обосновать методическую модель и предложить систему уроков по изучению драматургии русских классиков XIX столетия в аспекте жанра для старшей школы.

Теоретической базой исследования стали работы таких литературоведов, как С.С.Аверинцев [6], М.М.Бахтин [29], И.Ф.Волков [56], А.В.Дьяченко [73], А.Б.Есин [76], Л.П.Кременцов [117], Ю.М.Лотман [137], Ю.Г.Нигматулина [161], Г.Н.Поспелов [185], Г.Н.Тараносова [225], Б.В.Томашевский [230], В.И.Тюпа [233], В.Е.Хализев [241], А.Я.Эсалнек [261] и др., в которых имеет место не только научное изучение родовой и жанровой специфики драмы, но и предложена определенная интерпретация конкретных художественных произведений. Сюда примыкают и рабо ты, посвященные либо конкретным драматическим жанрам (Т.И.Вознесенская [55], А.А.Ивин [91], Н.И.Фадеева [236] и др.), либо жанровому своеобразию пьес отдельных писателей (Т.И.Акимова [11], Е.Н.Брызгалова [40], И.А.Овчинина [168] и др.), в которых представлен объективный подход и анализ драматического произведения с учетом его жанровой специфики. f> Обращение к трудам выдающихся методистов в истории русской школы: Ф.И.Буслаева [43], В.И.Водовозова [54], В.В.Голубкова [64], Н.О.Корста [110], В.П.Острогорского [172], [173], Я.А.Ротковича [201], М.А.Рыбниковой [202], В.Я.Стоюнина [220] и др. - убедили исследователя в необходимости формирования у школьников навыков работы с теоретико-литературными понятиями в целях более глубокого и точного восприятия формально-содержательного единства художественного произведения. Принципиально важными для исследования являются работы отечественных методистов, связанные с изучением драматического произведения ш в школе: Г.А.Гуковского [68], Т.С.Зепаловой [86], И.Б.Звагельской [85], В.Г.Маранцмана [144], А.Я.Подовинниковой [180], Е.С.Роговер [199], З.С.Смелковой [209], Т.В.Чирковской [249] и др. В них говорится и о необходимости владения понятием жанр в перспективе непрерывного литературного образования, и о важности вопроса соответствия форм, методов и приемов анализа жанровой природы пьесы. Однако целостной учебно-методической модели по изучению драматического произведения в аспекте жанра они не предлагают.

Огромное внимание вопросам формирования теоретиколитературных понятий и возрастным особенностям развития школьника уделяют психологи и психолингвисты: В.М.Букатов [42], Л.С.Выготский [58], А.А.Леонтьев [132], Н.Д.Молдавская [150] и др., в работах которых говорится и о принципиальной динамичности содержания текста, и о сценической предназначенности драмы, что позволяет выйти на особые способы ее постижения: приемы театральной педагогики, развивающее обучение, режиссуру урока и т.д.

Фундаментальные труды литературоведов, психологов, методистов позволили научно обосновать и разработать методическую модель изучения драмы в школе: она базируется на комплексном филологическом анализе произведений русской классической драматургии XIX века (в частности, "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина, "Бесприданница" А.Н. Островского), которые включены в большинство современных программ по литературе в качестве обязательного минимума чтения старшеклассников.

Цель исследования - теоретически обосновать методическую модель изучения драматического произведения в профильно ориентированных и гуманитарных классах, определить ее специфику, провести опытно-экспериментальную проверку методики школьного изучения драмы в аспекте жанра.

Объект исследования - учебно-художественная деятельность учащихся, направленная на освоение драматического произведения в его жанровой специфике.

Предмет исследования - методика изучения драматического произведения в аспекте жанра (на примере пьес А.С.Пушкина и А.Н.Островского) и способы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся профильно ориентированных и гуманитарных классов.

Гипотеза исследования. Если при изучении драматического произведения избрать доминантой жанровый аспект, то такой подход обеспечит качество его освоения, выработку умений целостного филологического анализа, позволит закрепить знания теоретико-литературных понятий, что создаст предпосылки повышения культурного и духовно- нравственного потенциала учащихся.

Для достижения цели и проверки изложенной выше гипотезы были поставлены следующие задачи: чг

1. Провести комплексный филологический анализ пьес "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина и "Бесприданница" А.Н.Островского с выделением жанровой специфики как системообразующей в драме.

2. Установить уровень разработанности темы: "Методика изучения пьес А.С.Пушкина и А.Н.Островского в школе".

3. Выявить наиболее эффективные приемы изучения драматургии (Ш А.С.Пушкина и А.Н.Островского в средних образовательных учреждениях, классифицировать и описать их.

4. Используя приёмы комплексного филологического анализа, разработать рекомендации и учебно-методическую модель изучения школьниками художественного текста пьесы с учётом её жанрового аспекта и сценической предназначенности.

5. По проведении опытно-экспериментальной проверки определить уровень эффективности разработанной модели изучения драмы как одного из родов литературы в школе.

Методологической основой исследования послужили основополагающие труды по философии, культурологии, литературоведению, педагогике, психологии, методике преподавания литературы. Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования: теоретический - изучение и анализ литературы по поставленной проблеме; эмпирический - констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа и т.п.; статистический - количественный и качественный анализ результатов проведённых контрольных срезов.

Л Научная новизна предпринятого исследования находит своё выражение в том, что, во-первых, разработана учебно-методическая модель изучения драматического произведения в аспекте жанра на базе профильно ориентированных и гуманитарных классов; во-вторых, предложены образцы комплексного филологического анализа с учетом жанровой специфики пьес А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери" и А.Н. Островского "Бесприданница"; в-третьих, выявлены и описаны методические приемы изучения драмы в школе, охарактеризована технология осуществления конкретных приемов, включающая алгоритм действий и модели взаимодействий, что составляет основу режиссуры любого урока литературы.

Практическая значимость исследования находит отражение в предложенной автором теоретически обоснованной и проверенной в ходе экспериментальной работы учебно-методической модели изучения драма-(II тического произведения в старших классах школ с профильно ориентированным и углубленным обучением литературе. Теоретические и практические рекомендации могут быть использованы в цикле лекций по методике преподавания литературы, при проведении практикумов и семинаров по "Истории русской литературы XIX века", при подготовке учителями-словесниками уроков и разработке факультативов по изучению драматического произведения в школе.

Диссертационное исследование включало опытноэкспериментальную работу, которая проводилась в течение 6-ти лет (1998%

2004 гг.) - в ней три этапа.

1 этап (1998-2001 гг.) - ориентировочно-поисковый; он имел целью определение актуальности и формирование гипотезы исследования, разработку этапов реализации разведывательного эксперимента в муниципальных образовательных учреждениях (далее - МОУ) гимназий №9, 39, 48, 77, 89, лицее №36, школе №33 г. Тольятти, выявление уровня знаний учащихся девятых классов о драме как литературном роде; установление объёма умений и навыков анализа классической пьесы (путем бесед со школьниками, учителями, наблюдения и анализа уроков учителей-словесников, срезовых исследований и т.п.).

2 этап (1998-2002 гг.) - теоретико-поисковый; он был посвящен разработке понятийного аппарата, методов и организации исследуемых в проекте педагогических технологий, направленных на изучение драмы: исследование ее жанровой специфики, проведение констатирующего и формирующего экспериментов в профильно ориентированных и гуманитарных классах МОУ (гимназии №9, школы №33 и лицея №36 г. Тольятти), контрольных срезов, апробации учебно-методической модели и в формулировании итогов промежуточных этапов эксперимента.

3 этап (2002-2004 гг.) - экспериментально-обобщающий; он включал анализ полученных результатов исследования, сопоставление и анализ разносторонней проверки выдвинутой гипотезы, внедрение результатов исследования в свою педагогическую деятельность по изучению драмы и (Л обсуждение её на научно-методических конференциях.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических положений, опорой на философские основания, психолого-педагогические подходы, а также использованием многоаспектной методики исследования, подтверждается репрезентативностью объема выборок, значимостью опытно-экспериментальных данных, внедрением результатов в практику преподавателя литературы, экстраполяцией полученных данных в другие или сходные условия, логической структурой комплексного филологического анализа драмы. Разра-* ботанные автором методические рекомендации были положительно оценены учителями-словесниками и преподавателями высшей школы г.Тольятти. Выводы, характеризующие успех дела на каждом этапе, формулировались на основании устных и письменных ответов учащихся, по результатам срезовых работ, по данным анкетирования, бесед с учителями и школьниками, по итогам экспериментальных уроков, проведенных соискателем и учителями, сотрудничающими с ним.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплексный филологический анализ художественного текста (на примере пьес "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина, "Бесприданница" А.Н.Островского) - наиболее эффективный из методов школьного изучения драмы, предопределяющий успех в освоении ее содержания, в понимании специфики жанра, являющийся одним из многоаспектных способов постижения школьниками особенностей драматического произведения. ft

2. Высокий качественный уровень изучения драматургии в школе в профильно ориентированных и гуманитарных классах обусловлен рядом факторов: а) доминантным выделением ее жанрового аспекта; б) введением элементов театральной педагогики в систему занятий по изучению драматического произведения;

Щ в) системной организацией учебных и факультативных занятий по литературе в экспериментальных классах.

3. Опора на разножанровую структуру, четко выстроенную режиссуру системы уроков по изучению драматического наследия А.С.Пушкина и А.Н.Островского, должна предполагать поэтапное, а, следовательно, более глубокое, детальное изучение драмы в X-XI классах.

4. Жанровый аспект как основа разработанной методической модели изучения драматического произведения способствует развитию учебно-художественной деятельности учащихся, направленной на повышение Ш их культурного, духовно-нравственного потенциала.

Апробация материалов исследования нашла свое выражение в выступлениях на секции методики I Всероссийской конференции "Текст: теория и методика в контексте вузовского образования" (г.Тольятти, 14-16 октября 2003 г.), на Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья "Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе" (г.Тольятти, 12-24 октября 2004 г.), на научно-практических конференциях в Тольяттинском государственном университете (1998-2003 гг.).

Структура работы

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тюркин, Богдан Васильевич, Самара

1. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. / Под ред. Г.И.Владыкина и др. Вст. ст. А.Салынского. Комм. В.Я.Лакшина. — М.: Искусство, 1973-1978.

2. Островский А.Н. Театр и жизнь: Избранные пьесы / Сост., вст. ст. и комм. А.И.Журавлевой. М.: Школа-Пресс, 1995. - 576 с.

3. Пушкин А.С. Золотой том: Собр. соч. / Ред., библиограф, очерк иШпримеч. Б.Томашевского: Изд. исправл. и дополн. М.: Имидж, 1998.-976 с.

4. Пушкин А.С. Полное собр. соч. в 10 т.: Издание 4-ое. Т.5: Моцарт и Сальери. Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1978. - С. 306-315.

5. Абасов З.А. Ученик как субъект педагогической технологии // Школьные технологии. 2001. №2. - С.39-45.

6. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучещ ния. М., 1986. - С.104-116.

7. Адамович Г.В. Пушкин // Одиночество и свобода / Сост., авт. пре-дисл. и прим. В.Крейд. М.: Республика, 1999. - 447 с.

8. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы . М.: Знание, 1990. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. - №11).

9. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей / Предисл. В.Крейда. -М.: Республика, 1994. 591 е.: ил.

10. Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975.-160 с.

11. Акимова Т.И. Драматургия Н.С.Гумилева в контексте культуры серебряного века: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Саранск, 2003.- 19 с.

12. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах / Сост. Р.Н.Альбеткова. М.: Просвещение, 1991. - 175 с. (Биб-ка учителя литературы).

13. Алпатов С. "Каменный гость": образ и смысл // Литература. 2001. — №46.14