автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств
- Автор научной работы
- Рыбин, Сергей Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рыбин, Сергей Юрьевич, 2001 год
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ.
§1. Пути исследования феномена мировоззрения.
§2. Роль философии музыки в становлении мировоззрения музыканта-специалиста.
III.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ.
§1. Методические принципы формирования мировоззрения музыкантов в процессе преподавания музыки.
§2. Динамика уровня профессионального мировоззрения и профессиональных качеств студентов-музыкантов в процессе экспериментального обучения.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств"
Актуальность исследования. Глубинные изменения, происходящие в российском обществе в последние годы, остро обозначили проблему поиска нового мировоззренческого фундамента как в индивидуально-личностном, так и в общественном аспектах. Возникновение новых социокультурных реалий в современном российском обществе требует переоценки многих духовных ценностей и связанных с ними личностных мировоззренческих позиций. В этих условиях большая ответственность за формирование мировоззрения членов общества ложится на педагогов, от которых, в свою очередь, требуется высокая мировоззренческая культура. В связи с этим, необходимо повышенное внимание к формированию мировоззрения специалистов-педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
Особое значение высокая мировоззренческая культура имеет для успешной профессиональной деятельности педагогов-музыкантов. В процессе обучения музыке педагог призван раскрыть перед ребенком глубокое гуманистическое содержание музыкального искусства, что затруднительно без опоры на серьезный мировоззренческий фундамент самого педагога. Нужно констатировать, что между высокими требованиями к уровню развития мировоззрения педагога-музыканта (обусловленными социальным заказом) и условиями его формирования в процессе обучения и воспитания студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств существует противоречие.
Музыкально-педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется глубокой степенью теоретической разработанности отдельных отраслей знания. Детально изучены проблемы музыкального формообразования, классификации жанров, гармонии, полифонии, сольфеджио, акустики, исполнительства и т.д. Методика преподавания этих дисциплин в музыкальных вузах тщательно разработана и нашла применение на практике. Однако необходимо отметить, что на данном этапе отдельные отрасли музыкознания в недостаточной степени согласуются между собой. В науке, изучающей музыкальное искусство, большой удельный вес имеют частно-описательные и частно-методологические подходы. Большое количество дисциплин имеют автономный и обособленный характер. Возникает опасность усвоения студентами раздробленных, мозаичных знаний, не представляющих собой целостной системы. В силу раздробленности, секуляризированности \J музыкознания, в сознании студентов с большим трудом складывается понимание специфики музыки как самостоятельного вида искусства в целом, а также его отличий от других видов искусства. Между тем, для понимания сущности музыкального искусства необходимо не только глубокое усвоение частных дисциплин (элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, полифонии, практических дисциплин) и организация этих знаний в стройную систему, но и выход за пределы музыки и за пределы искусства вообще в систему форм общественного сознания. Таким образом, все настойчивей возникает проблема объединения, интеграции ветвей музыкальной теории, согласования их между собой на основе некой «метатеории», содержащей в себе наиболее общие и фундаментальные положения относительно музыки. Данная «метатеория» должна стать в полном смысле философией музыки, базой, на основе которой будут осмыслены в единое целое все отрасли музыкальной науки.
Наиболее общие и методологически значимые представления и концептуальные установки индивида эксплицируются в личностно-психологическом плане через его мировоззрение. Профессиональный аспект мировоззрения связан с формированием концептуальных основ, идейного фундамента, необходимого для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, процесс формирования мировоззрения специалиста сопряжен с выработкой конкретной личностью собственной теории философского характера, отражающей самые существенные черты и отношения, касающиеся его профессиональной сферы. Профессиональное мировоззрение музыканта выступает как личностно \/ освоенная, переработанная и пережитая музыкально-эстетическая «метатеория» - философия музыки. При этом профессиональное мировоззрение не остается просто теорией, но непосредственно связано с практическим опытом личности, детерминирует профессиональную деятельность индивида, определяет ее направленность и стратегию творческого развития музыканта. Профессиональное мировоззрение музыканта в некотором смысле является итогом его профессионального образования и основой для самостоятельной творческой деятельности. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусства представляет собой одну из основных целей учебно-воспитательного процесса. Однако, в связи с тем, что профессиональные дисциплины несколько разрозненны и несогласованны по содержанию, а также из-за недостаточности педагогического внимания к данному процессу, нужно констатировать, что данная проблема требует научного исследования с целью понимания сущности, специфики и содержания данного процесса и разработки эффективной методики его оптимизации. Таким образом, тема исследования является актуальной и перспективной, а ее разработка может способствовать улучшению качества подготовки студентов.
Степень разработанности проблемы. Проблемы исследования и формирования мировоззрения личности всегда были объектом научного интереса российских ученых. В советский период российской истории изучение мировоззрения основывалось на совершенно определенных идеологических установках, что, однако, не снижает научной ценности исследований, проведенных в это время. В современных исследованиях, посвященных изучению мировоззрения, данная проблема приобретает несколько иной ракурс: процессы гуманизации и возрождения национальных духовных идеалов, происходящие в российском обществе, потребовали пересмотра исходных методологических установок, лежащих в основе научной теории формирования мировоззрения.
Одними из первых к исследованию мировоззрения обратились выдающиеся российские педагоги С.И.Гессен, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский. Понятие мировоззрения, его сущность, специфика и структура с позиций философского подхода были изучены в работах В.И.Вернадского, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, а также в работах исследователей советского периода: Р.А.Арцишевского, Г.Е.Залесского, В.С.Овчинникова, Т.И.Ойзермана, П.Н.Федосеева, В.Ф.Черноволенко, В.И.Шинкарука. Интерес к исследованию мировоззрения не ослабевает и в последние годы: данная проблема нашла отражение в работах В.С.Буянова, М.В.Ворониной, А.А.Касьяна, С.В.Резванова и других.
Психологическая сущность мировоззрения, связанная с понятиями самосознания, направленности личности, саморегуляции, исследована в работах Н.А.Менчинской, Т.К.Мухиной, В.А.Сластенина, А.Г.Спиркина. Педагогические проблемы формирования мировоззрения на различных этапах обучения и воспитания получили освещение в работах А.А.Горелика, М.Е.Дуранова, И.К.Журавлева, Б.Т.Лихачева, Э.И.Моносзона, Н.Г.Огурцова, П.А.Рачкова, Р.М.Роговой, М.Н.Терехина, К.П.Шуртакова, а также в диссертациях А.А.Касьяна и Т.Я.Железновой.
Исследователи справедливо указывают на связь мировоззрения и философско-методологических установок личности. В контексте профессиональной музыкальной деятельности основу мировоззрения ^ специалиста составляют его философские взгляды на музыкальное искусство. Методологические и теоретические проблемы, относящиеся к области философии музыки и составляющие ядро профессионального мировоззрения музыканта, широко осмыслены в работах выдающегося русского философа А.Ф.Лосева, музыковедов Б.Л.Яворского, Б.В.Асафьева, и были развиты в трудах выдающихся российских и зарубежных ученых А.А.Адамяна, В.Ванслова, Д.Гачева, М.С.Кагана,
A.Н.Сохора, С.Х.Раппопорта, А.А.Фарбштейна, Ю.Н.Холопова, Г.Эйслера и других.
Педагогические проблемы высшего профессионального образования, различные аспекты подготовки специалистов в высших учебных заведениях музыкально-педагогического профиля нашли отражение в трудах Н.К.Баклановой, Л.С.Зориловой, В.И.Муцмахера,
B.Я.Новоблаговещенского, Н.М.Потаповой, В.И.Черниченко и других ученых.
Таким образом, изучение большого количества источников позволяет делать вывод о том, что проблемы понимания специфики, сущности, структуры мировоззрения, а также основные проблемы его формирования детально изучены в трудах выдающихся российских ученых. Данная работа посвящена исследованию профессионального мировоззрения музыкантов и тем самым продолжает и развивает научно-педагогическую теорию формирования мировоззрения в новом ракурсе.
Проблема исследования заключается в наличии противоречия между требованиями к уровню формирования профессионального мировоззрения музыканта и возможностями для его формирования в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.
Объект исследования - содержание обучения и воспитания студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс формирования профессионального мировоззрения у студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.
Цель исследования - разработка теоретических основ и методики формирования профессионального мировоззрения студентов-музыкантов.
Исходя из объекта, предмета и цели определены задачи исследования:
• конкретизация понятия «профессиональное мировоззрение музыканта»;
• анализ роли философии музыки в процессе формирования профессионального мировоззрения музыканта;
• разработка методики формирования профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств;
• экспериментальная проверка разработанной методики.
Согласно нашей гипотезе, изучение и осмысление проблем, относящихся к сфере философии музыки, рассмотрение всеобщих категорий музыки (природа музыки, особенности музыкального пространства-времени и музыкального мышления, отражение окружающей действительности средствами музыки, гносеологическая ценность, общественное значение музыкального искусства и т.д.) с философских позиций может способствовать оптимизации процесса формирования профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.
Методологическую основу исследования составили эстетические идеи мыслителей античности Платона, Аристотеля, а также Г.В.Ф.Гегеля, Ф.В.И.Шеллинга, А.Шопенгауэра и других философов, раскрывающие сущность музыкального искусства, особенности его природы, содержания и воздействия на слушателя, а также определяющие место музыки в ряду искусств; положения материалистической диалектики, разработанные в сочинениях К.Маркса и Ф.Энгельса; гуманистические взгляды на мировоззрение, раскрытые в трудах В.И.Вернадского, С.И.Гессена, В.С.Соловьева, С.Л.Франка.
Теоретическую основу исследования составили положения теории системного подхода, разработанные в трудах А.Н.Аверьянова, В.Г.Афанасьева, И.В.Блауберга, Л.П.Станкевича, Э.Г.Юдина; методические принципы интегративного подхода в обучении, отраженные в трудах А.Б. Гольденвейзера, Г.Г.Нейгауза,
B.Я.Новоблаговещенского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и других выдающихся педагогов; основные принципы теории проблемного обучения, разработанные в исследованиях И.Я.Лернера, Э.Мамбетакунова, А.И.Матюшкина, М.И.Махмутова, В.Оконя, М.Н.Скаткина; психолого-педагогические основы формирования I/ мировоззрения личности, глубоко изученные в работах Н.А.Менчинской, Э.И.Моносзона, Т.К.Мухиной, Р.М.Роговой, В.А.Сластенина; положения, относящиеся к области философии музыки и содержащиеся в исследованиях Б.В.Асафьева, В.Ванслова, М.С.Кагана, А.Н.Сохора,
C.Х.Раппопорта, А.А.Фарбштейна; разработки специалистов в области профессиональной подготовки студентов в вузах культуры и искусств Н.К.Баклановой, Л.С.Зориловой, Б.М.Целковникова, В.И.Черниченко.
Методы исследования. В ходе исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
• теоретический анализ философской, педагогической, искусствоведческой, музыковедческой, методической литературы,
• сопоставление, анализ и синтез основных идей, \
• индукция и дедукция,
• наблюдение за активностью студентов в процессе профессиональной подготовки,
• анкетирование и беседа,
• педагогический эксперимент.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2001 годы.
На первом этапе (1998-1999 гг.) проходило изучение литературы по теме исследования, определялась степень научной разработанности проблемы в работах по философии, музыкознанию, педагогике, психологии. Был проведен анализ учебного плана и государственного образовательного стандарта по специальности «Музыкальное образование», велось наблюдение за процессом подготовки специалистов-музыкантов, посредством бесед со студентами оформлялись проблема, цель, задачи и общая концепция исследования.
На втором этапе исследования (2000 г.) была сформулирована гипотеза исследования и осуществлялась ее эмпирическая проверка. На этом этапе проводились наблюдение за профессиональной активностью студентов, собеседования и анкетирование с целью выяснения уровня профессиональной мировоззренческой культуры. В ходе опытно-экспериментальной работы со студентами апробировалось профилированное преподавание философии (содержание, методы) с опорой на рассмотрение музыкального искусства, исполнительства, музыкально-педагогической деятельности с философских позиций.
На третьем этапе исследования (2001 г.) проводилась опытно-экспериментальная проверка результатов исследования, продолжались педагогический эксперимент и окончательное оформление и обобщение полученных результатов. В педагогическом эксперименте участвовало 59 студентов музыкальных специализаций МГУКИ.
Достоверностьрезультатовисследования обеспечена обоснованностью исходных методологических походов, опорой на широкую философскую и научно-педагогическую исследовательскую базу, включающую основные достижения в области музыковедения, теории и практики профессионального музыкального образования, проведением количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
• Уточнено понятие «профессиональное мировоззрение специалиста (музыканта)», рассматривающееся как составная часть мировоззрения индивида, как философская и психолого-педагогическая категория, отражающая систему взглядов, убеждений, идеалов, представлений и поведенческих моделей личности в сфере профессиональной музыкальной деятельности, специфику которого составляет его интегративный характер по отношению к основным слагаемым профессионального мастерства.
• Показано, что процесс формирования профессионального мировоззрения музыканта связан с изучением и осмыслением фундаментальных основ философии музыки и выработкой личностно значимых воззрений на проблемы музыкальной природы, познавательной ценности музыки, особенностей ее воздействия на слушателей, общественных функций музыкального искусства (воспитательной, эстетической, коммуникативной, катарсической и других), а также их интеграцией в единую и согласованную концепцию.
• В исследовании установлено, что введение в учебный процесс дисциплины под названием «Философия музыки», освещающей вопросы генезиса, бытия, функционирования музыки, проблемы музыкального пространства-времени, отношения музыки к действительности и других, позволяет существенно повысить качество подготовки студентов музыкальных специализаций, помогает преодолению разобщенности и мозаичности знаний, раскрытию творческого потенциала студентов. Практическая значимость исследования:
• разработана и апробирована экспериментальная программа факультативного курса лекций «Философия музыки», способствующая эффективному формированию профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций;
• материалы исследования могут быть использованы для совершенствования государственного образовательного стандарта, а также при чтении курса лекций по философии музыки;
• результаты, полученные в ходе исследования и изложенные в ряде публикаций автора, направлены на стимулирование научного интереса к исследуемой проблематике и организацию дискуссии по данному вопросу. Апробация результатов исследования проводилась в ходе выступления автора с докладами на научно-практических конференциях, в публикациях тезисов и статей в научных сборниках, в ходе обсуждения результатов исследования на кафедре музыкального образования МГУКИ 27 сентября 2001 года.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное мировоззрение музыканта- это система знаний, взглядов, убеждений, идеалов, определяющих отношение музыканта к его профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности, понимание и эмоциональная оценка смысла музыкального искусства и своего творчества в его сфере, представляющие собой высший синтез всех компонентов его профессионального мастерства.
2. Эффективный процесс формирования профессионального мировоззрения музыканта связан с рассмотрением всеобщих категорий музыки с философских позиций. Интеграция знаний в области онтологии и феноменологии музыки, ее гносеологической ценности, социальных функций, особенностей музыкального мышления, пространственно-временной организации музыки, а также частнонаучных знаний в сфере музыкальных стилей, теории музыки и практических знаний в рамках дисциплины «Философия музыки» в значительной степени позволяет преодолеть автономный и обособленный характер отдельных дисциплин, препятствующий формированию целостного и систематичного профессионального мировоззрения у студентов музыкальных специализаций. 3. Апробированная методика формирования профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций, которая может применяться как в системе основного, так и дополнительного профессионального образования, расширяет возможности для повышения качества образования, способствует более глубокому и полному раскрытию творческого потенциала студентов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования профессионального мировоззрения музыкантов в процессе их подготовки в вузах культуры и искусств является одной из ключевых проблем педагогики высшей школы на современном этапе ее развития. Профессиональное мировоззрение музыканта как интегративное явление представляет собой одну из важнейших целей профессионального образования - высший синтез профессиональных знаний и представлений, убеждений, идеалов и практического опыта. На базе профессионального мировоззрения происходит объединение основных профессиональных качеств музыканта в единую и целостную систему, профессиональное мировоззрение определяет творческую индивидуальность каждого профессионального музыканта.
В процессе исследования было установлено, что общие тенденции и организация учебного процесса в вузах культуры и искусства на данном этапе незначительно способствуют формированию профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций. Противоречие между существующим и необходимым уровнем развития профессионального мировоззрения студентов-музыкантов обусловило актуальность и необходимость данного исследования. Целью исследования являлась разработка эффективной методики, которая могла бы способствовать активизации процесса формирования профессионального мировоззрения музыкантов на этапе высшего профессионального образования.
В ходе исследования были изучены работы отечественных исследователей, которые помогли раскрыть сущность, специфику и содержание понятия мировоззрения, а также некоторые методики формирования мировоззрения. На основе полученных результатов и применения метода системного анализа было исследовано понятие профессионального мировоззрения музыканта и определены его структурные, содержательные и функциональные характеристики. Профессиональное мировоззрения музыканта было понято как целостная и открытая система знаний, представлений, взглядов, убеждений, идеалов, практических компонентов определяющих отношение музыканта к его профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности, понимание и эмоциональная оценка смысла музыкального искусства и своего творчества в его сфере. В ходе функционального анализа было определено значение профессионального мировоззрения по отношению к профессиональной деятельности музыканта как одной из основных целей учебно-воспитательного процесса, средства профессионально-творческого развития и одного из критериев профессиональной зрелости музыканта.
На основе системного исследования понятия профессионального мировоззрения музыканта стало возможным определение роли философии музыки в процессе его становления. Исходя из анализа соотношений философии и мировоззрения, музыки (искусства) и мировоззрения, философии и музыки философия музыки была признана ядром профессионального мировоззрения музыканта, его структурной и содержательной основой. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что эффективная методика формирования профессионального мировоззрения музыкантов связана с изучением проблем философии музыки.
Для разработки эффективной методики формирования профессионального мировоззрения музыкантов связанной с философией музыки необходимо было изучить состояние вопроса на современном этапе развития философии и музыкознания. В ходе исследования был проведен анализ трудов западноевропейских и русских философов и музыковедов, на основе которого были определены основные проблемы философии музыки, составившие содержание экспериментального курса лекций. На этом этапе исследования была разработана экспериментальная программа «Философия музыки», в соответствии с которой осуществлялось экспериментальное обучение. Также было проведено анкетирование с целью установления начального уровня развития основных качеств профессионального мировоззрения членов экспериментальной группы, а также уровня развития некоторых профессиональных качеств.
Методические основы разрабатываемого курса составили работы российских педагогов и психологов связанные с проблемами интегративного подхода к преподаванию и использованию межпредметных связей, теорией и практикой проблемного обучения и непосредственно с методиками формирования мировоззрения личности. На основе изучения и анализа существующих методик были разработаны методические принципы, при опоре на которые значительно повышается эффективность формирования профессионального мировоззрения в процессе обучения.
При анализе результатов первоначального и финального анкетирования участников экспериментальной группы был зарегистрирован значительный рост показателей по итогам экспериментального обучения. Средние значения самооценки уровня развития профессионального мировоззрения выросли на 36% по сравнению с первоначальным уровнем, а самооценка развития профессиональных качеств возросла в среднем на 39%. 93,3 % участников экспериментальной группы положительно оценили значение экспериментального курса для их профессионального развития; 93,4 % участников оценивают влияние экспериментального курса на развитие их профессионального мировоззрения как важное и очень важное. Таким образом, экспериментальная проверка эффективности разработанной методики дала положительные результаты и подтвердила гипотезу исследования о том, что эффективная методика формирования профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций ВУЗов культуры и искусства связана с изучением философских проблем музыкального искусства.
Автор диссертации подчеркивает, что разработанная в исследовании методика формирования профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций является лишь одной из первых попыток решения данной проблемы. Одной из важных задач данного исследования было привлечение внимания научной общественности к этой проблематике и инициирование академической дискуссии по этой актуальной для современной вузовской педагогики проблеме. Проблема исследования обладает педагогическим потенциалом и может разрабатываться как в содержательном, так и в методическим аспекте:
1. Дальнейший поиск эффективных методов формирования профессионального мировоззрения специалистов на этапе высшего профессионального образования,
2. Разработка проблем философии музыки в педагогическом аспекте, совершенствование, углубление и обогащение содержания курса философии музыки и интеграция основных положений других музыкально-теоретических дисциплин в его рамках;
3. Внедрение философской проблематики музыкального искусства в учебную практику и реализация на этой основе ее мировоззренческого потенциала, дальнейшая оптимизация процесса формирования профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций ВУЗов культуры и искусств.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рыбин, Сергей Юрьевич, Москва
1. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ». Письмо Министерства Образования РФ от 19.03. 1993, №- 47/20- 11п // Вестник образования. 1993, №7.
2. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976, - 188 с.
3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Издательство политической литературы, 1985, - 263 с.
4. Адамян А.А. Статьи по эстетике. Ереван: Айастан, 1967, - 453 с.
5. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сборник научных трудов. Вып. 1. Москва - Шуя, 1998, - 184 с.
6. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд. МГУ, 1978, - 336 с.
7. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Музыка, 1986, -225 с.
8. Антипова Т.В. Пути исследования смыслов музыки. Диссертация на соискание уч. степени кандидата искусствоведения. М., 1995, -154 с.
9. Античная музыкальная эстетика, М.: Гос. музыкальное издательство, 1960, - 304 с.
10. Апрелева В.А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития. Диссертация на соискание уч. степени доктора филос. наук. М., 1999, - 379 с.
11. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986, - 196 с.
12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: Музыка, 1971,- 376 с.
13. Афанасьев В.Г. О структуре целостной системы // Философские науки. -М. 1980, №3.
14. Бабушкин В.У. о природе философского знания. Критика современных буржуазных концепций. М.: Наука, 1978, - 207 с.
15. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: Издательство МГУК,1994, - 120 с.
16. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Диссертация на соискание уч. степени доктора пед. наук. М., 1997, - 545 с.
17. Баталов А. А. Понятие профессионального мышления (методологические и идеологические аспекты). Томск: Издательство Томского университета, 1985, - 228 с.
18. Белинский В.Г. Избранные статьи. М.: Детская литература, 1986, -221 с.
19. Берлиоз Г. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1956, - 406 с.
20. Библер B.C. На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997, - 440 с.
21. Блауберг И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода // Становление системных идей в науке и философии. С-Пб. - Москва, 1980, вып. 7.
22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973, - 268 с.
23. Букин В.Р. Психология общества и искусство // Искусство и общество. Ленинград: Лениздат, 1978, - 265 с.
24. Буянов B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987, - 206 с.
25. Ванслов В. Об отражении действительности музыке. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953, - 235 с.
26. Васильев С.А. Уровни понимания текста // Общественные науки. -М., 1982, №3.
27. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Политиздат, 1989, ч. 1, 368 с.
28. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука,1981, 359 с.
29. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Издательство МГУ,1982, 172 с.
30. Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, вып.2, 1968, - 283 с.
31. Воронина М.А. Мировоззрение как развивающаяся система. Диссертация на соискание уч. степени кандидата филос. наук. -Алматы, 1996, 138 с.
32. Гачев Д. Статьи, письма, воспоминания. Сост. М.С. Брук, Г.Д. Гачев. М.: Музыка, 1975, - 288 с.
33. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т.т. М.: Искусство, 1969.
34. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Русская школа. М., 1934 №1.
35. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М.: Музыка, 1975, -416 с.
36. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.:
37. Советский композитор, 1969, 448 с. 37 Гондза Л.Г., Кравчук П.Ф. Особенности формирования мировоззрения будущих учителей в условиях перестройки //
38. Проблемы методологической и мировоззренческой подготовки учителя. Курск, 1990, - 182 с.
39. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986, - 207 с.
40. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986, - 238 с.
41. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. Москва - Ленинград: Музыка, 1964, - 278 с.
42. Диденко В.Д. Искусства. Духовная культура. Философия. Алма-ата: Наука Казахской ССР, 1990, - 200 с.
43. Дидро Д. Собрание сочинений в 10 тт., т.6, Москва: ОГИЗ, 1946, -640 с.
44. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. №1, СПб, 1912.
45. Дмитрий Шостакович. Сборник. М.: Советский композитор, 1967, - 536 с.
46. Дондоков Б. Философские основания музыки. Диссертация на соискание уч. степени кандидата филос. наук. М., 1998, - 123 с.
47. Дунаевский И.О. Выступления, статьи, воспоминания. М.: Советский композитор, 1961, - 460 с.
48. Дуранов М.Е., Терехин М.Н. Формирование научного мировоззрения школьников. Челябинск, 1969, - 27 с.
49. Дышлевый П.С. Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. М: Мысль, 1984, 202 с.
50. Железнова Т.Я. Становление педагогического мировоззрения будущего учителя. Диссертация на соискание уч. степени кандидата пед. наук. Н. Новгород, 1996, - 197 с.
51. Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. М.: Знание, 1980, 95 с.
52. Зак Я.И. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1980, - 208 с.
53. Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст. 14. М.: Ось-89, 2001, - 48 с.
54. Закс JT. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Сб. статей. Вып. 3. Ленинград, 1987, - 231 с.
55. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: Изд. Московского университета, 1994, 141 с.
56. Зарубина Л.П. Философия и музыка. Челябинск, 1998, - 164 с.
57. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. Диссертация на соискание уч. степени доктора культурологии. М., 1999, - 558 с.
58. Ильин В.В. Солнцев Н.В. Чалов Н.М. Русская философия в лицах. -М.: Издательство журнала «Юность»,- 192 с.
59. История эстетической мысли в 6 тт. М.: Искусство, 1986.
60. Каган М.С. Морфология искусства. Ленинград: Искусство, 1972, -440 с.
61. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, 1997. №9.
62. Касьян А.Л. Контекст образования: наука и мировоззрение. -Нижний Новгород: Издательство Нижегородского гос. пед. университета, 1996, 183 с.
63. Касьян. А.А. Математическое знание как мировоззренческое явление. Диссертация на соискание уч. степени доктора филос. наук. Н. Новгород, 1991, - 338 с.
64. Киркегор С. Наслаждение и долг. Спб. 1894, - 415 с.
65. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965, - 288 с.
66. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984, -190 с.
67. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Наука, 1995, 656 с.
68. Кремлев Ю.А. Русская мысль о музыке. Т.2. Ленинград: Музыка, 1958, - 614 с.
69. Кузнецов М.А. Ноосфера. Человечество. Мировоззрение. М.: Глобус: Юрикон, 1998, - 126 с.
70. Кукушкина Е.И. Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989, - 299 с.
71. Кулагин П.Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика, 1964, №12.
72. Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. М.: Наука, 1987, - 349 с.
73. Лернер И.Я. Актуальные вопросы теории и практики проблемного обучения гуманитарным наукам // Обучение и воспитание в средней общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1970, - 347 с.
74. Лист Ф. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1959, - 464 с.
75. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1993, -526 с.
76. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Мысль, 1989, - 266 с.
77. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1975, тт.3,4.
78. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Самое само. -М.: Эксмо-пресс, 1999, с.635-822
79. Луначарский А.В. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1971,- 540 с.
80. Мазель Jl.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978, - 352 с.
81. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988, - 143 с.
82. Малер Г. Письма. Воспоминания. Сборник. М.: Музыка, 1968, -607 с.
83. Мамбетакунов Э. Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественнонаучных понятий. Диссертация на соискание уч. степени доктора пед. наук. Бишкек, 1991, - 387 с.
84. Маркус С.А. История музыкальной эстетики в 2 тт. М.: Музгиз, 1959.
85. Мастера советской пианистической школы, вып. 2. М.: Музгиз, 1961, - 238 с.
86. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Диссертация на соискание уч. степени доктора психологических наук. М.: 1973, - 396 с.
87. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975, 367 с.
88. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Музыка, 1993, 262 с.
89. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976, - 253 с.
90. Мейлах Б.С. Комплексное изучение творчества и музыковедение // Проблемы музыкального мышления, М.: Музыка, 1974, - 333 с.
91. Менчинская Н.А. Мухина Т.К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологического исследования // Советская педагогика. 1976, №4.
92. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников // Под ред. Э.И. Моносзона, Р.М.Роговой. М.: Педагогика, 1984, - 239 с.
93. Микешина J1.A. Ценностно-мировоззренческие формы познавательной деятельности // Диалектика познания. Ленинград, 1988, - 298 с.
94. Мировоззрение и творчество. Межвузовский сборник научных трудов. Смоленск, 1984, - 97 с.
95. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV международной научно-практической конференции. -М., 1998, 127с.
96. Мировоззренческая культура личности (Философские проблемы формирования). Киев: Наукова думка, 1986, - 295 с.
97. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1989, №3.
98. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978, - 198 с.
99. Моносзон Э.И. Состояние и задачи процесса формирования мировоззрения школьников // Советская педагогика, 1976, №4.
100. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата пед. наук. М., 1979, - 16 с.
101. Музыкальная эстетика германии XIX века. М.: Музыка, 1981, т.1, -414 с; 1982, т.2, - 432 с.
102. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки. Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора пед наук. М., 1989, - 32 с.
103. Назарова О.В. К вопросу об определении понятия «мировоззрение» // Диалектика познания и активность сознания. Иваново, 1985, -149 с.
104. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз,1958, -319 с.
105. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки. Диссертация на соискание уч. степени кандидата пед. наук. -М., 1997,-231 с.
106. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1978, - 100 с.
107. Огурцов Н.Г. Дидактические основы формирования коммунистического мировоззрения старшеклассников. Минск, 1979, - 208 с.
108. Ойзерман Т.И. Мировоззрение как феномен духовной жизни общества // Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука,1983, - 286 с.
109. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982, - 301 с.
110. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968, -208 с.
111. Педагогика // Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988, -606 с.
112. Педагогическая энциклопедия в 4 тт. М.: Советская энциклопедия, т. 2, 1965.
113. Покотило О.А. Содержание и структура музыкального процесса как целостного образования. Диссертация на соискание уч. степени кандидата филос. наук. Тюмень, 1998, - 196 с.
114. Попович Н.Д. Специфика мировоззренческого содержания в искусстве. Диссертация на соискание уч. степени кандидата филос. наук. Киев, 1984, - 206 с.
115. Потапова Н.М. Роль искусства в формировании коммунистического мировоззрения студентов музыкальных вузов. Диссертация на соискание уч. степени кандидата филос. наук. Минск, 1982, - 169 с.
116. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения // Под. ред. М.Н. Алексеева, Н.Г. Огурцова. Минск, 1975, - 207 с.
117. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников // Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Просвещение, 1968, - 240 с.
118. Пятигорский A.M. Философия одного переулка. М.: Прогресс, 1992, - 160 с.
119. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978, - 237 с.
120. Рачков П.А. Развитие творческого мышления студентов как условие формирования их научного мировоззрения // Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии. М.: Высшая школа, 1983, - 272 с.
121. Резванов С.В. Структура мировоззрения: генетический аспект. Диссертация на соискание уч. степени доктора филос. наук. -Ростов-на-Дону, 1995, 226 с.
122. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Мысль, 1966, - 424 с.
123. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Издательство АН СССР, 1957, - 328 с.
124. Рубинштейн С.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958,- 453 с.
125. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940, - 596 с.
126. Рувинский Л.И. Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982, - 143 с.
127. Рыбин С.Ю. Мировоззренческая культура как критерий профессиональной зрелости музыканта // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сборник статей, вып. VI. М.: МГУКИ, 2001, с. -128-132
128. Рыбин С.Ю. Музыка как вид искусства в эстетике Г.В.Ф. Гегеля. -М.: МГУКИ, 2001, деп. в НИО «Информкультура» Российской государственной библиотеки от 13.06.2001, №3315, 26 с.
129. Рыбин С.Ю. Профессиональное мировоззрение музыканта как система. М.: МГУКИ, 2001, деп. в НИО «Информкультура» Российской государственной библиотеки от 01.10.2001, №3322, -33 с.
130. Рыбин С.Ю. Философия музыки в сочинениях Платона и Аристотеля // Созидательная миссия культуры. Сборник статей молодых ученых. М.: МГУКИ, 2001. - с.48-50
131. Рыбин С.Ю. Философия музыки в сочинениях А. Шопенгауэра // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сборник статей, вып. VI. -М.: МГУКИ, 2001, с.132-136
132. Сагатовский В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философские науки, 1976, №3.
133. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин // Педагогика, 2001, №1.
134. Скаткин М.Н. Требования к современному уроку // Народное образование, 1969, №7.
135. Соловьев B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии. Соч. в 2 тт. М.: Правда, 1989,т.1, - 687 с.
136. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М.: Мысль, 1994, - 197 с.
137. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства. Ленинград, 1980, - 150 с.
138. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970, - 192 с.
139. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974, - 333 с.
140. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972, -303 с.
141. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеологический аспект. М.: Высшая школа, 1987, - 132 с.
142. Становление гуманистического мировоззрения личности. Под ред. P.M. Роговой. М., 1994, - 223 с.
143. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979, - 396 с.
144. Таинственнее чем мир.Сост. Кларин В.И. Петров В.М. М.: Знание, 1991, 79 с.
145. Ушинский К.Д. Сочинения в бтт. т.З. Москва-Ленинград: Издательство АПН РСФСР, 1949, - 692 с.
146. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. -Ленинград: Музыка, 1976, 208 с.
147. Федоров Д.В. Смысл музыки: его анализ на основе эстетики П.А. Флоренского и русской философско-религиозной традиции. Диссертация на соискание уч. степени кандидата искусствоведения. -М., 1999,- 151 с.
148. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М.: Наука, 1978, -656 с.
149. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979, - 64 с.
150. Философия культуры и художественная картина мира.// Вопросы философии, 1983, №7.
151. Философия. Мировоззрение. Практика. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1987, - 280 с.
152. Философская энциклопедия в 5 тт. т.З. М.: Советская энциклопедия, 1964.
153. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. Москва: Издательство политической литературы, 1981,- 446 с.
154. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
155. Фоминых Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников // Педагогика. 1993, №4.
156. Франк С.Л. Русское мировоззрение. Спб.: Наука, 1996, - 736 с.
157. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995, № 11.
158. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999, - 516 с.
159. Холопов Ю. А.Ф.Лосев и советская музыкальная наука// А.Ф.Лосев и культура XX века: Лосевские чтения. М.: Наука, 1991, - 219 с.
160. Холопов Ю.Н. О теории Хиндемита // Laudamus. Москва, 1992.
161. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия. // Вопросы философии, 1993, №4.
162. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе вузовской подготовки. Диссертация на соискание уч. степени доктора пед. наук. -Краснодар, 1999, 258 с.
163. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения. Диссертация на соискание уч. степени доктора пед. наук. М.: 1977, - 407с.
164. Черниченко В.И. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе культуры к библиотечной работе с подрастающим поколением. Диссертация на соискание уч. степени доктора пед. наук. М.: 1994, - 400 с.
165. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев: Издательство Киевского университета, 1970, - 173 с.
166. Швырев B.C. Философия и стратегия образования // Вопросы философии, 1995. №11.
167. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Изд. социально-экономической литературы, 1966, - 495 с.
168. Шинкарук В.И. Философия и мировоззрение // Человек и мир человека. Киев: Наукова думка, 1977, - 339 с.
169. Шинкарук В.И., Иванов В.П. Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма // Вопросы философии, 1981, №2.
170. Школьник Г.И. Проблема формирования коммунистический убеждений // Советская педагогика, 1976, №4.
171. Шопенгауэр А. О сущности музыки. Петербург-Москва, 1919, - 42 с.
172. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 тт. т.1 Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992, - 394 с.
173. Штракс Г.М., Штракс М.Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.: Издательство МГУ, 1985, - 168 с.
174. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. -Казань: Изд. казанского университета, 1989, 214 с.
175. Эйслер Г. Избранные статьи. Беседы о музыке. М.: Музыка, 1973, - 270 с.
176. Энциклопедия профессионального образования. Москва, 1999.
177. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические аспекты современной науки. М.: Наука, 1987, -237 с.
178. Юрлов А.А. Статьи и воспоминания. Материалы. Сост. И.Марисова, -М. 1983,- 200 с.
179. Яворский Б.Л. Избранные труды. М.: Советский композитор, 1987, т. 2, ч. 1, - 366 с.
180. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Музыка, 1972, т.1, - 711 с.
181. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. М., 1908, - 36 с.