автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональной активности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки
- Автор научной работы
- Костанян, Сонья Хабибуллаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональной активности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки"
МОСКОВСКИ¡1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕН! ШП УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА
СПЕДОЛЛИЗИРОВАННЫП СОВЕТ К 053.01.17
. На правах рукописи КОСТДШН Сонья Хас)ибулдзевиа
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДНЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Специальности 13.00.02 - Методика преподавания музыки 13.00.01 - Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соиокание ученой огепени кандидата педагогичеоких наук
Москва - 1992
Работа выполнена в Тошнеитском государственном псдлгоплс-ском институте имени Низими.
Маучнк21 руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Э.Б.Абдуллин
Официальные оппоненты: ДОКТОр Педа'ГОГЯЧеСКИХ
наук,профессор Л.Г.Арчажвикова___—
; кандидат педагогических наук, даигнт Т.Г.Мариупольская
Ведущее учреждение - Уральский " госудпрственннА педагогический институт.
Защита состоится " /fe^^-f 1992 года в yfé> " часов но заседании специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата педагогических нвук K.0SB.0I.17 в Московском педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина по адресу:- I09I72, Москва, Новоспасский пер., дом 3 корпуо 3, вуд.313, муэынально-гтсдагогическиЯ факультет.-
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке К!ПГУ им. В,И.Ленина. Адрес университета: II9002, Москва, ул.Малая Пироговская,I.
Автореферат разослан 1992 года.
Учерннй секретарь специализированного совета
.Якубовская
I. СШАЯ ХАРАКЕЖ'ТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность. Современная отечественная педагогика высшей толы ав5ивно"разрабатывает проблему профессиональной активности ¡удущэго специалиста, рассматривая ее ь качестве неп' членного гсловия успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности (В.И.ЗагвязкискиД, М.М.Левина, В.А.Сласгенин и дри.
В (дузыкально-педагогической теории и практике роль и необ-одщость формирования профессиональной активности педагога-музы-дата отмечалась неоднократно: в связи с осуществлением щ своих рофессионзльных функций в общеобразовательной школе (О.А.Апрак-кна, Л.Г.Арчаяникова я др.); при рассмотрении специфического со-зржания различных аспектов его вузовской подготовки - мстодоло-кческой (Э.Р.Абдуллин), худолественно-исполнлтелзской (В.И.Муц-ахер, Г.М.Цыпин и др.), музыкачьно-теорэтиче.ской (М.И.Ройтер-гейн), методической (Р.Р.Дяердималие'ва, Т.М.Шевченко) и т.д.
Чаще всего в научно-исследовательских и методических работах адача формирования профессиональной активности учителя г.гуэыки ассматривалась в контексте той или иной проблемы и не выделяясь как самостоятельная. В силу этого сущность категории "про-эссиональная активность" осталась мало изученной применительно деятельности педагога-музыканта. Осталось не выясненным,каше ;оро1Ш мышления и деятельности педагога -музыканта интегрирует себе профессиональная активность как личностное образоваше, ш каких педагогических.условиях процесс формировали профессио-ильной активности учителя музыки происходит наиболее зффестивно.
Выявленные противоречия ме^ду позицией современной общей и •звкадьной педагогики о .необходимости формирования у будущих :ециаластоь профессиональной активности и отсутствием достаточ-ж знаний о сущности данного личностного, профессионального лества учителя музыки, научно-методических основ его развития ' звогшп сформулировать проблему данного исследованиям совокуп-сгь каких педагогических условий и средств обеспечивает эбфек-вное формированы профессиональной активности педагога-музы-нта в процессе его вузовакоЦ подготовки?
Осознавая, что решениеданксй проблемы требует усилил со сто-¡ш всех дисциплин, входящих в «истому висиего музык&льгго-педа-ппеского образовали:', мы не датой стадии ее изучения ограни-га диапазон научно-исследовательского поиска рампами метод;!-
ческой подготовки студентов (курс методики музыкального воспитания и проведение педагогической практики). В самой методической . подготовке за основу формирования профессиональной активности будущего учителя музыки нами принимается его самостоятельная ра-йоха как особая Форма организации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, объектом исследован ид является целостный учебно-воспитательный процесс музыкально-педа-гогич .ско'Л подготовки студентов в вузе.
Предметом исследования выступая? формы и методы самостоятельной работы студентов (на занятиях но методике музыкального воспитания), обеспечивавшие « снос" сово^-илисти йодирование их профессиональной активности.
Цель исследования - разработка и обоснование педагогических условий и путей формирования профессиональной активности будутдос учителей музыки.
Гипотеза исследован щ выте:сает из предположения о том, что формирование профессиональной активности у бушуют специалистов может оказаться эффективным при соблвдении следущих педагогических условий: а) повышении роли самостоятельней работы студентов в процессе их методической подготовки; б) установлении связи самостоятельной работы с мотивационнцм, познавательным и операциональным ее аспектами; в) направленности спо- . • собов организации самостоятельной работы на формирование тех качеств личности педагога-музыканта, которые характеризуют его профессиональную активность.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его зедусдае задачи:
1. раскрыть содержание понятия "профессиональная активность" применительно я методическому аспекту деятельности учителя му-йыки;
2. определить способы организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающие формирование у них профессиональной активности в процессе методической подготовки;
3. выявить показатели сфортарованности данного качества личности у будущего педагога-музыканта в процессе изучения курса методики музыкальное воспитания;
4. проверить ссыгно-эксперименталышм путем эффективность предлагаемых форм и методов, направленных на успешное формирование их йоге;,сконально?. активности.
-3 - •
В качестве методологических основ исследования выступают: философско-^георетическоэ положенно о роли активности в гсизнедеятельности личности (Е.А.Ануфриев, М.С.Каган, Л.Н.Каган и др.); вывода психологической науки с здешней (социальной) и внутренней (личностной) детерминации активности личности в профессиональной деятельности (Н.О.Добрцтга, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)} положения общей и музыкальной педагогики высшей школы о значении и путях развития профессиональной активности будущих специалистов.(13.И.Загвязинский, Г.Г.Кейгауз, В.А.Сластенин и др.).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: методологический анализ проблемы: педагогическое наблюдение, анализ и обобщение передового и массового опыта подготовки кадров з музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов; беседы и анкетирования студентов, учителей, методистов; моделирование художественно-педагогическгх ситуаций, на основе которых осуществлялось формирование профессиональной активности студентов} опытко-экспериментачькая работа.
База исолодования. Теоретическая и опытне-вксперименталькая работа осуществлялись на музыкально-педагогическом факультете ТГПИ со студенташ старших курсов при изучении ими курса методики гдувыкалыюго воспитания. Эксперимент проводился в естественных условиях учебно-воспитательного процесса при соблюдены! требований,, установленных государственной программой по "Методике музыкального воспитания". В исследовании приняли участие 94 студента эксперимент ¡иьньх и контрольных групп. Каучно-исследозательская работа по избранной проблеме протекала в период с Г987 по Т992 год и включала з себя три этапа: I -подготовительный, на котором разрабатывался теоретичзазй и мето-течесгай аппарат исследования. П - основной, направленный на разработку путай л условий формирования профессиональной актиз- ' йооти будущих педагогов-музыкантов и проверь ах ах. активности з опатне-эксперимэнта'п.ной работе. И - обэощшдяй, ьклгяавший в себя качествен чуп л количественную обработку полученных резудь-гатсв. корректировку экспертектальиой методики и ее научно-литературное изложение.
Теоретическое значение к научная аовизна о с л е д о б а н и я заключается а том, чго: Г) впервые предметом социального научного ксследовэшп язелззь
проблема формирования профессиональной активности педагогг-муэы-_аса;;та-»-ироцасса е го -вуз о о кой -яс дгагов ки преведежюе-иссле-^очаиж— позБОлкло-охаректеризовагь понятие "профессиональная^активность" применительно к деятельности учителя музыки; 0)-с-тео-> ротево-мвтоднческо14мпш&-обосноваш условия и способы организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающие пгзышение эффективности формирования их профессиональной акгквно.сти >пр1Г"~ гоу^дтгнеТОдЩаг лгу^щалыюга-васпитания-и-прохоздении-педзгоги-лракгщт В'1н@1е.
Практическая -ценность исследования яо.тг-тверлдаэтся возможностью приирнеки" предлагаемой методики в прак-ачисо ¡»узивского музыкально-педагогического образования, ее эффективным воздействием на качество профессиональной подготовки будущих специалистов.
достоверность полученных в ходе исследования результатов обеспечивается: их соответствием исходным методологическим основаниям; опорой на методы исследования, адекватные его целям и задачам; личным участием аьтора исследования в эктаеримеи те.
На защиту выкосятся следующие полов о ни я:
1. Важнейшим, педагогическим условием формирования профессиональной активности будущих учителей музыки выступает значительное расширение объема их самостоятельной работы и установление ее связи с основными аспектами целостного учебно-воспитательного прс цесса (мотивациокным, познавательным, операциональным).
2. Успешное формирование профессиональной активности учителей музыки обеспечивается специальными способами организации самостоятельной работа, предусматривающими интеграцию теоретической и практической подготовки.
Апробация результатов исследования протекала по сле-дуючим направлениям: в процессе проведения опытко-эксперименталчной работы на музыкально-педагогическом факультете ТГТШ; в виде научно-методических публикаций по теме исследования; путем выступлений с домадями и сообще'чыми на научно-практических конференциях ТЛИ по проблемам вузовской и школьной музыкальной педагогики (с 1987 по 1992 гр.); в процессе обсуждений диссертации на кафедрз хороьогс- дирижирования и методики музыкального воспи-тшс!.т[ ТИШ, на ::р.ф*дре д:етодологаи и методики преподавания музыки МИГУ им.В.И.Ленина. Б .кагяоявде время разработанные в процессе
исследования-методические рекомендации внедрена и успешно применяются в целях формировала профессиональной активности у будусих учителей музы:ш в Ташкентском педагогическом институте и в МЩУ им.В.И.Ленина.
П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕШШЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глад, основных выводел и библиографии. Основное содержание работа изложено на 104 страницах машинописного текста.
Бо ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темь исследования, зе пракгичзская .значимость, определяются цель, объект, предает, гипотеза, наметаются задачи и метода, формулируются основные понижения, выносимые на защиту. Характеризуется научная новгаад дозеортащш, ее пракгичаская значимость.
ПЕРВАЯ ГЛАЗА - 'Теоретико-методические предпосылки формирова-дая профессиональной алтивномп у будущих учителей пузики" состг-га из двух параграфов. Здесь устанавливается категориальный ап-гарят исследования, рассматриваются клв^евзе понятия: "ярофессио-гальная активность; "самостоятельность" и др. Выявляются псто^ни-и возникновения активности, ее связи с другими личноетлшк и [сихическиш компонентами и прежде всего - о деятельностью. В рв-ультато специального анализа формулируется определение - "дро-«ссиональ:тя активность учихеля г,пузики" и ведущие показатели ее формированности. На этой основе выявляются я обосковывеются пе-агогическяе условия п пути формирования профессиональной актив-ости учителя музыки.
В первом параграфе - "Анализ содеряанил профессиональной ал-ЕВНостГутатадя'^нки и педагогические условия ее (чормпрования" гавится ьадача, во-первых, определить сущность понятия "профос-повальная активность учителя ад-зыки". На основе общенаучное яалпэа трудов отечественных психологов, прежде всего К.А.Абуль-ановой-Слйвской, А.Н.Леонтьева, С.Л.Р^бишггзйна, выявляются влзи профессиональной активности с творческом, волеэанп актами, Зщением, определится интегрироганнай характер зе внутренних зубъекгквно-пз.'чноеггшк) г гяеа'клх (ооцкальнчх) пецхотагпчесшге 5разований. Данная проблема исследуется о позиции сСюг. зсконо-»ряоогай учвбкс-воспитэтелького процесса (Б.С.Гер^/нскпй, В.А. гастегопг и дг,. >, ояяад-экяи флуодмя педагогам;! про.$ссслональка:.з: [алиями и умениями ОП.Б.Ссньло, Л.Ф.Спирин и до.), воопитаггая у
них творческих качеств личности (В.И.Загвязкнский, В.А.Кан-Ка-jw.k и др.). ЧастнонаучкШ анализ проблемы (А.Г.Арчагниксва, . В.И.Чуцмахер, Г.М'.Цыпин и др.) позволил соотнести общенаучные даняда со спецификой деятельности педагога-музыканта. В результате делается вывод о том, что профессиональная активность учителя музыки - это фуцкшонально-динамическое качество яг.гости педагога-музыканта, отличающееся художественно-педагогической напрев. ..нностью, интогративным характером и обеслеч::вакЩбе акгуа-лизаздю и реализацию ценностного, соперяателъно-целевого я практического аспектов ею профессионально-творческой деятельного?. Профессиональная-активность уч^с.^-; Цу^шки - это движущая сила, 'bncpruil мвлакизм" его лотностно-творческих действий, направленный на реиение стратегических и такгичсоких профессиональных задач.
Основываясь па данных современной психолого-педагогической нлукк (О.Н.Сарычева), в диссертации определяются ведущие показатели сформиро ванно ст и профессиональной активности учителя~цу-~ пьот¡"осознание"будущим педагогом-музыкантом профессиональной направленности своей учебной деятельности; самостоятельности; инициатива; педагогическая рефлексия; личностно-гворческая позиция, Каздый из этих показателей раскрывается в своем содержательном значении с учетом специфики деятельности учителя музыки как преподавателя искусства.
Ватснейшим педагогическим условием формирования профессиональней активности учителя музыка:" является повышение удельного веса самостоятельной работа и совершенствование ее качества. Самостоятельная работа рассматривается на как, отдельный вид деятельности, а как лшаненгко присущее учебно-педахогкческо.^ вузовскому процессу условна, требование его эффективной организации. Опираясь, на концепцию В.А.Слэстенина, в структуре самостоятельной работы зндйляются следующие аспекту: мотивационкый, содержательный и ■ операциональный, каждый из которых обладает своей спецификой, рассматриваемой с.позлили содержания деятельности преподавателя музыки.
Второй параграф - "Пути сюр "лрозания профе ссиональкой аэтив-ности"студентов в процессе их самостоятельной работы". .
Ко основа специально проведенного анализа и изложенной выше 11 позиции о сущности селюстоятельноЯ работы будущего учителя музы' кл удалось устанолить, что наиболее целесообразными и эфгекгивны-мл с точней зрокия стимулирования и формирования профессиональной •
....... ? - ' "
активности являются следующие способы организации самостоятельной работы будущих учителей музыки: система творчес;сах (про бле мнц:с) вопросов; алгоритмические предписания учебно-музыкалыюй деятельное*",1 студентов; художественно-педагогическое моделирование; создание в учебно-педагогичэском процесса проблемных ситуаций путем моделирования противоречий медду различными нодходсми к школьному музыкально^ образованно, медду его теорией и практикой; задания по отбору я. систематизации дополнительного материала к школьно!* программе по музыке; налисанне студентами рефератов а курсовнх работ по проблемам музыкальной педагогики.
Указан:<лз способы организации самостоятельной работа будущих учителей музыки отличаются следующими ваяшчш особенностями: они используются на протяжении всего периода методической подготовки, во всех ее формах (лекционной, саминырско-практЕчасной, индивидуальной); юс применение способствует интеграции теоретической я зрактической деятельности студентов; по своего содержанию они натравлены на стимулирование профессиональной активности студентов, заработку у них личяостно-творческих способностей и умений в прокосе методической подготовки; обобщают и последовательно обогзща-зт все ее аспекты (дативациошшй, содержательный а опорэдиоинай).
При рассмотрении каждого из.указанных способов организации ;амостоятельной работы будущих учителей музыки в згслспаях вузов-зкой подготовки выявлялась их специфика. Так, ла основа специально-X) анализа било определено, что включение вопросов проблемного сарактера з лекционные п'семинарско-практчческае занятия по штоди-:е музыкального воспитания должно осуществляться на основе прейди ¡сего требований: учета нарастания объема и сложности изучаемого тате риала и э опоре на конкретный жизкегшый и профессиональный опит :тудектов. Что касэется алгоритмических предписаний, тс при изучз~ жи теоретического материала в курсе методики музыкального гоепи^а-ш они могут включать в себя словесную программу выпол:еш!я всех' :еобходимых "шагов" учебной деятальностл студентов; и то и числе :ра изучении иач учебных тем по кзточкке музыкального воспитания. I этом случае, наг._,имер, определяются логические "шаги" в изучении ой или д.гай '¿см а, соответотвонно, самостоятельные действия сту-еятов, направленные нэ ее усвоение.
Под худоу.ественно-ледагоп1«естаг' моделированием гак способом рганизалаи самостоятельной работы будущие педагогов-музыкантов а понимаем шелошгое создание того ¡..та иного конкретного пглагогл-
ческого "явлоюя" в виде характеристики наиболее существенных условий его протекания. Сюда входы: моделирочание ситуаций художественного общения с музыкой; прогнозирование вопросов к утащимся п предполагаемых ответов на них; моделирование целостной эмоционально-смысловой драматургии урока музыки; моделирование наи-болез целесообразных логических "шагов" и средств изучгтия вколь-¡гакями нового музыкального знания пла умения; мысленное прозкти-рова.-Л'З уровня художественно-эстетического развития учащихся конкретного класса е процессе овладения ими той или иной учебной теш. Применение худояе ственно-педагогичеоклгл ;.:сдс.«;ройий1:я требует ряда условий, основными из которых являются: четкая постановка преподавателем задачи по моделирования того или иного "объекта" музыкально-педагогической действительности; соответствие этой задачи конкретному уровню профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта; проведение специальной рабо-тн по стимулированию э;лоцзонально-лачнос1ного. отношения студентов к ншолг>»ыв поставленной худояественно-педагогической задачи; оказание преподавателем необходимой помощи студенту при воз--никающпх трудностях; подведение итогов при завершении моделирования и осмысление полученных результатов с точки зрения проявления студентами профессиональной активности.
Создание проблемных ситуаций осуществляется двумя путяш: I) посредством выявления противоречия ¡ленду различным взглядами к подходами к организации музыкального обучения школьников; 2) путем обнаруживания противоречия между музыкально-педагогической теорией и практикой. В своем содеркании характеризуемый способ организации самостоятельной работы будуда; учителей музыки предусматривает ряд структурко-логичзских "шагов": анализ и осмыс-' ле:я1е студентами различгшх точек зрения по той или иной Ектуапь-пой проблеме музыкальной педагогики на основе теоретического материала лекции и изучения специальной литератур!; выделение главной масли в суждениях разных специалистов; осмысление раз- ' ного рода противоречий и поиск путей их разрешения (высказывание собственных предположений, гигггез в опоре на личностко-профес-сиональнне знания, умения, способности); анализ и оценка (самооценка) результатов деятельности, связв.чной с выявлением и разрешение;.! противоречия. В зависимости от реальных условий, лрепо- . давандл эти операций могут "сворачиваться" или умножаться, приобретать твортесууг нгпсыгаенносгь. .
Существенное место в методике формирования профессиональной сктивноста студентов отводится заданиям по отбору и систематизации дополнительного материала к школьной программе по музыке, к содержанию методической подготовки. Основными сущностными направлениями данной деятельности выступают: отбор музыкального материала, на предусмотренного содержанием джолькой программы; отбор художественно-дидактического материала (произведения смежных видов искусств, литературно-художестаеккнй материал и т.д.); отбор'источников для изучения той или иной учебной теш по методике музыкального воспитания. Данные задания способствуют усвоении следующих профессиональных умений: осуществлять художественно-педагогический анализ музыка, выявлять "личностный смысл" в содер-нанви произведения и находить адекватные способы его раскрытия учащимися в процессе музыкальных занятий; сравнивать, сопоставлять произведения различных видов искусства, находить между ниш общие а различные стороны; умение прогнозировать ситуацию художественного общения школьников с музыкой и с произведениями других, смета с ней искусств и т.д.
. Особое место в разработке исследуемых способов организации самостоятельной работы будущих учителей адузнки отводится написанию будущими педагогами-музыкантами рефератов и курсовых,работ по проблемам музыкальной педагогики. Здесь наше внимание сосредотачивалось на двух принципиальных вопросах: I. Чем и как обусловливается тематика в данных видах работы; 2. Какие особенности характеризуют ее выполнение. При этом ставились две взаимосвязаннее задачи: на основе выполнения работ расширить и углубить теоретические представления студентов в области методики преподавания игольного урока газики и второе - стимулировать проявление профессиональной активности будущих учителей музыки, направлять и ' развивать их индивидуально-личностную творческую позицию по отношению к теоретическим и практическим вопросам музыкального образования школьников.
В целом, в ходе теоретического анализа проблемы удалось выявить: сущность профессиональной активности педагога-музыканта как его личностное образование, обладающее мотквацаонной, содержа-тельно-пракцической сторонами его мшяекия и деятельности; социальные и личностные, научно-логические и эмошонально-худодаст-■ венные аспекты, которые интегрирует в своем содержании профессиональная активность учителя музыка; способы организации самостоя-
-ло -
тельной работы педагога-музыканта, направленицв на формирование его профессиональной активности, а также педагогические условия их реализации, отражающие худоиественно-педагогическую специфику деятельности учителя музыки, ' *
Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ - "Экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной активности у студентов (на занятия:; по методике музыкального воспитания)" дано огшсзние экспериментальной работы. Ее основными задачами являлось: определение условий и логико-содержательной структур» лрогсдешт каждого из ета~ пег о,;олауиментального исследования; разработка исследовательских процедур и приемов (критериев, учебных заданий), необходимых для выявления исходного и последующих уровнек сформированно-сти профессиональной активности у отудентов в процессе их методической подготовки; проведение, на основе разработанной нами методики, опытно-экспериментальной работы со студентами и анализ ее результатов. Опытно-экспериментальная работа охватывала период с 1988 по 19Э0 годы и включала в себя два этапа: констати рующий и формирующий.
Параграф первый - "Задачи и содержание констатирующего этапа экспериментальной работы" раскрывает сущность предварительного и основного подзтапов первой части экспериментальной работы. Предадитедькый подэтап осуществлялся перед началом занятий со студентами по методике музыкального воспитания (1988 год). Ведущей задачей данного "подэтапа" являлось изучение особенностей, .уровней проявления профессиональной активности у будущих учителей музыки, а также прогнозирование возможностей ее дальнейиаго роста в условию: "традиционной" организации учебно-педагогического процесса на занятиях по методике музыкального воспитания. Для решения этой задачи были обозначены специальные критерии, позволяющие фиксировать уровень проявления у студентов црофесаио- . нальной активности по всем входящим в ее содержание, показателям.
Так, осознание студентами профессиональной направленности своей учебно-музнкальной деятельности свидетельствовало о льч-носгнэ-с мы словом отношении к совершаемым в процессе обучения умственным и практическим действиям, способности высказываться в логической форме о сущности того или иного явления музыкально-педагогической действительности, критически осмысливать и перестраивать индивидуально-личностный смысл профессиональных знаний и умений.
- II -
Самостоятельность как показатель профессионально!* активности проявлялась в способности организовывать и осуществлять своп учебную ^деятельность, связанную с усвоением методических знаний и умений, умением отбирать для этого оптимальные способы решения задач и яа творческой основе варьировать этим способа?,я.
Инициатива как показатель профессиональной активности выявлялась в отрешении к систематическому расширению своего профессионального кругозора, использованию дополнительной лйтературы по предмету, нового музыкально-дидактического материала, в способности вносить в решаемые учебные задачи условия "от себя", в интересе к вопросам повышенной сложности.
Педагогическая рефлексия с точки зрения исследуемого качества личности будущего учителя музыки проявлялась в способности .адекватно воспринимать чувства и мысли "субъектов" учебно-педаго-гичзского процесса (школьников, студентов, преподавателя), прогнозировать задачи и содержание музыкальных занятий на основе учета реальных условий, проводить самоанализ и самооценку своей профессиональной деятельности.
Личностно-творческая позиция как высший показатель профессиональной активности будущих учителей музыки проявлялась в осознании социальной и личностной значимости ведущих задач школьного музыкального образования^ умений самостоятельно оонаруживать учебную или "реальную" профессиональную проблей, аргументированно, диалектически подходить к ее разрешении, обобщать усвоенный теоретический материал, изменять при необходимости способы своей учебкой деятельности а преодолевать возникающие в ней затруднения.
Перечисленные критерия послужили основой для разработки специальных экспериментальных процедур (зопросов, учебныз заданий), с помощью которых выявлялся наличный уровень профессиональной активности студентов з процесса их методической подготовка. Первый "срез" на выязлениэ уровней профессиональной активности был проведен в начале учебного года на третьем курсе, а второй -в момент его окончания (1989 год ), то есть при завершении занятий со студентами по методике музыкального воспитания. Таким образом были прослежены изменения, которые происходили в плане развития данного качества личности у будущих учителей музыки в рамках традиционной методики обучения, что отражено, соответственно,в таблицах I а 2.
Таблица I (результаты первого "среза')
Основные показатели профессиональной активности
{Уровни их проявления у студентов (всего 48 человек)_
I высокий средний низкий
1. Осознание профессиональной направленности своей учебной
деятельности 4 27 17
2. Самостоятельность 3 21 24
3. Инициатива 5 30 15 •1. Педагогическая рефлексия 4 23 21 5, Личностно-творческая позиция - • 29 19
Таблица 2 (результаты второго "среза")
Основные показатели профессиональной активности ¡Уровни их 1 тов (всег< проявления з > 48 человек; 1 студен-
| высокий | средний [ низкий
I, Осознание профессиональной . направленности своей учеб-<» ной деятельности ' 6 29 13
2. Самостоятельность 4 23 21
3. Инициатива 7 34 7
.4. Педагогическая рефлексия 6 24 18
5. Личностно-творческая позиция 6 30 12
Как показало оболедозанае, примэнение "традиционной" методики дает малый эффект и не обеспечивает целенаправленное форми-' ровшщо данного качества личности будущего учителя музыки.
Основной подэтап констатируюцрго эксперимента проводился в 1989 году с другим контингентом студентов в состава 46 человек. Здесь мы опирались в принципе на те же критерии, которые .ю"ала в основе проведения предыдущего подэтвпа экспериментального исследования. Результаты проведенного обследования зафиксированы в таблице 3
Таблица 3
Основные показатели профессиональной активности
{Уровни их проявления у студен-j тов (всего 45 человек)
fBucoiürii
Т~
, средний
I" низкий
I. Осознание профессиональной направленности своей учебной деятельности
.2, Самостоятельность
3. Инициатива
4. Педагогическая рефлексия
5. Личностно-творческая позиция
3 28 * 15
3 19 24
4 24 ГЗ
5 18 23
- 25. 21
Сравнение исходных уровней первого (занимающегося по традиционной методике) потока- студентов (таблица I) со вторым (занимающимся по экспериментальной программе - таблица 3) показывает, что сколько-нибудь существенных различий медду ними не наблвда-ется.
Параграф второй - "Задачи и содержание формирующего этапа экспёримёнтаНноГГработи". Основной задачей данного раздела являлась проверка разработанных педагогических путей и условий формирования профессиональной активности студентов в процессе их методической подготовки. Здесь на'.га бнла приведена в действие изложенная в первой главе диссертации система способов организации самостоятельной работы будущих учителей музыки, получшзиая воплощение в интеграции теоретического и практического аспектов методической подготовь студентов. Эти способы систематически включались в лекционные, семинарские и индивидуальные занятия со студентами. Ставилась задача формировать у студентов осознанное отношение к учебной .самостоятельной деятельности, развивать^' у них-личную заинтересованность в достижении ее эффективности путем постановки проблемных вопросов, алгоритмических предписаний, создания в учебно-педагогическом процессе учебных ситуаций и т.д. В диссертации подробно описаны задания, предложенные студентам на основе каждого из способов организации самостоятельной работы; прослеживается динамика развития основных показателей чрофессио« налызой активности. Показано, как проведя экспериментальное обучение реализуется вакнейпая задача - овладение студентами на ос-
нове предложенных способов организации самостоятельной работы диалектического подхода к преподаванию уроксз музыки в школе, готовность к творческому варьированию методических средств и формированию стиля своей деятельности в динамике от репродукгив-но-эмвирического к творческому.
По завершении формирующего этапа экспериментальной работы мы провели "срез" на основе ранее обозначенных ведущих показателей профессиональной активности студентов, который фиксируется в таблице 4
Таблица 4
Основные показатели профес- "¡Уровни их проявления у сту-сиональной активности } дентов (всего - 46 человек)
{дэнтов ^всего^- 46 « [высокий ("средкий^низкий
1. Осознание профессиональной направленности своей учебной деятельности
2. Самостоятельность
3. Инициатива
4. Педагогическая рефлексия
5. Штостно-творческая позиция
14 24 8
16 22 8
18 22 6
12 2? 7
10 28 8
Сравнение результатов "срезов", проведенных на констатирующем и формирующем этапах экспериментального исследования (см. таблицы 1-4), дает основание сделать вывод о том, что примененная, нами система способов организации самостоятельной работы студентов в процессе их методической подготовка оказалась эффективной в плане формирования, профессиональной активности у будущих педагогов-музыкантов по всем ее показателям.
Основные вывода
В результате теоретического и эксперименталького исследования избранной проблемы ни пришли к оледующим основным выводам:
I. Профессиональная активность учителя музыки - функционально-динамическое качество личности, отличающееся художественно-педагогической направленностью, интегративним характером и обеспечивающее актуализацию й реализацию ценностного, содержательло-цоле-вого и практического аспектов его профессионально-творческой деятельности.
- 15 -
2. Ваянейшим педагогическим условием, обеспечивающим успешное формирование профессиональной активности будущего учителя музыки, является'самостоятельная работа студентов и совершенствование ее уровня. Наиболее целесообразными и эффективными с точки зрения стимулирования и формирования профессиональной активности выступают следующие специфически проявляющиеся в музыкально-педагогической деятельности способы организации самостоятельной работы будущих педагогов-музыкантов: система творческих (проблемных) вопросов} алгоритмические предписания учебной музыкальной деятельности студентов; худонественно-педаго.таческое моделирование; создание в учебно-педагогическом процессе проблемных ситуаций путем моделирования противоречий мезду различным подходами к школьному музыкальному образованию, между его теорией и практикой; задания по отбору и систематизации дополнительного материала к школьной программе по музыке, к содержанию методической подготовки! написание студентами рефератов и курсовых работ по проблемам музыкальной педагогики.
3. В деятельности учителя музыки специфически проявляются -э соответствии с характером и направленностью предмета "Музыка" как предмета искусства - следующие ведущие показатели сформиро-ванности его профессиональной активности: осознание будущим педагогом-музыкантом профессиональной направленности своей учебной деятельности; самостоятельность; инициатива; педагогическая рефлексия; личностно-творческая позиция.
4. Успешная реализация указанных способов самостоятельной работы будущих учителей музыки возможна при: а) их взаимосвязи с мотивационннм, содержательным и операциональным компонентами му-зыкально-педагогичес. подготовки: б) отражении в них художественно-педагогической специфики деятельности учителя музыки и каждого из указанных компонентов его вузовской подготовки: в) сис- . темном и творческом их применении в учебно-педагогическом прс- ' цессе.
5. Разработанные пути и способы формирования профессиональной активности будущих учителей музыки, как показала опытно-экспериментальная работа, являются эффективными и доступными для внедрения в практику музыкально-педагогического образования.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Некоторые вопросы методики самостоятельной работы студентов над хоровой партитурой. Сб.научн.трудов. - Ташкент. ТПШ * им.Низами, 1979. - С.54-58.
2. Некоторые вопросы музыкального воспитания учащихся. - Ташкент, Совет Мактабп, 1983, №'12. - С. 12-13.
3. Некоторые особенности программы по музыке. - Ташкент, совет Мактаби, 1984, № 12. - С.44-46.
4. Эстетическое гсспяхшшв детей младшего школьного возраста .на уроках музыки. Сб.научн.трудов. - Ташкент, ТГПИ им.Низами, 1984. - С.33-36.
5. Программа по музыке в русских школах Узбекистана. - М., Музы-' ка в школе, 1985, & 4. - С.12-23.
6. Совершенствование уроков музыки в общеобразовательной школе. Сб.научн.трудов. - Ташкент ТГПИ им.Низами, I98S. - С.72-75.
7. Педагогичеекая практика: шаги к самостоятельности студентов. М., Музыка в школа, 1988, й 14. - C.II-I3.
8. Педагогическая практика студентов музыкально-педагогического факультета как средство повышения их профессиональной подготовки. Методические рекомендации. - Ташкент, MHO Уз.ССР, 1989. - 63 с.
9. Формирование профессиональной а!сгивности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки П МПГУ им.В.И. Ле!шна, Москва, 1992. - 15 с. - Деп. в ОЩИ "Педагогика и школа" 08.10.92. й 152-92.
4.
¿4>