Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тютюнова, Юлия Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тютюнова, Юлия Михайловна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КРАТКОСРОЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЖИВОПИСИ.

1.1. Концепция процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи: целевая установка - упражнение -сенсомоторная реакция - навык -деятельность.

1.2. Анализ основных понятий учебных краткосрочных изображений в исследуемом процессе: рисунок, кроки, набросок, зарисовка, этюд, эскиз, клаузура, нашлепок.

1.3. Основные закономерности и принципы развития системы "глазмозг-рука" в процессе формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КРАТКОСРОЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В

• ЖИВОПИСИ.

2.1. Варианты выполнения краткосрочных изображений в контексте процесса формирования профессиональных и специальных навыков.

2.2. Живописные приемы и профессиональные материалы в учебных краткосрочных изображениях.

2.3. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи как целостный процесс обучения студентов.

ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.1. Педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий).

3.2. Замечания к практическим занятиям по экспериментальной программе "Краткосрочные изображения в живописи" в условиях подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также

• дизайнеров.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи"

Проблема исследования и ее актуальность заключаются в разработке эффективной методики формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи у студентов высших учебных заведений в условиях подготовки их по художественно-графическим и технологическим специальностям (030800-Изобразительное искусство, 052300-Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 051800-Живопись, 051900-Графика, 230600-Домоведение и др).

Актуальность данного исследования определяется недостаточным уровнем и степенью разработанности вопросов, связанных с формированием профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. Исследуемая нами проблема односеансного этюда в пределах от нескольких минут до трех часов является актуальной на всех уровнях общего и профессионального образования, а также на всех ступенях специальной подготовки, где краткосрочные изображения одновременно выступают основой и профессии, и специальности. В связи с использованием в диссертационном исследовании терминов "профессиональные" и "специальные" навыки, возникла необходимость их раскрытия. В справочной литературе понятия "профессия" и "специальность"находятся в соотношении друг к другу как главное и основное, по сути своей очень близки, но не тождественны: профессионалом можно назвать специалиста своего дела, который приобрел необходимые качества в результате специальной подготовки. Таким образом, специальность является неотъемлемой частью профессии.

По нашим данным, главным противоречием вузовского обучения в условиях жесткого лимита академического времени является сформировавшийся у студентов житейский опыт - с одной стороны и специальные требования государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ - с другой. Отсюда вытекают частные требования к научной обоснованности процесса обучения живописи. В этой связи преподаватель оказывается перед дилеммой: либо целенаправленное формирование профессиональных и специальных навыков, определяющих качество подготовки будущих специалистов, либо стихийная, неорганизованная деятельность.

Научно обоснованные методические установки, закладывающие основы профессионального мастерства, всегда были актуальны. Не случайно в европейских и отечественных академиях теория живописи означала глубокое знание своего дела будущим специалистом, а практика - способность грамотно оперировать профессиональными и специальными навыками. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, существенно. Именно практическое и многократное использование разнообразных технических и художественных приемов живописи (заливки, отмывки, лессировки, мозаичный набор и т.д.) способствует целенаправленному формированию профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения. Только мастер, виртуозно владеющий навыками работы, может создать неповторимый художественный образ.

Проблема обостряется еще и тем, что традиционная живописная практика совершенствовалась как длительное многосеансное упражнение, а художественно-педагогическая и дизайнерская деятельность предполагает принципиально иную временную базу. Например, учительский рисунок по существу воспринимается учениками как схематичный образ, или как специальная реплика по ходу 2-3-х минутной поправки учебной работы. Очевидно, выпускник высшего учебного заведения должен безукоризненно владеть навыками профессионального изображения, быть высоко квалифицированным специалистом. К сожалению, в регионах, как правило, 75% учителей не имеют достаточного специального образования. Из пяти уроков лишь на одном можно увидеть грамотный показ элементарных приемов работы кистью.

Необходимость постановки и рассмотрения проблемы формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи диктуется также и тем, что цвет как основное изобразительное средство воспринимается человеком практически мгновенно и в десять раз быстрее, чем форма. Однако, что очень важно, адаптация к цвету наступает через 5-10 минут, а при определенной активности зрительного восприятия и его тренировки этот период может быть увеличен в два - три раза.

Как убеждает учебно-творческая практика, цвет в изображениях воспринимается одновременно и как пятно на картинной плоскости и как третья координата пространства. Этим обуславливается еще одно существенное противоречие в обучении живописи: на двухмерной плоскости листа создается иллюзия трехмерного пространства. В этой связи, наиболее сложной частью живописного тренинга является глубинность цвета. Поэтому не случайно при изображении глубины живописного пространства художники одновременно используют все три свойства цвета: цветовой тон, светлоту и насыщенность. Взаимосвязью данных свойств, обусловлена особая сложность восприятия натуры, как мгновенной реакции художника на все три признака.

Изучению основных теоретических вопросов диссертационной проблемы способствовали труды ряда отечественных ученых-методистов, внесших значительный теоретический вклад в развитие вузовской художественной педагогики и методики. Это прежде всего идеи и концепции, утверждающие реалистическую природу изображения, которая в изобразительных искусствах является основой художественного образа. Их авторами явились: Г.В. Беда, Н.Н.Волков, С.Е. Игнатьев, Д.Н. Кардовский, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, В.К.Лебедко, Н.Я. Маслов, Л.Г. Медведев, A.C. Пучков, H.H. Ростовцев, Г.Б.Смирнов, А.Е. Терентьев, A.B. Триселев, A.A. Унковский, A.C. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.

В работе над диссертацией использован значительный искусствоведческий материал, который содержится в трудах, посвященных школе изобразительного искусства. Pix авторами являются Л.Альберти, Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Ченнино Ченнини, П.П. Чистяков, М.В. Алпатов, A.M. Лаптев, O.A. Лясковская, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, Д. Рейнольде, К.Ф. Юон, А.А.Иванов, И.Н.Крамской, В.Д.Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, К.А. Коровин, В.М.Васнецов, М.А. Врубель, A.A. Дейнека, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов и др.

Рассматривая краткосрочное изображение в живописи как одну из форм правдивого художественно-образного отражения видимого мира на картинной плоскости, мы стремились использовать жизненное богатство его содержания и эмоционально-выразительное разнообразие форм в теории и методике обучения изобразительному искусству. В этой части исследования мы обращались одновременно и к историческим документам, и непосредственно к художественно-творческой практике выдающихся мастеров живописи.

В анализе и научно-теоретическом обосновании практических и методических вопросов по проблеме формирования профессиональных и специальных навыков мы опирались на результаты исследований по физиологии и психологии. Авторами основных трудов являются: Б.Г.Ананьев, А. Арнхейм, Н.А.Бернштейн, H.H. Волков, Л.С. Выготский, Р. Вудвортс, Р.Л. Грегори, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, И.М. Фейгенберг и др.

В области общей психологии и педагогики, а также методики и дидактики учебного процесса мы опирались на труды П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я. Лернера, Н.Ф. Масловой и др.

Однако все эти исследования лишь в самом общем виде затрагивали проблему формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. В этом смысле настоящая диссертация явилась обобщением многочисленных результатов ранее проведенных исследований. Поскольку проблема формирования профессиональных и специальных навыков в живописи пока еще не была предметом специального изучения, диссертацию можно рассматривать как одну из первых попыток целостного осмысления данного вопроса. При этом, разумеется, мы далеки от претензии на исчерпывающее его толкование. Тема исследования, по существу, находится в границах ряда областей: художественно-творческой практики, истории искусств, теории цветоведения, методики академической живописи, физиологии и психологии человека, художественного творчества.

В данном исследовании была поставлена задача построения оптимальной методической системы на базе обобщения уже апробированных, наиболее эффективных методов обучения живописи, оправдавших себя на практике общего и профессионального образования по сокращенным программам. Подготовка специалистов в сокращенные сроки весьма остро нуждается в научно обоснованных программах и методических рекомендациях по формированию профессиональных и специальных навыков в условиях жесткого лимита времени. Отсутствуют исследования быстрых односеансных этюдов с натуры, раскрывающие пространственно-временные особенности и закономерности формирования профессиональных и специальных навыков у студентов. Решение данной проблемы дает возможность качественно повысить уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров.

По данным проведенного исследования, в организации учебного процесса назрела необходимость изучить условия, методы и формы ускоренного формирования профессиональных и специальных навыков. Специалисты настойчиво предлагают срочно разработать и апробировать методические рекомендации учителям и составить программы их переподготовки в предельно короткие сроки. Эта потребность, возникшая в современной художественнопедагогической практике, определила общую проблематику, направленную на систематизацию научного знания по теме исследования.

Анализ действующих государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ художественно-графических факультетов и собственный опыт автора в области педагогики свидетельствуют о том, что процессу формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи недостает теоретического обоснования всего комплекса современных и доступных методических пособий, программ, рекомендаций. При этом мы высоко ценим научные разработки и опыт ряда авторов, занимавшихся отдельными положениями применительно к специфике своего исследования. Их мы подробно рассматриваем в тексте диссертации.

Вышеизложенное послужило причиной выбора следующей темы исследования: "Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (на материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров)".

Объект исследования - учебно-творческая деятельность студентов высших учебных заведений, направленная на овладение художественной практикой изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и художественного образования.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи.

Целью исследования является разработка эффективной, рациональной, научно обоснованной и экспериментально проверенной методики по формированию профессиональных и специальных навыков в живописи, и определение ее места в структуре учебного процесса: рисунок - живопись -композиция.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в условиях лимита академического времени эффективное формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи у студентов художественно-графических факультетов и факультетов технологии, предпринимательства и сервиса, представляется возможным, если в процессе обучения использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя формы, методы и приемы краткосрочного тренинга по живописи, позволяющие обеспечить требуемый уровень учебно-творческой подготовки, а также специальные средства обучения живописи.

Для решения проблемы и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить труды по проблеме исследования в области методики обучения изобразительному искусству, художественно-творческой практики, искусствоведения, психологии и физиологии, философии и педагогики;

2) провести анализ процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи, установив при этом взаимосвязь дидактических принципов с академическими требованиями по специальности;

3) разработать учебную программу по формированию профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи;

4) экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики. Методологической базой исследования явились труды по физиологии человека, психологии зрительного восприятия, теории изобразительного искусства, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, психолого-педагогические концепции формирования профессиональных и специальных навыков; теоретические и методические разработки художников-педагогов в области преподавания живописи.

Методы исследования определялись характером решаемых задач. Основные из них сводились к следующему:

1) анализ и обобщение передового педагогического опыта, художественно-творческой практики мастеров живописи, существующих программ, учебников и методических пособий, архивных документов по проблеме исследования;

2) изучение специальной литературы по теме исследования в области смежных отраслей научного знания;

3) педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего (обучающего) этапов;

4) анкетирование на выявление проблемных моментов в процессе формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи, интервью и беседы с ведущими профессорами, преподавателями и студентами художественно-графических факультетов, а также факультетов технологии, предпринимательства и сервиса (ТПС);

5) анализ произведений мастеров живописи.

Научная новизна исследования определяется теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методической системы, обеспечивающей эффективность формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи при подготовке учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства, а также дизайнеров.

Теоретическая значимость. Созданная программа, разработанные методические рекомендации, а также материалы диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований.

Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании их в практике преподавания дисциплин изобразительного цикла, при разработке учебных программ и создании учебной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обоснованием проблемы формирования профессиональных и специальных навыков в учебном процессе явился научный потенциал, накопленный художественно-педагогической практикой в целом и рассмотренный в исследовании через понятие "краткосрочные изображения в живописи". Теоретически и экспериментально доказаны следующие положения:

1) изучены труды по проблеме исследования в области методики обучения изобразительному искусству, художественно-творческой практики, искусствоведения, психологии и физиологии, философии и педагогики. Анализ теоретической и методической литературы по теме экспериментального исследования позволяет рекомендовать краткосрочные изображения (этюды, наброски, зарисовки) для использования в учебных целях, как самые доступные и наиболее эффективные упражнения в процессе формирования профессиональных и специальных навыков, поскольку понятия "краткосрочность изображениям" и "навык" представляют собой стороны одного процесса;

2) проведен анализ процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. При этом, установлена взаимосвязь дидактических принципов с академическими требованиями по специальности. Структурные компоненты процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи можно представить следующим образом: целевая установка —» упражнение сенсомоторная реакция навыки деятельность. Несмотря на автоматизм, свойственный навыкам, не следует считать его действием, осуществляемым вне сознательного контроля. Живописные навыки не могут применяться бессознательно, так как являются средством при создании изображения, художественного образа, где нет места штампу. Метод анализа произведений мастеров живописи и копирование классических образцов краткосрочных изображений способствует формированию профессиональных и специальных навыков. При этом, студент усваивает не только содержание, но одновременно и информацию о структуре изображения. Параллельно воспитывается и художественный вкус. Мозг кодирует визуальную и двигательную информацию, закрепляет ее в памяти, а при выполнении изображений она молниеносно появляется. Показателем профессиональной подготовки специалиста является умение выражать мысли в форме образов при соблюдении технических норм работы с материалом;

3) в разработанной учебной программе "Краткосрочные изображения в живописи" этюды и наброски выступают главной формой тренинга профессиональных и специальных навыков в трех этапах изобразительного процесса: восприятие (восприятие натуры и изображения), абстрагирование (формирование художественного образа), изображение (работа с материалом), что соответствует основным условиям в развитии системы "глаз - мозг - рука". В ходе экспериментального исследования оказалось возможным апробировать данную программу на художественно-графическом факультете ОГУ, по специальностям "Изобразительное искусство", "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", на факультете технологии, предпринимательства и сервиса по специальности "Домоведение", а также в Орловском художественном училище на занятиях со студентами живописно-педагогического отделения;

4) экспериментально проверена и раскрыта на конкретном фактическом материале целесообразность, практическая значимость и эффективность предлагаемой методики, которая успешно внедряется по указанным специальностям. Таким образом, в ходе исследования полностью подтверждена гипотеза.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тютюнова, Юлия Михайловна, Орел

1. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. - М.: Изобраз. искусство, 1985. - 152 с.

2. Акварели В. И. Сурикова 1848 1916: Каталог выставки. - М.: Искусство, 1973. -78с.

3. Акварель и рисунок 2-й пол. XIX начала XX веки в собрании Государственной Третьяковской галереи: Альбом/ Авт. вступ. ст. и сост. М.А.Немировская. - М.: Изобраз. искусство, 1988. -270 е.: ил.

4. Акимова М.К., Гуревич K.M., Зархин В. Г. Диагностика индивидуальных различий в обучении/ЛЗопросы психологии.-1984.-№6. С.71 - 78.

5. Аксенов Ю. Г., Левидова М.М. Цвет и линия: Практ. руководство по рисунку и живописи.- 2-е изд. испр. и доп. М.: Сов. художник, 1986.- 253 е.: ил.

6. Алгазина H.H. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

7. Алпатов М. В. Александр Иванов. Жизнь и творчество: В 2 т. М.: Искусство, 1956.

8. Алпатов М. В. Композиция в живописи. М. : Искусство, 1940. - 132 с.

9. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. -М.: Просвещение, 1990. -302с.

10. Ю.Альберти Л. Б. Сборник статей. М.: Наука, 1977.- 192 с.

11. П.Ананьев Б.Г., Дворянина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334с.: ил.

12. Андреев Д., Кожевников А. Техника акварельной живописи. Архитектурная отмывка// Юный художник.- 1995. -№3,- С.41 -44.

13. И.Анохин Б. К. Опережающее отражение действительности// Вопросы философии. -1962. №7. - С.98 - 108.

14. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности.- М.: Просвещение, 1968. 251 с.

15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. - 329 е.: ил.

16. Архангельский С. Н., Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции// Теория и практика физкультуры. 1960. - №2. -С.155 - 159.

17. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

18. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-методическое пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1982. - 224с.: ил.

19. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.'.Искусство, 1970.- 166с.

20. Беда Г. В. Живопись.- М.: Просвещение, 1986. 192с.: ил.21 .БезгодоваТ. Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на ХГФ пед. ин-тов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1974.-202 с.

21. Бейтс У., Корбетт М. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Как приобрести хорошее зрение без очков: Сборник.- Вильнюс: Полина, 1990. -272с.

22. Блум Ф.5 Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, Разум и Поведение/Пер. с англ. Е. 3. Годиной. М.: Мир, 1988.-247с.

23. Бойко С. И. Время реакции человека:История, теория, современное состояние и практическое значение хронометрических исследований. М. : Медицина, 1964. - 440с.

24. Большая советская энциклопедия. В 65 т. Т. 63/ ОГИЗ РСФСР; Гл. ред. О. Ю. Шмидт.- М.Государств, словарно-энциклопедич. изд-во "Советская энциклопедия", 1933. 776 с.

25. Болыпая советская энциклопедия. В 65 т. Т.64/ ОГИЗ РСФСР; Гл. ред. О. Ю. Шмидт.- М. Государств, словарно-энциклопедич. изд-во "Советская энциклопедия", 1933. 800 с.

26. Брынцев Л.А. Волшебный штрих.- Курск: Изд-во КГПУ, 1996.- 142с.: ил.

27. Быков В. В. Научный эксперимент. М.: Наука, 1989. - 176с.

28. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М.: Мол. гвардия, 1990. - 238с. -(Эврика).

29. Волков Н. Н. Мысли об искусстве. М.: Сов. художник, 1973. - 140 с.

30. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 480 с.

31. Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ХГФ пед. инс-тов по курсу "Живопись".- М.: Просвещение, 1984.-30с.

32. Вудвортс Р. Экспериментальная психология.- М.: Иностранная литература, 1950.- 798 с.

33. Выготский Л. С. Психология искусства. /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. - 345 е.: ил.

34. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.

35. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 500с.

36. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45с.

37. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150с.

38. Гете И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.- 623с.

39. Гинзбург И. Чистяков П. П. и его педагогическая система,- Л. -М.: Искусство, 1940.- 204 с.

40. Горбенко А. А. Акварельная живопись для архитекторов. Киев. : Будивэльнык, 1991. - 127с.

41. Гребенникова Э. Н. Особенности зрительного восприятия и постановки глаза начинающего живописца// Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевск., - 1975.- Вып.2 - С. 15-22.

42. Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. - 271 с.

43. Грегори Р. Л. Разумный глаз: Пер с англ. М.: Мир, 1972. - 209 с.

44. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика, 1986.-239с.

45. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2 -М.:Рус. яз., 1979. 779с.

46. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4-М.:Рус. яз., 1980. 683с.

47. Даниэль С. М. Искусство видеть (о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя). Л.: Искусство, 1990. - 223с.

48. Дейнека А. А. Из моей рабочей практики. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. - 176 с.

49. Дейнека А. А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. - 224 с.

50. Дневник Делакруа. М.: Искусство, 1950. - 632 с.

51. Долгов К. М. Итальянские этюды. Человек и история:поиск истины и красоты. М.: Худож. лит., 1987. - 487с.

52. Долт Ф. Французская акварель 19 века/ Пер. с франц. М. Н. Прокофьевой.-М.: Искусство, 1981.- 175с.:ил.

53. Ермаков В. Б., Якушин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 223с.: ил.

54. Ершов Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педвузов художественно-графических факультетов: Дис.канд. пед. наук.- М., 1993. -130 с.

55. Живопись. Практ. руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.: Искусство, 1964.-400с.: ил.

56. Живопись: Кн. для учащихся. Уроки изобразительного искусства/ Сост. JI. А. Шитов, В. Н. Ларионов. М.: Просвещение, АО "Учебная литература", 1995.- 192с.: ил.

57. Иванов А. Из собрания ГТГ. Акварель /Авт. сост. Е. Л. Плотникова. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 48с.

58. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32с.

59. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей.- 2-е изд., доп.- М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.

60. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью // Юный художник. 1981. -№8.- С.25-27.

61. Изобразительное искусство 1 курс: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. факультетов пед. ин-тов./ Под ред. А. А. Унковского. М.: Просвещение, 1977. - 112с.

62. Изобразительное искусство 2 курс: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. факультетов пед. ин-тов /Под ред. А. А. Унковского. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 143с.

63. Изобразительное искусство 3 курс: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. факультетов пед. ин-тов/ Под ред. А. А. Унковского. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. - 116с.

64. Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1959.-248 с.

65. Йвенс Р. М. Введение в теорию о цвете.- М.: Мир, 1964.- 442с.

66. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.¡Просвещение, 1968.-288с.

67. Кальнинг А. Акварельная живопись: Краткое руководство. М.: Искусство, 1968.-76 с.

68. Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во АХ СССР, 1966.-340 с.

69. Карев Б.А. Методика обучения объемному рисованию в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. -16с.

70. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М.: Просвещение, 1976. - 192 с.

71. Киплик Д. И. Техника живописи. М. - Л.: Искусство, 1950. - 503с.

72. Кириенко В. И. Цельность восприятия и художественные способности. // Вопросы психологии. 1956. - № 5. - С.67 - 77.

73. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1997. - 271с.:ил.

74. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). М.: Арена, 1994.- 222с,

75. Коган Д. Коровин К. М.: Изобраз. искусство, 1964. - 360 с.

76. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. для восп. детского сада. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1991.- 175с.

77. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. -М.: Педагогика, 1990. 142с.

78. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать: В помощь учителю. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: АО "Столетие", 1998.- 140 с.

79. Корешков В.В. Боголюбов Н.С. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. Межвуз. сб. науч. тр. МГПУ. М.: Прометей, 1995.-70с.

80. Корешков B.B. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. дис. .док. пед. наук. М., 1994. - 37с.

81. Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1997. -16с.

82. Косенко H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи. Дис. . канд. пед. наук: В 2т. -М., 1998.

83. Кохонен Т. Ассоциативная память: Пер. с англ. М.: Мир, 1980. - 239 с.

84. Кочик О. Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980. - 236 с.

85. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общ. ред. Г. Г. Обухова.-М.: Советский художник, 1961.- 109с.

86. Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951.- 243с.

87. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. -256с.

88. Крымов Н. П. художник-педагог: Статьи, воспоминания / Ред. - сост. вст. ст. С. В. Разумовская. - М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - 264с.

89. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981. - 160с.: ил.

90. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1972. - 270с.: ил.

91. Кузин В. С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997.-304с.: ил.

92. Кузнецов О. А. , Хромов JI. Н. Техника быстрого чтения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1983. - 175с.

93. Курнаков А.И. Задачи кафедры изобразительного искусства в подготовке специалистов // Ученые записки: Т. 79 (Материалы.) Орел, 1972. - С. 2032.

94. Лаптев А. Рисунок пером. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. - 165 с.

95. Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Автореф. дис. . док. пед. наук. -М., 1994. - 27с.

96. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. О живописи. М.: Гослитиздат , 1952. - 260 с.

97. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.

98. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575с.

99. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.

100. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-95с.

101. Либерти Тэдд. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. Свободное воспитание и образование/ Под ред. И. Горбунова-Посадова; Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и К.- М.: 1909.- 175с.

102. Ломов С. П. Живопись: Учебник для студентов ХГФ. М.: Агар, 1999. -232 с.

103. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-279с.

104. Лясковская О. А. П. П. Чистяков. М.:Государственная Третьяковская галерея, 1950. - 80 с.

105. Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках/ Абрамцевский художественный кружок. М.: Изд-во АХ СССР, 1950. - 73с.

106. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.:Просвещение, 1984. - 190с.

107. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990.-192с.

108. Маслов Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога. Дис. канд. пед. наук. Орел, 1989. - 190с.

109. Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.- 112с.: ил.

110. Маслова Н. Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учеб. пособие по спецкурсу. Курск: КГБИ, 1987.- 30 е.: табл.

111. Материалы и техники рисунка / Под ред. В. А. Королева: Учеб. пособие для худож. вузов. М.: Изобраз. искусство, 1987. - 93с.

112. Машковцев Н. Г., В. И. Суриков. М.: Искусство, 1994. - 192с.

113. Медведев JI. Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986.- 159с.: ил.

114. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

115. Милюков А. А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для худож.-граф. факультетов. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1978. -81 с.

116. Михайлов А. М. Искусство акварели: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1995. - 200с.: ил.

117. Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе: К вопросу о путях развития художественной педагогики. М.: Искусство, 1958. - 116с.: ил.

118. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины 19 века. М.:Искусство, 1963. - 408 с.

119. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Сов. художник, 1983. - 375с.

120. Наталья Гончарова. Михаил Ларионов: Воспоминания современников: Сборник/ Сост. Г.Ф. Коваленко, Ред. Г.П. Конечна. М.: Галарт, 1995. -168с. - (Жизнь художника. Мемуары).

121. Налимов В. В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. - 207 с.

122. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.:Просвещение,1981.-192 с.

123. Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. М.: Просвещение, 1975. - 136с.

124. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 155с.

125. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис . док. пед. наук. -М., 1995.- 30с.

126. Нукало В. А. Постановка глаза в начальном обучении рисунку// Ученые записки: Т. 79 (Материалы.) Орел, 1972. - С. 73 - 90.

127. Одноралов Н. В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

128. Оконь В. Введение в общую дидактику/ Пер. с польск. JI. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. - 382с.

129. Основы научных исследований: Учеб. пособие для техн. вузов / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попков и др., Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М.: Высш. шк., 1989. - 400с.: ил.

130. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. В 6 т. 2-е изд., доп., - М.- JL: Изд-во Н РСФСР, 1951.

131. Павлов И. П. Избранные труды / Под общ. ред. М.А. Усиевича. М.: Учпедгиз, 1954. - 415с.

132. Павлов И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности / Предисл. О.П. Молчановой. М.: Учпедгиз, 1950. - 264с.

133. Подобедова О. И. Д. Н. Кардовский. М.: Сов. художник, 1957. - 183с.

134. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 352с.

135. Проблема восприятия пространства и времени /Под ред. Ананьева Б. Г. и Ломова Б. Ф. Л. : Изд-во ЛГУ, 1961. - 212с.

136. Программы педагогических институтов. Сб. № 14. Рисунок, живопись, композиция, пленэр, скульптура и пластическая анатомия. -М.: Просвещение, 1988. 150с.

137. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологических исследований формирования образа/ Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН СССР, 1954.-56с.

138. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Отв ред. В. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. - 222с.

139. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие для студентов ХГФ по спец. .№ 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1982. - 160с.: ил.

140. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи / Учеб. пособие архитектурных вузов и факультетов. М.: Гос. изд-во по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 223с.: ил.

141. Репин И.Е. Из вопоминаний. М.: Сов. Россия,1958.-175с.

142. Рисунок и акварель. В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, (каталог ГТГ). М.: Искусство, - 1950. - 217с.

143. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов./ Сост. H.H. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989.- 207с.

144. Рисунок: Учеб. пособие для вузов /Ф. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 176с.

145. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок, М.: Просвещение, 1973. -131с.

146. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка.- М.: Просвещение, 1981.- 192с.

147. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка.- М.: Просвещение, 1982.- 240с.: ил.

148. Рубинштейн С. Л. Основы общей педагогики. М.: Учпедгиз, 1946.- 554с.

149. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. М.: Педагогика, 1989.

150. Рындина JI. И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (На примере живописи головы): Дис. канд. пед. наук М.: 1980. - 172 с.

151. Савостьянов Е. И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобраз. искусство, 1970. -247 с.

152. Самокиш Н. С. Рисунок пером. М.: Изд-во АХ СССР, 1959.- 18с.: ил.

153. Свобода Л. Ф. Роль и характер домашних заданий по живописи студентов 1 курса художественно-графического факультета// Вопросы художественно-педагогического образования. Смоленск, 1976. - С.54-58.

154. Семченко П. А. Основы шрифтовой графики.- Минск: Вышэйшая школа, 1978.- 95с.: ил.

155. Сеченов И. М. Избранные произведения / Под ред. В.М. Каганова. М.: Учпедгиз, 1953. - 332с.

156. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: ОГИЗ, 1947.- 298 с.

157. Симонов В. П. Педагогический менеджмент.- М.: Российское педагогическое агенство, 1997.- 264 с.

158. Скаткин M. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -206с.

159. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. - 378с.

160. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - 608с.

161. Смирнов Г. Б. Живопись: Учеб. пособие для ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.- 38 с.

162. Смирнов Г. Б., Унковский А. А. Акварель. Учеб. пособие для студентов-заочников ХГФ пед. ин-тов/ Под. ред. Ю. К. Бахтина. 2-е изд. - М. - Л.: Просвещение, 1964.- 47с.

163. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. М.: Аспект - пресс, 1995. - 271с.

164. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1980. -1600с.: ил.

165. Суздалев П. П. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобраз. искусство, 1984. - 479с.

166. Суриков В. И.: Письма, воспоминания о художнике/ Сост. и коммент. Н. А. И 3. А. Разумовских, С. Н. Гольдштейна. Л.: Искусство, 1977. - 382с.

167. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. А. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

168. Терентьев А. Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1980.- 47с.

169. Терентьев А. Е. К вопросу о формировании специфических навыков быстрого рисования в процессе подготовки учителей изобразительного искусства// Ученые записки: № 378 (Вопросы.) М., 1970. - С. 256 - 274.

170. Трошичев A.A. Живопись: Практ. руководство для начин, и самодеят. художников. М.'.Искусство, 1964.-400с.

171. Тютюнник В. В. Материалы и техники живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. - 174с.

172. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., Наука, 1966, - 451с.

173. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210с.

174. Унковский А. А. Рисунки, наброски: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ХГФ пед. ин-тов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1982.- 40с.

175. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособие для ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. - 127 с.

176. Уоллес Р. Мир Леонардо. 1452 1519 /Пер. с англ. М. Карасевой. -М.:ТЕРРА, 1997. - 192 е.: ил. - (Библиотека искусства).

177. Управляемое формирование психологических процессов /Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 198 с.

178. Учебный рисунок Академии художеств. (Альбом). М.: Изобраз. искусство, 1990. - 160с.

179. Ушинский К. Д. Сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- 321 с.

180. Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движению.- М.: Изд-во МГУ, 1978.- 112с.

181. Фейгенберг И. М. Видеть предвидеть - действовать (психологические этюды). - М.: Знание, 1986.- 158с.

182. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та., 1989.- 240с.

183. Фресс П. и Пиаже Ж. Экспериментальная психология /Общ. ред. и предисл. А. Н. Леонтьев.- М.:Прогресс, 1973.- 342с.

184. Фресс П. Восприятие и оценка времени //Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1978.- С. 88-135.

185. Хогарт У. Анализ красоты: Теория искусства. Л.: Искусство, 1987. -254с.: ил.

186. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе.- 2-е изд. -М.: Просвещение, 1998.-178 е.: ил.

187. Хворостов A.C. Древесные узоры.-М.: Советская Россия, 1976.-176 е.: ил.

188. Хворостов A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1998.-176 е.: ил.

189. Хомерики О. Г. , Поташник M. М. , Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методолог, пособие для рук. образоват. учреждений. М.: Новая школа, 1994.- с.

190. Чижек Ф. О специфике времени, ритмов в биологических системах //Философские науки. 1967.- № 6. - С.146 - 151.

191. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 590 с.

192. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузах. Автореф. дис . док. пед. наук. -М., 1995. - 31с.

193. Шачкова Э.В. Формирование изобразительных (живописно-графических) умений и навыков у студентов ХГФ в процессе обучения миниаюре: -Автореф.дис. . канд. пед. наук. -М., 1995.-13с.

194. Школа изобразительного искусства: Учеб. пособие для средних худож. учеб. заведений. В 10 вып. Вып.1.- 3-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1986.- 176с.

195. Школа изобразительного искусства: Учеб. пособие для средних худож. учеб. заведений. В 10 вып. Вып. 2 Зе изд., испр. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1988.-160с.

196. Шорохов Е. В. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией. Сб. науч. тр. МГПУ. М.: Прометей, 1994. - 229с.

197. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов ХГФ пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 285с.

198. Шорохов Е. В. Пути повышения эффективности изобразительного искусства. Межвуз. сб. науч. тр. МГПУ. М.: Прометей, 1995. - 114с.

199. Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование: Учебно-методич. пособие. М.: Высш. шк., 1988. - 31с.

200. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.

201. Юон К. Ф. О живописи. Л.: Изогиз, 1937. - 180с.

202. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

203. Яшухин А. П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ со спец. № 2003. "Преподавание черчения и изобразительного искусства".- М.: Просвещение, 1987. 280с.: ил.