автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла в процессе творческой деятельности у студентов педвузов
- Автор научной работы
- Павловский, Олег Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла в процессе творческой деятельности у студентов педвузов"
На правах рукописи
ПАВЛОВСКИЙ Олег Владимирович
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
13. 00. 02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительному искусству в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
/
Омск - 2006
Работа выполнена на кафедре декоративно-прикладного искусства ГОУ ВГГО «Омский государственный педагогический университет»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Леонид Георгиевич Медведев
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Валерий Викторович Корешков;
кандидат педагогических наук, доцент Александр Яковлевич Козляков
Ведущая организация:
Московский государственный областной университет
Защита состоится 27 октября 2006 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 25 сентября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Е. С. Лыкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется все возрастающими требованиями к подготовке учителей декоративно-прикладного искусства для средней общеобразовательной школы, которая осуществляется на художественно-графических факультетах педагогических вузов.
Именно учитель декоративно-прикладного искусства в школе призван решать задачи эстетического воспитания детей, развития их художественного вкуса, творческих способностей, формирования умений и навыков, а также активизации их творческой деятельности.
Подготовка таких специалистов в рамках регламентированных учебных часов, отведенных на специальные дисциплины, требует постоянного совершенствования вузовской; методики обучения, нахождения новых, все более эффективных форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, которое занимает особое место в системе эстетического воспитания, художественного образования и является эффективным средством творческого саморазвития студентов, вследствие чего постоянно требует к себе повышенного внимания художников, педагогов, исследователей.
Наряду с многочисленными проблемами обучения студентов и школьников декоративно-прикладному искусству, проблема формирования специальных умений и навыков в процессе творческой деятельности по художественной обработке металла является первоочередной, поскольку именно от этого процесса во многом зависит уровень творческого саморазвития студентов, эффективность процесса практического усвоения знаний по декоративно-прикладному искусству.
Данная проблема сложна и многопланова, ее успешное решение возможно на основе исследований по психологии, философии, педагогики, для которых проблема развития творческих способностей личности и развития специальных умений является всегда актуальной.
Психологические исследования различных аспектов процесса творческой деятельности (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. М. Век-кер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Ф. Н. Узнадзе, П. Я. Якобсон и др.) позволили выявить некоторые „ закономерности творческого процесса, определить его связь с восприятием, мышлением и воображением. При этом восприятие нередко рассматривают как самостоятельную деятельность, тесно связанную с наблюдением, которое определяется в психологии как активная форма чувственного познания с конкретно поставленной целью.
В философских исследованиях специальные умения и навыки рассматриваются в контексте проблемы содержания и формы в искусстве.
При этом содержание представляется подвижной, динамичной стороной целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
В процессе развития несоответствие содержания и формы разрешается «сбрасыванием» старой и становлением новой формы, адекватной развивающему содержанию.
В декоративно-прикладном искусстве форма служит отражением, содержания и тесно связана с техникой исполнения, которая не представляет самостоятельной ценности, но вместе с тем является важнейшей составляющей творческого процесса, поскольку самый глубокий замысел не реализуется, если художник не обладает соответствующими умениями и навыками, его реализации в материале. Техника исполнения поднимается до уровня искусства, когда она связана с эмоционально-образным замыслом художника, придавая убедительность и выразительность последнему, делая его доступным для восприятия других.
В этом контексте формирование профессиональных умений и навыков невозможно без творческого начала в восприятии обучаемых. И это обстоятельство подчеркивается во всех исследованиях, посвященных отдельным проблемам художественного восприятия образа (В. Ф. Асмус, Ю. Б. Борев, Н. П. Бондаренко, А. И. Гризова, А. К. Дре-мов, Л. Н. Зеленое, А. Н. Йдиади, М. С. Коган, В. И. Костин, А. Н. Ло-шинин, Б. Г. Лукьянов, Б. В. Новиков, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт, А. Т. Шумилин и др.).
Учебно-познавательную деятельность учащихся исследуют различные ученые-педагоги (Д. Б. Богоявленский, В. В. Давыдов, III. И. Га-нелин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, II, Н. Поддьяков, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.), и здесь проблема исследовательского восприятия изучается в контексте конкретных педагогических направлений, кроме этого, для нас представляют интерес работы Н. В. Кузьминой, Ю. В. Кулюткиной, А. 1С Марковой, Ю. М. Орловой, В. А. Сластенина, Б. А. С ооновского, Г. С. Сухотской.
В существующей научно-методической литературе по изобразительному искусству необходимо отметить многоплановый интерес ученых к процессу обучения по специальным дисциплинам (А. Т. Антонов, Г. В. Беда, В. А. Гаврилко, Р. Г. Горелов, А. К. Жаксыбергенов, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, А. Я. Козляков, В. С. Кузин, С. П. Ломов, В. П. Мамугина, Ю. И. 11айда, В. А. Непомнящий, Ю. В. Новоселов, А. Л. Павловский, В. А. Падчеваров, Н. Н. Ростовцев, М. В. Ряпо-' лов, Г. Б. Смирнов, Л. К. Сыров, А. Е. Терентьев, М. П. Титов и др.).
Психологические и педагогические особенности процесса изображения исследовали известные ученые (работы Н. Н. Волкова, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Н. М. Сокольниковой, Н. К. Шабанова и др.). Некоторые вопросы совершенствования педагогического мастерства освещены в работах В. П. Климович, И. В. Про" кофьева, И. В. Солодухина, Е. Л. Толстых и других авторов.
Творческие проблемы процесса изображения проанализированы в основательных исследованиях В. П. Зинченко, В. С. Кузина, В. К. Ле-
бедко, Л. Г. Медведева, Е. В. Шорохова и других авторов. Частным аспектам этой проблемы посвящены работы Ю. М. Агиева, Н. С. Ищук, О. Е. Колоколовой, Е. Д. Кузнецова, В. Е. Нестеренко, Л. А. Панова, А. И. Сухарева и других авторов.
Декоративно-прикладное искусство, органически вбирая в себя функциональные, конструктивные особенности и эстетические свойства, базируется на принципах эстетического восприятия и творческой деятельности художника. Различные методические проблемы декоративно-прикладного искусства исследовали ученые Н. Н. Апексахин, К. Ж. Амир-газин, А. С. Асылханов, Б. Б. Байметов, Ф. Ф. Бандуристый, Ю. К. Беджа-нов, С. С. Булатов, Р. А. Гильман, В. Д. Григорьев, П. Г. Демчев, А. Г. Дроздецкий, Р. Г. Ершова, Т. Ю. Захарченко, В. Ф. Кажева,
A. И. Ковешников, В. В. Корешков, Л. В. Ломоносова, А. Н. Насырова, Б. В. Нешумов, Н. Г. Оверин, С. И. Пономарькова, О. Н. Попова, Н. Н. Пучкова, А. А. Сарбагышев, К. А. Скворцов, М. С. Соколов,
B. П. Строкова, М. Н. Фишер, А. С. Хворостов, Т. С. Шпикалова и др.
Многие авторы в своих работах отстаивали включение элементов технической эстетики, дизайна, эргономики в школьные дисциплины по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, что значительно повышает не только теоретический уровень знаний, но и способствует актуализации обучения, наращиванию его эмоциональной содержательности и творческой направленности. При этом совершенно справедливо подчеркивали, что изучение основ дизайна, соединяя в себе элементы эстетической деятельности и трудового обучения, содействуют расширению профессионального кругозора и активно способствуют профессиональной ориентации учащихся.
Другие ученые акцентировали различные проблемы композиции на занятиях по декоративно-прикладному искусству и считали необходимым разработку заданий на глубинно-пространственную композицию. Это дает возможность обучаемым видеть художественно-эстетическое единство естественной и искусственной предметной среды,, понять универсальность композиционных Средств при гармонизации средств, форм независимо от ввда искусства. Поэтому работу по декоративно-прикладному искусству рекомендовалось начинать с заданий на глубинно-пространственную, затем на объемную композицию и завершать заданием на фронтальную. В основном акцентируются задания на объемную композицию, что позволяет видеть и учитывать взаимозависимость формы, конструкции и технологии станочного изготовления массовых изделий, выделять основные формообразующие факторы для различных изделий. .
Вместе с тем все авторы подчеркивают необходимость формирования прежде всего специальных умений и навыков по художественной обработке металла, отмечают важность творческого начала для формирования профессиональной личности, однако специальных исследований, посвященных научно-методической разработке взаимодействия
формирования специальных умений и навыков с творческим началом, обусловленных языком декоративно-прикладного искусства, которые связаны с конкретными методическими задачами, явно недостаточно. .
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предметом исследования — методика обучения студентов начальных курсов по художественной обработке металла.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, методической разработке и экспериментальной проверке возможностей взаимодействия развития профессиональных умений и навыков в процессе творческой деятельности по художественной обработке металла, а также выявление зависимости между творческим замыслом и процессом технического воплощения.
В основу исследования положена гипотеза: если на занятиях по художественной обработке металла формировать у студентов профессиональные умения и навыки в процессе посильной творческой деятельности, то эффективность процесса обучения заметно повышается.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты данной проблемы.
2. Определить особенности формирования декоративных образов в металле.
3. Выявить основные тенденции формирования декоративного образа в процессе художественной обработки металла.
4. Определить логику, основные этапы конструирования методики обучения декоративно-прикладному искусству.
5. Апробировать основные методы формирования технических умений и навыков на основе сформированного декоративного образа.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования по философии, посвящен-, ные различным аспектам эстетического восприятия (А. И. Гризова,
A. К. Дремов, Л. Н. Зеленов, А. Н. Илиада, М. С. Коган, Б. Г. Лукьянов, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт);
— основополагающие исследования по психологии художественного восприятия (Б. Г. Ананьев, Н. К. Бакланов, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец,
B. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий. А. Н. Леонтьев, Г. И. Лернер, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, Ф. Н. Узнадзе, А. И. Щербаков);
- новые педагогические технологии (О. А. Абушшна, Ю. П. Азаров, А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, С. Г. Бабаев, Ю. Л. Васильев, И. А. Данилов, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Левитов, А. И. Пискунов, Н. И. Ратее-ва, М. Н. Скаткин, В. А. Сласгенин, Т. И. Шамова, Т. И. Щукина и др.);
— . теоретические положения методики обучения декоративно-прикладному искусству (К. Ж. Амиргазин, Р. Н. Гильман, А. И. Ко-вешников, В. В. Корешков, Б. В. Нешумов, М. В. Соколов, А. С. Хво-ростов, Т. С. Шпикалова и др.).
Для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования:
— системный анализ методической и научной литературы по проблемам обучения декоративно-прикладному искусству;
— целенаправленные наблюдения, тестирование, просмотр и анализ учебных и творческих работ;
— педагогический эксперимент.с последующим анализом его результатов.
Решение поставленных задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в три этапа:
1 этап (2000-2002 гг.) — аналитико-поисковый.
Определены цели, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Проведен констатирующий эксперимент со студентами художественно-графического факультета.
2 этап (2002-2003 гг.) - теоретический.
Разработаны возможные формы развития умений и навыков художественной обработки металла, выявлены возможности взаимодействия творческих начал и технических умений ■ в процессе обучения студентов начальных курсов. ,
3 этап (2003-2005 гг.) - формирующий.
Проведен формирующий эксперимент, позволивший выявить эффективность предложенной методики, осуществить качественную и _ количественную обработку экспериментальных данных, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы по существу проведенного исследования. . -
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:
— систематизированы психолого-педагогические подходы к процессу обучения декоративно-прикладному искусству как к процессу взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом;
— выявлены дополнительные резервы активизации творческой деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству, связанные с осмыслением необходимых умений и навыков для технического воплощения декоративного образа в материале;
— сформулированы педагогические условия формирования профессиональных умений и навыков;
— выявлены возможности взаимодействия процессов становления декоративного образа и формирования специальных технических умений;
— разработана последовательная методика усложнения заданий и упражнений по формированию декоративного образа и соответствующих технических умений его воплощения в материале.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— определены конкретные критерии и показатели оценки декоративного образа и соответствующие уровни умений и навыков;
- разработаны методические рекомендации по развитию специальных умений и навыков у студентов на занятиях по художественной обработке металла; . > :
- материалы, результаты исследования могут использоваться учителями декоративно-прикладного искусства в средних общеобразовательных и художественных школах для активизации творческой деятельности детей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью применяемых методик, целенаправленным анализом реальной педагогической практики положительного художественного опыта, комплексным характером педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования результатами экспериментальной работы.
• Реализация результатов, полученных в ходе проведенного исследования, осуществлялась ' посредством регулярных обсуждений предлагаемых методов обучения на научно-методических конференциях в Магнитогорске, 1998; Новосибирске, 2002; Омске, 2003, 2004; Нижневартовске, 2005. Основные теоретические положения диссертации и экспериментальные материалы опубликованы в межвузовских научно-методических сборниках.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В приложение входят учебные работы студентов, выполненные в процессе экспериментальной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и этапы исследования, а также научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования профессиональных умений и навыков студентов» анализируются психолого-педагогические труды по проблеме исследования.
Психологические исследования показывают, что формирование декоративного образа начинается с решения системы вопросов, а затем уже появляется возможность управления процессом восприятия. При отсутствии четкой установки на конкретное восприятие, как показывают психологические данные, наблюдается длительная поисковая
работа по выявлению опорных точек воспринимаемого, предмета. В фундаментальных исследованиях, посвященных психологии изобразительной деятельности Б. Г. Ананьева, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, О. В. Никифоровой и других авторов, подчеркивается значимость целостного восприятия для формирования соответствующего представления о воспринимаемом.
Декоративный образ (даже при наличии единой установки) по-разному формируется у студентов. Это зависит от апперцепции восприятия, изобразительного опыта, полноты представлений о будущем изделии, степени владения специальными умениями и кавыками работы с конкретным материалом. Известно, что сначала формируется неустойчивый эмоциональный образ, лишенный осмысленной логики, еще не связанный с выявлением закономерностей технического воплощения в материале, который нуждается в постоянном обогащении и конкретизации.
В процессе формирования декоративного образа в восприятии протекают различные формы обобщений, сравнений, умозаключений. Установлено, что активное восприятие содержит в себе мыслительную деятельность, направленную на сопоставление воспринимаемого по различным связям и признакам, и в результате этого выявляются частные и общие свойства воспринимаемых предметов. Например, И. М. Сеченов («Элементы мысли») рассматривает всякую мысль как сопоставление мыслительных объектов друг с другом в каком-либо отношении. Рождение мысли он понимает в структуре: 1) разделение объектов, 2) сопоставление друг с другом, 3) направление этих сопоставлений (под направлением понимается ряд связей, открываемых мыслью — это пространственные, временные связи и др.).
Содержание зрительного суждения всегда обладает определенной степенью абстракции, где за восприятием чувственно конкретных признаков обнаруживаются свойства, стороны, отношения, составляющие сущность предмета. При этом неизбежно формируется замысел будущего изделия в значительной степени обусловленный реальными знаниями, умениями и навыками работы.
На стадии замысла возникает проблема взаимодействия формирующегося декоративного образа, материала и специальных умений и навыков работы с ним. В качестве непосредственного основания для становления декоративного образа выступают различные формы обобщения творческого и технологического процессов. Поэтому становление декоративного образа связано, с одной стороны, с целенаправленным наблюдением и становлением декоративного замысла изделия, с другой — с формированием конкретных практических умений и навыков, позволяющих последовательно воплощать все особенности замысла.
Следует подчеркнуть, что декоративный образ, включающий в себя мыслительные операции, может быть оценен только в процессе реализации его последовательными профессиональными умениями и
навыками, являющимися убедительными показателями сформированное™ декоративного образа. Поэтому необходимо выявить суть этих понятий в контексте исследуемой проблемы.
Проблему формирования умений и навыков в психолого-педагогической литературе исследовали многие ученые и методисты давно и многопланово. Вместе с тем такие специальные поцятия, как «учебные умения и навыки» и «специальные умения» до сих пор трактуются по-разному.
В педагогике и психологии отсутствует единое, научно обоснованное определение понятия «умение». Разнообразие мнений обусловлено тем, что данная категория рассматривается и как категория психологическая, и как категория педагогическая, обладающая многокомпонентной структурой, что и определяет различия в подходах к анализу понятия «умение». Концептуальные подходы к рассмотрению понятия «умение» (А. А. Степанов, А. А. Боброва, А. В. Усова, М. Н. Данилов, К. К.'Платонов, Г. Г. Голубев, Г. К. Александрова, Е. А. Милерян, Ю. К. Бабанский, М. И. Ерецкий, Б. Ф. Ломов, М. М. Лернер, А. А. Смирнова, Н. М. Леонтьев и др.) определяют три основных направления:
1. Деятельностный подход, рассматривает умение как категорию деятельности. Умение определяется как знание в действии, т. е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности.
2. Личностный подход дает основание рассматривать умение как качество личности, умение как личностное свойство, как способность ученика к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели.
3. Личностно-деятельностный подход обосновывает то, что умение формируется в деятельности, определяется ее объективными особенностями, но, кроме того, умение проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности и является важной характеристикой личности. При данном подходе умение является важным компонентом процессуально-деятельностной стороны обучения, рассматривается как способность и результат деятельности, с одной стороны, и как способность и качество личности, с другой стороны.
Деятельностный подход к развитию личности (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского) раскрывает следующую зависимость: личность формируется в процессе деятельности, в ходе которой происходит присвоение или усвоение ребенком человеческого опыта (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубнштейн, Л. С. Выготский). Категория деятельности является философской категорией, обращение к ней отмечается в исследованиях зарубежных и российских философов.
Специальные умения — это наиболее распространенные в процессе обучения виды учебной деятельности, вне сознательного овладения которыми невозможно полноценное усвоение конкретного учебного материала.
Именно эти умения неразрывно связаны со знаниями, представляя вместе с ними нерасторжимое единство. Специальные умения, в отличие от других видов деятельности, наиболее разработаны, практически выверены, хотя и не всегда теоретически осмыслены и достаточно обоснованы, особенно в области декоративно-прикладного искусства. ■ .
На занятиях по художественной обработке металла акцентируются усилия, направленные на приобретение знаний, формирование конкретных умений и навыков работы с различными материалами и инструментами. Вместе с тем на этих же занятиях формируются эстетические принципы и постигается понимание сущности художественности изделия. Эти две стороны профессионального становления студентов протекают в органическом единстве в реальной творческой деятельности, направленной на формирование и воплощение замысла в конкретном изделии посредством специальных умений и навыков. ..
Творческий процесс, вбирая в себя множество частных проблем, протекает от замысла к созданию художественного изделия. Поэтому в учебном процессе, формируя профессиональные умения и развивая специальные навыки, а также решая художественно-декоративные и эстетические, задачи, необходимо рассматривать их в контексте творческой деятельности обучаемых. . "
- Рассматривая проблему формирования профессиональных умений и специальных навыков работы с материалом у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по художественной обработке металла, прежде всего необходимо определить основные составляющие творческой деятельности, обязательные для становления художника по металлу и включающие в себя достаточные знания основных физических и механических свойств материалов.
В специальной психолого-педагогической, искусствоведческой литературе, а также литературе по художественной обработке металла обосновываются отдельные компоненты, составляющие основу для творческой деятельности. В частности, М. В. Соколов, обобщая теорию и практику работы с металлом, выделяет пять основных компонентов, составляющих структуры художественного мастерства и определяющих творческое начало в процессе формирования умения и навыков. •
Очевидно, что проблема формирования специальных умений й навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов является многоаспектной и комплексной проблемой. Педагогическая суть ее обусловлена не только необходимостью поиска, разработки современных, наиболее оптимальных методов развития творческой деятельности студентов на занятиях по художественной обработке металла, но и необходимостью обеспечения будущих учителей декоративно-прикладного искусства методикой обучения художественной работе , с металлом, методикой организации и руководства школьными кружками, факультативами по художественной обработке металла.
Творческая деятельность в процессе художественной обработки металла начинается с формирования первоначального замысла будущего изделия, который воплощается в композиционном эскизе - первая зафиксированная «творческая мысль». Затем общая композиция уточняется в более детальных и проработанных эскизах, конкретизируются и прорисовываются отдельные детали изделия. Затем в натуральную величину прорисовывается вся композиция, иногда даже изделие (если оно небольшого размера) лепится из пластилина, конструируется из бумаги, проволоки или других материалов. Рисунок на картоне или бумаге является основой для изготовления шаблонов, и только затем начинается обработка отдельных элементов композиции.
В зависимости от сложности художественного изделия этот процесс или упрощается, или, наоборот, усложняется и, как правило, проходит все стадии художественного проектирования вещи, доходя до уровня объемного макетирования, особенно в условиях овладения ■ искусством художественной обработки металла.
Но и на этапе предварительного эскизирования, проектирования и непосредственного изготовления художественного изделия исключительное значение приобретают научные основы, которые раскрывают закономерности строения формы, объемно-пространственных отношений, композиции, цветов идения, фактуры (материальной пластики), зрительного (визуального) восприятия объемно-пространственных и цветовых отношений объектов и их частей, проявляются в гибкости, изящности линий рисунка, пропорциональности форм, частей форм, гармоничности тональных, светотеневых отношений и т. п.
Для установления динамики формирования специальных умений и навыков в процессе творческой деятельности первоначально необходимо сформулировать основные критерии и показатели достаточно объективной оценки важнейших сторон учебно-методического процесса.
В существующей педагогической и методической литературе уже наработан определенный материал по этой проблеме. Сложность критериев в контексте исследуемой проблемы обусловливается неоднозначностью понимания творческого процесса в учебной работе, а также необходимостью учета профессионально-педагогических особенностей обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Поэтому критерии должны не только оценивать уровень специальных умений и навыков, но и творческую и педагогическую составляющие этого процесса.
. Вместе с тем оценку специальных умений и навыков в творческой деятельности необходимо давать с учетом исследований в области эстетической науки, которая связывает художественность изделия с уровнем эстетического совершенства, где особая роль отводится гармоничному взаимодействию содержания и формы. Содержательность изделия отражает совокупность заключенных в ней значений и смыслов, которые имеют всеобщую значимость, несет в себе художественность
как форму отображения и познания действительности. Форма, обусловленная содержанием, имеет ряд признаков, характеризующих художественность: композицию, гармоничность, ритмичность, контрастность, выразительность, завершенность и т. д. Выявлено, что содержательный смысл декоративных изделий во многом предопределяет последовательность И осмысленность формирования специальных умений и навыков. В тексте диссертации подробно обосновываются конкретные критерии и показатели оценки художественной обработки изделия.
Во второй главе «Пути формирования специальных умений и навыков на занятиях по художественной обработке металла» подробно описаны констатирующий и формирующий эксперименты, а также изложено научно-теоретическое обоснование концептуальной модели развития умений и навыков художественной обработке металла, которые формируются у студентов и школьников.
В констатирующем эксперименте ставилась задача выявить исходный уровень умений и навыков по художественной обработке металла, а также выяснить, в какой степени у студентов развиты творческие начала, которые в совокупности определяют готовность обучаемых к полноценному учебному процессу по художественной обработке металла.
Необходимо было выяснить, какие ошибки выявляются в процессе изготовления декоративных изделий, если у студентов, как предполагается, нет достаточной творческой активности для формирования умений и навыков, а также необходимо было четко установить, какими знаниями обладают студенты во время обучения в мастерских; какие умения и навыки у них сформированы за это время.
В процессе проведенного констатирующего эксперимента выявлены наиболее типичные пробелы в работе над объемной композицией:
— анализ возможных композиционных решений и практических действий студентами используются не в полной мере;
— у большинства студентов недостаточно развито целостное представление о творческой составляющей задания и не сформировано конструктивно-пластическое представление о конечном изделии;
— в основной массе работ не передается характерная декоративно-пластическая форма и объемно-пространственная конструкция, характеризующая суть задания;
— студенты не выявляют существенные черты декоративного образа, схватывают в основном случайные черты, увлекаются передачей эффектных, но второстепенных деталей;
— обработка изделия проводится по частям, студенты не умеют постоянно целостно и последовательно видеть весь процесс обработки изделия.
С учетом данных недостатков разработана и обоснована концептуальная модель развития умений и навыков студентов, которая понимается нами как целостная система содержания и процесса дея-
тельности педагога, основанная на принципах непрерывности, научной обоснованности, системности.
' % Системный подход предполагает рассмотрение и изучение исследуемых явлений с позиций принципа системности. Этой проблеме посвящены работы отечественных философов (И. Б. Блауберг, В. И. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) и зарубежных исследователей (Р. Акофф, Д. Клэлэнд, У. Кинг, Ж. Пиаже). .■'."'■
Известный психолог П. М. Якобсон, исследуя особенности творческой работы изобретателя, создал примерную классификацию стадий творческого процесса. С. Л. Рубинштейн обосновал последовательность развития любой способности, которая, реализовываясь на одном уровне, открывает новые возможности для развития способности более высокого уровня.
Отдельные проблемы развития творческих качеств личности, оказывающих огромное влияние на творческую активность, рассмотрены в работах отечественных ученых, психологов и педагогов (Б. Г. Ананьев,
A. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Т. В. Кудрявцева,
B. С. Кузин, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, Н. С. Лейтес, А. И Леонтьев, А. М. Маттошкин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев и др.).
; Обобщая теоретические положения, мы выделяем наиболее важные для нашей работы: в процессе деятельности проявляются различия в степени усвоения творческих элементов, закреплении практических умений, чгго не указывает на факт отсутствия творческих способностей, а лишь требует индивидуального подхода, поскольку творческие качества, которые формируются в процессе освоения новых технологических умений в прикладной деятельности, имеют непреходящее значение для формирования профессиональной направленности будущего учителя.
• ' Выделенные положения существенны для нашей концепции, поскольку предполагают развитие профессионально-педагогических качеств у студентов на фоне их профессионально-творческого роста.
Следует отметить, что декоративный образ может успешно формироваться лишь тогда, когда ясна цель и вдея задания, что первоначально формируется в замысле, включающем в себя и представление о материале, в котором будет реализован декоративный образ. Замысел выступает в роли своеобразного эталона, с которым сравнивается весь процесс изготовления изделия. Декоративное восприятие предполагает наличие ассоциативных сопоставлений воспринимаемой модели, основанных не только на внешнем сходстве, но и на более тонких внутренних, внешне не прочитывающихся ассоциациях. В области восприятия и опознания геометрических фигур установлено, что лучше познаются фигуры с резкими перепадами контура, а именно: треугольник, прямоугольник, ромб, круг. Изучение принципов строения этих объемных форм позволит в дальнейшем стилизовать и более сложные формы.
Известно, что особенность замысла состоит в том, что, формируясь как прообраз будущего изображения, он включает в себя представление о материале, в котором он будет реализован; происходит предвосхищение будущего изделия. В процессе практической работы замысел обогащается осмысленными целенаправленными действиями по его воплощению, приобретает материальную форму, обретает выразительность и становится доступным для восприятия и оценки другими. В этом случае освоение технических умений и навыков является выражением предметно эстетической деятельности и связано с повышением творческой активности студентов.
В процессе реализации замысла необходимо акцентировать установку на постоянное сравнение, сопоставление воспринимаемого предмета с более простыми для понимания формами, что предполагает мыслительные операции, направленные на выявление и установление общих и различных связей между сопоставляемыми предметами.
Результаты проведенных экспериментов позволили сделать вывод о необходимости в процессе изготовления декоративного изделия последовательно решать невидимые конфликты: плоскости и пространства, равновесия и неустойчивости и др. Подобное возможно в процессе целенаправленного анализа, основанного на развитой наблюдательности, важнейшим фактором которой является запоминание основных характеристик изображаемого.
Вместе с этим отмечается неразрывная связь между формированием общего замысла и познанием закономерностей композиционного строя декоративного изделия и овладением техникой и технологией воплощения. Здесь важно видеть задачу в контексте с целенаправленным представлением и с формированием адекватных умений работы с материалом.
Знание декоративных свойств и возможностей материала (в данном случае металла), из которого создается произведение прикладного и декоративного искусства, является необходимым этапом в подготовке специалиста этого профиля. Способы обработки материалов — это средства образного мышления, которыми оперирует художник, воплощая свою идею в реальную художественную форму. Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершеннее и свободнее использование этих свойств в различных технических приемах д ля решения художественно-композиционных задач. Освоение каждого нового технического приема художественной обработки материала расширяет и обогащает язык художника, увеличивает арсенал средств художественного выражения его творческого замысла, облегчает поиск наиболее выразительной и адекватной содержанию художественной формы.
Приступая к решению конкретной композиции из металла, следует знать, что эстетичность всякого предмета зависит не только от характера и назначения его, но и от того, в какой степени художник сумеет передать выразительные и изобразительные особенности за-
мысла. Изготовляя предмет, всегда нужно иметь в виду, для чего он предназначен, и в связи с этим определять его характер и общие формы. Вид изделия, его характер, складывающийся из отдельных частей и деталей, определение необходимых соотношений частей, которые могут быть основаны на равенстве, на нюансе, т. е. могут быть более близкими, мягкими, или на контрасте, является важнейшей задачей при композиционном решении общего вида предмета.
Единство элементов формы заключается в их строгой согласованности, соразмерности. Средствами для достижения такого единства являются пропорциональность и ритмичность. Если правильно взятые пропорции создают общую связь всех частей предмета между собой, а также частей и целого, то ритм благодаря чередованию элементов и интервалов между ними вносит определенную последовательность их расположения в композиции.
Приступив к поиску отношений общих форм предмета, сначала определяют отношения ширины к высоте и к длине, а затем находят величины деталей к трем основным отношениям и отношений друг к другу. Устанавливая соразмерность целого и частей предмета, надо одновременно следить и за ритмическим построением деталей. При поиске оптимальных соотношений частей для данной вещи необходимо определить, что будет являться главным и что второстепенным в композиции: конструктивная деталь, орнаментальная форма или цветовое пятно. Во всех случаях главный элемент композиции призван остановить наше внимание, другие же элементы композиции должны способствовать его выявлению.
В процессе эксперимента выявлены основные принципы формирования последовательного декоративного образа, учитывающие особенности психологии восприятия студентов и заключающиеся в организации наблюдения привлеченных различных форм образного сопоставления, становлении композиционного строя в соотнесении с конкретными последовательными техническими действиями, направленными на выявление эстетических качеств конкретных материалов.
В основе творческого процесса лежит не только способность художника к ярким и нестандартным представлениям, но и способность к последовательным практическим действиям, осуществляемым в соответствии с установкой на реализацию сформированного замысла. Необходимым условием успешного формирования замысла является обучение техническим умениям работы с материалом, включающим и отработку двигательных навыков. Только в этом случае становится возможным воплощение декоративного образа в материальную форму, доступную для восприятия и оценки. Каждое длительное задание целесообразно разбивать на ряд кратковременных и конкретных заданий и упражнений,. которые предусматривают творческую деятельность по их освоению.
Незаменимым материалом в процессе решения композиционных задач в металле является бумага, которую широко используют в творчесг-
ве художники при создании различных изделий, макетов, упаковок. Однако бумага обладает более широкими возможностями. Конструктивные и выразительные свойства бумаги позволяют с наименьшими затратами выполнять макеты самых сложных объемных форм. В данном случае бумага выступает своеобразным тренажером, развивает пространственное мышление и образную память. Лист бумаги и лист металла схожи тем, что являются плоскостями. И из того, и из другого можно сделать объемную форму, но металл не всегда может быстро менять свою конфигурацию. А с бумагой возможно легко работать, пока не найдена желаемая форма, затем целесообразно выполнить развертку (своеобразную выкройку) к будущему изделию из металла. Податливость и пластичность бумаги способствуют развитию у студентов творческого мышления и пространственного воображения, а также формируют специальные умения и навыки. На таких занятиях, как правило, разрабатываются макеты, содержащие в себе и индивидуальность и обобщение. Все это позволило рассматривать занятия с бумагопластикой как активный творческий компонент в процессе художественной обработки металла.
Формирующий эксперимент, целью которого являлось исследование влияния описанных принципов обучения на повышение качественного уровня специальных умений и навыков, полностью подтвердил первоначальную гипотезу и позволил сформулировать следующие выводы:
- учебные задания по декоративно-прикладному искусству целесообразно разбивать на четко выделенные кратковременные упражнения, которые варьируются по содержанию, времени, материалу. Это активизирует восприятие, целенаправленное наблюдение, способствует нахождению опорных точек для стилизации;
- на формирование декоративного образа оказывает влияние сознательный выбор материалов, соответствующих каждому заданию;
- целенаправленное восприятие обусловливается четко поставленными и акцентировашшми комбинированными задачами, и способствует возникновению ассоциативных связей;
- педагогические условия обеспечивают поэтапную систему обучения техническим умениям, обеспечивающую целенаправленность и последовательность технических действий. Задачи, решаемые поэтапно, определяют не только целостность представления будущего изделия в замысле, но и характер движения руки, технических приемов. Следовательно, наряду с целенаправленным формированием замысла необходимо осуществлять и последовательное обучение техническим приемам;
~ - комплекс двигательных упражнений, осуществляемых под контролем зрительных суждений, является основой формирования высокой техники исполнения;
- метод обобщенности и стилизации форм существенно активизирует осмысленное восприятие, направляет его на постоянное сопоставление с более сложными формами;
- - система формирования специальных умений и навыков охватывает следующие аспекты: а) двигательные навыки; б) технические приемы; в) декоративные материалы; г) теоретические и наглядпые материалы.
При разработке конкретных практических заданий необходимо учитывать как интересы студента, так и имеющийся объем знаний, умений и навыков в области рисунка, орнаментальных композиций, работы, с конкретными инструментами, уровень развития его воображения, способность быстро и продуктивно осваивать приемы работы с инструментами и приспособлениями и стремиться последовательно развивать специальные умения и навыки для достижения более высокого уровня развития.
Успех реализации дидактических принципов обучения во многом зависит от учета психологических особенностей личности каждого студента, его индивидуальности и уровня развития творческих способностей. Вместе с тем успешное формирование специальных умений и навыков происходит в творческой деятельности при реализации первоначального замысла будущего изделия в конкретном материале.
Основные положения диссертации, результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Павловский О. В. Формирование художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства у студентов художественно-графического факультета // Материалы региональной научно-практической конференции «Искусство и культура: региональный компонент». -Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2002. - С. 19 - 20.
2. Павловский О. В, О психологических особенностях формирования декоративного образа // Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск, 2003. - Вып. 1. - С. 76 - 78.
3. Па&човский О. В. Особенности формирования художественных начал и технических умений на занятиях по художественной обработке металла // Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск, 2004. - Вып. 2. - С. 81 - 83.
4. Павловский О. В. Декоративно-художественный образ как процесс познания // Проблемы художественного образования XXI века: состояние и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - Чита, 2005. - С. 102 - 106.
5; Павловский О. В. Роль производственной практики в формировании профессионального мастерства и специальных умений студентов художественно-графического факультета // Производственная практика проблемы и перспективы: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. — Нижневартовск, 2006. — С. 54 — 55.
Лицензия ЛР № 020074 Подписано в печать 14.09.06 Формат 60*84/16 Бумага офсетная Ризография
Печ. л. 1,25 Уч. изд. л. 1,2
Тираж 100 экз. Заказ Уа-241 -06
Издательство ОмГПУ: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Павловский, Олег Владимирович, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ.
1.1. Психолого-педагогические основы развития умений и навыков.
1.2. Особенности развития профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла на начальном этапе обучения.
1.3. Критерии оценки специальных умений и навыков по художественной обработке металла.
Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА.
2.1. Типичные ошибки студентов в процессе освоения специальных умений и навыков по художественной обработке металла (констатирующий эксперимент).
2.2. Развитие умений и навыков по художественной обработке металла.
2.3. Динамика обучения художественной обработке металла на начальных этапах обучения (формирующий эксперимент).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла в процессе творческой деятельности у студентов педвузов"
Актуальность исследования определяется все возрастающими требованиями к подготовке учителей декоративно-прикладного искусства для средней общеобразовательной школы, которая осуществляется на художественно-графических факультетах педагогических вузов.
Именно учитель декоративно-прикладного искусства в школе призван решать задачи эстетического воспитания детей, развития их художественного вкуса, творческих способностей, формирования умений и навыков, а также активизации их творческой деятельности.
Подготовка таких специалистов в рамках регламентированных учебных часов на специальные дисциплины требует постоянного совершенствования вузовской методики обучения, нахождения новых, все более эффективных форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, которое занимает особое место в системе эстетического воспитания, художественного образования и является эффективным средством творческого саморазвития студентов, поэтому постоянно требует к себе повышенного внимания художников, педагогов, исследователей.
Наряду с многочисленными проблемами обучения декоративно-прикладному искусству, проблема формирования специальных умений и навыков в процессе творческой деятельности по художественной обработке металла является первоочередной, поскольку именно от этого процесса во многом зависит уровень творческого саморазвития студентов, эффективность процесса практического усвоения знаний по декоративно-прикладному искусству.
Данная проблема сложна и многопланова, ее успешное решение возможно на основе исследований по психологии, философии, педагогике, для которых проблема развития творческих способностей личности, а также специальных умений является всегда актуальной.
Психологические исследования различных аспектов процесса творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, JI.M. Веккер, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Ф.Н. Узнадзе, П.Я. Якобсон и других ученых) позволили выявить некоторые закономерности творческого процесса, определить его связь с восприятием, мышлением и воображением. При этом восприятие нередко рассматривают как самостоятельную деятельность, тесно связанную с наблюдением, которое определяется в психологии как активная форма чувственного познания с конкретно поставленной целью.
В философских исследованиях специальные умения и навыки рассматриваются в контексте проблемы содержания и формы в искусстве. При этом содержание представляется подвижной, динамичной стороной целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. В процессе развития несоответствие содержания и формы разрешается «сбрасыванием» старой и становлением новой формы, адекватной развивающему содержанию.
В изобразительном искусстве форма служит отражением содержания и тесно связана с техникой исполнения, которая не представляет самостоятельной ценности, но вместе с тем является важнейшей составляющей творческого процесса, поскольку самый глубокий замысел не реализуется, если художник не обладает соответствующими умениями и навыками его реализации в материале. Техника исполнения поднимается до уровня искусства, когда она связана с эмоционально-образным замыслом художника, придавая убедительность и выразительность последнему, делая его доступным для восприятия других и включает в себя творческую деятельность, направленную на освоение действительности.
В этом контексте формирование профессиональных умений и навыков невозможно без творческого начала в восприятии обучаемых. И это обстоятельство подчеркивается во всех исследованиях, посвященных отдельным проблемам художественного восприятия образа (В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, Н.П. Бондаренко, А.И. Гризова, А.К. Дремов, Л.Н. Зеленов, А.Н. Илиади,
М.С. Коган, В.И. Костин, А.Н. Лощинин, Б.Г. Лукьянов, Б.В. Новиков,
В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт, А.Т. Шумилин и др.).
Учебно-познавательная деятельность учащихся исследуется различными учеными-педагогами (Д.Б. Богоявленский, В.В. Давыдов, Ш.И. Ганелин, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.Н. Поддьяков, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), и здесь проблема исследовательского восприятия изучается в контексте конкретных педагогических направлений, кроме этого, для нас представляют интерес работы Н.В. Кузьминой, Ю.В. Кулюткиной, А.К. Марковой, Ю.М. Орловой, В.А. Сластенина, Б.А. Соснов-ф ского, Г.С. Сухотской.
В научно-методической литературе по изобразительному искусству необходимо отметить многоплановый интерес ученых к процессу обучения по специальным дисциплинам (А.Т. Антонов, Г.В. Беда, В.А. Гаврилко, Р.Г. Горелов, А.К. Жаксыбергенов, С.Е. Игнатьев, А.И. Иконников, А.Я. Козляков, B.C. Кузин, С.П. Ломов, В.П. Мамугина, Ю.И. Найда, В.А., Непомнящий, Ю.В. Новоселов, А.Л. Павловский, В.А. Падчеваров, Н.Н. Ростовцев, М.В. Ряполов, Г.Б. Смирнов, Л.К.Сыров, А.Е. Терентьев, М.П. Титов и др).
Психологические и педагогические особенности процесса изображения ^ исследовались известными учеными (Н.Н. Волков, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Н.М. Сокольникова Н.К., Шабанов и др.). Некоторые вопросы совершенствования педагогического мастерства освещались в публикациях Климович В.П., Прокофьева И.В., Солодухина И.В., Толстых Е.Л и других авторов.
Творческие проблемы процесса изображения анализируются в основательных работах В.П. Зинченко, В.С.Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Е.В. Шорохова й других авторов. Частным аспектам этой проблемы посвящены исследования Ю.М. Агиева, Н.С. Ищук, О.Е. Колоколовой, Е.Д. Кузнецова, В.Е. Нестеренко, Л.А. Панова, А.И. Сухарева.
Декоративно-прикладное искусство, органически вбирая в себя функциональные, конструктивные особенности и эстетические свойства металла, также базируется на принципах эстетического восприятия и творческой деятельности художника. Различные методические проблемы декоративно-прикладного искусства исследовали: Н.Н. Алексахин, К.Ж. Амиргазин, А.С. Асылханов, Б.Б. Байметов, Ф.Ф. Бандуристый, Ю.К. Беджанов, С.С. Булатов, Р.А. Гильман, В.Д. Григорьев, П.Г. Демчев, А.Г. Дроздецкий, Р.Г. Ершова, Т.Ю. Захарченко, В.Ф. Кажева, А.И. Ковешников, В.В. Корешков, JI.B. Ломоносова, А.Н. Насырова, Б.В. Нешумов, Н.Г. Оверин, С.И. Поно-марькова, О.Н. Попова, Н.Н. Пучкова, А.А. Сарбагышев, К.А. Скворцов, М.С. Соколов, В.П. Строкова, М.Н. Фишер, А.С. Хворостов, Т.С. Шпикалова и др.
Многие авторы в своих работах отстаивали включение элементов технической эстетики, дизайна, эргономики в школьные дисциплины по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, что значительно повышает не только теоретический уровень знаний, но и способствует актуализации обучения, наращиванию его эмоциональной содержательности и творческой направленности. При этом совершенно справедливо подчеркивалось, что изучение основ дизайна, соединяя в себе элементы эстетической деятельности и трудового обучения, содействует расширению профессионального кругозора и активно способствует профессиональной ориентации учащихся.
Другие ученые акцентировали различные проблемы композиции на занятиях по декоративно-прикладному искусству и считали необходимым разработку заданий на глубинно-пространственную композицию. Это дает обучаемым возможность видеть художественно-эстетическое единство естественной и искусственной предметной среды, понять универсальность композиционных средств при гармонизации средств, формы независимо от вида искусства. Поэтому работу по декоративно-прикладному искусству рекомендовалось начинать с заданий на глубинно-пространственную, затем на объемную композицию и завершать заданием на фронтальную. В основном акцентируются задания на объемную композицию, что позволяет видеть и учитывать взаимозависимость формы, конструкции и технологии станочного изготовления массовых изделий, выделять основные формообразующие факторы для различных изделий.
Вместе с тем все авторы подчеркивают необходимость формирования прежде всего специальных умений и навыков по художественной обработке металла, а также отмечают важность творческого начала для формирования профессиональной личности. При этом специальных исследований, посвященных научно-методической разработке взаимодействия формирования специальных умений и навыков с творческим началом, обусловленных языком декоративно-прикладного искусства, связанных с конкретными методическими задачами, решаемыми в процессе обучения, явно недостаточно.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предметом исследования - методика обучения студентов начальных курсов художественной обработке металла.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, методической разработке и экспериментальной проверке возможностей взаимодействия развития профессиональных умений и навыков в процессе творческой деятельности по художественной обработке металла, а также выявление зависимости между творческим замыслом и процессом технического воплощения.
В основу исследования положена гипотеза: если в процессе обучения художественной обработке металла прежде всего формировать у обучаемых замысел будущего изделия, а также адекватные умения и навыки реализации этого замысла в материале, то творческая деятельность студентов значительно активизируется, что заметно повышает эффективность обучения.
Для проверки рабочей гипотезы были решены следующие задачи:
1. Проанализированы психолого-педагогические аспекты данной проблемы.
2. Определены особенности формирования декоративных образов в металле.
3. Выявлены основные тенденции формирования декоративного образа в процессе художественной обработки металла.
4. Определена логика, основные этапы конструирования методики обучения декоративно-прикладному искусству.
5. Апробированы основные принципы формирования технических умений и навыков на основе сформированного декоративного образа.
Методологическую основу исследования составили:
- труды по философии, посвященные различным аспектам эстетического воспитания (А.И. Гризова, А.К. Дремов, J1.H. Зеленов, А.Н. Илиади, М.С. Коган, Б.Г. Лукьянов, В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт);
- основополагающие исследования по психологии восприятия (Б.Г. Ананьев, Н.К. Бакланов, Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий. А.Н. Леонтьев, Г.И. Лернер, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Ф.Н. Узнадзе, А.И. Щербаков);
- труды в области новых педагогических технологий (О.А. Абуллина, Ю.П. Азаров, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, С.Г. Бабаев, Ю.Л. Васильев, И.А. Данилов, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Левитов, А.И. Пискунов, Н.И. Ратеева, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, Т.И. Щукина);
- теоретические положения методики обучения декоративно-прикладному искусству (К.Ж. Амиргазин, Р.Н. Гильман, А.И. Ковешников, В.В. Корешков, Б.В.Нешумов, М.В. Соколов, А.С. Хворостов, Т.С. Шкипалова и др.)
Для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования:
- системный анализ методической и научной литературы по проблемам обучения декоративно-прикладному искусству;
- целенаправленные наблюдения, тестирование, просмотр и анализ учебных и творческих работ;
- педагогический эксперимент с последующим анализом его результатов.
Решение поставленных задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в три этапа:
1-й этап (2000-2002 гг.) - аналитико-поисковый. Определены цели, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Проведен констатирующий эксперимент со студентами художественно-графического факультета.
2-й этап (2002-2003 гг.) - теоретический. Разработаны возможные формы развития умений и навыков по художественной обработке металла, выявлены возможности, взаимодействия творческих начал и технических умений в процессе обучения студентов начальных курсов.
На 3-ем этапе (2003-2005 гг.) проведен формирующий эксперимент, позволивший выявить эффективность предложенной методики, осуществить качественную и количественную обработку экспериментальных данных, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы по существу проведенного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:
- систематизированы психолого-педагогические подходы к процессу обучения декоративно-прикладному искусству как к процессу взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом;
- выявлены дополнительные резервы активизации творческой деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству, связанные с осмыслением необходимых умений и навыков для технического воплощения декоративного образа в материале;
- сформулированы педагогические условия формирования профессиональных умений и навыков;
- выявлены возможности взаимодействия процессов становления декоративного образа и формирования специальных технических умений;
-10- разработана последовательная методика усложнения заданий и упражнений по формированию декоративного образа и соответствующих технических умений его воплощения в материале.
Практическая значимость состоит в том, что:
- определены конкретные критерии и показатели оценки декоративного образа и соответствующие уровни умений и навыков;
- разработаны методические рекомендации по развитию специальных умений и навыков у студентов на занятиях по художественной обработке металла;
- материалы, результаты исследования могут использоваться учителями декоративно-прикладного искусства в средних общеобразовательных и художественных школах для активизации творческой деятельности детей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью применяемых методик, целенаправленным анализом реальной педагогической практики положительного художественного опыта, комплексным характером педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования результатами экспериментальной работы.
Реализация результатов, полученных в ходе проведенного исследования, осуществлялась посредством регулярных обсуждений предлагаемых методов обучения на межвузовских конференциях в Омске, Новосибирске, Нижневартовске, Магнитогорске. Основные теоретические положения диссертации и экспериментальные материалы опубликованы в межвузовских научно-методических сборниках.
Структура диссертации.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе анализируется психолого-педагогические труды по проблеме исследования, обосновываются отдельные компоненты, составляющие основу для творческой деятельности в процессе формирования умений и навыков, подробно обосновываются конкретные критерии и показатели оценки художественной обработки изделия.
Во второй главе подробно описывается констатирующий и формирующий эксперименты, а также излагается научно-методическое обоснование концептуальной модели развития умений и навыков художественной обработки металла.
В заключении сформулированы выводы по существу проведенного исследования.
В приложение включены учебные работы студентов, выполненные в процессе экспериментальной работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Основные результаты композиционного выполнения задания отражены в рисунке № 4.
Рис. 4. Результаты композиционного решения подсвечника
Анализ процесса изготовления изделия и конечного результата работы показал, что из 25 студентов 74 % выполнили оптимальное пластическое решение изделия. 80 % студентов владеют техникой работы в металле, работа ведется разными инструментами, приспособлениями, студенты начинают гнуть пластину целиком, а проработка деталей ведется мелкими инструментами, 72 % студентов придают этому принципиальное значение.
60 % студентов пытаются поэтапно решать технические и художественные задачи изделия. Передача всех деталей дифференцирована, у 66 % студентов степень проработанности формы зависит от значимости ее в композиции.
Попытки применить разнообразную технику обработки металла предприняты не всеми: 50 % студентов используют различные приемы обработки, направляют движение инструментов на выявление пластичности и выразительности формы, 56 % студентов успешно справляется с передачей ритма орнаментального декора. Эффективность различных умений и навыков наблюдается в 40 % учебных работ студентов.
Подчинение второстепенного главному в изделии, конкретизация формы наблюдалась у 30 % студентов. 20 % студентов сумели привести работу к определенной степени законченности, обобщению.
Наглядное выражение рассматриваемых критериев отражено на рис. 5.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 критерии
Рис. 5
Таким образом, сопоставляя данные, полученные в процессе выполнения данного задания, мы пришли к определенным выводам: работа над изготовлением подсвечника у студентов не вызывает особых затруднений, уровень технического решения достаточно высок. Последовательная творческая деятельность выражается в стремлении студентов, прежде всего, решить целостный декоративный замысел будущего изделия. Затем усилия направляются на уяснение характерных выразительных форм и объемно-пространственной конструкции изделия.
Анализ процесса работы и законченных изделий показал:
- Первоначальные поиски замысла направлены на выявление пластических составляющих изделия.
- Большинство студентов практическую работу начинают с выбора размера изделия, намечают сначала общие приблизительные очертания, а затем уже переходят к определению величины и местоположения отдельных деталей.
- Наметив пропорциональные отношения, основная часть студентов переходит к разработке отдельных деталей, решая при этом задачи на выявление декоративности пропорций, конструкции и характера движения.
- Цельность достигается путем построения объемно-пространственной конструкции изделия.
- Большие пропорциональные отношения намечаются одновременно.
- Степень проработанности деталей не одинакова. Студенты хорошо передают общую пластичность изделия. Для большинства работ характерна грамотная работа с металлом.
- Ритмичность достигается за счет последовательного движения основных стилизованных форм и линий как внутри изделия, так и в разноуровнево-сти основных узлов.
- Отмечены попытки передать фактурные особенности металла, которые требуют более тщательной и тонкой проработки.
- Наблюдалось стремление выявить фактурность посредством обработки металла.
-104- Характерно то, что творческие действия были направлены на выявление конструктивно-пластического характера изделия.
Все это дает основание утверждать, что студенты освоили умения и навыки по художественной обработке металла. Вместе с тем, на старших курсах характер поставленных задач качественно изменяется, изготовление творческого изделия требует уже довольно высокого уровня, образов представления и конструктивно-пластического обобщения. Поэтому умений и навыков, достаточных для выполнения изделий технического характера (на младших курсах), теперь становится не достаточно в связи с возросшими творческими требованиями. И в итоге наблюдается значительное повышение развития специальных умений и навыков по художественной обработке металла.
Если в начале констатирующего эксперимента количество студентов, у которых наблюдается сформированность первоначального замысла равняется двум (в экспериментальном классе) и двум (в контрольном классе), то есть примерно одинаково в обоих классах, то в формирующем эксперименте результаты совсем другие. Количество студентов экспериментальной группы, у которых наблюдается сформированность декоративного замысла, уже равняется 72,8 %, а количество студентов контрольной группы со сформированным замыслом равняется только 50 %. Таким образом, эффективность экспериментальной методики к концу обучения выразилась в 54,5 % (72,8 % -18,3 %), тогда как эффективность традиционной методики только 33,4 % (50 % -16,6 %).
Практически аналогичные результаты мы имеем и в творческом применении сформированных умений и навыков.
-121 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенных теоретического и экспериментального исследований позволили сформулировать следующие выводы:
- Учебные задания по декоративно-прикладному искусству целесообразно разбивать на четко выделенные кратковременные упражнения, которые варьируются по содержанию, времени, материалу. Это активизирует восприятие, целенаправленное наблюдение, способствует нахождению опорных точек для стилизации.
- На формирование декоративного образа оказывает влияние сознательный выбор материалов, соответствующих каждому заданию.
- Целенаправленное восприятие обусловливается четко поставленными и акцентированными комбинированными задачами, что способствует возникновению ассоциативных связей.
- Педагогические условия обеспечивают поэтапную систему обучения техническим умениям, обеспечивающую целенаправленность и последовательность технических действий. Задачи, решаемые поэтапно, определяют не только целостность представления будущего изделия в замысле, но и характер движения руки, технических приемов. Следовательно, наряду с целенаправленным формированием замысла необходимо осуществлять и последовательное обучение техническим приемам.
- Комплекс двигательных упражнений, осуществляемых под контролем зрительных суждений, является основой формирования высокой техники исполнения.
- Метод обобщенности и стилизации форм существенно активизирует осмысленное восприятие, направляет его на постоянное сопоставление с более сложными формами.
- Система формирования специальных умений и навыков охватывает следующие аспекты: а) двигательные навыки; б) технические приемы; в) декоративные материалы; г) теоретические и наглядные материалы.
При разработке конкретных практических заданий необходимо учитывать как интересы студента, так и имеющийся объем знаний, умений и навыков в области рисунка, орнаментальных композиций, работы с конкретными инструментами, уровень развития его воображения, способность быстро и продуктивно осваивать приемы работы с инструментами и приспособлениями, и стремиться последовательно развивать специальные умения и навыки до более высоких уровней развития.
Успех реализации дидактических принципов обучения во многом зависит от учета психологических особенностей личности каждого студента, его индивидуальности и уровня развития творческих способностей. Вместе с тем, успешное формирование специальных умений и навыков происходит в творческой деятельности по реализации первоначального замысла будущего изделия в конкретном материале.
Следует подчеркнуть целесообразность обучения студентов искусству чеканки, граверному искусству и гальванопластике. Поскольку при выполнении чеканной работы студенты наиболее наглядно постигают основы поведения металла при его деформации, узнают его свойства и возможности. В процессе чеканки обучающиеся приобщаются к бережному, профессиональному отношению к поверхности металла. Приходится работать инструментом с полированной и даже мягкой рабочей частью - молотками, пуансонами, чеканами. Чеканка показывает, что практика учебной работы значительно повышает уважение студентов к металлообработке, воспитывает навыки внимательной работы, развивает бережное отношение к материалу. Граверное искусство является достаточно распространенным видом художественной обработки материала, традиционным для русского прикладного искусства. Гальванопластика также представляет собой очень познавательный вид металлообработки, появившийся сравнительно недавно, но нашедший широкое применение в декоративном искусстве.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Павловский, Олег Владимирович, Омск
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Избр. псих, труды. М.: Политиздат, 1980.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. М.: Педагогика, 1980.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. пер. с англ. В.П. Самохина. -М.: Прогресс, 1974.
4. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980.
6. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1989.
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект.-М., 1977.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.
10. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности /Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М: Педагогика, 1989.
11. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М., 1991.
12. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1980.
13. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. М., 1979.
14. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие. Карачаево: изд. Карачаево-Черкесского гос. пед. ин-та, 1993.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
16. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. - № 10. Большая советская энциклопедия. - М.: Изд. «Советская энциклопедия».- 1974.- ТЗ.; Т 16.
17. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. - СПб.: Норинт, 1997.
18. Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. -М.: Плакат, 1985.
19. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966.
20. Василенко В.М. Народное искусство. М.: Изобр. искусство, 1983. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М., 1977. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.,1990.
21. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: ВТ 6.-М., 1983.34.