Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Пилюгин, Роман Васильевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием"

и

На правах рукописи

003453143

ПИЛЮГИН Роман Васильевич

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ (на примере курсов «Художественное оформление школы» и « Дизайн школьной среды»)

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 ■

0мск-2008

003453143

Работа выполнена на кафедре декоративно-прикладного искусства ГОУ ВПО «Московский педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Корешков Валерий Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Соколов Максим Владимирович;

кандидат педагогических наук, доцент Ланщикова Галина Александровна

Ведущая организация: Новосибирский государственный

педагогический университет

Защита состоится 4 декабря 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета по адресу (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).

Автореферат разослан 4 ноября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А. И. Сухарев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. В период активных изменений и преобразований, происходящих в социальной и экономической сферах жизни, одним из важнейших условий подготовки учителя изобразительного искусства является необходимость подготовки специалиста, который будет одновременно и высококвалифицированным педагогом и профессиональным художником, способным самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности.

Учитель изобразительного искусства призван в первую очередь развивать интерес учащихся к художественному творчеству, творческие способности, формировать их художественный и эстетический вкус, учить пониманию сущности процесса творчества. В силу этого одной из основных целей высшего художественно-педагогического образования является не только подготовка специалиста, свободно владеющего исполнительскими умениями и навыками в области изобразительного, декоративного искусства и дизайна, но и формирование творчески активной личности.

Подготовка художников-педагогов представляет собой сложный процесс становления, с одной стороны, высококвалифицированного профессионала, владеющего всеми тонкостями педагогического мастерства, а с другой - творчески активной личности, находящейся в непрерывном поиске художественных решений при проектировании и практической работе.

Подготовка такого специалиста требует решения в ходе обучения целого ряда взаимосвязанных задач.

Художник-педагог на современном этапе развития общества должен формировать интерес у студентов к художественному наследию. Вкладывать, наряду с самовыражением, воспитательную функцию в свое творчество. Учить пониманию сущности творчества, что возможно лишь при наличии у него самого потребности в художественном творчестве. В противном случае, какими бы богатыми знаниями теоретических основ и багажом умений и навыков он не обладал, творчески применить их на практике ему будет трудно, а значит, процесс создания объекта проектирования пойдет но пути формального репродуцирования окружающей действительности.

Вместе с тем проблема развития художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием слабо отражена в исследованиях, связанных с подготовкой будущих учителей изобразительного искусства. В этом мы видим противоречие между необходимостью и реальностью. Ликвидация возникшего противоречия (несоответствия) позволяет считать эту проблему своевременной и актуальной.

Наша работа призвана дополнить исследования в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования.

В связи с этим задачей нашего исследования является поиск эффективных методов, средств, форм, способов, соответствующих развитию художественно-творческих потребностей студентов.

Развитие потребности в художественном творчестве оказывает влияние на уровень специальной подготовки студентов, на качество профессиональной деятельности будущих специалистов, От нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

От уровня сформированное™ потребности в художественно-творческой деятельности зависит успешность работы будущего художника и преподавателя изобразительного искусства. Это связано в первую очередь с тем, что никакой вид человеческой деятельности не может проявиться без подкрепления ее фундаментом, в основе которого лежат те или иные потребности личности. Вместе с тем существенная роль в формировании художественно-творческих потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию и установке на творчество в процессе обучения любому виду изобразительного искусства.

Уровень сформированности художественно-творческих потребностей личности также сказывается на эффективности учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по курсам специальных дисциплин и уровне развития общей культуры личности.

Проектирование среды, в том числе и учебно-воспитательного пространства, является одной из дисциплин художественного цикла в образовании художника-педагога и вследствие этого одним из средств развития художественно творческих потребностей личности, выражающихся в вечном стремлении к гармонии человека с собой и с окружающей действительностью.

Вместе с тем проектирование, представляет широкие возможности для самореализации творческой личности, так как тесно взаимосвязано со всеми видами изобразительных искусств и является звеном их соединяющим.

С точки зрения художественного образования проектирование позволяет осваивать законы объемно-пространственной организации формы, принципы передачи эмоционально-смыслового содержания ограниченными средствами, способствует развитию образного и объ-емно-пространстаенного мышления. Широкая разновидность средово-го проектирования создает возможность для разнообразной и захватывающей учебно-творческой деятельности в процессе ее освоения, развития творческой активности личности, что является, на наш взгляд,

одним из важнейших факторов в деле развития художественно-творческих потребностей студентов.

В основе жизнедеятельности человека лежат потребности, которые делают нас активными и определяют направленность деятельности.

Исследуя проблему формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием, мы уделили внимание работам ученых о творческой потребности как основополагающего фактора целенаправленной человеческой деятельности, в рамках проблем, связанных с формированием и развитием личности, это работы А. Г. Маслоу, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. В. Зей-гарник, В. П. Грибанова, В. Н. Мясшцева.

Общие проблемы психологии творчества изучали такие исследователи, как Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Е. Я. Басин, В. С. Кузин, А. Н. Лук Л. Б. Ермолаева-Томина и др.

Вопросы мотивации деятельности в связи с проблемой формирования личности отражены в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и др.

Проблематика, связанная с формированием и развитием духовных, в частности художественно-эстетических, потребностей, присущих исключительно человеку как существу социальному и сформировавшемуся в процессе эволюции общества в целом рассматривалась такими авторами, как А. И. Буров, И. А. Джидарьян, Ю. А. Шаров, Н. И. Шевченко, Б. Г. Дергачев, В. И. Волынкин, И. И. Яшкина.

Значительную роль в процесс развития и совершенствования высшего образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с различными сторонами художественно-творческого и учебно-творческого процессов сыграли исследования II. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, В. С. Кузина, А. С. Хво-ростова, Т. Я. Шпикаловой, В. В. Корешкова, В. П. Строкова, М. В. Соколова и др.

Развитию художественных потребностей в рамках обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе и вузе посвятили свои исследования Н. С. Боголюбов, С. П. Ломов, М. В. Соколов, Н. Н.Пучкова, А. А. Булкин.

Также нами были изучены труды таких профессионалов в области проектирования, как, Л. Б. Альберти, В. Л. Воронина, А. В. Иконникова, Н. В. Мельникова, Е. Б. Новикова, Н. Н. Соболева и др., в которых отражены проблемы, связанные с теорией и практикой проектирования среды.

Вместе с тем проблема формирования художественно-творческих потребностей в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству как проблема потребности именно в деятель-

ности творческого характера в рамках исследований, связанных с формированием духовных потребностей личности, отражена достаточно скупо. Это связано, на наш взгляд, с тем, что нет достаточно чёткого разделения таких понятий как «эстетическая», «художественно-эстетическая» (художественная) и «художественно-творческая потребность».

Художественно-творческую потребность как потребность, предметом которой является именно творческая деятельность, вовлеченность в процесс творчества, выделяет в своем исследовании В. И. Во-лынкин.

Также проблему формирования художественно-творческих потребностей как фундамента успешной учебно-творческой деятельности студентов в процессе обучения основам декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов рассматривает в своем исследовании Н. Н. Пучкова.

В отличие от вышеназванных авторов наше диссертационное исследование рассматривает проблему формирования художественно-творческих потребностей в рамках освоения будущими художниками-педагогами такой специальной дисциплины, как «проектирование среды».

В процессе изучения вопроса формирования художественно-творческих потребностей мы уделили внимание трудам Аристотеля, Платона. Ю. М. Лотмана. Ю. А. Огородникова, Н. И. Шевченко и многих других. Эти исследования определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становления человеческой личности, а в связи с этим важность фактора формирования и развития духовных потребностей человека.

Цель исследования - решение проблемы формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов-художников на занятиях по проектированию.

Предмет исследования - процесс формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях по проектированию.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование художественно-творческих потребностей студентов в процессе приобретения навыков проектирования интерьерной среды значительно активизируется, если:

- методика преподавания и программа будут направлены на развитие мотивационной сферы личности студентов как условия формирования устойчивой потребности в художественно-творческой деятельности;

- обучение ведется по принципу соответствия фазам творческого процесса, что проявляется в соблюдении строгой академической последовательности выполнения заданий и упражнений;

- студенты в процессе освоения основ проектирования, вовлекаются в активную и разнообразную по формам учебно-творческую деятельность.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования:

- анализ научно-теоретической литературы с целью определения сущности и структуры процесса творчества и его места в общей структуре личности человека;

- анализ и обобщение специальной литературы по проблеме формирования потребностей студентов, в частности художественно-творческих;

- изучение и обобщение теоретических основ создания художественно эстетически организованной среды;

- разработка критериев уровня сформированное™ художественно-творческих потребностей студентов;

- анализ уровня сформированное™ художественно-творческих потребностей студентов в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях по проектированию;

- изучение современного состояния организации учебного процесса обучения на занятиях но проектированию на художественно-графических факультетах;

- разработка экспериментальной программы и методических рекомендаций к проведению занятий по проектированию учебно-вос-пигательного пространства, направленных на формирование художественно-творческих потребностей;

- экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Методологической основой явились исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии личности, психологии и философии творчества, по педагогике, работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое, литературное и публицистическое наследие выдающихся мастеров.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ педагогической и специальной литературы но проблемам творчества;

- изучение и анализ философской и педагогической литературы по проблемам формирования потребностей, в частности художественно-творческих;

- анализ студенческих работ как продукта учебно-творческой деятельности;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов-художников на занятиях по проектированию;

- констатирующий эксперимент;

- проведение педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий;

- обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.

Исследование проводилось с 2003 по 2007 г. включительно.

На первом этапе (2003-2004) исследования проводилось изучение специальной литературы по проблемам психологии личности, философии, педагогики; по проблемам природы творчества, развития творческих потребностей человека, по вопросам теории и практики проектирования. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания проводился на базе кафедры декоративно-прикладного искусства Московского городского педагогического университета (МГПУ).

На втором этапе (2004—2005) - формирующий эксперимент осуществлялся при наблюдении за учебно-творческой деятельностью студентов факультета изобразительных искусств и дизайна МГПУ, проводился эксперимент по формированию художественно-творческих потребностей, тщательно анализировались учебно-творческие задания и результаты их выполнения. Составлялась программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования художественно-творческих потребностей студентов.

Третий этап (2005-2006) - сравнительный эксперимент проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна МГПУ. Анализировались полученные данные, велась их систематизация. Во время контрольного эксперимента шла проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования.

Четвёртым этаном (2006-2007) проводился контрольный эксперимент, полученные данные анализировались, оформлялись в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается:

- а научно-теоретическом обосновании использования проектирования на занятиях студентов-художников с целью развития их художественно-творческих потребностей;

- в раскрытии способов и средств мотивации к художественной деятельности на занятиях проектированием.

Теоретическая значимость созданной в результате исследования методики заключается в обосновании:

- потребности в художественном творчестве, которая возникает в процессе целенаправленной деятельности, а формирование ее возможно через направленное развитие, через обучение;

- задачи повышения эффективности познавательной и учебно-творческой деятельности студентов, от которой зависит уровень сформированное™ художественно-творческих потребностей личности.

Практическая значимость заключается в разработке методической системы организации и проведения занятий по проектированию, направленной на формирование художественно-творческих потребностей студентов-художников, включающей в себя:

а) экспериментальную учебную программу для студентов художественно-графических факультетов педвузов по проектированию, в том числе интерьерной среды;

б) разработку конкретных упражнений, учебных и творческих заданий для студентов, направленных на формирование художественно-творческих потребностей в процессе занятий по проектированию и методических рекомендаций по их выполнению.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках проблематики, связанной с формированием художественно-творческих потребностей личности в сфере художественного образования.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения психологической и педагогической наук в области творческого развития личности, организацией опытно-экспериментальной работы, исследования и полученными положительными результатами, использованием достижений искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на факультете изобразительного искусства и дизайна МГПУ. В эксперименте участвовало более 200 студентов 3-4 курсов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры декоративного искусства МГПУ в 2004, 2005, 2006 г., а также на научно-практических конференциях в Магнитогорске (2004), Москве (2006), Санкт-Петербурге (2008), Карачаевске (2008).

Результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания проектирования, использоваться при занятиях по художественному оформлению школы на художественно-графических факультетах педвузов, а также в систему художественного образования в лицеях, колледжах, художественных школах, учреждениях дополнительного образования, при составлении и корректировке учебных планов и программ для художественно-графических факультетов и при подготовке методических пособий на занятиях проектированием.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, библиографии и приложения. Список

литературы насчитывает 125 наименований. В тексте работы имеются схемы, таблицы, графики. В приложении представлены материалы, иллюстрирующие и поясняющие основные положения диссертационного исследования. По теме исследования опубликовано 5 работ, в том числе программа для высшего профессионального образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, определены противоречия, цели и задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования, его методологические основы, раскрыта научная новизна, характеризуется теоретическая и практическая значимость работы, указаны сферы апробации и внедрения результатов проведенной экспериментальной работы.

В первой главе «Теоретический аспект формирования художественно-творческих потребностей личности» исследуется образовательный процесс в современных условиях развития творческой деятельности личности и делается вывод о том, что в современном образовательном поле значительную роль в развитии творческой деятельности, формирование духовной культуры личности занимают художественные дисциплины (теоретические и практические), способные формировать высокий эстетический вкус; развивать чувство прекрасного; умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, достижения науки, техники, промышленности; красоту и богатство окружающей природы; формировать потребности творческой деятельности. Методическая база художественных дисциплин основана.на ведущих принципах отечественной культуры; единстве материальной и духовной культуры, исторической преемственности в развитии материальной культуры, составляющей основу преемственности в развитии науки и культуры в целом.

Рассматривая психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих потребностей личности на занятиях проектированием, мы опираемся на исследования ученых, считающих, что процесс творчества, как креативность, протекает в трех основных фазах, каждая из которых обращена к различным психическим процессам, личностным образованиям и имеет свой продукт. Первая фаза — подготовительная - умение видеть проблему, выдвигать идеи; вторая -поисковая; третья - исполнительная. Существование данных фаз позволяет исследователям определить три вида творческой деятельности:

- комбинаторное творчество - создание нового на основе комбинаций известного, варьирования элементов и связей между ними;

- инновационное творчество - внесение новых, ранее не известных элементов в предмет деятельности;

- исследовательское творчество - создание нового подхода или идеи, которые качественно меняют содержание форм и методов труда. Исследовательское творчество опирается на научные методы анализа процессов и явлений, на культуру и исторический опыт предшествующих поколений. Творческая деятельность начинается с наличия идеи и умения различными средствами и способами материализовать ее, для чего необходимо: воспринимать реальность, видеть ее сущность, противоречия; обладать широтой и образностью ассоциативной памяти,; владеть творческим воображением.

Понимание сути и природы творчества, специфических особенностей его развития и использование этих знаний в образовательном процессе приводит к развитию творческой деятельности обучаемых.

В психологическом анализе выделяются важные характеристики развития творческой деятельности личности, индивидуальные ее качества, такие как внутренняя потребность в духовном росте, эстетическое воспитание действительности, творческое мышление и практическое применение полученных знаний, приобретение навыков и т. п. Были выявлены приоритеты для направленной деятельности в процессе изучения и практического использования полученных знаний по основам проектирования среды при выполнении творческих работ.

Психологические исследования показали, что человек запоминает информацию значительно лучше и эффективнее, если обучение происходит в активной, интерактивной обстановке, когда особенно высока нагрузка на эмоциональное восприятие. Изучение основ современного проектирования, техники исполнения проекта, позволяет сразу увидеть и оценить продукт деятельности, что, безусловно, влияет на процесс восприятия, который невозможен без эмоциональной оценки объекта и желание испытать собственные творческие возможности. Работа над композицией или проектом на основе полученных знаний носит преобразовательный характер, а психофизиологические явления и особенности, участвующие в этом процессе помогают общему развитию обучаемого и творческим способностям, в частности.

Чередование и совмещение различного рода деятельности создает наиболее благоприятные условия для мыслительной деятельности и творчества, а она, в свою очередь, осуществляется посредством системы различных умственных операций: анализа и синтеза, сравнения и различия, обобщения и абстрагирования и т. д. Работа в различных направлениях (теоретическом и практическом) формирует и развивает различные качества: внимание, переходящее в черты характера и воспитывающее личность; зрительную, осязательную, слуховую, мотор-

ную и смешанную память, которые, в свою очередь, развивают потребность творческой деятельности.

Эффективность педагогического воздействия, направленного на формирование потребности творческой деятельности студентов, зависит от рационального выбора методов, приемов и форм обучения.

Построение методики преподавания проектирования среды исходило из основных принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности излагаемого материала, связи теории с практикой, наглядности, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности и посильности, прочности усвоения знаний, проблемности обучения личностно-ориентированного характера; ин-тегрированности при отборе материала для практических занятий, профессиональной ориентации. В процессе обучения отбирались и использовались те методы, приемы и средства обучения, которые способствовали развитию творческой деятельности обучаемых.

Основными методами, используемыми нами в работе, были: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), побуж-дающе-репродуктивнып, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Способность к творчеству, несомненно, связана со способностью нестандартно мыслить, внутренней мотивацией, но это не означает, что творчество ~ особый дар. Большинство исследователей полагают, и мы следуем этой точке зрения, что высокие показатели креативности у обучаемых отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениямн. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий показывает существенный рост креативности, появление и развитие таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам и как итог - потребность в творчестве. Человек в процессе творчества расширяет и углубляет свои знания, опирается на прежний опыт.

Следовательно, учитывая природу творчества и специфику развития, мы вправе констатировать, что каждый практически здоровый человек, способен к творческой деятельности, и наша задача заключается в выборе форм, методов и приемов развития творческой активности в процессе изучения основ проектирования среды и практической реализации полученных знаний.

Во второй главе «Экспериментальное исследование проблемы формировании художественно-творческих потребностей студентов на занятиях по проектированию» описываются цель, задачи, содержание и методика проведения педагогического эксперимента и его анализ.

В основе обучения лежит художественно-творческий метод проектирования, так как студенту помимо художественного вкуса необходимо обладать развитым художественным мышлением и рациональным проектным чутьем, изучать закономерности предметного формообразования, вдаваясь в область инженерной и конструкторской деятельности.

Процесс формирования потребностей и развития творческой деятельности студентов, неразрывно связан с теми целями и задачами образования, которые лежат в основе его методологии как способа художественно-творческого познания и преобразования предметной среды.

Подводя итоги экспериментальной части диссертационного исследования, посвященного поиску путей и методов формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием среды, были сформулированы основные выводы.

Художественно-творческая потребность выражается в первую очередь в деятельности, направленной на самостоятельное создание предмета проектирования. Художественно-творческая потребность -это такая же психическая потребность, как и любая другая, но имеющая свою специфику, так как относится к деятельности в области искусства, причем не с точки зрения его потребления, а с позиции его создания. Данная потребность, на наш взгляд, должна быть стержневой в художественно-эстетическом сознании личности художника, служащей основанием различных форм художественно-творческой активности личности в сфере искусства, ее взаимодействия с культурной и социальной средой. Удовлетворение данного вида потребностей происходит в процессе деятельности, причем результат трансформирует потребность, переводя ее на качественно более высокий уровень.

Потребность в творчестве проявляется в его ценностной значимости для личности через отношение к процессу создания предмета проектирования, окрашенное положительными эмоциями, подкрепленное интересом к данному виду деятельность и мотивацией достижения.

Творческая активность студентов также является выражением уровня сформированности потребности в художественном творчестве.

В процессе экспериментальной работы со студентами мы сделали вывод о том, что формирование художественно-творческих потребностей возможно посредством: а) вовлечения в интересную и разнообразную учебно-творческую деятельность; б) развития знаний умений и навыков, способствующих успешной реализации учебных и творческих задач; в) установки на поисково-познавательный характер деятельности; г) введения элементов творчества во все виды заданий (в том числе и репродуктивного характера); д) использования широкого спектра заданий творческого характера; е) использования межпредметных

Связей с другими специальными дисциплинами художественного цикла; ж) выполнения заданий в соответствии с фазами творческого процесса. '

Организация учебного процесса в соответствии с вышеизложенным позволила оптимизировать учебно-творческую деятельность студентов на занятиях проектированием. Введение дополнительных упражнений, направленных на освоение композиционных средств и проектного языка, позволило минимизировать трудности в работе студентов, которые мы наблюдали на констатирующем этапе экспериментального исследования.

По ходу экспериментальной работы нам удалось развить интерес большинства студентов к проектной деятельности в области организации средового пространства и получить положительные результаты в виде самостоятельных и оригинальных, отвечающих поставленным задачам работ. Этому способствовало, на наш взгляд, правильная педагогическая установка, систематизация процесса выполнения заданий, получение студентами инструментария в виде знаний, умений и навыков, способствующих полноценной деятельности на занятиях проектированием.

Результаты экспериментальной работы позволили нам подтвердить правильность наших предположений и то, что методика, предложенная нами, способствует формированию устойчивой художественно-творческой потребности.

Эксперимент подтвердил состоятельность выбранного нами под-кода к развитию творческой деятельности студентов, в котором использовалась методическая система, отвечающая следующим требованиям-

- постоянное и последовательное развитие творческой деятельности студентов в соответствии с основными требованиями передовой педагогической науки, опирающейся на психофизиологические особенности личности и процесс ее вхождения в общественный социум;

- индивидуальная и дифференцированная работа над творческими заданиями, технологиями их выполнения и способами экспонирования;

- соответствие дидактическим требованиям последовательности выполнения заданий на высоком уровне трудности с учетом проблемного метода обучения;

- ориентация учебных работ на творческую деятельность, способствующую дальнейшей самореализации и саморазвитию будущего специалиста:

- формирование у студентов навыков выполнения клаузурных, краткосрочных заданий, направленных на развитие определенных творческих способностей, необходимых при выполнении курсовых проектов.

Таким образом, подводя итог опытно-экспериментальной работы со студентами, следует отметить, что применение данной методической системы основ проектирования интерьерной среды, с ее практической направленностью на выполнение заданий, позволяет более эффективно использовать учебное и свободное время обучаемых с целью развития их творческой деятельности.

Сравнительные результаты экспериментальной работы со студентами, определившие качественную составляющую творческой деятельности, отражены в таблицах. Одновременно количественные показатели роста активности творческой деятельности показывают положительную динамику развития творческой деятельности студентов.

В заключении излагаются основные выводы исследования.

Художественно-творческие потребности являются фундаментом процесса творчества, они лежат в основе деятельности в области изобразительного искусства, направленной на создание художественных произведений и самореализацию личности художника. Наличие данного вида потребности - одна из основных личностных характеристик художника-педагога, который призван не только воспитывать художественный вкус учащихся, развивать знания, умения и навыки в области проектирования среды, но и раскрывать сущность творчества, создавать условия для творческой реализации. В связи с этим наличие устойчивых художественно-творческих потребностей у преподавателя изобразительного искусства является залогом его успешной педагогической и творческой деятельности.

Понимание сущности процесса творчества, способность самостоятельно ставить и реализовывать творческие задачи, несомненно, положительно сказываются и на педагогическом процессе.

Освоение дисциплины «Проектирование среды», является одной из необходимых ступеней в предметной подготовке будущего художника-педагога в педагогическом вузе. Разнообразие видов организации средового пространства, их функциональных характеристик весьма многообразны. Данный вид изобразительной деятельности позволяет не только развивать объемно-пространственное мышление, композиционное навыки, образное мышление, развивать художественные способности, заложенные природой, но и в силу богатства своих проявлений и форм представляет собой широчайшую область для формирования художественно-творческих потребностей и самореализации личности в период обучения учителя изобразительного искусства.

Направленность учебного процесса не только на приобретение конкретных знаний, умений и навыков, но и ориентировка на творчество в деятельности студентов на занятиях по проектированию среды -

научно обоснованный подход, положительно сказывающийся на формировании устойчивой потребности в художественном творчестве;

- разнообразие заданий и упражнений, включающих в себя в большей или меньшей степени элементы творчества, построенные на основе перехода от простого к сложному, позволяет развивать мотива-ционную сферу личности студента, а именно интерес к творческой деятельности в области проектирования, что является основным условием для успешного формирования устойчивой потребности в художественном творчестве;

- систематизация учебно-творческой деятельности в соответствии с фазами творческого процесса позволяет научить студентов самостоятельно ставить и решать творческие задачи различного уровня сложности;

- вовлечение студентов в активную учебно-творческую деятельность, построенную по принципу разнообразия и межпредметных связях с другими дисциплинами изобразительного цикла, позволило оптимизировать учебный процесс, что немаловажно для формирования художественно-творческих потребностей;

- изучение теоретических основ проектирования и закрепление их на практике позволяет преодолеть трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе работы над заданием, позволяет дать им инструментарий, необходимый для успешной работы и создания положительной эмоциональной мотивации деятельности.

Результаты экспериментальной работы со студентами показали, что работа но предложенной нами методике дает положительные результаты по формированию потребности в художественном творчестве через развитие интереса в процессе разноплановой и постепенно усложняющейся учебной деятельности на занятиях проектирования школьной среды.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Пилюгин Р. В. Развитие творческих способностей студентов в процессе занятия проектированием // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». - М.: Изд-во МГПУ, 2007. - № 1. - С. 60-61.

2. Пилюгин Р. В. Проектирование дизайн-среды как средство развития творческих потребностей студентов // Вестник Московского государственного областного университета. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - № 3.-С. 163-165.

Научные статьи в журналах и сборниках:

3. Пилюгин Р. В. Проектирование дизайна среды как творческая деятельность студента // Современные тенденции преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования. -Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2004. - С. 175-178.

4. Пилюгин Р, В. Коммуникативные возможности графики рукотворной и компьютерной // Пути развития художественного образования: сборник научно-методических трудов по итогам научно-практической конференции, посвященной 10 летию МГПУ. - М.: Изд-во МГПУ, 2005. - С. 56-60.

5. Пилюгин Р. В. Развитие самостоятельности на занятиях проектированием у студентов художников // Материалы региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы». - Хабаровск, 2007. - Ч. 5. - С. 171-173.

6. Пилюгин Р. В. Ребенок наедине с виртуальной реальностью // Международная конференция «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -С. 259-261.

7. Пилюгин Р. В. Применение современных компьютерных технологий в процессе обучения гуманитарным дисциплинам // Формирование национального самосознания в процессе художественного образования. - Карачаевск, 2008. - С. 74-79.

Подписано в печать 31. Бумага офсетная Печ. л. 1,25 Тираж 100 экз.

.08 Формат 60x84/16 Ризография Уч.-изд. л. 1,3 Заказ Ф001

Издательство ОмГПУ: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пилюгин, Роман Васильевич, 2008 год

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретический аспект формирования художественно-творческих потребностей личности

1.1. Творчество как деятельностный процесс развития личности.

Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих потребностей личности на занятиях проектированием.

1.3. Потребность - источник формирования творчески активной личности студентов.

1.4. Специфика художественно-творческих потребностей.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях по проектированию.

2.1. Теоретические основы и композиционные закономерности проектирования интерьера.

2.2 Особенности формирования интерьера.

2.3 Характерные особенности организации интерьерной среды учебных помещений и их влияние на развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием.

2.4. Определение критериев уровня сформированное™ художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием.

2.5. Анализ сформированности художественно-творческих потребностей студентов в ходе проведения констатирующего эксперимента.

2.6 Методы организации и проведения формирующего эксперимента.

2.7 Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов экспериментального исследования jgg

Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием"

В период активных изменений и преобразований, происходящих в социальной и экономической сферах жизни, одним из важнейших условий подготовки учителя изобразительного искусства является необходимость подготовки специалиста, который будет одновременно и высококвалифицированным педагогом и профессиональным художником, способным самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности.

Учитель изобразительного искусства призван, в первую очередь, развивать интерес учащихся к художественному творчеству, творческие способности, формировать их художественный и эстетический вкус, учить пониманию сущности процесса творчества. В силу этого, одной из основных целей высшего художественно-педагогического образования является не только подготовка специалиста, свободно владеющего исполнительскими умениями и навыками в области изобразительного, декоративного искусства и дизайна, но и формирование творчески активной личности.

Профессиональная подготовка художников-педагогов представляет собой сложный процесс становления, с одной стороны, высококвалифицированного профессионала, владеющего всеми тонкостями педагогического мастерства, а с другой - творчески активной личности, находящейся в непрерывном поиске художественных решений при проектировании.

Подготовка такого специалиста требует решения в ходе обучения целого ряда взаимосвязанных задач.

С. П. Ломов при рассмотрении проблемы творчества в своем исследовании видел ее, в первую очередь, как проблему формирования и реализации художественных потребностей на занятиях изобразительным искусством (60). Данная позиция, на наш взгляд, является основополагающей и в процессе подготовки будущих художниковпедагогов по специальным дисциплинам художественного цикла, в частности, по проектированию.

Художник-педагог на современном этапе развития общества должен формировать интерес у студентов к художественному наследию, вкладывать наряду с самовыражением воспитательную функцию в свое творчество, учить пониманию сущности творчества, что возможно лишь при наличии у него самого потребности в художественном творчестве. В противном случае, какими бы богатыми знаниями теоретических основ и багажом умений и навыков он ни обладал, творчески применить их на практике ему будет трудно, а значит, процесс создания объекта проектирования пойдет по пути формального репродуцирования окружающей действительности.

Вместе с тем проблема развития художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием слабо отражена в исследованиях, связанных с подготовкой будущих учителей изобразительного искусства. В этом мы видим противоречие между необходимостью и реальностью. Ликвидация возникшего противоречия (несоответствия) позволяет считать её своевременной и актуальной. Наша работа призвана дополнить исследования в современной педагогической науке, теории и практике художественного образования.

В связи с этим задачей нашего исследования является поиск эффективных методов, средств, форм, способов, соответствующих развитию художественно-творческих потребностей студентов.

Развитие потребности в художественном творчестве оказывает влияние на уровень специальной подготовки студентов, на качество профессиональной деятельности будущих специалистов. От нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

От уровня сформированности потребности в художественно-творческой деятельности зависит успешность работы будущего художника и преподавателя изобразительного искусства. Это связано в первую очередь с тем, что никакой вид человеческой деятельности не может проявиться без подкрепления ее фундаментом, в основе которого лежат те или иные потребности личности. Вместе с тем существенная роль в формировании художественно-творческих потребностей отводится целенаправленному педагогическому воздействию и установке на творчество в процессе обучения любому виду изобразительного искусства.

Уровень сформированности художественно-творческих потребностей личности также сказывается на эффективности учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по курсам специальных дисциплин и уровне развития общей культуры личности.

Проектирование среды, в том числе и учебно-воспитательного пространства, является одной из дисциплин художественного цикла в образовании художника-педагога, средством и вследствие этого одним из средств развития художественно творческих потребностей личности, выражающихся в вечном стремлении к гармонии человека с собой и с окружающей действительностью.

Вместе с тем проектирование представляет широкие возможности для самореализации творческой личности, так как тесно взаимосвязано со всеми видами изобразительных искусств и является звеном, их соединяющим.

С точки зрения художественного образования проектирование позволяет осваивать законы объемно-пространственной организации формы, принципы передачи эмоционально-смыслового содержания ограниченными средствами, способствует развитию образного и объемно-пространственного мышления. Широкая разновидность средового проектирования создает возможность для разнообразной и захватывающей учебно-творческой деятельности в процессе ее освоения, развития творческой активности личности, что является, на наш взгляд, одним из важнейших факторов в деле развития художественно-творческих потребностей студентов.

В основе жизнедеятельности человека лежит механизм, который делает нас активным и заставляет нас делать что-то, определяет нашу жизнь и направленность деятельности. Этот источник активности -человеческие потребности, которые носят фундаментальный характер и являются основными источниками активности личности.

Исследуя проблему формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием, мы уделили внимание работам ученых о творческой потребности, как основополагающем факторе целенаправленной человеческой деятельности в рамках проблем, связанных с формированием и развитием личности. Это работы А. Г. Маслоу, А. Н. Леонтьева, С. JI. Рубинштейна, Б. В. Зейгарника, В. П. Грибанова, В Н. Мясищева.

Общие проблемы психологии творчества изучали такие исследователи, как J1. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Е. Я. Басин, В. С. Кузин, А. Н. Лук Л. Б. Ермолаева-Томина и другие.

Вопросы мотивации деятельности в связи с проблемой формирования личности отражены в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и др.

Проблематика, связанная с формированием и развитием духовных, в частности художественно-эстетических потребностей, присущих исключительно человеку как существу социальному и сформировавшемуся в процессе эволюции общества, в целом рассматривалась такими авторами, как А. И. Буров, И. А. Джидарьян, Ю. А. Шаров, Н. И. Шевченко, Б. Г. Дергачев, В. И. Волынкин, И. И. Яшкина.

Значительную роль в процесс развития и совершенствования высшего образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с различными сторонами художественно- творческого и учебно-творческого процессов сыграли исследования Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, В. С. Кузина, А.С.

Хворостова, Т.Я. Шпикаловой, В.В. Корешкова, В.П.Строкова, М.В.Соколова и других.

Развитию художественных потребностей в рамках обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе и вузе посвятили свои исследования Н. С. Боголюбов, С. П. Ломов, М. В. Соколов, Н. Н.Пучкова, А. А. Булкин.

Также нами были изучены труды таких профессионалов в области проектирования, как Альберти Л.Б., Воронина В.Л., Иконникова А.В., Мельникова Н.В., Новикова Е.Б., Соболева Н.Н., и др., в которых отражены проблемы, связанные с теорией и практикой проектирования среды.

Вместе с тем проблема формирования художественно-творческих потребностей в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству как проблема потребности именно в деятельности творческого характера в рамках исследований, связанных с формированием духовных потребностей личности, отражена достаточно скупо. Это связано, на наш взгляд, с тем, что нет достаточно чёткого разделения таких понятий как эстетическая, художественно-эстетическая (художественная) и художественно-творческая потребность.

Художественно-творческую потребность как потребность, предметом которой является именно творческая деятельность, вовлеченность в процесс творчества, выделяет в своем исследовании В. И. Волынкин.

Также проблему формирования художественно-творческих потребностей как фундамента успешной учебно-творческой деятельности студентов в процессе обучения основам декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов рассматривает в своем исследовании Н. Н. Пучкова.

В отличие от выше названных авторов наше диссертационное исследование рассматривает проблему формирования художественно-творческих потребностей в рамках освоения будущими художникамипедагогами такой специальной дисциплины, как проектирование среды.

В процессе изучения вопроса формирования художественно-творческих потребностей мы уделили внимание трудам Аристотеля, Платона, Ю. М. Лотмана, Ю. А. Огородникова, Н. И. Шевченко и многих других. Эти исследования определили роль и место творчества в развитии человеческой культуры, становления человеческой личности, а в связи с этим важность фактора формирования и развития духовных потребностей человека.

Цель исследования - решение проблемы формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов-художников на занятиях по проектированию.

Предмет исследования - процесс формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях по проектированию.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование художественно-творческих потребностей студентов в процессе приобретения навыков проектирования интерьерной среды значительно активизируется, если: методика преподавания и программа будут направлены на развитие мотивационной сферы личности студентов как условия формирования устойчивой потребности в художественно-творческой деятельности; обучение ведется по принципу соответствия фазам творческого процесса, что проявляется в соблюдении строгой академической последовательности выполнения заданий и упражнений; студенты в процессе освоения основ проектирования, вовлекаются в активную и разнообразную по формам учебно-творческую деятельность;

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования: анализ научно-теоретической литературы с целью определения сущности и структуры процесса творчества и его места в общей структуре личности человека; анализ и обобщение специальной литературы по проблеме формирования потребностей и, в частности, художественно-творческих потребностей студентов; изучение и обобщение теоретических основ создания художественно эстетически организованной среды; разработка критериев уровня сформированности художественно-творческих потребностей студентов; анализ уровня сформированности художественно-творческих потребностей студентов в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях по проектированию; изучение современного состояния организации учебного процесса обучения на занятиях по проектированию, на художественно-графических факультетах; разработка экспериментальной программы и методических рекомендаций к проведению занятий по проектированию учебно-воспитательного пространства направленных на формирование художественно-творческих потребностей; экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Методологической основой исследования явились исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии личности, психологии и философии творчества, по педагогике, работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое, литературное и публицистическое наследие выдающихся мастеров.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы по проблемам творчества; изучение и анализ философской и педагогической литературы по проблемам формирования потребностей, в частности художественно-творческих; анализ студенческих работ, как продукта учебно-творческой деятельности; наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов-художников на занятиях по проектированию; констатирующий эксперимент проведение педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий; обобщение результатов и анализ наблюдений по проблеме исследования.

Исследование проводилось с 2003 по 2007 гг. включительно.

На первом этапе (2003-2004) исследования проводилось изучение специальной литературы по проблемам психологии личности, философии, педагогики; по проблемам природы творчества, развития творческих потребностей человека, по вопросам теории и практики проектирования. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета, кафедра декоративно прикладного искусства.

На втором этапе (2004 - 2005) формирующий эксперимент осуществлялся при наблюдении за учебно-творческой деятельностью студентов факультета изобразительных искусств и дизайна Московского городского педагогического университета, проводился эксперимент по формированию художественно-творческих потребностей, тщательно анализировались учебно-творческие задания и результаты их выполнения. Составлялась программа опытно-экспериментального исследования с целью формирования художественно-творческих потребностей студентов.

Третий этап (2005 — 2006) — сравнительный эксперимент проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна МГПУ. Анализировались полученные данные, велась их систематизация. Во время контрольного эксперимента шла проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования. Полученные данные, которые анализировались и оформлялись в виде диссертационной работы.

Четвёртым этапом (2006-2007) проводился контрольный эксперимент, полученные данные анализировались, оформлялись в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается: в научно-теоретическом обосновании использования проектирования на занятиях студентов-художников с целью развития их художественно-творческих потребностей;

- в раскрытии способов и средств мотивации к художественной деятельности на занятиях проектированием.

Теоретическая значимость созданной методики в результате исследования заключается: в обосновании потребности в художественном творчестве, которая возникает в процессе целенаправленной деятельности, а формирование ее возможно через направленное развитие, через обучение; в обосновании задачи повышения эффективности познавательной и учебно-творческой деятельности студентов, от которой зависит уровень сформированности художественно-творческих потребностей личности;

Практическая значимость заключается в разработке методики системы организации и проведения занятий по проектированию, направленной на формирование художественно-творческих потребностей студентовхудожников, включающей в себя: а) экспериментальную учебную программу для студентов художественно-графических факультетов педвузов по проектированию, в том числе интерьерной среды; б) разработку конкретных упражнений, учебных и творческих заданий для студентов, направленных на формирование художественно-творческих потребностей в процессе занятий по проектированию, и методических рекомендаций по их выполнению.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках проблематики, связанной с формированием художественно-творческих потребностей личности в сфере художественного образования.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения психологической и педагогической наук в области творческого развития личности, организацией опытно-экспериментальной работы, исследования, и полученными положительными результатами, использованием достижений искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и творческого развития личности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на факультете изобразительного искусства и дизайна Московского городского педагогического университета (МГПУ). В эксперименте участвовало более 200 студентов 3-4 курсов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры декоративного искусства МГПУ в 2004, 2005, 2006 годах, а также на научно-практических конференциях в Магнитогорске (2004), Москве (2006).

Результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания проектирования, использоваться при занятиях по художественному оформлению школы на художественно-графических факультетах педвузов, а также в системе художественного образования в лицеях, колледжах, художественных школах, учреждениях дополнительного образования, при составлении и корректировке учебных планов и программ для художественно-графических факультетов и при подготовке методических пособий на занятиях проектированием.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по главе 2.

Подводя итоги экспериментальной части диссертационного исследования, посвященного поиску путей и методов формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием среды можно выделить следующие наиболее значимые моменты:

Художественно-творческая потребность выражается в первую очередь в деятельности, направленной на самостоятельное создание предмета проектирования. Художественно-творческая потребность - это такая же психическая потребность, как и любая другая, но имеющая свою специфику, т.к. относится к деятельности в области искусства, причем не с точки зрения его потребления, а с позиции его создания. Данная потребность, на наш взгляд, должна быть стержневым образованием художественно-эстетического сознания личности художника, служащим основанием различных форм художественно-творческой активности личности в сфере искусства, ее взаимодействия с культурной и социальной средой. Удовлетворение данного вида потребностей происходит в процессе деятельности, причем результат трансформирует потребность, переводя ее на качественно более высокий уровень.

Потребность в творчестве проявляется в его ценностной значимости для личности через отношение к процессу создания предмета проектиования, окрашенное положительными эмоциями, подкрепленное интересом к данному виду деятельность и мотивацией достижения.

Творческая активность студентов также является выражением уровня сформированности потребности в художественном творчестве.

В процессе экспериментальной работы со студентами мы сделали вывод о том, что формирование художественно-творческих потребностей возможно посредством а), вовлечения в интересную и разнообразную учебно-творческую деятельность; б), развития знаний умений и навыков способствующих успешной реализации учебных и творческих задач; в). установки на поисково-познавательный характер деятельности; г).введения элементов творчества во все виды заданий (в том числе и репродуктивного характера); д). использования широкого спектра заданий творческого характера; е). использования межпредметных связей с другими специальными дисциплинами художественного цикла; ж), выполнения заданий в соответствии с фазами творческого процесса.

Организация учебного процесса в соответствии с выше изложенными позициями позволила оптимизировать учебно-творческую деятельность студентов на занятиях проектированием. Также введение дополнительных упражнений, направленных на освоение композиционных средств и проектного языка, позволило минимизировать трудности в работе студентов, которые мы наблюдали на констатирующем этапе экспериментального исследования.

По ходу экспериментальной работы нам удалось развить интерес большинства студентов к проектной деятельности в области организации средового пространства и получить положительные результаты в виде самостоятельных и оригинальных, отвечающих поставленным задачам работ. Этому способствовало, на наш взгляд, правильная педагогическая установка, систематизация процесса выполнения заданий, получение студентами инструментария в виде знаний, умений и навыков, способствующих полноценной деятельности на занятиях проектированием.

Результаты экспериментальной работы позволили нам подтвердить правильность наших предположений и то, что методика, предложенная нами, способствует формированию устойчивой художественно-творческой потребности.

Заключение.

Художественно-творческие потребности являются фундаментом процесса творчества, они лежат в основе деятельности в области изобразительного искусства, направленной на создание художественных произведений и самореализацию личности художника. Наличие данного вида потребности - одна из основных личностных характеристик художника-педагога, который призван не только воспитывать художественный вкус учащихся, развивать знания, умения и навыки в области изобразительного искусства, но и раскрывать сущность творчества, создавать условия для творческой реализации. В связи с этим наличие устойчивых художественно-творческих потребностей у преподавателя изобразительного искусства является залогом его успешной педагогической и творческой деятельности.

Понимание сущности процесса творчества, способность самостоятельно ставить и реализовывать творческие задачи, несомненно, положительно сказываются и на педагогическом процессе.

Освоение дисциплины проектирование среды является одной из необходимых ступеней в предметной подготовке будущего художника-педагога в педагогическом вузе. Разнообразие видов организации средового пространства, их функциональных характеристик весьма многообразны. Данный вид творческой деятельности позволяет не только развивать объемно-пространственное мышление, композиционное навыки, образное мышление, развивать художественные способности, заложенные природой, но и в силу богатства своих проявлений и форм представляет собой широчайшую область для формирования художественно-творческих потребностей и самореализации личности в период обучения учителя изобразительного искусства.

В процессе проведения исследования нами были теоретически обоснованы, разработаны и экспериментально проверены способы и методы формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектирование среды.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были реализованы следующие задачи диссертационного исследования:

- проанализирована научно-теоретическая литература по проблеме творчества, его сущности и структуре, определено место творчества в общей структуре личности;

- проанализирована и обобщена специальная литература по проблеме формирования художественно-творческих потребностей студентов: были изучены психолого-педагогические основы формирования данного вида потребностей, рассмотрена роль потребности в процессе формирования творчески активной личности, а также определена специфика художественно-творческой потребности;

- изучены и обобщены теоретические основы создания средового произведения, включающие в себя классификацию видов и типов организации сред, проблему цветовой отделки, устройства освещения, применяемых материалов, инженерных коммуникаций, объемно-пространственной организации, композиционные средства, и т. д.;

- на этапе констатирующего эксперимента нами были проведены наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов на занятиях проектированием, целью которых было определение исходного уровня сформированности художественно-творческих потребностей; результаты были обобщены, проанализированы и отражены в виде таблиц;

- была проанализирована программа «художественное оформление школы» и «дизайн школьной среды» для художественно-графических факультетов, изучено состояние организации учебного процесса на занятиях проектирование среды;

- на основе традиционной программы по проектированию нами была разработана экспериментальная программа и методические рекомендации к проведению занятий по данной дисциплине, ориентированные на формирование устойчивых художественно-творческих потребностей студентов. Нехватка практического опыта работы студентов над проектом, потребовало от нас включения в программу дополнительных заданий и упражнений, направленных на освоение проектного языка организации средового пространства, освоение принципов композиционной организации среды;

- предлагаемая методика была проверена нами на практике в процессе проведения экспериментальной работы со студентами и отражена во второй главе диссертационного исследования.

Нами была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале исследования. Основными положениями, подтверждающими это, можно считать:

- во-первых, направленность учебного процесса не только на приобретение конкретных знаний, умений и навыков, но и ориентировка на творчество в деятельности студентов на занятиях по проектированию среды, научно обоснованный подход положительно сказываются на формировании устойчивой потребности в художественном творчестве;

- во-вторых, разнообразие заданий и упражнений, включающих в себя в большей или меньшей степени элементы творчества, построенные на основе перехода от простого к сложному, позволяет развивать мотивационную сферу личности студента, а именно интерес к творческой деятельности в области проектирования, что является основным условием для успешного формирования устойчивой потребности в художественном творчестве;

- в-третьих, систематизация учебно-творческой деятельности в соответствии с фазами творческого процесса позволяет научить студентов самостоятельно ставить и решать творческие задачи различного уровня сложности;

- в-четвертых, вовлечение студентов в активную учебно-творческую деятельность, построенную по принципу разнообразия и межпредметных связях с другими дисциплинами изобразительного цикла позволило оптимизировать учебный процесс, что немаловажно для формирования художественно-творческих потребностей; в-пятых, изучение теоретических основ проектирования и закрепление их на практике позволяет преодолеть трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе работы над заданием, позволяет дать им инструментарий, необходимый для успешной работы и создания положительной эмоциональной мотивации деятельности.

Результаты экспериментальной работы со студентами показали, что работа по предложенной нами методике дает положительные результаты по формированию потребности в художественном творчестве, через развитие интереса в процессе разноплановой и постепенно усложняющейся учебной деятельности на занятиях проектирование школьной среды.

Вместе с тем, следует отметить, что наше исследование не является абсолютно исчерпывающим проблему формирования художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием и другими видами изобразительной деятельности в процессе специальной подготовки в системе художественно-педагогического образования. Данная проблема может и должна разрабатываться в дальнейшем, так как является одной из фундаментальных проблем в деле подготовки высококвалифицированного и творчески ориентированного учителя изобразительного искусства, который будет строить свою педагогическую деятельность в соответствии с требованиями современности. Также, на наш взгляд, требуется определенная модернизация содержательной стороны, совершенствование форм и методов организации учебного процесса на занятиях проектированием.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при корректировке или составлении учебных планов, программ по проектированию школьной среды для педагогических вузов и колледжей, учреждений дополнительного образования, при подготовке учебно-методических пособий по средовому проектированию. Также мы надеемся, что данное исследование и его результаты могут служить материалом для дальнейших исследований в области преподавания проектирование школьной среды и формирования художественно-творческих потребностей в сфере изобразительных искусств в целом.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пилюгин, Роман Васильевич, Москва

1. Аалто Ал вар. Архитектура и гуманизм. М. Прогресс. 1978.

2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

3. Алексеев С.С. «О цветах и красках», М., 1962г.

4. Андреев Л.В. «В мире оболочек», М., 1986г.

5. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства / Художественное творчество: Сборник. Л, 1982.

6. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура; Терминологический словарь: / Под общей ред. А. М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.

7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М; Государственное издательство художественной литературы, 1957. 157 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. Прогресс. 1974.

9. Афасижев М. Н. Изобразительное искусство и наука. М.: Государственный институт искусствознания, СПб.: Издательство «Алатейя», 2002. - 182 с.

10. Барташевич А.А., Мельников А.Г. «Основы художественного конструирования», М., 1978г.

11. Басин Е. Я. Психология художественного творчества (Личностный подход). — М.: Знание, 1985. 64 с.

12. Беловинский Л.В. «Изба и хоромы», М., 2002г.

13. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М.: 1993. -196с.

14. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода.: Дисс. доктора пед. наук. М., 1993. - 390 с.

15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж:1. НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

16. Борев Ю. Эстетика. 4-е изд., доп., М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

17. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956, 292 с.

18. Вефлин Г. Основные понятия истории искусств. — М.: Издательство В. Шевчук, 2002. 344 с.

19. Витерман Г. Дизайн вашей квартиры. Фалькен. ФРГ. 1994.

20. Волков И. П. Учим творчеству. М. Педагогика, 1982. - 86с.

21. Волынкин В. И. Теории и практика воспитания художественных потребностей школьников.: Дисс. доктора пед. наук Сочи, 2001.

22. Выготский JI. С. Анализ эстетической реакции. (Собрание трудов.) Научная редакция Вяч. Вс. Иванова и И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 1997.-416 с.

23. Гидеон 3. «Пространство, время, архитектура», М., 1984г.

24. Гутнов А. «Мир архитектуры» М., 1985г.

25. Гутнов А., Глазычев В. «Мир архитектуры» М., 1990г.

26. Григорьева, Пред. С. М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002-544 с.-С. 265-271.

27. Дергачев Б.Г. Художественная потребность и художественный процесс.: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1988.

28. Джеймс У. Психология / Под ред. JI. А. Петровской. (Классики мировой психологии). М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

29. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М.: 1998. - 160 с.

30. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191с.

31. Джилл Роберт У. Рисование пером и тушью. М. Высш. Шк. 1983.

32. Джонс. Д. Инженерное и художественное конструирование. М. Мир. 1976.

33. Домогацкий В. Н. Теоретические работы, исследования, статьи, письма художника. М.: Советский художник, 1984.

34. Ермолаева-Томина JI. Б. Психология художественного творчества:

35. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

36. Ермолаева-Томина Л. Б. Принципы диагностики и развития творческих способностей // Творчество и педагогика. Секция 4: Психолого-педагогический аспект развития творчества и рефлексии. М., АПН РСФСР, 1988. - С. 167 - 173.

37. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема блокады и развития творческой индивидуальности // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция III. Креативные исследования и педагогика. М., 1988. С. 202 - 205.

38. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов-на-Дону, изд-во РГПУ, 1996. — 126 с.

39. Иконников А.В., Степанов Н.П. «Основы архитектурной композиции» М., 1977г.

40. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Т. 2. -М.: Искусство. 1964. 836 с.

41. Игнатьев Е. И. Психологические исследования представлений и воображения. М., АПН РСФСР, 1956. - 248с.

42. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М., Знание. 1968. 32 с.

43. Кабардина С. М. Роль скульптуры и моделирования в профессиональной подготовке дизайнеров/ Современные тенденции преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования. Сборник тезисов и статей. —

44. Магнитагорск: МаГУ, 2004 С. 156-158.

45. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Ванслова. М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 с.

46. Кисилева Т.Ю. «Наружные лестницы», М., 1995г.

47. Клике Р. Художественное проетирование экспозиций. М. В. Шк. 1978.

48. Коськов М. Предметное творчество. В 3 ч. СПб. ТОО Фирма Икар.

49. Кривцун О. А. Психология искусства. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2000. - 224с.

50. Кринский В.Ф., Самцов И.В. «Элементы архитектурно-пространственной композиции» 1968г.

51. Кузин В. С Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 143 с.

52. Кузин В. С. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности / Ученые записки Свердловского пединститута. Свердловск, 1971. - С. 52-66.

53. Кузин В. С. Психология. Учебник. 4-е изд., перереб. и доп. М.: АГАР, 1999.-304 с.

54. Лебедко В. К. Факторы активного развития пространственных представлений студентов в поцессе занятий рисунком / Вопросы истории, теории иметодики преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1988. - С. 83-90.

55. Лебедев Ю.С. «Архитектурная бионика» М., Стройиздат. 1990г.

56. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., Наука. 1974.

57. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.5 8. Л инь В. Печи и камины. М. ООО АДЕЛАНТ. 1999.

58. Ломов Б. Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика; 1991. 259 с.

59. Ломов С. П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства.: Автореферат диссер. на соискание уч. степени канд. пед. наук М., 1986. — 210 с.

60. Лотман Ю. М. О природе искусства. / Статьи по семиотике культурыи искусства (серия «Мир искусств») / Сост. Р. Г.

61. Лотман Ю. М. Проблема знака в искусстве. / Статьи по семиотике культуры и искусства (серия «Мир искусств») / Сост. Р. Г. Григорьева, Пред. С. М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002-544 с.-С 272-273.

62. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем». / Статьи по семиотике культуры и искусства (серия «Мир искусств») / Сост. Р. Г. Григорьева, Пред. С. М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002 - 544 с. - С 274 - 293.

63. Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.; Политиздат, 1976. 144 с.

64. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.

65. Маклакова Т.Г. «Архитектура 20 веке» М., 2001г.67.«Малые архитектурные формы», Киев, 1971г.

66. Манизер М. Г. Композиция и развитие сюжета // Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Ванслова. — М.: Изобразительное искусство, 2000. 292 с.

67. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. - 479 с.

68. Маслоу А. Г. Самоактуализация. / В сб.: Психология личности. — М.:

69. Изд-во МГУ, 1982. 287 с. - С. 108 - 118.

70. Маслоу А. Г. Самоактуализация. / Психология личности: Тексты. — М.: Педагогика, 1982. 110 с.

71. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.

72. Методика художников конструирования, М., ВНИИТЭ 1983г

73. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание; 1979.-48 с.

74. Мухина В.И. Литературно-критическое наследие / под редакцией

75. Климова Р.Б. т.1, М., "Искусство". 1960.

76. Минервин Г.Б. «Архитектоника промышленных форм», М.,1. ВНИИТЭ 1974г.

77. Мясищев В. Н. Проблемы потребностей в системе психологии. / Уч.

78. Записки ЛГУ; вып. 2., 1957. с. 73 - 94.

79. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Издательство Московского государственного Университета, 1972. - 154 с.

80. Огородников Ю. А. Особенности воздействия искусства на человека: Учебное пособие. М., 1992,- 94 с.

81. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Чл.-корр. АН СССР

82. И. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 1987. - 797 с. - С.371.372.

83. Першина Ж. А. Развитие творческого потенциала младших школьников средствами народного, декоративно-прикладного искусства : На примере народов Дальневосточного региона : Дис. . канд. пед. наук. М., 2005. - 250 с.

84. Платон. Ион // Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль , 1990. -860 с.

85. Платон. Федон. Пир. Федр. Парменид. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999, - 528 с.

86. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) / Исследования проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1987.

87. Прахт К. Мебель и архитектура. М. Стройиздат. 1993.

88. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -494 с.

89. Психология процессов художественного творчества. Под ред. Б. С. Мейлаха, Н. А. Хренова. М.: Наука. - 284 с.

90. Пучкова Н. Н. Формирование творческих потребностей студентов художественно-графического факультета на занятиях художественной вышивкой / Научные труды Ml И У. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. М.: «Прометей», 2000. — С. 461-462.

91. Пучкова Н. Н. Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примерах вышивки): Дисс. канд. пед. наук. -М., 2001. 194 с.

92. Разумный В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия (опыт философии педагогики). М., 1996.

93. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль. - 1969. - 109 с.

94. Раппопорт С. X. От художника к зрителю. М., Сов. Художник, 1978. - 235с

95. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука классика, 2002. - 320 с.

96. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.

97. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие для высших худож. учебных заведений. М.:

98. Изобразительное искусство, 1983. 287 с.

99. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества / Художественное творчество: Сборник. Л., 1982.

100. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

101. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

102. Сборник. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство1. Астрель», 2003. 314 с.

103. Саймондс Д. «Ландшафт и архитектура» пер. с англ. М., 1965г.

104. Сапожников А. П. Полный курс рисования; Под ред. В. Н. Ларионова. М.: АЛЕВ, 1998.

105. Соколов М. В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла: Факультетов по эмали.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1993 - 205 с.

106. Сомов Ю.С. «Композиция в технике», М., 1977г.

107. Степанов А.Ф. «Объемно- пространственная композиция», М., Стройиздат. 1993г.

108. Умрюхин Е. А. Механизмы мозга: информационная модель и оптимизация обучения. М., 1999. - 96 с.

109. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7 изд., перераб. И доп. -М.: Республика, 2001.-719 с.

110. Философская энциклопедия в 5 т. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. - 740 с. - с. 452 - 453.

111. Фрер А. Беседы с Майолем. Сокр. пер. с Франц. П. В. Мелковой.

112. Вступ. Статья и примеч. Н. В. Апчинской. Л.: Искусство, - 1982. - 192с.

113. О.Хан-Магомедов С. У. ВХУТЕМАС. Книга 2. М.: Издательство «Ладья», 2000. - 448 е.: ил.

114. Хекхаузен X. Мотивация и деятельности. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.-391 с.

115. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь,2001.- 238 с.

116. Челлини Б. Жизнеописание. Сонеты. Трактаты/ Пер. с ит. В.

117. Штейна, А. Косс, И. Моисеенко, Ю. Ильина, СПб.: Азбука - классика,2003.

118. Шаров Ю. А. Вопросы психологии духовных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей личности / Научные труды Новосибирского гос. пед. ин.-та. В. 47. Новосибирск, 1970. 576 с.

119. Шабоук С. Искусство — система — отражение. — М.: Издательство «Прогресс», 1976.-224 с.

120. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., пераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

121. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М., Прометей, 1996. - 171с., Вып.1, Зс. -9с.

122. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-325 с.

123. Эйвис М.и Д. «Интерьер: выбираем цветовой дизайн», М., «Ниола1. Пресс» 1996г.

124. Эйзенштейн С. М. Психологические вопросы искусства / Под ред. Е. Я. Басина. М.: Смысл, 2002. - 335 с.

125. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.

126. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии / К.

127. Юнг, Э. Нойманн. Пссхоанализ и искусство. Пер. с англ. — М.: REFL-book; К. Ваклер, 1996. 304 с. (серия «Актуальная психология»)

128. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ.

129. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.

130. Яншина И. И. Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов (на материалах средних специальных учебных заведений).: Дисс. канд. пед. наук — М., 2002.