автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных живописных умений студентов художественных колледжей
- Автор научной работы
- Думская, Ольга Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональных живописных умений студентов художественных колледжей"
На правах рукописи
ДУМСКАЯ Ольга Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Омск -2011
4857931
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» на кафедре академической живописи
Научный руководитель: заслуженный деятель искусств РФ,
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Медведев Леонид Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Игнатьев Сергей Евгеньевич
кандидат педагогических наук, доцент Шаляпин Олег Васильевич
Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Защита состоится «27» октября 2011 г. в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета К 212.177.01 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 413.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан «27» сентября 2011 г.
Ученый секретарь
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность
Реформа системы среднего и высшего образования, переход обучения на новые образовательные стандарты, требует переосмысления методики преподавания изобразительного искусства в контексте современных требований, предъявляемых выпускникам среднего профессионального образования (СПО). Среднее художественное образование призвано закладывать фундамент для дальнейшего роста живописного мастерства и знаний студентов. Поэтому именно в этот период необходимы научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность и осознанность овладения методами и приемами живописного восприятия цвета, освоив которые студент приобретет способность ставить перед собой все более сложные задачи и самостоятельно находить пути их решения. Именно усиление фундаментальной подготовки по спецдисциплинам эффективно формирует профессиональную компетентность обучаемых и способствует овладению новыми технологиями в смежных областях.
В связи с этим важнейшей задачей обновления современного образования становится создание необходимых условий для развития интересов и творческих способностей учащихся на каждом уровне обучения.
Главным фактором творческого развития художника любого профиля является реалистическая профессиональная грамота в передаче предметов и объектов природы. Профессионализм специалиста в данной области выражается прежде всего в оптимальном сочетании знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, умении создать гармоничный цветовой строй в любом виде изобразительного искусства.
Живопись как учебный предмет в системе художественного образования является одним из базовых в профессиональной подготовке студентов. Будучи фундаментальной дисциплиной в процессе эстетического воспитания и художественного образования, живопись эффективно способствует формированию гармоничного восприятия, что значительно активизирует творческую деятельность обучаемых.
Известно, что восприятие для изображения представляет собой определенную цепь перцептивных действий, содержащих в себе конкретную цель и задачу. В работах Н. Ф. Добрынина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева выявлено, что в фокусе внимания всегда находится содержание, соответствующее цели действия. Само развитие восприятия по сути - развитие этих действий, направленных на обнаружение существенных свойств предмета и на опознание предметов (А. Р. Лурия). Знание психофизиологии восприятия позволяет формировать качественно новый
уровень восприятия натуры для изображения. Для этого необходимо вооружить восприятие определенной последовательностью наблюдения, направленную на достижение конкретной цели в процессе каждого этапа изображения. Такое целенаправленное, избирательное восприятие должно стать «таблицей умножения» для начинающих художников, исключающей бессмысленное копирование.
Анализ научно-методической литературы показывает, что проделана большая работа по исследованию различных проблем художественного образования в системе высших учебных заведений, средних общеобразовательных школ, а также дошкольных учреждений. Однако в системе среднего специального художественного образования эта проблема освещена недостаточно полно. На сегодняшний день проблемам художественного образования в системе СПО посвящено несколько научно-методических исследований (И. Р. Абсалямова, К. Ж. Амиргазин, Н. П. Головачева, С. Г. Кузнецова, О. В. Новоселова, Л. В. Синицина). Существуют и обстоятельные издания, посвященные средним художественным заведениям, например А. О. Барща, А. П. Яшухина.
Однако очевидно, что проблема формирования профессиональных живописных умений в системе средних профессиональных учебных заведений остается неисследованной.
Следует отметить, что специфика и задачи обучения в художественных колледжах обусловлены в первую очередь слабой подготовкой, а иногда отсутствием у поступающих изобразительного опыта. Следовательно, очевидна необходимость разработки системы обучения, которая бы учитывала различный уровень их живописной подготовки, а также обеспечивала преемственность многоуровнего обучения.
Сложившееся противоречие между требованиями современного общества к подготовке специалистов на уровне среднего художественного образования и недостаточно разработанной методикой обучения живописи студентов среднего профессионального образования обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Проблема исследования определяется поиском и разработкой рациональных и эффективных путей формирования профессиональных живописных умений у студентов художественных колледжей на начальных этапах обучения.
Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка содержания, эффективных форм и методов обучения живописи в системе художественных колледжей.
Объект исследования - процесс обучения живописи студентов художественных колледжей.
Предмет исследования - формирование профессиональных живописных умений у студентов начальных курсов художественных колледжей.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность формирования профессиональных живописных умений у студентов на начальных этапах обучения живописи значительно повысится, если прежде всего:
- целенаправленно формировать целостное живописное восприятие;
- последовательно развивать соответствующие этому восприятию живописные умения.
Задачи исследования:
- проанализировать психологические закономерности живописного восприятия;
- обосновать критерии оценки учебных работ, позволяющие достаточно объективно оценить уровень развития живописных умений;
- разработать, обосновать и экспериментально проверить методику обучения, активизирующую деятельность целенаправленного восприятия в процессе формирования профессиональных живописных умений.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования по философии, посвященные различным аспектам эстетического восприятия, специфики существования художественного образа (В. С. Асмус, С. А. Васильев, Е. С. Громов,
A. И. Гризова, А. К. Дремов, П. В. Копнин, М. С. Коган, Б. Г. Лукьянов, С. X. Раппопорт);
- основополагающие исследования по психологии художественного восприятия (Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Н. К. Бакланов, Н. А. Берштейн, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, В. И. Стасевич, Е. И. Игнатьев, А. Н. Леонтьев,
B. С. Кузин, С. П. Ломов, А. Д. Логвиненко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Ра-китин, Д. Н. Узнадзе и др.);
- теоретические положения теории и методики обучения изобразительному искусству (Г. В. Беда, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов, А. И. Яшухин).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования - по методике преподавания изобразительного искусства, вопросам психологии визуального восприятия;
- целенаправленное наблюдение за ходом учебного процесса и анализ педагогического опыта преподавателей изобразительного искусства;
- разработка методической системы, целенаправленного формирования целостного живописного восприятия у студентов при изображении натюрморта;
- разработка методической системы последовательного развития живописных умений, способствующих построению целостного изображения;
- проведение педагогического эксперимента, проверка эффективности системы формирования живописных умений;
- анализ, обобщение и статистическая обработка результатов эксперимента.
Исследование проводилось на базе Омского художественно-промышленного колледжа в 2003-2011 гг. Всего было охвачено около 250 студентов.
На первом этапе (2003-2005) был изучен теоретический материал по проблеме исследования, определены цели, задачи и методы опытно-экспериментальной работы, разработаны предмет, задачи, рабочая гипотеза исследования. Проведен констатирующий этап исследования, который позволил выявить исходный уровень подготовки студентов и сформировать содержательные и методические основы обучения живописи.
На втором этапе (2005-2007) была разработана и научно-теоретически обоснована методика обучения, направленная на развитие у студентов на начальном этапе обучения деятельности целенаправленного восприятия и способствующая формированию целостного живописного образа восприятия и изображения.
На третьем этапе (2007-2011) осуществлялась апробация данной методики в экспериментальных группах: был проведен формирующий эксперимент со студентами первого и второго курсов художественно-промышленного колледжа. Были систематизированы и обобщены результаты эксперимента, подготовлены методические рекомендации; осуществлялось внедрение материалов диссертационного исследования в практику дисциплины «Живопись» Омского художественно-промышленного колледжа.
Научная новизна исследования:
- выявлены специфические особенности целенаправленного восприятия в изобразительной деятельности на начальном этапе профессионального обучения живописи;
- теоретически обоснована и разработана методика обучения живописи студентов художественных колледжей, направленная на формирование целостного восприятия;
- научно обоснована и экспериментально проверена методика последовательного развития живописных умений, способствующих построению целостного изображения;
- определены критерии оценки уровня развития живописных умений студентов начальных курсов художественных колледжей.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании необходимости развития целостного живописного восприятия у студентов начальных курсов для успешного формирования их профессиональных живописных умений.
Практическая значимость состоит в том, что:
-разработаны критерии оценки профессионального живописного изображения, позволяющие достаточно объективно определить уровень профессионального становления студентов художественных колледжей;
- определены критерии оценки качества живописных умений, формирующих целостное изображение;
- разработана комплексная методика обучения профессиональной живописи студентов художественных колледжей;
- обоснованы педагогические условия, способствующие формированию профессиональных живописных умений в системе СПО.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются:
- научно-теоретическим обоснованием работы, адекватностью применяемых методик, анализом положительного опыта педагогической практики;
- научно обоснованными критериями оценки профессиональных живописных умений;
- опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами начальных курсов художественного колледжа.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс Омского художественно-промышленного колледжа (ОХПК) и Новосибирского государственного художественного училища.
Результаты исследования получили одобрение на научно-практических конференциях (ОХПК, ОмГПУ) и методических совещаниях Омского художественно-промышленного колледжа.
Научные выводы-и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях 2007-2011 гг.
На защиту выносятся следующие положения:
- научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов развития живописных умений;
- научное обоснование методики формирования профессиональных живописных умений на начальных этапах обучения;
- зависимость качества живописных умений студентов от развития
целостности восприятия;
-методика последовательного формирования профессиональных живописных умений в системе художественных колледжей.
Объем и структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы, и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении раскрывается актуальность проблемы, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе - «Теория и практика обучения живописи» - анализируются методические установки выдающихся художников и педагогов, оказавших влияние на развитие методики обучения живописи в российском художественном образовании. Рассмотрены психолого-педагогические особенности живописного процесса, специфика формирования живописных умений, а также роль зрительного восприятия при изображении
предметов с натуры.
Известно, что процесс изображения складывается из трех взаимообусловленных видов деятельности: восприятия предмета, формирования представления о предмете и изображении и воспроизведения образа представления в материале (П. Я. Павлинов). При этом зрительное восприятие натуры всегда является отправным моментом для ее художественного познания, а представление о предмете считается основанием полноценного изобразительного процесса.
Психологами был установлен факт, что при переходе от восприятия к представлению структура образа объекта изменяется: одни признаки объекта как бы подчеркиваются и усиливаются, другие - затушевываются и редуцируются. Следовательно, полнота образа представления о предмете зависит от полноты образа, сформированного в процессе восприятия, что в конечном итоге во многом определяет качество изображения. Поэтому область формирования профессионального восприятия имеет первостепенное значение в процессе обучении живописи.
Специфику зрительного восприятия в процессе изображения составляет умение сознательно обобщать воспринятое, объединять в целостный зрительный образ отдельные части объекта изображения, подчинять изобразительные средства замыслу. Поэтому основным фактором
развития визуального восприятия живописца можно считать именно способность правильно видеть и осознавать увиденное, способность к отбору из всех качеств зрительного образа только тех, которые необходимы для формирования целостного и гармоничного визуального ряда.
Психолого-педагогические исследования (Б. Г. Ананьев, С. Л. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) раскрывают с различных сторон проблему деятельности. Т. А. Власова, А. И. Дьяченков, С. Л. Рубинштейн характеризуют деятельность как совокупность действий человека, выполняющих определенную функцию и направленных на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. А. Н. Леонтьев характеризует деятельность как процесс, побуждаемый мотивом, в котором находит свое конкретное выражение определенная потребность человека. В. А. Крутецкий, А. В. Петровский - как активность, регулируемую осознанной целью и направленную на удовлетворение потребности, достижение цели или выполнение требований со стороны общества или другого человека.
Исследования известных психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, А. Д. Логвиненко, Б. Л. Ломов, С. Л. Рубинштейн) позволили выявить взаимосвязь восприятия с деятельностью, а формирование образа с результатом практической деятельности с объектами. Начиная с 1930-х гг. психологи А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и другие исследовали зависимость развития и протекания различных сенсорных процессов от условий и характера деятельности субъекта. Открытие связи свойств и динамики внимания со строением деятельности человека принадлежит преимущественно советским авторам Н. Ф. Добрынину, С. Л. Рубинштейну, А. Н. Леонтьеву. В их работах показано, что в фокусе внимания всегда находится содержание, соответствующее цели действия.
В психологии изобразительного искусства традиционно к наиболее важным живописным умениям и навыкам, составляющим сущность изобразительной техники и мастерства, относят умения и навыки работы с конкретными техническими материалами: пастелью, акварелью, гуашью, маслом, темперой, а также умения и навыки анализировать натуру и живописное изображение.
В современной педагогической науке существует несколько концептуальных подходов к рассмотрению понятия «умение»:
- деятельностный,
- личностный,
- личностно-деятельностный,
- системный,
- компетентностный.
Деятельностный подход признан законченной теорией учения. Он опирается на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развит в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др. При деятельностном подходе умение рассматривается как категория деятельности, определяется как знание в действии, т. е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности. При этом подходе структура умения что-то делать оказывается многокомпонентной, включающей не только представления, ощущения, координацию, но и теоретические и методические знания, творческое мышление, различные (перцептивные, интеллектуальные, двигательные) навыки; снимается вопрос о тождестве умений и навыков, так как последние большей частью являются лишь частью первых.
Личностный подход дает основание рассматривать умение как качество личности, личностное свойство, способность ученика к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели.
Личностно-деятельностный подход основывается на положении о том, что умение формируется в деятельности, определяется ее объективными особенностями. Здесь умение проявляет себя как способность к целенаправленной деятельности и является важной характеристикой личности. При данном подходе умение рассматривается как важный компонент процессуально-деятельностной стороны обучения, как способность и результат деятельности, с одной стороны, и как способность и качество личности - с другой.
Системный подход в обучении предполагает рассмотрение структуры образовательного процесса как совокупности его отдельных взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов и дает основу для системного использования ресурсов образовательного процесса в реализации профессионального образования. В обучении изобразительному искусству системность определяется комплексом педагогических воздействий, которые способствуют творческому характеру формирования специальных умений и навыков.
В последние годы педагогика рассматривает, умения главным образом с точки зрения компетентностного подхода. Понятие «компетентност-ный подход» получило распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Опубликованы крупные научно-методические и научно-теоретические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода (А. В. Хуторской, А. Г. Каспаржак, Л. Ф. Иванова).
С 1970-х по 1990-е гг. формирование компетенций рассматривается как конечный результат процесса образования. С 90-х гг. XX в. категория компетентности исследуется как профессиональная компетентность в различных видах деятельности (А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, Л. П. Алексеева, Л. А. Петровская, Л. М. Митина и др.). В 2002 г. утверждена «Концепция российского образования на период до 2010 года», включающая ряд законодательных актов, устанавливающих переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной.
В педагогике также появляются исследования, в основу которых положен компетентностный подход. Разработкой компетентностного подхода занимаются ученые-педагоги В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Л. Ф. Иванова, Г. И. Ибрагимов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.
Компетентностный подход в образовании охватывает, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способность, готовность к познанию через всю жизнь, социально-личностные навыки и др. Так, В. И. Байденко отмечает, что в обществе возникли тенденции принципиальных изменений почти во всех профессиях, возросла роль горизонтальной мобильности, усилилась роль и усложнились задачи личностного развития и т. д. Э. Ф. Зеер понимает под компетентностным подходом ориентацию на векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. По мнению Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколовой, компетентностный подход акцентируется на результате образования, когда значимость приобретает не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Вполне очевидно, что область формирования профессионального живописного восприятия является одной из главнейших в обучении живописи на первоначальных этапах обучения в художественных колледжах. Именно компетентность специалиста в области восприятия обеспечит успех в выполнении различных задач в изобразительной деятельности. Только обладая профессиональным восприятием, начинающий художник всегда сможет построить гармоничный и целостный визуальный ряд даже в смежных областях художественной деятельности.
Область восприятия составляют следующие компетенции:
1) композиционное восприятие объекта изображения, включающего в себя знание гравитационных свойств формата для изображения; целостное восприятие объекта изображения; видение и понимание постановки как целостной композиционной системы, обусловленной конструктивно-пластическими связями;
2) цветовое восприятие: понимание композиции объекта изображения как системы взаимодействия цветовых отношений; способность к целенаправленному обобщенному видению больших цветовых отношений; способность восприятия общего цветотонового состояния и цветовых градаций натуры;
3) восприятие формы и пространства: способность цветовоздушного пространственного восприятия изобразительной плоскости; способность восприятия объемной формы в натуре и на картине согласно логике смыслового взаимодействия.
Компетентность в области изображения определяется соответствующими умениями и навыками работы с художественными материалами в контексте конкретного композиционного замысла, включающего эмоциональную оценку изображаемого, обобщение, выразительность.
Исходя из этого, для выявления динамики формирования живописных умений студентов в процессе обучения были разработаны критерии оценки, составляющие совокупность взаимосвязанных показателей, включающих изобразительные и выразительные начала, гармоничность которых в конкретном изображении предполагает целостность живописного изображения.
Во второй главе - «Формирование живописных умений у студентов художественных колледжей» - описаны этапы констатирующего и формирующего экспериментов, изложено научно-теоретическое обоснование предложенной методики формирования профессиональных умений студентов на начальном этапе обучения живописи.
В процессе проведения констатирующего эксперимента выявлено,
что:
- большинство студентов не способно к самостоятельному отбору необходимых качеств зрительного образа натуры, способствующих формированию целостного изображения;
- учащимся сложно соотносить зрительное восприятие объекта изображения с замыслом и задачами для изображения;
- у обучаемых не сформированы умения выделить главное и второстепенное в объекте изображения, соподчинить элементы композиционного и цветового строя;
- очевидные сложности возникают у студентов при попытке выделить выразительные качества в объекте изображения;
- большинство учащихся не имеет представления о композиционной составляющей построения изображения на формате;
- объект изображения не воспринимается ими как система цветового, композиционного и объемно-пространственного соподчинения элементов согласно логике смыслового взаимодействия;
— у студентов практически отсутствует поэтапное планирование изобразительной деятельности, а также осознание конечного результата живописного изображения.
Все это свидетельствует прежде всего о ¡«сформированное™ целостного восприятия, дающего основу для целенаправленных изобразительных действий.
Целостность видения - это важнейшее специфическое, профессиональное, аналитическое качество восприятия художника, это способность воспринимать предмет или явление, выделяя при этом главное и существенное в объекте восприятия, определяя внутреннюю связь между отдельными частями. В этом и заключается специфика художественного, профессионального восприятия: восприятие художника запечатлевает не весь предметный мир со всеми деталями, а выборочно, лишь самое основное: особые эстетические качества или конструкцию, неповторимую пластику формы, присущую только данной натуре, индивидуальные особенности. Следовательно, только целостное видение позволяет все время держать в поле зрения закономерности, объединяющие натуру, исключает ее бессмысленное копирование.
Поэтому деятельность целенаправленного восприятия следует считать важнейшим условием для формирования профессиональных живописных умений, способствующих построению целостного живописного изображения, а их взаимодействие - важнейшей составляющей творческого процесса.
Вполне очевидно, что если существует прямая зависимость становления живописного образа натуры от деятельности целенаправленного восприятия., то, следовательно, и результат этого процесса, т. е. целостное живописное изображение, необходимо рассматривать как важнейший признак профессионализма художника - свидетельство осознанного отношения начинающего живописца к выбору из всего состава различных качеств объекта изображения именно тех, которые направлены на становление целостного образа.
Известно, что начинающему художнику трудно сразу усвоить весь сложный комплекс проблем, связанных с постановкой глаза на целостность восприятия натуры и изображения. Здесь необходима определенная система последовательного усвоения отдельных аспектов изобразительной грамоты в совокупности с комплексом специальных аспектов целостного восприятия, способствующих формированию целостного зрительного образа в представлении.
В процессе исследования были выявлены основные аспекты целостного восприятия, суть которых составляет умение выделять в объекте изображения качества, необходимые для построения обобщенного, гармо-
ничного образа, что возможно при управлении восприятия посредством композиционного замысла.
Развитие целостного восприятия зависит не только от содержания и характера учебных упражнений, но и от педагогических установок на определенную последовательность и выборочность восприятия на каждом этапе работы. Исходя из этого, была разработана методика обучения живописи, направленная на преодоление тенденции копирования изображения, воспитание осознанного подхода к решению живописных задач, формирование целостного восприятия и последовательного развития живописных умений, способствующих построению целостного изображения.
Весь изобразительный процесс в обучении можно условно разделить на два этапа:
1) формирование замысла - предварительная работа с эскизами,
2) работа на формате.
В контексте нашего исследования предварительная работа с эскизами предполагает систематизацию композиционных и цветовых качеств зрительного образа натуры в виде условно-декоративных интерпретаций с использованием пары взаимодополнительных цветов. Систематизация данных качеств определяет выбор выразительного композиционного и цветового варианта решения, логику взаимодействия предметов в цветовом пространстве, а также последовательность восприятия этих предметов зрителем, выявление композиционного центра, главного и второстепенного, цветового и тонового контрастов.
Для выявления зависимости эмоционально-образного содержания, конструктивно-пластических и смысловых связей изображения от системы цветового взаимодействия следует выполнять специальные упражнения, например эскизы с изменением цветовых акцентов в изображении. Выполняя данное задание, студент должен разработать совершенно новую систему взаимодействия форм в цветовом пространстве постановки, что предопределяет его поиск логической взаимосвязи всех живописных возможностей, тем самым активизируется творческая деятельность будущего художника.
Целенаправленная работа с эскизами, в отличие от этюдов, заставляет студентов более осознанно подходить к решению композиционных задач.
Приобретая практический опыт самостоятельного «сочинения», студенты начинают осознанно оперировать цветом, понимать смысловые связи живописного изображения. Выявление логики цветового и смыслового взаимодействия способствует формированию целостного восприятия, поскольку побуждает обучаемых к целенаправленному сравнению и сопоставлению.
Воплощение целостности композиционного и цветового решения на формате обусловлено целостностью и полнотой умозрительного замысла, который формируется в процессе целенаправленного восприятия модели для изображения. Поэтому необходимо постоянно направлять задачи восприятия на выявление определенных качеств живописного образа на всех этапах работы с натурой.
Традиционно задачи обобщения и целостности изображения решаются после того, как выявлен объем и разработан цветовой строй каждого предмета. Здесь прослеживается очередность решения живописных задач для изображения в последовательности: плоскость - объем - пространство - обобщение.
Но для наиболее эффективного формирования целостного живописного восприятия необходимо решать задачи в комплексе: плоскость-обобщение - пространство - объем. Такая последовательность решения живописных задач - от пространственного взаимодействия и обобщения к объему и деталям позволяет наиболее эффективно формировать целостное восприятие, поскольку студенты воспринимают постановку в целом, через взаимодействие различных форм родственного цвета, обобщения частей и элементов изображения, нахождения места каждого предмета в конкретном композиционном решении.
Как правило, обучение живописи предполагает комплекс постепенно усложняющихся заданий и упражнений, содержащих в себе совокупность теоретических и практических аспектов всех специальных дисциплин (рисунка, композиции, цветоведения), а также специальную организацию условий осуществления процесса зрительного восприятия в практической деятельности.
Одним из важнейших условий для успешной организации процесса целенаправленного зрительного восприятия с целью его профессионального развития является учебная постановка натюрморта.
Каждый учебный натюрморт должен быть носителем несложной композиции. Например, в некоторых постановках натюрморта может быть дана задача передать устойчивое равновесие всей композиции. В других случаях, когда нужно выразить ощущение движения, целесообразно построить натюрморт асимметрично, с ритмическим повторением форм, тональных и цветовых пятен предметов, с увеличением или сокращением расстояний между ними. Для передачи характера форм, разнообразия материалов, различий цвета и тона в композиции натюрморта могут быть использованы явления контраста. Контрастное сопоставление большого с малым, белого с темным, сферической формы с кубической, металла с деревом и т. д. подчеркивает специфические особенности формы, ее размеры, материал, тональную характеристику предметов в натюрморте.
Важнейшей частью учебно-методического комплекса по формированию целостного восприятия натуры и изображения являются постановки натюрмортов из разнофактурных предметов быта. Очень важно включать в постановку предметы сложных фактур и материалов, которыми являются стекло, металлические и глянцевые отражающие поверхности.
Формированию и развитию целостного восприятия также способствуют постановки натюрмортов с предметами, максимально сближенными по цвету и по тону с фоновым окружением.
Характер различных взаимодействий (цвета, тона, форм, материалов, фактур) способствует поиску средств обобщения предмета со средой, заставляет студентов искать то, что объединяет предметы и окружение, а не разобщает их. Так сама постановка заставляет сравнивать, отбирать, обобщать и систематизировать качества зрительного образа натуры.
Результаты формирующего эксперимента позволили прийти к выводам, что успешность развития профессиональных живописных умений обусловлена развитием целенаправленного зрительного восприятия. Ведь даже достаточно развитые живописные умения и навыки не обеспечивают художественности и гармоничности изображения, если нет специальной постановки зрения на целостность и избирательность восприятия. Отсюда самая типичная и распространенная ошибка студенческих работ - дробность изображения. Поэтому профессиональное целостное живописное восприятие является наиболее важным условием успешного овладения основами изобразительной грамоты начинающими художниками.
В заключении подчеркивается, что важнейшая задача среднего художественного образования - формирование профессиональной базы знаний и умений студентов с перспективой дальнейшего развития. Наиболее эффективному формированию профессиональной компетентности обучаемых будет способствовать сформированность целостного восприятия и соответствующих ему живописных умений.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях: Публикации в изданиях, утвержденных ВАК РФ
1. Думская, О. А. Специфика обучения живописи студентов педагогических вузов на начальном этапе И Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия «Педагогика». - 2010. - № 4. - С. 192-195.
2. Думская, О. А. О формировании целостного цветового пространства в живописной композиции // Ом. науч. вест. Серия «Общество. История. Современность».-2011.-№2(96).-С. 193-196.
Научные статьи и материалы выступлений на конференциях
3. Думская, О. А. Активизация процесса формирования композиционного восприятия на занятиях по живописи // Формирование системы обеспечения качества среднего профессионального образования в условиях модернизации художественного образования : материалы науч,-практ. конф. Ом. худ.-пром. колледжа. 2004-2007 гг. - Омск : Издатель-Полиграфист, 2007. - С. 38-39.
4. Думская, О. А. Развитие целостного живописного восприятия // Профессионально-художественное образование: история, теория, практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию факультета искусств Ом. гос. пед. ун-та / под ред. проф. JI. Г. Медведева. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - С. 45-48.
Основные художественные выставки
1. Всероссийская выставка «Россия-Х». Москва, Центральный выставочный зал, 2004.
2. Региональная выставка «Сибирь-9». Иркутск - Томск, Сибэкспо-центр, 2003.
3. Региональный проект «Реки Сибири». Выставка «Береговая линия. Иртыш и Обь в художественных образах». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2005.
4. Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз. Арт. Сибирь-2005», Барнаул, Выставочный зал СХ, 2005. (Диплом лауреата).
5. Региональная молодежная выставка «Аз. Арт. Сибирь-2009». Барнаул, Выставочный зал СХ, 2009.
6. Персональная выставка. Омск, Омский художественно-промышленный колледж, 2007.
7. Персональная выставка «Мое вдохновение». Омск, галерея «Квадрат», 2009.
8. Областная выставка «Натюрморт». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2004.
9. Областная выставка, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: «...и помнит мир спасенный. 1945-2005. Художник и война». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2005.
10. Областная выставка «Пленэр без рам» за 2004-2005 гг. Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2005.
11. Областная выставка, посвященная 50-летию Омской организации СХ России. Омск, выставочный зал Омской организации СХ России 2007.
12. Областная выставка «В наш дом пришла весна». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2008.
13. Областная выставка «В наш дом пришла весна». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2009.
И. Городская выставка «Мой город. Омские ворота: 289/300 -2005». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2005.
15. Городская выставка «Мир глазами женщин». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2004 (диплом участника выставки).
16. Городская выставка «Мост тысячелетия» (им. 60-летия Победы в Великой Отечественной войне). Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2005.
17. Городская выставка-конкурс «Мой город. Омские улицы». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2006.
18. Городская выставка-конкурс «Мой город: Омск и омичи». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2007.
19. Городская выставка-конкурс «Художник года». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2008.
20. Городская выставка «Мой город. Грани молодости». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2009.
21. Городская выставка «Времена города». Омск, областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, 2009.
22. Городская выставка «100 картин - 100 художников». Омск, городской драматический театр «Студия» JI. Ермолаевой, 2009 (диплом участника выставки).
23. Городская молодежная выставка «Новый век - новые имена». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2009.
24. Городская юбилейная выставка работ преподавателей факультета искусств, посвященная 50-летию факультета искусств ОмГПУ. Омск, областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, 2010.
25. Городская выставка «Мой город. Три космоса: вселенная, город, человек». Омск, выставочный зал Омской организации СХ России, 2011.
Подписано в печать 25.09.2011. Формат 60 х 84/16. Бумага офсетная. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ И02654
Издательство ОмГПУ Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб. Тухачевского, 14, тел/факс (3812) 23-57-93
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Думская, Ольга Александровна, Омск
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
ДУМСКАЯ Ольга Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
о
С\| Научный руководитель -
заслуженный деятель искусств РФ,
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук,
профессор Л. Г. Медведев
Омск-2011
все более сложные задачи и самостоятельно находить пути их решения. Именно усиление фундаментальной подготовки по специальным дисциплинам эффективно формирует профессиональную компетентность обучаемых и способствует овладению новыми технологиями в смежных областях.
Живопись как учебный предмет в современной системе художественного образования является« одним из базовых в профессиональной подготовке студентов. Являясь фундаментальной, дисциплиной в процессе эстетического воспитания и художественного образования, живопись, -способствует формированию гармоничного восприятия, что значительно активизирует творческую деятельность обучаемых.
Живописное изображение - это результат взаимодействия восприятия, мышления; представления, воображения художника с натурой и* конкретными живописными целями. Известно, что зрительное восприятие натуры является отправным этапом для ее художественного познания. Следовательно, целостность и единство изображения являются результатом целенаправленного восприятия изображаемого. Для того чтобы иметь возможность видеть и воспринимать определенные качества натуры, формирующие целостный зрительный образ в представлении, необходимо четко руководить последовательностью восприятия как натуры, так и живописного изображения. Кроме этого, важно знать, какими изобразительными и выразительными средствами возможно добиться целостности живописного изображения.
Знание психофизиологии восприятия' позволяет формировать качественно новый уровень восприятия* натуры для изображения. Для-этого необходимо вооружить восприятие определенной последовательностью наблюдения, направленную на достижение конкретной цели в процессе каждого этапа изображения. Такое целенаправленное, избирательное
- изучение теоретического материала по проблеме исследования;
- определение целей, задач и методов опытно-экспериментальной работы;
- разработка предмета, задач, рабочей гипотезы исследования;
- проведение констатирующего этапа исследования;
2-й этап (2005-2007);
- разработка и научно-теоретическое обоснование методики обучения, направленной на развитие у студентов на начальном этапе обучения деятельности целенаправленного восприятия способствующей формированию целостного живописного образа восприятия и изображения;
3-й этап (2007-2011);
- апробация данной методики в экспериментальных группах, проведение формирующего эксперимента со студентами первого и второго курсов художественно-промышленного колледжа;
- систематизация и обобщение результатов эксперимента, подготовка методических рекомендаций;
- внедрение материалов диссертационного исследования в практику дисциплины «Живопись» Омского художественно-промышленного колледжа.
Научная новизна исследования:
- выявлены специфические особенности целенаправленного восприятия в изобразительной деятельности на начальном этапе профессионального обучения живописи;
- теоретически обоснована и разработана методика обучения живописи студентов художественных колледжей, направленная на формирование целостного восприятия;
- научно-обоснована и экспериментально проверена методика последовательного развития живописных умений, способствующих построению целостного изображения;
- определены критерии оценки уровня развития живописных умений студентов начальных курсов художественных колледжей.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании необходимости развития целостного живописного восприятия у студентов начальных курсов для успешного формирования их профессиональных живописных умений.
Практическая значимость состоит в том, что:
- разработаны критерии оценки профессионального живописного изображения, позволяющие- достаточно объективно определить, уровень профессионального становления студентов художественных колледжей;
- определены критерии оценки качества живописных умений, формирующих целостное изображение;
- разработана комплексная методика обучения профессиональной живописи студентов художественных колледжей;
- обоснованны педагогические условия, способствующие формированию профессиональных живописных умений в системе СПО.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются:
- научно-теоретическим обоснованием работы, адекватностью применяемых методик, анализом положительного опыта педагогической практики;
- научно-обоснованными критериями оценки профессиональных живописных умений;
- опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами начальных курсов художественного колледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Омском художественно-промышленном колледже, а также Новосибирском государственном художественном училище.
Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях (ФГОУ СПО «ОХПК», ОмГПУ), методических совещаниях Омского художественно-промышленного колледжа.
Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях с 2007 - 2011 г.
На защиту выносятся следующие положения:
- научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов развития живописных умений;
- научное обоснование методики формирования профессиональных живописных умений на начальных этапах обучения;
- зависимость качества живописных умений студентов от развития целостности восприятия;
- методика последовательного формирования профессиональных живописных умений в системе художественных колледжей.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы.
Глава 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
1.1. Из истории становления профессионального обучения живописи
В XVIII веке в связи с развитием экономической и общественной жизни России резко возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой; умеющих чертить и рисовать. В это время рисование,, как общеобразовательный предмет получает широкое распространение и начинает внедряться в общеобразовательные: учебные заведения:
Издание в'ХУПТвеке книги И. Д. Прейслера «Основательные правила; или краткое руководство к рисовальному художеству» стало первым, серьезным- методическим? пособием , но рисунку в России. Особая ценность этой> книги состоит в том, что в ней; были изложены - наставлениям не только' начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию;
В первой половине XVIII века, в России специальное художественное образование можно было получить либо в частных мастерских, либо за границей. Например, обучение рисунку на высоком уровне осуществлялось в мастерских живописца И. Аргунова, скульптора' Л: Ролана, живописца П. Ротари: Из? мастерской; И. Аргунова вышли такие художники, как А. К. Головачевский, А. П. Лосенко и И: С.. Саблуков. В 1759 г. были приняты из мастерской в Академию художеств в качестве ассистентов.
По инициативе И; И. Шувалова в Петербурге (1758 г.) была, открыта Академия трех знатнейших искусстве- живописи, скульптуры-и архитектуры. Этот факт является важнейшим- событием в истории, художественного образования. Академия художеств стала, научно-методическим центром- но все^мгвопросам художественной жизни.России. Здесь впервые:серьезногстали обучать изобразительному искусству русских художников, ш начала формироваться новая методика преподавания.
Основным учебным предметом в академии был рисунок. В основу метода преподавания в академии было положено; рисование с натуры и
большое значение здесь имел личный показ. На занятиях присутствовали два дежурных художника. Один из них ставил натуру и поправлял работы учеников, другой в то же время сам рисовал и лепил.
В это время < одним из выдающихся деятелей просвещения И. И. Бетским было организовано. новое учебное заведение Воспитательное училище при Академии художеств, в основу которого были положены передовые педагогические принципы.
С 1769 года в Академии преподает А. П. Лосенко, который уделяет внимание не только практике, но и теории- рисунка. Начиная с этого-временив-формируется русская1 академическая^ школа, которая-, получает свое особое направление, ориентируясь на научные основы изображения. Заслуга А. П. Лосенко состоит в том, что он; во-первых, поставил дело преподавания рисования в Академии художеств на новый уровень, во-вторых, позаботился
о дальнейшем его развитии. Среди разработанных им ¡теоретических трудов и-
1
учебных пособий отмечают следующие: 1)!«Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической' фигуры»; 2) учебное пособие по анатомии для-художников, (не было издано); 3) руководство о том, как увеличить или уменьшить фигуру человека (не было издано); 4) альбом таблиц-оригиналов.
К концу XVIII — началу XIX века русская школа изобразительного искусства уже полностью сформировалась. Была выработана система художественного образования и эстетического воспитания будущих художников, найдены удачные формы и методы обучения художественному мастерству. Академическая система методов, преподавания- строилась на четких дидактических принципах. Здесь, придерживались трех принципов: -научности; - воспитывающего обучения (идейной направленности); -систематичности и последовательности в изучении материала [152].
Первая половина XIX века стала временем наивысшего расцвета академической школы рисунка. В это время русская академическая школа становится лучшей в Европе. Над проблемами учебного рисунка и методикой
его преподавания работают такие художники, как А.Г. Венецианов, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, Г. И. Угрюмов и многие другие. Академическая школа утверждает реалистическое направление в искусстве, начинается серьезное научное изучение натуры. В связи с этим появляется ряд теоретических трудов, где доказывается необходимость овладения графическими навыками, подчеркивается важность рисования как общеобразовательного предмета (П. В. Басин, И. И. Виен, А. Войцехович, А. Гевлич, А. Иванов, A. JI. Сапожников; П. Чекалевский, И. Урванов). В работах этих авторов раскрывается ряд методических вопросов: об организации наблюдения натуры, о постановке натуры.и ее использовании в учебной работе, о методике организации учебных занятий. Академическая-система утверждала, что обучение рисунку и методика его преподавания должны строиться на основе научного обоснования каждого положения. Художнику должны служить в работе не интуиция и природное дарование, а знание геометрии, перспективы, оптики, механики и анатомии.
К этому времени Академия художеств становится также центром методической работы по вопросам изобразительного искусства по всей России. Важнейшим является тот факт, что именно здесь зарождались новые взгляды на искусство и утверждались научные методы преподавания' изобразительных искусств для целой сети русских учебных заведений: обсуждались вопросы постановки преподавания не только в самой академии, но и в художественных школах и училищах.
Например, в 1809 открылась школа живописи в Арзамасе, которая находилась под покровительством Академии художеств. Основатель школы и воспитанник Академии художеств А. В. Ступин построил систему обучения на академических принципах. За 40 лет существования школы в ней получили художественное образование свыше 150 молодых художников.
В это время не только совершенствуется методика академического обучения, но и самостоятельно развивается частная система отдельных художников-педагогов. Значительную роль в художественном образовании
сыграла школа, созданная в 20-е гг. XIX в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.
Школьный устав в 1804 году вводит рисование в число учебных предметов во все уездные училища и гимназии, что, конечно, потребовало большого количества учителей рисования.
Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С. Г. Строгонова в Москве основывается «Школа рисовальная в отношении к искусствам и ремеслам», где было специальное отделение по- подготовке учителей рисования^ для общеобразовательной^ школы. В связи с этим появляется острая необходимость в учебных и" учебно-методических пособиях.
В 1834 году выходит первое методическое пособие- по рисованию «Курс рисования», предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, составленное русским художником, военным инженером^ А. П. Сапожниковым. Метод преподавания рисования, предложенный- А. П. Сапожниковым, произвел переворот. Ведь до выхода данного^ пособия обучение рисованию проходило исключительно по книге Прейслера. В обучении из-за неверной трактовки его метода царило сплошное копирование образцов (копировальный метод), а рисованию с натуры1 почти не уделялось внимания.
А. П. Сапожников поставил своей задачей приучить рисующих во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Он указывал на то, что лучшее средство, которое поможет ученику правильно построить изображение формы какого-либо предмета, - метод ее упрощения на начальной стадии- рисования. По его мнению, необходимо вначале определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. А. П. Сапожников разработал серию моделей из проволоки' и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явления перспективы, законы светотени. Данные модели служили не для срисовывания, а для раскрытия закономерностей строения натуры: находясь
рядом с натурой, модели помогали разобраться ученику в особенностях ее строения. Новый метод обучения получил самое широкое распространение в специальных художественных учебных заведениях. Успех этого метода объясняется тем, что он наглядно и просто раскрывал самые сложные моменты анализа формы предмета при помощи наглядных средств. Все эти положительные моменты не потеряли актуальности и в наше время.
Фундаментальным в области методики преподавания рисования' считается труд Гиппиуса «Очерки теории! рисования как общего учебного предмета» (1844), посвященный рисованию как общеобразовательному предмету. Во введении автор указывает, что рисование в общеобразовательной, школе нельзя преподавать так же как в специальной художественной школе. Особенно важный для нашего исследования факт заключается в том, что цель воспитания в училищах, по его мнению, состоит в образовании многостороннем; в развитии всех человеческих способностей, чтобы один предмет науки служил пособием другому и, несмотря на1 разнообразие учебных предметов, все они соединялись в уме учащегося в одно целое. Гиппиус отмечает, что необходимо, прежде всего, научиться рассуждать и мыслить: «говорить значит: думать вслух, а рисовать - думать видимо. Кто рисует, тот думает формами и облекает ими каждую мысль свою. Мы тогда только основательно говорим, когда основательно думаем; так и рисовать правильно можем только то, что со вниманием рассмотрим; следовательно, чтобы научиться рисовать, должно сначала выучиться думать при пособии зрения» [152].
Известно, что с 1843 года Школа рисовальная? в отношении* к искусствам 1И ремеслам стала государственным учебным заведением; а с 1860 года1 - Строгановским училищем технического рисования. Училище способствовало развитию отечественного прикладного искусства, внедряя в промышленное производство образцы художественных изделий, организуя творческие конкурсы, выставки и так далее.
Следует отметить, что в 1843 году на базе Художественного класса, который существовал при Московском художественном обществе с 1833 года, был создан новый образовательный центр в России, связанный с искусством, - Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ). Среди учеников московской школы были выходцы из народа (часто из крепостных). В XIX веке из училища выпустились такие художники, как Н. А. Касаткин, К. А'. Коровин, С. А. Коровин; И. И. Левитан, С. В. Малютин, Н. В. Неврев, М. В: Нестеров, В. Г. Перов, В. В. Пукирёв, А. К. Саврасов, и др. В ра�