автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста
- Автор научной работы
- Ющенко, Наталья Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста"
На правах рукописи
Ющенко Наталья Сергеевна
Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на сопскаппе ученой степени кандидата педагогических паук
21 ноя т
Москва-2013
005538469
005538469
Работа выполнена в Российском государственном социальном университете на кафедре социологии и философии культуры
Научный руководитель - доктор культурологии,
доктор педагогических наук, профессор Щербакова Анна Иосифовна
Официальные оппоненты: Кузнецов Вячеслав Георгиевич
доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», кафедра педагогики и психологии
Ручимская Софья Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия музыки им. Гнесиных», кафедра специального фортепиано, руководитель Центра переподготовки и повышения квалификации
Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
Защита состоится « /■/ » декабря 2013 года в часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах: Министерства образования и науки РФ Ьйр://минобрнауки.рф Московского государственного университета культуры и искусств www.mffl-tki.ru
Автореферат разослан « ¿> »
Ученый секретарь диссертационного совета / __ _
кандидат педагогических наук, доцент /?~> Булдпна Г.И.
I. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Сегодня мы постоянно слышим напоминания о необходимости сохранять среду обитания, в которой существуют наши современники и в которой предстоит жить будущим поколениям, о высокой мере социальной ответственности, которая лежит на их плечах, поскольку современная цивилизация создала множество проблем, решение которых необходимо для сохранения человека и человечества. Несомненно, сохранение среды обитания является одной из важнейших проблем современности. Но среда обитания — это не только чистый воздух, растительный и животный мир, это еще и богатейший духовный мир, частью которого является музыкальная культура, то удивительное звуковое пространство, которое создавалось и накапливалось на протяжении многовековой истории развития человечества. Для каждого профессионального музыканта, независимо от того принадлежит ли он к академической ветке музыкальной культуры или к музыкальному искусству эстрады как ее неотъемлемому компоненту, очевидно, что подобно тому, как на протяжении тысячелетий формировался язык, устная и письменная речь, отражающая специфику, менталитет, особенности каждого народа, так и музыкальное искусство России — это особая музыкально-эстетическая среда, в которой бережно сохраняется «русский дух», в которой, несмотря ни на какие обстоятельства всегда «Русью пахнет». На это обращает внимание исследователей В.Г. Кузнецов, который убежден в том, истоки отечественного музыкального искусства эстрады следует искать глубоко в недрах народной культуры, в музыкальном фольклоре России, в творчестве скоморохов — первых профессиональных эстрадных артистов.
Это удивительное музыкально-информационное поле, где человек получает особое знание о мире и о себе, потому что «пока звучит музыка, возникает и объединенное сознание индивидуумов, психологическая, эмоциональная общность, присущая и необходимая социуму, социальной группе, народу»1. Именно поэтому сохранение музыкально-эстетической среды обитания — задача не менее социально значимая, чем сохранение лесов, рек, озер, морей и их обитателей. В такой среде открывается путь не только к постижению отечественной культуры, но и путь к себе, к осознанию себя личностью, испытывающей потребность и готовой внести свою лепту в процесс созидания отечественной культуры, в процесс сохранения и приумножения ее духовной сокровищницы.
Это самым непосредственным образом связано с необходимостью повышения качества музыкального образования, где осуществляется процесс обучения и воспитания будущих исполнителей, педагогов, исследователей, руководителей и участников художественно-творческих коллективов, всех, кому доверено сохранять и развивать художественную культуру человечества. В том числе и музыкантов, избравших профессию эстрадного
• 'Мшиев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. -М., 2000. - С. 128.
вокалиста, что накладывает на каждого из них значительную социальную ответственность за осуществление возложенной миссии.
В этом заключена сущность социальной ответственности эстрадного вокалиста, что, свою очередь, позволяет рассматривать процесс формирования социальной ответственности как необходимый компонент обучения и воспитания, способствующий и профессиональному, и духовно-нравственному становлению личности эстрадного вокалиста как субъекта художественного действия, которому предстоит осуществлять активную социокультурную деятельность, создавать и реализовывать определенный «творческий продукт», от качества которого в значительной степени зависит вектор дальнейшего развития отечественной культуры.
Сегодня очевидно, что существует острое противоречие между требованиями, выдвигаемыми передовой общественностью, осознающей социальную значимость музыкального искусства эстрады, и тем, что основная масса людей воспринимает его исключительно как сферу досуга и развлечения, то есть эти люди являются, по классификации Т. Адорно, «потребителями развлекательной музыки». Результатом чего становится неизбежным понижение общего уровня художественно-эстетических потребностей общества.
Следует также осознавать, что чем ниже опускается «планка» художественно-эстетических потребностей слушательской аудитории, тем ниже опускается и планка массового «музыкального продукта», поскольку массовое искусство и его потребители связаны нерасторжимыми узами. Так происходит «экологическая катастрофа» в художественно-эстетической среде обитания, не менее опасная, чем страшные техногенные катастрофы, с которыми постоянно сталкивается человечество на протяжении последних десятилетий. Осознанием необходимости преодоления этого противоречия обусловлен выбор темы исследования, согласно которой формирование социальной ответственности рассматривается как обязательный компонент обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста, как фактор, способствующий его профессиональному и духовно-нравственному самоопределению.
Степень изученности проблемы. Проблема формирования социальной ответственности как значимого компонента профессионального и духовно-нравственного облика специалиста в различных сферах деятельности широко обсуждается как в России, так и странах ближнего и дальнего зарубежья. Американские ученые Г. Айзенк, Г. Адлер, Л. Кэмин связывают проблему становления профессионала с самой природой интеллекта, с «битвой за разум», с творческой сущностью интеллектуальной деятельности, которая обязательно должна содержать в себе социальную составляющую, не позволяющую действовать во вред человеку, обществу, человечеству в целом.
Т. Быозен ассоциирует эту проблему с могуществом духовного интеллекта, с его вербальной составляющей (коммуникативная компетенция), с формированием «социального интеллекта» (социальная компетенция). Понятие «социальный интеллект» представляет значительный интерес для нашего исследования, поскольку особую роль в его формировании играет социальная ответственность как один из важнейших ценностных ориентиров, определяющих стратегическую направленность профессиональной деятельности будущего эстрадного вокалиста. В работах психологов М. Буянова, Е. Рогова, Е. Руденского, К. Роджерса и др. фактор социальной ответственности неразрывно связан как с понятием «профессиональная компетентность», так и с с самим процессом социализации личности, ее встроенпости в систему «Человек-Мир». Р. Джай, Дж. Каунт, Р. Лилей, Дж. Льюис, Р. Фрай рассматривают процесс формирования социальной ответственности в контексте профессионального становления личности в качестве одного из условий достижения успеха в профессиональной деятельности.
Интерпретируя профессиональную компетентность как «философию жизни эффективного человека», Н. Козлов также не оставляет без внимания социальный аспект, связывая воедино социальный статус профессии с социальной ответственностью профессионала перед обществом. Такой же точки зрения придерживается и российский исследователь И. Иваницкий. Российский исследователь А. Гаязов соединяет проблему формирования профессиональной компетентности с выявлением сущности образования и образованности в современном мире, выявляя при этом огромную роль социального компонента, социальной ответственности в жизни и деятельности подлинно образованного человека.
С. Коноваленко уверен, что достижение успеха в профессиональной деятельности никогда не является случайностью, это всегда результат высокого уровня профессиональной компетентности, высокого уровня социальной ответственности, сформированной в процессе обучения и воспитания специалиста. Для М. Асаиновой, Т. Сабирова, В. Сорокина, Е. Чижиковой формирование профессиональной компетентности является основой социокультурной деятельности на современном этапе, что также требует достижения высокого уровня социальной ответственности.
Различным аспектам повышения профессиональной компетенции современного музыканта - исполнителя, педагога, исследователя, руководителя творческого коллектива посвящены исследования Э. Абдуллина, А. Ахметовой, А. Березняк, А. Горбачевой, Т. Житенёвой, О. Лысаковой, Г. Малютина, Л. Мельниковой, О. Милициной, А. Казуровой, В. Карташева, И. Левиной, Е. Петелиной, А. Хотенцева, 1'. Цыпина, А. Щербаковой и др. В каждом из этих исследований обязательно упоминается о личной ответственности музыканта за осуществление социокультурного строительства, за сохранение музыкально-
эстетической среды обитания для будущих поколений, за создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Во всех этих работах социальной ответственности отводится очень высокая позиция в иерархии профессиональных и духовно-нравственных ценностей, современного музыканта.
О том, что формирование высокого уровня профессиональной компетентности артиста эстрады, является важнейшей социальной проблемой, решение которой жизненно необходимо для дальнейшего развития культуры, пишут в своих исследованиях А. Баташев, И. Бриль, Ю. Верменич, А. Дугин, В. Кузнецов В. Озеров, А. Петров, У. Сарджент, А. Троицкий и др. Однако, несмотря на то, что существует множество работ, в которых в той или иной степени раскрывается роль социальной ответственности в деятельности современного музыканта, не существует комплексной методологии разработки целостной образовательной модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании будущего эстрадного вокалиста, как и не разработана методика реализации такой модели в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в вузах культуры и искусств.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания эстрадных вокалистов.
Предмет исследования: формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного самоопределения будущих эстрадных вокалистов; разработка и реализация модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов.
Гипотеза исследования:
Эффективность обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов будет значительно повышена, если
• формирование социальной ответственности будет признано обязательным компонентом их профессиональной подготовки;
• для создания модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов будет разработана комплексная методология, включающая в себя следующие современные подходы -системно-синергетический, социально-философский, социально-психологический, социально — педагогический, аксиологический, историко-культурологический, профессионально-компетентностный, художественно-деятелыгостный;
• будут изучены и проанализированы: сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;
• будет разработана и реализована в условиях естественного учебно-воспитательного процесса теоретико-методическая модель формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующего круга задач:
уточнить понятие «социальная ответственность эстрадного вокалиста» в контексте его профессионального и духовно-нравственного самоопределения;
• выявить сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста,
• разработать комплексную методологию создания теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов;
■ разработать методику реализации теоретико-методической модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов и реализовать в процессе проведения эксперимента разработанную теоретико-методическую модель;
• провести на основе методов математической статистики обработку полученных в процессе проведения эксперимента данных и определить эффективность авторской модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов.
Теоретнко - методологическую базу исследования составляют фундаментальные исследования в области философии, социологии, культурологи, психологии, общей и музыкальной педагогики, освещающие: культуротворческую роль личности (Аристотель, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Ф. Шлегель и др.); психологию искусства и художественного творчества (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, JI.JI. Бочкарев, Л.С. Выготский, С.П. Иванов, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, П.М. Якобсон и др.); роль искусства в гуманизации социокультурного пространства (К.З. Акопян, Н.И. Ануфриева, А. А. Аронов, А. Я. Айзенберг, А. И. Арнольдов, O.A. Блох, В.А. Волобуев, JI.C. Жаркова, J1.C. Зорилова, Н.И. Киященко, Л.С. Майковская, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис, А.И. Щербакова и др.); вопросы социальной адаптации в области профессионального обучения и творческого становления личности (Е.М. Авраамова, МП. Будякина, Дж. Гилфорд, В.И. Жуков, Ю.А. Карпов, П. С. Кузнецов, В.И. Лобачев, Л.В. Мардахаев, Л.П. Павлова, Б.М. Петров, А. Русалинова, В.А. Семиченко, У. Томас, Л.В. Федякина, А.Ф. Эсаулов и др.); проблемы самосознания, профессионального и духовного самоопределения личности (H.A. Бердяев, Р. Берне, В.А. Бодров, Л.И. Божович, У. Джемс, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.Б. Орлов, В.В. Столин, В. Д. Шадриков и др.); проблему формирования профессиональной компетентности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Бодров, Т.А. Дергунопа, А.Г. Казакова, В.П. Кваша, А.К.
Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Я.С. Турбовской и др.); различные аспекты развития музыкального искусства и образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Н.И. Ефимова, В.В. Медушевский, Е.А. Минаев, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.); историю развития джаза и рок-музыки (А. Баташев, А. Дугин, Дж. Коллиер, В. Конен, Е. Минх, Е. Овчинников, Ю. Панасье, П. Печерский, У. Сарджент, А. Троицкий, М. Уильяме и др.); историю становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России (М. Германова, А. Жарков, В. Иванов, Д. Коллиер, В. Г. Кузнецов, Л. Мархасёв, Ю. Саульский, Е. Уварова, И. Шароев и др.); воззрения вокалистов-исполнителей и педагогов - вокалистов, отражающие различные аспекты вокальной педагогики (Б.Дж. Бейер, О.В. Далецкий, М. Гарсиа, Дж. Лаури-Вольпи, Н.М. Малышева, H.H. Сизоненко, Г.П. Стулова, Ф.И. Шаляпин и ДР-)-
База исследования: Российский государственный социальный университет, факультеты - социальной работы, педагогики и ювенологии; психологии; социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта; социального управления и социологии; охраны труда и окружающей среды; социального страхования, экономики и социологии труда; юриспруденции и ювенальной юстиции; социально-гуманитарный факультет, иностранных языков; информационных технологий; искусств и социокультурной деятельности;
Основная экспериментальная база исследования: факультет искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета, кафедра социологии и философии культуры, кафедра искусств и художественного творчества.
Методы исследования. В диссертационном исследовании применялись теоретические, эмпирические и социологические методы исследования, а также методы математической статистики, включающие в себя: анализ широкого круга философской, культурологическом, психологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме исследования; анализ, систематизация и обобщение передового исполнительского и музыкально-педагогического опыта; анализ и обобщение личного педагогического опыта; педагогические наблюдения и педагогические беседы; анкетирование и интервьюирование студентов (бакалавров, магистров), аспирантов и педагогов-музыкантов; математико-статистическая обработка полученных данных; анализ результатов эксперимента и разработка теоретико-методических рекомендаций.
Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2008 -2013гг. Ход исследования можно разделить на четыре основных этапа.
На первом этапе (2008-2010 гг.), который можно рассматривать как теоретико-аналитический, изучалась научная литература по проблеме исследования; разрабатывались его основные методологические характеристики и теоретико-методические основы; создавался
экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста». На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого анализировалось актуальность поставленной проблемы, проводилось анкетирование и интервьюирование студентов (бакалавров, магистров), аспирантов и педагогов-музыкантов, разрабатывалась авторская модель формирования социальной ответственности в профессиональной подготовки будущих эстрадных вокалистов.
На втором этапе (2010-2011 уч. г.), который можно рассматривать как основной, диагностировался исходный уровень сформированности социальной ответственности у участников эксперимента (контрольная и экспериментальная группы), осуществлялся учебно-формирующий эксперимент, в процессе которого проводилась работа по внедрению авторской модели и экспериментального курса «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста», проводился анализ и статистическая обработка полученных результатов
На третьем, дублирующем этапе (2011-2012 уч.г.) для проверки достоверности полученных результатов на Факультете искусств и социокультурной деятельности РГСУ проводился дублирующий эксперимент. Общее количество участников на всех этапах экспериментальной деятельности составило 556 человек.
На четвертом, заключительном этапе (2012-2013 гг.) систематизировался материал, полученный в ходе исследования, проводилась математико-статистическая обработка полученных данных, подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертации, уточнялись выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• впервые специальному анализу подвергнут процесс формирования социальной ответственности как обязательного компонента обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста;
• определены сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;
• разработана комплексная методология и на ее основе создана модель формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке будущего эстрадного вокалиста;
• разработан экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста», позволяющий раскрыть социальную значимость профессиональной деятельности эстрадного вокалиста;
• определены уровни социальной ответственности и разработана методика их диагностики в процессе проведения эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: сформулировано понятие «социальная ответственность эстрадного вокалиста», рассматриваемое как компонент его профессионального и духовно-нравственного облика; дано теоретическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления будущих эстрадных вокалистов; сформулированы критерии и параметры уровней сформированное™ социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов; разработана методика диагностики уровней сформированности социальной ответственности, позволяющая проследить динамику процесса ее формирования и определить степень готовности молодых музыкантов к реализации принципа ответственности в активной социокультурной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения позволяют вести систематическую и целенаправленную работу по формированию высокого уровня социальной ответственности у будущих специалистов в области эстрадного вокала. Предложенные в работе методические рекомендации по формированию социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов и разработанный авторский экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста» могут быть востребованы в вузах, готовящих специалистов данного профиля. Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные, семинарские и практические занятия, содержанием которых является профессиональная подготовка будущих эстрадных артистов-вокалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования
осуществлялись:
• в процессе экспериментальной работы со студентами факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета;
• в занятиях со студентами очной и заочной формы обучения по дисциплинам: «Специальность», «Вокальный класс», «Вокальный ансамбль», «Методика преподавания эстрадного вокала»;
• в публикациях научно-методических материалов автора;
• в выступлениях на Международных и Российских научно-практических конференциях: IX Международный социальный конгресс «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (25-26 ноября 2009 г.) - М., 2009 г., «Социальные технологии в исследованиях молодых ученых. Аспирантские чтения 23 апреля 2011 г., XI международный социальный конгресс «Социальная работа и социальное образование в контексте инновационного развития России» (2-3 июня 2011г.) - М., 2011 г. XII Международный социальный конгресс
«Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути решения» (27 ноября 2012 г.) — М., 2012 г., II Международная научная конференция «Образовательное пространство: вызовы XXI века» — М., 28 января 2013 г. и др.;
• в ходе обсуждений материалов диссертации на кафедре социологии и философии культуры и кафедре искусств и художественного творчества (факультет искусств и социокультурной деятельности РГСУ).
Достоверность полученных результатов обеспечивается: изучением и системным анализом широкого круга научных источников в области философии, культурологи, психологии, музыкознания, общей и музыкальной педагогики, освещающих различные аспекты поставленной проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических положений; разнообразием и взаимодополняемостью используемых методов исследования; разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы; адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования; результатами опытно-экспериментальной работы на основном и дублирующем этапах, подтверждающими эффективность применения модели формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке будущих эстрадных вокалистов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста на современном этапе нуждается в новых подходах, направленных на осознание социальной значимости осуществляемой профессиональной деятельности, на повышение ее социального статуса, на формирование социальной ответственности, определяющей направленность дальнейшего развития культуры.
2. Разработка на основе комплексной методологии теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста отвечает задаче совершенствования профессионального образования на современном этапе.
3. Реализация разработанной модели требует применения экспериментальной методики, включающей в себя методы диагностики уровней сформированное™ социальной ответственности, социокультурного прогнозирования и моделирования.
4. Разработка критериев и параметров уровней сформированное™ социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов позволяют проследить динамику личностного развития участников эксперимента и определить пути дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки.
5. Осуществление процесса формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов способствует их профессиональному и духовно-нравственному становлению, устремленности
к активной социокультурной деятельности, направленной на сохранение и художественно-эстетической среды обитания, на дальнейшее социокультурное строительство в пространстве отечественной культуры.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
II. Основное содержание диссертации
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, раскрыта степень научной разработанности ее, сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи работы, представлены теоретико-методологические основы и методы, определена научная, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выдвигаемые на защиту.
Первая глава «Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста как социально-психологическая и педагогическая проблема» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе первой главы «Принцип социальной ответственности в профессиональном и духовно-нравственном становлении личности: основные методологические подходы к проблеме исследования» обосновывается необходимость обращения к проблеме формирования социальной ответственности в обучении и воспитании современного эстрадного вокалиста и подчеркивается, что для решения поставленной проблемы необходимо определение основных методологических подходов, позволяющих выделить наиболее значимые аспекты работы. В этом контексте содержание социальной ответственности будущего эстрадного вокалиста рассматривается как процесс социально-психологической адаптации, профессионального и духовного самоопределения и самоидентификации, обязательно включающий в себя обретение системы ценностей, мировоззренческих убеждений и установок, определяющих выбор собственного пути, как профессиональной деятельности, так и в складывающихся жизненных обстоятельствах.
В параграфе представлен анализ современных подходов, необходимых для разработки теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке эстрадного вокалиста. На основании проведенного анализа констатируется, что формирование социальной ответственности в профессиональной подготовке эстрадного вокалиста — это чрезвычайно актуальная и сложная социальная, психологическая и педагогическая проблема, требующая применения: системно-синергетического, социально-философского, социально-
психологического, социально — педагогического, аксиологического, историко-культурологаческого, профессионально-компетентностного,
художественно-деягельностного подходов, рассматриваемых в данном контексте как механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного самоопределения личности
эстрадного вокалиста. Комплексное применение этих подходов помогает творческой личности реализовывать принцип ответственности в своей профессиональной деятельности, искать и находить собственные пути для самореализации и самоактуализации, для профессионального и духовного самоопределения в пространстве культуры.
Во втором параграфе первой главы «Художник и время: социальный статус профессии эстрадного вокалиста в современном пространстве отечественной культуры» представлен анализ музыкального искусства эстрады, его специфики и характерных особенностей. В параграфе подчеркивается, что с одной стороны — образование должно обеспечить будущему выпускнику возможность достичь успеха в профессиональной деятельности, а с другой — необходимо сохранить духовный мир творческой личности, сформировать такую систем}' ценностей, которая бы не позволила ей деградировать, подчиняясь негативным тенденциям, которые мы наблюдаем в современном социокультурном пространстве.
В параграфе подчеркивается, что право называть себя настоящим художником современный эстрадный вокалист обретает только в том случае, если он готов к личностному переосмыслению и переоценке постигаемых ценностей национальной и мировой культуры, обладает способностью генерировать творческие идеи, создавать убедительные музыкальные интерпретации, осуществлять самостоятельные творческие проекты. Очень важно, чтобы процесс профессиональной подготовки будущего артиста эстрады, базировался на концептуальном подходе к музыке как средству познания и самопознания в современном пространстве культуры, чтобы он ориентировал современного студента на поиск путей к универсальному и многостороннему диалогу между музыкальной культурой Запада и Востока, классической музыкой и новыми тенденциями современного искусства (джаз, рок-музыка и т. д.), если он стремится к сохранению национальных традиций музыкальной культуры и одновременно к расширению своего профессионального горизонта за счет освоения новейших достижений мирового музыкального искусства.
В третьем параграфе первой главы «Разработка теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании эстрадного вокалиста» раскрывается сущность каждого из ранее обозначенных подходов как механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовного становления творческой личности, выделены компоненты социальной ответственности и этапы ее формирования.
В таблице 1 представлена теоретико-методическая модель формирования социальной ответственности в обучении и воспитании эстрадного вокалиста.
Модель формирования социальной ответственности в обучении и воспитании эстрадного вокалиста
_Таблица 1
Основные методологические подходы к проблеме формирования социальной ответственности в
профессиональной подготовке эстрадного вокалиста Системно-синергетический - открывает будущему эстрадному вокалисту четкое представление о гом социальном пространстве и времени, в котором ему предстоит реализовывать свои творческие планы, а также творческое становление личности в учебно-воспитательном процессе
рассматривается в контексте постоянно развивающегося социокультурного пространства._
Социально-философский - позволяет раскрыть как специфику того социокультурного пространства, в котором будущий эстрадный вокалист будет осуществлять свою творческую деятельность, реализовывать свои творческие планы, так и саму специфику его профессии, ее социальный статус, ту роль, которую она играет в системе общественных отношений, то влияние, которое она оказывает на процессы культурного строительства в современном мире.
Социально-психологический - раскрывает проблему социально-психологической адаптации и самоидентификации личности в процессе ее обучения и воспитания.
Социально-педагогический - обращает к проблемам социального воспитания и социализации личности, к обретению в профессиональной подготовке способов, методов, механизмов, позволяющих достигать «прогнозируемого» влияния на процессы, происходящие в пространстве культуры.
Аксиологический - открывает будущему эстрадному место социальной ответственности в иерархии ценностей, ее роль в определении вектора будущей профессиональной деятельности эстрадного вокалиста.
Историко-культурологический, благодаря которому становится очевидно, что социальный аспект постоянно присутствует и в размышлениях о нравственности и морали, и в определениях достоинств и пороков человека, и в создали иерархии ценностей, которая в разные исторические эпохи видоизменяется.
Профессионально-компетентностный, на основании которого будущий эстрадный вокалист постигает в учебно-воспитательном процессе сущность профессии, начинает строить собственную модель своей будущей жизни и деятельности, свой профессиональный и духовный мир, фундаментом которого становится принцип социальной ответственности. Художественно-деятельностный, благодаря которому творческая личность ищет и находит собственные пути для реализации принципа ответственности в области художественного творчества и образования.
Компоненты социальной ответственности современного эстрадного музыканта
Мотивационный — содержащий в себе потребность в осуществлении социально направленной художественной деятельности, желание быть полезным членом общества, нести ему позитивное послание, способствующее его социальному оздоровлению
Концептуальный — концепция социальной ответственности как механизма социально-психологической адаптации и самоидентификации, регулирующего направленность профессионального и духовного самоопределения, рассматривается как фундамент, на котором строится личностный профессиональный и духовный мир эстрадного вокалиста. Содержательный — изучение, анализ, выявление и овладение способов и методов реализации принципа ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста.. Операциональный — предполагает умение выбирать и свободно оперировать различными способами и методами реализации принципа ответственности в профессиональной деятельности
современного эстрадного вокалиста._________
Этапы формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке эстрадного
вокалиста
Информационно-аналитический — это базовый этап, на котором помимо широкого объема академических компетенций формируется мотивация к музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности, основанная на увлеченности, постоянно возрастающей потребности в осуществлении профессиональной деятельности, желании узнавать новое, достигать новых результатов, совершенствовать свое исполнительское и педагогическое мастерство.__________
Социально-адаптационный — это чрезвычайно значимый этап, на котором творческая личность стремится найти равновесие в сложной и динамичной системе «личность — социокультурная среда».
Социально-идентификационный — этап, на котором личность начинает осознавать себя неотъемлемой частью определенного коммуникативного сообщества, связанной с ним тесными узами взаимодействия и взаимопонимания, желанием соответствовать социальным ожиданиям этого сообщества.
Профессионального и духовного самоопределения и самореализации — этап, на котором личность, опираясь на сформированные в процессе проведения работы личностные и профессиональные качества, на мировоззренческие убеждения, систему профессиональных и духовных ценностей, приступает к процессу социокультурного моделирования, создания и реализации творческих проектов, в основу которых заложен принцип социальной ответственности._
Вторая глава «Методика формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания современного эстрадного вокалиста» также содержит три параграфа.
В первом параграфе второй главы «Диагностика актуальности выдвинутой проблемы на первом этапе исследования» подробно изложен ход эксперимента на первом этапе исследования (2008-2010 гг.): дано описание базы исследования (Российского государственного социального университета), представлен анализ проведенных с целью выявления актуальности выдвинутой проблемы встреч с педагогами-музыкантами, бесед, опросов, анкетирования и интервьюирования студентов, а также абитуриентов, избравших для дальнейшего обучения различные факультеты Российского государственного социального университета..
Проведенный опрос и беседы на различных факультетах РГСУ, (общее количество участников эксперимента на первом этапе исследовательской деятельности составило 462 человека) показали, что проблема формирования социальной ответственности как осмысленной необходимости вхождения в социокультурное пространство и отечественной, и мировой культуры, как потребности в обретении общечеловеческих ценностей, чрезвычайно актуальна и значима, что решение ее является гарантией «социального здоровья» общества, его дальнейшего развития и процветания.
Во втором параграфе второй главы «Методы реализации модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании будущего эстрадного вокалиста» представлен комплекс методов, примененных в работе. Подробно освещен процесс разработки методики диагностики уровней сформированное™ социальной ответственности в профессиональной подготовке эстрадных вокалистов. Определено четыре основных уровня — уровень начального ознакомления с профессией эстрадного вокалиста (УНОП), уровень динамичного развития личности (УДРЛ), уровень социокультурного моделирования (УСКМ), уровень реализации социокультурных проектов (УРСКП). Б параграфе дается
подробная характеристика каждого из уровней и формулируются показатели, соответствующие тому или иному уровню (Таблица 4)
Таблица 4
Показатели сформированное™ социальной ответственности в профессиональной подготовке эстрадного вокалиста Мотивационный компонент: УНОП - характеризуется тем, что молодой музыкант при выборе профессии эстрадного вокалиста не осознает социальной роли избранной профессии, его цель — достижение личного успеха любой ценой. По успехом подразумевается известность, материальное благополучие, возможность выступать на самых престижных сценах, как в России, так и за рубежом.
УДРЛ — начинает задумываться над тем, почему избрана такая профессия, какие художественные и духовные ценности он может донести до своих слушателей, своих учеников, испытывает потребность к осуществлению социально ориентированной художественно-творческой деятельности.
УСКМ — осознает, каков социальный статус избранной профессии и каким может быть его личный вклад в процесс социального оздоровления общества.
УРСКП — принцип социальной ответственности становится стимулом для создания и реализации социокультурных проектов.
Концептуальный компонент УНОП — характеризуется отсутствием представлений о концепции социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста. УДРЛ- характеризуется проявляемым интересом к социальному статусу избранной профессии, возникшая потребность в постижении ее роли в развитии современной культуры.
УСКМ — характеризуется тем, что принцип ответственности начинает осознаваться как один из основополагающих в жизни и профессиональной деятельности. УРСКП — характеризуется обращением к концепции социальной ответственности как механизму, регулирующему процессы социально-психологической адаптации, самоидентификации, профессионального и духовно-нравственного самоопределения, в создании и реализации социально ориентированных творческих проектов.
Содержательный компонент УНОП — характеризуется очень неопределенными представлениями о профессии эстрадного вокалиста, базирующиеся исключительно на внешних характеристиках ее. УДРЛ — характеризуется включенностью в процесс освоения профессии, овладением профессиональными компетенциями, способами и методами, необходимыми для осуществления принципа ответственности в профессиональной деятельности. УСКМ - является показателем активного движения в сторону овладения профессией. Молодой музыкант уже владеет значительным количеством технологий, позволяющих создавать собственные творческие проекты, социальная сторона профессии осознается как системообразующая. Наблюдается стремление к осуществлению принципа ответственности и в жизни, и в профессиональной деятельности.
УРСКП — на этом уровне эстрадный вокалист четко осознает, что, для чего и как он собирается делать в своей профессиональной жизни, какими инструментами и механизмами пользоваться. Он руководствуется сформированной системой ценностей, знает, какие подходы адекватны поставленным им целям и задачам, какие способы и методы наиболее эффективны для достижения этих целей и решения задач.
Операциональный компонент УНОП — характеризуется очень неопределенными представлениями о том, как достигается успех в избранной профессии, что необходимо уметь, какими навыками владеть, чтобы достичь.
УДРЛ — характеризуется огромным желанием овладеть необходимыми умениями и навыками, способствующими достижению успеха в избранной профессии, познавательным интересом и познавательной активностью, каждый новый способ и метод овладения профессией воспринимается с энтузиазмом, постоянно возрастает интерес к социальному статусу профессии.
УСКМ — характеризуется тем, что обретенные компетенции, способы и методы профессиональной деятельности позволяют молодому эстрадному вокалисту активно включаться в процесс социокультурного моделирования, в создание проектов, отвечающих художественно-эстетическим и социально-этическим идеалам, сформированным в процессе обучения и воспитания.
УРСКП — характеризуется тем, что молодой эстрадный вокалист готов реализовывать все созданные им социокультурные проекты, руководствуясь принципом ответственности и применяя все накопленные способы и методы, позволяющие искать и находить наиболее эффективные пути для достижения подлинного успеха.
В параграфе представлена разработанная система оценок по каждому из компонентов социальной ответственности, подробно описан подготовленный для проведения учебно-формирующего эксперимента экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста», а также процесс проведения контрольно-констатирующего эксперимента в созданных контрольной (18 человек) и экспериментальной (22 человека) группах, проведенного с целью выявить исходный уровень социальной ответственности у каждого из участников экспериментальной работы
Первые контрольные замеры были результатом проведенных опросов, бесед, а также каждому из студентов было предложено написать краткое эссе, в котором он должен был аргументированно определить свое отношение к классической и эстрадной музыке (русской и зарубежной), а также сформулировать, что в области искусства (литературы, живописи, музыки, театра, кино и т.д.) представляет для него наибольший интерес и почему, чего он хочет добиться в избранной профессии. Особое внимание в процессе проведения бесед, а также в оценке эссе было уделено пониманию социальной роли искусства, его значению в жизни каждого человека, в строительстве культуры в целом.
В третьем параграфе второй главы «Проверка эффективности разработанной модели на основном и дублирующем этапах
экспериментального исследования» подробно освещается ход учебно-формирующего эксперимента, в процессе которого происходило детальное освоение экспериментального курса. Вводные лекции были посвящены составляющим профессиональной компетентности современного эстрадного вокалиста, особое внимание было уделено социально-коммуникативному компоненту. Они были построены в виде бесед, обсуждений, дискуссий. Освоение вводного раздела вызвало значительный интерес и достаточно активное обсуждение. Результатом этого оказалось прибавление в экспериментальной группе трех человек, которые захотели принять участие в эксперименте. Таким образом, экспериментальная группа составила 25 человек, в контрольной количество участников осталось прежним.
Освоение первого раздела экспериментального курса «Специфические особенности профессии эстрадного вокалиста» было направлено на углубленное знакомство с сущностью профессиональной деятельности эстрадного вокалиста, с социальным статусом избранной профессии. Особый интерес вызвало обсуждение возможности сочетать в своей дальнейшей работе и исполнительскую, и педагогическую, и научно-исследовательскую деятельность. На всех занятиях постоянно звучала музыка, анализировались различные музыкальные произведения и исполнительские манеры. В процессе работы над первым разделом в экспериментальную группу пришло еще 2 человека, так как было объявлено, что после прохождения первого раздела изменения в группах уже не будут допускаться. Таким образом на первом этапе работы количество учащихся в экспериментальной группе возросло до 27 человек, а в контрольной изменений не произошло.
После прохождения первого раздела был проведен первый контрольный срез. Принципиально важным была разработка такого круга вопросов, который не ставил бы участников контрольной группы в неравное положение. Поэтому конкретных вопросов, связанных с прохождением материала первого раздела в опросах участников контрольной группы не было. С ними проводились беседы для выявления их представлений о будущей профессии, условиях, необходимых для достижения успеха, качествах, которые необходимы каждому исполнителю, возможностях формировать эти качества, в том числе социальную ответственность, являющуюся определенным показателем зрелости личности, ее готовности к осуществлению целенаправленной социокультурной деятельности.
Для участников экспериментальной группы круг вопросов был гораздо шире. Контрольный срез в экспериментальной группе также носил характер бесед, обсуждений, дискуссий и, по желанию участников, кратких эссе на любую избранную ими тему в рамках обозначенных проблем. Кроме того, всем участникам было предложено исполнить любое сочинение, которое им нравится и постараться объяснить, что в нем вызывает симпатию, почему это сочинение затронуло их? ». Первый контрольный срез показал, что в обеих группах наметилось определенное движение в сторону формирования социальной ответственности, однако в экспериментальной группе
результаты оказались несколько выше, чем в контрольной (таблицы представлены в диссертации).
Изучение второго раздела факультативного курса было посвящено сложной проблеме: мировой музыкальной культуре во всем ее многообразии. Освоение второго раздела, названного «Сокровищница классической и эстрадной музыки», открыл учащимся многоплановость, многообразие художественных направлений и стилей, позволил им вступить на путь эстетически-ценностного постижения музыкального пространства. Особенность работы заключалась в том, что и народная, и классическая и эстрадно-джазовая музыка рассматривались во взаимодействии. Выявлялись их внутренние ( и эстетические, и духовные, и социальные) взаимосвязи, их взаимообусловленность. Идея целостности художественного пространства, его саморазвивающейся сущности постигалась в процессе освоения методов аксиологического анализа.
Особое внимание было уделено созданию различных социокультурных моделей. Студенты активно выдвигали собственные идеи, предлагали нестандартные решения, отстаивали свои творческие замыслы. Кроме того представители и контрольной, и экспериментальной групп приняли активное участие в концерте, посвященном Дню матери (концерт состоялся 25 ноября 2011 года в поселке Красный путь Домодедовского района). Студенты очень серьезно подошли к выбору сочинений, обсуждали, спорили, в результате все номера были исполнены очень хорошо и имели большой успех у слушателей.
Для проведения второго контрольного среза учащимся контрольной и экспериментальной групп было предложено самостоятельно подготовить вокальное произведение (песня, романс - русский или зарубежный), проанализировать его, дать краткую характеристику (стиль, мир авторских образов (социальная, социально-информационная компетенции), перекличка с настоящим (коммуникативная компетенция). В процессе исполнения оценивались: уровень знаний, умений, навыков, убедительность исполнительской интерпретации (специальная компетенция). Кроме того сравнивались показатели каждого участника на предыдущих этапах, динамика его развития (когнитивная компетенция). Средний балл являлся показателем проделанной работы.
В это же время студенты очень активно принимали участие в подготовке концерта для ветеранов, который состоялся 9 мая 2011 года в уже полюбившемся всем поселке Красный путь Домодедовского района. Слушатели встречали студентов, как родных. Успех превзошел все ожидания. Для многих студентов стало неожиданностью то, что у их песни могут не только быть приятным препровождением времени для слушателей, но и вызывать слезы, сильные переживания. Многие признавались, что впервые поняли подлинную значимость своей будущей профессии. А 12 мая 2011 года участники экспериментальной группы с отобранными лучшими номерами выступили с концертом для жителей Сокольников. И хотя успех уже стал привычным, но все равно студенты очень волновались, старались
выступить как можно лучше и очень радовались, что публике нравится то, что они делают, что их профессия востребована и дарит радость. По окончании работы над освоением второго раздела экспериментального курса был проведен второй контрольный срез, результаты которого свидетельствовали о том, что динамика процесса формирования социальной ответственности в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.
Работа над освоением третьего раздела курса, освещающего принцип диалога культур в постижении классического и массового музыкального искусства России и других стран (Европы, Азии, Америки), началась с обсуждения понятия «толерантность» как фактора, способствующего осуществлению принципа диалога культур в процессе профессиональной подготовки, изучались вопросы адаптации, профессиональной идентификации, самореализации и самоактуализации в современном открытом для общения пространстве культуры. Были проанализированные песенные жанры в русской, французской, английской, американской музыке. Анализировалось проникновение джаза в русскую культуру. Изучался процесс синтеза в возникновении новых жанров (мюзикл). Кроме того молодые музыканты активно готовились к очень ответственной акции — Дню молодежи — концерту, подготовленному для лиц с ограниченными возможностями. Во время подготовки к этому концерту студенты проявили себя как люди, обладающие высоким уровнем социальной ответственности.
Они продумывали и тщательно готовили репертуар. Много разговоров возникало о способах и методах социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, о роли искусства в этом процессе. 28 июня 2012 года в пос. Архангельском Московской области состоялся концерт, который стал для студентов очень важным показателем роли социальной ответственности в профессиональной деятельности современного эстрадного вокалиста. После освоения третьего раздела факультативного курса был проведен третий, заключительный контрольный срез. Ход экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группах представлен в таблице.
Уровни сформированности социальной ответственности в контрольной и экспериментальной группах
Таблица
Наименование Этап УНОП УДРЛ УСКМ УРСКП
группы исследования в% в% в% в %
Контрольная Конт. - конст. 38,9 44,4 16,7 -
Контрольная Уч.-форм. 1-й конт. срез 16,7 66,6 16,7 -
Контрольная Уч.-форм. 2-й конг. срез - 77,8 22 2
Контрольная Уч.-форм. 3-й конт. срез - 55,6 44,4
Эксперимент. Конт. - конст. 36,4 45,4 18,2 -
Эксперимент. Уч.-форм. 1-й копт, срез 7,4 66,7 25,9 -
Эксперимент. Уч.-форм. 2-й конт. срез - 29,6 59,3 11,1
Эксперимент. Уч.-форм. 3-й конт. срез - - 51,9 48,1
Анализ результатов, полученных в контрольной группе после проведения третьего контрольного среза, свидетельствует о том, что общая социокультурная направленность деятельности в РГСУ, участие в мероприятиях, проводимых в университете, волонтерская деятельность студентов, участие в эксперименте, где проводились беседы с каждым из участников, а также члены контрольной группы имели право участвовать как в общих обсуждениях, дискуссиях, так и в совместных концертных программах, оказали значительное влияние на формирование у них социальной ответственности. То есть, результаты участников контрольной группы показывают уровень общей социальной направленности в обучении и воспитании студентов РГСУ. Однако, участники экспериментальной группы, обучение и воспитание которых осуществлялось в рамках разработанной теоретико-методической модели, значительно превзошли участников контрольной группы. Так хотя третьего (высокого) уровня в контрольной группе сумело достичь 44,4% участников, но на четвертый (высший) уровень не смог выйти ни один из них. В то же время в экспериментальной группе третьего уровня достигли 51,9% участников, а четвертого — 48,1%, что является неоспоримым свидетельством эффективности теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании эстрадных вокалистов. Для проверки достоверности полученных данных в 2011-2012 уч. г. был проведен дублирующий эксперимент, результаты которого полностью подтвердили подлинность данных, полученных на основном этапе работы.
В заключении подведены итоги проведенной работы и сформулированы выводы, позволяющие констатировать, что в представленном исследовании полностью подтверждена гипотеза и положения, выдвинутые на защиту, а также доказана эффективность разработанной теоретико-методической модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора - 38,92 печ. листа.
Научные статьи
1.Ющенко, Н.С. Динамика развития западных музыкальных эстрадных стилен и жанров: исторнко-культурологический анализ /Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» №12 (36) М.: РГСУ, 2011 г. - С. 44-47 (0,5 п.л.)
2. Ющенко, Н.С. Музыкальное искусство эстрады как фактор единения в современном пространстве культуры: к проблеме профессиональной подготовки современного эстрадного вокалиста/ Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» №2(38) М.: РГСУ, 2012. - С. 13-15 (0,3 п.л.)
3. Ющенко, Н.С. Вокальная миниатюра в становлении русской музыки: исторнко-культурологический аспект / Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Ученые запискп» №5 (105). - М.: РГСУ, 2012. - С. 127-130 (0,5 п.л.)
4. Ющенко, Н.С. Личность и профессия: к проблеме совершенствования профессиональной подготовки современного эстрадного вокалиста/ Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Ученые записки» №2 (113). -М.: РГСУ, 2013. - С. 137-140 (0,5 п.л.)
5. Ющенко, Н.С. Эстрадно-джазовое направление в музыкальном образовании: историко-теоретический аспект / Н.С. Ющенко. // Сборник «Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия, мнения, перспективы» Вып. II,- М.: РГСУ, 2009 . - С. 37-42 (0,3 п.л.)
6. Ющенко, Н.С. К проблеме сохранения и развития русской народной музыкальной культуры (статья) / Н.С. Ющенко // Сборник «Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия, мнения, перспективы» Вып. IV. - М. РГСУ, 2010. - С.40-45 (0,3 п.л.)
7. Ющенко, Н.С. Музыка в структуре межличностного общения (материалы конгресса, тезисы) / Н.С. Ющенко // Сборник материалов выступлений на IX международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (25-26 ноября 2009 г.) - М.: РГСУ, 2009. - С. 249-250 (0,15 п.л.)
8. Ющенко, Н.С. Эстрадное музыкальное искусство в контексте художественной культуры: историко-культурологический аспект / Н.С. Ющенко // Сборник «Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия, мнения, перспективы» Вып. VI.- М.: РГСУ,2011. - С. 71-76 (0,4 п.л.)
9. Ющенко, Н.С. Искусство эстрады в контексте истории и теории культуры / Н.С. Ющенко // Сборник научных статей «Социальные технологии в исследованиях молодых ученых. Аспирантские чтения 23 апреля 2011 г.» -С. 47-51. (0,3 п.л.)
10. Ющенко, Н.С. Эстрадное музыкальное искусство как зеркало конкретной исторической эпохи / Н.С. Ющенко // Сборник материалов выступлений на XI международном социальном конгрессе «Социальная работа и социальное
образование в контексте инновационного развития России» (2-3 июня 2011г.). - М.: РГСУ, 2011. - С.384-385 (0,15 пл.)
11. Ющенко, Н.С. Зарождение и развитие зарубежной массовой культуры / Н.С. Ющенко // Сборник «Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия, мнения, перспективы» Вып. VII. -М.: РГСУ, 2012.
- С. 75-84 с. (0,6 п.л.)
12. Ющенко, Н.С. Народное песенное творчество как основа формирования семейных ценностей / Н.С. Ющенко, А.И. Щербакова // Сборник материалов XII Международного социального конгресса «Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути решения» (27 ноября 2012 г.) -М.: РГСУ, 2012.-С.463-464 (0,12 п.л.)
13. Ющенко, Н.С. Музыкально-эстетическая среда обитания в становлении личности нашего современника /Н.С. Ющенко // Сборник материалов XII Международного социального конгресса «Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути решения» (27 ноября 2012 г.) -М.: РГСУ, 2012. С.467-468 (0,12 п.л.)
14. Ющенко, Н.С. Роль музыкально-образовательной среды в формировании современного человека / Н.С. Ющенко // Сборник материалов II Международной научной конференции «Образовательное пространство: вызовы XXI века» Том 1.(28 января 2013 г., г. Москва). - М.: МИДПО, 2012.
- С.122-125 (0,25 п.л.)
15. Ющенко, Н.С. Обращение к жизни и творчеству великих певцов прошлого в воспитании современного вокалиста / Н.С. Ющенко // Сборник «Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия, мнения, перспективы» Вып. VIII. - М.: РГСУ, 2013. - С. 110-115 (0,4 п.л.)
Методические работы
16. Ющенко, Н.С. Специальность (эстрадный вокал): Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы/Н.С. Ющенко -М.: РГСУ, 2013. -24 с. (1,5 п.л.)
17. Ющенко, Н.С. Вокальный класс (классический): Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы / Н.С. Ющенко, А.П.Цилинко. - М.: РГСУ, 2012. - 20 с. (1,25 п.л.)
18. Ющенко, Н.С. Вокальный класс (эстрадный): Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы / Н.С. Ющенко, А.П.Цилинко. - М.: РГСУ, 2012. - 20 с. (1,25 п.л.)
19. Ющенко, Н.С. Творческий экзамен: программа вступительных испытаний, положение о вступительных испытаниях, критерии оценивания, образцы заданий / Н.С. Ющенко, JI.B. Прохорова - М.: РГСУ, 2010 - 35 с. (2,2 п.л.)
20. Ющенко, Н.С. Правила приема в Российский государственный социальный университет в 2011 году / Сост. Л.В.Федякина, М.А.Калитина, Н.С. Ющенко - М.: Изд-во РГСУ, 2011- 74с. (4,5 п.л.)
21. Ющенко, Н С. Правила приема в Социальный колледж Российского государственного социального университета в 2011 году. / Сост. Л.В.Федякина, М.А.Калитина, Н.С. Ющенко - М.: Изд-во РГСУ, 2011- 40 с. (2,25 п.л.)
22. Ющенко, Н.С. Программы вступительных испытаний при приеме в РГСУ на магистерские программы подготовки в 2011 год}' / Сост. М.А. Калитина, Н.С. Ющенко -М.: Изд-во РГСУ, 2011- 130 с. (8 п.л.)
23. Ющенко, Н.С. Положение о вступительных испытаниях в Социальный колледж Российского государственного социального университета в 2011 году / Сост. М.А. Калитина, Н.С. Ющенко - М.: Изд-во РГСУ, 2011- 16 с. (1 п.л.)
24. Ющенко, Н.С. Нормативные акты и методические рекомендации по ЕГЭ в 2012 году / Н.С. Ющенко, Л.В. Прохорова, Т.В. Мамонтова - М.: Издательство РГСУ, 2012 - 42с. (2,6 п.л.)
25. Ющенко, Н.С. Программы аттестационных испытаний при приеме в РГСУ на второй и последующие курсы в 2013 году /Н.С. Ющенко, М.А. Калитина - М.: Издательство РГСУ, 2013-122 с. (7,62 п.л.)
26. Ющенко, Н.С. Творческий экзамен: программа о вступительных испытаниях, критерии оценивания / Н.С. Ющенко и др. - М.: Издательство РГСУ, 2013- 38с. (2,37 п.л.)
Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman. Усл. п. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 294 Отпечатано в типографии Российского государственного социального университета,
107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская вл.24, тел.8 (499)169-48-02
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ющенко, Наталья Сергеевна, Москва
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
04201450482
ЮЩЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор А.И. Щербакова
Москва - 2013
Содержание
Введение...........................................................................................................3
Глава I Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста как социально-психологическая и педагогическая проблема...............................................17
1.1.Принцип социальной ответственности в профессиональном и духовно-нравственном становлении личности: основные методологические подходы к проблеме исследования.....................................17
1.2.Художник и время: социальный статус профессии эстрадного вокалиста в современном пространстве отечественной культуры..................37
1.3.Разработка теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании эстрадного вокалиста................................................................................................................65
Глава II Методика формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания современного эстрадного вокалиста.......................................................................................................96
2.1. Диагностика актуальности выдвинутой проблемы на первом этапе исследования..........................................................................................................96
2.2.Методы реализации модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании будущего эстрадного вокалиста..............................................................................................................123
2.3.Проверка эффективности разработанной модели на основном и дублирующем этапах экспериментального исследования.............................152
Заключение........................................................................................................184
Список литературы.........................................................................................187
Приложения......................................................................................................206
Введение
Актуальность исследования. Сегодня мы постоянно слышим
напоминания о необходимости сохранять среду обитания, в которой существуют наши современники и в которой предстоит жить будущим поколениям, о высокой мере социальной ответственности, которая лежит на их плечах, поскольку современная цивилизация создала множество проблем, решение которых необходимо для сохранения человека и человечества. Несомненно, сохранение среды обитания является одной из важнейших проблем современности. Но среда обитания — это не только чистый воздух, растительный и животный мир, это еще и богатейший духовный мир, частью которого является музыкальная культура, то удивительное звуковое пространство, которое создавалось и накапливалось на протяжении многовековой истории развития человечества. Для каждого профессионального музыканта, независимо от того принадлежит ли он к академической ветке музыкальной культуры или к музыкальному искусству эстрады как ее неотъемлемому компоненту, очевидно, что подобно тому, как на протяжении тысячелетий формировался язык, устная и письменная речь, отражающая специфику, менталитет, особенности каждого народа, так и музыкальное искусство России — это особая музыкально-эстетическая среда, в которой бережно сохраняется «русский дух», в которой, несмотря ни на какие обстоятельства всегда «Русью пахнет». На это обращает внимание исследователей В.Г. Кузнецов, который убежден в том, истоки отечественного музыкального искусства эстрады следует искать глубоко в недрах народной культуры, в музыкальном фольклоре России, в творчестве скоморохов — первых профессиональных эстрадных артистов.
Это удивительное музыкально-информационное поле, где человек получает особое знание о мире и о себе, потому что «пока звучит музыка, возникает и объединенное, „сознание, индивидуумов, психологическая,-эмоциональная общность, присущая и необходимая социуму, социальной
группе, народу»1 Именно поэтому сохранение музыкально-эстетической среды обитания — задача не менее социально значимая, чем сохранение лесов, рек, озер, морей и их обитателей. В такой среде открывается путь не только к постижению отечественной культуры, но и путь к себе, к осознанию себя личностью, испытывающей потребность и готовой внести свою лепту в процесс созидания отечественной культуры, в процесс сохранения и приумножения ее духовной сокровищницы.
Это самым непосредственным образом связано с необходимостью повышения качества музыкального образования, где осуществляется процесс обучения и воспитания будущих исполнителей, педагогов, исследователей, руководителей и участников художественно-творческих коллективов, всех, кому доверено сохранять и развивать художественную культуру человечества. В том числе и музыкантов, избравших профессию эстрадного вокалиста, что накладывает на каждого из них значительную социальную ответственность за осуществление возложенной миссии.
В этом заключена сущность социальной ответственности эстрадного вокалиста, что, свою очередь, позволяет рассматривать процесс формирования социальной ответственности как необходимый компонент обучения и воспитания, способствующий и профессиональному, и духовно-нравственному становлению личности эстрадного вокалиста как субъекта художественного действия, которому предстоит осуществлять активную социокультурную деятельность, создавать и реализовывать определенный «творческий продукт», от качества которого в значительной степени зависит вектор дальнейшего развития отечественной культуры.
Сегодня, очевидно, что существует острое противоречие между требованиями, выдвигаемыми передовой общественностью, осознающей социальную значимость музыкального искусства эстрады, и тем, что
1 Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. — - - — М., 2000.-С. 128.
основная масса людей воспринимает его исключительно как сферу досуга и развлечения, то есть эти люди являются, по классификации Т. Адорно, «потребителями развлекательной музыки». Результатом чего становится неизбежным понижение общего уровня художественно-эстетических потребностей общества.
Следует также осознавать, что чем ниже опускается «планка» художественно-эстетических потребностей слушательской аудитории, тем ниже опускается и планка массового «музыкального продукта», поскольку массовое искусство и его потребители связаны нерасторжимыми узами. Так происходит «экологическая катастрофа» в художественно-эстетической среде обитания, не менее опасная, чем страшные техногенные катастрофы, с которыми постоянно сталкивается человечество на протяжении последних десятилетий. Осознанием необходимости преодоления этого противоречия обусловлен выбор темы исследования, согласно которой формирование социальной ответственности рассматривается как обязательный компонент обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста, как фактор, способствующий его профессиональному и духовно-нравственному самоопределению.
Степень изученности проблемы. Проблема формирования социальной ответственности как значимого компонента профессионального и духовно-нравственного облика специалиста в различных сферах деятельности широко обсуждается как в России, так и странах ближнего и дальнего зарубежья. Американские ученые Г. Айзенк, Г. Адлер, Л. Кэмин связывают проблему становления профессионала с самой природой интеллекта, с «битвой за разум», с творческой сущностью интеллектуальной деятельности, которая обязательно должна содержать в себе социальную составляющую, не позволяющую действовать во вред человеку, обществу, человечеству в целом. __
Т. Бьюзен ассоциирует эту проблему с могуществом духовного
интеллекта, с его вербальной составляющей (коммуникативная компетенция), с формированием «социального интеллекта» (социальная компетенция). Понятие «социальный интеллект» представляет значительный интерес для нашего исследования, поскольку особую роль в его формировании играет социальная ответственность как один из важнейших ценностных ориентиров, определяющих стратегическую направленность профессиональной деятельности будущего эстрадного вокалиста. В работах психологов М. Буянова, Е. Рогова, Е. Руденского, К. Роджерса и др. фактор социальной ответственности неразрывно связан как с понятием «профессиональная компетентность», так и с с самим процессом социализации личности, ее встроенности в систему «Человек-Мир». Р. Джай, Дж. Каунт, Р. Лилей, Дж. Льюис, Р. Фрай рассматривают процесс формирования социальной ответственности в контексте профессионального становления личности в качестве одного из условий достижения успеха в профессиональной деятельности.
Интерпретируя профессиональную компетентность как «философию жизни эффективного человека», Н. Козлов также не оставляет без внимания социальный аспект, связывая воедино социальный статус профессии с социальной ответственностью профессионала перед обществом. Такой же точки зрения придерживается и российский исследователь И. Иваницкий. Российский исследователь А. Гаязов соединяет проблему формирования профессиональной компетентности с выявлением сущности образования и образованности в современном мире, выявляя при этом огромную роль социального компонента, социальной ответственности в жизни и деятельности подлинно образованного человека.
С. Коноваленко уверен, что достижение успеха в профессиональной
деятельности никогда не является случайностью, это всегда результат
высокого уровня профессиональной компетентности, высокого уровня
6
социальной ответственности, сформированной в процессе обучения и воспитания специалиста. Для М. Асаиновой, Т. Сабирова, В. Сорокина, Е. Чижиковой формирование профессиональной компетентности является основой социокультурной деятельности на современном этапе, что также требует достижения высокого уровня социальной ответственности.
Различным аспектам повышения профессиональной компетенции современного музыканта - исполнителя, педагога, исследователя, руководителя творческого коллектива посвящены исследования Э. Абдуллина, А. Ахметовой, А. Березняк, А. Горбачевой, Т. Житенёвой, О. Лысаковой, Г. Малютина, Л. Мельниковой, О. Милициной, А. Казуровой, В. Карташева, И. Левиной, Е. Петелиной, А. Хотенцева, Г. Цыпина, А. Щербаковой и др. В каждом из этих исследований обязательно упоминается о личной ответственности музыканта за осуществление социокультурного строительства, за сохранение музыкально-эстетической среды обитания для будущих поколений, за создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Во всех этих работах социальной ответственности отводится очень высокая позиция в иерархии профессиональных и духовно-нравственных ценностей, современного музыканта.
О том, что формирование высокого уровня профессиональной компетентности артиста эстрады, является важнейшей социальной проблемой, решение которой жизненно необходимо для дальнейшего развития культуры, пишут в своих исследованиях А. Баташев, И. Бриль, Ю. Верменич, А. Дугин, В. Кузнецов В. Озеров, А. Петров, У. Сарджент, А. Троицкий и др. Однако, несмотря на то, что существует множество работ, в которых в той или иной степени раскрывается роль социальной ответственности в деятельности современного музыканта, не существует комплексной методологии разработки целостной образовательной .модели _ _ _ формирования социальной ответственности в обучении и воспитании
будущего эстрадного вокалиста, как и не разработана методика реализации такой модели в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в вузах культуры и искусств.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания эстрадных вокалистов.
Предмет исследования: формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного самоопределения будущих эстрадных вокалистов; разработка и реализация модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов.
Гипотеза исследования:
Эффективность обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов будет значительно повышена, если:
• формирование социальной ответственности будет признано обязательным компонентом их профессиональной подготовки;
• для создания модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов будет разработана комплексная методология, включающая в себя следующие современные подходы: системно-синергетический, социально-философский, социально-психологический, социально - педагогический, аксиологический, историко-культурологический, профессионально-компетентностный, художественно-деятельностный;
• будут изучены и проанализированы: сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;____________________-
• будет разработана и реализована в условиях естественного учебно-воспитательного процесса теоретико-методическая модель формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов. Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующего круга задач:
• уточнить понятие «социальная ответственность эстрадного вокалиста» в контексте его профессионального и духовно-нравственного самоопределения;
• выявить сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;
• разработать комплексную методологию создания теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов;
• разработать методику реализации теоретико-методической модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов;
• реализовать в процессе проведения эксперимента разработанную теоретико-методическую модель;
• провести на основе методов математической статистики обработку полученных в процессе проведения эксперимента данных и определить эффективность авторской модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов.
Теоретике - методологическую базу исследования составляют фундаментальные исследования в области философии, социологии, культурологи, психологии, общей и музыкальной педагогики, освещающие: культуротворческую роль личности (Аристотель, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Ф. Шлегель и др.); психологию искусства и художественного творчества (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Л.
Бочкарев, J1.C. Выготский, С.П. Иванов, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, П.М. Якобсон и др.); роль искусства в гуманизации социокультурного пространства (К.З. Акопян, Н.И. Ануфриева, А. А. Аронов, А. Я. Айзенберг, А. И. Арнольдов, O.A. Блох, В.А. Волобуев, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, Н.И. Киященко, Л.С. Майковская, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис, А.И. Щербакова и др.); вопросы социальной адаптации в области профессионального обучения и творческого становления личности (Е.М. Авраамова, М.П. Будякина, Дж. Гилфорд, В.И. Жуков, Ю.А. Карпов, П.С. Кузнецов, В.И. Лобачев, Л.В. Мардахаев, Л.П. Павлова, Б.М. Петров, А. Русалинова, В.А. Семиченко, У. Томас, Л.В. Федякина, А.Ф. Эсаулов и др.); проблемы самосознания, профессионального и духовного самоопределения личности (H.A. Бердяев, Р. Берне, В.А. Бодров, Л.И. Божович, У. Джемс, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.Б. Орлов, В.В. Столин, В.Д. Шадриков и др.); проблему формирования профессиональной компетентности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Бодров, ТА. Дергунова, А.Г. Казакова, В.П. Кваша, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Я.С. Турбовской и др.); различные аспекты развития музыкального искусства и образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Н.И. Ефимова, В.В. Медушевский, Е.А. Минаев, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.); историю развития джаза и рок-музыки (А. Баташев, А. Дугин, Дж. Коллиер, В. Конен, Е. Минх, Е. Овчинников, Ю. Панасье, П. Печерский, У. Сарджент, А. Троицкий, М. Уильяме и др.); историю становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России (М. Германова, А. Жарков, В. Иванов, Д. Коллиер, В. Г. Кузнецов, Л. Мархасёв, Ю. Саульский, Е. Уварова, И. Шароев и др.); воз�